Как подчеркнуть грамматическую основу в предложении примеры. Члены предложения

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) - важнейшая синтаксическая конструкция, определяющая не только структуру предложения, но и его информационный смысл. Более того, без правильного определения грамматической основы невозможно грамотно решить пунктуационные проблемы, особенно в сложных предложениях.

Ученикам второй ступени общеобразовательной школы (5 - 9 классы) не всегда удаётся правильно и быстро находить грамматическую основу предложения, потому что эта синтаксическая конструкция очень разнообразна как по форме, так и по содержанию. Следовательно, возникают проблемы и с общим анализом предложения, и с пунктуацией.

Отметим сразу, что научить детей правильно определять грамматическую основу предложения можно только в полной мере выполняя один из важнейших принципов дидактики, а именно - принцип перспективности обучения.

Это значит, что, начиная с начальной школы, следует смотреть далеко вперёд и постепенно знакомить детей как с членами предложения, составляющими его структуру, так и с терминологией.

Первоначальное знакомство детей с главными членами предложения происходит ещё в начальной школе (в 3 классе). Простейшая форма грамматической основы предложения (подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое - глаголом) детьми усваивается сравнительно легко и быстро. Но малейшее отклонение от этой формулы уже вызывает трудности и путаницу как в понимании, так и в терминологии.
К сожалению, виновниками этой путаницы иногда бывают учителя.

Вот пример:
Класс работает с предложением «Дети играют во дворе школы»
Учитель: Где подлежащее?
Ученик: Дети.
Учитель: Правильно. А где глагол?

Что сделал учитель? Он грубо нарушил систему классификации совершенно разных понятий. Ведь классификация частей речи - это одно, а классификация членов предложения - это совсем другое. Ни в коем случае нельзя путать эти вещи!

Учитель должен был спросить: Где сказуемое?

В системе обучения детей русскому языку в начальной школе важнейшее место занимает безошибочное понимание и умение различать значения различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога и наречия.

Если это смешение понятий «часть речи» и «член предложения» не искоренено в начальной школе, то в среднем звене сделать это крайне трудно.

Подводя детей к пониманию структуры (построения) предложения, следует обязательно акцентировать внимание на том, что слово членом предложения может быть только в составе предложения. Это во-первых. И во-вторых, на том, что члены предложения (пока речь идёт только о подлежащем и сказуемом) могут быть выражены любой частью речи («сделаны» из любой части речи).

Очень важно, чтобы уже в начальной школе дети понимали и твёрдо знали, что такое подлежащее и что такое сказуемое, что эти главные члены предложения обозначают и на какие вопросы отвечают. Особенно затрудняются дети в поисках сказуемого, если оно отвечает на вопросы «Каково подлежащее?» или «Что есть (кто есть) подлежащее?»

Очень полезно уже в 4 и 5 классах провести письменный опрос «Что такое подлежащее?» и «Что такое сказуемое?», где ученики должны дать не только точное определение главных членов предложения, но и привести собственные примеры.

Особое внимание следует уделять логической связи главных членов предложения между собой, т.е. умению правильно задавать вопрос от подлежащего к сказуемому и настойчиво приучать детей к полному ответу.

Пример:
Работаем с предложением «Дети играют в саду»

Ответ ученика должен быть таков:
«В этом предложении говорится о детях, это слово стоит в именительном падеже, значит, это подлежащее, оно выражено именем существительным.

Дети что делают?- играют. Это слово обозначает действие подлежащего, значит, является сказуемым, оно выражено глаголом.

Курс русского языка в основной школе (5 класс) начинается с синтаксиса. Это правильно, потому что дети прежде всего должны научиться правильно строить предложение. В этом первоначальном курсе синтаксиса ученики уже подробно изучают способы выражения главных членов предложения и детально знакомятся со второстепенными членами предложения. Понятие и термин «грамматическая основа предложения» им знакомы. Дети сравнительно легко находят подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное одним глаголом. Отступление от этой формулы уже вызывает трудности.

Начинается кропотливая работа, в итоге которой ребята должны понять, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими частями речи.

Целесообразно уже в 5 классе постепенно знакомить детей с различными видами сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, хотя это материал 8 класса. Практика показывает, что к концу первого полугодия пятиклассники уже вполне осознанно различают эти виды сказуемого. Правда, на первом этапе возникает путаница между составным глагольным сказуемым и однородными простыми глагольными сказуемыми.

Детей смущает, что и в том и в другом случае - два глагола. Но довольно скоро всё становится на свои места. Опятьтаки полезно провести письменные опросы.
Таким образом, в пятом классе сделан задел на далёкую перспективу в понимании структуры одного из главных членов грамматической основы предложения. Теперь следует методично (желательно на каждом уроке) закреплять структуру сказуемого, терминологию и её понимание.
Уже в 5 классе целесообразно вводить понятия «односоставные и двусоставные предложения». Ребята эти понятия осваивают довольно легко и быстро. Кстати, учебник русского языка для 5 класса авторов Львова и Носова так и делает. Это тоже хороший задел на перспективу. Учебник Ладыженской вводит эти понятия только в 8 классе.

Синтаксис простого предложения детально изучается в 8 классе. Но, если мы не подготовим детей в 5 - 7 классах к восприятию и пониманию этого сложного раздела всего школьного курса русского языка, усвоить пунктуацию простого предложения ребятам будет очень трудно. Вот почему понятия о наиболее сложных случаях выражения грамматической основы следует постепенно вводить именно в 5 - 7 классах. Это разумно и возможно при изучении различных частей речи. Просто надо постоянно помнить об этом и подбирать дидактический рабочий материал для урока с учётом того, какую роль в предложении выполняет изучаемая часть речи.

К примеру, изучая прилагательные, следует показать, что эта часть речи может быть в предложении и подлежащим («Больные собрались на прогулку»), и сказуемым («Ночь светла»); при изучении числительных демонстрируем, что числительные могут выполнять роли и подлежащего, и сказуемого («Два шестиклассника собрались …» ; «Дважды два - четыре») и т.д.

Если мы в 5 - 7 классах на каждом уроке будем проводить синтаксический и пунктуационный анализ хотя бы одного предложения, мы подготовим ребят к решению многих проблем стилистики и пунктуации в 8 и 9 классах.

Именно в этих классах ребята сталкиваются с очень сложными конструкциями грамматической основы предложения. Они в основном связаны с неопределённой формой глагола (инфинитивом).

Неопределённая форма глагола чаще всего в предложении является основной частью составного глагольного сказуемого. («Учёные научились различать…»). В этих случаях инфинитив отвечает на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?» и входит в структуру грамматической основы предложения.
Вообще неопределённая форма глагола (инфинитив) - это довольно сложное языковое явление, способное выполнять в предложении самые разные функции. Это, конечно, затрудняет поиски грамматической основы.

Инфинитив может выполнять функции подлежащего как самостоятельно, так и в составе логически целостного словосочетания (Чувствовать - значит жить), (Любить природу - потребность души). В структуре составного глагольного сказуемого присутствие инфинитива обязательно, как обязательно и наличие вспомогательного глагола. Причём инфинитив может выполнять роль не только основного, но и вспомогательного глагола (Я хочу научиться летать.) Инфинитив может входить и в структуру составного именного сказуемого (Сестра собирается работать портнихой).

Однако инфинитив может быть в предложении и второстепенным членом предложения: обстоятельством цели («Мы зашли в магазин купить…») и дополнением («Я просил врача помочь»), т.е. не входить в структуру грамматической основы предложения.
В предложении «Мы зашли в магазин купить…» грамматическая основа « мы зашли.»

Инфинитив купить является обстоятельством цели, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос « зашли с какой целью?» В предложении «Я просил врача помочь…» инфинитив является дополнением, потому что зависит от сказуемого и отвечает на вопрос «просил о чём?»

Практического значения для пунктуации подобные синтаксические конструкции, как правило, не имеют. Но и в ГИА и в ЕГЭ есть тесты именно на различение подобных видов грамматических основ. Так что нам приходится учить детей и этим теоретическим тонкостям

Особую сложность представляют грамматические основы, состоящие только из глаголов (Учить - ум точить). Думается, что в этих случаях нет необходимости усердно искать подлежащее и сказуемое, достаточно обозначить грамматическую основу предложения.

Умение правильно и быстро найти грамматическую основу предложения крайне необходимо при изучении различных видов сложных предложений. Без этого умения ребятам не понять и не осилить пунктуацию сложного предложения.
Проблемы начинаются уже при изучении односоставных предложений. Отсутствие одного из главных членов предложения нередко ставит учащихся в тупик. Они не могут найти границы простых предложений в сложном, если одно из простых предложений - односоставное. Односоставные предложения изучаются в 8 классе.

Здесь опять-таки надо работать на перспективу: изучать односоставные предложения в контексте сложных.

Вообще нет нужды доказывать, что умение безошибочно определять грамматическую основу предложения во всех её формах - важнейшее условие для понимания структуры любого предложения и тем более для его пунктуации. Этому, как правило, посвящается весь учебный год в 9 классе. Если методично, с опорой на практику в 5 - 7 классах постепенно готовить ребят к пониманию синтаксических конструкций, изучаемых в 8 и 9 классах, пунктуацию простых и сложных предложений можно неплохо освоить.

Инструкция

Чтобы выделить грамматическую основу любого предложения , надо найти и подчеркнуть его главные члены. К ним относятся подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – то, о чем сообщается в предложении. Оно всегда стоит в начальной форме (именительном падеже или инфинитиве) и, как правило, отвечает на вопросы: «кто?», «что?». Выражается подлежащее почти всеми частями речи, если они выступают в значении существительного в именительном падеже. Самим именем существительным: «что?» истина не всегда лежит на поверхности. Местоимением: «кто?» я не сторонник крутых мер. Прилагательным или : «кто?» сытый голодного не разумеет; «кто?» отдыхающие ждали автобуса. Числительным: «кто?» трое отвечали за уборку территории. Инфинитивом ( формой глагола): петь – ее страсть. Любым словом, которое имеет значение существительного в именительном падеже: «что?» охи и ахи с улицы. Фразеологизмом: «кто?» от мала до велика вышли в поле. Составным наименованием: «что?» Млечный Путь протянулся широкой полосой. Синтаксически цельным словосочетанием: «кто?» мы с бабушкой ушли к себе домой.

Сказуемое обозначает, что именно сообщается о подлежащем, и отвечает на вопросы: « ?», «каков он?», «что с ним происходит?» и т.д. В зависимости от способа выражения сказуемое может быть простым ; составным именным; составным глагольным и сложным.

Выделите в анализируемой фразе сказуемое. Оно должно обозначать действие, совершаемое подлежащим или над ним. Чаще всего этот выражен сказуемым, о в этой роли встречаются и . Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим в лице, числе и роде.

При выполнении письменного задания подчеркните подлежащее одной, а сказуемое - двумя чертами.

При нахождении нескольких подлежащих и сказуемых проанализируйте структуру предложения. Если вы видите перед собой два и более независимых в смысловом плане сочетания членов предложения, то речь идет о сложном предложении с сочинительной или подчинительной связью. В случае, когда несколько сказуемых относятся к одному подлежащему и наоборот, то перед вами простое предложение с расширенной основой. Однако такие повторяющиеся элементы все равно должны соединяться «и» или разделяться .

Видео по теме

Грамматической основой предложения называют его важнейшую структурную часть, которая в значительной степени определяет смысл всей фразы. Грамматическую основу в лингвистике нередко именуют предикативным ядром. Часто встречается и термин «предикативная основа». Это грамматическое явление существует во многих языках.

Инструкция

Определите, действительно ли фраза, которую вам необходимо разобрать, является предложением. Часть фраз в являются одновременно и , и высказываниями, но есть и такие, которые можно отнести только ко второй категории. В первом же случае во фразе можно выделить члены предложения либо же определить их синтаксические позиции. Как правило, высказывания, состоящие из нескольких слов, являются предложениями.

Найдите подлежащее. Этот член предложения обозначает предмет, действие которого описывается в самой фразе. Подлежащее грамматически независимо, оно на вопросы именительного падежа. Однако подлежащее может быть выражено и другой частью речи, которая в данном случае будет выполнять функции . Поэтому определите действующий объект, пусть даже он выражен не совсем привычной частью речи или существительным не в именительном . Например, в предложении ««ВКонтакте» приглашает зарегистрироваться» подлежащим будет «ВКонтакте». В то же время в предложении «Социальная сеть «ВКонтакте» приглашает зарегистрироваться» подлежащим будет уже слово «сеть».

Определите сказуемое. Оно обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы . Помните, что сказуемое не всегда может быть выражено глаголом. Глагольное сказуемое может быть простым или составным. Во втором случае в грамматическую основу входят оба , то есть стоящий в форме и в инфинитиве. Сочетание подлежащего и сказуемого и является предикативным ядром.

Один из главных членов предложения может отсутствовать. При этом высказывание остается предложением, если можно определить позицию недостающего члена предложения. Иногда это можно узнать только по контексту. Например, участники диалога могут обсуждать чьи-то действия и отвечать на вопросы друг друга . Собеседникам понятно, о ком или о чем идет речь, они могут только называть действия субъекта. В этом случае есть, но она состоит из одного члена предложения. Например, если раньше собеседники разговаривали о социальных сетях, то один из них может задать вопрос, какая предпочтительнее. Ответ «ВКонтакте» является предложением, поскольку есть подлежащее и подразумевается сказуемое.

Обратите внимание

В некоторых случаях частью грамматического ядра являются синкретные члены предложения. Они грамматически связаны и с подлежащим, и со сказуемым и могут одновременно являться подлежащим и, например, обстоятельством.

Полезный совет

Будьте особенно внимательны в случаях, когда в предложении встречаются фразеологические обороты. Подлежащее может быть выражено таким оборотом, и тогда в грамматической основе будет не два слова, а несколько, причем разделить их невозможно.

Источники:

  • грамматическая основа это

Грамматическому разбору предложений уделяется большое количество времени на уроках русского языка, его обязательно включают в программу итогового контроля. Школьникам необходимо уметь правильно определять грамматическую основу предложения, ведь в случае ошибки все задание будет считаться невыполненным.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое . Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры :

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий .

Завтра обязательно наступит.

Междометие

Далече грянуло ура .

Словосочетание

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры :

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также :

  • Материалы по теме: и " ".

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1 . Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример : Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2 . Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3 . Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4 . Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя .

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример : Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример : Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры : Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

— это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д. Например: Утро. Солнце поднимается из-за горизонта. Отвори окно! Какое чудесное утро!

Предложение является минимальной единицей высказывания . В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов . Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.

Отличительные признаки предложения:
  1. Предложение - это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
  2. Предложение - основная единица общения.
  3. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
  4. Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
  5. Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.

Лексическое значение предложения - это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.

Грамматическое значение предложения - это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания. Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие). Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).

По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)

По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).

По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными , например: В холодном зале таинственно дремлет ёлк а (полное предложение). Стакан - копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит ). (По И. Шмелеву)

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Предложения имеют грамматическую основу , состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Например: Мороз. Беленькая красавица берёзка. Мне боязно. Стоит над Москвой радуга. (По И. Шмелеву)

Грамматическая основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них - подлежащее или сказуемое. Звёзды меркнут и гаснут. Ночь. Морозит. (И. Никитин)

По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего:
  1. Имя существительное в именительном падеже или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Между тем небо (сущ.) продолжало расчищаться. Наши павшие (прич) - как часовые.
  2. Местоимение в именительном падеже. Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой (А. Блок).
  3. Неопределённая форма глагола. Работать было не трудно, а главное - весело (П. Павленко).
  4. Фразеологизмы. Золотые руки были у этого мастера (П. Бажов).
  5. Неделимое словосочетание. Мы с товарищем выехали до восхода солнца (М. Шолохов).

Сказуемое - главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).

В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа - это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения - сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.

Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.

Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень . Люблю осень (односоставное).

Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег , и начнется настоящая зима (сложное предложение).

В обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие - подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.

Так, подлежащее выражается:

  • Именем существительным: Скоро пойдет снег .
  • Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
  • Причастием: Говорящий часто ошибается.
  • Инфинитивом: Жить - значит чувствовать.
  • Неизменяемыми частями речи (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
  • Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.

Сказуемое выражается:

  • Глаголом: Стоит хорошая погода.
  • Существительным: Москва - столица России.
  • Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
  • Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
  • Наречием: Все у нас хорошо .
  • Причастием: Наша семья причастна к науке.
  • Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.

Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом ) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание ).

Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.