История одного дня ивана денисовича краткое содержание. Социальные типы, описание труда и лагерного быта. Писатели, по которым есть произведения в сокращении

Солженицын А.И. - Один день Ивана Денисовича Краткое содержание
Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей, без вины осуждённых во времена «культа личности» и массовых репрессий. Он ушёл из дома 23 июня 1941 г., на второй день после начала войны с гитлеровской Германией, «…в феврале сорок второго года на Северо-Западном [фронте] окружили их армию всю, и с самолётов им ничего жрать не бросали, а и самолётов тех не было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде и ели», то есть командование Красной Армии бросило своих солдат погибать в окружении. Вместе с группой бойцов Шухов оказался в немецком плену, бежал от немцев и чудом добрался до своих. Неосторожный рассказ о том, как он побывал в плену, привёл его уже в советский концлагерь, так как органы государственной безопасности всех бежавших из плена без разбора считали шпионами и диверсантами.
Вторая часть воспоминаний и размышлений Шухова во время долгих лагерных работ и короткого отдыха в бараке относится к его жизни в деревне. Из того, что родные не посылают ему продуктов (он сам в письме к жене отказался от посылок), мы понимаем, что в деревне голодают не меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову, что колхозники зарабатывают на жизнь раскрашиванием фальшивых ковров и продажей их горожанам.
Если оставить в стороне ретроспекции и случайные сведения о жизни за пределами колючей проволоки, действие всей повести занимает ровно один день. В этом коротком временном отрезке перед нами развёртывается панорама лагерной жизни, своего рода «энциклопедия» жизни в лагере.
Во-первых, целая галерея социальных типов и вместе с тем ярких человеческих характеров: Цезарь — столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который, впрочем, и в лагере ведёт сравнительно с Шуховым «барскую» жизнь: получает продуктовые посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ; Кавторанг — репрессированный морской офицер; старик каторжанин, бывавший ещё в царских тюрьмах и на каторгах (старая революционная гвардия, не нашедшая общего языка с политикой большевизма в 30-е гг.); эстонцы и латыши — так называемые «буржуазные националисты»; баптист Алёша — выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной религиозной России; Гопчик — шестнадцатилетний подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых. Да и сам Шухов — характерный представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом мышления. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается фигура иного ряда — начальника режима Волкова, регламентирующего жизнь заключённых и как бы символизирующего беспощадный коммунистический режим.загрузка...>
Во-вторых, детальней шая картина лагерного быта и труда. Жизнь в лагере остаётся жизнью со своими видимыми и невидимыми страстями и тончайшими переживаниями. В основном они связаны с проблемой добывания еды. Кормят мало и плохо жуткой баландой с мёрзлой капустой и мелкой рыбой. Своего рода искусство жизни в лагере состоит в том, чтобы достать себе лишнюю пайку хлеба и лишнюю миску баланды, а если повезёт — немного табаку. Ради этого приходится идти на величайшие хитрости, выслуживаясь перед «авторитетами» вроде Цезаря и других. При этом важно сохранить своё человеческое достоинство, не стать «опустившимся» попрошайкой, как, например, Фетюков (впрочем, таких в лагере мало). Это важно не из высоких даже соображений, но по необходимости: «опустившийся» человек теряет волю к жизни и обязательно погибает. Таким образом, вопрос о сохранении в себе образа человеческого становится вопросом выживания. Второй жизненно важный вопрос — отношение к подневольному труду. Заключённые, особенно зимой, работают в охотку, чуть ли не соревнуясь друг с другом и бригада с бригадой, для того чтобы не замерзнуть и своеобразно «сократить» время от ночлега до ночлега, от кормёжки до кормёжки. На этом стимуле и построена страшная система коллективного труда. Но она тем не менее не до конца истребляет в людях естественную радость физического труда: сцена строительства дома бригадой, где работает Шухов, — одна из самых вдохновенных в повести. Умение «правильно» работать (не перенапрягаясь, но и не отлынивая), как и умение добывать себе лишние пайки, тоже высокое искусство. Как и умение спрятать от глаз охранников подвернувшийся кусок пилы, из которого лагерные умельцы делают миниатюрные ножички для обмена на еду, табак, тёплые вещи… В отношении к охранникам, постоянно проводящим «шмоны», Шухов и остальные Заключённые находятся в положении диких зверей: они должны быть хитрее и ловчее вооружённых людей, обладающих правом их наказать и даже застрелить за отступление от лагерного режима. Обмануть охранников и лагерное начальство — это тоже высокое искусство.
Тот день, о котором повествует герой, был, по его собственному мнению, удачен — «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…»
В конце повести даётся краткий словарь блатных выражений и специфических лагерных терминов и аббревиатур, которые встречаются в тексте.

Солженицын вскоре стал известным во всем мире; он быстро доказал, что он действительно опытный писатель; и предмет вскоре перестал быть взрывоопасным, даже необычным. Но роман продолжает похвалиться как подлинное произведение искусства. В какой-то степени причина его высокого уважения заключается в замечательной стилистической простоте романа. Читатель подробно описывает каждый шаг заключенных, от подъема на рассвете, через их работу по строительству здания, которое они не совсем понимают, пока они не вернутся в казармы в темной темноте.

В этой статье представлено краткое содержание рассказа "Один день Ивана Денисовича" Солженицына.

Краткий пересказ отражает основные факты и события из рассказа "Один день Ивана Денисовича", этапы из и т.д.

Краткое содержание рассказа "Один день Ивана Денисовича"

Действие рассказа происходит в январе 1951 года в России в особом лагере для политзаключенных. Главный герой рассказа - , простой русский солдат. Ему около 40 лет.

Иван Денисович не является преступник. Он - жертва сталинских репрессий. Шухов воевал на войне 1941-1945 гг. и попал в немецкий плен. Он чудом бежал из плена. Но советские власти обвинили его в предательстве - шпионаже в пользу фашистов. За это Шухову дали 10 лет тюрьмы.

Размышление о том, как Иван Денисович попал в тюрьму

Автор концентрируется на реакции Шухова на повседневные события, на его способность адаптироваться к ситуациям и просто выживать. Несмотря на то, что, будучи плотником, он не может быть высказан за автора, нет сомнений в том, что многие из собственных впечатлений Солженицына отражены в действиях и реакциях Шухова.

Начните свою 48-часовую бесплатную пробную версию, чтобы разблокировать

Получите бесплатный доступ к этому одному дню в жизни Ивана Денисовича Учебное пособие. Один день в жизни Ивана Денисовича - это история типичного дня в жизни заключенного в советском трудовом лагере. Температура колеблется около двадцати градусов ниже нуля. Его первые мысли, как всегда, - это то, что он может сделать, чтобы увеличить свои шансы на выживание. Время до завтрака ценно для него не только потому, что он может найти способы получить немного табака или лишней еды, но также и потому, что на какое-то время его время используется для его использования, как ему заблагорассудится.

Читатели знакомятся с Шуховым, когда тот уже 8 лет находится в лагерях. Срок Шухова истекает через 2 года. Но он почти не надеется выйти на свободу - из этого лагеря еще никого не выпускали, а снова добавляли сроки.

В рассказе описывается обычный тюремный день Ивана Денисовича Шухова. Мы узнаем, как он живет в холодном бараке с другими арестантами, какую одежду носит, как спит, какую еду есть в столовой, как ходит на работы (на строительство ТЭЦ), как проходит досмотры, как терпит унижения от надзирателей и т.д.

После того, что проходит на завтрак, Шуков останавливается на обратном пути в казарму, чтобы попытаться попасть в больничный список на день. Однако лагеревая бюрократия диктует, что каждый день будет больно не более двух заключенных, и даже с лихорадкой Шуков слишком поздно, чтобы быть одним из этих двух. Шуков очень хочет иметь прикладом, что Цезарь уйдет, но, в значительной степени, не будет просить об этом, или даже смотреть на Цезаря, пока он курит, оба этого жалкий Фетюков. Цезарь демонстрирует кодекс лагеря, отдавая прикладу Шукову, а не Фетюкову.

На воле у Ивана Денисовича есть семья - жена и две дочери. Но ему разрешено писать письма домой только 2 раза в год. Шухов не видел семью более 10 лет. Он отвык от семьи и от жизни на воле.

Иван Денисович Шухов - умный, добрый и трудолюбивый человек. Чтобы выжить в тюрьме, он становится более жестким и расчетливым, обманывает начальство и т.д. Но в душе он остается хорошим человеком: помогает другим заключенным и т.д.

Из-за навыков ведения переговоров их лидера по работе, Тюрин, банда имеет относительно легкую работу в тот день строительства электростанции. Шуков размышляет о важности лидера банды для выживания заключенных и их верности ему. После утренней работы в снегу и холоде приходит полдень. Блюда - самая важная часть дня, хотя они жалкие, состоящие, например, из небольшого выделения хлеба и супа из воды и овса и редкой рыбы.

Начните свою 48-часовую бесплатную пробную версию, чтобы разблокировать этот ресурс и еще тысячи

Совокупность власти российского правительства проявляется в том, что он лишает пленных всех клочков их прежней жизни. Александр Солженицын устанавливает эту важную тему дружбы с самого начала романа. По моему мнению, тема дружбы известна в романе Солженицына «Один день в жизни Ивана Денисовича». На самом деле Солженицын сразу начинает эту тему.

Наконец, Ивана Денисовича все-таки выпускают из тюрьмы, когда заканчивается его срок. Как складывается его жизнь на свободе, читателю не известно.