Чк-чн пишется без мягкого знака.

Здравствуйте, подскажите, как правильно писать: цыплячье-желтый или цыпляче-желтый? Заранее спасибо!

Верен первый вариант, с мягким знаком.

Вопрос № 299013

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться, как правильно произносится слово "сервис"? В словаре Ожегова даётся произношение с твёрдым первым звуком С, а все говорят с мягким . Как правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Сейчас допустимы оба варианта. Они даны как равноправные в «Большом орфоэпическом словаре русского языка» М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткина, Р. Ф. Касаткиной (М., 2017).

Вопрос № 298116

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как следует писать звукоподражания: тыщь (тыщ), дыщь (дыщ), тыдыщь (тыдыщ)? С мягким знаком или без?

Ответ справочной службы русского языка

Словарной фиксации нет. Корректно написание без мягкого знака.

Вопрос № 297524

Можно ли в разговорной речи произносить цифру 7 без мягкого знакана конце? Сем часов, сем конфет

Ответ справочной службы русского языка

Современная литературная норма: се[м"] , с мягким [м"] .

Вопрос № 295221

Подскажите,пожалуйста, как правильно произносить окончание ть? как ть или тэ с мягким знаком

Ответ справочной службы русского языка

Ваш вопрос поставил нас в тупик. А как Вы произносите мягкий знак?

Вопрос № 292375

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как правильно по-русски написать название немецкого автомобиля "Horch" - Хорьх или Хорх? Склоняется ли это название?

Ответ справочной службы русского языка

Фамилию конструктора принято писать с мягким знаком: Хорьх . Аналогично - название марки автомобиля. Слово склоняется как существительное второго склонения.

Вопрос № 289059

В каких случаях слово "приходиться" пишется без мягкого знака? "Проверка слова" не знает слова "приходится", но элементарная проверка дает массу примеров использования слова "приходится". Получается, писать мягкий знак или нет, решает автор текста, но при этом литературная норма с мягким знаком, так?

Ответ справочной службы русского языка

Ваши рассуждения неверны.

Приходиться (с ударением на и ) - начальная форма глагола. Приходится (с ударением на о ) - форма третьего лица единственного числа того же самого глагола.

Вопрос № 288031

Добрый день! Возникли разногласия с учителем русского языка нашего сына. Вопрос в следующем: можно ли переносить слово "деревьев" так: "деревь - ев". Если нет, то какие существуют правила переноса слов с мягким (твердым) знаком в середине слова? Спасибо! Владимир

Ответ справочной службы русского языка

Перенос деревь-ев правилен. Буквы ъ и ь не разрешается отделять от предшествующей согласной, т. е. неправильным был бы перенос дерев-ьев. А перенос деревь-ев полностью соответствует правилам переноса. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 213.

Вопрос № 287388

Слово Коминтерн произносится как Ко[мы]нтерн или как Ко[м"и]нтерн? Недавно что-то читал про составные слова, и там это слово как исключение представлено, что надо с мягким м произносить, но что-то мне не верится, второй вариант просто режет слух.

Ответ справочной службы русского языка

Да, согласный м в этом слове произносится мягко: Ко[м"и]нтерн.

Вопрос № 286357

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать: КОШАЧЬИ КОГТИ или КОШАЧИ КОГТИ. Каким правилом тут нужно руководствоваться? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Притяжательные прилагательные на -чий во множественном числе и косвенных падежах пишутся с мягким знаком: кошачьи, кошачьего .

Вопрос № 286270

Добрый день! В Проверке слова есть некий "овощь" с мягким знаком (овощь, -и (собир.)). Скажите, пожалуйста, это новое слово, новое написание или просто опечатка?

Ответ справочной службы русского языка

Ни то, ни другое, ни третье. Овощь с мягким знаком на конце – собирательное существительное женского рода, которое употребляется в народной речи в том же значении, что и слово овощи: растет на огороде овощь всякая (=растут разные овощи). Это слово отнюдь не новое, его можно встретить, например, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Вся овощь огородная Поспела: дети носятся Кто с репой, кто с морковкою...

Вопрос № 286241

По поводу ответа на вопрос №286189. Вы сами пробовали это произнести? Получается либо [Цу]рих, либо [Тю]рих: по-другому и не скажешь, хотя одиночная мягкая ж во французских словах произносится легко. И еще вопрос по поводу смягчения ш в слове Шяуляй. Ш смягченная есть щ. Это факт. Т.е. возможное произношение здесь либо [Ша]уляй, либо [Щя]уляй, опять-таки, зачем нужно написание ш вместо щ?

Ответ справочной службы русского языка

1. Частотных слов с мягким или смягченным ц в русском языке нет, поэтому произношение [ц"у]рих для носителей русского языка неудобно. Однако твердое ц в этом слове не соответствует норме литературного языка. Орфография в таких словах, как Жюль, Сен-Жюст, Жюрайтис, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цявловский, Цяньцзян, цян, подчеркивает их иноязычное происхождение и мягкое произношение согласных ж, ш, ц в языке-источнике. Эта норма написания сложилась исторически. Например, написание через ю слова Цюрих встречается еще у Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. И. Герцена, Ф. И. Буслаева. См. также «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 г.

2. Буквы ш и щ обозначают не вполне парные звуки. Буква щ обозначает долгий мягкий звук. Поэтому замена буквы ш на щ в том случае, если звук ш произносится смягченно, некорректна.

Вопрос № 286150

Здравствуйте! Поиском не нашла ответа на вопрос. Как правильно писать в данном случае - " вам может понравиТСЯ эта предложенная со скидкой услуга...это предложение.. " или " вам может понравиТЬся эта предложенная со скидкой услуга, эти предложения " ? На сайте биглион под конкретным предложением услуги, внизу еще дается перечень предложенных со скидками услуг, и озаглавлено " вам может понравиться ". А мне кажется, что мягкий знак здесь лишний http://krasnodar.biglion.ru/deals/zhemchuzhina7-52/ Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: вам может понравиться эта услуга. Неопределенная форма глагола (что сделать?) пишется с мягким знаком. Ср.: вам, может, понравится эта услуга (= возможно, вам понравится эта услуга) – здесь употребляется форма 3-го лица, которая пишется без мягкого знака.

Вопрос № 284665

Здравствуйте! Почему слово поздравьте пишется с мягким знаком? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Буква ь пишется в повелительном наклонении глагола после согласных перед -те (как и в формах без -те ): поздравь – поздравьте .

Вопрос № 283333

Здравствуйте! Если словари (в моём случае Ожегова и Шведовой 1999г) - это рекомендации, то где можно узнать истинное написание и произношение слов? С другом возник спор. Он написал "дЭфис", после чего я его поправил на "дЕфис", ссылаясь на свой словарь. После чего он мне сказал: "это заморское слово и я имею полное право его писать так же, как и произношу", сказав, что словари - это рекомендации. Кто прав? Спасибо огромное!

Ответ справочной службы русского языка

Написание заимствованных слов тоже подчиняется правилам русской орфографии. Эти правила фиксируются в специальных справочниках. См., например: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник (Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и более поздние издания). Кроме того, нормативное написание слов (в том числе заимствованных) закрепляется в словарях. Академический орфографический словарь, наиболее полно отражающий словарный состав современного русского языка, – это Русский орфографический словарь РАН (Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. 4-е изд., испр. и доп. М., 2012). Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой – тоже очень авторитетное издание, пренебрегать им не следует.

Слово дефис уже давно вошло в русский язык, и написание его закреплено многими словарями. См., например, . Обратите внимание Вашего друга, что произношение [дэ]фис хотя и допустимо, но предпочтительно произносить это слово по-другому – с мягким Д.

Слово тиш пишется без мягкого знака или с мягким знаком?

    Слово **тишь ** пишется с мягким знаком.

    Существительные женского рода,3 склонения,оканчивающиеся на шипящую согласную,пишутся с мягким знаком.

    Пример: ночь,речь,тишь,печь,мышь,плешь и так далее.

    Существительные мужского рода с шипящей согласной на конце,пишутся без мягкого знака.

    Пример: скотч, матч,спич, врач.

    Для того,чтобы понять,нужно писать мягкий знак в существитеоьных,оканчивающихся на шипящую,нужно лишь определить,какого рода существительное.

    Женского рода- пишем ь.

    Мужского рода - не пишем ь.

    Если слово на конце с шипящей женского рода, то тогда нужно писать мягкий знак. Поэтому слово "тишь" пишется с мягким знаком. Состоит слово из четырех букв т-и-ш-ь. Запоминаем написание или учим правило и пишем правильно.

    Чтобы определить, нужно ли написать мягкий знак в слове тишь, определим по контексту его род:

    Ночная тишь навевала сон.

    Тишь какая? ночная.

    Это существительное женского рода с нулевым окончанием в отличие от слов женского рода с окончанием -а/я (страна, земля). Отнесем его к третьему склонению. Ве существительные третьего склонения пишутся с мягким знаком:

    тишь, брошь, ветошь, картечь, речь, немощь, помощь.

    Мягкий знак в написании этих слов - своеобразный маркер, который поможет отличить их от существительных мужского рода второго склонения, которые, напротив, пишутся без мягкого знака, например:

    обруч, матч, вернисаж, экипаж, мякиш, малыш, плащ, плющ.

В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

В существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветош_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это точ_ -в-точ_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как биш_ их... Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпеж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за туч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумаеш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаеш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла теч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж_ , за такого незначительного человека... («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил... Не плач_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лиш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвеш_ зелено, испортиш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набьеш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тысяч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обруч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фальш_ и лож_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помоч_ им, - сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей нож_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила ноч_ - мать благословила доч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда - хотя весьма редко - златой луч_ надежды, луч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один ключ_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, - решительно сказал усач_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встреч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Плач_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзнич_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Дич_ ! - завопил взбешенный до ярости Лужин, - дич_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да полож_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч_ до зрелищ_ , что никому без себя сеч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - проч_ миражи, проч_ напускные страхи, проч_ привидения!..» («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смерч_ и все поглотит, все разом... («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Тема урока: «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»

Цель урока: познакомить с правилом правописаниямягкого знака после шипящих в конце существительных.

Развивать речь детей, словарный запас, творческое мышление.

Воспитывать трудолюбие, желание находить выход из проблемной ситуации.

Оборудование:

· таблица правописания мягкого знака в конце существительных после шипящих;

· презентация птиц с использованием ПК и проектора;

· макет ёжика, несущего шипящие буквы;

· картинки для оформления путешествия.

Ход урока.

I . Организационный момент

Сегодня весенний солнечный денек и мы, взяв палитру и краски, отправляемся с вами на поезде в путешествие в страну «Словарию», делая по пути интересные зарисовки. Сели, поехали. Выглянем в окно, по сторонам дороги стоит проснувшийся от зимней спячки весенний лес. Ветви деревьев покачиваются от свежего ветерка и поют свою весеннюю песенку. Сделаем зарисовку. (На магнитной доске появляется зарисовка леса)

II.Ка ллиграфическая минутка

Ьььь

Муравьи, пень

Для чего нам нужен мягкий знак? (Повторение о написании мягкого знака)

III . Словарная работа:

Едем, любуемся природой, какое интересное дерево, листочков еще нет, но толстые коричневатые почки говорят о том, что дерево пробудилось, живет, дышит и радуется приходу весны. Зарисуем и его. (На магнитной доске появляется зарисовка дерева)

Называю три слова сразу, вы запоминаете их и правильно записываете:

Береза, ветер, деревня

Осина, север, соловей

Взаимопроверка работ учащимися.

IV . Работа по теме урока:

1.Создание проблемной ситуации и поиск путей выхода из нее.

А вот спешит по своим делам колючий ежик, «возьмем» его на свою картину. (На магнитной доске появляется рисунок ежика)

А вот и сам ёжик с шипящими буквами

- Что мы знаем про эти буквы?

Мягко слышится – твердо пишется (ча, ща)

Твердо слышится, мягко пишется (жи, ши)

В алфавите только четыре буквы, обозначающие шипящие звуки, но сколько хлопот они приносят.

- Образуйте от слов “мощный”, “ночной”, “лучистый”, “багажный” однокоренные имена существительные, запишите их.

- Как записали шипящие в конце слова, почему?

- Какое правило “изобрели”?

Чтение правила на странице 41 учебника Русского языка

- Давайте заполним таблицу:

Пишется ь

Не пишется ь

Сущ. женск. рода

рожь

тишь

помощь

Сущ. муж. рода

нож

меч

грач

2. Работа над усвоением правила:

За окном мы видим ребят, которые встречают птиц и вешают скворечник, сделанный своими руками. Давайте сделаем зарисовку. (На магнитной доске появляется рисунок скворечника)

- Напишите правильно слова, заменив синонимами данные понятия и назвав их одним словом:

Часть суток после вечера ночь

Мясо, пропущенное через мясорубку фарш

Доктор врач

Мелкие деньги мелочь

Маленький ребенок малыш

Молодое поколение, молодые люди молодежь

Всякое изделие, предмет вещь

То, что мы слышим, произносим, читаем, пишем речь

Человек, который охраняет ценности, имущество сторож

V . Закрепление по теме урока.

Такой звонкий чистый ручеек бежит, поет, сверкает на солнце чистым серебром. Поместим его на нашу картину. (Добавляем на картину зарисовку весеннего ручейка)

1. Соотнесите имена существительные с подходящими по смыслу именами прилагательными:

Красивая нож

Острый глушь

Строгий ландыш

Лесная вещь

Пахучий рожь

Золотая завуч

Запишите только те сочетания слов, которые можно употребить в прямом и переносном значении с одним и тем же прилагательным (золотая вещь, рожь)

2. Отгадайте загадки (работа в группе)

Птица грач хлопочет возле своего гнезда, зарисуем и его. (На магнитной доске появляется рисунок грача)

Запишите отгадку:

1 группа

1.Ползун ползет, иголки везет.

2. Шевельнул бороздкой гном,

И вошел хозяин в дом.

3. Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут.

2 группа

1.Белые горошки на зеленой ножке.

2. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

3. Он признался ножу:

«Без работы я лежу

Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог ».

3 группа

1.Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

2. Растет на суше,

Голова из плюша .

3. Что за весенняя первая птица

Любит за плугом ходить и кормиться?.

Запишите любых три отгадки.

- От существительного «печь» образуйте однокоренное прилагательное, разберите по составу.

3.Письмо с комментированием:

А камыш так и остался стоять с прошлой осени, вот только пожелтел, зарисуем и его. (Помещаем рисунок камыша)

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

(И.Никитин)

- В первом предложении найдите грамматическую основу, сделайте морфологический разбор слова «тишь»

4. Викторина «Знаешь ли ты птиц» (Использование ПК и проектора)

Клин журавлей летит с юга, кричат журавли, радуются возвращению на свою Родину. Как не зарисовать их! (На магнитной доске появляется клин журавлей)

А.) Какая птица быстрее всех летает? (стриж)

Б.) Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название? Большую часть пути с юга она шагает пешком, она является объектом спортивной охоты. ((дергач)

В.) Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах. Часто люди держат ее в клетке. Герой одной из басен И.Крылова. (чиж)

Г.) Название какой птицы составлена из звуков, которые издают эти птицы? «Гра-гра», - кричит птица. (грач)

Д.) Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных насекомых, подлежит охране. (сыч)

Как средством языка показано, что слова «стриж», «дергач», «чиж», «грач» существительные мужского рода?

- Используя название одной из отгаданных птиц, составьте предложение. (По дороге важно ходит черный грач.)

VI. Итог урока.

Вот и приехали мы в страну « Словарию». Посмотрите, что получилось на магнитной доске?

Как называется картина о природе? (пейзаж)

Объяснение орфограммы. Запись нового словарного слова в тетрадь.

- С каким правилом познакомились сегодня на уроке?

- В нашем языке таких слов очень много, и несмотря на то, что орфограмма кажется очень легкой, допускается немало ошибок, поэтому будем отрабатывать эту орфограмму, а данные слова я поместила в специальный словарик.

Домашнее задание – упражнение 451.

Ь знак после шипящих на конце слова пишется:

1) у сущ-ых 3 скл., ж.р. в им..п. ед. ч.

Например: рожь, ночь, вещь.

2) у глаголов во всех формах, при этом ь сохраняется и перед –ся, -те.

Например: беречь – беречься, режь – режьте (гл. в повелительном накл.)

3) у наречий. Например: сплошь, навзничь, настежь.

Ь знак не пишется:

1) у сущ-ых муж. рода в им. п. ед. ч.

Например: гараж, камыш.

2)у сущ-х ж. и ср. рода в род. падеже мн. ч.

Например: много туч, нет крыш.

3) у кратких прилагательных.

Например: хорош, горяч.

4) у наречий – исключений: уж, замуж, невтерпёж.

Рассказать о правописании безударных гласных в корне слова.

Гласные звуки под ударением произносятся отчётливо и ясно, на письме они обычно обозначаются «своими» буквами, а гласные звуки в безударном положении произносятся неясно. Например, звук о в безударном положении произносится близко к а. Поэтому нужно знать, как проверять безударную гласную в корне слова.

Для проверки безударной гласной в корне слова надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот звук оказался под ударением.

Например: удивительный – диво, тяжёлый – тяжесть.

Билет 2

Дефис в наречиях и местоимениях.

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признак признака и отвечает на вопросы где? куда? откуда? почему? зачем? и как?

Дефис в наречиях пишется:

в наречиях с приставкой по-, оканчивающихся на суффиксы –ому, -ему, -и

Например : по-новому, по-русски

в наречиях с приставкой в- (во-), оканчивающихся на суффикс –ых (-их)

Например: во-первых, в-третьих

в наречиях, образованных повторением слов или из однокоренных слов.

Например: еле-еле, мало- помалу

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Местоимения с частицами –то, -либо, - нибудь, кое- пишутся через дефис: Например: какой – то, кое – кто, какой – нибудь

Если частица кое- отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно Например: кое у кого

Правописание гласных и согласных в приставках.

1) Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: об-, от-, над-, под, пред-, в-, с-, пере-, до-. Например: обмерить, отпить, надписать, ввоз, сделать, добежать

2) В приставках, оканчивающих на з- (с-), перед гласными и звонкими согласными пишется з-, а перед глухими с-.

Например:разб ежаться, но расп исаться

В словах здесь, здание, здоровье, ни зги всегда пишется з, т.к. здесь з не приставка, а часть корня.

В приставках роз- (рос-)- раз- (рас-) под ударением пишется о, без ударения – а Например:роспись, но расписка

Билет 3

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Все слова в русском языке можно разделить по группам, которые называются частями речи. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

− общее грамматическое значение.

− морфологические признаки.

− синтаксические признаки.

Все части речи делятся на две группы – самостоятельные и служебные.

Признаки самостоятельных частей речи:

− Передают в речи основную информацию.

− Отвечают на вопросы.

− Обозначают предметы, признаки, действия и т.д.

− Являются членами предложения.

Признаки служебных частей речи:

− Служат для связи слов.

− Не отвечают на вопросы.

− Не обозначают предметов, признаков, действий и т.д.

− Самостоятельно не являются членами предложения.

Особое место среди частей речи занимает междометие, т.к. междометия не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не служат для связи слов. Они передают наши чувства. (Бр-р) – что обозначает холодно.

Образование действительных и страдательных причастий.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Причастия могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.

Действ. прич. наст. вр. образуются от основы глаголов несов. вида настоящего времени I спр. с помощью суффиксов –ущ, -ющ и II спр. с помощью суффиксов –ащ, -ящ.

несут(1 спр.) – несущий

лечат (2спр) – лечащий

Дейст. прич. прош. вр. образуются от основы инфинитива или от основы глагола прош. вр. сов. и несов. вида с помощью суффиксов –вш и ш-. Суффикс вш- прибавляется к основе глагола, оканчивающейся на гласную, а суффикс ш- прибавляется к основе глагола, оканчивающейся на согласную. (зависеть – зависевший; нёс – нёсший)

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов несов. вида наст. вр. I спр. с помощью суффикса –ем (-ом) и от основы II спр. с помощью суффикса –им.

Страд. прич. прош вр. образуютя от основы инфинитива или от основы глагола пр. вр. сов. и несов. вида с помощью суффикса –нн- от глаголов на –ать, -ять, суффикса -енн от глаголов на –ить и суффикса -т-

(собрать – собранный, отправить – отправленный, колоть – колотый).

Билет 4.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой. С фонетикой тесно связана орфоэпия. Это раздел науки, который изучает произношение.

В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков. Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой – либо преграды. Гласные звуки: а, о, у, э, и, ы.

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую – нибудь преграду. Согласные звуки: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, и др.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие только из шума.

Зв. б в г д ж з л м н р й

глух: п ф к т ш с х ц ч щ

Звуки ш ж ч щ – шипящие

Звуки л м н р й – сонорные, всегда звонкие

Всегда глухие: х ц ч щ

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие:

Всегда твёрдые: ж ш ц

Всегда мягкие: ч щ й

Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами:

1) с помощью ь

2) с помощью букв е, ё, и, ю, я

Буква е, ё, ю, я после согласной имеют один звук, а после гласных, ъ и ь и в начале слова имеют два звука. Например: (свои примеры)

Гласные звуки под ударением произносятся отчётливо и ясно, на письме они обычно обозначаются «своими» буквами, а гласные звуки в безударном положении произносятся неясно. Например, звук о в безударном положении произносится близко к а, звук и близкое к ы. Например:

Рассказать о правописании И-Ы после Ц.

В древнерусском языке согласный ц был мягким. Но со временем стал твёрдым. Буква и после ц не обозначает мягкости звука.

После ц пишется ы:

в окончаниях сущ-х мн.ч. (огурцы)

в окончаниях прил-ых (бледнолицый)

в суффиксах прилагательных (птицын, царицын)

в словах цыган, цыплёнок, цыц, цыкнуть, на цыпочках

В остальных случаях пишется буква и.

1) В словах на –ция Например:(акция, дикция)

2) В корне слов (циркуль, цифра)

Билет 5.

Что изучает морфемика? Основные морфемы русского языка.

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом – морфемы.

Окончанием слова называется его изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание может быть нулевым. Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.

Часть слова без окончания называется основой.

Корень – это общая часть родственных слов, в котором заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называют однокоренными.

Например: мир, мирный, примирить.

Чтобы правильно найти корень слова, надо подобрать однокоренные слова. Например: беда, бедность, бедный.

Есть слова с такими корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения. Такие слова не являются однокоренными (родственными)

Например, слово водный не будет однокоренным слову вывод, хотя в обоих словах корень вод.

Приставки и суффиксы – значимые части слова. Они служат для образования новых слов.

Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем, обычно служит для образования новых слов.

Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня, и служит для образовании новых слов.

Например: улица – переулок, вода – подводный.