Правовой режим арктики и антарктики международное право. Правовой режим Антарктики и Арктики

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия XX в. арктические государства приступили к реализации широкомасштабных программ исследования минеральных ресурсов Арктики. Их непосредственными участниками уже являются США, Россия, Канада, Норвегия и Дания. Фактически же почти все страны, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, претендуют на шельф в районе Северного полюса. Вполне вероятно вступление в борьбу за арктические ресурсы и других стран, в частности Великобритании, Исландии, Ирландии и даже Японии, Южной Кореи, Китая. Одни заинтересованные стороны обосновывают правомерность своих действий, опираясь на международное право, другие тяготеют к методам эпохи великих географических открытий. Процесс формирования будущего статуса Арктики идет очень активно, причем, отнюдь не за "круглым столом". Между тем уже накоплен существенный правовой опыт (как позитивный, так и негативный) определения статуса морских пространств, режима использования природных ресурсов, представляющих интерес для одного и более государств. Изучение этого опыта, исследование возможных путей его применения в арктическом контексте, теоретическая разработка новых правовых шагов в целях создания оптимального международно-правового режима сохранения природы Арктики и использования ее минеральных ресурсов - одно из перспективных направлений.

Антарктика - уникальный регион Земли, до настоящего момента не подчиненный суверенитету какого-либо государства, хотя претензий на него заявлялось немало. По сути, за последние полвека Антарктика, хотя во многом и под влиянием случайного стечения обстоятельств, вызванного незавершенностью процессов установления здесь военно-политического доминирования, стала новой моделью сотрудничества государств, часто весьма враждебных друг другу.

Итак, целью настоящей работы является определение международно-правового режима Антарктики, Арктики.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие и правовую природу международно-правового режима Антарктики, Арктики.

2. Изучить вопрос об установлении международно-правового режима Антарктики.

3. Исследовать регламентацию деятельности в Антарктике, Арктике.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ, АРКТИКИ

Современная Арктика - это то место на Земле, где глобальные проблемы сочетаются с региональными, экономические - с политическими, правовые - с экологическими, собственно пространственные - с темпоральными. При этом основная причина, по которой арктические пространства приобретают столь большое значение, лежит далеко за пределами региона. Эта причина по преимуществу геополитическая.

Арктика - один из основных компонентов экосистемы Земли. Воздействие изменения климата здесь ощущается сильнее, чем в любом другом регионе мира. Общечеловеческое значение арктического региона, является неотъемлемой составляющей планетарной экосистемы.

В доктрине под Арктикой традиционно понимается часть земного шара, центром которой является Северный географический полюс, а окраинной границей - Северный полярный круг (66°33" северной широты). При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единое общепризнанное понятие «Арктика».

Международно-правовой статус арктического пространства прямо не регламентирован на международном уровне. Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями, преимущественно, в сфере охраны окружающей среды.

Видный российский специалист в области антарктической проблематики отметил, что "исторически вся эволюция геополитики России по отношению к Антарктике была основана на приоритете русских в открытии южного материка". Однако многие зарубежные исследователи не признавали и не признают (очевидно, что не будут признавать и впредь) приоритет России в открытии Антарктиды. А всегда ли наши соотечественники правильно оценивали значение первой и "последней", как писал в 1949 г. академик Л.С. Берг, русской антарктической экспедиции? Например, в 1946 г. в журнале Военно-морских сил "Морской сборник" была опубликована статья капитана 1-го ранга П.Ф. Морозова и майора К.И. Никульченкова "Адмирал М.П. Лазарев". В объемном материале при описании экспедиции 1819 - 1821 гг. факт открытия материка Антарктида не был упомянут вовсе. Зато через год - в 1947 г. - профессор, доктор исторических наук А.И. Андреев также в "Морском сборнике", напротив, подчеркнул приоритет открытия Антарктиды русскими мореплавателями.

Как известно, Антарктика представляет собой обширный район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками и островами, а также омывающие его воды южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Антарктика обладает специфическим комплексом природных условий - климатическим, океанологическим и т.д., которые отличают ее от других физико-географических районов Земли. Образно говоря, Антарктика - это не только "кухня" погоды, это и замерзшая во льду история возникновения и развития нашей планеты, это и своеобразное "окно в космос".

Особенность международно-правового режима Антарктики состоит в том, что она полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Вместе с тем у некоторых государств имеются территориальные претензии к данным районам.

Правовое положение Антарктики без преувеличения является уникальным. Целый континент изъят из сферы военных приготовлений, здесь запрещено проведение любых ядерных взрывов и удаление радиоактивных отходов. Значение этих положений трудно переоценить, особенно учитывая сложившуюся сейчас в мире тревожную обстановку. Договор установил в Антарктике свободу научных исследований, предусмотрел право инспекции для проверки соблюдения его положений. Договором были "заморожены" территориальные претензии, и тем самым поставлен заслон на пути сепаратного раздела Антарктики.

Особое положение этого района объясняется, в частности, тем, что в начале XX в. ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) провозгласили на тех или иных основаниях свой суверенитет над отдельными районами этой территории, что привело к конфликтам и вооруженным столкновениям между государствами. Советский Союз, в свою очередь, заявил о непризнании территориальных притязаний в Антарктике и о сохранении за ним всех прав, основанных на открытиях и исследованиях русских мореплавателей.

В начале XX в. эти государства (Великобритания, а затем Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили) выступили с попытками раздела Антарктики, выдвинув территориальные претензии на обширные части материка, которые в общей сложности составляли 4/5 всей его площади. Теория секторального раздела Антарктики неоднократно подвергалась критике в российской (советской) юридической литературе. Несколько позднее, чем в других частях света, в Антарктике также начался захват территорий. С.В. Молодцов пришел к выводу, что "теория Даниэля, как и теория Фошиля, объективно имеет назначение обеспечить на практике господство в Антарктике сильнейшего империалистического государства, расчистить этому государству путь для монопольного обладания всей Антарктикой".

После окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты предприняли попытку путем сговора со странами, имеющими такие территориальные претензии, решить без участия СССР вопрос о государственной принадлежности Антарктики и ее международно-правовом режиме. В США также рассматривалась возможность распространить на Антарктику доктрину Монро. В Меморандуме советского правительства по вопросу о режиме Антарктики было заявлено, что Советский Союз "...не может согласиться с тем, чтобы такой вопрос, как вопрос о режиме Антарктики, решался без его участия". Позднее, в Ноте посольства СССР госдепартаменту США от 2 мая 1958 г., подчеркивалось, что Советский Союз "сохраняет за собой все права, основанные на открытии и исследованиях русских мореплавателей и ученых, включая право предъявления соответствующих претензий в Антарктике".

В конце XX столетия дискуссия относительно правового статуса Антарктики в значительной степени фокусировалась вокруг призывов провозгласить данный регион и его ресурсы общим наследием человечества. За это ратовали бывший председатель III Конференции ООН по морскому праву Амерасингхе, шриланкиец Пинто, перуанец Де Сото, малайзиец Азраи, сьерралеонец Корома, американец Хоннольд и многие другие. Тем не менее, пожалуй, ни одна из теорий в прошлом не порождала столько споров и противоречивых суждений, как упомянутое предложение. Объясняется это тем, что концепция общего наследия человечества является сравнительно новой и пока еще не устоявшейся в современном международном праве. Вокруг этой концепции и сферы ее вероятного применения развернулась острая политическая борьба.

В доктрине международного права под общим наследием человечества понимают находящиеся за пределами государственной юрисдикции пространства и ресурсы, принадлежащие международному сообществу в целом, которое определяет их правовой режим, включая правила пользования.

В прошлом каждый был волен пользоваться общим достоянием, но никто не нес ответственности за его сохранение. Между тем в результате активной эксплуатации ему причинялся все больший ущерб. Перед человечеством встала задача защиты общего достояния совместными усилиями.

В результате появилась концепция общего достояния человечества (res communis humanitatis). Со временем она стала концепцией общего наследия человечества, распространив защиту на интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Концепция относится к пространствам и ресурсам, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства. Она охватывает океаны, глубоководное дно, Антарктику, космос, атмосферу, окружающую среду в целом. Уже из этого перечня видно, сколь велико и значительно общее наследие человечества.

Рождение концепции общего наследия человечества обычно связывается с периодом середины 1960-х годов, а иногда непосредственно с выдвижением представителем Мальты при ООН Пардо 17 августа 1967 г. предложения о заключении договора по сохранению исключительно для мирных целей дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции и использовании его ресурсов в интересах всего человечества. В представленном в ООН меморандуме Пардо изложил четыре принципа, которые в последующем развивались, дополнялись, но, как правило, рассматривались в качестве основополагающих для понятия "общее наследие человечества". Эти принципы включали: а) запрет на присвоение в любой форме морского и океанского дна за пределами действия национальной юрисдикции; б) проведение исследований данного района с соблюдением принципов и целей Устава ООН; в) использование этого района и его экономическая разработка с учетом интересов всего человечества, направляя при этом чистый финансовый доход, получаемый от эксплуатации ресурсов района, главным образом на содействие развитию бедных стран; г) резервирование указанного района для использования исключительно в мирных целях.

Воды арктических морей омывают берега Российской Федера­ции, США (Аляски), Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландии). Россия нотификацией 1916 г. включила в состав своей территории все земли, составляющие продолжение на север сибирского кон­тинентального плоскогорья. 4 ноября 1924 г. МИД СССР в ноте всем государствам подтвердил это положение. В 30-е годы XX века сложилась обычная норма международного права деления се­верных полярных пространств на секторы по принципу тяготе­ния к побережьям прибрежных государств (Канада и Норвегия - в 1925 г., СССР - в 1926 г., Дания - в 1933 г.). Эта норма сложи­лась на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними при­оритета в исследовании и освоении соответствующих районов. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. бы­ли определены точные границы советского (а ныне российского) сектора в Арктике и закреплено положение, согласно которому все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открыты­ми в будущем, расположенные в данном секторе, составляют тер­риторию Советского Союза (России). Российский сектор включа­ет в себя около 9 млн кв. км, из них 6,8 млн кв. км - водное про­странство.

Таким образом, главная особенность правового режима Север­ного Ледовитого океана и примыкающих к нему морей состоит в том, что в силу секторального деления Арктики прибрежные госу­дарства получили определенные права в этих секторах. И хотя вопрос об объеме прав является весьма сложным, наличие этих прав - общепризнанный факт.

Режим прибрежных морских вод. Ширина территориальных вод установлена в 12 морских миль. Но тут есть некоторые особенно­сти. В ноте МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии говорилось о правах России на Белое море, а в Декрете СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Российская Федерация не без осно­вания рассматривает моря Карское, Лаптевых и Восточно-Сибир­ское как исторические моря заливного типа и внутренние нацио­нальные морские пути, на которые по праву можно распростра­нить режим внутренних морей России на следующих основаниях. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, Русское государство в течение трех веков владело Кар­ским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.), и иностранные го­сударства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана об­ширными архипелагами и островами. Здесь нет международных морских путей, а проходит главная национальная морская комму­никация Российской Федерации - Северный морской путь. Он проходит в основном в прибрежных морских водах России, через проливы, перекрываемые территориальными водами или истори­чески принадлежащими России водами. 16 сентября 1971 г. Совет Министров СССР утвердил администрацию Северного морского пути при Министерстве морского флота, которая организует арк­тическое судоходство; обеспечивает безопасность плавания по Северному морскому пути; принимает меры по предотвращению загрязнения вод и другие.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предоставляет право приарктическим государствам принимать меры для охраны природной среды в своих секторах.

26 ноября 1984 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, приле­гающих к северному побережью Союза ССР», в соответствии с которым в этом регионе предусматривается создание системы заповедников, заказников; к судам, плавающим в этом районе, предъявляются повышенные требования, исключающие загрязне­ние вод.

Международно-правовой режим Антарктики регулируется Дого­вором об Антарктике 1959 г. (Договор 1959 г.), участниками кото­рого являются более 30 государств. Установленный Договором правовой режим применяется к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. В Антарктике не применяется секторальное деление. Хотя статья IV Договора 1959 г. и не рассматривает территориальные претензии государств как отказ от таковых, однако и не узаконивает эти претензии. Из смысла этой статьи вытекает, что территориальный вопрос в Ан­тарктике в настоящее время «заморожен».

Согласно этому Договору Антарктика используется исключи­тельно в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия воен­ного характера: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия. Договор превращает Антарктику не только в демилитаризованную, но и нейтрализованную территорию, на которой запрещается военная деятельность. Договором 1959 г. также предусматривается, что в случае войны Антарктика не может быть превращена в театр во­енных действий. Государствам запрещается производить любые ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия этого Договора. Следует, однако, отметить, что Договор 1959 г. не запрещает использовать при мирных исследованиях Ан­тарктики военный персонал (ст. I, VII).

В Договоре 1959 г. закрепляется принцип свободы научных исследований и сотрудничества государств в этих целях; устанав­ливается свободный обмен информацией, наблюдателями, науч­ным персоналом и т.д.

Договор 1959 г. обязывает государства сотрудничать в целях сохранения и защиты природной среды Антарктики. В рамках До­говора 1959 г. были подписаны Конвенция о сохранении антарк­тических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских жи­вых ресурсов Антарктики 1980 г. и др. Назначение этих конвен­ций - защита, изучение и рациональное использование живых ресурсов Антарктики.

Контроль за соблюдением Договора 1959 г. осуществляется на­циональными наземными и воздушными средствами. Каждое го­сударство вправе назначать неограниченное количество своих на­блюдателей, которые имеют право в любое время посещать любые районы Антарктики, проверять станции, установки, оборудова­ние, суда, самолеты и пр. По результатам проверок составляются доклады, сообщаемые другим странам - участницам данного До­говора (ст. VII).

Существенное место в установлении международно-правового режима Антарктики занимает комплекс мер по регулированию природных ресурсов Антарктики. И здесь важную роль играет Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 г. 1991 г.

Договор об Антарктике 1959 г., выполняя роль базового юри­дического акта, создает действенную систему взаимодействия го­сударств по всем аспектам международного сотрудничества по проблеме Антарктики.

Воды арктических морей омывают берега Российской Федерации, США (Аляски), Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландии). Россия нотификацией 1916 г. включила в состав своей территории все земли, составляющие продолжение на север сибирского континентального плоскогорья. 4 ноября 1924 г. МИД СССР в ноте всем государствам подтверди;! это положение. В 30-е гг. XX в. сложилась обычная норма международного права деления северных полярных пространств на секторы по принципу тяготения к побережьям прибрежных государств (Канада и Норвегия -в 1925 г., СССР - в 1926 г., Дания - в 1933 г.). Эта норма сложилась на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними приоритета в исследовании и освоении соответствующих районов и отсутствия протестов со стороны неарктических государств. В параметрах теории и практики науки международной юриспруденции длительное, непрерываемое осуществление прав арктическими государствами в соответствующих секторах содействовало выработке режима фактического существования секторального режима как академической новации современного международного права. По обстоятельствам прогрессивного развития международного права секторальный режим как юридическая категория открыт для своего последующего эволюционного совершенствования. При обстоятельствах фактически устоявшейся системы секторального разделения Арктики признать ее универсальным (общепризнанным) принципом права не представляется юридически приемлемым уже в силу противодействия ей со стороны США.

Международно-правовая позиция России складывалась (по обстоятельствам правопреемства СССР) па основе такого важного юридического акта, как Постановление ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. были определены точные границы советского (а ныне российского) сектора в Арктике и закреплено положение, согласно которому все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные в данном секторе, составляют территорию Советского Союза (России). Российский сектор включает в себя около 9 млн кв. км, из них 6,8 млн кв. км - водное пространство.

Российское законодательство о государственной границе и континентальном шельфе, предметно обозначенное в Законе РФ "О государственной границе Российской Федерации", представляет собой основной нормоустанавливающий документ применительно к правам России в арктических районах.

Таким образом, главная особенность правового режима Северного Ледовитого океана и примыкающих к нему морей состоит в том, что в силу секторального деления Арктики прибрежные государства получили определенные права в этих секторах. И хотя вопрос об объеме прав является весьма сложным, наличие этих прав - общепризнанный факт.

Режим прибрежных морских вод

Ширина территориальных вод установлена в 12 морских миль (ст. 3 Конвенции ООН 1982 г. по морскому праву). Но тут есть некоторые особенности. В ноте МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии говорилось о правах России на Белое море, а в Декрете СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Российская Федерация не без основания рассматривает моря Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское как исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути, на которые по праву можно распространить режим внутренних морей России па следующих основаниях. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, Русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.), и иностранные государства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами. Здесь нет международных морских путей, а проходит главная национальная морская коммуникация Российской

Федерации - Северный морской путь. Он проходит в основном в прибрежных морских водах России, через проливы, перекрываемые территориальными водами или исторически принадлежащими России водами. 16 сентября 1971 г. Совет Министров СССР утвердил администрацию Северного морского пути при Министерстве морскою флота, которая организует арктическое судоходство, обеспечивает безопасность плавания по Северному морскому пути, принимает меры по предотвращению загрязнения вод и др.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предоставляет право нриарктическим государствам принимать меры для охраны природной среды в своих секторах. 26 ноября 1984 г. был принят Указ об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью России, в соответствии с которым в этом регионе предусматривается создание системы заповедников, заказников; к судам, плавающим в этом районе, предъявляются повышенные требования, исключающие загрязнение вод.

Позиционирование режима прибрежных морских вод в формате морского пространства, включающего проливы, перекрываемые территориальными водами или исторически принадлежащими России водами, обозначено в формате юридического статуса Российского государства в качестве мировой морской державы - постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 т., участниками которого являются более 30 государств. Установленный Договором правовой режим применяется к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. В Антарктике не применяется секторальное деление. Хотя ст. IV Договора и не рассматривает территориальные претензии государств как отказ от таковых, однако и не узаконивает эти претензии. Из смысла этой статьи вытекает, что территориальный вопрос в Антарктике в настоящее время находится в стадии своего международно-правового упорядочения.

Согласно Договору Антарктика используется исключительно в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия. Договор превращает Антарктику не только в демилитаризованную, но и в нейтрализованную территорию, на которой запрещается военная деятельность. Договором также предусматривается, что в случае войны Антарктика нс может быть превращена в театр военных действий. Государствам запрещается производить любые ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия Договора. Следует, однако, отметить, что Договор не запрещает использовать при мирных исследованиях Антарктики военный персонал (ст. I, VII).

В Договоре закрепляется принцип свободы научных исследований и сотрудничества государств в этих целях, устанавливается свободный обмен информацией, наблюдателями, научным персоналом и т.д.

Договор обязывает государства сотрудничать в целях сохранения и защиты природной среды Антарктики. В рамках Договора были подписаны Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. и др. Назначение этих конвенций - защита, изучение и рациональное использование живых ресурсов Антарктики.

Контроль за соблюдением Договора осуществляется национальными наземными и воздушными средствами. Каждое государство вправе назначать неограниченное количество своих наблюдателей, которые имеют право в любое время посещать любые районы Антарктики, проверять станции, установки, оборудование, суда, самолеты и пр. По результатам проверок составляются доклады, сообщаемые другим странам - участницам Договора (ст. VII).

В параметрах международно-правового режима Антарктики существенное место занимает комплекс мер по регулированию природных ресурсов Антарктики. И здесь важное место занимают Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики от 2 июня 1988 г. и Протокол 1991 г. об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 г.

Договор об Антарктике 1959 г., выполняя роль базового юридического акта, создает действенную систему взаимодействия государств по всем аспектам международного сотрудничества по проблеме Антарктики.

В институционно-правовом плане весь комплекс проблем по добросовестному соблюдению всеми государствами -участниками Договора 1959 г. об Антарктике разрешается в формате такого юридического образования, как Консультативное совещание. Функционирующее в сессионном режиме,

Консультативное совещание представителей государств - участников Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г. содействует последовательному соблюдению постановлений Договора в режиме равной юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) всех заинтересованных государств. В этом плане Договор 1959 г. об Антарктике обеспечивает правовой статус верховенства (господства) права Rule of Law в международных отношениях.

Понятие Арктики относится к северной полярной области земного шара в пределах, ограничиваемых с юга географической параллелью, лежащей под 66°33" северной широты, - Северным полярным кругом, включая соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями. Правовое положение всех таких пространств и режим пользования ими весьма различны.

К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть - - того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, - России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций поименованных стран на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР. После распада СССР Российской Федерацией - продолжательницей его правомочий в отношении принадлежавших ему арктических пространств - издан целый ряд таких актов, в определенной степени затрагивающих юридический статус различных частей этих пространств и позволяющих при необходимости уточнять этот статус. В числе таких актов могут быть названы законы федерального значения:

  • «О Государственной границе РФ»;
  • «О континентальном шельфе РФ»;
  • «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»;
  • «Об исключительной экономической зоне РФ».

Первой из приарктических стран, сделавшей шаги к законодательному закреплению своих притязаний на прилежащие к ее основной территории пространства Арктики, стала Канада.

Необходимо особо оговорить, что ни одно из приарктических государств на всю совокупность сухопутных и морских пространств данного региона в официальном порядке претензий никогда не выдвигало . Между тем в юридической литературе долгое время высказывалось мнение, согласно которому властные правомочия этих стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса. Этот подход к оценке юридического статуса пространств Арктики - так называемая «теория секторов» («секторальная» или «секторная» теория) - какого-либо подкрепления в положениях национальных нормативных актов или международных договоров не получил. Сам термин «арктический (или «полярный») сектор» в официальных международно-правовых документах не используется; более того, документы, в том числе законодательные акты Канады и СССР, закрепляют правомочия соответствующих стран не на все пространство таких секторов, а лишь на расположенные там сухопутные - материковые и островные - образования. Даже особый правовой статус архипелага Шпицберген, основанный на многостороннем международном договоре, с полной определенностью фиксирующем признание над этим архипелагом суверенитета Норвегии, никоим образом не затрагивает сопредельных с ним морских пространств арктического сектора, в пределах которого он находится.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами общего международного , относящимися к Мировому океану в целом и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и особенно в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это означает, что суверенитет и юрисдикция приполярных государств могут распространяться не на всю акваторию соответствующих секторов Арктики, а лишь на ту часть вод Северного Ледовитого океана и его подводных пространств, которые омывают или примыкают к сухопутным образованиям этих стран , - на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны, на континентальный шельф, международный район морского дна, а также на ряд существующих здесь проливов, перекрываемых территориальным морем соответствующей прибрежной страны или не используемых в качестве мировых морских коммуникаций.

Исторические воды

Характерным для внутренних морских вод приполярных стран является установление ими в отношении некоторых таких регионов статуса исторических вод. К этой категории морских пространств отнесены морские заливы, ширина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря, установленную упоминавшейся Конвенцией 1982 г., т. е. 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден действующими до настоящего времени постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.), в состав внутренних вод нашей страны и, следовательно, в состав ее территории в числе прочих были включены Белое море, Чесская, Печерская, Байдарацкая губы, Обь-Енисейский залив и другие прибрежные водные пространства, ширина входа в которые имеет значительно большую протяженность именно по историческим основаниям, поскольку все они в силу сложившихся условий с давних времен находились под контролем Российской империи, а затем СССР.

По таким же основаниям к внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные пространства северной и северо-западной частей ее побережья, ограничиваемые с внешней стороны - со стороны открытых морских пространств - исходными линиями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации береговой линии местами составляет 44 морские мили. Это относится и к статусу прибрежных морских пространств, в пределах которых пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь находящийся в пределах пояса мелких прибрежных островов - шхер. Правомерность распространения Норвегией на эти воды статуса исторических подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 и 1937 гг. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Судом был положен тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями этой прибрежной страны. В решении обращается также внимание на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены об указанных притязаниях Норвегии, никакой официальной отрицательной реакции не последовало, что должно рассматриваться как «тацитоконсенсу» - молчаливое согласие соответствующих участников международных отношений. Наконец, Судом было учтено наличие тесной связи водных регионов, по которым проходит Индерлее, с сухопутной территорией Норвегии и с ее экономикой.

Историческими особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, на которые специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. - фактически был распространен канадский суверенитет, так как в этом документе говорится об установлении полного контроля со стороны Канады за всеми видами морской деятельности, включая судоходство (в том числе иностранное), в пределах таких пространств и особенно в проливах, образующих Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического океана с Северным Ледовитым океаном. Протяженность установленных названным приказом исходных линий по периметру всего канадского арктического архипелага во многих местах значительно превышает конвенционную - двойную ширину территориального моря.
Правомерность установления статуса исторических вод в Арктике в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении в отдельных случаях исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы конкретного района, реальность и значениекоторых доказаны их длительным осуществлением.

Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в части управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов . Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологическому равновесию или способствует его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды «на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных» и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация (ИМО).

Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны, Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной прибрежной страны, могут осуществляться только при условии, что «такая инспекция оправдана обстоятельствами дела» (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к суднумерах.

Юридический статус морских внутренних вод

Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе, и на правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана. Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и в районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств исходными линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительной экономической зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982 г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же в большинстве случаев они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом приводившихся положений ст. 234 этой Конвенции можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские Ворота, Югорский Шар, Маточкин Шар, Вилькицкого, Шокальского и Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими.

Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, положение которого в части прохождения по внутренним морским водам, территориальному морю России и ее исключительной экономической зоне аналогично правовому положению норвежской судоходной прибрежной магистрали. Как и последняя, Северный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера да и всей страны в целом, наконец, использование Северного морского пути исключительно судами под российским (ранее - советским) флагом не вызывало отрицательной реакции со стороны других государств и может рассматриваться как молчаливое признание приоритетных прав нашей страны на эту коммуникацию.

Подробнее о Северном морском пути

В отличие от Индерлее Северный морской путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими и гидрологическими факторами: он не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток-запад или запад восток, - этот путь год от года, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаги Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитости трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евразийского континента. Тем не менее при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т. е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.

На целостность Северного морского пути как единой транспортной коммуникации и на консолидированность ее правового режима не оказывает влияния тот факт, что отдельные участки его трассы в тот или другой период могут пролегать за пределами границ указанных морских пространств, т. е. в открытом море. Это обстоятельство объясняется тем, что нахождение плавучего транспортного объекта на таких участках невозможно без предварительного либо последующего пересечения указанных российских акваторий Северного Ледовитого океана, а также без ледокольно-лоцманской проводки и ледовой авиаразведки. Все это позволяет сделать вывод о том, что регулирование пользования трассами этого пути вполне обоснованно составляет прерогативу РФ как прибрежного к этой магистрали государства.

На этом базируется правомерность позиции правительства СССР, излагавшейся в 1964-1967 гг. в нотах посольству США в Москве в связи с готовившимися и состоявшимися плаваниями американских военных кораблей в Арктике, включая военный ледокол «Нортуинд».

В этих документах отмечалось: что трассой Северного морского пути пользовались и пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны; что Северный морской путь является важной национальной коммуникацией, где аварии судов могли бы создать сложные экологические проблемы для СССР; что трасса Северного морского пути местами проходит через советские территориальные воды. Особо обращалось внимание на то, что на воды большинства арктических проливов советского сектора Арктики распространяются нормативные акты об охранеГосударственной границыСССР, а попытки пренебречь правилами прохода через них противоречили бы международному праву.

В настоящее время свыше 50 портов России на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов.

Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 г. объявил об установлении вдоль побережья страны 200-мильной исключительной экономической зоны и провозгласил право компетентных властей устанавливать в районах, соответствующих положениям ст. 234 Конвенции 1982 г., специальные обязательные меры для предотвращения загрязнения с судов. В случае нарушения судами применимого законодательства или международных правил указанные власти уполномочены осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр либо даже возбудить разбирательство и задержать судно-нарушитель.

Международно-правовой статус и режим Антарктики

Материк Антарктида был открыт в 1820 г. русскими мореплавателями под командованием М. П. Лазарева и Ф. Ф. Белинсгаузена.

Правовое положение южного полярного региона базируется на установлениях Договора об Антарктике , принятого 1 декабря 1959 г. по результатам Вашингтонской конференции, в которой участвовали Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский Союз, Франция, Чили и Япония. Созыв Конференции, заключение и быстрое введение в действие этого многостороннего международного соглашения (вступило в силу 23 июля 1961 г.) обусловливалось обострением противостояния между государствами, притязавшими на различные районы данной части земного шара, и другими странами, отвергавшими односторонние действия такого рода.

Состоявшиеся на Вашингтонской конференции дискуссии увенчались преодолением противостояния государств-участников по территориальной проблеме. Итогом переговорного процесса явилась ст. IV Договора, анализ текста которой позволяет сделать выводы о том, что участники Договора:

  1. не признают суверенитета ни одного из государств в каком бы то ни было районе Антарктики и, более того, не признают каких бы то ни было - выдвинутых или могущих быть выдвинутыми со стороны любого государства - претензий, утверждающих здесь его территориальный суверенитет;
  2. не требуют от любой из договаривающихся сторон отказа от ранее заявленных ею территориальных претензий в Антарктике либо от имеющихся у нее оснований для выдвижения в будущем претензий на территориальный суверенитет;
  3. исходят из того, что ни одно из положений Договора не должно рассматриваться как наносящее ущерб позиции любой из договаривающихся сторон в части признания или непризнания уже заявленных кем-либо из ее прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике либо наличия у него оснований на такой суверенитет.

Иначе говоря, содержание ст. IV сводится, с одной стороны, к закреплению положения, сложившегося в Антарктике до заключения настоящего Договора, в части уже заявленных претензий или прав на территориальный суверенитет, однако без реального воплощения таковых в жизнь, а с другой стороны, к признанию за государствами, имеющими основания для аналогичных претензий, права на выдвижение подобных претензий, однако без реального использования этого права.

Следовательно, конструкция, созданная ст. IV Договора об Антарктике, может характеризоваться как утверждение фактического положения Антарктики в качестве территориального пространства, открытого для беспрепятственного использования любым государством, в том числе не являющимся участником данного соглашения. Это позволяет рассматривать Антарктику как международную территорию, т.е. имеющую юридический статус, сходный в определенной степени со статусом открытого моря, воздушного пространства над ним, а также космического пространства.

По вопросу осуществления юрисдикции в Антарктике Вашингтонская конференция была вынуждена согласиться с многообразием позиций и практики заинтересованных государств. Это означает, что государство - эксплуатант Антарктики будет осуществлять юрисдикцию над лицами, направляемыми им для этой цели, в таком объеме и на основе таких принципов, которые будут для данного государства предпочтительными.

Следовательно, государства могут осуществлять здесь как юрисдикцию над лицами (личная юрисдикция), так и юрисдикцию, связанную с их территориальными притязаниями (территориальная юрисдикция).

Важнейшим результатом Вашингтонской конференции явились разработка и закрепление в Договоре об Антарктике основных деятельности в этом районе:

  1. мирного использования Антарктики (в качестве демилитаризованной и нейтрализованной территории Антарктика не может использоваться для размещения здесь воинских контингентов, служить театром военных действий или базой для ведения таковых где бы то ни было, не может быть полигоном для применения ядерного или обычного оружия);
  2. свободы научных исследований и международного сотрудничества в этой области (указанная деятельность может осуществляться любым государством на равноправной основе с участниками Договора);
  3. обеспечения экологической безопасности в регионе.

Что касается территориальной сферы действия Договора об Антарктике, то она определена ст. VI, согласно которой: «Положения настоящего Договора применяются к району южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники...» Из этого следует, что в состав конвенционного региона входят как сухопутные - материковые и островные, так и водные пространства, ограниченные с севера условной линией - географической параллелью под 60° южной широты. При этом ст. VI содержит важную оговорку, указывающую, что Договор «не ущемляет и никоим образом не затрагивает прав любого государства или осуществления этих прав, признанных международным правом в отношении открытого моря, в пределах этого района». Данное положение еще раз свидетельствует о весьма значительном сходстве юридического статуса Антарктики со статусом упоминавшихся выше территориальных сфер с международным режимом. Характерно в этой связи отсутствие у побережья Антарктического материка и островных образований внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей и исключительной экономической зон, как это имело бы место, если бы сама Антарктида и прилежащие к ней морские и сухопутные пространства подпадали под суверенитет или юрисдикцию той или иной страны.

Участие в Договоре об Антарктике имеет открытый для всех заинтересованных государств характер, однако членами консультативных, совещаний могут стать помимо первоначальных участников страны, проводящие в регионе существенную научную деятельность (экспедиционную либо постоянную).

Положения Договора об Антарктике, создающие фундамент для международно-правового регулирования в этом регионе, получили развитие и дополнение в ряде других международных многосторонних соглашений. Первым таким документом явилась Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., предусматривающая существенное ограничение добываемых их видов, а также устанавливающая допустимые уровни вылова, лимитирующая добычу по полу, размеру, возрасту, определяющая открытые и закрытые для охоты районы, регламентирующая применение различных орудий лова. Важнейшей составной частью созданной этой Конвенцией системы охраны тюленей Антарктики является проведение инспекций деятельности по их добыче.

В 1980 г. была заключена Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, представляющая собой первый международно-правовой документ, базирующийся на экосистемном подходе, т. е. исходящий из понимания необходимости комплексной защиты биоресурсов антарктических морей как единой, целостной системы. Поэтому объектом ее регулирования являются популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных, всех других видов живых организмов (в том числе птиц), находящиеся не только в пространстве к югу от 60-й параллели южной широты, но и вообще в районе «между этой широтой и Антарктической конвергенцией», т. е. в зоне более протяженной в широтном направлении, где происходит схождение (совмещение, перемешивание) сугубо антарктических природных факторов (океанологических, физических, био- и фитологических) с факторами более северного океанического региона.

Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, управомоченная выполнять научно-прикладные, информационные, организационные и контрольные функции, причем предпринимаемые ею меры по сохранению становятся обязательными для всех государств - членов Комиссии по истечении 180 дней после того, как о них последние надлежащим образом будут уведомлены.

Условия и порядок разработки ископаемых природных ресурсов Антарктики определяются Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Ее основные принципы развивают, детализируют содержащийся в Договоре об Антарктике принцип обеспечения экологической безопасности региона, устанавливая правовой режим разработки неживых природных ресурсов, при котором в первоочередном порядке учитывалась бы необходимость защиты природной среды, предотвращения причинения ей значительного уваженияправ и интересов других пользователей Антарктики. В качестве механизма реализации положений Конвенции учреждены специальные органы - Комиссия и Консультативный комитет, обладающие достаточными правомочиями, чтобы осуществлять организационные и контрольные функции в отношении конвенционной деятельности эксплуатантов.

Конвенция 1988 г. в силу не вступила ввиду весьма отрицательного отношения к ней большинства членов международного сообщества, выразивших в принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции сожаление в связи с позицией участников данного соглашения, недооценивших особую уязвимость экосистемы антарктического региона. Такая реакция была правильно воспринята государствами - членами Конвенции, которые на XI специальной сессии Консультативного совещания в 1991 г. подписали в Мадриде Протокол по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики об охране ее окружающей среды, являющийся дополнением к Договору об Антарктике 1959 г.

Из числа прочих положений Протокола, направленных на укрепление системы Вашингтонского договора и обеспечение исключительно мирного использования данного полярного региона, на то, чтобы Антарктика никогда не стала объектом международных конфликтов, необходимо выделить установление ст. 7, возлагающее на участников запрет в отношении любой деятельности, связанной с минеральными ресурсами, за исключением научно-исследовательской. Тем самым фактически замораживается проведение всех видов геологоразведочных (и, конечно, эксплуатационных) работ сроком на 50 лет, а сама Антарктида провозглашается международным заповедником. Каждая из договаривающихся сторон обязана осуществить все необходимые законодательные и иные меры, включая акции административного и принудительного порядка, в целях обеспечения соблюдения Протокола, а также предпринять надлежащие усилия, совместимые с Уставом ООН, чтобы воспрепятствовать осуществлению в Антарктике любым государством деятельности, несовместимой с Протоколом.

(0 Rating)

Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом, который включает в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Арктика национально присвоена, ее территория поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Система северных полярных секторов установилась по инициативе Канады и СССР, обладающих наибольшими Приполярного побережьями, их верхней точкой является Северный полюс, а точками основы - выходы национальной границы к морскому побережью Северного Ледовитого океана.

Время США не разделяют позицию Канады и СССР в отношении Арктики и продолжают выступать против секторальной системы и в настоящее время. Такой же позиции придерживается Норвегия. Оба государства думают, что за пределами территориальных вод в Арктике должны действовать свободы открытого моря. Дания, будучи сувереном Гренландии, склоняется к точке зрения США и Норвегии. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 провозглашаются территорией Союза ССР (в настоящее время - России) все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР (России) к Северному полюсу в пределах между меридианами 32 "04" 35 "восточной долготы и 168 ° 49 "30" западной долготы, кроме земель и острова архипелага Шпицберген, принадлежит Норвегии за Международным договором от 9 февраля 1920 года.

Канада в 1921 году официально нотификувала Данию о том, что все земли и острова к Северу от канадской континентальной части подпадают под суверенитет Канады. Королевский указ от 1926 года в дополнение к Акту о северо-западных территории Канады установил правило, согласно которому иностранные граждане, желающих посетить сухопутные районы, прилегающие к побережью Канады в Арктике, должны сначала получить на это разрешение канадских властей.

Относительно морских пространств Арктики действуют нормы международного морского права (Конвенция ООН по морскому праву 1982 года). Согласно Конвенции прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической войны.

В районе Арктики установлено свободное судоходство, кроме того, возможны стоянки военных подводных кораблей, обладающих ядерным оружием. Северный морской путь, проходящий вдоль арктического побережья России, является главной национальной коммуникацией в России. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе Полярного круга, правила охраны окружающей среды и т.п.

Договор о Шпицберген 1920 устанавливает статус этого, расположенного в Арктике архипелага. Согласно договору Шпицберген (Свальбард) является демилитаризованной и нейтрализованною территории, находящейся под суверенитетом Норвегии. Договором также предусматривается свободный доступ на острова и воды архипелага граждан всех государств-участников договора на проведение хозяйственной, научной или иной деятельности.

Новый импульс сотрудничеству арктических государств и всего мирового сообщества из арктических вопросов был дан в сентябре 1996 года, когда 8 арктическими государствами (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция), на основе подписанной в Оттаве (Канада) декларации, была создана новая региональная международная организация - Арктическая Рада.

Соответствии с уставными документами ее целями являются:

Осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики с загальноарктичних вопросам;

Контроль и координация выполнения экологических программ;

Разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития;

Распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанных с Арктикой. Неарктични государства могут участвовать в деятельности Арктического Совета в качестве наблюдателей. Украина, имеющая свои интересы в Арктике, как большая морская и научная государство, должна использовать потенциальные возможности этой организации с целью создания нового

правового режима в этом регионе, который бы учитывал и ее законные интересы.

Антарктика - это материк Антарктида, расположенный вокруг Южного полюса Земли, ограниченный

с севера 60 "южной широты и включает прилегающие к нему шельфовые ледники, острова и прилегающие

Антарктика была открыта в ходе экспедиции российских судов под командой М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинс-гаузена в 1818-1821 годах.

Правовой режим этой зоны определяется Вашингтонским договором об Антарктике от 1 декабря 1959 года, первоначально был подписан двенадцатью государствами, включая СССР. Договор об Антарктике носит бессрочный и открытый характер. Он открыт для присоединения к нему любого государства-члена ООН или любой другого государства, может быть приглашена присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в Консультативных совещаниях.

По этому договору (статья 1) Антарктида объявлена демилитаризованной и нейтрализованные территории. Там нельзя проводить ядерные испытания и осуществлять выброс радиоактивных отходов (статья 5). Однако договор не запрещает использование военного персонала или оборудования для научных исследований или для любых мирных целей. Антарктида должна использоваться международным сообществом в мирных целях. Установлено свободу научных исследований и сотрудничества. Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике находится под юрисдикцией государства, направляет. Воды Антарктики является открытым морем.

Соответствии с положениями Договора 1959 все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживались». Но после подписания договора они были заявлены. Причиной стало предположение, что недра континента содержат большие минеральные богатства. На претензиях особенно настаивают Великобритания, Франция, Аргентина, Австралия, Чили, Норвегия и Новая Зеландия. Положение обострилось в связи с ростом количества участников Договора: на 1 июля 1996 года в договоре уже принимала участие 41 государство. Выход был найден довольно оригинальный: государства-участники Договора на специальной Консультативном совещании 4 октября 1991 года подписали в Мадриде (Испания) документ по урегулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики - Протокол об охране окружающей среды, стал практически составной частью Договора об Антарктике. Им фактически замораживается (Запрещается) ведение в Антарктике всех видов геологоразведочных работ, включая эксплуатационные, сроком на 50 лет, а сама Антарктида провозглашена международным заповедником.

Украина в соответствии с положениями Договора 1959 года, с 1996 года имеет на этом материке свою научно-исследовательскую станцию «Академик Вернадский» (прежнее «Фарадей»), расположенную на острове Галиндес (архипелаг Арджентайн), которая была подаренная ей Великобританией.