Очарованная душа. Очарованная душа Фрида на празднике посейдона

Фрина (Frina)(ок. 390 г. до н. э. - ок. 330 г. до н. э.) - знаменитая афинская гетера, бывшая натурщицей Праксителя и Апеллеса. Пракситель изваял по ее подобию знаменитую Афродиту Книдскую, а Апеллеса она вдохновила на изображение Афродиты Анадиомены.

Афинская куртизанка Фрина – одна из самых известных женщин античности. Она не правила царством, как Клеопатра, не сжигала города, как Таис, не вела бесед с мудрецами, как Аспазия. У нее была только красота, но этого хватило, чтобы навсегда войти в историю.

Пракситель Голова Афродиты (копия)

Фрина не была уроженкой Афин, ее родина – скромная Феспия. Настоящее имя - Мнесарет («Помнящая о добродетелях»). За какие провинности эту красавицу прозвали Фрина (по-гречески «жаба») неизвестно. Историки утверждают, что в Древней Греции так называли женщин из-за желтовато-бледноватого для смуглых греков оттенка кожи, это имя использовалось и другими гетерами до нее.

Девушка была от природы наделена столь совершенной красотой (особенно изумляла фигура), что просто обязана была переехать в Афины.

Она была дочерью состоятельного врача Эпикла, была образована. Почему Фрина стала куртизанкой и как оказалась в Афинах – история тоже умалчивает.
По одной версии, ее отец был замешан в политическом перевороте, стал изгнанником, а дочери изгнанников обычно пополняли ряды проституток.
По второй версии, Фрина сама сбежала из дома, желая избежать судьбы провинциальной гречанки: раннее замужество, куча детей, домашняя работа.
Поэтому Фрина поехала в Афины, чтобы стать гетерой (что в переводе означает «подруга»), ведь им разрешалось то, что было запрещено остальным женщинам – разговаривать с незнакомыми мужчинами, ходить в откровенных нарядах, пользоваться духами и косметикой. В Афинах прелести Фрины оценили по достоинству: она стала возлюбленной многих значительных людей, в том числе и упомянутых Апеллеса и Праксителя.

Апеллес Фреска "Афродита Анадиомена" (фрагмент) Помпеи

Фрина назначала цену своим клиентам не по таксе, а в зависимости от того, как она к ним относилась: как-то ей весьма не понравился царь Лидии, и она назвала ему совершенно абсурдную и невообразимую сумму. Он уплатил её, но потом ему пришлось поднять в своей стране налоги, чтобы восстановить бюджет. К Диогену же она снизошла безо всякой платы, поскольку восхищалась его умом.

Благодаря признательности своих возлюбленных Фрина приобрела такое значительное состояние, что когда Александр Македонский разрушил стены Фив (336 год до н. э.), она предложила горожанам отстроить их заново на свои средства, но при условии, что на них будет установлена памятная доска: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной», но фиване отклонили это предложение.

К 25 годам Фрина была состоятельной женщиной, купила дом, обзавелась рабами, устраивала пиры. У нее был дом, как у очень богатого афинянина, двор, украшенный галереей из колонн, со скульптурами и картинами, с садом и с бассейном, вместо цистерны с водой. Она могла бы уже оставить свое ремесло, но ей важно было оставить за собой право называться самой желанной женщиной Эллады. Ее ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние.

Густав Буланже Фрина 1850 г.
Франц фон Штук Фрина

Притом Фрина отличалась непривычной стыдливостью, и обнаженной её увидеть было практически невозможно: общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте.

Уильям Тёрнер «Фрина в образе Венеры направляется в публичные бани» 1838 г. галерея Тейт.

Поэтому картина «Фрина в образе Венеры направляется в публичные бани» Уильяма Тёрнера - абсолютно придуманный сюжет, благодаря неаккуратному обращению автора с античными источниками.

Только дважды в год, на Элевсинские и Посейдоновы мистерии она вставала в портике храма обнаженной под восхищенными взглядами собравшихся, а затем, распустив волосы, шла через толпу в море, чтобы воздать почести богам, уподобляясь рождающейся из пены морской богине Афродите. Этот ритуал стал сюжетом для картины Генриха Семирадского.

Генрих Семирадский «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» 1889 г. Русский музей

Празднество Посейдона в разгаре. Заполнившие площадь веселые и нарядные афиняне любовались украшенным храмом, статуями, юными девушками в цветочных венках. Мужчины с нетерпением ожидали главного события праздника - появления богини Афродиты, роль которой должна была исполнить знаменитая гетера Фрина.
Гул толпы внезапно смолк, воцарилась тишина: в портике храма показалась прекрасная молодая женщина. Медленно спустившись по ступеням, она сбросила с себя одежды.

Тихий вздох восхищения пронесся над толпой. Красота Фрины была столь совершенна, что на мгновение зрителям почудилось, будто сама Афродита спустилась к ним со своего сияющего Олимпа.
Высоко подняв голову, спокойно и грациозно прошла она к морю сквозь расступившуюся с благоговением толпу. Затем, погрузившись на мгновение в волны под восхищенные крики зрителей, она вышла на берег, словно рожденная из морской пены богиня.

«Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени …» - c таким подъемом начинал в конце 1886 года Генрих Семирадский свою новую картину.

Художник стремился воплотить в красках образ идеальной красоты. Подобно Пигмалиону, он влюбился в свою Галатею - Фрину, оставив все назидательные сравнения за рамой огромного полотна.

Сцена, запечатленная Семирадским, разворачивается на фоне напоенной солнцем южной природы. Пейзаж в картине - один из лучших в творчестве художника. Работая над ним, он специально ездил в Грецию, в древний Элевсин, где много веков назад устраивались знаменитые мистерии. Фигура Фрины вместе с окружающими ее служанками четко вырисовывается на фоне залива, покрытого гребешками волн с парящими над ним чайками, узкой полоски гор острова Саламин и массива голубого неба, затянутого легкой мглой.

Женский образ, созданный Семирадским, величественен и спокоен, Фрина буквально излучает благородство, и в ее поступке не ощущается ничего предосудительного. Образ Фрины - один из самых восторженных гимнов женской красоте в изобразительном искусстве.

Нина Силаева Фрина

Как рассказывают антики, однажды сцену вхождения Фрины в море увидел Апеллес, знаменитый художник, и загорелся идеей написать ее обнаженной. Как! Чтобы ее сокровенные прелести видели все и не платили ей?!

На картине ты предстанешь не просто обнаженной, что уже новость, а самой богиней Афродитой! - заявил Апеллес.
- Но и богинь в мраморе изображают в пеплосе.
- Легкий, прозрачный покров... Надо сбросить, как в море ты сбрасываешь покрывало и предстаешь воочию богиней!
- Правда?! Только тебе придется заплатить немалую сумму.
- А я-то думал, ты обрадуешься и заплатишь мне немалую сумму.
- За что?
- А я за что? Я же прославлю тебя на все времена.
- Ты за то же, что и другие, за лицезрение моего тела во всех нежных и изумительных по красоте и прелести изгибах. Именно за это я беру большие деньги. А за обладание - проще заплатить оболами первой смазливой шлюхе, и все дела.
- Хорошо, я заплачу. Ведь иначе ты картину оставишь себе.
- Ты заплатишь и еще сделаешь меня богиней воочию? Хорошо иметь дело с художниками!

Помпейская фреска «Афродита Анадиомена» была картиной Апеллеса, написанной им для храма Асклета и изображала новорожденную богиню, выходящую из волн. Апеллес владел эффектом светотени и перспективой (в рисунке), вероятно, как и другие художники, но изображаемым им фигурам была присуща особенная грация, по свидетельству древних. Фреска не сохранилась. Кроме того, в качестве предполагаемых натурщиц называют не только Фрину, но и Кампаспу, но поскольку этот пост посвящен Фрине, будем считать, что это была именно она.

Апеллес Фреска "Афродита Анадиомена" Помпеи

В это же время она обратила внимание на скульптора, который в поте лица трудился в своей мастерской, разумеется, во дворе дома под открытым небом. Его звали Пракситель.

Пракситель

Он родился в Афинах около 390 года до н.э. Сын скульптора, тоже стал скульптором и детей своих обучал искусству ваяния. Пракситель еще при жизни был непревзойденным мастером грации тела. Среди его известных работ – «Апполон Ликейский», «Артемида Браврония», «Гермес с младенцем Дионисом».

Пракситель Аполлон 330 г. до н.э
Пракситель Гермес с младенцем Дионисом 330 г. до н.э Олимпия

Конечно, он тоже давно заметил Фрину, вполне возможно, был знаком с Апеллесом и видел «Афродиту Анадиомену». Он был уже известным скульптором. Фрина, обретя славу, решила принести в дар родному городу работу афинского скульптора и заглянула к нему.

Когда красавица желает заполучить что-то от мужчины, даже просто заказать скульптуру, разумеется, чем-то особенную, вольно или невольно пускает в ход свои чары. Пракситель в это время заканчивал работу над статуей стройной и статной женщины, по телу которой струились легкие складки пеплоса (покрывала). Нет сомнения, это Афродита. Фрина даже заметила некоторое сходство между богиней и ею.

Амос Кассиоли Фрина в мастерской Праксителя

Пракситель! - воскликнула гетера с улыбкой восхищения. - Почему Афродита похожа на меня?
- В самом деле, похожа! - изумился скульптор. - Но это ты похожа на богиню, которая являлась здесь, когда я от усталости смыкал глаза и видел ее всю в полусне.
- Ты хочешь сказать, что видел саму Афродиту, а не меня в полусне?
- Я видел ту, о ком думал, обтесывая резцом мрамор. Тебя я видел лишь издали и на картине Апеллеса. Я впервые вижу тебя во всей твоей стройной женственности и красоте, излучающей сияние любви и восхищения.
- А не хочешь увидеть меня обнаженной?
- Если ты сама этого хочешь, чтобы я воссоздал твою красоту в мраморе.
- И я должна за это заплатить?
- Нет, заплачу я.
- Как натурщице? И еще захочешь моей любви, как Апеллес?
- Нет. Я женат. У меня дети. Они здесь. Только спрятались от смущения и радости.
- От смущения и радости?
- Как же! У нас в мастерской Фрина. Они видели тебя, как ты выходишь из моря. Они уверяют, что ты Афродита и есть.
- Пракситель! Буду я твоей натурщицей, если хочешь, как богиня, выходящая из моря.
- О боги!
- Только уговор... Денег за это я не стану у тебя брать; а ведь ты захочешь большего, это неизбежно, поэтому я боюсь разорить твою семью. Но однажды я потребую с тебя твою лучшую скульптуру, чтобы принести ее в дар моему родному городу.
- Прекрасно!

Пракситель Афродита Косская
Пракситель Афродита Книдская (копия)

Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу.
Греческие художники до Праксителя изображали в таком виде только гетер. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.
Таким образом, Пракситель создал свою Афродиту в двух вариантах – одетом и обнаженном. Целомудренная версия приглянулась жителям острова Кос (эта Афродита стала Косской), а на обнаженную долго не находилось покупателя. В итоге ее приобрел купец из малоазийского города Книд (отсюда название – Книдская) и передал ее в храм Афродиты. Надо сказать, эта - вторая статуя ценилась намного выше, и Книд даже отказался уступить ее царю Вифинии Никомеду в обмен на прощение огромного долга.
Сами статуи, конечно, не сохранились, подлинник обнаженной Афродиты был уничтожен римлянами, но существуют повторы и копии.

Пракситель Афродиты Книдские (копии)

Лукиан устами своего персонажа говорит об этой статуе, глядя на нее со спины:

«О, Геракл! Какая соразмерная спина! Какие полные бока – как раз по ладоням, обнимающим их! Какой красивой линией изгибаются мышцы ягодиц! Они и не прилегают слишком плотно к костям, и не расплываются в чрезмерной полноте и тучности. А как сладостна улыбка этих ямочек, запечатлевшихся по обеим сторонам бедер!»

Афродита Книдская (вид сзади)

Однажды Пракситель в знак своей любви и в благодарность за то, что гетера вдохновила его на создание Афродиты, сказал Фрине, что она может выбрать любую из его работ в мастерской.
Гетера спросила: «Какая из них самая лучшая?», но скульптор отказался отвечать. Фрина замолчала, но через несколько дней к художнику на улице с криками прибежал раб-слуга: «В вашей мастерской пожар!».
«Если сгорят Сатир и Эрот, я погиб», - начал рвать на себе волосы скульптор, но тут Фрина призналась, что это была выдумка, и сказала, что она забирает себе именно «Сатира» и «Эрота».
Статую Эрота она подарила родному городу Феспии, где её и показывали несколько веков, пока Нерон не увез её в Рим, где она погибла при пожаре.

Есть греческая эпиграмма, в которой сам Эрот говорит:
«Фрине он мной за любовь заплатил, и любовные чары
Я не стрелами отнюдь, только лишь взглядом дарю».

Чтобы отвадить поклонников, она подняла цены, и в это время влюбился в нее оратор Евфий, сбрил бороду, помолодел и домогался любви гетеры, готовый выложить все свое состояние.
Фрина высмеяла его, Евфий обиделся и подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в нечестии (самое тяжкое обвинение - в оскорблении богов и вообще в безбожии, что влекло к изгнанию или к смертной казни).

Причиной всему стала опять-таки Афродита Книдская.
Слава Афродиты Книдской мгновенно распространилась по всей Эгеиде и Средиземноморью, а с нею и слава Праксителя и Фрины.
«Афродита Книдская» (350-330 гг. до н. э.) была самой знаменитой статуей богини любви во времена античности и привлекала множество паломников.
Современники свидетельствуют, что тысячи паломников молитвенно простирали руки в книдском святилище Афродиты, восклицая:
«Прекрасная Афродита, божественна твоя красота!»
Тысячи людей любовались и восхищались красотой Фрины. Поскольку Фрина была куртизанкой, в обществе разразился скандал.

Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии (340 год до н. э.). Ее обвиняли в оскорблении установленного культа и желании ввести в государстве поклонение новым богам, в том, что она оскорбляет величие Элевсинских мистерий, изображая их в превратном виде, а также постоянно развращает самых выдающихся граждан республики, "отвращая их от службы на благо отечества".

Фрина прибежала к Праксителю, который в пылу работы обо всем забыл.
- Ах, что случилось, Фрина? - рассмеялся он.
- Забыл! Не помнишь, завтра суд?
- Конечно, помню. Тебя несчастной видеть не приходилось мне.
- Еще смеется! Да, мне обидно; я сердита; но плакать я не стану, если даже приговорят меня такую к смерти. По крайней мере, никому не будет до смеха и острот.
- Ну, это слишком. Не допустят боги.
- Изгнанье - лучше? Да, это же позор и стыд, - и с тем покинуть мне Афины? В таком неправом деле лучше смерть! - решительно заявила гетера.
- Прекрасно, Фрина! В тебе Афина, я вижу в яви, проступает ныне, - загляделся Пракситель на чудесную модель.
- Я жрица Афродиты и Афины? В том есть резон, ты прав. В характере моем нет слабости обычной, как у женщин, и деньги платят мне не за утехи, а за пленительную прелесть красоты богини, точь-в-точь, как за твои работы.
- Ох, Фрина, нас город развратил... Но что и стоит, кроме красоты, в которой обретаем мы бессмертье? Не я, не ты, а вся Эллада с нами.
- Бессмертие! А зачем позор изгнанья?
- А могут ведь назначить крупный штраф.
- Деньгами откуплюсь? Куда уж лучше. Ведь это же к веселью афинян! Как ни крути, не избежать стыда.
- Но оправдание тоже едва ль возможно, - Пракситель задумался. - Я знаю город слишком хорошо, свободный и благочестивый страшно.
- Здесь любят заступаться за богов, как будто боги сами беззащитны.
- Сам Фидий обвинен ведь был в нечестии, творец Афины в золоте и бронзе, создатель фризов Парфенона. Боги! И я боюсь за новшества свои.
Фрина, рассмеявшись невольно:
- Что снял с меня одежды, чтобы увидеть нагую прелесть, красоту богини?
- И, зачарованный, я не решился прикрыть слегка божественную прелесть легчайшим пеплосом, как повелось, и Афродита вдруг нагой предстала, из моря выходящей в день рожденья, или придя на берег для купанья, - и в этом было чудо, как в явлении перед смертными богини красоты.
- И это чудо сотворили мы? Твоя заслуга - это безусловно; а в чем же я повинна? В красоте, что от богов, как все благое? Нет! Пусть афиняне посмеются всласть над Евфием. Ведь все хорошо знают, что я твоя возлюбленная, кроме служения тебе ж твоей моделью; ты знаменит, ты слава афинян; и ты не выступишь в мою защиту?
- Владею я не словом, а резцом... И я ж тебя подставил Афродитой, - Пракситель решается. - Когда ты думаешь, что я сумею тебя спасти, изволь. Я жизнь отдам за жизнь твою, как эллины за красоту Елены.
- Пракситель! Ты прекрасен, как твои творения из мрамора и света. Я счастлива впервые не собою, а лишь тобою и твоей любовью.

В этот день возбужденная толпа стала собираться у Акрополя с раннего утра. Ждали суда над знаменитой гетерой Фриной. Расстроенный Пракситель пришел к Акрополю еще до рассвета. Но для защиты Фрины нужен был не скульптор, а оратор, обладающий знаниями законов и силой убеждения.

Жан Леон Жером Фрина перед судом Ареопага. 1861 г.

Испуганная, растерянная стояла Фрина перед афинским судом, грозным и неумолимым. Для этих людей она так и осталась чужеземкой. Еще недавно они приветствовали ее появление криками восторга. А теперь этот суд для них - лишь очередное зрелище...

В источниках упоминается, что предстала она перед Судом Гелиаи, а не перед Ареопагом. В названии картины художника Жерома использовано все же это более звучное слово. Ареопага как верховного суда и высшей власти уже в V веке до н.э. в Афинах не существовало; в условиях демократии Народное собрание и выборные стратеги представляли власть; суд состоял из назначенных архонтом-базилевсом граждан, суд присяжных, можно сказать. Именно такой суд приговорил Сократа к смертной казни.

Гиперид, оратор, давно добивавшийся ее благосклонности, взялся защищать ее на суде. Фрина уговорила Гиперида вести защиту, пообещав ему взамен стать его любовницей.
На суде Евфий заявил:
- Я обвиняю не гетеру, а воцарившееся в городе нечестие, что Фрина, сознает она это сама или нет, разыгрывает, к восторгу афинских юношей, да и людей постарше, воображая себя богиней Афродитой, выходящей из моря, да еще совершенно обнаженной. Что это такое, как не поругание и не оскорбление богини, которую едва ли кто из смертных видел нагой?
Гиперид попытался остановить Евфия:
- Изощряться в красноречии похвально, Евфий, но не в случае, когда речь идет о нечестии.
- Я еще не кончил. И так попустительством властей это зло давно укоренилось в Афинах, начиная с работ Фидия, осужденного за святотатство, и кончая безбожными речами софистов. Афиняне оскорбили богов поношеньями и смехом, и боги отвернулись от нас, - здесь первопричины всех бедствий, постигших Афины...
- Евфий! - взмолился Гиперид, сдерживая смех. - При чем тут гетеры? Ты впал в безумие.
- Но и при этих прискорбных обстоятельствах мы не вспомнили о богах, не угомонились, не вернулись к старинному отеческому строю, а утопаем в роскоши, почитая богатство и самих себя больше, чем богов. И к этой роскоши и расточительству подвигает афинян больше всех кто? Конечно же, она, гетера Фрина...
- Понес и ты, Евфий! - вскричал Гиперид. - Я свидетельствую...
- Гиперид, не перебивай меня, а то и я не дам тебе говорить. Очевидно, необходимо очистить город от этой порчи. Какое же наказание, по моему разумению, следует назначить гетере Фрине за нечестие? Поскольку она приезжая, естественно бы подумать, ее следует подвергнуть изгнанию, а имущество ее - конфисковать в пользу государства. Но ее ведь станут чествовать всюду, смеясь над Афинами! Остается одно: подвергнуть ее смерти - пусть ужас охватит всех греков и очистит нас от скверны, как в театре Диониса, когда ставили трагедии наших великих поэтов.
Обвинение Евфия прозвучало для судей и даже для публики весьма сильно, в зале установилась тишина. Гиперид долго изощрялся в остроумии, чтобы все обратить в шутку.
- Евфий! Если бы ты стал выдавать себя за Аполлона, ну, сбрив бороду, или Посейдона, дуя в раковину, как тритон, стали бы тобой восхищаться? Не мы ли сами, восхищаясь Фриной, принимаем ее за богиню?
- То-то и оно, - подтвердил Евфий под смех публики.
- И ты, Евфий, принимаешь Фрину за богиню?
- Принимал по глупости, по безумию, ибо любовь - безумие, не нами сказано.
- Так повинись сам, с приношениями Афродите. Возьми иск обратно. Может быть, суд не подвергнет тебя крупному штрафу, если повинишься перед афинянами, мол, задумал неблагое дело сдуру, со зла, из любви, сила которой сродни безумию.
- Будь я помоложе, может, так бы и поступил, Гиперид. Но я пекусь здесь не о своей страсти, а о судьбе Афинского государства, о чем сказал в обвинительной речи, думаю, с полным основанием.
- Нет, нет, Евфий, - Гиперид нашел новый ход, - ты все-таки путаешь причину и последствия. Если по справедливости сказать, не Фрина выдает себя за богиню, - такое тщеславие у женщин, пока они молоды и красивы, извинительно, - а те, кто ее изображение на холсте или в мраморе называют Афродитой Анадиоменой или просто Афродитой Книдской.
- Выходит, в святотатстве повинны и они, Апеллес и Пракситель.
- Не только они, все те, и мы в том числе, кто поклоняется статуе Праксителя в Книде.
- Да, я об этом и говорил! - обрадовался Евфий.
Дело принимало явно плохой оборот. Пракситель попросил разрешения у архонта-базилевса сказать слово.
- Мужи афиняне! - Пракситель впервые вышел к трибуне. - Это хорошо, что в споре между Евфием и Гиперидом выяснилось со всей очевидностью, что если кто и повинен в оскорблении богини Афродиты, то это я, а не Фрина, которая с прилежанием служила мне моделью... И вот что я хочу сказать... Потерпев поражение в Пелопоннесской войне, что же учинили наши отцы и деды? Увидели виновника бедствий Афинского государства в бесстрашном воине и мудреце Сократе и осудили его на смерть, чтобы тотчас горько раскаяться, да поздно. А ныне, утратив могущество и свободу не только Афин, а всей Греции неразумением правителей и народов, мы готовы изгнать из Афин красоту?!
- О гетере мы говорим здесь, - возразил Евфий.
- Из поклонения женской красоте во всей ее прелести и изяществе рождается не просто любовь (она проявляет себя, как стихийная сила, как Эрос), а человеческая любовь, человечность, что отличает нас как от зверей, так и богов. Красота гуманна и самоценна. Обычно она воплощена лишь частично во многих людях, прежде всего в детях и женщинах, а есть женщина, чья красота близка к идее красоты, и вот она, Фрина, воплощает ее, как Афродита среди богинь и богов. Она достойна не хулы и гонений, а восхищения и почитания.

Суд был настроен крайне сурово, и все красноречие адвоката и свидетелей не помогло разжалобить суд. Тогда Гиперид приказал Фрине встать и сдернул с ее плеч покрывала, обнажив подсудимую. По другим текстам, Гиперид обнажил Фрину только до пояса или одежды сбросила она сама по знаку защитника. Она стояла, открыв свою безупречную грудь. Судьи смотрели на нее в изумленном молчании.

Адольф Георг Клосс Суд над Фриной (фрагмент)

Благородные судьи посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой...

Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали - ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.
«Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты, – писал историк Афиней. – Но еще прекраснее были те части тела Фрины, которые не принято показывать».
200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность. А Евфия суд наказал крупным штрафом.

Чарльз Гумберворт Фрина
Владислав Подшивалов Фрина 1960-е г.

Утверждали, что ни один мужчина не мог устоять перед ее чарами.
Однако один все же нашелся.
Однажды бесшабашные афинские юноши заключили пари, что известный строгостью нрава философ Ксенократ, в течение долгих лет руководивший Платоновой Академией, устоит перед чарами Фрины. Это был добродетельный человек, недоступный плотским желаниям, который все часы своего бодрствования посвящал размышлениям.

Ангелика Кауфманн Фрина соблазняет философа Ксенократа 1794 г.

Фрина поспорила, что сумеет соблазнить его за один вечер. Ее поклонники приняли пари.
Во время пышного пира ее ловко поместили рядом с добродетельным мужем. Ксенократ уже изрядно подвыпил, и прекрасная гетера не преминула призывно обнажить свои прелести и принялась возбуждать Ксенократа словами и прикосновениями. Но напрасно: искусство соблазнительницы оказалось бессильным против несгибаемой воли философа.
По другой версии, украшенная драгоценностями, одетая в тончайшее из покрывал, она постучалась ночью в его дверь. Ксенократ открыл, Фрина быстро вошла. Она сказала, что за ней гонятся грабители, и попросила приютить ее до утра. Ксенократ, который всегда был гостеприимным хозяином, указал ей место для ночлега и вернулся в свою кровать. Фрина разделась и скользнула к нему в постель. Он не шевельнулся.
Фрина была заинтригована.
- Ведь он, в конце концов, обычный мужчина – подумала она.
Она неистово обняла его. Он не отвечал. С криком отчаяния она бежала в темноту ночи. Уплатить проигрыш она отказалась. "Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе", - заявила она.

Фрина прожила долго, сохранив красоту до старости, благодаря изобретенному ею крему от морщин. Умерла она в почете, а в память о ней верный Пракситель установил в храме Дианы Эфесской золотую статую в Дельфах. На пьедестале была надпись: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий», как пишет Алкет в своём описании Дельф.

Почитал о Семирадском, ознакомился с его картинами в Русском музее и излагаю тут свои и чужие мысли о его творчестве.

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889.

Элевси́н , (греч. Έλευσίς, Έλευσῖνος) — город в Западной Аттике (Греция), в 22 км к западу от Афин. Назван в честь мифологического героя Элевсина.

Семирадский начал работу над картиной в 1886 году. О своём замысле он написал Исееву: «Сюжет её - Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время празднества Посейдона в Элевзине. Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашёл громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, - восторг народа-художника, ни в чём не похожий на современный цинизм обожателей кокоток.

Сюжет был почёрпнут у Афинея Навкратийского, греческого компилятора. До Семирадского история прославленной гетеры вдохновила на создание поэмы «Фрина» Л. Мея. Словесные образы были для художника лишь творческими импульсами, помогавшие решить его собственные задачи. Божественная красота земной женщины Фрины (от греческого «белокожая»), родившейся в городе Мегара и послужившей моделью Праксителю для создания нетленного скульптурного образа Афродиты Книдской, - верх совершенства Матери Природы. И, гордая этим Фрина вознамерилась бросить вызов богине любви и красоты. В день праздника, дождавшись, когда ритуальная процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила одежды и предстала на мгновение перед народом. После против неё был возбуждён процесс об «оскорблении богов», говорят, что и на суде она обнажилась и тем самым выиграла дело.

Художник поначалу изобразил Фрину полностью обнажённой и даже сфотографировался на фоне этого варианта, а затем дописал соскальзывающие с неё одежды.

Хотел я распространиться мыслию по древу о Фрине, но умные люди сделали это и очень тщательно до меня, поэтому всех любознательных отсылаю к отличному сайту: http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=19260

Сам же поразмыслю об обнажённом женском теле.

Понятно и ежу, что Семирадского мало интересовали мотивы поведения его героини, и Фрину он использовал как бренд, символ непреодолимой женской сексуальной привлекательности. И, как утверждает Лебедева , : «Он стремился воплотить в её образе идеал красоты и совершенной пластики обнажённого женского тела». «Грациозный жест поднятых рук Фрины и выразительны поворот головы создают впечатление свободного и естественного движения, текучая линия силуэта подчёркивает гармонию её форм, а мягко ложащаяся светотень моделирует объёмы. » Не удержусь ещё от одной цитатки : « Остановившиеся перед необычным зрелищем, они обнаруживают различные чувства: молодые мужчины полны энтузиазма, а женщины выражают сомнение, неодобрение и даже негодование.»

Я долгое время провёл в Русском, созерцая огромное полотно на дистанции и елозя носом по холсту. Что же я узрел в итоге?

О фигуре и канонах:

Фрина Семирадского очень далека от ботичеллевской субтильности - воззрите на её широчайшие, на бугрящийся левый бицепс, на общую усадистоть фигуры, хотя ноги длинные, но высокая талия и широкие бёдра укорачивают и приземляют всю фигуру, хотя вся фигура 8 голов, куда уж удлинённее

Это не эфирный образ, а земной. Но как противоречит фигуре выражение лица - глазки, закаченные под лоб и устремлённые горе! Это что, Мария Магдалина? Где набухшие веки и «козьи» глаза настоящей развратницы? Пример приведу:

А груди, как-то по кариатидному притулившиеся на широкой грудной клетке, еле обозначенные соски. Репродукции не воспроизводят колорит, но, поверьте на слово, это неаполитанская телесная, белила, прозрачная охра и кадмий красный в качестве розовых коленок.

Ничего не скажешь, силён Семирадский в изображении фактуры, камень даже вблизи не отличишь от естественного, но вот тела его героев и Фрины в частности всё-таки академические. Ну, нет секс эпила, хоть тресни. Возможно, художник не ставил перед собой такую задачу, а может, не дано ему было. Хотя, моё мнение - живописуешь проститутку, так поддай жару! Какая ни будь боннаровская уродина в ванне сто очков Фрине даст в этом плане, хоть и законная жена.

Что интересно, Семирадский, опасаясь, что недостаточное освещение пригасит звучание красок, организовал искусственное освещение. 1889 г. выставка в Академии, вероятно, освещение уже электрическое. Хотел бы я взглянуть на картину при искусственном освещении (смотрел днём при зажжённом электричестве), надо вечером зайти.

Родилась в небольшом городке Феспии. Настоящее имя — Мнесарет (Μνησαρετή, «Помнящая о добродетелях», см. Аристогетон, «Речь против Фрины»). Прозвание Фрина («жаба»?) получила из-за желтоватого оттенка кожи, это имя использовалось и другими гетерами до нее — возможно, что это прозвище имело и охранительный характер — чтобы ввести в заблуждение завистливых тёмных духов.

Обосновалась в Афинах и стала гетерой. Прославилась как обладательница идеальной фигуры. В молодости была моделью и любовницей скульптора Праксителя, в зрелые годы — живописца Апеллеса (видимо, она очень долго сохраняла красоту и лица, и тела). Единственный мужчина, оказавшийся стойким перед её чарами, был философ Ксенократ, в течение долгих лет руководивший Платоновой Академией. «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», сказала Фрина, проиграв это пари (Диоген Лаэртский, «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).

Назначала цену своим клиентам не по таксе, а в зависимости от того, как она к ним относилась: как-то ей весьма не понравился царь Лидии, и она назвала ему совершенно абсурдную и невообразимую сумму. Он уплатил её, но потом ему пришлось поднять в своей стране налоги, чтобы восстановить бюджет. К Диогену же она снизошла безо всякой платы, поскольку восхищалась его умом.

Благодаря признательности своих возлюбленных приобрела такое значительное состояние, что когда Александр Македонский разрушил стены Фив (336 год до н. э.), предложила горожанам отстроить их заново на свои средства, при условии, что на них будет установлена памятная доска: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной» , но фиванцы отклонили это предложение (Каллистрат, «О куртизанках»).

«Афродита Книдская»

«Афродита Книдская» (350—330 гг. до н. э.) была самой знаменитой статуей богини любви во времена античности. Пракситель впервые дерзнул изобразить её полностью обнажённой. Статуя не сохранилась, существуют повторы и копии.

Согласно рассказам античных авторов, скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины. Это было кощунством. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии (340 год до н. э.). Защитником гетеры был знаменитый оратор Гиперид. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он сдернул с Фрины её одежды (по другим текстам, обнажив только до пояса или одежды сбросила сама по знаку защитника). Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). В источниках упоминается, что предстала она перед Гелиэей — афинским судом присяжных(Heliaea) , а не перед ареопагом (он судил только за убийства), но в названии картины академического художника Жерома использовано более звучное слово. Предположительно, позировала и для второй работы Праксителя, «Афродиты Косской» — статуи, которая была одетой, и поэтому именно её предпочли заказчики с острова Кос. Обнаженную забрали жители острова Книд, и именно она стала наиболее знаменитой и привлекла множество паломников.

«Фрина перед ареопагом» , Ж.-Л.Жером , 1861

ЛИТЕРАТУРА.

1. Д.Н.Лебедева «Генрих Семирадский» М.2006.

Оригинал записи и комментарии на

«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» - гигантская по размерам картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843-1902), завершённая в 1889 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея (инв. Ж-5687). Размер - 390 × 763,5 см.

Сюжет картины основан на сказании о древнегреческой гетере Фрине, жившей в IV веке до нашей эры. Поверив в божественность своей красоты, Фрина решила бросить вызов богине красоты и любви Афродите: во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, она сбросила свою одежду и на глазах у всех спустилась к морю.

Элевзин (Элевсин) - небольшой древний город, находившийся в 22 км к западу от Афин и связанный с ними священной дорогой. Современный город, расположенный рядом с ним, называется Элефсис. Иногда в названии картины употребляется другая транскрипция названия города - Элевсин. Также встречается более короткий вариант названия - «Фрина на празднике Посейдона».

Работа над полотном была завершена в начале 1889 года, и оно было представлено публике на персональной выставке Семирадского, которая проходила в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Прямо с выставки картина была приобретена императором Александром III. Она находилась в Русском отделе Эрмитажа, а в 1897 году была передана в собрание Русского музея.

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского, создававшего свои произведения на рубеже II-III веков нашей эры.

Фрина - известная своей красотой гетера, жившая в IV веке до нашей эры в городе Мегары. В переводе с греческого её имя означает «белокожая». В частности, она служила натурщицей для древнегреческого скульптора Праксителя, создавшего по её образу знаменитую скульптуру «Афродита Книдская», а также позировала художнику Апеллесу, который писал с неё Афродиту Анадиомену. По рассказам, уверовав в свою неземную красоту, Фрина решила бросить вызов Афродите - богине красоты и любви, которая, согласно преданию, родилась в море и вышла на берег из волн. Простому смертному нелегко было увидеть Фрину нагой - ​она «носила хитон, облегающий все тело, и не бывала в общественных банях». Во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, перед ритуальной процессией, идущей от храма Посейдона к морю, Фрина сбросила свою одежду и, обнажённая, на глазах у всех спустилась к морю.

В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами. Фрина уже сбросила свои одежды - сначала художник изобразил её совершенно обнажённой (и даже сфотографировался на её фоне), но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей.

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину - некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием.

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин. В нижнем левом углу изображён ребёнок, рассматривающий приоткрытый ларец с драгоценностями. Его поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове миску и вазу.

Пейзаж, изображённый на полотне, считается одним из лучших в творчестве Семирадского и рассматривается как «одно из несомненных достоинств картины».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

В Петербурге открылась художественная выставка, которая напомнила о той, что была почти 130 лет назад. В Академии художеств были выставлены картины Генриха Семирадского. Центральным экспонатом было гигантское полотно «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Семирадский так о ней писал: «Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток». Успех был грандиозный, тридцать тысяч посетителей. «Фрину» купил император Александр III. Чехов сказал: «В Петербурге теперь два героя дня - нагая “Фрина” Семирадского и одетый я». Теперь о нынешней петербургской выставке Генриха Семирадского. Она открылась на этой неделе.

Генрих Семирадский, каким его никто не знал. В Русском музее открылась выставка, посвящённая 175-летию русского художника, который творил на рубеже XIX-XX веков. Экспозиция поражает размахом: в Петербург из разных городов привезли колоссальные по размеру полотна, над которыми трудились как сам Семирадский, так и его современники. На открытии побывал Андрей Яковлев.

4 экспозиционных зала, более 100 работ - в таком масштабе выставка, посвящённая русскому художнику польского происхождения Генриху Семирадскому, открывается впервые. Здесь вместе с его картинами представлены и произведения современников мастера, работавших, как и он, в Риме в конце XIX - начале XX веков.

«Для этой выставки предоставили свои работы 10 музеев России во главе с Третьяковской галереей, а также несколько частных коллекционеров. Для широкой публики, в том числе и для петербургской, большинство этих работ малоизвестны, но написаны они мастерской кистью на увлекательные сюжеты», - сказал ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - XXI вв. Русского музея Павел Климов.

Идеалы античной и итальянской классики, каноны красоты - всё это было в основе учебного процесса Академии художеств. Именно поэтому её выпускники так стремились попасть в «вечный город». Первые залы выставки - это работы ярких представителей так называемой «колонии русских художников в Риме» - Фёдора Бронникова, Александра Риццони, Матвея Чижова и многих других.

Картину Вильгельма Котабринского «Оргия» не видел никто из наших современников. 90 лет она хранилась в запасниках музея, накрученная на большой вал. Реставраторы были шокированы состоянием шедевра: вся поверхность проклеена оберточной бумагой, полотно покрыто толстым слоем лака, многие фрагменты осыпались. Но теперь, спустя год, она как новая.

«Когда впервые мы увидели изображение, это, конечно, было событие в музее. Приходили наши коллеги и научные сотрудники. Ведь в нашем каталоге эта картина воспроизводится только в чёрно-белом варианте», - прокомментировал художник-реставратор отдела реставрации живописи Русского музея Марат Дашкин.

Одно из самых больших полотен и чуть ли не самая узнаваемая работа Семирадского - «Фрина на празднике Посейдона». Размер картины - 4х7,5 м. Полотно аккуратно демонтировали в зале Михайловского дворца и привезли на выставку в корпус Бенуа. Другие картины преодолели более длинный и сложный путь.

Отдельное место занимает экспозиция, посвящённая частной жизни и творчеству русских художников в Риме. Здесь их фотографии, работы, а также эскизы самого Генриха Семирадского, которые вошли в его учебник: «Гибель Содома», «Избиение младенцев», «Страшный суд». На них выросло не одно поколение студентов Академии художеств Петербурга.

Через несколько месяцев исполнится 175 лет со дня рождения художника. Этот юбилейный год станет одним из самых знаковых в его творчестве. Ведь в таком объёме на суд зрителя работы мастера не выставлялись ещё никогда.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Фрина на празднике Посейдона в Элевзине художника Генриха Семирадского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Генриха Семирадского Фрина на празднике Посейдона в Элевзине: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Генриха Семирадского на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Генриха Семирадского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Генриха Семирадского на натуральном холсте.

Генрих Ипполитович Семирадский начальное художественное образование получил в гимназии города Харьков, неподалеку от которого родился. Его первым учителем рисования был ученик Карла Брюллова художник Дмитрия Безперчий. В 1860 году по настоянию родителей поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет. Через 4 года, получив степень кандидата наук, стал вольнослушателем Петербургской Академии художеств, затем зачислен в академисты.

В течение четырех лет обучения был награжден пятью серебряными медалями, в 1868 году получил малую золотую медаль, неоднократно получал денежные премии. В 1870 году ему присудили большую золотую медаль с правом на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет.

Первую свою масштабную картину он написал в Мюнхене, она была приобретена Петербургской Академией художеств. Это позволило художнику переехать в 1873 году в Италию, где он оставался долгие годы. Несмотря на то, что визиты в Россию случались очень редко, Петербургская Академия художеств заочно присваивала живописцу все возможные звания, он получал много официальных заказов. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. В 1873 году получил звание академика Петербургской Академии художеств, с 1878 года стал профессором.

Генрих Семирадский являлся Членом Совета Петербургской Академии художеств, почетным членом Берлинской, Стокгольмской, Римской, Парижской и Туринской Академии искусств.

В 1889 году получил золотую медаль на Мельбурнский международной выставке. Участвовал в росписях храма Христа Спасителя и многочисленных храмов, театров и дворцов в Москве, Петербурге, Киеве, Кракове, Варшаве. Автор дизайна декораций в театре имени Словацкого в Кракове и во Львовском оперном театре Большой вклад внес в развитие таланта других художников.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Генриха Семирадского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.