Бразильский фотограф сальгадо. Себастьян Сальгадо: «Не все фотографы понимают общество, в котором живут

Себастьян Сальгадо — один из самых известных в мире фотографов-документалистов, живой классик фотографии, один из 30 самых влиятельных фотографов десятилетия по версии журнала "PDN Magazine" . За десятилетия своей работы он создал множество выдающихся снимков и навсегда вошел в историю фотоискусства и фотожурналистики.

Себастьян Сальгадо (Родился в 1944 году, Айморес, Бразилия)- известный фотограф-пейзажист, анималист . Главными темами его работ являются красивейшие виды природы, безумные ландшафты, жизнь диких животных в естественно среде обитания. В этом деле он добился потрясающих результатов.

Путешествуя по всему миру со своей камерой, он регулярно радует поклонников своего творчества всё новыми и новыми снимками живой природы. При этом бразильский фотограф Себастьян Сальгадо считается одним из самых лучших фотожурналистов мира.




Себастьян Сальгадо. (Sebastiao Salgado)

«Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже. Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие». Именно так написал о рождении известного бразильского фотографа Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) … он сам. Да-да… Ведь, как говорил известный фотограф из Венгрии Брассай, практически у каждого творческого человека два дня рождения, две даты. Первая - когда он младенцем появился на свет, и вторая - когда к человеку приходит понимание того, в чем заключается его истинное призвание. Примерно так же говорил о себе и Роберт Капа, тоже прославленный фотограф.

Второе, главное рождение Себастио Сальгадо как фотографа произошло намного позже рождения упомянутых мастеров фотоискусства, в конце шестидесятых - начале семидесятых прошлого века, вскоре после того как Себастио с женой переехали в Париж из Бразилии. Он тогда был занят подготовкой к защите докторской диссертации и планировал стать серьезным экономистом. В первой половине семидесятых семейство Сальгадо совершило несколько замечательных путешествий по Африке. Предприняли они это в рамках экономических программ Международного Банка. Устав пользоваться фотоаппаратом жены, Себастио обзаводится собственным. Покупает «Лейку» и не расстается с ней во время всех своих путешествий. Со временем фотография затягивает его всё сильнее и сильнее. И однажды, вернувшись из поездки, Себастио Сальгадо решает начать новую жизнь - жизнь фотографа. Удовольствие, получаемое им от занятий фотографией, было, как он сам потом говорил, просто огромным. И вообще слово «огромное» («enormous») он очень любил и часто его употреблял в сочетании со словом «фотография».

Хоть и жила семья Сальгадо в Париже, но дома Себастио было практически не застать. Он всегда был в центре важнейших мировых событий того времени. Снимал покушение на президента США Рональда Рейгана, делал репортажи с войн в Западной Сахаре и Анголе, освещал как фотокорреспондент известную «операцию Энтеббе» - освобождение израильских заложников, и множество других громких мировых конфликтов и происшествий. Снимки Сальгадо стали появляться в прессе. Вскоре они принесли ему мировую известность. И уже в 1979 году (До первой книги Себастио было еще далеко!) фотограф был приглашен на работу в «Magnum Photos», самое известное в мире на то время фотоагенство, знаменитое объединение фотографов-документалистов.

С 1977 по 1984 год - целых семь лет посвятил молодой еще тогда Сальгадо своему первому крупному проекту, в котором рассказал о Латинской Америке. Потом он писал, что это были годы его путешествий во времени, возвращение на семь веков назад. Себастио наблюдал, как перед ним в очень ленивом, медленном темпе, так, как течет время в этих краях, проходит поток схожих между собой культур, верований, связанных одной историей, историей страдания. Закончился этот проект в 1986 году выходом в свет книги «Другие Америки» («Other Americas»). До сих пор она является самым лучшим свидетельством о том, как сегодня живет коренное население и крестьяне этого уголка планеты, как бедственно положение этих народов.

Совсем скоро, всё в том же 1986 году, выходит вторая книга Себастио Сальгадо. Она называется «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Man in Distress»). Над ней автор работал в северных районах Африки, пострадавших от сильнейшей засухи в 1984-1985 годах. На фотографиях на страницах этой книги - не только лица жертв засухи и страшного голода, но и самоотверженность, мужество людей, пришедшим им на помощь. Это, в первую очередь, молодые медсестры и доктора из международной организации «Врачи без границ», рабочие, инженеры…Герои этой книги не кажутся нам чужими, незнакомыми. Лица страдающих африканцев, которые пронзительно кричат, не разжимая губ - уже не просто «чьи то» лица… Они становятся по настоящему близкими.

В конец восьмидесятых - начале девяностых Сальгадо увлекается темой рабочих. Сталевары, шахтеры, ткачихи, рыбаки, золотоискатели, строители - вот герои его снимков. Люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, люди, зарабатывающие на хлеб своими руками. Сегодня такие люди практически «археологическая редкость». Встретить их можно разве что в странах «третьего мира», а совсем скоро и в этих странах рабочие могут остаться без работы в результате автоматизации и роботизации производства. Увенчал этот этап работы Себастио Сальгадо выход на восьми языках более чем стотысячным тиражом книги «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: an archeology of the industrial era»).

Для этой книги о рабочих Сальгадо делал фотографии в 23 странах мира. «Всего в 23 странах» - улыбаясь, говорил он. Следующий его проект охватил уже 47 стран. В нём он рассказал о массовой миграции населения, пожалуй, самой больной проблеме нашего времени. Одна из причин возникновения этой темы в работе Себастио Сальгадо - знание ее не понаслышке. Ведь он сам родился на маленькой бразильской ферме и в пятилетнем возрасте стал жить в крошечном городке. Когда ему исполнилось пятнадцать, он перебрался в другой, среднего размера город, в котором проживало 120 тысяч человек. В этом городе он впервые встретил свою будущую жену Лелию Делуиз Уаник, и в 1967 году семья Сальгадо переехала в Сан-Паулу. Но вскоре жизнь заставила их покинуть родину и бежать по политическим причинам во Францию. «Даже сегодня я иностранец, живущий в чужой стране» - писал позже Себастио Сальгадо. Работа над темой о миграции заняла шесть лет. В 2000 году увидели свет сразу две книги, созданных Сальгадо по итогам поездок и общения с мигрантами по всему миру: «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («The Children: Refugees and Migrants»).

«Refugees in the Korem camp Ethiopia»/Беженцы в лагере в Эфиопии - Себастьян Сальгадо

Этот снимок был сделан в лагере беженцев в Эфиопии. Люди, их одеяния, расстояние, на котором они находятся друг от друга, все это создает ощущение хаоса в их жизни. Ребенок на переднем плане, чей взор направлен вниз, мать, которая не смотрит в сторону мужа - создают идеальную симметрию. А пейзаж и мужчина, уходящий в противоположную сторону, отражают чувство страха и условий, в которых им приходится жить.

Имя фотографа и фотожурналиста Себастио Сальгадо стало известно всему миру уже после выхода первых двух его книг. Проекты, которые последовали за ними, всё больше и больше укрепляли его известность и значимость в мире журналистики. Но кроме таланта фотохроникера Себастио обладал еще и талантом фотохудожника. Тем не менее, интересно и то, что сам фотограф свои снимки считает просто работами документалиста, «Не фотографирующий, а фотографируемый делает фотографию» - говорит он. Автор не хочет, чтобы его снимки считали произведениями искусства. Тут остается лишь порадоваться тому, что вся дальнейшая жизнь произведения, после того, как оно покинуло мастерскую автора, уже не зависит от его воли. Несмотря на то, что на них порой изображены ужасные сцены из реальной жизни, фотографии Сальгадо потрясающе красивы и уже много лет живут своей собственной жизнью, украшая собой многочисленные фотовыставки и стены более ста музеев мира, они стали жемчужинами сотен личных коллекций. Про публикацию их в книгах и тиражирование фотографий Себастио Сальгадо в Интернете говорить и не приходится.

В 1994 году Себастио Сальгадо принимает решение разорвать отношения с «Magnum Photos». Вместе с женой они отрывают скорее всего самое маленькое фотоагентство в мире - «Amazonas Images». В него входит только один фотограф, собственно, сам Себастио. Кроме фотографической деятельности агентство занимается природоохранной работой. Вскоре в Бразилии супруги Сальгадо выкупили участок земли, на котором раньше стояла ферма отца Себастио, на которой родился и он сам, и открыли там «Институт Земли» («Instituto Terra»). Главная цель работы института - охрана лесов, а так же просветительская деятельность в этой сфере.

В 1998 году на месте рождения знаменитого фотографа его стараниями был учрежден заповедник и начались лесовосстановительные работы. Количество зеленых насаждений в этих местах, начиная с 1940 года, уменьшилось в 300 раз! За десять лет существования заповедника на его территории специалистами и волонтерами было посажено более миллиона саженцев деревьев! Но до полного восстановления природы этого края еще очень далеко.

Следующий проект Себастио Сальгадо связан с природоохранной деятельностью. Кто-то посчитал этот проект за кардинальную смену деятельности фотографа, но сам он так не считает. «Это продолжение уже начатых мною исследований» - говорит Себастио. Этим проектом Сальгадо решил показать всему миру уголки земли, неиспорченные цивилизацией, доказать людям, что эти уголки прекрасны. Фотограф надеется, что его новый проект поможет человечеству наконец-то понять, какое место оно занимает в окружающей среде. Этот проект он назвал Генезис, и призывает всех жителей Земли, насколько это возможно, вернуться к истокам жизни на нашей планете, к тому воздуху, той воде, тому огню, которые и породили на ней жизнь. К тем животным, которые до сих пор не приручены людьми, к тем отдаленным племенам, ведущим примитивную жизнь, остающуюся без изменений многие сотни лет, к самым ранним формам человеческих организаций и поселений.

Работу над этим проектом Себастио Сальгадо начал на Галапагосских островах, именно в тех местах, где в 1835 году Чарльз Дарвин первый раз задумался об эволюции. Впервые в своей фотографической практике Себастио снимал красивые пейзажи дикой природы, рассветы и закаты, черепах, птиц, огромных ящериц, которые казались ему маленькими драконами. Себастио было уже за шестьдесят, но он совсем по детски, по настоящему, радовался всему тому, что он видел вокруг себя. В своих записках он восторгался: «Это просто восхитительно! У меня есть даже фотография, где одна игуана обнимает другую!». После возвращения с Галапагосских островов жажда путешествий в Себастио не угасла. Он посетил Руанду, Патагонию, Камчатку и даже Антарктиду! В рамках этого проекта он много снимал в родной Бразилии. На завершение этого проекта фотограф и защитник природы планирует отвести восемь лет своей жизни. Хочется надеяться, что впереди у него еще много открытий, которыми он порадует всех нас.

Себастио Сальгадо - оптимист по своей натуре. Он полон жизненных сил. В 2007 году в одном из интервью он признался, что надеется фотографировать до самого конца своей жизни, а фотографы обычно живут до старости… Удовольствие, которое Себастио получил, когда впервые взял в руки фотоаппарат, не ушло никуда. Он получает его и сейчас. Поэтому хочется верить, что за проектом «Генезис» состоятся и другие проекты мастера.

Sebastiao Salgado был членом известного агентства Магнум Фото, который был создан Анри Картье-Брессоном . Однако в 1994 году он покинул знаменитое агентство и создал своё, которое называется Amazonas Images и находится в Париже. За свою жизнь Себастьян Сальгадо побывал в более чем 100 странах мира. Выпустил 12 альбомов со своими фотографиями. Имеет большое количество наград и премий. В настоящее время проживает в Париже.

По линии Всемирного банка Себастьян оказался в Африке, и происходящее там настолько его поразило, что он взялся за камеру.

Первое время он делал любительские снимки и осваивал азы фотографии, но уже в 1973 году навсегда покончил с экономической карьерой и стал фоторепортером.

И, как выяснилось, именно в репортажной и документальной фотографии Себастьян Сальгадо нашел свое истинное призвание: уже в 1979 году его приглашают работать в самое, пожалуй, знаменитое фотоагентство, «Магнум» . К слову, в 1994 году он создал собственное агентство Amazonas Images .

Первые годы Себастьян работает над политическими обзорами и новостными репортажами, но вскоре переходит к главной теме своей профессиональной деятельности: социальным проблемам.

Он снимает голод и засуху в Африке, нищие кварталы в городах Латинской Америки. В 1986 году выходит его первая книга «Другие Америки» и сразу же вслед за ней вторая, «Сахель: человек в беде». Два этих фотоальбома принесли Себастьяну Сальгадо мировую известность и признание коллег.

Затем были и другие проекты: о тяжелом положении рабочих, о проблемах международной миграции. Кроме того, Себастьян с женой активно занимаются природоохранной деятельностью и даже основали в Бразилии общественную организацию «Институт Земли».

Но что бы ни делал Себастьян Сальгадо, он все равно остается прежде всего фотографом, одним из тех, кто при помощи фотоснимков показывает людям разных стран мир вокруг них.

Работы этого фотографа, подчеркивающего, что у него нет любимого снимка, привлекают пристальное внимание зрителей на протяжении многих лет. Лауреат престижных премий призывает вести полемику о проблемах современного мира и поиске их решений. Рассказывающий о судьбах других людей, Sebastiao Salgado регулярно радует своих поклонников новыми шедеврами, молчаливо повествующими не только о красоте, но и о смерти и разрушении.

Экономист, ставший знаменитым фотографом

Знаменитый мастер-документалист Себастьян Сальгадо родился в 1944 году в небольшом городке Айморес (Бразилия). Он поступает в университет Сан-Паулу, где получает степень магистра по экономике. После того как в стране устанавливается военная диктатура, юноша эмигрирует в Париж и устраивается на работу в международную организацию. Молодой человек вынужден много путешествовать по странам Африки.

Посмотрев однажды в объектив фотокамеры, которую приобрела его жена Лейла, он находит свое призвание. Сальгадо увольняется, заявляя, что его более не привлекает профессия экономиста. На четвертом десятке Себастьян полностью отдается фотографии, которая становится его главной страстью в жизни, и любимая поддерживает своего мужа, изменившего карьерные планы.

Начало карьеры

В 70-х годах прошлого века он сотрудничает с агентствами Sygma и Gamma на непостоянной основе, а уже через несколько лет его приглашает на работу известная компания Magnum Photos. Двадцать три года назад бразилец, ставший одним из самых влиятельных фотографов, организовывает с женой Лейлой свою студию Amazonas Images, получившую мировую известность. Теперь он сам дает себе задания и сам их исполняет.

Книги, вызвавшие резонанс в обществе

В 1977 году занимающийся любимым делом Себастьян Сальгадо приступает к работе над первым своим проектом, посвященным Латинской Америке. Семь лет он изучает культуру, различные верования, знакомится с богатой историей страны. Бедственное положение коренного населения поражает фотографа, а результатом его работы становится книга под многозначительным названием "Другие Америки".

Автор шокирующего заявление о том, что его работы не должны приравниваться к произведениям искусства, выпускает вторую книгу, в которой собраны снимки, посвященные последствиям страшной засухи на севере Африки. Главными героями являются жители тропической саванны, а также врачи и обслуживающий персонал. Работу "Сахель: человек в беде" высоко оценили профессионалы и покупатели, а знаменитый драматург А. Миллер назвал пронзительные снимки художника, исследующего неблагополучную жизнь людей, "актом глубочайшей веры".

Обрушившаяся критика и мнение автора

После выхода книг на Себастьяна Сальгадо обрушивается критика: многие высказывают мнение о том, что автор намеренно эстетизирует катастрофы, горе и беды жителей Африки и Латинской Америки. А зрители, которые видят все ужасы, больше испытывают не сострадание, а чувство бессилия. И, по мнению многих, бразилец просто злоупотребляет человеческими эмоциями, не опирающимися на конкретные действия.

Однако обладающий индивидуальным стилем фотограф категорически не согласен с таким подходом. Через судьбы других людей он показывает и свою, честно рассказывая о семье. Его выразительные монохромные фотографии не оставляют никого равнодушным, и неслучайно творчество гениального мастера по силе воздействия сравнивают с произведениями Леонардо да Винчи. Отражающий изнанку современного общества, Себастьян Сальгадо сочувствует человеческой трагедии, а не смотрит на нее свысока. Он правдиво показывает ужасающую бедность населения, проживающего в странах так называемого третьего мира, военные конфликты, уносящие жизни женщин и детей.

Диалог с вечностью

Самыми мощными работами фотографа являются те, в которых он сосредотачивается на людских страданиях: снимки жестокости и бесчеловечности вызывают противоречивые чувства. Себастьян Сальгадо, в фотографиях которого зрители видят диалог с вечностью, словно останавливает время. Черно-белые произведения, похожие на полотна художников Ренессанса, полны деталей, точно передающих мрачное настроение их автора. Говоря о смерти, мастер показывает ее как самый страшный процесс, который коснется каждого, и любой ракурс, взгляд, жест становятся значимыми.

Себастьян, насмотревшийся жестокости и ужасов за то время, что путешествовал по Африке, убеждает всех в аморальности боевых действий и видит норму только в мире. Бразилец признается, что давно потерял веру в людей и прошло немало времени прежде, чем он вышел из состояния отчаяния.

Попытка найти себя в природе

На замысел нового проекта под названием "Генезис" Себастьяна Сальгадо натолкнула история с фамильным ранчо, которое погибало. Из-за того, что были вырублены окружающие леса, началась экологическая катастрофа, и зеленые поля превращались в выжженную пустыню. В конце 90-х годов прошлого века фотограф с супругой восстанавливает часть Атлантического леса в Бразилии, превращая эти земли в заповедник, и работает над созданием фонда, занимающегося охраной окружающей среды страны. Genesis - это один из последних проектов Себастьяна Сальгадо, доносящего до зрителя мысль, что еще можно успеть спасти нашу планету, пока не стало поздно.

Главной мыслью серии фотографий девственных уголков нашей планеты является попытка найти себя в природе, которую он воспринимает как землю обетованную.

Размышления о гармонии и красоте

Побывавший более чем в 120 странах, талантливый фотограф изучает проблемы с самых разных углов. Он рассказывает зрителю о судьбах других людей, однако в последние годы его очень интересуют природоохранная деятельность и экология. Девять лет назад Себастьян Сальгадо, биография которого служит ярким примером того, как человеческая жизнь может круто поменяться, выпускает книгу "Бытие". Это его размышления о гармонии в природе, красоте, культурных традициях людей из далеких от технического прогресса стран, где не знают о благах цивилизации.

Документальная лента о фотографе и человеке

В 2014 году на экраны выходит документальный фильм о творчестве Себастьяна Сальгадо "Соль земли", режиссерами которого выступили известный В. Вендерс и сын фотографа Джулиано. Удостоенный приза Каннского фестиваля, он знакомит не только с работами великого мастера, но и приоткрывает тайны личной жизни бразильца. Лейла, многое сделавшая для своего супруга и поддерживающая его на протяжении всей жизни, дает короткие интервью, и авторы ленты раскрывают личность женщины, остающейся в тени знаменитости.

Кроме того, в картине очень откровенно рассказывается о проблемах семьи, в которой второй сын родился с синдромом Дауна. Себастьян, размышляя о вере и горе, не скрывает чувства отчаяния, охватившего его. Поэтому лента повествует не только о полностью отдающемся работе Сальгадо-фотографе, но и показывает его как переживающего человека. Однако многочисленные снимки все же занимают большую часть документального фильма. "Соль земли" - это глубокое философское произведение, в котором работы во весь экран комментируются автором за кадром, а монолог мастера воспринимается как подпись к каждому снимку. Лента производит невероятное впечатление даже с выключенным звуком.

Призыв к состраданию

Авторские работы Себастьяна Сальгадо ("Дети", "Миграция", "Земля" и другие) отличаются не только богатым внутренним миром, но и грамотно выстроенной композицией. Считающий, что хороший снимок - это результат взаимодействия фотографа и его героя, он вживается в проблемы других людей. Мастер четко понимает, кто стоит перед ним, и от получившихся портретов нельзя оторвать глаз. Это словно стоп-кадры из художественного кино, побуждающие зрителя к мощным эмоциям и переживаниям. Сальгадо, обладающий уникальным даром, призывает нас к главному - не быть равнодушными.

Талантливый художник, несмотря на возраст, полон новых идей. Его история жизни и творчества - это прекрасный образец человека, меняющего современный мир к лучшему.

Вим Вендерс обладает уникальной способностью использовать документальный фильм как окно в другие художественные сферы, будь то музыка (Buena Vista Social Club ), танец («Pina: Танец страсти»), или, как в его последнем фильме, фотографии. Вендерс является исполнительным продюсером фильма «Соль Земли», рассказывающем о бразильском фотографе Себастьяне Сальгадо , совместно с сыном Сальгадо Джулиано Рибейро. Фильм объединяет портреты работы Сальгадо и размышления о призвании фотожурналиста.

https://youtu.be/k1gEsMfdD0Q

«Соль» знакомит зрителей с более широким набором работ Сальгадо, чем, они, вероятно, встречались раньше. Нью-Йоркские зрители могут быть знакомы с серией «Бытие», выставленной в Международном центре фотографии в начале этого года, серией, изображающей неразвитые регионы мира. Снимки природы удивительно величественны по форме и объёму; серия изображает коренные общины, которые, однако, могут чувствовать себя неуютно. Если «Бытие», это та работа, по которой все узнают Сальгадо, то можно сделать выводы о его фото- и моральной философии. «Соль» показывает, что эти выводы, скорее всего, будут неправильными.


В качестве кинохроники стоит упомянуть, что Себастьян Сальгадо родился в Аиморес, штат Минас-Жерайс, Бразилия, сын зажиточного фермера и единственный мальчик среди семи сестёр. После идиллического детства среди природы, он изучал экономику в университете, и вместе со своей женой Лейлой Уаник Сальгадо стал участвовать в политике левых в 1960-х годах в Бразилии. Но под властью военной диктатуры, Бразилия была опасным местом для левых, поэтому Себастьян и Лейла эмигрировали в Париж. Сальгадо сначала хотел сделать карьеру в экономике, но растущая страсть к фотографии и поддержка Лейлы убедила его изменить карьерные планы. Лейла явно незамеченный герой в карьере Сальгадо, и авторы фильма хотели, чтобы зрители узнали её, как в коротких интервью, так и в повествовании Сальгадо, где он рассказывает о её финансовой и художественной помощи, позволившей ему принять профессиональные риски.


Наиболее мощными работами Сальгадо являются образы человеческих страданий. Его серии 1984-85 годов «Врачи без границ», «Сахель», «В конце пути» представлены очень удручающим портретом массового голода из-за засухи; можно себе представить, насколько мощной критикой распределения мировых ресурсов являются эти изображения. Во время съёмок с 1994 по 1999 год при очередном переезде, Сальгадо оказался на краю геноцида в Руанде, ведя хронику волн беженцев. Мы узнаем, что этот опыт поставил под сомнение его роль как фотокорреспондента: больше не было снятых во время путешествий взлётов и падений человечества, остались только снимки жестокости человека, общей бесчеловечности. «Мы, люди, ужасные животные» , — говорит он в «Соли». «Наша история – это история войн. Это бесконечная история, рассказ о безумии» .


Данное обсуждение его кризиса веры и откровения о беде Сальгадо и Лейлы, когда их второй сын родился с синдромом Дауна, самые личные моменты в фильме. Сальгадо раскрывает свои чувства чаще всего через свои сюжеты. Для того, чтобы переориентировать фильм, Вендерс заимствует немного фирменного стиля Вернера Херцога и повествует как бестелесный голос, иногда разделяя эту роль с Джулиано Рибейро Сальгадо. С такой озвучкой удобно работать, добавляя элементы личных отношений между кинематографистами и героем. Это позволяет сделать «Соль» сосредоточенной на Сальгадо не только как фотографе, но и как человеке. Фильм в целом построен в хронологическом порядке, где Сальгадо размышляет о своей карьере; приведённые фотографии занимают существенную часть экранного времени. Поэтому «Соль» в основном озвучена голосом Сальгадо, но есть также вставки голосов Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо.

Согласно фильму, от депрессии Сальгадо спас переезд на его родную ферму в конце 1990-годов, и последующее изменение направленности творчества на природу вместо человека. На момент смерти отца Сальгадо ферме была в плохом состоянии; пышный окрестный лес был уничтожен. Лейла предложила пересадить его. После проб и ошибок им это удалось, теперь эта земля стала Институтом Терра – 17 000 акров успешно восстановленного леса.

«Соль» наиболее глубоко повествует о том, что значит быть фотографом-документалистом, свидетелем мира. В фильме есть рассуждения на тему того, где мудрый, увидев красоту и ужас, может вновь обрести веру. Сальгадо обрёл её в природе, не в человечестве. Чувствуется, что Вендерс и Джулиано Рибейро Сальгадо идентифицировали тихую философию фотографа с циклами Земли, что, несомненно, заметят зрители.





«Соль Земли» в настоящее время представлена в избранных театрах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, а в ближайшие месяцы будет представлена в большем количестве театров на территории США. Посетите

Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) – это известный бразильский фотограф-документалист. Он прославился, прежде всего, благодаря своим великолепным портретным снимкам мигрантов и простых разнорабочих, а также живописным фотографиям девственных земель, незатронутых промышленным производством и современным укладом жизни. Себастио Сальгадо можно назвать одним из самых узнаваемых и знаменитых фотожурналистов современности, который был удостоен множества почетных наград, в том числе премии WorldPressPhoto в 1994 году и Художественной премии принца Астурийского в 1998 году.

Будущий мастер документальной фотографии родился в Бразилии в маленьком провинциальном городке в 1944 году. Здесь он провел свое детство и юношеские годы, а также получил высшее образование и степень доктора философии по экономике в университете Сан-Паоло. В Бразилии он встретился со своей будущей супругой – Лелией Делуиз Уаник, которой предстояло сыграть важную роль в его дальнейшей судьбе.

В начале 70-х годов Себастио Сальгадо вместе с семьей переезжает в Европу. Он устраивается на работу экономистом в крупную международную компанию, занимающуюся продажей кофе, и начинает ездить по командировкам. Жена тем временем остается в Париже и знакомится с местной архитектурой, регулярно прогуливаясь по красивым улочкам французской столицы. В один прекрасный день она решает приобрести фотоаппарат, чтобы запечатлеть на снимках различные архитектурные сооружения и красивые здания.

Удивительно, но эта покупка фотокамеры становится переломным моментом в жизни ее супруга. Интерес жены к фотографии быстро передается Себастио, который вспоминал впоследствии: «Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже. Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие».

Фотография полностью увлекла его, и вскоре он приобрел уже собственную «Лейку», которую начал брать с собой в заграничные поездки. В начале 70-х годов он много путешествовал по Африканскому континенту в рамках программы Международного Банка, не забывая делать яркие и интересные снимки. Это путешествие по Африке становится для Себастио Сальгадо последней деловой поездкой, совершенной им в должности экономиста. Он решает полностью перевернуть свою жизнь и стать профессиональным фотографом. «Уж слишком огромным было удовольствие» — словно в свое оправдание говорил впоследствии Себастио.

Надо сказать, что он довольно быстро достиг успеха на новом для себя поприще, став новостным фотографом. Начиная с 1973 года, Себастио освещает самые разные события, происходящие в мире – от войны в Анголе и Испанской (Западной) Сахаре до покушения на президента США Рональда Рейгана и легендарной операции Энтеббе по освобождению израильских заложников. Журнальные и газетные публикации с яркими и живыми снимками сделали его известным в фотографических кругах. Благодаря этому в 1979 году бразильского фотографа пригласили в фотоагентство «Magnum Photos» — самое знаменитое и уважаемое объединение фотографов-документалистов в мире.

Один из самых известных крупных фотографических проектов Себастио Сальгадо относится к периоду 1977 – 1984 годов. В течение практически семи лет он работал над темой, целиком посвященной Латинской Америке – ее культурной многоликости, современному укладу обычных жителей. Об этом проекте сам Сальгадо рассказывал следующее: «Я наблюдал как передо мной в медленном, крайне ленивом темпе – темпе, который символизирует скорость течения времени в этом регионе – протекает поток различных культур, столь схожих между собой своими верованиями, историей и страданиями».

Для бразильского мастера это было словно путешествие во времени на семь веков назад. Результатом грандиозной фотографической работы стало издание в 1986 году книги «Другие Америки» («Other Americas»), в которой он сумел собрать документальные свидетельства жизни коренных народов и крестьян Южной Америки. На фотографиях Себастио Сальгадо можно было увидеть, насколько бедственным и тяжелым является положение этих народов.

Следующий крупный проект был представлен бразильским фотографом в том же 1986 году. На этот раз в объектив его фотокамеры попали терпящие бедствие районы на севере Африки, которые пострадали от сильнейшей засухи. На страницах книги «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Manin Distress») Себастио Сальгадо предлагает фотографический рассказ о мужестве тех, кто пришел на помощь страдающим африканцам – о медсестрах и докторах из международной орагнизации «Врачи без границ», инженерах и рабочих. Но самое большое внимание было уделено, конечно, самим жертвам катастрофической засухи и голода. Эти два фотоальбома о Южной Америке и Африке принесли Себастио Сальгадо мировую славу и сразу сделали его одним из самых знаменитых фотожурналистов в мире.

Продемонстрировав невероятный талант фотохудожника, бразильский мастер документальной фотографии приступил к следующему крупному проекту, который он посвятил людям, занятым тяжелым физическим трудом. В уникальный фотографический альманах под названием «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: anarcheology of theindustrialera») вошло триста пятьдесят черно-белых снимков, повествующих о нелегкой судьбе рыбаков, строителей, шахтеров, сталеваров, ткачей и разнорабочих. Герои его ярких и пронзительных фотографий выполняют тяжелую физическую работу своими руками, несмотря на присутствие в современном мире машин, автоматизированных роботов и компьютеров.

Для того, чтобы создать этот проект, Себастио Сальгадо пришлось объехать множество стран. Он снимал строителей дамб в Индии, работников рудников в Индонезии, собирателей чая в Руанде, сборщиков кораблей в Китае. Сделанные им фотоснимки воздают должное людям труда, которые каждый день борются за средства к существованию, работая в невероятно сложных условиях.

С течением времени масштабность реализуемых Себастио Сальгадо фотографических проектов только возрастает. В 90-е годы он начинает работать над такой сложной и актуальной проблемой современной цивилизации как миграция людей. Для того, чтобы получить живые, запоминающиеся свидетельства массовой миграции, он посетил сорок семь стран мира. Взяться за эту сложную тему Себастио Сальгадо побудили собственные воспоминания и личные мотивы: «Я знаю о миграции не понаслышке. Я родился на бразильской ферме. В пять лет я стал жить в маленьком городе. В пятнадцать я покинул этот город и переехал в другой – среднего размера с населением 120 тысяч человек. Здесь я встретил свою будущую жену ЛелиюДелуизУаник. 33 года назад мы переехали жить в Сан-Паулу, затем по политическим причинам были вынуждены бежать во Францию. Даже сегодня я – иностранец, живущий в чужой стране».

В течение шести лет он фотографировал мигрантов в различных странах, а плоды его колоссальной работы были представлены в 2000 году в двух великолепных фотоальбомах «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («TheChildren: Refugeesand Migrants»).

В 1994 году бразильский фотограф выходит из состава знаменитого «Magnum Photos», чтобы создать свое собственное, небольшое фотоагентство «Amazonas Images». Помимо этого, вместе со своей женой Сальгадо начинает активно заниматься природоохранной деятельностью. Семейная пара выкупила часть земли в Бразилии, добилась придания им статуса заповедника и стала помогать в восстановлении лесов. Вместе со своей супругой Себастио Сальгадо даже основал в Бразилии «Институт Земли» («InstitutoTerra»), основной целью которого стала охрана лесов и осуществление просветительской деятельности в этом важном направлении. Только за десять лет на территории созданного ими заповедника было высажено более миллиона деревьев.

Последний грандиозный фонографический проект бразильского мастера связан как раз с природоохранной деятельностью. Проект под названием «Бытие» («Genesis), пожалуй, самый амбициозный и сложный в творчестве Себастио Сальгадо. В нем он решил показать и одновременно доказать людям, что на нашей планете еще остаются уголки практически незатронутые человеческой цивилизацией. Он фотографировал на Галапагосских островах среди гигантских черепах и морских игуан – в том месте, где в 30-е годы XIX столетия Чарльза Дарвина впервые посетили идеи об эволюции. Кроме того, Сальгадо снимал в Эфиопии, на Камчатке, Антарктиде, Руанде, Патагонии, родной Бразилии и многих других девственных уголках мира.

В России знаменитый фотограф-документалист совершил уникальное путешествие к ненцам, живущим на севере Сибири. Представителей этого народа осталось на сегодняшний день всего около сорока двух тысяч человек. Их жизнь в условиях тридцатиградусных сибирских морозов целиком связана с оленями, которые обеспечивают ненцев едой, транспортом и одеждой. Зимой ненцы живут в селениях недалеко от полуостровов Канин и Таймыр рядом с реками Обь и Енисей, а в летний период, когда жара становится слишком изнуряющей и жаркой для оленей, они уходят ближе к Арктическому кругу. Кажется, что жизнь этого народа – это сплошное выживание, однако удивительно яркие и колоритные фотографии Себастио Сальгадо показывают нам, что эти люди живут в полной гармонии с природой.

Как отмечает сам бразильский фотограф: «Главная проблема сейчас заключена в городах. Мы животные, рожденные землей вместе с другими видами. С тех пор как мы начали жить в городах, мы стали глупее, а вовсе не умнее. В течение сотен тысяч лет нам помогала выживать наша духовность, наша связь с землей. Сегодня мы оказались изолированными, и нам необходимо что-то сделать, чтобы это исправить». В своем проекте «Бытие» Сальгадо словно пытается вернуть человечество к началу жизни на планете и подталкивает зрителя переосмыслению местаи роли человека в окружающей среде.

Несмотря на то, что работы Себастио Сальгадо повествуют об ужасах и актуальных проблемах современного мира, они в то же время отличаются невероятной красотой и притягательной силой. Однако сам автор призывает смотреть на его фотоснимки исключительно как на документальные свидетельства и плод работы фотожурналиста: «Я не хочу, чтобы на мои фотографии смотрели как на произведения искусства». В своих проектах мастер документальной фотографии уделяет внимание судьбам людей, восхищается человеком и природой, заставляет задуматься о сохранении нашего общего дома и каждого отдельного уголка планеты.

Сегодня фотографии Себастио Сальгадо выставляются по всему миру в музеях и галереях, его фотоальбомы выпускаются многотысячными тиражами, яркие и запоминающиеся снимки занимают достойное место в книгах и на электронных носителях. В возрасте шестидесяти лет бразильский фотограф начал работать над своим эпическим проектом «Бытие» («Genesis), на реализацию которого он отвел себе восемь лет. Тогда он говорил, что этот проект станет для него последним в качестве фотографа. Однако сейчас он уже так не думает. Себастио признается, что сможет фотографировать до самого конца: «То удовольствие, которое я получал от своих первых фотографий, до сих пор никуда не ушло. Это огромное удовольствие». Может быть, мы увидим еще немало интересных фотографических проектов в его исполнении.

14 августа 2015, 01:16

Когда начинаешь читать биографию Сальгадо, то постоянно встречаешься с эпитетами "живой классик фотографии", "знаменитый бразильский фотограф", "один из крупнейших фотожурналистов в мире" и т.д. и т.п. Но, по-моему, это штампы, которые, на самом деле, не способны и в сотой доли отразить масштаб личности этого человека, даже так - Человека, и то, что он на самом деле сделал для человечества.

После просмотра "Соли земли" я ночь не спала, так была потрясена фотографиями Сальгадо. Перед глазами стояли фоторепортажи о голоде в северной Африке 1983-1986 годов (Эфиопия и Судан), о тяжелом положении рабочих, работающих на очень опасных производствах и в горячих точках нашего мира, о геноциде в Руанде, об уничтожении тропических лесов в Бразилии. Благодаря своим репортажам он один из первых привлекал внимание общественности ко всем фотографируемым им событиям.

После фоторепортажей о голоде в Эфиопии и Судане, борющийся с избыточным весом золотой миллиард вдруг увидел какие ужасы могут происходить в 20 веке всего в нескольких тысячах километрах от благополучной Европы. Из-за многолетней засухи, гражданских войн и отсутствия нормально отлаженной поставки продовольствия люди в Африке умирали от голода тысячами. И все делали вид, что не замечают этого.

После просмотра таких фото уже нельзя было делать вид, что ты не замечаешь голода в Африке и не знаешь что там происходит... Западные державы зашевелились, стали налаживать поставки продовольствия и обеспечение пищей голодающего населения в Африке.

Еще один впечатляющий цикл фоторепортажей Сальгадо был о трудных профессиях. Потрясают фото пожарников, тушащих горящие нефтяные вышки во время первой Иракской войны в начале 90-х годов прошлого века. Война за нефть закончилась, но обозленные арабы подожгли нефтяные вышки и ушли.

Это была экологическая катастрофа для региона. Клубы черных облаков заволокли небо на многие километры. Исчезло солнце, пепел оседал на всю территорию. Гибло все живое вокруг. Кто-то же должен был тушить? Послали обычных пожарников... Сальгадо снял это так, что хочется закричать: да зачем нам нужна эта нефть и такие жертвы ради нее? Когда закончатся эти войны за нее? Стоит ли жизнь хоть одной птицы и тем более человека всего этого?! Когда мы наконец-то будем разрабатывать альтернативные источники энергии?!

Сальгадо по образованию экономист. Увлекся фотографией во время своих рабочих поездок в Африку в 70-х годах. На определенном этапе он понял, что фото привлекает его гораздо больше, чем деятельность экономиста. В итоге бросил благополучную, хорошо оплачиваемую профессию экономиста и стал профессиональным фотографом. Но, как он говорит, изначальная экономическая специализация очень помогает ему понять те процессы, которые происходят в мире. По своим взглядам он ближе к социалистам. Принимал участие в социалистических движениях во Франции в конце 60-х годов. И впоследствии очень много лет прожил с семьей во Франции. Одним из зол сегодняшнего мира он считает жажду наживы. Именно в ней он видит корень многих бедствий в мире. Жажде наживы посвящен еще один пробирающий до мозга костей цикл его фотографий, сделанных на золотых рудниках в Бразилии.

Огромное количество людей побросало работу в других местах ради того, чтобы на добыче золота быстро разбогатеть. И вот эта кишащая масса людей в котле золотого прииска вся перемешалась и ищет, ищет, ищет золото... Не факт, что они найдут его, тут уж кому повезет, но золотая лихорадка не отпускает. Ранее были фотографии про нефть - черное золото, а сейчас про то самое, блестящее, желтое золото. И ситуация тут, к сожалению, не лучше... Снимки тоже пробирают.

Люди поднимают мешки с золотой рудой, перемешанной с землей, по высоченным лестницам, никто не может остановиться, т.к. сзади тебя ждут десятки людей. Никто не задумывается, что лестница может рухнуть и люди погибнут. Все думают только о золоте, которое у них лежит в мешках. Сальгадо говорит, что сам по этой лестнице поднимался не раз. Это очень тяжело и опасно. И это даже не муравейник. Муравьи трудятся на благо себя и своих сородичей. А здесь: здоровые и крепкие мужики за кусок совершенно несъедобного золота готовы работать в нечеловеческих условиях, рискуя своими здоровьем и жизнью. И дело не только в бедности. Ведь если кто-то добывает золото в таких условиях, значит, другие покупают его за очень хорошие деньги. На фото отражена изнанка капитализма такой, какая она есть на самом деле.

Кто-то даже сравнивает эти фотографии с полотнами Питера Брейгеля старшего. Брейгель на своих полотнах тоже отражал все человеческие грехи. И, к сожалению, за 500 лет ничего не изменилось. Что сейчас, что тогда кто-то наживался за счет других, были и голод, и войны, и разруха. По-моему, Брейгель и Сальгадо в этом очень похожи.

Одним из последних репортажей Сальгадо был репортаж о геноциде в Руанде 1994 году. Он чудом остался жив после этой экспедиции. Для тех, кто не знает, в результате геноцида в Руанде народностей тутси и хуту число убитых за 100 дней составило по разным данным от 500 000 до 1 000 000 человек. В качестве оружия использовали мачете, топоры, дубины, палки, железные прутья. Иногда убийцы сначала отрезали своим жертвам пальцы, кисти, стопы, руки, ноги, и только после этого отрубали голову или разбивали череп. Около 250 тысяч женщин было изнасиловано, в том числе и девочки. Еще 250 тысяч людей сбежали от геноцида в тропические леса Африки, и они пропали там, умерли с голода. Описывать все это страшно, а смотреть фотографии еще страшнее. Я не буду приводить здесь эти фотографии, т.к. это очень страшно, это - мясорубка. Считается, что такие ужасы возможны были только при фашизме. Но оказывается это есть в нашем мире и сейчас.

У Сальгадо была еще поездка в Югославию в 1993 году. Тогда там тоже была война. И это уже не Африка. Это Европа...

После этих последних двух экспедиций Сальгадо перестал на долгие годы заниматься профессиональной фотографией. В отчаянии он признал, что фотография не может изменить мир. Осознание собственной беспомощности, безграничности несчастий жертв и жестокости палачей завело его в профессиональный и экзистенциальный тупик.

Жена Сальгадо - Лелиа предложила ему вернуться из Франции в Бразилию на ферму его отца. Но там была одна большая проблема. Земли, на которых когда-то в пору его детства произрастал тропический лес, были высушенными и бесплодными из-за вырубки лесов и постоянной эксплуатации. И казалось, что их восстановить невозможно. Ферма огромная, 600 га.

Со своей женой они решили восстановить джунгли на этих землях. Закупили миллионы саженцев, вырастили их и засадили.

Затея увенчалась успехом. Ферму превратили в Институт Земли, заповедник, в котором за десять лет поднялся лес, в который вернулись дикие звери, даже ягуары появились. И это - фантастика. Все вдруг увидели, что усилиями небольшого количества людей можно восстановить жизнь, вырастить лес заново. Человек создан не только для того, чтобы уничтожать и вытягивать из Земли все соки. Он может и созидать. Не все, но что-то может. Лично для меня такой поступок - не меньший подвиг, чем поездки в гущу бойни в Руанде или в голодающую Африку. И это показатель, что никогда не стоит отчаиваться.

На фото: теплицы, в которых выращиваются саженцы, и жена Сальгадо Лелиа вместе режиссером фильма "Соль земли" Вим Вендерс.

Ниже - фото Сальгадо с женой. Надо отметить, что Сальгадо познакомился со своей женой еще в студенчестве и прожил с ней всю жизнь. У них двое детей. Младший ребенок болен болезнью Дауна. Им предлагали чуть ли не отдать его в социальные заведения для такого рода детей, но они отказались и, судя из фильма, не жалеют. Любят его так же, как и старшего, здорового сына.

Успех Института земли придал оптимизма Сальгадо. Он решил снова заняться профессиональной фотографией и создал новый цикл фото - "Бытие" (Genesis). Но уникальность Сальгадо такова, что он не может просто фотографировать красивых зверушек и цветочки. Даже в фотографии хвоста обычного кита у него чувствуется какая-то драматургия. Такое ощущение, что хвост кита машет нам как какая-то очень мощная сила, которую мы не можем поработить, только признать, что она есть и стараться жить с ней совместно.

Ландшафты тоже потрясают своим величием. Просматривая эти фото, понимаешь, что мы не то что не одни в этом мире, а мы одни из тех, кто существуют на этой планете. Поэтому, нечего нос задирать и думать, что нам подвластно все. Разрушать мы уже, к сожалению, научились. А вот создать нам такое не под силу.

И, как ни странно, в этом мире есть еще люди, которые живут в настоящей гармонии с природой. Сальгадо сделал интересные фото дикого племени в Бразилии, которое не контактировало с белыми людьми в течение столетий и умудрилось сохранить свою самобытность и уникальность. Женщины этого племени почти как Гогеновские прекрасные таитянки. Естественны и невинны в своей наготе. Надеюсь, модераторы фото не сотрут. Также, Сальгадо съездил к нам в Россию и сделал очень интересный фоторепортаж про ненцев. Сальгадо считает, что это по-настоящему счастливые люди. Кто его знает, если бы в свое время европейцы не поработили Африку, не выжали из нее все соки, может быть и не было такого ужасающего голода на этом континенте и не было бы таких жутких гражданских войн?