Игнатий брянчанинов в помощь кающимся. Восемь страстей и борьба с ними


Начало, основание и вершина духовной жизни в Православии – сугубое покаяние. Это тот самый трудный и узкий путь, по которому нам завещал идти Спаситель. На этом пути возникает у нас множество препятствий, преткновений, недоумений.
И вот – прославленный русский святитель Игнатий (Брянчанинов), глубокий и тонкий знаток человеческой души, сам прошедший скорбный путь покаяния и теперь молящий Бога о нас, грешных, преподает нам бесценные уроки.

Восемь главных страстей
О добродетелях
Дополнения. Кратчайшая исповедь
Исповедь
От кающегося требуется
Лучше брань, чем мир, удаляющий нас от Бога

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие
Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость
Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.
Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исайя: от ног даже до головы несть в нем целости: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся несть пластыря приложите, ниже елея, ниже обвязания (Ис. 1, 6). Это значит, по изъяснению Отцов, что язва – грех – не частная, и не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа познания добра и зла, сказал: «Воньже аще день снесте от него, смертию умрете». (Быт. 2, 17). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть; во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отразилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святый. Действует в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором совокупление всех греховных и всех постыдных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния. Великая язва – смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти (Рим. 5, 23-24), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами соделались плоть. Эта плоть уже неспособна к общению с Богом! (Быт. 6, 3). Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! (1 Кор. 4, 50). Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.
Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать? Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешит скрыться от Бога? Стану ли подобно ему оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно – скрываться от Всевидящего! Напрасно – оправдываться перед Тем, Кто всегда побеждает, всегда судити Ему (Пс. 30, 6).
Облекусь же вместо смоковичных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану перед лицом Бога моего? В раю ли? Я изгнан оттуда, и херувим, стоящий при входе, не впустит меня! Самою тягостию моей плоти я пригвожден к земле, моей темнице!
Грешный потомок Адама, ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным скотам и зверям; Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя Богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, ад, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачество на весь путь твоей земной жизни для исцеления от греха, сколь бы раз ты ни заразился им, по немощи твоей. Это врачество – исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживить в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность? Погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца Небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.
В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я это в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто перед собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.

О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям ЗДЕСЬ:http://www.wco.ru/biblio/books/ignbr9/Main.htm
От кающегося требуется:
Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление – новая жизнь. Сокрушение и слезы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Грехи сокращают нашу жизнь...

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ея живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение Заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Из книги Лествица [Иоанна Лествичника] автора Лествичник Иоанн

На восьмой степени лежит венец безгневия. Но кто носит его от естества, тот, может быть не носит никакого иного; а кто приобрел его трудами, тот, без сомнения, победил восемь страстей. Cлово 9. О памятозлобии 1. Святые добродетели подобны лествице Иакова; а непотребные

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями 1. Чревообъядение Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется

Из книги Вторичные тантрические обеты автора Берзин Александр

Из книги Борьба с грехом автора Дьяченко Григорий Михайлович

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями 1. ЧревообъядениеОбъядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ея живота и покоя, из чего составляется

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав Алексеевич

Из книги Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла автора Автор неизвестен

О восьми главных страстях с их подразделениями и отраслямии о добродетелях, которые им противостоят(По творениям свт. Игнатия Брянчанинова)1. Чревообъядение - объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания.

Из книги Творения автора Дамаскин Иоанн

Об осьми главных страстях (С греческого перевод святителя Феофана - из рукописей его)1) Знай, брате, что есть восемь помыслов, воюющих с монахом, как говорят св. отцы. Первый - чревоугодия; второй - злой и срамной похоти; третий - сребролюбия; четвертый - печали; пятый -

Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав Алексеевич

Три главных счастья Пригласили освятить дом в Женеве. Теперь такое случается: множество наших соотечественников разлетелось по всей земле в поисках лучшей доли. Вот и сестра нашего диакона - врач - улетела в Швейцарию. Диакон давно уже уговаривал меня, а я все

Из книги Помоги, Господи, не унывать автора (Гудков) Игумен Митрофан

H. Е. Пестов. Уныние – одна из восьми главных страстей Святые отцы называют восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, печаль, уныние, сребролюбие, тщеславие, гордость и гнев.Некоторые из этих страстей основываются на извращении потребностей тела. Сюда относятся

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Соотношение религии с другими отраслями культуры Все отрасли культуры имеют свою специфику и в то же время в определенных отношениях сходны друг с другом. Религия не составляет исключения. О сходстве и отличии религии от мистики и мифологии мы говорили в двух первых

Из книги Совершенный мир автора Hayes Charles David

ВОСЕМЬ: КТО ИЛИ ЧТО ЕСТЬ ВЫ? Знаете ли вы, кем являетесь? Легко добавлять к «Я Есть» мысли и получать: я (есть) мужчина, я (есть) консультант, я (есть) разведённый, и так далее… просмотрите весь список а затем ОТБРОСЬТЕ все это, и просто СМОТРИТЕ:Существуете ли вы? Сознаёте ли

Из книги Основы православного вероучения автора Михалицын Павел Евгеньевич

Восемь основных страстей и врачевания против них Покаяние состоит не только в исповедании греховных дел, но более всего в желании и стремлении освободиться от пленяющих нас греховных состояний, т. е. страстей. Важно видеть и исповедовать свои согрешения делом, словом и

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

Обозрение главных страстей и борьба с ними29 Восемь главных страстей Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Страсти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся из естественных потребностей, как, например,

Из книги автора

Восемь главных страстей Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Страсти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся из естественных потребностей, как, например, чревоугодие и блуд, и не естественные, не

Чревообъедение, блуд, гнев, сребролюбие, печаль не по Богу, уныне, тщеславие, гордость.

Эти восемь главных страстей по учению преподобного Иоанна Лествичника служат удовлетворению греховных потребностей людей. Преподобный Иоанн – великий подвижник и автор «Лествицы» - учения о достижении спасения, описал путь, благодаря которому человек может очиститься от страстей и пороков, восстановить в себе образ Божий.

На иконе «Лествица» изображена лестница от земли до небес. По ней восходят люди. Господь протягивает к ним руки. Но на каждой из тридцати ступеней людей ждут испытания.

Согласно святым отцам Церкви, за каждой страстью стоит бес, зависимость от которой делает человека пленником того или иного порока.

С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Больше всего людей мучают их страсти и грехи. Если страсть завладеет человеком, она лишает его спасения, мучает, делает рабом порока.

Преподобный Иоанн Лествичник писал: «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится».

Ниже приводим некоторые мысли преподобного Иоанна из «Лествицы» о каждой из страстей и об одной из добродетелей, которая помогает победить порок.

ЧРЕВООБЪЕДЕНИЕ - ПОСТ

Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: „мало!”, будучи наполнено, и расседаясь от излишества, взывает: „алчу”.

Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчения сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.

БЛУД - ЦЕЛОМУДРИЕ

Есть бес, который, как только мы возляжем на одр, приходит к нам и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями.

Целомудрие есть чистота души и тела… Представь Господу немощь своего естества. сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия.

ГНЕВ – КРОТОСТЬ

Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти, т.е. памятозлобия. Гнев есть желание зла огорчившему. Вспыльчивость есть безвременное воспаление сердца. Огорчение есть неприятное чувство, гнездящееся в душе. Раздражительность есть удобопреклонное движение нрава и безобразие души.

Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется… Начало блаженного незлобия сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души. Средина – пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец, – принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый; да возмогает второй; блажен о Господе, и да ликует третий»

СРЕБРОЛЮБИЕ - БЕСПРИСТРАСТИЕ

Сребролюбие есть и называется «корень всех зол» (1Тим.6:10); и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства.

Малым огнем сожгли некоторые много вещества; и одною добродетелью избежали многие всех вышеописанных страстей: эта добродетель называется беспристрастием. Она рождается в нас от опытного ведения и вкушения Божественного разума, и от попечения о страшном ответе во время исхода из сего мира.

ПЕЧАЛЬ НЕ ПО БОГУ – СТРАХ БОЖИЙ

Кто истинно возлюбил Господа, кто истинно желает и ищет будущего царствия, кто имеет истинную скорбь о грехах своих, кто поистине стяжал память о вечном мучении и страшном суде, кто истинно страшится своего исхода из сей жизни, тот не возлюбит уже ничего временного… Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, то вполне прельщает самого себя.

Страх Божий, когда он бывает в чувстве души, обыкновенно очищает и истребляет нечистоту ее.

УНЫНИЕ - МОЛИТВА

Наблюдай и увидишь, что оно борет тех, которые стоят на ногах, склоняя их к тому, чтобы сели; а сидящих увещевает приклониться к стене; оно заставляет посмотреть в окно келлии, побуждает производить стук и топот ногами. Плачущий о себе не знает уныния.

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда.

ТЩЕСЛАВИЕ – УКОРЕНИЕ СЕБЯ ПЕРЕД БОГОМ

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям.

Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; середина же – отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец, (если только есть конец в этой бездне), состоит в том, чтобы стараться делать перед людьми то, что нас уничижает, и не чувствовать при оном никакой скорби.

ГОРДОСТЬ - СМИРЕНИЕ

Начало гордости – корень тщеславия; середина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божией помощи, упование на свое старание, бесовский нрав.

Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть... Смиренномудрие есть дверь царствия небесного, и она вводит туда приближающихся к ней.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ.

С ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ОТРАСЛЯМИ 1).

1. Чревообъядение.

Объедение, пьянство, не хранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого не хранение верности к Богу. Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние.

Блудное равнение, блудные ощущения и пожелание тела, блудные ощущение и пожелание души и сердца (скоктание), принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Не хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия, мужеложство, скотоложство и им подобные.

3. Сребролюбие.

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к равным тленным предметам, лишающая

1) Заимствовано из святых отеческих писаний.

душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев.

Вспыльчивость, приятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жесткие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль.

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние.

Леность ко всякому доброму делу, в особенности в молитве. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие.

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание венных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият-

ности голоса, и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сею века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедывать грехи свои. Скрытие их пред людьми и отцом духовных. Лукавство. Словооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость.

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их в земному. Хула. Неверие. Прелесть. Лжеименный разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть дуга.

Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения. Об этой великой язве говорит святой пророк Исаия: от ног даже до главы несть в нем целости : ни струн , ни язва,ни рана палящаяся : несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания 2). Это значит, по изъяснению Отцов, что язва 2)— грех—не частная, не на одном каком-нибудь члене, но на всем существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Эту великую язву Бог назвал смертью, когда, воспрещая Адаму и Еве вкушение от древа незнания добра и зла, сказал: воньже аще день снесте от него, смертью умрете 3). Тотчас по вкушению плода запрещенного, праотцы почувствовали вечную смерть: во взорах их явилось ощущение плотское; они увидели, что они наги. В познании наготы тела отравилось обнажение души, потерявшей красоту непорочности, на которой почивал Дух Святой. Действует

1) Исаия 1, 6. 2) Преподобный Авва Дорофей. Поучение 1-е. 3) Быт. II , 17.

в глазах плотское ощущение, а в душе стыд, в котором, совокупление всех греховных ощущений: и гордости, и нечистоты, и печали, и уныния, и отчаяния! Великая язва—смерть душевная; неисправима ветхость, происшедшая после потери Божественного подобия! Великую язву Апостол называет законом греховным, телом смерти 1), потому что умерщвленные ум и сердце вполне обратились к земле, служат раболепно-тленным пожеланиям плоти, омрачились, отяготели, сами создались плоть. Эта плоть уже не способна к общению с Богом! 2) Эта плоть не способна наследовать блаженство вечное, небесное! 3). Великая язва разлилась на весь род человеческий, соделалась, достоянием злосчастным каждого человека.

Рассматривая великую мою язву, взирая на умерщвление мое, исполняюсь горькой печали! Недоумеваю, что мне делать?—Последую ли примеру ветхого Адама, который, увидев наготу свою, спешил скрыться от Бога? Стану ли, подобно ему, оправдываться, возлагая вину на вины греха? Напрасно—скрываться от Всевидящего! напрасно—оправдываться пред Тем, Кто всегда побеждает , внегда судити Ему 4).

Облекусь-же вместо смоковничных листьев в слезы покаяния; вместо оправдания принесу искреннее сознание. Облеченный в покаяние и слезы, предстану пред Бога моего. Но где найду Бога моего? В раю ля? Я изгнан оттуда,—и херувим, стоящий при входе, не впустить меня! Самою тягостью плоти моей я пригвожден к земле, моей темнице!

Грешный потомок Адама ободрись! Воссиял свет в темнице твоей: Бог низшел в дольнюю страну твоего изгнания, чтоб возвести тебя в потерянное тобою твое горнее отечество. Ты хотел знать добро и зло: Он оставляет тебе это знание. Ты хотел сделаться яко Бог, и от этого сделался по душе подобным диаволу, но телу подобным скотам и зверям: Бог, соединяя тебя с Собою, соделывает тебя богом по благодати. Он прощает тебе грехи. Этого мало! Он изъемлет корень зла из души твоей, самую заразу греховную, яд, ввергнутый в душу диаволом, и дарует тебе врачевство на весь путь твоей земной

1) Рим. VII, 23, 24. 2) Быт. VI, 3. 3) 1 Кор. XV, 50. 4) Ис. L , 6.

жизни, для исцеления от греха, сколько бы раз ты ни заразился ин, по немощи твоей. Это врачество—исповедание грехов. Хочешь ли совлечься ветхого Адама, ты, который святым крещением уже облечен в Нового Адама, но собственными беззакониями успел оживит в себе ветхость и смерть, заглушить жизнь, соделать ее полумертвою? Хочешь ли ты, поработившийся греху, влекомый к нему насилием навыка, возвратить себе свободу и праведность?—погрузись в смирение! Победи тщеславный стыд, научающий тебя лицемерно и лукаво притворяться праведным, и тем хранить, укреплять в себе смерть душевную. Извергни грех, вступи во вражду со грехом искреннею исповедью греха. Это врачевание должно предварять все прочие; без него врачевание молитвою, слезами, постом и всеми другими средствами будет недостаточным, неудовлетворительным, непрочным. Поди, горделивый, к духовному отцу твоему, у ног его найди милосердие Отца небесного! Одна, одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным, исправление прочным и истинным.

В краткую минуту умиления, в которую открываются очи ума для самопознания, которая приходит так редко, написал я его в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление. А ты, кто с верою и любовью о Христе прочитаешь эти строки и, может быть, найдешь в них что-нибудь полезное себе, принеси сердечный вздох и молитву о душе, много пострадавшей от волн греховных, видевшей часто пред собою потопление и погибель, находившей отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд!

Х ристианский писатель, спикер Фрэнк Пауэлл в своей статье на Relevant Magazine рассказал о человеческих «добродетелях», которые люди ошибочно считают христианскими, и их влиянии на нашу жизнь, сообщает Христианский Мегапортал invictory .com .

В своей статье Пауэлл отметил, что часто культура формирует наше представление о Христе и христианах. Именно под влиянием культуры, а не истины мы начинаем приписывать христианам некоторые добродетели, с которыми Иисус не имеет ничего общего. Фрэнк Пауэлл указал восемь таких черт характера, которые люди ошибочно приписывают христианам.

1. Любезность

Был ли Иисус добрым? Без сомнения. Доброта - это плод Духа. Но доброта и любезность не одно и то же. Любезность помогает избегать напряженности и всегда тешит эго человека, даже когда он неправ. Но любезность не имеет ничего общего с благочестием. Доброта же, как плод Духа, всегда говорит вам именно то, что вам нужно услышать, даже если оно не всегда для вас приятно.

2. Всегда говорить «да»

Пауэлл рассказал, что после окончания колледжа они с женой присоединились к служению церкви и первые два года они говорили «да» всему. Автор признался, что в то время он считал, что настоящие христиане - это рабы, которые никогда не говорят «нет». «Вы проведете молитву в воскресенье?» — «Да». «Нам не хватает нескольких добровольцев. Сможете помочь на складе продуктов?» — «Да». «Вы сможете заняться нашими котами?»

Мы часто говорим «да», потому что хотим чувствовать себя нужными. Но нам нужно научиться говорить «нет». Говорить «нет» токсичным взаимоотношениям, «нет» давлению со стороны окружающих, «нет» искушениям и оскорблениям. И говорить «нет» некоторым своим волонтерским занятиям, даже в церкви, тоже. Это может быть сложно, но необходимо. А то, что вы всегда говорите «да» не делает вас лучшим христианином.

3. Идеальное посещение церкви

Бытует мнение, что настоящие христиане не пропускают богослужения. Никогда. Но это не соответствует действительности. Можно быть на всех служениях, посещать все домашние группы и быть занятым в различных церковных мероприятиях, но при этом не знать Бога. Подобно тому, что идеальная посещаемость школы на гарантирует идеальных знаний.

На самом деле Бога больше заботит состояние нашего сердца, а не то сколько каких служений мы посетили.

4. Четкое следование правилам

«Хорошие христиане не нарушают правила. Они не нарушают комендантский час, не жульничают на экзаменах и не пьют алкоголь. О, и они не ругаются и не делают тату», — процитировал Пауэлл некоторый свод правил. Но исполнение этих правил не делает человека христианином. Мы должны смотреть не на свод правил, а на праведность Христа.

5. Никогда не сомневаться в Боге и не задавать Ему лишних вопросов

Часто бытует мнение, что настоящие христиане не сомневаются. И когда у человека случаются проблемы, ему сложно об этом с кем-то открыто поговорить. В лучшем случае ему посоветуют больше молиться.

Но если мы посмотрим на книгу Псалмов, мы увидим там прямой разговор человека с Богом. Когда человек открывал пред Богом всем свои страхи и сомнения, свою боль и свою печаль. И Бог не отворачивается, но идет с человеком, отвечая и наставляя, защищая и ободряя.

6. Хорошо знать Библию

Христиане должны хорошо знать Писание. Но еще апостол Павел сказал, что знание надмевает, а любовь назидает. Знания сами по себе опасны, потому что могут привести к гордости. Христианам нужно знать Библию. Но если это знание не помогает вам служить вашему соседу, то что-то вы упустили. Настоящие великие ученики становятся великими служителями, которые именно служат.

7. Оперативность и организованность

Говоря об этих добродетелях, Пауэлл напомнил, что Иисусу они не были свойственны. Он не прибыл оперативно, когда пришло сообщение о том, что Лазарь заболел. Он пришел уже через три дня после его смерти.

«Если бы Иисус жил в наши дни в Америке, я не уверен, что Он оценил бы наше увлечение списками того, что нужно сделать, и расписанием», — отметил Пауэлл.

Иисус менял Свои планы и отвлекался, когда нужно было кому-то помочь. Пунктуальность - это хорошая черта характера, но она не является мерилом нашего благочестия и преданности Богу.

Подписывайтесь:

8. Выразительность и эмоциональность

Христиане могут быть эмоциональными, поднимать свои руки в молитве и плакать во время поклонения. Но это не означает, что все христиане должны быть такими. Есть те, кто глубоко переживает любовь Божью, но при этом внешне это почти не выражается. И есть те, кто много напоказ эмоционально и громко поклоняются и молятся, но на самом деле они это делают просто по плоти, их сердце в этом не участвует.

Все перечисленные добродетели не зло, это хорошие черты характера. Но Пауэлл подчеркнул, что не они определяют наше следование за Христом.