Психодиагностические методы. Введение

Помимо исследования, построенного на наблюдении и экспериментального исследования, возможно психодиагностическое исследование. На его основе проверяются, как правило, гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками; выявив их особенности (измерив, описав) у достаточного количества испытуемых, оказывается возможным на основании сответствующих математических процедур выявить их взаимосвязь. Для этого используется психодиагностические методы, т.е. методы выявления и измерения индивидуальных особенностей на основе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность. Иногда психодиагностическое исследование предполагает охват достаточно большого количества испытуемых, что позволяет снизить требования к контролю переменных во время диагностики (это преимущественно относится к методикам, создаваемым для массовой диагностики), во многих же случаях требования к психодиагностическому исследованию те же, что к эксперименту; имеется в виду контроль переменных, но не манипулирование.

Наблюдение, эксперимент и психодиагностическое исследование мы выделили как относительно самостоятельные методы исследования. Следует различать случаи, когда наблюдение и психодиагностика входят составной частью в эксперимент. Естественно, что во время эксперимента за испытуемым наблюдают, что изменение его состояния регулируется (если это необходимо) средствами психодиагностики; однако как метод исследования ни наблюдение, ни психодиагностика в данном случае не выступают. Психодиагностика, кроме того, может выступать самостоятельной областью деятельности практического психолога, ориентирующегося при этом не на исследование, а на обследование.

К психодиагностическим методам относятся психологические тесты . Английское слово тест означает "проба" или "испытание". Термин был введен в практику психологических исследований в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине совместно с Т.Симоном разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей. Что же такое тест? Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся математической обработке данных.

Метод тестов в первоначальном своем специфическом значении вызывал целый ряд серьезных возражений. Важнейшие из них следующие. Когда два индивида решают или не решают один и тот же тест, то психодиагностическое значение этого факта может быть самым различным – одно и тоже достижение может быть обусловлено разными психологическими процессами. Внешний факт решения или нерешения теста не определяет еще внутренней природы соответствующих психических актов. В первоначальном варианте при помощи тестов пытались делать заключение о личности на основании статистической обработки внешних данных. Эта ошибка еще более усугублялась, когда на основании того же тестового материала пытались ставить прогноз, предполагая, что уровень, установленный посредством тестового испытания на одном этапе развития, будет характеризовать данного испытуемого и впредь. Когда индивидам, прошедшим различные пути развития и формировавшимся в разных условиях, представляют одни и те же стандартные тесты и на основе их решения непосредственно делают вывод об одаренности подвергшихся этому испытанию лиц, то допускают явную ошибку, не учитывая зависимость результатов от условия развития.

Все это не означает, тем не менее, что тестирование непригодно для исследования. В настоящее время метод тестов применяют в психологии наряду с другими методами. С его помощью стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной области и т.д.

Диагностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т.е. от того, каким образом был сконструирован данный тест: явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить значительный ущерб в области профотбора, в педагогической практике, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития к числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы . Цель опроса состоит в получении информации от объективных и субъективных факт со слов самих испытуемых.

Всё разнообразие методов опроса, применяемых в психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам: 1) опрос "лицом к лицу" - интервью, проводимое исследователем по определенному пиану; 2) заочный опрос - анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения. Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами разных научных школ и направлений.

Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их искренних мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают.

В тоже время существует множество сторон, изучение которых невозможно без использования опросов. Область применения опросов в педагогических исследованиях довольно обширна:

На ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану, используется только интервьюирование. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы;

Опрос выступает как основное средство сбора первичной информации для получения данных, позволяющих измерить взаимосвязь изучаемых переменных;

Опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса. Выделяют два вида интервью: так называемые стандартизованные и нестандартизированные.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Одним из разновидностей опроса выступает беседа , предусматривающая выявление интересующих психолога связей на основе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым. Беседа, как правило, выступает в качестве вспомогательного метода: при анализе ее хода и результатов перед психологом встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого, его отношения к психологу; при недостаточном психологическом контакте возможна боязнь испытуемого «потерять лицо», подозрительность, недоверие и, как следствие, стремление уйти от ответов в стереотипные, стандартные высказывания, соответствующие принятым – по мнению испытуемого – этическим и иным нормам. Хорошее же отношение к психологу может вызвать бессознательное стремление угодить ему, «порадовать» ожидаемым ответом. Сам же психолог (как и в ситуации наблюдения) также не свободен от субъективности; несмотря на то, что беседа заранее планируется и основные вопросы определяются до ее начала, в ходе живого общения психолог с трудом может абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому – с вытекающими последствиями. Точнее будет сказать: использование беседы как основного метода возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения и одновременно «отделить» личные отношения от содержания беседы. В работе ряда ведущих психологов мира беседа использовалась как самостоятельный метод исследования («клиническая беседа» Ж.Пиаже, «психоаналитическая беседа» З.Фрейда).

Одним из вариантов беседы является интервью, которое используется в психологических и социальных исследованиях. В интервью выявляются мысли, взгляды, факты из жизни респондента, его отношение к политическим событиям, ситуациям, социальных явлений и др.

Выделяют два вида интервью: так называемое стандартизированные и нестандартизированные.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается изменять какие-либо вопросы или вводить новые. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы. Однако анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих гипотез. К методу интервью предъявляются не столь строгие требования. Преимущество нестандартизированного интервью – получение более глубокой информации, гибкость опроса; недостаток – сравнительная узость охвата опрашиваемых. Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика нараду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.

Социометрия как метод психологического исследования применяется для выяснения референтности каждого человека, который входит в состав группы. В этом методе используются ряд выявления мнения, приемов, направленных на выявления мнения, оценки, отношения членов группы друг к другу, мотивов межличностных выборов в группе, межличностные отшения в малых группах и др.


Похожая информация.


1.5. Этика психодиагностического обследования

Этические принципы работы психодиагноста

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ - комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого.

Основные этические проблемы психодиагностики :

Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики.
Распространение диагностических методик.
Обеспечение тайны результатов обследования.
Сообщение результатов обследования.

Этические принципы работа психодиагноста

Принцип благополучия обследуемого человека
Принцип ответственности
Принцип компетентности
Принцип безоценочности
Принцип конфиденциальности

Диагностические методики, тесты могут быть доверены только специалистам, имеющим необходимый опыт работы. Входящий в Кодекс этики принцип компетентности гласит, что психологи предоставляют только те услуги и используют только те методики, которые соответствуют их квалификации, обеспечиваемой образованием, специальной подготовкой или опытом.

Все тесты должны отвечать требованиям, которые описаны в «Стандартах для психологических и образовательных тестов», а деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения». Каждый пользователь теста должен располагать сведениями о валидности и надежности используемого теста, ограничениях, связанных с его применением. Необходимо уделять большое внимание отбору тестов, интерпретации полученных результатов. Любой из используемых диагностических инструментов должен отвечать целям исследования. Профессиональные психологические инструменты должны быть недоступны для каждого, желающего их использовать. Право на приобретение тестов должно предоставляться лицам, соответствующим определенному квалификационному минимуму.

Тесты, которые должны быть закрытыми вследствие их применения при отборе и расстановке кадров или при принятии диагностических решений, по понятным причинам не могут публиковаться в средствах массовой информации ни целиком, ни частично. Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям. Публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат сложившимся представлениям о себе. Еще одним непрофессиональным (за редким исключением) использованием психологических тестов является тестирование по почте.

Компьютерное тестирование никогда не может проводиться непосредственно испытуемым, без участия психолога. Неквалифицированное применение таких методик способствует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях, нередко оказывает психотравмирующее воздействие. Большое значение придается конфиденциальности результатов тестирования.

Ни один из психологов не может быть компетентен в использовании всех тестов, а поэтому нельзя пренебрегать предварительной подготовкой. Использование некоторых тестов предполагает специальные знания, а следовательно, обучение. Кодекс этики призывает психологов признавать границы своей компетентности и
ограниченность своего профессионального опыта.

Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.

Никто не должен подвергаться какому бы то ни было тестированию под выдуманным предлогом. Обязанность тестирующего — довести до сознания тестируемых будущее использование результатов теста. Тестируемого следует уведомить о цели тестирования, типе собираемых данных и о том, как будут использованы тестовые показатели. Всякое исследование поведения, независимо от того, используются ли в нем тесты, или другие обсервационные методы, заключает в себе возможность вторжения в личную жизнь. Защита неприкосновенности личной жизни связана с двумя ключевыми понятиями: релевантности и осведомленного согласия. Запрашиваемые у индивидуума сведения должны быть релевантны заявленным целям тестирования. Должны быть использованы все реальные возможности, чтобы установить валидность тестов в отношении той диагностической или прогностической цели, ради которой они используются.

При сообщении любой связанной с проведением тестов информации желательно учитывать типичные особенности ее получателя. Это относится не только к общеобразовательному уровню человека и его познаниям в области психологии и тестирования, но и к его ожидаемой эмоциональной реакции на такую информацию. Стандарты тестирования подчеркивают обязанность тех специалистов, которые применяют тесты в клинической практике и консультировании, давать тестируемым целесообразные и понятные объяснения результатов теста и вытекающие из них рекомендации. Когда кому-то сообщают его тестовые результаты, нужно не только обеспечить их интерпретацию достаточно квалифицированными людьми, но и предоставить возможность получить консультацию специалиста каждому, кого такая информация эмоционально обеспокоит.

Сообщение результатов тестирования должно рассматриваться как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования и, соответственно, входить составным элементом в полное отношение «консультант-клиент». Насколько это возможно, консультанты должны привлекать своих клиентов к интерпретации результатов теста в свете поднимаемых ими конкретных вопросов. Важным моментом в консультировании является принятие клиентом
предоставляемой ему информации. Принятие правильно интерпретированных данных теста может иметь терапевтическое значение для клиента, — причем и как сам факт принятия, и как информационное сообщение, — особенно в контексте когнитивно-ориентированной терапии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА - информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов, в противном случае определенные профессиональные методы, в частности психодиагностические методики, утрачивают свою силу и эффективность.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее осведомлен.

1.6. Методы психодиагностики

Основные подходы в рамках психодиагностического метода

Различные подходы к классификации методов психодиагностики


Исследовательские методы в психологии (Бурлачук, 2008) :
-неэкспериментальный (описательный)
-экспериментальный
-психодиагностический

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.
Объективный подход образует в основном два типа методик: для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта . Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития. Личностные методики в рамках объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты».
В объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей , предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений , которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками.

Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.
Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники , опросники состояния и настроения , а также опросники мнений и опросники-анкеты .

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.
(Моторно-экспрессивные методики, перцептивно-структурные методики и апперцептивно-динамические методики)

Классификация психодиагностических методик по качеству (К.М.Гуревич, Е.М.Борисова, 1997)


-Малоформализованные (опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности)
-Формализованные (тесты, опросники, проективная техника, психофизиологические методики)

Классификации психодиагностических методов В.К.Гайды, В.П.Захарова,1982


По качеству:
-стандартизованные
-нестандартизованные

По материалу, которым оперирует испытуемый:
-бланковые
-предметные
-аппаратурные

По форме ответа:
-устные
-письменные

По степени однородности задач:
-гомогенные
-гетерогенные

По характеру ответов на задачи:
-тесты с предписанными ответами
-тесты со свободными ответами

По характеру умственных действий:
-вербальные
-невербальные

По назначению:
-общедиагностические
-тесты профессиональной пригодности
-тесты специальных способностей
-тесты достижений

По количеству обследуемых:
-индивидуальные
-групповые

По ведущей ориентации:
-тесты на скорость
-тесты мощности
-смешанные тесты

По комплексности:
-изолированные тесты
-тестовые наборы (батареи)

По области охвата психического:
-тесты личности
-интеллектуальные тесты

Классификация методов психодиагностики Й.Шванцара, 1978 (первая классификация)


По используемому материалу:
-вербальные
-невербальные
-манипулятивные
-"бумаги и карандаша"

По количеству получаемых показателей:
-простые
-комплексные

По психической активности испытуемых:
-интроспективные
-экстроспективные
-проективные
-исполнительные

Тесты с правильным решением и тесты с возможностью различных ответов

Классификация пиходиагностических методик по основному методическому принципу


Объективные тесты

Стандартизированные самоотчеты :
Тесты-опросники
Открытые опросники
Шкальные техники и методики классификации
Индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток

Проективные техники

Диалогические (интерактивные) техники (беседа, интервью, диагностические игры.

Характеристика малоформализованных методов психодиагностики

МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ - методики, не имеющие строго определенных правил использования. Они в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста.

1. Метод наблюдения - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - наблюдение, осуществляемое на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго определенной целью, которая и определяет и время наблюдения, и отбор нужных фактов. Характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов.

М.Я Басов разработал методику психологических наблюдений. Основные принципы:
1) максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений
2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов
3) избирательность записи. Регистрируются только те проявления, которые существенны для конкретной задачи исследователя.

К основным формам протоколирования наблюдений можно отнести следующие: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок). Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга. Они требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности

2. Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации Так, они могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле) Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью.

Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная), стандартизированное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкие стратегия и тактика); частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика более свободная)

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым ("исповедальным"). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения

3. Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) - это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности/ Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название "контент-анализ" (буквально "анализ содержания"). Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик, диагностических интервью и т. п.) путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или ко-дифицированных признаков (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Принципы контент-анализа могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик.

Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц-смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные.

В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу).

Характеристика высокоформализованных методов психодиагностики

ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ - это такие группы методик, в основе которых лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Для них характерна определенная регламентация процедуры испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

К формализованным методикам относятся тесты , опросники , проективная техника и психофизиологические методики . Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

1. ТЕСТЫ — стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

2. ОПРОСНИК — более или менее стандартизированная процедура по-лучения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

Задания в опроснике представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос Испытуемый должен выбрать один из них. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений, испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами (опрашиваемый высказывается в свободной форме), анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный).

3. ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА — группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее суще-ственным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпрети-ровать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) пси-хических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.
Принято различать следующие группы проективных методик:
методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;
методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — особый класс психодиагностических методов, выявляющих природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют психического содержания. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.)
Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы.
Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). Лишены оценочного подхода к индивиду. При определении диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность)

По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными - используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа "карандаш и бумага" (бланковые методики).

Методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, которые называются также методиками. Методики обладают следующими особенностями: 1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) они представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.); 3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми; 4) информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Тестирование как метод психодиагностики
Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет заданную деятельность (это может быть решение задач, рисование, рассказ по картине и др.), т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого. Отдельные тесты представляют стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый; стандартной является процедура предъявления заданий и процедура оценки результатов.

Тесты весьма разнообразны. Существуют тесты вербальные (словесные) и невербальные (рисунчатые). Обычно выделяют две группы тестов - стандартизированные и прожективные (проективные).

В данном случае понятие "стандартизация" используется несколько в ином смысле, чем было сказано выше. В психодиагностике различают две формы стандартизации: в одном случае идет речь о единообразии инструкций, процедуры обследования, способов регистрации результатов и т.д. при применении того или иного теста - и в этом плане стандартизированными являются все тесты. В другом случае речь идет о том, что данные, полученные на основании той или иной методики, могут быть соотнесены со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок.

Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом.

Среди стандартизированных тестов распространены:
а) тесты интеллекта;
б) тесты специальных способностей. О специальных способностях можно говорить в двух планах: как о способностях в какой-либо области психической деятельности (перцептивные способности - способности в области восприятия; мнестические способности - способности в области памяти; способности к логическому мышлению) либо как о способностях к определенному виду деятельности (лингвистические, музыкальные, способности к управленческой деятельности, педагогические и т.п.);
в) тесты креативности, предназначенные для измерения творческих способностей.

Однако есть тесты, ориентированные на иное: они выявляют не оценочные показатели (как, например, уровень развития какого-либо свойства), а качественные особенности личности, не оцениваемые по какому-либо критерию. Иными словами, ответы испытуемого не оцениваются как правильные или неправильные, а показатели - как высокие или низкие. К этой группе тестов относятся проективные тесты.

Проективные тесты основаны на том, что в разнообразных проявлениях индивида, будь-то творчество, интерпретация событий, высказывания и т.д. воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. Материал, который предъявляется обследуемым может толковаться ими разнообразными способами. Главным оказывается не объективное его содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у обследуемого.

Ответные действия обследуемых не толкуются как правильные или неправильные. Они составляют для диагноста ценность как таковые, как индивидуальные проявления, позволяющие делать выводы о личностных особенностях.

Опросники как метод психодиагностики
Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми он должен или согласиться или не согласиться.

Ответы даются либо в свободной форме (опросники "открытого типа") или выбираются из вариантов, предлагаемых в опроснике (опросники "закрытого типа").

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок (например, опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или опросник, выявляющий установку-отношение к определенной социальной группе).

Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп:
а) Типологические опросники разрабатываются на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями (в контексте темы "Личность" Вы познакомитесь с такими опросниками).
б) Опросники черт личности, измеряющие выраженность черт - устойчивых личностных признаков.
в) Опросники мотивов.
г) Опросники ценностей.
д) Опросники установок.
е) Опросники интересов.

Последние две группы уже упоминались, когда говорили об опросниках - анкетах, однако, в зависимости от характера интересов и установок, выявляемых в опроснике, они могут относиться и к личностным опросникам.

Анализ методов психодиагностики показывает, что они не являются изолированными и могут входить составной частью один в другой.

Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важная форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики (технической, медицинской, педагогической, профессиональной) психодиагностика отличается объектом, предметом и используемыми методами. Психодиагностика –– область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуальных особенностей личности (Л.Ф. Бурлачук).

Метод - широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой.

Методика - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Классификация методов психодиагностики

В классификации методов исследования в психологии, предложенной Б.Г. Ананьевым, психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, связанных с получением научных данных, накоплением данных (рис. 1).


Рис. 1. Классификация методов психологии Б.Г. Ананьева

Существуют и другие классификации методов психологии, где методы психодиагностики выделяются в отдельную группу, т. е. не относятся к методам исследования (Н. Б. Гриншпун и др.).

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить психологу выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов с диагностируемыми психическими свойствами и практическими задачами. Но полного соответствия между задачами и методиками не существует. Наиболее ценные методики обладают универсальностью и могут применяться для решения разных задач. В способах овладения этими методиками и процедурах их использования имеются технологические признаки, по которым методики и группируются в операционально-технологические классификации.

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

Чешский психолог Й. Шванцара классифицирует методы психодиагностики в группы по нескольким основаниям:



1. В зависимости от характера используемого стимульного материала (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «карандаша и бумаги» и т.д.);

2. В зависимости от характера получаемых диагностических показателей (простые и комплексные);

3. В зависимости от наличия правильного ответа (тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов);

4. В зависимости от характера психической активности испытуемых:

· интроспективные (сообщение испытуемого о своем личном опыте, переживаниях, отношениях);

· экстроспективные (внешнее наблюдение и оценка разнообразных психических проявлений испытуемого);

· проективные (перенос испытуемым неосознаваемых личностных особенностей, внутренних конфликтов, скрытых влечений и др. на малоструктурированные, многозначные стимулы);

· исполнительные (осуществление испытуемый какого-либо действия –перцепционного, мыслительного, моторного, – количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт).

В классификации психодиагностических методов В.К. Гайда и В.П. Захаров объединяют их по следующим основаниям:

1. По качеству: стандартизированные, нестандартизированные.

2. По цели применения:

· общедиагностические (тесты-опросники Р. Кеттелла, Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);

· тесты профессиональной пригодности;

· тесты одаренности;

· тесты специальных способностей (технических, музыкальных);

· тесты достижений.

3. По материалу, которым оперирует испытуемый:

· бланковые;

· предметные (кубики Косса, «сложение фигур» из набора Векслера);

· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.).

4. По количеству обследуемых: индивидуальные и групповые.

5. По форме ответа: устные и письменные.

6. По ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; иссле­дователя интересует как успешность, так и способ решения задачи.

7. По степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отлича­ются тем, что в гомогенных методиках задачи схожи друг с другом и применяются для из­мерения определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гете­рогенных – задачи различны и применяются для оценки разнообразных характеристик).

8. По комплексности: отдельные тесты и тестовые наборы (батареи).

9. По характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами.

10. По диагностируемой области психического: тесты личности и интел­лектуальные тесты.

11. По характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Одним из ведущих оснований классификации психодиагностических методов согласно А.А. Бодалеву и В.В. Столину является степень вовлеченности психолога в диагностическую процедуру и его влияние на результат психодиагностики. По этому основанию авторы объединяют методы психодиагностики в 2 группы:

1. Объективные характеризуются минимальной степенью вовлеченности и влияния психодиагноста на процедуру проведения, обработку и интерпретацию результатов диагностики:

· аппаратурные методики;

· некоторые стандартизированные самоотчеты.

2. Диалогические характеризуются большой степенью влияния опыта, про­фессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характери­стик на диагностическую процедуру и результаты диагностики. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может, как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить ее смысл. К таким методам относят:

· беседы;

· интервью;

· диагностические игры;

· патопсихологический эксперимент;

· проективные методики.

Таким образом, все методы можно расположить на шкале, полюса которой образованы объективными тестами и диалогическими методами.

Одним из основных технологических приемов, заложенных в основу конструирования психодиагностического инструментария, является наличие или отсутствие правильного ответа на задания методик. Исходя из этого принципа, различают два вида диагностических методик:

· методики, основанные на заданиях, которые правильного ответа не имеют; эти методики характеризуются лишь частотой и направленностью ответов (большинство личностных опросников);

· методики, основанные на заданиях, предполагающих правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей).

Фундаментом классификации психодиагностических инструментов может служить основной методический принцип (рис. 2).

В данной классификации не рассматриваются психофизиологические аппаратурные методики, предполагающие психологическую интерпретацию физиологических или аппаратурно-зарегистрированных поведенческих показателей.


Рис. 2. Классификация методик по методическому принципу


Другим ведущим основанием конструирования методик является характер использования речевой активности испытуемого. Исходя из которого, различают 2 вида диагностических методик:

* вербальные методики, опосредованные речевой активностью обследуемых; задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме, т.е. их выполнение, а, следовательно, и полученные результаты, во многом зависят от уровня культуры, образованности испытуемого;

* невербальные методики включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций; выполнение задания опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные), данный тип методик меньше зависит от уровня образования испытуемого, что в частности учитывается при оценке «природного» или флюидного интеллекта, свободного от влияния культуры.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые, согласно Л.Ф. Бурлачуку, практически исчерпывают множество известных методик. Данные подходы обозначаются как:

1. Объективный, когда диагностика осуществляется на основе успешности, результативности и/или способе выполнения деятельности:

· тесты интеллекта;

· тесты специальных способностей;

· объективные тесты личности.

2. Субъективный, когда диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе на основе самооценивания собственных личностных особенностей, состояния, поведения и др.:

· большинство личностных опросников;

· опросники состояний и настроения;

· опросники мнений, интересов;

· опросники-анкеты.

3. Проективный, когда диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия испытуемого в внешне нейтральным, безличным материалом, становящимся в силу своей слабоструктурированности и неопределенности объектом проекции:

· моторно-экспрессивные;

· перцептивно-структурные;

· апперцептивно-динамические.

Психологические законы и закономерности раскрываются на основе анализа исследовательских данных, для получения которых используют различные методы исследования. Надежность и пригодность методов исследования свидетельствует о степени достоверности полученной с их помощью информации. Методы классифицируют по определенным критериям (например, общенаучные: наблюдение, эксперимент, конкретно-психологические: поперечные срезы, лонгитюда, клинический метод и т.д.). Для измерения индивидуально-психологических особенностей личности, получения разносторонней информации о ее развитии применяют специальные психодиагностические методы.

Сущность методологии, метода, методики психодиагностики

Все науки основываются на методологии как системе научно и социально апробированных принципов (правил) и нормативов познания действительности, ее объективных законов и является формой теоретического осмысления принципов познавательной деятельности, выделение в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине. Реализуется методология на философском, общенаучном, конкретно-научном уровне. Философский и общенаучный уровни связаны с философско-теоретическими основами и имеют мировоззренческий характер. Именно эти уровни методологии определяют психологическое направление, или школу (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, отечественная диалектико-материалистическая позиция и т.п.).

Конкретно-научный уровень связан с разработкой метода, то есть формы практического и теоретического освоения действительности, системы средств, приемов, принципов, подходов, применяемых конкретная наука для изучения своего предмета. Эта система объединяет как универсальные, так и присущие каждой науке элементы. С выбора метода начинается отдельный акт исследования, так как он позволяет выделить предмет изучения, сформулировать проблему, определить процесс исследования, поскольку метод концентрирует накопленное знание.

Любой метод должен быть воплощен на практике. Такая возможность дают отдельные методики, с помощью которых исследователь получает эмпирические данные. Методики психодиагностики являются инструментами, с помощью которых исследователь изучает испытуемого. К ним относятся различные тесты, опросники и тому подобное.

Психодиагностические метод

Исследования в психодиагностике подчинено методологии науки - системе принципов построения и способов организации научного исследования. Эти методологические принципы воплощают неэкспериментальных, экспериментальный и психодиагностические исследовательские методы.

К НЕ экспериментального метода относятся различные виды (методики) наблюдений, беседы и метод изучения продуктов деятельности. Суть экспериментального метода состоит в целенаправленном создании условий, обеспечивающих активное проявление исследуемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, а также возможность активного вмешательства экспериментатора в ситуацию исследования и деятельность испытуемого. Этот метод подробно изучается в экспериментальной психологии. Некоторые ученые (Л. Бурлачук) настаивают на выделении еще одного - психодиагностического - метода, имеет определенные особенности и обобщает много конкретных методик, в частности тесты.

Психодиагностические (греч. Psyche "- душа и diagnostikos - способен распознавать) метод - способ исследования, что позволяет получать точные количественные и качественные характеристики исследуемых индивидуальных психических свойств личности с соблюдением основных требований разработки и использования диагностических методик - нормы, надежности и валидности.

Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-исследовательская направленность, благодаря которой количественно (и качественно) квалифицируется изучаемое явление.

Психодиагностические метод конкретизируется в субъективных, проективных, объективных подходах, которые охватывают известные методики (рис. 1.1).

По субъективного подхода диагностирования осуществляется на основе сведений, которые испытуемый сообщает о себе, то есть самоописания (самооценки) особенностей личности, состояния, поведения в определенных ситуациях. Диагностирования проводят с помощью многочисленных личностных опросников, опросников состояния и настроения, мыслей, а также опросников-анкет и тому подобное.

Проективный подход заключается в диагностике на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, обезличенным материалом, который из-за неопределенности (слабо структурированность) становится объектом проекции. К методам проективного подхода принадлежат моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и аперцептивно-динамические (С. Розенцвейг, 1964).

Рис. 1.1. Иерархическая структура методов исследования в психологии

Объективный подход предполагает, что диагностирование осуществляется на основе успеваемости (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Он включает методы диагностики личностных качеств (направленные на "измерение" интеллектуальных особенностей личности); тесты интеллекта (устанавливают уровень ее интеллектуального развития); тесты специальных способностей (предназначены для измерения уровня развития отдельных составляющих интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в узких сферах деятельности); тесты достижений (определяют степень владения определенными знаниями, умениями и навыками).

Сведены в единую систему объективные, субъективные и проективные методики позволяют психологу-практику динамично и оперативно выполнить свою работу в соответствии с возможностями и уровня поставленной психодиагностической задачи, а психологу начинающему помогают получить относительно полную обобщенную и систематизированную информацию о психологических средства оценивания субъекта и его деятельности.

В процессе выбора необходимого метода, методики приоритетное значение имеет такой критерий как предмет исследования. Только после того, как психолог определит предмет психологического изучения, он может выбрать инструмент оценивания психологических явлений, учитывая его методологические и технологические особенности.