Л. Козер

Конфликт - столкновение противоположно направленных це­лей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более лю­дей. Видов конфликтов много, их можно классифицировать, на­пример, по факторам. Так, по направленности конфликты делят­ся на горизонтальные (в них не задействованы люди, находящиеся в подчинении друг у друга),вертикальные (между руководителями и подчиненными) и смешанные (между руководителем и подчинен­ными, не находящимися в прямом соподчинении).

Еще одна типология конфликтов представлена на рис. 12.1 .

Рис. 12.1. Типология конфликтов

По источникам возникновения . Конфликты бывают объективно обусловленными. Это те конфликты, которые связаны с объектив­ными причинами и не зависят от взаимоотношений работников (нечеткое разделение труда и ответственности, социальная напря­женность и т.д.). Субъективно обусловленные конфликты связаны с личностными особенностями конфликтующих и с ситуациями, которые препятствуют выполнению желаний и удовлетворению Интересов людей.

По природе возникновения . Можно выделить социальные кон­фликты - наивысшую стадию социальных противоречий в системе отношения социальных групп. Организационные конфликты - неправильное регламентирование деятельности личности (долж­ностных инструкций, структур управления).Эмоциональные конфликты - неудовлетворение интересов отдельной личности, столкновение с окружающими (зависть, враждебность, антипатии). Иногда очень сложно внешне определить мотивацию такого кон­фликта.

По длительности протекания конфликты бывают кратковре­менными. Они возникают вследствие недопонимания или ошибок; обычно их быстро осознают и разрешают. Затяжные конфликты часто связаны с нравственно-психологическими травмами. Дли­тельность таких конфликтов зависит от черт конфликтующих лю­дей и от предмета конфликта.

По направлению воздействия конфликты бывают вертикальны­ми. В них участвуют люди, находящиеся на разных социальных уровнях: начальник - подчиненный, департамент - учреждение и т.д. Конфликтующие стороны изначально имеют неравный объ­ем власти. В горизонтальном конфликте стороны обладают равным объемом власти, стоят на одной иерархической ступени (началь­ники отделов, поставщики между собой и т.д.).

По степени выраженности конфликты бывают открытыми (им­пульсными) - это прямое столкновение сторон, оно проявляется в спорах, криках, драках и т.д. Регулирование таких конфликтов бу­дет зависеть от уровня их проявления и от самой ситуации. Меры могут быть и правовыми, и социальными, и даже международны­ми. Скрытые конфликты (латентные) не имеют ярко выраженной формы, протекают скрыто, но косвенно воздействуют на противоположную сторону. Чаще всего это происходит тогда, когда невоз­можно открыто разрешить конфликт (разница в социальном по­ложении сторон: начальник - подчиненный, возникает опасение и даже страх за свое благополучие). Меры регулирования в данном случае зависят от личности, уровня ее воспитания, морально-эти­ческих принципов. Наличие объекта и оппонента создает конфлик­тную ситуацию. Но не всегда конфликтная ситуация провоцирует конфликт. Если нет инцидента, то можно говорить о потенциальном конфликте.

Масштаб конфликта (по числу участников) может быть неболь­шим. Так, внутриличностный конфликт состоит в столкновении противоположно направленных, но равных по силе мотивов, по­требностей и интересов внутри личности - одного человека. Он может возникать из-за несоответствия внешних требований и внут­ренних ценностей и потребностей личности. Межличностные кон­фликты возникают из-за притязаний на ограниченные ресурсы.Межгрупповые конфликты возникают внутри одной группы или между группами. Например, между формальной и неформальной группами. Конфликт между личностью и группой - противоречия, которые возникают между требованиями личности и сложивши­мися в группе нормами. Также может возникнуть конфликт между руководителем и работниками по разным взглядам на систему управления.

По способу разрешения конфликты бывают антагонистически­ми. Они разрешаются путем принуждения всех участников, кроме одного, отказаться от любых притязаний. Компромиссные кон­фликты разрешаются путем взаимного соглашения конфликтую­щих сторон.

Существует много различных мнений по поводу пользы или вреда конфликтных ситуаций. Конфликты - чрезвычайно слож­ное и противоречивое явление, которое нельзя определить одно­значно. Конфликты могут играть как отрицательную, так и поло­жительную роль. При всех плюсах и минусах конфликты неизбеж­ны. Рассмотрим внимательно позитивные и негативные функции конфликтов.

Позитивные функции конфликта:

1 помогает выявить проблему и рассмотреть ее с различных точек зрения;

* снимает напряжение между участниками конфликта;

* дает возможность лучше узнать свойства оппонента;

направляет отношения в новое русло;

Стимулирует изменения и развитие;

Растет сплоченность единомышленников;

Стимулирует творческую активность.

Негативные функции конфликта:

Вызывает сильное эмоциональное напряжение;

Повышает нервозности, создает стрессы;

Происходят увольнения работников;

Снижает уровень сотрудничества и взаимопонимания;

Наносит ущерб работе;

Создает убеждение, что «победа» важнее решения конфликта по сути.

Функция (лат. function ) - исполнение, назначение, осуществление. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социальный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семейные отношения в обществе; функция прикладных социологических исследований - выявлять и разрешать конкретные социальные проблемы. По отношению к социальной системе можно говорить о функциональных и дисфункциональных конфликтах. Первые будут способствовать улучшению функционирования системы, ее развитию, а вторые, напротив, - ее дестабилизации, разрушению.

С точки зрения разрешения конкретных противоречий можно говорить о конструктивных и деструктивных функциях (дисфункциях) конфликта. Первые направлены на разрешение возникших противоречий, вторые - на их углубление.

Различают также позитивные (положительные) и негативные (отрицательные) функции конфликта. В большей степени они отражают субъективно-объективную оценку развития и последствий социального конфликта. Так, Октябрьская 1917 г. революция разделила не только российское общество, но и мировое сообщество на тех, кто оценивает это событие как позитивное, и на тех, кто дает ему негативную оценку.

Кроме того, существуют объективные и субъективные оценки конфликта с точки зрения его последствий для конкретных людей. Например, реконструкция предприятия, ставшая возможной в результате производственного (социально-трудового) конфликта, - объективно положительное явление, но с точки зрения определенной части работников, уволенных с предприятия в результате сокращения штатов, данный конфликт будет оценен как негативный.

Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено также той социальной системой, в которой возник и развивается. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, он, как правило, способствует большей жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе единственным механизмом разрешения социального конфликта является его подавление силой. Такой конфликт становится дисфункциональным, ведущим к дезинтеграции общества, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

Необходимо также иметь в виду, что управляющие всех уровней (правящая элита) в любой сфере деятельности (экономической, политической, социальной) в большинстве случаев не заинтересованы в возникновении и развитии конфликта в управляемых ими структурах, так как он вскрывает и недостатки управления. Поэтому вместо того, чтобы конструктивно решать возникшие проблемы, они нередко стремятся любыми способами погасить конфликт в его зародыше, скрыть от общественности остроту и масштабы противоречий, исказить информацию о его подлинных причинах и последствиях. Например, попытка скрыть от общественности масштабы и возможные последствия чернобыльской катастрофы (1986 г.) привела к тому, что миллионы людей получили повышенную дозу радиационного облучения. В городе Благовещенске (Республика Башкортостан) весной 2005 г. сотни мирных жителей подверглись избиению со стороны работников правоохранительных органов. Руководители МВД постарались скрыть это преступление, а когда информация о нем стала достоянием общественности, власти делали все возможное, чтобы главные виновники трагедии избежали ответственности. В результате возникший конфликт не нашел своего конструктивного решения, а существовавшие длительное время противоречия между гражданским обществом и силовыми структурами еще больше обострились.

Правящие элиты объективно заинтересованы в сохранении и упрочении своего доминирующего положения в обществе или

организации. Поэтому любой конфликт, если он затрагивает их интересы, оценивается ими как негативный, и такую оценку они стремятся навязать другим.

Позитивная или негативная оценка конфликта во многом зависит и от способов его разрешения. Даже если для разрешения объективно назревшего конфликта применяются неадекватные средства и методы, то он из конструктивного может превратиться в деструктивный и будет оцениваться как негативный. Наглядным примером такой ситуации может служить первая чеченская война (1994-1996 гг.). Суть конфликта заключалась в том, что после распада СССР в 1991 г. резко обострились противоречия между Чеченской Республикой и федеральным центром. Эти противоречия имели как субъективные, так и объективные основания и требовали своего конструктивного разрешения. Однако правившая в тот период российская элита своими некомпетентными решениями и неумелыми действиями ввергла страну в длительную кровопролитную войну. Таким образом, потенциально конструктивный конфликт трансформировался в деструктивный.

Итак, можно назвать ряд основных критериев, в соответствии с которыми функции и последствия того или иного конфликта могут оцениваться как позитивные или как негативные.

Позитивный конфликт может быть:

  • функциональным, способствующим развитию социальной системы (организации, общества);
  • конструктивным, в результате которого решаются возникшие противоречия;
  • субъективно-позитивным, когда он оценивается как положительный только той стороной, которая в результате конфликта получила определенную выгоду или достигла намеченной цели; когда положительная оценка конфликта одних людей не совпадает с мнением других по принципу амбивалентности (двойственности) в восприятии одних и тех же явлений;
  • ценностно-позитивным, когда он оценивается не с точки зрения выгоды (невыгоды) или победы (поражения), а с точки зрения значимости самого конфликтного действия;
  • эмоционально-позитивным, когда он помогает снять психическое напряжение (выйти из фрустрации) субъектам и участникам конфликта.

Аналогичным образом, только с приставкой «не», можно перечислить варианты оценки конфликта как негативного (например, дисфункциональный - не способствующий развитию социальной системы и т. д.).

Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, в наибольшей степени характерные для открытых социальных структур.

  • 1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.
  • 2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.
  • 3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.
  • 4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы.
  • 5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.
  • 6. Социальный конфликт способствует разработке и принятию назревших управленческих решений и осуществлению контроля за их исполнением, формирует у участников конфликта чувство сопричастности в решении общественных проблем, вырабатывает умения и навыки защиты своих интересов.
  • 7. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников, выявляет врагов и недоброжелателей.

Внутренним конфликтам (в группе организаций, обществ) свойственны следующие функции:

  • создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);
  • осуществление социального контроля за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;
  • создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;
  • адаптация и социализация индивидов и групп;
  • группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
  • установление и поддерживание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
  • установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров;
  • устранение одних и появление других лидеров.
  • 8. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем, устанавливает и поддерживает равновесие сил между оппонентами.
  • 9. Конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.
  • 10. Множество разнонаправленных конфликтов нейтрализуют друг друга и таким образом предотвращают распад социальной системы.

Конфликт выполняет негативные функции и порождает негативные последствия, если:

  • он ведет к беспорядку и нестабильности;
  • общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
  • борьба ведется насильственными методами;
  • следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;
  • возникает угроза жизни и здоровью людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей.

Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое социальная напряженность, какова ее природа?
  • 2. Назовите основные стадии развития конфликта.
  • 3. На какие этапы можно разделить предконфликтную стадию?
  • 4. Что такое инцидент и какова его роль в развитии конфликта?
  • 5. Какова динамика конфликта на второй стадии?
  • 6. Что такое «переоценка ценностей» в конфликте и когда она происходит?
  • 7. В чем состоит особенность развития конфликта на третьей стадии?
  • 8. Назовите основные способы разрешения конфликта.
  • 9. Какова последовательность процедур в проведении переговоров?
  • 10. Назовите основные функции социального конфликта.
  • 11. Какими могут быть последствия социального конфликта?

План

1. Характеристика концепций социального конфликта.

2. Основные этапы анализа социального конфликта.

3. Общие причины социальных конфликтов. Типология конфликтов.

4. Функции социальных конфликтов.

1. Характеристика концепций социального конфликта

Характеризуя основные концепции социального конфликта, необходимо отметить, что сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта.

Так, американский социолог Л. Козер считает, что конфликт - это борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника. Известный отечественный конфликтолог А. Здравомыслов определяет конфликт как форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Ю. Запрудский видит в конфликте это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов; прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку особую форму исторического движения к новому социальному единству. А. Дмитриев убежден, что социальный конфликт представляет собой противостояние, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

В настоящее время существует два общих подхода к пониманию социального конфликта. Первый подход определяет конфликт как столкновение сторон, мнений, сил. Токование конфликта в данном случае широкое. С этой точки зрения конфликты возможны и в неживой природе. Второй подход к конфликту определяет его как столкновение противоположных позиций, целей, интересов, мнений оппонентов или субъектов взаимодействия. В данном случае субъектом взаимодействия может быть как отдельный человек, так и группы людей. Поскольку второй подход трактует конфликт как явление социальное, предполагает возникновение конфликтов только при наличии социального взаимодействия, его можно считать более актуальным.

Впервые на социальную природу конфликта указал выдающийся шотландский экономист и философ А. Смит в работе 1776 г. «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он высказал мысль о том, что в основе конфликта лежит деление общества на классы, которое, по мнению А. Смита, является движущей силой развития общества.

Сегодня в теории социального конфликта существует множество взглядов и точек зрения. Можно выделить пять основных концепций природы конфликта: социально-биологическую, социально-психологическую, классовую, функционализма, диалектическую.

Социально-биологическая концепция исходит из убеждения, что конфликт присущ человеку, как и всем животным. Теория естественного отбора Ч. Дарвина была перенесена на человеческое сообщество, и был сделан вывод о естественной агрессивности человека. Такой взгляд получил название «социального дарвинизма», сторонники которого объясняли эволюцию общества биологическими законами естественного отбора.

Исходя из принципа борьбы за существование, свою социологическую концепцию конфликта разработал во второй половине XIX в. английский философ и социологГ. Спенсер. Он утверждал, что состояние противоборства универсально. Конфликт - это всеобщий закон. Противоборство обеспечивает равновесие как в обществе, так и в отношениях между обществом и природой. До тех пор пока не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами, конфликты обязательны.

С позиций социального дарвинизма конфликт рассматривал так же американский социолог У. Самнер. Он утверждал, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человечества. Лучшие люди - это победители, истинные творцы ценностей. Под такими победителями У. Самнер подразумевал, в первую очередь, преуспевающих американских промышленников и банкиров.

Сегодня идеи социального дарвинизма используются отдельными исследователями преимущественно при описании различных типов агрессивного поведения людей: сексуальной агрессии, агрессии грабителя, агрессии жертвы, агрессии родителей, ребенка и т.п.

Объяснение конфликта при помощи теории напряженности характеризует социально-психологическую концепцию . Основой данной концепции является убеждение в том, что современное общество является причиной состояния напряженности у большинства людей. Идет постоянное нарушение равновесия между отдельным индивидом и социальной средой. Это нарушение исходит из нестабильности отношений, обезличенности, перенаселенности и скученности. Результатом является состояние фрустрации - дезорганизации внутреннего состояния личности, которая может проявиться в реакции ухода в себя, реакции регрессии или реакции агрессии. Говоря о данной концепции, следует иметь в виду, что показатели напряжения весьма индивидуальны, и они не могут применяться для анализа коллективного проявления конфликтов.

В том, чтосоциальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой, убеждены сторонники классовой концепции . В изучении социального конфликта они отталкиваются от классовой теории марксизма. Так, К. Маркс считал, что причина конфликта заключается в разделении людей на классы, которые определяются положением в экономической системе. Между основными классами современного общества - буржуазией и пролетариатом - происходит постоянная вражда. Эти антагонистические конфликты ведут к революциям, которые, по мнению К. Маркса, являются локомотивами истории. Поэтому с точки зрения марксизма конфликт - это неизбежное столкновение. Для того чтобы ускорить развитие общества, данный конфликт необходимо правильно организовать.

Взгляды К. Маркса на природу социального конфликта развивали как его последователи Ф. Энгельс, В. Ульянов, Мао Цзэдун, так и представители неомарксизма - американский социолог Г. Маркузе, представители итальянской школы политической социологии, создатели теории элит В. Парето, Г. Моска, а также американский леворадикальный социолог Ч.Р. Миллс.

Следует отметить, что классовая концепция природы конфликта не может быть применима к анализу этнических конфликтов, конфликтов корпоративных, межличностных, внутриличностных конфликтов и др.

Концепция функционализма рассматривает конфликт как искажение или дисфункциональный процесс в общественных системах.

С точки зрения ведущего представителя этого направления американского социолога Т. Парсонса конфликт - это социальная аномалия, это бедствие. Основное внимание Т. Парсонс уделял преодолению конфликта, достижению стабильности общественной системы. Для этого необходим ряд предпосылок, а именно, нужно добиваться совпадения индивидуальных мотиваций с общественными установками, удовлетворения основных потребностей, как биологических, так и психологических, большей части общества. Кроме того, важна и эффективная деятельность органов социального контроля. Только в хорошо работающей отлаженной социальной системе возможен консенсус. В ней нет почвы для конфликтов.

К концепции функционализма следует отнести представителей школы «человеческих отношений». Так, один из основателей школы public relations Э. Мэйо считал необходимым главное внимание уделять совершенствованию производственных отношений: установлению мира в промышленности, демократическому стилю руководства, замене индивидуального вознаграждения групповым, экономического вознаграждения социально-психологическим, удовлетворенности трудом.

В настоящее время наиболее успешно развиваются диалектические концепции , которые объединяет убеждение в том, что конфликт функционален для социальных систем.

К числу таких концепций следует отнести, в первую очередь, теорию позитивно-функционального конфликта , разработанную Л. Козером. В работе «Функции социального конфликта» он доказывал, что чем больше в обществе независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства этого общества. Л. Козер был убежден: чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, который разделит общество на два враждебных лагеря.

В книге немецко-британского социолога и общественного деятеляР. Дарендорфа «Современный социальный конфликт» изложена теория, получившая название «конфликтной модели общества» . Р. Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствует определенная дезинтеграция. По его мнению, конфликт - это постоянное состояние любого социального организма. Любое общество в каждый момент подвергается изменениям. Поэтому любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт.

В рамках диалектической концепции была разработана теория, получившая название «общей теории конфликта» . Ее автор - американский социолог и экономист К. Боулдинг - в работе «Конфликт и защита. Общая теория» применил конфликт в анализе не только социальных явлений, но и явлений физических и биологических. По его мнению, природа, как живая, так и неживая, наполнена конфликтами. К. Боулдинг убежден, что конфликт неотделим от общественной жизни. Его основа находится в природе человека. Это стремление человека к постоянной вражде с себе подобными. Главным понятием конфликта у К. Боулдинга является конкуренция между людьми. В настоящем конфликте присутствуют осведомленность сторон, а также несовместимость их желаний. Все конфликты имеют общие образцы развития. Поскольку избежать конфликты невозможно, главная задача - преодолевать их или ограничивать.

В целом необходимо отметить, что в современной зарубежной конфлитологической литературе преобладает диалектическая концепция социального конфликта, а именно, теории Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга. Их сторонники подчеркивают позитивную роль конфликта. Она видится в том, что конфликты могут усиливать мораль, обогащают взаимоотношения между людьми, конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность, стимулируют развитие. Конфликты помогают прояснить проблему, они усиливают способность организации к изменениям, повышают качество принимаемых решений, способствуют производству новых созидательных идей и т.п.

2. Основные этапы анализа социального конфликта

Следует отметить, что конфликты не возникают на пустом месте. Их причины накапливаются, могут созревать иногда довольно продолжительное время. Поэтому период вызревания конфликта можно разделить на четыре стадии.

Первой стадией созревания конфликта является скрытая стадия. Она, как правило, связана с неравным положением групп индивидов в сферах «иметь» и «мочь». Люди постоянно стремятся к улучшению своего статуса, стремятся к превосходству. В этом заключена главная причина развития первой стадии. Степень второй стадии - напряженности - зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь или превосходство. Третья стадия антагонизма проявляется как следствие высокой напряженности. Четвертой стадией является стадия несовместимости. Это уже следствие высокой напряженности, собственно конфликт. Причем возникновение самого конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий.

Для успешного разрешения конфликта его необходимо хорошо изучить. Первым этапом анализа можно считать развитие конфликта от момента его завязки до начала наблюдения за ним. Это время может быть значительным. На данном этапе анализа необходимо изучить несколько проблем.

Во-первых, необходимо выяснить предмет и объект конфликта. Под предметом конфликта следует понимать объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Это может быть проблема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства или несовместимости. Нужно иметь в виду, что в сложных, больших конфликтах предмет конфликта может не иметь четких границ. Под объектом конфликта понимается материальная, социальная, политическая или духовная ценность, по поводу которой возникает противоборство сторон, стремящихся к обладанию или пользованию этой ценностью. Чтобы стать объектом конфликта, эта ценность должна находиться на пересечении интересов социальных субъектов, которые стремятся ее контролировать. Такой ценностью могут стать ресурс, власть, идея, норма, принцип и т.п.

Во-вторых, на первом этапе важен анализ состава участников конфликта .Для этого целесообразно выделить непосредственных участников конфликта и их союзников. Также необходимо определить и тех, кто косвенно заинтересован в поддержке участников конфликта.

Анализ состава участников конфликта предполагает выявление их ресурсов, сил, которыми обладают участник конфликта. Так, например, при анализе международного конфликта необходим подсчет материальных ресурсов (уровня производства, запасов полезных ископаемых), идеологических ресурсов (морально-политического единства нации); военных ресурсов (состава вооруженных сил, вооружений); политических ресурсов (типа государства, политического режима, его стабильности, качеств лидера); внешнеполитических ресурсов (расстановки сил во враждующих коалициях).

Кроме того, для анализа состава участников конфликта необходимо определитьуровень их притязаний. При этом цели сторон следует рассматривать с точки зрения возможностей их достижения какой-либо из конфликтующих сторон.

В-третьих, на первом этапе анализа конфликта следует определить его повод , т.е. выяснить конкретные события, приведшие к конфликту. Повод конфликта - это случай, обстоятельства или предлог, которые использовались с целью развязывания конфликта. Поводы конфликта могут быть самыми различными:принятие административного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные провокации; принятие таможенных ограничений и т.п.

В-четвертых, необходимо определить уровень напряженности или устойчивости в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. Например, этот уровень можно представить в виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой правительства, уровня организованности социальных групп, возможности их давления на политику властей. Социальная напряженность - это индикатор конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.

На втором этапе анализа конфликта идет изучение его хода. Главное внимание здесь сосредотачивается на выявлении событий, которые привносят принципиально новое качество в развитие конфликта, продвигают его на новую ступень эскалации. Они накапливают какое-то качество для скачка или искусственно задерживают его продвижение. Например, такими событиями могут быть митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.п. Особенно важным представляется определение перехода конфликта в кризис, т.е. в ситуацию внезапного обострения, которая требуетоперативных решений или вмешательства.

Третий этап анализа конфликта должен быть посвящен его прогнозированию. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний. Другими словами, на основе имеющихся данных необходимо сделать предсказание о развитии и исходе конфликта. Главная задача прогноза - получение ответа на вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события.

В заключение отметим, что четвертым этапом анализа конфликта является его разрешение. Он представляет собой процесс решения проблемы. Цель процесса - разрешить конфликт в самой его сути, дойти до его реальных причин. Необходимо выяснить, распознать те потребности и ценности, о которых не удается договориться, добиться согласия.

3. Общие причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

Главным условием успешного влияния на конфликты является знание причин их возникновения. Как указывают отечественные конфликтологи А. Анцупов и А. Шипилов, причины конфликтов носят объективно-субъективный характер. Они могут быть объединены в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные.

Объективными причинами возникновения конфликтов выступают: естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; слабая разработанность и использование нормативных процедур разрешения социальных противоречий; недостаток или несправедливое распределение значимых для жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; образ жизни, связанный с материальной неустроенностью, радикальными переменами; стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.

Основные организационно-управленческие причины конфликтов: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие причины; неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях, когда одни - управляют, другие - подчиняются.

Типичными социально-психологическими причинами конфликтов являются: потери или искажения информации в ходе межличностной и межгрупповой коммуникации; разбалансирование ролевого взаимодействия людей; разный способ оценки результатов деятельности; различная оценка одних и тех же сложных событий; соревнование и конкуренция и др.

Среди основных личностных причин конфликтов следует выделить: субъективную оценку поведения партнера как недопустимого; неадекватный уровень притязаний; слабо развитую способность противостоять конфликтам, разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов; несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней и др.

Для успешного регулирования процесса протекания конфликтов важно знать их типологию. Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.

Возникновение конфликтов неразрывно связано с различными сторонами деятельности людей и организаций, что объясняет их достаточно большое разнообразие. Неоднозначность критериев, применяемых при описании и классификации множества конфликтов, дает повод для создания целого ряда типологий. В настоящее время в зависимости от применяемого критерия существуют самые разные классификации конфликтов.

В соответствии с организацией общества конфликты формируются на разных уровнях. Можно выделить конфликты на уровне индивидов и между ними; на уровне групп индивидов; на уровне крупных систем (подсистем); на уровне социально-классового деления общества; на уровне общества в целом; конфликты на глобальном (региональном) уровнях.

Следует упомянуть многовариантную типологию, предлагаемую социальной психологией, согласно которой можно классифицировать четыре типа конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и организацией, в которую она входит, между организациями или группами одного или различного статуса.

В зависимости от направленности конфликтного взаимодействия выделяются горизонтальные, вертикальные и смешанные конфликты. Горизонтальный конфликт возникает между людьми, не находящимися в подчинении друг у друга. Конфликт по вертикали развивается между людьми, находящимися в императивно координированных ассоциациях. В смешанном конфликте представлены и горизонтальные, и вертикальные связи между людьми.

Общепризнанным является разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.

Особый интерес могут представлять авторские типологии конфликтов. Так, по мнению американского исследователя М. Дойча определяющую роль в конфликте играет адекватность его восприятия оппонентами. По этому признаку М. Дойч выделяет шесть типов конфликтов.

1. Подлинный конфликт - конфликт существует объективно и воспринимается адекватно.

2. Случайный конфликт, существование которого зависит от легко изменяемых обстоятельств. Но это не осознается оппонентами.

3. Смещенный конфликт - это «явный» конфликт, за которым скрывается некоторый другой латентный конфликт, находящийся в основе «явного». Реальная проблема, вызвавшая конфликт, завуалирована другими проблемами.

4. Неверно приписанный конфликт - это конфликт между неверно понятыми сторонами и как результат - по поводу ошибочно истолкованной проблемы. Реальная проблема существует, но ее инициатором является вовсе не то лицо, которое в этом обвиняется.

5. Латентный конфликт - это конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет явно, так как он по тем или иным причинам не осознан сторонами.

6. Ложный конфликт, объективная основа которого отсутствует и он существует только в силу ошибок восприятия.

Известность получила типология немецко-американского психолога, представителя гештальт-психологии, экспериментального исследования воли и аффекта К. Левина. Он выделил четыре типа конфликтных ситуаций в зависимости от воздействий, направляющих поведение субъекта.

1. Конфликт «стремление-стремление», при котором рассматриваются два объекта или цели, обладающие позитивной и примерно равной валентностью.

2. Конфликт «стремление-избегание», когда одно и то же одновременно притягивает и отталкивает.

3. Конфликт «избегание-избегание», когда приходится выбирать одно из двух в равной степени непривлекательных решений.

4. Конфликт «двойных стремлений-избеганий», или двойной амбивалентности, когда выбор осуществляется из двух объектов, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Исходя из учения о мотивации, К. Левин выделил три типа конфликтов:

    выбор между положительным и положительным;

    выбор между положительным и отрицательным;

    выбор между отрицательным и отрицательным.

Конфликтолог Г. Бисно выделил шесть типов конфликтов:

1) конфликты интересов, которые характеризуются действительным переплетением интересов или обязательств;

2) вынужденные конфликты - намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей;

3) ложно соотнесенные - это конфликты, запутанные несоответствием характеристик поведения участников, содержания и причин;

4) иллюзорные конфликты, которые основаны на неправильном восприятии или непонимании;

5) замещенные конфликты, где антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или реальных тем;

6) экспрессивные конфликты, характеризующиеся желанием выразить враждебность, антагонизм.

Американский исследователь Дж. Хаймс предложил свою типологию социальных конфликтов, критерием которой стала широта вовлеченных масс и степень воздействия на общество. Во-первых, это частные конфликты, где государство или правительство не играют главных ролей: войны банд, межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения, конфликт между работником и управляющим. Во-вторых, это гражданское неповиновение: беспорядки (действия, направленные против правительства), тайный сговор, внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция) и т.д.

Кроме того, Дж. Хаймс выделил простые и сложные формы патологической конфликтности. Простые патологические формы конфликтности: бойкот, саботаж, травля (преследование), словесная и физическая агрессия. Сложные патологические формы конфликтности: протест, бунт, революция, война.

Согласно американскому ученому Р. Фишеру можно выделить три типа конфликта. Экономический конфликт строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию. Конфликт ценностей формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой культурной, религиозно-идеологической идентификацией. Силовой конфликт, который возникает, когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

Как мы видим, типология конфликтов сложна. Это связано с целым рядом обстоятельств. Во-первых, конфликты относятся к категории социальных явлений, границы которых явно не прослеживаются. Во-вторых, любой конфликт имеет множество сторон, аспектов и возможных граней, что не дает возможности создать единую классификацию и однозначно отличить один тип конфликта от другого. В-третьих, сущность конфликта зачастую невозможно определить даже по прошествии времени: латентность подлинных источников, причин и мотивов участников. Кроме того, к числу таких обстоятельств можно отнести и субъективность исследователя.

4. Функции социальных конфликтов

В целом все функции социальных конфликтов можно разбить на две группы: конструктивные (позитивные) и деструктивные (негативные). По отношению к участникам конфликта он может играть как положительную, так и отрицательную роль.

Говоря о первой группе функций , следует отметить следующее.

Конфликт устраняет полностью (или частично) противоречия, возникающие в силу несовершенства организации, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. При разрешении конфликтов в большинстве случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке.

Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение окружающих его людей. Независимо от результата конфликта это происходит чаще, чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели. Кроме того, нужно иметь в виду, что межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (инновационный конфликт). Он высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно. Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека. Он может выполнять функцию сплочения группы. Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины сотрудников, ускорением их реагирования на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

Что касается второй группы функций , целесообразно отметить явное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние его участников. После завершения конфликта настроение в целом ухудшается и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта. Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Конфликт формирует негативный образ другого, который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта. Поражение в конфликте отрицательно влияет на самооценку человека.

Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием. Согласно статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта. Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек без достаточных оснований прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы.

Кроме того, конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны. Он влияет зачастую на макросреду и микросреду участников. Степень влияния конфликта на группу прямо пропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит. Она прямо пропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.

Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе. Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются. Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности. Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Итак, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду, что они имеют двойственный характер. Четкие критерии различий конструктивных и деструктивных конфликтов отсутствуют. Грань между ними теряет однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конфликта. Подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в отношениях конфликтующих сторон. Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях. Он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники: подстрекатели, пособники, организаторы.

Вопросы и задания

1. Какая концепция социального конфликта, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывает его природу? Почему?

2. Что является предметом конфликта и его объектом? Приведите примеры.

3. Проведите анализ известных вам из истории социальных конфликтов.

4. Охарактеризуйте основные группы причин социальных конфликтов. Приведите примеры.

5. Приведите пример конфликта и охарактеризуйте его с точки зрения различных типологий социальных конфликтов.

6. Охарактеризуйте конструктивные и деструктивные функции социальных конфликтов на известных вам примерах.

30. Социальные функции конфликта

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции. Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта:

1) конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременное выявление и разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;

2) в открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;

3) конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации;

4) в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;

5) конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований;

6) внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей;

7) внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:

а) создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

б) социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

в) создание новых социальных норм, институтов и обновление существующих;

г) адаптация и социализация индивидов и групп;

д) группообразование, установление и поддержание относительно стабильной структуры внутри-групповых и межгрупповых отношений;

е) выявление неформальных лидеров;

ж) выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем.

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

1) он ведет к беспорядку и нестабильности;

2) общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

3) борьба ведется насильственными методами;

4) следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

5) возникает угроза жизни и здоровью людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Основные характеристики предмета исследования и его социальные функции Учитывая, что безграмотных людей среди молодых ученых немало, надо признать, что написание диссертации является делом в целом полезным. Во время ее написания они читают книги и делают из них выписки,

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» - это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория,

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Социальные нормы Брак – организация общественной ячейки, в состав которой входят господин, госпожа, раб и рабыня, а всего двое. А. Бирс Отношения между супругами, как и другие человеческие отношения, помимо юридических, регламентируются еще и моральными нормами, то есть

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

Глава 4. Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность Каждый возрастной период имеет свою ведущую деятельность. У маленьких детей - это игра, у школьников и студентов - учеба, у людей зрелого возраста - профессиональная деятельность и ведение домашнего

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

Глава 5. Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены В зрелом возрасте существенно изменяется семейная ситуация в жизни человека, которая связана с началом самостоятельной жизни, отходом от прежних родственных связей и созданием

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА Конфликты оказывают значительное влияние как на участников, так и на их социальное окружение. Это влияние неоднозначно. В рамках функционального анализа рассматриваются все возможные последствия конфликта, а так же роль, которую он играет в

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Социальный конфликт – это конфликт больших социальных групп, возникший на основании социального противоречия. В современном мире происходит обострение и увеличение числа социальных противоречий, что ведет к повышению

Слово «конфликт» происходит от (латинского – confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Конфликт - явление социальное, поскольку происходит в обществе между людьми. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с конфликтами разного рода, которые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одной из форм (видов) взаимодействия людей, социальных групп, общностей и институтов, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации её целей. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон , т.е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Необходимо иметь в виду, что противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон, социальных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиции, ценностей и взглядов.

Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Интенсивность, - по мнению Р. Дарендорфа, - означает вкладываемую участниками энергию и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов». Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта и какие цели преследуют субъекты противоборства.

Все социальные явления, события, а также социальные общности (семью, классы, социальные слои, политические партии) можно рассматривать с позиций конфликта, результатом которого могут как борьба и разногласия, так и сплоченность, и солидарность людей. В этом – двойственная природа конфликта, выражающая его разрушительное и созидательное начало, и одновременно – та двоякая роль, которую он играет в развитии общества. Социальный конфликт может быть фактором разрушения общества, а может стать своеобразным двигателем его развития.

Макк Р. и Снайдер Р. выделили восемь признаков конфликта (главными они называют пять, подчеркивая, что если эти признаки отсутствуют конфликта нет):

Необходимым условием конфликта является наличие как минимум двух сторон. Причем стороны понимаются достаточно широко. Это могут быть индивиды, группы, классы, даже культура. Сам конфликт, его развитие ведет, по их мнению, к ситуации, в которой реально существует только два противника;

Конфликт возникает в связи с наличием «дефицита» двух видов: «позиционного» и «дефицита источников». Под первым понимается невозможность одновременного исполнения одной роли или функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности. Во втором случае речь идет о недостаточности каких-либо ценностей, так что два субъекта единовременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере;

Конфликт возникает только в том случае, если стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга. Таким образом, успех одной стороны оз­начает неудачу другой, а само конфликтное поведение выглядит как стремле­ние ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону;

Действия конфликтующих сторон должны быть направлены на достижение не совместимых и взаимоисключающих целей (ценностей) и, следовательно, сталкиваться;

Важным аспектом конфликтных отношении является власть. При конфликте всегда речь идет о попытке достижения, изменения или сохранения общественной позиции - способности контролировать и направлять поведение другой стороны;

Конфликтные отношения представляет собой основу общественных процессов и играют важную социальную роль;

Конфликтный процесс представляет собой временную тенденцию к нарушению взаимоотношений между сторонами;

Конфликтные отношения не разрушает систему, а скорее способствуют изменению социальных норм и ориентации.

При обобщении ряда точек зрения на конфликт можно выделить два наиболее известных подхода.

Первый условно можно назвать структурным ; его главная идея состоит в том, что конфликт определяется через противоречие, присущее в первую очередь социальной структуре (Р. Дарендорф, Е. Бабосов, М. Руткевич, А. Дмитриев и др.). Например, Р. Дарендорф под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения, противоположности норм и ожидании, институтов и групп». Согласно К. Боулдингу , конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.

Второй подход называется функциональным . Наиболее известный его сторонник Л. Козер считает, что конфликт – это такое поведение сторон, которое означает их борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и дефицитные ресурсы с использованием определенной стратегии с целью нейтрализовать или уничтожить противника, т.е. акцент делается на сами действия тех или иных субъектов конфликта.

Для С. Робинса , «конфликт может быть определен как ситуация, которая возникает, когда целенаправленное поведение одной группы в организации блокирует целенаправленное поведение другой».

Крисберг Л. определяет конфликты как «сложное явление, включающее множество спорных вопросов и сторон, и каждая сторона вовлечена одновременно также во множество конфликтов».

Английский социолог А. Гидденс под конфликтом имеет «в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».

В отечественной литературе чаще всего используется определение социального конфликта, которое дал Е.М. Бабосов : «конфликт социальный есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Запрудский Ю.Г. дает следующее определение: «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».

Зайцев А. определяет социальный конфликт как «силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов или социальных групп на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов».

Здравомыслов А.Г. дает собственное понимание конфликта как важнейшей стороны взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия: «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается под воздействием конфликта», или «конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов».

Для Г.И. Козырева социальный конфликт – «это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности».

В «Кратком словаре по социологии» конфликт характеризуется как высшая стадия развития противоречии в системе отношении людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которое определяется усилением противоположных тенденции и интересов социальных общностей и индивидов.

В «Социологическом словаре» утверждается, что социальный конфликт «складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Они имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты».

Таким образом, социальный конфликт обусловлен остротой имеющегося общественного противоречия. Для конфликта необходимо по меньшей мере две стороны, поскольку конфликт является формой взаимодействия. Конфликт всегда представляет собой попытку что-то достичь, изменить или сохранить с целью контроля за поведением другой стороны. Поведение сторон конфликта должно быть, как правило, осознанным, т.е. предусматривать конкретные выгоды за счет друг друга. Конфликт предполагает определенное соприкосновение и коммуникацию сторон. Участники конфликта переживают или определяют его как такой. Ощущение атмосферы конфликта в этой связи может рассматриваться для сторон желанной ценностью. Конфликт не может быть рассмотрен вне связи с своей органической противоположностью, каким является согласие (консенсус).

Структура конфликта представлена следующими элементами: субъектами (конфликтующими сторонами), предметом, конфликтным действием, средствами и методами действия, полем конфликта, конфликтной ситуацией.

Субъекты и участники конфликта . Необходимо иметь в виду, что понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект - это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует свои цели и интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами.

В качестве субъектов конфликта могут выступать индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества, объединенные некоторой целью.

В зависимости от уровня различаются персональные (индивидуальные) и коллективные субъекты конфликтов.

Необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликта свои личные интересы. Косвенные участники могут:

А) провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

Б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;

В) поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты, поэтому социальная среда может выступать катализатором конфликта, либо сдерживающим или нейтральным фактором в его развитии.

Понятие «сторона конфликта » может включать в себя как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников за их особый интерес в конфликте называют «третьей стороной» или «третьим участником».

Ранг предполагает заведомо более или менее выгодную позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. Бородкин Ф.М. и Коряк Н.М. предложили следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):

1. Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы.

2. Оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие групповые интересы.

3. Оппонент третьего ранга – структура состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп.

4. Высший ранг – это государственные структуры, выступающие от имени закона.

Сила в социальном конфликте – это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Она включает в себя всю совокупность средств и ресурсов как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных.

Окружающая среда состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и др. факторов) и социальной среды – определенных социальных условий, в которых развивается конфликт.

Отношения между субъектами конфликта определяются выбранными ими стратегиями поведения . Общепризнанной является классификация Томаса-Килмена, выделивших пять основных стратегий конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Стратегии поведения в конфликте определяются соотношением активности и конформизма. Как показывает практика, ни одну из базовых стратегий нельзя признать универсально оптимальной.

Объект конфликта – любой реально существующий элемент материального мира или социальной реальности, на который претендуют конфликтующие стороны (например, спорная территория, вакантная должность, обсуждаемый законопроект и др.). Объект непосредственно не зависит от субъекта, так как он имеет «объективную» природу. Например, К. Маркс полагал, что в основе социального (классового) конфликта лежат отношения собственности на средства производства. По мнению Л. Козера, основой конфликтов является дефицит ресурсов, с точки зрения Р. Дарендорфа – власть.

Все объекты подразделяются на основные три вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на части и владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого» конфликта.

Определить объект в каждом конкретном конфликте не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон конфликта и существенно осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если адвокат докажет, что его подзащитный вынужден был применить оружие в целях самообороны. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта чаще всего возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства.

Предмет конфликта более «субъективное» понятие; в нем находят отражение конкретные интересы, цели, ценности субъектов. Предмет раскрывает те или иные характеристики объекта, которые стали причиной противоборства. Например, СССР в период перестройки между представителями коммунистического режима и демократическими силами велась борьба за отмену ст. 6 Конституции СССР, в которой говорилось о руководящей роли партии. Объектом в этом конфликте являлась социалистическая по своей сути Конституция, а предметом – конкретная статья, ставшая в этот период основной преградой на пути демократизации общества. Предмет конфликта – это реально существующая или воображаемая проблема, ставшая причиной противоборства. Иными словами, это материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности субъектов. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы социальной жизни.

Источник конфликта - ситуация или состояние, выражающее противоположные интересы, цели и потребности. Это субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречия мнений или конфронтация. Основание конфликта - это если не объективная, то объективированная причина. Источник конфликта проистекает из основания конфликта, но выражает собою субъективные устремления сторон устранить основания конфронтации в соответствии с тем или иным пониманием каждой стороной справедливостью, правом. Основание конфликта обычно за пределами самой конфликтной ситуации.

Зона (поле) конфликта - включает в себя предмет конфликта, но не сводится к последнему. Предмет, как отмечалось, есть источник и объект противоречия - конфликта, а поле (зона) - все, что составляет сферу конфликтных действий. Зона конфликта - это область, в которой реализуется конфликтное взаимодействие; есть предметная область, в которой источник конфликта является реальной основой превращения действии субъектов в противодействие. Иными словам, это такая зона, в которой источник конфликта может быть осмыслен как основание конфликта.

Главная линия конфликта или ядро конфликта - это сектор поля (зоны), характеризующий тот элемент взаимодействия, который определяет противоположность позиции сторон. Иными словами, это конфликтогенныи фактор, прежде всего противопоставление оппонентов. Скажем, нынешний российский политический режим и социалистическую оппозицию разделяет многое, но ядром конфликта является неприятие оппозицией проводимого курса на капитализация страны.

Если источник конфликта является субъективным или побудительным мотивом действий, то причина конфликта - это ее практический мотив. В некоторых случаях может быть и основание конфликта, и источник его, а сам он вызревает в скрытой, латентной форме и в практических действиях не выражается. Источник конфликта, становящийся мотивом противостояния, трансформируется в причину конфликта. Она тесно связана с поводом - фактом отдельного поступка спровоцировавшего ответное действие. Повод и причина могут быть разными. Повод для конфликта, как правило, переводит одну форму противостояния в другую: обычно из скрытой в открытую, из неявной в явную, острую.

Можно выделить: объективные и субъективные поводы. Объективным поводом служит некоторая форма развития событий, тот или иной факт. Субъективный повод - преднамеренное действие, которое своей целью имеет активизацию конфликта. Первый тип может быть назван непреднамеренным, а второй - преднамеренным. К числу преднамеренных поводов принадлежит провокация. Это действие, которое ставит противную сторону в условия, в которых предельно ограничен выбор ответных действии. Однако не всегда провокация - это программирование только лишь действий оппонента. Часто развитие событий принимает непредсказуемый и неуправляемый характер. В этом плане жертвами провокации могут быть и провокатор, и его жертва.

Инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Он может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектами (субъектом) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий.

Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации , которая включает, в первую очередь, острую форму противоре­чия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус; уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д. Словом, как по Ленину, одни не могут управлять по старому, а другие не хотят больше жить по-прежнему.

Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся остановкой на конфликт. Конфликтная ситуация в обществе - это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность в самом широком смысле слова (социальная оправданность) различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризис в обществе может выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо является фоном,накотором развертываемся конфликт.

Бородкин Ф.М. и Коряк Н.М. выделяют четыре типа конфликтных ситуаций и четыре типа инцидента по характеру их возникновения:

1. Объективные целенаправленные (например, вводятся новые формы обучения и возникает необходимость изменения структуры преподавания и замены преподавательского состава).

2. Объективные нецеленаправленные (естественный ход развития производства приходит в противоречие с существующей организацией труда).

3. Субъективные целенаправленные (человек идет на конфликт, чтобы решить свои проблемы).

4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись) интересы двух или нескольких сторон – одна путевка в здравницу, а претендентов несколько.

Конфликтное действие, взаимодействие и поведение, средства и методы образуют сам процесс конфликта, а также составляют один из главных его структурных элементов. В литературе выделяется некоторые типы конфликтного взаимодействия: разногласие и доминирование, которые выдвигается в следующие формы конфликтного поведения: конфронтацию, соперничество, конкуренцию. Под конфликтным поведением понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм коллективного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение.

Итак, конфликт понимается как форма противоборства субъектов, порождаемая главным образом противоречиями субъективного и объективного характера между интересами.

Функции социальных конфликтов в литературе рассматриваются в рамках двух взаимно исключающих парадигм: восприятия конфликта как диалектически-созидательного факторов (наиболее распространена) и представления о конфликте только как разрушительного явления. Первая парадигма вытекает из признания закономерного характера конфликта. Конфликты способны приводить к успешному разрешению социальных противоречий, структурированию социальных субъектов, становлению новых систем ценностей. Вторая – из восприятия его как патологии. С этой точки зрения конфликтов следует всячески избегать, а в случае их возникновения стараться как можно скорее прекратить.

Функции конфликта следует рассматривать как закономерную взаимосвязь последнего с общественным процессом. В таком ракурсе вопрос о функциях предполагает, во-первых, выяснение объективных последствий для общества; во-вторых, анализ форм выражения и взаимосвязи конфликта с характером общественных структур; в третьих, оценка конфликта всегда носит относительный характер, поскольку он имеет разные последствия для различных участников, а также может оцениваться по-разному в зависимости от точки зрения и доминирующей системы ценностей.

От типа общества, исторического этапа его развития, уровня культуры зависит характер конфликтов, масштабность и острота, способы решения, а, следовательно, и функции.

Социология и конфликтология выделяют две основные функции конфликта – позитивную и негативную.

Позитивной можно назвать такую функцию, которая уменьшает или ликвидирует существовавшие ранее общественные противоречия и напряженность. Она способствует росту эффективности взаимодействия участвующих в конфликте людей, удовлетворению их конкретных потребностей, ведет к более рациональному и справедливому распределению благ, прав или обязанностей в общественной группе.

К позитивным функциям конфликта можно отнести следующие:

1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.

2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.

3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.

4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои силы, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.

5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.

6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей.

7. Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:

Создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

Социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

Создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;

Адаптация и социализация индивидов и групп;

Группообразование, установление и поддерживание нормативных и физических границ групп;

Установление и поддерживание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

Установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров.

8. Позитивные функции конфликта заключаются также в том, что он выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем.

Негативной можно назвать такую функцию, которая не устраняет и не ослабевает общественные противоречия, а скорее усиливает их. Это происходит, как правило, в результате столкновения иллюзорных интересов, стихийной разрядки враждебности и предубеждений. Характерной чертой деструктивных конфликтов является то, что они основываются на сильных эмоциях, вследствие чего часто приобретают иррациональную форму.

Конфликт несет в себе негативные функции:

Когда он ведет к беспорядку и нестабильности;

Когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

Когда борьба ведется насильственными методами;

Когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

Когда возникает угроза жизни и здоровью людей.

Между тем, согласно современным представлениям, конфликт имеет и интегративные эффекты: он позволяет определить проблемы и способствует их решению, укрепляет внутригрупповое единство, межгрупповое сотрудничество близких групп.

В многообразии последствий конфликтов реализуются некоторые общие их функции. Например, Запрудский Ю. разделил все функции на две группы: «материальные» и «духовные», а затем, «отвлекаясь от различий материального и духовного свойства», отметил три наиболее важные общие функции, присущие любым конфликтам: «сигнальную, дифференцирующую и динамическую».

Учитывая, что конфликт есть форма выражения противоречия, его проявления и разрешения, Д.П. Зеркин отмечает следующие общие функции конфликтов:

1. информационно-познавательную – любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет её познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов.

2. интегративную – конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе.

3. дифференцирующую – конфликт является фактором социальной дифференциации – оборотной стороны интеграции.

4. стимулирования адаптации социальной системы или её отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде.