Требования к охране лесов от пожаров. Лес - наше богатство! Значение, охрана и защита лесов

статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Пожар легче предупредить, чем потушить. Однако число пожаров растет, и задуматься есть над чем. МЧС России утверждает, что если вовремя узнать о надвигающейся опасности и ее возможных последствиях, большую беду можно предотвратить.

В целях обеспечения пожарной безопасности все население в повседневной жизни должно выполнять определенные профилактические противопожарные правила.

У нас в стране прогнозом чрезвычайных ситуаций занимается Центр мониторинга и прогнозирования ЧС МЧС России, активно взаимодействующий с научными учреждениями Министерства науки, Росгидромета, а также службами спасения. Основные инструменты прогноза - географические информационные системы (ГИС), объединяющие накопленные и формализованные данные о катастрофах, информацию множества датчиков, имитационные модели опасных природных и техногенных процессов. Прогнозирование предполагает творческое участие различных экспертов, принимающих решение коллективно, при обсуждении варианта опорного прогноза. Адекватность результатов прогнозирования определяется качеством основных и вспомогательных узлов информационной системы. Основные требования к ней - высокая оперативность, достаточная надежность, защищенность от несанкционированного доступа. Следует помнить, что скорость изменения параметров, которые используются при прогнозировании динамики опасного события, достаточно велика, потоки обрабатываемых данных предельно насыщены (цифровые карты, снимки местности, телеметрия). Вполне понятно, что простых, а тем более идеальных решений столь сложной информационной задачи пока не предложено.

Противопожарные мероприятия

Все мероприятия по борьбе с лесными пожарами подразделяют на две группы: предупредительные и мероприятия непосредственной борьбы, или ликвидация пожаров. Наибольшее значение имеют предупредительные мероприятия, так как сохранить лес от пожара гораздо легче, чем потушить его. Цель предупредительных мероприятий создать такие условии, при которых лесные пожары совсем бы не возникали.

В предупредительные мероприятия входят: противопожарная техническая пропаганда; очистка лесосек и борьба с захламленностью леса; устройство противопожарных разрывов, защитных полос и канав; профилактические мероприятия по горельникам, лесным, автомобильным и железным дорогам, на лесокультурных работах, лесоразработках, расположенных в лесу предприятиях и сооружениях; дозорно-сторожевая противопожарная служба и метеослужба; авиапатрулирование и наземное патрулирование.

Противопожарные мероприятия проводят повсеместно и особенно среди населения, работающего и отдыхающего в лесу. Формами пропаганды являются: беседы, лекции, доклады; радио: и телепередачи, статьи в газетах и журналах;, лозунги, плакаты, аншлаги, листовки, брошюры; демонстрация специальных кинофильмов; организация уголков леса, лесных музеев, кружков друзей леса, проведение дней леса, дней птиц, экскурсий по лесу; предупреждения с помощью мегафонов и звукоусилительных аппаратов; организация добровольных пожарных бригад и команд, проведение учебных занятий по борьбе с пожарами и т. д.

Особое, внимание обращают на работу с охотниками, рыболовами,. пастухами, геологоразведчиками, путевыми обходчиками, лесными рабочими, пионерами и школьниками, а также населением, отдыхающим.в лесу.

Большое значение имеет устройство специальных мест для отдыха и курения в лесу и вдоль лесных дорог, где на площадках (3X3 м), очищенных от дернового слоя, устанавливают скамейки, столики, навесы.

Соблюдение пожарной безопасности в лесу

В пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, в ветровальном и буреломном лесу, на торфяниках и неочищенных вырубках, н местах с сухой травой, под кронами деревьев; а остальных местах допускается разведение костров на плошадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м; ненужный костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; бросать в лесу горящие спички, окурки; употреблять при охоте в лесу пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; заправлять горючим топливные баки при работающем двигателе, работать на машинах с неисправной системой питания, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Организации, работающие в лесу, обязаны: очищать места работ от лесного хлама и оставшейся древесины; хранить топливо-смазочные материалы в закрытой таре на площадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м; уведомлять лесхозы о местах и времени проведения корчевки пней взрывным методом; иметь в местах работ противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров; создавать в пожароопасный сезон пожарные дружины, проводить инструктаж с работающими о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах и способах тушения пожаров.

Профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров.

Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также лесопользователи, обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

В подавляющем большинстве случаев загорания в лесу происходят от нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем. Увеличение загораемости в лесах вызвано усиленным освоением лесных территорий, ростом притока людей в лес в связи с резким увеличением у населения средств передвижения, введением двух выходных дней в неделю и общим повышением благосостояния трудящихся. Наиболее правильным направлением для снижения загораемости следует признавать повышение пожарной дисциплины в лесу. Лесохозяйственные органы должны тщательно анализировать причины возникновения пожаров на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры к устранению этих причин. Наряду и одновременно с этим на лесной территории должны проводиться работы по ограничению распространения возникших пожаров на большие площади, по облегчению возможностей ликвидации огня.

Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определённой системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Основные задачи охраны лесов

Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учётом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.

Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламлённости лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоёмов).

Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территорий к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров, а также способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны)

Ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах

В соответствие с вводимым в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях, нарушение требования Правил пожарной безопасности в лесах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати, на юридических лиц - от двухсот до трёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством, и возмещения ущерба, причинённого в результате нарушения. лес пожар охрана

Государственные органы управления лесным хозяйством республик в составе РФ, краёв, областей и автономных образований вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушениё Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417. Функция пожарного надзора первоначально была закреплена за Федеральным агентством лесного хозяйства Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г.

N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства".

Данная функция была исключена из текста Положения Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений". Одновременно полномочиями по государственному пожарному надзору в лесах наделили Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

См.: Постановление Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 315 "О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений".

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах. Они являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются МПР России. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Арендаторами лесных участков (на основании проекта освоения лесов) реализуются следующие меры пожарной безопасности:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров; содержание этих систем и средств;

формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей пожарной опасности лесов (природной и по условиям погоды) устанавливаются МПР России.

Правила выделяют:

общие требования пожарной безопасности в лесах;

требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений;

требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;

требования пожарной безопасности в лесах при осуществлении рекреационной деятельности;

требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог;

требования пожарной безопасности в лесах при добыче торфа;

требования пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых;

требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов; требования к пребыванию граждан в лесах.

Рассмотрим наиболее важные общие требования. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что:

а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее:

100 м от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;

50 м от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;

б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 - 30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 м каждая, с расстоянием между ними 5 м.

В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц. Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения.

Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:

а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;

б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления не менее чем за 10 дней до их начала, прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

в) соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные МПР России, в период пожароопасного сезона содержать средства пожаротушения в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

г) тушить лесные пожары, возникшие по их вине;

д) немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления;

е) направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством РФ.

Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров. Организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов, обязаны информировать обо всех обнаруженных нарушениях правил пожарной безопасности в лесах органы государственной власти или органы местного самоуправления. 3.

Каждый лес нуждается в защите от всех бедствий: наводнения, загрязнения человеком, эпидемий животных и растений, селевых потоков, бури, оползней. Больше всего разрушений приносят лесные пожары, уничтожающие порой весь массив за несколько дней. Даже совсем небольшое возгорание сухой травы в несколько часов обращается неконтролируемым бедствием. Для борьбы с пожарами созданы специальные службы, отделы МЧС России, принимаются меры по предупреждению.

Причины возникновения

Традиционно все причины возгорания на территории лесного массива делят по источнику возникновения пламени: природные и антропогенные. Они имеют разное происхождение, но приводят к одному финалу – огромным потерям среди животных, растений. По человеческой вине происходит около 80% всех пожаров в лесу. К антропогенным причинам этого стихийного бедствия относятся:

  • расчистка территории человеком для посевов путем поджога;
  • уничтожение мусора, отходов от деятельности лесных фабрик сжиганием;
  • плановая зачистка лесов огнем для создания новых насаждений;
  • неосторожное обращение с огнем (брошенный костер или окурок).

Из природных факторов возгорания выделяют:

  • самовозгорание сухой растительности (травы, кустарников) и торфа в жаркое время года;
  • воспламенение мертвого дерева или засохшей травы и листьев от удара молнии.

Классификация

Характер возгорания тоже бывает разный. Низовой пожар начинается с воспламенения нижнего яруса леса: травы, сухих опавших листьев, старых корней, кустарников. Такой тип отличается высокой скоростью распространения – от 19 метров до 1 километра в час (зависит от ветра, температуры и влажности), свойственен для широколиственных лесов.

В определенные сезоны низовые пожары имеют разный характер распространения. Весной это беглое возгорание, охватывающее большую площадь, но лишь верхнюю часть покрова. Летом, когда становится жарче и суше, пожар становится устойчивым, то есть уже полностью выгорает нижний ярус.

Если вовремя не принять необходимые мероприятия, то огонь перекинется на деревья. Этот тип называется «верховой пожар». Стихийное бедствие может возникнуть при попадании заряда молнии в сухой ствол дерева. Чаще всего такие воспламенения происходят в хвойниках, дубовых и кедровых рощах.

В отличие от низовых лесных пожаров, здесь огонь распространяется гораздо быстрее – от 6 до 75 километров в час. При устойчивом пламени выгорают все яруса леса. При беглом – огонь передвигается по кронам деревьев. При последнем, верховой пожар начинается раньше низового, быстро выжигая лес.

Причинами низовых пожаров являются сильное и длительное действие верховых и низовых воспламенений, самопроизвольное , вызванное повышением температуры, неаккуратным обращением с огнем в местах выработки топлива, путем попадания молнии в залежи во время сухих гроз.

Главная опасность таких пожаров состоит в том, что их очень трудно обнаружить. Торф горит даже без наличия кислорода, выделяя в больших объемах загрязняющий атмосферу дым. В результате образуются пустоты в слоях почвы глубиной более 50 сантиметров. Этот тип пожаров имеет самую маленькую скорость распространения, может наблюдаться даже в зимний период.

Мероприятия по охране

Для охраны лесов от пожаров специалисты выделяют четыре блока пожарной безопасности: предупреждение возгорания, осуществление мер по тушению очага пожара, ликвидация последствий стихийного бедствия.

Прогнозирование пожаров – это мероприятие направлено на выявление времени возможного возникновения стихийного бедствия. Для его определения берутся данные сухости воздуха, температуры, площади и периметра выбранного участка, количество мертвых сухих деревьев, пней и травы.

Для предупреждения пожаров в лесных массивах задействованы силы МЧС, работники леса (сторожа, лесники), а также волонтеры. При этом вводятся в эксплуатацию и реконструируются объекты защиты от огня, наблюдаются или уничтожаются возможные источники его возникновения.

В ходе мониторинга происходит оповещение населения о возможном пожаре. В лесах при помощи районирования территории осуществляется наблюдение и выявление очагов возгорания, а также обустройство разрывов. Недавно стал применяться спутниковый мониторинг, благодаря которому можно моментально отследить направление дыма и огня.

– важная часть мероприятий пожарной безопасности. Главная цель – обезвредить пламя и не допустить его распространение. Для ее достижения задействованы средства тушения (баллоны огнетушителей, топоры, цистерны с водой), оборудование ( , противогазы, рации), техника (автомобили, вертолеты, самолеты), создано специальное отделение МЧС.

Опасным для населения признан этап ликвидации последствий стихийного бедствия.

Пожарные ведут поиск пострадавших, уничтожают остатки воспламенения (пепел, тлеющие деревья и траву), предотвращая повторный пожар, расчищают места выгорания растительного покрова.

Для уменьшения случаев таких стихийных бедствий проводятся курсы пожарной безопасности, где населению объясняют правила поведения в лесу, а также рассказывают, что делать, если оказываешься на горящей территории.

Заградительные минерализованные полосы

Для защиты от лесных пожаров используют противопожарное обустройство лесов. Эти меры предотвращают стремительное распространение пламени по всей территории.

Минерализованная полоса – это вспаханная до минерализованного слоя вручную (лопатой или плугом), машиной (трактором, бульдозером, грунтометом) или при помощи взрывчатых и горючих средств линия. Ее освобождают от возможных объектов возгорания (травы, веток, листьев, корней, сухих деревьев).

Таким образом, минерализованная полоса служит барьером для распространения низовых пожаров. Иногда ее называют противопожарным разрывом, потому что лес получается разбитым на несколько участков, отделенных друг от друга просеками шириной до 3 метров.

Необходимо создать или отреставрировать туристические дорожки по всей территории леса. Во-первых, во время пожара будет легче найти дорогу из очага возгорания, а, во-вторых, через дорожки пламя не перекинется по траве дальше. Рекомендуется делать дорожки из гальки, благодаря этому материалу тропинки будут функционировать даже во время дождя и сохраняться на длительное время.

Чтобы не допустить случайного возгорания летом, работники лесных организаций проводят мероприятия по санитарной зачистке леса. Выпалывается сухая трава, срубаются мертвые деревья, выкорчевываются пни. Таким образом, практически исключается возможность стремительного распространения огня по лесу.

Возможно строительство особых водных объектов, являющихся препятствием на пути пламени. Иногда специально выращиваются пожароустойчивые породы хвойных деревьев, которые высаживаются перед основным заграждением.

Я уже много раз говорил о специфике охраны лесов от пожаров и не побоюсь еще раз повторить как решать эту задачу.

С увеличивающейся антропогенной деятельностью в районах нефтегазового комплекса в Западной Сибири возросла частота лесных пожаров. Многие лесные массивы, которые могли бы быть освоены, разрушены преждевременно пожарами по вине человека, в связи с этим роль огня как стабилизирующего фактора усилилась. В настоящее время противопожарная служба лесов при ее нынешнем техническом оснащении уже не справляется со своими задачами и в связи с этим она должна быть конструктивно реорганизована.

Противопожарная служба до сих пор пытается равномерно следить за всей территорией, регистрирует пожары путем авиапатрулирования и при возможности их локализует. Следует отметить, что такая технология слежения без предварительной оценки состояния территории с точки зрения ее пожароопасности имеет недостаточную эффективность, ее можно значительно повысить, если располагать банком базовой информации для проигрывания различных сценариев развития пожарной опасности. Для этого необходимы карты горючих растительных материалов и пожарной опасности, содержащие показатели для расчета вероятных ситуаций возникновения пожаров при изменяющихся синоптических условиях. На основе метеорологических данных и состояния горючих материалов, связанного с погодой, можно постоянно ранжировать ландшафты по степени пожарной опасности, передавая информацию потребителю в виде прогнозных электронных карт. Располагая такими данными, можно целенаправленно осуществлять авиапатрулирование только в пожароопасных районах и готовиться к локализации тех пожаров, которые могут нанести экономический и экологический ущерб.

Целесообразно отказаться от патрулирования и тушения пожаров в лесах, не доступных для освоения, в лесных заповедниках и в лесах, проектируемых под рубки главного пользования в отдаленной перспективе, а также в лесах, которые в силу естественного развития природных процессов неизбежно сгорят. Локализуя в таких лесах пожары, нет смысла искусственно создавать пожароопасную среду путем накопления горючего материала в виде лесной подстилки, что способствует образованию условий для возникновения катастрофических пожаров на больших пространствах, и все потуги по борьбе с ними будут сведены к нулю. При этом следует также учесть, что скопление спелых и перестойных монодоминантных лесов в структуре лесного покрова приведет к снижению разнообразия форм жизни, оскудению лесной растительности и искусственному нарушению сбалансированной возрастной структуры лесного покрова.

Принятие этого подхода в качестве руководства к действию позволит направить освободившиеся людские и технические ресурсы на более эффективную борьбу с пожарами в районах интенсивной антропогенной деятельности и в лесах, подлежащих освоению.

В отдельных районах Западной Сибири на больших пространствах скопилось в настоящее время колоссальное количество спелых и перестойных хвойных и лиственно-хвойных насаждений. Накопленная органическая масса в лесной подстилке этих лесов периодически просыхает в засушливые годы и становится активным проводником огня. В связи с этим в результате возникших пожаров спелые и перестойные насаждения сгорают ежегодно на сотнях тысяч гектаров. Причем огонь, не встречая на своем пути никаких препятствий, распространяется с большой быстротой. В данных случаях, как показывает практика, современные средства тушения пожаров не эффективны. Единственным реальным методом борьбы с лесными пожарами остается создание системы противопожарных разрывов, размещенных на территории таким образом, чтобы свести ущерб от пожара к минимальному. При этом роль противопожарных разрывов могут выполнять лесосеки шириной 100-150 м, в пределах которых должны проводиться сплошные рубки с полной минерализацией территории и оставлением ее под естественное возобновление. Такие лесосеки будут выполнять роль противопожарных разрывов до тех пор, пока в возникших насаждениях не накопится лесная подстилка, способная быть проводником горения. До возникновения этих условий следует создать новый противопожарный разрыв подобного типа и т. д. до полного освоения спелых и перестойных лесов. В районах скопления хвойных лесов, в частности на территории нефтегазового комплекса, имеются все технические возможности такого противопожарного обустройства лесов.

Леса Земли жестоко страдают от пожаров. Лесные пожары уничтожают ежегодно 2 млн. тонн органического вещества. Они наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы, ухудшаются почвенные условия. Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов.

Мировая статистика утверждает, что 97% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 3% - за счёт молний, главным образом шаровых. Пламя лесных пожаров уничтожает на своём пути и флору, и фауну.

В России уделяется огромное внимание защите лесов от пожаров. В результате принятых за последние годы мер по усилению профилактических противопожарных мероприятий и осуществлению комплекса работ по своевременному обнаружению и тушению

лесных пожаров силами авиационных и наземных лесопожарных подразделений площади лесов, пройденные огнём, особенно в европейской части России, значительно сократились.

Однако количество лесных пожаров всё ещё велико. Пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнём, из-за глубокого нарушения правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных работ. Повышенную опасность пожаров создаёт захламлённость лесных территорий.

В настоящие время значительно расширены права лесной государственной охраны по борьбе с нарушителями противопожарного режима в лесах, привлечению к ответственности должностных лиц и граждан, нарушающих требования пожарной безопасности. В обжитых районах с интенсивным лесным хозяйством, охрану лесов от пожаров обеспечивают лесохозяйственные предприятия и имеющиеся в их составе специализированные подразделения - пожарно-химические станции. Всего таких станций в стране около 2700.

Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости. Возникающие в лесу загорания обнаруживают в основном при помощи пожарно-наблюдательных стационарных пунктов, а так же работников лесной охраны при наземном патрулировании.

На вооружении лесопожарных подразделений - автоцистерны, вездеходы, грунтомеры и пеногенераторы. Широко используются шнуровые заряды взрывчатых веществ, а так же искусственно вызываемые осадки. Внедряется телевизионная аппаратура, облегчающая труд наблюдателей. Предусматривается использование инфракрасных авиадетекторов для обнаружения с воздуха очагов горения в условиях сильной задымлённости. Используется информация, получаемая с искусственных спутников Земли. Повышению оперативности в обнаружении и тушении лесных пожаров будет способствовать внедрение рассчитываемых с помощью компьютеров оптимальных режимов работы подразделений авиалесоохраны. В малонаселённых районах Севера, Сибири и Дальнего Востока для охраны лесов используется вертолёты и самолёты с командами парашютистов и десантников-пожарных.

Барьером на пути лесного пожара может быть раствор, своевременно внесённый в почву на границе горящего участка. Например, раствор бишофита, дешёвого и безвредного.

Важным разделом противопожарной профилактики является хорошо организованная противопожарная пропаганда с помощью радио, печати, телевидения и других средств массовой информации.

Работники лесного хозяйства знакомят население, рабочих лесных промыслов и экспедиций, отдыхающих туристов с основными требованиями правил пожарной безопасности в лесу, а так же с мерами, которые должны применяться в соответствии с действующим законодательством к лицам, нарушающим эти правила.