Покаяние раскольникова. Сочинение на тему: исповеди и раскаяния раскольникова (ф

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский решает в связи с личностью Наполеона. Для Достоевского Наполеон означает полное отсутствие совести и безмерный эгоизм. Раскольников втайне сближает себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть» говорит герой. И здесь же знаменателен провоцирующий, иронический ответ Порфирия Петровича: «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В Раскольникове присутствуют как бы два человека: гуманист и индивидуалист. Индивидуалист убивает Алену Ивановну обухом топора (точно сам рок толкает безжизненную руку Раскольникова); измазавшись в крови, герой перерезает топором шнурок на груди старухи с двумя крестами, иконкой и кошельком, вытирает окровавленные руки о красный гарнитур. Беспощадная логика вынуждает Раскольникова, претендующего в своей теории на эстетизм, зарубить Лизавету острием топора – он точно входит во вкус кровавой бойни. Лизавета беременна, и, значит, Раскольников убивает трех человек. Если бы Кох не почувствовал опасности и не убежал бы от двери старухи-процентщицы, его, скорее всего, ждала бы участь Лизаветы. И был бы четвертый труп.

Награбленное у Алены Ивановны Раскольников прячет под камень, под напором несговорчивой и бередящей душу совести почти забывая о деньгах и драгоценностях. Мучаясь угрызениями совести, он сокрушается, что не «переступил через кровь», не оказался «сверхчеловеком», а предстал «вошью эстетической» («Разве я старушонку убил? Я себя убил…») К тому же он мучается оттого, что мучается. Ведь Наполеон бы не мучился, не зря же он в самом деле «забывает армию в Египте (…) тратит полмиллиона людей в московском походе».

Раскольников не осознает тупиковости своей теории, отвергающей незыблемый нравственный закон, суть которого, по словам М. Туган-Барановского, в том, что «всякая человеческая личность есть верховная святыня совершенно независимо от того, каковы моральные достоинства этого человека, никто не может быть средством в руках другого, а каждый составляет цель в себе…». Раскольников нарушил нравственный закон и пал, поскольку обладал нравственным сознанием, «совестью, и она мстит ему за попрание нравственного закона».

С другой стороны, Раскольников великодушен, благороден, отзывчив, из последних средств помогает больному товарищу; рискуя собой, спасает детей из огня пожара, отдает материнские деньги семейству Мармеладовых, защищает Соню от клеветы Лужина; у него задатки мыслителя, ученого. Порфирий Петрович говорит Раскольникову, что тот имеет «великое сердце», сравнивает его с «солнцем» («Станьте солнцем, вас все и увидят»), с христианскими мучениками, за свою идею идущими на казнь.



В теории Раскольникова, как в фокусе, сосредоточиваются все противоречивые нравственные и душевные свойства героя. Прежде всего, по замыслу Раскольникова, его теория сверхлична, она констатирует, будто всякий человек «подлец», а социальная несправедливость в порядке вещей. Вот почему рассказ Мармеладова о Сонечкиной жертве (чтобы накормить детей Мармеладова, Соня выходит на панель) ассоциируется в сознании героя с самопожертвованием Дуни Раскольниковой, выходящей замуж за Лужина ради него, Раскольникова: «…вечная Сонечка, пока мир стоит!»; «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются (..) Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Раскольников отвергает сострадание, смирение и жертвенность, выбирая бунт. Вместе с тем в мотивах его преступления заложен глубочайший самообман (Ю. Карякин): освободить человечество от вредной старушонки, награбленные деньги отдать сестре и матери, тем самым спасая Дуню от сладострастных лужиных и свидригайловых.

Раскольников напрасно убеждает себя в простой «арифметике», будто с помощью смерти одной «гадкой старушонки» можно осчастливить человечество. Вопреки самообману главный мотив преступления эгоистический, то есть «наполеоновский» комплекс героя.

С казуистикой Раскольникова вступает в противоборство сама жизнь. Болезнь героя после убийства показывает равенство людей перед совестью, она есть следствие совестливости, так сказать, физиологическое проявление духовной природы человека. Устами служанки Настасьи («Это кровь в тебе кричит») народ судит преступление Раскольникова.

«Двойники» Раскольникова – бессовестные Лужин и Свидригайлов, – искажая и передразнивая его эстетичную с виду теорию, также заставляют героя пересмотреть взгляд на мир и человека. Если он не покается в преступлении, то ничем не будет отличаться от своих двойников. Раскольников не желает быть такими, как они. В нем необычайно сильны стыд и совесть.

Теории «двойников» Раскольникова судят самого Раскольникова. Теория «разумного эгоизма» Лужина, по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» Иначе сказать, Раскольников угадывает в пошлой теории Лужина, который тот излагает Раскольникову в момент знакомства, свою собственную теорию об «обыкновенных и необыкновенных», только показанную в уродливом и пошлом зеркале.

Свидригайлов, выведав о преступлении Раскольникова, считает его как бы своим собратом по греху («Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?»), передергивает трагические признания героя «с видом какого-то подмигивающего, веселого плутовства». Сам Свидригайлов, как и Раскольников, виновник смерти трех человек: своего слуги Фильки (тот повесился после разговора с хозяином); жены Марфы Петровны (скорее всего, он отравил ее ядом) и четырнадцатилетней девочки-утопленницы, которую Свидригайлов растлил. Достоевский не может простить греха надругательства над ребенком, поэтому Свидригайлов обречен. Для него, по Достоевскому, уже невозможен, в отличие от Раскольникова, путь покаяния. Он неминуемо должен покончить жизнь самоубийством. О самоубийстве на каторге думает и Раскольников, упрекая себя, что он явился с повинной, а не покончил счеты с жизнью, якобы струсил.

Наконец, спор Порфирия с Раскольниковым (ср. издевку Порфирия над тем, как же отличать «необыкновенных» от «обыкновенных»: «нельзя ли тут одежду, например, особую завести, носить что-нибудь, клеймы там, что ли, какие?..») и слова Сони, сразу перечеркивающие хитрую диалектику Раскольникова, вынуждают его встать на путь покаяния: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». – «Это человек-то вошь!» – отвечает Соня в ужасе.

Соня читает Раскольникову евангельскую притчу о воскрешении Лазаря (подобно Лазарю, герой «Преступления и наказания» четыре дня находится во «гробе», на четвертый день он приходит к Соне каяться в преступлении). Соня отдает Раскольникову свой крест, оставляя на себе кипарисный крест убитой им Лизаветы, с которой они обменялись крестами. Тем самым Соня дает понять Раскольникову, что он убил свою сестру, ибо все люди – братья и сестры во Христе.

Раскольников претворяет в жизнь призыв Сони – выйти на площадь, упасть на колени и покаяться перед всем народом: «Страдание принять и искупить себя им…» Покаяние Раскольникова на площади трагически символично, напоминает участь древних пророков, так как предается всенародному осмеянию. Обретение Раскольниковым веры, чаемого в мечтаниях Нового Иерусалима – долгий путь. Народ не желает верить в искренность покаяния героя: «Ишь нахлестался! (…) Это он в Иерусалим идет, братцы, с родиной прощается, всему миру поклоняется, столичный город Санкт-Петербург и его грунт лобызает». Вспомним в связи с этим вопрос Порфирия во время первой встречи с Раскольниковым: «Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?»

Окончательный приход Раскольникова к вере и отречение от «теории» происходит на каторге, после его апокалиптического сна о «трихинах», заразивших человечество стремлением убивать. Трихины – микроскопические существа, которые заставляют человека думать, будто в нем одном заключена истина. Но для Достоевского истина заключена отнюдь не в человеке, а в Боге, в Христе. Лишь только Раскольников возомнил себя сверхчеловеком, обладающим властью решать, кому жить, кому умереть, посчитавшем, что мерзкая старушонка-процентщица недостойна жить, Раскольников взял на себя функции Бога. Только Бог может решать, кто достоин жить, а кто должен умереть. Сон о трихинах снится Раскольникову во время Святой недели, то есть на Пасху. Это символично, так как, по мысли Достоевского, Раскольникову необходимо возродиться и воскреснуть как личности с помощью христианского покаяния. Ведь Раскольников – совестливая натура, и, следовательно, жить с преступлением в душе он не в силах.

Едва Раскольников по-настоящему кается и отрекается от своей теории об «обыкновенных» и «необыкновенных», окружающий мир сразу освещается иным светом: каторжники смягчаются к герою, он проникается жертвенной любовью Сони, последовавшей за ним на каторгу, его рука сама тянется к Евангелию, подаренному ему Соней. Словом, происходит воскресение «падшего человека». Таким образом, совесть Раскольникова спасает его окончательно. Достоевский, вынуждая героя стать на христианский путь покаяния и возрождения, считает этот путь единственно верным.

6. 2 Чеховский город, в котором совестно жить и стыдно за человека («Маленькая трилогия»)

Человек Чехова – человек 80-х годов XIX века. Этот человек совсем не похож на Базарова, Раскольникова, Обломова или Штольца. Он измельчал. Так же по-особому Чехов понимает быт: он скучен до обыденности, и внешне с людьми почти ничего не происходит, но самые большие катастрофы у героев Чехова происходят именно на фоне привычных поступков, жестов и ничего не значащих слов. Однажды, как пишет М. Громов, «Чехов осудил душещипательную бытовую мелодраму, которую тогдашняя критика принимала за социально-проблемный реализм» (…): «Зачем это нужно – писать, что некий садится в подводную лодку и плывет на Северный полюс, чтобы там погибнуть во льдах из любви к Марье Ивановне? Так не бывает. В жизни люди обедают, только обедают, а в это время слагаются их судьбы и разбивается их жизнь». Эти слова можно считать выражением художественной манеры Чехова.

Главный мотив чеховского творчества – особое понимание человеческой совести. В этом понимании как раз и надо искать уникальную неповторимость чеховского искусства. Чеховский Иванов говорит: «День и ночь болит моя совесть, я чувствую, что глубоко виноват, но в чем собственно моя вина, не понимаю». Точно так же к совести относится и сам Чехов: «Русский человек во всем и всегда виноват: умер ли у него кто-нибудь, обидели его или он обидел, все равно; с виною или без вины, вольно или невольно – виноват». В письме к О.Л. Книппер-Чеховой Чехов писал о себе: «А я всегда – правда твоя – всегда буду виноват, хотя и не знаю, в чем» (письмо от 28 декабря 1900 года).

Безличная вина, и молчаливая трагедия уничтоженных обыденностью человеческих жизней – вот темы Чехова. Иван Иванович Чимша-Гималайский в рассказе «Крыжовник» с горечью говорит: «Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят всякую чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбища своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые за кулисами. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания».

Пространство Чехова – вымышленный и обобщенный город. Этот город провинциальный, он находится где-то в центре России. Впрочем, он лишен какой бы то ни было географической определенности. В нем живут чеховские чиновники, или учителя, или врачи, которые тоже в конечном итоге черствеют душой и превращаются в чиновников. Скука и пошлость этого серого и унылого города уничтожают в них все человеческое. В чеховском городе человек постепенно задыхается, становится пошляком и гибнет как личность. О совести в этом городе никто больше не помнит. Чтобы выжить в этом городе, нужно забыть о ней или уничтожить ее, выкорчевать из души. Совестливому Чехову становится мучительно стыдно за человека, который превращается в животное или механизм.

Город Чехова – это футляр. В нем люди прячутся в свои собственные маленькие футляры. В рассказе «Человек в футляре» Чехов сужает пространство вокруг человека до предела. Оно становится похоже на раковину, куда прячется улитка. Вот портрет учителя гимназии Беликова: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

Даже «мертвые языки», которые преподает Беликов и которыми он восхищался («О, как звучен, как прекрасен греческий язык! Антропос! (человек по-гречески)), – это тоже своеобразный футляр, попытка уйти от жизни, не общаться с людьми.

В городе Чехова действует эпидемия страха. Но если, скажем, в «Ревизоре» страх хотя бы объясним: чиновники боятся ревизора, то в чеховском рассказе он беспочвенен и беспричинен. Учителя боятся Беликова, потому что он всех угнетает своей осторожностью, руководствуясь двумя жизненными принципами: «как бы чего не вышло» и «как бы не дошло до начальства». Он предлагал сослуживцам снизить балл ученику 4-го класса Петрову или Егорову, а потом и вовсе исключить их из гимназии. Никто из учителей не был с ним согласен, но в результате поступали именно так, как он хотел. Страх Беликова заразителен, он охватывает весь город: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное, играть в карты. Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять-пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего… громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, помогать бедным, учить грамоте…»

Даже личная жизнь Беликова – попытка заключить себя в «футляр»: он не ел ни постное, ни скоромное, но ел судака на коровьем масле; боялся держать женскую прислугу, но держал угрюмого повара Афанасия, который бормотал себе под нос у ворот дома Беликова, мимо которого проходили горожане: «Много уж их нынче развелось!» Двойник Беликова Афанасий так же угрюм, как Беликов. Другими словами, страх рождает злобу и ненависть, – вот оборотная сторона страха.

Еще один футляр, в который уходит с головой Беликов, – его кровать с пологом, куда забирается Беликов и накрывается с головой одеялом, со страху представляя, что его зарежет повар Афанасий.

Вдруг такой человек задумал жениться на веселой хохлушке Вареньке (ей стукнуло за 30, и было все равно, за кого выходить замуж), однако какой-то шутник размножил по гимназии карикатуры, в которых был изображен Беликов под ручку с Варенькой, в калошах, с зонтиком, с засученными брючками и с надписью: «влюбленный антропос».

Беликов страшно перепугался и отправился к брату Вареньки, чтобы объяснить, что он тут ни при чем, но неожиданно увидел Вареньку, ехавшую по городу на велосипеде. Как это так?! Девушка на велосипеде! Как бы чего не вышло! Как бы не дошло до начальства! Он изложил свои претензии брату Вареньки, а тот спустил его с лестницы. Когда Беликов скатывался с последней ступени, подошла Варенька – и расхохоталась. Беликов пришел к себе, лег в постель, заболел и вскоре умер на своей кровати с пологом. Кровать естественным образом превращается в смертное ложе – в гроб, наилучший для Беликова футляр: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!»

Кажется, похоронив Беликова и испытав от этого, по словам учителя гимназии Буркина, «большое удовольствие», люди наконец-то станут свободными, будут жить радостной и осмысленной жизнью. Ничуть не бывало! Оказывается, в каждом из нас сидит Беликов – этот «человек в футляре». И его не так-то легко выковырять из души.

«Внутренний Беликов» – вот бич человека. Или, иначе говоря, пошлость, сидящая внутри человека, разъедает его жизнь, уничтожает его достоинство и человечность. Учитель Буркин с грустью констатирует: «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».

Выслушав рассказ учителя Буркина о своем коллеге Беликове, ветеринарный врач Чимша-Гималайский обобщает данный случай и доказывает, что все люди этого города живут в том или ином «футляре»: «…в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт, – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор, – разве это не футляр? (…) сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше жить так невозможно!»

В этом монологе Иваном Ивановичем Чимшой-Гималайским движет чувство вины, стыда за человека, то есть той самой совести в чеховском понимании. Как может человек так жить – недостойно, пошло и мелко? Он уничтожает в себе человеческое. Как изменить это? Чехов в рассказе выражает свой социальный идеал: человек должен по капле «выдавить из себя раба» (чеховское выражение), откинуть пошлость, стать свободным.

С точки зрения совести решает Чехов и проблему счастья. Образ счастья Чехов рисует в рассказе «Крыжовник». Мечта и счастье – два воображаемых предмета, которые обыкновенно представляются чем-то необыкновенно возвышенным, романтическим. Чехов снимает с мечты всякий малейший налет благородного романтизма. Брат ветеринарного врача Ивана Ивановича Чимши-Гималайского Николай Иванович Чимша-Гималайский мечтает об усадьбе с крыжовником. Ради этого он отказывает себе во всем, сживает со света и сводит в гроб свою жену – «некрасивую вдову», на которой он женился ради ее денег, какие тотчас же положил в банк на свое имя. Он ничуть не осознает себя виновным в смерти жены. Он медленно, но верно деградирует, превращаясь из человека в животное.

Когда мечта наконец-то достигнута и усадьба куплена, добрый Николай Иванович превращается в свинью: «В прошлом году я поехал к нему проведать. Поеду, думаю, посмотрю, как и что там. В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня. Было жарко. Возле канавы, заборы, изгороди, понасажены рядами елки, – и не знаешь, как проехать во двор, куда поставить лошадь. Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло». Внутренне Николай Иванович тоже изменился: из тихого, скромного, любящего человека, робкого чиновника он превращается в пошляка, начиненного банальностями, который высказывает их безапелляционно, как министр, пыхтя от надменности: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно»; «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». «Я знаю народ и умею с ним обращаться… для меня народ сделает все, что захочу». Ясно, что Чехов создает зловещую фигуру, начиненную штампами и пошлостью. Этот человек становится общественно опасен, потому что начинает думать, что всегда и во всем прав, поскольку купил имение с крыжовником.

Николай Иванович кормит брата первым урожаем крыжовника, и он счастлив. Бессовестное пошлое счастье героя снова вызывает в Чехове-писателе стыд. Иван Иванович Чимша-Гималайский рассказывает: «И он с жадностью ел и все повторял:

– Ах, как вкусно! Ты попробуй!

Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой».

Чехов отказывается принимать подобное счастье – счастье пошлое, самодовольное, замкнутое в своем мирке. Когда вокруг несчастье, не должно быть счастливого, по убеждению Чехова. И эта позиция – позиция писателя, для которого характерно обостренное чувство совести. Устами Ивана Ивановича Чимши-Гималайского Чехов выражает одну из самых заветных своих мыслей, подлинно, а не мнимо гуманистическую: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные»(…) «…для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чаи».

В последнем рассказе чеховской «маленькой трилогии» «О любви» герой рассказа и одновременно сам рассказчик помещик Алехин стыдится самого себя, своей неспособности отстоять собственное счастье и настоящую любовь. Совесть заставляет Алехина с болью и горечью вспоминать историю своей любви, загубленной из-за страха перед людскими толками. Оказывается, и этот достаточно просвещенный человек тоже не лишен внутренней пошлости.

Он любил замужнюю женщину Анну Алексеевну Луганович – она любила его. Почему им нельзя было стать счастливыми? Почему они никак не решаются признаться друг другу в любви, хотя знают оба, что любят друг друга? Их держит страх.

Алехин боится, что не сможет прокормить Анну Алексеевну и ее ребенка: он слишком бедный помещик, едва-едва сводящий концы с концами. Потом они оба боятся, что обидят мужа Анны Алексеевны – глупого, пошлого, старого и некрасивого, но доброго человека, который считает Алехина своим искренним другом.

Вследствие этих отношений или, точнее, их отсутствия, отсутствия любви, Анна Алексеевна начинает лечиться от нервов и все свое раздражение вытесняет на Алехине. И только когда мужа переводят в другой город, и Алехин приходит провожать свою возлюбленную на вокзал, где в купе они остаются наедине друг с другом – и плотина их любви как бы прорывается: они признаются друг другу в любви, плачут, целуют друг друга, но поздно: они погубили свою жизнь, не решившись отбросить пошлость, по капле «выдавить из себя раба». И, значит, увы! Алехину остается печально подводить итоги своей жизни и выводить из нее весьма неутешительный жизненный урок: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

Методическая разработка

урока литературы в 10 классе

«Преступление и раскаяние Родиона Раскольникова»

(урок сопряжения искусств)

На данном уроке будем использовать иллюстрации Ильи Глазунова к роману «Преступление и наказание».

Задачи: создать такие условия, чтобы учащиеся увидели взаимовлияние и взаимопроникновение разных видов искусств, смогли почувствовать их воздействие на себе, увидеть сходство чувств представителей этих искусств.

Цели урока :1) с помощью работ И.С.Глазунова и текста романа Ф.М. Достоевского подвести учащихся к выводу, что « история Раскольникова - это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке»; об избранных, которым все дозволено.» ( Лев Кулиджанов)

2)используя сравнение работ И.С.Глазунова с текстом писателя, помочь учащимся глубже понять характер, жизнь героев, их ведущие цели. (Даже если читательское восприятие не совпадёт с интерпретацией иллюстратора, то в споре с художником дети обратят внимание на детали произведения, подмеченные художником, и, возможно, это поможет понять идейно-композиционную роль этих деталей.)

Эпиграф к уроку:

« История Раскольникова -

это история заблудшей души.

Это развеянный миф о

«сверхчеловеке»; об избранных,

которым все дозволено.»

( Лев Кулиджанов, режиссёр)

Ход урока:

1.Учитель : Сегодня урок мне бы хотелось начать со стихотворения

Н. Заболоцкого «Портрет»


Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Это стихотворение поэт посвятил творчеству великого русского живописца Фёдора Рокотова.

- Вы что-нибудь помните о самой Рокотовой из истории ? (Скорее всего ничего не помнят.)

- Но что расскажет нам её портрет? (Дети обратят внимание на детали портрета, которые подчёркивает в своём стихотворении Н.Заболоцкий)

- В чём видит главную задачу живописца Н. Заболоцкий?

(«Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно».)

Учитель: Сегодня на уроке мы подводим итог нашим размышлениям об образе Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М.Достоевского. Тема урока «Преступление и раскаяние Родиона Раскольникова». (слайд1)

«Так какое же отношение имеет стихотворение Н.Заболоцкого к сегодняшнему уроку?- спросите вы. Представьте себе, самое прямое. Сегодня мы с вами обратимся за помощью к художнику, который проиллюстрировал роман Ф.М. Достоевского. Это наш современный художник - Илья Сергеевич Глазунов (слайд 2). Иллюстрировать произведения Ф.М.Достоевского- задача не из лёгких. Но её удалось решить художнику Илье Сергеевичу Глазунову, возможно, потому, что Достоевский – его любимый писатель. На протяжении более 30 лет Глазунов убедительно раскрывает мысли-образы великого романиста, его дух и философию во всей их противоречивости и сложности.

2. Работа с эпиграфом. (Слайд 3) Целеполагание.

3.Работа с портретами Родиона Раскольникова. Родион Раскольников – изображается трижды: 1) на фоне городской улицы, "среди людей"; 2) перед совершением преступления; 3) после преступления.

(Слайд 4)

- Как рисует Ф.М.Достоевский героя в начале романа? ( "Кстати, он был замечательно хорош собой".)

- Удалось ли художнику передать это? (В иллюстрации Глазунова эти слова о внешней красоте Раскольникова получают конкретное воплощение. Всмотритесь: большие глаза, прямой нос, красиво очерченные губы. Перед нами – типичный герой-романтик, мечтатель.)

- На страницах романа Достоевский уделяет достаточное внимание тому, во что одет Раскольников: костюм героя характеризует его социальное положение. Глазунов не прорисовывает одежду Раскольникова с такой же тщательностью, с какой рисует лицо. Как вы думаете, почему? (Он, как и Достоевский, стремится показать прежде всего внутренний мир, душу героя. Однако художник ограничен в средствах изображения рамками картины, и он акцентирует внимание зрителя на лице героя. Именно лицо: выражение глаз, губ – является центром портрета, именно оно "говорит" о внутреннем состоянии героя.)

- Как художник смог передать переживания Раскольникова, его глубокую задумчивость? (По выражению лица этого человека мы видим, как тяжело ему сосредоточиться на одной из своих мыслей, которые "порой мешаются". Раскольников изображен на одной из улиц Петербурга, еще "среди людей", но уже оторван от них, не замечает окружающего, хотя пока и не осознает трагичность ситуации, которую он сам себе "готовит".)

Слайд 5.

- На втором портрете Раскольников непосредственно перед совершением задуманного им убийства старухи-процентщицы. За спиной у него знаменитые тринадцать ступеней, ведущие в его каморку. Что изменилось во внешнем облике героя? (Внешний облик Раскольникова значительно отличается от того, который мы видели на первой иллюстрации. На нас смотрит все тот же молодой человек с умными глазами, но в его взгляде уже чувствуется нечто звериное. Это лицо мы уже не можем назвать красивым.)

Слайд 6.

- На третьей иллюстрации Раскольников предстанет перед нами, лежа на софе в своей каморке после убийства старухи-процентщицы. Прочтите, как об этом пишет Ф.М. Достоевский. ("Войдя к себе, он бросился на диван, так, как был, в забытьи... Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться... (ч.1, гл. 7) Так пролежал он очень долго...")

- Похож ли на себя прежнего Раскольников? Кого он больше напоминает? Есть ли выразительные детали на портрете, что стало с мимикой героя? (Здесь Раскольников и вовсе не похож на себя. В его облике не осталось ничего человеческого, скорее он похож на привидение. Такое восприятие обусловлено тем, что Глазунов легкими штрихами намечает фигуру Раскольникова, ничего не уточняя, не детализируя. Здесь мы не найдем тех выразительных глаз, которые видели на первой и даже на второй иллюстрациях. Нет здесь и о многом "говорящих" губ. Мимика вообще отсутствует.)

- Что стало с душой героя? (Можно даже сказать, что душа покинула тело Раскольникова. Эта иллюстрация помогает нам понять внутреннее состояние героя после убийства.)

- Где изображён герой на иллюстрации? Что вы помните об этом месте, как его рисует писатель? (Раскольников изображен в своей комнате. Каморка – последний штрих к его портрету. Здесь нет места человеку со здоровым сознанием. Тесная, узкая каморка Раскольникова Достоевским поочередно сравнивается со шкафом, комодом, морской каютой и сундуком, а Пульхерией Александровной, матерью Раскольникова, – даже с гробом. Эта желтая каморка не просто является свидетелем "ужасных, диких и фантастических вопросов", которые зрели и накапливались в больном мозгу Раскольникова и которые он сам с собой, лежа здесь на диване, не раз "передумал, перешептал и переспорил". Ненавистная ему конура усиливала в нем мрачное ощущение мучительного, бесконечного отчуждения и отъединения.)

Вывод: Мы видим, что герой наказан за своё преступление одиночеством, отчуждением от мира, душевными муками. Возможно ли его воссоединение с семьёй, раскаяние, возрождение души?

Обратимся ещё раз к первому портрету. С.Белов в комментарии к роману пишет: "Только тогда, когда узнаем, что Раскольников задумал убийство, мы поймем, что он не случайно был замечательно хорош собою. Мечтатель, романтик – и вынашивает грязную мысль об убийстве и грабеже. Преступление героя, отвратительное и низкое, резко контрастирует с его благородной внешностью, и в этом, может быть, тоже залог его воскресения».

Учитель: Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить другой героине романа – Сонечке Мармеладовой. Именно эта девушка поможет герою стать на путь раскаяния. И.Глазунов иллюстрирует одну из важных сцен в романе- чтение Соней Раскольникову (по его просьбе) евангельской притчи о воскрешении Лазаря.

Слайд7.

- Чем отличается комната Сони от комнаты Раскольникова? (Комната Сони такая же бедная, как и каморка Раскольникова. Но одна отличительная деталь – на стене икона. Она сразу же характеризует Соню как девушку религиозную.)

- Что выделяется на картине? Почему Раскольников сидит к зрителю спиной? (Размещая героев в пространстве картины, художник удачно использует эффект горящей свечи. Свет от неё падает и на крышку стола, и на лицо Раскольникова,но он сидит к зрителю спиной. Зато лицо Сони освещено не только внешним светом, исходящим от свечи, но и внутренним, душевным: её убеждённостью, её верой в Бога, её горячим желанием спасти преступившего.)

- Почему так поступает художник? (Соня чуть ли не единственная светлая героиня среди главных персонажей романа. Поэтому нам кажется неслучайным то, что Глазунов изображает её именно так.)

Вывод: С композиционной точки зрения этот момент важен, потому что это- первый шаг Раскольникова к признанию своей вины, а значит, и к раскаянию.

Слайд 8.

Учитель: Последняя иллюстрация соотносится с тем фрагментом из эпилога романа, который условно можно озаглавить словами автора «Бесконечное счастье»

- Что предшествовало тому, что изображено на картине? (Отбывающий ссылку Раскольников и последовавшая за ним Соня несколько дней не виделись: девушка болела. И вот их первая встреча. Она происходит на берегу реки (здесь, в сарае, была устроена обжигательная печь для алебастра, где вместе с другими каторжанами должен был работать и Раскольников.)

- Прочтём, как описывает Ф.М.Достоевский эту сцену.

« Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом. Было еще очень рано, утренний холодок еще не смягчился. <…> приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку.

Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. <…> Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору отворотился.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

- Что хотел нам донести писатель? (Мысли и чувства героев.)

- А что делает главным на своей картине И. Глазунов? (Он ставит во главу угла изображение природы.)

- Как написаны фигуры героев? Как вы думаете почему? (Фигуры героев здесь не прописаны чётко. Переданы лишь их позы: Соня сидит на берегу реки, а перед нею, «преклонив колени», - Раскольников. Главное в картине – природа, а в ней – столько символов свободы, счастья, новой жизни. Весна. Утро. Раздолье реки. Необозримые степи. И небо. Бездонное светлое небо. Караваны птиц…Летят…, торопятсяк родным гнездовьям…)

- Могут ли наши герои вернуться на родину? (Наверное, могут. Ведь Раскольникову через восемь лет будет только тридцать два, и всё ещё впереди…)

- Можем ли мы сказать, что в конце концов Родион Раскольников искренне раскается в содеянном?

- Помогли ли вам картины Ильи Глазунова понять, что Ф.М.Достоевский написал « историю заблудшей души» и развеял миф о «сверхчеловеке»; об избранных, которым все дозволено»?

Учитель: Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением Константина Бальмонта

Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, -
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.

- В чём видит предназначение художника поэт?

- Можем ли мы отнести эти строки к творчеству Ильи Сергеевича Глазунова?

Вывод: Настоящее искусство пробуждает нашу душу, наши мысли. И неважно, когда создавалось само произведение: сейчас или сто лет назад. Поэтому не случайно художник 21 века обращается к творчеству писателя 19 века.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

(Микеланджело)
Домашнее задание: 1. Каким вы видите в иллюстрациях Глазунова город? 2. Почему И.Глазунов счёл необходимым в иллюстрациях к роману представить портрет Свидригайлова? Каким изображает его художник? Почему? (на выбор)

Использованные материалы:

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. Элективные курсы. – М.: Дрофа, 2005











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

I. Образовательная

Обучающая:

  • Дать представление о понятии “тайна человека” в художественном мире писателя.
  • Анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героя Достоевского.
  • Проанализировать путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание.
  • Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
  • Анализируя фрагменты текста и эпизод, создать у учащихся целостное представление о характере героя Достоевского.

Развивающая:

  • Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.

Аналитические умения:

  • аргументировать свою точку зрения;
  • делать выводы и участвовать в дискуссии;
  • выражать свое отношение к прочитанному.

Речевые умения:

  • создать устный ответ;
  • выразительно читать текст художественного произведения (в данном случае фрагменты).

II. Воспитательная:

  • создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека;
  • помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера Л. Кулиджанова “Преступление и наказание”); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)

Задача сегодняшнего урока - проследить путь воскрешения человека в Раскольникове, обобщить знания о психологическом портрете героя Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной.

Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы”. Это слова русского философа Н. Бердяева. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Что, по вашему мнению, помогает Раскольникову, вступить на путь раскаяния?

Примерные ответы учащихся: Раскольников не одинок, его окружают любящие люди, готовые поддержать его духовно.

3. Презентация, слайд № 2

Учитель. Перед вами на экране слова Раскольникова. Учитель читает вслух цитату: “О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”. Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?

Примерные ответы учащихся: это внутренний монолог Раскольникова после прощания с матерью и разговора с сестрой. Разговор с Дуней приводит Раскольникова в смятение. Он не признает себя виновным, но в тоже время просит у сестры прощение.

Эти слова – условие, при которых преступник может не считать себя преступником. Если человек одинок – он отвечает только за себя, так думает Раскольников. Одинокий человек ни перед кем не отвечает за свои поступки. Это мнение героя.

4. Учитель. Мы должны воссоздать психологический портрет Раскольникова. Вопросы: (Презентация, слайд № 3.)

Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником?

Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром?

Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?

Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух.

Примерные ответы учащихся:

Раскольников считает, что свобода, одиночество – это те условия, которые позволяют преступнику идти на преступление. Никого не любить, ни от кого не зависеть, разорвать все личные и родственные связи.

Раскольников не разорвал все связи с внешним миром. Он пытается, но родственные связи и личные удерживают его. Иначе он не произнес бы слова: “О, если бы я был один…”.

Да, обладает. Ведь он просит прощение у матери и сестры, встает на колени перед Соней. Он не может вырваться от окружающих его людей, в этом, возможно, и есть залог его спасения.

5. Учитель. Сегодня в СМИ часто звучит такое слово как преступление . Но совсем забыто слово совесть . Вам, людям XXI века, предлагается сейчас подумать над значением этих слов. Какой смысл вы вкладываете в слова “преступление” и “совесть”?

Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся: преступление – зло, нанесенное другому человеку или обществу. Совесть – внутренний голос, чувство ответственности, осознание своей вины.

6. Учитель. Посмотрите внимательно на свои ответы и поразмышляйте над вопросами:

  • Можно назвать Раскольникова преступником?
  • Испытывает ли Раскольников муки совести?

Действия учащихся: ответы записывают в тетрадь, затем комментируют свою точку зрения. Примерные ответы.

Преступник – человек, нарушивший закон, порядок. Это тот, кто переступает через нравственный и юридический закон. Нарушает волю Бога. Живет только для себя.

  • Раскольников – преступник. Он совершает убийство, нарушает христианскую заповедь “не убий”. То, что он преступник, указывает не только само убийство старухи-процентщицы и Лизаветы, но и создание Раскольниковым теории о праве сильной личности на преступление, теории о двух разрядах людей. В своих поступках Раскольников руководствуется только своим желанием, забывая о высшей правде.
  • Кажется, на первый взгляд, что понятие совесть для него не существует. Он живет только по принципу “я хочу”, “моя воля”. Понятие совесть для Раскольникова появляется лишь в эпилоге романа. Хотя осознание своей причастности к матери, сестре, Соне мучает и тяготит его. Возможно, это залог его будущего раскаяния. Разговор с Дуней, прощание с матерью, признание Соне – это свидетельства присутствия в Раскольникове совести, загнанной внутрь.

7. Презентация, слайд № 4. Учитель. На экране вы можете увидеть значения слов преступление и совесть (значения взяты из МАС). Что же происходит в душе Раскольникова?

Действия учащихся. Один учащийся вслух читает значение слов преступление и совесть, затем учащиеся устно отвечают на вопрос. Примерный ответ: Смятение и суд совести.

8. Учитель. Достоевский показывает, насколько сложен путь Раскольникова к раскаянию. Он не может раскаяться даже перед самыми близкими ему людьми. Вспомните, кто направляет Раскольникова на путь раскаяния? Ответ: Соня Мармеладова.

9. Учитель. Один из героев Достоевского в романе “Братья Карамазовы” говорит: “Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей”. Кто из героев романа “Преступление и наказание” это состояние переживает с особой силой?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.

10. Презентация, слайд № 5

Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся: разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране).

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 1 , эпизод № 1, 2.) В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней” (ч. IV, гл. 4), эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении” (ч. V, гл. 4).

Примерные ответы (эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней”): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.

Примерные ответы (эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении”): 1. Это второе посещение Раскольниковым Сони. Именно в это посещение происходит признание Раскольникова в преступлении. Он готов сбросить с себя груз, он не в состоянии выдержать в одиночку тяжесть преступления. Но признание в преступлении – еще не раскаяние. 2. В первое посещение Сони Раскольников был почти готов признаться в содеянном. Этот эпизод – прямое продолжение предыдущей встречи героев. 3. Раскольников в первый момент испытывает чувство ненависти к Соне. Но потом понимает, что “он принял одно чувство за другое”. Чувство любви заполняет сердце Раскольникова, в этот момент становится возможным признание в преступлении. 4. Соня страдание от слов Раскольникова. Ведь его слова звучат как отказ принять Божий промысел. 5. В конце эпизода чувство ужаса охватывает Раскольникова и Соню. Для нее ужас в том, что он убил человека, осмелился взять на себя роль судьи. Для него ужас в понимании, что он не только другого убил, а убил в себе человека. В данном эпизоде герои испытывают страдание. Через боль и муку Раскольников признается Соне в преступлении, через ненависть к нему приходит чувство любви.

11. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.

12. Презентация, слайд № 6. Учитель. Обратимся к фрагменту фильма “Преступление и наказание” режиссера Льва Кулиджанова.

13. Приложение № 1 , эпизод № 3. Учитель . После просмотра эпизода из фильма обратимся к тексту романа.Следующий эпизод – Раскольников на Сенной площади – позволит нам разобраться, как Раскольников шел к раскаянию.

Прочитайте выразительно эпизод и выполните задание.

Перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами.

Вопросы к эпизоду:

1. Как можно назвать данный эпизод?

2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?

3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?

4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь

5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.

6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.

7. Как прохожие реагируют на его поведение?

8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.

9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?

10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?

11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.

12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?

13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?

14. Что означает для героя данная сцена?

Действия учащихся: в каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизод. Затем письменно отвечают на вопросы.

Начало эпизода: “Он вошел на Сенную…”. Конец эпизода: “Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе”.

Примерные ответы.

1. Раскаяние Раскольникова, признание, покаяние, преклонение.

2. Нет, не происходит. Раскольников еще не готов к раскаянию.

3. Сцене на Сенной площади предшествует прощание Раскольникова с матерью, разговор с сестрой Дуней. “Преступление? Какое преступление? – вскричал он в бешенстве. – Не думаю я о нем и смывать его не думаю”.

Затем он идет к Соне. Происходит обмен крестами. И отправляется с повинной к Порфирию Петровичу.

4. Он шел в контору к следователю. Вспомнил слова Сони: “Пойди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”.

5. Учащиеся подчеркивают следующие слова: задрожал, тоска безвыходная задавила, ринулся, все разом в нем размягчилось, хлынули слезы, поцеловал землю с наслаждением и счастьем.

6. Учащиеся находят слова и читают их вслух: нахлестался, в Иерусалим идет, грунт лобызает, парнишка еще молодой, из благородных, ноне их не разберешь, кто благородный, а кто нет.

7. Прохожие проявляют иронию и насмешку. Происходит всенародное осмеяние Раскольникова. Народ смеется над ним.

8. Отклики и разговоры сдержали Раскольникова, слова замерли, спокойно вынес крики, не озираясь, пошел к конторе.

9. Раскольников закрылся от людей, ушел в подполье, не испытывает потребности раскаяться в содеянном.

10. Преклонение Раскольникова происходит больше от тоски, чем от раскаяния, оно от безысходности и от нечеловеческой усталости, хотя в преклонении и заложена возможность будущего раскаяния.

11. Раскольников испытывает желание освободиться от безысходной тоски, сбросить с себя тяжесть преступления, очиститься. Но этого не происходит. Толпа не принимает его преклонения. Да и сам герой не готов к раскаянию. Хочет ношу сбросить, но не понимает, что нельзя этого сделать без сострадания к людям. К людям он испытывает презрение, это “муравейник”, пред ним он встает на колени. Но муравейник не принимает его раскаяния. Он получает то, что заслужил – всенародное осмеяние.

12. Человек для Раскольникова – это власть над всей дрожащей тварью, над всем муравейников, все позволено, кровь по совести.

отвечают на листе с эпизодом.

13. Еще не изменилось. Он не осознает себя в неразрывной связи с людьми. Он пытается порвать эту связь. Ниточкой для него является Соня.

14. Это робкая попытка Раскольникова найти в себе нового человека, ведь он встал на колени перед “муравейником”. Он хочет себя спасти, ношу сбросить. Это шаг героя к раскаянию, поиск в себе человека, способного раскаяться в будущем. Осмеяние толпы – воздаяние по заслугам. Это начало пути Раскольникова к Богу.

14. Презентация, слайд № 7. Учитель. Обратимся еще раз к значению слова “совесть”. Сам Достоевский совесть рассматривал в единстве со словом Бог. Достоевский говорил, что “совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного”.

В христианской этике совесть рассматривается как окно, через которое проникает божественная воля. Совершив преступление, Раскольников как бы закрывает это окно, становится глух к божественной воле.

15. Презентация, слайд № 8. Учитель. Вспомним, что сказала Соня Раскольникову в последнюю их встречу после его признания в преступлении:

  • “Что вы, что вы над собой сделали!”
  • “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”.
  • “От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”.

Как вы понимаете слова Сони?

Действия учащихся. После обсуждения отвечают на вопрос. Примерный ответ: не только убийство Раскольникова – преступление, но и рассуждение его, что человека можно убить – вот отречение от Бога.

16. Презентация, слайд № 9. Учитель. М. Дунаев, один из исследователей творчества Достоевского, сказал о Раскольникове: “Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть”.

Но Достоевский дает своему герою возможность пройти путь от преступления к раскаянию.

17. Презентация, слайд № 10. Учитель. “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу. Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

18. Презентация, слайд № 11. Учитель. На уроке мы проследили путь Раскольникова к раскаянию.

Домашнее задание: используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию.

Список литературы

  1. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. – Л. 1988. – Т. 5.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963.
  3. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Духовная литература, 1997. – Ч. 3.
  4. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М.: 1989.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Душевная жизнь и раскаяние Раскольникова

Сочинение

Несомненную духовность он переживает как свою бездарность, человеческое ничтожество, и отсюда вывод: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку», «…я не человека убил, а принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…» То есть Раскольников, по собственному разумению, не смог переступить черту, которая отделяет героев от обыкновенных людей. На призыв Сони «страдание принять и искупить себя им» он сначала ответил отрицательно, потому что в нем еще теплилась надежда оказаться Наполеоном: «…может, я еще человек, а не вошь и поторопился себя осудить… Я еще поборюсь…» Весь этот ход рассуждений Раскольникова о своей слабости впервые прозвучал после драматической встречи с мещанином, посмотревшим на него «зловещим, мрачным взглядом» и «тихим, но ясным и отчетливым голосом» проговорившим: «Убивец!» Нравственно потрясенный Раскольников отдается мукам оскорбленной гордости. Невыраженный в слове нравственный протест в себе он расценивает как бездарность: «Как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться!». Себя Раскольников искренно и горячо презирает за внутренние нравственные страдания: «Эх, эстетическая я вошь, и больше ничего, - прибавил он вдруг, рассмеявшись, как помешанный». Любовь Сони, хотя и стала для Раскольникова выходом из тягостного уединения, обострила в нем внутренние диссонансы, так как ко многому обязывала и побуждала его, убийцу, к явке с повинной. С упорством мономана Раскольников отстаивает свои теоретические построения, концепции, но шире и глубже «арифметических расчетов», не исчерпывается рационалистическими представлениями о жизни, интуитивно «знает» о жизни больше и ближе подходит к истине, которая вступает в противоречие с его сознанием. Самое главное, самое сокровенное герою недоступно во всей его полноте, потому что находится за порогом его сознательной мысли, может быть, на уровне ощущения, но властно заявляет о себе и проявляется в его поведении. Эта конечная и бесспорная правда и заставила Раскольникова «тихо, с расстановкой, но внятно» признаться: «Это я убил тогда старуху чиновницу и сестру ее Елизавету, и ограбил». В изображении диалектических процессов душевной жизни героя, сложного сочетания сознательного и бессознательного писатель очень скупо пользуется средствами психологического комментария, чаще всего ограничивается простой констатацией факта. Внутренняя драма Родиона изображается в смене психологических состояний как реакций на воздействия внешнего мира и своего глубинного «я», тех состояний, которые находятся во взаимном оценочном сопоставлении и выражают аналитическую мысль автора. Весь роман отличается качеством реалистического стиля - объективностью повествования, когда характеры саморазвиваются с поразительной независимостью от автора, когда сам автор свободно отдается внутренней логике выбранного объекта. Торжество реализма выражается в этой свободе самораскрытия чужих точек прения без завершающих авторских оценок и разъяснений. «Правда о человеке в чужих устах, не обращенная к нему диалогически, то есть заочная правда, становится унижающей и умертвляющей его ложью, если касается его «святая святых», то есть «человека в человеке». Обобщенная характеристика - «заочная правда», но и самораскрытие не достигает цели в том случае, когда персонаж, отдаваясь ложным идеям, не может понять сущее в себе. К осознанию нравственной истины, которую предварительно знает автор, Раскольников идет через активный социальный и внутренний конфликт. За литературным героем остается «последнее слово» в том смысле, что он должен самостоятельно понять последнюю правду о жизни. В романе ставится задача самовоспитания человека через страдание, обращение ко всеобщему. «Кет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание… есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Труден путь Раскольникова к преодолению духовного рабства. Он долго еще обвинял себя за «нелепость… малодушия», за «ненужный стыд», долго страдал еще уязвленной гордостью, от «низости и бездарности» своей, от мысли, что «первого шага не выдержал». Но с неизбежностью он приходит к моральному самоосуждению. Именно Соня прежде всего открывает ему душу и совесть народа. Слово Сони потому является таким действенным, что оно получает поддержку со стороны самого героя, ощутившего в себе самом новое содержание. Это содержание и обратило его к преодолению гордости, эгоистического самоутверждения. Сверхличное сознание народа открывается Раскольникову разнообразными путями: тут и возглас мещанина: «ты убивец», и ложно принявший на себя преступление молодой парень, мастеровой, и приказание Сони покаяться перед народом на площади. Совесть народа помогает ему уяснить силу нравственного закона. Борьба противоположных начал во внутренней жизни литературного героя дается в перспективе его будущего нравственного возрождения. Изображается движение к добру через страдание и искренность, через сближение с несчастными, отверженными, искалеченными. История самосознания Раскольникова - это борьба двух начал: искушающей силы падения и саморазрушения и силы восстановления. Через бездну зла он идет к сознанию добра, правды нравственного чувства. Так говорится об этом выходе Раскольникова из состояния духовного кризиса: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого… Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое». Писатель не воспользовался формой исповедального самовысказывания, наиболее адекватного самой внутренней правде, словом человека о самом себе. В данном случае эта форма была бы убедительней заочного, завершающего авторского сообщения. Авторская концепция получила голое логическое выражение, хотя в процессе всего повествования она осуществлялась очень тонко в самом рисунке сложнейших метаний Раскольникова, в его диалогических общениях с другими персонажами, в логике поведения, в оценочных сопоставлениях его различных душевных состояний. Мысль писателя об опасности «арифметического», рационалистического отношения к жизни, о необходимости животворного переживания жизни как любви - главный нравственный пафос романа. Создав трагический тип «нигилиста» Раскольникова, бедняка студента, размышляющего над глобальными проблемами социального спасения униженных и обездоленных и зараженного вместе с тем анархо-индивидуалистической психологией, Достоевский решительно отвергает идею политической борьбы за изменение социальной действительности, доказывает необходимость морального перерождения людей, приобщения их к патриархальному миросозерцанию народа. Подведем итоги изучения проблемы индивидуализма и романах Толстого и Достоевского. Князь Андрей Болконский и разночинец Родион Раскольников переживают одну и ту же социально-психологическую драму, драму несогласованности индивидуалистически направленного разума и глубинного духовного «я». душевный жизнь страдание раскаяние раскольников достоевский

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание и особенности образа Родиона Раскольникова, его изменение до и после убийства старухи-ростовщицы. Характеристика и значение первого сна Раскольникова, описанного в самом начале романа. Значение снов для Достоевского и их обоснование в романе.

    презентация , добавлен 18.04.2011

    Предпосылки теории Раскольникова: социально-исторические, нравственно-психологические и философские. Индивидуалистическая теория Раскольникова и причины ее крушения в романе. Сон Раскольникова. Эгоизм и заповедь "не убий" на сломе эпох общества.

    реферат , добавлен 10.08.2008

    Актуальность произведений Достоевского в наше время. Стремительный ритм романа "Преступление и наказание". Противоречивость и живость образа Родиона Раскольникова, изменение его внутреннего мира, повлекшее ужасный поступок - убийство старухи–процентщицы.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Отражение в деяниях "законопослушного" гражданина, процветающего буржуа, а также подлеца и мелкого пакостника Петра Петровича Лужина поступков убийцы Р. Раскольникова. Раскрытие противоречивости поступков двойника Родиона - Аркадия Свидригайлова.

    презентация , добавлен 04.03.2013

    Идейный смысл романа "Преступление и наказание". Истоки внутреннего бунта и психологических противоречий главного героя романа. Причины, подтолкнувшие к бунту. Результат раскольниковского преступления. Воскрешение Раскольникова через Соню и любовь.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Биография. Предпосылки и история создания романа "Преступление и наказание". Личность Раскольникова. Его теория. Христианский религиозно-философский пафос "Преступления и наказания". Образ Раскольникова в системе других образов романа.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2007

    Сущность и истоки преступления Раскольникова в романе Достоевского. "Уголовная" основа данного произведения, его соотношение с романами Эдгара По, анализ основной драматической линии. Стилистика и жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание".

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Особая роль сновидения в литературных произведениях. Взаимосвязь сна–бреда Раскольникова с его нравственным состоянием и осмыслением действительности. Идейно–художественный смысл снов Радиона Раскольникова, посещающих его на протяжении всего романа.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Сон как одна из форм художественного видения у Достоевского. Сон как способ отражения и постижения действительности в романе "Преступление и наказание". Сны Свидригайлова - двойники снов Раскольникова. Концепт "толпа" в сновидениях Родиона Раскольникова.

    реферат , добавлен 14.11.2008

    Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Что же это за идея? Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий.

Герой романа Федора Михайловича Достоевского - один из представителей, так называемых «лишних людей» в литературе того времени. Главное отличие Родиона Раскольникова заключается в его личности - стихийного бунтаря. Против чего бунтует герой? Какие способы избирает для того, чтобы выразить свой протест? И в чем, наконец, его покаяние?

Для того, чтобы разобраться в острой проблеме Родиона Раскольникова, нужно обратить внимание на его письмо. То самое, в котором герой выразил свои мысли, и приведшее, в конечном счете, его к разоблачению. Основная мысль письма - «Тварь и дрожащая или право имею? » может быть выражена следующим образом. Раскольников придерживается мысли, что каждый человек сам себе господин и соответственно, все ему позволено. Во имя и ради себя, можно таким образом совершить любое преступление, вплоть до самого страшного - человекоубийства.

Самое интересное то, что в романе присутствует еще одно преступление. Направленно оно, однако, не на физическое истребление, а на душевную гибель. И автор этого преступления - Сонечка Мармеладова. Прикрываясь христианским добродетельным веером и защитой семьи от голодной смерти, Сонечка идет на нравственное преступление. Разврат и греховное соблазнение, в конечном счете, должны погубить не только саму Сонечку, но и ее семью, которую она якобы защищает.

(Кадр из кинофильма "преступление и наказание", роли Георгий Тараторкин и Татьяна Бедова, СССР 1969 )

С другой стороны именно Сонечка, своим свободным выбором, толкает Родиона на убийство. Несмотря на смелые рассуждения, Раскольников никогда бы не решился не действие, если бы не пример Сонечки. Случайный разговор, подслушанный у пьяного в кабаке о юной проститутке - был тем толчком, который и стал решающим в преступлении героя.

Покаяние Родиона началось, пожалуй, практически сразу после убийства старухи процентщицы. Если смерть старой, мерзкой коммерсантки еще могло быть оправдано больной совестью Раскольникова, то вот убийство ее сестры нет. С христианской точки зрения Лизавета Ивановна - тот самый невинный агнец, которого принесли в жертву. Абсолютно не виновата ни в чем, всю жизнь, страдающая от козней старухи-процентщицы, Лизавета стала точкой отсчета нравственного и духовного очищения героя. Если бы Раскольников действительно «право имел » он бы оставил Лизавету в живых. Убийство старой девы мгновенно поставило Родиона в разряд «тварей дрожащих ».

(Спектакль "Преступление и наказание" в постановке Владимира Уварова )

Сказать, что покаяние Родиона Раскольникова возникло благодаря Соне Мармеладовой, пожалуй, необоснованно. Оно началось раньше и случилось бы и без нее. Но вот искупление, новая жизнь после совершенного стала возможна и Родиону, и Соне только друг с другом. Ведь и Соня Мармеладова благодаря Родиону нашла свое спасение.