Будьте всегда в настроении. Удивительная история атомохода «Ленин

Атомоход «Ленин», как и положено ветерану, и поныне величав. С виду не скажешь, что «Ленину» пятьдесят. Первый в мире ледокол заложили 24 августа 1956 года на стапелях Адмиралтейского завода в Ленинграде.
История атомохода удивительна. На протяжении тридцати лет ледокол доказывал свои уникальные возможности по преодолению ледовых преград в суровых условиях Арктики
«ЛЕНИН» И СЕЙЧАС ЖИВЕЕ ВСЕХ ЖИВЫХ Идея создать атомную установку для кораблей возникла у Игоря Курчатова в 1952 году. Он поделился ею с известным физиком Анатолием Александровым. Так и началась работа над первым в мире гражданским судном с атомной энергетической установкой. Атомоход возводил весь Советский Союз, причем в рекордно короткие сроки. В 1959 году на ледоколе «Ленин» был поднят государственный флаг. Судно решило многие проблемы полярников. На тот момент лучшие ледоколы с дизельной силовой установкой имели запасы топлива не более чем на 30-40 суток. В суровых условиях Арктики этого было явно недостаточно. Запасы топлива составляли почти одну треть веса ледокола, но несмотря на это, в период арктической навигации судам приходилось несколько раз заходить в базы, чтобы заправиться горючим (за час мощный ледокол сжигал до трех тонн нефти). Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдахтолько потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени.
У «Ленина» таких проблем не было. Вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал в сутки 45 граммов ядерного горючего – то есть столько, сколько умещается в спичечной коробке. Новое решение энергетической проблемы позволяло атомоходу за один рейс побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды.
Ядерная установка «Ленина» почти в 3,5 раза превосходила мощность первой в мире атомной электростанции Академии наук СССР. Полная мощность силовой установки – 32,4 мегаватта. Это 44 тысячи лошадиных сил. Максимальная скорость судна на чистой воде составляла 18,0 узла (33,3 километра в час).
Большая мощность энергетической установки позволила преодолевать льды толщиной до 2,5 метра с июня по октябрь.
Атомный ледокол по мощности в два раза превосходил американский ледокол «Глетчер», считавшийся на тот момент крупнейшим в мире.

Особые обводы для носовой части позволяли ледоколу легче раздвигать ледяные поля в Ледовитом океане. При этом винты и руль получили надежную защиту от ударов льда.
Была на судне установлена и особая балластная система против ледового плена – на случай, если борта судна застрянут во льдах. На ледоколе были установлены специальные системы балластных цистерн. Системы действовали следующим образом: когда из одной цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, ломало лед бортами.
Чрезвычайно сложной задачей для строителей оказалась установка тяжелого руля (из-за сложной конструкции кормовой части атомохода). Чтобы не рисковать, строители решили для начала попробовать установить деревянный макет таких же размеров. После того как расчеты подтвердились, многотонную деталь водрузили на ее место.


На ледоколе нашлось место и для взлетно-посадочной площадки вертолетов ледовой разведки.
На судне также имелись клуб, салон отдыха, библиотека с читальным залом, кинозал, несколько столовых и курительный салон. Все эти помещения были отделаны дорогими породами дерева, а в кают-компании имелся камин. Имелись на корабле и медицинские кабинеты – терапевтический, зубоврачебный рентгеновский, физиотерапевтический, операционная, процедурная, лаборатория и аптека.
Бытовые проблемы решали сапожная и портновская мастерские, а также парикмахерская, механическая прачечная, бани, душевые и камбуз со своей хлебопекарней.






Окончание строительства ледокола совпало с визитом Хрущева в США. 14 сентября 1959 года, развернув газеты, советские люди с волнением читали ответ товарища Хрущева на письма и телеграммы, поступившие в его адрес в связи с поездкой в Америку.
– Наша поездка в США, – писал Н.С. Хрущев, – совпала с двумя величайшими событиями: впервые в истории успешно осуществлен полет ракеты на Луну, посланной с Земли советскими людьми, и вышел в плавание первый в мире атомный ледокол «Ленин»… Наш ледокол будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны».


– Ледокол должен был олицетворять мощь и величие советского государства, наглядно демонстрировать преимущество социалистического строя перед капиталистическим, поэтому о нем раструбили на весь мир, – вспоминает Арон Лейбман. – Но вот когда подошло время спуска ледокола на воду, возникла неразрешимая проблема.
Ледокол строился в Ленинграде, и выводить его планировалось по Ленинградскому морскому каналу. Но глубина канала была 9 метров, а осадка ледокола – 10. Проводку осуществить было невозможно…
Собиралось множество совещаний, где предлагались различные варианты. Например, построить понтоны и по ним вывести ледокол. Специалисты подсчитали, что стоить это мероприятие будет не менее 80 миллионов тогдашних рублей…


Обсуждался вопрос прохождения ледокола и в гидрографическом отделе. Тогда-то Арон Абрамович предложил своему начальнику, контр-адмиралу Иосифу Матвеевичу Кузнецову, простое решение. Он напомнил ему о таком явлении, как приливы, при которых уровень воды в Неве поднимается до трех метров. Если вода поднимется на два с половиной метра, это позволит ледоколу беспрепятственно (а главное, абсолютно без всяких затрат) пройти по фарватеру. Как раз в октябре вода должна подняться. Эта идея очень понравилась Кузнецову. «Государственные деньги нужно беречь», – сказал он.
Дело завертелось. Стали ждать воды. По данным многолетних наблюдений, вода должна была подняться в ближайшие недели. Прошел месяц, но вода не поднималась. Лейбмана вызвали в ленинградское отделение КГБ.
– Не бойся и сухари с собой не бери, – подбодрил подчиненного Кузнецов, – авось не посадят.
Арон Абрамович отправился к чекистам. В кабинете сидели трое. Вежливо поинтересовались, где вода и правильно ли ждать прилив. Арон Абрамович сказал, что вода непременно будет, просто трудно рассчитать ее приход с точностью до одного дня.
– Ну что ж, смотрите, – сказали ему, – если что-то не так, мы вам не позавидуем.
Спустившись вниз в невеселом расположении духа, Арон Абрамович увидел своего помощника, который ждал его внизу в приподнятом настроении: «Вода прибывает сегодня ночью», – радостно доложил он. Поскольку пропуск еще не отобрали, Арон Абрамович вернулся назад в кабинет и доложил всей троице о приходе воды. «Вот видите, – услышал он в ответ, – стоило нам заняться этим вопросом, и вода сразу появилась».


Вода поднялась на 2 метра70 сантиметров и держалась 2 часа 20 минут. В течение двух часов ледокол беспрепятственно шел по каналу. Но если бы с проходом ледокола задержались на 20 минут, то вся операция могла бы закончиться катастрофой.
С выходом ледокола в Финский залив и началась его славная биография. Правда, на первых же ходовых испытаниях выяснилось, что на «Ленине» имеются технические недоработки, в частности, сильная вибрация винта. Для его отладки ледокол пришлось снова отправить на Адмиралтейский завод, потом заново провести его по морскому каналу, снова ждать воды, которая, к слову сказать, на сей раз пришла очень быстро. Но все это было известно только очень узкому кругу допущенных к тайне людей. А для всего прогрессивного человечества первый в мире атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду 6 ноября 1959 года, к 42-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, и победоносно прошел все испытания под мудрым руководством коммунистической партии и советского правительства.
После испытаний на Балтийском море первый в мире атомный ледокол отправился к месту своего базирования в Мурманск.


За тридцать лет работы на счету ледокола «Ленин» 654 400 миль, из них во льдах – 560 600. Он провел 3741 судно.
В кают-компании «Ленина» побывали Фидель Кастро, Юрий Гагарин, король Норвегии Харальд V и другие не менее известные люди.
Многие члены команды атомохода были представлены к правительственным наградам. А капитан Борис Макарович Соколов, возглавлявший экипаж почти четыре десятилетия, был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он не представлял жизни без «Ленина» и даже умер по дороге на ледокол.


В 1989 году «Ленин» был поставлен на вечную стоянку в Мурманске.

Атомоход "Ленин", флагман советского арктического флота, первый в мире ледокол на атомном топливе, навечно прославит нашу великую Родину, человеческий разум, обуздавший во имя мира колоссальную энергию атомного ядра.

Многие моря, омывающие нашу страну, зимой покрываются льдом. Это затрудняет, а нередко и совсем прерывает навигацию. Тогда на помощь судам приходят мощные ледоколы. Сквозь толщу льдов они проводят караваны судов в порты назначения.

Особое значение приобрели ледоколы на Северном морском пути, связывающем запад и восток Советского Союза. Эта трудная трасса на всем своем протяжении покрыта в течение долгих месяцев тяжелыми полярными льдами.

Плавание в Арктике ограничено коротким полярным летом. Нередко бывает, что и летом льды препятствуют движению судов. Без ледоколов никак не обойтись.

Современные ледоколы - это могучие стальные гиганты, ведущие упорную борьбу со льдами. Но долго находиться в плавании без захода в порты они не могут. Даже лучшие ледоколы с дизельной силовой установкой имеют запасы топлива не более, чем на 30-40 суток. В суровых условиях Арктики этого явно не достаточно: ведь борьба со льдами требует большого расхода топлива. За час мощный ледокол сжигает нередко до трех тонн нефти. Хотя запасы топлива составляют почти одну треть веса ледокола, в период арктической навигации судну приходится несколько раз заходить в базы, чтобы заправиться горючим. Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдах только потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени.

Успехи советских ученых в деле мирного использования атомной энергии позволили поставить на службу нашего народного хозяйства новый вид топлива. Советские люди научились использовать энергию атома и на водном транспорте. Так родилась идея создания ледокола, движущегося при помощи атомной энергии. Эта идея осуществилась лишь после того, как в нашей стране вступила в строй первая в мире атомная электростанция и был накоплен необходимый опыт для дальнейшей работы по созданию атомных силовых установок.

Коммунистическая партия и Советское правительство, по достоинству оценив достижения наших ученых, приняли решение о широком применении атомной энергии в народном хозяйстве.

XX съезд КПСС нацелил на развертывание работ по созданию атомных силовых установок для транспортных целей, на постройку ледокола с атомным двигателем.

Речь шла о создании такого судна, которое очень долго может плавать без захода в порты за топливом.

Ученые подсчитали, что атомный ледокол будет расходовать в сутки 45 граммов ядерного горючего - столько, сколько уместится в спичечной коробке. Вот почему атомоход, практически имея неограниченный район плавания, сможет побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды. Для судна с атомной энергетической установкой дальность расстояния - не препятствие.

Почетная и ответственная задача постройки первого в мире атомного ледокола была возложена на Адмиралтейский судостроительный завод в Ленинграде.

Когда весть об этом пришла на завод, адмиралтейцев охватила радость и гордость за оказанное доверие: ведь им поручалось новое необычное дело, и его следовало выполнить с честью.

Коллектив Адмиралтейского завода знал, что справиться с этим важным заданием правительства будет нелегко. Ни в одной стране такого судна еще не строили. Учиться было не у кого. Предстояло в тесном содружестве с нашими учеными впервые разрешить ряд сложных технических проблем.

Адмиралтейцы имели немалый опыт по ремонту и строительству ледоколов. Еще в 1928 г. они капитально отремонтировали "дедушку ледокольного флота" - знаменитый "Ермак". Его ремонт был для адмиралтейцев хорошей школой, позволившей в дальнейшем перейти к постройке ледоколов.

Что значит построить ледокол с такой необычной энергетической установкой, как атомная? Это требует совершенно новых решений при конструировании корпуса, механизмов и всего остального судового оборудования.

Возник, прежде всего, вопрос о том, как создать компактную атомную энергетическую установку, которая обладала бы и высокой мощностью, и большой живучестью в условиях качки, ударных нагрузок и вибраций.

Далее, требовалось обеспечить безопасность команды ледокола от вредного воздействия радиации, связанной с работой атомного реактора, тем более, что защита от атомной радиации при эксплуатации ледокола значительно сложнее, чем, например, на береговой атомной электростанции. Это понятно - на морском судне по техническим условиям нельзя устанавливать громоздкое и тяжелое защитное оборудование.

Постройка атомного ледокола потребовала изготовления уникального энергетического оборудования, создания корпуса небывалой до сих пор прочности, полной автоматизации процессов управления энергетической системой.

Авторы проекта и конструкторы атомного ледокола не скрывали всех этих трудностей от строителей. И множество сложных технических вопросов пришлось решать совместно с учеными инженерам, техникам и рабочим в ходе строительства атомохода.

Но еще до того, как заводские строители приступили к работе, создатели проекта вновь и вновь обдумывали и обсуждали его, внося необходимые поправки в расчеты и корректируя чертежи.

Над проектом трудился большой научный коллектив, возглавляемый выдающимся советским физиком академиком А. П. Александровым. Под его руководством работали такие крупные специалисты как И. И. Африкантов, А. И. Брандаус, Г. А. Гладков, Б. Я. Гнесин, В. И. Неганов, Н. С. Хлопкин, А. Н. Стефанович и Другие.

Наконец работа над проектом была завершена. Специалисты завода - конструкторы и технологи - получили проект и чертежи будущего судна.

Размеры атомохода были выбраны с учетом требований эксплуатации ледоколов на Севере и обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина ледокола 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л. с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м.

Запроектированная мощность турбоэлектрической установки не имеет себе равных. Атомный ледокол по своей мощности в два раза превосходит американский ледокол "Глетчер", считавшийся крупнейшим в мире.

Особое внимание при проектировании корпуса судна было обращено на форму носовой оконечности, от которой во многом зависят ледокольные качества судна. Выбранные для атомохода обводы по сравнению с существующими ледоколами позволяют увеличить давление на лед. Кормовая оконечность спроектирована так, что обеспечивает проходимость во льдах при заднем ходе и надежную защиту винтов и руля от ударов льда.

В практике наблюдалось, что ледоколы иногда застревали во льдах не только носом или кормой, но и бортами. Чтобы избежать этого, было решено устроить на атомоходе специальные системы балластных цистерн. Если из цистерны одного борта перекачать воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, будет ломать и раздвигать лед бортами. Такая же система цистерн установлена в носу и в корме. А если ледокол не сломает лед с ходу и нос его застрянет? Тогда можно перекачать воду из кормовой дифферентной цистерны в носовую. Давление на лед увеличится, он сломается, и ледокол выйдет из ледового плена.

Чтобы обеспечить непотопляемость такого большого судна, в случае если обшивка будет повреждена, корпус решили подразделить на отсеки одиннадцатью главными поперечными водонепроницаемыми переборками. При расчете атомного ледокола конструкторы обеспечили непотопляемость судна при затоплении двух наибольших отсеков.

Таковы вкратце основные особенности ледокола, который предстояло построить коллективу Адмиралтейского завода.

НА СТАПЕЛЕ

В июле 1956 г. была заложена первая секция корпуса атомного ледокола. Закладке предшествовали большие подготовительные работы в цехах и на стапеле. Первыми взялись за дело разметчики. Настоящими новаторами показали себя разметчики из бригад Н. Орлова и Г. Кашинова. Они вели разметку корпуса по новому, фотооптическому методу.

Для разбивки на плазе теоретического чертежа корпуса требовалась огромная площадь - около 2500 квадратных метров. Вместо этого разбивку произвели на особом щите с помощью специального инструмента. Это позволило сократить площадь для разметки. Затем изготавливались чертежи-шаблоны, которые фотографировались на фотопластинки. Проекционный аппарат, в который помещали негатив, воспроизводил на металле световой контур детали. Фотооптический метод разметки позволил снизить трудоемкость плазовых и разметочных работ на 40%.

Строители корпуса встретились с немалыми трудностями. Нелегко было, например, обрабатывать нержавеющую сталь. Раньше преобладала механическая обработка. Это требовало много времени.

Инженеры Б. Смирнов, Г. Шнейдер, мастер А. Голубцов и газорезчик А. Макаров сконструировали и изготовили оригинальный газофлюсовый резак. Таким способом удалось в короткое время качественно обработать значительную часть деталей из нержавеющей стали. В эти дни на заводе прославились своим трудовым содружеством инженер сварочного бюро Б. Смирнов и газорезчик А. Макаров. Это о них в заводской многотиражной газете появились стихи:

Освоили резку толщи стальной,

Изобрели автомат,

Инженер и рабочий - каждый герой,

Пытливому нет преград!

Упорно преодолевались первые трудности. Но главные трудности были еще впереди; особенно много встретилось их на стапельных работах и достройке ледокола.

Атомный ледокол как наиболее мощное судно во всем ледокольном флоте предназначен для борьбы со льдами в самых тяжелых условиях; поэтому его корпус должен быть особенно прочным. Высокую прочность корпуса решено было обеспечить применением стали новой марки. Эта сталь обладает повышенной ударной вязкостью. Она хорошо сваривается и имеет большую сопротивляемость распространению трещин при низких температурах.

Конструкция корпуса атомохода, система его набора также отличалась от других ледоколов. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набирались по поперечной системе набора, а верхняя палуба в средней части ледокола - по продольной системе.

Корпус высотой в добрый пятиэтажный дом состоял из секций весом до 75 т. Таких крупных секций насчитывалось около двухсот.

Сборку и сварку таких секций вел участок предварительной сборки корпусного цеха.

Еще до начала работы в конторке мастеров этого участка собрались коммунисты. Всех волновал один вопрос: как лучше и быстрее строить атомный ледокол? Открывая собрание, парт-группорг И. Тумин сказал:

Вся страна, весь мир следят за нашей работой. Задание партии надо во что бы то ни стало выполнить в срок. Мы, коммунисты, несем особую ответственность за постройку ледокола. Каждый из нас - на боевом посту, на переднем крае.

Атомный ледокол ЛенинВыступления были деловыми и краткими. Коммунисты посоветовали начальнику участка подготовить рабочих для сварки стали больших толщин, организовать совмещение профессий. Наши сборщики, говорили коммунисты, должны овладеть профессиями газорезчика и электроприхватчика.

Было решено также изготовить три опытно-штатные секции, чтобы окончательно решить все вопросы, связанные с новой технологией. Эти секции, наиболее сложные по конструкции, - одну днищевую и две бортовые носовой оконечности - собрала бригада Павла Пименова, одного из лучших сборщиков завода. Сборка опытных секций позволила определить, как следует собирать и сваривать секции весом до 75 т.

С участка предварительной сборки готовые секции поступали прямо на стапель. Сборщики и проверщики без промедления устанавливали их на место.

При изготовлении узлов для первых опытно-штатных секций выяснилось, что стальные листы, из которых они должны быть изготовлены, весят 7 т, а имевшиеся на заготовительном участке подъемные краны обладали грузоподъемностью только до 6 т.

Атомный ледокол ЛенинПрессы тоже были недостаточной мощности. Казалось, возникла неразрешимая проблема.

При обсуждении этого вопроса предлагалось установить более мощные краны. Некоторые, ссылаясь на недостаточную мощность кранового хозяйства и отсутствие нужных прессов, предлагали обработку толстых крупногабаритных листовых деталей корпуса сложной конструкции передать другому заводу. Последний путь был прост и легок, но связан с непроизводительной тратой государственных средств. Принять такое предложение означало бы возить металл и шаблоны на сторону, а потом возить детали обратно; пришлось бы терять много времени и средств.

Мы по такому пути не пойдем, - заявили работники корпу-сообрабатывающего цеха. - Найдем другой выход!

И, действительно, выход был найден. Старший технолог цеха Б. Федоров, начальник бюро технологической подготовки И. Михайлов, заместитель начальника цеха М. Леонов, мастер А. Макаров, гибщики-новаторы И. Рогалев, В. Иванов, А. Гвоздев предложили обработку и гибку листов наружной обшивки ледокола производить, не прибегая ни к увеличению мощности кранового оборудования, ни к замене гибочных прессов. Опытные работы показали, что имеющееся на заводе оборудование вполне пригодно для обработки металла. Так было сэкономлено около 200 тысяч рублей.

Большие толщины обшивки ледокола требовали особого умения от рабочих при гибке деталей, так как на прессах, имевшихся на заводе, металл такой толщины холодной гибке ранее не подвергался. По инициативе инженеров В. Гуревича и Н. Мартынова обработка листов обшивки ледового пояса была освоена в корпу-сообрабатывающем цехе, причем тяжелые ручные операции были полностью исключены.

Объем сварочных работ на стапеле был очень велик: корпус ледокола - цельносварной. Кто-то произвел любопытный подсчет: сколько швов придется заварить рабочим стапельного участка? Прикинули. Получилась немалая цифра: если все сварные швы вытянуть в одну линию, то она протянется от Ленинграда до Владивостока!

Объем сварочных работ заставил серьезно задуматься над тем, как ускорить сварку конструкций. Решено было шире внедрить автоматическую и полуавтоматическую сварку. Сварщики приступили к работе по новому методу.

На заводской Доске Почета появились имена лучших рабочих и мастеров Н. Невского, И. Саминского, А. Комарова, С. Федо-ренко, депутата Областного Совета А. Андроновой, Н. Шикарева,. А. Калашникова и других, в совершенстве овладевших новым видом сварки.

Следует рассказать еще об одном поучительном примере тесного содружества рабочих, инженеров и ученых.

По утвержденной технологии конструкции из нержавеющей стали сваривались вручную. Здесь, правда, работали высококвалифицированные сварщики, но работа шла крайне медленно. Как ускорить сварку? Только заменив ручной труд автоматической сваркой! Но автоматическая сварка нержавеющей стали до этого не применялась. Однако рабочие верили, что можно варить автоматом и "нержавейку". На помощь пришли ученые. Сотрудник научно-исследовательского института К. Младзиевский вместе со специалистами завода К. Жильцовой, А. Шведчиковым, М. Мацовым, Н. Стома и другими на опытных стальных планках подбирали необходимые режимы работы. Было проведено более 200 экспериментов; наконец, режимы сварки были отработаны. Старший мастер участка коммунист Д. Карманов направил на работу с "нержавейкой" лучших сварщиков завода А. Колосова, М. Каневского, В. Далеева, Н. Емельянова, Ф. Казюка; постепенно накапливая опыт, они стали выполнять нормы на 115-120%. Пять сварщиков-автоматчиков заменили 20 сварщиков-ручников, которых перевели работать на другие участки. Еще одна победа была одержана адмиралтейцами.

Почти ежедневно корпусники держали серьезный производственный экзамен. А сроки строительства были сжатые. От того, как справятся корпусники со своими задачами, зависел срок спуска ледокола на воду.

Пока на стапеле воздвигался корпус, в различных цехах завода изготавливались и монтировались детали, трубопроводы, приборы. Многие из них поступали с других предприятий. Вся страна щедро посылала адмиралтейцам свои дары - изделия для ледокола. Главные турбогенераторы строились на Харьковском электромеханическом заводе, гребные электродвигатели - на ленинградском заводе "Электросила" имени С. М. Кирова, где над созданием уникальных механизмов трудилась бригада инженеров и техников, руководимая старейшим конструктором завода Кашиным. Такие электродвигатели создавались в СССР впервые.

В цехах прославленного Кировского завода собирались паровые турбины. Над заказом для атомохода здесь трудился большой коллектив конструкторов, возглавляемый М. Козаком. В ходе работ кировцы внесли немало усовершенствований, обеспечивших снижение веса и габаритов турбин. Кировцы успешно справились с ответственным заказом.

Быстро летело время. И вот уже зазвучали слова: "Монтажники, теперь дело за вами!"

Теперь, когда на стапеле уже гордо высился корпус ледокола, инженеры-планировщики монтажного цеха М. Никитин, Е. Канимченко, техник С. Кравцова организовали бесперебойную подачу всех деталей и заготовок, нужных для монтажных работ. Вниз, в огромные отсеки ледокола, портальные краны то и дело опускали генераторы, вспомогательные дизели, насосы, многочисленные механизмы. Монтажники, руководимые начальником цеха Н. Дворниковым и старшим мастером В. Лучко, устанавливали их на фундаменты. Слесарь Е. Махонин, монтируя системы трубопроводов и сдавая их под гидравлические испытания, добился выработки полутора норм в смену.

Десять укрупненных бригад слесарей-монтажников вели работы, соревнуясь одна с другой. Впереди была бригада А. Белякова, сдававшая работу только досрочно и отличного качества.

Использование новых материалов потребовало изменения многих установившихся технологических процессов. На атомоходе монтировались трубопроводы, которые соединялись раньше путем спайки. Производительность труда при этом была невысокой, расходовался дорогостоящий припой и ацетилен, а объем работ с каждым днем возрастал.

Новые поиски, новые опыты, неудачи и успехи... В содружестве со специалистами сварочного бюро завода работники трубомедницкого участка монтажного цеха П. Хайлов, И. Якушин и Л. Зараковская разработали и внедрили электродуговую сварку труб. Эффект был исключительно высок. Работы значительно ускорились, уменьшился расход дорогостоящего припоя.

Для атомохода потребовалось несколько тысяч труб различной длины и диаметра. Специалисты подсчитали, что если трубы вытянуть в одну линию, их длина составит 75 километров. Гибкой труб занималась одна из лучших молодежных бригад, руководимая Евгением Ефимовым. Это - замечательный, дружный коллектив. Ему первому на заводе было в 1958 г. присвоено почетное звание бригады коммунистического труда. Самоотверженно, творчески работала бригада. За короткое время рабочие отлично освоили совершенно новое дело - гибку труб на электрогорнах. Производительность труда резко возросла. Бригада обратилась к администрации цеха с просьбой о пересмотре норм выработки, об их повышении.

Наконец подоспело время завершения стапельных работ.

Темп, напряженность работ захватывала и подтягивала людей. Перед спуском возникала то одна трудность, то другая, но никто не опускал рук.

Так, нелегким делом оказалась установка тяжелого пера руля. Поставить его на место обычным способом не позволяла сложная конструкция кормовой оконечности атомохода. Кроме того, к моменту установки огромной детали верхнюю палубу уже закрыли. В этих условиях рисковать было нельзя. Решили провести "генеральную репетицию" - поставили сначала не настоящий баллер, а его "двойник" - деревянный макет таких же размеров. "Репетиция" удалась, расчеты подтвердились. Вскоре многотонная деталь была быстро заведена на место.

Усиленно производились сборочные работы и в атомном отсеке, где совместно со сборщиками работала бригада проверщиков И. Смирнова. По совету мастера М. Белова эта бригада освоила также и сборочные работы. Высокие производственные показатели, быстрый темп, смекалка и умение - вот характерные черты рабочих бригады. Осенью 1959 г. она завоевала высокое звание коллектива коммунистического труда.

Высокие показатели в работе корпусников, монтажников, а затем и достройщиков ледокола в большой степени зависели от работы учебного комбината. Здесь под руководством Н. Макаровой шла напряженная учеба молодых рабочих, многие из которых были направлены на ледокол.

Но рабочих рук все же не хватало. Помощник директора завода В. Горемыкин принимал срочные меры для приема на завод новых рабочих, для подготовки их к выполнению работ на ледоколе. Новые рабочие направлялись в те цехи, где недостаток в рабочих - строителях ледокола--чувствовался особенно остро.

В предспусковые дни, как обычно, много хлопот у чеканщиков. Они проводят испытание корпуса на водонепроницаемость. На ледоколе чеканщики под руководством старшего мастера П. Бурмистрова и бригадира И. Александрова потрудились на славу, намного перевыполнив задание и успешно завершив серьезные испытания.

Спуск ледокола на воду был уже не за горами. Большой спусковой вес судна (11 тысяч тонн) затруднял проектирование спускового устройства, хотя специалисты занимались этим устройством почти с момента закладки первых секций на стапеле.

По расчетам проектной организации, для осуществления спуска ледокола "Ленин" на воду требовалось удлинить подводную часть спусковых дорожек и углубить дно за котлованом стапеля. Это требовало дополнительных капитальных затрат.

Впервые в практике отечественного судостроения было применено сферическое деревянное поворотное устройство и целый ряд других новых конструктивных решений.

Осуществление такого спускового устройства - рассказывает А. Гайсенок, - позволило избежать капитальных работ и сэкономить более миллиона рублей.

Сооружение устройства, требовавшее высокой технической точности, велось под руководством старшего мастера участка проверки С. Яковлева. Заблаговременно были тщательно изучены чертежи, заготовлено необходимое количество лесоматериалов. С точностью до миллиметра изготовлялись деревянные детали и узлы. Настоящими виртуозами плотницкого дела проявили себя бригадиры А. Кудрявцев и А. Томилин, члены их бригад Г. Цветков, В. Жуков, В. Туманов, П. Вахтомин и другие.

Пришла зима. Снег покрыл пушистым ковром улицы, площади, скверы, дома... К этому времени строители рапортовали:

Путь со стапеля на воду открыт!

Корпус ледокола был освобожден от строительных лесов. Окруженный портальными кранами, сверкая свежей краской, он был готов отправиться в свой первый короткий путь - на водную гладь Невы.

Сборщики комсомольско-молодежной бригады- Николая Мор-шина пришли на корму ледокола. Им предстояло установить флагшток. На нем взовьется в день спуска алый стяг страны Советов.

Вот еще одну деталь установили, - улыбаясь, говорил друзьям бригадир. - Теперь все как полагается! А ведь помните, друзья, пришли мы сюда, на стапель, когда ни кормы, ни носа не было и в помине.

Всю ночь накануне спуска кипела работа. При свете прожекторов шли последние приготовления.

Наступило 5 декабря 1957 г. С утра непрерывно моросил дождь, временами падал мокрый снег. С залива дул резкий, порывистый ветер. Но люди словно не замечали хмурой ленинградской погоды. Задолго до спуска ледокола площадки вокруг стапеля заполнились людьми. Многие поднялись на строившийся по соседству танкер.

На завод пришли судостроители со своими семьями, многочисленные гости - представители ленинградских заводов Кировского, Балтийского, "Электросилы" и других. Здесь были и сотрудники научно-исследовательских институтов, партийные и советские работники, гости из стран народной демократии, кинооператоры, корреспонденты радио, телевидения, многочисленные журналисты.

11 часов 30 минут. Начинается митинг. Открывая его, директор завода Борис Евгеньевич Клопотов сказал:

Строительство атомного ледокола "Ленин" должно явиться тем рубежом, после которого ленинградские судостроители создадут десятки новых судов, составляющих гордость отечественного флота.

От имени Областного и Городского комитетов КПСС секретарь Обкома С. П. Митрофанов сердечно поздравил коллектив завода с большой производственной победой - завершением первого этапа строительства ледокола. Коллектив завода поздравили также заместитель министра морского флота СССР и председатель Ленсовнархоза. С теплыми словами приветствия обратились к судостроителям моряки-полярники, члены будущего экипажа ледокола, уже приехавшие на завод.

Стрелки часов приближаются к двенадцати. Еще раз тщательно проверяется готовность ледокола к спуску: осматриваются спусковые дорожки, крепления, растяжки.

С командного пункта раздается приказ:

Доложить о готовности к спуску!

Готов! Готов! - доносятся отовсюду ответы.

Товарищ директор завода! - рапортует командующий спуском А. Горбушин. - Спусковая команда на местах, спусковые устройства проверены. Прошу разрешить спуск на воду первого в мире атомного ледокола "Ленин".

Произвести спуск разрешаю. Добро!

Носовые стрелы долой! - звучит команда Горбушина. Проходит секунда, другая, и на пульте загораются две сигнальные лампы: носовые стрелы отданы.

Кормовые стрелы долой! - На пульте снова вспыхивают две лампочки.

Теперь судно удерживается на стапеле только одним устройством - курками. В напряженной тишине слышится выстрел сигнальной пушки Петропавловской крепости: полдень.

Отдать курки!

Лучший такелажник завода Степан Кузьмич Лобынцев, участник спуска многих судов, рубит канат, задерживающий курки. Вздрагивает стальная масса ледокола. Она трогается с места сначала медленно, а затем, набирая скорость, все быстрее и быстрее скользит по стапелю.

Раздаются восторженные возгласы, крики "ура", рукоплескания. В воздух летят шапки. Когда корма судна с шумом врезается в невские воды, десятки голубей устремляются в воздух.

Мягко осев, соскальзывает с порога спусковых дорожек нос атомохода, и в тот же момент на флагштоке взвивается красный флаг. Торжественно звучит государственный Гимн СССР. Радостными гудками приветствуют своего могучего собрата суда, выстроившиеся в устье Невы.

Гремят цепи якорей, ледокол замедляет ход, останавливается. По команде начальника цеха И. Никитина буксиры отводят ледокол к достроечному пирсу завода.

Взволнованные и радостные, обмениваясь впечатлениями и поздравлениями, расходились строители ледокола.

Я счастлив, - сказал корреспонденту газеты "Смена" комсомолец сборщик Альберт Чертовский, - что строю атомный ледокол. Здесь я познал настоящую романтику труда и встретил настоящих героев - самоотверженных и настойчивых. Они многому меня научили.

И мне выпала огромная честь трудиться на чудесном судне, - поделился своими мыслями судосборщик Виктор Архипов. - Стараешься работать так, чтобы все было красиво и прочно. Ведь смотреть на творение наших рук будут миллионы людей мира.

Атомный ледокол "Ленин" спущен на воду! Сообщение это разнеслось по всему миру. Газетные страницы на всех языках сообщили читателям о новом успехе советских людей.

У ЗАВОДСКОГО ПИРСА

Строительство атомохода вступило в новый период -началась его достройка на плаву. Еще до спуска ледокола парт! ный комитет завода обсудил вопрос о проведении дальнеишю работ. Отмечалось, в частности, что еще не всегда четко взаимодействуют цехи, несвоевременно поставляются необходимые детали. Нередко тормозили работу и переделки. Конечно, при строительстве такого судна некоторые переделки неизбежны, но коммунисты стремились свести их до минимума.

достройщиками и монтажниками развернулось социалистическое соревнование. Монтажникам совместно с корпусниками предстояло закончить монтаж "сердца" ледокола - атомные реакторы.

Атомная энергетическая установка - важнейший участок ледокола. Над конструированием реактора трудились виднейшие ученые. Заводским инженерам, техникам, рабочим предстояло воплотить в металле замыслы ученых. Замечательные образцы трудовой доблести показали адмиралтейцы М. Тимофеев, С. Ваулин, Е. Калиничев, К. Стаюнин, П. Киселев, С. Петров и другие. Они под руководством мастеров Б. Романова, П. Борченко, Н. Колоскова успешно выполнили огромную работу по монтажу атомной установки.

Всем, кто участвовал в монтаже атомной установки, предстояло выполнить большой комплекс сложных работ. Ведь дело шло об источнике энергии небывалой мощности. Каждый из трех реакторов по своей мощности почти в 3,5 раза превосходит реактор первой в мире атомной электростанции Академии Наук СССР.

Как действует атомная энергетическая установка ледокола?

В реакторе в особом порядке помещаются стержни урана. Система урановых стержней пронизывается роем нейтронов, своего рода "запалов", вызывающих распад атомов урана с выделением огромного количества тепловой энергии. Стремительное движение нейтронов укрощается замедлителем. Мириады управляемых атомных взрывов, вызванных потоком нейтронов, происходят в толще урановых стержней. В результате образуется так называемая цепная реакция.

Особенность атомных реакторов ледокола состоит в том, что в качестве замедлителя нейтронов применен не графит, как на первой советской атомной электростанции, а дистиллированная вода. Урановые стержни, помещенные в реактор, окружены чистейшей водой (дважды дистиллированной). Если ею наполнить до горлышка бутылку, то абсолютно нельзя будет заметить, налита в бутылку вода или нет: настолько прозрачна вода!

В реакторе вода нагревается выше температуры плавления свинца - более 300 градусов. Вода при этой температуре не закипает потому, что находится под давлением в 100 атмосфер.

Вода, находящаяся в реакторе, радиоактивна. С помощью насосов ее прогоняют через специальный аппарат-парогенератор, где она своим теплом превращает в пар уже нерадиоактивную воду. Пар поступает в турбину, вращающую генератор постоянного тока. Генератор питает током гребные электродвигатели. Отработавший пар направляется в конденсатор, где снова превращается в воду, которая насосом опять нагнетается в парогенератор. Таким образом,-в системе сложнейших механизмов происходит своеобразный круговорот воды.

Реакторы установлены в специальные металлические барабаны, вваренные в бак из нержавеющей стали. Сверху реакторы закрыты крышками, под которыми расположены различные приспособления для автоматического подъема и перемещения урановых стержней. Всю работу реактора контролируют приборы, а при необходимости в действие вступают "механические руки"-манипуляторы, которыми можно управлять издали, находясь за пределами отсека. В любое время реактор можно осмотреть с помощью телевизора.

Все, что представляет опасность своей радиоактивностью, тщательно изолировано и расположено в специальном отсеке.

Система дренажей отводит опасные жидкости в особую цистерну. Имеется также система и для улавливания воздуха со следами радиоактивности. Воздушный поток из центрального отсека выбрасывается через грот-мачту на высоту 20 м.

Во всех уголках судна можно увидеть специальные приборы-дозиметры, готовые в любой момент известить о повышенной радиоактивности. Кроме того, каждый член экипажа снабжен индивидуальным дозиметром карманного типа. Безопасная эксплуатация ледокола обеспечена полностью.

Конструкторы атомохода предусмотрели всевозможные случайности. Если выйдет из строя один реактор, то его заменит другой. Одну и ту же работу на судне могут выполнить несколько групп одинаковых механизмов.

Таков основной принцип работы всей системы атомной энергетической установки.

В отсеке, где помещаются реакторы, имеется огромное количество труб сложных конфигураций и больших размеров. Трубы необходимо было соединять не как обычно, при помощи фланцев, а сваривать встык с точностью до одного миллиметра. Подгонкой и монтажом трубопроводов атомной энергетической системы занималась бригада Н. Матвейчука. Она обеспечила выполнение этого важнейшего задания в намеченные сроки.

Одновременно с монтажом атомных реакторов быстрым темпом устанавливались главные механизмы машинного отделения. Здесь монтировались паровые турбины, вращающие генераторы, Новаторы - монтажники турбин значительно сократили срок окончания этой работы.

Интересно отметить, что на атомоходе имеются две электростанции, способные обеспечить энергией город с 300-тысячным населением. На судне не нужны ни машинисты, ни кочегары: вся работа электростанций автоматизирована.

Следует сказать о новейших электродвигателях гребных винтов. Это- уникальные машины, изготовленные в СССР впервые, специально для атомохода. Цифры говорят за себя: вес среднего двигателя 185 т, мощность почти 20000 л. с. Двигатель пришлось доставить на ледокол в разобранном виде, по частям. Погрузка двигателя на судно представляла большие трудности, но с этой работой отлично справился такелажник Хохлов, предложивший грузить якорь двигателя на специальном приспособлении с салазками для того, чтобы не повредить обмотку или коллектор. На монтаже электродвигателей и прокладке сотен километров кабеля потрудились электрики Н. Потехин, Б. Барннов, Н. Портных, П. Ушаков, Ю. Миронов, В. Пирогов и другие.

Сборку всех трех двигателей проводил опытный мастер М. Смирнов и бригада монтажников В. Волкова. Монтируя вал одного из двигателей, Волков столкнулся с необходимостью расточить крышку подшипника, но для этого деталь надо было отправить в цех, что задержало бы сборку. Тогда бригадир решил сделать расточку на станке, имевшемся на судне.

Предложение Волкова, проверенное инженерами, было одобрено. Волков самостоятельно провел всю работу и сэкономил 34 часа, выполнив две недельные нормы за шесть дней.

Пока шел монтаж энергетических систем, инженеры работали над тем, как лучше и быстрее смонтировать и ввести в строй систему управления судовыми механизмами.

Все управление сложным хозяйством ледокола осуществляется автоматически, непосредственно из ходовой рубки. Отсюда капитан может изменить режим работы гребных двигателей. В рубке установлены приборы управления рулевой машиной, гирокомпас, магнитные компасы, радиоаппаратура, коммутатор сигнальных огней, кнопка для подачи гудков и много других приборов.

ПЭЖ. Непосвященному человеку эти три буквы ничего не говорят. ПЭЖ - пост энергетики и живучести - мозг управления ледоколом. Отсюда с помощью приборов-автоматов инженеры-операторы - люди новой на флоте профессии - могут на расстоянии управлять работой парогенераторной установки. Отсюда поддерживается необходимый режим работы "сердца" атомохода - реакторов.

Когда в ПЭЖ ледокола приходят экскурсанты, они останавливаются в изумлении: никто не видел в одном помещении такого количества приборов, как здесь! Опытные моряки, много лет плавающие на судах различных типов, удивляются и другому: специалисты ПЭЖ поверх обычной морской формы носят белоснежные халаты.

ЗАРАБОТАЛИ МЕХАНИЗМЫ АТОМОХОДА

Швартовные испытания - третий по счету (после стапельного периода и достройки на плаву) этап сооружения каждого судна. Это - ответственный экзамен для строителей, монтажников, механиков. Только во время швартовных испытаний становится ясно, как поведут себя машины, приборы, системы, установленные на судне.

Напряженно, интересно проходили испытания атомного ледокола. Опробовались, испытывались, тщательно проверялись сотни различных механизмов - весь сложный комплекс атомно-энергетической, дизель-генераторной установок, систем и устройств.

До запуска парогенераторной установки ледокола пар должен был подаваться с берега. Устройство паропровода осложнялось отсутствием специальных гибких шлангов большого сечения. Применить паропровод из обычных металлических труб, намертво закрепленных, не представлялось возможным. Тогда по предложению группы новаторов применили особое шарнирное устройство, обеспечивавшее надежную подачу пара на борт атомохода.

Еще до начала испытаний была проведена большая подготовительная работа: уточнялась и дополнялась программа испытаний, создавались таблицы для записи замеров при проверке приборов.

Наступило 20 октября 1958 г. К этому дню - дню начала швартовных испытаний, давно готовились строители. Их, естественно, волновали вопросы: какой механизм будет подготовлен раньше и первым "оживет" на ледоколе, кому выпадет честь первыми встать на вахту у работающих машин?

Посоветовались и выделили лучших из лучших. Этого права удостоились монтажники Р. Эвелит, Ю. Хороманский, Г. Гутов-ский, Е. Махонин.

Первыми были запущены и испытаны пожарные электронасосы, а потом и вся пожарная система. Затем, по указанию главного строителя В. Червякова, начались испытания вспомогательной котельной установки. Монтажники все же волновались, хотя были уверены в своей работе. Мастер В. Щедрин добродушно щурился и подбадривал рабочих:

Все пойдет хорошо. Уверен. Механизмы будут работать, как часы. Впрочем, пожалуй, еще лучше, точнее: ведь агрегаты монтировали специалисты высокого класса!

Первые испытания дали отличные результаты.

В тот же день начались испытания дизель-генератора кормовой электростанции. С утра вахтенные прогрели масло и воду. К полудню в отсеке собрались монтажники.

Волнующие минуты. Мелкие капельки пота покрыли лицо молодого монтажника Юрия Хороманского. Взволнован был и oодин из старейших судостроителей завода Григорий Филиппович Студенко.

Но вот приступили к испытаниям.

Приготовить к пуску дизель! Дать масло на двигатель!

Продуть цилиндры! - раздаются команды.

Проходят минуты.

Все готово, - докладывает Хороманский.

Запустить двигатель! - отдает команду Г. Студенко.

Двигатель заработал. Дрогнули стрелки приборов. К щиту

дизель-генератора прикованы взгляды строителей. Минута, пять, десять. . . Двигатель работает отлично! А через некоторое время монтажники приступили к регулировке приборов, контролирующих температуру воды и масла.

Большая заслуга принадлежит бригаде коммуниста Н. Иванова, которая самым тщательным образом провела монтаж всех механизмов дизель-генератора.

При испытании вспомогательных турбогенераторов и дизель-генераторов понадобились специальные устройства, позволяющие загружать два параллельно работающих турбогенератора. Созданием этих новых устройств успешно занимались конструктор В. Обрант, старший строитель по злектрочасти И. Драбкин, главный электромеханик ледокола С. Черняк. Экономия, полученная от применения специального стенда для испытания вспомогательных турбогенераторов, составила 253 тыс. рублей.

Как же проходило испытание турбогенераторов? На борту атомохода собрались монтажники, инженеры, ученые. С центрального пульта управления, где находились главный инженер завода Н. И. Пирогов, капитан ледокола П. А. Пономарев и группа конструкторов, последовала команда:

Дать пар на генератор!

Взгляды всех обратились к стрелкам приборов. Все нормально. Генератор увеличивал число оборотов.

Много труда вложили монтажники, чтобы отрегулировать и наладить турбогенераторы. Основная трудность заключалась в том, что регуляторы напряжения в ходе работы потребовалось заменить новыми, более совершенными, обеспечивающими автоматическое поддерживание напряжения даже в условиях большой перегрузки. Но и эту трудность преодолели.

Швартовные испытания продолжались. В январе 1959 г. турбогенераторы со всеми обслуживающими их механизмами и автоматами были налажены и проверены. Много потрудились над этим инженеры И. Драбкин и Б. Немченок, монтажники Г. Студенко, Н. Иванов, электрики Г. Зоткин, Ю. Миронов, испытатели В. Тарасов, В. Новиков, В. Зенов, мастер А. Тарасенков и другие. Одновременно с испытанием вспомогательных турбогенераторов прошли испытания электронасосов, вентиляционной системы и другого оборудования.

Успешно выполняя свои обязательства, адмиралтейцы в апреле закончили испытания всех главных турбогенераторов и гребных электродвигателей. Результаты испытаний оказались отличными. Подтвердились все расчетные данные, сделанные учеными, конструкторами, проектировщиками. Первый этап испытаний атомохода был закончен. И закончен Успешно!

ЛЕДОКОЛ УХОДИТ В МОРЕ

В апреле 1959 г. партийный комитет завода рассмотрел вопрос о завершении достроечных работ на ледоколе. Секретарь парткома Н. К- Крылов, рассказав о результатах проведенных испытаний, призвал партийный актив и всех адмиралтейцев принять меры для форсирования достроечных, монтажных и отделочных работ. Партийные организации цехов, отмечалось в решении парткома, должны осуществлять постоянный контроль за ходом работ на завершающем этапе строительства.

Немало важных "мелочей" необходимо было предусмотреть на будущее, так как срок выхода судна в море приближался с каждым днем.

Многие специалисты ведущих профессий, закончив свои работы, сошли с борта ледокола, другие готовились работать на нем во время ходовых испытаний.

В дело вступили монтажники трюмного отделения. Трюмной бригадой руководил Павел Емельянович Самарин. Старый кадровый рабочий, участвовавший в постройке многих судов, он любил работать с молодежью. В его бригаде - лишь молодые рабочие. Гриша Никифоров до призыва в армию работал на заводе. Затем снова вернулся в Ленинград, стал участником строительства атомохода, прекрасно справляясь со сложным делом - обслуживанием системы питательной воды.

Монтажом, налаживанием и испытанием хозяйственно-бытовых систем и установок занимался молодой мастер коммунист Борис Малиновский. Котельный машинист Раймонд Эвелит, комсорг строительства ледокола, первым на заводе добился получения обессоленной воды с помощью специальных фильтров. Когда же его бригада начала монтаж водоочистительной установки, он изъявил желание принять участие в монтаже. Лаборантка Нина Лялина работала на достройке многих судов. Теперь она серьезно помогла монтажникам наладить водоочистительную установку. Строгий контроль за качеством воды, правильностью эксплуатации установки - вот чем занималась Нина, вплоть до ухода ледокола на Балтику.

Атомный ледокол ЛенинПервенец советского атомного флота ледокол "Ленин" -судно, прекрасно оборудованное всеми средствами современной радиосвязи, локационными установками, новейшим навигационным оборудованием. На ледоколе установлены два радиолокатора - ближнего и дальнего действия. Первый предназначен для решения оперативных навигационных задач, второй - для наблюдения за окружающей обстановкой и вертолетом. Кроме того, он должен дублировать локатор ближнего действия в условиях снегопада или дождя.

Аппаратура, размещенная в носовой и кормовой радиорубках, обеспечит надежную связь с берегом, с другими судами и с самолетами. Внутрисудовая связь осуществляется автоматической телефонной станцией на 100 номеров, отдельными телефонами в различных помещениях, а также мощной общесудовой радиотрансляционной сетью.

Кто бы ни побывал на ледоколе, будь то президент Финляндской республики Урхо Кекконен или премьер-министр Англии Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон или представители деловых кругов капиталистических стран,- все сходились на одном: Советский Союз идет впереди в области мирного использования атомной энергии!

Вместе с адмиралтейцами атомный ледокол строила вся страна. Более 500 предприятий, расположенных на территории 48 экономических районов, выполняли заказы для атомохода. И потому адмиралтейцы так сердечно благодарят вместе с учеными, помогавшими им в работе, многие тысячи рабочих, техников, инженеров всех заводов и фабрик, участвовавших в строительстве атомохода. Это строительство было делом всех советских людей. Их мысли нашли свое отражение во вдохновенных стихах, написанных самими строителями ледокола. Вот, например, как писал об атомоходе механик И. Алексахин: Мы люди великих стремлений, Девиз наш: смелее вперед! Наш флагман с именем "Ленин" Пойдет в заполярный поход.

И ветры, и бури, и штормы,

И Арктики льды, как гранит,

Под флагом Отчизны любимой

Гигант-ледокол победит...

Путь добрый тебе, наш красавец,

Свершение смелых идей!

И атом нам служит для мира,

Для счастья советских людей!

На многие годы запомнится адмиралтейцам и многим ленинградцам волнующий день 12 сентября 1959 г. С утра у заводского достроечного пирса на набережной Невы собрались сотни людей.

А на борту атомохода тем временем шли последние приготовления к отплытию. Капитан Павел Акимович Пономарев отдавал необходимые распоряжения. Борт о борт с атомоходом мерно покачивались на невской волне мощные буксиры, казавшиеся карликами по сравнению с полярным колоссом. Наконец, раздалась команда:

Отдать швартовы!

Буксиры отвели атомоход, украшенный флагами расцвечива-I ния, от причальной стенки завода к середине Невы. Раздался традиционный прощальный гудок. Незабываемая, долгожданная, волнующая минута!..

События этой исторической минуты спешили запечатлеть на; долгие годы фотокорреспонденты центральных и ленинградских газет и журналов, операторы кинохроники и телевидения.

Счастливого плавания! - желали адмиралтеицы уходящему ледоколу.

Спасибо за отличную работу! - ответил взволнованно капитан П. А. Пономарев. Его голос, усиленный мощными репродукторами, разнесся над невскими просторами.

Все, кто был на борту атомохода, неизменно выражали свое восхищение замечательным творением советских людей.

Атомный ледокол "Ленин" построен! После ухода его из Ленинграда успешно прошли испытания ледокола в суровых oосенних водах Балтики. Моряки получили из рук адмиралтейцев замечательное судно - флагман советского ледокольного флота.

Теперь ему служить и служить на Севере, на благо создавшего его народа!

Атомоход "Ленин" навечно прославит нашу великую Родину, человеческий разум, обуздавший во имя мира колоссальную энергию атомного ядра.

Как был построен атомный ледокол "Ленин". Государственное союзное издательство судостроительной промышленности. Ленинград 1959 г.

Отечественные морские ледоколы. От «Ермака» до «50 лет победы» Кузнецов Никита Анатольевич

«Ленин» – первый атомный ледокол

Вторая половина XX века прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной. Вскоре ученые и инженеры начали задумываться о применении атомной энергии на кораблях и судах, что было особенно актуальным для ледоколостроения. Неограниченная автономность и сверхмалый расход топлива позволяли сделать вывод о том, что будущее арктического ледокольного флота – за атомными ледоколами.

Неудивительно, что первый в мире атомный ледокол был создан в СССР – государстве, обладавшем наиболее значительными арктическими территориями.

Проект ледокола, получивший индекс 92, разрабатывался Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) – 15 (в настоящее время ЦКБ «Айсберг») в 1953–1955 гг. Главным конструктором был В. И. Неганов, разработкой энергетической установки руководил И. И. Африканов. Формы обвода корпуса отрабатывались в ледовом бассейне Института Арктики и Антарктики. В создании атомохода, который был заложен 25 августа 1956 г. на Ленинградском судостроительном завод имени А. Марти (ныне входит в Адмиралтейское объединение), участвовали более 500 предприятий страны. Судовые турбины создавались на Кировском заводе, главные турбогенераторы – на Харьковском электромеханическом, гребные электродвигатели – на ленинградском заводе «Электросила».

Основные данные атомного ледокола «Ленин»: длина 134 м, ширина 27,6 м, высота борта 16 м, осадка 10,5 м, водоизмещение 16 800 т, мощность энергетической установки (в которую входили 3 реактора водо-водяного типа, парогенераторы, паровые турбины, электрогенераторы и гребные электродвигатели) 44 000 л. с., скорость 19,6 узлов, экипаж 210 человек.

Атомный ледокол «Ленин», 1985 г. Фото М. Курносова

5 декабря 1957 г. судно спустили на воду. Осенью 1959 г. ледокол прошел ходовые испытания в Финском заливе. 3 декабря 1959 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке атомохода в эксплуатацию. 29 апреля 1960 г., после окончания ходовых испытаний, «Ленин» в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» вышел в порт приписки Мурманск, куда прибыл 6 мая. В июне завершились ледовые испытания, которые показали, что ледокол может преодолевать льды толщиной до двух метров со скоростью 2 узла. После этого началась работа «Ленина» в Арктике. С момента спуска на воду и до 1961 г. первым атомоходом командовал знаменитый полярный капитан П. А. Пономарев, а затем, вплоть до вывода из эксплуатации – Б. М. Соколов.

Атомный ледокол «Ленин». Вид сбоку в разрезе

Первая арктическая навигация атомохода «Ленин» началась 19 августа 1960 г. и продолжалась 3 месяца и 10 дней. Ледокол прошел более 10 тысяч миль, обеспечив проводку 92 судов.

В сентябре 1961 г. ледокол вышел в свое второе плавание. Пробившись через льды в Чукотское море, 14 октября судно доставило на льдину к северу от острова Врангеля грузы и экипаж новой дрейфующей станции СП-10, после чего в условиях полярной ночи выставило у кромки многолетних паковых льдов дрейфующие автоматические радиометеостанции.

В июне 1962 г. ледокол в необычайно ранние сроки совместно с ледоколом «Ленинград» взломал перемычку в Енисейском заливе, что позволило четырем лесовозам уже 27 июня пройти в порт Игарка. В дальнейшем «Ленин» ежегодно участвовал во взламывании ледовых перемычек в Енисейском заливе, пробивал канал через льды пролива Вилькицкого, что позволяло увеличивать продолжительность навигации на несколько недель.

Историческая встреча ледоколов двух поколений: «Ермака» и первого атомного ледокола «Ленин»

Эксплуатация столь сложного технического сооружения не обходилась без происшествий. После 25 000 часов эксплуатации ядерной энергетической установки в феврале 1965 г. произошла авария: из-за ошибки операторов активная зона реактора на некоторое время была «обезвожена». Из-за этого разрушились 60 % тепловыделяющих сборок. Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 г. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьезные механические повреждения оборудованию реакторной установки.

В 1966 г. было решено заменить паропроизводящую установку на более совершенную. Буксировать «Ленин» в Ленинград не стали, чтобы не привлекать внимания общественности Скандинавии, и поручили модернизацию крупнейшему северодвинскому заводу «Звездочка», который успешно справился с задачей. В 1967–1969 гг. во время частичной модернизации вместо трехреакторной установки на нем была смонтирована двухреакторная, но значительно большей мощности.

В 1970 г. атомоход «Ленин» возглавил эксперимент по продлению навигации в западном районе Арктики, в котором участвовало несколько ледоколов. В ноябре он провел через льды Карского моря дизель-электроход «Гижига», который доставил в Дудинку 4127 т грузов для Норильского комбината, а в декабре провел то же судно в Баренцево море с грузом 6039 т медно-никелевой руды. Это положило начало продлению навигаций в Карском море, которые через 9 лет стали круглогодичными.

За большой вклад в обеспечение арктических перевозок и использование атомной энергии в мирных целях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 г. атомный ледокол «Ленин» был награжден орденом Ленина, а большая группа членов экипажа удостоена государственных наград.

Атомный ледокол «Ленин»

В марте-апреле 1976 г. состоялся первый экспериментальный рейс атомохода «Ленин» совместно с теплоходом «Павел Пономарев» к берегам полуострова Ямал по доставке грузов геологам – разведчикам нефти и газа. Навигация 1976 г., начавшаяся с этого нелегкого похода, продолжалась для ледокола 11 месяцев.

Очень сложной была навигация 1983 г., когда в восточном районе Арктики создалась тяжелая ледовая обстановка. Только в январе следующего года атомоход «Ленин» смог вернуться в порт приписки Мурманск.

В 1989 г. атомоход «Ленин» совершил свой последний рейс в Арктику. Ледовая обстановка была напряженной. Все лето ледокол работал на проводке судов через пролив Вилькицкого и в море Лаптевых вместе с ледоколами «Москва», «Таймыр» и атомоходом «Сибирь». За эту навигацию им было пройдено 20 955 миль, из них 20 369 миль – во льдах. Вместе с другими ледоколами атомоход провел 185 судов, обслужил 8 полярных станций.

Всего же за 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» прошел 654 400 миль (560 600 из них – во льдах), провел 3740 судов, участвовал в спасении и выводе из ледового плена дизельных ледоколов «Мурманск», «Капитан Белоусов» и др. После вывода из эксплуатации «Ленин» 20 лет простоял в Мурманске. 5 мая 2009 г. ледокол поставлен на вечную стоянку на территории морского вокзала в Мурманске в качестве музея.

Из книги Невидимое оружие ГРУ автора Болтунов Михаил Ефимович

«Атомный подарок» Никиты Хрущева Карибский кризис и имя Никиты Хрущева связаны воедино на века. Иначе, конечно и быть не может. Но вот мнение, утвердившееся сегодня, что в разжигании карибского противостояния США и СССР виноват только Никита Хрущев вряд ли можно принять.

Из книги XX век. Исповеди: судьба науки и ученых в России автора

Из книги Полигоны, полигоны… Записки инженера испытателя автора Вагин Евгений Владимирович

Из книги Откровения Виктора Суворова - 3-е издание, дополненное и исправленное автора Хмельницкий Дмитрий Сергеевич

1949 год. Первый атомный взрыв на полигоне УП-2 С весны 1949 года поползли слухи, что предстоит поездка на полигон куда-то в Среднюю Азию. Действительно, началось оформление людей, составлялись списки оборудования, которое предстояло взять с собой. Комельков B.C. тщательно

Из книги Окна из будущего автора Губарев Владимир Степанович

«Ледокол» - «Ледокол» - самая известная книга Виктора Суворова. Она обеспечила ему всемирную славу, но и вызвала больше всего протестов. «Ледокол» расколол на два лагеря не только российскую, но и мировую историческую науку, полностью перевернул привычные

Из книги Происхождение партократии автора Авторханов Абдурахман Геназович

Страница истории А БЫЛ ЛИ ЭТО АТОМНЫЙ ВЗРЫВ? Документы "Атомного проекта СССР" открывают исследователю удивительный факт, в который очень трудно поверить: оказывается, Сталин встречался с учеными - участниками Проекта всего лишь один раз! И случилось это 9 января 1947 года.

Из книги Взять Берлин в 1941 году. Что дальше. Сталин после Грозы автора Винтер Дмитрий Францович

Страница истории А БЫЛ ЛИ АТОМНЫЙ ВЗРЫВ? (продолжение) Даже трудно представить, что произошло бы в стране, если 29 августа над казахстанской степью не поднялся бы в небо ядерный гриб! "Район испытаний 30 августа 1949 г. (в 170 км западнее г. Семипалатинска) Сов. секретно (Особой

Из книги Супербомба для супердержавы. Тайны создания термоядерного оружия автора Губарев Владимир Степанович

ТОМ ПЕРВЫЙ. ЦК и Ленин

Из книги Бойня 1939–1945 [Не Вторая Мировая, а Великая Гражданская!] автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 10 Дальневосточный ледокол Последствия этого для Запроливья, а затем и для всей Империи страшно представить. А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом» 1 июля 1937 г. «дальневосточный ледокол» начал свою работу - Япония открыла военные действия против Китая и за первые

Из книги Выстрел по «Ледоколу». Как Виктор Суворов предавал «Аквариум» автора Кадетов Александр

«Атомный проект № 2» Наш разговор с Генеральным директором Горно-химического комбината начался так:- Представьтесь, пожалуйста, - попросил я. П.М. Гаврилов- Гаврилов Петр Михайлович. Родился в Томске-7 в 60-м году. Мои родители приехали строить этот город. Закончил

Из книги Маршал Берия. Штрихи к биографии автора Гусаров Андрей Юрьевич

Глава 1 Неуправляемый «Ледокол революции» Жаба - это дегенерировавшая лягушка. Почему она дегенерировала? Наверное, употребляла в пищу вредные для нее элементы. А. Гитлер (из застольных бесед) Готовил ли Гитлер нападение?План нападения Третьего рейха на СССР начали

Из книги В поисках энергии. Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики автора Ергин Дэниел

5. Лже-«Ледокол» Солнце в небе ласково сияло, Плыли кучевые облака, От «Столичной», что в тени стояла, Мы лишь треть отмерили пока. Рыжий кот, что грелся с нами рядом, Съев кусок одесской колбасы, Как звезда военного парада, Хвост подняв и навострив усы, Не спеша

Из книги Атомная бомба автора Губарев Владимир Степанович

Глава 9. Атомный проект. 1941–1953 годы Руководство народным хозяйством, вернее, его частью, выпавшее на долю Берии в военное время, показало его как великолепного управленца в кризисной ситуации. Это был тот опыт, цену которому сложно измерить мерками мирного, а тем более

Из книги автора

Атомный флот После Второй мировой войны Риковер быстро оценил стратегический потенциал атомного флота и посвятил себя его созданию. Ему, в частности, было ясно, что атомные подводные лодки по дальности плавания и другим возможностям могут существенно превосходить

Из книги автора

«А был ли это атомный взрыв?» Документы «Атомного проекта СССР» открывают исследователю удивительный факт, в который очень трудно поверить: оказывается, Сталин встречался с учеными - участниками Проекта всего лишь один раз! И случилось это 9 января 1947 года. Позже Берия

Из книги автора

«А был ли атомный взрыв?» (продолжение) Даже трудно представить, что произошло бы в стране, если бы 29 августа над казахстанской степью не поднялся бы в небо ядерный гриб?!«Район испытаний 30 августа 1949 г. (в 170 км западнее г. Семипалатинска)Сов. секретно (Особой

На «Адмиралтейском заводе» в Ленинграде в 1956 году произошла закладка первого советского атомного ледокола «Ленин». Надводное судно с атомной энергетической установкой за 30 лет эксплуатации провело по Северному морскому пути более 3,7 тысячи кораблей. В СССР и в России было создано еще девять аналогичных кораблей, включая лихтеровоз «Севморпуть». Кроме нашей страны постройкой таких судов не занимаются нигде в мире. «Лента.ру» рассказывает о первом в истории атомном гражданском судне «Ленин».

Тот ледокол совмещал в себе передовые инженерные разработки советской эпохи. В частности, от дизельных судов его отличала дифферентная система, позволяющая кораблю не застрять во льду. Для этого «Ленин» снабжался специальной балластной установкой для перекачивания воды с одного борта на другой. В результате этого судно накренялось и раскачивалось, разламывая окружающий лед.

Для экипажа внутри ледокола были созданы максимально комфортные условия: каюты на одного-двух человек, сауна, кают-компания с роялем, библиотека, помещение для просмотра фильмов и комната для курения. В автономном плавании корабль мог находиться до года.

Ледокол «Ленин» работал в тяжелейших условиях Севера. Без него не обходилась навигация на участке между устьем Енисея и Баренцевым морем. «Ленин» работал даже там, где не справлялись типичные ледоколы. В самом начале эксплуатации корабль настолько хорошо себя зарекомендовал, что в СССР фактически отказались от его использования в качестве опытного судна. Вероятно, именно такая самонадеянность привела к двум авариям с АППУ ОК-150, произошедшим уже тогда, когда срок их службы превысил плановый.

Решение о разработке мощного арктического ледокола с ядерной энергетической установкой Совет министров СССР принял в ноябре 1953 года. Главными целями были объявлены демонстрация мирных возможностей использования атомной энергии и намерение сделать Северный морской путь одной из основных транспортных магистралей страны. В создании ледокола приняли участие ведущие ученые страны. Научным руководителем проекта был назначен физик-ядерщик Анатолий Александров, главным конструктором - кораблестроитель Василий Неганов.

Водоизмещение ледокола составило 16 тысяч тонн, длина - 134 метра, ширина - 27,6 метра, высота - 16,1 метра, глубина погружения корабля в воду - 10,5 метра. Это позволило расположить на корабле две мачты, а в кормовой части судна - площадку для вертолета. Ледокол был способен передвигаться со скоростью до 36,3 километра в час по чистой воде и 3,7 километра в час - разламывая лед толщиной около двух метров.

Спуск «Ленина» на воду состоялся в декабре 1957 года, а эксплуатировать судно начали в 1959-м. Только в первую пятилетку работы - в 1960-1965 годы - корабль прошел более 137 тысяч километров, из которых около 105 тысяч километров - по льду.

Главная гордость «Ленина» - уникальная атомная энергетическая установка, разработанная ОКБ Горьковского завода №92 (современное АО «ОКБМ Африкантов») под руководством советского конструктора ядерных реакторов Игоря Африкантова. Технический проект атомной паропроизводящей установки АППУ ОК-150 был завершен в 1955 году и через два года утвержден на заседании научно-технического совета в профильном министерстве.

Ледокол оснащался тремя АППУ ОК-150 мощностью 90 мегаватт каждый, имеющими форму толстостенного цилиндрического сосуда из углеродистой стали с плоскими крышкой и днищем. Диаметр установки составлял 1,86 метра, толщина стенок - 0,14 метра; активная зона реактора была расположена в центре цилиндрического сосуда и окружена несколькими слоями стали, между которыми протекала вода. В 1966 году АППУ ОК-150 выработали отведенное время и через четыре года, в 1970-м, были заменены на две АППУ ОК-900.

Сокращение числа реакторов связано с повышением их мощности до 159 мегаватт и отсутствием необходимости в трех установках, что показала эксплуатация АППУ ОК-150. Конструкция новой установки была более долговечной и оптимальной, она оснащалась системой автоматики, освобождающей экипаж от постоянных дежурств у АППУ, что позволило сократить численность состава ледокола на треть - с 243 до 151 человек - и снизить стоимость генерируемой электроэнергии в два раза.

Несмотря на стабильную работу АППУ ОК-900, износ корпуса ледокола привел к тому, что с 1984 года судно стало использоваться в щадящем режиме - главным образом между июнем и декабрем, в период наиболее благоприятной навигации между Мурманском и островом Диксон. В 1989 году эксплуатацию «Ленина» прекратили, а в 2005 году судно, ставшее на прикол в Мурманске, преобразовали в музей.

Успешная служба первого атомного ледокола, на пять лет превысившая запланированный срок, позволила в 1975-2006 годах заложить восемь атомных ледоколов - «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы», а также лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Ожидается, что к 2020 году российский флот пополнится еще двумя универсальными атомными ледоколами.

Чтобы проложить дорогу во льдах Северного морского пути, необходимо судно , обладающее огромной мощью главных механизмов, иметь большое водоизмещение, многомесячный запас топлива и совершенные средства ледовой разведки. Удовлетворять всем этим требованиям может только атомный корабль, постройка которого по плечу лишь державе с хорошо развитой индустрией.

На очередном съезде КПСС было принято решение о строительстве ледокола под названием «Ленин» с атомной . В мире должно было появиться судно, движущей силой которого должна была стать энергия атома. Как же разрешили эту непростую задачу советские ученые и инженеры?

Источником энергии на ледоколе является атомный реактор. Атомная установка и все ее коммуникации надежно изолированы от других помещений. Она со всех сторон окружена специальной защитой, а сам реактор заключен в стальной кожух, заполненный водой. В реакторе атомного ледокола непрерывно поддерживается цепная реакция делений атома урана, при этом выделяется большое количество тепловой энергии. Вода теплоноситель движущаяся под большим давлением по каналу реактора нагревается до нескольких сот градусов и поступает в парогенераторы. Здесь теплоноситель отдает свое тепло. После чего насосами подается обратно в реактор. Вода в парогенераторах нагревается теплоносителем до кипения, в результате чего образуется пар. Пар приводит в действие турбогенераторы, затем конденсируется в воду, которая питательными насосами перекачивается обратно в парогенераторы. Электрическая энергия вырабатываемая турбогенераторами подается к гребным электродвигателям вращающие три винта атомного ледокола. Во время работы реактора в окружающем его воздухе возможно появление некоторой радиоактивности - особая вентиляционная система непрерывно откачивает этот воздух. Проходя через специальные фильтры, он полностью очищается от радиоактивных примесей и только после этого выбрасывается в атмосферу.

строительство атомного ледокола «Ленин»

Советский ледокол «Ленин » строила вся страна. В его проектировании, экспериментальных проработках и строительстве участвовало около 30 научно-исследовательских институтов, 60 конструкторских бюро и более 250 промышленных предприятий. Его корпус собирался из отдельных секций, которые изготовлялись из специальной высокопрочной стали. В отсеках атомного ледокола размещалось оборудование и механизмы машинного отделения и реактора. Дружно и слаженно работали судостроители. Глубоко внутри корабля они сваривали переборки и отдельные части корпуса. С высоты шестиэтажного дома их можно было видеть и на палубе, где на каждом шагу сверкали яркие огни электросварки и летели искры из-под абразивных кругов. Бригады сборщиков и сварщиков соревновались друг с другом движимые горячим желанием как можно лучше выполнить работу по строительству первого атомного ледокола в мире. В цехах завода подготавливали для установки на судно реакторы. Корпус реактора и все его детали тщательно очищались. В этом же цехе реактор был заключен в кожух, изготовленный из нержавеющей стали. Он являлся одновременно защитой реактора и его фундаментом. Затем медленно и осторожно опустили в трюм корабля важнейшую часть его оборудования, в котором родится замечательная энергия, дающая жизнь атомному ледоколу . Из листов нержавеющей стали собирались толстые плиты представляющий защитный каркас реакторного отсека. Они должны были защитить экипаж судна от радиоактивного излучения. Затем на атомный ледокол началась погрузка главных механизмов - редуктор турбогенератора, весящий более 10 тонн, он передавал вращение вала турбины к валам электрогенераторов. После чего установили на свое место один из рециркуляционных насосов. Атомный ледокол быстро насыщался техникой.

На строящемся корабле можно было часто видеть членов его экипажа. Со сложными механизмами они ознакомлялись еще до того как системы будут установлены. В трюме корабля четко монтировались трубопроводы. Во время погрузки гребные валы были обшиты досками, чтобы при установке не повредить их шлифованную поверхность. Чтобы закрепить винт ледокола на гребной вал как гигантский цветок, который весит несколько тонн, понадобился ключ весьма внушительных размеров.

советский ледокол «Ленин»

советский ледокол «Ленин» во льдах

ледокол «Ленин» в доке


ледокол-легенда в наше время, порт Мурманск

Приближался день спуска на воду советского ледокола . Для большей безопасности спуска судостроители подготовили два понтона, каждый из которых сооружение объемом несколько сот кубических метров. Понтоны были подведены под кормовую и носовую части судна.

Спуск на воду атомного ледокола «Ленин » весом около 11000 тонн был произведен 5 декабря 1957 года на Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде. После этапа строительства флагмана советского атомного арктического флота следовали длительные ходовые испытания корабля.

Советский ледокол обладал повышенной живучестью и непотопляемостью, то есть способностью оставаться на плаву в случае проникновения воды вовнутрь корабля при аварии. Для этого его корпус был разделен на несколько водонепроницаемых отсеков. Затопление одного или даже нескольких из них было не опасно для корабля. В отсеках располагались корабельные механизмы, приборы, хранилища и часть жилых помещений экипажа судна.

Атомный ледокол имел креновые, а также носовые и кормовые дифферентные цистерны. При перекачивании воды из цистерн одного борта в цистерны другого борта или же из кормовых цистерн в носовые создавался крен (дифферент) судна . Раскачивание ледокола «Ленин» с помощью перекачивании воды помогало взламыванию очень мощных льдов.

Советский ледокол одновременно являлся и электроходом, так как вращение его гребных винтов осуществлялось электродвигателями, что облегчало управление кораблем . Управление энергетической установкой осуществлялось из центрального поста управления. Там находились приборы, благодаря которым контролировались процессы, протекающие в судовых агрегатах и системах с автоматическим регулированием.