Как медитировать вместе со своим ребенком? Медитация с детьми. Самопознание или самоосознание

14 медитаций в игровой форме, которые помогут маленьким детям успокоиться и придти в равновесие.

Для детей неестественно медитировать. Они страстно исследуют и испытывают окружающий мир всеми возможными способами. Спокойствие, может показаться, им совершенно чуждо.

Но и у детей в жизни бывает стресс (чаще всего потому, что стресс у нас, у ролевых образцов, так что на самом деле больше медитировать нужно взрослым), и медитация может научить их не забывать наслаждаться маленькими радостями и чувствовать миг счастья как оно есть.

Медитация – не достижение
Наше общество всегда формулирует цели, но давайте попробуем думать о медитации не как о способе достичь внутреннего покоя, а скорее как о возможности насладиться путешествием и открыть глаза на прекрасный мир вокруг нас - и внутри. Просто, чтобы позволить себе быть.

Вот 14 медитаций для маленьких детей, которые можно попробовать.

1. Третий глаз
Уложите ребенка на пол и положите ему на лоб маленький камешек, стекляшку или кристалл. Попросите подумать о нем, вообразить его цвет или многоцветие, почувствовать тепло или прохладу, его вес и другие качества.
Волшебный камень поможет тебе быть более спокойным и расслабленным… Дыши, и пусть его магия медленно проникает в твое тело и заполняет всего тебя до кончиков пальцев.

Если лежать надоело, попробуйте попринимать разные позы, не роняя камень и не прекращая его осознавать. Можно попробовать встать в полумостик, сделать «березку» или закинуть ноги за голову.

2. Остановись и послушай
Для этой игры вам понадобится тибетская поющая чаша или колокольчик, звон которого длится достаточно долго. Пусть дети свободно перемещаются по комнате, но как только звучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и закрыть глаза. Пусть слушают звук очень внимательно, и только тогда, когда он окончательно иссякнет, начинают двигаться снова.

3. Немой колокольчик
Сядьте с детьми в тесный круг и пустите по кругу колокольчик (или несколько). Пусть каждый ребенок звонит в колокольчик, если захочет, и слушает звук. Затем постарайтесь передавать колокольчик, чтобы он не зазвонил. Покажите детям, как это сделать очень бережно и тихо. Это волшебным образом утихомиривает детей и приуготовляет их к расслаблению. Можно делать это вдвоем, передавая друг другу.

Дети есть дети, так что может быть, вам придется несколько раз повторить игру, прежде чем они поймут, что звонить не нужно. Если игра становится слишком простой, передавайте колокольчик тому, кто сидит дальше от вас - для этого будет нужно встать и подойти, по-прежнему не нарушая тишину.

4. Передай огонь
Такое же упражнение можно проделывать со свечкой и двигаться плавно и медленно. Таким образом, чтобы огонек не погас.

5. Круг колокольчика
Сядьте в круг и закройте глаза. Пусть один ребенок держит колокольчик и медленно обходит круг снаружи - так, чтобы не зазвонить. Затем, подойдя к кому-нибудь, кого выберет, тихонько звонит ему над ухом, отдает колокольчик и садится на его место.

Игра продолжается так несколько минут, пока вы не разрешите детям открыть глаза и увидеть – все поменялись местами, но круг остался целым.

И бесшумно ходить вокруг, и сидеть тихо в кружке ожидая колокольчика над ухом, - очень сосредоточивает и успокаивает детей.

6. Зоо-рай
Хорошая детская игра, чтобы попробовать и запомнить позы всевозможных животных. Она приносит спокойствие, любовь к тишине и самоконтроль. Для нее вам тоже будет нужна тибетская чаша или долго звучащий колокольчик.
Назначьте йогическое животное, или пусть дети по очереди выбирают сами, - и пусть они двигаются по комнате, изображая движения и звуки этого животного. Когда дети слышат звук, они должны замереть в этой животной позе и оставаться неподвижными, пока чаша не перестанет петь.

7. Как тихо
В этой игре детям нужно оставаться без движения необычайно долго. Что очень хорошо сказывается на способности слушать и концентрироваться. Вам понадобится тибетская поющая чаша и повязки на глаза.
Попросите детей лечь на пол, руки вытянуть по бокам, на глаза надеть повязки (или выключить свет). Скажите, что чаша будет петь, а они должны слушать очень внимательно. Когда чаша остановится, им будет нужно осторожно положить руки на живот. Когда все это сделают, чаша снова запоет, а после остановки им снова нужно будет вытянуть руки. Вот какой у вас мирный и тихий класс детей! Пока они не разбегутся, разумеется.

8. Спящие эльфы и феи
Поставьте расслабляющую музыку и вооружитесь пыльцой фей. Пусть все дети отдыхают в позе Ребенка (колени под себя, расслабленные руки вытянуты вдоль тела к ногам). Каждый из них - фея или эльф. Ходите вокруг и легко касайтесь их спин кончиками пальцев, покрывая их магической пыльцой фей. Она даст им волшебную силу оставаться настолько неподвижным, насколько можно. Кто продержится дольше?

9. Спокойная вода
Все лежат на полу неподвижно. Если кто-то двинется, ему придется отойти в сторонку. В этой игре мы не то, что говорим «не двигаться», а скорее приглашаем вовлечься в неподвижное лежание - так будет душевнее.

10. Я вижу красоту
Ходите по классу, по комнате, по улице или в парке. Позвольте детям останавливаться тогда, когда им самим покажется верным, и оглянуться вокруг в поисках красивого:

Поищи красивое перед тобой и тихонько скажи «Я вижу красоту передо мной».
Оглянись назад, найди что-то красивое и тихо скажи «Я вижу красоту за спиной».

Продолжайте так - направо, налево, наверх и вниз.

11. Идем по небу
Эту игру-медитацию безопаснее выполнять в парах на улице. Пусть один из детей держит под глазами маленькое зеркало, развернутое наверх к небу, а второй его ведет. Когда идешь с зеркалом у глаз – и правда выглядит, словно идешь по облакам: у тебя совершенно иная перспектива и открываются глаза на целый новый мир.

12. Дыхание океана
Сядьте прямо или лягте. Закройте уши, чтобы снаружи ничего не было слышно. Теперь дышите глубоко и внимательно слушайте. Вы услышите в своем дыхании звучанье океана.

Слушайте, как волны накатывают и отходят, и позвольте себе совершенно расслабиться.

13. Найти центр
Можно делать сидя или лежа. Наклонитесь немножко направо, немножко налево, вперед и назад - пока не отыщите свой центр, положение, в котором вы чувствуете баланс. Теперь закройте глаза и представьте, как этот центр распространяется от ступней ног наверх, по позвоночнику, до макушки головы. Вдохните в этот центр и поглядим, что получится.

14. Доска Будды
Это специальная доска, на которой можно рисовать или писать водой. Вода испаряется с поверхности примерно через минуту, слова или картинка исчезают. Они продаются готовые, но в принципе можно делать это на сухом асфальте мокрой кисточкой, на школьной доске, на столе.

Будда учил, что ничто не постоянно, что вещи не длятся вечно, и доска на практике это иллюстрирует. Каждый ребенок может что-то нарисовать на доске, но сначала предыдущее творение должно испариться и уступить место.
Практикуя подобные игры-медитации, мы можем легче вовлечь детей в состояние осознанности.

Экспериментируйте, но не воспринимайте всё это слишком серьезно, не пытайтесь достичь каких-то особенных состояний ума. Жизнь прекрасна и полна такая, какая она есть, и медитация, возможно, просто способ снова обратить на это наше внимание.

Многие взрослые, давно занимающиеся духовными практиками, интересуются, можно ли приобщить к занятиям детей, и с чего лучше начинать.

Самый простой способ познакомить ребенка с духовным миром – это медитация для детей, которая поможет ребенку не только в духовном развитии, но и в физическом.

Из этой статьи вы узнаете об особенностях практик для ребят различного возраста, начиная с раннего и заканчивая подростковым возрастом.

Почему медитация полезна детям?

Медитация – полезное для детей занятие. Оно помогает маленьким непоседам контролировать свои эмоции, учит их терпению, позволяет развивать здоровые качества личности: уверенность в себе, самооценку. Также детская медитация – это хороший способ расслабиться, сконцентрироваться, отдохнуть, мотивировать себя на творчество и самовыражение.

Специалисты по духовным практикам утверждают, что дети, регулярно занимающиеся медитацией, развиваются очень сбалансированно, а также превосходят своих сверстников по уровню физического и эмоционального здоровья.

Особенности медитации для детей разного возраста

Родителям необходимо помнить, что подбирать технику и программу медитации для ребенка нужно, исходя из его возраста. В противном случае его просто не заинтересует сам процесс, и никакой пользы и удовольствия от таких занятий он просто не получит.

Как приучить к медитациям детей до пяти лет

В первые годы жизни медитация пока еще не нужна. Малыши просто не смогут понять суть этого действия. Однако, после трех лет хорошим стимулом к дальнейшему началу занятий может послужить поведение родителей.

Известно, что маленькие дети склонны многое повторять за мамой и папой, и, если ребенок видит, что кто-то из родителей (или даже оба) сидят по несколько минут со счастливым видом, закрыв глаза, его это несомненно заинтересует. Возможно, кроха даже попытается скопировать родительскую позу. Несмотря на то, что он будет делать это чисто инстинктивно, не задумываясь о цели процесса, это может стать отличным началом для дальнейших занятий.

Детская медитация в возрасте от пяти до восьми лет – это уже не просто инстинктивное копирование родительского поведения. Конечно, пока еще рановато с головой погружать свое дитя в премудрости внутренней концентрации и духовных занятий, однако стоит попробовать превратить медитацию в естественную и приятную составляющую повседневной жизни. Самое главное – не заставлять ребенка медитировать, чтобы он не воспринимал духовную практику как наказание.

Самый лучший способ освоить медитацию для детей – это подключить воображение. Малыши отлично усваивают новые навыки, когда они преподносятся им в игровой форме.

Предложите своему чаду поиграть в игру под названием «Статуя». Объясните, что по правилам игры вы должны вообразить себя статуями и сидеть неподвижно, пока вы не скажете, например, «Статуя, согни руки в локтях!», после чего вновь нужно будет замереть в уже новой позе.

Игра может длиться, пока вы не перечислите все суставы или пока маленькому непоседе не надоест. Вы можете поменяться с малышом ролями, и тогда предлагать новые позы будет уже он.

К игре «Статуя» можно подключить и познавательные занятия, например, соблюдать неподвижность, пока ребенок не досчитает вслух до десяти. Так кроха одновременно будет учиться контролировать свое тело и развивать навыки счета.

Через несколько занятий попросите ребенка закрывать глаза на время игры. Удивительно, но маленькие непоседы вполне могут выдерживать полную неподвижность с закрытыми глазами в течении 5-15 минут – это доказали учителя восточных боевых искусств, обучавших детей коллективной медитации.

Музыка для детской медитации

Прекрасным дополнением к занятиям станет специальная музыка для медитации для детей. Это может быть просто спокойная мелодия, которая нравится вашему чаду, а может быть диск со звуками природы или другой расслабляющей музыкой для духовных практик.

Постепенно знакомьте ребенка с техникой визуализации. Попросите его закрыть глаза и мысленно представить лицо любимой бабушки, сказочного персонажа или сцену из детской книги. Регулярные занятия научат малыша одновременному контролю за своим телом и эмоциями.

Главное – не переборщить! Не нужно превращать приятное расслабление и веселую игру в скучную обязанность и вводить четкое расписание занятий. Пусть ребенок медитирует с вами тогда, когда этого хочется ему. Если он устал или находится в таком настроении, когда хочется петь и танцевать, а не сидеть неподвижно на месте – медитацию лучше отложить. В детской медитации важнее всего качество, а не количество – помните об этом!

После того, как ребенку исполнилось восемь, можно усложнять технику медитации и начинать знакомить его с истинным смыслом духовной практики. Объясните ему, что медитация – это работа с внутренними ресурсами организма, а также своеобразная тренировка тела и ума, помогающая контролировать свои эмоции, расслабляться, заряжаться энергией.

Попробуйте подключить медитацию в движении, например, простые позы из йоги. Многим ребятишкам они нравятся гораздо больше, чем обычное сидение на полу.

В этом возрасте можно смело начинать знакомить ребенка с мантрами. Для этой цели в первую очередь подойдет мантра «Ом», поскольку она позволяет экспериментировать со звуками, что очень интересно детям. В медитации для детей текст мантры пока еще не имеет решающего значения, однако вы можете придумывать собственные слова и звуки, которые будут что-то значить для ребенка.

Если вы будете на личном примере показывать своему чаду, как с помощью медитации можно успокаивать себя, расслабляться и очищать сознание – он втянется в этот процесс. Но главное – никакого принуждения!

Подростковый возраст

Подростки уже понимают глубинные аспекты медитации, поэтому заниматься духовными практиками могут наравне со взрослыми. Правда, в переходном возрасте они предпочитают медитировать самостоятельно, без присутствия рядом родителей.

Вы можете помочь своему подростку познакомиться с различными видами медитации, дать какие-то советы, подарить интересную литературу по данной теме или диски с расслабляющей музыкой, а также выделить ему дома специальный уголок для занятий, где он сможет медитировать тогда, когда вас не будет рядом. Прекрасно, если в этом уголке будут находиться специфические атрибуты, благовония и какие-либо предметы искусства, позволяющие настроиться на нужную волну.

Помните, что медитация для детей полезна в любом возрасте. И при этом совершенно не важно, когда именно вы начали заниматься, главное – чтобы занятия приносили искреннее удовольствие и воспринимались как отдых и познание себя, а не как принудительная обязанность.

Волшебные путешествия — медитация направленного воображения

Цели: обучать детей релаксации (снимать напряжение, развивать саморегуляцию, достигать расслабления и ощущения покоя); стимулировать воображение, управлять своими мыслями.

Материалы : фонограммы музыкальных произведений для медитации.

Радуга

1. Закройте глаза и представьте экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, а еще то, что захотите сами.

2. Первый цвет — голубой. Он может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубое небо, голубые цветы — незабудки. Что еще бывает голубого цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете голубой цвет.

3. Следующий цвет — красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Красный цвет — цвет огня. Что еще бывает красного цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете красный цвет?

4. Желтый — приносит нам радость. Он согревает, как солнечный свет, и мы улыбаемся. Что бывает желтого цвета? Желтый лимончик, желтый одуванчик, много- много желтых одуванчиков. О чем вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?

5. Зеленый — цвет природы. Цвет природы помогает нам чувствовать себя лучше. Зеленые травы, кусты, деревья. Что еще бывает зеленого цвета? О чем вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Расскажите, что вы представляли.

Сад чувств

1. Сядьте поудобнее, спина прямая и расслабленная. Закройте глаза.

2. Представьте, что вы входите в заброшенный сад и становитесь его садовником. Вам хочется очистить его от мокрых листьев и веток. Вы берете грабли, садовые инструменты и начинаете свою работу: собираете сухие листья, срезаете старые ветки, ходите по саду и везде наводите порядок. Сажаете новые цветы, кустарники.

Сад наполняется разными звуками: вы слышите жужжание пчел, пение птиц, невдалеке журчит ручеек... Вы отдыхаете, вас окружает прекрасная природа. Вы чувствуете себя спокойно, расслабленно, легко и радостно.

Вы ощущаете запах розы, жасмина и других цветов, их так много. Как пахнет свежестью и хвоей сосны! Воздух отдает дымком. Кто- то разжег костер. Вероятно, собираются приготовить еду. Представьте что-нибудь вкусное...

3. Представьте, что сидите на бревне, а теперь опустите руку с края бревна, коснитесь прохладной, влажной земли.

Вы можете надолго остаться в этом саду. Волшебный сад дарит за вашу маленькую заботу в благодарность возможность вернуться сюда вновь. Этот сад прекрасен, и вы можете прийти в него в любое время. Он цветет в вашем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.

4. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза. Нарисуйте какой-нибудь уголок своего воображаемого сада.

Тропический остров

1. Сядьте поудобнее. Можно закрыть глаза. Вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали или видели на картинке, или любое, нарисованное вашим воображением.

2. Каждый из вас — единственный человек на этом острове. Кроме вас — только добрые звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите? Какие запахи чувствуете?

3. Вы видите чистый берег и чистую прозрачную воду. Поплавайте в море. Какое оно? Какая погода на вашем острове?

4. Как вы себя чувствуете там? Ведь каждый из вас здесь совершенно один. Захватите это чувство с собой, возвращаясь назад в свою комнату. Теперь вы можете представлять этот остров, когда захотите.

Отправляйтесь в свой собственный райский уголок, на свой чудесный остров, когда захотите, в любое время.

Путешествие в волшебный лес

1. Сядьте поудобнее. Можете закрыть глаза. Представьте себе: летний теплый день, вы видите невдалеке лес. Вы идете по тропинке, вдоль которой возвышаются раскидистые деревья, растут незнакомые кустарники и очень красивые цветы. Вы заходите все дальше в лес... В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядьте на нее, отдохните.

2. Прислушайтесь к звукам. Почувствуйте, как пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав.

3. Представьте, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли к вам. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат вас. Подружитесь с ними.

4. Как вы себя чувствуете? Вас ждет долгая дорога домой из вашего сказочного леса. Вы идете, смотрите вокруг и разговариваете со своими новыми друзьями. Послушайте их советы.

Золотой путешественник

1. Сядьте поудобнее (можно прилечь). Закройте глаза. Дышите глубоко. Вдохните и представьте, что вы вдохнули золотой свет. Этот свет постепенно заполняет все-все внутри, руки и ноги. Тело начинает светиться, ноги, руки, пальцы... От вас исходит золотой свет. Подумайте об этом как об энергии, укутывающем и всепроникающем облаке мягкого золотого цвета, как о силе. Глубоко дышите. Мысленно произнесите: «Я спокоен...». Вы чувствуете золотую энергию, ваше тело расслаблено, вы отдыхаете.

2. Откройте глаза. Некоторое время посидите спокойно. Как вы себя чувствуете? Теперь медленно вставайте. Вы зарядились энергией. Вы бодры и веселы.

3. Скажите, на что был похож золотой свет? Что вы представляли и где были в своем воображении?

Небо

1. Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но не напрягаясь), ноги должны касаться пола (можно присесть или прилечь на коврик, пол). Закройте глаза.

2. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чем-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Представьте прекрасное голубое небо. Вы спокойны, уравновешены. Вам хорошо, вы счастливы. Вы ощущаете покой, тишину и радость.

3. Откройте глаза. Некоторое время посидите спокойно. Затем медленно встаньте.

Путешествие в лес

Сегодня мы совершим маленькое путешествие в лес. Будем использовать нашу фантазию и, фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Дышите спокойно. Представьте себе, что вы идете по лесной тропинке, прекрасный летний день, вокруг — лес. Светит солнышко, и вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно теплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который вас освежает. Солнце светит сквозь листву деревьев. В воздухе стоит удивительный лесной аромат. Вы идете вперед, ощущая твердую почву, и слышите, как под ногами шелестят листья. Тропинка выводит вас к прекрасному лесному ручью.

Вы садитесь на камушек, он очень теплый, удобный, и глядите на воду. Она сверкает в лучах солнышка, пузырится и поет, протекая мимо вас. Вы легко можете перейти через ручеек, если захотите, но продолжаете сидеть на камушке, свесив ноги в прохладную воду. Небо синеет над головой. Все дышит миром и спокойствием. Вы видите, как листья тихо падают с деревьев в воду и плывут, переворачиваясь в водном потоке. Вы слышите, как поют птицы. Вам хорошо и спокойно. Ничто не беспокоит, все в порядке, и вы можете оставаться на этом месте, у лесного озера, в сказочном лесу столько, сколько захотите. (Пауза.)

Вы оборачиваетесь и видите оленя, который выходит из леса к другой стороне озера. Олень останавливается и оглядывается. Вы сидите тихо-тихо, наблюдая за ним. Вам он очень нравится, и вы передаете ему свои мысли, что все в порядке и что вы его друг. Он смотрит на вас и, кажется, понимает, что может вам доверять. Он склоняет голову к ручью и пьет воду. Затем медленно и спокойно поворачивается и уходит в лес.

Вы по-прежнему сидите на камушке, тихо и спокойно, отдыхаете и любуетесь окружающим: лесом, этим озером, вспоминаете сказочного оленя...

Потом вы неторопливо встаете с камушка, возвращаетесь на лесную тропинку, которая выводит вас обратно из леса в эту комнату.

Раз, два, три, вы здесь, в этой комнате. Вы сидите на стульях, ваши ноги касаются пола. Вы начинаете слышать звуки в комнате. А теперь спокойно откройте глаза.

Путешествие к морю

Сделайте бесшумно, чтобы никто не услышал, три медленных глубоких вдоха и выдоха.

Сегодня мы с вами совершим путешествие к морю. Мы будем использовать вашу фантазию, чтобы создать тот мир, который хотим увидеть. Чтобы подготовиться к путешествию, сделайте 3 — 4 глубоких вдоха и медленных выдоха. Вдох... Задержите на миг дыхание, затем медленно выдохните. Ваше тело успокаивается, расслабляется...

Используйте ваше воображение. Представьте, что вы находитесь на прекрасном морском берегу. Нежно и ласково светит солнышко. Вас мягко обдувает прохладный морской ветерок. Погода замечательная. Вы ложитесь на песок и чувствуете его тепло. Вы закрываете глаза и слушаете звуки моря, слышите, как тихо плещутся волны. Слышите крики морских чаек и видите, как они лениво летают в синем небе... Вам хорошо и спокойно. Вы лежите, глядя на белые пушистые облака, на морских чаек, чувствуете запах свежего, солоноватого от моря, воздуха, слушаете ритм моря, чувствуете теплоту песка. Все вокруг спокойно, и вам очень хорошо. Вы лежите на песке и отдыхаете... (Пауза.)

Вы отдохнули и пора возвращаться назад. Поднимайтесь с песка. До свидания, море.

Раз, два, три! Откройте глаза. А теперь, не торопясь, возвращайтесь в нашу комнату.

Жизнь в лесу

Давайте поиграем. Будем превращаться в различных животных! Пофантазируем... Мы будем жить понарошку в одном волшебном лесу.

Ах, ведь звери не знают человеческого языка. Как же им общаться? Давайте придумаем свой язык. Когда мы хотим поздороваться, то тремся друг о друга носиками (психолог показывает, как это нужно делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить: «Как дела?» — хлопаем своей ладонью по ладошке другого (показ), когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — кладем голову на плечо другу, а когда проголодаемся — показываем на рот, а если хотим спать, осторожно трем глазки. Готовы? Включите вашу фантазию. Раз, два, три! Превращения...

Сейчас утро. Лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра. Вы только-только что проснулись. Выглянуло солнышко... Потянулись, потянулись... Поздоровайтесь друг с другом. Такая хорошая погода — можно пойти погулять. (Далее произвольный ход игры.)

Пришла ночь, и звери ложатся спать.

Добрые эльфы

Дети садятся в кружок, и психолог начинает рассказывать сказку.

Психолог. Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали днем и ночью и, конечно же, уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, посылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон — желание добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы.

Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит справа, будут «людьми», а те, кто слева — «эльфами». А потом мы поменяемся. Готовы? Начнем!

Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.

Дети, изображающие «людей», лежат на коврике, а дети-«эльфы» подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, осторожно поправляют волосы и т.п. Потом ребята меняются ролями.

Достань звезду

«Достать с неба звезду» — что означает это выражение? Сделать что-то особенное, добиться успеха, осуществить мечту...

Детям предлагается удобно сесть и закрыть глаза.

Психолог. Представьте себе, что вы стоите на поляне. Над вами — темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом.

Люди говорят, что когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но, может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. Загадайте желание. О какой мечте она вам напоминает? Хорошенько представьте себе: чего бы вы хотели. (Пауза.)

А теперь откройте глаза, глубоко вдохните, задержите дыхание, постарайтесь дотянуться до «звезды». Это непросто: тянитесь изо всех сил, напрягите руки, встаньте на носочки... Еще, еще немного, вы уже почти достали ее. Уф, достали «звезду»! Выдохните и расслабьтесь. Ваше счастье в ваших руках. Положите свою «звезду» перед собой в красивую шкатулочку. Порадуйтесь, глядя на нее. Теперь можно немного отдохнуть. Закройте глаза. Представьте, что ваша мечта исполнилась.

Если хотите, нарисуйте свою мечту.

Малыш (этюд)

Когда ребенок очень маленький, только-только появился на свет, он беззащитен, еще не успел ничего совершить в своей жизни, ни в чем не провинился, его все любят, любят просто за то, что он есть, этот малыш.

Представьте себя совсем крошкой: вы лежите в колясочке или маленькой уютной кроватке. Вас окружают любящие люди: мамочка, родные. Вас нежно гладят, берут осторожно на руки, ласково прижимают к груди. Вам приятно, радостно, вы чувствуете себя надежно. Вы еще ничего не можете делать сами. Вас то пеленают, то берут на руки, дают соску; затем укрывают симпатичным одеяльцем. Вам удобно, тепло и уютно. А вот вас кормят чем-то очень вкусным из бутылочки. Вы доверчиво протягиваете ручки. Вам хорошо и спокойно, вы доверяете им, ведь рядом мама, любящие вас близкие родные люди, они заботятся о вас. Вас все любят. Вы чувствуете себя спокойно и хорошо.

Свеча в торте

1. Расслабьтесь, сядьте поудобнее. Закройте глаза.

2. Представьте себе следующее: вы — праздничная свеча в торте, прямая, красивая. Свеча зажжена. Горит теплое, ровное, крошечное пламя, которое согревает. Маленький огонек радует окружающих. Свеча стоит прямо, возвышаясь среди целого поля кремовых цветов. Но вот свеча, отдавая тепло, начинает таять. Она становится мягче и мягче и начинает оседать и уменьшаться. (Руки расслаблено опущены, голова наклонена.)

3. А теперь постепенно «выходим из образа». Раз, два, три. Откройте глаза, вы в нашей комнате.

Вариант. «Снежная Баба» («Снеговик»). Снежный человечек стоит на пригорке, вокруг него мягкий, пушистый снег. Солнечные лучики пригрели снеговика. Он начинает медленно-медленно таять.

Облака в небе

1. Расслабьтесь. Сядьте поудобнее. Закройте глаза.

2. Вы видели, как плывут по небу облака?.. Кто не мечтал, представляя их мягкими и пушистыми, как перина, оказаться на одном из них? Представьте, что ваше желание сбылось: вы оказались на облаке. Вдох — вы вдыхаете свет и становитесь все легче и легче... И вот вы уже в вышине. Вы лежите, раскинув руки, медленно покачиваетесь на мягком, пушистом и самом большом, какое только можно вообразить, облаке. Вам легко и свободно. Вы отдыхаете. Облако мягко покачивается, словно убаюкивает вас. Вы утопаете в белоснежном мягком облаке. Только синее-синее небо и белоснежный простор облака — вот и все, что вас окружает. Одно ваше желание, и облако может подняться выше в небо или опуститься ниже к земле. Что вы решаете? Ваше маленькое путешествие на облаке подходит сегодня к завершению. Чудесный полет. И сейчас вы можете спуститься ниже к земле, затем еще ниже. Плавно, медленно и мягко вы опускаетесь на землю, осторожно ее касаетесь. Вот и спустились с облака.

Мария Запысова
Медитация для дошкольников

Медитация .

1. «Я – Солнышко» .

Дети становятся лицом на восток. Ноги на ширине плеч, руки свободно опущены (вдоль туловища) ; не сутулясь, держа спину прямо (позвоночник должен быть прямым, ровным, не скрюченным, чтобы не мешать глубокому дыханию и усиленному потоку энергии, дети закрывают глаза. Следует расслабиться, устремить взгляд под закрытыми веками к бровям, и как можно ярче, образней представить себе «Солнышко» и себя счастливым, довольным всем и всему. Затем спокойно, медленно открывают глаза. Дыхание должно быть глубоким, спокойным. Эту медитацию можно выполнять и лёжа на ковре, на кровати, сидя на стуле.

Я – Свет ночи!

Я – Пламя звёзд!

Я – огонь Свечи!

Я – Солнышко! Я – несу Свет!

Я – Солнышко! Я – несу тепло!

Я – Солнышко! Я – грею Землю!

Я – Солнышко, сияющее всем Планетам, согревающее всех, кто нуждается в этом!

Я – Солнце, сияющее красным светом!

Я исцеляю всех, кто нуждается в этом!

Медитация : «ОМ!»

Воспитатель :

Желательно выбрать место, уединённое от шума. Можно проводить медитацию и лёжа , и стоя, и сидя. Но, главное, чтоб спина была прямой. И если сеанс проводится стоя или сидя, желательно, повернуться лицом на восток. Ушки дети закрывают средним пальчиком, и, набрав, полную грудь воздуха, делают глубокий вдох носом, и, медленно, певуче – протяжно произносят слог : «О…М.» : «О-о-о-о-м-м-м-м!» - на выдохе. (Повторить 3 раза) .

При правильном произношении звука, переходящего в слог «Ом» , зарождается из пупка с глубокой и гармоничной вибрацией и постепенно поднимается до ноздрей, где звучит как носовой звук : «М» . Громкость звучания «Ом» должна соответствовать громкости обычного разговора между близко стоящими людьми (детьми) . После завершения звучания «Ом» , необходимо взять паузу, до тех пор, пока снова не захочется выполнить глубокий вдох. После полного вдоха снова повторяется – поётся слог – звук «Ом» .

При этом надо представлять себя ярким, могучим, исцеляющим всех Солнцем, рассеивающим вокруг себя ярко – белые лучи. Чем меньше посторонних мыслей и глубже воплощение в образ Солнца, тем лучше эффект. Проводить данную медитацию можно проводить , как с детьми, так и с взрослыми.

Признаками правильного проведения медитаций является : теплота в теле, и даже интенсивное потение (особенно вдоль позвоночника) .

Начинать надо с 3 – 5 минут, и постепенно, изо дня в день, прибавлять понемногу. Взрослые могут довести до 20 – 30 минут утром и вечером.

2. «Исцели Себя!»

«Силы небесные! Силы Матушки Вселенной!

Дайте Здоровья и душевного тепла!

Дети воодушевлённо, с вдохом, смотря вперёд, поднимают ручки вверх, - к Небу, руки разводят в стороны, на медленном выдохе, произнося соответствующие слова; дети, опускают ручки и голову вниз, и стоят в таком положении 1 – 2минуты. Первоначальные движения повторяются.

«Солнце ясное, подари мне лучик жаркий!

Подари тепла и света!

Наполни Силой, Энергией мои ручки, ножки, сердечко!

Дай Здоровья мне, друзьям и всей моей родне!

3. «Я люблю Вас!»

Воспитатель, произнося слова, протягивает свои руки к детям. Дети, соответственно, выполняют те же движения, относительно воспитателя. А затем прикладывают ручки к сердечку. Соблюдается правильное (глубокое, медленное) дыхание : Вдох – выдох.

Воспитатель :

Я люблю Вас, Дети!

Я дарю Вам всем здоровые Сердечки!

А, ну – ка, скажите словечко :

Как стучит Ваше Сердечко?

Дети :

Слышим Сердца тихий стук :

Тихо, тихо : тук – тук – тук!

Воспитатель :

Я Вас очень всех люблю!

Дети произносят гласный звук : «У…»

Вам здесь нравится, в саду?.

Дети берутся за руки, образуя круг.

Мы за ручки взялись дружно,

Потому что все мы дружим!

От ладошки к ладошке идёт тепло понемножку.

Держишься ты, держусь и я,

Потому что мы – Семья!

Выполняется дыхательная гимнастика. На слове : «Ты!» - дети показывают указательный палец; На слове : «Мы!» - обе ручки вытягивают вперёд ладошками вверх ; «Я!» - обе руки к груди ладошками внутрь .

Дыхательное упражнение :

«Ты!» «Мы!» «Я!» - дружная Семья!

В слове : «Мы!» - сто тысяч «Я!» .

5. «Волшебник – ОМ» .

Выполняется данная медитация перед сном детей . Дети, соблюдая правильное дыхание, на вдохе - поднимают руки, на выдохе, со словом : «ОМ!» дети руки опускают.

В спальню к нам явился Гном : - вдох – выдох : «О…М.»

Все в кроватки мы пойдём?. О…М!.

Спим спокойно крепким сном. О…М.

5. «Исцели сам себя!»

Силы небесные,

Облака чудесные,

Вы, словно, Птицы в небе летите,

Просим Вас, Здоровьем нас наделите!

Дайте тепла,

Чтоб Я (Мы) по жизни здоровая, сильная шла!

Дети за Воспитателем выполняют соответствующие движения, соблюдая правильное дыхание.

Солнышко ясное, нас обогрей,

Лучиков для нас своих не пожалей!

Взор детей направлен на Небо. Выполняются движения руками.

Матушка – Земелюшка,

Здоровье укрепи!

Своей силой, энергией нас надели!

Ветер, Ветер, поиграй, (Руки подняты над головой, покачивание руками.)

Освежи нас, Ветер, силы дай! (Руки вперёд, в стороны, к груди.)

7. «Прочь болезни изгони!»

Дети плавно, нежно проводят по своему торсу сверху - вниз, как бы, стряхивая с себя отрицательную энергию, негатив, и произносят слова – обереги :

Прочь, Болезни, уходите!

Быть здоровой, помогите!

Болезни прочь изгоним в ночь,

Быть сильными Мы себе должны помочь!

Проблемы все ушли в болото,

И ждёт сегодня нас работа!

Болезни все ушли во тьму, -

Здоровьем, Силой Я дышу!

8. «Волшебник ОМ!»

Невозможно не согласиться с тем, что регулярная медитация : снижает количество заболеваний сердечно – сосудистой системы, онкологических, нервно – психических заболеваний, респираторных и прочих заболеваний. Из мантра – йоги взяты священные слоги ОМ. На первый взгляд произношение их и текстов с ними довольно – таки, наивны. Но, как раз, в этой простоте и заключается их сила. Эти «хрустальные» дары и есть кладезь силы, могущества, мудрости и радости, а так же, любви к себе, к жизни.

Воспитатель и Дети :

Волшебник Ом пришёл в наш дом… ОМ! Ом! Ом!

Хорошо Мы с ним поём… ОМ!

Дружно, слаженно живём. ОМ!

ОМ и Мы в саду живём. ОМ!

То летим на аэродром. ОМ!

Утром, вечером и днём. ОМ!

Мы играем и поём. ОМ!

Спим, устав, Мы крепким сном. ОМ!

Дети проговаривают слог «ОМ!» , соблюдая правильный вдох и выдох.

9. «Наш друг – ОМ!»

Проводится после дневного сна.

Наш прекрасный, светлый дом. ОМ!

Славно всем живётся в нём. ОМ!

Мы простились все со сном. ОМ!

Мы здоровье бережём. ОМ!

Помогает в этом ОМ. ОМ!

10. Медитация : «Солнышки» .

Вы, Дети, Солнышки! – Яркие и красивые!

Вначале дети называют цвета спектра, т. е радужные цвета. Каждый ребёнок выбирает себе определённый цвет. Глазки у детей широко открыты. Они, с воодушевлением, произносят предложения, используя выбранный для себя цвет, представляя себя Солнышками. Затем те же слова произносят с закрытыми глазами, и вновь с открытыми глазами (3 раза) . Обязательно соблюдать правильное дыхание.

1. - Я - Солнышко Красного цвета!

Я – Солнышко оранжевого цвета!

Я – Солнышко зелёного цвета! (Жёлтого, голубого, синего, фиолетового, белого и др.)

2. Дети закрывают пальцами ушки. При вдохе носом набирают полную грудь воздуха, медленно, протяжно, певуче, при выдохе, произнести слог «ОМ» . - 3 раза.

11. «Хорошее настроение!»

В садик утром мы идём. ОМ!

Даже, если под зонтом. ОМ!

Улыбаемся, идём?. ОМ!

А снег кружится за окном?. ОМ!

А чудес и сказок ждём?. ОМ!

С хорошим настроением в саду Мы все живём?. ОМ!

Сейчас Мы скажем громко ОМ. ОМ!

Ещё Мы можем тихо ОМ. ОМ!

12. «Исцели себя!»

Солнышко - Малышка!

Солнышко – Жалейка!

Обогрей нас, пожалей – ка!

Обогрей, освети, подари свои Лучи!

Лучик мне забрался в грудь,

Ну, и ладно, ну, и пусть!

Пусть прогонит злость и грусть!

Мы откроем свету путь!

Матушка – Земелюшка,

Тихонько мне шепни :

Чтобы крепкими росли недели целые и дни!

Ветер, нежный Ветерок,

Дай нам свежести глоток!

А ты, Водица, освежи нам лица!

Чтоб были Мы красивы и нежны!

13. «Добрый волшебник Гном по имени ОМ!»

К нам пришёл волшебник ОМ. ОМ!

Наш весёлый добрый Гном. ОМ!

Спал в лесу Он крепким сном. ОМ!

Сон прошёл, пришёл в наш дом. ОМ!

Потянулись! Всех Мы ждём. ОМ!

А сейчас все дружно, вместе, вдох глубокий, -

Все на месте! Выдох – просто и легко,

Повторим – ка Мы ещё!

А ещё волшебник Гном попросил сказать нам : ОМ!

14. «Сонятка - ОМ!»

Тишина пришла в наш дом. ОМ!

Засыпаем крепким сном… ОМ!

На подушке вашей ОН –

Маленький, воздушный Сон!

Засыпает с вами Он,

Угомон поёт канон!

15. «Просыпалочка – встречалочка!»

«Просыпалочка» молчком забралась к ребятам в дом!

А потом и под кровать, начала всех поднимать!

К Вам пришёл волшебник ОМ. ОМ!

Ждал Вас долго под окном,. ОМ!

Вам давно пора вставать -

«Просыпалку» забавлять!

Дружно Мы в саду живём. ОМ!

Учимся, играем, спим волшебным сном. ОМ!

Приходи к нам чаще в дом… ОМ!

Славный слог волшебник ОМ. ОМ!

16. «Здоровейка

Здравствуй, Солнце ясное, Лучик золотой,

Очень – очень здорово,

Что встретились с тобой!

Дай – ка, нам скорей тепла,

Будет жизнь всегда светла!

Там под полом есть фундамент,

А под ним живёт Земля!

Здравствуй, милая Земелька,

Дай Здоровья нам капельку,

Дай нам хлеба и тепла…

Благодарны Мы Земельке,

Оттого и хороша!

Кланяемся низко Матушке Земле :

Спасибо за Здоровье, что подарила мне!

17. «Дружок – Ветерок!»

Ветер, Ветер, Вихровей. Эй! Эй! Эй!

Ты подуй на нас смелей. Эй! Эй! Эй!

Дети хором отвечают Воспитателю, не забывая про глубокий вдох и медленный выдох. Дети махают руками, как веером.

Ветер буйный, волевой. Ой! Ой! Ой!

Повтори – ка всё за мной. Ой.

Эй. Эй. Ой. Ой.

Подружись ка ты со мной!

18. «Вода – водица, Святая Кореница!»

Дети лежат на ковре, руки в стороны, ноги произвольно разведены. Махи руками вверх – вниз, не поднимая от пола. (Упражнение «Полёт птиц» )

Водица всех нас освежила,

Осветила и умыла!

Силу, здоровье вернула, вселила!

Дети встают, продолжая выполнять мхи руками, Стоя, - глубокий вдох, руки через стороны поднимают вверх и опускают вниз.

Водица, Водица, летишь, словно, птица!

Водица, Водица, Святая Кореница!

Освежи и умой, я рядом с тобой!

Дети продолжают выполнять махи руками, но перед собой, а так же, - массаж : потирание лица, рук, ног.

Дай нам радость и покой,

Две минуты так постой!

17. «Сила Небес!»

Сила небесная, всем своей властью известная!

Матушка Вселенная, ты неизменная!

Дайте нам Силу, Здоровье, Энергию,

Забери боль, простуду и слабость,

Подари нам Жизнь и великую радость!

18. «Владыка Земля!»

Ты, Владыка Земля. Я.

Я живу с тобой всегда. Да.

Кто накормит, напоит меня, Земля?. Я.

Мы, Земля, тебе благодарны всегда. Да.

Низкий поклон тебе, Владыка - Земля. Да!

19. Я – разная!»

Я – Тучка голубая, - воздушная такая!

А я – Цветочек аленький, -

Красивый, очень маленький!

Я – Птичка невесомая, -

Но Вам я всем знакомая!

Я – ягодка лесная, -

Вся красная такая!

А я, ребята – Мотылёк, и совершаю свой полёт!

Я – Солнце Жёлтое!

Я – Солнце оранжевое!

А я – Солнце Розовое!

А я – Радуга! (дети называют цвета радуги)

Как хорошо, когда есть краски!

Они приносят радость, ласку!

Хорошо, когда всё в цвете, -0

Вспоминаем Мы о Лете!

20. Медитация : «В лесу!»

Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты, тело расслаблено. Звучит музыка. Глаза полуоткрыты, прищурены, медленно, спокойно помаргивают.

Солнце светит нам в глаза. За.

Ветер дует нам в лицо. Цо.

Махи руками перед собой.

Лес шумит, поёт листва,

Шуршит под ногами трава. Ва.

Тихо травка шелестит. Ит. Ит.

Дети спокойно встают, выполняют движения «Ходьба» ,

В лес пришли Мы подышать. Ать.

Дышим воздухом и ветром,

Дышим свежестью и Летом!

Позовём сейчас Сову,

Крикнем, дети, ей «Ау!»

Скажем Лесу Мы «Спасибо!»

Дети кланяются Лесу. Тянут руки вперёд и говорят :

Подари нам свежесть Леса,

Теплоту Небес и Лета!

Надели здоровьем нас,

Просим Вас, вот здесь, сейчас!

Ты прости, Природа, нас, -

Отдаём поклон для Вас!

21. «Цветок» .

Дети группируются в комочек, постепенно, меняя свои положения.

Я – Цветочек, - тихо сплю! (Руки под щёчкой)

А польёшь меня, -я - прорасту! (Один ребёнок изображает, что поливает цветы, подходит к каждому «Цветочку» )

Дети «Цветочки» медленно разводят ладошки , поднимают голову, тянут ручки вверх, постепенно встают, кулачки разжимают, Глаза широко открыты, на лице улыбка.

Прорасту я стебельком,

Стану сочным я ростком!

Лепесток за лепестком, -

Распускаюсь я потом! (Показываются пальчики на руках один за другим)

Там – листок, здесь – лепесток,

Вот и вырос наш цветок!

22. «Мои друзья!»

У меня есть добрый Слон. Он.

У меня живёт Питон. Он.

У меня цветёт Пион. Он.

К нам приходит добрый Гном. ОМ.

Громко в небе слышен Гром. ОМ.

В сказке правил Царь Дадон?. Он.

Лужи есть перед Окном?. ОМ.

Ты гулять пойдёшь потом?. ОМ.

Солнце светит тебе в Дом?. ОМ.

Спать ложимся Мы потом?. ОМ.

Угомон приходит в Дом. ОМ.

23. «Я и моя Семья!»

Дети лежат на ковриках с закрытыми глазами.

Я мечтаю, – Я летаю!

Может, просто, отдыхаю.

Сон уходит прочь от нас, -

Просыпаюсь я сейчас!

Я и Мама – мы – семья,

Есть сестрёнка меня!

Папа сильный! –

Это вся моя семья!

Мы – Сильные!

Мы – Смелые!

Мы – Добрые и Верные!

Мы - Важные, Умелые!

Мир и радость всем нам и другим существам!

Счастья и Здоровья и Вам и нам!

Мир и радость существам!

И благополучия всем Нам!

Кто Здоровье всем желает,

Тот во благе вырастает!

Информационная перегрузка и отвлечения современного мира сильнее всего влияют на детей. Мозг человека пластичен, особенно детский мозг, и мы можем помочь нашим детям с детства жить более внимательной, здоровой и счастливой жизнью. Эта медитация взята из книги “Медитация для детей”, полную версию которой можно скачать .

© Медитация для детей.

Перевод © Светлана Хамаганова

Предлагаемые упражнения помогут детям перенести фокус их внимания с внешнего мира на внутренний мир медитации. Вы­полняя эти упражнения с детьми, очень важно помнить следую­щее:

  • демонстрируйте все позы, тогда дети смогут подражать вам. Вы сами должны быть хорошо знакомы с этими упражне­ниями, чтобы вдохновить других на их выполнение;
  • говорите медленно и мягко, это также произведет на детей успокаивающий эффект;
  • напоминайте детям, что дышать необходимо медленно и глубоко, но без напряжения;
  • движения должны быть медленными и плавными;
  • с детьми младшего возраста старайтесь использовать игро­вой язык;
  • если дети отвлечены или чересчур активны, настоятельно рекомендуем провести с ними упражнения на расслабление;
  • лучше всего, если дети одеты в удобную, не стесняющую движений одежду;
  • поверхность пола, на котором выполняются упражнения, должна быть удобной, чистой и ровной;
  • время, в течение которого дети способны удерживать вни­мание на выполняемом упражнении, различно, поэтому проявляйте гибкость и учитывайте потребности группы.

Малышам очень хорошо начинать свои занятия с дыхательной медитации. Они могут попробовать выполнять эту медитацию уже с пятилетнего возраста. Помните, что упражнения должны быть непродолжительными. Если в вашей группе есть маленькие дети, то 1 -2 минуты сидения достаточно долгое время для них.

Медитацию можно превратить в игру: «Кто сможет просидеть 30 секунд, а может быть, даже целую минуту с закрытыми глазами, не разго­варивая и не вертя головой по сторонам?». Это не такая уж простая задача для данной возрастной группы. Малышам всегда нравится получать «звездочки» и награды за приложенные усилия.

Эта медитация эффективна и для детей постарше, у которых уже есть опыт медитации, а также для взрослых. Продолжительность может быть увеличена по мере того, как ваша группа становится все более опытной.

Здесь описаны три варианта этого несложного упражнения: концентрация на области живота, использование специального слова и внутренний счет.

Первый уровень

Живот - хорошее место для начала такой медитации. До начала сессии вы можете рассказать детям о животе – продемонстрировать, как поднимается и опу­скается ваш живот, когда вы вдыхаете и выдыхаете, и по­просить каждого ребенка почувствовать, как увеличивается и уменьшается его живот при дыхании. После этого посте­пенно и мягко введите их в медитацию.

Примите удобную сидячую позу. Сфокусируйтесь на своем дыхании. Дышите мягко и естественно. Вы знаете, где находится ваш животик? Положите на него вашу руку. Вот так.

(Учитель кладет руку на свой живот, показывая детям, как это надо делать).

Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается под ру­кой, когда вы вдыхаете и выдыхаете.

Вдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится больше. Выдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится меньше.

Сидите спокойно и расслабленно, направив внимание на животик и просто ощущая, как он увеличивается с каж­дым вдохом и уменьшается с каждым выдохом.

Мы будем сидеть так в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая.(Продолжительность медитации зависит от конкретной группы).

Посидите спокойно еще немного, оглядитесь вокруг себя и при­слушайтесь к звукам окружающего мира.

Благопожелание

Второй уровень

Как альтернативу первому методу вы мо жете использовать концентрацию на особом слове, которое ассоциируется с каждым вдохом и выдохом. Для некоторых этот способ может оказаться более привлекательным.

Примите удобную сидячую позу. Сфокусируйтесь на собственном дыхании. Дышите мягко и естественно.

Выберите специальные слова, например, «счастье», «доброта».

Вдох: «Счас-», выдох: «-тье».

Вдох: «Добро-», выдох: «-та».

Продолжая сидеть в той же позе, дышите, произнося это слово в своем уме, так, чтобы вы слышали его внутри себя, но люди вокруг вас не смогли бы его услышать.

Мы будем выполнять это упражнение в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая. (Продолжительность медитации зависит от конкретной группы).

А теперь откройте ваши глаза и немного потянитесь. Мягко разомните пальцы на ногах и на руках.

Посидите спокойно еще немного, оглянитесь вокруг себя и при­слушайтесь к звукам окружающего мира.

Благопожелание

Пусть добрая энергия этой медитации поможет мне стать счастли­вым, спокойным и иметь ясный ум, чтобы все, что я делаю, при­носило радость другим живым существам.

Третий уровень

Когда дети уже знакомы с методом наблю­дения за дыханием, можно использовать счет вдохов и вы­ дохов про себя. Детям постарше может понравиться идея считать свои вдохи и выдохи - эта техника позволит им стабилизировать свой ум, как руль стабилизирует движение лодки в стремительном потоке.

Постарайтесь выяснить, какие методики оказались наиболее эффективными, опрашивая детей и проводя групповые обсуждения после медитации.

Примите удобную сидячую позу. Позвольте своему уму обратиться внутрь.

Сфокусируйтесь на том, как воздух входит и выходит из ваших ноздрей. Сидите спокойно, вдыхая и выдыхая.

Дышите мягко и естественно.

Считайте в уме каждый цикл вдоха-выдоха, фокусируясь на от­верстиях ноздрей.

Считайте до 10 и затем обратно до 1.

Медленно считайте, демонстрируя детям:

Вдох и выдох – один.

Вдох и выдох -два.

Вдох и выдох – три.

Если вы сбились со счета, не расстраивайтесь и начните сначала.

Мы будем выполнять это упражнение в течение 5 минут, совер­шая вдохи и выдохи.
(Продолжительность медитации зависит от конкретной группы).

Если в процессе медитации у вас в голове появятся посторонние мысли, просто заметьте их и дайте им уйти.

Мягко верните фокус вашего внимания на кончик носа, на то место, где воз­дух входит в ваше тело и покидает его.

Благопожелание

Пусть добрая энергия этой медитации поможет мне стать счастли­вым, спокойным и иметь ясный ум, чтобы все, что я делаю, при­ носило радость другим живым существам.