Считается контрольно-надзорной, а потому должна строго регламентироваться государством. В этих целях был создан ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", закрепляющий основные положения, которые касаются функций и прав аудиторов. Закон будет подробно рассмотрен в статье.
Об аудиторской деятельности
Что представляет собой аудит? Согласно закону, это независимая проверка бухгалтерских данных на соответствие установленным нормам. Проверяется достоверность финансовой отчетности, выявляются нарушения и возможные махинации.
Аудитор - это лицо, осуществляющее аудиторские услуги. Вся контрольно-надзорная деятельность рассматриваемого специалиста должна строго соответствовать закону. В противном случае все проводимые работы не будут считаться аудиторскими.
ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" гласит, что аудит не может заменять собой контрольные функции государственных органов. Это дополнительные, независимые виды работ, не связанные с государственной правоохранительной деятельностью.
Аудиторы и аудиты
Что представляет собой аудиторская организация? Закон № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" дает следующее определение:
- это организация, созданная на коммерческой основе, которая представляет собой объединение аудиторов, производящих независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о ее достоверности.
Каждая аудиторская организация должна быть внесена в специальный государственный реестр. Работающие в ней физические лица (аудиторы) должны иметь при себе квалификационный аттестат, дающий разрешение на осуществление профессиональной аудиторской деятельности.
Обязательный аудит проводится в следующих случаях:
- ценные бумаги организации допущены к торгам;
- организация имеет организационно-правовую форму общества акционерного типа;
- объем выручки от продажи продукции составляет более 400 млн рублей за предшествовавший отчетный год;
- организация представляет и раскрывает годовую сводную консолидированную отчетность;
- в иных случаях, установленных ФЗ.
Обязательный аудит проводится каждый год.
Права и обязанности аудиторов
ФЗ N 307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет основные полномочия и функции данных объединений. Так, аудитор имеет право:
- на самостоятельное определение методов и форм оказания профессиональных услуг;
- на исследование в полном объеме документации, связанной с хозяйственной и финансовой деятельностью аудируемого лица;
- на проверку любого имущества, указанного в документации;
- на получение у должностных лиц подтверждений и разъяснений по возникшим в ходе проверки вопросам;
- на отказ от осуществления своих должностных обязанностей, если аудируемое лицо не предоставляет всю необходимую документацию;
- на осуществление прочих прав, указанных в договоре.
Закрепляет закон и основные обязанности аудиторов. Так, здесь стоит отметить:
- предоставление аудитором аудируемому лицу информации о членстве в аудиторской организации;
- своевременную передачу аудиторских заключений;
- составление документов на русском языке;
- обеспечение сохранности документации;
- информирование аудируемых лиц о и многое другое.
Еще одной обязанностью аудиторов является строгое соблюдение профессиональных стандартов. О них будет рассказано далее.
Стандарты аудиторской деятельности
Седьмая статья ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет необходимость использования стандартов и кодексов профессиональной этики аудиторов. Что это такое? Закон характеризует стандарты как особый вид документов, содержащие в себе требования к аудиторским процедурам. Стандарты не должны:
- противоречить международным стандартам;
- создавать препятствий к осуществлению аудиторской деятельности.
А что представляет собой кодекс профессиональной этики аудиторов? Согласно закону, это сборник правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторами и объединениями аудиторов. Кодекс составляется и принимается каждой саморегулируемой организацией отдельно.
О независимости аудиторов
ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" в статье 8 закрепляет нормы, гласящие о независимости аудиторов и их объединений. Вначале говорится о том, кто не может осуществлять аудит. В этот список входят аудиторы:
- являющиеся учредителями аудируемого лица, его главным бухгалтером или руководителем;
- являющиеся близкими родственниками аудируемого лица;
- индивидуальные аудиторы, оказывавшие в течение трех лет аудируемому лицу услуги по восстановлению бухгалтерского учета, его ведению, составлению финансовой отчетности;
- и прочие, согласно ФЗ №307.
Несложно догадаться, что введены все эти нормы для недопущения коррупции и "покрывательства" своих коллег. Порядок вознаграждения за аудиторскую деятельность и его выплаты определяется участниками договора.
Проверяющие не вправе осуществлять действия, нарушающие интересы и права аудируемых лиц. Так, вводится специальное понятие аудиторской тайны, о котором будет рассказано далее.
Об аудиторской тайне
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (№307-ФЗ) закрепляет понятие аудиторской тайны. Что это такое? Девятая статья закона запрещает разглашать любые сведения и документы (кроме информации, разглашенной самим аудируемым лицом), сведения о заключении договора по оказанию услуг, а также цены на эти услуги.
Все работники аудиторской организации обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, которая составляет аудиторскую тайну. Нельзя передавать документы и сведения, составляющие данную тайну, третьим лицам, не имеющим отношения к аудиторскому договору.
Согласно ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", разглашение аудиторской тайны влечет за собой наложение ответственности. Согласно федеральному закону, лицо, нарушившее конфиденциальность информации, обязано возместить убытки в порядке, установленном законодательством РФ.
Контроль над аудиторами
Принятый ФЗ №307 "об аудиторской деятельности" называет аудиторов и их объединения независимыми лицами. Однако принцип независимости не освобождает от контроля со стороны государства.
Статья 10 гласит о самоконтроле. Так, представители аудиторских компаний обязаны:
- устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля профессиональной деятельности;
- проходить внешний контроль деятельности, представлять государственным органам всю необходимую документацию;
- принимать участие в работе саморегулируемой организации аудиторов, если они являются ее членами.
Статья 11, напротив, повествует о внешнем контроле аудиторских организаций и ее членов. В частности, оговаривается предмет внешнего контроля. Это соблюдение требований федерального закона, а также своевременное исполнение законных приказов со стороны государственной власти. Чуть подробнее о государственном регулировании аудиторской деятельности будет рассказано далее.
Государственное регулирование
№307 ФЗ "Об аудиторской деятельности" (30.12.2008) закрепляет основные нормы государственного регулирования деятельности аудиторов. Так, государство обязано:
- разрабатывать государственную политику в сфере аудиторской деятельности;
- принимать нормативные акты, ее регулирующие;
- вести государственный реестр саморегулируемых организаций;
- осуществлять некоторые другие полномочия, отраженные в статье 15 рассматриваемого федерального закона.
Аудиторская деятельность предоставляет собой проверку содержания отчетности коммерческого лица при условиях независимости и объективности с целью отражения экспертного мнения относительно достоверности предоставляемой отчетности.
С 01.01.2017 оказание аудита регламентируется новыми правилами в связи с принятыми Международными стандартами аудита, которые утверждены приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10. 2019 №192н.
- Акционерные общества;
- Страховые компании;
- Кредитные организации и другие.
С полным перечнем можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Минфина России (отражено в тексте Информационного сообщения от 11.01.2017 № ИС-АУДИТ-13).
Список содержит:
- Правовые основания для аудита;
- Вид отчетности;
- Субъекты, которые обладают правом на проведение аудита.
Деятельностью по предоставлению аудиторских услуг способны заниматься исключительно аудиторы. При этом оказание данных услуг должно быть единственным видом работы (п. 6 ст. 1 закона № 307-ФЗ).
Изменения 2019-2017 года
ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ пребывает на вершине законодательного регламентирования аудиторской деятельности и правил оказания услуг в части аудита предприятий. Так, все остальные законы в данном аспекте сориентированы именно на данный и пребывают в соответствии с его положениями.
Закон содержит в себе:
- Основные определения понятий;
- Дается описание порядка организации процесса осуществления деятельности аудиторов;
- Дается исчерпывающий перечень прав и обязанностей субъектов аудита.
- Указан порядок проведения контролирующих действия в части оказания услуг аудиторами.
Одним из нововведений является корректировка понятия в 2019 году «публикация консолидированной отчетности», и его последующая замена на «раскрытие годовой консолидированной отчетности», что описано в списке предпосылок для оказания аудита обязательного характера в ст.5.
Видео: Нюансы
Сравнение законов
До вступления ФЗ № 307- ФЗ на территории РФ фигурировал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, утративший силу 01.01.2011. Исходя из назревших изменений в экономике государства и правил, стандартов проведения аудита, был одобрен закон № 307-ФЗ.
Если сравнивать акты законодателя, то можно определить такие качественные отличия:
- Отличия в объеме содержания и численности норм. Так ФЗ № 307-ФЗ гораздо больше предшественника;
- ФЗ № 307-ФЗ делит сущность «аудита» и «аудиторской деятельности», в то время как в предыдущем эти определения уравнивались;
- Внедрено в употребление понятие — бухгалтерская отчетность;
- П. 6 ст.1 закона № 119-ФЗ имеет перечисление услуг, которые являются сопутствующими проведению аудита. Новый (ч.4 ст.1) отсылает к перечню таковых, которые устанавливаются государственными органами. В настоящий момент это ПСАД № 30,31.33;
- Перечисляются виды прочих услуг, что отражено в ч.7 ст.1, в то время как раньше такового не вводилось;
- П.2 ч.2 ст.14 расширяет правосубъектность аудитора при проверке. Так, он надеяется правом полномерного изучения документации, которая содержит коммерческую тайну. Предыдущий закон подобных оговорок не имел, поэтому лицо, которое подлежало аудиту, могло ответить отказом в предоставлении подобных бумаг;
- Ранее обязательным аудитом способны были заниматься исключительно организации (п. 2 ст. 7 ФЗ № 119-ФЗ). На данный момент такой правомочностью обладают и обособленные специалисты;
- Определение аудиторской организации излагается неоднозначно (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ);
- Новый закон предусматривает обязательное условие по пребыванию аудиторов в СРО, отсутствие такового грозит не допуском к работе. Ранее – требования не содержал.
- Ч.2 ст.23 отменяет обязательные условия по наличие лицензии. Теперь аудитом можно заниматься в отсутствие таковой, она больше не является необходимой.
Последняя редакция Закона «Об аудиторской деятельности»
Последняя редакция № 307-ФЗ имеет ряд корректировок, среди которых дополнение ст.23 ч.16.
Среди поправок основными и заслуживающими внимания следует считать такие:
- Дано пояснение того, что представляет собой аудиторская деятельность, и что к ней не относится (ч.2 ст.1);
- Утверждено, что Минфин РФ занимается утверждением видов и перечня аудиторских, и сопутствующих услуг (ч.4 ст.1);
- Аудит стал носить обязательный характер для всех акционерных обществ, в то время, как ранее это имело место только для ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5);
- Раньше оформление заключений происходило по правилам, которые устанавливались стандартами федерального значения, то сейчас с 01.01.2017 года введены международные стандарты, которые завизированы приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н. так, из содержания статьи было исключен термин «федеральные»;
- Ст.6 имеет дополнение ч.6, в котором значится перечень лиц, которые обладают правом на обращение в суд для признания аудиторского заключения заведомо несостоятельным;
- Переход на международные стандарты аудита (МСА) обозначил данное указание и в содержании закона. Ранее ориентиром были ФСАД. Так корректировки внесены в ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7;
- Аудитор не может сделать аудит в пределах кредитного учреждения, которое его кредитует, либо предоставило банковскую гарантию и т.д.
Аннулирование квалификационной документации аудитора является возможным, когда не предпринималась подобная деятельность сроком до 3-ех лет (ранее 2); - Ранее услуга имела наименование, как «проведение аудита», сейчас – «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ);
- Увеличен минимальный предел численности участников организации аудиторов для регистрирования как СРО. Так, ранее было 700 человек и 500 организации, сейчас 10 000 и 2000 соответственно;
Законодательство в регуляции деятельности аудиторов в последнее время изменяется и корректируется, что связано с переходом на МСА. Содержание последней редакции закона ФЗ № 307-ФЗ расширяет перечень предприятий, подлежащих обязательному аудиту. Содержит в себе квалификационные требования к аудиторам конкретизируются и расширены. Предоставляет право заниматься аудиторской деятельностью обособленным специалистам, помимо организаций аудиторов.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ: изменения 2018 — 2019 года
ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ в фигуральном смысле находится на верхушке системы правового регулирования аудиторской деятельности. Именно из его положений исходят все остальные нормативные акты. В законе № 307-ФЗ:
- даются определения основных понятий;
- описывается порядок организации деятельности аудиторов;
- перечисляются права и обязанности участников аудита;
- указывается порядок контроля за деятельностью аудиторов и т. д.
Подробнее о положениях закона № 307-ФЗ можно прочитать в статье «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ ».
Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ является главным регулятором аудиторской деятельности, в него частично вносятся изменения, не всегда значительные. Одно из новшеств 2018 — 2019 — дополнение ст. 13 пунктом 3.2., вводящим обязанность аудитора при возникновении подозрений на проведение аудируемым лицом операций в целях отмывания доходов уведомлять об этом Росфинмониторинг.
Сравнение законов об аудиторской деятельности № 119-ФЗ и 307-ФЗ
До принятия Федерального закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ в России действовал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, который утратил силу 01.01.2011.
Проведем небольшой сравнительный анализ этих актов:
- Они отличаются количеством статей и их порядком. Закон № 307-ФЗ объемнее закона № 119-ФЗ.
- В законе № 119-ФЗ понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» уравнивались, в законе № 307-ФЗ они разделены.
- В законе № 307-ФЗ введено понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- В п. 6 ст. 1 закона № 119-ФЗ перечислялись сопутствующие аудиту услуги. В ч. 4 ст. 1 нового закона идет отсылка к перечню, устанавливаемому госорганом. В настоящее время это ПСАД № 30, 31, 33.
- Виды прочих услуг перечислены в ч. 7 ст. 1 закона № 307-ФЗ. Ранее это понятие отсутствовало.
- П. 2 ч. 2 ст. 14 закона № 307-ФЗ расширены полномочия аудитора: он (аудитор) имеет полное право изучать документы, содержащие коммерческую тайну. В законе № 119-ФЗ об этом ничего сказано не было, и, по сути, аудируемое лицо могло отказать в представлении таких документов.
- Ранее обязательный аудит могла проводить только организация (п. 2 ст. 7 закона № 119-ФЗ). Теперь таким правом наделены и отдельные аудиторы.
- По-разному определено понятие аудиторской организации (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ).
- Законом № 307-ФЗ установлено, что аудиторы обязательно должны состоять в СРО, в противном случае они не допускаются к работе. Ранее такое требование не предусматривалось.
- Ч. 2 ст. 23 закона № 307-ФЗ отменены все лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Теперь они не нужны.
Закон об аудиторской деятельности: последняя редакция
Как мы говорили выше в последней редакции ФЗ об аудиторской деятельности ст. 13. дополнена п. 3.2 (см. закон «О внесении изменений…» от 23.04.2018 № 112-ФЗ).
До этого законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 14 были внесены дополнения, давшие право аудируемому лицо не предоставлять документы и информацию в тех случаях, когда ограничение на их предоставлении установлено Правительством РФ.
Глобальные же изменения были произведены законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ. Перечислим некоторые из них:
- Четко поясняется, что является и не является аудиторской деятельностью (ч. 2 ст. 1).
- Аудит теперь обязателен для акционерных обществ любого вида. Раньше это касалось только ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5).
- Ранее аудиторское заключение оформлялось по правилам, установленным федеральными стандартами. В последней редакции закона слово «федеральными» исключено, поскольку в настоящее время действуют международные стандарты, утвержденные приказом Минфина РФ от 09.01.2019 №2н.
- В связи с переходом на международные стандарты аудита (МСА) ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7 прямо указывают на проведение аудита в соответствии с МСА. Ранее таким ориентиром служили ФСАД.
- Не может осуществляться аудит кредитных организаций, в которых у аудитора оформлен кредит, получена банковская гарантия и т. д. (ст. 8).
- Ранее услуга называлась «проведение аудита», теперь — «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ).
- Увеличивается минимально необходимое для регистрации в качестве СРО число членов организации аудиторов: было 700 человек и 500 организаций, стало 10 000 человек и 2 000 организаций.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что аудиторское законодательство в последние годы претерпело глобальные изменения. Во многом это связано с переходом на МСА, поскольку после их введения часть нормативных актов утратило силу.
Федеральный закон номер 307 регулирует всю аудиторскую деятельность. В свою очередь, аудиторская деятельность – это работа, направленная на независимую проверку фирм и организаций, а именно соответствие их бухгалтерских документов российским нормативным актам. Для того, чтоб стать аудитором, нужен бухгалтерский стаж, размером в три года. Далее необходимо сдать тест, который будет соответствовать всем критериям (ст.4).
Фз 307 об аудиторской деятельности последняя редакция с изменениями 2016
Изменения вступили в силу с ноября месяца 2015 года. Его основа осталась такая же. Он регулирует аудиторов как предпринимателей, их порядок работы Изменения коснулись энергетической области, коммунальных платежей и пени за простроченные платежи. Документ определяет сумму всех штрафов а так же то, что ответственное лицо просто могут отстранить от работы до 2х лет.
Скачать Фз 307 об аудиторской деятельности последняя редакция с изменениями 2016 можно
Когда принят закон?
Такой нормативный акт был принят Государственной Думой в декабре 2008 года. Он является основой для работы аудиторов. Объясняет все, чем должен обладать профессионал и какие документы должен иметь для работы. Нормативно-правовой акт определяет, какие компании подлежат обязательному аудиту. В заключении есть кодекс аудиторской этики и стандарты.
Комментарии
В Российской Федерации по аудиторской деятельности было принято два федеральных закона. Первый из них заменил Временные правила аудиторской деятельности и был принят в августе 2001 года (ФЗ № 119 от 7 августа 2001года). Он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики - аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований.
За прошедший период произошли изменения в экономике России, отдельные положения закона №119-ФЗ были уточнены, но жизнь потребовала внесения кардинальных изменений, что привело к принятию нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ.
Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Закон весьма лаконичен, он включает 26 статей, в которых отражены основные понятия: аудиторская деятельность, сопутствующие аудиту услуги, прочие аудиторские услуги, аудитор, аудиторская организация и другие понятия.
В Законе установлены:
- · права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;
- · критерии проведения обязательного аудита;
- · понятие аудиторской тайны;
- · сущность стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное;
- · понятие Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Кроме того в законе разъяснено, что следует понимать под независимостью аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, как осуществляется контроль за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, что такое квалификационный аттестат аудитора, каковы основания и порядок его аннулирования.
Семь статей Закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемой организации аудиторов, требований к членству в такой организации, ведению реестров аудиторов.
По новому закону № 307-ФЗ
- · обязательный аудит может проводиться и индивидуальными аудиторами, кроме организаций, ценные бумаги которых допущены в обращению на торговых фондовых биржах и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций.
- · численность аудиторской организации должна быть не менее трех.
- · общественные организации аудиторов создаются в виде саморегулируемых некоммерческих организаций аудиторов. Квота для создания такой организации включает не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций (п.3 ст. 17) .
- · обязательное (членство) лицензирование аудиторской деятельности (ст.3,4,17,18);
- · состав услуг, оказываемых аудиторами и аудиторскими организациями подразделяется - на аудит, сопутствующие аудиту услуги и прочие связанные с аудиторской деятельностью. Аудит (внешний) подразделяется на обязательный, инициативный, и аудит по специальным заданиям. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными правилами (стандартами) (п.4ст.1).
Примерный перечень прочих аудиторских услуг включает (п.7 ст.1):
- 1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование;
- 2) налоговое консультирование, составление налоговых расчетови деклараций;
- 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Приведенный в п.1 - 10 ч. 7 ст. 1 Федерального закона перечень услуг, которые аудиторские организации могут оказывать наряду с аудиторскими услугами, не является исчерпывающим. Согласно положению ст.7 стандарты аудиторской деятельности подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемых организаций. В Законе №119-ФЗ были предусмотрены три группы стандартов. Третья группа включала внутренние стандарты аудиторской деятельности аудиторской организации и индивидуальных аудиторов. Исключение третей группы стандартов из закона не означает, что они не должны разрабатываться и использоваться. Их роль весьма существенна, особенно для начинающих аудиторов и ассистентов аудиторов.
Положения в ст. 17-22 посвящены вопросам саморегулирования: правилам приема в СРО, ведению реестров аудиторов и аудиторских организаций, мерам дисциплинарного воздействия и так далее.
Нормативная поддержка закона обеспечивается в основном действующими федеральными стандартами аудиторской деятельности (ПСАД), приказами Минфина России и другими документами. Закон №307-ФЗ вступил в силу с 1 января 2009 года. Однако время не стоит на месте, принятый Закон претерпевает изменения и дополнения.
Знание Закона необходимо, прежде всего, аудиторам, руководителям аудиторских организаций, бухгалтерам предприятий, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы.