Что нужно для аккредитации спектральной лаборатории. Для чего нужна аккредитация лабораторий

В соответствии с Федеральным законом № 412 от 28 декабря 2013 года «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее 412 ФЗ) термину аккредитация дается следующее определение:

Аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации , являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации .

Порядок аккредитации заявителей (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) определяется Статьей 17, 412 ФЗ.

Для того чтобы начать процедуру по аккредитации необходимо в соответствии со статьей 16, 412 ФЗ предоставить вНациональный орган по аккредитации - Федеральную службу по аккредитации (далее ФСА, «Росаккредитация»):

1) Заявление об аккредитации , которое подписывается руководителем юридического лица или лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, либо индивидуальным предпринимателем.

Форма заявления утверждена (Приложение №1).

2) Область аккредитации (проект области аккредитации).

Область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.

Форма области аккредитации также утверждена Приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288. (Приложение №1, для испытательных лабораторий образец 2).

3) Документы (в том числе в электронной форме), подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации;

Состав документов определяется (далее 326 приказ), для испытательных лабораторий в соответствии с п. 24 приказа:

    руководство по качеству в соответствии с пунктом 23 приказа 326;

    документ, содержащий сведения о работниках лаборатории, предусмотренные рекомендуемым образцом 1 приложения N 2 приказа 326;

    трудовые договоры (либо их копии);

Или

    гражданско-правовые договоры (либо их копии);

    документы о получении работниками высшего образования, среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования (либо их копии);

    трудовые книжки (либо их копии);

    при необходимости документы (их копии), подтверждающие наличие в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, допуска к проведению работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

    документ по оснащенности лаборатории средствами измерений, содержащий сведения, предусмотренные рекомендуемым образцом 2 приложения N 2 приказа 326;

    документ по оснащенности лаборатории испытательным оборудованием, содержащий сведения, предусмотренные рекомендуемым образцом 3 приложения N 2 приказа 326;

    документ по оснащенности лаборатории вспомогательным оборудованием, содержащий сведения, предусмотренные рекомендуемым образцом 4 приложения N 2 приказа 326;

    документ по оснащенности лаборатории стандартными образцами, содержащий сведения, предусмотренные рекомендуемым образцом 5 приложения N 2 приказа 326;

    документ по помещениям, используемым для проведения исследований (испытаний) и измерений, содержащий сведения, предусмотренные рекомендуемым образцом 6 приложения N 2 приказа 326;

    документы (их копии), подтверждающие наличие на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений, стандартных образцов, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

В соответствии с положениями 412 ФЗ это минимально необходимый состав сведений позволяющий определить соответствие заявителя критериям аккредитации.

Критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации.

Критерии аккредитации утверждены Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (для испытательных лабораторий это пункты 17 - 23).

Итак, последовательность действий по аккредитации лаборатории:

1) (оборудования и его поверка, закупка стандартных образцов, реактивов, методик испытаний и пр.), (проверка их на соответствие осуществляемой деятельности) (соответствующего п. 19 критериев аккредитации) в соответствии с областью аккредитации. Очень важный этап, так как ошибки на данной стадии могут привести к отказу в аккредитации без возможности устранения несоответствий. Как минимум, вы потеряете средства, потраченные на экспертизу документов, проводимую экспертной группой назначенной Вам ФСА.

(Руководство по качеству, документированные процедуры, инструкции и др.). На данном этапе необходимо внимательно отнестись к разрабатываемым Вами документам. Настоятельно не рекомендуется «скачивать в интернете», «брать у коллег» документы СМК и пытаться их «примерить» под себя. Такой подход, в лучшем случае, приведет Вас к непониманию тех требований, которые установлены критериями аккредитации и вероятно к несоответствию Вами по п. 17 критериев аккредитации:

"Наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 критериев аккредитации.", а это приведет к отказу в аккредитации.

Почему Мы говорим в лучшем случае? Даже если Вы получаете аккредитацию по «счастливому стечению обстоятельств», далее Ваши сотрудники вынуждены будут выполнять непонятные, в некоторых случаях излишние и не адаптивные под их деятельность требования, что в свою очередь:

    вероятно приведет к отсутствию свидетельств соответствия критериям аккредитации к следующему контролю со стороны ФСА (в течении 1 года, далее каждые 2 года и 1 раз в 5 лет в соответствии со статьей 24, 412-ФЗ). В результате Вы можете лишиться аттестата аккредитации со сроком дисквалификации - 2 года;

​ ​

    усложнит работу Ваших сотрудников, что приведет к снижению производительности и негативно скажется на внутренней атмосфере в коллективе.

​ ​

3) Основные ошибки на данном этапе это не верным образом заполненное заявление и подача не полного комплекта документов. В результате срок оказания государственной услуги будет увеличен и Вы отсрочите себе получение аттестата аккредитации.

4) , проводимой экспертной группой, назначенной Вам Федеральной службой. На данной стадии в случае если государственная услуга приостанавливается из-за несоответствия Вас как Заявителя критериям аккредитации, необходимо в установленный срок устранить все замечания выдвинутые экспертной группой.

5) На данном этапе вы должны продемонстрировать полное соответствие критериям аккредитации.

От себя заметим, что аккредитация продолжительная и весьма сложная процедура, требующая системного подхода. Доверьте эту работу профессионалам.

В разделе Вы можете познакомиться с нашим предложением по сопровождению Вашей лаборатории и помощи в ее аккредитации.

О результатах нашей работы лучше всего говорят

Аккредитация представляет собой процедуру, подтверждающую официальное соответствие вида деятельности или объекта нормам и стандартам, установленным государством и общественными объединениями.

Что такое и кому необходим документ

В Российском законодательстве приводиться перечень отраслей, которые подвергаются обязательной аккредитации со стороны государственных органов, таких как Роспотребнадзор, Ростехрегулирование, Ростехнадхор, Росстат, ФСБ, Россвязь и других.

В этот перечень входят образовательные, медицинские, лабораторные, диагностические иные организации, которые занимаются предоставлением профессиональных услуг и имеющих в структуре организации испытательные лаборатории.

Аккредитация лабораторий проводится, для того чтобы полученные в ходе исследования и анализа, проведенного в рамках этой лаборатории результаты имели юридическую силу . Аккредитация может проводиться в различных системах: по национальной системе, по системе сертификации ГОСТа, и системе аккредитации аналитических лабораторий.

Что касается области лаборатории, которая подвергается сертификации, то она может быть выявлена путем перечисления видов продукции и проводимых работ и зависеть от вида лаборатории.

Испытательные лаборатории — это лаборатории, занимающиеся исследованием образцов материалов и продуктов, а также составных элементов среды на соответствие требованиям и нормам. Область функционирования испытательных лабораторий приходится на производственную сферу.

Аккредитация также может понадобиться физическим лицам или индивидуальным предпринимателем, если при предоставлении услуг от них требуется определенные навыки или наличие специальной подготовки.

С какой целью проводится процедура?

Аккредитация испытательной лаборатории проводиться в соответствии с 31 статьей Закона о техническом регулировании и имеет следующие цели :

  • подтвердить достаточный уровень квалификации органов, отвечающих за соответствие требованиям;
  • обеспечить высокий уровень доверия производителей, продавцов и покупателей к этим органам;
  • создать основания для признания юридической силы результатов исследования.

Аккредитация проводиться в соответствии с базовыми принципами:

  • добровольности , то есть организация добровольно соглашается на проведении сертификации;
  • открытости , заключается в том, что абсолютно каждый участник процедуры проверки вправе ознакомиться с правилами проведения этой проверки, находящимися в открытом доступе;
  • органы , которые осуществляют процедуру проверки, не могут подвергаться внешнему воздействию, и должны быть независимы и нейтральны ;
  • намеренное учинение препятствий при осуществлении проверки не допускается;
  • всем претендентам на получение аттестата предъявляются одинаковые требования ;
  • также запрещается совмещать полномочия органов осуществляющих процедуру сертификации;
  • недопустимость применения территориальных ограничений в отношении действия документов.

Главная задача аккредитации заключается в подтверждении высокой компетентности, знаний и опыта сотрудников центров и лабораторий, которые соответствуют установленным законом критериям.

В результате аккредитации лаборатория может обладать неоспоримыми преимуществами перед другими учреждениями :

  • в первую очередь, это служит гарантией предоставления качественного обслуживания покупателей, и крупных поставщиков;
  • повышения доверия со стороны организаций и компаний международного уровня;
  • постоянное совершенствование сферы услуг, за счет частых проверок;
  • увеличения клиентской базы благодаря конкурентоспособности качества обслуживания;
  • возможность уделить больше времени качеству выполнения работ и нацеленность на результат, вместо траты ее на доказывание квалификации.

Благодаря аттестации организация или исследовательский центр может заработать престиж и репутацию, и постоянно повышать квалификационный уровень своих работников. Инспекционный контроль позволяет постоянно быть в курсе изменений в законодательстве и государственных стандартах, впоследствии чего создаются новые приоритетные задачи.

Порядок получения аттестата аккредитации лаборатории

Процедура проведения аккредитации лаборатории и получение аттестата осуществляется в несколько стадий. На начальной стадии заполняется заявка и направляется в ФСА для проверки и регистрации . Затем орган, отвечающий за проведение аккредитации, назначает на каждый испытуемый объект отдельного исполнителя. Он проводит проверку всей предоставленной документации от заявителя, его юридический статус, сотрудников, оборудование, также соответствие условий заявленным требованиям и определяет возможность аккредитации. А также проводит анализ подобных лабораторий, прошедших проверку в прошлом.

После рассмотрения заявки и принятия положительного решения исполнитель ставит в известность заявителя через контактные данные о том, что заявление принято в течение 10 суток со дня обработки заявки.

В случае отказа уполномоченный орган обязан издать приказ об отказе, в котором подробно указывается причина этого. Заявителю в течение 10 дней направляется копия данного постановления.

На следующем этапе назначается экспертиза документов, которая проводится специальной экспертной комиссией . Исполнитель должен представить документы комиссии в течение трех суток. При необходимости комиссия вправе запросить дополнительные документы, сведения и информацию у заявителя. После проверки, составляет экспертное заключение . В нем может содержаться следующего рода сведения:

  • результаты анализа соответствия сведений условиям проведения оценки квалификации;
  • при наличии некоторых разногласий с условиями, они указываются в заключении;
  • рекомендации по внесению изменений в отдельные пункты заявки, и процедура подтверждения их выполнения;
  • итоговые выводы о степени соответствия информации испытуемого объекта критериям компетентности.

Выводы экспертов направляются в Росаккредитацию. Если они положительные, то к заключению прилагается программа аттестационной проверки . Окончательное решение о проверке принимается вышеупомянутым органом, который рассматривает заключение и в случае одобрения распоряжается о времени и составе аттестационной комиссии. Копию заключения комиссии и распоряжение о проведении аттестации или об отказе направляется заявителю.

На третьем этапе утверждается комиссия, в состав которой входят эксперты, и программа проверки . Проверка проводиться непосредственно на территории объекта, где осуществляется его деятельность. Срок проверки не может превышать 20 дней. По ее результатам составляется акт, который необходимо предоставить вышестоящему органу.

На заключительном этапе Федеральная служба по аттестации на основании всех сведений, экспертных заключений и акта проверки выносит решение о прохождении аттестации. Составляется приказ на выдачу аттестата, который вручается заявителю по истечению 3 дней.

Срок его действия и способ продления

Аттестат аккредитации испытательной лаборатории действует 5 лет . Срок аттестата может быть продлен при необходимости. Для продления нужно направить запрос в отделение Росаккредитации за 3 месяца до полного окончания этого срока . Процедура получения нового аттестата может быть упрощена, если в ходе инспекционного контроля не было выявлено никаких нарушений со стороны ИЛ, и если она не планирует расширение области проверки.

Упрощенная процедура в отличие от стандартной не требует обязательной проверки объекта на территории ее деятельности. А во всем остальном полностью идентична процедуре первичной аттестации.

Как проверить наличие аккредитации

Существует несколько способов проверки аттестата : через Федеральную службу по аккредитации и Минздравсоцразвития. Эти органы ведут свои реестры, которые находятся в открытом и бесплатном доступе в сети. Любая организация, прошедшая аккредитацию, заноситься в реестр уполномоченных органов. Поэтому для проверки наличия аттестата необходимо просмотреть списки в реестре, и если организации там нет, значит, у нее отсутствует аттестат.

Чтобы проверить через официальный сайт Федеральной службы по аккредитации, в разделе Меню нужно найти Реестры, затем перейти в подраздел Аккредитованные лица и Реестр, затем надо выбрать интересующую организацию, к примеру, испытательная лаборатория. Далее откроется список всех лабораторий, успешно получивших аттестат. Для более удобного поиска можно в специальное поле ввести наименование учреждения и область аккредитации и задать поиск.

Другой способ проверить в реестре Минздравсоцразвития , поскольку согласно ФЗ №205н все аттестованные организации должны быть в этом реестре.

Есть еще один способ проверки наличия аттестата — единый реестр испытательных лабораторий. Организация, прошедшая проверку, должна присутствовать в нем. Для удобного поиска можно ввести название и начать поиск.

Аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;

(N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации")

Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия (Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ).

С 1 июля 2003 г. в России вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании» , который регулирует отношения, возникающие при оценке соответствия (сертификации) продукции. Важнейшим инструментом такой деятельности являются испытательные (измерительные) лаборатории, от компетентности которых зависит достоверность получаемой информации и обоснованность принимаемых на её основе управляющих решений. Федеральным законом однозначно предусмотрен допуск к деятельности по подтверждению соответствия (сертификации) только аккредитованных лабораторий.

Лаборатория должна иметь статус аккредитованной, в случае если она проводит следующие виды работ:

  • испытания для целей сертификации (обязательной и добровольной) или декларирования соответствия продукции;
  • контроль качества продукции нефтепереработки и нефтехимии;
  • контроль качества спирта и спиртосодержащей продукции;
  • контроль качества молока и молочной продукции;
  • контроль качества масложировой продукции;
  • контроль качества соковой продукции из фруктов и овощей;
  • контроль качества питьевой и минеральной воды;
  • контроль качества продукции для строительства;
  • контроль качества зерна и продуктов его переработки (в т.ч хлеба и хлебобулочных изделий);
  • производственный контроль за соблюдением санитарных правил;
  • классификация и паспортизация отходов;
  • определения фактического размера промышленных выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы;
  • проведения анализов и измерений для сторонних организаций (в т.ч. выполнение арбитражных измерений);

Перечень документов, подтверждающий вышесказанное приведен ниже.

Данные, полученные в аккредитованной лаборатории, обеспечат Вас достоверной информацией и юридически обоснованной доказательной базой в случае возникновения спорных ситуаций с поставщиками, заказчиками или контролирующими организациями (в том числе и в судах всех уровней).

Перечень документов содержащих требования к проведению измерений в аккредитованной лаборатории

  • Федеральный закон «О техническом регулировании» N 184-ФЗ от 27.12.2002 (с изменениями на 1 мая 2007 года), глава IV. ст. 24 п. 1, ст.26 п.п. 2, 4.
  • Федеральный закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» № 183-ФЗ (в редакции от 16.03.2006), глава II. ст. 5.
  • Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» № 171-ФЗ (в редакции от 21.07.05), глава III ст. 19 п.1.
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» N 52-ФЗ от 30.03.1999 (с изменениями на 30 декабря 2006 года)», глава V ст. 42 п.1.
  • Федеральный закон № 88-ФЗ от 12.06.2008 г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», глава 6. ст.18 п.2; глава 7. ст.20 п.1; глава 11. ст.31 п.п.1,7; глава 11. ст.32 п.1
  • Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» Постановление Правительства РФ от 27.02.2008 №118, часть I I I п.п. 34, 35, 43.
  • Федеральный закон № 90-ФЗ от 24.06.2008 г. «Технический регламент на масложировую продукцию», глава 6. ст.23 п.1; глава 7. ст.24 п.п.1, 2, 5, 10;
  • Федеральный закон от 27.10.2008 N 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» Глава 4, ст. 24, п.п. 1, 4.
  • Федеральный закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», глава 3. ст. 15. п.1; глава 4, ст.34, п.п. 1,2,3
  • Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Раздел VII, Глава 33, ст.147, п.3.
  • Приложение к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №570 от 15.08.2007 г. «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» п. 2.5.2.
  • СП 1.1.1058-01 (с изменениями и дополнениями N 1 от 27 марта 2007 года) «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Глава II статья 2.5.
  • СП 2.1.5.1059-01 Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Глава V, п. 5.2
  • СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. п.8.4.
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с изменениями на 10 апреля 2008 года), п. 2.12
  • СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. " (с изменениями на 28 июня 2010 года) п. 5.9.
  • СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (с изменениями от 07 апреля 2009 года), п. 4.5
  • СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы (с изменениями на 25 апреля 2007 года), п. 6.10.
  • Порядок утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 205 от 08.07.2009 г. «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» Формы 2.1; 3.3.
  • Приказ Росгидромета от 01.07.2002 N 146 «Инструкция о порядке организации и проведения лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления» Приложения 3,4,9.
  • Приказ Минприроды России от 26.01.1993 г. «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (с изменениями на 13 ноября 2007 года). П.5.3.
  • Приказ Росрыболовства от 04.08.2009 N 695 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» п.п.2.14, 3.1.1.
  • Инструкция утвержденная Приказом Росгидромета от 01.07.2002 N 146 «О порядке организации и проведения лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления».
  • Распоряжение Минтранса России от 31.12.2002 N ОС-1182-р «Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов».
  • Приказ Главного государственного санитарного врача РФ № 96/225 от 07.04.1997 г. «Контроль качества и безопасности минеральных вод по химическим и микробиологическим показателям» п. 3.1
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
  • P 2.2.2006-05 «Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда гигиеной труда». п. 6.1.
  • МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях» п. 1.4.
  • МУ 2.2.2.1844-04 «Санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции нефтепереработки и нефтехимии» п. 3.7.1.
  • МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях» п.1.4
  • МУК 4.3.1675-03 «Общие требования к проведению контроля аэроинного состава воздуха» п.1.4
  • МУК 4.1.995-00 «Метод газохроматографического измерения концентраций трифторметансульфофторида в атмосферном воздухе», п.1
  • МУК 4.1.996-00 «Метод фотометрического измерения концентраций трифторметансульфокислоты в атмосферном воздухе», п.1
  • МУК 4.1.997-00 «Метод газохроматографического измерения концентраций трифторметансульфокислоты и ее ангидрида в атмосферном воздухе», п.1
  • МУ 2.1.4.783-99 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиеническая оценка материалов, реагентов, оборудования, технологий, используемых в системах водоснабжения п.3.1.
  • СанПиН 2.3.4.704-98 «Производство спирта этилового ректификованного и ликероводочных изделий» п.12.8.
  • СанПиН 2.2.4.1191-03 "Электромагнитные поля в производственных условиях" п. 5.3.3
  • СанПиН 2.3.4.545-96 Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий
  • СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод. П.7.2.
  • СНиП 12-01-2004 Организация строительства п. 4.11, п. 6.1.4
  • СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» п. 4.28.
  • ГОСТ Р 52408-2005 (ИСО 8178-2:1996) Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Часть 2. Измерения в условиях эксплуатации;
  • ГОСТ Р 51206-2004 Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний.
  • ГОСТ Р 52109-2003 Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия.
  • ГОСТ Р 51713-2001 Слитки черных и цветных металлов. Допустимые уровни удельной активности гамма-излучающих радионуклидов. Метод радиационного контроля. п.5.1.
  • ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений п.5.3.

Аккредитация испытательных лабораторий в РФ проводится раз в 3-5 лет. В процедуре участвуют уполномоченные структуры: Госстандарт, налоговая служба, СЭС. Предварительно испытательная лаборатория проверяется особым отделом МВД, трудовой и пожарной инспекциями. В ходе мероприятий оценивается готовность к анализу продукции и прочие позиции. В соответствии с результатами выдается аттестат аккредитации лаборатории.

Цели процедуры

Почему необходима аккредитация лаборатории? Требования к данным учреждениям сегодня достаточно жесткие. Это связано с их ролью в системе менеджмента качества готовых продуктов. Испытательная лаборатория является контролирующей организацией. Она должна обеспечивать точность проводимых анализов, качественно осуществлять мониторинг технологических процессов на каждом этапе производства.

Стандарт

Аккредитация испытательных лабораторий осуществляется в соответствии с установленным Федеральной службой порядком. Стандарт используется непосредственно участниками данной процедуры. В частности, его применяет орган по аккредитации лабораторий. Данная структура не только осуществляет непосредственную проверку учреждения, но и последующий контроль над его деятельностью. Стандарт использует и сама химическая лаборатория. Он необходим на стадии создания учреждения, прохождения проверки. Кроме того, он важен для эффективности деятельности лаборатории. Область аккредитации в данном случае выступает в качестве основания для ее осуществления.

Критерии

Федеральная служба, которая выполняет аккредитацию, вправе устанавливать специальные (дополнительные) стандарты и нормы. Они используются для подтверждения независимости и технической компетенции учреждения. Специальные критерии обуславливаются проведением конкретных видов испытаний. Эти стандарты должны быть опубликованы (установлены официально) либо предоставлены по запросу заинтересованным сторонам.

Обязанности учреждения

Химическая лаборатория должна осуществлять следующее:

  • Выполнять установленные в РФ нормы ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 и принятого стандарта, а также соответствовать прочим критериям, предусмотренным контролирующей структурой.
  • Формировать необходимые условия для осуществления инспекционного контроля, аккредитации на следующий период, принятия жалоб. Кроме того, должен быть обеспечен доступ уполномоченным лицам к необходимой документации, сотрудникам и прочим секторам, касающимся деятельности учреждения.
  • Заявлять о проверке соответствия исключительно относительно деятельности, входящей в область аккредитации испытательной лаборатории.
  • Не использовать результаты процедуры в ущерб репутации проверяющей структуры.
  • Не делать заявлений, касающихся аккредитации, способных ввести в заблуждение потребителя.
  • Не делать каких-либо заявлений, если аккредитация лаборатории была приостановлена или отменена. Все выданные уполномоченной структурой документы необходимо вернуть по ее запросу.

Область аккредитации испытательной лаборатории

Она должна четко определяться перечнем типов продукции и испытаний согласно предписаниям нормативных и прочих документов. Для реализации данного положения необходимо устанавливать по возможности максимально точные определения проводимых процедур с указанием проверяемых товаров, услуг, работ, свойств и применяемых методов.

Область аккредитации оформляется отдельной бумагой установленного образца и выступает в качестве приложения к итоговому документу. Методы, которые применяются в соответствии с ней для каждого конкретного испытания, определяют в соответствии со стандартом или иными нормативными актами либо на основании документированной процедуры. Аккредитация лаборатории проводится исключительно в отношении определенных мероприятий в нестационарных или стационарных условиях.

Заявка

В ней необходимо отразить:

  • Осведомленность о правилах процедуры.
  • Заявленную область.
  • Готовность выполнять процедуру в полной мере, в том числе оплатить расходы, которые будут касаться работы (вне зависимости от итога) и последующего инспекционного контроля, принять комиссию.
  • Подтверждение согласия на исполнение требований, связанных с аккредитацией.

В заявке может содержаться предложение о назначении эксперта либо учреждения для анализа документов по проводимой процедуре. К бумаге должен быть приложен пакт документов, в которых присутствует информация, необходимая и достаточная для определения готовности лаборатории к аккредитации. Точный перечень требуемых бумаг устанавливается уполномоченной структурой. Заявителю предоставляется возможность ознакомиться с описанием хода процедуры, а также со статьей расходов, которые он будет оплачивать.

Аккредитация лаборатории в РФ: порядок проведения

Процедура состоит из следующих этапов:

  • Предоставление заявки.
  • Экспертиза документов.
  • Аттестация.
  • Анализ материалов после проведения необходимых мероприятий и принятие решения.
  • Регистрация, оформление и выдача аттестата с прилагающимся пакетом документов.

Предоставляемые сведения

Они подаются вместе с заявкой. Лаборатория должна предоставить:

  • Общие сведения об учреждении. Эти данные приводятся обычно в копиях устава либо в иных учредительных бумагах, положении, паспорте. К ним, в частности, относят:
  1. адрес;
  2. наименование;
  3. месторасположение подразделений (если они находятся на различных территориях);
  4. технические средства;
  5. персонал;
  6. юридический статус.

  • Общую информацию о структуре, в состав которой входит лаборатория. Среди прочего указывают сферу деятельности, авторитетность и компетентность, взаимодействия с прочими организациями. Эту информацию обычно включают в Положение об учреждении или в справку о виде деятельности, в которой приводят сведения о техническом и практическом опыте, а также об участии в квалификационных проверках.
  • Описание системы управления и внутренней структуры, формы протокола испытаний, который выдается после того, как будет пройдена аккредитация.

Экспертиза документов

Ее проводит уполномоченный сотрудник или организация. Экспертов может быть несколько. В этом случае назначается ведущий специалист. Результаты экспертизы отражаются в заключении. В нем должна содержаться оценка соответствия документов, предоставленных заявителям, аккредитационным критериям. Заключение закрепляется подписью эксперта или уполномоченного лица от организации.

Результат

В случае отрицательной оценки проверяющий орган может отказать в аккредитации. Данное решение доводится до сведения заявителя. Он, в свою очередь, может внести исправления и доработать бумаги, а затем предоставить их на повторную экспертизу.

В случае положительного результата аккредитационный орган формирует специальную комиссию, которая проводит аттестацию заявителя. Она также утверждает порядок его дальнейшей работы, составленный в соответствии с типовой программой. В составе комиссии присутствуют метролог, эксперты, а также (при необходимости) представители аккредитационного органа и уполномоченные сотрудники иных структур.

Сроки и анализ материалов

Период, в течение которого будет проводиться аттестация лаборатории, должен быть согласован с заявителем. Ему заблаговременно сообщаются фамилии членов комиссии. Заявитель вправе опротестовать назначение того или другого специалиста или эксперта.

Аккредитационная служба осуществляет анализ заявления, сведений, предоставленных лабораторией и собранных в ходе экспертизы, акта процедуры, документации, подтверждающей устранение несоответствий (при их выявлении), и другой информации, которая была получена в ходе мероприятий. В соответствии с результатами принимается решение. Оно может быть положительным или отрицательным.

Завершающий этап

В случае принятия положительного решения аккредитационная служба осуществляет оформление и регистрацию, а также выдачу аттестата аккредитации. К нему прилагаются согласованные положение и паспорт учреждения. Также выдается документ об области аккредитации. Решение принимается в течение шести месяцев с даты заявки. В аттестате устанавливается срок его действия. В случае первичного проведения процедуры он составит не больше трех, в случае повторного – не больше пяти лет.

Инспекционный контроль

Аккредитационная служба и испытательная лаборатория, прошедшая аттестацию, должны сообщать друг другу о любых изменениях, способных вызвать несоответствие учреждения действующим на данный момент критериям. Инспекционный контроль предполагает внутренние проверки, которые проводятся непосредственно самой организацией, а также надзор уполномоченной структуры. Эти мероприятия осуществляются в течение всего периода действия аттестата в виде систематического анализа сведений о деятельности лаборатории, регулярных и (в случае необходимости) внеплановых проверок. При выявлении нарушений условий уполномоченная структура может приостановить действие выданного разрешительного документа или отозвать его.

Дополнительная область

В случае необходимости заявитель может направить в уполномоченную структуру новую заявку. В ней указывается дополнительная аккредитационная область, оформленная в соответствии с установленным порядком, а также прилагаются прочие документы, в которые были внесены изменения. Если заявка подается для проверки технического подразделения, ранее не проходившего процедуру, то работы в этом случае выполняются в полном объеме. Аккредитация по дополнительной области может проводиться по сокращенному порядку. Возможность его применения определяется уполномоченной проверяющей структурой в каждом отдельном случае. При принятии положительного решения аккредитационный орган утверждает дополнение, осуществляет его регистрацию и передает заявителю.

Новый срок

Повторную аккредитацию проводят к моменту окончания периода действия аттестата. Заявка при этом должна быть предоставлена не меньше чем за полгода до наступления этой даты. Аккредитацию на новый срок допускается проводить по сокращенной процедуре с учетом результатов проведенного инспекционного контроля в соответствии с решением уполномоченного органа.

Аккредитация лабораторий на право поверки и калибровки

В соответствии с Федеральным Законом №412, деятельность, связанная с аккредитацией организаций на право проведения поверки/калибровки средств измерений, передана в Федеральное агентство по аккредитации. Чтобы аккредитовать лабораторию, необходимо обязательно ссылаться на критерии, предъявляемые к заказчику в профильной нормативной документации. Кроме того, при проведении комплексной подготовки (как самой организации, так и сотрудников, которые будут работать в профильной сфере) важно уделить особое внимание каждому пункту государственных требований. Невыполнение установленных чиновниками правил может привести к безуспешности процедуры аккредитации лаборатории на право поверки/калибровки СИ.

Компания «ТЕХЭТАЛОН» предлагает потенциальным клиентам услуги помощи в прохождении процедуры аккредитации лаборатории на право поверки и калибровки средств измерений. Результатом сотрудничества с нашими специалистами станет получение специального аттестата, подтверждающего право на проведение работ по калибровке и поверке СИ.

Положительное урегулирование вопросов, связанных с поверкой, гарантируется благодаря большому опыту в оформлении и получении полного набора разрешительных документов для аккредитации. Работы выполняются в заранее согласованные с заказчиком сроки.

Окончательная стоимость услуг, связанных с аккредитацией на право поверки и калибровки, определяется сразу же после того, как наши специалисты ознакомятся с текущим положением дел. Мы обязательно проверим внутреннюю документацию, готовность кадров к выполнению подобных работ и так далее.

Особенности аккредитации на право калибровки

Чтобы аккредитовать ваших сотрудников на право проводить калибровку оборудования, специалисты нашей компании будут действовать в три этапа:

  • подробный анализ текущего положения дел в компании-заказчике. По мере необходимости, каждого клиента мы проконсультируем касательно требований к соискателю аккредитации;
  • подробный анализ, разработка и сбор полного пакета профильных документов, которые требуются государственными органами для подачи заявки на аккредитацию. Все полученные от заказчика бумаги передаются представителям Федеральной службы по аккредитации в сроки, установленные законодательством. На том же этапе мы подготовим саму организацию к аттестации на калибровку. Ваши штатные специалисты будут проконсультированы, а оборудование будет настроено в соответствии с нормативными требованиями;
  • сдача всех необходимых документов в Федеральную службу по аккредитации, после чего организация-заявитель проходит обязательную процедуру выездной экспертизы, которая устанавливает степень готовности лаборатории к проведению работ. Итоговым результатом сотрудничества является получение официального аттестата, позволяющего проводить калибровку оборудования.

Окончательная стоимость услуг нашей компании оговаривается в индивидуальном порядке. Минимальные расценки - 268 тысяч рублей. Мы предлагаем вам поэтапную схему оплаты. Заказчику также потребуется передать две тысячи рублей для оплаты государственной пошлины.

Все остальные расходы напрямую зависят от того, есть ли у вашей организации опытная команда специалистов, соответствует ли внутренняя документация, связанная с менеджментом качества, требованиям законодательства и так далее. Расходы на получение официальной лицензии будут ниже в том случае, если компания предварительно проведет комплексную подготовку на прохождение аккредитации. Среднестатистический срок выполнения работ по получению лицензии варьируется в пределах от одного до двух с половиной месяцев. Среднестатистический срок выполнения работ при обращении в Федеральную службу по аккредитации находится в аналогичных пределах.

Список документов, которые нужно передать для аккредитации

Для успешного урегулирования вопросов, связанных с аккредитацией на право калибровки, компания должна передать следующий набор документов:

  • руководство по качеству, а также другие ссылающиеся на него документы;
  • документация, подтверждающая квалификацию сотрудников, согласно критериев п. 44 приказа Минэкономразвития № 326 от 30.05.2014 г.
  • копия документации (включая бумаги в электронной форме), которые подтверждают соответствие заявителя указанным в нормативных требованиях критериям аккредитации. Сюда добавляется пакет документов, утвержденный специальным распоряжением ФСА.

По мере необходимости, каждый потенциальный клиент может получить индивидуальную консультацию. На любом этапе выполнения работ, сотрудники нашей компании, готовы представить детализированные отчеты о выполненных работах.

Аккредитация испытательной лаборатории

Аккредитация на право поверки измерительного оборудования

Помимо аккредитации на калибровку, мы также готовы предложить потенциальным заказчикам услуги, связанные с получением аккредитации лаборатории на право проведения поверки СИ . Положительный результат гарантируется благодаря тому, что над вашим заказом работают профильные специалисты, успешно выполнившие несколько сотен аналогичных заказов.

Обратите внимание! Стоимость услуг, указанная на нашем сайте, не является окончательной. Полная сумма составляется в индивидуальном порядке. Цена зависит от текущего состояния дел в организации, выступившей в качестве заказчика.

Аккредитация на право поверки также включает в себя следующие этапы:

  • подробный анализ документации, а также общей ситуации в компании-заказчике. В зависимости от сложности конкретного случая, клиенту предоставляются развернутые индивидуальные консультации, в которых специалисты подскажут правильный порядок действий;
  • подготовка полного пакета документов , перечень которых указан на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации, а также в профильном законодательстве. Данный этап дополнительно предусматривает комплексную подготовку самой компании к выполнению профильных услуг в сфере поверки оборудования. Проводится квалифицированная подготовка специалистов, настройка оборудования для выполнения таких работ и так далее;
  • отправка собранного пакета документов в орган ФСА, после чего сотрудники нашей компании окажут полную поддержку при прохождении выездной комиссии, которая проверяет степень готовности лаборатории к проведению работ по поверке СИ.

Итоговым результатом оформления заказа у нас является получение официального разрешения на выполнение работ по поверке измерительного оборудования различного предназначения и уровня сложности.

Минимальная стоимость выполнения работ составляет 268 тысяч рублей. Окончательная сумма зависит от текущего состояния фирмы-заявителя на момент обращения к нам. Оплата может производиться по поэтапной схеме. Величина пошлины составляет две тысячи рублей. Она оплачивается отдельно.

Остальные расходы, как и в случае с калибровкой, также будут зависеть от качества предварительной подготовки к прохождению аттестации. Дополнительные расходы могут быть связаны с необходимостью закупки профильного оборудования для выполнения работ, обучения будущих специалистов и так далее.

Соответственно, чем лучше подготовка, тем меньше денег придется потратить. Среднестатистический срок выполнения обязательств по помощи в аккредитации составляет 1-2.5 месяца. Аналогичное количество времени может потратить и на прохождение аккредитации в органах ФСА.

Чтобы успешно пройти аккредитацию в профильном органе, необходимо разработать и подготовить следующий набор документов:

  • руководство по качеств у и другие документы, ссылающиеся на него;
  • документация, подтверждающая квалификацию специалистов и их опыт работы, согласно критериев п. 44 приказа Минэкономразвития № 326 от 30.05.2014;
  • документация, подтверждающая право собственности или временного владения технических помещений, аппаратуры, технических ресурсов, которые требуются для проведения работ по поверке СИ , с учетом требований, установленных в нормативно-правовой документации. При проверке материально-технической базы дополнительно ссылаются на документацию в сфере стандартизации и другие бумаги, перечень которых изложен в заявлении о прохождении аккредитации;
  • копии документации (включая бумаги, имеющие электронную форму), по которым можно подтвердить полное соответствие заказчика услуги критериям, предъявляемым к исполнителям услуги поверки.

По мере необходимости, наши сотрудники с радостью проведут индивидуальную консультацию, в рамках которой расскажут о текущих результатах выполнения работ, составят план дальнейших действий, а также будут постоянно контролировать текущую ситуацию.

В ходе выполнения работ компания может столкнуться с ситуацией, когда группа экспертов меняется, в связи с чем меняются и сами требования к организации. Соответственно, для достижения положительного результата выполнения работ необходимо изначально привести основные параметры лаборатории в полное соответствие с установленными требованиями. Специалисты компании «ТЕХЭТАЛОН» готовы взять на себя всю работу, связанную с аккредитацией компании на право калибровки или поверки средств измерений. Работы выполняются под ключ, при этом каждый клиент получает обязательный отчет, в котором сообщаются текущие результаты их проведения и итогом которых становится 100%-е получение аттестата аккредитации.