О сходстве и различии устной и письменной формы русского литературного языка. Русский язык и культура речи

Янв 30 2011

Язык существует в двух своих разновидностях: устной и письменной. Первоначально на языке только говорили и звучание - самая естественная форма существования языка - было единственной его формой. Потребность передавать речь на расстоянии, сохранять речь на длительное время привела к изобретению письма. Появилась речь письменная. Сначала письменная речь только записывала речь звучащую, но с течением
времени оказалось, что разница между звучащей речью и написанной настолько велика, что стали говорить о двух языках: о языке звучащем, устном и языке письменном. письменный чаще выражает информацию интеллектуальную, поэтому он
употребляется чаще в книжной речи. Устный - обычно служит для выражения эмоций, настроений, отношений

Устная речь - это прежде всего разговорная, диалогическая речь,
складывающаяся из реплик, которыми обмениваются собеседники. Устная речь
может быть и монологической (например, объяснения учителя на уроке, доклад
учащегося и т.п.), но при этом она сохраняет всю живость разговор-
ной речи, ее выразительность, интонации. Языковые различия устной и
письменной формы речи сводятся прежде всего к различиям в синтаксисе. В
устной речи меньше сложных предложений, зато много недосказанного,
восполняемого жестами, мимикой, много неполных предложений. Письменная речь, напротив, требует полноты высказывания, связности, логичности. Письменный язык
устанавливает правила письма и чтения. Так возникли орфография и пунктуация. Орфографические и пунктуационные нормы письменного языка обязательны для всех.

Сами законы устного и письменного общения различны. Часто невозможно
одинаково сказать и написать в одной и той же ситуации. Это остроумно
обыграл А. Н. Островский в письме к другу: «Николка! Где тебя черти носят?
Будешь ли ты меня слушаться? Ну, погоди же ты! Так нельзя написать, это я
только так думал, а писать надо вот так:

«Милостивый государь Николай Александрович, не угодно ли будет Вам
пожаловать ко мне сегодня прямо из конторы к обеденному столу, чем премного
обяжете глубоко уважающего Вас и преданного А.Островского».

Одним из тропов художественной речи является метафора - слово или
выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства. Еще
Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры - значит подмечать
сходство…». В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних
предметов с другими, имеющими общий признак, но которые в нашем
представлении связываются с совершенно иным кругом явлений. В метафоре (в
отличие от сравнения) не называется тот предмет, который образно
характеризуется с помощью тропа. Например, А. С. Пушкин свою юность
называет весной: Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья, используя
переносное значение этого слова: пора расцвета, молодости. Нередко он
метафорически называет конец жизни закатом, используя переносное значение
этого слова (конец, исход): Тогда на старый лад займет веселый мой
закат; И, может быть, на мой закат печальной блеснет любовь улыбкою
прощальной. На сходстве во временной последовательности явлений построено
его «Телега жизни»;

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!…
Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги-,
Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.

Широко развернутые метафоры можно встретить и в прозаическом тексте.
Например: Я. Начал писать книгу по плану, но, сколько я ни бился, книга
просто рассыпалась у меня под руками. Мне никак не удавалось спаять
материал, сцементировать его, дать ему естественное течение.

Материал расползался. Интересные куски провисали, не поддержанные
соседними интересными кусками. Они одиноко торчали, не связанные с тем
единственным, что могло бы вдохнуть


А) Человек воспитывается в определенной, сложившейся в течение многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата.

Улицы, площади, каналы, дома, парки напоминают, тихо напоминают. Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь материалом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Б). Звучание – самая естественная форма существования языка – долгое время была единственной. На языке только говорили. Но такая речь сиюминутна, она звучит только «здесь» и «сейчас». Потребность передавать речь на расстоянии и сохранять её на долгие времена привела к изобретению письма – появилась речь письменная.

Сначала письменный язык был только записью звучащей речи, «остановленным мгновеньем». Потом оказалось, что разница – звучать и быть написанным – так огромна, выявились такие её последствия, что стало возможным говорить о двух языках – преимущественно звучащем, устном, и преимущественно письменном. Язык письменный более вместителен для информации интеллектуальной, устный – для выражения эмоций, настроений, отношений.

Распределение сфер между языком устным и письменным существенно не только для общения, но и для культуры. Владения устного языка – фольклор, пропаганда, слухи. Асе остальное – политика, наука и обучение, художественная литература во всем её жанровом богатстве – обслуживается письменным языком.

(Устный и письменный язык. Энциклопеди-

ческий словарь юного филолога)


Стремление к познанию заложено в натуре человека. Эта потребность сильнее любых страхов.

Прометей похитил огонь, принёс его людям, боги жестоко и навечно наказали его за это. Адам и Ева вкусили яблоко с древа познания, и уже новый библейский бог так же жестоко и навечно приговорил их к мукам. Легенда повторилась. Познание наказывается и требует жертв. Знание надо оплачивать. Приобретая понимание природы, власть над ней, люди чего-то лишаются, не временно, а навсегда, это потери вечные, приносящие муки и страдания. Познание таит в себе горечь, отраву, оно несовместимо с раем. Знания меняют структуру человеческой души, но человек не в силах отказаться от этих мук. Змей-искуситель сделал человека человеком. Не бог, а змей! Человек, сделанный богом, ничем не отличался от множества иных тварей. Изгнанный из рая человек сохранил в себе вкус познания, он и змея-искусителя сохранил в себе не меньше, а может и больше, чем бога. Языческие и библейские легенды не так уж религиозны.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.

Когда человек, наблюдая за звёздами, постиг огромность мира, он испытал сознание своего ничтожества. Безмерность Вселенной обескуражила его краткостью собственной жизни. Когда он открыл, что молния – это всего лишь электрический разряд, он испытал разочарование: ещё одним чудом стало меньше.

Считается, что наука не может не заботиться о пользе, и это правильно, но есть ученые, которые изучают природу не потому, что это полезно, «а потому, что природа прекрасна», как писал Анри Пуанкаре.

И это чувство, наверное, необходимо для науки. Есть нечто более ценное, чем добыча результата, и даже важнее, чем поиски истины, - это сам процесс творчества, самоотдача.

(Д. Гранин)

А). В каком предложении (или предложениях) заключается основная мысль текста?

1) 16, 17 2) 20 3) 25 4) 27

Б). Считаете ли Вы что процесс творчества, самоотдача важнее, чем поиски истины?

ВАРИАНТ 17

Отобрала, банты, изогнутый, сливовый, звонит, жалюзи, километр, кухонный

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ нужно употребить слово ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ?

1) Наша страна может гордиться цирковым ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ искусством.

2) Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ культуры.

3) Одна из ветвей государственной власти – ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ.

4) ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство актера достойно восхищения.


  1. пара туфлей 3) несколько полотенец

  2. выправь текст 4) старые профессора

  1. Зимняя сессия студентов проходила согласно расписанию.

  2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

  3. В этом докладе отражены проблемы, волнующие генетиков мира.

  4. Студенты получили не только словари, но и рабочие тетради.

По горло, горит в руках, руки не доходят, гусей дразнить, мышиный жеребчик


6. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили Вам определить стиль текста.
Д. Я. Фомин

Демьян Яковлевич Фомин родился 9 августа 1925 года в селе Дарьевке Ровеньковского района Ворошиловградской области. С 1935 года семья жила в посёлке Первомайке. Здесь, окончив в 1940 году шестой класс школы № 6, Демьян поступил на курсы трактористов, закончил их и работал по специальности в Первомайском совхозе.

Летом 1942 года, когда совсем близко подошли фашисты, Демьян с рабочими совхоза эвакуировался на восток страны, однако попал в окружение и возвратился домой. Встретив бывших одноклассников, Демьян вступает в ряды «Молодой гвардии». Отличался смелостью и отвагой, участвовал во многих боевых операциях молодогвардейцев: поджигал на полях хлеб, громил гитлеровские автомашины, распространял листовки, освобождал советских военнопленных.

Арестовали Демьяна Фомина в первых числах января 1943 года. После зверских пыток его сбросили в шурф шахты № 5. Похоронен в братской могиле молодогвардейцев в городе Краснодоне.


Б). Рассказывание и сообщение – это близкие виды монологической речи.

Но рассказывание – речь более образная, живая, разговорно-народная, просторечная, а сообщение – речь сугубо деловая. Рассказывание – это творческое воспроизведение в живом устном слове каких-либо действительных или вымышленных событий. Сообщение – это чаще всего обычная информация о каком-либо намечаемом или уже выполненном задании, мероприятии, событии, явлении, происходившем, происходящем или долженствующем произойти. Сообщение может быть устным и письменным, рассказывание – только устным.

Мастерство устной речи. Сборник
7. Прочитайте фрагмент текста. Дайте письменный аргументированный ответьте на вопрос, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Используйте разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка (количество слов не менее 100).

«Всё у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа… Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, и жизнь промчится», - так писал римский философ Сенека в самом начале нашей эры. В те самые, заметьте, годы, когда пределы скоростей связывали со всадником да летящей стрелой. И не было на горизонте даже отдаленных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума. Но проблема времени, как видим, уже была.

За неполные два тысячелетия, что прошли с тех пор, мы твердо убедились, что время – деньги, но, в отличие от дензнаков, его нельзя дать в долг или вернуть. Знаем и о его свойствах, порой весьма странных. Если любой школьник вам докажет, что сорок пять минут тянутся целую вечность, то пожившие люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии.

Чтобы не злоупотреблять доверчивостью счастливцев, которые не знают, куда девать время, мы честно предупреждаем: следуя нашим советам, вы лишь осложните свою борьбу с избыточными часами. Мелочная экономия минут – не для вас. Такое крохоборство скорее к лицу вечно спешащим трудягам, мечтающим выкроить наконец часок-другой, чтобы спокойно заняться настоящим делом.

Впрочем, нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше. Помня это древнее выражение, мы тем не менее повторим вопрос: куда же девается наше быстротекущее время?

Тот же Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

Откровенным транжирам времени известный энтузиаст научной организации труда, ученый и поэт А. Гастев предлагал сделать три очевидных, но неизбежных шага к рациональному распорядку дня: режим дня –первый шаг, составление плана – второй, его выполнение – решающий.

Как видим, откровений тут нет никаких.

(По Е. Жарикову, Е. Кружельницкому)

А). Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Природа дала человеку во владение лишь одно – время.

2) Проблема времени появилась тысячелетие назад.

3) Современная наука не может объяснить, почему в молодости минуты тянутся очень долго.

4) Сенека утверждал, что мы всю жизнь делаем не то, что надо.

Б). Можете ли Вы объяснить, почему в молодости минуты тянутся очень долго, а пожившие люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы.
8. Подберите принадлежащие к разным функциональным стилям тексты, максимально отражающие особенности того или иного стиля. Произведите их полный стилистический анализ (5 текстов)

ВАРИАНТ 18

1. Расставьте ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём.

Документ, диспансер, феномен, облегчить, начались, эксперт, оно жило, банты

2. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?

1) В низине БОЛОТНЫЙ запах чувствовался сильнее.

2) Места там БОЛОТНЫЕ.

3) Скамейка была БОЛОТНОГО цвета.

4) Густой лес сменился чахлыми БОЛОТНЫМИ берёзками.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) обожгет 3) восемьюдесятью

2) потрудитесь 4) более красив
4. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).


  1. На улице шел снег вперемешку с дождем.

  2. В поле стояла одинокая береза.

  3. Вчерашний снег, мы которому так обрадовались, сегодня растаял.

  4. Рабочие пришли поздно, были грубы и ничего толком не сделали.

5. Объясните значение приведенных ниже фразеологизмов, используя «Фразеологический словарь русского языка» А.И. Молоткова. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Чужими руками жар загребать, запретный плод, китайская грамота, почивать на лаврах, кусать себе локти


6. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили Вам определить стиль текста.

А). Овощи лучше чувствуют себя на огороде, который устроен с южной стороны холма, на южном склоне. Во-первых, на южном склоне не так жестоко хозяйничает северный ветер. А во-вторых, южный склон хорошо согревается солнцем и здесь можно вырастить такие теплолюбивые овощи, которые, казалось бы, ни за что не выросли бы в этих местах. Особенно помнить об этом надо хозяину северного огорода: солнце здесь не поднимается так высоко, как на юге. Лучи северного солнца падают на землю под меньшим углом, чем на юге, а потому и меньше согревают землю. И если устроить северный огород на южном склоне холма, горы, да еще если этот склон достаточно крут, то тогда солнечные лучи будут падать на ваш огород почти отвесно и здесь будет так же тепло, как под южным солнцем.

(А. Онегов. Школа юннатов. Твой огород)

Б). У каждого человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, недоступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. Например, моя жена и её родные в детстве перенесли голод. Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как земля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. И вот теперь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копченая рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то что у неё золотые руки и она готовит их сама. Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. Ничего не поделаешь. Воспоминания детства.


7. Прочитайте фрагмент текста. Дайте письменный аргументированный ответьте на вопрос, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Используйте разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка (количество слов не менее 100).
Секрет счастья

Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал. Против ожиданий замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю. Мудрец обходил своих гостей, и юноше пришлось ожидать своей очереди два часа. Наконец Мудрец выслушал юношу, понял, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа. «И вот еще какая у меня к тебе просьба, - сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. – Возьми с собой эту ложечку и смотри: не разлей масло». Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а два часа спустя предстал перед Мудрецом. «Ну, - спросил тот, - понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале, сад, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет, старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке? Заметил ли ты, какие рыбки плавают в пруду во внутреннем дворике?» Пристыженный юноша признался, что не видел ничего, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин. «Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, - сказал тогда Мудрец.- Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет». Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады с прекрасными прудами и окружавшие замок горы, оцени прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел. «А где же те две капли масла, которые я просил донести, не пролив?» - спросил Мудрец. И тут юноша увидел, что пролил их. «Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, - сказал ему мудрейший из мудрых. – Секрет счастья в том, чтобы видеть всё, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке».

(Притча)


Звучание - самая естественная форма существования языка долгое время была единственной. На языке только говорили. Но такая речь сиюминутна, она звучит только «здесь» и «сейчас». Потребность передавать речь на расстоянии и сохранять ее на долгие времена привела к изобретению письма - появилась речь письменная .

Сначала письменный язык был только записью звучащей речи, «остановленным мгновеньем». Потом оказалось, что разница - звучать и быть написанным - так огромна, выявились такие ее последствия, что стало возможным говорить о двух языках - преимущественно звучащем, устном, и преимущественно письменном. Язык письменный более вместителен для информации интеллектуальной, устный - для выражения эмоций, настроений, отношений.

Собственно языковые различия письменной и устной речи - это прежде всего различия синтаксические. Устный язык не терпит сложностей, зато культивирует недосказ. Письменный, наоборот, требует полной высказан- ности и притом связности, поэтому допускает разнообразные включения, присоединения, пояснения. Но самое главное - письменный язык потребовал установления правил письма и чтения. Благодаря ему возникли грамматические искусства в привычных нам наименованиях - орфография, пунктуация. Непременное свойство письменного языка - обязательность норм, предписывающих, как писать и читать.

Различны сами законы устного и письменного общения . Поэтому даже в одной и той же ситуации практически невозможно сказать и написать одинаково. Вот как это обыграно в письме драматурга А. Н. Островского его другу Н. А. Дубровскому: «Николка! Что ж ты не ведешь Ветлицкого и где тебя самого черти носят? Будешь ли ты меня слушаться? Ну, погоди же ты! Так нельзя написать, это я только так думал, а писать надо вот так:

«Милостивый государь Николай Александрович, не угодно ли будет Вам пожаловать ко мне сегодня прямо из конторы к обеденному столу, чем премного обяжете глубоко уважающего Вас и преданного А. Островского».

Распределение сфер между языком устным и письменным существенно не только для общения, но и для культуры. Владения устного языка - фольклор, пропаганда, слухи. Все остальное - политика, наука и обучение, художественная литература во всем ее жанровом богатстве - обслуживается письменным языком.

Итак, в самом простом случае отношения языка устного и письменного похожи на отношения предмета и его отражения. В более сложных ситуациях симметрия этих отношений нарушается. При этом могут быть «предметы без отражения» - диалекты, просторечие, бесписьменные языки. Есть и «отражения без предмета» - это санскрит, древнегреческий, латынь и другие мертвые языки.

Звучание - самая естественная форма существования языка долгое время была единственной. На языке только говорили. Но такая речь сиюминутна, она звучит только «здесь» и «сейчас». Потребность передавать речь на расстоянии и сохранять её на долгие времена привела к изобретению письма - появилась речь письменная.

Сначала письменный язык был только записью звучащей речи, «остановленным мгновеньем». Потом оказалось, что разница - звучать и быть написанным - так огромна, выявились такие её последствия, что стало возможным говорить о двух языках - преимущественно звучащем, устном, и преимущественно письменном. Язык письменный более вместителен для информации интеллектуальной, устный - для выражения эмоций, настроений, отношений.

Собственно языковые различия письменной и устной речи - это прежде всего различия синтаксические. Устный язык не терпит сложностей, зато культивирует недосказ. Письменный, наоборот, требует полной высказанности и притом связности, поэтому допускает разнообразные включения, присоединения, пояснения. Но самое главное - письменный язык потребовал установления правил письма и чтения. Благодаря ему возникли грамматические искусства в привычных нам наименованиях - орфография, пунктуация. Непременное свойство письменного языка - обязательность норм, предписывающих, как писать и читать.

Различны сами законы устного и письменного общения. Поэтому даже в одной и той же ситуации практически невозможно сказать и написать одинаково. Вот как это обыграно в письме драматурга А. Н. Островского его другу Н. А. Дубровскому: «Николка! Что ж ты не ведешь Ветлицкого и где тебя самого черти носят? Будешь ли ты меня слушаться? Ну, погоди же ты! Так нельзя написать, это я только так думал, а писать надо вот так:

«Милостивый государь Николай Александрович, не угодно ли будет Вам пожаловать ко мне сегодня прямо из конторы к обеденному столу, чем премного обяжете глубоко уважающего Вас и преданного А. Островского».

Распределение сфер между языком устным и письменным существенно не только для общения, но и для культуры. Владения устного языка - фольклор, пропаганда, слухи. Все остальное - политика, наука и обучение, художественная литература во всем её жанровом богатстве - обслуживается письменным языком.

Итак, в самом простом случае отношения языка устного и письменного похожи на отношения предмета и его отражения. В более сложных ситуациях симметрия этих отношений нарушается. При этом могут быть «предметы без отражения» - диалекты, просторечие, бесписьменные языки. Есть и «отражения без предмета» - это санскрит, древнегреческий, латынь и другие мертвые языки.