Какой критерий лежит в основе периодизации средневековья. Периодизация истории средних веков в западной европе

1. Средневековье: основные черты и этапы развития.

2. Развитие государства в период Средневековья. Роль городов. Ремесло и торговля

5. Роль и место мировых религий в средневековом мире. 6. Расцвет и крушение Византии.

Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано название этой эпохи? Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода. Они верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима. А период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Иначе говоря, для развития культуры - это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать - «medium aerum» - «средний век».

Для итальянских гуманистов - «средний век» - это «темный век». Напротив, историки так называемой «романтической» школы, многие религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное общество, представляющее из себя полную противоположность современному «цивилизованному» обществу. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. Необходимо уточнить понятие средневековья и конкретно разобраться, каково же значение эпохи Средневековья в мировой истории в целом и в истории России, в частности.

Средневековье является одной из основных частей аграрной культуры. Оно охватывает период с V в. н.э. до 1-ой половины XVIII в. В основном, средневековье совпадает с периодом зарождения, становления и развития феодализма как общественно-экономической формации. Хотя это совпадение не является полным, из-за неравномерности развития отдельных стран и регионов. Феодализм существовал во многих европейских странах вплоть до середины XIX и начала XX в.

В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. Историки школы «Анналы» датируют Средние века - начало II-III вв. н. э. - конец XVIII в. Большинство же историков склоняются начало Средневековья датировать V в.н. э. - конец XVI-середина XVII вв. Внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять по крайней мере три периода:

· Раннее Средневековье - V в. -начало XI в. · Классическое Средневековье - XI-XV в.

· Позднее Средневековье - XV в. - середина XVII в.

Общепринятая периодизация средневековья включает 3 основных этапа:

1. Раннее средневековье с V по X вв., – период генезиса феодализма и его утверждения.

2. Расцвет средневековья (а точнее феодальной системы в Западной и Центральной Европе) относят к XI - XV векам.

3. С XVI в. наблюдаются процессы разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Нередко XVI век относят уже к новому времени, Впрочем, процессы разложения феодализма и зарождения внутри него капиталистических отношений закономерно накладываются друг на друга, разделить их практически невозможно.


Общая характеристика средневековья:

Средневековая Европа складывалась из двух разных систем или миров, культурный разрыв между которыми был огромен и казался непреодолимым:

Во-первых, это Античный мир, - мир уже христианский, хотя и рабовладельческий. Мир высокоразвитый (и не только для своего времени), оставивший в наследство человечеству классические образцы не только высочайшей художественной культуры во всех ее жанрах, но и образцы политического устройства от широкой демократии до военной диктатуры. Мир, в орбиту которого, так или иначе, было втянуто не только население Средиземноморья, Малой и Средней Азии, Северного Причерноморья, Севера Африки, но и многие европейские этносы помимо греков и римлян. Это жители Пиринейского полуострова, племена Северных Балкан и Британии.

Другим миром еще более обширным был мир варваров: родоплеменной, языческий, со своим неповторимым обликом, еще не знавший классового строя, переходивший от кочевого образа жизни к оседлому; от собирательсва, охоты, скотоводства к земледелию и животноводству. В течении средних веков эти различия постепенно стирались и в XV - XVI в. античное наследие было в целом усвоено и предопределило во многом развитие культуры по крайней мере вплоть до конца XVIII в.

Средневековье обладает особенными типологическимичертам и, отличающими его от других исторических эпох.

Средневековое общество - это, по преимуществу, аграрноеобщество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основной экономической клеточкой этого общества является хозяйство непосредственного производителя - крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю.

Для данного общества характерна устойчиваяималоподвижнаясистемаценностейипредставлений,основаннаянарелигиозныхзаповедяхиучениицеркви . Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».

Важными характерилогическими особенностями данного общества являются также стремление квнутреннемуединствуивнешнемуобособлению,корпоративнаязамкнутостьсословийидругихсоциальныхгрупп,слабоеразвитиеиндивидуализма.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество - это внутреннединамичноеобщество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы. В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Одной из важнейших черт истории европейского средневековья являлась интенсификация связей с соседними континентами : арабами с Ближнего Востока и Северной Африки, народами Закавказья, странами Азии до Индии и Китая. Европа впитала через них и богатейший опыт Востока. Средневековое европейское общество развивалось более динамично, по сравнению не только с древними цивилизациями, но и современными ему обществами в других частях света. Поэтому не только этап промышленной цивилизации до конца ХIХ в., но и средневековье в истории мировой цивилизации называют “эпохой европейской гегемонии”.


В тоже время по сравнению с последующими эпохами общественное развитие средневековой Европы было замедленным. Ручноепроизводство,прямаяпередачапроизводственныхибытовыхнавыков,низкийуровеньтехникиизнанийставиличеловекавзависимостьотприродныхусловий. Голод и эпидемии нередко приводили к демографическим катастрофам, которые усугублялись непрекращающимися войнами. Так, если в 200 г. население Европы составляло 44 млн. человек то в 500 только 30 и продолжало сокращаться вплоть до 8 века, затем оно крайне медленно растет и только в 1200 достигает 49 млн. Медленный подъем продолжается до 1340 г. достигнув 74 млн. Эпидемия чумы (черной смерти) в середине XIV в. уносит 3-ю часть населения, а в некоторых регионах более половины. Население восстанавливается только к середине XVI века и с этого отмечается его устойчивый рост. К началу промышленной революции оно составит уже немногим более 110 млн.

Сравните с общемировыми показателями: 200 г. - 257 млн., 500 г. – 207, 700 -206, 1200 - 400, 1340 - 442, 1500 - 461, 1750 - 771. Какие можно сделать выводы?

Поборы землевладельцев, государства и церкви усугубляли трудности для большинства населения. Силатрадиций,господстворелигиозногомировоззренияприводящиекдогматическомумышлениюзатруднялинововведениявовсехсферахжизни. Неудивительно, что многие ученые эпохи Возрождения считали Средневековье - “темными веками”, периодом упадка и деградации человеческой личности и общества в целом. Такая оценка в то время, когда шла борьба с пережитками средневековья и феодализма, были естественны.

Мы не должны забывать, что в средние века были изобретены ножницы, часы, оконное стекло, огнестрельное оружие и множество других новшеств. Появились первые университеты, парламенты, суды присяжных. Наконец сложились основные народы, давшие базу для образования современных наций и их языков. Возникли проекты общества благоденствия и всеобщего равенства людей. В конце концов, Великие географические открытия выросли на базе средневековой экономики и открыли европейцам совершенно новые горизонты.

Внеэкономическое принуждение общее для рабовладельческого и феодального обществ значительно изменило свой характер. Основой нового способа производства стала крупнаяземельнаясобственность,эксплуатирующаямелкиесамостоятельнохозяйствующиекрестьянскиехозяйства . Крестьянин из собственника земли превращался в ее держателя, попадая впоземельную,азатемвправовуюиличнуюзависимостьотфеодалов-землевладельцев. Крестьяне имели в пользовании пахотные наделы и были собственниками основных орудий труда, имели свой скот и усадьбу. Внеэкономическое принуждение основывалось на политической в т.ч. военной силе. Политически крестьянин был ограничен в своих правах, он не признавался дееспособным, не мог сам распоряжаться ни своей судьбой, ни порой и жизнью.

В западной и юго-западной Европе феодальная собственность выступала в виде частного землевладения – поместья, вотчины, манора, сеньории. Зависимость крестьян в пользу дворян, монастырей была наиболее тяжелой.

В Центральной, Северной Европе, в Византии основная часть земли долго оставалось в руках государства. Крестьяне долго оставались лично свободными, но неполноправными людьми. Феодальное общество было сильно расслоено, имело классово-сословнуюиерархию . Основой этой структуры были ленно-вассальные отношения.


Мы дали обобщенную характеристику Средневековья. В реальной истории цивилизационные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия. Основными цивилизационными регионами эпохи Средневековья были Азия и Европа.

В Азии в соответствии со специфическими особенностями культурного наследия, географической среды, системы ведения хозяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. В какой-то мере она является исторической преемницей восточного типа цивилизации и проявляет все наиболее характерные для нее черты. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры. В основе этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам (мусульманство) (араб. - «покорность») возник в VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога Аллаха и Мухаммеда в качестве его посланника, а также неуклонное соблюдение пяти основных культовых предписаний, так называемых «столпов веры», произнесение во время богослужения основного символа веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник его», ежедневная пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста (уразы) в месяц рамазан, обязательная уплата налога (залят), совершения паломничества в Мекку (хадж). В исламе сильно выражена вера в божественное предопределение, идея безусловной покорности божественной воле, которая наложила глубокий отпечаток на весь уклад жизни и исламскую культуру.

Ислам сформировался в арабской среде. Родиной ислама являются арабские города Мекка и Медина. Принятие ислама арабскими племенами способствовало их консолидации, на базе ислама выросло могущественное государство - Арабский Халифат, куда в период его расцвета входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия. Ислам способствовал не только политической консолидации народов, включенных в Арабский халифат, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных по характеру экономик регионов. Активная торговля в Средиземном море и в Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сельского хозяйства. Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем урбанизации (развития городов). Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фарфором, мехами, пряностями, шелком, вином, всем, что производилось в Индии, Восточной Африке, Китае, Средней Азии. Необычайно своеобразная и яркая культура была создана в Средневековье на арабо-мусульманском Востоке. Арабский «ноль», добавленный к вавилонской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике.

Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов. Арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу в основном ограничивалось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Причина одна - религиозные различия. Христианская Европа предпочитала воспламенять религиозную ненависть к исламу, видя в Мухаммеде воплощение Антихриста. Проповедь против «неверных» положила начало крестовым походам (конец XI- конец XIII вв.).

II вопрос. Развитие государства в период средневековья. Роль городов. Ремесло и торговля .

После крушения Западной Римской империи в 476 г. Восточная Римская империя (Византия) осталась единственным прямым наследником Античности; просуществовавшая вплоть до середины XV в. В то же время в Византии как и во всей Европе произошел переход от рабовладения к феодализму, который завершился по всей видимости на рубеже Х - ХI веков. Рождение новой Европы происходило в обстановке постоянных войн переселений, продолжающихся варварских вторжений на территорию Западной Европы и Византии.

Так, проникновение за Рейн и Дунай началось задолго до начала массовых миграций. Отдельные германские племенные союзы с III в. н. э. селились на территории Римской империи и в качестве союзников-федератов включались в состав римской армии. Их племенная аристократия получала хорошее античное образование, добивалась значительного влияния в политической жизни римского общества и в военном руководстве. Таким образом к началу


великого переселения народов в Западной Европе уже шел достаточно интенсивный процесс романизации варварских народов. Массовые вторжения варварских племен на начальном этапе Средневековой эпохи в какой-то мере затормозило этот процесс. Захватнические войны, разрушение прежней государственности Западной Римской империи сопровождались упадком и разрушением центров культурной жизни - городов, уничтожением памятников культуры, снижением общего культурного уровня данного региона.

Однако уже в период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти последствия захватнических войн и возрождаться.

В VI - VII в. на территории Европы возникли так называемые варварские королевства, большинство из которых просуществовало по несколько десятку лет. Сами эти королевства постоянно воевали друг с другом. До VIII - IX веков по Европе передвигались многочисленные племенные союзы не сумевшие основать своих государств, германские, тюркские, иранские, славянские. В VII в. в Европу пришли арабы из азиатских владений Византии. В VIII в. они захватили большую часть Пиренейского полуострова, а в VIII в. Южную часть Италии и средиземноморские острова. В X в. в Центральной Европе появились венгры. С конца VIII в. и до середины XI в. Западную и Южную Европу опустошили набеги варягов-норманов.

Варварские государства вырастали с одной стороны из военной демократии племенных союзов, с другой стороны Королевская власть стремилась на территории бывшей Римской империи использовать опыт античности. Королевская власть становится наследственной и начинается формирование ленно-вассальных отношений.

В V-VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государственные образования, а VII-Х вв. они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая высшей точки своего развития во время правления Карла Великого (768-814), королевство германцев - преобразованное при короле Оттоне I в 962 г. в Священную Римскую империю.

Франкское государство достигло наивысшего расцвета при Карле Великом, в VIII - IX веках. Карл Великий был провозглашен императором, его империя простиралась от Эльбы и Дуная до Каталонии. Карл обязал каждого свободного мужчину найти себе сеньора, под началом которого он должен был воевать и от которого попадал в личную зависимость. При Карле регулярно собирались “генеральные” собрания знати. Реально в обсуждении дел участвовали только верхушка знати. Так было положено начало сословно-представительной монархии.

После смерти Карла знать настолько усилилась, что несколько раз отстранила его сына от власти. Внуки Карла поделили в 843 г. его империю на 3 части. В IX -X в. начался этап феодальной раздробленности в Западно - Франкском государстве, впрочем, также как и в Восточно-Франском государстве, на территории которого в XI в. была провозглашена Священная Римская империя, как наследница Римской империи Карла Великого, но королевская власть в ней была выборно-наследственной.

В период этих империй закончилось формирование ленно вассальных феодальных отношений. В Западно-Франкской еще в начале IХ в., в Священной Римской империи в XI -XII веках.

Новые государственные образования для регулирования общественных отношений проводили большую правотворческую деятельность (капитулярии Карла Великого и т. д.), в которой в значительной мере опирались на римское право. При дворе императора образовываются особые ученые общества, в работе которых участвуют мыслители из разных стран, собираются и переписываются древние латинские и греческие рукописи, а при


епископствах создаются школы для подготовки грамотного духовенства и кадров чиновников (судей, секретарей, писцов и т. д.).

Появляются первые законодательские акты - Варварские правды. Первый и наиболее известным из них стал франкский судебник начала VI в.“ Салическая правда”, где наряду с привилегиями франкских вождей были узаконены привилегии Римской знати.

С созданием сильных государственных образований начинают возрождаться торговля и ремесло, которые способствуют быстрому подъему городов и связанной с ней городской культуры. В классическое Средневековье в городах начинают оформляться научно-учебные центры - возникают первые университеты.

В XI–XII веках в Европе преобладалофеодальнаяраздробленность часто под внешним покровом слабых монархий. В XIII - XV в. мы наблюдаем усилениегосударственнойцентрализации в форме складывания монархий и княжеств с сословным представительством.

Этому способствовали в первую очередь экономическиепричины : переход от натурального и домениального хозяйства к более развитым товарно-денежным отношениям. Включения феодала не только в местный рынок, но и в участие в специализации отдельных регионов в рамках государства или и даже включения в международную торговлю.

Огромную роль в создании новой экономической ситуации играло не только повышение производительности и товарности в сельском хозяйстве, благодаря совершенствованию орудий труда и методов производства (переход к трехполью, стойловое содержание скота и т.д.), но и рольгородов.

Города в средневековой Европе превратились в третьюсилу между королем и феодалами, между феодалами и крестьянами. Они уже с X - XI веков становятся как экономическим, так и политическим фактором. После крушения римской империи многие города пришли в упадок. Их возрождение и рост был связан с процессом отделения ремесла от сельского хозяйства

Первые столетия средних веков характеризовались господством натуральногохозяйства . Крестьяне обеспечивали себя и господ не только сельхозпродуктами, но и ремесленными изделиями. В деревне, правда, выделялись немногочисленные крестьяне-ремесленники (кузнецы-универсалы, гончары, кожевенники). Были ремесленники и среди дворни в королевских и крупных феодальных владениях, появились и бродячие ремесленники. В основном ремесленники производили изделия на заказ, но товарные отношения в ремесло проникали гораздо быстрее.

Также обстояло дело и с торговлей. Обмен продуктами был незначителен. Монетные средства платежа, регулярные рынки сохранились лишь в южных регионах (особенно Италии). В других районах господствовали натуральные средства платежа: прямой обмен, сезонные торжища. В товарном обороте преобладали привозные товары предметы роскоши - шелка, тонкое сукно, ювелирные изделия.

Уже к концу раннего средневековья в VIII - XI веках складываются наряду с южным торговым путем (Средиземноморье) вначале западный (Рейн, Маас, Луара) северный от Ла Манша до Балтики и восточный (из варяг в греки), включавший и русский. Появились купцы - профессионалы, купеческие компании, затем гильдии.

Процесс градообразования шел 2-мя путями: Возрождение античных городов и появление варварских из ремесленных поселений, в портах, на месте ярмарок, торжищ, вокруг королевских резиденций. Раньше всего средневековые города (IX


век) сложились в Италии и Византии, в X веке на юге Франции и по Рейну, в X - XI веках на Севере Европы. К XIII веку вся Европа покрыта сетью городов.

Массовый характер градообразования был связан в X - XI веках с бегством крестьян от укрепляющейся феодальной зависимости. Тогда появилась пословица “городской воздух делает свободным”. Средневековый город достиг своего расцвета в XII - XIV веках и все-таки первоначально города находились в сеньоральной зависимости от владельца земли на которой стоял город. Города платили им все феодальные повинности. Но в X - XIII веках по всей Европе развернулось “коммунальноедвижение”городов . Города освобождались от власти сеньоров и создавали свои органы управления: имели выборных советников, бургомистров, мэров, свой суд, финансы, свои системы налогообложения, воинское ополчение, т.е. образовывались города - коммуны. Там где королевская власть была сильна, власть сюзерена оставалась. И все-таки жители всех городов считались лично свободными.

Поэтому здесь и сформировалось “третьесословие” .

Городской ремесленник уже в основном был товаропроизводителем, реже работал на заказ. Тем не менее, жизнь ремесленника была строго регламентирована сеньором, государством, городскими властями, внутригородскими объединениями, товариществами, братствами, ремесленными цехами.

Что такое цех? В XIV - XV веках цеха стали закрытыми. Мастерами могли стать только близкие родственники членов цеха. Важнейшим видом городской деятельности была торговля. Сам город с его портом, крупными сооружениями, рынком, оборонительными службами, чиновниками выступал в качестве заказчика для ремесленников и торговцев, а также для домениальных продуктов сельского хозяйства. О международных торговых путях мы уже говорили, но торговля была делом крайне опасным не только благодаря несовершенству средств и путей сообщения, монетарной системы, но и благодаря беззаконию царившему на дорогах. Не только отдельные феодалы, но и короли не брезговали грабежом торговых караванов. Часто этот разбой прикрывался введением всё новых и новых пошлин. Особую проблему создавали пираты и постоянные войны. Для защиты своих интересов купцы вначале в рамках одного города, а затем и нескольких городов объединялись в гильдии.

Таким союзом была знаменитая Ганза (1358), в которую входили купцы северных городов, в том числе и Новгород. Ганзейский союз имел свой флот, объявлял войну и мир, вмешивался в дела Балтийских государств и боролся за гегемонию на Северном и Балтийском морях.

Города боролись за расширение своих вольностей, за своё представительство в рамках сословно-представительной монархии добивались этого, так как всегда выступали на стороне монарха против феодальной раздробленности, за централизацию и порядок.

III. Роль мировых религий в период средневековья .

Аграрный период в истории человечества неотделим от преобладания тех или иных форм религии в жизни общества. В период дикости различные формы языческой религии носили родоплеменной характер, верой в помощь умерших предков. Рядом с предками затем возникает звериный культ. В ранний период древнейших цивилизаций обожествляются как звери, так и силы природы, что бесспорно связано с переходом людей к земледелию и скотоводству. Во времена


античности “культ человека” меняет и религию – боги уподобляются людям, их много и они отнюдь не безгрешны.

Уже во времена античности возникают первые религии, основанные на единобожии и не связанные с конкретными родовыми или национально-государственными признаками: буддизм (около 5 века до н.э.), христианство(1 век н.э.). Ислам, который возник в период античности по мере своего развития и распространения к VII веку приобрел функции и признаки мировой религии.

Длявсехмировыхрелигийхарактерно противопоставление мира духовного личностного и мира общественного материального, общественного. Взгляд на земную жизнь как временную, как период испытаний и лишений (искупление греха) во имя спасения души в вечном загробном мире.

Становление западноевропейской католической цивилизации связано с великим переселениемнародов - вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Не следует преувеличивать степень отсталости, «варварства» этих народов. Многие из них к III-V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римлянами и друг с другом.

В Европе Средневековье - это период становления новой формы западной цивилизации - европейскойхристианскойцивилизации . Европейская цивилизация формируется на территории бывшей Римской империи. Римская же империя, как отмечалось выше, раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю. Западная Римская империя прекратила свое существование в результате внутренних противоречий и нашествия так называемых «варваров» в 476 г. Поэтому цивилизационные процессы в обеих частях Римской империи наряду с общими закономерностями имели и существенные отличия. В результате этих отличий сформировались дверазновидностиевропейскойцивилизации-восточнаяизападная. Формирование европейской цивилизации происходило в результате синтезаантичнойцивилизациииварварскогоукладажизнивходепроцессовроманизации,христианизации,становлениягосударственностиикультурыновыхнародовЕвропы .

Несмотря на провозглашение индивидуального пути человека к богу, все мировые религии создали разветвленную теологическую сеть, которая не просто претендовала на посредничество между богом и человеком, но и вмешивалась самым активным образом не только в частные мирские дела, но и дела государственные. В средние века церковь не просто стала частью государственного аппарата, но и нередко пыталась подменить его собой.

Церкви, монастыри по мере развития феодализма стали не только крупнейшими собственниками земли, но и зависимых крестьян. Более того, именно под знаменем мировых религий в средневековье велись все кровопролитные войны, их целью являлось не только расширение государственных границ, но и распространение той или иной религии, а значит подчинение церкви новых народов.

Рассмотрим функции мировых религий на примере христианства, так как речь в нашей лекции идет о европейском средневековье, где христианство в его различных формах является и сегодня преобладающей формой религии.

Христианство выросло из иудаизма и заявило о себе во второй половине 1 века нашей эры. Первые христианские общины возникли в Малой Азии. Их членами были представители “униженных и оскорбленных” нижних слоев общества: бедняки, представители рассеянных Римом народов, рабы и вольноотпущенники. У них не было церковнослужителей (клира), как и церквей. Единые догматы и обряды также не существовали. Единственное, что их объединяло, была вера во Христа – бога-спасителя и ненависть к Риму.

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем соци­ально-экономического, политического и культурного развития.

I. Конец V - середина XI в. - период раннего средневековья , когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в ко­торой смешивались и трансформировались общественные груп­пы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалиро­вали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохра­нить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя­зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефео­дальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес­письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решаю­щую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот пери­од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI - конец XV в. - период расцвета феодальных от­ношений , массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодаль­ной раздробленности формируются централизованные государст­ва. Возникает новая форма государства - феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усиле­нию центральной власти и активизации сословий, в первую оче­редь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культу­ры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идео­логии раннего гуманизма.

III. XVI-XVII вв. - период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства - абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, позд­ний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

8. Европа: переход к Новому времени. Общая характеристика.

Период с конца XV до середины XVII в. по одной из традиций, сложившихся в отечественной науке, называют поздним средневековьем, по другой, свойственной также и зарубежной историографии, - ранним новым временем. Оба термина призваны подчеркнуть переходный и крайне противоречивый характер этого времени, которое принадлежало сразу двум эпохам. Для него характерны глубокие социально-экономические сдвиги, политические и культурные перемены, значительное ускорение общественного развития наряду с многочисленными попытками возврата к уже отжившим отношениям и традициям, В этот период феодализм, оставаясь доминирующей экономической и политической системой, существенно деформируется. В его недрах зарождается и формируется раннекапиталистический уклад, однако в разных странах Европы этот процесс идет неравномерно. Наряду с переменами в мировоззрении, связанными с распространением гуманизма, переосмыслением католической догматики в ходе Реформации, постепенной секуляризацией общественной мысли, шло нарастание народной религиозности. Всплески демономании в конце XVI - первой половине XVII в», кровопролитные религиозные войны обнаруживали тесную связь этого исторического этапа с прошлым. Началом раннего нового времени принято считать рубеж XV- XVI веков - эпоху Великих географических открытий и расцвета культуры Возрождения, знаменовавшую разрыв со средневековьем как в экономической, так и в духовной сфере. Границы известной европейцам ойкумены резко раздвинулись, экономика получила мощный импульс в результате освоения открытых земель, совершился переворот в космологических представлениях, в общественном сознании, утвердился новый, ренессансный тип культуры. Выбор же верхней хронологической грани позднего феодализма остается дискуссионным. Ряд историков, опираясь на хозяйственно-экономические критерии, склонны распространять "долгое средневековье" на весь XVIII век. Другие, ссылаясь на первые успехи рам некапиталистического уклада в отдельных странах, предлагают принять за условную границу крупные социально-политические катаклизмы, связанные с его ростом, - освободительное движение в Нидерландах второй половины XVJ в, или Английскую революцию середины XVII в. Распространено также мнение, что Великая Французская революция XVIII в. - более оправданная точка отсчета нового времени, поскольку к этому моменту буржуазные отношения восторжествовали уже во многих европейских странах. Тем не менее большинство историков склонно рассматривать середину XVII в. (эпоху Английской революции и окончания Тридцатилетней войны) как водораздел между ранним новым временем и началом собственно новой истории.

Согласно периодизации (неизбежно условной), принятой ми-ровой и отечественной наукой, у истоков средневековья в Запад-ной Европе стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи. Встреча двух миров — античного греко-рим-ского и варварского (германского, кельтского, славянского) — стала началом глубокого переворота, который открыл новый, средневе-ковый период в истории Западной Европы. Для истории Визан-тии началом средневековья считается IV век, когда Восточная Римская империя обрела самостоятельность.

Сложнее выглядит в науке решение вопроса о рубеже между средними веками и новым временем. В зарубежной историогра-фии их границей обычно считают середину или конец XV в., свя-зывая его с такими явлениями как изобретение книгопечатания, завоевание Константинополя турками, открытие Америки евро-пейцами, начало Великих географических открытий и колони-альных захватов. С точки зрения общественных изменений этот рубеж фиксирует начальные стадии смены систем — феодальной на капиталистическую. В недавнем прошлом отечественная наука отодвигала начало нового времени к концу XVIII в., относя его к французской буржуазной революции и беря в расчет вариант бо-лее длительного вызревания новой системы и более решительно-го разрыва со старым. В практике преподавания пока принято считать условным концом средневековья первую буржуазную ре-волюцию общеевропейского значения — английскую революцию 1640-1660-х годов, положившую начало господству капитализма в Западной Европе и совпавшую с окончанием первой общеевро-пейской Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Эта периодизация принята в данном учебнике.

Необходимо отметить и новые тенденции в современной отече-ственной науке, которые вносят существенные коррективы в про-блему периодизации. Это прежде всего стремление исследователей развести понятия «средние века» и «феодализм». Их отождествле-ние в конце XVIII в., как отмечалось выше, явилось серьезным достижением исторического познания, сделавшего первый замет-ный шаг к признанию социальной истории. Новая тенденция привела к попыткам отнести верхнюю хронологическую границу «средневековья» к концу XV — началу XVI в. Подобные новации объясняются не формальным желанием унифицировать периоди-зацию средневековья с западной историографией, но новым уров-нем исторического познания. Историческая наука в конце XX столетия выработала более уравновешенный и гибкий синтез «структурной» и «человеческой» истории, который стал возмож-ным благодаря переоценке роли сознания и социально-психоло-гического фактора в общественном процессе, а также восстанов-лению в правах событийной истории. Все это позволяет иначе посмотреть на такие события рубежа XV-XVI вв. в Западной Ев-ропе, как гуманизм и Реформация, или Великие географические открытия. Получив импульс от глубинных и потому гораздо ме-нее подвижных изменений в общественной жизни, именно эти явления вызвали такие сдвиги в сознании и духовных ценностях, которые создали новый образ мира, означавший решительный разрыв со средневековьем.

В тесной связи с отмеченной новацией в среде отечественных медиевистов утверждается стремление выделить «переходные периоды» в качестве особых этапов, если и не самодостаточных, то имеющих собственные законы развития . Современные ученые приводят, в частности, убедительные аргументы в пользу само-ценности переходного периода XVI—XVIII вв., который получил название «раннего нового времени».

Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем соци-ально-экономического, политического и культурного развития.

I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья , когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в ко-торой смешивались и трансформировались общественные груп-пы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалиро-вали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохра-нить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых свя-зей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефео-дальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.

В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бес-письменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решаю-щую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот пери-од оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.

II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных от-ношений , массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодаль-ной раздробленности формируются централизованные государст-ва. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усиле-нию центральной власти и активизации сословий, в первую оче-редь городского.

Культурная жизнь идет под знаком развития городской культу-ры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идео-логии раннего гуманизма.

III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, позд-ний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма.

Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными пере-движениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экс-пансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже пер-вого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.; и, наконец, колони-альные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Аме-рике в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убы-стряющийся темп развития и сокращение временной протяжен-ности каждого последующего этапа.


Интерес к ним в нашей науке имеет давние традиции: А.И. Неусыхин в 60-е годы положил начало представлению о «дофеодальном периоде» как некоем особом феномене.

Термин «средние века» (точнее «средний век» - от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в кругах гуманистов. На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII- XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время. В дальнейшем буржуазные историки не смогли выдвинуть какого-либо единого научного определения понятия «средние века». В современной немарксистской историографии преобладает мнение, что термины «средние века», «древний мир», «новое время» лишены определенного содержания и приняты лишь как традиционные деления исторического материала.

Тем не менее понятия «средние века» и «феодализм» не вполне тождественны. С одной стороны, в период средневековья с феодализмом сосуществовали и иные общественно-экономические уклады (патриархальный, рабовладельческий, затем капиталистический). Более того, долгое время в раннее средневековье в ряде регионов Европы (особенно в Византии, Скандинавских странах) феодальный способ производства не был господствующим. С другой стороны, феодальный уклад сохранялся в экономике многих
От этого латинского термина ведет свое происхождение и термин «медиевистика), которым называют область исторической науки, изучающую историю средних веков
стран столетиями спустя после средневековой эпохи. Поэтому лишь рассматривая формацию в диалектике всех этапов ее развития, можно говорить о том, что по своей сущности средневековая эпоха была феодальной.
Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также многие народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии стадию феодальной формации и, следовательно, пережили свое средневековье.

Периодизация истории средних веков.

Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.
Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция общеевропейского значения, положившая начало господству капитализма в Западной Европе, - английская революция 1640- 1660 гг., а также окончание первой общеевропейской - Тридцатилетней- войны (1648).

Она не является, однако, ни единственной, ни бесспорной. В зарубежной историографии как капиталистических, так и социалистических стран гранью, отделяющей средние века от нового времени, принято считать либо середину XV в., либо конец XV - начало XVI в. То есть в качестве рубежа рассматривают завоевание турками-османами Константинополя и крушение Византии, окончание Столетней войны (1453) или начало эры Великих географических открытий, особенно открытие Колумбом Америки. В частности, некоторые советские исследователи полагают, что XVI век, эпоху первых буржуазных революций, следует отнести к особому периоду нового времени. С другой стороны, ряд историков придерживаются той точки зрения, что если рассматривать средневековье как период господства феодальной формации, то в него следует включать для Западной Европы и XVIII век - до Великой французской революции 1789-1794 гг. Таким образом, этот вопрос принадлежит к числу дискуссионных.
В советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода: I. Конец Vв. - середина XI в.- раннее средневековье (раннефеодальный период), когда феодализм только складывался как господствующий способ производства; II. Середина XI в.-конец XV в. - период развитого феодализма, когда феодальный строй достиг наивысшего расцвета; III. XVI в. - первая половина XVII в. - период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения.

Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:

1. Раннее Средневековье (конец V – середина ХI вв). В V-VII вв. варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно отстает от культур Византии и арабского Востока.

2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») Средневековье (сер. ХI– кон. ХV вв). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Создаются основные европейские государства (Англия, Франция, Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIII вв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Восток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодействие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.

3. Позднее Средневековье (ХVI – перв. пол. ХVП вв.). Создана высокая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, византийские и исламские влияния. Это период разложения феодализма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, характерные для Нового времени.

Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:

1. феодальная форма собственности, основанная на личной и поземельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;

2. господство натурального хозяйства – самообеспечение, неразвитость товарно-денежных отношений, отсутствие массового производства;

3. жесткая сословно-иерархическая структура общества, пронизанная сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;

4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых походов в XI-XIII вв.);

5. инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;

6. эпидемии инфекционных заболеваний;

7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи неизбежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).

Средняя продолжительность человеческой жизни составляла 40-45 лет для мужчин и 35 лет – для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном, знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.



Источники формирования культуры европейскогоСредневековья

Принято различать внутренние и внешние источники формирования культуры европейского Средневековья.

Собственно европейская культура родилась из слияния трех противоречивых внутренних начал:

наследия античности,

культуры варваров,

традиций христианства .

В период становления средневековой культуры выкристаллизовывается определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.

Внешним фактором формирования культуры средневековой Европы является воздействие на нее византийской и арабской культур .

Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею. В основу средневековой системы образования легла школьная римская традиция, система «семи свободных искусств» .

Огромную роль в формировании, становлении и развитии европейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык – язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, образования.

Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспрепятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее.

Варварами древние греки и римляне называли чужеземцев (barbar - звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей «культурным» грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского Средневековья.

У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным видением мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, прикладным – различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, – выполненные в «зверином стиле» .

Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где особое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с сакральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это наложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.

Мировоззренческие основы средневековой культуры

Идеологическим стержнем духовной жизни Средневековья, всей его культуры, стало христианство.

Христианство появилось в середине I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. На рубеже поздней античности и раннего Средневековья оно явилось той объединяющей оболочкой, в которую смогли вместиться самые разные взгляды, представления и настроения – от тонких теологических доктрин до языческих суеверий и варварских обрядов.

Христианство влияло на огромные массы людей :

Наследуя и преобразуя идеи и образы различных религий;

Сохраняя и наполняя новым содержанием наиболее распространенные и привычные обряды;

Провозглашая братство равных перед Богом единоверцев, независимо от их этнической, языковой, социальной и политической принадлежности;

Обещая посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Во II-VIII вв. совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин «отцов церкви» (патристика) оформилась в догматику и организацию христианской церкви.

На первых двух соборах – Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) – сложился христианский Символ веры , то есть краткое изложение основных догматов христианства.

Христианское вероучение систематизирует теология (греч. theos – бог, logos – учение), или богословие. Видными средневековыми теологами были Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Николай Кузанский.

Средневековая картина мира

Средневековая картина мира складывалась, преимущественно, из образов и толкований Библии . Исходным пунктом объяснения мира было полное и безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.

В самом общем плане мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней, – Бог. Ниже идут ярусы, или уровни, священных персонажей: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней, ниже и простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии, но в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине этой второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком (отражающее, подобно зеркалу) существо. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

Христианский образ человека разорван на два начала : «тело» и «душу», – и в этом противопоставлении приоритет безоговорочно отдается началу духовному. Красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену атлету как символу античной культуры пришел средневековый аскет, добровольно переносящий лишения.

Человек стал рассматриваться как объект и цель борьбы двух космических сил (божественной и сатанинской), которая реализуется в столкновении желаний человека жить «по плоти» или «по духу». Христианин может и должен проявить себя в этой вселенской битве добра со злом.

Начиная с X в. и вплоть до эпохи Просвещения (конец XVII – начало XVIII вв.), христианство стало религией, которая входила в жизнь каждого европейца с момента его рождения, сопровождала его на протяжении всего его земного существования и вводила в загробный мир.

Однако средневековая христианская культура не была цельной, она существовала как единство культур различных социальных сословий. Три главных сословия феодального общества – духовенство, рыцарство и народ. Каждое из них не только выполняло полезную для общества функцию, но и священную обязанность.

Был ли христианский образец человека – человек глубоко религиозный, а потому нравственный, – реализован в жизнедеятельности представителей этих сословий?

Сословные культуры европейского Средневековья

Монастырская культура

Первым, высшим сословием, считалось духовенство, сословие «молящихся». На нем лежали все заботы о духовной жизни общества («дела небесные»). Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим «подвигам» во имя Бога.

Первоначально монахи не имели каких-либо уставных правил и руководствовались в своем служении собственными фантазиями. Позже возникли монастыри (от греч. monasterion - келья отшельников) – общины монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни. Обоснование правил монастырской жизни впервые было дано Василием Великим (IV в., Византия). У истоков монашества на Западе стоял Бенедикт Нурсийский (VI в.), основавший бенедиктинский орден, централизованное объединение монастырей с единым уставом.

Согласно «Правилам» Бенедикта, монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу, а их служение Богу было более обращено в мир, являя собой пример практического христианского милосердия.

В VI в. по образцу бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора , считавшего образованность одной из важнейших христианских добродетелей. В его Виварии впервые сложилась та трехчастная структура монастыря как просветительского центра, которая стала традиционной для Средневековья: библиотека (книгохранилище), книжная мастерская и школа. Именно благодаря монастырям античная культура не была утеряна безвозвратно. Она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богословия, а частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признавалась «богопротивной». В условиях раннего Средневековья, когда монополия на образование принадлежала церкви, монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла.

В VII-X вв., благодаря монахам-миссионерам, христианство широко распространяется в Северной и Восточной Европе. Всплеск «деятельного христианства» приходится на XI-XII вв. Священник и монах того времени – это проповедник, школьный учитель, врач, экономист, адвокат, учитель, политик, крестоносец и т.д.

С развитием феодализма монастыри превращаются в крупных землевладельцев, втягиваются в товарно-денежные отношения, включаются в светскую жизнь, в результате чего «обмирщаются». Жизнь монахов утрачивает аскетический характер первоначальных общин: процветают разврат, обжорство, тунеядство. Все это рождало критику «продажной» церкви как внутри духовенства, монашества, так и в народных антифеодальных движениях. Руководство католической церковью объявило эти движения ересью.

Фанатичному и жестокому испанскому монаху Доминику папа Римский предоставил чрезвычайные полномочия в борьбе с еретиками. Сама эта борьба была объявлена высшим подвигом христианским, где допустимы самые жестокие средства. Так рождалась «святая католическая инквизиция» (ХП-ХШ вв.). Доминиканцы – уже не «воины», а «псы Господни».

За укрепление монастырей выступают сторонники реформ, требующие восстановления сурового устава Бенедикта Нурсийского. На базе католических монастырей возникают духовно-рыцарские и нищенствующие ордены (францисканцев, доминиканцев, августинцев и др.).

Наиболее ярко «светлый» христианский идеал воплотился в жизни Франциска Ассизского, проповедовавшего святую бедность, поскольку жизнь христианина должна быть подражанием земной жизни Иисуса. Однако уже в XIV-XV вв. францисканский орден изменяет своим идеалам.

Таким образом, христианский образ человека не был реализован даже у монахов. Главная причина этого – сама жизнь, включение монашества в реальные отношения феодального общества с его войнами, крестовыми походами, борьбой за светскую и церковную власть.

Рыцарская культура

Рыцарство (от нем. Ritter - всадник) – это военно-аристократическое сословие феодального общества, призванное выполнять высшие государственные задачи: поддержание церкви, защиту веры, упрочение мира, защиту народа от насилия и т.д. Это сословие «воюющих». Удел рыцарства – «дела земные».

Рыцарство зародилось еще в раннем Средневековье, достигло расцвета в XI-XIV вв. и претерпело упадок в ХV в. От своих сеньоров, с которыми рыцари (светские феодалы) были связаны отношениями вассалитета, они получали земельные владения – при условии несения в их войске конной военной службы.

Идеология рыцарства своими корнями уходит, с одной стороны, в культурные традиции древней общины германских племен с ее стереотипами мышления и языческими верованиями, а с другой – в развитую христианством концепцию служения.

В основе рыцарского кодекса чести лежат восемь основных добродетелей: древнее происхождение, безусловная верность своим обязательствам по отношению к сеньору и равным себе, большая физическая сила, мужество, благородное поведение в бою, бережное отношение к своему коню и оружию, постоянная забота о славе, щедрость, внешняя привлекательность, учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи и играть на каком-либо музыкальном инструменте и, наконец, влюбленность в прекрасную даму.

Добродетели истинного рыцаря воспитывались в сыновьях светских феодалов с детства. До 7 лет они находились на попечении женщин в семье, до 14 лет были пажами при дворе сеньора и до 21 года оставались оруженосцами. Система их воспитания включала в себя обучение религии, придворному этикету, верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению стихов и пению в честь дамы сердца.

Особой страницей рыцарской культуры были турниры. Турнир (от старофр. tournei) - военное состязание, целью которого является показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Турниры обычно устраивались королем или другим знатным сеньором по какому-либо торжественному случаю и происходили публично. Рыцари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядом; бывали также и пешие поединки. Ход турниров регламентировался особыми правилами. Победитель добивался славы, получал денежную награду. Иногда турниры, являвшиеся в известной мере узаконенным видом феодальной войны, сопровождались тяжелыми ранениями и даже гибелью участников.

Выдающимся явлением средневековой культуры стала куртуазная (от фр. courtois - учтивый, рыцарский) литература – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII - XIV вв. Она была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала.

Куртуазная литература представлена лирикой трубадуров (Прованс), труверов (север Франции), миннезингеров в Германии, а также рыцарским романом .

Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда – внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету.

При более внимательном рассмотрении жизнедеятельности рыцарства оболочка христианства и благородства становится все тоньше. Вместо смирения – гордость, вместо прощения – месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешественников, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел – охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Высокий христианский идеал не нашел своего воплощения и в этом сословии средневекового общества.

Народная культура

Двойственность ценностных ориентаций еще ярче проявлялась в жизни простых людей, прежде всего, крестьянства , сословия «трудящихся».

Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне (сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне. Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян – собственников земли, зависимость которых от сеньора носила судебный и политический характер.

Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в одной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом.

Дух и плоть, добро и зло, устремленность к Богу и чувственные радости, боязнь греха и грех в их повседневности тесно переплетались. Христианский принцип двумирности с трудом воспринимался народным сознанием. В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эльфов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда – под видом католических святых.

Высшим проявлением духа язычества были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалось в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре.

В рутинной, медленно развивающейся цивилизации Средневековья временные ориентиры были расплывчаты. Точное измерение времени распространяется лишь в позднем Средневековье. Личное, бытовое время средневекового человека двигалось как бы по замкнутому кругу: утро – день – вечер – ночь; зима – весна – лето – осень. Понимание же исторического времени было иным. Время оказывалось линейно направленным, движущимся от сотворения мира к Страшному суду и завершению земной истории.

Восприятие человеческих возрастов отличалось от привычного для современного человека. Сорокалетний человек считался стариком. Средневековье не знало глубокой эмоциональности по отношению к детям. А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Она мыслилась как пора цветения, с нею связывались представления о

жизненной магической силе.

Городская культура

Развитие средневековой цивилизации связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе – это небольшие группы людей (1-5 тыс. человек), живших вокруг крепостей или резиденций епископов и мало чем отличавшихся от крестьян. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, охватывая и пригороды.

Большинство деревянных зданий очень часто подвергалось пожарам. Улицы – узкие, кривые, с тупиками, и необычайно грязные, такие, что германский император Фридрих II дважды чуть не утонул в грязи вместе со своей лошадью в двух немецких городах. Дома примыкали друг к другу, верхние этажи были навесами над нижними. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывали прямо на улицы, где бродили домашний скот и птица.

К X-XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и происходит быстрый рост городов как центров ремесла и торговли. Теперь в крупных городах живет 20-30 тыс. человек и более, растет число малых городов.

Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша). Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрестных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны).

Состав городского населения был очень пестрым. Здесь проживали короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий – юристы, врачи, архитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне искали в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, нищие и преступники – легкой поживы.

Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров . Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, гильдии, братства, «торговые дома». Мастера и торговцы нуждались в защите своего предприятия и доходов от феодалов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число помощников и др. В XIII-XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из богатых купцов, руководителей цехов – патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организацию.

С XI в. города становятся центрами культурной жизни Западной Европы. Именно здесь начинается «техническая революция» зрелого Средневековья, создаются новые научные и образовательные центры, возникает вольнолюбивая литература на народных наречиях, даются театральные представления.

Средневековая наука

Средневековая наука опиралась на абстрактное мышление и носила, главным образом, умозрительный характер. В ней можно выделить такие крупные направления, как:

физико-космологическое , объединяющее физические, астрономические и математические знания;

науки о душе , рассматриваемой как принцип и источник и растительной, и животной, и разумной жизни;

астрология и медицинские знания (к ним примыкает учение о минералах) и алхимия .

Обращаясь к природе, ученые пользовалась методами наблюдения и крайне редко - эксперимента. С XIII в. зарождается интерес к опытному знанию. Научный переворот совершает оксфордский профессор Роджер Бэкон , который приходит к исследованию природы, к отрицанию авторитета, решительно отдавая предпочтение опыту перед чисто умозрительной аргументацией. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике и химии. Он не раз осуждался церковью и провел четырнадцать лет в заключении.

Светское образование в Средневековье

С ростом городов, с увеличением численности горожан и расцветом цехов набирают силу городские частные, гильдейские и муниципальные школы, неподвластные прямому диктату церкви.

В ХII-ХIII вв. Западная Европа переживает экономический и культурный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока послужили стимулами совершенствования средневекового образования.

Кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем и в университеты (лат. universitas - совокупность, общность) – высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. Первые высшие светские школы появились в XI в. в Италии; в конце XII - XIII вв. они возникли в Париже, Монпелье (Франция), Кембридже и Оксфорде (Англия), в XIV в. – в странах Центральной Европы. В ХV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Они были настоящими питомниками знаний и играли важнейшую роль в культурном развитии общества.

Средневековый университет состоял из нескольких факультетов : подготовительного (артистического, или искусств), и трех высших (права, медицинского и богословского). На артистическом факультете, позже получившем название философского, преподавали «семь свободных искусств». Процесс обучения включал в себя лекции и диспуты и велся на интернациональном в средневековой Европе латинском языке.

Университеты обладали административной автономией, своей юрисдикцией, имели уставы, строго регламентировавшие всю их жизнь. Они нередко становились очагами свободомыслия и еретических идей, связанных с бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви.

В то же время средневековая университетская наука называлась схоластикой (гр. scholasticos – школьный, ученый), т.е. школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценка роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам. Влияние церкви на средневековые университеты было еще значительным.

Книга в Средневековье

В раннем Средневековье книга была предметом роскоши. Ее изготовляли в монастырях на пергамен(т)е – специально выделанной телячьей коже. Листы пергамена сшивались и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, украшенный драгоценными камнями и металлами. Текст украшался рисованными заглавными буквами – инициалами – и заставками, а позже – и великолепными миниатюрами.

Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. В начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком земли.

В XII в. книга становится более дешевой, поскольку открываются городские мастерские по переписке книг, где работают не монахи, а ремесленники. Однако для вывоза книг из города требовалось специальное разрешение властей.

С XIV в. процесс производства книги упрощается и унифицируется: в производстве книг широко применяется бумага. В 40-х гг. ХV в. появляется печатный станок , изобретенный Иоганном Гуттенбергом . Это сделало книгу в Европе поистине массовой и повлекло существенные перемены в культурной жизни.

До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII-ХIV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан.

Литература и театр

Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры наиболее ярко проявилась в литературе, которая, в противоположность церковной латиноязычной литературе, с самого начала создавалась на народных наречиях .

Излюбленными ее жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки , пронизанные сатирическим духом (фр. фаблио, нем. шванки). В них высмеиваются алчность духовенства, кичливость и невежество феодалов и другие реалии средневековой жизни. Грубоватый юмор соседствует здесь с моральным поучением. Основные комические персонажи: сластолюбивые попы и монахи, мужья-рогоносцы, крестьяне.

Неотъемлемой чертой городской культуры являлись театральные представления , например, мистерии и фарсы: вольные, обычно стихотворные инсценировки, которые чередовались с интермедиями – вставными комедийно-бытовыми номерами – и отличались комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Разыгрывались такие представления прямо на городских площадях. В них принимали участие присутствующие горожане.

Архитектура и изобразительное искусство

Период раннего Средневековья представлен так называемымдороманским искусством , включающим в себя культуру «варварских королевств» и «Каролингский ренессанс» (VI-IX вв.).

После падения Западной Римской империи на ее территории возник ряд самостоятельных, но недолговечных варварских государств. Готским королевством в течение тридцати лет (493-526) правил Теодорих. В Равенне сохранилась его гробница – суровое и величественное сооружение центрического типа, купол которого высечен из огромного каменного монолита.

В 800 г. образуется Священная империя короля франков Карла Великого (742-814), стоявшего у истоков «Каролингского Возрождения». Это период первого расцвета западноевропейского художественного творчества в самых различных его видах: монументальной живописи, книжной миниатюре, живописи, литературе .

В архитектуре ощущается влияние античности в ее византийском варианте: любимая резиденция Карла Великого – дворцовая капелла в Аахене – построена по типу византийской церкви Сан Витале в Равенне. Оттуда же были вывезены и мраморные облицовки стен с колоннами для украшения интерьера аахенской капеллы.

После распада империи Карла Великого наступил период феодальной раздробленности . Набеги и сражения составляли стихию жизни. Это предопределило появление новой архитектуры, основу которой составили храм-крепость и замок-крепость .

Романский стиль – первый общеевропейский стиль, сложившийся в Х в. и получивший свое название за некоторое сходство с древнеримскими художественными приемами и средствами (базиликальные храмы) . Романский стиль господствует вплоть до ХП в. и наиболее ярко представлен во Франции, Италии и Германии.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой архитектуре : монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенностях, господствуя над местностью. Внешний вид их отличается четкостью объемов, массивностью, тяжеловесностью, приземистостью. Наиболее полным выражением духа эпохи стал собор .

В плане романский храм имеет четкий латинский крест – прямоугольное здание разделено колоннами или столбами на три продольные части (нефы) и пересечено поперечным нефом – трансептом. Вход в храм находился на узкой стороне здания, удаленной от трансепта. Напротив входа средний неф оканчивался полукруглым выступом – апсидой, где помещался алтарь, самое священное место храма, где проходит богослужение. Все здание ориентируется апсидой на восток. Ведущее начало здания храма – стена. Массивные и тяжеловесные стены украшались росписями, плоским рельефом и скульптурой, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущество божества. Фигуры приземисты и статичны, изображены в фас, грубо примитивны и произвольны в пропорциях. Однако в них чувствуется мощь и непосредственность, соединение физической и духовной силы.

Наибольшее распространение получили огромные рельефные композиции над порталами храмов. Интересен скульптурный рельеф «Королевский портал» собора в Шартре (1145-1155). В нем представлены характерные для романского искусства сюжеты: «Христос во славе» в тимпане, повествовательные сцены на капителях, образы ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, олицетворяющие сельские работы, знаки Зодиака, «свободные искусства» на архивольтах и откосах портала. Синтез этих сюжетов воплотил в себе всю символико-аллегорическую систему христианского мировоззрения.

Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Наиболее характерные памятники романской архитектуры – монастырский комплекс в Клюни (Франция), соборы в Вормсе и Майнце (Германия). Шедевром является ансамбль в Пизе (Италия), который включает в себя собор, «Падающую башню» (звонницу) и баптистерий (крещальню). Стройные аркады, расположенные на стенах в несколько ярусов, облицовка цветным камнем придали ансамблю светлое, праздничное звучание.

Готика (от итал. gotico, букв. - готский, от назв. герм. племени готов) – художественный стиль, возникший во второй половине ХП в. и завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе . Он сменил романский стиль в связи с наступлением нового этапа Средневековья: феодальная раздробленность уступила место централизованным государствам. Борьба городов за независимость от феодалов достигла апогея, расцвела рыцарская культура, обмирщились литература и искусство.

Ведущим архитектурным типом стал собор , который строился по заказу городской коммуны и свидетельствовал не только о религиозности, но и о силе, богатстве, вольности горожан. Размеры таких зданий очень велики; возводились они в течение многих десятилетий, а часто и веков.

Готическое здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. Основу каркаса составляют звездообразно перекрещивающиеся стрельчатые арки – нервюры, которые опираются внутри помещения на мощные колонны или пучки узких колонн. Распор свода передается вынесенным наружу столбам (контрфорсам) при помощи перекидных арок (аркбутанов). Места соединения аркбутанов с контрфорсами увенчиваются декоративными остроконечными башенками – пинаклями.

Крупнейшие сооружения ранней готики представлены соборами Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр (Франция). Их архитектоника еще несет на себе черты романского стиля. Это проявляется в четком горизонтальном членении фасадов, в грузной тяжеловесности башен, в сдержанной скульптурной декорировке, производящих общее впечатление строгости, величия и незыблемости храмов.

Общепризнанными классическими образцами готики, повторенными зодчими во всей Европе, стали соборы в Реймсе и Амьене (Франция). Их фасады, в отличие от ранних сооружений готики, имеют стремительно нарастающую вверх композицию. При сохранении трехчастной фасадной поверхности элементы ее убранства выходят за пределы своих ярусов. Внутреннее пространство хорошо освещено через оконные витражи. Архитектурные детали украшены растительным орнаментом.

Шедеврами зрелой готики являются Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство в Англии, Фрейбургский и Кельнский соборы в Германии. В эпоху поздней готики все больше проявляется стремление к внешним эффектам. Вертикальные членения становятся главными. Усложняется рисунок сводов, применяются звездчатые и сетчатые своды. Готические соборы начинают напоминать «застывший дождь» или «окаменевшее пламя» (отсюда термин «пламенеющая готика»).

Каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, сложным орнаментом.

С исчезновением глухих стен исчезают и монументальные росписи. Их заменяют витражи – своеобразная живопись из кусков цветных стекол, скрепленных свинцовыми полосками. Витражи заполняют узкие высокие проемы и круглые окна – «розы». Почти бесцветные снаружи, внутри витражи горят насыщенными красками, создавая в интерьере собора необычные художественные эффекты. Пронизанный солнечным светом, витраж в наибольшей степени воплощал представления Средневековья об одухотворенности материи.