Мировоззрение - это самое важное в жизни. Что такое мировоззрение


Лекция:

Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: "Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?" – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам.

На формирование мировоззрения влияют:

    Во-первых , окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.

    Во-вторых , социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство.

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по - разному.

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие.

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно - практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально - психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно - интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно - практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Каждый человек обладает определённой системой взглядов и мнений, благодаря этой основе он понимает, как вести себя в различных ситуациях и каким образом «строить» жизнь. Поэтому сегодня мы затронем такую тему как мировоззрение и его виды, основные типы, чтобы научиться устойчивости и уверенности, как в себе, так и в своей позиции.

Метафора

Чтобы немного упростить понимание, хочу провести аналогию с очками для зрения.

  • Большинство людей приобретает очки, сделанные на заказ, и, несмотря на разнообразие моделей, часть из которых уникальна, между ними всё равно присутствует что-то общее, что позволяет нам понять, какой предмет перед нами. Как и отметить совсем неповторимую дизайнерскую идею.
  • У одного бренда товары будут иметь хотя бы одну схожую черту, по которой его легко будет определить.
  • Чтобы стать обладателем очков, необходимо учесть целый ряд факторов: финансовое положение, предпочитаемый стиль одежды, социальная среда, в которой находится человек, модные тенденции сезона, предпочтения и прочее.

Функции, или для чего оно нам?

  1. Поведенческая функция. А это значит, что система ценностей и взглядов имеет непосредственное влияние на наши действия и определяет поведение в конкретных ситуациях. К примеру, личность с определёнными религиозными убеждениями никогда не убьёт даже комара, не говоря о том, что не применит насилие даже в опасной ситуации, чтобы себя защитить.
  2. Познавательная . Знаете выражение: «Нельзя штаны один раз навсегда постирать»? Вот так и со взглядами на окружающую действительность. В процессе жизни мы непрестанно узнаём что-то новое, приобретаем опыт, знания и испытываем разные чувства, и в зависимости от этого корректируется образ мыслей, хотя есть убеждения, которые неизменны, даже если приносят вред «владельцу».
  3. Прогностическая . Опять-таки, благодаря полученному опыту и знаниям мы порой в состоянии предугадать ближайшее будущее. Это позволяет нам планировать деятельность, жизнь, а также избегать неприятных ситуаций. К примеру, родители, боясь нежелательных последствий дружбы ребёнка с одногодками из неблагополучной семьи, которые, к примеру, употребляют наркотики и алкоголь, всячески препятствуют его общению с ними ведь. Какими бы прекрасными и добрыми людьми эти дети не были, существует риск, что и их сын разделит их взгляды на зависимость.
  4. Ценностная . В силу того, что мы постоянно находимся в поисках ответов на вопросы: «Что такое любовь?», «Что такое плохо или хорошо?», «Зачем я живу?» и прочее, у нас формируется определённая система ценностей, опираясь на которую, мы строим отношения, карьеру, и вообще, жизнь. С помощью расставленных приоритетов нам проще делать выборы, принимать решения и действовать. Они придают нам уверенности в своём мнении, поступках, а также являются маркером для собственной самооценки. Ведь, если я совершил что-то, что, по моему мнению, является благородным поступком, я посчитаю, что я отзывчивый и добрый человек, от чего испытаю удовлетворение.

Типы

С развитием общества, меняются и типы мировоззрения, одни теряют актуальность, другие совсем изживают себя, а третьи являются единственными ориентирами у большинства населения. Итак, давайте рассмотрим, какие системы взглядов различают:

Мифологическое мировоззрение

Ему характерно отожествление природы с живым разумным существом, вера в то, что какие-либо события связаны с действиями мифических существ, видимых и не видимых, но живущих среди людей. Отсутствует разделение между субъективным и объективным. Отчего знания и представления о мире и окружающей действительности, совсем ограничены или неверны.

Несмотря на вышесказанное, в нашем современном мире ещё есть место для мифической системы взглядов, какой бы порой абсурдной она не казалась. Именно это позволяет сохранять связь со своими предками и передавать полученные знания следующим поколениям.

Ну, например, когда чёрная кошка переходит вам дорогу, что вы делаете? Большинство людей до сих пор хватается за пуговицу, или ждёт, пока кто-то другой не пройдёт этой «несчастливой» тропой.

Религиозное

Этот тип более развитый, чем предыдущий, по крайней мере, у него более осмысленный подход, соответствующий моральным и этическим нормам. Имеет огромное влияние на человека, по сути, являясь самым сильным и действенным среди остальных видов. Основан на вере в сверхъестественные силы, которые справедливо распоряжаются судьбами людей.

Поэтому и имеет огромное влияние на человека, контролируя и управляя им. Верующая личность живёт в определённых жёстких рамках, она обязана следовать правилам, иначе разгневает высшие силы, и они накажут либо её, либо её близких людей. Зато в случае послушания и правильных поступков её ждёт поощрение.

Например, женщина не красится, всё внимание отдаёт уборке, детям и молитве, не испытывает радости и удовольствия, зато после смерти в отличие от женщин, идущих за своим интересом попадёт в обещанный рай.

Бытовое

Его ещё называют обыденным, а всё потому, что формируется с детства, постепенно, в житейских условиях. Изначально взрослые знакомят малыша с такими понятиями, как солнце, вода, огонь, животные и прочее. Подрастая, он начинает понемногу понимать устройство мира, у него появляются определённые ожидания и представления.

Родители передают свой опыт, знакомят с традициями и формами построения отношений. Со временем, получая доступ к СМИ, литературе и кинематографу такой ребёнок закрепляет полученную от взрослых информацию и получает новую, следуя своим интересам.

В связи с этим он осознаёт, что из себя представляет, и какими характеристиками наделён, развиваясь, ищет смысл своего существования и дело, которое удаётся лучше всего.

Философское

Чем больше личность посвящает времени саморазвитию, тем чаще возникает потребность анализировать, теоретизировать и подвергать категоризации. Я имею в виду, что, опираясь на материальную и духовную составляющие мира, она пытается обнаружить истину, придав смысл каждому нюансу и событию, происходящему в её жизни.

Научное

Основные показатели этого типа: рациональность, конкретика, логика, реалистичность, точность, объективность и практичность. Современному человеку важно опираться на проверенные факты, а не домыслы, и фантазии.

Способность отойти от субъективизма и умение аргументировать свою точку зрения с помощью логических умозаключений и доводов – являются признаками прогрессивного индивида, который может повлиять на развитие человечества.

Историческое


Это идеалы, присущие различным эпохам. Ценности, стремления, обстоятельства, потребности, нормы, желания, условия и прочее. Именно время откладывает основной отпечаток на формирование личности, условия, в которых она рождена.

К примеру, в Средневековье совсем не актуально было бороться за свободу мысли и право на самовыражение, ведь все, кто отличался от массы, мгновенно обвинялись в ереси и подвергались казни. Особенно жестоко инквизиторы расправлялись с теми, кто желал получать точные знания, изучая науку, которая, в Античности, наоборот, ценилась.

Художественное

Свойственно людям, которые воспринимают окружающую действительность как чудо, и пытаются придать смысл даже мелочам, обнаруживая в них скрытую для большинства глаз красоту и великолепие. Они умеют поистине восхищаться простыми вещами, на которые обычный человек и не обратит внимания.

Благодаря людям с творческим уклоном и восприятием нас окружают уникальные творения, способные доставить эстетическое удовольствие.

Гуманистическое

Строится на принципах человечности. Приверженцы гуманизма считают, что каждая личность помимо того, что совершенна, так ещё и обладает способностью к саморазвитию и внутренним изменениям к лучшему. Жизнь, данная нам – высшая ценность, и никто в мире не имеет права её прерывать.

Думаю, для вас не будет секретом информация о том, что человек достигает успеха не только благодаря благоприятным событиям и упорному труду. Основное значение имеет его образ мыслей. Слышали истории о людях, которые выигрывали миллион, но через короткий промежуток времени вновь становились нищими?

А о том, как миллиардеры теряли всё, залезая в бесчисленные долги, но при этом буквально через год снова были на вершине?

Правильные вопросы


Важно не то, сколько вы имеете в данный момент, а то, как вы этим распорядитесь.

Поэтому выберите время, и задайте себе вопросы:

  • Где я? Вроде бы странный вопрос, вызывающий недоумение, но, прежде, чем куда-то идти, следует оглянуться и внимательно осмотреться. Правда, ведь? Иначе есть риск попасть не туда, куда хотелось бы, или, выбрав совсем небезопасную дорогу, так и не добраться никуда, получив только травмы и увечья. Тут пригодятся созданные и накопленные представления и знания, они будут служить ориентиром.
  • Кто я? Сущность человека имеет такие формы проявления: дух, тело и разум. Какие задачи развития вы перед собой ставите? Как думаете, что в вас преобладает больше и какими характеристиками наделена каждая составляющая? И, конечно же, в чём состоит , предназначение?
  • Как я взаимодействую с окружающей действительностью? Как я строю отношения, как я конкурирую, или добиваюсь своего? Каким образом проявляю интерес, любовь и прочие чувства? Что я предъявляю миру, какую свою часть? Доверяю ли я окружающим?
  • Какой я? От чего я получаю удовольствие, а что вызывает грусть? Отчего злюсь и как успокаиваюсь? Что я думаю о себе? Какие мои основные черты характера? За что я себе благодарен? А от чего мне стыдно? Именно эти и подобные вопросы обязан задать себе каждый человек, только с помощью их он в состоянии исследовать и познать себя. Тогда не будет надобности хвататься за мнение окружающих людей, примеряя их оценки на себя.
  • И последний, немаловажный вопрос: «Чего я хочу?». Мало осмотреть место, в котором находишься, важно ещё понять, какого результата хотите достигнуть по завершению пути, иначе можно без конца плыть по течению, разочаровываясь и испытывая злость каждый раз из-за того, что «прибило» не к тому берегу. Это завершительная стадия познания себя, когда я понимаю, какой я, я могу планировать свою деятельность в зависимости от своих умений и характеристик.

Заключение

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

Мировоззрение: понятие, структура и формы. Мировоззрение и философия

мировоззрение религиозный философский мифологический

Определение мировоззрения

Мировоззрение или взгляд на мир является неотъемлемым и необходимым элементом человеческого сознания. В мировоззрении сложно взаимосвязаны и взаимодействуют знания, чувства, мысли, убеждения, настроения, на основе которых мы стремимся вывести всеобщие принципы, способные объяснить происходящее во «внешней» действительность и нашем «личном» мире. Подобные «универсалии», образующие мировоззрение и придающие ему целостный вид, позволяют осознанно понимать и оценивать происходящее вокруг нас, определять своё место в мире и отношениях, регулирующих человеческую деятельность.

Мировоззрение это активное отношение к миру, в результате которого формируется общее представление об окружающей действительности и человеке в ней. В более развёрнутом виде мировоззрение можно рассматривать как целостную самостоятельную социально детерминированную систему, в которой сложно отражены и взаимосвязаны наиболее общие взгляды, образы, оценки, принципы, чувственные и рациональные представления индивида и коллектива о действительности в объективном (природном, общественном) и субъективном (индивидуальном) состоянии и отношении к ним человека в его духовной деятельности . В мировоззрении закреплены познавательное, поведенческое, ценностное значения (или функции).

Специфика мировоззрения

Основной проблемой мировоззрения выступает вопрос о специфики отношений, связующих человека и мир. Раскрытие подобной проблематики является ключевым аспектом для понимания природы не только мировоззрения, но человека как такого.

Отталкиваясь от положения о социальной сущности бытия человека, мы должны отвести первое место такому аспекту изучения мировоззрения, как взаимосвязь человека и социума. Социальное не только реальность, в которой бытийствует индивид, но и инструмент познания объективной и субъективной, материальной и идеальной стороны мироздания. Например, посредством таких общественных сторон жизни, как образование, наука, искусство, традиция, мышление и т.п. мы открываем процессы, протекающие в обществе, сознании отдельного человека и мироздании в целом. Поэтому, прежде всего, следует говорить о том, что мировоззрение в любых его состояниях детерминировано (определенно) и формируется социальным бытием человека, следовательно, исторически изменчиво, отражает культурные, политические, экономические веяния своей эпохи , и не является абсолютно изолированным индивидуальным феноменом. Но его недопустимо рассматривать и как плод исключительно коллективного сознания, в котором допускаются несущественные частные вариации. В этом случае мы неоправданно исключаем уникальное бытие личности, отрицаем возможность самостоятельной сознательной оценки происходящего отдельным человеком, с вытекающими отсюда гуманитарными и этическими осложнениями.

Индивидуальное и коллективное есть различные, диалектически взаимосвязанные грани конкретного выражения культурно-исторического состояния социальных отношений. Под коллективным мировоззрением принято понимать интеллектуальный и духовный настрой семьи, группы, класса, национальности, страны. И так как индивид обладает относительной самостоятельностью, всегда включён и выступает частью групповых связей существующих на различных уровнях коллективных состояний, то индивидуальное мировоззрение можно рассматривать как частное, самостоятельное, творчески преломлённое отражение общественных процессов, которые предстают перед человеком через призму социально-группового (коллективного) взгляда на мир, который (коллективный взгляд на мир) выступает не только необходимым условием существование индивидуального, но и способен изменяться под воздействием личности. Примером диалектики коллективного и индивидуального может служить учёный, проводящий самостоятельное исследование, в котором выражено уникальное понимание им, как изучаемого объекта, так и парадигмы, исторически сложившейся в научном сообществе.

Зависимость индивидуального и коллективного можно раскрыть следующим образом: Индивидуальное (частное) бытие, по факту своего существования, необходимо включено в социальные отношения и подчиняется законам, которые ими управляют. Данные отношения неоднородны и предстают в различных формах – семья, группа, этнос и в том числе индивидуальное существование. Человек здесь выступает интегрированным элементом, существование которого неотрывно связано и изменяется в зависимости от типа социального состояния, или группы, с которой он соотнесён. Даже если рассматривать индивидуальные отношения самостоятельно, то мы столкнёмся с тем, что они в любой момент времени есть отношение к кому-то, с чем-то. «Изолированный» человек, находясь наедине с собой, остаётся включённым в общественный процесс, уже исходя из того, что его сознание сформировано социумом. В состоянии подобной самостоятельности наши настроения, принципы, убеждения, критерии мышления, стимулы для поведения, как формы сознательной деятельности, всегда несут на себе отпечаток социальной определённости, и одновременно являются формами существования социального бытия. Даже тема и предмет размышления меняются в зависимости от формы социальной реальности, в которой прибывает человек, и носителем которой выступает. Таким образом, наша самостоятельная деятельность, оценки, мысли являются диалогом или связью с обществом. Подобный внутренний диалог человека выступает состоянием, в котором также отражены процессы «социального множества» (коллектива), рассматриваемого нами в качестве абстрактной категории. Поэтому, можно говорить о том, что персональное не следует рассматривать по принципу абсолютной изоляции, и всегда необходимо учитывать взаимосвязь и взаимодействием индивидуального и коллективных состояний мировоззрения.

При этом индивидуальное существование предстаёт как уникальный, неповторимый синтез социальных отношений, в которые человек включается на протяжении всей жизни при помощи сознательной творческой деятельности или просто по факту своего общественного существования. И отождествление или полное подчинение индивидуального коллективным формам мировоззрения недопустимо. При возможном допущении такого равенства, «исчезнет» либо понятие индивидуальность, либо, обратное, категория коллектив, так как индивидуальное превратиться лишь в свойство коллективного существования, либо коллективное утратит своё содержательное наполнение, своё конкретное выражение и превратиться в «пустое» «бессвязное» понятие, а также мы можем столкнуться с вариантом, когда групповые связи будут упрощены к сумме «однообразных» индивидов, с «чужой» сущностью. Также, благодаря ложному отождествлению и утрате самостоятельности индивидуального мы разрушаем взаимосвязь и взаимовлияние между рассматриваемыми нами состояниями мировоззрения, То есть, с точки зрения философии, ошибочно допускаем возможность существование «общего» отдельно от «единичного», «частного», «конкретного», что приводит к нарушению принципа единства и универсальности социального бытия для всех его проявлений. Результатами подобных заблуждений становится неправомерное отрицание роли личности в истории, значение индивидуального мнения в социальной группе и т.п.

Индивидуальное и коллективное мировоззрение, обладая различными частными формами выражения, и будучи несводимы друг к другу, выступают в качестве элементов образующих, как в сознании отдельного человека, так и коллектива сложное целое, в котором неразрывно связаны и бытием которого определяются. Например, рассматривая человека, мы увидим множество форм его бытия – индивид, семья, класс – и на каждом уровне раскрывается как уникальность существования отдельной персоны, так и человека вообще, т.е. категории «человек». То же самое происходит с такой категорией как «общество». Даже при рассмотрении отдельного индивидуального существования мы обнаруживаем определяющее влияние общественных отношений, что позволяет говорить нам о социальной сущности индивида, но также исследовать специфику его (общества) воплощения в конкретных частных формах, в нашем случае в форме бытия индивидуальности. Данное «единство в целостности » базируется не на нахождении точек соприкосновения, а на наличии одной социально-антропологической основы и социальной сущности для индивидуального и коллективного взглядов на мир – социальной формы движения материи (или социально-исторической формой бытия). Именно подобный социально-антропологический аспект позволяет нам говорить о единой, сложной взаимосвязи всех форм мировоззрения, независимо от того насколько различно видится действительность на каждом из уровней.

Таким образом, когда мы говорим о том, что индивидуальное и коллективное мировоззрение взаимообусловлены , то речь идёт о природе или главных силах направляющих становление, формирование, развитие данных социальных феноменов. Когда отмечается самостоятельность двух типов мировоззрения , то подразумевается их реальное конкретное воплощение в действительности, когда одна частная форма не может быть абсолютно аналогична другой, даже если природа их происхождения одинакова. То есть, в первом случае, затрагивается проблема сущности и общего, а во втором – существования и единичного.

Проблема индивидуальности мировоззрения затрагивает не только взгляды отдельного человека, но и представление о себе, как противопоставление миру в рамках единичного мировоззрения. Мировоззрение формирует в сознании человека взгляд не только на окружающий мир (макрокосмос), но и собственное бытие (микрокосмос). В области мировоззрения связанного с самоосознанием складываются представления о своей индивидуальности, личности, формируется образ своего «Я» , который противопоставляется видению «другого Я» и мира. В данном случае видения своей индивидуальности и окружающей действительности сопоставимы друг с другом, и могут обладать для человека равным значением. В некоторых моментах «Я» выступает центром мировоззренческой системы . Речь идёт о том, что человеческое «Я» это не только набор различных образов и представлений о себе, но и определённые научные представления, логические парадигмы, система моральных ценностей, цели, эмоциональные переживания и т.п., которые дают оценку, предлагают интерпретацию происходящего, как в мире, так и с самой личностью. Подобное сложное понимание «Я», как диалектического единства «внутреннего» и «внешнего», позволяет избегать механического соединения в мировоззрении индивидуального и мира в целом, и указать на отношения в сознании человека, которые связывают элементы персонального и «мирского». Также подчёркивается объективное материальное социальное начало «Я», и преодолеваются различных форм субъективизма, в частности сведения сущности человеческого бытия к индивидуализированному сознанию и полное противопоставление его миру. В рамках затронутой проблематики, следует говорить о том, что центральной задачей мировоззренческих поисков становится проблема человека .

Мировоззрение есть интеграция, «логический сплав», а не механическое суммирование знаний, переживаний и т.д. в него входящих. То есть, видение мира строится вокруг «предельных» объединяющих вопросов, направленных на создание единой концепции, которая позволит выработать подход, связующий фрагменты нашего опыта, сформировать общие рациональные или иррациональные положения для целостного взгляда на мир и самого индивида, и, в конечном итоге, дать оценку происходящего вокруг человека и выбрать соответствующее поведение. Такого рода вопросами являются: Что есть мир в целом? Что есть истина? Что есть добро и зло? Что такое красота? В чём смысл жизни? и т.д. («масштабность» и сложность вопросов зависит от индивидуального уровня интеллектуального и духовного состояния, интересуемой проблематики). В подобных моментах «мировоззренческая интеграция» приближается к философии, и поэтому можно, условно, говорить, что формирующим ядром мировоззрения всегда выступает обобщающий подход, стремящийся или замещающий философское мышление. Безусловно, не следует проводить полной аналогии и отождествлять способы «объединяющего» размышления индивида, и философию как науку, которые, зачастую, являются вещами взаимоисключающими. Даже в том случае, если человек в основу интеграционных принципов ставит, например, какое-либо фундаментальное чатснонаучное знание и пытается сквозь его призму рассматривать действительность, это не означает, что подобное знание выступает в качестве «синтезирующей концепции». В данном случае обобщающим положением выступает, даже не всегда рационально оформленное, представление о том, что это знание является главенствующим в понимании процессов мироздания. С точки зрения философии такие убеждения, могут являться формой редукционизма (биологического, физического и т.д.) – упрощением высшего, к закономерностям феноменам низшего порядка, или сведение целого к частям его образующим.

Если допустить отсутствие интеграционного подхода в мировоззрении человека, то наше сознание не обладало для осуществления своей деятельности даже бы категориями, терминами и законами бытия. Представления о рассматриваемом объекте являлось бы бесконечным количеством наблюдений, собранных в виде бессвязного агрегата по той причине, что любая классификация и выведение общего понятия требует абстрактной установки критерия для сравнения и преодоления излишней детализации. Но интеграция знания на основе классификационного принципа недостаточна даже для локальных естественных наук. В своём познании мира человек стремится ответить на вопрос «почему это происходит», то есть установить причины и сущность бытия объекта, понять динамику его изменений и раскрыть его в подлинном существовании. Поэтому существует необходимость преодолеть ограниченность принципа объединения данных «по сходству», который показывает лишь одну из граней существования объекта, фиксируемых человеком в его наблюдении, и не позволяет рассмотреть объект как сложное целое (отметим, что классификации и понятия, построенные на этом принципе, очень слабы и нестабильны). Для формирования полного представления о предмете исследования необходимо обратиться к изучению объектов через их взаимосвязи, взаимодействия, отношения, что позволяет преодолеть эмпирическую раздробленность данных. Подобным образом мы можем получить теоретические интеграционные концепции, которые будут иметь специально-конкретную область применения и представят «мир как многое» (естественнонаучная картина мира). Подобного подхода явно недостаточно так, как, уже на последующем уровне обобщения, возникает старая проблема фрагментированности и, что имеет важнейшее значение, противоречивости этих фрагментов. Безусловно, картина мира не может быть однородна и всегда предстаёт сложно дифференцированной, но эта «дробность бытия» заключена в определённую целостность. Точно так же, как сумма состояний отдельного объекта раскрываются и преодолевают противоречия , только в том случае, когда они соотнесены с его целостным видением, так и взгляды на отдельные части, формы мироздания должны быть соотнесены с единым представлением о мире. Рассмотрение «мира как единое» подразумевает нахождение таких отношений, которые не сводились бы к взаимосвязям на уровне частных состояний (иначе целое не отличалось бы от элементов его составляющих) и образовывали бы новое целостное качества бытия. То есть, для человека возникает необходимость в создании «всеобщего» интеграционного принципа, который смог бы синтезировать данные о мире в целостное единое понимание мира и «своего Я». Подобная необходимость возникает не по воле индивида, его прихоти, а исходя из объективных принципов организации реальности, частью которой он выступает. Поэтому единство мира задано не разумом человека, а законами бытия, которые отражает наше сознание. Само мировоззрение, именно как феномен объективной и субъективной реальности, образуется вокруг единых закономерностей, выраженных в принципе «общей синтезирующей концепции ». При этом различные уровни интеграции существуют в социальном мировоззрении одномоментнно. Например, в мифическом мировоззрении присутствует всеобщая концепция, выраженная в том, что мир представлен без дифференциации на естественное и сверхъестественное, персональное и природное. Можно указать на ошибочность подобных представлений, но нельзя отрицать тот факт, что подобный взгляд несёт характер всеобщности и содержит первые примитивные представления о природе, человеке, их взаимосвязи.

Состав и структура мировоззрения

В состав мировоззрения входят: а) научное знание, придающие ему строгость и рациональность; б) традиции, система ценностей, нравственные нормы, направленные на формирование отношения человека к происходящему в обществе и мире; в) убеждения, создающие основу для подтверждения своей правоты и строящиеся на идеалах; г) идеалы – совершенные образцы, к которым стремится человек в своей деятельности и оценках.

Структура мировоззрения состоит из: 1) мироощущение – сенсорная и эмоциональная сторона, где представления об окружающей действительности формируются, как на основе образов, полученных при помощи пяти чувств, так и тех переживаний, настроений, эмоций, которые вызывает у человека объект или ситуация; 2) мировосприятие – категориально-классификационная сторона, здесь происходит фиксация и распределение информации о действительности на основе определённых классов категорий, т.е. на основе проблематики, которая лежит в основе различной духовной деятельности человека. Поэтому восприятие может быть научно-эмпирическим, философским, может осуществляться посредством искусства, в соответствии, формируются и различные типы знания; 3) миропонимание - познавательно-интеллектуальная сторона, в которой данные обобщаются, и формируется целостный образ мира в рациональном и иррациональном виде на основе рассуждения человека; 4) миропредставление – вытекает из первых трёх сторон, и отчасти содержится в них. Накопленный опыт позволяет формировать модели и подходы, направляющие дальнейшие исследования и оценки возможных состояний объектов. Сюда можно отнести фантазии, предубеждения, стереотипы, а так же и сложные научные прогнозы или иррациональные интуитивные предвидения.

Отметим, что данные элементы структуры мировоззрения неразрывно взаимосвязаны, представляют целостный процесс, влияют на течение друг друга, и, в определённом виде, запечатлеваются друг в друге.

Типы мировоззрения

1) Жизненно-практическое или обыденное мировоззрение («жизненная философия») строится на основе «здравого смысла» или повседневного опыта. Данный тип складывается стихийно и выражает умонастроение широких масс, то есть является формой массового сознания. Повседневное мировоззрение не носит негативный характер, а только отражает настроение в обществе, что важно для изучения и понимания социума. В нём запечатлены интеллектуальные, культурные, материальные, национальные, профессиональные, различия людей, поэтому оно не однородно. Его недостатком является критически не осмысленное смешение, как научных данных, так и предрассудков, мифов. К недостаткам повседневного мировоззрение следует отнести тот момент, что оно, зачастую, не способно объяснить поступок, руководствуясь исключительно эмоциями, а также бессильно в решении проблем требующих теоретического понимания.

2) Теоретическое мировоззрение . Построено на строгой логической аргументации знаний, принципов, идеалов, целей и средств деятельности человека. Ключевую роль здесь играет философия, которая есть теоретическое и методологическое ядро данного типа мировоззрения. Философия в этом случае, как сложно синтезирует и преломляет в себе, согласно предмету своего исследования, данные о мире, создаёт и анализирует мировоззренческие позиции.

Философия, отталкиваясь от общекультурного уровня эпохи, накопленного духовного опыта человечества, выступает в качестве интегрирующего ядра для мировоззрения человека . Философия позволяет логически аргументировано обосновывать и критиковать свои убеждения, взгляды на жизнь, осмысленно использовать полученные знания, а не просто констатировать их (сами конкретные знания не должны определять мировоззрение, так как частное знание не раскрывает целого), объяснить человеку смысл его сущности, историческое предназначение, чем является свобода для него и т.д. То есть философия выступает силой, которая позволяет человеку преодолеть несогласованность обыденного мировоззрения и сформировать действительно рациональное целостное понимание мира и себя, которое можно назвать философским. При этом философия не отрицает роль эмоций, переживаний, и т.п. в человеческом сознании, а стремится объяснить их значение для человека и его повседневной деятельности.

В типологизации мировоззрения следует указать на следующую, исторически сложившуюся, классификацию:

1) Мифологического мировоззрения (от греч. Mifos – предание, сказание, и Logos - слово, понятие). Зарождается в первобытнообщинный период истории, особое распространение в европейской истории получает в античный период, и продолжает существовать, в различных формах и в современном обществе (например, наделение качествами живых существ механизмов, компьютеров и т.д.). Миф не просто иносказание, а форма общественного сознания, направленная на понимание мира. Это первая попытка в виде аллегорий, сказаний, легенд, вымышленных фантасмагоричных образах обобщить наблюдения человека за природой, миром, достижениями самого человека, заменить единичное видение объекта общим представлением о процессах природы. При помощи мифа объясняются возникновение, течение, последствия увиденных или возможных событий. Миф также выступал в качестве социального регулятора, запечатлеваясь в обычаях, традициях, табу. Характерной чертой мифа является отсутствие рационального осмысление мира. Понятия мир, человек, мысль, знание и т.д. выражены и объединены в художественных образах . Именно притча, легенда, иносказание и т.п. становятся той символической реальностью, тем языком, той понятийной базой, при помощи образов которой человек объясняет происходящее вокруг него. В подобном мировоззрении не разграничиваются, объективное и субъективное, человек и природа . Это выражается в том, что в мифах, какими бы причудливыми они не казались, человек воспроизводит поведение, эмоции, отношения, которые присущи ему самому. Он общается с природными объектами как себе подобным, наделяя их качествами человеческой жизни, приписывает им переживания, чувства, мысли и т.п. (антропоморфизм ). Человек на этом уровне мировоззрения ещё не сформировал рационального языка способного адекватно и достоверно отражать и объяснять природу вещей и выступать носителем соответствующей информации на уровне культурной преемственности. Он использует в качестве точки отсчёта или сравнения то, что дано ему изначально и в подлинности существования чего он усомниться не может, а именно своё бытие, которое воспринимается как несомненная реальность. Поэтому первые образы природы строятся на антропоморфной достоверности, и принимают вид в соответствии с этическими представлениями человека, его потребностями и т.д. Вследствие подобного художественного воображения, в основе которого лежит аналогия с человеческим бытием, природа становится персонифицированной, а человек выступает в качестве онтологического начала всех фиксируемых им феноменов (хотя сам этого не осознаёт). Результатом также является отсутствие различий в представлении человека между реальностью и фантазией, естественным и сверхъестественным. Примером мифологического антропоморфизма может служить образ шамана, мага и т.п., человека который несёт в себе элемент сверхъестественного и связывающего мир человека и мир мифа, что выражено в способности подчинять стихию, толковать волю божеств и т.д.

2) Религиозное мировоззрение (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Здесь реальные взаимоотношения между людьми и природой приобретают отчуждённый характер и олицетворяются с идеальными существами. Например: а) в виде прообразов земных существ – Бог; б) отчуждённые реальной взаимосвязи между вещами – поклонению святому камню, через который происходит связь с божеством (фетишизм); в) вера в сверхъестественность самих вещей (тотемизм). В религии мир удваивается . Происходит чёткое разделение на мир земной (естественный), воспринимаемый органами чувств, и мир небесный, сверхчувственный, сверхъестественный. Основу религии составляет вера, культ, незыблемые догмы, заповеди дарованные богом, которые в отличие от мифа, формируют не «вымышленную» символическую реальность, а строятся на образах веры, используют категории данные божеством, как объективным началом любой истины, любого знания, тем самым, при помощи сверхъестественных принципов, объясняя происходящее в природе и обществе. Напротив, рационально философское, научное понимание божественного отрицается. Но при этом не отрицается единство естественного и сверхъестественного, разума и веры. Их единство достигается, согласно Фоме Аквинскому в Боге, который выступает творцом обоих миров. Поэтому пути разума и веры дополняют другу друга, раскрывая божественный замысел. Но наука и религия несовместимы, так как по-разному объясняют происхождение природы и человека.

Между философией и религией есть лишь один общий момент, это предмет исследования, то есть бытие как таковое, принципы его образования. С атеистической точки зрения, в религии также есть форма запечатления человеком знаний о мироздании, вселенских началах (Бог), социальных процессах, нравственных законах (заповеди, религиозные притчи) и т.д. В остальном, они различны. Так же в религии, особенно христианской, есть стремление к осмыслению Бога и божественного во всех формах его проявления, его пониманию, но это рассуждение в большей степени построено на объяснении, раскрытии божественных догм, непротиворечии их человеческому существу. Поэтому религию также можно назвать формой знания, направленного на раскрытие мира сверхъестественного. Например «богопознание» ставит такие задачи, как: 1) подтвердить существование Бога; 2) определить природу Бога; 3) охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком. Отметим, что Бог использовался и как философская категория, объясняющая фундаментальные процессы бытия. Это характерено для размышлений периода «Нового времени», «Классической немецкой философии», религиозность также была присуща многим русским философам. Гегель считал, что в религии народы выразили свои представления о Вселенной, о субстанции природы и духа и об отношении человека к ним. Абсолютное существо (Бог) является для сознания потусторонним предметом, через поклонение которому человек в культе снимает противоречие с вселенским началом и возвышается до осознания своего единства с Абсолютным началом (т.е. постигает его).

3) Научное мировоззрение . Основным положением подобной формы мировоззрения становится утверждение об основополагающем значении естественных наук и их методологии в понимании мира, процессов управляемых обществом и человеком. На первое место здесь выдвигается естественное, природа, материя, объективная реальность как таковая . Вырабатывается рациональный язык, который призван передавать образы максимально точно отражающие свойства и процессы исследуемого объекта без примеси субъективных влияний. Вплоть до того, что сам человек рассматривается как предмет естественного и гуманитарного научного анализа, лишённый уникальных вариаций. Прочие же формы признаются либо в качестве «пока необъяснённых» феноменов действительности (Циолковский К.Э. отмечал, что духи это одна из форм бытия материи, пока неизученная человеком), либо вымыслом, недоказуемыми и неподтверждёнными понятиями, которые следует исключить из подлинной картины мира. Вырабатывается рациональный язык, который призван передавать образы, максимально точно отражающие свойства и процессы исследуемого объекта без примеси субъективных влияний. Вплоть до того, что сам человек рассматривается как предмет естественного и гуманитарного научного анализа, лишённый уникальных вариаций. Миф и религия утрачивают свое особенное значение, становясь элементом становления этноса и социально-исторического развития как такового, т.е. превращаются в один из многочисленных феноменов объективной реальности доступной в изучении науке. Они становятся предметами исследования таких социо-гуманитарных наук, как этнология, антропология, религиоведение, филология, социология и т.п.

Философия, в её классическом виде, также утрачивает свои мировоззренческие позиции так, как на первое место выдвигаются эмпирические данные , предоставляющие сведения об объективной реальности, что позволяет выстраивать соответствующие теории , получать законы , которые объясняют происходящие события в мире, и дают человеку подлинный инструментарий для деятельности с целью улучшения своей жизни и освоения окружающего мира. «Старая» же философия, не использующая эксперимент, оперирует такими категориями, существование и подлинность которых подтвердить невозможно. Поэтому на смену ей должна прейти «новая» естественнонаучная философия, соответствующая достижениям науки. Так, например, Г. Спенсер предложил создать «синтетическую» философию, задачей которой станет обобщение научных данных с целью выявления черт и закономерностей, наблюдаемых во всех отраслях естествознания (к таковым он относил эволюцию).

Среди различных вариантов научного мировоззрения можно выделить «натурализм», стремящийся свести понимание всей картины мира, в том числе и социальные процессы, к естественны наукам, а также сциентистский рационализм (от англ. science – наука), который пытается исследовать, природу и сферы деятельности человека исключительно при помощи «точных данных и рациональных» схем, исключив полностью философию и другие формы познания.

4) Философское мировоззрение произрастает из мифа и религии, а также опирается на теоретические данные науки. Но философия отличается от них не объектом исследования, так или иначе и миф, и религия, и наука в целом обращены к изучению проблем мироздания. Их коренное отличие состоит в предметной области, то есть обозначение проблемной области поиска, постановка вопросов, выборе соответствующих методов их решения и в конечном счёте способом осмысления мироздания, общества, человека через предложенные концепции и теоретические положения. Например, принципиальным отличием философского мировоззрения от мифа и религии является тот момент, что философское мышление выстроено на разуме, интеллекте свободного от вымысла, верований и стремящегося рассмотреть объективную действительность в её подлинном существовании, свободном от персонификации и идеализации (но не от человека). Отличие от науки состоит в том, что философия пытается рассмотреть всеобщую, «предельную» проблематику, которая преодолевает ограниченность частных наук и представляет собой нечто большее чем, данные, обобщения и теоретизации научного знания, направленного на решение локальных, частных вопросов (физика, химия, биология, социология).

Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?

Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

Мировоззрение — это:

  • система взглядов человека на реальный, объективный мир;
  • отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
  • жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.

Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.

Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.

Уровни

Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.

  1. Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
  2. Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
  3. Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.

Структура

В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:

  • элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
  • концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
  • методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
Компоненты мировоззрения Характерные черты Виды и формы
Знания Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека.
  • научные,
  • профессиональные,
  • практические.
Чувства (эмоции) Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях.
  • положительные, позитивные (радость, удовольствие, счастье и др.)
  • отрицательные, негативные (печаль, горе, страх, неуверенность и др.)
  • нравственные (долг, ответственность и.др.)
Ценности Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни.
  • значимые – степень интенсивности отношения к чему-либо (что-то трогает больше, иное меньше);
  • полезные – практическая необходимость (кров, одежда, средства к добыче благ, в том числе знания, умения и навыки)
  • вредные – негативное отношение к чему-либо (загрязнение окружающей среды, убийство, насилие и др.)
Поступки Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей.
  • положительные, приносящие пользу и порождающие хорошее отношение окружающих (помощь, благотворительность, спасение и др.);
  • отрицательные, вредные, несущие страдания и негативизм (военные действия, насилие и др.)
Убеждения Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей.
  • твёрдые, не поддающиеся сомнениям, истина;
  • волевые, способные воодушевить, поднять на борьбу.
Характер Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения
  • воля – способность к самостоятельным осознанным действиям (постановка цели, её достижение, планирование, выбор средств и т.д.)
  • вера – степень практического осознания самого себя (уверенность/ неуверенность), расположения к другим людям (доверие, доверчивость);
  • сомнения – самокритичность в зависимости от каких-либо знаний или ценностей. Сомневающийся человек всегда самостоятелен в своем мировоззрении. Фанатичное принятие чужих взглядов переходит в догматизм, полное их отрицание – в нигилизм, переход от одной крайности к другой вырастает в скептицизм.

Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.

Типы

В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
  2. Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
  3. Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
  4. Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
  5. Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
  6. Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:

  • человек – наивысшая мировая ценность;
  • каждый человек – самодостаточная личность;
  • каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
  • каждый человек способен изменить себя, свой характер;
  • каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.

В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.

Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.

Какую роль играет видение мира в жизни человека

Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.

Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.

Видео: Мировоззрение

Виды мировоззрений бывают самые разнообразные, ведь в обществе сейчас доминирует плюрализм, то есть «сколько людей - столько и мнений». Совсем не обязательно быть философом, чтобы найти себя в жизни. Потребность в самоопределении необходима для любого мыслящего индивида, однако осуществляться может разными способами: на основе эмоций, мыслей, воспитания или традиций. Именно эти факторы и определяют виды мировоззрений. Так что же это такое?

Воззрение на мир

Понятие и виды мировоззрения - глубокая философская тема. В первую очередь необходимо понять, с чем же мы имеем дело. В общем плане мировоззрение - это поиск основы жизненного человеческого самоутверждения. Индивид осознает действительность, свою уникальность, отличие и единство со всем остальным миром. Мировоззрение, его виды и формы - это определяет представление человека о самом себе и своем окружении, это совокупность понятий о своем отношении с миром, о месте в этом мире и о своем предназначении. Это не просто набор знаний, а интегральное психологическое, духовное и интеллектуальное образование, так как человек не просто получает знания о тех или иных мировых законах, но и оценивает их, «пропускает» через себя. Это синтез целого ряда интеллектуальных и духовных образований: знаний, желаний, интуиции, веры, ценностей, взглядов, убеждений, принципов, идеалов, жизненных норм, стереотипов, надежды, мотивации, целей и другое.

Типология

Типы и виды мировоззрений - это не просто возможные разновидности. Для классификации необходимо выделить типичные признаки. На основе этого уже и разрабатываются разные мировоззренческие виды. Мировоззрение человека - сложная структура, и его типология в сравнении с обычным перечнем гораздо более вместительна и логически оправдана как способ ознакомления с целью дальнейшего, более детального изучения.

Разновидности классификаций

В первую очередь существует классификация по строению. Виды мировоззрений в этой типологии таковы: фрагментарное, противоречивое, целостное, внутренне согласованное и несогласованное. Различают также разделение по степени адекватности интерпретации реальности: реалистичное, фантастическое, искривленное и адекватное действительности. Существует интересная классификация по отношению к высшим сущностям (их отрицанию или признанию)- скептическое, агностическое, атеистическое, религиозное (теистическое). Виды мировоззрения также типизируют по социальным признакам, по культурным и историческим регионам и так далее. Фактически любой человек, который интересуется вопросами философии, может вносить свои индивидуальные коррективы в классификации и даже выводить новые типы.

Функции

Мировоззрение, его виды и формы играют очень важную роль в жизни любого человека. Функционально это такая форма духовного познания, которая интегрирует человека в этот мир, придает жизненные ориентиры. Зачастую мировоззрение формируется стихийно: человек появляется на свет, усваивает определенные представления и убеждения через своих родителей, окружение, социальные связи и прочее. Именно разработка своего видения позволяет человеку стать самим собой, познать свое «Я» - это и есть основная функция.

Разновидности

Мировоззрение - это общечеловеческое явление, так как оно характерно для каждого человека в нормальном состоянии. Грубо говоря, оно может отсутствовать у душевнобольных, у людей с серьезными заболеваниями психики, у новорожденных. Именно общий для всех людей характер предопределяет огромнейшее разнообразие различных взглядов, так как индивидуумы по-разному видят и самих себя, и мир в целом. Видом мировоззрения является определенная категория, которая объединяет в себе совокупность схожих параметров и черт. Она также имеет исторический характер и облекается в социокультурные формы. Основные виды мировоззрений: мифологическое, обыденное, научное, философское, художественное и религиозное. Они расположены в таком порядке не потому, что есть какие-то плохие и хорошие, высшие или низшие. Порядок выбран абсолютно случайно. Как видим, есть разные виды мировоззрения, таблица с краткими характеристиками которых представлена ниже.

Обыденное

Этим видом мировоззрения является отражение обстоятельств повседневной жизни, осознание собственных особенностей бытия каждого индивида в отдельности и уникальности людей в целом. Это уроки общества и самой жизни, именно поэтому они настолько убедительны и ясны. Другие виды мировоззрение человека не настолько опираются на повседневный опыт. Общественная природа индивида выражается тут наиболее ярко, и несет в себе опыт поколений, традиции народа. Именно на этом уровне существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор, что говорит о многих ценностях, выраженных и закрепленных в национальных особенностях того или иного этноса. Понятие и виды мировоззрения во многом опираются на особенность обыденного подтипа - здравый смысл. Именно он отражен и обобщен в народных поговорках и пословицах, однако нужно различать предрассудки и мудрость.

Мифологическое

Виды мировоззрений людей затрагивают не только социальный аспект жизни, но и индивидуально-духовный. Слово «миф» имеет греческое происхождение и означает «предание». Мифологическое мировоззрение - это одна из первейших форм мироописания, которая развилась из родоплеменного первобытного общества. У всех цивилизаций была своя собственная мифология - у вавилонян, греков, египтян, славян, германцев, кельтов, индусов и так далее. Все основные виды мировоззрения, говоря в общих чертах, «выросли» из этих религиозно-мистических представлений наших предков. Все мифологии можно охарактеризовать общими чертами:

  • они отражают зависимость жизни людей и их деятельности от сил природы и священных предметов;
  • люди олицетворяли природные явления, то есть наделяли их свойствами психики человека (способностью огорчаться и радоваться, симпатизировать и гневаться, помогать, вредить, прощать и мстить), таким образом осваивая эти силы, лучше понимая их;
  • олицетворение сил природы и явлений завершилось в политеизме (многобожии) - все мифологии в качестве важного компонента включали верования языческие.

Что же отражено в данном виде мировоззрения? Мифология - это источник сведений о древних народах, она содержит важные научные проблемы. Именно она - источник и арсенал богатых средств для творчества. Это богатейший и мощный пласт общечеловеческой культуры.

Религиозное

Виды мировоззрения были бы неполноценны без религиозных ноток. Научный атеизм рассматривал этот термин как совокупность веры в наличие сверхъестественных существ, первобытных культов примитивных народов, мировых религий (мусульманство, христианство и буддизм), языческих верований. Эта дефиниция была очень удобна для критики. В богословии же различают действительную (истинную) и мнимую (ложную) религию. Мнимой являются, например, языческие мифологические верования. Богословская терминология уязвима с точки зрения простой логики, но есть и верные мысли. Сам термин «религия» произошел от латинского слова, которое значило «совестливость». Именно поэтому религиозное мировоззрение основано не на вере в сверхъестественное, а на духовно-нравственных ценностях (языческие верования же были их лишены). Например, в христианстве среди «заповедей блаженства» (основных духовных качеств для любого верующего человека) можно выделить совесть - «чистоту сердца». Аналогичные моменты можно обнаружить и в других религиях. В монотеизме Бог представлен как единый творец всего мира, а также как носитель всех духовных, нравственных, моральных и этических ценностей и совершенств.

Научное

Такие виды мировоззрений, как научное и атеистическое, были разработаны еще в девятнадцатом веке Энгельсом. Он предсказывал, что уже в ближайшее время головокружительные успехи в познании законов природы позволят научному взгляду обойтись без натурфилософии, выработать собственную картину мира, а затем дополнять и уточнять ее. Именно так все и произошло: революции в химии, биологии, физике, появление «умной техники» - кибернетики, освоение космоса, идеи Эйнштейна, Циолковского, Сахарова, Вавилова, Вернадского, Фейнмана и прочих значительно повысили потенциал науки в мировоззренческом контексте. Теперь налицо сугубо научная картина мира - как он возник, как развился, как устроен на разных уровнях (мега, микро и макро), какие основные законы его бытия и существования. Естественно, до сих пор есть много вопросов, а теории зачастую многовариантны и гипотетичны, однако уже существует большое количество объективных закономерностей. Главной ценностью научного мировоззрения являются законы- природы, общества, физики, химии. Такой человек стремится все познать и подвести под логическое обоснование- и свой взгляд, и другие виды мировоззрения. Таблица с математическими данными, формула, график - это все является своего рода священными символами для подобного рода людей.

Художественное

Есть такие виды мировоззрения художественного: видение собственно художником окружающей действительности, реализация кредо творческой личности в произведениях искусства, переживания и впечатления воспринимающих людей. Одну особенность искусства - способность выразить индивидуальность человека - в свое время эксплуатировал экзистенциализм. Творчество не просто копирует индивидуальные характеристики, оно выражает их как существующее в действительности проявление эстетически прекрасного и значимого. Именно благодаря искусству человек духовно обогащается, впитывает в себя идею и чувство ощущения красоты. Прекрасное - не всегда «телесно красивое». Именно художественное мировоззрение рассматривает жизнь как идеал прекрасного и самого ценного, что есть у любого человека. Жизненные цели человека с подобными взглядами далеки от идеологических, коммерческих, политических, рекламных, учебных, воспитательных. Однако, так получается, что искусство способно сильно воздействовать на эмоции человека, и элементы творчества зачастую используют в вышеперечисленных сферах жизни.