Наиболее характерные черты западноевропейской философии нового времени. Основные черты философии нового времени

Новое время 27- середина 19 века, период становления капитализма, развития экспериментальной науки. Антропоцентризм- в центре фигура человека. Главная философская концепция Гносеология -теория познания.

Источники знаний Эмпиризм, рационализм.

Эмпиризм- это философское направление которое абсолютизирует роль чувств в процессе познания мира (Бэкон, Локк)

Рационализм- это философское направление которое абсолютизирует роль разума в познании мира (Декарт, Спиноза)

Характерные черты:

1.философия обретает классическую форму, философия-основа мировоззрения и всеобщая методология

    Бурное развитие философских проблем естествознания и математики. Большинство выдающихся философоф были учеными.

    Возникновение политической философии либерализма (теория естественных прав и свобод, теория общественного договора)

15. Эмпиризм и рационализм. Бэкон и Декарт.

Фрэнсис Бэкон выдающийся английский философ, согласно Бэкону знать что либо-это знать причину явления, воздействуя на которую можно достигать практического эффекта. Вышел на проблемы метода(основную проблему нового времени)В учении об «идолах»(призраках)

Познания Бэкон обозначает причины ошибок в суждениях, которых разумный человек может и должен избегать в своей деятельности, назвал их призраками рода, пещеры, рынка, театра. Призраки рода –переносить на природу свои собственные свойства и предпочтения, пещеры- зависимость мировосприятия от индивидуальных особенностей человека, его воспитания, условий жизни, рынка- искажение познания из за подверженности людей общераспространенным взглядам, предрассудкам и заблуждениям, театра- из за преклонения перед ложными авторитетами. Выявляет недостатки, свойственные догматическому (дедуктивному) и созерцательно-эмпирическому пути познания, оба недостаточны, истинный путь познания состоит в умственной переработке материалов опыта. Согласно Бэкону науку развивает эксперимент- намеренное, целенаправленное испытание природы. Главное средство- правильный метод1.орудия, совершенствующие способность восприятия 2. Орудия, совершенствующие человеческую мысль. Важнейшая форма умозаключения- индукция,позволяет получать объективные знания..Нужно изучать свойства которые дает природа. Упраздняет понятие субстанция. Природа все ее свойства существуют независимо от человеческого сознания, человек может вполне доверять своим чувствам, любое явление может быть рассмотрено как совокупность природы и формы. Природа собственно наблюдаемые человеком качества вещей, форма- это закон, причина, сущность вещи. Познать причину – значит познать форму природы вещи. Предлагает элиминативную (исключающую) индукцию, в которой исследование фактов предполагает строгую их организацию, факты подбираются и определенным образом классифицируются. Бэкон убежден в доступности чувствам всех свойств природы и безусловном доверии к данным органов чувств.

Рене Декарт чувства могут обманывать человека, они часто слабы и неясны, зависят от субъективных предпочтений человека, поэтому не могут давать истинного знания, Декарт однако не отрицает роль чувств в познании, по его мнению чувства обладают достоинствами наглядности и убедительности, помогают человеку выбраковывать нереализованные в мире человеческие возможности, но они единичны и случайны, поэтому не могут служить основанием всеобщих и необходимых положений науки. Идеал в математике, ее истины абсолютны, полны, вечны и неизменны. Предлагает усовершенствовать дедуктивный метод, связать гносеологию с онтологией(онтологию в основу). Реабилитирует понятие субстанции, в основе мировоззрения Бог, трансцендентная субстанция, непознаваемая, все что происходит в материальной субстанции отражается в духовной, обе существуют независимо. Роль субъекта уловить корреляции, изменения в материальном субстанции, это вызывает толчек в духовной субстанции идет к выводу умозаключений об изменениях в природе материального субстракта. Первый вопрос философии по Декарту- это вопрос о достоверности научного знания и методе, посредством которого может быть получено такое знание. Сомнение- средство очищения сознания и наполнения его в соответствии с правильным методом, истинным содержанием Интуиция выявляет врожденные идеи сознания, Декарт строит свой метод как движение мышления в пределах самого мышления без обращения к чувственному опыту, метод развивается как логическая дедукция 1 Правило необходимо принимать за истинное только то, сто воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода для сомнения. Рациональная интуиция- способность отличать несомненные истины и переживать их очевидность как ясность и отчетливость. Несомненные истины, присущие нашему сознанию, схватываемые рациональной интуицией _ это универсальные понятия. 2 правило Необходимо делить каждую сложную вещь на более простые составляющие, дабы потом устремить внимание на эти простые части. 3 правило. В познании следует идти от простейших, элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным и трудным. 4 правило в рассуждении о проблеме нельзя делать пропусков, перескакивать от посылок к неоправданным выводам, строгий логический вывод предполагает необходимость перехода от одних посылок к другим и не может быть основан на произвольном выдергивании некоторых шагов суждения. По Декарту мы имеем врожденное представление о протяженности, однако мысли это свойство не присуще, существует мир, основными свойствами которого являются протяженность, фигура, движение- свойства, которые неизменны и от чувств не зависят. существует Духовная субстанция и субстанция протяженная. Бог Декарта это рационально выведенный элемент философской конструкции, а не бог религии, функция бога быть гарантом сохранения субстанций и истинности познания. В реальности человек сталкивается с 2 субстанциями – мыслящей(душой) и протяженно (материей), познавая одну с помощью другой на основе правильного метода. Дуализм- позиция в которой утверждается независимое, параллельное существование 2 субстанций, материальной и духовной. Психофизический дуализм, природа человека определена реальной связью бездушного телесного организма и разумной души обладающей волей, состояние души влияет на состояние телесных органов и наоборот, но в телесной организации человека нет никакой растительной или чувствующей души, нат никакого принципа движения кроме законов кровообращения.

Наиболее характерные черты западной философии 20 века

Для философии первой четверти XX столетия характерны следующие черты. Прежде всего это период напряженной философской деятельности; большое число выдающихся мыслителей заявляют о себе или становятся влиятельными. В этом отношении данная эпоха может быть отнесена к самым плодотворным в Новейшей истории. Далее, это период перехода. Рядом с современными остаются и действуют течения старого типа. Эпигоны XIX века пока еще вовсе не считаются таковыми, они активны и влиятельны. До мировой войны 1914-1918 гг. они господствуют в целом ряде стран, в частности в Англии и Италии. Между тем авторитетные мыслители уже выдвинули новые идеи и обеспечивают им широкое распространение. Некоторые из них, такие, как Бергсон и в меньшей мере Гуссерль, получают особенно широкое признание. Главные школы таковы: эмпирики и идеалисты как приверженцы идей XIX столетия, философы жизни, феноменологи и неореалисты как представители современности

Основные периоды развития западноевропейской философии

Философию XIX века можно условно разбить на две большие эпохи:

1.Философские учения, сложившиеся как попытки создать альтернативу абсолютной системе гегельянства (30 – 60 гг.);

2. Философские школы, произошедшие из учений первой эпохи и пытающиеся вычленить главный интегрирующий фактор миропонимания (60 – 90-е гг.).

Философия ХХ века так же может быть разбита на несколько эпох:

1 Теории, генетически приходящие из наработок второй половины XIX века, но имеющие инструментально-прикладную ориентацию, пытающиеся создать эффективную методологию научного познания, эстетического осмысления мира и установления социальной справедливости (10 – 40-е гг.);

2 Теории, происходящие из конвергенции прежде антагонистических учений, ищущие новые основания для интеграции знания и социального развития (40 – 60-е гг.);

3 Теории преимущественно эклектические, но ориентированные на поиск новых мировоззренческих оснований познания и социальной практики (70 – 90-е гг.).

Философия XIX века

Она начинается учениями трех крупных мыслителей К. Маркса, О. Конта, А. Шопенгауэра.

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

Носители общественного сознания

Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание – часть общественного бытия, возникшая одновременно и в единстве с ним, необходимое условие его возникновения. Но при этом общественного бытия и общественного сознания различны и относительно самостоятельны.

Особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру.

Различия между культурно-историческим и всемирно-историческим подходами к обществу

Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:

Направленность и смысл истории,

Методологические подходы к типологизации общества,

Критерии периодизации истории,

Критерии прогресса исторического процесса.

историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей,

Роль эстетических ценностей в жизни человека

Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности.

Укажите каково соотношение религиозных и нравственных ценностей

Опишите структуру философского знания

Онтология-это раздел философии, учение о бытии, о сущем, о формах и наиболее общих чертах и принципах устройства сущего

Онтология: философия природы, человека, общества

Гносеология-это раздел философии, учение о познании, предпосылках, структурах познавательного процесса, отношения, значения к реальности, критериях достоверности и истинности результатов познания

гносеология: философия методология, общая теория познания

Аксиология- это раздел философии, учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направление человеческой деятельности с нравственных и эстетических позиций.

Аксиология: теория ценностей, этика, эстетика

В чем состоит единство биологического и социального в человеке?

По своей сущности человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу. биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это "очеловечивание* природы на практике не всегда означает ее облагораживания.

В чем различие между научным и ненаучным знанием?

Научное знание, в отличие от метафизического, представляет собой описания чувственно данного, путем последовательного числа шагов всякое научное высказывание может быть сведено к эмпирически подтверждаемому.

Два вида знания по канту

Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (от a posteriori - апостериорное) и внеопытное (от a priori - априорное).

Понятие мирровозрения

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нём человека

Понятие бытия

Бытие - философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах – их простое наличие. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как единственное (см. Парменид), постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия - небытие и ничто. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.

вся совокупная объективная и субъективная реальность

Диалектика

(искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались разл. толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (Маркс, Энгельс).

Относительная истина

Частичное знание о предмете

Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины - релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» - абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, - относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости

Абсолютная истина

Полное знание о предмете

Абсолютная истина - источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину

Ненаучное знание

Ненаучное знание – это такие формы познавательной деятельности, которые возникают как: 1) первичные формы осмысления реальности, предшествующие научному знанию; 2) как знание, несоответствующее общепринятым критериям построения и обоснования предлагаемых концепций; 3) как знание, дополняющее существующие виды научного знания; 4) как противоречащее науке знание, строящееся на игнорировании эмпирических фактов, характеризующееся крайней авторитарностью и пониженным критицизмом.

знание, не вписывающееся в жесткие каноны научной рациональности, а также представляющее собой способ освоения действительности, отличный от науки

Понимание

универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений

Бытие, материя, пространство, время

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

1. Укажите наиболее важные этические принципы философии канта

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом

2. Поступай так, как считаешь нужным

3. Основанием поступков человека должно быть осознание того,что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения истины

2. С каким определением понятия мировоззрения вы согласны?

1. Мироощущение

2. Знание о мире

3. Практический опыт человека

4. Совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношения к миру

3. Определение понятия движение

1. Всякое перемещение вообще

2. Отсутствие покоя

3. Всякое изменение вообще

4. Атрибут материи

4. Что вы понимаете под научной картиной мира?

1. Целостное представление о социальных и природных процессах

2. Образ мира, основанный на философско-мировоззренческих принципах

3. Интегративный образ мира, созданный на основе данных естественных и гуманитарных наук

4. Образ мира, созданный на основе отдельных наук

5 .Определяющий критерий общественного прогресса

1. Уровень развития производительных сил

2. Степень развития свободы человека???

3. Уровень развития духовной культуры общества

4. Уровень развития общественной морали

6 . Факторы, способствующие возникновению сознания

1. Разделение труда

2. Изобретение орудий труда

3. Знаковые системы

4. Предметы культуры

5. Совершенствование общественных отношений

7 . Наиболее характерные черты экзистенциализма

1. Интерес к проблемам личности

2. Представление бытия как целостности субъекта и объекта

3. Отождествление свободы и существования

4. Интерес к проблеме времени

5. Рационализм

6. Прагматизм

7. Трагизм

1. Тождество

2. Абсолютная идея

3. Противоречие

4. Количество

5. Качество

6. Материя

7. Пространство

8. Относительная идея

9. Мера

9 .в данном перечне укажите формы чувственного познания и абстрактного мышления

1. Ощущение ч

2. Отображение

3. Восприятие ч

4. Представление ч

5. Раздражимость

6. Понятие а

7. Суждение а

8. Умозаключение а

9. Рефлекс

10. Интуиция

10 .Укажите все глобальные проблемы, которые имеются в данном перечне

1. Проблема образования

2. Энергетическая проблема

3. Проблема сельскохозяйственного производства

4. Экологическая проблема

5. Продовольственная проблема

6. Проблема борьбы с терроризм

7. Проблема войны и мира в целом

8. Демографическая проблема

9. Национальная проблема

Наиболее характерные черты западноевропейской философии нового времени

Философия Нового времени - период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых "врождённых идей", присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления - Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм

Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник. Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона.

Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.

Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.

Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.

Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.

В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.

Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии

осн. формы Б. Доп. по 1 виду б. : все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

81 Философское понимание движения

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движ несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого.

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

59 Проблема познания в философии

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа:

Чувственное и рациональное

Ч познание явл начальным этапом познания.

Для познания объектов необход функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познаниемЕсть три формы чувственного отражения: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения - простейший и исходный элемент чувств познания.На первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие.Благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме. Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения.

Представление. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.

Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки.

В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты из описаний(результаты опыта ряда его предшественников). РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Понятия- это такие воплощенные в словах продукты в социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явление.

Процесс поним состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Понятия есть элементы суждений. ННа базе суждений и понятий формируются умозаключения. Это есть вывод. Все три формы рац познания как способности образуют ум, а как процесс - мышление. Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального, их взаимообусловленности. Например, образ яблока есть пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей. Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.Чувственная форма познания

вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.Но мышление и чувственное познание обладают и относительной самостоятельностью.

Философское понимание движения

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм. Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно объяснить происхожд другого, так как он не содержит принципа своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Казалось еще чуть-чуть и физ. картина мира получит полную завершенность.

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие электромагн полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту.

Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство, для каждой точки кот можно определить величину и направл силы взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является непрерывность.

Все это привело к фил кризису. Этот кризис связан с утратой представл о материи как о веществе.

Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. Индивидов.

Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б. : 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б. : все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия

6 7Характерные черты и основные направления философии ХХ века

философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.

· отход философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования, ориентированного на определенные-политические взгляды и религиозные (атеистические) убеждения к философствованию всё более плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или диалога

· Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и помогло найти новые исследовательские поля

· Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении десятков лет исследователи не имели.возможностей заниматься теми вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и партийные документы.

· Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Для философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем сущности и существования человека

· Философия XX века открывает и разрабатывает новые области философствования, такие как философия культуры, философия техники, философия жизни и др..

· Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну - это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии - в чем смысл жизни и предназначение человека.

· Философия XX века - вместе со всей духовной культурой современногомира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала. Современная философия не навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе.Даже краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за истекшее столетие.

Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека

65 Характерные черты марксистской философии.

Общая философия - диалектический материализм, в рамках которого развита теория исторического процесса- исторический материализм..

Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект – это предмет приложения человеческих сил. Основные виды практики: 1)обработка природы людьми(материально-производственная деятельность) и2)обработка людей людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической.

Исторический материализм. Основа любого человеческого общества - добывание средств к жизни. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе развития производственных сил.

Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новый базис,который вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный переход о одной ощественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад, феодал,капитал, коммунизм первая стадия - социализм. Основной движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается.

Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах. 1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не ринадлежат - они ему чужие. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Только вне труда р. свободен

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный контакт с прир, в кот главное - труд, производство. Но для раб труд - лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные.

Устранение отчуждения. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет, если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в

реализацию человеком своих лучших сторон.

53Философия Гегеля

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

54 Философия И. Канта

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Он был не только фил, но также крупным ученым в обл естествознания.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)

Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения,но ни ощущуние нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и естествознание.

Учение о знании. Знание всегда выраж в форме суждения. Сущ 2 вида суждений:1) аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения

2)ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы.

Есть 2 класса синт суждений. 1. обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте - априорные суждения.(все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. Значение

Чувственное познание . У К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка . Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка , под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания, а значит свободен.

Философия Нового времени

55Философия эпохи возрождения

Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но успехи в географии, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике сломило господство церкви Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть ощущения, и это

единственный источник познания. Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в обществе.

Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм.1)Натуралистический - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

2)Мистический - растворение природы в боге.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции. Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления в философии были:

1) методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). 2) детерминистское истолкование действительности; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость. 3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике

Общ-во - сумма изолированных индивидов. Необходимо светское государство. Движущая сила - человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством.

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно

кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания.Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. В узком смысле слова гуманизм - идейное движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

35Философия Аристотеля

Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: “Что есть вещь?” Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя– это первичный материал, потенция вещей.Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1)Материальные , то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2)Формальные , в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. 4)Целевая или конечная причина , отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Ар-ль понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса.

Учение о перводвигателе. Т.к. движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. “Первый двигатель” для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, он есть чистая форма – цель. Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. Разумной душой обладает лишь человек. Разумная душа - такая часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни.

34Философия Платона

(427-347, “Государство, законы”) Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Мир идей - божественное царство, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах.

Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении - личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

83. Онтология, ее основные понятия и проблемы. Доказательства существования Бога и аргументы в пользу атеизма

Онтология – учение о бытии, о сущем. Что такое бытие? Что значит существовать? Что такое не бытие? Человек применяет особые формы мышления – категории – широкие понятия, многие из которых раскрываются друг через друга и используются парно: бытие-небытие, качество-количество, сущность-явление, возможность-действительность, единое-многое, необходимость-случайность, целое-часть, движение-покой и др.

Основные проблемы онтологии.

Проблема небытия – Как помыслить небытие? Если небытие есть, то есть ли оно нечто?

Проблема сознания – Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Имеет ли пространственные характеристики? Существует ли духовная реальность, как она соотносится с материальной? Что первично?

Проблема единства мира – Все многообразие – одно бытие и объясняется из одного начала? Или существует бесконечное многообразие видов обособленного бытия? Первая позиция – монизм, вторая – плюрализм. Дуализм (существует духовное и материальное бытие).

Проблема Бога: Вопросы из признания существования Бога. Бог присутствует в природе или же он трансцендентен? Бог творит бытие, будучи над ним? Творение Богом мира – это разовый акт или непрерывный процесс? Вопрос об ответственности Творца за зло.

Пять доказательств существования Бога.

1. Должен существовать первый двигатель. Цепь причин не может быть бесконечной, должна быть первая причина – Бог (Аристотель, Лейбниц).

2. Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, т.е. должно существовать абсолютно необходимое существо – Бог.

3. Вещи обнаруживают разные степени совершенства, т. е. должно существовать абсолютно совершенное существо – Бог (Августин).

4. Целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, необходимо принять внеприродный разум, который упорядочил мир – Бог (Сократ, Платон).

Основные исторически сложившиеся позиции онтологии.

Реализм. Реальность существует вне сознания познающего субъекта и независимо от него. Полюса реализма: объективный идеализм и материализм.

Объективный идеализм – объективно реальны идеи и вещи. Но духовное более действительно.

Материализм – единственная реальность – материя. Отрицает независимое от тела существование душевных явлений. Диалектический материализм: объективная материальная реальность и субъективная духовная реальность. Последняя – вторичный род бытия.

Субъективный идеализм – антипод реализма. Дж. Беркли – «Существовать значит быть в восприятии». Реальность ограничивается индивидуальным опытом.

Феноменология – реакция на крайности субъективного идеализма. Вещи – часть содержания сознания, на которую направлены акты сознания: то что мыслится, воспринимается. Данная часть сознания – объективна.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Философия Нового времени - период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII веках, характеризующийся становлениемкапитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты , главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых "врождённых идей", присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы , напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления - Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии былиТомас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

В конце восемнадцатого столетия Имм

14 Эмпиризм ф.Бэкона и рационализм р.Декарта как основные философские направления Нового времени.

Френсис Бэкон

Основная статья: Френсис Бэкон

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания . Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции . Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» - в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») - в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» - в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).

Рене Декарт

Рене Декарт (1596-1650) - французский математик и философ. Если Френсис Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логикуматематику , то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма . Впервые ввел идеиэволюции , но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.

Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции , здесь он сближается с античными философами . В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.

Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм . Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».

    Учение философов Нового времени о государстве и праве.

    Философия нового времени.

Проблема метода познания.

Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии.

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания икритерием его истинности.

У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).

Философия Ф.Бэкона была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением. Остатки органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом, критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться. Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения, который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс, этот яркий закат всего западноевропейского Ренессанса, почти слившийся с зарею грядущего Просвещения. И по своим намерениям, и в действительности Бэкон играл в философии роль реформатора. Но обставлена она была классическими декорациями.

Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость философии, Бэкон в понимании если не задач, то объема ее компетенции примыкал к классической античной традиции, одновременно придавая этому понятию и то широкое значение научного знания вообще, которое надолго укоренится в англосаксонском обиходе.

Современная философия - категория науки, которая возникла в Западной Европе в 17 веке, и постепенно распространилась по всему миру. Это не конкретное учение или школа, это общее название для направлений целой эпохи. С 17-го и примерно по начало 20-го века начало и конец современной философии. Если любые взгляды эпохи Ренессанса является предметами для споров, так взгляды этого периода постоянно поддавались критике. Философия нового времени сменилась на философию постмодерна.

Современники этого направления обращались к философии эпохи Возрождения и к Рене Декарту как к основателю "ранней современной философии". Может быть поэтому, так много общего таят в себе предыдущие философские положения. Декарт был во многом прав, пытаясь найти в них что-то общее. Основными фигурами в философии сознания, гносеологии и метафизики в течение семнадцатого и восемнадцатого веков были представители двух основных групп: «рационалисты», в основном философы Франции и Германии, которые утверждали, что все знания должны начинаться с определенной «врожденной идеи» порождённой разумом, в этом и была философия нового времени .

Декарт, Спиноза, Лейбниц, и Николя Мальбранш были основными рационалистами. «Эмпирики», напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Основными приверженцами этой мысли были Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.
В конце восемнадцатого века Эммануил Кант изложил идеи новаторской философской системы, в которой утверждал, что должно существовать единство рационализма и эмпиризма. Так или иначе, он был прав.

Тейяр стремился примирить науку и религию иным путем, чем неотомисты. Тейяр разъяснял верующим реальность развития Вселенной, указывая на диалектические черты этого процесса, но вместе с тем жизнь и сознание трактовались Тейяром как первичные духовные сущности, пронизывающие материю и обуславливающие ее эволюцию. В конечном же счете жизнь и сознание трактовались как проявление "психической энергии", первоначально разлитой по всей природе, а в ходе космогенеза, т.е. развития всего бытия, они приняли форму божественной личности, "бога-Омега", который может быть отождествлен, по мнению Тейяра, с Иисусом Христом .

Объективно Тейяр не смог своим учением добиться примирения науки и религии, их гармонии, но он сильно способствовал распространению иллюзии, что на намеченном им пути это возможно. В 70-х гг. тейярцизм перестал быть предметом широкого общественного интереса, и в известном смысле лишь углубил кризис религиозной философии отказавшись от важных для христианства догматов.

Одной из распространенных школ субъективного идеализма является и философия экзистенциализма ("философия существования"). Ее представителями являются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Ж.-П.Сартр, А. Камю. Выразителем этой философии является главным образом творческая интеллигенция. Возникнув послепервой мировой воины, она особенно распространилась после второй мировой войны прежде всего в странах Западной Европы. В философии экзистенциализма отразился стихийный протест интеллигенции и мелкой буржуазии против господства монополий, стандартизации жизни под влиянием технического прогресса, превращающего людей в пассивных потребителей чепухи.

Сложность и противоречивость экзистенциализма отразилась и на политических взглядах его представителей: они очень непоследовательны, неуверенны, а порой и противоречивы. М. Хайдеггер занимал пост ректора университета фашистской Германии, а к концу жизни предает анафеме всякую политику, исповедует отшельничество. В годы фашизма К. Ясперс - убежденный “неприсоединившийся”, в 50-е годы - реакционер, сторонник "холодной войны", Ж.-П. Сартр участник сопротивления, враг фашизма, симпатизирующий марксизму и через него пришедший к идее о месте в этом мире живого человека.

Главное назначение философии - это обращение к человеку, к миру человеческого существования. В отличие от науки, которая занята исследованием отдельных предметов, вещей, философия экзистенциалистов толкует о том, что касается каждого человека, его бытия.

Бытие, мир, считают экзистенциалисты, есть поток переживаний , чувств, мыслей индивида, все интересы которого сосредоточены на нем самом. В основу своего миропонимания они и кладут категорию "существования" - "экзистенции", давая ей самые разные толкования. Причем основой этого существования является страх человека перед конечностью и беспомощностью своего бытия, страх перед смертью. Человек имеет дело только со своими переживаниями, со своим личным миром. Иного мира у экзистенциалистов нет. Переживания, страдания субъекта, одиночество, безысходность - вот истинный мир и единственная реальность экзистенциалистов.

В философию экзистенциалистов входит идея "бытие - для - смерти" - истинное назначение и цель человеческого существования (М. Хайдеггер). Хайдеггеровская концепция подлинной жизни есть "с самого рождения движение к смерти". Человеческому существованию, считает М. Хайдеггер, всегда должен сопутствовать страх перед смертью и превращением в ничто. Смерть венчает жизнь индивида, делает ее осмысленной. Осознание сущности смерти, сознательное принятие страха и возможности выбора конца определяет нашу свободу. Именно такая свобода, по мнению Хайдеггера, может дать человеку компенсацию за непрерывную горечь жизни, снять с него непрерывное чувство опасности и тревоги.

Превращая смерть в смысл и цель человеческого существования, экзистенциализм приходит к выводу о бессмысленности, абсурдности жизни.

Одним из важнейших положений философии экзистенциализма и является тезис об абсурдности мира. Согласно этому тезису в мире нет никакого разумного, организованного начала, действительность лишена какой бы то ни было закономерности и чужда человеку. Согласно принципу абсурдности "нелепость", "алогичность" тех или иных сторон действительности объявляется всеобщим законом бытия. Взаимоотношения людей носят только конфликтный характер, и люди в целом "некоммуникабельны", т.е. неспособны понять один другого, установить прочные духовные связи.

Большое внимание экзистенциалисты уделяют этическим проблемам и особенно вопросам нравственности и свободы индивида.

Свобода, в понимании экзистенциализма, - это деятельность человека, продиктованная ему его собственным желанием, волей. Человек, как говорит Сартр, "обречен на свободу". Это внутреннее состояние, личные переживания самого субъекта.

Говоря о познаваемости мира, экзистенциалисты считают, что он недоступен разуму и чувствам, не подчинен логике. Единственное оружие постижения истины - интуиция. Под истиной экзистенциализм понимает свободное творчество субъекта для самого себя, а не знания, верно отражающие действительность. По мнению экзистенциалистов истина существует только для данного субъекта: каждый человек стремится к своему самосохранению, поэтому у какого человека есть своя истина.

Для другого представителя экзистенциализм смысл философии, по К. Ясперсу (1883 - 1963) состоит в создании путей общечеловеческой коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов.

Возможность этой связи времен обеспечена достижениями «осевого времени» (8 - 3 вв до н.э.), когда одновременно действовали первые греческие философы и основатели важнейших религиозных философских традиций Азии. «Осевое время» создало, считает Ясперс, для всех времен общечеловеческий завет личной ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада. Вот почему необходимо обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для старой истины, которая утрачивается, новые «шифры».