Холмогорская резьба по кости. Резьба по кости


Рамка для фото «Животный мир», Кубок «Север», Рамка для фото «Поездка».
Кто оставил свой след в истории холмогорской художественной резьбы по кости?

Издавна наши предки добывали в Белом и Баренцевом морях не только треску, навагу или тюленя, но и моржовую кость – «рыбий зуб». Случалось, находили ископаемую мамонтовую. Даже простая трубчатая коровья кость – цевка – и та в руках искусных мастеров становилась похожей на благородную. Резали кость по всему Северу – от Сольвычегодска и Великого Устюга до Архангельска. Но как-то так получилось, что центром косторезного промысла стали именно Холмогоры.


Бусы и серьги «Старинные». 1994 г., Ваза «Дыхание леса». 1991 г., Вазочка «Олень». 1994 г., Вазочка «Ладья». 1993 г.

Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его братья были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате и, впоследствии, стали лучшими её косторезами.


Конец 17 века. Неизвестный резчик из семьи Шешениных

Это первая фамилия мастера-костореза, которую сохранили для нас архивные документы. Но ведь и до него, вернее до них, братьев-умельцев Шешениных, были резчики: «…стоит подворотенка – дорог рыбий зуб, мудрены вырезы вырезано, а и только в вырезу муравью пройти». Старинная северная былина. Именно об этом. О мастерстве тех, кто ещё до XVII века занимался резьбой по кости. Их имён не донесло до нас изустное народное творчество. Но, благодаря ему, мы прекрасно понимаем, что холмогорскому косторезному промыслу значительно больше, чем 400 лет.


Штанг П. П. Ларчик «Сын помора», 1987 г.

За это долгое время – разное было. На смену XVII веку пришёл XVIII. Ставший временем подлинного расцвета холмогорской художественной резьбы. В 1703 году была основана новая столица Империи на берегах Невы. Для того, чтобы блистать и поражать Европу, срочно понадобились красивые, нарядные, неординарные вещи. Холмогорские мастера по своему профессиональному уровню уже могли это сделать и были готовы выполнить поступивший им заказ.


Ларец-теремок свадебный

Большую часть заказных изделий того периода составляли ларцы самых разных размеров. Они могли иметь форму сундучка с четырехскатной крышкой, а могли выполняться простыми коробочками с ровным верхом, чей деревянный корпус оклеивался костяными пластинами из моржовой кости или обычной цевки. Для оживления монотонной поверхности ларца часть этих пластин окрашивалась в зеленый, реже коричневый, цвет. Чередуясь с белыми, окрашенные пластины создавали своеобразный декоративный ритм готового изделия.


Ларец «Весенняя песня». 1989 г.

На пластины гравировкой наносился так называемый «глазковый» орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком посередине. Или растительный – из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Гравированный рисунок подкрашивался зелёным, красным или чёрным цветом, что, с одной стороны, создавало определённый контраст с чистым белым или молочно-кремовым материалом кости, а с другой – связывало её в единую композицию с уже с окрашенными пластинами.


Кубки с портретами. Мастерская О. Дудина

Костяные изделия вошли в моду. Они не только вручались в качестве памятных подарков разным высокопоставленным особам и просто важным лицам, но и постоянно находились в царском обиходе. Так, после смерти Екатерины I специальным протоколом-описанием Верховного Тайного Совета было установлено, что свои личные вещи императрица хранила в двух холмогорских ларцах. Помимо них в комнатах императрицы находилось по два резных костяных образа, соответственно – в золотой и серебряной оправах.


Икона «Богоматерь Казанская». 1996 г., Панагия. 2002 г.

В течение всего XVIII века спрос на художественные изделия холмогорских резчиков не только не снижался, он неуклонно рос. Расширялся как сам ассортимент костяных изделий, так и многообразие форм и способов их декорирования. К уже ставшим традиционными ларцам и коробочкам добавились табакерки, миниатюрные комодики, секретеры и туалетные шкатулки. К гребням – подставки под часы и пластины с портретами.


Коробочка «Улетели листья с тополей». 1994 г., Коробочка «Отдых на перелете». 1995 г., Ваза «Деревья спят». 2002 г., Серьги. 1995 г.

Ажурный орнамент дополнился цветным фоном прокладки, в качестве которой используются фольга или шелковая ткань. И, как результат, любая вещь становится пышной и нарядной, превращаясь в настоящее произведение искусства. Чему в немалой степени способствовали и мастера-косторезы, творившие в то время.


Коробочка-репка. 1978 г., Ваза «Завиток». 1980 г.

История сохранила для нас несколько имён. Это Осип Христофорович Дудин и выдающийся деятель русской культуры, известный скульптор – Федот Иванович Шубин. Последний приехал в Петербург в 1759 году и, благодаря содействию Михаила Васильевича Ломоносова, ещё одного талантливого выходца из Холмогор, довольно скоро получил многочисленные заказы от широкого круга вельможных сановников, которым он «услуживал резьбой по кости». Считается, что именно Шубиным вырезан рельефный портрет М. Ломоносова.


Брошь «Птица». 1996 г., Гребень «В райском саду». 198 6г., Гребень «Радость». 1995 г., Гребень «Ажурный». 1996 г.

В начале XIX века определенные коррективы в работу холмогорских мастеров вносят элементы нового архитектурного стиля – классицизма. Особую строгость и изыск приобретают пропорции изделий, их формы, в которых более отчётливо проявляется геометрическое начало, становятся лаконичнее, а орнамент – миниатюрнее. Необыкновенного мастерства достигают в своих работах резчики. Такие, например, как выросший в семье солдата Николай Степанович Верещагин, расцвет творчества которого пришелся на 1790-1810 гг.

Как и Дудин, Верещагин соединил в своих лучших произведениях традиции северорусского косторезного искусства с элементами современной ему архитектурной школы, что говорит не только о природной смётке, но и высоких эрудиции и культуре резчика. До настоящего времени дошло несколько декоративных ваз Верещагина, одна из которых была преподнесена им Екатерине II.


Ставец «Всем святым», Мироносица «Помоги земле русской». 1992 г., Кубок «Великий Новгород». 1984 г.

Украшенные сквозной тончайшей резьбой и рельефами, воздушность ажурного рельефа которых подчёркивается чистотой полирования костяной поверхности, – эти изделия мастера просто уникальны. В 1798 году парные вазы конусообразной формы приняла от резчика царствующая чета Павла I и Марии Фёдоровны. Сегодня они хранятся в Государственном Эрмитаже.


Бюро-секретер

В конце XIX-начале XX веков у холмогорской художественной резьбы появляется новый характерный элемент – механика сквозной резьбы. И – новые имена мастеров, виртуозно освоивших этот технологический приём. Такие как Михаил Михайлович Бобрецов и Максим Иванович Перепелкин. Учитель и ученик.

Самым известным изделием первого является блюдо с резным бортиком и вензелем «В» в центре, которое в 1885 году вместе с хлебом-солью было поднесено посетившему Холмогоры великому князю Владимиру Александровичу.

Максим Иванович с 1885 по 1900 год был руководителем класса резьбы по кости при Ломоносовской школе, который организовал статистический комитет Архангельска с целью поддержания промысла, переживавшего на рубеже веков не самые лучшие времена. Будучи отличным мастером, М. И. Перепёлкин в совершенстве владел техникой резьбы. И хотя в то время класс резьбы закрыли, но учившиеся в нём и перенявшие от Максима Ивановича всё лучшее В. П. Гурьев, Г. Е. Петровский и В. Т. Узиков стали той человеческой основой, с которой началось возрождение холмогорского промысла в 30-х годах двадцатого века.


Лоток «Ветер». 1982 г., Колье-бусы «Каприз». 1996 г., Украшение для волос «Розы». 2002 г., Броши «Цветы», Туалетная коробочка «Тюльпаны». 1996 г.

А поскольку говорят, что история идёт по спирали, то есть надежда, что и нынешний кризис холмогорский художественный промысел переживёт. Главное, что искусство резьбы пока не утрачено, оно сохраняется и передаётся ученикам следующего поколения. И пусть в 2007 году на первый курс нынешней косторезной школы, или по современному – ПУ-27 (производственное училище), принято только девять учащихся… Но – они же есть!


Советская косторезная школа. Просвирин В. А. 80-е гг.

А значит, пока не умерла и надежда, что со временем к тем именам, что уже оставили свой след в истории холмогорского промысла добавятся … Обязательно добавятся новые.
И кто-то когда-нибудь напишет и о них. А может, этого ждать не так уж и долго? ...


Ваза «Баллада о Севере», Кубок «Лесные мотивы». 1977г., Настольное украшение «Северные мотивы». 1978г.


Коробочка-репка. 1995, Коробочка «Птица». 1995, Туалетная коробочка «Птицы». 2001, Нож «Фантазия». 2003, Нож для разрезания бумаги 2002 г.

Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад, это резьба по кости. Изделия, созданные таким способом, ценятся и сейчас - некоторые работы равняются по стоимости ювелирным украшениям из ценных металлов. В статуэтках, вырезанных из кости, людей больше всего привлекают аккуратность, глубокое внимание к мелким деталям и естественность композиции, которая достигается благодаря неповторимым свойствам материала.

Резьба по кости - одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.

Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки - плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.

Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.

В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» - это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля - украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.

Чуть менее знаменита хотьковская резьба , берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.

Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал - клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.

Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.

Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.

Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.

Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.

Особенности ремесла

Особенности резьбы по кости связаны с используемым материалом. Прежде всего это тот факт, что каждое изделие, созданное таким образом, уникально и неповторимо - в точности воссоздать работу практически невозможно, даже при желании. Форму получившейся фигурки всегда диктует сама кость. Каждый изгиб, небольшая неровность, нарост или трещинка вплетается мастером в композицию, создавая единственное в своём роде произведение искусства.

Из-за дороговизны материала его потери стараются сделать минимальными. Несмотря на это, при некоторых типах работы, например, составлении ажурных орнаментов, от кости всё ещё отсекается 50% и более. При этом зарисовок на бумаге для будущей фигурки не составляют - обычно детали помечают на самой кости. По исполнению резьбу делят на несколько типов:

Работа с костью

Времена, когда обучиться художественному ремеслу можно было только у его мастера, давно прошли. Сейчас инструкции и по декоративной обработке кости доступны каждому, как и покупка нужных для этого инструментов. Существуют как мастер-классы для новичков, собирающихся начать всё с нуля, так и для опытных творцов, желающих улучшить и развить своё мастерство.

Выбор материала

Для художественной резки по кости чаще всего используют благородные разновидности этого материала, соответствующие мастерству и красоте изделий из него. Однако начинающим и желающим получить больше практики ремесленникам стоит остановиться на легкодоступных вариантах, такие как кости коров, дёшево продающиеся во многих продуктовых магазинах и на рынках. Самые популярные виды костей для резьбы включают в себя:

Стоит отметить, что добыча костей и рогов многих из этих животных незаконна или сильно ограничена во многих странах. Исключение составляют цевка и бивни мамонта. Извлечение последних не причиняет вреда природе, так как эти родственники слонов вымерли более 10 тыс. лет назад. Тем не менее добыча этого материала всё ещё довольно трудна и требует специального разрешения (да и целые, хорошо сохранившиеся бивни, пригодные для резьбы, - большая редкость), так что цена материала остаётся высокой.

Поставщики чаще всего продают материал в уже удобной для мастера форме: кость обезжиривают, отбеливают, разрезают на части нужной формы и размера. Те, кто выбрал для работы цевку, могут подготовить её и самостоятельно. Для этого нужно:

  1. Отпилить кончики кости, срезать с неё все хрящи и прочие образования. Тщательно вычистить её как изнутри, так и снаружи.
  2. Отварить подготовленный материал в течение получаса. Затем воду слить — в ней останется вышедший из кости жир.
  3. Снова поставить цевку на огонь, в этот раз залив водой с добавлением кальцинированной соды. Держать 1,5 часа.
  4. Оставить на ночь. На следующие день снова потомить 1,5 часа, но на этот раз с пищевой содой.

Обработанный таким образом материал становится крепче, белее и легче поддаётся обработке. Кроме того, он очищается от хрупких трубчатых тканей, жира и пятен на поверхности.

Подготовка инструментов

Инструменты для работы с костью немного похожи на таковые для резьбы по рогу, но существуют и различия, обусловленные разницей в прочности и структуре этих материалов. Основной прибор, необходимый для тщательной и точной обработки изделия, - это бормашина и штихеля-насадки для неё. Они бывают самой разной остроты и формы, зависящей от выполняемой функции:

Иногда применяются и другие инструменты, например, пирографический прибор для выжигания по дереву. Он помогает создать неглубокие рельефные линии красивого коричневого цвета.

Выбор насадок зависит от типа работы и вида кости - некоторые из них очень хрупкие, другие прочнее, также отличаются форма и структура.

Уроки для начинающих

Резьба по кости - довольно сложное ремесло, требующее годы на освоение. Создание даже простой поделки - длительный и кропотливый труд, способный тем не менее доставить массу удовольствия как процессом, так и результатом. Понять основы поможет пошаговый урок по вырезанию статуэтки в форме Чеширского Кота из бивня мамонта:

Художественная обработка кости - это древнейшее искусство, для многих ставшее как любимым занятием в свободное время, так и основным источником заработка. Качественные и полные деталей статуэтки, создаваемые мастерами этого ремесла, стали не только достойным украшением как музеев, так и частных коллекций, но и символами состоятельности и вкуса.

Мастера при помощи миниатюрных инструментов, штихелей различной формы, создают великолепные «кружева из кости» и фактурные поверхности. Штихель - режущий инструмент, стальной резец, при помощи которого резчики создают выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы, гравированные и рельефные изображения на различных видах кости.

Один из наиболее почитаемых материалов среди резчиков - это бивень мамонта. Мамонты вымерли около 10 тысяч лет назад, и осознание того, что мы можем в наше время прикоснуться к тысячелетней истории, временам, когда по земле ходили эти величественные животные, вызывает восхищение.

Считается, что на территории российского Севера до сих пор находится более 500 тысяч тонн бивней. Но целые, хорошо сохранившиеся бивни – большая редкость, ведь часто они расслаиваются на части, как сырая древесина.

Останки мамонтов в большей степени встречаются в безлюдных местах: на островах, куда можно добраться только на вертолете, в тундре, где на много километров вокруг простирается безлюдная местность. Размер бивня мамонта может достигать в диаметре до 2 метров, а его вес - 120 кг! По сути, бивни мамонта – это уникальный ископаемый материал, не имеющий аналогов, он прочнее слоновой кости, а главное отличие – кость бивня мамонта имеет разнообразную цветовую гамму. Дело в том, что за тысячи лет, проведенные под землей, бивни подвергались минерализации и приобрели со временем самые разнообразные оттенки – от бурого и оранжевого до розового и фиолетового. Благодаря своему неповторимому спектру цвета кость бивня мамонта с давних времен использовалась для создания дорогостоящих шкатулок, статуэток, гребней, браслетов и других украшений, ею также украшали дорогое оружие.

Клык моржа - очень красивый материал, который имеет неоднородную структуру. Клык нередко имеет скрытые трещины, которые появляются еще при жизни моржа. Цвет поверхности либо чисто белый, либо слегка желтоватый. Иногда встречаются мореные клыки, пролежавшие несколько десятков или сотен лет в почве, такие экземпляры часть имеют коричнево-зеленоватые оттенки.

Скелетная кость кита - необычный материал, который отличается своими большими размерами (к примеру, ребра достигают 2 метров) и пористой структурой (особенно позвонки). В год на Чукотке разрешено добывать только одного кита, поэтому чтобы использовать его кости, необходимо ждать не один год, ведь еще нужно дать возможность скелету полностью высохнуть, избавиться от лишней влаги.

В России этот вид искусства распространен, в основном, в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость).

Резьба по кости в мире: история, страны, происхождение

Предисловие авторов
В силу своей профессии мы интересуемся мировой скульптурой, в частности, скульптурой из кости. Однако интернет-сайты заполнены исключительно однообразными перепечатками о резных костяных изделиях Русского Севера, а между тем Россия не была монополистом и лидером этого вида искусства, хотя именно такое впечатление может сложиться у зрителя, заинтересовавшегося художественной костью. В предлагаемой вашему вниманию статье вы ознакомитесь с основными сведениями о видах кости, с кратким обзором мировой художественной резьбы по кости, ее традициями и темами, и серией иллюстрирующих текст фотографий. Основная часть обзора создана по материалам Metropolitan Museum, British Museum, в меньшей степени других зарубежных сайтов, также использовались материалы авторов.

Для резьбы в широком смысле этого слова может использоваться практически любая кость . Вот основные ее виды.


1. Рог копытных животных (оленя, лося, коровы, марала и т.п.)
2. Трубчатая берцовая кость крупных копытных - цевка (верблюд, корова, лошадь)
3. Бивень (мамонт или слон)
4. Зуб кашалота
5. Клык моржа.
6. Рог носорога
7. Рог нарвала

Добыча и реализация некоторых видов кости ограничена или запрещена, - например, рога нарвала, носорога, зуба кашалота. В 2002 г. ООН ввела частичный запрет и на торговлю слоновой костью. Таким образом, абсолютно легальны для продажи остаются только бивень мамонта, рога копытных и цевка. Так как мамонты вымерли более 10000 лет назад, их бивни не запрещены к использованию и экспорту(хотя для добычи и вывоза их все равно требуется специальное разрешение), в отличие от бивня слона и моржового клыка, использование которых наносит ущерб природе, поощряя браконьерство!


Самый пластичный и красивый из этих материалов, но и самый дорогой, конечно, бивень мамонта . Трубчатое строение цевки сильно ограничивает ее использование для скульптурной резьбы. Впрочем, из-за своей дешевизны в настоящее время ее широко используют многие резчики. В России преимущественно используется коровья цевка, в странах Азии – цевка верблюда.
Часто цевку используют для имитации или подделки бивня мамонта. Впрочем, бивень очень легко отличить. Обычно он желтоватого или коричневатого, неоднородного цвета с годовыми кольцами, как на спиле ствола дерева. Трещины на такой кости – обычное явление и не являются значительным дефектом, потому что бивень легко впитывает влагу из воздуха. Кроме того, на изделиях из бивня мамонта часто сохраняются следы внешнего слоя бивня – так называемой «корки», похожей на древесную кору. Цевка всегда однородного ярко-белого цвета, на ней нет прожилок, ее легко отличить по характерной цилиндрической пустотелой форме, либо изделие сборное и склеено из пластин. Главное же отличие – это «сетка» на поперечном срезе. Она образована сетью тонких каналов с нервными волокнами. На бивне слона тоже можно заметить такую сетку, но она выглядит по-другому – линии пересекаются под более тупым углом.

Бивень мамонта – красивый и пластичный материал, один из древнейших, использовавшихся человеком. Его сплошная, практически без пустот, однородная масса, крупные размеры позволяют выполнить из него любую скульптурную форму. Этот материал легко обрабатывается резцом и имеет красивый сетчатый рисунок. Он сохраняет эффектный внешний вид при самых разных способах обработки – покраске, полировке, гравировке. По твердости он близок к природным камням, таким как янтарь, жемчуг, коралл. Как правило, бивень мамонта добывают в районах вечной мерзлоты на дне рек, в болотах, тундре. В России это северные регионы Сибири, Якутия.

История
Наиболее крупные из известных бивней мамонта достигали длины 400-450 см, диаметр 18-19 см, вес 100-110 кг (бивни африканского слона весят около 95 кг). Древние люди использовали бивни как топливо, изготавливали наконечники стрел, украшения, ритуальные предметы. Со временем резьба по кости выделилась в самостоятельный вид художественного творчества. Была распространена в декоративно-прикладном искусстве Востока, Греции, Рима, Византии. Есть сведения, что древние греки делали колоссальные статуи из слоновой кости; остатки этих произведений не сохранились до наших дней, возможно, скульптуры были выполнены из дерева и только покрыты костяными пластинами.


Расцвет резных византийских костяных икон пришелся на X -XI века. До наших дней дошли византийские так называемые консульские диптихи, которые представляют собой две пластины из слоновой кости, скрепленные между собой в виде книги, торжественно вручавшиеся при назначении консула.

Так как в Европе не имелось сколько-нибудь значительных собственных залежей бивня мамонта, слоны тоже там не обитали, то развитие косторезного искусства целиком зависело от притока иностранных материалов. 95% всей кости, ввозимой в Европу, составляла африканская слоновая кость, 5% - ввозимый из России ископаемый бивень мамонта. Резьба по кости в Европе пережила несколько упадков и возрождений, связанных с прекращением и возобновлением поставок слоновой кости с африканского континента .
Первоначально европейские резчики заимствовали стиль резьбы с ввозимых африканских изделий из кости. Постепенно формы европейской резьбы усложнялись, и, хотя в Европе не существовало специализированных гильдий резьбы по кости, и художники могли использовать различные материалы для скульптур, мелкая пластика из слоновой кости зачастую более выразительна и экспрессивна, чем монументальные скульптуры. Это связано с тем, что такие работы в основном предназначались для светских коллекционеров, что способствовало свободе выбора тем и сюжетов.

Золотой век резьбы по кости пришелся на 1230 – 1380 гг., когда расширение ее поставок в Европу способствовало ее удешевлению и доступности. Сценами из популярных романов, подвиги Ланселота и многие другие сюжеты украшали зеркала, гребенки, шкатулки из слоновой кости. Скульптуры из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями.

В создании первых европейских складных икон (диптихов) европейские художники подражали византийским образцам IX – XI вв. Эта форма иконы оказалась чрезвычайно популярной. Появились полиптихи, состоящие из трех, четырех створок, а также створок, скрепленных в виде книги. Основной сюжет таких икон – сцены жизни Христа или святых. Изображения святых, выполненные частью в рельефе, частью в почти круглой скульптуре, расположены горизонтальными рядами и обрамлены стрельчатыми арками в подражание готической архитектуре


Значительное увеличение поставок кости в Европу в XIX веке резко уменьшило поголовье слонов, но также стимулировало развитие резьбы по кости. Хотя по-прежнему оставались отдельные виртуозные резчики, прежнее высокохудожественное качество скульптур из кости, когда этот материал был редкостью, не могло сохраниться в новой окружающей среде господства массового производства.

В Китае резьба по кости – одна из самых ранних форм искусства. Истоки ее находятся в 30000 – 10000 в. до н. э., когда на равнине реки Хуанхэ водились слоны. Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда Китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер. Из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков и т. п.


Резьба по кости как исторически, так и в настоящее время продолжает удерживать видное место в китайском искусстве и ремеслах. Изделия китайских резчиков наиболее знамениты в мире. В настоящее время все чаще используется воловья и верблюжья цевка, впрочем, резьба по-прежнему остается ювелирно-сложной.
Самое известное произведение китайских резчиков, обычно поражающее воображение европейцев – «шар в шаре» , чья история насчитывает около 1000 лет. Из куска кости вытачивают шар, после чего в нем на необходимом расстоянии просверливается несколько отверстий конической формы, вершины которых сходятся в центре шара. Затем мастер отмечает в каждом отверстии количество внутренних шариков. Специальным изогнутым резцом начинается вытачивание шариков поочередно, начиная с внутреннего. Затем шарики, вращая друг в друге, покрывают гравировкой или резьбой. Самая первая такая сфера относится к династии Сун (960 – 1279 гг.), это был трехслойный шар. В Китае эта техника называлась «работа демона».
Резьба по кости в России достигла расцвета в XII – XVIII веках, когда сформировались основные художественные школы русской резьбы. Строительство новой столицы России – Петербурга – сопровождалось заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения. Истоки русской резьбы по кости, вероятно, находятся в древнем Новгороде, где в ходе археологических исследований было найдено много костяных изделий. Со временем это искусство проникло на Север, где были благоприятные условия для его процветания не только из-за достаточного количества местного сырья, но и из-за того, что Север был главными воротами, через которые проходили купеческие караваны на Запад и Восток. Русские резчики заимствовали и отчасти переосмысляли европейские мотивы, которые черпали из гравюр петровской эпохи, книжной миниатюры. Основные сложившиеся в России школы резьбы – Холмогорская, Тобольская, Якутская, Чукотско-эскимосская.

Поэтапная и подробная методика позволит научиться

Секретным техникам Резьбы по кости в домашней обстановке!

Уделите всего 2 минуты чтению этой страницы и…

Узнайте:

Как вырезать из кости по новой технологии!!!

Как Легко обучиться Резьбе по кости?

Как выразать из кости обьемные фигуры и даже вырезать настоящие картины не умея даже рисовать!..

Как правильно выбирать инструмент для Резьбы!!!
(как выбрать инструмент который прослужит долгие годы!..)

Как организовать сбыт готовой продукции
на рынках РФ!!!

Реальная возможность заработать
до 295 430 рублей в месяц!

А если вы не знаете что такое "Вырезка" или "Богородский Нож"
и просто хотите заниматься Резьбой у себя дома?

Или Вы просто хотите узнать о новом бизнесе и 100% шансе заработать?

Тогда мой 20 летний опыт
пригодиться Вам!

А теперь я предлагаю познакомиться!

Здравствуйте, я Мария Сазонова и хочу рассказать вам мою историю ведения бизнеса, который я освоила еще в 94 году, и который приносит мне отличный ежегодный доход!

Сегодня я занимаюсь Резьбой по кости и производством народных сувениров. Так же я занимаюсь консультацией начинающих мастеров и провожу мастер-классы. Я была консультантом у крупнейших мировых производителей изделий из натуральных материалов. Меня вызывали даже на производства Европы и США - теперь я готова делиться знанием с Вами.

Конечно не сразу все получалось, в те годы интернета почти не было, было лишь стремление научится Резьбе по кости. Так я и училась: стажировки у мастеров, изучение азов мастерства, путешествия по деревням в поисках интересных "рецептов". И первое, что я усвоила - на всякую кость нужен свой подход. Почему? Все очень просто, от сорта кости зависит возможная детализация рисунка, его внутренняя поверхность, а как найти подходящую кость? моем курсе есть ответ!

Я не сразу сообразила, как именно надо выбирать материалы и инструменты, ведь никто этому не учил! Все говорят - берем кость, а какую? Как определить качество? Вначале 2000х я разработала свой собственный метод выбора ингредиентов для Резьбы - суть достаточна простая - визуальный осмотр и тактильные ощущения. По каким-то причинам, от многих закрыты самые интересные способы выбора ингредиентов для Резьбы! Большинство даже не догадывается, что не от цены зависит качество!

Полная пошаговая методика предоставлена в моем пособии!

Вам не надо разрабатывать и изобретать методы, Вы просто возьмете и повторите МОЙ успех! Конечно не за даром, ведь свой опыт я не хочу раздавать просто-так.

И вы узнаете как получить сверх-прибыль с Ваших Резных изделий в кратчайший срок, как я лично зарабатываю на этих "Штучках" и почему не боюсь конкурентов!

Время и сложность - многие бояться, что производство Резных изделий настолько сложно и дорого, что не хотят связываться с этим бизнесом!

Это не так. Заниматься резьбой можно и дома! Я расскажу, что надо делать, что бы Начать свой прибыльный бизнес не выходя из дома, работая всего по 3 часа вечером!

И как добиться, чтоб ваш продукт был всегда на высоте!

А что делать если Вы не можете позволить себе снять Целую Производственную Базу? Или у Вас нет денег на приобретение первого полного набора резцов, и другого оборудования?

Я помогу Вам! Есть пара "секретов" - которые позволяют прибыльно Вырезать даже на вашей кухне!

Интересна история семьи моего знакомого, в 2007 году, когда у меня уже был достаточно солидный бизнес, и я могла позволить себе 2 квартиры в центре Города, мой знакомый, назовем его Георгий и его жена, решили заняться подобным делом! Так как это был друг семьи, я не могла ему отказать в просьбе и рассказала все, что могла об этом достаточно доходном бизнесе!

Его первое "производство" было на кухне - сложность была только с оформлением документов... Но на первое время, для пробы, можно обойтись и без них! На тот момент, если честно я в него не верила, многие пытаются начать что-то, но через день или два "Стухают", придумывают себе проблемы и завязывают! А надо то всего-то НЕМНОГО подождать, даже делать ничего не надо. Так сделал и Женя и ПОЛУЧИЛ солидный "урожай"! Получив первую прибыль, по его словам он понял Как надо Зарабатывать, ведь его вложения окупились с лихвой, он даже смог создать несколько товаров на продажу в наш арт-салон, а дальше пошло как по маслу! Ведь, как это не странно, Резные предметы в России - это один из популярнейших сувенирных товаров, а артели рубщиков заказывают резьбу на очень кругленькие суммы! А доход намного превосходит затраты на его получение. Да и покупают его по всей стране не зависимо от региона! Конечно, для ускорения прибыльности, весь доход с первых 2-10 месяцев уходит на расширение, НО!

А теперь посчитаем!

По моему опыту в среднем один небольшой сувенир - стоит 800-1500 рублей. Самый ходовой сувенир сегодня - это резные игрушки и обереги для дома! Но приведем расчет на всего 500 рублей.

500 рублей это 1 ложка или статуэтка. Стоимость производства: Кость - 55 рублей, украшения и дополнительные элементы - 10 рублей. Время - 1 час. Т.е. 65 рублей и 2 часа затрат, а прибыль в >10 раз превосходит их!

ИТОГО: за одну небольшую игрушку или предмет - 435 рублей чистой прибыли!

продавая даже по 1-2 в день можно неплохо увеличить свой доход!!

Это мы еще не считали резьбу под заказ и украшение домов, "полуфабрикаты" и другие сопутствующие товары!!

Почему я не боюсь конкурентов, спросите Вы?

Все очень просто, свой рынок я Вам не отдам, даже не просите, а вот в Вашем районе, Ваш рынок у Вас никто не отберет!

Ведь все, что надо чтобы заработать - это 15 минут свободного времени в день, на первом этапе! И немного сообразительности, но если ее нет, или Вы не знаете с чего начать - я Пошагово объясню в своем DVD-курсе!

Я не предлагаю Вам получить супер-Резцы или супер-прибыль - я предлагаю сделать это самим!

По моей методике вы можете готовить прекрасные Изделия не только на продажу! Но и для себя. Я расскажу, как круглогодично Заниматься резьбой по кости не зависимо от погоды и при этом существенно экономить!.

Забудьте о долгих годах обучения

Забудьте о мучительных часах
приготовления и выбора

Все, что Вам понадобиться
- это мой Курс и около 1 часа
свободного времени
на первых порах!

Интересно послушать уже Испробовавших мою методику?

Добрый день. Решила вот высказать вам свое мнение о вашем курсе. Мы с подругой решили начать этот бизнес полгода назад, в данный момент я занимаюсь Резьбой на дому на постоянной основе, как оказалось, у нас в городе нет конкурентов в этом бизнесе! Сегодня мы с ней зарабатываем около 70 тысяч рублей каждая) Конечно в перспективе, примерно через год, планируем выйти на 100 000 рублей дохода, но для этого надо сделать некоторые доработки - обустроить мастерскую. И все это благодаря тому, что полгода назад я наткнулась в интернете на ваш курс.

Анна Николаева, Нарьян-Мар

Ув. Елена! Очень благодарны Вам за этот курс, хорошо, что есть в нашей стране люди, готовые за символические деньги делиться с другими своим опытом и знаниями, тем более что эти знания помогают этим другим зарабатывать. Мы с мужем, после того как прочитали информацию на вашем сайте, ни минуты не сомневались, сразу решили: заказываем! Он ведь уже для себя пытался вырезать из кости. Да и потребность в собственном деле назрела уже давно, ведь пенсии ни на что не хватает. Правда, имелись небольшие сбережения, вот и решили и их выгодно вложить, чем на похороны собирать, умирать-то ещё рано! Условия подходящие имелись, живём в сельской местности. В общем, еле дождались, пока получили. За один день курс проштудировали несколько раз, сидели с тетрадкой и ручкой, записывали, как школьники, чтобы ничего не упустить и не забыть. На следующий день стали делать первые шаги. Ну а потом, как по маслу: через три месяца собрали "первый урожай". Областные магазины разобрали всё подчистую, и с тех пор так и идёт у нас. Заказы принимаем заранее, забыли, что такое нужда.
С уважением, Светлана и Виктор Понкратовы

Так о чем расскажу Вам я?

  1. Технологии Резьбы различных предметов и украшений!
  2. Секреты производства и отменного качества ваших вещей!
  3. Методики выбора материалов для Резьбы!
  4. Трафареты для резьбы
  5. Реализация готовой продукции - Уникальная глава, я расскажу, что и как стоит делать, а чего не стоит... Как продать больше чем Вы можете произвести?

и многое другое!

А теперь подумайте, сколько Вам можно будет заработать?

Все потому что цена возрастает в более чем в 6-7 раз! Не сомневайтесь, будет ли ваш товар востребован на рынке - однозначно будет. Вы будете получать сто процентов чистого дохода круглый год. А теперь представьте себе, сколько вы будете зарабатывать, если ваш бизнес будет в несколько раз больше?!

По началу вам не понадобится чья-либо помощь, вы самостоятельно или при помощи членов вашей семьи вполне сможете совсем справляться. А когда ваш бизнес станет приносить значимый доход, и у вас появится желание зарабатывать больше, то без особых усилий вы сможете оформится, наймете двух-трех человек - то есть станете настоящим работодателем.

Сложно поспорить, ведь приятно почувствовать себя в роли начальника, а не подчинённого, самому всем руководить, при этом не опасаясь по поводу необходимости выплат огромных налогов и не имея страха обанкротиться. При соблюдении правил, описанных на диске и только от ВАШЕГО личного желания и стремления будет зависеть, сколько вы Заработаете!

Это Вам не простое видео на DVD, а полноценное мультимедиа – издание. Поэтому не возможно будет выпустить его, на том же, Youtube или Vimeo. Так же это не книга – просто текст – прошлый век.

Почему Именно мультимедиа-курс?

Все достаточно просто. Видео – занимает достаточно большой объём места, чтобы собрать полноценную коллекцию – не достаточно даже винчестера на 250 гигабайт, я не говорю уже о канале на Ютуб.

В мультимедиа-курсах Вы можете в любой момент прервать урок, начать заново или перейти по ссылке в другие необходимые разделы, а сам формат позволяет использовать и видео вставки, анимацию, текст, графику и даже сторонние программы – которые облегчают подсчет, Ускоряют работу или просто отвечают за автоматизированные системы в Вашем бизнесе. А что говорить про внешние Интернет ресурсы? Сами видите – просто видео и просто текст – уже в прошлом!

Я гарантирую: Вы сможете!

а если нет?

Ну а если, вдруг у вас не получится, вы можете ВЕРНУТЬ ВСЕ СВОИ ДЕНЬГИ!

Это означает 100% гарантию доставки и хорошую полиграфию моего курса!

Теперь, я бы хотела сделать вам заманчивое предложение! Специально для Вас я установлю беспрецедентную цену на этот курс!

Сегодня ваша цена будет НИЖЕ!

БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА!

Заинтересовало?

Все это в совокупности с моими ГАРАНТИЯМИ дает вам то, что вы:

  • в этом курсе почерпнете только качественные, проверенные на практике и в реальном бизнесе, знания и навыки.
  • приобретая мой курс и начиная бизнес, вы не рискуете абсолютно ничем. Уже после первого "прихода" вы окупите не только стоимость приобретенного курса, но и затраты на знания. Кстати, о затратах...

Как вы думаете, сколько может стоить данный курс? 10 000 рубелей? 20 000 рублей?

Вы не правы, цена моего курса составляет 4200 рублей!
Но для ВАС есть СПЕЦИАЛЬНАЯ СКИДКА!
С учетом этой скидки цена на курс беспрецедентно мала
и составляет всего 2690 рублей!

Согласитесь, не такая уж и большая цена за столь прибыльный бизнес!

Вам же достаточно лишь нажать кнопочку!

И, быть может, уже через пару лет, обедая в модном ресторане или сидя во дворе своего роскошного дома, на вопрос "Как ты зарабатываешь столько денег?" вы с уверенностью и гордостью ответите: "Занимаюсь собственным бизнесом!". Ведь все достижимо. Вместе с моим обучающим курсом.

Заказать курс не составит никакого труда. Для жителей России возможно оформления заказа наложенным платежом.

Сам, конечно, я отправлять диск не стану - сложно это для меня, а вот профессиональная служба отправки сделает это в течении 2х дней с момента заказа! И отправит его вам почтой Первым классом.

Скажу одно - что Вы можете позволить себе приобрести за 2690 рублей?

Дешевый костюм? Набор станков для бритья?

А представьте, сколько перечисленных товаров совсем скоро вы сможете покупать, вложив всего 2690 рублей (столько стоит курс)!