Коренные жители бурятии. Республика бурятия. Высшие учебные заведения

Республика Бурятия

Географическое положение
Бурятия расположена на юге Восточной Сибири, между 49° 35" и 57° 10" северной широты и 97° 50" и 117° восточной долготы по Гринвичу и примыкает с восточной стороны к озеру Байкал. На юге Бурятия граничит с Монголией, с северо-запада - с Иркутской областью и Республикой Тыва, с востока - с Читинской областью. Административный округ - Улан-Удэ . Бурятия относится к седьмому часовому поясу (когда в Лондоне 12.00, в Москве 14.00, то в Улан-Удэ 19.00).

Подробная карта Бурятии сервиса Яндекс Карты

Буряты - одна из групп национальностей, которая была признана советскими властями и имела самостоятельную республику, наряду с якутами, осетинами, коми, тувинцами, калмыками и карелами. Из пяти республик, расположенных к востоку от Уральских гор в Азиатской России, четыре - Бурятия, Горно-Алтайский, Хакасский и Тувинский - простираются вдоль южной границы России с Монголией. После перемен ближайших постсоветских лет бурятский Республика или Бурятия, продолжает существовать в Российской Федерации и признана в российской конституции, принятой в дополнение к республикам.

Площадь территории и численность населения
Площадь территории - 351,3 тыс.кв.км.
Население Бурятии составляет 1052,5 тыс.чел., в т.ч. городское 627,1 тыс.чел., сельское 425,4 тыс.чел. В Бурятии проживают представители 112 национальностей, в том числе: русские - 726, 2 тыс.чел. (68%), буряты - 249,5 тыс.чел. (23%), украинцы - 22,9 тыс.чел., татары - 10,5 тыс.чел., белорусы - 5,3 тыс.чел., эвенки - 1,7 тыс.чел., евреи - 1,2 тыс.чел., представители других национальностей - 20,9 тыс.чел. Коренными народами являются буряты, эвенки и сойоты.

Конституция признает десять автономных районов, статус которых, как и республик, основан на наличии одного или двух этнических групп. Одним из таких регионов является Ага Бурят, в котором бурят составляют 55 процентов населения, остальные - русские. Другие города Бурятии включают Бабушкин, Кяхту и Закаменск.

Все они расположены по основным рекам, включая Баргузин, Верхнюю Ангару и Витим. Вопреки распространенному мнению, Бурятия и Сибирь в целом не являются замороженными пустынями круглый год. Фактически, сибирский флаг содержит цвета зеленого и белого в равных горизонтальных пропорциях, а зеленый - сибирскую тайгу, а белый - снежный зимой. Эта тайга укрывает огромное количество минералов, растений и дикой природы, некоторые из которых довольно редки и ценны. Наряду с огромными гидроэлектрическими резервами Бурятия обладает богатыми запасами бокситов, углей, золота, железной руды, урана, марганца, молибдена, никеля, вольфрама, лигнита, графита, сланцев, ртути, олова и редкоземельных минералов.

Историческая справка
Территория, прилегающая с востока к озеру Байкал, в течение тысячелетий была частью историко-культурного ареала Центральной Азии, ее заселение людьми произошло в каменном веке (800 – 400 тысяч лет назад) с юга. Климат был теплый и достаточно влажный, люди жили большими общинами и занимались собирательством и охотой на крупных животных. Здесь образовались две культуры производства каменных орудий: Селенгинская и Чикойская.
К концу среднего палеолита завершился процесс образования рас. В эпоху неолита закончился период оледенения, географический ландшафт, флора и фауна обрели современный вид, в результате потепления установился современный климат. Исчезли крупные животные, увеличилось количество средних и мелких, реки и озера стали исключительно обильны рыбой. Рыболовство на реке Селенге появилось уже в 13 – 11 тысяч лет назад. В это же время была приручена собака и изобретен лук, появилась загонная охота. Поселения людей стали малочисленными, люди стали более мобильными, передвигаясь за стадами животных. Появились навыки кочевой жизни, определившей образ будущей культуры народов Центральной Азии. К этому времени относится существование первого в истории Евразии нефритового пути, одним из мест добычи и обработки нефрита была территория современной Бурятии.

Общая характеристика населения Улан-Удэ

Основные отрасли промышленности - добыча угля, лесозаготовка, текстиль, переработка сахара, машиностроение и пищевая промышленность. Народы Сибири попадают в три основные этнолингвистические группы: алтайские, уральские и палео-сибирские. Бурят - один из алтайских народов, носители тюркских языков широко распространены в Средней Волге, на Южном Урале, на Северном Кавказе и над Полярным кругом. Бурятия является центром буддизма в России. Фактически, это место, где мирно сосуществуют три религии: шаманизм, буддизм и православие.

«Неолитическая революция» привела к изменению типа хозяйствования, люди перешли к выращиванию культурных растений и разведению домашних животных. В азиатских степях и лесах проживало множество племен, как известных, так и неизвестных науке. В Бурятии есть множество памятников археологии, относящихся к разным временным периодам. Часть их относится к культурам «плиточных могил», «херексуров», а также к скифо-сибирской культуре.

Сибирский регион даже породил языки, из которых выведен термин шаман. Шаманизм - это вера в невидимых богов, демонов и предков, реагирующих только на священников с магическими и целебными силами. Буряты не всегда были частью России. Эта первая лодочная экспедиция, недооценивающая свирепость порогов реки Ангары, никогда не завершала путешествие, но, тем не менее, распространилось слово, что бурятские фермеры стремились торговать. В этом столетии россияне - в поисках богатства, меха и золота - некоторые буряты, недовольные предлагаемым царским правилом, бежали в Монголию, чтобы вернуться в свою родную страну, сказав: «Кунь-каньоны Монголии», но русский царь просто их избивает. в постсоветскую эпоху.

В течение тысячелетия, предшествующего нашей эре, в Центральной Азии шли войны за обладание территориями, а также процесс создания и разрушения военных племенных союзов. Тогда же появилось название этого географического, политического и этнокультурного пространства – Великая степь. В дальнейшем это нарицательное название было распространено на большую часть территории Евразии. Центром Великой Степи стала территория современной Монголии. Здесь смешивались слои христианской, буддийской, конфуцианской и исламской культур. Мировые религии широко распространялись в кочевой среде и сосуществовали с религией Великой степи – шаманизмом. Объединяющим началом Великой степи стали идеи имперской государственности, вторым началом стал буддизм, пришедший из Китая и Тибета. Пояс гор Южной Сибири, включающий в себя Алтай, Саяны и горные хребты Забайкалья, играл роль коридора, соединяющего две части степного пояса Евразии, а также кочевые и лесные народы.

Бурятия лежит вдоль восточной стороны, с причалом, граничащим и простирающимся на запад за южным озером озера. Бурятия состоит из комплекса горных хребтов, плато, бассейнов и речных долин. Главные речные системы - Селенга, судоходная река, впадающая в озеро Байкал, и Витим, северный приток. Плотные, плохо дренированные леса или тайга, в основном хвойных, покрывают 70 процентов площади Бурятии, а в межгорных котловинах и долинах преобладает степная растительность. В тайге преобладают слабые почвы, но плодородные черные земли встречаются в степных районах.

В III веке до нашей эры было создано первое государственное образование - союз Хунну (Гуннов). С этого времени вся Центральная Азия превратилась в своеобразное горнило, в котором в войнах формировалась кочевая цивилизация, а волны нашествий кочевников распространялись далеко на запад и на восток. Под властью хунну оказалась территория от Хингана до Тянь-Шаня и от Байкала до пустыни Гоби. Государство Хунну состояло из 24 уделов, его население составляло полтора миллиона человек, верховная власть принадлежала шаньюям (пожизненным верховным правителям). Хунну занимались скотоводством, земледелием, охотой, ремеслами, обработкой металлов, строили укрепленные поселения-городища. В искусстве они создали самобытный вариант звериного стиля. Они вели торговлю с Китаем, в результате чего из Китая на Запад во 2-1 веках был проложен торговый путь, впоследствии названный «Великим шелковым путем», и в то же время вели жестокие войны с ним. Эти войны шли с переменным успехом. Для защиты от набегов хунну китайцы построили Великую китайскую стену. В середине I века н.э. произошел раскол союза хунну. Южные хунну ушли на юг Китая, основав там «шестнадцать царств пяти северных племен», северные устремилась на север. После поражения хунну в конце I века, нанесенного им китайскими племенами сяньби, остатки народа двинулись на запад, завоевывая и втягивая в движение часть племен степной полосы Евразии. Это движение положило начало эпохе «Великого переселения народов». Государство Хунну просуществовало более 300 лет, движение хунну продолжалось также около 300 лет. В 4-5 веках хунну достигли Европы, совершив там ряд сокрушительных набегов на европейские государства и уничтожив Римскую империю. Часть народа осела на территории современной Венгрии, которая первоначально называлась Гуннией.

Континентальный климат имеет длинные зимы и теплое лето. Большая часть республики ежегодно получает менее 20 дюймов дождя. Хотя они изначально предлагали сильную оппозицию российским поселенцам, азиатский народ, в конце концов, оставил свой образ жизни как кочевые пастухи, живущие в войлочных палатках, и принял сидячую сельскохозяйственную жизнь. Большинство сейчас живут в постоянных деревянных домах, типичных для сибирской крестьянской жизни. Бурятский народ составляет лишь одну четверть населения республики.

Около 60 процентов населения живет в городских районах с наибольшей концентрацией в бассейне, в которой находится столица и крупнейший город. Богатые минеральные ресурсы Бурятии включают золото, молибден, никель, алюминий, железо, марганец и уголь. Животноводство и коневодство являются основными видами сельскохозяйственной деятельности. Главной областью выращивания является широкая долина реки Селенга, в которой вырастают яровая пшеница, картофель, овощи и сахарная свекла. Меховое хозяйство и охота также важны, так же как и рыбалка на Байкале.

После разгрома государства Хунну в Великой степи сложилось новое государственное образование – Каганат жужаней. Жужане покорили саянских динлинов, разгромил столицу империи Тоба-Вэй. В 552 году каганат был разгромлен тюрками, которые создали новое государство – Великий тюркский каганат. Власть каганата распространялась в полосе степей от Желтого до Черного морей. Тюрки создали жестокую социально-политическую систему - «эль». В центре ее была «орда» – ставка хана. Это был народ-войско, на которое работали покоренные племена. Сами тюрки не занимались трудом, смыслом их существования были войны. Столица тюрков была на Орхоне. Каганат был разгромлен в 630 году китайскими войсками, затем образовался второй Тюркский каганат. В 742 году он был разбит силами уйгуров, карлуков и басмылов при поддержке Китая. На его месте возник Уйгурский каганат, который также вел борьбу с Китаем. Уйгуры вели строительство городов, занимались скотоводством, земледелием, выплавкой железа, цветных и драгоценных металлов. Часть населения исповедовала буддизм, часть шаманизм. С 763 г. государственной религией уйгуров было провозглашено манихейство. Они построили в Туве огромную систему пограничных укреплений с семнадцатью крепостями. В 840 году каганат был разбит кыргызами, которые создали вместе с динлинами Кыргызский каганат. Источники описывают кыргызов и динлинов в основном как европеоидов, которые имели белую кожу, рыжие волосы и голубые глаза. Они занимались земледелием, скотоводством, горным делом и различными ремеслами, вели внешнюю и внутреннюю торговлю. Во главе каганата стоял хан. В середине 9 века каганат занимал территорию от реки Иртыш на западе, Ангары – на востоке, Селенги и пустыни Гоби на юге. Каганат был разрушен в 1293 году в результате завоевательных походов монгольских войск. Одним из наиболее сильных, крупных и воинственных племен Центральной Азии, претендовавшим на власть, были меркиты, занимавшие в 12-13 веках территорию современной Южной Бурятии. Меркиты имели многочисленные поселения, ставка их вождя находилась в Тугнуйской долине Бурятии. Они вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством и пашенным земледелием. Их частые стычки с соседями, в том числе с монголами привели к непримиримой войне на уничтожение. В результате нескольких крупных сражений, меркиты были разбиты войсками монгольского хана Темуджина, которому после этого на собрании всех монгольских народов было присвоено звание Чингис-хана (хана всех монголов). Чингис-хан стал создателем огромной империи – «Золотой орды», подчинившей себе многие народы и государства Евразии, границы которой распространялись от Тихого океана и Желтого моря до Черного моря и Балкан. Монголы победили Китай, основав там династию монгольских императоров. Везде были созданы ханства, через которые велось управление империей. Бурятия входила в состав центрального улуса империи, вместе с землями Прибайкалья она образовывала струну Баргуджин-Токум, объединявшую многие монгольские, тунгусские и тюркские племена. Столица «Золотой орды» - Каракорум, который современники называли «кочевым Римом», стала самой богатой столицей мира. Здесь работали тысячи рабов, сюда приезжали ученые, ремесленники и строители. Короткие периоды нашествий монгольских войск сменялись длительными периодами мира, когда в странах, вошедших в монголосферу, шел процесс восстановления городов, разрушенных монголами и освоения новшеств, которые были принесены ими. В империи был установлен жесткий порядок, основанный на законе. Монголы поощряли развитие наук и искусств, лояльно относились ко всем религиям. Они выступили носителями идеи евразийства, цель которых состояла в соединении Запада и Востока, мира кочевого и мира оседлого. Но соединение это было часто насильственным. Чингис-хан особо покровительствовал земле Баргуджин-Токум, считая ее землей своих предков и своей родиной. Ей был придан особый «священный» статус и введен особый порядок управления – «Их-хориг» (Великий запрет). Есть версия, что в Баргуджин-Токум были похоронены шесть ханов - потомков Чингис-хана, в том числе хан Хубилай - император Китая. Места их захоронения были засекречены и до сих пор не обнаружены. Сам Чингис-хан также желал быть похороненным в Баргуджин-токум. Страна стала зоной умиротворения, покоя, гармонии, согласия. Здесь запрещено было строить города, сеять хлеб, наносить любой ущерб природе. Империя монголов просуществовала более 300 лет. Чингис-хан – «Великий Потрясатель Вселенной» сыграл в истории человечества огромную и неоднозначную роль. Он объявлен ЮНЕСКО Человеком тысячелетия. Монгольская империя завершила эпоху великих кочевых цивилизаций. Ее закат произошел в 14 веке после свержения в Китае монгольской династии Юань. Далее, на протяжение более чем двух столетий Бурятия была под властью монгольского табуната, который находился в вассальной зависимости от Китая. В 16 веке российская империя начала интенсивно расширять свои рубежи на восток и налаживать дипломатические и торговые отношения с Монголией и Китаем. Присоединение Сибири, в том числе и Забайкалья к России шло достаточно быстро. Первыми сюда в 1648 году пришли енисейские казаки. Они построили несколько острогов, впоследствии превратившихся в поселки и города. В 17 веке бурятский народ, не имевший собственной государственности, добровольно вошел в состав России. Вслед за казаками в Забайкалье пришли торговые люди, крестьяне, христианские миссионеры, ремесленники и ссыльные. Сюда из Польши были переселены русские старообрядцы-раскольники. В Бурятии наряду с царской администрацией действовала система внутреннего самоуправления (Бурятская степная дума). После строительства Транссибирской железной дороги, началось развитие промышленности. Развитие торговых отношений с Китаем привело к созданию торгового «Чайного пути». В 1666 году из Москвы в Китай был отправлен первый торговый караван, регулярная караванная торговля началась с 1680 года. В 1728 году был заключен трактат в Китаем, установлена новая граница, которая в настоящее время является границей с Монголией. Китай стал мировым поставщиком чая, ставшего в России самым популярным напитком. Через Россию чай и другие китайские товары везли в страны Ближнего Востока и в Западную Европу. В Китай везли товары из России и с Аляски, бывшей в составе России. География Чайного пути очень обширна. На пути работало более 120 торговых ярмарок в городах и поселках. В Пекине действовала русская купеческая фактория. Общая протяженность главной ветви пути составляла более 10 тысяч километров. Чайный путь наряду с такими путями, как нефритовый, шелковый, солевой, коричный, оловянный, винный, невольничий сыграл огромную роль в истории развития человечества. Благодаря его действию были установлены добрососедские отношения России и Китая, экономика и культурная жизнь огромной территории Сибири, Урала, а также центральных регионов России получили развитие. По объемам торгового оборота путь был вторым после Великого Шелкового пути. Он действовал более 200 лет. Особую роль в чайной торговле сыграл «Исторический город России» - город Кяхта, которую именовали «Российской столицей чая», «Москвой на востоке», «Золотыми воротами России». После Октябрьской революции 1917 года, с центром в Улан-Удэ в 1920 году была создана Дальне-Восточная Республика, в 1923 году была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1937 году из состава республики были выведены Агинский национальный округ и Усть-Ордынский национальный округ. В 1958 году Монголия стала независимым государством, а республика была переименована в Бурятскую Автономную Социалистическую Республику. В советский период истории в республике было создано довольно развитое агропромышленное хозяйство. В 1990 году был провозглашен государственный суверенитет Бурятской Советской Социалистической Республики, она стала называться Республикой Бурятия, будучи субъектом Российской Федерации. Будущее Бурятии связано с устойчивым развитием на основе рационального использования уникального природного комплекса озера Байкал, а также богатого культурно-исторического наследия. Одним из главных путей социально-экономического развития республики является туризм.

Подробнее в этих связанных статьях

В республику проходит Транссибирская магистраль с филиалом Улан-Удэ до Улан-Батора в Монголии. Дороги соединяют Улан-Удэ с Улан-Батором в Монголии и в России. Водный транспорт, в основном вдоль Селенги и на Байкале, хорошо развит. На картах народонаселения основное внимание уделяется современным образцам урегулирования и демографической ситуации в бассейне Байкала. Они связаны с комплексом лежащих в основе социальных, экономических и экологических факторов.

Карты населения Байкальского бассейна основаны на статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Национального статистического управления Монголии. Важны также данные переписей населения России и Монголии и данные текущих измерений демографических событий. Авторы использовали статистические источники для расчета показателей для территорий, включенных в Байкальский бассейн.

Региональные праздники

Кроме общероссийских праздников, в Бурятии отмечаются праздники, являющиеся часть национальных культур восточных народов республики.

«Сурхарбан» – праздник, отмечаемый ежегодно в первое воскресенье июля в Улан-Удэ. Перед этим он проводится в районах республики. Сурхарбан означает «Стрельба в сур» - мишень. Древний праздник, который проводился раньше в честь духов - хозяев священных местностей и предков рода, и, кроме того, был военным смотром, с целью отбора воинов. В программу современного праздника входит: стрельба из лука, борьба, конные скачки. На празднике играют, поют обрядовые песни, танцуют, угощают друг друга. Исполняется темпераментный и ритмичный круговой танец «Ёхор», символизирующий единение народа.

Бурятия в искусстве

Распределение поселений в бассейне Байкала довольно нерегулярно. Существует четыре региона региональной концентрации населения. В Иркутской области основной рельефный пояс вдоль Транссибирской магистрали простирается от западной границы области до озера Байкал. Здесь много поселений сельского хозяйства и большинство крупных административных и экономических центров, где производственный сектор доминирует в экономике. Иркутск - большой многофункциональный центр - возглавляет группу этих поселений. Только малонаселенные районы Ольхон и Слюдянка и часть Иркутского района полностью лежат в бассейне Байкала.

«Сагаалган» – восточный Новый год по лунному календарю. Он празднуется в феврале в течение месяца, дата начала устанавливается в зависимости от лунного цикла. Сагаалган означает «Белый месяц». В Бурятии является одновременно народным, светским и культовым буддийским праздником. В дацанах совершаются молебны в честь богини Лхамо – хранительницы веры, в течение 15 суток проводится хурал – богослужение во имя распространения и упрочения буддизма. Люди ходят в гости друг к другу, устраивают застолья. Организуются концерты, музыкальные фестивали, одним из которых является международный молодежный музыкальный конкурс «Белый месяц».

В непосредственной близости от озера Байкал, но в Ангарском бассейне есть города Иркутск и Шелехов. В Республике Бурятия имеется крупная поселение вокруг Улан-Удэ с максимальной концентрацией к югу от города. Появились географические различия в специализации поселений. Поселения, связанные с производством и транспортировкой, преобладают на Транссибирской магистрали. В Южной Бурятии в основном есть сельскохозяйственные поселения. В Забайкальском крае существуют три расчетные сети: поселения, связанные с производством и транспортировкой, расположенными вдоль железной дороги; горные поселения вблизи месторождений; и сельскохозяйственные поселения, расположенные к югу от Читы в лесостепи и степной зоне.

«День города Улан-Удэ» – праздник, посвященный дню основания города. Проводится много мероприятий, в т.ч. торжественные шествия, спортивные соревнования, театрализованные представления, концерты, фейерверки, дискотеки на площади Советов.

«Больдёр» – традиционный праздник эвенков, проводится один раз в два года в нескольких районах Бурятии. Состоит из выступлений эвенкийских ансамблей, спортивных состязаний в силе, ловкости и быстроте, конных скачек, прыжках через нарты, метании топорика и аркана. Старейшины в это время решают важные общественные вопросы.

Телевидение и радио

В Монголии население в основном сосредоточено в центральном регионе - от Улан-Батора на юге до Сухбаатара на севере. В этом районе расположены три крупнейших города страны и более половины его населения. Остальные территории монгольской части Байкальского бассейна малонаселены.

Средства массовой информации

Распределение населения и степень расселения территории отображаются на картах «Плотность населения»; «Плотность сельского населения и численность населения городских поселений»; «Плотность сельского населения и численность населения городских поселений».

«Встреча хонгодоров» – родовой праздник одного из бурятских родов – хонгодоров, живущих преимущественно в горах. Празднуется в трех районах Бурятии, одном районе Иркутской области, одном районе Монголии. Кроме традиционных конных скачек, стрельбы из лука и борьбы, проводятся конкурсы кузнецов, ювелиров, мастеров по изготовлению священных музыкальных инструментов «Морин-хур», изготовлению плеток, исполнению песен и танцев, обрядам угощения гостей и приготовлению национальных блюд.

Байкальский регион относится к малонаселенным и неравномерно населенным территориям. Межрегиональная дифференциация моделей поселений обусловлена ​​несколькими пространственными градиентами уменьшения плотности населения, причем основной градиент от центра к периферии. Другие градиенты также присутствуют на определенных территориях. Таким образом, в российской части бассейна плотность населения имеет тенденцию к уменьшению, поскольку она идет с юга на север и с запада на восток. Российско-монгольская граница по большей части скорее отделяет, чем объединяет районы поселения, за исключением одного направления.

Основные города

Улан-Удэ – столица республики. Кяхта – районный центр Кяхтинского района. Северобайкальск - город на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Гусиноозерск – районный центр Селенгинского района. Бабушкин – город в Кабанском районе.

Природно-климатические условия

Климат - резко-континентальный, с ярко выраженными сезонами - зимой, весной, летом и осенью. Зима продолжительная, морозная, почти безветренная и малоснежная. Исключение составляет побережье Байкала. Здесь ощутимо смягчающее влияние огромной водной массы озера. Средняя температура января -24-25 С, в отдельные дни до -45 С. Лето короткое, теплое, местами жаркое. Средняя температура июля +17 С, в отдельные дни +35 С. На побережье Байкала лето более прохладное. Максимальное количество осадков - 250-300 мм в год, в горах - 300-500 мм. По количеству солнечных дней в году Бурятия сравнима с Крымом, Кавказом и Средней Азией. Продолжительность солнечного сияния составляет в среднем 2200 часов, за Бурятией давно закрепилось название «солнечная Бурятия».

Ядром этого направления является Долина Селенги, где между Улан-Батором и Улан-Удэ сложилась область с очень плотным населением. Территории крупных городов, таких как областные центры Иркутск, Улан-Удэ и Чита, наиболее густо населены. Наряду с районами с плотным населением есть также практически незаселенные территории площадью в десятки тысяч квадратных километров. Распределение сельского населения менее контрастное, чем городское. Сельское население в основном сосредоточено на юге Иркутской области и в центральной части Бурятии.

Крупные города российской части бассейна росли вдоль транспортных путей. Таким образом, 11 из 13 городов расположены вдоль железных дорог. Только Закаменск и Кяхта расположены далеко от железной дороги. В монгольской части бассейна связь городских поселений с транспортными линиями менее выражена, и только пять из 12 городов расположены на железных дорогах.

Природные ресурсы

Бурятия находится в переходной зоне от горно-таежных районов Восточной Сибири к степным районам Центральной Азии. Этим определяется разнообразие ее ландшафтов, что отмечено многими путешественниками. В 19 веке русский писатель А.П.Чехов написал: «В Забайкалье я находил все, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днем скачешь по Кавказу, ночью – по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уже Полтавская губерния». В Бурятии сохранилось более 300 памятников природы, некоторые из них уникальны по своему характеру. Большая часть территории Бурятии занята горами. Они обрамляют озеро Байкал, либо продолжают линию Байкальского разлома. Наиболее высокие и молодые из них – Восточные Саяны. Их средняя высота 2300 метров, наивысшая точка 3491 метр. Саяны часто называют «Тибетом в миниатюре». С южной стороны Байкала находятся покрытые труднопроходимыми зарослями горы хребта Хамар-Дабан, за которыми закрепилось название «Сибирских джунглей». Горы Баргузинского хребта примыкают к Байкалу с востока. Они тоже имеют свое второе, образное название: «Страны тысячи озер». В верховьях здесь находится множество озер ледникового происхождения и альпийских полян. На севере Байкала расположен густо заросший лесом Байкальский хребет. В республике более 9000 рек и речек. Самая крупная из них – Селенга, берущая начало в Монголии и впадающая в озеро Байкал. С этой рекой связана история многих народов Азии. Вдоль нее прошли пути их миграции, а упоминание о ней встречается в китайских хрониках, трудах ученых мусульман и других источниках. В средние века ее образно называли «рекой времени». «Селенга – сплошная красота» – писал А.П.Чехов. Не менее знаменита река Баргузин. С ней связана история создания известной народной песни «Славное море – священный Байкал». В Бурятии еще несколько крупных долинных рек, таких как Витим, Иркут, Снежная, Турка, Верхняя Ангара, Чикой, Хилок и множество горных. Многие из них пригодно для организации водных путешествий, как простых, так и сложных. В республике достаточно много озер, некоторые из них используются для отдыха и рыбной ловли. Это озера Гусиное, Щучье, Баунт, Еравнинские, Котокель, Киран, Фролиха, Соболиное, Гитара, Сердце и другие. Наиболее известным является озеро Байкал - уникальное пресноводное озеро, имеющее статус «Участка Всемирного Наследия» ЮНЕСКО, которое в Сибири часто называют морем. Здесь наблюдаются типично морские явления, приливы и отливы, морские ветры и штормы. Байкал является самым древним и глубоким озером планеты. Недра под озером сильно разогреты, в ряде мест на дне озера и на суше выходят наружу горячие воды. В Байкале сосредоточено 20 % мировых запасов поверхностных пресных вод и более 80% запасов вод России. Вода озера содержит очень мало минеральных веществ, прозрачна, чиста и очень вкусна. Байкал с древних времен является сакральным центром Восточной Сибири и Южной Азии, поэтому его поныне называют «Священный Байкал». Вокруг озера сформировалась особая духовная культура, носителем которой является, прежде всего, бурятский народ. На побережье озера находится большое количество удобных для строительства туристских объектов мест, много песчаных и галечных пляжей. Бурятия исключительно богата месторождениями минеральных вод, здесь известно свыше 360 источников. Их называют «аршанами», что в переводе с бурятского языка означает «целебная вода». Есть в Бурятии также богатые месторождения лечебный илов и грязей. На основе минеральных источников и грязей функционируют курорты Аршан, Нилова Пустынь, Горячинск, Киран, а также ряд небольших курортных местностей. Большая часть территории Бурятии занята горной тайгой. Лесами покрыта вся ее северная, западная, и восточная часть. Здесь растут кедр, сосна, пихта, береза, осина, тополь и другие деревья и кустарники. Кедровые леса с давних пор используются местным населением для добычи кедрового ореха, обладающего приятным вкусом и очень полезного для здоровья. Степи Бурятии расположены в основном на юге. Животный мир Бурятии довольно разнообразен. Здесь известно 6 видов земноводных, 8 видов пресмыкающихся, около 100 видов млекопитающих и свыше 348 видов птиц. В лесах обитают соболь, белка, лисица, колонок, горностай, рысь, лось, косуля, изюбрь, кабан, бурый медведь и другие звери. Встречаются и редкие виды: красный волк, выдра, манул, снежный барс, северный олень, сибирский горный козел, архар. Озера богаты рыбой. Водятся карп, окунь, сорога, щука, сом, лещ, хариус, омуль, сиг, осетр и другие рыбы. Уникальна фауна Байкала. 2/3 ее видов являются эндемиками. В Байкале обитает 53 вида рыб, в том числе уникальная живородящая рыба голомянка, а также знаменитая рыба – омуль. Живым символом Байкала является нерпа – пресноводный тюлень, загадка появления которого в озере пока не разгадана. Значительная часть территории республики входит в водоохранную зону бассейна озера Байкал, поэтому многие участки земель и акватории озер и рек входят в границы особо охраняемых природных территорий. В Бурятии 2 национальных парка, 3 заповедника и 20 заказников.

На карте «Динамика численности населения» показаны значительные изменения в численности населения - ситуация, при которой высокая концентрация населения в нескольких крупнейших центрах сопровождается депопуляцией обширных территорий. Во-первых, снижение численности населения, как правило, более выражено с юго-запада на северо-восток. Во-вторых, динамика численности населения в региональных центрах и пригородах относительно позитивна. Рост населения наблюдается только в Иркутском, Шелеховском и Ольхонском районах Иркутской области, Иволжском районе Республики Бурятия и Читинском районе Забайкальского края.

БУРЯТЫ

Буряты, буряад, Buryats или Buriyads (англ.) - титульная нация Республики Бурятия.По раcпространенной версии, этноним «бурят» связан с именем предка всех монголов Буртэ-Чино, который восходит к почитанию волка («бури» монг. из тюрк.) в качестве тотемного животного. Племя же булагатов, имевшее прародителя Буха-нойона, считается основным ядром бурятского народа, первоначального носителя этнонима «буряты». По другой версии, степняки-монголы именовали северных жителей

Рекордный рост населения был зафиксирован в пригородных Иволгинском и Иркутском районах. Наибольшее падение численности населения происходит в населенных пунктах, которые классифицируются как районы Крайнего Севера, при этом Муйский и Северобайкальский районы Республики Бурятия теряют более половины своего населения.

Машиностроение и металлообработка

В монгольской части Байкальского бассейна рост населения зарегистрирован на более чем половине территории страны. Главные монгольские города - Улан-Батор, столица Монголии, Эрденет и Дархан - самые быстрорастущие города. Хогсгол и селенга-аймаги также демонстрируют значительный рост населения. Население в четырех аймаках Архангая, Завхана, Това и Хентей уменьшается из-за миграции жителей.

Предбайкалья бураад – «лесные жители» от слова «бураа» – «густая роща», «лесная чаща».

В русских документах XVII–XVIII вв. бурят именовали «братские люди». Первые известия о бурятах русские служилые получили в 1609 г., когда название упоминается в документах Сибирского приказа.

В VI–VIII веках в Предбайкалье многочисленным и сильным народом были курыкане, оставившие богатую «курумчинскую культуру». Часть курыкан смешалась с пришельцами с юга – монгольскими племенами и влилась в будущую бурятскую народность. Основные субэтносы – эхириты, булагаты, хори, хонгодоры и цонголы. Бурятский язык относится к северной подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи. До 1931 г. буряты пользовались старомонгольским алфавитом на основе уйгурского письма, в 1931 была введена латинская графика, а в 1939 – вариант кириллицы. Бурятское родовое поселение (улус) располагалось по долинам рек. Этнограф А.В.Потанина писала: «...около юрты с течением времени выстраивались амбары, затем, с увеличением семьи, рядом с отцовской юртой строились юрты сыновей, внуков... В улусе для всех существовала одна кузница, одна русская печь для печенья хлеба и т.д.»

Важное место в хозяйстве бурят занимало не только скотоводство (разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, верблюдов), охота и рыбная ловля, но и примитивное земледелие – сеяли просо, гречу, ячмень. Использовали искусственное орошение для полива полей и сенокосных угодий. Излишки скота служили предметом меновой торговли с эвенками и другими лесными племенами, занимавшимися преимущественно охотой. Чулки, платки, войлок буряты делали из шерсти овец, которых стригли летом. Почтительное отношение к земле прививалось с детства: взрослые говорили ребенку, что нельзя царапать землю острым, рвать траву, причинять боль Матери - Земле. Даже носки бурятских сапог-гутулов были загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю. Когда в семье кочевника рождался ребенок, его обрезанную пуповину зарывали в землю, это место называлось тоонто. Если человек заканчивал дела в этом мире, перед его погребением совершался обряд «выпрашивания земли». Так человек рождался из лона Земли и возвращался в него после смерти. Понятно, почему гончар, прежде чем накопать глины, должен был попросить у Земли прощения, что он вторгается в ее лоно. Земля в восприятии бурят была прежде всего степью. Кочевник знал, что жизнь в степи не столь однообразна, как кажется. Здесь находят себе пищу и кров человек, животные и птицы. Во все времена Байкал поил и кормил человека. Еще в эпоху неолита рыболовство по его берегам занимало равное место с охотой. В древнебайкальских поселениях обнаружены рыбьи кости и чешуя, гальки-грузила, крючки из дерева и кости, каменные рыбки-приманки. Рыбаки той эпохи организовывали коллективную ловлю, применяли лодки-долбленки, костяные гарпуны, сети из конского волоса, позднее – медные и бронзовые крючки.

Охота – древнейшее занятие бурят. Охотничий промысел был не только источником пропитания,он давал одежду, обувь, жилье, сырье для изготовления оружия и различных предметов быта. Добывали соболя, выдру, лисицу, козу, изюбра, сохатого. К орудиям охоты относились длиный лук, силки, ловушки. Облавная охота когда-то устраивалась систематически, потом стала священной традицией.

Буряты были мастерами и по обработке железа – в раскопках поселений обнаружены железные предметы быта, кольчуги, оружие. Да, оружие – в частых военных стычках того времени свидетельствуют находки в могилах человеческих скелетов со следами боевых ранений. По всему Предбайкалью можно найти древние «плиточные могилы». Создатели культуры «плиточных могил» оставили после себя и памятники искусства. Это «оленные камни», получившие название от высеченных на них изображений оленей. Возможно, еще в каменном веке солнце представлялось в виде живого существа, оленя с золотыми рогами, который пробегал за день весь небосклон от востока до запада. Художник своим бронзовым резцом изображал и другие мотивы. Один из них – человечки, взявшиеся за руки, а над ними парящий орел, занимающий почетное место в мифологии бурят.

ЭВЕНКИ (ТУНГУСЫ)

Эвенки издревле жили у Байкала и постоянно кочевали, о них говорили: «эвенки везде и нигде». В культуре эвенков в первозданном виде сохранились многие элементы прошлого. По мнению ученых, эвенки прямые наследники культуры каменного века у Байкала. К приходу русских у них сложились три основных культурных типа, которые различались по роду занятий: охотники, оленеводы и конные.


В настоящее время эвенков в Бурятии проживает 1,7 тыс. человек. Эвенки признаны одним из малочисленных народов Севера. Действуют Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Бурятии, национальные культурные центры. В настоящее время эвенки компактно проживают в Курумканском, Баргузинском, Баунтовском, Муйском и Северобайкальском районах Бурятии.


Пища эвенков – мясо диких животных, рыба: вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыба, толченое вареное мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое с брусникой, густой мясной суп, колбаса с жиром, кровяная колбаса, мороженая и вареная рыба. У баргузинских эвенков до поздней осени одним из важных видов питания остается молочная пища. Молоко в сыром или кипяченом виде употребляется только с чаем. Основными молочными продуктами считаются сметана и полученное из нее масло. Важной и калорийной пищей считается творог, подается на стол со сметаной. Деликатесом считается пенка (урума), которая употребляется в горячем виде после кипячения молока. В отличие от бурят и монголов эвенки уруму не сушат и не замораживают. Традиционно в каждый сезон года употреблять мясо определенного вида животного. Иной пищевой рацион у баунтовских и северобайкальских эвенков, занимающихся охотничьим промыслом и оленеводством. Мясо и жир диких животных и домашнего оленя их основная пища. Для сохранения готовят полукопченое мясо, разрезают на мелкие полоски, слегка солят и коптят над костром до образования на поверхности тонкой корочки. После этого полоски развешивают на перекладине на подветренной и солнечной стороне для дальнейшего сушения на солнце. После мясо снимают и укладывают в берестяные сумы или же вешают в прохладном месте. Для приготовления пищи достаточно снять с мяса защитную корочку, которая является стойкой против воздействия микробов и личинок насекомых. После этого его варят как свежее мясо, при таком способе консервирования сохраняется сок. Из оленьего молока получали масло, готовили моты (молоко, смешанное с ягодами).

Блюдо из молока и сараны считалось лучшей легкой пищей в летнее время. Для пополнения запасов жира эвенки осенью специально выходили на промысел горного сурка (тарбагана), а в начале зимы – медведя.

СОЙОТЫ

Сойоты – коренной малочисленный народ, один из малых народов Севера, компактно проживающий в Окинском районе на западе Бурятии. На территории Оки проживает около одной тысячи сойотов. Наиболее близкими сойотам считаются тувинцы, тофалары и цаатаны (Монголия). Традиционные виды хозяйства сойотов – оленеводство, яководство. Издревле олени давали еду, одежду, использование оленей как транспорт позволяло осваивать большие промысловые угодья. И сегодня оленеводство требует кочевок: зимой оленеводы живут в долинах рек, осенью пасут стада в тайге, летом поднимаются к гольцам.


Самым старинным промыслом сойотов Окинского края была охота, этому способствовало изобилие диких промысловых животных. В охотничий набор входили: пороховница, мерка для пороха, мешочек для пуль, а также большой нож для разделки туши, маленький нож для снятия шкуры. Рыболовство у окинских бурят в древности было редким явлением, как промысел появилось в конце XIX в., с появлением русских служилых людей, от них местные жители переняли способы и средства рыбной ловли. Охотники-оленеводы жили в деревянных чумах «урса, уурс», имевших сходство с жилищами северных оленеводов- якутов, чукчей, ненцев и т.д. Высота чума 2,5–3 м. Зимой жерди покрывались шкурами. Под вершиной чума устанавливали очаг, сооружали станок для подвешивания котлов и чайников. Сойоты жили в густом еловом или кедровом лесу, здесь было теплее и меньше снега. Выход из чума был направлен на восток, чтобы раньше встречать восход солнца.


В чуме существовало деление на левую – мужскую и правую – женскую. Места напротив входа считались почетными, здесь сидел хозяин и гости. Посуда, продукты, низкий столик для приема пищи находились на женской половине. Оленья сбруя, оружие, личные вещи мужчины находились на его половине. Дверью служила часть нижней покрышки или мешковина, пришитая к ее краю. В чуме не было никакой мебели, все имущество перевозилось и хранилось во вьючных сумах.

Основная пища сойотов – оленье мясо и дичь. Мясо оленей употребляют в основном в вареном виде, ценится жирное мясо осеннего забоя. Особенное лакомство – вареный или жареный олений язык, оленьи губы. В пищу употребляются все внутренности оленя, все они имеют бурятские названия. Оленье мясо также потребляется в сушеном виде.


Верхняя одежда сойотов- оленеводов шилась из шкур диких животных: выделанная шкура лося использовалась для шитья демисезонной одежды. Обувь шилась из оленьих камусов. Украшением одежды служили орнаменты из стриженных отрезков оленьих шкурок, которые пришивались к подолу и рукавам одежды. Некоторые элементы сойотской одежды до сих пор сохранились в охотничьей одежде.

Эвенки и сойоты Бурятии стали лауреатами VI Международной выставки-ярмарки коренных малочисленных народов России «Сокровища Севера–2011». Целебные травы, стельки и носки ячьей шерсти из Горной Оки пользовались особым спросом. Детский хореографический ансамбль «Уулын сууряан». стал лауреатом в номинации «Лучший национальный танец». Лучшей этнической кухней признана сойотская кухня, сойоты были удостоены специального приза «За верность традициям предков».