Тесты по истории философии - файл n1.doc. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Античный мыслитель признавший первичность мира

В завершении работы над модулем по истории философии -1 Вы проходите модульное промежуточное тестирование. Материалы теста по модулям смотрите в приложении №4

Вопросы теста:

(древний мир и средние века).

1. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ»:

1) Пифагор

2) Демокрит

3) Аристотель

2. Последователи философской школы античности, утверждающие, что важнейшее умение философа – доказать то, что он считает выгодным и правильным:

2) пифагорейцы

3) перипатетики

4) софисты

3. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:

1) Парменид

2) Гераклит

4. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

5. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы:

1) буддизм

2) брахманизм

4) даосизм

6. Первая философская школа Древней Греции:

1) платоновская

2) клиническая

3) милетская

4) элейская

7. Философ-софист:

1) Протагор

1) Демокрит

3) Протагор

4) Аристотель

9. Представитель средневековой философии:

1) Диоген Синопский

2) Марк Аврелий

3) Парменид

4) Фома Аквинский

10. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

1) человека

2) природы

11. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической системой доказательств:

1) схоластика

2) номинализм

3) патристика

4) мистика

12. Представитель номинализма в средневековой философии:

1) Фома Аквинский

3) П. Абеляр

4) Тертуллиан

13. «Сколько людей, столько и мнений» считали:

1) милетцы

2) софисты

14. Положение «Все течет и ничто не останавливается» принадлежит:

1) Пармениду

2) Пифагору

3) Гераклиту

4) Платону

15. Естественный путь вещей в древнекитайской философии называется:

16. Что считал первоначалом мира Пифагор?

2) материю

17. Какой философ отрицал наличие движения в мире:

1) Аристотель

2) Парменид

18. Философия Сократа является по преимуществу:

1) космологией

2) гносеологией

3) эсхатологией



4) антропологией

19. «Универсалии после вещей в качестве понятий ума» - это позиция:

1) номинализма

2) реализма

3) материализма

4) софистики

20. Фома Аквинский во многом заимствовал воззрения античного мыслителя:

1) Сократа

2) Эпикура

3) Парменида

4) Аристотеля

21. Утверждение, что универсалии существуют до вещей, а все вещи производные от них сущности, принадлежит:

1) номинализму

2) материализму

3) реализму

4) марксизму

22. Кому принадлежит мысль, что высший и невидимый мир идей порождает низший и воспринимаемый нами мир вещей?

1) Аристотель

2) Платону

3) Гераклиту

4) Демокриту

23. Кому принадлежит мысль, что все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами?

1) Платону

2) Пармениду

3) Гераклиту

4) Аристотелю

24. Кто из античных философов стал непререкаемым авторитетом в духовной жизни средневековья?

2) Аристотель

4) Пифагор

25. Когда впервые появляется линейное понимание истории?

1) в середине века

2) в античную эпоху

3) в эпоху Просвещения

4) в XIХ веке

26. Кому из античных философов принадлежит мысль, что познание – это припоминание душой высшего, невидимого мира идей?

1) Аристотелю

2) Пармениду

3) Платону

4) Гераклиту

27. Кому принадлежит высказывание «Я знаю, что ничего не знаю»?

1) Аристотелю

2) Платону

3) Гераклиту

4) Сократу

28. Кто из античных философов первым разработал модель идеального государства?

1) Аристотель

2) Демокрит

29. В какой период всемирной истории помещает К. Ясперс так называемое осевое время:

1) первое тысячелетие до н.э.

2) Средние века

3) Новое время

4) эпохи первобытности

30. В философии какой страны в древности было особенно распространено учение о непричинении зла живому существу?

31. Как называется древнекитайское философское учение, выступавшее за управление обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы?

1) конфуцианство

3) джайнизм

32. Кто из древневосточных мыслителей разработал концепцию «благородного мужа»?

2) Лао-цзы

3) Конфуций

4) Экклезиаст

33. Как называется в древнекитайской философии универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира?

34. Как называется в древнеиндийской философии учение о вечности и неуничтожимости души?

3) сансара

35. Эпоха Возрождения – это эпоха:

а) борьбы со Средневековьем

б) возобновления и продолжения развития идей Античности +

в) исторического движения к созданию идеалов

г) неизбежности соперничества художественной деятельности

36. Возрождение несет в себе следующие черты:

а) психологизм

б) скептицизм

в) гедонизм

г) гуманизм

37. К центральным идеям Возрождения относят:

а) антропоценризм

б) космоцентризм

в) силу права

г) плюрализм

38. Возрождение включает в себя разные направления (исключить один):

а) натуралистический

б) художественно-гуманистический

в) социально-политический

г) умозрительный

39. Центральной идеей философии Возрождения становится:

а) природа

б) познавательная деятельность

в) политическое устройство

г) человек

40. Для Возрождения характерно развитие (одно исключить) :

а) естественных наук

б) гуманитарных наук

в) искусств

г) политической деятельности

41. К известным деятелям эпохи Возрождения относят (два выбора):

а) Декарта

б) Коперника

в) Макиавелли

42. Эпоха философии Нового времени – это:

43. К классическим направлениям философии Нового времени относят:

а) скептицизм-догматизм

б) эмпиризм-рационализм

в) интуитивизм-онтологизм

г) гносеологизм-агностицизм

44. Высказывание « мыслю - следовательно существую» принадлежит:

а) Л.да Винчи

б) Аристотелю

в) Декарту

г) Спинозе

а) ясность, полнота, сомнение, деление вопросов на части +

б) очевидность, точность, доступность, правильность

в) сомнение, вера, проблемность, четкость

г) доверие, ясность, проблемность, деление до простых вопросов

46. По своему философскому мировоззрению Р.Декарт:

а) монист

б) дуалист

в) идеалист

г) материалист

а) рационализма

б) агностицизма

в) эмпиризма

г) интуитивизма

48. Ф.Бэкон опирается на следующий метод познания:

а) дедукцию

б) синтез

в) индукцию

г) экстраполяцию

49. Ф.Бэкон говорит о разных препятствиях познания:

а) идолах рода, пещеры, рынка, театра

б) идолах доверия, коммуникации, власти, Я-человека

в) идолах стереотипов, незнания, упрощения, страхе неполноты

г) идолах разума, чувства, отношений, впечатлений

50. Ф.Бэкон – сторонник следующей познавательной традиции:

а) рационализма

б) эмпиризма

в) сенсуализма

г) скептицизма

51. Ф.Бэкон говорит о трех путях познания (один исключить):

б) муравья

г) червяка

52. Рационализм не представлен в идеях (учениях):

б) Спинозы

в) Лейбница

г) Декарта

53. Спиноза в своем труде «Этика» развивает идеи:

а) свободы воли

б) свободы и необходимости

в) причины и следствия

г) самоуверенности и принуждения

54. Эмпиризм развивают (одно исключить):

а) Аристотель

б) Ф.Бэкон

в) Т.Гоббс

г) Дж.Локк

55. В философии 17-18 веков появляется «идея общественного договора»:

а) общество подчиняется всем

б) общество создает разные социальные структуры

в) общество разделено по деятельности

г) общество на базе согласия создает институты власти, управления

56. Идеи эпохи Просвещения связаны с:

а) накоплением знания

б) распространением знания

в) организацией трансляции знания

г) пониманием роли знания в прогрессе общества

57. Эпоха Просвещения складывается под влиянием таких философов как:

а) Т.Кампанелла

б) Ж.Руссо

в) Вольтер

г) Гердер

58. В 18 веке складывается школа философов-энциклопедистов к ним отно

в) Гольбах

г) Сен-Симон

59. И.Кант пишет известные работы – это (сделать три выбора):

а) Критика чистого разума

б) Критика практического разума

в) Критика способности суждений

г) Критика человеческих заблуждений

60. И.Кант исследует (сделать два выбора):

а) природу эмпирического познания

б) природу рационального познания

в) природу единичного познания

г) природу вероятностного познания

61. Для Канта важными границами познания являются (сделать два выбора):

а) единичное

б) обобщенное

в) априорное

г) апостериорное

62. Человек, по Канту, живет подчиняясь нравственным законам (максимам) (два выбора):

а) поступай разумно

б) поступай честно

в) поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

г) поступай так, чтобы человек был только целью, но не средством

63. Кант утверждает, что явления можно:

а) познавать

б) помыслить

в) назвать

г) почувствовать

64.Условия и возможности человеческого познания по Канту определяются:

а) чувствами

б) разумом

в) желаниями

65. «Вещи в себе» у Канта не познаваемы так как:

а) они материальны

б) они идеальны

в) они есть данность явлений

г) они есть граница наших способностей познавать

66. Кант придерживается позиции:

а) скептицизма

б) агностицизма

в) логицизма

г) познаваемости

67.Гегель считается основателем:

а) метафизики

б) идеализма

в) диалектики

г) историзма

68. В основе философской системы Гегеля лежит:

а) развитие человека

б) развитие природы

в) развитие идеи

г) развитие общества

69. Фейербах создает свою философскую концепцию, которая характеризуется как:

а) развитый материализм

б) сенсуалистический материализм

в) критический материализм

г) антропологический материализм

70.Фейербах критикует философию:

а) Платона

б) Гегеля

в) Лейбница

г) Аристотеля

71. Философия Фейербаха носит (два выбора):

а) антирелигиозный характер

б) антисенсуалистический характер

в) антинатуралистический характер

г) антисоциальный характер

72. Основные идеи диалектического материализма разрабатывают:

а) Платон-Аристотель

б) Декарт-Гоббс

в) Дидро-Гольбах

г) Маркс-Энгельс

73. Сознание в философии марксизма – это результат (три выбора) :

а) развития мозга

б) развития форм деятельности

в) развития индивидуального отношения к миру

г) развития социального отношения к миру

74. В философии марксизма разрабатываются законы (три выбора):

а) единства и борьбы противоположностей

б) перехода количества в качество

в) отрицания отрицания

г) движения явлений, объектов

75. Социальная часть философии марксизма есть:

а) социальный позитивизм

б) социальный динамизм

в) исторический материализм

г) историческая механика

76. В философии 19 века развиваются следующие направления (два выбора) :

а) атомизм

б) иррационализм

в) объективизм

г) волюнтаризм

77. Русская философия тесно связана с чертами менталитета:

а) рациональностью

б) эмоциональностью

в) повседневностью

г) ценностями

а) географическое положение

б) экономика

в) политика

г) религия

79. К славянофилам относятся такие отечественные философы (два выбора):

а) Киреев

б) Ломоносов

в) Аксаков

г) Бакунин

80. Русская философия 19-20 века несла в себе идеи (два выбора):

а) космизма

б) биологизма

в) атеизма

г) религиозности

81. К представителям западников относят (два выбора):

а) Кропоткина

б) Чаадаева

в) Соловьева

г) Чернышевского

82. В.Соловьев в своем философском учении развивает идеи:

а) антропологизма

б) атеизма

в) всеединства

г) духовности

83. В.Соловьев в своем учении опирается на принципы:

а) прагматизма

б) разумности

в) триадности

г) критичности

84. В.Соловьев использует триаду в виде объединения (два выбора):

а) фактов, обобщений, истины

б) эмпирии, разумности, веры

в) чувственности, рациональности, сверхчувственности

г) аскетизма, альтруизма, высшего добра

85. Ф.Достоевский и Л.Толстой в своих работах обращают внимание на проблемы:

а) чувства

б) разума

в) совести

г) общественного прогресса

86. Ф.Достоевский поднимает вопросы (два выбора):

а) совести и долга

б) свободы и ответственности

в) разумности и безверия

г) честности и лжи

87. Отечественная философия ориентирована на:

а) идею разумности

б) идею соборности

г) идею благополучия

д) идею неотвратимости

1. Как самостоятельное духовно-культурное образование философия возникла:

а) С появлением первых жителей

б) В Древнем Риме

в) в Древней Греции

г) В Новое Время

д) в эпоху Возрождения Ответ: в

2.Древнегреческий философ, утверждающий, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»

а) Анаксимандр

б) Анаксимен

в) Гераксимен

г) Пифагор

д) Демокрит Ответ: а

3. Античный мыслитель, признававший первичность мира идей по отношению к реальному бытию вещей:

а) Гераклит

б) Аристотель

в) Сократ

д) Платон Ответ: д

4. Изречение: «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит:

а) Аристотелю

б) Пифагору

в) Гераклиту

г) Сократу

д) Протагору Ответ: а

5. Создатель атомистической картины мира:

а) Плотин

б) Эпикур

в) Демокрит

г) Парменид

д) Анаксагор Ответ: в

6. Пифагор утверждал, что:

а) все понятия заключены в самом человеке

б) все есть вода

в) мир есть гармония чисел

г) все состоит из атомов

д) все есть огонь Ответ: в

7.Филосов, утверждавший в качестве первоначала воду:

а) Анаксимен

в) Ньютон

г) Аристотель

д) Августин Ответ: б

8. Умонастроение, преобладающее в эпоху Возрождения:

а) Гуманизм

б) Реализм

в) Идеализм

г) Метериализм

д) Романтизм Ответ: а

9. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр мировоззрения:

а) Геоцентризм

б) Антропологизм

в) Пантеизм

г) Антропоцентризм

д) Антиклерикализм Ответ: г

10. Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Декарту:

а) Чувственное восприятие

б) Априорные формы рассудка

в) Агностицизм

г) «вещь в себе»

д) Сомнение Ответ: д

11. Т.Гоббс «естественное состояние людей» понимает как:

а) Любовь к ближнему

б) Войну всех против всех

в) Равновесие любви и ненависти

г) Примирение с реальностью

д) Политический релятивизм Ответ: б

12. Объективный идеализм характерен для философии:

а) Гегеля и Платона

б) Локка и Юма

в) Аристотеля и Гегеля

г) Декарта и Сократа

д) Беркли и Спинозы Ответ: а

13. Что такое «идолы познания»?

а) Механизм рассуждения

в) Божества, которым поклоняется человек

г) Препятствия на пути к истине

д) Обороты речи Ответ: г

14. Основные понятия этики Эпикура:

а) Достижения счастья и спокойствия души

б) Достижения спокойствия души и смирения

в) Гедонизм

г) Мужество, стойкость духа

д) Гуманизм Ответ: а

15. Что такое понятие номинализма в философии Средневековья?

а) Утверждение самостоятельного существования универсалий

б) Отрицание существования материи

в) Утверждение реальности только отдельных вещей



г) Способ доказательства бытия бога

д) Утверждение связи общего и индивидуального Ответ: в

а) Фома Аквинский

б) Эпикур

в) Платон

г) Макиавелли

д) Зенон Ответ: б

17. Проблема, выдвинутая представлениями Милетской школы:

а) Красоты

б) Первоначала

г) Человека

д) Нравственности Ответ: б

18. Субъективный идеализм характерен для:

а) Гегеля

б) Платонова

г) Декарта

д) Берклии Ответ: д

19. Учение об идолах, которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал:

б) Спиноза

в) Декарт

д) Бэкон Ответ: д

20.Принцип «Я мыслю, следовательно, существую» является исходным тезисом для философии:

б) Гоббса

г) Декарта

д) Берклии Ответ: г

21. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:

а) Протагора

б) Фалеса

в) Цицерона

г) Пифагора

д) Аристотеля Ответ: г

22. Метод индукции приобрел известность в философии благодаря:

а) Декарту

б) Лейбницу

в) Бэкону

г) Спинозе

д) Юму Ответ: в

а) Главный закон морального поведения

б) Конституция Германской империи

в) Физический закон взаимозависимости тел

г) Метод познания

д) Эталон способности суждения Ответ: а

24. Какие добродетели выделяет Сократ:

а) Соблюдение внешних приличий, воинственность

б) Умеренность, мужество, справедливость

в) Укрощение страстей, любовь к Родине, законопослушание

г) Ум, красота, здоровье, слава и богатство

д) Любовь к ближнему, уважение старшим Ответ: б

25. Самой ранней мировой религией является…

а) Иудаизм

б) Буддизм

в) Христианство

д) Индуизм Ответ: б

26. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии:

д) Ли Ответ: б

27. Душа мира, связующее зерно между богом и его творением, по Соловьеву, есть…

а) Демиург

г) Единое

д) Мировая душа Ответ: б

28. Предоставляем естественнонаучного направления в «русском космизме» является…

а) Бердяев

б) Богданов

в) Вернадский

г) Федоров

д) Шестов Ответ: г

29. Структура психики, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из…

а) Эроса и Танатоса

б) Я и Не-Я

в) Сверх-Я, Я, Оно

г) Либидо, сублимации

д) Архетипов. Ответ: в

30. Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть…

а) Марксизм

б) Прагматизм

в) Волюнтаризм

г) Экзистенциализм

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42.Китайский философ, основатель даосизма

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей -- вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

Учение о конечных судьбах мира и человека

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

e. Плюрализму.



a. Движение - покой;

b. Форма - содержание;

c. Добро – зло;

d. Причина - следствие;

e. Эгоизм - альтруизм.


14. Основными законами диалектики являются:


a. Закон добавочной стоимости;

b. Закон единства и борьбы противоположностей;

c. Закон отрицания отрицания;

d. Закон Авогадро;

E. Закон перехода количества в качество.


15. Частнонаучные методы познания:

a. спектральный анализ;

b. анатомирование;

c. метод восхождения от абстрактного к конкретному.

16. Суждение о том, что эксперимент, как метод познания одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности человека:


a. Верно;

b. преувеличено.

c. метафизично

d. субъективно


17. Виды бессознательных процессов:


A. Сновидение,

b. понятие,

c. суждение,

D. интуиция,

e. умозаключение,

F. озарение,


18. Формы чувственной ступени отражения:


a. Интуиция,

B. ощущение,

c. суждение,

D. восприятие,

E. представление,

f. понятие.


19. Из имеющихся на Земле круговоротов вещества и энергии все более мощным становится: a.Геологический;

b.Антропогенный;

c.Биологический;

d.Атмосферный;

e.Ноосферный;


Тест № 10

1. Термин «философия» впервые употребил: Пифагор .

2. Причину непрерывности движения Гераклит видит:

A. В борьбе противоположностей

b. В естественном законе развития природы

c. В преобладании гибкого начала в природе

d. В логосе

e. В сверхъестественном

3. Философ, провозглашавший добродетель как самопознание:


A. Сократ

b. Гераклит

d. Аристотель


4. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии - томизм

5. "Макиавеллизм" осуждался современниками так как:

a. он опирается на религиозное понимание мира;

b. в его основе лежит принцип "цель оправдывает средства";

c. макиавеллизм лишен объективности и научности;

6. Социальная теория Т. Мора оценивается как:

a. иллюзорная теория об обществе

b. христианский гуманизм

C. утопический социализм

7. Принцип "Я мыслю, следовательно, существую" является исходным тезисом для философии:


A. Декарт


8. Первопричину движения Декарт видел:


a. В материи

b. В человеческом разуме

C. В боге

d. В стихийном сталкивании атомов

e. В сложной структуре мироздания



b. Шеллинг

D. Кант

e. Фейербах


10. Познавательные способности человека, анализируемые Кантом:


a. Предвидение,

B. рассудок,

c. интуицию,

D. чувственность,

E. разум,

f. заблуждение,


11. Философская теория, признающая тождество мышления и бытия:


a. Материализм.

B. Идеализм.

c. Дуализм.

d. Плюрализм.



a. движение;

b. форма;

d. пространство;


13. «Конкретное» диалектикой понимается как:


a. объект познания;

b. результат обобщения;

c. результат дедукции;

d. результат синтеза понятий в систему.


14. Дедукция, это:


a. путь познания от общего к частному;

b. путь исследования от частного к общему;

c. единство чувственного и рационального.

d. Метафизический путь познания


15. Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением: Язык

16. По своей сущности сознание является:


a. материальным,

b. идеальным ,

c. трансцендентальным,

d. биологическим


18. Этическое учение, провозглашающее наслаждение основой поведения человека:


a. гедонизм

b. аскетизм

c. субъективизм

d. индивидуализм

e. практицизм


19. Суждение «язык является самостоятельным по отношению к мысли» относится к:


a. естественным языкам;

b. искусственным языкам;

c. языку вообще;

d. языку жестов;

E. языку искусства

20. Мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного, одна из предпосылок возникновения философии : религия

Тест № 11

1. Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:


a. средневековья

b. ренессанса

C. античности

d. марксизма

e. Нового времени


2. Аристотель первичным называл:


A. Первоматерию

c. Человека


3. Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»:


a. Анаксимандр

b. Анаксимен

c. Гераклит

e. Демокрит


4. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:


b. Роджер Бэкон

C. Фома Аквинский

d. Дунс Скотт

e. Августин


5. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности гуманизм

6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …


a. Язычеству

b. Первобытности

C. Античности

d. Средневековью

e. Христианству


7. Родоначальником европейского рационализма является:


D. Декарт

e. Спиноза


8. Спиноза, в качестве субстанции, основы мироздания признавал:


B. Природу

c. Материю

d. Апейрон

e. Электрон



a. Вещь в себе

b. Априорные формы

d. Субстанция и модусы.

e. Интеллектуальная интуиция


a. Кант

c. Шеллинг

e. Фейербах

11. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека: мировоззрение

12. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:


a. солипсизм

b. рационализм

c. эмпиризм

d. скептицизм

e. агностицизм

13. Формы рационального познания:


a. суждение

b. представление

c. понятие

d. умозаключение

e. восприятие


14. Идеалистическое направление, по которому все бытие определяется законами логики – это: панлогизм

15. Историческая форма идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:


a. субъективный

b. непоследовательный

c. объективный

d. последовательный

e. диалектический


16. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:


a. мироощущение

b. мировосприятие

c. миропонимание

d. моральные установки

e. религиозные позиции


17. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:


a. пантеизм

b. дуализм

c. деизм

d. атеизм

e. монотеизм


18. Онтология – это философское учение о:


a. нравственных нормах

b. закономерностях познания

c. структуре общества

d. бытии

e. особенностях поведения


20. Историческая форма идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:


a. непоследовательный

b. субъективный

c. объективный

d. последовательный

e. диалектический


Тест № 12

1. Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к реальному бытию вещей:


a. Аристотель

c. Демокрит

D. Платон

e. Гераклит


2. Представители Элейской школы философии Древней Греции:


A. Ксенофан

B. Парменид

C. Зенон

e. Гераклит

f. Пифагор


3. Изречение: "Платон мне друг, но истина дороже" принадлежит:


a. Протагору

b. Пифагору

c. Гераклиту

d. Сократу

E. Аристотелю


4. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия - универсалии

5. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания реализм

6. Философия средневековья складывалась на основании источников:

(выбрать неправильный ответ):


a. философии Аристотеля;

b. милетской философии;

c. платоновской философии;

d. Священное писание;


7. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: Возрождение

8. Дуалистической является философская система:


A. Декарта

e. Спинозы


9. Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: модусы

10. Проблемы, изучаемые И. Кантом в докритический период его деятельности:


a. Этические,

b. антропологические,

c. социальные,

d. метафизические,

e. философии природы


11. Философская концепция, признающая одно начало мироздания, это: монизм


12. Функция философии, способствующая выработке общенаучных методов познания действительности:


a. аксиологическая

b. критическая

c. мировоззренческая

d. методологическая

социальная


13. Философскими суждениями являются:

a. количество энергии в замкнутой системе сохраняется

b. предметы состоят из атомов

c. пространство и время суть формы бытия материальных объектов

d. мир познаваем

e. растения состоят из клеток.

15. Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввел:


a. Пифагор.

b. Сократ.

c. Парменид .

d. Платон.

e. Аристотель.


16. Философская концепция, признающая два равноправных начала: дуализм

1. Началом всех вещей является число, считал

3. Пифагор*

4. Аристотель

2.Главная особенность ранней греческой философии

1. диалектика

3. космоцентризм*

4. натурализм

3. Основоположник классической греческой философии

3.Аристотель

4. Пифагор

4. Вещи состоят из атомов, считал

1. Демокрит*

2. Пифагор

1. Гераклит

2. Зенон из Элеи

3. Парменид

4. Зенон из Стои

6. Картина мира, представленная ранними греческими философами …………………………………..(натурфилософская)

7. Кто впервые стал использовать понятие «бытие»?

1.Парменид*

3.Гераклит

8. Элеаты называли умение вести спор, умение в споре поставить противника в затруднительное положение …………………. (субъективная диалектика)

9. Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором ……………………………(«Человек есть мера всех вещей»

10. Счастье есть высшая цель человеческой жизни. Эту позицию утверждает

1. утилитаризм

2. эвдемонизм*

3. гедонизм

4. прагматизм

11. Каким термином Сократ называл искусство поиска истины путём противопоставления различных мнений ……………..(майевтика)

12. Продолжите формулировку правила «золотой середины» - «добродетель – это середина двух ………… (пороков)

13. Действительным бытием является «мир идей», считал

1. Платон*

2. Аристотель

3. Парменид

4.Демокрит

14. Этическая позиция, утверждающая наслаждение в качестве высшего блага

1. утилитаризм

2. эвдемонизм

3. гедонизм*

4. прагматизм

15. « Учитесь не воспринимать внешние воздействия» - это принцип этики

1. стоиков*

2. киников

3. эпикурейцев

4. софистов

16. Сторонники аскетизма проповедуют

1. альтруизм

2. отречение от мирских соблазнов*

3. наслаждение жизнью

4. извлечение пользы из всего

17. Выдающийся мыслитель и учёный Античности и создатель Ликея

2.Аристотель*

3.Гераклит

18. В исследование общества наибольший вклад внесли античные мыслители

1. Парменид и Зенон

2. Фалес и Анаксимен

3. Платон и Аристотель*

4. Сенека и Марк Аврелий

19. Согласно древнегреческим философа, природа есть

1. космос*

2. живые существа

3.вечный и неизменный мир

4. неживые предметы

20. Исторически первой попыткой постижения количественной стороны мироздания является учение

1.Гераклита

2.Пифагора*

3.Платона

4.Аристотеля

21. Вопрос о первоначале бытия был центральным в Античной философии на этапе

1.древнегреческом*

2.грекоримском

3. ранней классики

4. поздней классики

22. Переориентация античной философии с темы природы на тему человека связана с именем

1.Демокрита

2. Сократа*

3. Эпикура

4.Аристотеля

23.Разумные чувственные удовольствия являются высшей ценностью человеческой жизни, считал

2. Зенон из Стои

24. Свобода – высшая добродетель, считали

3.эпикурейцы

4.неоплатоники

25. Истинное бытие познаётся только в состоянии экстаза, считал

3. Плотин*

26. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ -...

1. Ксенофан

27. Если свободу понимать по принципу «куда хочу, туда поворочу», то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, например, с нормами...

1. анархии

2. морали *

3. вседозволенности

4. эгоизма

28. первая попытка объяснить мир в НЕ-мифологических образах предпринята в эпоху:

1. античности*

2. дофилософскую

3. средневековья

4. Нового времени

29. Перипатетиками называли последователей

1. Аристотеля

2. Гераклита

3.Сократа

4.Платона

30.Ядром теории познания учение о припоминании признавал:

1. Платон*

2. Демокрит

3. Гераклит

31.Философские позиции Элейской школы выражают суждения:

1. Движение невозможно*

2. Вся Вселенная есть различное сочетание атомов

3. Для движения атомов необходимо существование пустоты

4.Основой мироздания является "вода".

32. Правило «золотой середины» сформулировал:

1. Аристотель*

3. Гераклит

33.Древнегреческий философ, доказывающий в своих апориях противоречие между

разумом и чувствами:

2. Зенон Элейский*

3. Зенон из Стои

4. Гераклит

34. Философ, провозглашавший самопознание как добродетель:

1. Сократ*

2. Гераклит

2. Демокрит

3. Анаксимен

4. Гераклит*

36. Наиболее яркое развитие объективной диалектики в ранней греческой философии получило у

1.Гераклита*

2. Парменида

1. Гераклит*

2. Анаксимандр

3. Анаксимен

38.Основное положения философии Платона выражено в суждении:

1. Познание есть припоминание

2. Управлять обществом должны философы*

3. Есть бытие, небытия нет

4. Мир состоит из атомов

39.Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является

беспредельный "апейрон":

1. Анаксимандр

2. Анаксимен

3.Аристотель

41.Античный философ, считавший, что справедливость выступает идеалом устройства общества:

2. Демокрит

3. Аристотель*

42.Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к

реальному бытию вещей:

1. Платон*

1. Пифагор

2. Сократ*

3 Аристотель

4 Анаксимандр

44. Материя - субстрат, согласно Платону - это

1. Чувственно воспринимаемые вещи

2. Благодаря идеям превращается в чувственные вещи*

4. Мировая душа

45.Материя пассивна, а форма активна, считал

1. Сократа

2. Пифагора

3. Платона

4. Аристотель*

46. Под "истинным бытием" Платон понимал:

2. Чувственно воспринимаемые вещи.

3. Материю

47.Кто из философов считал, что только воля является плохой или хорошей. Она позволяет человеку стать свободным

48. Философская школа греко-римского периода:

1. Пифагорейский Союз

2. Академия*

4. Сад Эпикура

49. Представитель объективного идеализма

1.Демокрит

4.Аристотель

50. Какая позиция характерна для Аристотеля?

1. Бытие – это атомы

2. Бытие – это чувственные вещи и сверхчувственный мир*

3. Бытие – это идеи

4. Бытие - это то, что мыслится

51. Кто из философов утверждал, что моральные добродетели абсолютны (существуют вечно)?

1 Сократ, Платон*

2.Перипатетики

3. Ксенофан, Диоген

4. Платон и Аристотель

52.Критерием правильного устройства общества Аристотель считал:

1. Государство может быть счастливым, если счастливы его граждане*

2. Человек должен быть свободен от государства

3. Главное, чтобы было счастливо государство

4.В государстве должен существовать один образец правильной жизни

53.Основатель диалоговой формы изложения философии................(Сократ)

54. Кому бы могло принадлежать изречение: "Платон мне друг, но истина дороже»?

1 Аристотелю*

2. Пифагору

3. Гераклиту

4 Сократу

55.Учение Аристотеля правильно выражают суждения:

1. Существуют высшие существа, которые не обладают материей*

2. Материя содержит в себе форму

3. Вещь формой наделяет человек

4.Бога не существует

56. Первая философская школа в истории европейской философии:

1. Пифагорейский Союз

2. Элейская

3. Милетская*