Правовые основы обж. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации

Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). См. с. 509 и 510

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс Безопасность подобно другим аспектам жизнедеятельности подлежит охвату правовым регулированием в той части, которая санкционирована государством. На территории РФ действуют только законы и подзаконные акты РФ. В переходный период (до создания своего законодательства по всем отраслям права) на территории России действуют также законы и подза-конные акты бывшего СССР, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Поэтому важнейшие законодательные положения по БЖД закреплены в Конституции РФ, Законах РФ и СССР.

Конституция РФ (1993 г.) является юридической базой всех отраслей законодательства и обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции. РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».


Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Детально положения Конституции РФ в области БЖД конкретизируются в следующих законодательных актах:

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.);

Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.);

Земельный кодекс РСФСР (1991 г.);

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991г.);

Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» (1991 г.);

Закон РФ «О недрах» (1992 г.);

Закон РФ «О безопасности» (1992 г.);

Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.);

- «Кодекс законов о труде РФ» (1992 г.);

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.);

Закон «О сертификации продукции и услуг» (1994 г.);

Закон РФ «О пожарной безопасности» (1995 г.);

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.);

Закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.);

Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.);

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и др.

В последнем из указанных законов под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние её факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии с Законом граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколений.

Граждане РФ имеют право на своевременное возмещение в полном объёме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний. Возмещение ущерба проводится организациями, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно либо по решению суда.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» - комплексный нормативный акт. Он регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя её отдельные объекты. В соответствии с Законом задачами природоохранительного законода-тельства являются: охрана природной среды (а через неё и здоровья человека), предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружаю-щей природной среды, улучшение её качества. Ведущим принципом, направленным на решение указанных задач, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов. В этом его основная идея.

Реализация этой идеи обеспечивается в Законе тремя группами норм, закрепляющих:

Нормативы качества окружающей природной среды;

Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющие на окружающую среду;

Механизм использования этих требований.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на безопасность их жизни и здоровья, на государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Статья 4 Закона устанавливает, что продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стан-дартов, санитарных норм (СН), строительных норм и правил (СНиП), услови-ям договора, обычно предъявляемым требованиям.

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды в соответствии с требованиями стандартов, СН, СНиП. На товары (результаты работы), использование кото-рых по истечении определённого срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, должны устанавливаться сроки службы (годности), о которых потребитель должен предупреждаться (ст. 5). Товары, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации, т.е. подтверждению уполномоченным на то органом соответствия товара требованиям стандарта.

Потребитель вправе потребовать, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объёме (ст. 12). Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, подлежит возмещению причинителем вреда. Размер возмещения вреда определяется судом (ст. 13).

Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ) определяет основные обязанности администрации по обеспечению безопасных условий труда; специальные требо-вания, предъявляемые к работникам, занятым на тяжёлых и вредных работах; требования безопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудованию, устанавливает материальную ответственность за ущерб, причинённый работникам повреждением их здоровья и т.п. КЗоТ содержит 18 глав, среди которых есть такие главы как «Охрана труда», «Труд женщин», «Труд молодежи», «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде».

Закон «Об основах охраны труда в РФ » (1999 г.) устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организации;

Установление единых нормативных требований по охране труда, обязательных к исполнению для организаций любых форм;

Государственное управление охраной труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;

Установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

Установление порядка обеспечения работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счёт средств работодателя.

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации последствий этих аварий.

К категории опасных производственных объектов Закон относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С; используются стационарно установленные грузоподъёмные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры; получаются расплавы чёрных и цветных металлов; ведутся горные работы, а также работы в подземных условиях.

Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от указанных случаев на производстве и определяет порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим законом случаях.

Управление безопасностью жизнедеятельности в техносфере — это целенаправленная деятельность государственных, отраслевых органов и ведомств, а также отдельных объединений, организаций, коллективов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности людей, их защите от любых опасностей и вредных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидации их последствий.

Основой управления является решение , которое определяет порядок и способы принимаемых действий и мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности в техносфере. Можно сказать, что обеспечение безопасности жизнедеятельности в техносфере в конечном счете определяется правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений, оформляемых в нормативно-правовые акты.

Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Законодательство РФ об основывается на и состоит из федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Среди них можно выделить федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” . Для реализации этих законов приняты Постановления Правительства РФ “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда” и др.

Управление охраной труда осуществляет блок федеральных органов исполнительной власти, руководимый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития). Оно осуществляет функции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, социального страхования, условий и охраны труда и т. д.

Функции по контролю и надзору, которые ранее осуществлялись Санэпиднадзором Минздрава России, переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет функции по надзору и контролю в сфере труда, а также государственный надзор и контроль за соблюдением, в частности, трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) организует деятельность по установлению связи заболевания с профессией, государственной службы медико-социальной экспертизы и др.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком организации осуществления медико-социальной экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; организует деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий составляет закон Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994), который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В федеральном законе “О пожарной безопасности” (1994) определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России , дается регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, крестьянскими хозяйствами и иными юридическими лицами независимо от форм собственности. Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации последствий аварий.

Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” (1995) характеризует правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Федеральный закон “О гражданской обороне” (1998) отражает задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления , полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления организаций независимо от форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (). В Москве принят закон города Москвы “О защите населения и территорий города от и ”, а также постановления, среди которых важнейшими являются: “Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды”, “О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории Москвы”, “О ходе работ по созданию автоматизированной системы экомониторинга”, “О мерах по обеспечению взрывобезопасности на промышленных объектах Москвы”.

Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области. Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующими органами управления Московской городской системы чрезвычайных ситуаций МГСЧС являются:
  1. на городском уровне — Главное управление МЧС России по Москве;
  2. на уровне административных округов города Москвы — структурные подразделения Главного управления МЧС России по Москвы, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административных округов города Москвы;
  3. на уровне районов города Москвы — структурные подразделения управ районов, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  4. на объектовом уровне — структурные подразделения или работники, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления МГСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления МГСЧС определяются соответствующими положениями о них и другими документами указанных органов управления.

Органами повседневного управления силами и средствами МГСЧС являются:
  • Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Москве, Центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Москве и специальное структурное подразделение Управления гражданской защиты Москвы для оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, объединяемые в Единый дежурно-диспетчерский центр реагирования на чрезвычайные ситуации города Москвы;
  • дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы.

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Размещение органов повседневного управления МГСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его повседневное поведение строго соответствовало правовым нормам.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и в техносфере, является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере являются:

  • федеральные законы;
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;
  • правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):
  • приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения безопасности в техносфере является целый ряд федеральных законов:

  • «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  • «О безопасности дорожного движения»;
  • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • «О пожарной безопасности»;
  • «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • «О радиационной безопасности населения»;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации. а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положений и правил.

Основные постановления Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере:

  • «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
  • «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»;
  • «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это прежде всего нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование). Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».

Одним из главных условий обеспечения безопасности на производстве является предупреждение аварий, поэтому в за­конодательстве создается определенный механизм, основны­ми элементами которого станут требования безопасности к тех­нико-экономическому обоснованию, проектированию и раз­мещению промышленных объектов, к конструированию и из­готовлению оборудования, к строительству промышленньгх объектов и вводу их в эксплуатацию.

В качестве правовых средств и инструментов предупреж­дения чрезвычайных ситуаций в законодательстве предусмат­ривается государственная и иная экспертиза (техническая, экологическая, санитарная, экономическая) проектов и объ­ектов экономики, а также лицензионный (разрешительный) порядок ведения опасной промышленной и иной деятельности. Для получения такой лицензии на право опасной промышлен­ной деятельности в соответствии с требованиями Директивы Се-везо вся необходимая информация должна быть представлена предприятием в едином документе - Декларации безопасности.

Необходимость декларирования безопасности промыш­ленного объекта вызвана потребностью оценки наиболее уяз­вимых мест предприятия, связанных с потенциально опасным производством или переработкой (хранением) опасных гру­зов, разработкой мер по готовности к ликвидации аварий. "Декларация безопасности" - это официальный документ, в котором оценивается характер и масштабы возможных чрезвы­чайных ситуаций на объекте, определяется их опасность для персонала и населения, намечаются мероприятия по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

"Положение о декларации безопасности" утверждено По­становлением Правительства РФ от 1 июня 1995 г. № 675, а

374 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

основным руководящим документом в сфере промышленной безопасности стал Федеральный закон "О промышленной бе­зопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ. Положения настоящего закона распростра­няются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие дея­тельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории РФ.

Закон определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жиз­ненно важных интересов личности и общества от аварий на таких объектах и последствий указанных аварий.

В ст. 9 Закона указывается, что организация, эксплуати­рующая опасный производственный объект, обязана:

Иметь лицензию на эксплуатацию опасного производствен­
ного объекта;

Обеспечивать укомплектованность штата работников опас­
ного производственного объекта;

Допускать к работе на опасном производственном объекте
лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификацион­
ным требованиям и не имеющих медицинских противопо­
казаний к указанной работе;

Обеспечить проведение подготовки и аттестации работников в
области промышленной безопасности;

Иметь на опасном производственном объекте нормативные
правовые акты и нормативные технические документы,
устанавливающие правила ведения работ на опасном про­
изводственном объекте;

Организовывать и осуществлять производственный контроль
за соблюдением требований промышленной безопасности;

Обеспечивать наличие и функционирование необходимых
приборов и систем контроля за производственными про­
цессами в соответствии с установленными требованиями;

Обеспечивать проведение экспертизы промышленной без­
опасности зданий, а также проводить диагностику, испыта­
ния, освидетельствование сооружений и технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте;

Предотвращать проникновение на опасный производствен­
ный объект посторонних лиц;

Обеспечивать выполнение требований промышленной бе­
зопасности к хранению опасных веществ;


375

Разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

Заключать договор страхования риска ответственности за
причинение вреда при эксплуатации опасного производст­
венного объекта;

Осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте,
оказывать содействие государственным органам в рассле­
довании причин аварии;

Принимать меры по защите жизни и здоровья работников в
случае аварии на опасном производственном объекте.

В Приложении №1 к Закону указаны критерии, по кото­рым предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты могут быть отнесены к опас­ным производственным объектам. К ним, например, отно­сятся объекты, на которых получаются, используются, пере­рабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющие­ся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и т.д. В Приложении № 2 указаны количества опасных веществ, нали­чие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации про­мышленной безопасности. Так, например, предельное коли­чество аммиака равно 500 т, хлора - 25 т и т.д.

Законом расписываются требования промышленной безопас­ности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Настоящий закон обеспечивает федеральный надзор в об­ласти промышленной безопасности и определяет права долж­ностных лиц, управомоченных в данной области, а также устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности.

Порядок разработки документов в области промышленной безопасности, их экспертиза поручены МЧС, горному и про­мышленному надзору России по согласованию с другими ми­нистерствами и ведомствами.

На обеспечение радиационной безопасности персонала и населения направлен Федеральный закон от 9 января 1996 г. №3-Ф3 "О радиационной безопасности населения". Он опре­деляет правовые основы обеспечения радиационной безопас­ности населения в целях охраны его здоровья.

Радиационная безопасность населения определяется как состояние защищенности настоящего и будущего поколений

376

Людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующе­го излучения. Основными принципами обеспечения радиаци­онной безопасности являются:

Принцип нормирования - непревышение допустимых пре­
делов индивидуальных доз облучения граждан от всех ис­
точников ионизирующего излучения;

Принцип обоснования - запрещение всех видов деятель­
ности по использованию источников ионизирующего излу­
чения, при которых полученная для человека и общества
польза не превышает риска возможного вреда, причинен­
ного дополнительным к естественному радиационному
фону облучением;

Принцип оптимизации - поддержание на возможно низ­
ком и достижимом уровне с учетом экономических и соци­
альных факторов индивидуальных доз облучения и числа
облучаемых лиц при использовании любого источника
ионизирующего излучения.

Глава V Закона посвящена вопросам обеспечения радиа­ционной безопасности при радиационной аварии; в частности, в ст. 19 отмечается, что организации, в которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь:

Перечень потенциальных радиационных аварий с прогно­
зом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

Критерии принятия решений при возникновении радиаци­
онной аварии;

План мероприятий по защите работников (персонала)
и населения от радиационной аварии и ее последствий,
согласованный с органами местного самоуправления, ор­
ганами исполнительной власти, осуществляющими госу­
дарственный надзор и контроль в области обеспечения ра­
диационной безопасности;

Средства для оповещения и обеспечения ликвидации пос­
ледствий радиационной аварии;

Медицинские средства профилактики радиационных пора­
жений и средства оказания медицинской помощи постра­
давшим при радиационной аварии;

Аварийно-спасательные формирования, создаваемые из
числа работников (персонала).


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 377

В случае радиационной аварии организация, осущест­вляющая деятельность с использованием источников ионизи­рующего излучения, в соответствии со ст.20 обязана:

Обеспечить выполнение мероприятий по защите работни­
ков (персонала) и населения от радиационной аварии и ее
последствий;

Проинформировать о радиационной аварии органы госу­
дарственной власти, в том числе федеральные органы испол­
нительной власти, осуществляющие государственный надзор
и контроль в области обеспечения радиационной безопас­
ности, а также органы местного самоуправления, население
территорий, на которых возможно повышенное облучение;

Принять меры по оказанию медицинской помощи постра-
. давшим при радиационной аварии;

Локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предот-
вратить распространение радиоактивных веществ в окру­
жающей среде;

Провести анализ и подготовить прогноз развития радиаци­
онной аварии, изменений радиационной обстановки;

Принять меры по нормализации радиационной обстановки
на территории организаций, осуществляющих деятель­
ность с использованием источников ионизирующего излу­
чения, после ликвидации радиационной аварии.

В соответствии с законом граждане имеют право на возме­щение вреда, причиненного их жизни и здоровью и (или) на возмещение им убытков, обусловленных облучением ионизи­рующим излучением сверх установленных основных пределов доз. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков.

Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требо­ваний к обеспечению радиационной безопасности, несут ад­министративную, гражданско-правовую и уголовную ответст­венность в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от. 21 июля 1997 г. №117-ФЗ регулирует отноше­ния, возникающие при осуществлении деятельности по обес­печению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восста­новлении, консервации и ликвидации гидротехнических соору-

378 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жнз-ности

Жений; устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплу­атирующих организаций по обеспечению безопасности гидро­технических сооружений.

Закон дает понятие гидротехнических сооружений. К ним относятся; плотины, здания гидроэлектростанций, водо­сбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тун­нели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судо­подъемники; сооружения, предназначенные для защиты от на­воднений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственньйс орга­низаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ре­сурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Законом устанавливаются общие требования к обеспече­нию безопасности гидротехнических сооружений. Некоторы­ми из них являются:

Обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехни­
ческих сооружений;

Непрерывность эксплуатации гидротехнических сооруже­
ний;

Осуществление мер по обеспечению безопасности гидро­
технических сооружений и др.

Законом гарантируется надзор за безопасностью (опреде­ляются полномочия надзора), а также закрепляется финансо­вое обеспечение безопасности (страхование гражданской от­ветственности за причинение вреда, возмещение вреда, при­чиненного в результате нарушения законодательства о без­опасности гидротехнических сооружений).

Настоящим законом устанавливается ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Одним из важнейших направлений обеспечения безопас­ности жизнедеятельности на производстве является обеспече­ние безопасности условий труда. Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ (п. 3 ст. 37).

В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются: Трудовой ко-


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 379

Деке Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ); Гражданский кодекс Российской Федерации; Фе­деральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охра­ны труда в Российской Федерации".

Раздел X Трудового кодекса РФ посвящен вопросам охра­ны труда. В общих положениях этого раздела (ст. 209) отме­чается, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, ор­ганизационно-технические, санитарно-гигиенические, ле­чебно-профилактические, реабилитационные и иные меро­приятия.

В ст. 210 раскрываются направления государственной поли­тики в области охраны труда, основными из которых являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья ра­
ботников;

Государственное управление охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением требо­
ваний охраны труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением тре­
бований прав и законных интересов работников в области
охраны труда;

Расследование и учет несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;

Защита законных интересов работников, пострадавших от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также членов их семей на основе обязатель­
ного социального страхования работников от несчастных слу­
чаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с
вредными и (или) опасными условиями труда, неустрани­
мыми при современных уровне производства и организа­
ции труда.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, кон­струировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производ­ства и труда (ст. 211).

380 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обет, без-ти жиз-ности

В соответствии со ст. 212 обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя, который, в частности, должен обеспечить:

Безопасность работников при эксплуатации зданий, соору­
жений, оборудования, осуществлении технологических про­
цессов, а также применяемых в производстве инструмен­
тов, сырья и материалов;

Применение средств индивидуальной и коллективной за­
щиты работников;

Соответствующие требованиям охраны труда условия труда
на каждом рабочем месте;

Режим труда и отдыха работников в соответствии с дейст­
вующим законодательством;

Приобретение и выдачу за счет собственных средств специ­
альной одежды, специальной обуви и других средств инди­
видуальной защиты работникам, занятым на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда;

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ
по охране труда и оказанию первой помощи при несчаст­
ных случаях на производстве, инструктаж по охране труда,
стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований
охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения
работ;

Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном
порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажи­
ровку и проверку знаний требований охраны труда;

Организацию контроля за состоянием условий труда на ра­
бочих местах, а также за правильностью применения ра­
ботниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с
последующей сертификацией работ по охране труда в орга­
низации;

Информирование работников об условиях и охране труда
на рабочих местах, о существующем риске повреждения
здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах
индивидуальной защиты;

Принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций,
сохранению жизни и здоровья работников при возникно­
вении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадав­
шим первой помощи;


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 381

Расследование и учет в установленном порядке несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслужи­
вание работников в соответствии с требованиями охраны
труда;

Обязательное социальное страхование работников от не­
счастных случаев на производстве и профессиональных за­
болеваний.

Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установ­лена ст. 419.

Гражданский кодекс РФ определяет ответственность рабо­тодателей, вследствие причинения вреда работнику на произ­водстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражда­нина (ст. 1083-1101).

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Россий­ской Федерации" устанавливает правовые основы регулирова­ния отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Действие данного закона многосторонне и рас­пространяется как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся различных образовательных учрежде­ний, проходящих производственную практику. Законодатель акцентирует внимание на том, что при осуществлении указан­ными юридическими и физическими лицами любых видов де­ятельности требования охраны труда обязательны для испол­нения.

Государство в лице органов законодательной, исполни­тельной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового до­говора (контракта) должны соответствовать требованиям зако­нодательных и нормативных актов по охране труда.

На федеральном уровне установлено, что в Российской Федерации действует система нормативно-правовых актов, содержащих единые требования по охране труда, которые должны соблюдаться министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности. В нее входят:

382 Гл. 18. Правовые,-нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Государственные стандарты (ГОСТы) РФ;

Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

Отраслевые стандарты (ОСТ ССБТ);

Санитарные правила (СП);

Гигиенические нормативы (ГН);

Правила безопасности (ПБ);

Правила по охране труда отраслевые (ПОТО);

Инструкции по безопасности (ИБ);

Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ).

ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направ­ленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоро­вья и работоспособности человека в процессе труда. Она насчи­тывает несколько сот государственных и отраслевых стандар­тов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабо­чих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Обеспечение безопасности производственного оборудова­ния и технологических процессов должно достигаться приведе­нием их в соответствие с требованием ССБТ.

Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стандарт предприятия рег­ламентирует организацию работы по обеспечению безопаснос­ти труда на предприятии.

Инструкция по охране труда (ИОТ) - нормативный доку­мент, устанавливающий требования безопасности при выпол­нении работ в производственных помещениях или в иных мес­тах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работников отдельных профессий, так и для отдель­ных видов работ. Инструкции должны включать только те тре­бования, которые касаются безопасности труда и выполняют­ся самими работающими.

Инструкции разрабатываются на основе типовых инструк­ций, требований безопасности, изложенных в эксплуатаци­онной документации используемых технических средств, а также с учетом конкретных условий работы.

Требования ИОТ являются обязательными для работни­ков. Невыполнение их рассматривается как нарушение произ­водственной дисциплины.


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 383

Для организации работы по охране труда на предприятии создаются службы по охране труда или привлекаются специа­листы по охране труда на договорной основе.

Оценка фактического состояния условий труда произво­дится на основании данных аттестации рабочих мест или спе­циальных инструментальных замеров уровней факторов про­изводственной среды, которые отражаются в карте условий труда на рабочем месте.

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается на­рушением норм и правил по охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением тру­дового законодательства и нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы фе­деральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по бе­зопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной ин­спекции труда осуществляют специально уполномоченные ор­ганы - федеральные надзоры (ст. 353 ТК РФ).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда - задача главного государственного инспектора труда Россий­ской Федерации, назначаемого на должность и освобождаемо­го от должности Правительством Российской Федерации.

Руководители государственных инспекций труда, главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным ин­спектором труда Российской Федерации (ст. 354 ТК РФ).

Государственный надзор в Российской Федерации осу­ществляют:

за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объек­тах - специальный орган, ведающий вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в органи­зациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, метал­лургической и нефгегазоперерабатывающей промышленности, в геологических экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспорта-

384 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Ровкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 366 ТК РФ);

за проведением мероприятий, обеспечивающих безопас­ное обслуживание электрических и теплоиспользующих уста­новок, - специальный орган, ведающий вопросами энерге­тического надзора в Российской Федерации (ст. 367 ТК РФ).

за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил - спе­циальный орган, ведающий вопросами санитарно-эпидемио­логического надзора в Российской Федерации (ст. 368 ТК РФ);

за соблюдением правил ядерной и радиационной безопас­ности - специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федера­ции (ст. 369 ТК РФ);

В Трудовом кодексе РФ (ст. 352) отмечается, что основ­ными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­
вого законодательства;

Защита трудовых прав работников профессиональными со­
юзами;

Самозащита работниками трудовых прав.

Организация работы на предприятии по созданию здоро­вых и безопасных условий труда работающих, предупрежде­нию несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоя­тельным структурным подразделением предприятия и подчи­няется непосредственному руководителю или главному инже­неру, проводит свою работу совместно с другими подразделе­ниями предприятия и во взаимодействии с комитетом профсо­юза, технической инспекцией труда и местными органами государственного надзора.

Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

Проводит анализ состояния и причин производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, разраба­
тывает совместно с соответствующими службами меро­
приятия по предупреждению несчастных случаев на произ­
водстве и профессиональных заболеваний, а также кон­
тролирует их выполнение; организует работу по проведе-


18.2. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 385

Нию паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;

Организует совместно с соответствующими службами пред­
приятия разработку и выполнение комплексного плана улуч­
шения условий труда, охраны труда и санитарно-оздорови-
тельных мероприятий, а также участвует в разработке согла­
шений по труду;

Подготавливает и вносит руководству предприятия предло­
жения по разработке и внедрению более совершенных кон­
струкций, предохранительных устройств и других средств за­
щиты от опасных производственных факторов;

Участвует в работе по внедрению стандартов безопасности
труда и научных разработок по охране труда;

Проводит совместно с соответствующими службами пред­
приятия и с участием профсоюзного актива проверки (или
участвует в проверках) технического состояния зданий,
сооружений, оборудования, эффективности работы вен­
тиляционных систем, состояния санитарно-технических уст­
ройств и санитарно-бытовых помещений;

Контролирует правильность составления и своевремен­
ность представления заявок на приобретение спецодежды,
спецоборудования и других средств индивидуальной защиты,
а также оборудования и материалов для осуществления ме­
роприятий по охране труда;

Оказывает помощь подразделениям предприятия в органи­
зации контроля состояния окружающей производственной
среды;

Участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию
новых и подвергшихся реконструкции объектов производ­
ственного назначения, оборудования и машин, проверяя
выполнение требований по обеспечению здоровых условий
труда;

Проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в орга­
низации обучения работников по вопросам охраны труда в
соответствии с ГОСТом 12.0.004-93 и действующими нор­
мативными документами;

Участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии
по проверке знания специалистами правил и норм по охране
труда, инструкций по технике безопасности.

Как уже отмечалось выше, в соответствии с Трудовым кодексом РФ организация обеспечения безопасности труда в

386 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности

Подразделениях возложена на их руководителей. Они прово­дят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие - главный ин­женер. В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда. Комиссии по охра­не труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между адми­нистрацией и профсоюзной организацией, контролируют вы­полнение администрацией этих соглашений и законодательст­ва о труде. Общественные инспектора подразделений осу­ществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественные инспектора принимают учас­тие в расследовании и документальном оформлении несчаст­ных случаев на производстве.


Похожая информация.


Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».

Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий :

регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан,

закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС,

определяет ответственность всех уровней власти и граждан.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности . Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

Федеральные законы.

Указы Президента РФ.

Постановления Правительства РФ.

Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

Права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

Полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

Права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

Права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

4. Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

5. Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.

7. Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.

8. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»

Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства :

− охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

− предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;

− оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм :

Нормативы качества окружающей среды;

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

Механизмы исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды .

Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

9. Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона : предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

10. Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории обучаемых:

1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов – проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.

2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 20-часовой программе по месту работы.

3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 14-часовой программе по месту работы.

4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений – обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.

5. Неработающее население – обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.