Джайнизм когда возник. Религия Джайнизм в Индии (кратко)

Экзотическая Индия привлекает своей уникальной культурой, зародившейся на заре цивилизации. Еще в 3-2 тысячелетии до н.э. на полуострове Индостан появилось одно из первых государств на Земле. Тропический климат и плодородная почва являлись благотворными факторами для развития хозяйственной деятельности, а высокий уровень материальной культуры определяла развитие духовных потребностей

Индия подарила человечеству массу открытий: хлопчатобумажные ткани и сахар, табак и перец, первые математические знания и наука о ведении войны – стратегия и тактика. Именно в Индии зародилась и первая мировая религия – буддизм, которая давала человеку возможность самосовершенствоваться, чтобы достичь Гармонии со Вселенной.

О буддизме и брахманизме знают многие, но о джайнизме, одном из ответвлений этих философских учений, известно только очень немногочисленным последователям индийских национальных религий.

Некоторые исследователи в наши дни считают, что не брахманизм породил джайнизм, а джайнизм как раз и был первым ручейком, породившим первую мировую религию. Это, конечно, спорный вопрос, но общеизвестно, что основоположником этого учения был кшатрий Джина Махаира. Само название этой религии произошло от его имени и прозвища — Джина – Победитель или Великий Герой, достоверно известно что он жил во времена царевича Гаутамы, позже названного Буддой (Просветлённым).

В молодости Джина имел семью и детей, но после смерти родителей, которая произвела на него неизгладимое впечатление, он ушел из семьи и из общества, стал проповедовать аскезу как отказ от всех земных удовольствий и привязанностей.

Основа национальной индийской религии

Известно, что по индийскому вероучению весь мир состоит из каст. То есть люди изначально не равны по своему положению, поскольку произошли из различных частей тела великана – прародителя человечества.

Из уст и ушей Бога появились брахманы – пророки и дервиши, они обладают уникальным даром- могут беседовать с Богом и передавать простым смертным его священную волю. Это самая главная каста, ее представители пользуются огромным уважением и почитанием абсолютно у всех в Индии.

Вторая каста – кшатрии, они произошли из рук и плеч Бога – воины и правители, созданы чтобы защищать и управлять простым людом.

Третья каста – вайшья произошли из беде и ног – ремесленники и скотоводы, обязаны работать, подчиняться и платить налги.

Наконец, шудры – слуги с постоянно грязными лицами, они произошли из ступней Бога – не имеют практически никакой собственности и прислуживают власть имущим. Они должны быть покорными и молчаливыми, таков их удел на земле.

И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами великана- одно прикосновение к ним заставляет все другие касты приносить жертвы Богу и проводить обряды очищения. Эти люди живут отдельными общинами и если появляются в селах, то обязаны оповещать жителей криками, песнями и звоном специального колокольчика. Выполняют эти несчастные только самую грязную работу: омывают покойников, чистят уборные, убирают грязь с улиц и т.д. Чтобы никто не прикоснулся к ним случайно, на лбу у них при рождении вырезают специальный знак, окрашенный в голубой цвет.

Таким образом, по национальному религиозному учению место любого человека определено уже при рождении и его невозможно изменить никаким способом.

Зарождение джайнизма

Джайнизм учит, что человек обязан постоянно самосовершенствоваться, то есть стремиться к единению со Вселенной, единым Космическим разумом. Но достичь этого только при помощи ненасилия. Джайнизм учит не причинять зла никакому живому существу, даже насекомому.

Душа, очистившись от всякой скверны, достигнет Нирваны, умиротворения и единения с Космосом.

Эта религия учит, что каждая душа проходит через несколько перерождений, стремясь к совершенству. Только достигнув этого состояния и вырвавшись из колеса сансары (вечного движения) можно получить состояние мокши – божественного знания и понимания законов Вселенной.

Но чтобы достичь этого состояния следует быть аскетом, то есть отказаться от всех земных удовольствий. Учение об аскетизме полагает, что все страдания человека от невозможности исполнить желания и быстро получить желаемое. То есть если мы научимся подчинять свое тело разуму и не желать (есть, пить, спать, совокупляться и т.д.), то и страдать не будем. Простым смертным очень трудно стать аскетами, поскольку их плоть слаба и подчиняется законам природы.

Последователи этой религии постоянно находятся в поиске спасения и стараются раскрыть тайны человеческой души. Этого можно достигнуть, если постоянно соблюдать три неписанных «закона»:

  • Закон правильного поведения – поступать нужно только так, как учит религия,
  • Следует постоянно стремиться познать непознанное и раскрыть тайны Вселенной,
  • Обязательно воспринимать все знаки и символы, ниспосланные Космосом и правильно на них реагировать.

Достигнуть Мокши или Нирваны можно только освободившись от Кармы – закона всемирной справедливости. По этому закону каждый живущий на земле отвечает за все совершенные им в прежних жизнях поступки, поэтому вырваться из этого закона очень трудно.

Чтобы этого достичь, нужно свято соблюдать пять заповедей или законов джайнизма:

  • Не убивай ничто живое, поскольку жизнь дается Вселенной,
  • Не смей посягать на чужое имущество, поскольку истинная вера не терпит ничего земного, что привязывает душу к собственности,
  • Не прилюбодействуй, поскольку совокупление может быть тоько с единственно правильной целью – продолжение рода, а не ради удовольствия,
  • Будь открытым, честным и искренним, проповедуй основы своего учения, не отказывай никому в помощи,
  • Не желай и не проси ничего, поскольку это приведет к получению собственности.

Данное вероучение считает, что нельзя причинять вред не только физически, но и словами, поскольку обида, нанесенная чужой душе, обязательно скажется на твоем единении с Космосом.

Образ жизни мирян – джайнов

Вероучение джайнизм чрезвычайно требовательно к своим последователям. Не только монахи, живущие в потаенных монастырях, но и простые селяне не имеют права заниматься охотой и рыболовством, а также и земледелием, поскольку при этом можно поранить или даже убить насекомых, живущих в почве.

Поэтому чтобы выжить джайнам нужно искать позволенные занятия, к таким занятиям относятся: ювелирное дело, торговля и ростовщичество. Именно поэтому хотя последователей этой религии из-за жестоких требований было мало, но они играли заметную роль в экономической и политической жизни древней Индии.

Раскол в вероучении

Сам великий Джина, основатель религии, проповедовал отречение от всего земного, отказ от пищи, от крова и одежды. Этот бывший воин спал под деревом, ел только один раз в сутки и самую простую и неприхотливую пищу и был одет в набедренную повязку.

Его последователи свято соблюдали все правила поведения, но некоторые из них в своем отказе от всего земного пошли дальше. Так, например, дигамбары- одетые в белый свет- ходили полностью обнаженными, считая одежду излишней роскошью и данью земным законам. Правда, женщинам позволено закрывать свое тело легкими тканями, но при этом именно женщин не смогут достичь Нирваны и освободиться от законов Кармы. То есть им придется пройти столько кругов сансары, сколько будет необходимо, чтбы родиться в теле мужчины.

В свою очередь, шветамбары – одетые в белую одежду- одевались в легкие ткани белого цвета. Они считают, что одежда не влияет на духовное состояние человека.

При этом шветамбары не считают, что женщины не смогут достичь просветления, для них половая принадлежность не играет никакой роли в духовном становлении человека. Ведь пол принадлежит телу, а не душе, а именно душа и должна достичь состояния монши. Поэтому любой человек должен соблюдать правила и требования своего религиозного учения и стремиться к самосовершенствованию.

Основные ордена джайнов

На сегодняшний день джайны имеют четыре основных направления:

  • Дигамбары – проповедуют отказ от любой одежды, их численность очень мала, едва достигает 500 человек.
  • Станаваси – живут в небольших поселениях и владеют кое-каким имуществом, которое им жертвуют милосердные люди.
  • Муртипужи – поклоняются изготовленным из камня или дерева идолам.
  • Шветамбары – самый многочисленный и старый орден из всех существующих. Число исповедующих это учение достигает 10 тысяч человек.

По убеждению шветамбаров все их страдания, проблемы и неприятности способствуют скорейшему очищению души. Последователи этого учения постоянно ходят пешком без обуви и даже осторожно расчищают себе путь травяной метелочкой, чтобы ненароком не раздавить какое-либо насекомое.

Кроме этого, монахи носят на лице марлевую белую повязку, чтобы при вдохе случайно не проглотить мелкое насекомое и не повредить своей душе.

Основной философский вопрос джайнов

Всякий исповедующий эту религию постоянно задает себе вопрос: «Кто я таков и для чего я пришел на землю?»

Ответ, который нужно получить, звучит примерно так: «Я – человек, который имеет бессмертную душу, поэтому я не должен совершать самый страшный грех – самоубийство. Что бы ни случилось со мной, я должен с достоинством выдержать и вынести все испытания. Я не должен также совершать убийство, поскольку у всех живущих на земле есть душа и эта душа так же как и моя стремится к совершенству».

Чтобы достичь полного слияния с душой, человек должен отказаться от физической пищи и стремиться питаться только солнечным светом и воздухом. Конечно, это очень трудно и под силу только избранным.

Основа философии джайнистов заключается в вечном пути: от грязи физического тела к единению со своей светлой душой через страдания, боль и аскезу.

Подобно Будде, Махавира имел жену и дочь и после смерти своих родителей он оставляет свой дом и присоединяется к эксцентричным шраманам, практиковавшим разнообразные и часто показные формы аскезы. Они ходили обнаженными и исповедовали пять правил, которые впоследствии стали пятью Великими Зароками джайнских монахов: не убивать, не произносить лживых слов, не воровать, не иметь сексуальных сношений, не собирать ценности бренного мира. Более 12 лет провел Махавира на тяжком пути аскетизма. Озарение снизошло на него под деревом шала, летней ночью, на берегу реки. Он постиг все сущее в прошлом, настоящем и будущем всех миров.

Обретя Совершенное Знание, Махавира стал возвещать истину окружающим и основал сообщество джайнов, в которое входили монахи и миряне обоего пола. Он перешел в нирвану в возрасте 72 лет в 527 году до н.э., оставив после себя общину из монахов и монахинь численностью около 14000 человек.

Вопрос обнажения тела стал в основном главной причиной раскола джайнской общины, который произошел около 300 г. до н.э. Если дигамбары ("одетые в свет") ходят обнаженными, то шветамбары ("одетые в белое"), одеваются в белые хлопчатобумажные ткани типа марли. Последние считают, что наличие или отсутствие одежды не делают человека духовным победителем. Дигамбары все же не позволяют своим монахиням ходить обнаженными. Более того, они считают, что женщина не может достичь освобождения.

Шветамбары не придают половой принадлежности никакого значения - достичь просветления может каждый, надо только практиковать и выполнять заповеди. Пол имеет тело, а к душе это не имеет никакого отношения - это субстанция вечная и бесполая.

На сегодняшний день в джайнизме есть четыре ордена:

1. Дигамбары - не носят одежду, их численность около 500 человек.

2. Стананваси - живут оседло, имеют имущество, которое им предоставляют почитатели.

3. Муртипуджи - поклоняются идолам (Божествам).

4. Шветамбары - нынешнему ордену терапантов 250 лет.

Орден терапантов наиболее многочисленен и насчитывает только монахов и монахинь около 10 тысяч человек.

По убеждению джайнов, неприятности и страдания, которые навлекает на себя аскет, способствуют ускорению его духовного развития. Джайнизм выделяется строжайшим соблюдением нравственных заповедей, особенно ненасилия - ахимса. Для соблюдения ахимсы джайны - имеется в виду монахи, никогда не путешествуют на транспорте, ходят только пешком и босиком, а при необходимости очищают себе путь метелочкой, чтобы случайно не раздавить насекомых.

Во время разговора существует вдох и выдох, а это приводит к сильным вибрациям воздуха, что может быть губительным для определенных живых существ, поэтому джайны закрывают рот специальной повязкой.

"Неубийство" - первая и самая главная заповедь джайнов.

Один из главных вопросов, которые задают себе джайны: "Кто есть Я?". И ответ таков: "Если я живое существо, то у меня есть душа - я не должен совершать самоубийство. У другого человека тоже есть душа - его тоже нельзя убивать".

"Я есть душа" - вторая заповедь джайнов. Целью практик джайнов является очищение и соединение со своей душой, когда человек достигает этого, он становится сам Богом. Проживая жизнь и умирая, человек оставляет все свои желания , эмоции и поступки в кармическом теле. Если совершить плохое действие - получаем плохое, совершить хорошее - получаем хорошее. Таким образом, кладем ответственность за свои действия на свою душу. Все, что случается с человеком, создает он сам - а "не Бог дает".

Третья заповедь джайнов - не класть ответственность за свои деяния на свою душу - не нарабатывать плохую карму. Закон кармы, закон причинно-следственных связей, рассмотрен в джайнизме так подробно, как ни в одном из духовно-религиозных направлений. Карма - это беспристрастный компьютер, который никогда не ошибается.

Основой философии джайнизма является тщательно разработанный путь, ведущий человеческое существо от обусловленного существования и страдания к абсолютной свободе, радости и несравнимому могуществу. Джайн - не признак рождения, а признак духовных практик. Даже для домохозяина возможно обретение свободы - ни возраст, ни вероисповедание, ни пол не являются препятствиями.

Учение о карме является основным знанием, которое позволяет достичь просветления. В джайнизме учение о карме рассмотрено так наглядно, как ни в одном духовно-религиозном направлении. Вся карма разделяется на две основные категории - никачита (то, что придется испытать) и шитхила (то, чего можно избежать путем практик йоги). С точки зрения временного воздействия, карма разделяется по трем видам:

1) сатта-карма - накопившаяся в прошлых жизнях;

2) бандха-карма - создающаяся в нынешней жизни и оказывающая воздействие в следующей жизни;

3) удая-карма - действующая в нынешней жизни.

Пока человек создает неправильные мысли, формирует неправильные желания и совершает неправильные поступки - он подвластен Закону кармы. Практики джайна-йоги позволяют достичь состояния параматмы: когда закон кармы уже не властен над человеком, тогда он достигает освобождения. Пока карма нарабатывается, человек привязан к материальному миру и непрерывно находится в круговороте рождений и смертей. Джайны понимают карму, как некий род вещества, которое создается, запасается и уничтожается. Только посредством ослабления кармического влияния и в конечном итоге полного избавления от кармы сознание может очиститься и преобразиться в безграничное сознание.

Все виды кармы хранятся в кармическом теле человека, джайны считают его самым сокровенным из пяти тонких тел человека.

В джайнском каноне описана классификация сущностей мира. Есть два вида одушевленных сущностей: первые - сансарины, которые подвержены страданиям и зависят от материального мира; вторые - сиддхи, которые избавились от уз сансары, они лишены пространственного и временного местоположения и испытывают только блаженство бескрайнего Сознания. Они могут принимать любой облик и являются владыками Вселенной, богами.

Джайны не допускают существование высшего Творца или Бога, все подчинено законам, благодаря взаимодействию между одушевленным и неодушевленным. В древней "Ачара-анга-сутре" (330-332 гг. до н.э.) Махавира говорит о состоянии параматмы:

"Все звуки отступают, где нет места рассуждению, куда не проникает и ум. Освобожденный не является ни большим, ни малым, круглым либо квадратным; он не черен и не бел; он бесплотен, лишен соприкосновения - он не мужчина, не женщина и не бесполый. Хотя он воспринимает и знает, нет сравнения, дабы описать его восприятие либо знание. Его существо внеобразно. Отсутствует всякое условие для Необусловленного".

Путь, который необходимо пройти, чтобы достичь такого состояния в джайнизме, состоит из 14 ступеней, известных как уровни добродетели. Это путь возмужания человека, идущего от обычной мирской жизни к освобождению. Он начинается с обычного состояния непросветленности, которое находится во власти ложной веры, включая неверное представление о том, что человек тождественен ограниченному уму и телу. Постепенно вырабатывается вкус к правильному воззрению. Теперь искатель понимает, что он преодолевает смертную оболочку. Это знание растет вместе с практикой и, неотступно следуя принятому на себя подвигу, тот шаг за шагом продвигается к освобождению.

Джайны считают, что благодаря медитации и самодисциплине можно освободиться от болезней и внутренней дисгармонии, несовершения негативных поступков и культивировать позитивное мышление. Это принесет удачу и успех в жизнь.

Прекша-медитация (медитация восприятия) эффективная практика, которой можно научиться за короткое время. Она состоит из нескольких базовых техник, разработанных еще в древности. Эти знания тем более имеют большое значение сейчас, в эпоху техногенной цивилизации. Они способны радикально изменить жизнь человека, это огромная сила и это будет приносить пользу всему миру. Для плодотворной практики начинающим необходимо в жизни придерживаться следующего поведения:

1. Быть здесь и сейчас - если ешь - только есть (ощущать прожевывание и проглатывание пищи), если говоришь - только говорить (думать о разговоре, собеседнике) и т.д.

2. Контролировать эмоции - не реагировать на негативное поведение других инстинктивно, не отвечать на зло злом, отвечать на зло добром. Только так можно отработать карму. Контролировать необходимо при помощи рациональности. Эмоции, как правило, возникают, если человек знает, что он не прав.

3. Язык тела - следить за своими внешними проявлениями. Ваш вид должен вызывать у других только положительные эмоции.

4. Говорить мало и по делу - нести в мир только положительную информацию. Болтовня ведет к потере энергии - это признак нездоровья.

5. Видеть в других только хорошее - для этого необходимо изменять свои внутренние установки. К сожалению, мы склонны находить в других хоть что-нибудь плохое.

6. Расширять свои знания о людях, о себе и окружающем мире - т.е. учиться надо постоянно.

Когда человек в состоянии хотя бы хотеть вести себя так, как написано выше, он может начать практиковать. Глубина практики зависит от практикующего. Высокие ступени достигаются регулярными и усердными занятиями. Это позволяет добиться вначале состояния спокойствия ума, что позволяет человеку легко получать и усваивать новую информацию. Вследствие этого меняется его окружение - жизнь становится радостной и позволяющей находить время для своего духовного развития.

Другими словами, ваши родные, близкие, друзья, начальники, подчиненные не мешают вам, а помогают.

Для достижения быстрых результатов джайны рекомендуют практиковать каждый день, желательно утром с восходом солнца, до еды, не менее 15 минут. Лучшим будет результат, если практика будет 30 минут. Можно практиковать один раз в неделю 3 часа. Джайны рекомендуют не есть живых существ и не причинять вреда ничему живому - если вы срываете растение, то только, чтобы утолить свой голод.

Джайны различают три вида насилия:

Насилие для защиты себя;

Насилие для защиты Родины;

Насилие из-за собственной агрессии.

Чтобы достичь более высоких состояний в практиках и продвигаться по ступеням, необходимо придерживаться ямы (воздержание от дурных поступков):

Ненасилие (ахимса);

Неприсвоение чужого;

Правдивость;

Сексуальное воздержание (правильное отношение и умение управлять сексуальной энергией);

Непривязанность.

Джайны считают, что человек, который придерживается ямы, уже устал от мирской суеты и понимает, что это рождение может быть последним воплощением в мире сансары, если, конечно, он будет практиковать.

Джайн - значит победитель, он прошел все ступени нашего мира. Мы приходим в этот мир с пустыми руками и также уходим из него. Череда наших воплощений накапливает бесценный опыт жизни. В каждой жизни мы должны стараться нести пользу людям, учить их добру и красоте, только так мы утончаем наши чувства, приобретаем духовные знания, которые ведут нас еще выше, чем человеческое существование. Мы шагаем по ступеням эволюции, от насекомого к животному, к человеку - качественно меняясь, к Богу. Мы становимся победителями, а значит, сильными, но дело не в силе, а в качестве. Любовь - это качество силы, все остальные качества - это признаки бессилия. Любите и не причиняйте вреда и страданий никому, и тогда вашей силе не будет границ. Только так можно выйти за пределы миров сансары, где освобождение от страданий. Это истинная цель Джайна-Победителя.

Индия богата древними учениями, одним из которых является джайнизм — наиболее влиятельная и организованная дхармическая религия, появившаяся примерно в VI веке до н.э. Основоположником джайнизма считают кшатрия Вардхаману (Джину Махавиру ). В переводе с санскрита "джина" означает победитель. Каждое существо, в представлении джанистов (джайнов), являет собой индивидуальную и вечную душу, изначально обладающую бесконечным знанием, силой и счастьем, но лишь освободившись от сансары и кармы, она может вернуться к этому состоянию божественного сознания, чистого всеведенья. Путь для достижения этого пролегает через аскетизм, тапас (в ортодоксальном джайнизме через весьма суровый аскетизм), развитие мудрости и самоконтроля.

Джайнисты (джайны) разделены на монахов и мирян, но и те и другие соблюдают "пять великих обетов": ненанесение вреда живым существам (обет Ахимса ), воздержание ото лжи (обет Сатья ), от воровства (обет Астейя ), прелюбодеяния (обет Брахмачарья ) и стяжательства (обет Апариграха ).

Самым важным обетом является Ахимса — даже в помыслах непричинение вреда и оскорблений живому в любом аспекте, ни прямо, ни косвенно. Необходимо следить за своими мыслями, за своей речью и за своими поступками, уважая и принимая взгляды других людей, их картину мира.

Астейя означает направленность сознания на духовные ценности и сокращение человеческих потребностей. Руководствуясь этим принципом, необходимо всегда адекватно вознаграждать человеческий труд, не присваивать чужих вещей, в том числе и оставленных кем-то или потерянных.

Монахам положено принимать обет безбрачия Брахмачарья . Но джайнизм не осуждает секс, предостерегая лишь от неоправданной и неосознанной потери драгоценной сексуальной энергии в стремлении получить проходящие удовольствия.

Апариграха в полном объеме также является монашеским обетом, который принимают перед вступлением в монашество. Отказ от всех материальных ценностей позволяет человеку отделить себя от вещей, собственности — материальных привязанностей, удерживающих на пути к божественному сознанию (нирване ). Миряне, соблюдая Апариграхау , стремятся осознанно не поддерживать индустрию накопительства, довольствуясь необходимым и направляя свои усилия на духовное развитие и рост, так как цель жизни не накопление материальных благ, в погоне за которыми растрачивается вся жизненная энергия людей.

Согласитесь, святые обеты джайнизма столь похожи на христианские заповеди: не убий, не укради …Но в отличие от христианства и многих других религий, в джайнизме нет создателя и божественного пантеона — вселенная является саморегулируемой субстанцией, и каждая душа несет ответственность за свое существование в настоящем и будущем сама, достигая состояния божественного сознания собственными усилиями. Человек должен вести чистую жизнь, принося добро и пользу как себе, так и миру в целом.

Целью джайнизма является освобождение души от негативных эффектов, которые проявляются через несовершенные действия, мысли, слова. Этой цели можно достичь, очищая свою карму, используя "три драгоценности джайнизма": Вера в реальное существование — это правильная (совершенная вера ); познание реальной природы без сомнений и ошибок — правильное (совершенное познание ). Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира — правильное (совершенное поведение ). Вера — основа основ, без нее не может быть ни правильного познания, ни правильного поведения. Вера — это дверь, ведущая нас к Истине. Совершенная вера может быть только результатом совершенного знания, которое служит отправным пунктом к освобождению (мокше ). Знание сообщается джайну учителем и его получают из текстов священных книг. Знание заключает понимание и самоотречение. Невежество — причина страстей, а те, в свою очередь, причины страданий и зависимости. Люди, не понимающие причин страстей и не отвергающие их, обречены на новые рождения и новые страдания. Страсти , согласно джайнистским воззрениям, — это стремление к удовольствиям и наслаждениям, привязанности к этому "страдающему и жалкому" миру. Души тех, кто подвержен страстям, ослеплены, они не видят свет истинного знания. Только знающий победитель (Джина ), мудрец, свободен от этого. Его не трогают мирские страсти, он победил себя. Люди подвержены притоку чуждой материи в душу и связанности. Связность вызвана отказом от самоотречения, беззаботностью, страстями и колебаниями, совершаемыми в душе умом, телом и речью. Лишь тот, кто победил себя, познал истину учения Джины . Именно поэтому аскетизм в этой религии является самым мощным инструментом в достижении внутренней свободы. Про этику джайнизма говорят, что это этика аскетизма. Тапас (аскеза) означает "выжигание", выжигание своей привязанности к этому миру через тапас тела (посты, контроль тела) и тапас сознания (осознанность, контроль ума). Счастье и независимость человека — в руках самого человека. Только он сам может помочь себе, а не искать спасителей своей души вне ее. Джайнизм — это суровый и самоотреченный путь, чистый путь глубоко осознанного и ответственного решения обретения истинной свободы.

Джайнизм

Джайни́зм- древняя религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX-VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5-6 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.

Джайнизм утверждает, что любое существо является индивидуальной и вечной душой. Последователей джайнизма называют джайнами. Высшее звание в джайнизме - джина - «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары. Практикующие джайны следуют учениям двадцати четырёх особых джин, которые известны как тиртханкары («создатели переправы», «те, кто нашел и показал путь к спасению»). Традиционно считается, что двадцать четвёртым и последним тиртханкаром был Шри Махавира («великий герой», считающийся основателем современного джайнизма). Двадцать третьим тиртханкаром был Шри Парсва. Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать.

Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля.Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Мокша достигается после освобождения от кармы. Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредством кармы, - сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

Джайнизм утверждает, что Вселенная и Дхарма бесконечны, без конца и начала. Однако во Вселенной происходят циклические процессы изменения. Она состоит из живых форм («Джива») и неживых («Аджива»). Душа сансарина (мирянина) воплощается в различные формы жизни в течение путешествия во времени. Человек, «недочеловек» (животные, насекомые, растения и т. д.), сверхчеловек (Боги и Полубоги) и существа ада - четыре макроформы (вида) сансарианской души. Все мирские отношения между одной Дживой или Адживой и другой основаны на накоплении кармы и сознательных мыслях, словах и действиях в её настоящей форме.

Другая важная характеристика учения джайны - предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения. Существует пять основных этических принципов - обетов, которые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн - монахом или мирянином. Это:

    Не причинять вреда живому (Ахимса).

    Быть искренним и благочестивым (Сатья).

    Не красть (Астейя).

    Не прелюбодействовать (Брахмачарья).

    Не стяжать (Апариграха).

Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие намного шире. Оно означает - не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других (неабсолютизм и принятие различных мнений).

Принцип Сатья, «правдивости», должен также соблюдаться всеми людьми. Так как главенствующим принципом является Ахимса, то если правда может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать. Тируваллувар в своей классической книге «Тируккурал» посвятил целую главу объяснением понятия «правдивость».

Астейя, в буквальном переводе «некража», означает строгую приверженность своей собственности, подавление желания завладеть чужим, то есть принцип осуждает алчность. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. Астейя означает сокращение физических потребностей и стремление к духовным ценностям. Основными рекомендациями при выполнении этого принципа являются следующие:

    Всегда справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты.

    Никогда не брать чужих вещей.

    Никогда не брать вещей, которые обронены или забыты другими.

    Никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (прим. финансовые пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи и т. д.).

Брахмачарья, «монашеский обет безбрачия», означает полное воздержание от секса, но только монахов. Брахмачарья не осуждает секс вообще, но предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием.

Апариграха, «нестяжательство», отказ от собственности и материальных ценностей перед принятием монашества. После этого отказа человек понимает, как отделить себя от вещей и собственности, также от дома и семьи, а следовательно, становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха означает избавление от стремления к накоплению, так как само понятие собственности иллюзорно. Однажды принадлежавшее одному, станет вскоре собственностью другого. Апариграха учит не ставить целью жизни накопление материальных благ, а тратить энергию на духовное развитие.

Основные положения

    Всё живое, каждая вещь обладают душой.

    Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытых в её карме).

    Поэтому следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро.

    Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем.

    Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.

    Совершенное воззрение, Совершенное знание и Совершенное поведение («три драгоценности джайнизма») открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятия высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) собственными усилиями.

    Основной молитвой в джайнизме является мантра Навокар. Её можно петь в любое время дня. Практикуя эту мантру, человек показывает свое уважение освободившимся душам, заключенным всё ещё в человеческие формы (арихантам), полностью освободившимся душам (сиддхам), духовным учителям (ачарьям) и всем монахам. Обращаясь к ним, джайны приобретают вдохновение и встают на путь истинного счастья и полной свободы от кармы. В этой главной молитве джайны не просят об одолжениях или материальных благах. Эта мантра служит как простой показатель глубокого уважения к тем, кто более развит духовно. Мантра также напоминает приверженцам джайнизма о конечной цели - нирване и мокше.

    Сознание души, а не сознание тела является основой совершенного воззрения, условием совершенного знания и основой совершенного поведения. Оно ведёт к состоянию отрешения от земных вещей, а значит, к непредвзятости, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях, словах и действиях в отношении к другим существам, а также к уважению взглядов других (неабсолютизму).

    Джайнизм особенно подчёркивает важность контроля чувств, так как привязанность к земному, зависимость от материального мира, боязнь утрат могут удалить человека от настоящей природы его души и завести в тёмный туннель невежества, ненависти и насилия.

    Цель джайнизма - освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Эта цель может быть достигнута через очищение кармы, если использовать «три драгоценности джайнизма».

    Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание. Джайнизм признает, что существуют якши и якшини. Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров: по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни. Эта вера нашла своё отражение и в джайнском искусстве: их изображения присутствуют в каждом храме и рядом с любой статуей джины. Они неизменно изображаются в паре: якша (божество мужского пола) - справа от тиртханкары, а якшиня (божество женского рода) - слева. Даже несмотря на то, что они наделены высшими силами, Якши и якшини также блуждают в цикле рождений и смертей, как и большинство обыкновенных душ. В ранние века джайнской истории их рассматривали просто как преданных джины, но с течением времени люди начали поклоняться и им.

Религия
Политеистическая, национальная
Одна из традиционных религий Индии

Название и символика

Название этой религии (на санскрите джайна-дхарма ) происходит от одного из имен (титулов) ее основателя – Джины Махавиры . Последователей джайнизма называют джайнами.

Символами джайнизма (аштамангала – "восемь благих эмблем") являются: вардхамана, свастика, лабиринт (надьяварта ), завиток волос (шриватса ), трон (бхадрасана ), сосуд для воды (калаша ), зеркало (дарпана ) и знак "две рыбы" (матсья-югма ). В качестве символа религии джайнов также используется священное колесо (сиддха-чакра ).

История возникновения и развития

Джайнизм возник приблизительно в V в. до Р. Х. в шраманский период индийской цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха , совр. Бихар).

Основатель джайнизма Вардхамана (досл. "процветающий") Джнятрипутра , называемый также Махавира ("Великий герой") и Джина ("Победитель"), был старшим современником Будды. Он родился 30 марта 599 или 540 г. до Р. Х. Вардхамана был сыном Сиддхартхи (другие имена – Шреямса и Яшашви ), правителя государства Вадджи в племени личчхавов, владевшего их столицей Вайшали . Мать Вардхаманы звали Тришала (также Видехадатта или Приякарни ). По джайнскому преданию, уже в утробе матери Вардхамана начал практиковать принцип ахимсы ("ненанесения вреда"), стараясь не двигаться, чтобы не причинять боль своей матери. Вардхамана получил блестящее образование, подобающее царевичу, считается, что он проявлял особые способности, а также невероятную смелость. Позднее он женился на дочери царя Калинги царевне Яшоде (Яшодхаре) , и у него родилась дочь.

После кончины родителей Вардхамана испросил у старшего брата разрешение уйти из мира и в возрасте 30-и лет начал аскетические странствования, отдав даже свои волосы богу Индре. Двенадцать лет он вел суровую жизнь аскета. Спустя шесть лет Вардхамана присоединился к будущему лидеру философской школы адживиков Маккхали Госале (еще через шесть лет Вардхамана разошелся с ним).

Как и его родители, Вардхамана следовал предписаниям "ордена" Паршвы . (Паршва или Натх а считается в джайнизме 23-м тиртханкаром, предшественником Джины, жившим примерно за 250 лет до него). От членов ордена требовалось соблюдение четырех основных обетов: не вредить (ахимса), не присваивать чужого, хранить целомудрие и воздерживаться от лжи. Однако Вардхамана реформировал орден. К обетам Паршвы он добавил отказ от одежды, бодрствование, суровые посты и длительные медитации.

В 557 г. до Р. Х. на десятый день луны месяца вайсакх (май – июнь), в местечке Амбхигриям у дерева на берегу речки Риджупалика Вардхамана достиг всеведения (кевала-джняна ). По учению джайнов, оно "бесконечно, превосходно, не имеет препятствий и полно...". Он также узрел все состояния всех живых существ в мире – что они думали, говорили и делали в каждый момент своего бытия. Именно с этого времени он стал Джиной – победителем своей кармы.

На следующий день после обретения "всеведения" Джина дошел до селения Модхьям Пава и остановился в саду, где 11 жрецов собирались совершить жертвоприношение. Джина объяснил им бессмысленность жертв и ритуалов, и они стали его первыми учениками – ганадхарами . Наиболее знаменитыми из них были Индрабхути и Судхарма , а также ученица Чанданабала , возглавившая впоследствии джайнских монахинь.

Последние два года своей жизни Махавира усердно постился и проповедовал свое учение. Он скончался (по учению джайнов, "ушел в нирвану") в возрасте 72 лет в 527 или 468 году до Р. Х. Это произошло за полтора часа до рассвета в городке Пава (близ совр. Патны) недалеко от берега Ганга. Хранителем учения Махавира оставил Индрабхути.

На четырнадцатый год после достижения Махавирой "всеведения" среди его последователей произошел раскол: его зять Джамали подверг критике его учение и увел с собой 500 монахов.

Джайнизм достаточно быстро распространился. Еще при жизни Джины общину его учеников поддерживали некоторые восточногангские правители. Вскоре к учению джайнов примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара.

Первые датированные сведения о джайнах относятся к эпохе Маурьев. Они содержатся в наскальных надписях царя Ашоки (III в. до Р. Х.). Возможно, приверженцами джайнизма были Чандрагупта и внук Ашоки Сампрати.

В III в. до Р. Х. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и передаче авторитетных текстов. В это же время часть групп отделилась от общины и последовала на юг за мудрецом Бхадрабаху.

В первые века по Р. Х. джайны стали активно переселяться на юг Индии (возможно, причиной этого был голод). Именно в это время единая община стала распадаться на два направления. Оставшиеся на севере стали называться шветамбары , а те, кто отправился на юг – дигамбары . Каждое из течений настаивало на том, что именно оно является аутентичным наследником Джины и ганадхаров.

Джайнизм стал весьма популярен на юге Индии – в Карнатаке и Тамилнаде. Здесь он пользовался поддержкой многих царствующих династий: Сатаваханов (до III в. по Р. Х.), Кадамба (IV – VI вв.), Чалукьев (VI – VIII вв.), Паллавов (V – IX вв.). В V в. на юге джайнизм стал доминирующей религией. Его идеологическим центром стала т. н. "сангха Ваччхирананды", созданная в 470 году в г. Мадураи.

С VI – VII вв. под влиянием индуизма в джайнизме начинается активное строительство храмов. Архитектурные памятники свидетельствуют о значительном распространении джайнизма также в Гуджарате и в Центральной Индии. Один из наиболее известных храмовых комплексов находится на горе Абу на юго-западе Раджастхана.

Хотя в Х – XII вв. индуисты серьезно потеснили джайнов в южных регионах, джайнизм продолжал удерживать здесь свои позиции. С XIII в. южноиндийский джайнизм стал клониться к упадку, к концу XVI в. джайнская община на юге заметно ослабла. Однако, в отличие от буддизма, джайнизм не исчез и после мусульманского вторжения и позднее нашел способы адаптации к правлению Великих Моголов.

Священные тексты

Джайнизм не признает святости и безоговорочного авторитета Вед. В то же время джайны создали значительную по объему собственную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию.

Священные тексты джайнизма называются Агама или Сиддханта . Считается, что первые последователи Джины Махавиры сохранили его учение в устном предании в виде 14 разделов, называемых пувва ("первые"). Впоследствии каждый из 11 ганадхаров составил по одной анге ("часть") – книге поучений. Они образуют ядро джайнского канона. В 12-ю книгу были включены 14 разделов, но она утрачена.

В I – II вв. Умасвати кодифицировал как собственно религиозное, так и философское наследие всего джайнизма в Таттвартхадхигама-сутре . Главная часть канона была утверждена на соборе в Паталипутре в III в до Р. Х. Окончательная кодификация канона произошла только в V в. на соборе шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), т. е. через девять веков после смерти Джины Махавиры.

Как и буддийский канон, джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой передачи. Основные вехи этой передачи связаны с первыми последователями основателя учения, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания текстов на соборе в Паталипутре, с хранением и передачей текстов монахами-рецитаторами (вачака ), о которых свидетельст вуют надписи первых веков новой эры и, наконец, с письменной фиксацией текстов на джайнском пракрите.

Дигамбары этого канона не признают, считая, что первоначальный священный текст утерян. У них есть собственные авторитетные тексты более позднего происхождения.

Вероучение и мифология

Джайнизм, как и буддизм, стал альтернативой традиционному брахманизму с его окостенелым ритуализмом. В противовес распространенному в его время фатализму Джина предлагал практическую "философию действия" – путь освобождения от колеса перерождений через суровую аскезу и ненасилие. Согласно вере джайнов, человеку лучше получить ранение или даже принять смерть, нежели самому причинить насилие.

Богословие в европейском понимании в джайнизме практически отсутствует. Джайнизм утверждает: нет необходимости говорить о Создателе или Первопричине мира, т. к. Вселенная вечно существовала и вечно будет существовать. Символом вечного круговорота бытия является калачакра – "колесо времени". Бесконечные изменения мира естественны и не связаны с вмешательством каких-либо божественных сил. Вселенная проходит чередующиеся восходящие и нисходящие циклы развития, время совершения которых неисчислимо. Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху.

В каждом цикле в мир приходят тиртханкары – своеобразные духовные проводники, способные указать путь к выходу из цепи перерождений. Всего в цикле их 24: Ришабха, Аджита, Самбхава, Абхинандана, Сумати, Падмапрабха, Супаршва, Чандрапрабха, Сувидхи (Пушпаданта), Шитала, Шреямса, Васупуджья, Вимала, Ананта, Дхарма, Шанти, Кунтху, Ара, Мали (по учению шветамбаров, – единственная тиртханкар-женщина), Мунисуврата, Неми, Ариштанеми , Паршва и Махавира. В каждом цикле бывает 63 великих личности (шалака-пуруша ), в их число входят тиртханкары, 12 всемирных императоров (чакравартинов ) и 9 триад героев – баладэв, васудэв и пративасудэв .

В восходящие периоды (утсарпини ) люди увеличиваются в размерах, возрастает продолжительность их жизни, нет необходимости в законах и собственности, т. к. все потребности удовлетворяются. В периоды упадка (авасарпини ), напротив, уменьшаются размеры людей и их силы, деградирует нравственность, и человек становится безвольным существом.

Сейчас, по учению джайнов, человечество живет в эпоху упадка, и последний из 24-х тиртханкаров (им считается Джина Махавира) уже приходил.

Джайнская космология утверждает, что Вселенная делится на мир и бесконечно большой не-мир, не доступный восприятию и проникновению, в котором нет ничего, кроме пространства. Мир отделен от не-мира трехслойной бездной из густой воды, густого ветра и тонкого ветра. При этом мир по форме состоит из трех усеченных конусов, из которых верхний и средний сложены основаниями, а нижний и средний соединяются вершинами. Нижний конус – Аддхалока , верхний – Урдхвалока , средний – Мадхьялока . Есть также неканоническое представление, по которому мир имеет форму человеческого тела (Лока-пуруша ).

Каждый из миров-конусов в свою очередь состоит из слоев: нижний – из семи, верхний – из десяти (у дигамбаров – из одиннадцати) слоев и 62-х (у дигамбаров – 63-х) подслоев.

В центре среднего мира лежит круглый континент Джамбудвипа , вокруг которого концентрическими кругами расположены другие бесчисленные океаны и континенты. Крайний континент и океан называются Сваямбхурамана . Посреди Джамбудвипы находится мировая гора Мандара или Меру , являющаяся центром мира. У ее основания и по склонам располагаются райские рощи Бхадрашила, Нандана и Сауманаса , в каждой из которых есть по четыре храма, ориентированных по сторонам света, и по четыре священных лотосовых пруда. В Нандане и Сауманасе среди прудов стоят дворцы, принадлежащие божествам Шакре и Ишане . Джамбудвипа разделена шестью горными цепями на семь земель, а по окружности материка возвышается алмазная стена и решетка из драгоценных камней.

Обитатели мира делятся на растения, низших животных, высших животных, людей, жителей ада, божеств и сиддхов (джив, достигших освобождения). Сиддхи не сливаются с Абсолютом, но сохраняют свою индивидуальность. Они живут в имеющей форму диска Сиддхакшетре над небесами верхнего мира.

В джайнизме имеются многочисленные списки и классификации божеств и духов. Общее число богов не поддается счету. Согласно мифологии джайнов, в среднем мире у каждой местности, горы, водоема или дерева есть свое божество. Как правило, в текстах об этих божествах не сообщается ничего, кроме имен, обычно совпадающих с названием предмета, в котором они обитают.

Кроме того, выделяется 4 класса божеств, обитающих в нижнем и верхнем мирах:

  1. Бхаванавасины , живущие в Ратнапрабхе – верхнем слое нижнего мира;
  2. Вьянтара или ванамантара , живущие в слое, отделяющем Ратнапрабху от среднего мира;
  3. Джйотишка – божества светил, обитающие в пространстве между землей и верхним миром;
  4. Вайманика – небесные божества, живущие во дворцах (виманах ) верхнего мира.

Боги каждого класса отличаются продолжительностью жизни, частотой дыхания и принятия пищи, размерами тела, способностью трансформации и т. п. Каждый класс делится на подклассы и районы обитания (северные и южные). Правитель каждого подкласса богов носит титул ндры . Индры имеют жен, советников, слуг, войска и военачальников, часто воюют друг с другом.

Обитатели адов – нарака населяют земли нижнего мира. Всего насчитывается 8 400 000 горячих и холодных адов. Ады описываются как ямы, где живут, непрестанно мучая друг друга, бесполые дурно пахнущие существа, похожие на черных ощипанных птиц.

Этика

Согласно Махавире, рождаясь, человек оказывается в ситуации полного одиночества перед лицом и жизни, и смерти. Идеал Махавиры – аскет и мудрец, устранившийся от мира, предвидящий кармические последствия своих действий и способный полностью контролировать их.

Цель человеческой жизни состоит в стремлении к "трем драгоценностям" (триратна ):

  1. Правильным воззрениям (самьягдаршана );
  2. Правильному познанию (самьягджняна );
  3. Правильному поведению (самьягчарита ).

1. Под правильными воззрениями подразумевается джайнское представление о мире.

Джайнизм признает существование бесчисленных вечных духовных существ – джив , которые способны самостоятельно действовать и познавать себя. Джива имеет тело (шарира ) и ауру (лешья ).

Кроме того, существует неживая природа – аджива . Она атомистична, встречается в различных комбинациях и отношениях и не осознает себя. Существует пять типов адживы: пространство (акаша ), условия движения (дхарма ), условия покоя (адхарма ), материя или вещество (пудгала ) и время (кала ).

Дживы взаимодействуют с кармической материей, в результате чего обретают тела и рождаются в мир в виде живых существ, попадая в круговорот рождений и смертей (сансара ). Их целью является полное освобождение от уз материального мира – мокша .

В каждом материальном объекте есть, по крайней мере, одна аджива, в растениях – две, в животных – три и более. Разрешается употреблять в пищу только то, что содержит не более двух аджив: молоко, фрукты, воду, орехи и овощи. Есть пищу, содержащую три адживы категорически запрещается.

2. Правильное познание . включает средства познания (прамана ) и методы (найя ). Особую роль в джайнской теории познания играет доктрина "неодносторонности" (анэкантавада ), утверждающая, что всякое высказывание об объекте познания условно и неполно, поэтому лучший метод – метод возможного. Утверждение А есть Б не исключает возможности того, что А не есть Б, поскольку каждую вещь мож но рассматривать с разных точек зрения. Всего их 350.

3. Правильное поведение предполагает подвижничество и самодисциплину. Подвижничество позволяет преодолеть карму, а самодисциплина предотвращает приток нового "кармического вещества". Выйти из колеса перерождений могут только подвижники-аскеты.

И миряне, и монахи начинают с выполнения пяти "великих обетов" (махаврата ), называемых также ану-врата : воздержания от нанесения вреда любым живым существам (ахимса ), правдивости (сатья ), неприсвоения чужого (астея ), целомудрия (брахмачарья ) и отказа от суетных привязанностей (апариграха ).

Есть также восемь дополнительных обетов (шила-врата ). Пять из них носят название "дисциплинарных" (шикша-врата ).

Джайнам запрещается заниматься сельским хозяйством (т. к. это связано с уничтожением растений и убийством мелких животных и насекомых, живущих в земле). Необходимо процеживать воду и носить специальную повязку, чтобы случайно не проглотить летящее насекомое). Прежде джайны также носили с собой специальные метелки, чтобы подметать перед собой дорогу, а в ночное время вообще не выходили из дому.

Нарушение обетов и "правильного воззрения" называется в джайнизме атичара.

Джайнизм – одна из самых аскетических религий. К любым чувственным удовольствиям джайны относятся как к греху. Культивируется безразличие как к удовольствию, так и к боли. Идеальным завершением жизни джайна (особенно аскета) считается смерть от голода в результате поста (саллекхана ).

Культ

В джайнизме выделяется три вида ритуальных действий:

  1. Ритуалы мирян;
  2. Ритуалы монахов и аскетов;
  3. Храмовые ритуалы.

1. Миряне должны дважды в день утром и вечером читать парамештха-мантры и соблюдать шесть повседневных обязанностей (авашьяка ):

  • Полное соблюдение основных обетов в течение 48 минут (самайика ). Это время проводится в медитации или чтении священных текстов;
  • Восхваление тиртханкаров;
  • Почитание аскетов и учителей (вандана );
  • Покаяние за совершенные проступки;
  • Отказ от намерений совершать вредные действия;
  • Временное "отречение от тела".

Кроме того, в память о сожжении тела Ришабхи трижды в день (утром, днем и вечером) совершается обряд жертвоприношения огня.

Существуют и обряды "жизненного цикла", т. н. "пятнадцать священных действий". С зачатием и рождением связан обряд очищения – гарбхадхана . Затем совершается обряд пумвасана , обеспечивающий ребенку легкое рождение и счастливую жизнь. Во время родов семикратно призывают богиню Амбики . На третий день наставник (гуру) совершает обряд поклонения солнцу, вечером – луне. На шестой день в доме совершается ритуал почитания "восьми матерей" – богинь-защитниц: Брахмани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунды и Трипуры.

Обряд наречения имени – намакарана связан с составлением гороскопа ребенка. Наставник называет имя ребенка старейшей женщине в семье, затем процессия направляется в храм, где совершается поклонение тиртханкарам. Здесь старейшая женщина торжественно произносит имя перед изображением Джины.

Начало обучения мальчиков сопровождается обрядом упанаяна . В возрасте пяти лет ребенок посвящается в тайны священного алфавита. От учителя ученики получают пояс и священный шнур (яджнопавита ). После окончания обучения (обычно в возрасте 16 лет) проводится ритуал подношения пищи гуру.

Вступление в брак также окружено сложным ритуалом. Время свадьбы определяется астрологом. Затем в домах родителей жениха и невесты проводится обряд поклонения богиням-матерям: Шаштхи, Ганапати, Кандарпе и Кулакаре . Во время свадьбы совершаются обряды "призывания счастья", подношения молока и риса и т. п. Затем жениха и невесту несколько раз обводят вокруг священного огня.

Следующим в череде обрядов жизненного цикла является ритуал принятия временных обетов благочестия: врата и пратима . Обеты врата связаны с отвержением всего злого и принятием благочествивого образа жизни, а 11 обетов пратима вводят мирянина в сферу аскетической практики.

Последний ритуал связан с окончанием жизни благочестивого мирянина. Он длится несколько дней. Рядом с умирающим постоянно находится гуру, читающий мантры и молитвы. Перед смертью джайны передают пожертвования для храма, монастырей, аскетов и нищих. Затем они укрепляются в следовании заповедям джайнской религии и направляют свои мысли к пяти высшим божествам (Парамештхи ). После смерти следует кремация. Траур соблюдается в течение десяти дней. В это время близкие умершего посещают храм, где поклоняются образу Джины, и монастырь, где им читают проповедь о бренности всего земного.

Несмотря на то, что в обрядах жизненного цикла постоянно встречается обращение к тем или иным божествам, джайны считают, что почитание богов не имеет большого значения для выхода из колеса перерождений. Этому, главным образом, способствует почитание тиртханкаров.

Из культовых практик джайнизма примечательна публичная исповедь (прати-крамана ), во время которой, по верованиям джайнов, происходит духовное очищение.

2. Обряды монахов и аскетов разделяются на повседневные и специальные. Повседневные исполняются всеми без исключения монахами. В четыре часа утра монахи читают парамештхи-мантру, затем совершают процедуру ритуального очищения, медитируют, читают или переписывают священные тексты. Обычно в 10 часов утра монахи выходят на сбор милостыни. После возвращения в монастырь делается своеобразное "испытание совести" – обдумываются все прегрешения, которые монах мог совершить, собирая подаяние. Затем следует покаяние и обряд очищения. Пища принимается до захода солнца. В конце дня совершается медитация и снова читается парамештхи-мантра.

Специальные ритуалы связаны с посвящением в монашество, ученичеством и испытанием. Всего существует три этапа посвящения: брахмачарья , через три года – кшуллака (эта ступень связана с обрядом дикша , содержащим "пять отвержений" зла, и получением новых мантр). Затем, еще через три года – самайика-чаритра . Только на последнем этапе решается вопрос о том, останется ли человек монахом или вернется в мир в качестве домохозяина. Окончательное получение монашеского сана связано с обрядом правраджья , который совершается в специально выбранный астрологом день в чистом уединенном месте, на котором растет "благое дерево" или перед домом гуру. Здесь возводится алтарь, читаются гимны. Затем посвящаемому обривают голову, он получает новую одежду и новое имя. В прежние времена джайнские монахи вырывали себе руками все волосы на голове и на лице (обряд назывался кешалунчана ). Затем новый монах (садху ) совершает обряд поклонения своему гуру и монашеской общине.

Особые ритуалы связаны с посвящением монаха в звание чтеца (вачана ), учителя (упадхьяя ) и мастера (ачарья ). Самым торжественным является обряд посвящения в ачарьи.

Смерть монаха также сопровождается специальными ритуалами. Траур длится 10 дней.

3. Храмовая служба начинается в 6.30 утра, когда служитель (пуджари ) после омовения открывает храм. При этом он произносит слово "ниссахи" – формулу, которая означает, что он оставил все мирское. Затем пуджари окрашивает специальной пастой идол тиртханкара, совершает жертвоприношение перед изображением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв специальную позу йогамудрасана, он читает гимны и мантры. После этого пуджари звонит в колокол и произносит формулу "ависсахи", означающую его возвращение в мир. На э том служ ба заканчивается. В некоторых школах джайнизма в открытом почитании тиртханкаров могут участвовать миряне.

Особые ритуалы связаны с созданием идолов Джины (ратиштха ). Обряд предваряется очищением места, где будет создаваться изображение, астролог выбирает благоприятное время. После завершения работы идол обмывают и с торжественной процессией вносят в храм. Затем устраивается ритуальная трапеза для духов и божеств – церемония разбрасывания печенья (бхутабали ). После этого читаются мантры и совершается поклонение благим божествам. Идол обмывают, затем всем божествам, находящимся в храме подносят питье и гирлянды цветов. В особых случаях вывешиваются флаги со священными символами (существует множество типов таких флагов для каждого из тиртханкаров и других божеств. Обряд длится 8 дней. Подобные же церемонии проводятся при обновлении идола.

Раз в году проходит специальная храмовая процессия – ратхаятра , в память о процессии мирового царя Махападмы , главного покровителя джайнизма.

Праздники

Главный священный праздник джайнов – Парьюшана отмечается, согласно предписанию Джины Махавиры, в сезон дождей. Он начинается с поста. Затем миряне принимают обеты и живут как монахи, проводя целые дни в медитации и молитве в монастыре или в уединении.

30 марта в честь годовщины со дня рождения Джины Махавиры отмечается праздник Махавир джаянти.

В октябре – ноябре празднуется общий с индуистами праздник Дивали . Джайны в этот день зажигают огни в память о нирване Махавиры. В храмы приносят сладости, совершается особое паломничество в Паву.

В пятый день осеннего месяца карттика (ноябрь – декабрь) отмечается праздник праведного знания Джняна-панчами . В этот день поклоняются священным текстам и проводят обряд очищения книг от пыли и насекомых.

Дважды в год, весной и осенью джайны в течение девяти празднуется Сиддха-чакра-пуджа – праздник всех святых. В эти дни в храмах почитают священное колесо сиддха-чакру. Каждый день его омывают в пруду.

В праздники джайны не устраивают народных гуляний или танцев, поскольку веселье считается не подобающим суровой реальности жизни. Праздники джайны проводят в постах и молитвах, отправляются в паломничества к святыням.

Духовенство

Наибольшим авторитетом у джайнов пользуются монахи и аскеты. К монахам как правило обращаются за совершением необходимых ритуалов. Однако у части джайнских общин сохранилась кастовая система, поэтому у них существуют жрецы-брахманы, совершающие богослужебные обряды в храмах и частных домах.

Специальные храмовые служители называются пуджари.

Ответственность за джайнские общины несут упадхьяи – знатоки авторитетных текстов и ачарьи – духовные наставники.

Организационная структура

Сам Махавира заложил основы четырехчастной структуры джайнской общины: монахи, монахини, миряне и мирянки. Общины делились на группы, возглавляемые руководителями – ганадхарами. Махавира составил "уставы", а также правила "исповеди" для каждой из перечисленных категорий своих последователей.

Распространение

Джайнизм зародился в Восточной Индии оттуда широко распространился по всей стране. Со временем центром джайнизма стала Западная Индия, в частности, штат Гуджарат. В современной Индии всего около 3 млн. джайнов (0,5 % населения). Несмотря на весьма небольшую численность, джайны имеют значительное влияние в индийском обществе, т. к. они традиционно занимались торгово-ростовщической деятельностью и сегодня занимают ключевые позиции в экономике.

Литература

  1. "Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизм" Издательство "Республика", М., 1996.