Михай Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания. Михайи Чиксентмихайи - Поток: Психология оптимального переживания

Книга «Поток» — это определенно новый подход к проблемам эмоций человека и влияние их на поведение. Так называемая «радость потока» представляет собой наивысшую степень сознания. Это тот подарок, которым награждает нас вселенная за стремление решать все новые и новые задачи…

В чем главная особенность методики Михайя Чиксентмихайи? Это постоянная работа над собой, своими чувствами, переживаниями. Качество переживаний можно постоянно повышать, вкладывая особенную валюту. Это не деньги и не золото, это – эмоции и организованные усилия для достижения гармонии. Автор нам постоянно напоминает, что счастье – это не стечение случайных обстоятельств. Это, прежде всего, искусство, наука и постоянный труд. Счасливым может стать любой человек, но ключ к достижению счастья лежит в умении контролировать свои чувства, желания, впечатления, поведение.

В книге Чиксентмихайи приводит в пример всевозможных творческих личностей. Он выявляет закономерность между чувством счастья, и постоянным процессом озарения, который испытывают люди искусства. Это можно считать состоянием потока. Но поток нельзя считать достоянием отдельной касты людей. Автор дает понять, выстраивая целую теорию, что в идее всего находиться поток. И когда человек полностью «сливается» со своим делом (работа, хобби, отдых, спорт) он начинает приходить к состоянию потока. Перестает слышать окружающий мир, не чувствует усталость, получает дополнительный заряд чистой энергии.

Книга будет чрезвычайно интересна тем, кто стремиться обрести гармонию с самим собой. Тем, кто хочет прожить эту жизнь счастливо и здорово. Тем, кто интересуется психологий, расширением сознания, самоконтролем и иными психологическими практиками. Книга может быть интересна абсолютно любой категории читателей.

Научный редактор Дмитрий Леонтьев

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор М. Миловидова

Верстальщик Е. Сенцова

Дизайнер обложки Ю. Буга

© Mihaly Csikszentmihalyi, 1990

© Перевод, предисловие. ООО «Научно-производственная фирма «Смысл», 2011

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Как ковать счастье: секреты мастерства
(предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных ее проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всем мире, причем далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошел в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. Бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас – школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии – нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьей в Италии, где Михай и провел детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я », «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать ее перевод, я читал ее по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил ее, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, – в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своем месте, и в этом тексте нет ни одной щелочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя веселый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нем биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга – как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряженность, тонус и жизнь.

О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментально-психологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и ее ответвления в более высокой ценовой категории – гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чем себе не отказывать.

Книга Чиксентмихайи, как и другие его работы, не оставляет камня на камне от этой сладкой лжи. Он утверждает: человечество развивается. Мир, в котором мы живем, становится все сложнее, и человеческий ответ на этот вызов сложности – не прятать голову в песок, а самим становиться все более сложными, более уникальными и одновременно все более связанными с другими людьми, идеями, ценностями и социальными группами. Радость потока – это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению все более и более сложных осмысленных задач, и которую другим способом получить невозможно. В отличие от уровня жизни, качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой – вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не имеет цены. «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя, таким образом, радость в окружающей нас повседневности».

Мы часто повторяем старую поговорку: «Каждый человек – кузнец своего счастья», обычно забывая при этом, насколько сложно и трудоемко кузнечное ремесло. Полвека назад Эрих Фромм в своем философско-психологическом супербестселлере «Искусство любить» сумел убедить нас, что любовь – не просто пассивное переживание, которое «нечаянно нагрянет», а активное отношение – не существительное, а глагол. Чиксентмихайи в некотором смысле повторяет его путь применительно к другому столь же важному явлению нашей жизни – счастью. Он напоминает: счастье – это не то, что просто случается с нами (happiness is not something that just happens), это и искусство, и наука, это то, что требует и усилий, и своеобразной квалификации. Зрелая, сложная личность не счастливее незрелой, но счастье у нее другого качества. Масштаб личности не связан с шансами на счастье, но связан с масштабом этого счастья. Бывает счастье попроще, более доступное, штампованное, одноразовое, а бывает сложное, неповторимое, ручной ковки. И все, в конечном счете, зависит от нас. Об этом рассказывает эта, не побоюсь этого слова, великая книга – о жизни в ее полной, не открывающейся недостаточно внимательному взгляду глубине и перспективе.

Дмитрий Леонтьев,
доктор психологических наук,
профессор МГУ имени М.В. Ломоносова,
зав. лабораторией позитивной психологии и качества жизни НИУ-ВШЭ

Предисловие автора к русскому изданию

«Поток» был впервые опубликован в США в 1990 году, и с тех пор его перевели на 30 языков, в том числе на такие, о существовании которых я даже не подозревал. Причина популярности этой книги проста: в ней говорится о важном явлении, знакомом практически любому читателю, однако на тот момент обойденном вниманием психологов.

Когда я начинал писать о состоянии потока, в психологии господствовал бихевиоризм, утверждавший, что люди, как и крысы, и обезьяны, расходуют энергию только при условии уверенности в том, что их поведение будет вознаграждено какими-нибудь внешними изменениями: уменьшением боли, появлением еды или еще каким-нибудь желательным результатом.

Мне казалось, что эта теория – вполне полезная в общем смысле – игнорирует некоторые из важнейших мотивов человеческого поведения. Глядя на то, как сторонники бихевиоризма или психоанализа пытаются объяснить, почему люди прилагают столько усилий, чтобы сочинять стихи, музыку, зачем они танцуют, зачем с риском для жизни покоряют горные вершины или в одиночку переплывают океан в маленькой лодке, я видел, что их теоретические построения становятся все более запутанными и невероятными, и они начинали напоминать мне астрономов, пытавшихся объяснить движение планет в рамках системы Птолемея.

Проблема заключалась в том, что психологи, применяя научный подход к человеческому поведению, увлеклись существующими механистическими объяснениями и упустили из виду, что поведение человека представляет собой совершенно особый феномен, процесс, эволюционировавший в сторону большей автономии, большей произвольности и ориентации на развитие, чем все материальные процессы, изучавшиеся учеными ранее. Пытаясь придерживаться научных принципов, психологи парадоксальным образом забыли самое первое правило чистой науки: подход к пониманию любого явления должен соответствовать природе наблюдаемых феноменов.

В этом отношении гуманитарные науки оказались значительно более пригодными для исследования сути человеческой природы, чем научная психология. Поэты, писатели, философы и некоторые психологи, как, например, Абрахам Маслоу, уже давно заметили, что, если человек занимается деятельностью, в которой он добился совершенства, такое занятие становится вознаграждением само по себе. Почти 600 лет назад Данте Алигьери написал в своем политическом трактате «О монархии» (De Monarchia):

…В каждом действии… главное намерение совершающего его есть выражение своего собственного образа; поэтому любой делающий, что бы он ни делал, наслаждается своим действием. Поскольку все сущее стремится к существованию и через действие делающий раскрывает свое бытие, то действие несет наслаждение по своей природе…

Состояние потока возникает, когда мы делаем что-то, в чем выражается наша сущность. Именно это Толстой описывает на страницах «Анны Карениной», когда Константин Левин с завистью наблюдает за своими крестьянами, ритмично и слаженно машущими косами между рядами пшеницы. Именно это чувствуют музыканты, с головой погружающиеся в исполняемое ими произведение; спортсмены, приближающиеся к пределу своих возможностей; любой работник, если он сознает, что отлично справляется со своим делом. Этот опыт представляет собой не какой-то странный побочный продукт деятельности человеческой психики. Скорее, можно утверждать, что это эмоциональная составляющая реализации человеком своих возможностей, передний край эволюции. Потоковые переживания заставляют нас идти дальше, достигать новых уровней сложности, искать новые знания, совершенствовать свои умения. Во многом это именно тот двигатель, благодаря которому произошел переход от гоминид, озабоченных лишь своим выживанием, к homo sapiens sapiens , который не боится рисковать и, чтобы чувствовать себя лучше, должен больше уметь .

Михай Чиксентмихайи

Поток. Психология оптимального переживания

Перевод с английского Елены Перовой

Научное редактирование и предисловие Дмитрия Леонтьева

Москва 2011

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Как ковать счастье: секреты мастерства (предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных её проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всём мире, причём далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошёл в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас - школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии - нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьёй в Италии, где Михай и провёл детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я», «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принёсшая ему всемирную известность, - это именно «Поток». Через некоторое время после её выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатлённые ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Её включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времён». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после её выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать её перевод, я читал её по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил её, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, - в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своём месте, и в этом тексте нет ни одной щёлочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя весёлый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нём биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга - как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряжённость, тонус и жизнь.

О чём она? О многом. Если подходить формально - о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны - благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъёма, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишённого многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Я, наконец, дозрел до того, что бы делать конспекты прочитанного. Как раз закончил читать давно ждавший меня Поток . Важнейшая книга, особенно для тех, кто переживает кризис среднего возраста или просто несчастлив. По степени воздействия могу ее сравнить только с Семь навыков высокоэффективных людей , которую я обязательно тоже законспектирую.

Таким образом, открываю новую рубрику в моем ЖЖ: книги.

Основной жизненный вопрос после удовлетворения элементарных потребностей - "и что, это всё?". Это экзистенциальный кризис. Кризис среднего возраста.

Причина неудовлетворенности, беспокойства - отсутствие упорядоченности, понимания что делается и зачем. Культура и религия - лишь суррогаты, призванные дать шаблоны упорядоченности, которые далеко не факт что подходят каждому. И далеко не факт что хороши в каждой отдельно взятой ситуации.

Сознание - это целесообразно упорядоченная информация. Намерения (интенции) - упорядочивают информацию в сознании. Это факт желания, без пояснения причины желания.

«Я» - это иерархия мотивов, по сути, набор приоритетов, через которые фильтруется входящая информация. «Я» является совокупностью сознания, т.е. сознание определяет «Я» и наоборот, это система с положительной обратной связью.

Удовольствие - это удовлетворенное намерение, желание.

Радость содержит в себе что-то новое, некоторый рост, открытие. Радость возникает только как результат концентрации внимания, развития. Радость развивает «Я» и, таким образом, сознание.

Радость возникает в результате работы в состоянии «потока». Как результат личностного роста.

Что бы быть счастливым нужно научиться всё время быть в состоянии потока, при любых занятиях.

Признаки состояния потока потока:
- сложная деятельность, требующая умения
- полная концентрация, потеря осознания себя (Я) в процессе, «поток»
- отсутствие вопроса "зачем я это делаю?"
- отсутствие рефлексии, изменение чувства времени
- ясные цели и обратная связь
- ощущение контроля над ситуацией
- смысл занятия в самом занятии (аутотеличность)

Типы потоковых занятий:
- соревнования
- альтернативная реальность (театр и прочее)
- случайные игры (азарт)
- изменение сознания (аттракционы, прыжки с парашютом)

Аутотелическая личность
Аутотелическая личность это личность чьи цели находятся в ней самой.

Она ставит конкретные и выполнимые цели и декомпозирует их на задачи.
- она сосредоточена на действии, на процессе выполнения задач, полностью погружается в процесс
- она уделяет внимание происходящему вокруг и является частью мира, жизни, вкладывает силы в систему, в которую включена, ради процесса, а не ради результата. Открыта для внешнего, а не сконцентрирована на себе
- умеет радоваться сиюминутным переживаниям

Нельзя быть слишком эгоцентричным (сосредоточенным на своих личных целях) или застенчивым (погруженным в себя), нужно уметь отдаться делу целиком, слиться с окружающей реальностью.

Но и плохо когда нет правил, принципов, не понятно как поступать (что хорошо а что плохо), плохо когда возникает отчуждение, когда принуждают слишком много заниматься бессмысленным. Оно же - нарушение внимания (фрагментирование внимания, отсутствие цели) и излишнее сосредоточение на себе. Оно же причина тревоги и скуки.

Семья
Семья требует переосмысления целей и приоритетов, смены целей, прежде всего от мужчины. Семья, как и дружба - требуют постоянного вложения психических сил и энергии. Дружба обычно характеризуется общими интересами, исследованиями, тогда как семья предоставляет эмоциональный базис и защиту. Хотя могут быть и совмещены.

Семейные порядки, которые воспитывают умение быть счастливым

Ясность в отношениях и четкая обратная связь
- интерес родителя к ребенку и его текущему состоянию (а не будущему)
- возможность выбора у ребенка, поступать, так как он хочет, и отвечать за последствия
- общность и доверие в семье, что бы ребенок не тратил время на защиту
- наличие посильных задач для ребенка возрастающей сложности для постоянного личностного роста

Тело и поток
Йога и восточные единоборства как экстрим контроля тела и потока. Нирвана, потеря собственного «Я» - лишь далекая цель, возможно нереальная, а остальные стадии полностью соответствуют определению потока. Спорт, простое движение, еда, секс, музыка, созерцание - все это можно переживать как поток (а можно и не переживать) и совершенствовать. Важно не скатиться в простое вожделение простых удовольствий (прелюбодеяние и чревоугодие), а пытаться всё время открывать новое и воспринимать это занятие как искусство.

Мозг и поток
Тренировка памяти важна, т.к. только человек с хорошей памятью может быть самодостаточным и находить источники потока внутри себя. Другим требуются внешние стимулы: пустое общение, телевизор, чтение, наркотики. Развить память очень просто - надо выбрать интересную область и начать запоминать ключевые интересующие моменты.

Искусство говорить и общаться как поток. Сочинять и творить.

Потоку в работе чаще всего мешают: однообразие задач, конфликты с подчиненными, перегрузка.

Стресс
Иногда всё равно приходится тяжело, плохие вещи случаются. Как бороться со стрессом?

Неэгоистичная самоуверенность, уверенность, что всё будет хорошо: «что бы не делалось, то к лучшему»
- сконцентрированность на внешнем мире, а не на себе и не на проблеме: что мне мешает, и какие могут быть решения. Без паники.
- умение открывать новые решения, открытость к своим реальным ощущениям, а не навязанным стереотипам

Смысл жизни
Даже если человек умеет входить в поток в работе и с друзьями и с семьей это не значит что он хороший или даже просто целостный.

В конце концов, работа, друзья, всё это может внезапно закончиться и что тогда? Нужна общая цель, смысл жизни. Такая, из которой можно делать конкретные осмысленные шаги. Смысл жизни в том, что бы придать ей смысл.

Цели могут быть принятыми (из вне) или открытыми. И то и то может быть хорошо, но принятое рискует быть плохим, если система, которая его породила (например общество) само больно. Возьмем фашистов, которые в состоянии потока убивали людей в лагерях. А открытые цели могут сильно противоречить обществу и даже быть опасными, казаться всем ненормальными.

Свобода - это выбор. Наша культура дает нам свободу выбора, которая позволяет нам увидеть множество возможностей и захотеть их. Поэтому требуется прикладывать усилия к постановке целей и самопознанию. Свобода - это вызов. Мы уже откусили от плода познания и животное счастье в неведении нам недоступно.

Единственный способ преодолеть внутренний конфликт множества целей и желаний - упорядочить их, расставить приоритеты. Сделать это можно двумя способами - действиями и размышлениями (рефлексией). Действие позволяет упорядочить сознание не смотря ни на что, но есть опасность в какой-то момент осознать, что поставленной цели недостаточно, что бы придать смысл всей жизни. А рефлексия без действия бессильна. Опять же, нужен баланс.

Культуры можно разделить на три грубых типа: чувственные (простые удовольствия, общество потребления), идеалистические (идея: фашизм, коммунизм) и идеациональные (правильный баланс). Так и личность ищет баланс между дифференциацией и интеграцией.

В простейшей модели личность проходит три этапа развития: достижение минимального необходимого личного физического комфорта, интеграция с обществом (семья, компания, государство), осознание своих границ и интеграция с общей идеей, идеалом, философией.

Не все проходят все этапы и не обязательно в этом порядке, есть модели, где этапов больше. Большинство останавливается на втором, после интеграции. Немногие доходят до конца третьего.

Жизнь это игра с собственными целями и правилами, достижение независимости, уверенности в собственных силах, осознание своей уникальности и ограниченности своих возможностей, понимание и приспособление к силам за пределом нашей индивидуальности. Это - путь контроля над сознанием. Никто не заставляет этим заниматься, но если этого не делать, мы можем упустить свой шанс и в конце горько об этом пожалеть, поняв, что жизнь прожита зря.

Михай Чиксентмихайи

Описание от издателя

Цитата

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Радость потока - это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению все более и более сложных задач. В отличие от уровня жизни качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой - вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не котируется. Чиксентмихайи напоминает: счастье - это не то, что просто случается с нами, это и искусство, и наука, это то, что требует усилий и своеобразной квалификации. «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности».
Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук.

О чем книга

Исследуя творческих личностей, автор обнаружил в своих исследованиях, что они счастливы благодаря тому, что в процессе озарения испытывают состояние потока. Но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Автор выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии.

Почему книга достойна прочтения

Cостояние потока - одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И книга приведет читателя к этому состоянию.
Оказывается, счастье не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, оно в наших руках.
Редкий пример служения высокой науки обычному человеку.

Для кого эта книга

Для всех, кто стремится по-настоящему счастливо прожить эту жизнь. Для тех, кто интересуется психологией как дисциплиной, кого в принципе привлекает феномен счастья, ну и для всех тех, кому этого самого счастья так сильно не хватает в собственной жизни. Ведь в состоянии потока удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией безграничное состояние радости.

Об авторе

Михай Чиксентмихайи - психолог, заслуженный профессор и директор центра исследований качества жизни Клермонтского университета (США), член Американской академии образования, Американской академии наук и искусств и Национальной академии исследований досуга, автор около 20 книг, наиболее известная из которых - «Поток» - переведена на 30 языков. Живет и работает в США.