Земельная реформа позволит прихватить «ничейной» земли. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд 39.28 земельного кодекса российской федерации

144/2016-47527(1)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://сайт

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Потеевой А.В. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
при участии (до перерыва) от администрации муниципального образования поселок Хохлово представителей Трофимова В.А. - главы муниципального образования на основании постановления от 17.09.2013 № 93/717, Морозовой О.Н. по доверенности от 06.04.2016 № 191,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования поселок Хохлово на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 июня 2016 года по делу № А13-1488/2016 (судья Мамонова А.Е.),

установил:

Индивидуальный предприниматель Мошанов Леонид Викторович (место нахождения: 162532, Вологодская область, Кадуйский район; поселок Хохлово; ИНН 351000061005, ОГРН 304353604100077; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации муниципального образования поселок Хохлово (место нахождения: 162712, Вологодская область, Кадуйский район, поселок Хохлово, улица Строителей, дом 13; ИНН 3510006630, ОГРН 1053500569605; далее - Администрация) о признании незаконными действий по отказу в перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:1574, оформленных письмом от 28.01.2016 № 47, а также возложении на Администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, направить это решение с приложением схемы расположения земельного участка заявителю в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию в срок не более, чем тридцать дней со дня представления в Администрацию кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:1574, направить подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания (с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением от 06.06.2016 суд признал не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и незаконными действия Администрации по отказу в перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:1574, выраженного в письме от 28.01.2016 № 47. Суд возложил на Администрацию обязательство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя путем рассмотрения в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу решения суда поданного Предпринимателем Администрации заявления (входящий от 30.12.2015 № 492) в порядке, предусмотренном ЗК РФ. Суд взыскал с Администрации в пользу Предпринимателя 300 руб. расходов по уплате государственной пошлины, возвратил Предпринимателю из федерального бюджета 300 руб., излишне уплаченной государственной пошлины.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просила его отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Применение судом статьи 39.27 ЗК РФ является ошибочным. Случаи и основания для перераспределения земель, определенные статьями 39.27 и 39.28 ЗК РФ, являются самостоятельными и не идентичными. Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ земельный участок, с кадастровым номером 35:20:0402006:1574, принадлежащий заявителю на праве собственности имеет вид разрешенного использования - для строительства здания магазина, в результате перераспределения земель вид разрешенного использования образованного участка будет соответствовать виду использования исходного земельного участка. Судом не приняты во внимание пункт 2 статьи 39.1, пункт 7 статьи 39.11 ЗК РФ. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 11.10 ЗК РФ. В других случаях для образования и предоставления земельного участка необходим проект межевания территории. В силу статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, учитывая то, что испрашиваемый участок расположен в застроенной и подлежащей застройке территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы перераспределение должно осуществляться в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. На дату подачи заявления и до настоящего момента в Администрации отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 35:20:0402006:1574. Администрация отказала в перераспределении земель, так как заявление не содержит ни один из случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ, при которых возможно перераспределение земель.
Представители Администрации в судебном заседании апелляционной инстанции (до перерыва) поддержали доводы и требования жалобы.
Предприниматель в отзыве на жалобу возразил против изложенных в ней доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, письменные доказательства, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства здания магазина, общая площадь 445 кв.м, кадастровым номером 35:20:0402006:1574, по адресу: Вологодская область, Кадуйский район, поселок Хохлово, улица Торфяников, дом 2а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2014 серии 35-АБ № 616595.
Предприниматель 30.09.2015 обратился в Администрацию с заявлением о перераспределении земельных участков, в котором просил произвести перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:1574, находящегося в его собственности, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, приложив в порядке подпункта 2 пункта 3 статьи 39.29 ЗК РФ схему расположения земельного участка для ее утверждения и дальнейшего заключения соглашения в порядке пункта 2 статьи 39.28 ЗК РФ.
Администрация, рассмотрев заявление Предпринимателя от 30.09.2015, письмом от 28.01.2016 № 47 отказала в его удовлетворении, поскольку поданное заявление не содержит ни один из случаев перераспределения земель, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ, при которых возможно перераспределение земель.
Не согласившись с данным отказом, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, заявление удовлетворил. Суд исходил из того, что образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо на основании утвержденной схемы расположения земельного участка при отсутствии проекта межевания территории. Назначением схемы так же, как и проекта является определение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории с учетом документов территориального планирования. При этом положения пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ являются общей нормой для всех случаев перераспределения земель, перечисленных в пункте 1 названной статьи.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами, полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о перераспределении земельных участков, в котором просил произвести перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:1574, находящегося в его собственности, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, приложив в порядке подпункта 2 пункта 3 статьи 39.29 ЗК РФ схему расположения земельного участка для ее утверждения и дальнейшего заключения соглашения в порядке пункта 2 статьи 39.28 ЗК РФ.
Администрация отказала в его удовлетворении, поскольку поданное заявление не содержит ни один из случаев перераспределения земель, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ, при которых возможно перераспределение земель.
Апелляционная инстанция полагает, что правовых оснований для удовлетворения заявления Предпринимателя не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что проект межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, подлежащий образованию путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:1574, находящегося в собственности Предпринимателя, и земель, находящихся в государственной собственности, не утвержден.

Предприниматель считает, что в данном случае перераспределение земельных участков осуществляется в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ и в силу пункта 3 названной статьи может быть произведено в соответствии со схемой расположения земельного участка, поскольку отсутствует проект межевания территории.
Суд первой инстанции согласился с данными доводами заявителя.

Между тем из буквального содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ следует, что такой случай перераспределения допускается исключительно в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, следовательно, до утверждения указанного проекта применяться не может.
Пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ, допускающий использование при перераспределении схемы расположения земельного участка, подлежит применению к случаям перераспределения земель и (или) земельных участков, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, которые не имеют целью приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
В связи с этим отказ Администрации в данном случае является законным и обоснованным.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось. Решение суда подлежит отмене, а требования Предпринимателя - оставлению без удовлетворения.
Излишне уплаченная государственная пошлина возвращается подателю жалобы в порядке статьи 104 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 июня 2016 года по делу № А13-1488/2016 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Мошанова Леонида Викторовича отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Мошанову Леониду Викторовичу из федерального бюджета 300 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 04 февраля 2016 года № 59.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Я. Зайцева

А.В. Потеева

Президент России Владимир Путин подписал закон о широкомасштабной земельной реформе. Одно из важных нововведений: владелец участка получит возможность «прирезать» к своим соткам часть «ничейной» (государственной или муниципальной) земли в упрощённом порядке. Закон вступит в силу с января будущего года.

Прирезать до максимума

Для подобных случаев в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) добавлена новая глава 5.4 «Перераспределение земель и (или) земельных участков». Право «прирезать» землю предоставлено всем гражданам РФ – владельцам участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (ЗК РФ, ст. 39.28, п. 1, п/п 3).

Основных ограничений три. Во-первых, площадь земельного участка, который образуется после «прирезки», не должна превышать максимальный предел, установленный для данной территории и данного вида разрешённого использования земли. Такие нормативы содержатся в правилах землепользования и застройки для территории, в пределы которой попадает «перераспределяемый» участок. Их утверждают своим решением местные или муниципальные депутаты.

Если же такие правила утверждены не будут, предельные размеры земельных участков в конкретном муниципальном образовании прописаны в решениях местных депутатов. А если и такого решения нет (что едва ли возможно) – в региональном законе «О предельных размерах земельных участков».

Во-вторых, образованный земельный участок не должен выходить за границы населённых пунктов или муниципальных образований (ЗК РФ, ст. 11.9, п. 3).

И в-третьих, ничего «прирезать» к участку невозможно, до тех пор пока его собственные границы не будут точно определены и внесены в кадастр (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 9, п/п 10).

Как добавить «ничейных» соток

В соответствии с новым законом, владелец сможет увеличить участок за счёт государственной или муниципальной земли, заключив соглашения с уполномоченными органами (ЗК РФ, ст. 39.28, п. 2).

Размер платы за перераспределение земель будут устанавливать власти субъектов РФ (в отношении земли в региональной и неразграниченной собственности) и администрации муниципальных образований (для муниципальной земли) (ЗК РФ, ст. 39.28, п. 5).

Проще всего, если «ничейная» земля по соседству с участком окажется муниципальной (с большой вероятностью так и окажется). Тогда для «прирезки» собственнику достаточно обратиться в местную администрацию.

Дальнейшие действия будут зависеть от того, утвержден ли местными властями проект межевания территории, в которую попадает участок. Поэтому обратиться к чиновникам стоит как можно раньше.

Если проект межевания не утверждён, к заявлению о перераспределении владельцу участка достаточно приложить так называемую Схему расположения будущего земельного участка на кадастровом плане территории (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 3). А так же копии правоустанавливающих документов на исходный участок, если данных о нём нет в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).

В данном случае подготовить схему расположения участка закон обязывает самого владельца (ЗК РФ, ст. 11.10, п. 8). На схеме необходимо будет отобразить границы будущих владений, включая «прирезанный» кусок.

Требования к подготовке такого документа своим постановлением определит Правительство РФ. На практике владельцу участка, скорее всего, придётся обратиться к кадастровому инженеру.

30 дней - и готово

Формально местные власти могут отказать в «прирезке», однако перечень оснований для этого исчерпывающий и весьма ограничен (см. ЗК РФ, ст. 39.29, п. 8). Во всяком случае, отсутствие информации в кадастре о муниципальной земле, из которой планируется «вырезать» кусок, таким основанием не является (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 12).

Скорее всего, на практике причиной для отказа может быть только то, что ранее подобные документы подаст более расторопный сосед.

По закону, на рассмотрение заявлений о «прирезке» местным властям даётся 30 дней. Если «прирезку» утвердят, владелец новообразованного участка будет обязан самостоятельно поставить его на государственный кадастровый учёт, и в том числе оплатить необходимые работы (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 14).

В данной редакции Земельный кодекс РФ вступит в силу с 1 января будущего года. Ожидается, что все необходимые решения и подзаконные акты на федеральном, региональном и местном уровне к этому времени уже примут.

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:


1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;


2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;


3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;


4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.


2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.


3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.


4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.


5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:


1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;


2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;


3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.(Подпункт в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 48-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года.

2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Комментарий к статье 39.28 ЗК РФ

Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Использование механизма перераспределения предполагается в тех случаях, когда в целом для изменения местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности, прямых препятствий не существует, а в некоторых случаях такая процедура является желательной, но предоставление и образование для этих целей самостоятельного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещено или нецелесообразно.

Так, в частности, перераспределение земель и (или) земельных участков в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории (ст. 46.1-46.3 ГрК РФ) осуществляется в целях исполнения условий такого договора и приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Утвержденный проект межевания территории, а точнее, содержащиеся в нем чертежи межевания территории (п.3 ч.5 ст. 44 ГрК РФ), могут отражать границы образуемых и изменяемых земельных участков.

Распространенным явлением в настоящее время, особенно применительно к территории сложившейся застройки, является наличие таких явлений, как вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосица (см. комментарий к ст. 11.9 ЗК РФ), существование которых зачастую препятствует установлению единой границы между смежными земельными участками, появлению ограждений неправильной конфигурации, искажению архитектурного облика элементов планировочной структуры, возникновению споров о местоположении границ земельных участков, в том числе на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, невозможности выбора удобных вариантов размещения объектов инфраструктуры.

При наличии таких земельных участков на территории, применительно к которой утвержден проект межевания территории, эти недостатки могут быть также устранены путем приведения местоположения границ земельных участков в соответствие с таким проектом межевания территории путем перераспределения.

Положения подп.3 п.1 комментируемой статьи, устанавливая возможность перераспределения земель и (или) земельных участков для граждан, которым принадлежат земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, призваны способствовать решению проблем оформления так называемых прирезок или излишков земель, как фактически используемых гражданами, так и в случае, когда земельный участок не запользован, но для целей предоставления не может быть сформирован как самостоятельный без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. Увеличение площади таких земельных участков в указанном случае осуществляется за плату, размер которой определяется по правилам, предусмотренным п.5 комментируемой статьи.

В настоящее время в соответствии со ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" допускается изменение площади земельного участка при уточнении его границ, если площадь этого земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Данной нормой не могут воспользоваться правообладатели земельных участков, сведения о местоположении границ которых внесены в государственный кадастр недвижимости и соответствуют требованиям ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку в соответствии с ч.3 ст. 24 данного Федерального закона кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Так, Э.А.Гряда справедливо отмечает, что до недавнего времени данные отношения оставались вне сферы правового регулирования. Содержание норм земельного законодательства, в частности ст. 37 ЗК РФ, определенное исходя из необходимости четкой индивидуализации объекта договора, его постановки на государственный кадастровый учет, а также установления требований к минимальным размерам земельных участков в целях обеспечения возможности их использования по целевому назначению, обусловило невозможность отчуждения части смежного земельного участка его правообладателем.

________________
См.: Гряда Э.А. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // Юрист. 2013. N 18.

Механизм перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также предполагается использовать при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд как наименее болезненный способ решения вопросов размещения объектов государственного и муниципального значения для лиц, у которых изымаются земельные участки, поскольку в таком случае фактически прекращения прав на земельные участки не происходит, а осуществляется изменение местоположения их границ с целью обеспечения возможности размещения таких объектов. Данное утверждение подтверждается закреплением возможности перераспределения земельных участков при изъятии для государственных нужд в ряде специальных федеральных законов, принятых в целях реализации крупнейших государственных проектов.

________________
См., например, ст. 30 ФЗ от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу F1FA 2018 года, Кубка конфедераций F1FA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СЗ РФ. 2013. N 23. Ст.2866), ст. 10, 12 ФЗ от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СЗ РФ. 2013. N 14. Ст.1651).

Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1308 (СЗ РФ. 2014. N 50. Ст.7097).

Консультации и комментарии юристов по ст 39.28 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.28 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

ЗК РФ Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:

1) в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;