Что означает экстремистская деятельность. Что такое Экстремизм? Значение и толкование слова ekstremizm, определение термина

Признаки экстремизма, понятие и виды описаны в данной части Пособия. Результативность деятельности сотрудников ОВД, осуществляющих непосредственное противодействие тому или иному антиобщественному и противоправному явлению, во многом зависит от их способности своевременно и четко выявить в окружающей действительности признаки такого явления. Изучение предоставленной информации не освобождает от необходимости проведения экспертизы признаков экстремизма у специалистов .

В случае противодействия экстремизму, задача осложнена тем, что в действующем законодательстве понятие признаков экстремизма далеко от научного, политологического значения. А выглядит как простое перечисление, носит «мозаичный», описательный характер. К тому же, с момента принятия в 2002 году ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» список этих признаков подвергался изменениям. Он был расширен в 2006 году и существенно сокращен в 2007 году.

В данный момент в законе указано тринадцать видов деяний, рассматриваемых как экстремистские.

Они носят разноплановый характер и даже частично включены друг в друга. Их объединяют призывы и стремление к насилию возбуждение ненависти, вражды или унижение достоинства. А именно в связи с принадлежностью к определенной группе (национальной, религиозной, социальной). Деяние в данном случае рассматривается как целенаправленное речевое изложение мысли и иные формы передачи информации языковыми или изобразительными средствами. Поэтому предметом нашего исследования являются признаки экстремизма, фиксируемые в аудио-, видео – и печатных текстах и материалах.

Признаки экстремизма


1. Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации


В данном случае следует обращать внимание не на цели, а на методы, с помощью которых предлагается их осуществить. Изменение конституционного строя и целостности Российской Федерации может происходить только законным путем, то есть через выборы и референдум. Поэтому экстремистскими высказываниями являются призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти. А так же собственно эта деятельность, названная в уголовном законодательстве вооруженным мятежом. Революция ставит перед собой цель захвата или присвоения властных полномочий. Таковым является любой приход к власти лиц вопреки законной процедуре выборов и передачи властных полномочий.

Насильственное изменение основ конституционного строя может быть связано с посягательством на безопасность государства. Под внешней безопасностью подразумевается противодействие шпионажу. А под внутренней безопасностью – противодействие диверсиям, то есть совершению взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Зачастую, насильственный захват власти и изменение строя предполагает создание незаконных вооруженных формирований. Имеется в виду организация группы, имеющей внутреннюю иерархию и ставящую перед собой цель совершение насильственных действий с использованием оружия.
Исходя из принципа территориальной целостности государства, серьезным посягательством на безопасность государства является сепаратизм. То есть попытки (включая призывы) к незаконному, в том числе насильственному отделению от России ее отдельных регионов.

2. Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность

Согласно Федеральному Закону «О противодействии терроризму», терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Поэтому в качестве призывов к террористической деятельности можно рассматривать призывы к насильственным акциям с целью оказать давление на органы власти и общественное мнение для проведения решения в свою пользу.

В качестве террористических организаций и террористов следует считать тех лиц, в отношении которых вступило в силу решение судов РФ. В настоящее время список организаций, признанных Верховным судом РФ террористическими, деятельность которых запрещена на территории России, включает в себя 19 наименований (приводится в приложении). Нельзя считать экстремизмом позитивные оценки зарубежных террористов и террористических группировок, если они не признаны таковыми российскими судами (например, палестинской организации ХАМАС), и тем более, позитивные оценки организаций и личностей ушедших эпох (например, «Черной сотни» или революционного террориста Ивана Каляева).

3. Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни

Существенным здесь является насильственный характер действий или призывов к таким действиям. К таковым относятся призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания, организация, совершение или подстрекательство к таковым действиям. Подобные действия должны носить публичный характер и быть направлены на соответствующую религиозную, национальную или социальную группу. Поэтому данный признак не имеет отношения к межличностным конфликтам на бытовой почве, когда стороны в качестве средства оскорбить друг друга используют этнические или иные личные характеристики.

В отношении этого признака требует определение понятие «социальная группа», носящее весьма широкий характер. Из контекста закона следует понимать, что речь идет о выделении групп по признакам: половой или профессиональной принадлежности. А также к определенным политическим и иным общественным организациям, возрастной градации, сексуальной ориентации. Неприязнь и рознь может возбуждаться, например, по отношению к мужчинам или женщинам, милиционерам или медикам, любителям рок-музыки или скейтбордистам, коммунистам или пацифистам, детям, молодежи, старикам или инвалидам, гомосексуалистам и т.д.

Механизмом возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни является унижение национального достоинства. Под этим выражением понимается негативный отзыв или действие по отношению к лицу в связи с его национальной принадлежностью. Либо негативное высказывание в отношении национальной группы. Национальное достоинство является категорией личного или группового самосознания. Поэтому достаточным основанием для возникновения данного признака является заявление самого лица или представителей национальной группы.

В спорных ситуациях необходимо историко-культурологическая экспертиза, позволяющая определить: действительно ли были задеты национальные чувства.

Кроме того, несомненным признаком унижения достоинства является:

  • использование ненормативной лексики, общепринято негативных названий этнических групп («жиды», «ниггеры», «черножопые» и т.д.);
  • сравнение национальностей с неодушевленными предметами или животными («чурки», «ишаки», «русские свиньи» и т.д.);
  • высмеивание национальных религиозных святынь или значимых исторических событий (например, осквернение храмов или икон, карикатуры на пророков и святых, иронизирование по поводу героев и жертв Отечественной войны или Холокоста и т.д.).

В любом случае, главным критерием унижения является мнение самих представителей национальной группы.

4. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии

Понятие пропаганды подразумевает систематические действия, направленные на внедрение в общественное сознание идей и формирование установок. Поэтому к данному признаку нельзя отнести единичные высказывания и суждения, выдвинутые в качестве тезиса мировоззренческой или политической дискуссии (например, высказывания участников телевизионного ток-шоу или интернет-форумов).

Не является подобной пропагандой высказывания лиц с низким образовательным и культурным уровнем, не позволяющим им адекватно аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию и сознавать степень социальной ответственности за сказанные слова.

Так же нельзя считать подобной пропагандой распространение религиозных взглядов избранничества последователей определенной религии. Подобные взгляды есть практически во всех религиях. Но их пропаганда является экстремизмом только в том случае, если включает требование изменить объем гражданских прав и обязанностей лица или унижает национальное достоинство иной этнорелигиозной группы. Например, высказывание о том, что «только мусульмане имеют истинную Веру » экстремистским не является. В то же время высказывание о том, что «в православных храмах одни старухи» или «власть в нашей стране и во всем мире должна принадлежать мусульманам» может быть расценено как экстремистское.

5. Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии

Имеется в виду весь спектр прав и свобод человека и гражданина: экономические, политические, социальные, культурные. Таким нарушением является отказ в трудоустройстве или отказ в предоставлении какой-либо услуги, если он мотивирован неприязнью к человеку, связанной с его убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением. (Например, публичное заявление продавца в магазине, отказывающегося продавать товар лицу иной национальности или соответствующее печатное объявление). К этому признаку так же относится нанесение ущерба лицу, если оно сопровождается соответствующими заявлениями, что должно быть зафиксировано свидетельскими показаниями. (Например, избиение лица, сопровождающееся ксенофобскими выкриками в его адрес).

В данном случае главной проблемой является определение мотивов соответствующих действий. Эти мотивы можно определить по лозунгам (устным или письменным), декларируемым в момент совершения противоправных действий, что фиксируется видеофотосъемкой или соответствующими свидетельскими показаниями. В их содержании должны присутствовать признаки возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, унижения национального достоинства.

Кроме того, как экстремизм следует рассматривать создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из проанализированных выше признаков

6. Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения
7. Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения


К подобным действиям, указанным в пунктах 7 и 8, может быть отнесено незаконное проникновение в помещения. Например в помещения органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций. А также хищение соответствующих документов. Умышленная порча имущества и оборудования в этих помещениях. Физическое и морально-психологическое давление на сотрудников и персонал данных органов с целью прекращения ими выполнения своих должностных обязанностей.

К подобным действиям нельзя отнести призывы политических партий и движений, а также отдельных лиц не участвовать в выборах, так как, во-первых, они не связаны с насилием, а во-вторых, участие или неучастие в выборах является правом каждого избирателя.

8. Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте “е” части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации
9. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения

Народ России, являясь историческим правопреемником народов Советского Союза, внесших наибольший вклад в разгром германского нацизма и его союзников в XX веке и понесших при этом наибольшие потери, не может терпимо относиться к пропаганде нацистских идей и публичному демонстрированию нацисткой символики. Это является оскорблением его национальной памяти и чувств ветеранов и жертв Отечественной войны, их потомков. Статья 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» гласит: «В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах». Поэтому необходимо иметь четкие критерии: что является или не является нацисткой пропагандой и символикой.

По смыслу существующего законодательства нацизмом является идеология и практика Германского Рейха и его союзников в XX веке. Поэтому в оценках иных идеологий и движений как нацистских необходимо доказывать их идеологическую связь с европейским нацизмом времен Второй мировой войны. Поэтому нельзя считать нацистскими, например, «Черную сотню» в России начала XX или французский Национальный фронт Ле Пэна.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» указывает на:

Труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии. Несомненно, экстремистскими, исходя из определения закона, являются следующие работы следующих идеологических предтечей и идеологов германского нацизма:

Адольф Гитлер «Моя борьба» («Майн кампф»)
Альфред Розенберг «Будущий путь германской внешней политики»
Альфред Розенберг «Миф XX века»

По итогам Нюрнбергского процесса 1946 года (судебное решение было признано СССР) преступными были признаны такие организации гитлеровской Германии как НСДАП (Национал-социалистическая рабочая партия Германии), штурмовые отряды СА, охранные отряды СС, служба безопасности СД, государственная тайная полиция Гестапо. Поэтому любые публикации, оправдывающие деятельность вышеназванных организаций, являются экстремистскими.

Следует иметь ввиду, что германские вооруженные силы (Вермахт) и его структурные подразделения (авиация – Люфтваффе, флот – Кригсмарин) сами по себе преступными признаны не были, поэтому публикации, описывающие их историю, позитивно оценивающие их стратегию и тактику, не несут признаков экстремизма.

Иные публикации, в отношении которых есть подозрения, что они, обосновывают или оправдывают национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, должны направляться на экспертизу и признаваться экстремистскими в судебном порядке.

10. Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения

В этом пункте главной проблемой является квалификация материалов как экстремистских. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности.

Также материалы обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии. Сюда также относятся труды фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

11. Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением

Клеветой является распространение сведений о лице, заведомо не соответствующих действительности и задевающих его честь и достоинство. Поэтому следует отличать политическую полемику, допускающую порой жесткие высказывания, от собственно публичной клеветы, факт которой должен быть установлен в судебном порядке. Например, карикатура на губернатора или президента, смысл которой в том, что он вообще (без указания на конкретные действия этого лица) плохо исполняет свои обязанности не является клеветой, так как затрагивает прежде всего политический курс, а не саму личность. Так же нельзя считать клеветой материалы, где политик изображается условно, без приведения полных Ф.И.О., в виде «человека, похожего на…»

Поскольку речь идет о личности политика, дело об установлении факта клеветы должно инициироваться им самим или его представителями.

12.Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению
13. Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении. В том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг

Пункты 12 и 13 касаются организационного аспекта экстремистской деятельности. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

Проблема экстремизма затронула многие страны. Феномен дискриминационного насилия имеет давнюю и трагическую историю. Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновение смешанных обществ, в которых цвет кожи человека, национальная, религиозная или этническая принадлежность определяли его правовой статус. Но даже сегодня среди факторов, которые вызывают особую тревогу, - постоянный рост преступлений, связанных с насилием на почве расовой, религиозной, а также национальной нетерпимости. Борьба с экстремизмом очень важна. Потому что ксенофобия и расизм в отношении иностранцев нередко приобретают масштабы социальных явлений, а ряд убийств и случаев жестокого обращения вызывает большую обеспокоенность ростом деструктивной агрессии в социуме. Противодействие экстремизму - одна из главных задач любого государства. Это залог его безопасности.

Понятие "экстремизм"

Данное понятие тесно связано с крайностями. Экстремизм - в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и выбор таких же средств для достижения определенных целей. Термин означает в переводе "предельный", "критический", "невероятный", "крайний". Экстремизм - это течение, которое выступает против существующих общин, структур и институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения своих целей. Делается это преимущественно силовыми способами. Экстремизм - это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление.

Характеристика экстремизма

Одновременная приверженность к крайним действиям и взглядам возможна в любой сфере общественной жизни. Каждое преступление - это также крайняя степень антисоциального поведения, острая форма социального конфликта, выход за нормы, но мы же не называем всю преступность экстремизмом. Потому что эти понятия разные. Под экстремизмом следует понимать четко определенное явление. Некоторые исследователи определяют экстремизм как привязанность, преданность крайним мерам и взглядам (как правило, в политике). Они отмечают, что экстремизм проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности: политике, межнациональных и межэтнических отношениях, религиозной жизни, экологической сфере, искусстве, музыке, литературе и др.

Кто такой экстремист?

Понятие "экстремист" часто ассоциируется с лицом, которое использует и защищает насилие в противовес общепринятым нормам общества. Иногда так называют людей, которые пытаются навязать свою волю социуму с помощью силы, но не так, как правительство или конституционное большинство. Существует и другое мнение, согласно которому экстремизм - это не просто и не всегда течение, которое отождествляется с насильственным фактором. Например, английский исследователь в своей работе замечает, что политика ненасильственной борьбы (сатьяграха) Махатмы Ганди в Индии является примером нового типа экстремизма. Итак, экстремизм можно рассматривать как способ радикального возражения против не только законодательных правил, но и общественных норм - установленных правил поведения.

Молодежный экстремизм

Юношеский экстремизм в России - явление относительно новое, в отличие от Британии, в которой оно появилось еще в 50-60-х годах XX в. Это предопределяет недостаточный уровень разработанности данной темы в юридической литературе. На наш взгляд, существует ряд нерешенных проблем, связанных с исследованиями и предотвращением преступлений экстремистского характера, совершаемых молодежью в составе группы. Экстремизм в молодежной среде постоянно набирает обороты. Это, например, такие движения, как скинхеды, антифа.

Преступность и экстремизм

Преступный экстремизм - это противоправное, общественно опасное деяние лица или группы лиц, направленное на достижение своих целей (цели), основанное на базе крайних идеологических, политических и других взглядов. Следуя такому пониманию, вполне обоснованным будет утверждение о том, что практически каждое преступление и является проявлением экстремизма. Преступность, связанную с проявлением различных его форм, невозможно рассмотреть в полной мере без исследования экстремизма как негативного социального фактора и его соотношения с механизмом государственной власти и социального управления.

Расово-националистический экстремизм

Как подтверждают исследования социальной действительности, одним из распространенных типов является национальный экстремизм. Как правило, это проявление крайних взглядов в сфере и по поводу взаимного сосуществования различных этносов и рас. Одним из составляющих объекта указанных посягательств являются именно этносы во всем их разнообразии, а не нации, как часто отмечается в публицистических, научных и других источниках. Экстремизм известен человечеству с давних времен, с тех пор, когда власть над окружающими людьми начала приносить материальные выгоды и поэтому превратилась в предмет стремлений отдельных индивидов. Они пытались достичь вожделенной цели любыми средствами. При этом их не смущали моральные принципы и барьеры, общепринятые правила, традиции, интересы других людей. Цель всегда и во все времена оправдывала средства, а персоны, которые стремились к вершинам власти, не останавливались даже перед использованием самых жестоких и варварских мер, включая уничтожение, открытое насилие, терроризм.

Историческая справка

Экстремизм существовал со времен появления организованного общества. В разные периоды он представал в разных формах. В частности, в Античной Греции экстремизм был представлен в форме нетерпимости к другим народам. Так, в произведениях известных древнегреческих философов Аристотеля и Платона наблюдается употребление названия "барбара" (barbarus) или "варвары" относительно соседних народов. Этим они проявляли к ним неуважение. Римляне употребляли это название ко всем народам негреческого или неримского происхождения, но в конце существования Римской империи слово "варвар" начали употреблять в контексте различных Такая же тенденция наблюдалась и в древнем Китае, когда соседи Поднебесной воспринимались как дикие и жестокие племена иностранцев. Последние назывались "еде" ("карлики" и "собаки") или "сии" ("четверка варваров").

Специалисты в сферах социологии и юриспруденции считают, что причины экстремизма кроются в человеческой психологии. Он возник в момент образования государственности. Однако современный экстремизм в России обусловлен многими социальными, правовыми, политическими, религиозными, административными, экономическими и другими процессами, происходящими на определенном географическом пространстве в течение последнего столетия. Анализ специальной литературы по данной проблематике свидетельствует о том, что в любом государстве экстремизм имеет разные социальные и криминологические характеристики. Кроме этого, экстремизм, как и каждое общественное явление, характеризуется исторической изменчивостью.

Фактически все заговоры и мятежи, которыми богата как отечественная, так и мировая история, представляли собой, с точки зрения действующего в то время законодательства и существующего общественного устройства, не что иное, как своеобразные типы преступных группировок, которые стремились к достижению политических целей. Но одновременно были случаи групповых стихийно-импульсивных вспышек произвола, вандализма и насилия над личностью, а также существовали объединения преступной направленности. Мнение о том, что в двадцатые годы прошлого века организованная преступность (по крайней мере в современном ее понимании) не состоялась, вряд ли может быть признано правильным. Ведь исторические исследования свидетельствуют о наличии разветвленной структуры преступных группировок, например в дореволюционной и времен гражданской войны Одессе, причем указывается, что деятельность этих преступных экстремистских группировок имела характер и все признаки власти (наряду с губернаторской и французской оккупационной). Экстремизм и преступность - явления родственные. Только преступники стремятся к материальной выгоде или власти, а экстремисты отстаивают политические, религиозные или расовые убеждения, что тоже не исключает стремления к материальному.

Преступность в Советском Союзе как прародитель экстремистских движений в России

В течение двадцатых годов прошлого века во время реализации руководством Советского Союза так называемой новой экономической политики (НЭП) организованные преступные группировки действовали главным образом в сфере экономики. Прикрытие своей деятельности они осуществляли под видом псевдокооперативов и других подобных экономических структур. Общеуголовная преступность только восстанавливала свое влияние после жестких мер, принятых властями с целью вышеупомянутого прекращения грабежей и убийств.

Свертывание экономических преобразований в конце 20-х и в течение 30-х годов прошлого века возобновило доминирование общеуголовной организованной преступности. Этот же период характеризуется возникновением преступного сообщества "воров в законе", причем в науке и публицистике выражают различные предположения относительно его формирования - от стихийного возникновения до преднамеренного создания органами государственной безопасности в местах лишения свободы с целью обеспечения противовеса возможным объединениям политических заключенных и контроля за ними. Во времена Второй мировой войны и в послевоенные годы произошел второй всплеск организованной преступности в форме бандитизма. В научных исследованиях, в которых указано, что организованная преступность не является новым феноменом для общества, говорится о ее появлении в 50-х годах... Для борьбы с бандами привлекались воинские части, в органах внутренних дел были созданы специальные подразделения по борьбе с бандитизмом, которые успешно действовали до середины 50-х, когда уровень бандитизма в результате принятых властью жестких мер существенно снизился, и подразделения были ликвидированы.

Вскоре появились тезисы о вымирании преступности при социализме и ликвидации профессиональных уголовников и бандитизма в СССР. Последние постулаты, доминирующие в криминологии советских времен, фактически скрывали реальную постепенную латентизацию организованной преступности общеуголовной направленности, зарождение на фоне деформации экономических отношений организованной преступности экономической или, как ее долгое время называли ученые, "хозяйственно-корыстной" направленности.

Молодежные движения в США и СССР

В 60- х годах ХХ ст. в США возникло новое молодежное течение, которое тесно связано с музыкальными группами. Экстремизм в молодежной среде берет начало именно с этих пор. Члены нового движения получили название хиппи, или "дети цветов". В конце 70-х - начале 80-х подобное явление возникает и в СССР. Хиппи в США проявили себя довольно жизнеспособной силой во время борьбы с ретроградами и консерваторами. В отличие от американских "детей цветов", которые протестовали, боролись с войной, продолжавшейся во Вьетнаме, советские хиппи боролись против коммунистической репрессивной системы. В противовес властной системе советская молодежь создавала свою. С середины 70-х годов в Штатах приходит в упадок.

Движение молодежи в СССР, по сути, стало родоначальником всех последующих молодежных трендов, в том числе и экстремистских.

Следующая волна экстремистской организованной преступности наметилась на территории уже в конце ХХ в. вследствие известных социальных потрясений и общественных преобразований. Этому в значительной степени способствовали такие факторы, как выход на волю значительного количества заключенных, разрушение старых полицейских структур, малая численность и низкая новых, упадок экономической сферы, девальвация устоявшихся социальных ценностей, дезориентация общества. Рэкет и бандитизм захлестнули общество. Наряду с этим начали появляться различные молодежные движения: анархисты, металлисты, рэперы и т.п. В национальных субъектах федерации махровым цветом расцвел религиозно-политический экстремизм. Войны в Чечне ещё более усугубили ситуацию. стали представлять множество исламистских террористических группировок. Как реакция общества на это начали возникать различные националистические экстремистские движения славянского толка: скинхеды, нацболы, националисты и т.п. Ко всему этому в дополнение примешивалась бандитская и тюремная романтика. Спустя некоторое время в обществе начинает набирать обороты борьба с экстремизмом фашистского толка. Появляется движение «Антифа». Также происходит трансформация фанатских организаций футбольных клубов в группировки «ультрас». Идеология и принципы данного движения были позаимствованы в Британии (как и болельщиками практически всех футбольных клубов в мире). С середины 90-х экспансия бандитских общественных структур стала приобретать дерзкий характер. Организованные преступные группировки вступили в период бурного развития. Хорошее техническое оснащение и вооружение, налаживание международных связей ОПС и ОПГ сделали милицию фактически неконкурентоспособной с ними. Причины экстремизма и бандитизма 90-х годов связаны с социально-экономическими, политическими и военными потрясениями. Такое масштабное проявление экстремизма и бандитизма на просторах страны вынудило государственный аппарат принимать какие-то меры.

Двухтысячные годы

В XXI в. ситуация меняется с началом кризиса идеологий. Старые формы идеологической политики потеряли свою значимость. Прежде всего, это означает их перестройку, развитие и переход на новые формы. Власть смогла обуздать бандитизм и стала предпринимать мероприятия по профилактике экстремизма, особенно исламских течений. В новое десятилетие смело шагнули скинхеды, их оппоненты - «Антифа», националисты. Движение «ультрас» набрало ещё большие обороты. Противодействие экстремизму со стороны государства больше касалось исламских террористических организаций и организованной преступности. Это и понятно, так как они представляли наибольшую опасность. Поэтому профилактика экстремизма мало затронула славянские молодежные движения. В то же время идеологии приводит к образованию протестных движений. Он мобилизует разнообразные оппозиционные структуры, а именно активных меньшинств, целью которых является привлечение внимания общественности к определенным идеям и социальным проблемам. Здесь ведущую роль играет протест, а не контридеология. В ответ на это появляются провластные организации. Существует также потребительский экстремизм.

Мировые тенденции

В мире радикальные движения протеста направлены на изменение сознания человека. Итак, сейчас выделяют три основных вида таких движений: антиглобалисты, неоанархисты и энвайронменталисты. Антиглобалисты - сепаратистское движение за национальное освобождение и сохранение этнической уникальности. Неоанархисты выступают за сопротивление централизованному государственному аппарату снизу вверх и доминирование общества над государством. Энвайронменталисты, как отмечает английский исследователь Джон Шварцмантель, - это движение, направленное на решение одной из проблем - выживание. Оно направлено на критику просвещения и антропоцентризма, получивших высший уровень развития в индустриальном обществе, в котором человек постулируется как высшее существо в природе. Данные движения могут выступать в двух формах: как суперидеология будущего или узконаправленное экологическое движение. Борьба с экстремизмом отнимает много сил и времени у всех мировых спецслужб и органов правопорядка.

Типы экстремистских движений

Разграничивать экстремистские сообщества и преступные объединения, посягающие на личность и права граждан, следует по следующим признакам.

1) Экстремистское движение, созданное с целью осуществления преступлений, а также разрабатывающее планы и/или условия для их совершения.

Целью создания преступного объединения выступает само насилие над гражданами, причинение вреда их здоровью, побуждение к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению других противоправных действий.

2) Экстремистское сообщество, созданное для совершения преступлений малой или средней тяжести.

Деятельность преступного объединения соединена с совершением преступлений всех степеней тяжести.

3) Экстремистское движение, созданное с целью подготовки к совершению преступлений экстремистского толка на основе идеологической, расовой, политической, религиозной или национальной ненависти.

Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. Чисто преступное объединение может быть образовано по различным мотивам, которые не являются определяющими.

Итоги

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что современный экстремизм - одно из самых разрушительных явлений. Оно влияет не только на правосознание, но и вообще на образ мыслей и жизни людей. Для необходимых многочисленных реформ, проводимых сегодня практически во всех сегментах государства, экстремизм выступает весомой угрозой на пути достижения успеха. В связи с этим любые исследования в данном направлении не что иное, как просто попытка оценить ситуацию и разобраться в данном феномене, а с другой стороны - выработка эффективных мероприятий по нейтрализации наиболее опасных проявлений негативного течения. Профилактика экстремизма всех толков (в том числе провластного) является залогом успеха развития любого общества. Любые движения подобного рода начинаются с протеста. Когда в обществе сильно увеличивается масса протестного электората, атмосфера в нем накаляется. Появление экстремистских организаций - это уже следующий этап. По сути, в социуме срабатывает некий клапан. То есть таким способом сбрасывается напряженность. Однако существует определенный порог, за которым следует социальный взрыв. Борьба с экстремизмом не должна опираться только на силовые методы. Они, как правило, дают лишь временный эффект.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Во всех цивилизованных странах экстремистские проявления взглядов запрещены законом. Однако мало кто знает, что еще совсем недавно в США существовал запрет на пропаганду расового равенства: «Всякий, кто печатает, издает или распространяет материал, призывающий к расовому равенству между белыми и неграми, подлежит тюремному заключению».

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) - буквально: приверженность к крайним взглядам, использование крайних мер (террористических актов, похищений людей и т.д.) в достижении своих целях. В теории различают экстремизм политический, экономический, религиозный, социальный и даже бытовой.

Согласно ст.1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), это деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Ст.3 Конвенции предусматривает, что государства-участники принимают все необходимые меры, чтобы экстремизм ни при каких обстоятельствах не подлежал оправданию по соображениям исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера.

Во всех цивилизованных странах экстремистские проявления взглядов запрещены законом . Однако к единодушному понимаю социальной опасности экстремизма человечество пришло не сразу. Напротив, история знает примеры того, когда, например, пропаганда равенства считалась преступлением. Так, в США до 1960-х гг. существовал запрет на пропаганду расового равенства как необходимый механизм законов о сегрегации. Первый «закон Джима Кроу» был принят в 1875г. в Теннесси.

Постепенно в большинстве южных штатов вводится расовая сегрегация, требующая - при равенстве прав - чтобы белые и чернокожие держались раздельно. В 1896г. Верховный суд США установил формулу «раздельное, но равное». Свод законов штата Миссисипи гласил: «Всякий, кто печатает, издает или распространяет материал, призывающий к расовому равенству между белыми и неграми, подлежит тюремному заключению» (The Laws Governing the Conduct of Nonwhites and other Minorities).

Сегодня в основе уголовно-правового запрета экстремистских действий лежат нормы международного права. Ст.20 Международного пакта о гражданских и политических правах провозглашает: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

Согласно ст.29 Конституции РФ, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. При этом российское законодательство не дает правового определения экстремизма.

Следует признать перспективной попытку А.Г. Хлебушкина в правовом ключе раскрыть понятие экстремизма, в ней ученый опирался на теорию деятельности: «это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений» (Хлебушкин А.Г. Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ. Саратов, 2007. С.27). Данный подход позволяет сформулировать перечень экстремистских действий, в том числе речевых.

Экстремистские речевые действия - это публичные действия, направленные на распространение и пропаганду идей терроризма, т.е. идеологии насилия и практики воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий, а также идей экстремистское деятельности (экстремизма) (в значении термина, раскрытого в ст.1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

Таковыми являются :
. пропаганда нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст.20.3 КоАП РФ);
. призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма (ст.205.2 УК РФ);
. призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК РФ);
. призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ (ст.280.1 УК РФ);
. действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282 УК РФ).

По смыслу близкой к перечисленным деликтам является ст.354 УК РФ, устанавливающая ответственность за призывы к развязыванию агрессивной войны.
Целью указанных статей является защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, нравственности, общественного порядка и целостности государства. В целом экстремистские действия направлены против основ конституционного строя и безопасности государства.

Понятие «экстремизм» происходит от латинского слова extremus, что означает «крайний». Экстремисты, занимая агрессивную позицию в обществе, преступают грань дозволенного моралью и законом. В случае перехода за эту грань их поступки по степени общественной опасности квалифицируются как криминальные.

Например, проводится массовая разрешённая демонстрация протеста против определённого решения власти города и т. д. Это - законное право граждан на выражение своего мнения. Но если эта демонстрация сопровождается призывами к насилию, перерастает в хулиганские действия и беспорядки (поджоги автомашин, погромы магазинов, нападение на граждан или представителей охраны порядка), это уже противоправные экстремистские действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные.

Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан, в снижении уровня защищённости их жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз. Всё это может привести к тяжёлым социальным последствиям, создавая повышенную напряжённость в обществе.

Наиболее уязвимы и подвержены влиянию экстремистской идеологии не учащиеся и не работающие подростки и молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно-значимых интересов.

Вступление в экстремистскую организацию или в террористическое формирование во многом является следствием отсутствия чётко сформулированной цели жизни, а также экономических надежд.

В российском законодательстве определение экстремизма содержится в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности».

Приведём текст из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»:

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения...
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».

На основе приведённых в Федеральном законе положений можно выделить три направления экстремистской деятельности.

  1. Физическое осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по идеологическим, политическим, расовым, национальным или религиозным мотивам.
  2. Распространение в обществе экстремистских идей, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни.
  3. Финансирование экстремистской деятельности.

Особенно опасна экстремистская деятельность, связанная с угрозой материальным объектам культуры, частной собственности и, главное, жизни людей. Часты сообщения средств массовой информации о беспорядках в ходе демонстраций, вандализма по отношению к средствам личного и общественного транспорта, даже к памятникам. Так, в 1997 г. члены одной из молодёжных организаций взорвали памятник Николаю II в подмосковном селе Тайнинское и мемориальную плиту в память гибели императорской семьи на Ваганьковском кладбище. Виновники этих событий понесли наказание по статье Уголовного кодекса «Вандализм».

В 2008 г. были осуждены члены другой экстремистской группы, существовавшей под видом неформального клуба военно-спортивного клуба, который нигде не был официально зарегистрирован, за совершение взрывов на Черкизовском рынке и в других общественных местах. Эти взрывы, к сожалению, пример того, как экстремизм находит выражение в своей крайней форме - терроризме. Осуждённые получили различные сроки наказания, в том числе четверо из них - пожизненное заключение.

Такой вид экстремистской деятельности как распространение в обществе экстремистских идей в настоящее время получил широкое распространение с помощью Интернета. В последние годы усилилась роль использования Интернета как средства пропаганды экстремистских и террористических идей. Через «всемирную паутину» экстремисты открыто вербуют новых сторонников, помещают игровые ролики, общаются друг с другом, пропагандируют символику, в том числе ксенофобскую и фашистскую. Многие экстремистские организации в мире имеют свои сайты (по оценкам экспертов их свыше 500), посредством которых распространяется преступная идеология, направленная на расшатывание общественного порядка и государственной власти.

Третий вид экстремистской деятельности - финансирование - осуществляется в форме оказания финансово-материальной помощи экстремистским организациям или их участникам при изначальной осведомлённости о том, что передаваемые средства будут использоваться в интересах организации и осуществления экстремистской и, возможно, террористической деятельности. Финансирование экстремистов может идти даже из-за рубежа через каналы спецслужб различных стран, заинтересованных в нестабильности в Российской Федерации.

Выводы

  1. Экстремистская деятельность создаёт повышенную напряжённость, так как служит возбуждению социальной, расовой, национальной и религиозной розни в обществе.
  2. Подростки и молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно значимых интересов наиболее подвержены влиянию идеологии терроризма.
  3. Терроризм является крайней формой экстремизма.

Вопросы

  1. Какие существуют виды экстремистской деятельности и в чём их различия?
  2. Какие категории людей наиболее подвержены воздействию экстремистской идеологии?
  3. Какая существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом?

Задание

Проанализируйте приведённые действия, связанные с экстремистской деятельностью, и подготовьте сообщение о значении экстремистского мышления для вовлечения в террористическую деятельность.

Дополнительный материал к § 15

Пути распространения экстремистских идей

Экстремизм бывает не только в виде массовых беспорядков, но и «словесный», в виде пропаганды - распространения экстремистских идей, таких, как превосходство либо неполноценность граждан по их отношению к религии, социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию. Форма «словесного» экстремизма - уничижительные и/или оскорбительные характеристики членов той или иной религиозной, социальной, расовой, национальной, языковой группы.

«Словесный» экстремизм проявляется и в виде информационного воздействия на людей, которые вовлекаются таким образом в экстремистскую деятельность.

Террористическим актам, как правило, предшествуют публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий, а исполнители террористических актов были привлечены к исполнению этих действий. Экстремистская агитация может рассматриваться как форма насилия над личностью, так как она с помощью определённых информационных технологий заставляет человека совершать антиобщественные поступки, противные человеческой природе, морали, религиозным установлениям. Ярким примером такой экстремистской агитации является превращение человека в террориста-смертника. Но при внимательном рассмотрении таковыми являются все формы и виды экстремистской агитации.

И пропаганда, и даже написанный на заборе лозунг «Уничтожить (кого-либо)!» - это идеи, облечённые в слова. Идеи сами не перемещаются, а распространяются через книги, брошюры, магнитофонные записи, компакт-диски, радио, телевидение, Интернет. И через действия - публичные призывы к реализации этих идей в форме проповедей или речей, заявлений или публикаций в средствах массовой информации или иным образом.

Понятие экстремистской деятельности дается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности». Статья 1 Закона трактует экстремистскую деятельность как:

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Дьяков, С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование / С. В. Дьяков. - Санкт-Петербург: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. -С.167

Считается, что слово «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» - «крайний», то есть нечто, выходящее за определенные рамки, нормы. В словарях экстремизм толкуется как приверженность к крайним взглядам и мерам. В юридической литературе экстремизм определяется по - разному. По мнению А.Г. Хлебушкина, экстремизм есть противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений. В этом понятии он не отразил субъективную сущность экстремизма.

Отмеченного недостатка лишено определение экстремизма которое дано Ю.И. Авдеевым и А.Я. Гуськовым: «…Экстремизм - это антиобщественное социально - политическое явление, представляющее собой социально и психологически обусловленное идеологически мотивированное использование крайних форм и методов в социально - политических отношениях».

В действующем российском законодательстве отсутствует понятие «экстремизм», однако оно имеется в международных нормативно - правовых актах.

Согласно ст.1 Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» экстремизм - это какое - либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке.

Вместе с тем он представляет собой целое направление в рамках современных идеологических течений и общественно-политических движений, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из собственных норм и догм. Теоретическое обоснование экстремизма сводится к тому, что современное общество утратило способность к конструктивному и ненасильственному решению общественно-политических проблем.

Природа экстремистской теории заключается в логическом развитии каких-либо идей или взглядов, вырванных из контекста. Большинство таких теорий основываются на незначительном числе теоретических посылок, которые зачастую абсолютизируются и обрастают рядом следствий и выводов. Следует также подчеркнуть, что экстремистские течения, как правило, не связаны с властью и стремятся к диктатуре. Все разновидности экстремизма используют теории заговора.

Объектом агрессивных нападок экстремистов становятся все современные социально-политические, экономические институты, властные структуры, представляющиеся несовершенными, так как именно они, по мнению идеологов экстремизма, являются главным препятствием на пути установления основ нового порядка. Борисов, С. Сущность преступлений экстремистской направленности / С. Борисов // Мировой судья.-2009.-№4.-С.9

Практика экстремизма заключается в активных и немедленных, а потому агрессивных действиях по установлению нового порядка в государстве, приходу к власти, достижению иных политических и экономических целей.

Умеренные экстремисты готовы использовать уже действующие государственные институты; радикальные -- неизбежно скатываются к методам террора.

Экстремизм представляет реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Россия, как многонациональная страна, сформирована в соответствии с национально-территориальным и административно-территориальным принципами. Поэтому экстремистские действия направлены не только против конкретного лица. Доника, Е.Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе / Е. Е. Доника // Труды Академии управления МВД России.-2008.-№3.-С.6

Проявления экстремизма достаточно разнообразны - от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя Российской Федерации и нарушения ее территориальной целостности. Пересечение экстремистских проявлений и преступлений привело к возникновению нового вида социально опасной деятельности - преступного экстремизма. При этом преступности экстремистского характера не чужды и элементы организованности.

Экстремистская деятельность может осуществляться с помощью экстремистских материалов. Под ними понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Призывы к осуществлению экстремистской деятельности означают подстрекательские действия в устной или письменной форме, направленные на достижение указанной цели. Эти призывы должны быть публичными, т.е. совершаться непосредственно в присутствии третьих лиц либо (в случае их письменной формы) в расчете на ознакомление с ними других лиц впоследствии (например, наклеивание плакатов или лозунгов соответствующего содержания). Расчет на ознакомление с содержанием призывов других лиц в дальнейшем может быть характерен и для устных призывов путем использования, допустим, магнитофонных записей. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. И. Радченко, науч. ред. А. С. Михлин, В. А. Казакова.-М.: Проспект, 2009.-С.586

По сути, экстремизм характеризуется также своими внутренними квалифицирующими признаками, поэтому при его определении необходимо учитывать не только проводимую государственную политику и состояние социальной обстановки в стране, но и сущность экстремизма. В настоящее время он приобретает общераспространенный характер на всей территории России.

В результате анализа законодательства и литературы, посвященной экстремизму, можно определить следующие его признаки.

Во - первых, экстремизм - это определенное деяние. С точки зрения права нельзя считать экстремизмом приверженность к крайним мерам и взглядам, преданность реакционным, политическим, религиозным и иным теориям, учениям, воззрениям. В праве общепризнанно, что экстремистские, реакционные идеи, убеждения и настроения, хотя бы и высказанные в той или иной форме и ставшие известными посторонним, не должны признаваться правонарушениями. Иначе пришлось бы запрещать деятельность коммунистических партий, анархических организаций, религиозных сект и т.д.

Во - вторых, экстремизм есть использование крайних, радикальных форм и методов деятельности. «Крайность» предполагает, как указано в Шанхайской конвенции 2001 г., физическое или психическое насилие. Однако экстремисты могут совершать и ненасильственные действия, например, производить и распространять экстремистские материалы, возбуждать ненависть либо вражду по признакам пола, расы, национальности языка или принадлежности к какой - либо группе.

В третьих, все виды экстремистской деятельности, которые перечислены в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» связывает одна черта - идейная основа, которая выражается в отрицании всякого инакомыслия, ксенофобии, желании навязать свои теории и взгляды другим людям.

В - четвертых, если рассматривать экстремизм с правовой точки зрения, то его признаком является противоправность экстремистских действий, то есть их запрещенность законом. Они могут быть запрещены нормами уголовного, административного и иных отраслей права. Экстремистские действия признаются законодателем противоправными потому, что они причиняют вред определенным общественным отношениям. Если экстремистские действия причиняют существенный вред правоохраняемым благам и интересам, то они должны признаваться преступными. Во всяком случае, существенный вред наносится при посягательстве на мир и безопасность государства, нарушении конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также применении у потерпевшим физического или психического насилия по экстремистским мотивам.

В - пятых, субъектами экстремистской деятельности могут быть юридические и физические лица. Например, за производство и распространение экстремистских материалов несут административную ответственность как граждане, в том числе должностные лица, так и юридические лица.

С точки зрения, государственно-политического подхода должен быть введен дополнительный признак, каковым является признак общественной опасности. Только те сторонники крайних взглядов и мер могут быть признаны экстремистами, с государственно-политической точки зрения, приверженность которых своим убеждениям прямо или косвенно угрожает безопасности личности, общества и государства. Если же такой опасности они не представляют, то и отнесение их к экстремистам может носить только чисто формальный, казуистический характер.

Например, убежденные сторонники взгляда, согласно которому американцы, никогда не высаживались на Луне и все свои «доказательства» пребывания там сняли в павильонах Голливуда, очевидно, никакой серьезной опасности ни для кого не представляют (по крайней мере, в России). В то же время сторонники, например, полного запрещения абортов представляют определенную опасность для некоторых женщин, которым аборт может оказаться необходимым по медицинским показаниям. Однако и сторонники крайней свободы абортов также представляют определенную общественную опасность как с точки зрения морали и здоровья общества, так и с точки зрения его демографической безопасности. Наконец, сторонники, например, доктрины анархизма, призывающей к полному упразднению государства, представляют для общества самую серьезную опасность, причем, тем большую, чем шире движение сторонников таких идей и чем более насильственными методами они борются с противниками подобных взглядов и программ.

Приведенные примеры должны были продемонстрировать существование разной степени опасности экстремизма различных форм. Поэтому, даже и с добавлением признака общественной опасности, мы еще не получаем основания для квалификации экстремизма с государственно-политической точки зрения. Государство и общество должны интересовать, главным образом, опасные, очень опасные и крайне опасные формы экстремизма. Экстремизм же незначительной общественной опасности не заслуживает серьезного государственного и общественного внимания и должен восприниматься с определенной долей терпимости. Иначе говоря, экстремизм выделяется в особую государственно-политическую категорию не столько потому, что он представляет собой некую крайность, сколько потому, что такая крайность несет с собой высокую или крайнюю опасность для личности, общества и государства.

С государственно-политической точки зрения, определение степени общественной опасности конкретной формы экстремизма должно вырабатываться не кулуарно-экспертным, а демократическим путем -- в ходе широких общественных, научных и парламентских дискуссий, с окончательной опорой на широкое общественное мнение конкретной страны. При этом следует иметь в виду, что одни и те же формы экстремизма для разных стран представляют неодинаковую опасность. Так, например, расизм и крайний национализм (этноцентризм) не актуальны и не опасны в настоящее время в условиях Японии или Кореи, но очень опасны для таких стран, как Россия (или бывшая Югославия). Соответственно и степень противодействия этим формам экстремизма в разных обществах должна быть различной. Какого-то единого международного стандарта, применимого для всех стран и народов одновременно, в данном случае не существует.

Итак, экстремизмом, с государственно-политической точки зрения, следует признавать приверженность конкретных лиц или организаций к крайним взглядам и мерам общественной практики, несущим в себе высокую степень опасности (потенциальной или актуальной) для личности, общества и государства. Степень такой опасности должна определяться на основе широкого общественного мнения, в ходе научных, общественных и парламентских дискуссий. Меры, принимаемые для профилактики и противодействия конкретным формам экстремизма, должны соответствовать степени их общественной опасности в конкретной стране.

Однако и этого, более конкретного, определения экстремизма все еще недостаточно для полноценного проникновения в его суть. Дальнейшая конкретизация данного определения требует обращения к социальным причинам и условиям, порождающим опасные формы экстремизма.

В качестве таких причин и условий в самом общем виде выступают общественные противоречия. Социально-государственная ткань современного высокоразвитого общества с достаточно богатой культурой и историей пронизана множеством самых разных противоречий, среди которых особое значение для понимания сути экстремизма имеют противоречия между большими и сверхбольшими группами людей, в числе которых следует выделить прежде всего следующие.

1. Межрелигиозные и межконфессиональные противоречия.

2. Межэтнические и культурно-этнические противоречия.

3. Межрасовые противоречия.

4. Политические противоречия (между силами, борющимися за власть в государстве).

5. Межнациональные (межгосударственные, международные) противоречия.

6. Межклассовые противоречия.

7. Рыночно-экономические противоречия (между представителями различных отраслей современной экономики и различными глобальными игроками современного рынка).

8. Идеологические противоречия (между приверженцами различных идеологических течений и доктрин, предлагающими различные формы и способы разрешения всех социальных противоречий).

Указанные основные противоречия существуют в обществе объективно, независимо от воли и желаний людей, и в общественной жизни они проявляются в виде межличностных и межгрупповых конфликтов.

В ходе этих конфликтов и их осмысления противоборствующие стороны вырабатывают те или иные идеологии и программы, направленные на принципиальное разрешение этих конфликтов. И как раз в специфике этих принципиальных разрешений и может заключаться общественно опасный экстремизм.

С этой точки зрения, суть экстремизма заключается в том, что одна из сторон социального конфликта (или обе стороны) избирают такой способ его разрешения, который сводится к моральному, правовому или даже физическому уничтожению одной из сторон конфликта. Вместо цивилизованного и социально плодотворного способа разрешения объективных противоречий (а жизнь общества и состоит из такого повседневного разрешения этих противоречий) избирается способ непримиримый, антагонистический, основанный на представлениях о принципиальной неразрешимости противоречия без морального, правового или физического уничтожения одной из сторон.

Именно с избранием сторонами конфликта такого подхода и с реализацией его на практике социальные конфликты максимально обостряются, и нормальной жизни общества начинает угрожать повышенная опасность. Общественная опасность экстремизма, таким образом, состоит в избрании им непримиримой, антагонистической позиции по отношению к своему оппоненту (или противнику) в том или ином социальном конфликте, существующем в рамках объективных социальных противоречий.

В то же время фашизм и национал-социализм как формы экстремистской идеологии устанавливают целый «букет» неразрешимых противоречий. Прежде всего, это расизм как противоречие между «арийской» расой господ и всеми остальными «неполноценными» народами, подлежащими арийскому порабощению и подчинению. В рамках этого конфликта германский фашизм особое значение придает конфликту с еврейским народом как самым «зловредным», подлежащим полному устранению. Столь же непримиримо фашизм относится и к своим идеологическим противникам -- либерализму и коммунизму (социализму). Менее радикально, но достаточно жестко фашизм относится к крупной буржуазии, к церкви, к рыночным формам регулирования экономики, к сторонникам свободы мысли и т.д.

Таким образом, наиболее общественно опасными, с государственно-политической точки зрения, являются такие экстремистские доктрины, программы и формы социально-политического действия, которые отрицают за одной из сторон объективного социального противоречия и социального конфликта равное право на существование, объявляя сосуществование сторон конфликта в той или иной форме невозможным и призывая к моральному, правовому или даже физическому насилию над своим противником, его имуществом, ценностями, святынями и т.д.

Подводя итог, можно сформулировать следующее понятие: экстремизм есть антиобщественное поведение физических или юридических лиц, которое выражается в противоправном использовании насилия или иных крайних форм и методов деятельности по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, ненависти или вражды в отношении какой - либо социальной группы и тому подобным идейным мотивам.