Иван сусанин годы жизни. Почему вошел в историю

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», – это слова Гоголя.

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери - имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», – в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

“Куда ты завел нас?” – Лях старый вскричал.
– “Туда, куда нужно!” – Сусанин сказал.
– “Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: – я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит”. –

“Злодей!”, закричали враги закипев:
“Умрешь под мечами!” – “Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” –
“Умри же!” Сарматы Герою вскричали –
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
“Погибни, предатель! Конец твой настал!” –
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», – писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

Иван Сусанин краткая биография для детей, изложена в этой статье.

Краткое сообщение о Иване Сусанине

Иван Осипович Сусанин, на самом деле, довольно темная личность в истории, в которой он является героем, спасшим царя Михаила от смерти. Точной даты, когда родился Иван Сусанин не известно, только дата смерти – 1613 год. Достоверно можно сказать лишь то, что он был крестьянином, проживающим в Костромском уезде, село Домнина. Его род принадлежал к роду Романовых.

Что сделал Иван Сусанин?

О том, какой подвиг совершил Иван Сусанин, можно узнать из текстов дарственной грамоты Романова Михаила Федоровича. Согласно ей, крестьянину Богдану Собинину, зятю Ивана Сусанина, было даровано земли за подвиг тестя, спасшего Михаила Федоровича от поляков, которые хотели его «устранить», чтобы возвести на русский трон своего ставленника.

История гласит, что осенью далекого 1612 года разгорелась «война» за российский престол между сторонниками бездетного царя и поляками, которые хотели видеть во главе государства своего ставленника. Претендент на российский трон Романов Михаил Федорович вместе с матерью Марфой покинули Кремль, осажденный смутьянами, и направились в сторону Домнино – Макарьевский монастырь. Поляки же, узнав об этом путешествии, хотели разыскать и устранить соперника на престол. Добравшись до Домнино, они пытали Ивана Сусанина и односельчан, пытаясь добыть информацию о местонахождении Михаила Федоровича. Иван Осипович прекрасно понимал, что поляки не отступят от своего, пока не получат своего. Он сделал вид, что знает, где находится Михаил Федорович и согласился их провести к нему, если те перестанут мучать односельчан. Иван Сусанин завел поляков в болото. Когда они поняли, что проводник обманул их – стали избывать и пытать Ивана Осиповича. Но тот, как настоящий герой, ничего не сказал врагам и принял смерть, а Михаил Федорович тем самым, избежал гибели от рук поляков.

Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным.

Гоголь Н. В. Несколько слов о нашей Церкви и духовенстве

Ива́н О́сипович Суса́нин

Русский национальный герой, крестьянин из села Домнино (ныне в Сусанинском районе Костромской области).

Сложно в нашей стране найти человека, который бы не слышал об Иване Сусанине и его подвиге. В определенных кругах (например – у туристов) это имя стало нарицательным: так называют человека, потерявшего ориентировку и заведшего группу не туда, куда было нужно.

О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавшим в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины.

Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царём Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:

Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила - основателя династии Романовых. В 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории. Следует отметить, что беллетризованная статья Глинки не опиралась ни на какие историографические источники, что позже дало возможность Н. И. Костомарову язвительно назвать всю историю подвига «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом».

Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность». Кроме того, сусанинский культ формировался во время подавления польского восстания в 1830-1831 гг., когда стал востребован образ патриота-крестьянина, отдавшего жизнь за государя.

В 1838 году Николай I подписывает указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская, и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

В советской исторической науке оформилось две параллельные точки зрения на подвиг Сусанина: первая, более либеральная и восходящая к дореволюционной традиции, признавала факт спасения Сусаниным Михаила Романова; вторая, тесно связанная с идеологическими установками, категорически этот факт отрицала, считая Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел никакого отношения к спасению царя. Обе указанные концепции просуществовали до конца 1980-х гг., когда с крахом советской власти либеральная точка зрения окончательно взяла верх.

В истории России много интересных страниц, которые, по праву, стали нашей национальной гордостью. Полностью можно согласиться с утверждением, что народ, который забывает свою историю, не имеет будущего.

Казалось бы, весь мир знает о подвиге простого русского крестьянина Ивана Сусанина, но даже в этой истории осталось очень много белых пятен.

Напомним. 350 лет назад над российским государством нависла реальная угроза уничтожения, результатом которого стало бы порабощение русского народа.

Благодаря костромскому крестьянину, который не пожалел своей жизни ради спасения Отечества, этим планам не суждено было выполниться. Образ Ивана Сусанина неразрывно связан с нашей культурой, фольклором и искусством. И как любое заметное историческое событие, история Ивана Сусанина породила множество легенд, зачастую фантастических. Возникает вопрос: почему факты об этом, казалось бы, героическом событии, умалчивались как до, так и после революции.

Итак, страшные, по своим масштабам, природных, религиозных и классовых катаклизмов 1601-1603 годы. К тому же, в эти годы возник невиданный, по своему уровню, голод. Этой ситуацией воспользовались самозванцы, пытающиеся любыми способами захватить русский престол. Самым удачливым оказался Григорий Отрепьев, выдававший себя за убитого в Угличе русского царевича Дмитрия. Но и он не долго «процарствовал» — его сместил Василий Щуйский. Очень ослабила государство крестьянская война, возглавляемая И. Болотниковым. И как следствие, – польская интервенция. Осенью 1609-го поляки воспользовались временным безвластием на Руси: свержение Шуйского и передача власти боярской думе, которая за спинами русичей начала переговоры о передаче русского престола польскому королевичу Владиславу. Сказать, что народ безропотно смотрел на проделки бояр, было бы неправильно. В 1611 году сформировалось земское ополчение, но из-за общей паники, неразберихи и острого ощущения приближающего краха – ополчение распалось.

Костромская земля не избежала судьбы всей страны: разгром города бандой Лжедмитрия II (зима 1608-1609), затем его освобождение от захватчиков ополченцами северных российских городов – Великого Устюга, Вологды, Тотьмы и Солигалича. Трудно пришлось костромичам и под стенами Ипатьевского монастыря, в котором укрылись поляки и их сторонники. Польские паны безнаказанно нападали и громили русские города, такие, как Нерехта, Плес и Кинешма. Именно через Кострому в 1612 году прошли бойцы ополчения, собранного Мининым и князем Пожарским для борьбы с польскими захватчиками.

Как эта трагическая страница в жизни государства отразилась на жизни простого костромского крестьянина Ивана Сусанина сегодня сказать трудно. Остановимся на известных фактах. Иван Сусанин был старостой села Домнино, принадлежавшего царствующему дому Романовых. Поскольку Сусанин имел замужнюю дочь, можно предположить, что был он, на время польского рейда на русскую территорию, уже в зрелом возрасте. Тогда существовало крепостное право, хотя еще достаточно в мягкой форме, так что, скорее всего, он был крепостным крестьянином.

В то время крестьянство было основной силой, способной противостоять вторжению на русскую землю шведских и польских феодалов, стремившихся поработить Московское государство. Крестьянам было известно, как жестоко захватчики обходились с мирными жителями: грабили, убивали, сжигали. Русский народ поднялся на борьбу: поработителей встречали вилами, топорами и кольями. Нашлись и те, кто смог возглавить эту, казалось бы, стихийную борьбу – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский (на Красной площади в Москве можно увидеть памятник этим бесстрашным людям). Русские постепенно вытесняли врага со своей территории, освобождали города, селения.

21 февраля 1613 года на российский престол взошел 16-летний Михаил Романов, прибывший из своей костромской вотчины. К сожалению, почти все документы, в которых повествуется о событиях, произошедших весной того же года в селе Домнино, и о подвиге Ивана Сусанина погибли при пожаре Москвы в 1812 году, но все же можно по отрывочным сведениям восстановить хронологию тех событий.

Изгнанные из Москвы русскими ополченцами иностранные войска малыми группами рассеялись по стране. Промышляли они грабежами. Вот что писал о них современник: «Сами видите, что они ныне над нами чинят: всегда в очах наших всем нам смерть показуют, и надругаются, и насилуют нас, и дома наши у нас отнимают, яко волцы зубы своими скрежегчут, и грозят нам и претят смертию». Стыдно признаться, но планы польских панов посадить на русский престол своего царевича поддерживали некоторые знатные российские боярские дома. Крупные русские феодалы недовольны были решению Земского собора (там были представлены большинство сословий русского государства) предать власть дому Романовых, старались ослабить российскую государственную систему. По большому счету, именно они стали катализатором тех катастрофических процессов, происходящих на Руси. А польский король Сигизмунд, не без их поддержки был всего на шаг от достижения своей цели: внести раздор в ряды Земского собора и воспрепятствовать укреплению российской государственности, а, в конечном счете, лишить Русское государство национальной независимости, установив внешнее управление.

Польский отряд, промышляющий разбоем на территории Костромского уезда в зимнюю метельную ночь набрел на деревню Деревнищи, находившуюся недалеко от Домнина. Пьяные, голодные, оборванные паны ворвались ночью в избу Ивана Сусанина и потребовали проводника. За услуги проводника польские вояки предлагали сначала деньги, а затем пригрозили смертью всей семье. Старик медлил. Сусанин вместе со своей родной дочерью воспитывал двух мальчиков-сирот – Ваню и Богдана. От своего приемного сына Богдана он знал, что царь уже покинул свою вотчину в Домнино и укрылся за надежными стенами Ипатьевского монастыря. Сусанин понял, что так просто паны не уберутся из деревни. И тогда он принял непростое для себя решение – ценой собственной жизни погубить врагов. Старый крестьянин предложил незваным «гостям» подождать до утра. Всю ночь паны пили вино и горланили свои песни. На рассвете старик повел шляхтичей по замерзшей речке Корбе, которая в ту пору, хоть и покрылась льдом, но имела множество незаметных глазу прорубей. Сусанин уводил их подальше от Домнина. Путь он держал в славившиеся своей непроходимостью леса. Но возле деревни Перевоз отряд поляков наткнулся на вооруженных косами, вилами и кольями крестьян. Перепуганные поляки потребовали от Сусанина вывести их окольными путями на Ярославскую дорогу. Старик отказался. Тогда они подожгли деревню, привязали старика-проводника его к лошади, чтобы не убежал, и пошли вдоль берега реки Шачи. Сусанин не терял надежды убежать от вражеского отряда, но ему не удавалось выбрать подходящий момент. Отряд шляхтичей долго шел по долине реки, лошади, попав в трясину, утонули. Сусанин шел впереди отряда, привязанный за веревку к одному из шляхтичей. Началась метель. Старик все же решился на отчаянный шаг – он выбил посохом веревку из рук своего конвоира и прыгнул в кусты. Вероятнее всего, ему бы удалось задуманное, но на старика набросились многочисленные собаки, сопровождающие отряд поляков. Отбиться от животных и, подоспевших им на помощь, врагов, Сусанину не удалось. «Ты обманул нас! - кричали шляхтичи, окружив Проводника. «Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы и погибнете – отвечал Сусанин». Испуганные паны вновь стали предлагать ему золото, только бы он спас их жизни, но старик уже принял решение: «Вот вам моя голова, но Москвы вам не видать» — спокойно сказал он. Обезумевшие от ярости и неуступчивости русского крестьянина, поляки набросились на Сусанина и изрубили его саблями.

Утром следующего дня метель стихла. Крестьяне близлежащей деревни долго искали Сусанина. Под вечер их отряд во главе с сыном Сусанина – Богданом, наткнулся на замерзших шляхтичей. Недалеко находилось и тело Сусанина.

Историки считали, что, скорее всего, польский боевой отряд не зря оказался рядом с вотчиной Романовых. Вероятно, они представляли собой, говоря современным языком, некую «группу захвата», целью которой был Михаил Федорович Романов, которого Земский собор выбрал царем Руси. Уничтожение или пленение русского царя позволило бы полякам продолжать борьбу за русский престол, поддерживая на Руси постоянную смуту и войны.

Впрочем, описанные события произошли очень давно и обросли множеством легенд и версиями. Но от этого роль Ивана Сусанина и его подвиг нельзя ничем умалить. Иван Сусанин навсегда в русской истории останется символом мужества и самопожертвования во имя русской государственности.

No related links found



Имя Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за царя, известно многим любителям истории, но особенно ценим этот народный герой костромичами. В славном городе на Волге стоит памятник мученику, погибшему страшной смертью ради спасения жизни монарха. Предлагаем узнать, чем знаменит Иван Сусанин, а также познакомиться с некоторыми интересными фактами из его жизненного пути.

Сведения о жизни

Поскольку герой нашего материала до совершения им подвига был крепостным крестьянином, данных о его детстве и жизни в целом сохранилось крайне мало - никого не интересовала судьба обычного подневольного человека. Поэтому в биографии Ивана Сусанина больше белых пятен, чем проверенных фактов. Однако исследователи полагают, что родом этот отважный человек был из деревни Деревнищи (другая версия - Деревеньки), проживал в селе Домнино Костромской области (которое сейчас относится к Сусанинскому району).

Полагают, что Сусанин был не обычным крепостным, а старостой в вотчине, однако эта версия основана на местном предании и не имеет доказательств. Также бытует мнение, что будущий народный герой жил при боярском дворе и выполнял функции приказчика.

Следующий факт - у Ивана Сусанина была дочь Антонида, вышедшая замуж и родившая детей. Однако до нас не дошли какие-либо сведения о супруге крестьянина, поэтому исследователи предположили, что он был женат, но рано овдовел.

Историческая обстановка

Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, следует охарактеризовать ту историческую обстановку, которая сложилась в России в период его жизни. Это было нелегкое время, Смута, время жесточайшей борьбы за престол с одной стороны и польско-литовских нападений с другой. В начале 17-го столетия страну поразил ужасающий голод, самодержавный трон на время был занят самозванцем, потом престол достался князю Василию Шуйскому, побывшему царем около 4 лет. Бывший монарх был свергнут, пленен поляками и закончил свой жизненный путь вдали от родной земли.

К власти пришли бояре, которые попробовали посадить на русский трон королевича из Польши. В этих обстоятельствах подвиг Сусанина приобретает новое значение - крестьянин не просто спас конкретного юного монарха, но и не допустил того, что во главе России окажется поляк.

Легенда о подвиге

Что сделал Иван Сусанин, чтобы навсегда увековечить свое имя? Ценой своей жизни он спас царя Михаила Романова от нападения польско-литовского отряда. Молодой монарх и его мать в 1613 году проживали в своей костромской вотчине в селе Домнино, старостой которой и был Сусанин. Польские захватчики решили добраться до юного царя и убить его, но им потребовался проводник, чтобы показать дорогу. Эту миссию и должен был выполнить староста. Сусанин успел попросить своего зятя, Богдана Собинина, предупредить Михаила и посоветовать тому укрыться за стенами Ипатьевского монастыря, это и спасло царю жизнь.

Гибель героя

Угрозы и подкуп не подействовали. Согласно популярной легенде, отважный крестьянин согласился, но повел вражеский отряд в непроходимое болото, выбраться оттуда чужаки не смогли. Разоблачив обман, поляки пытали героя, но он не сдался и не выдал убежища царя. После этого разгневанные захватчики жестоко убили Ивана Сусанина. Кем он был, согласно данной концепции? Подлинным патриотом, принявшим мученическую смерть ради царя Михаила.

Другая версия подвига

Есть еще одна легенда, поясняющая, чем знаменит Иван Сусанин, более прозаичная и оттого менее популярная. Суть в следующем: царь Михаил, находясь в своей вотчине в Домнино, случайно узнал, что польский отряд приближается к нему, чтобы захватить в плен. Монарх поспешно бежал и волей случая оказался в доме Ивана Сусанина. Тот накормил царя и настолько хорошо его спрятал, что пришедшие поляки не смогли отыскать Михаила даже с собаками. Они пытали крестьянина, заставляя его раскрыть местоположение царя, но герой остался верен правителю и принял свою гибель мужественно.

После ухода отряда Михаил покинул свое убежище и скрылся за стенами Ипатьевского монастыря.

Исторические факты

Мы познакомились с легендой о подвиге Ивана Сусанина. Однако об этом народном герое сохранилось настолько мало достоверной информации, что некоторые скептики считают, что в действительности его не существовало. Предлагаем узнать некоторые реальные исторические сведения, имеющие под собой документальное подтверждение.

  • В анналы истории Сусанин вошел как человек, отдавший жизнь за царя. При этом сама формулировка некоторыми учеными ставится под сомнение, ведь если поляков в непроходимые леса этот человек завел в конце 1612 года (а не в 1613 году, как принято считать), то юный Михаил еще не был царем.
  • Доподлинно известно, что народный герой был не простым крестьянином, а вотчинным старостой Романовых.
  • Отчество Сусанина не сохранилось, несмотря на то что по традиции ему приписывается полное имя Иван Осипович. До нас не дошли данные о том, как в реальности звали отца героя.
  • Источники не содержат данных об имени супруги Сусанина, однако у него была дочь Антонида, скорее всего, единственный потомок. Также известно имя супруга Антониды, Богдана.

Ключевым доказательством того, что Иван Сусанин существовал в действительности, является именная грамота от монарха, в которой зять героя, Богдан, и его потомки освобождаются от податей. Также волей царя супругу Антониды была дарована половина села. Если предположить, что подвиг - не более чем легенда, то становится непонятным, зачем царю даровать обычному крестьянину такие небывалые милости.

Спорные моменты

Мы узнали, чем знаменит Иван Сусанин, однако в его биографии большое количество белых пятен. Споры вызывают и сами факты героического подвига этого патриота:

  • Неизвестно место гибели героя. Так, одни исследователи полагают, что поляки, разгневанные обманом, зверски пытали несчастного крестьянина и после этого убили его в лесу. Такая версия, как более интересная, использовалась писателями и поэтами в литературных произведениях и потому более распространена. Однако другие историки полагают, что народный герой был убит близ села Исупово.
  • Гибель поляков на болоте. Принято считать, что Иван Сусанин завел вражеский отряд в непроходимое болото, где его замысел был разоблачен, его самого жестоко пытали и убили. А захватчики не смогли выбраться из топи и погибли сами. Однако этот факт ставят под сомнение археологические находки.
  • Возраст. Принято изображать Сусанина глубоким старцем с длинными седыми волосами. На самом же деле, его возраст едва ли превышал 40 лет. Вероятнее всего, Антонида на момент подвига достигла 16 лет.
  • Спас царя от чего? Не все историки уверены в том, что в случае пленения польскими захватчиками Михаил был бы убит. Высказывалось мнение, что находящийся в плену монарх заставил бы Россию быть более сговорчивой и капитулировать.

Несмотря на эти разногласия, династия Романовых в дальнейшем очень высоко ценила подвиг Ивана Сусанина:

  • Николай Первый повелел называть главную площадь города Костромы Сусанинской (это название сохранилось и по сей день). Также в городе на Волге был возведен величественный памятник народному герою.
  • После грамоты 1619 года в течение двухсот лет потомки Сусанина получали от последующих монархов жалованные грамоты, подтверждающие их привилегии.

Легенда о Иване Сусанине и его подвиге пользуется широкой популярностью, этому человеку посвящают музыкальные и литературные произведения, многие улицы российских городов носят его имя. Есть музей подвига этого патриота, в его честь называли и теплоходы, ледоход.

Значение подвига

Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, необходимо указать следующие моменты:

  • После того как народный герой спас царя, в России воцарилась династия Романовых, завершавшая непростое для страны и ее народа Смутное время. Появилась некая стабильность, пока еще слабая и призрачная, но монарх, божий избранник, находился на троне, вселяя в людей надежду на то, что жизнь наладится.
  • Само воцарение Михаила связано с патриотизмом, простой крестьянин отдал свою жизнь за этого монарха, жертва его была бескорыстной, поэтому юный царь сразу заслужил к себе особое отношение.

Иван Сусанин - фигура значимая, этот крестьянин сумел не только спасти царя, но и продемонстрировать врагу мощь русского патриотизма.