Части речи переходящие в существительное. Переход из одной части речи в другую

Цели урока : показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

Переход числительного один в другие части речи

Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов- и -ин- , обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое) . При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные) .

Задания

1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)

3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие .)

4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

    приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;

    могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;

    сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;

    могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;

    какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

(Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной . Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных . В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:

5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

– С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.) – Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.) – Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная ? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.) – Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой ? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.

ПРИМЕРЫ.

МОРФЕМНЫЕ:

1. Суффиксальный (упрямый - упрямец)

2. Приставочный (петь - запеть)

3. Бессуффиксальный (синий - синь)

4. Приставочно - суффиксальный (стакан - подстаканник)

5. Сложение:

1) целых слов: (кафе + бар = кафе-бар)

2) части основы с целым словом: (тур + поход = турпоход)

3) производящих основ с соединительными гласными: (пар + о + ход = пароход)

4) начальных букв слов /аббревиация/ (московская + кольцевая + автомобильная + дорога = МКАД)

5) с одновременным присоединением суффикса (чёрное + море + ец = черноморец).

НЕМОРФЕМНЫЕ :

Переход из одной части речи в другую (конверсия).

Например: столовая, мороженое.

Сращение (слияние).

Например: вечно + зелёный = вечнозелёный.

Переход слов из одной части речи в другую


Из какой части речи перешло

и что обозначает

В какую часть речи перешло

и что стало обозначать

Примеры

1. Прилагательное (признак) Существительное (предмет)

Рабочий инструмент,

мороженое мясо

Рабочий на стройке,

вкусное мороженое

2. Числительное (порядок при счете) Прилагательное (признак) Первый год обучения

Первый (лучший)

ученик в классе

3. Причастие

(признак предмета по действию)

Прилагательное (признак) Подтянутые резервы Подтянутый вид

4. Деепричастие

(добавочное действие)

Наречие (признак действия) Читал, стоя на сцене Читать стоя неудобно
5. Существительное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагом Ехать шагом
6. Наречие (признак действия)

Предлог (выражает зависимость

от глагола)

Командир шел впереди

Впереди отряда шел

барабанщик

7. Деепричастие (добавочное действие)

Предлог (выражает зависимость

от глагола)

Ушел, благодаря за помощь

Благодаря помощи,

выполнил работу

8. Местоимение (указывает на предмет,

признак, количество)

Частица (выражает

ограничительное значение)

Старик приехал один

Один (только) старик

не вышел встречать

Образование частей речи

Способ образования Примеры
1. Имя существительное
1. Суффиксальный

Камень - каменщик, футбол - футболист, красный - краснота,

учить - учитель, плавить - плавка

2. Приставочный Погода - непогода, группа - подгруппа, город - пригород
Рукав - безрукавка, служить - сослуживец, море - приморье
4. Бессуффиксальный Заплывать - заплыв, глухой - глушь
5. Сложение (различные способы) Железо + бетон = железобетон, луна + ходить = луноход

6. Переход прилагательных, причастий

в существительные (субстантивация)

Гостиная комната - гостиная, присутствующие на собрании -

присутствующие встали

2. Имя прилагательное
1. Суффиксальный Комната - комнатный, солдат - солдатский
2. Приставочный Удалой - разудалый, добрый - предобрый
3. Приставочно - суффиксальный За городом - загородный, избежать - неизбежный
4. Сложение (различные способы) Русский + немецкий = русско-немецкий, пять + метров = пятиметровый
5. Слияние (сращение) Трудно + доступный = труднодоступный, вечно + зелёный = вечнозеленый
6. Переход слов из других частей речи

Первый номер (числит.) - первый (лучший) студент,

блестящие на солнце (прич.) - блестящие способности

3. Имя числительное
1. Суффиксальный Три - тридцать, один - одиннадцать
2. Сложение Три + сто = триста
4. Местоимение
1. Суффиксальный Кто - кто-то, какой - какой-либо, чей - чей-нибудь
2. Приставочный Кто - никто, какой - кое-какой, сколько - несколько
5. Глагол
1. Суффиксальный Синий - синеть, умыть - умыться,
2. Приставочный Писать - написать, выполнить - перевыполнить
3. Приставочно - суффиксальный Столб - застолбить, бежать - разбежаться
6. Наречие
1. Суффиксальный Зима - зимой, куда - куда-нибудь, ползти - ползком
2. Приставочный Смерть - насмерть, долго - недолго, как - кое-как
3. Приставочно - суффиксальный Далеко - издалека, новый - по-новому
4. Переход слов из других частей речи

ехать шагом

7. Производные предлоги
1. Приставочный Иметь в виду - ввиду плохой погоды, на счет банка - насчет работы
2. Переход слов из других частей речи

Показаться впереди (наречие) - впереди отряда,

благодаря за помощь (дееприч.) - благодаря помощи

Словообразовательные выразительные средства языка

СРЕДСТВО ПРИМЕРЫ

1. Суффиксы субъективной оценки:

а) уменьшительно - ласкательные

Лена - Леночка; Боря - Боренька; стол - столик; кровать - кроватка;

мама - мамочка; солнце - солнышко; цветок - цветочек

б) со значением преувеличения,

преуменьшения

Большой - большущий; длинный - длиннейший; маленький - мельчайший;

холод - холодина; дом - домишко, домище

в) со значением пренебрежительности,

презрительности, иронии

Душа - душонка; старик - старикашка; мамаша, маманя
г) со значением неодобрения и др.

Лена - Ленка; Боря - Борька; кривляка; ломака; выскочка; белоручка;

интриган; слюнтяй; негодяй; прощелыга; забулдыга; деляга

2. Приставки со значением

преувеличения / преуменьшения

(пре-, раз-, сверх- и др.)

Красивый - прекрасивый; скоростной - сверхскоростной;

маленький - премаленький; весёлый - развесёлый

3. Удвоение слов (иногда с добавлением

приставки, суффикса)

Добрый - предобрый; глазастый - преглазастый; белый - белый;

зимушка - зима

Основные типы ошибок словообразования

Тема: Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (слайд 1).

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока : познакомить с одним из способов образования новых частей речи на основе углубления понятия о самостоятельных частях речи;

Задачи урока :

    образовательные: научиться правильно определять, к какой части речи относится слово, уметь доказать;

    развивающие : развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу;

    воспитательные: воспитывать чувство языка, воспитывать сознательность, внимание к происходящим в языке процессам, интерес к русскому языку в целом.

Оборудование: презентация.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Беседа о деепричастии как части речи.

Что такое деепричастие?

Какие признаки имеет деепричастие?

Какие признаки глагола? А какие признаки наречия?

С помощью каких суффиксов образованы деепричастия несовершенного вида?

С помощью каких суффиксов образованы деепричастия совершенного вида?

- Образуйте от следующих слов деепричастия:

Что образует деепричастие с зависимыми словами?

Что называется деепричастным оборотом?

Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?

Как на письме выделяются деепричастные обороты? Одиночные деепричастия.

С какими видами орфограмм вы познакомились при изучении темы «Деепричастие»?

Расскажите о правописании не с деепричастиями.

Сопоставьте написание не с глаголами и с деепричастиями. Аргументируйте свои ответы примерами.

Расскажите о правописании не с глаголами, деепричастиями, с краткими и полными причастиями.

    Изучение нового материала.

    Синтаксический разбор предложения у доски выполнит________

Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, ещё вскрикивая сквозь зубы, переволок его через глубокое место.

Выпишите деепричастия и выделите в них суффиксы.

Какие суффиксы у деепричастий? Какого вида эти деепричастия?

Найдите деепричастные обороты.

    Подобрать слова к схемам (слайды 3,4).

Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

    Сделайте морфемный разбор этих слов. Определите часть речи (слайд 5).

Белила, жгут, надел, пила, попугай, рой, знать, запевала, стекло, гнёт, стих, три, печь.

белила существительное (белая краска различного состава) - б елила – глагол (прош. вр., ж.р.);

жгут - существительное (средство временной остановки кровотечения из крупных сосудов) - жгут – глагол (наст. вр.,3 лицо);

надел – глагол ( прош. вр., м.р.) - н адел - существительное (земельный участок, предоставляемый феодальным в пользование крестьянам за различные повинности);

пила - существительное (инструмент) - пила – глагол (прош. вр., ж.р.);

попугай существительное (птица) - попугай – повелительное наклонение глагола;

рой существительное (пчелиный) - рой - повелительное наклонение глагола;

знать – н.ф. глагола - знать - существительное (аристократия - наследственный привилегированный слой общества);

стекло существительное - стекло – глагол (прош. вр., ср.р.);

гнёт – существительное (тяжесть, притеснение) - гнёт - глагол(наст. вр., 3 лицо);

печь (имя существительное) - печь (глагол (н.ф.);

стих (стихотворение) - стих (форма прошедшего времени от глагола стихнуть);

три (имя числительное) - три (повелительное наклонение от глагола тереть).

Как называются эти слова?

п/о омонимы. Омонимы – это

Омоформы , омонимичные формы слов; слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи).

Но есть и другие явления.

мороженое мясо – прич. - вкусное мороженое – сущ.

больной ребёнок – больной уже в кровати

военный врач – военный в отставке

русский народ - русский вошел в кабинет

зайдите в учительскую (прил.) комнату - з айдите в учительскую (сущ.).

трудящися (прич.) массы - все трудящиеся (сущ.);

столовая (прил.) комната - светлая столовая (сущ.).

провожающие стояли на перроне – провожающие люди

Как называются эти слова?

п/о омонимы. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

Просклоняем 1 словосочетание.

мороженое мясо – прич. - вкусное мороженое – сущ.

И.п. мороженое мясо – мороженое,

Р.п. нет мороженого мяса – нет мороженого,

Д.п. мороженому мясу - мороженому

В.п. мороженое мясо – мороженое

Т.п. с мороженым мясом – с мороженым

П.п. о мороженом мясе – о мороженом

Упражнение №267

Упражнение №270

    Итог урока

С каким способом образования слов вы познакомились на этом уроке? Приведите примеры перехода слов из одной части речи в другую.

    Домашнее задание (слайд 6)

§145 («Теория»)

Упражнение №269 («Практика»).

РЕЗЕРВ

Определите, к какой части речи относится выделенное слово (слайд 7)

Из какой части речи перешло и что обозначает В какую часть речи перешло и что стало обозначать Примеры
1. Прилагательное (признак) Существительное (предмет) Рабочий инструмент, мороженое мясо Рабочий на стройке, вкусное мороженое
2. Числительное (порядок при счете) Прилагательное (признак) Первый год обучения Первый (лучший) студент в классе
3. Причастие (признак предмета по действию) Прилагательное (признак) Подтянутые резервы Подтянутый вид
4. Деепричастие (добавочное действие) Наречие (признак действия) Читал, стоя на сцене Читать стоя неудобно
5. Существительное (предмет) Наречие (признак действия) Медленным шагом Ехать шагом
6. Наречие (признак действия) Командир шел впереди Впереди отряда шел барабанщик
7. Деепричастие (добавочное действие) Предлог (выражает зависимость от глагола) Ушел, благодаря за помощь Благодаря помощи, выполнил работу
8. Местоимение (указывает на предмет, признак, количество) Частица (выражает ограничительное значение) Старик приехал один Один (только) старик не вышел встречать гостей

Образование частей речи

Способ образования Примеры
1. Имя существительное
1. Суффиксальный Камень - каменщик, футбол - футболист, красный - краснота, учить - учитель, плавить - плавка
2. Приставочный Погода - непогода, группа - подгруппа, город - пригород
Рукав - безрукавка, служить - сослуживец, море - приморье
4. Бессуффиксальный Заплывать - заплыв, глухой - глушь
5. Сложение (различные способы) Железо + бетон = железобетон, луна + ходить = луноход
6. Переход прилагательных, причастий в существительные (субстантивация) Гостиная комната - гостиная, присутствующие на собрании - присутствующие встали
2. Имя прилагательное
1. Суффиксальный Комната - комнатный, солдат - солдатский
2. Приставочный Удалой - разудалый, добрый - предобрый
3. Приставочно - суффиксальный За городом - загородный, избежать - неизбежный
4. Сложение (различные способы) Русский + немецкий = русско-немецкий, пять + метров = пятиметровый
5. Слияние (сращение) Трудно + доступный = труднодоступный, вечно + зелёный = вечнозеленый
6. Переход слов из других частей речи Первый номер (числит.) - первый (лучший) студент, блестящие на солнце (прич.) - блестящие способности
3. Имя числительное
1. Суффиксальный Три - тридцать, один - одиннадцать
2. Сложение Три + сто = триста
4. Местоимение
1. Суффиксальный Кто - кто-то, какой - какой-либо, чей - чей-нибудь
2. Приставочный Кто - никто, какой - кое-какой, сколько - несколько
5. Глагол
1. Суффиксальный Синий - синеть, умыть - умыться,
2. Приставочный Писать - написать, выполнить - перевыполнить
3. Приставочно - суффиксальный Столб - застолбить, бежать - разбежаться
6. Наречие
1. Суффиксальный Зима - зимой, куда - куда-нибудь, ползти - ползком
2. Приставочный Смерть - насмерть, долго - недолго, как - кое-как
3. Приставочно - суффиксальный Далеко - издалека, новый - по-новому
4. Переход слов из других частей речи Лежа на диване (дееприч.) - читать лежа, медленным шагом (сущ.) - ехать шагом
7. Производные предлоги
1. Приставочный Иметь в виду - ввиду плохой погоды, на счет банка - насчет работы
2. Переход слов из других частей речи Показаться впереди (наречие) - впереди отряда, благодаря за помощь (дееприч.) - благодаря помощи

Словообразовательные выразительные средства языка

СРЕДСТВО ПРИМЕРЫ
1. Суффиксы субъективной оценки: а) уменьшительно - ласкательные Лена - Леночка; Боря - Боренька; стол - столик; кровать - кроватка; мама - мамочка; солнце - солнышко; цветок - цветочек
б) со значением преувеличения, преуменьшения Большой - большущий; длинный - длиннейший; маленький - мельчайший; холод - холодина; дом - домишко, домище
в) со значением пренебрежительности, презрительности, иронии Душа - душонка; старик - старикашка; мамаша, маманя
г) со значением неодобрения и др. Лена - Ленка; Боря - Борька; кривляка; ломака; выскочка; белоручка; интриган; слюнтяй; негодяй; прощелыга; забулдыга; деляга
2. Приставки со значением преувеличения / преуменьшения (пре-, раз-, сверх- и др.) Красивый - прекрасивый; скоростной - сверхскоростной; маленький - премаленький; весёлый - развесёлый
3. Удвоение слов (иногда с добавлением приставки, суффикса) Добрый - предобрый; глазастый - преглазастый; белый - белый; зимушка - зима

Основные типы ошибок словообразования

Суффиксы Формы слов
-е-(выш-е); -ее/-ей (быстр-ее) -ше (рань-ше), -же (глуб-же) простая сравнительная степень прилагательных и наречий
- ейш-/-айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий) простая превосходная степень сравнения прилагательных
-л (чита-л) прошедшее время глагола
-и(пиш-и) повелительное наклонение глагола
-ть/-ти(писа-ть, пас-ти) (часто этот суффикс рассматривается как окончание.) неопределенная форма глаголов (инфинитив)
-ущ-/-ющ- (пиш-ущ-ий, рису-ющ-ий) -ащ-/ящ- (держ-ащ-ий, говор-ящ-ий) -вш-/-ш- (держа-вш-ий, нес-ш-ий) -ем-/-им-/-ом- (раздава-ем-ый, твор-им-мый, нес-ом-ый) -енн-/-онн-/-нн- (принес-ённ-ый, разобра-нн-ый) -т- (разби-т-ый) действительные причастия страдательные причастия
-а/-я (держ-а, нес-я) -в/-вши/-ши(удержа-в, удержа-вши, принес-ши) деепричастие

ТИП ОШИБКИ

ПРИМЕР ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих в языке форм) пылесосю, победю, ложу, ездию, хочут, жгёт и др. использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт
2. Искусственное, не предусмотренное литературной нормой образование слов и словоформ преклонник, учтительный, отстабилизировать, писальщик, ежица и др. поклонник, учтивый, стабилизировать, писатель, ежиха

Формообразующие суффиксы

(не образуют новые слова, образуют формы слова)

суффикс прошедшего времени – Л-

суффикс повелительного наклонения – И-

суффиксы причастия – УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ОМ-, - ЕМ-, -ИМ-, -ВШ-, -Ш-, -Т-, -ЕНН-, -НН-

суффиксы деепричастия – А-, -Я-, -В-, -ВШИ-, -ШИ-, -УЧИ-,

-ЮЧИ-

суффиксы степени сравнения – ЕЕ-, -Е-, -ШЕ-, -ЖЕ-, -АЙШ-, -ЕЙШ-

Например: пришёл , сшит ый, говорящ ий, подскочив , новее , идя , сильнейш ий, сидючи , будучи , умывши сь, скажи , расскажи те

ЩЕРБА Лев Владимирович (03.03(20.02).1880, г. Игумен (теперь г. Червень) Минской губ. – 26.12.1944, Москва). Филолог, специалист в области фонетики. Член-коррес-пондент АН СССР (1924). Академик АН СССР (1943).

Родился в семье инженера. В 1898 г. он с золотой медалью закончил 2-ю Киевскую гимназию и поступил на естественный факультет Киевского университета. В 1899 г. перевелся на историко-филологический факультет Петербургского университета, который закончил в 1903 г. По рекомендации И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щерба был оставлен при кафедре сравнительной грамматики и санскрита. В 1906 г. после успешной сдачи магистерских экзаменов был отправлен в научную командировку в Германию и Италию. В 1907–1909 гг. работал в Париже, где в лаборатории Ж.-П. Руссло (Коллеж де Франс) изучал методы и приемы экспериментальной фонетики. В этот же период во время летних каникул занимался изучением лужицкого диалекта лужицкого языка.

После возвращения в 1909 г. на родину Щерба был избран на должность приват-доцента кафедры сравнительной грамматики Петербургского университета. Основное направление научных интересов Л.В. Щербы – фонетика и фонология. Ученый разработал оригинальную теорию фонемы, которая понималась им как звуковой тип, способный дифференцировать слова и грамматические формы и объединять более частные звуковые оттенки, не влияющие на целостность понимания слова всеми говорящими. Он показал, что характер фонем зависит от особенностей звукового строя языка, и предложил понятие типичного, т.е. наиболее независимого от позиции, оттенка. Одновременно ученый уделял большое внимание артикуляторно-акустическому аспекту фонетики. Наряду с В.А. Богородицким он заложил основы экспериментальной фонетики в России. В 1912 г. Щерба защитил магистерскую диссертацию «Русские гласные в качественном и количественном отношении», где представил акустический анализ звуков, который связал с отношениями фонем и их оттенков. В этой работе были использованы записи речи, сделанные в лаборатории Ж.-П. Руссло.

ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ (задания А13 и В1)

Е. П. Холодова, преподаватель русского языка и литературы СПбГУ

Переход слов одной части речи в другую

Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.

Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак. Рядовой из соседней части – , обозначает лицо.

Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете. Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.

Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия. Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.

Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие. Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.

Что он показал? – местоимение, указывает на предмет. Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного .

Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество. Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.

Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость — глупый); влево от левый (влево — левый).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль — бол Е Ть — боле Зн Ь — болезн Енн Ый.

Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.

Неисполнительность — исполнительность — исполнительн(ый) — исполнитель — исполни(ть) — полн(ый) Переоснащение — оснащение — оснастить — снасти Примирительница — примиритель — примирить — мирить — мир.

Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием.

Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:

Свет — свеча — освещение (тчщ) ситец — ситчик (цч) любить — люблю (ббл) воздух — воздушный (хш) водить — вожу — вождение (джжд) бросить — брошу (сш).

Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:

Загорать — загар (оа) вытирать — вытер (ие) вырасти — вырос — выращивать (ао, стсщ).

В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:

рот — рта (о0) огурец — огурца (е0) глазок — глазка (о0) кусочек — кусочка (е0) оторвать — отрыв (о0).

Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:

золото — златокудрый (олола) город — градостроитель (орора) молоко — млечный (ололе) берег — прибрежный (ерере).

Грамматические нормы. Глагол, прилагательное, местоимение. Собирательные и количественные числительные, склонение числительных. Об этом смотрите в разделе