Успехи современного естествознания. Социальная среда как фактор развития личности

3.3. Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среда социальное и домашнее. Первое относят к дальнему окружению, а второе - в ближайшее. Понятие социальная среда имеет такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшую среду - семья, родственники, друзья.

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, обнаруживает домашнюю среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Взаимодействие человека с обществом называется "социализация". Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособления, сформировалось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия "адаптация".

Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруп.

С помощью понятия адаптация, социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов. Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, а Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация - это процесс самоактуализации "Я-концепции", само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, преодоление негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат друг другу, а определяют двусторонний процесс социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), Образцы поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако, в связи со своей природной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции не повторной индивидуальности. Результатом выявления такой тенденции? развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ЕЕ процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция. их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Он состоит из этапов, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадии:

- К трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периоды: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления в школу; юношеская социализация - обучение в школе, техникуме, вузе;

- Трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

- Пислятрудова стадия, наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности.

А.В.Петровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии: детство - адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество - индивидуальная, что выражается в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, которые отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития.

Какие же факторы социализации и формирования личности? Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

- Мегафакторы (мега - очень большой, общий) - космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в отдельных странах;

- Макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

- Мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный») - условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

- Микрофакторы - это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека - семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы оказывающие влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизни. На разных возрастных этапах состав агентов разный. Так, по отношению к детям и подросткам таковы родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости агентами также муж или жена, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека. К ним относятся способы кормления младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.). Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей проявить социализирующий влияние на личность. Однако, социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается социальное положение, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос. Сейчас все большее значение ученые придают макрофакторы социализации, в том числе И природно-географическим условиям, так как установлено, что они влияют на становление личности.

Факторы социализации - это развивающая среда, которое должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено. Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности. Еще Аристотель писал, что душа "есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как нечто неизменное, роковое, такое, что определяет судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия среды.

Переоценка роли среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду. Но среда - это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, нужно изменить людей. Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет себя.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленной активности, саморазвитие личности, то есть вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным духовным развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника, осуществление коллективного воспитания и стимулирования личностью своего дальнейшего развития.

Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит преимущественно от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) Способствует выявлению творческого потенциала личности. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Как в теоретическом, так и в практическом плане интересное такой вопрос: что имеет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, например, английский психолог Д. Шаттлеворт (И935) пришел к такому выводу по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния; 16% - на различия в уровне семейного среды; 3% - на различия в воспитании детей в семье; 17% - на совокупные факторы (взаимодействия наследственности со средой).

Развивается каждый человек индивидуально и "судьба" влияния наследственности и среды у каждого своя .

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений.

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Для человека среда - это мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах.

Среда человека - это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей.

Рассмотрим макросреду (естественную), социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда - имеется ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли.

Социальная среда - совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной социальной средой является та, где доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Домашняя среда - колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда - это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.д.

Психологическая позиция заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка с целью формирования его анатомо-физиологических структур, так и с целью формирования духовных основ; в осознанном понимании родителями, взрослыми, педагогами проблем формирования полноценной личности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контрастов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда психологи говорят о влиянии среды, то имеют ввиду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую - к ближайшему.

Социальная среда -- понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания.

Социальная среда -- это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может -- не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Такие «Маугли» бегали на четвереньках и издавали такие же звуки, как и их приемные родители.

Социальная среда -- все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида.

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное развитие: «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».

В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела.

В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, и прямохождением. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно - гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются воздействия, направленные на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей дошкольного возраста.

Развитие и усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая среда создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания.

Педагог, знающий о роли социальной среды как факторе формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение - совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым, сознавая воспитывающую среду.

Педагог, не учитывающий влияние среды, закрывающий глаза или отторгающий даже возможность такого влияния или же пассивно констатирующий случайный характер факторных средовых влияний на ребенка, предоставляет случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности - тем самым неизбежно отказывается от воспитания.

Итак, воспитание - это организованная педагогом среда, выступающая фактором социального развития ребенка в силу того, что она разворачивает перед ним образ жизни на уровне высокой культуры, позволяя осваивать все достижения культуры и естественно входить в контекст современной ребенку культуры.

Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности - как сказали, организовать жизнь ребенка, как постоянное хождение к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни.

социальный эмоциональный личность дошкольник

Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно. Наследственные и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход во многом зависит от того, в какую среду, в какую систему условий жизни и взаимоотношений будет включена биологическая особь.

В понятие среда включается вся совокупность условий, в которых осуществляется развитие организма.
Среда включает в себя три составляющие: природную, материальную (или предметную) и социальную.
Природную среду составляют климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых. Известно, что игры детей, проживающих на разных континентах, отличаются.

Материальная среда представлена искусственным миром, создаваемым самим человеком - это бытовые предметы, образующие собой непосредственное окружение человека, строения, книги, произведения искусства и т. п. В ходе своего развития ребенок постепенно осваивает способы употребления этих вещей; предметы, находящиеся вокруг него, способствуют формированию представлений.

Но наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Имеющиеся в науке факты доказывают, что вне человеческого общества младенец не может стать настоящим человеком, личностью.

В начале XX века индийский психолог Рид Сингх обнаружил в волчьей стае двух девочек: восьми и полутора лет. Младшая умерла через год, а старшая дожила до 17 лет. За 9 лет ее почти удалось отучить от волчьих повадок, но речью девочка по существу так и не овладела, с большим трудом она употребляла лишь около 40 слов.

История имеет примеры того, что при соответствующих условиях среды индивид может достичь высокого уровня развития.

Экспедиция французского ученого Ж. Веляра обнаружила в деревушке, затерянной в глубине лесов Центральной Америки, брошенную на произвол судьбы маленькую девочку, которую позже назвали Мари Ивон. Она принадлежала к племени гваякилов - самому отсталому на земном шаре. Девочку привезли в Париж и поместили в школу. В конечном итоге она превратилась в интеллигентную, высокообразованную, культурную женщину.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов.

Макросреду составляет общество, определенные социально-экономические и социально-политические условия жизни. Ее воздействие осуществляется в основном через средства массовой информации, книги, установленные в обществе законы, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

Микросреда - это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует (семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в различных воспитательно-образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). Взаимодействие с этими элементами среды имеет исключительное значение для развития ребенка. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

По мере взросления ребенок вступает в различные контактные группы.

Первая и очень значимая, особенно в первые годы жизни, микрогруппа, - это семья. Исследователями, в частности Е. В. Субботским1, замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата: дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют немало преимуществ перед детьми, живущими в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что, к сожалению, в семьях нарастают негативные тенденции. Например, американский психолог У. Бронфенбреннер (данные приведены из книги Л. Ф. Обуховой) указывает, что все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско-родительских отношениях. В числе основных причин он выделяет следующие: занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные спальни, телевизоры в каждой комнате и т. п.). Аналогичные тенденции наметились и в нашем обществе. Это приводит к формализации контактов (сделал ли уроки, поел ли) и обеднению содержания общения между родителями и детьми.

Вместе с тем общение со взрослым имеет чрезвычайно важное значение для развития психики ребенка. Исследования Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной и многих других свидетельствуют, что недостаток общения с родителями, ограниченность микросреды - причины такого явления, как госпитализм.

Известно, что важным достижением младенчества считается появление потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты со взрослым. Но эта потребность не возникает или крайне запаздывает при госпитализме. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полудремотном состоянии, пассивно реагируют на внешние сигналы.

С расширением круга взаимоотношений, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его микросреду включается еще один взрослый - воспитатель. Характер взаимоотношений с ним, его оценка в значительной мере сказываются на становлении личности ребенка.

Кроме того, ребенок вступает во взаимодействие с детьми, то есть в микросреде начинает выделяться и система «ребенок-ребенок». Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина и др. отмечают существенное влияние общения ребенка со сверстниками на развитие его личности. Через отношение к нему сверстников формируется понимание, оценка самого себя, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Итак, в начале жизненного пути ребенок включен в диаду «дитя-мать (значимые взрослые)». Затем подключается система «ребенок-ребенок», которая закономерно изменяется в процессе развития (группа детского сада, школьный класс, внешкольный учебный коллектив, производственный коллектив). На определенном этапе развития, с созданием семьи происходит возвращение в рамки семейной среды, но уже в новом качестве - в качестве родителя. Такова вертикальная ось жизни человека.

Но движение личности по группам происходит и по горизонтали. В каждый момент жизни человек оказывается вовлеченным в сложную систему различных неконтактных и контактных общностей. Складывается уникальная ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер взаимоотношений и т. д.

Итак, среда, особенно социальная, оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. В разные годы жизни каждый из компонентов среды имеет неодинаковое значение. Однако влияние среды не абсолютно: ребенок не только испытывает воздействие, но и сам преобразует мир. Он взаимодействует со средой в процессе деятельности, как собственной, так и организуемой взрослым. Выражением взаимодействия является активность самого ребенка.

Микросреда – это малое звено социальных условий, которое влияет на первичное развитие личности.

Первым, и самым главным звеном развития является семья, в которой человек получает первичное формирование. Формируется восприятие и отношение к сфере социальных отношений. С семьи начинается приобщение человека к обычаям и традициям общества, нормам морального поведения. Воспитательные учреждения, школа обучают привычным формам общения. Например, маленький ребенок, которому в семье прививаются любовь к окружающей среде, уважительное отношение к старшим членам семьи, приходит в школу и приносит с собой приобретенные навыки поведения. Эти навыки могут перениматься другими детьми. Но бывает и наоборот – ребенок приносит с собой грубость, хамское отношение, нетерпимость к другому человеку.

Поэтому социальные отношения в первичной ячейке общества очень важны. Индивидуальность личности создается тем, что в процессе своего формирования и развития, человек проходит различные этапы и социальные группы – это детские учреждения, школа, институт, трудовой коллектив. Во всех этих социальных группах существуют свои правила поведения и отношения между их членами. И проходя через все эти отдельные социумы, личность человека обогащается, и формирует его поведение и отношение к обществу в целом.

Коллектив, как один из факторов социальной среды

Наибольшее влияние на формирование человека как личности во взрослом возрасте оказывает коллектив. Коллектив – это социальная группа, состоящая из людей, объединенных системой взаимоотношений, возникших на основе психологических связей. Структура коллективных отношений включает в себя функциональные, управленческие и нравственные отношения. В этой социальной группе своя психологическая структура, общность оценки поведения, норм отношений. Социальные функции личности реализуются непосредственно внутри группы, где протекает ее жизнедеятельность. Если человек одновременно находится в противоположных социальных группах при определенных условиях, это может вызвать негативные последствия – «раздвоение личности», наложение друг на друга знаний, убеждений. Поэтому очень важно понимать, какое место занимает человек в коллективе с учетом личных и деловых отношений. Чем выше место, тем больше человек дорожит своей личной и деловой репутацией.

Это важный социально-психологический момент, поскольку человек, дорожа своим авторитетом, может идти на самопожертвование, ставя интересы коллектива выше личных.

Рассматривая общественную среду как главный фактор развития человеческой личности, важно понимать, прежде всего, сознание общественного бытия, строение общественно-экономического уклада, распределения труда и продукта производства деятельности общества.

Образовательная среда как фактор развития личности

ФГОС определяет понятие «образовательная среда» как совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:

– определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;

– проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);

Принципы формирования образовательной среды:

  • деятельность-образование-личность;
  • открытость, целостность, системность, взаимосвязь;

и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу;

  • избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности
  • функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности;
  • самоидентификация личности;

Одним из важнейших компонентов образовательной среды является комплекс учебного оборудования

Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:

  • общешкольное оснащение
  • оснащение предметных кабинетов
  • оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Кабинет для внеурочной деятельности открыт в гимназии в этом учебном году. Несмотря на большую заполненность школы, администрация нашла возможность выделить самый просторный кабинет для этой цели.

Было продумано внешнее оформление, оборудование, наполняемость. Мы решили, что было бы неразумным распылять это огромное количество пособий и игр по кабинетам и решили собрать все в одном месте. В кабинете решили выделить несколько зон – для подвижных игр, для групповых занятий, для информационно-коммуникативного центра.

Таким образом, наш кабинет преследует несколько целей

  1. Это информационный и мультимедийный центр начальной школы.
  2. Этот кабинет может использоваться в качестве сенсорной комнаты и комнаты психологической разгрузки.
  3. Игровая комната.

Наш кабинет оборудован комплектом нетбуков с выходом в интернет, постепенно пополняется программное обеспечение – устанавливаются разнообразные тренажеры, системы тестирования, обучающие программы. Есть мультимедийный комплекс, позволяющий проводить разнообразные занятия. Есть цифровые микроскопы, электронный шагомер и другие современные приспособления, позволяющие детям разнообразить их познавательную деятельность. Интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. С помощью ПервоЛого 4.0 дети учатся писать, читать и считать, развивают свою речь и художественные способности, и, конечно, осваивают современные компьютерные технологии. В урочной деятельности ребята также активно осваивают ИКТ-технологии, работают с интерактивными комплексами и мобильными компьютерными классами

Подобранное оборудование развивает чувственное восприятие детей, помогает расслабиться в играх с песком, в подвижных играх. Дети через занятия с разнообразными пособиями развивают моторику, глазомер, координацию движений. Эти все задачи позволяет решать комплекс «Пертра», разработанный Марианной Фростиг. Этот комплекс позволяет проводить коррекционную работу с отстающими детьми, развивает творческие способности. Дети могут строить лабиринты, развивая пространственное мышление, координируя движения глаз и рук. Сортируя фигуры и бусины – учатся классифицировать предметы, выделять общие признаки и многое другое. Тактильные доски развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию. Н аборы для рисования на песке, тренажеры для физических разминок,

Дети и педагоги часто используют этот кабинет и для обучающих игр. Здесь собрано большое количество обучающих и развивающих игр, которые помогают усвоить и закрепить вычислительные навыки, расширить словарный запас и кругозор. Это знаменитые кубики Никитина, которые развивают логику, умение прогнозировать и планировать результаты своей деятельности, в комплектацию кабинета входят всевозможные детские игры, мозаики, конструкторы.

Игра СЕНСИНО: На вертикальной поверхности мольберта по кругу расположены 12 отверстий, в которые проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки - "норки". Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке.

Наборы рукоделия. Есть кукольный театр. Для всех модулей, по которым организуется внеурочная деятельность с учащимися 1-3 классов, в этом кабинете достаточно оборудования