Понятие рецепции права. VI

Тема 3. Рецепция римского права

Римское право в Новом мире. Понятие рецепции, формы, виды и типы и типы рецепции римского частного права. Влияние римского права на развитие российского законодательства

В теме раскрывается сущность и содержание рецепции римского права, её основных типах, видах и формах, раскрывается влияние римского права на совремиенное российское законодательство. Усвоение темы способствует формированию у студентов творческого профессионального юридического мышления и правовой культуры.

Римское право в Новом мире В кодификации Юстиниана римское право получило свое заключение. Работа античного мира была закончена и сведена в компактную форму.

Римское право пережило народ, епго создавший и явилось одним из существеннейших элементов в дальнейшем развитии европейского права. В этом смысле можно говорить о второй истории римского права .

После Юстиниана жизнь римского права как бы разделяется на две ветви – восточную и западную .

Восточная византийская ветвь , непосредственно примыкая к прежнему источнику праворазвития, на первых порах обнаруживает значительное оживление, но затем это оживление постепенно замирает, пока наконец эта ветвь не засыхает окончательно.

Совершенно иначе складывается судьба западной ветви : на первых порах она кажется заглохнувшей и обреченной на гибель, но проходит некоторое время, она оживает, развивается снова и покрывает своими ростками весь западный мир.

Проследим историю обеих ветвей обстоятельнее и прежде всего обратимся к ветви восточной.

Первое время после издания Юстиниановского Свода наблюдается значительное оживление в области правоведения. Этому способствовало:

во-первых, подъём , вызванный самими кодификационными работами;

во-вторых, реформирование юридического обучения , произведенное Юстинианом.

Юридическое обучение в период абсолютной монархии продолжало существовать, концентрируясь в различных юридических академиях, из которых наибольшей известностью и покровительством со стороны государства пользовались Константинопольская и Беритская академии .

В связи с новым законодательством и реформированным преподаванием оживляется и юридическая литература , хотя научной работе были поставлены границы.

Издав свой Свод, Юстиниан предписал впредь толковать его не прибегая к первоисточникам – к сочинениям классических юристов.

Вследствие этого юридическая литература этого времени занимается главным образом изложением и толкованием отдельных частей "Corpus".

Наиболее известными произведениями этого рода являются: из толкований на "Институции" – греческий парафраз Теофила (одного из авторов "Институций"); из толкований "Digest", самый полный принадлежит Стефану ; из толкований Кодекса – комментарий Фалалея .

Развитие церковных учреждений и церковной юрисдикции вызывает потребность в сборниках, в которых находились бы церковные правила (каноны) и наиболее нужные извлечения из светского права. Так возникают церковно-правовые сборники, так называемые номоканоны .

Юстиниановский Свод продолжал быть основой византийского права, но постепенное изменение условий государственной жизни по истечении нескольких столетий не могло не вызывать у правительства сознания необходимости его приспособления.

Первою попыткой такого приспособления является Эклога , изданная при императоре Льве Исаврийском в 740 году и составленная из всех частей Юстиниановского Свода в извлечениях, а также из вновь изданных уставов – Устава о землевладении, Устава воинского и Устава торгового

Но более полная переработка юстиниановской кодификации была произведена в конце IX и начале X века. Между 870-м и 879 г. императором Василием Македонянином был издан так называемый Прохирон , сокращенное руководство для судей, наподобие Эклоги.

Но в то же время им была начата и более обширная переработка при преемнике Василия – Льве Мудром (886-911). Этот наиболее полный памятник византийского законодательства называется Базиликами ; все части Юстиниановского Свода переработаны и слиты в один кодекс, состоящий из 60 книг уже на греческом языке.

Эти законодательные работы вызвали снова некоторое оживление юридической литературы. В течение X и XI веков юриспруденция работает в двух направлениях.

Во-первых , юристы толкуют и комментируют Базилики; такие толкования называются Схолиями .

Во-вторых , юристы пишут разнообразные сокращенные изложения и руководства эптафии, эклоги и т. д. (одно даже в стихах, составленное неким Пселлом для императора Михаила Дуки в 1072 г.).

Самым поздним памятником византийского права является так называемое Шестикнижие Арменопула , частная переработка права в 6 книгах, составленная в 1345 г. фессалоникийским судьей Константином Арменопулом. Заслуживает упоминания эта компиляция только потому, что она являлось д действующим правом в Бессарабии.

Подвергаясь всем этим переработкам, римское право на византийской почве все более и более утрачивало те черты, которые делали его правом универсальным.

Понятно, что византийское право могло оказать только слабое влияние за пределами своей страны (известное влияние, в частности, оно оказало на наше древнерусское право) и что эта ветвь была обречена на увядание.

Римское право в Западной Европе . После падения Западной Римской империи в 476 году на территории Италии образовалось королевство герулов , но в 493 году их вытеснили остготы.

В 555 году Италия снова подчиняется Юстиниану, причем и для нее вводится в действие "Corpus Juris Civilis ". После смерти Юстиниана, уже в 568 году вторгаются лангобарды и занимают Италию, отрывая ее окончательно от Византии. В остальных частях бывшей Западной Римской империи образуются государства бургундов, вестготов, франков, вандалов и т.д.

Для римского права наступает темная эпоха . Долгое время казалось, что с водворением германцев римское право совершенно исчезло, что вместе с тем прекратилось и всякое его изучение.

Когда затем в конце XI века возобновилось изучение его в Болонье, то это представлялось полным воскресением римского права из мертвых.

Ближайшее исследование этого вопроса из XIX века привело к иным выводам. Огромное значение в этом отношении имело капитальное исследование Ф. Савиньи "История римского права в Средние века» (1-e изд.. 1815-го и следующих годов, 2-e издl. 1835-1851 г.).

Водворение германских завоевателей не прекратило действия римского права по отношению к покоренному населению – прежним поданным римского государства и их потомкам: они продолжали жить по своему праву, как германские покорители по своему.

Некоторые из германских королей издали даже официальные сборники римского права – edictum Theodorici, "Breviarium Alaricianum" и lex romana Burgundiorum.

Вследствие этого для римского населения оставались в силе источники римского права – в одних местах доюстиниановские, в других – юстиниановский "Corpus Juris Civilis".

Большое значение в деле сохранения римского права имело также то обстоятельство, что церковь ко всем своим отношениям, то есть к спорам между церковными учреждениями (монастырями и т. д.) и отдельными ее служителями (clerici) применяла римское право. Вследствие этого, естественно, сфера действия римского права значительно расширялась.

В течение IX, X, XI веков спрос на римское право заметно усиливается; об этом свидетельствуют и различные рассказы современников, и дошедшие до нас документы – деловые сделки и судебные протоколы.

Таким образом, действие римского права не прекращалось. Очевидно, что не могло прекратиться и изучение его, хотя бы самое элементарное.

Существовало и специальное , более обстоятельное его изучение, поскольку это было необходимо для профессии нотариусов, для отправления судейских функций и т. д.

В некоторых местах возникли и специальные юридические школы . К этой эпохе относится школы в Равенне , Орлеане , Павии . Вероятны школы и в других местах, в особенности на юге Франции, в Провансе.

Вместе с тем начинает оживляться и юридическая литература . Элементарная литературная работа над источниками римского права, можно сказать, не прекращалась от самого Юстиниана.

Эта элементарная работа проявляется в толкованиях, глоссах , к тексту законодательного памятника, которые приписываются или между строк (glossa interlinearis), или на полях (glossa marginalis) рукописи. Весьма возможно, что эти глоссы находятся в связи с преподаванием права.

Особенно интересна с точки зрения исторической преемственности так называемая Туринская глосса к юстиниановским "Институциям": старейшая часть находящихся там глосс относится еще ко времени Юстиниана, но затем в X, XI и XII веках к этой части по крайней мере четырнадцатью различными почерками прибавлены новейшие толкования.

Это показывает, что "Институции" Юстиниана вместе со старыми глоссами были в течение всего периода постоянным учебником права. Но, кроме "Институций", глоссировались Кодекс и Новеллы.

В X и XI столетиях появляются уже и некоторые самостоятельные юридические произведения . Таковы: анонимные "Quaestiones ac monita" – произведение, трактующее о ряде вопросов лангобардского и римского права; "Compendium juris" , состоящее из вопросов и ответов на разные юридические темы; "Epitome exactis regibus" – сборник объяснений различных юридических терминов, и т. д.

В XVI в. ученый Иоганн Аппель нашел в Кенигсберге старую рукопись, которая оказалась старинным учебником римского права, которому было присвоено название "Brachylogus juris civilis" .

Ближайшее исследование этого произведения показало, что оно написано на основании юстиниановского законодательства в конце XI или начале XII в., по-видимому, в Орлеане, и вне всякого влияния Болонской школы.

Все эти данные неопровержимо свидетельствует о непрерывном росте как применения римского права, так и его преподавания и изучения . Но юриспруденция этого доболонского периода находилась в исключительных условиях .

В конце XI века в Болонье возникает университет , который приобретает скоро всемирную известность и делается центром возрождающейся юриспруденции. Первые зачатки этой школы, однако, и доныне не вполне выяснены.

Возникновение Болонской школы связывается с именем Ирнерия - уроженца Болоньи. Скоро возле него образовался круг учеников, которые продолжали дело преподавания после его смерти. Ими были: Булгарис , Мартинус и Хуго .

Постепенно школа приобретает корпоративный характер учреждения, университета .

Первым лозунгом всей Болонской школы был призыв обратиться к более тщательному изучению источников, причем особенное внимание было обращено на центральную часть Юстиниана – "Дигесты".

В противоположность прежней свободе обращения с позитивным правом и свободе судейского усмотрения, Болонская школа требовала, чтобы судья, отказавшись от своих субъективных представлений о справедливости, держался положительных норм закона, то есть "Corpus Juris Civilis".

Скоро по образцу Болоньи стали создаваться другие университеты в Италии (Падуя, Пиза, Перуджа и т. д.), Франции (Париж, Монпелье) и других странах; равным образом старые юридические школы (например, Орлеан) стали усваивать себе методы болонцев. Новое направление стало во всей юриспруденции Европы общим.

Юридическая деятельность Болонской школы выражается прежде всего в преподавании своим многочисленным и разноплеменным слушателям. Оно состояло в чтении и комментировании источников.

Комментирование выливается в толкования, которые диктуются профессорами слушателям и записываются последними. Толкования эти называются глоссами , вследствие чего и самая школа называется школой глоссаторов .

Кроме глосс, но также в связи с преподаванием, глоссаторы пишут так называемые summae , то есть общие предварительные обозрения какой-либо части "Corpus" в виде введения и комментированию, а также собранию разных юридических правил, так называемых brocarda . Но систематические изложения всего гражданского права школе глоссаторов были чужды.

Наивысшего пункта в своем развитии школа глоссаторов достигает при Аццоне Ацо (умер около 1230 г.): его глоссы и summae пользовались наибольшим авторитетом, его преподавание привлекало в Болонью огромное количество слушателей: рассказывают, что иногда у него собиралось до 10 тысяч, вследствие чего он должен был читать свои лекции на площади.

Но после Ацо школа начинает клониться к упадку. Один из последних видных представителей школы, Аккурзий , завершает эту работу изданием избранных глосс всей школы под именем "Glossa Ordinaria" (около 1250 г.). Произведение это получило большое значение в теории и практике: в судах оно применялось впоследствии почти как закон.

Во второй половине XIII столетия в юриспруденции замечается некоторый поворот, и на смену глоссаторам приходят так называемые комментаторы или постглоссаторы (postglossatores).

Родоначальниками этого направления являются француз Якобс де Раванис и испанец Раймунд Лулл или Луллий (1234-1315).

Эти философы перенесли в юриспруденцию современный им философский метод, то есть схоластический , которым и характеризуется по преимуществу эпоха постглоссаторов.

Работая над источниками римского права, постглоссаторы оперируют уже не столько над самими источниками, сколько над толкованиями глоссаторов; они "glossarum glossas scribunt" , комментируют глоссы, вследствие чего их и называют комментаторами .

Комментируя глоссы, они стараются при этом внести в разбираемые ими юридические явления известный логический порядок , стараются свести юридические нормы к известным общим понятиям , из которых затем логически, дедуктивно, могли бы быть выведены понятия частные.

Отсюда их – часто утомительные и бесплодные приемы, с которыми у нас соединяется представление о схоластике, о пустом формализме.

Но в то время этими схоластическими приемами удалось познать правовые явления в виде единого логического целого. В области юриспруденции схоластический метод был первым опытом философского понимания права .

Руководясь идеей jus naturale, комментаторы незаметно приспособляли римское право к потребностям и условиям современной им жизни и в этом отношении оказывали огромную практическую услугу своему времени.

Виднейшими из комментаторов являются Бартоло де Саксоферрато и Дельи Убальди Бальдо .

После них схоластическое направление заметно изживает само себя. К началу XVI столетия схоластические приемы комментаторов окончательно утрачивают общественные симпатии.

По свидетельству французского юриста XVI века Ф. Хотманa в его любопытном сочинении "Antitribonian", господство комментаторов привело правосудие к такому состоянию, что общество возненавидело юристов, как крючкотворов, софистов и обманщиков ("sophistes, chicaneurs, abuseurs et imposteurs de justice").

Кризис разрешился водворением гуманистического направления . Зарождение гуманизма обнаружилось одновременно в разных местах; первыми проповедниками его были француз Гийом Буде (1467-1540), итальянец Альциат (Андрео Альчато) (1492-1550) и немец Цазий (Ульрих Цази) (1461-1535).

Они подошли к "Corpus" Юстиниана как раз с тех сторон, которые были абсолютно чужды глоссаторам и комментаторам – со стороны филологической и исторической . Они впервые обратили внимание на очистку текста памятников от многочисленных средневековых искажений. Они первые начали давать кое-какие сообщения об истории римского права.

Наиболее талантливыми представителями гуманизма в юриспруденции были Куяций и Донелл – оба французы по происхождению.

Куяций (Jacque Cujas, 1522-1590) в особенности известен своими филологическими и историческими толкованиями; в них он часто предугадывает многое, что было установлено только впоследствии – в XIX веке: так, например, ему уже известны были многие интерполяции в "Digesta".

Донелл (Doneau, 1527-1591 после Варфоломеевской ночи, как гугенот, вынужден был бежать из Парижа в Германию, где и преподавал в Гейдельберге и Альтдорфе). Был превосходным систематиком.

Впервые Дуарен (1509-1559), а затем и Донелл стали заменять комментирование фрагмента за фрагментом систематическим изложением права по определенному плану. Постепенно новый способ преподавания, получивший название французского (mos gallicus ), стал вытеснять в университетском преподавании старый "итальянский" метод (mos italicus ).

Однако, филологическая и историческая разработка источников римского права не могла удовлетворить всем запросам, которые предъявлялись к юриспруденции жизнью.

Одновременно с теоретической разработкой римского права совершался процесс его усвоения, его рецепции практикой. Римское право все более и более делалось действующим правом и в качестве такового неизбежно должно было несколько модифицироваться, приспособляясь к новым условиям.

Непосредственные запросы практики, применяющей римское право, создали большое чисто практическое течение в юриспруденции, особенно сильное в Германии , где римское право было реципировано непосредственно.

Юристы этого направления ставят перед собою задачу уяснить и изложить то римское право, которое действует и которое должно применяться в судах. Какими-либо более широкими вопросами они не интересуются.

Излагая это практическое римское право, они в то же время продолжают работу его приспособления, создавая так называемый usus modernus Pandectarum .

Наиболее видными из представителей этого направления являются: в XVI-м веке – Йоахим Минсингер и Андреас Гайль , в XVII-мБенедикт Карпцов и Самуэль Штрик , в XVIII-мЮстус Бёмер , Августин фон Лейзер и др.

Но одною чисто практической стороной юриспруденция удовлетвориться не могла. Вдумчивое отношение к вопросам права должно было неизбежно приводить к общим вопросам о конечных критериях, о конечном источнике всякого права.

Возникает то направление, которое в истории социальной мысли по преимуществу называется естественно-правовым . Идея jus naturale получает теперь, в XVII и XVIII веках, новое углубленное обоснование и широкое содержание: философия права ставится в связь с философией общей.

Вдохновителем этого нового направления является известный голландский мыслитель Гуго Гроций (1583-1645). Но затем оно дало целый ряд блестящих имен; таковы: Гоббс и Локк в Англии, Томазий , Пуффендорф , Лейбниц в Германии, Руссо во Франции.

В области гражданского права естественно-правовая школа ознаменовала себя внесением критического духа проверки основных и общих принципов всей системы римских граждански-правовых отношений.

На фоне общего разочарования итогами Французской революции появилась тисторическая школа права .

Её основателем явился Фридрих фон Савиньи (1779-1861). По поводу возбужденного в 1814 г. Тибо вопроса о необходимости общего для всей Германии гражданского кодекса Савиньи опубликовал в том же 1814 г. свою брошюру, где он формулировал свои общие воззрения на развитие права.

Он считал, что право не есть продукт такого или иного произвольного творчества, хотя бы и одушевленного "абсолютными началами разума"; оно есть продукт народного духа, раскрывающегося в истории народа в связи с его культурой, религией и т.д. Право поэтому глубоко национально, и, чтобы постигнуть его, необходимо изучать его исторически .

В области римского права историческая школа снова стала призывать "назад, к источникам!" – и именно к изучению истории римского права.

Под влиянием этого призыва целый ряд молодых ученых направился в эту область, и, благодаря их трудам, была создана впервые научно построенная история этого права, разработка которой продолжается и до сего дня.

В этой разработке истории права заключается крупнейшая и незабываемая заслуга исторической школы.

Но общефилософские предпосылки Савиньи к концу столетия оказались в высокой степени поколебленными.

Прежде всего, не выдержала критики идея Савиньи о развитии права, как органическом и безболезненном процессе самораскрытия народного духа.

Иеринг , вначале верный ученик исторической школы, автор сочинения "Дух римского права" ("Geist des rцmischen Recht"), формулировал эту мысль в своей брошюре "Борьба за право" ("Kampf ums Rechts").

Он считал, если развитие права дается борьбой интересов и идей, то естественно возникает вопрос о том, во имя чего бороться и где верховный критерий для оценки борющихся интересов, где конечный критерий всякого права.

Таким образом, в конце XIX века в юриспруденции опять заговорили о возрождении естественного права .

Экономическое развитие шло вперед. Римское право, распространяемое учеными юристами – глоссаторами и комментаторами – с кафедр, проникало в жизнь, и это восприятие римского права Западной Европой получило название рецепции римского права .

Понятие, формы, виды и типы рецепция римского частного права (Схема 6). Традиции изучения римского права в университетах и его приспособленность к нуждам рыночных отношений позволили ему получить вторую жизнь в период зарождения капитолистических отношений в Европе в новое время. Произошла его рецепция - т.е. его сознательное заимствование и использование в судах, а также при разработке собственного законодательства стран Европы, как местного, так и национального .

Анализ этих процессов позволяет сделать выводы о том, что рецепция проходила в следующих формах:

1) изучение в учебных заведениях как юридической общеобразовательной дисциплины с целью формирования мировоззрения будущих правоведов;

2) изучение римского права как достояния культуры;

3) исследование, анализ и комменирование римских юридических источников;

4) непосредственное применение норм и положений римского частного права;

5) использование норм позитивного римского частного права (источников) как образца при создании нормативных актов (особенно при реализации кодификационных проектов);

6) использование римско-правовой методики создания нормативно-правовых актов или практики их реализации (применения);

7) восприятие и использование основополагающих начал, принципов, идей и категорий римского частного права.

Естественно, что предложенная квалификация исходит из необходимости “обособления” отдельных форм рецепции в учебно-методических целях. В реальной практике (истории права), рецепция, как правило, происходит не в одной какой-либо форме, а в их совокупности и взаимодействии.

Различают рецепцию прямую и опосредованную (производную). Случаи прямой рецепции встречаются нечасто. Обычно они имеют место тогда, когда новая локальная цивилизация развивается и достаточно созрела для возрождения в тот момент, когда более рання цивилизация угасает или уже угасла, но с той поры прошло не слишком много времени, чтобы были утеряны идеи, правовые памятники и т.п. Пример тому, рецепция римского права в Византии.

Чаще идеи римского права, отдельные его положения, правовые решения чаще рецептируются опосредовано , например, путем заимствования идей из правовой системы какой-то страны, уже рецептировавшей римское право (вторичная, опосредованная, производная рецепция). Примером может служить заимствование многими странами положений Кодекса Наполеона или Германского гражданского уложения.

Рецепция может быть также не только явной , но и латентной (скрытой). Это бывает, как правило, в тех случаях, когда заимствование определенных идей либо принципиальных решений римского права происходит в процессе правотворчества, но при этом декларируется принципиально иной подход, отказ от “устаревшего” права, и т. д.

Такой подход имел место в советском гражданском правотворчестве, других социалистических странах.

Римское право являлось материнским не только по отношению к западноевропейскому праву, оно было рецептировано и на востоке Европы, причем вначале даже более активно, чем это имело место на Западе. Ареал его рецепции охватывает всю европейскую региональную цивилизацию. Однако ее особенности были обусловлены географическими, национальными, историческими и политическими условиями.

Существует три, т.н. “чистых” оригинальных типа рецепции:

1) византийская;

2) западноевропейская континентальная;

3) английская.

Византийский тип рецепции : проведение систематизированных работ в отношении римского права на материалах первоисточников, но вмсете с тем, без глубоких сисследований принципов римского права как такового; ограничение философского основания рецепции христианским учением в его православной интерпретации; организация систематизаторских, исследовательских и т.п. работ, связанных с рецепцией, созданием собственного частного права по инициативе “сверху”; ограничение в пространстве процесса рецепции: на ранних этапах - не только рамками одной империи, но и, как правило, организация его лишь в 2-3 городах; создание единого кодификационного акта, неплохого с т.з. оценки содержания и законодательной техники (Базилик), явилось фактически началом сужения сферы если не действия, то изучения римского права; наличи “провала”, прорыва в процесе рецепции римского права, приостановление или прекращение естественного хода событий завоеванием Византии турками в XV веке; ограничение форм рецепции, используемых в Византии и странах этой цивилизации.

Западноевропейский континентальный тип рецепции : длительный срок общего процесса рецепции; основательные теоретические исследования буквы и духа римского права; наличием философского базиса; использование при этом всего философского наследия античности и других эпох; обусловленностью рецепции неотложными нуждами торгового оборота, т.е. проведение ее по инициативе “снизу”; разнообразием форм рецепции; доведение рецепции до логического завершения; фундаментальность кодификаций, проведенных на основе положений римского права.

Англосаксонский тип рецепции имела место в Англии и регионе, но в менее привычных формах. Его суть состоит в том, что оно восприняло дух римского права, подход к правотворчеству, концепции создания норм позитивного права. Результатом такого типа рецепции было то, что эволюция английского права в своих основных чертах отобразила развитие римского права.

Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма - рецепция римского права. Развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно им - и территориально и по существу. Применение косных н дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 10.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную, начатое Диоклетианом в 286 г., упрочилось к началу V в., а в 476 г. Рим пал под натиском «варваров» Каждый склонен называть варварством то, что непривычно (Монтень). Варваром вначале был тот, кто говорил по-другому, но не обязательно иностранец или незнакомец. Для греков варвары - это те, кто ведет себя нерационально и несдержанно, живет далеко от мест, где расцвела их цивилизация. Рим был более терпим, расизм, основанный на биологических критериях и на внешности, ему неведом. В римском пантеоне занимали свое место «иностранные» боги, Рим изучал и латынь, и греческий язык. Императорами становились не только италийцы, но и представители коренных народов, за захваченными территориями и населением Рим сохранял большую степень автономии, включая область частного права.. Но действие римского права сохранялось по принципу личного подчинения закону для населения бывшей Римской империи и для духовенства. В VII в. Византия изучала и комментировала тексты Кодекса Юстиниана, на их основе было создано византийское право, оказавшее большое влияние на правовую культуру православных народов. В Италии того времени также римское право было взято за основу. Германцы также отчасти воспринимают римское право, смешивая его со своим. Всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществляется в XII в. по закону Лотаря II, но фактически применение его никогда не прекращалось. «Варвары» завоеватели не имели системы частного права. При отсутствии римского права они выработали бы какую-то свою систему, но здесь перед ними оказалась готовая система, соответствовавшая их запросам.

Германские императоры, считавшие себя преемниками римских, способствовали рецепции. Рецепции способствовали и глоссаторы Болонской школы. Канонисты (кто разрабатывал каноническое право) также внесли свой вклад в знакомство с римским правом и в его распространение, а комментаторы разработали европейское общее право. Рецепция римского права более всего использовалась в интересах товаропроизводителей и торговцев. «Римляне первые разработали право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности» (К. Маркс). «Это позволяет применять это право к любым отношениям, основанным на частной собственности, в необходимых случаях - с определенными модификациями». Римское частное право - «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность» (Ф. Энгельс).

Но на отдельных этапах рецепции заимствование положений римского права не всегда соответствовало классическим римским представлениям. Средневековая схоластика искажала эти представления, приспосабливая к принципам местного обычного права не само римское право, а его основы, откорректированные более поздними комментаторами. В Болонье сформировалось общество изучавших правовое наследие Рима, повлекшее за собой создание universitas (университетов), выпускники которых становились судьями, нотариусами, адвокатами. Возникшая в 1080 г. Болонская юридическая школа к 1200 г. насчитывала 10 тысяч слушателей и положила начало течению глоссаторов. Рецепция римского права в Европе в XII в. многим обязана глоссаторам Свое название они получили от глосс, то есть пояснений и примечаний, сделанных на полях, к текстам Свода цивильного права Юстиниана. Болоньи и их идеалу права как права империи - преемницы Рима Университет Болоньи, возникший в качестве частного учреждения из простой школы искусств, приобретает известность по всей Европе. Туда стремятся многочисленные студенты, привлеченные славой его преподавателей.. Глоссаторы были преподавателями и учителями школы «свободных искусств», в которой наряду с грамматикой и риторикой преподавали юриспруденцию.

Начало юридическим занятиям положил «магистр искусств» Ирнерий, который открыв Дигесты, превратил изучение права в самостоятельную сферу знаний и придал ей научный характер, применив правила грамматики и схоластической логики. Наследниками Ирнерия стали четыре доктора: Булгар, Мартин, Уго и Якоб, особое место занимают также Плацентин, Адзо и Готофред. Глоссатор виду отсутствия юридической системы и анархического использования местных статутов ставит себе целью развитие универсального права посредством применения принципов юриспруденции, отраженных в Дигестах. Применяются филологический и логико-диалектический методы. Глоссаторы проделали большую работу по восстановлению текстов. Но они не допускали возможности противоречий у Юстиниана, выбрасывали из его Свода inscriptions и греческие слова. Школа постглоссаторов или комментаторов (XIII в., Бартоло - профессор в Болонье и Перудже Бартоло прожил всего 43 года, но стал чем-то вроде божества для юристов и сторонников итальянского метода. Говорили: «Никто не юрист, если он не бартолист».) или практиков занялась приспособлением римского права к практическим нуждам. Они - подлинные основатели европейской юриспруденции. Юристы был толкователями текстов.

Они не только комментировали тексты (ответы римских юристов), но и создавали труды систематического характера в виде упорядоченного изложения по темам. Они превратили Юстинианово право в общее право всей Европы. Право превращается т.о. в науку. Комментаторы создали систематическую юридическую доктрину, превратив метод глоссаторов с помощью схоластической диалектики и логики в профессиональный инструмент юриста. При разработке юридической системы им удалось преодолеть противоречия между каноническим и римским правом, а также между общим правом и местными региональными нормами. Римское право начали рассматривать в качестве общего права для земных дел, каноническое же служило правом в делах духовных. Местное законодательство действовало как специальные правовые нормы, подчинявшиеся общему праву и имевшие силу лишь в пределах своей компетенции. Комментаторы были гораздо ближе к характеру деятельности и методам римских юристов, чем глоссаторы. Подобно юристам классической эпохи. Они также давали квалифицированные консультации частным лицам, судьям и магистратам по вопросам повседневной жизни и юридической практики. Они приобрели положение специалистов, выносящих решение в суде.

Гуманизм, поставивший человека в центр образовательного идеала, рождается в XVI в. как следствие эпохи Возрождения. В отличие от практических тенденций, характерных для комментаторов, культурное движение гуманистов, развивавшееся во Франции, стремится воссоздать изучение истории путем освобождения его из-под влияния религиозных и утилитарных воззрений. Гуманисты вдохновлялись классицизмом, направлением развития культуры, но юристы воспринимали Свод цивильного права как священную книгу благодаря совершенству и неизменной ценности его установлений; для гуманистов, наоборот, он представлял собой выражение римского духа на разных этапах римской истории. Юристам не хватало исторической и филологической подготовки, они не читали по-гречески, они рассматривали только Юстинианово законодательство. Гуманисты стремились освободить источники классической римской юриспруденции от всех модификаций (интерполяций). Представители - Альчато, Бюде и Цази. Хотя гуманистам и не удалось создать «Историю права», но своими исследованиями юридических памятников античности они придали изучению Римского права научный характер и изобрели профессорское право, является привилегией группы ученых, которые стояли вне общей массы юристов. Глоссаторы, постглоссаторы и ученые-гуманисты на основе римского права создали европейскую правовую науку, сделали римскую правовую терминологию универсальной терминологией юристов всех культурных народов.

Дополнительным факторами, приведшим к распространению римского частного права, можно назвать то, что римско-католическая церковь, бывшая единой в Европе, проводила службы на латинском языке, придерживалась многих норм римского семейного права и применяла римское право в церковных судах.

Гражданский кодекс французов (Code civil) более известный как Кодекс Наполеона (1804 г.), является приспособлением старого римского права к капиталистическим отношениям. Данный кодекс, как заметил один ученый «был замешан на римском цементе». Он был воспринят в Бельгии, Голландии, на Пиренейском и Аппенинском полуостровах, в Польше, Румынии, Болгарии и пр. В XIX в. немецкие юристы (Барон, Бринц и д.р.) оставили в наследие многотомные курсы «Пандектов», создали современную теорию частного права (Германское гражданское уложение 1900 г.), оно менее воспроизводит римское право. Россия получила римское наследие из вторых рук - из Византии. Опосредованное (через Кодекс Наполеона) влияние римского права обнаруживается и в Своде законов Российской империи. Так, право собственности определялось в Своде как право «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно»; право собственности на землю - как право «на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и словом. На все ее принадлежности». Со времени законодательства, разработанного М.М. Сперанским, римские частноправовые конструкции прочно «вплетаются в ткань самобытных русских юридических построений». Тот факт, что разработка проблем римского права в русской юриспруденции была осознанным течением научной мысли, подтверждается отношением к нему современников. Известный юрист Н. Дювернуа посвятил этой проблеме специальный труд «Значением римского права для русских юристов». Он писал: «… Это не значит, что римское право составляет нечто непреложное, непогрешимое на вечные времена или что с одним римским правом может обойтись какая-либо из современных национальностей; … в нем есть существенный и общий элемент, который составляет основу права» Дювернуа Н. Значение римского права для русских юристов. Ярославль, 1872. С. 20..

В последнее время в нашей стране оправданно возрос интерес к римскому частному праву. Это связано с целым рядом существенных изменений, произошедших, например, в сфере обязательственных или брачно-семейных отношений. Поэтому в высших учебных заведениях стал преподаваться курс римского частного права, и появились соответствующие издания. Выдающийся специалист по гражданскому праву Г.Ф. Шершеневич писал, что римские юристы классического периода сумели разграничить публичное и частное право и сосредоточили основное внимание на вопросах частной собственности, возникновения и исполнения обязательств, учения о договоре и классификации контрактов, наследования имущества по завещанию и по закону, правовых отношений в семье. Изучение источников римского права показывает нам эволюцию воззрений знатоков права на систему общественных отношений в связи с ее изменением. Когда римский юрист Ульпиан дал определение частного права как относящегося к пользе отдельных лиц, он точно выразил его содержание. В то же самое время источники римского права дают нам последовательное представление о том, что граждане Рима имели право на защиту своих интересов путем получения соответствующих исков. И сегодня частноправовые отношения составляют значительную сторону нашей жизни. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что изучению источников римского права в российских юридических вузах должно уделяться достаточное внимание, поскольку подробное и тщательно освоение этих источников необходимо будущим юристам для хорошего понимания современного гражданского, семейного, наследственного, торгового права.

В Новейшей истории преимущества римского права были учтены при разработке Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. В российском праве воспроизводится классификация средств воздействия на поведение людей (веление, запрет, дозволение, наказание), сложившаяся еще в РП. Был заимствован и принцип римского права «договоры должны соблюдаться», также деление договоров на реальные и консенсуальные имеет римское происхождение. В гражданском праве используются и такие сложившиеся в Древнем Риме понятия, как контракт, виндикация, реституция, компенсация и пр. Рецепция - это не механическое перенесение чужого на свою почву, а это сложный и многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, переработки и усвоения, когда чужое становится органической частью собственного права.

Значение римского права определяется тем огромным влиянием, которое выпало на его долю в истории человечества, притом влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право - это тончайшая разработка всех существенных отношений простых товаровладельцев: купли и продажи, ссуды, долга, договора и прочих обязательств (К. Маркс и Ф. Энгельс). Римское право - это классическое юридическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствовала чистая частная собственность, и все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений. Эти особенности римского права способствовали тому, что когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, имел место интересный процесс - рецепция римского права. Разработанное римское право было возведено в авторитет.

Оригинальные черты римского частного права рельефно выделяют его из числа древних правовых общностей. В нем наиболее полно отразился один из этапов истории культуры человечества и содержащийся в нем богатый, исторически завершенный юридический материал, римское частное право иллюстрирует закономерности развития права. Римское частное право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу. Оно помогает ему приобретать навыки четкого ограничения и формулировки юридических категорий. Овладение юридической техникой необходимо и для законодательной работы, и для правильного применения закона. Римское право, отличающееся точностью и четкостью формулировок может пригодиться именно как технический материал.

Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права и римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников по законодательной работе. Без знания РП невозможно освоить правовые системы развитых стран, это непреходящая ценность для профессиональной и общей культуры юриста. РП учит критически мыслить, соизмерять уровень собственной правовой системы с иными системами, пробуждает дух творчества, без чего невозможно истинное правопонимание и правоприменение. Изучение первоисточников - Институция, казусов, споров и пр. и правовых принципов римского права является необходимым условием для формирования юридического мышления.

Рецепция (от лат. receptio – усвоение) римского права – использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Рецепцию подразделяют на два вида:

  • 1) прямая, или первичная, где нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности без каких-либо изменений;
  • 2) производная, когда нормы римского права исправлены одной правовой системой и модифицировались в таком виде другой правовой системой.

Существуют несколько форм рецепции:

  • – изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм римского права;
  • – непосредственное восприятие и применение норм римского права;
  • – использование норм, идей и категорий римского права, римской методики создания нормативных правовых актов в правотворческой деятельности.

Начиная с XII в. происходит один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма – рецепция римского права.

Его возрождение не было прихотью ученых; потребность в нем вызывалась самой жизнью. Чем дальше происходило развитие новых народов, тем шире должно было распространяться влияние римского права.

В политической и социальной жизни Западной Европы совершались глубокие изменения. Старый феодальный порядок разрушался, и государства стремились к созданию сильной центральной власти в лице королей. Римское право Юстиниановского Свода было построено как раз на принципе абсолютной власти монарха и в этом отношении отвечало этому стремлению. Воспитанные на римском праве юристы, так называемые легисты, были деятельными помощниками королей в их борьбе с феодалами; опираясь на римское право, они оспаривали право последних на юрисдикцию и упорно проводили мысль о том, что единственным источником правосудия может быть только король. Этим они способствовали объединению суда.

Экономическая жизнь развивалась; торговый оборот, как внутренний, так и международный, усиливался; города расцветали во всей Европе, изменялась и деревня. Местное национальное право покоилось на недостаточно ясных обычаях и было до крайности раздроблено: не только каждая местность, по и каждая социальная группа жила по своему особому праву – Lehnrecht (ленное право), Hofrecht (вотчинное право), Landrecht (земское право), Stadtrecht (муниципальное право), Zunftrecht (цеховое право), Bauernrecht (крестьянское право) и т.д. Имущественные права, сложившиеся при феодальном строе, были обременены разнообразными ограничениями, да и люди были связаны различными видами зависимости – феодальной, общинной, родовой, семейной.

Следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право в основе своей прекратило существование вместе с падением Рима. И, несмотря на то что Германская империя присвоила себе гордое название "священной римской империи", что во многих государствах были учреждены сенаты и что Наполеон, до того как стать императором, измыслил должность первого "консула", все это являлось лишь заимствованием некогда знаменитых титулов, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений.

Влияние римского права на формирование феодальных и буржуазных правовых систем основных стран Европы было неодинаковым. Менее всего это влияние сказывалось в России. Лишь начиная со Свода законов Сперанского, наблюдается определенное соединение самобытных русских юридических построений с римскими частноправовыми конструкциями. В гораздо большей степени это влияние прослеживается в проектах гражданских уложений 1903 и 1905 гг. Но поскольку ни тот ни другой юридической силы не приобрели, дальше чисто теоретических изысканий дело практически не пошло.

В Англии в период норманнских завоеваний распространяются идеи глоссаторов – первых средневековых комментаторов римских правовых источников. Эти идеи дают о себе знать и в относящихся уже к X–XI вв. юридических трактатах, например трудах Р. Гланвилля или Г. Брэктона. Само прецедентное право Англии внешне напоминает право римлян, построенное на системе индивидуализированных исков. И все же о масштабном влиянии римских источников на формирование английского права говорить нс приходится. Это влияние в значительной мере обошло Британские острова стороной и получило значительно большее распространение в других странах.

Так, во Франции уже в XIII в. северная часть страны, где действовали отечественные правовые обычаи, начинает именоваться страной обычного права, а южная, где правовую силу обрели римские источники, – страной писаного права. Такое раздвоение сохранялось вплоть до принятия французского Гражданского кодекса 1804 г. Однако и в самом Кодексе, в состав комиссии по разработке которого входили сторонники как обычного (Порталис), так и писаного (Тронше) права, этот дуализм сохранился. Более того, реципированные римские правовые установления занимали в нем гораздо большее место.

Наиболее значительного объема рецепция римского права достигла в Германии. Уже в Швабском зерцале 1275 г. насчитывалось 150 переделок и прямых заимствований из Уложения Юстиниана. В дальнейшем под формальным предлогом избрания германских королей римскими императорами, провозглашения Римской империи империей германской нации римское право объявляется действующим германским правом. Но так как в своем первоначальном виде оно зачастую не соответствовало новым историческим условиям, его нормы становятся предметом постепенной обработки и переработки в немецкой юриспруденции. Посвященные этому труды именовались пандектами, их авторы – пандектистами, а переработанное последними римское право – пандектным, или "современным" пан- дектным, правом (usus modernus pandectarum или heutiges römisches Recht).

Рецепция римского права

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права - использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Рецепция бывает двух видов:

  • Прямая (первичная) - нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности.
  • Производная - нормы римского права рецитированы одной правовой системой, заимствовались в таком модифицированном виде другой правовой системой.

Формы рецепции:

  • Изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм Римского права.
  • Непосредственное восприятие и применение норм Римского права.
  • Использование норм, идей и категорий римского права,римской методики создания нормативно-правовых актов в правотворческой деятельности.

Римское право активно применялось в южной Франции и средней Италии. В 529-534 годах в Византии был составлен Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.

Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились во Франции в XVI веке. Они проводились в университетах , прежде всего в Болонском . Исследователей римского права называли глоссаторами .

Интерес к римскому праву был связан с тем, что с усилением королевской власти появилось стремление правителей ослабить значение народных правовых обычаев в судах. В связи с этим королевскою властью назначались судьи, знакомые с римским правом. Развитие экономических отношений требовало регулирования со стороны более совершенного права, чем существовавшие правовые обычаи. При этом не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своим правовым обычаям. Наконец, католическая церковь также покровительствовала римскому праву как более совершенному по сравнению с правовыми обычаями языческих времен. Римское право взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определенное, писаное право - lex scripta, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота.

Помимо этих общих причин, в Германии рецепции римского права способствовало то, что Священная Римская империя считалась наследником прежней Римской империи. В ней в 1495 г. был учрежден общеимперский суд (Reichskammergericht). При решении дел он прежде всего должен был применять римское право, и лишь затем он должен был принимать во внимание "доброе" немецкое право, на которые сошлются стороны. Так действие римского права было санкционировано законодательно. Затем подобные правила были введены и в других судах германских земель. В связи с этим к концу XVI - XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно.

Но будучи реципировано и став непосредственным законом, римское право претерпело изменения. Обновленное римское право получило название "современное римское право" (usus modernus Pandectarum, heutiges römisches Recht).

Затем в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права путем переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. в Баварии был издан "Codex Maximilianeus Bavaricus", а в 1794 г. в Пруссии было издано Прусское земское уложение (Preussisches Landsrecht).

В XVIII - XIX веках германскими правоведами (пандектистами) была проведена всеохватывающая (пандектная) систематизации источников римского частного права, прежде всего Юстиниановых Дигест (пандектов). Благодаря работам пандектистов появились общие понятия: договор , сделка , обязательство , право собственности , вещное право , деликт , которых не было в римском праве.

Во Франции национальное и римское право были объединены при создании Кодекса Наполеона (1804 г.), который, в свою очередь, стал образцом для подражания при кодификации гражданского права в других государствах.

Таким образом, римское право оказало такое же объединяющее влияние на юриспруденцию и законодательство европейских народов, как латинский язык - на их науку.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Покровский И.А.История римского права § 45. Рецепция римского права
  • Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. // § 4. История гражданского законодательства на Западе
  • Полдников Д.Ю. Договорные теории глоссаторов. М.: Академия, 2008.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рецепция римского права" в других словарях:

    Рецепция римского права Энциклопедия права

    Усвоение римского права (См. Римское право) странами Западной Европы в средние века. Ещё в раннефеодальных монархиях, образовавшихся на развалинах Западной Римской империи, сохранились элементы римской правовой культуры и законодательства … Большая советская энциклопедия

    Рецепция римского права - заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV XVI вв. Рецепция римского права привела к тому, что в одних странах римское право стало действующим, в других оказало значительное влияние на содержание… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV XVI вв. Р.р.п. привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других значительно повлияло на содержание… … Энциклопедия юриста

    РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА - – заимствование римского права (см.) рядом западноевропейских стран, начиная с 12 и особенно в 15–16 вв. Р. р. п. привела к тому, что в одних из этих стран римское частное право стало действующим, а в других оказало значительное воздействие на… … Советский юридический словарь

    Рецепция римского права - (англ reception of Roman Law) заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV XVI вв. В отличие от противоречивших друг другу феодальных правовых систем римское право как право общества товарного… … Большой юридический словарь

    - (лат. receptio принятие, от recipio беру, принимаю) заимствование рим. права нек рыми европ. странами, начиная с 12 в. и особенно в 15 16 вв. См. также ст. Право … Советская историческая энциклопедия

    См. Римское право … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Принятие, усвоение. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. рецепция (лат. receptio принятие, прием) 1) заимствование и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших … Словарь иностранных слов русского языка

    рецепция - и, ж. reception f., англ. reception, нем. Rezeption <лат. receptio принятие. 1. Усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде. Рецепция римского права в странах Западной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Рецепция римского права - это понятие, которое является одним из основных в истории западноевропейского общества в период Средневековья. В переводе с латинского слово "рецепция" - это "принятие", "прием". Таким образом, рецепция римского права означает процесс восприятия элементов его системы в некотором другом государстве. Именно об этом мы и поговорим сегодня.

Этапы рецепции римского частного права

Первый этап относится к 12 веку. Второй - 13-17 столетия - ренессанс (возрождение) римского права. В это время оно распространялось по Европе. Рецепция римского права означает в это время и приспособление его к новым условиям, и получение независимости от королевской власти. Третий этап -18-20 вв. - его кодификация, принятие конституций (во Франции, в Польше, в США и т. д.), возникновение отраслевых кодексов, создание национальных систем права.

Описывая подробнее этапы рецепции римского частного права, отметим, что начало ее было положено в Западной Европе в 11 - первой половине 12 столетия и связывается главным образом с Болонской юридической школой, которая осуществляла свою деятельность в это время. Изучение римского права в 12-13 веках распространилось на целые страны Западной Европы. Период с 11 по 13 столетие даже получил название периода глоссаторов, которые активно толковали и изучали нормы римского права. А время с 14 по 15 век стало называться периодом комментаторов.

Почему римское право стало таким популярным?

После падения Римской империи, произошедшего в 476 году, территорию этого государства начали заселять различные племена варваров. Возникли первые германские королевства, в которых применялось обычное право. Появились трудности с совмещением различных норм германского и римского права. Через некоторое время последнее стало восприниматься молодыми странами, со временем закрепляясь в системах права этих государств все крепче.

Что же стало причиной массовой рецепции, произошедшей в 12 веке в Европе? Дело в том, что в это время активно развивались торговля и промышленность, которые потребовали развитой правовой системы, способной стимулировать производственные отношения и силы. Необходимо было, чтобы эта система выходила за границы феодальных государств. Использование дробных и косных феодальных кутюмов (так назывались обычно-правовые нормы) сильно тормозило развитие производства. И выход был найден - за римским частным правом была закреплена сила закона.

"Абстрактность" римского права

Оно удовлетворяло по своему содержанию потребностям средневековья касательно договорных отношений и частной собственности. При этом большую роль сыграла "абстрактность" этого права. В первые века нашей эры оно утратило местные, национальные особенности, поэтому было приспособлено к регулированию отношений различных народов в сфере хозяйственного оборота. Таким образом, для ряда государств стало общим римское частное право. Оно легло в основу дальнейшего развития как буржуазной, так и феодальной системы законодательства. Через несколько веков после падения Рима это право стало действующим в ряде стран Южной и Центральной Европы.

Рецепция в Германии

В Германии в 16-19 веках существовало пандектное право, то есть частное, которое было образовано в результате переработки римского права глоссаторами. Под пандектами (от латинского "всеобъемлющий"), вообще, понимаются сочинения юристов Древнего Рима по различным вопросам частного права. К ним относились выдержки из законов, а также других нормативных актов. Для пандектного права характерна институционная система, на основе которой построено и римское право. Она проявляется, к примеру, в Институциях Гая, разделенных на четыре книги: о вещах, о лицах, об исках, об обязательствах. Институционная система впоследствии оказала влияние на дальнейшее развитие законодательства. Для пандектного права, кроме того, характерно его деление на отрасли, выделение в структуре кодифицированных правовых источников общей и особенной части. Система его прослеживается, в частности, во французском Кодексе Наполеона 1804 года, Гражданском уложении Германии, созданном в 1896 году, а также в других документах.

Но следует особо отметить, что именно римское частное право явилось преимущественным предметом рецепции. По общему правилу, публичное право умерло после падения Рима, хотя в истории можно найти множество заимствований некоторых его титулов. Например, во многих странах были учреждены сенаты, а титул императора получил значительное распространение.

Римское право во Франции

И во Франции большое значение имела рецепция римского права. Ему всецело была подчинена южная часть этой страны. Наглядным памятником его действия является компиляция на провансальском языке римских источников, недавно обнаруженная (т. н. lo codi). Она относится к середине 12 века. Это практическое руководство для судей из Прованса, составленное под влиянием учений глоссаторов, однако в то же время вопросы права трактуются с известной самостоятельностью и свободой. Но и северную Францию затронула рецепция римского права. Здесь очень рано возникло его преподавание, причем центром стал университет в Орлеане, к которому впоследствии присоединился Парижский. Большое влияние оказало римское право на местные обычаи, и чем дальше, тем оно сильнее. Понемногу разница между северной и южной Францией стерлась, и в одну систему было переработано римское и национальное право. Эта система нашла выражение в созданном в 1804 году Кодексе Наполеона (на фото выше).

Влияние римского права в Англии

И Англии была не чужда рецепция римского права. В 12 веке здесь начали его преподавать. Обучение организовал глоссатор Виккарий. Сильную оппозицию в 13 веке вызвало его быстро растущее влияние, особенно это касалось местной знати. Однако преподавание римского права не прекращалось никогда. Оно оказало мощное воздействие на развитие различных юридических доктрин в 12 и 13 вв., когда закладывались основы общего права. Рецепция римского частного права нашла отражение в известных юридических трактатах, созданных Гленвиллем (около 1190 года) и Брактоном (около 1256 года). Они имели очень большое значение в судах. Однако в Англии феодальный строй был сильнее, нежели в других странах. Поэтому он медленнее сходил со сцены, что наложило отпечаток на историю этой страны. Поэтому рецепция римского частного права в этой стране была не так масштабна и значительна, как в государствах, расположенных на континенте.

Переработки и приспособления римского права

В рабовладельческом обществе римское частное право не могло стать законом в неприкосновенном виде. В это время в государствах уже начали возникать и развиваться буржуазные отношения. Из-за этого рецепция римского права в Европе осуществлялась в несколько видоизмененном виде. Оно было подвергнуто приспособлениям, переработке и далеко идущим толкованиям. Вместе с тем тексты римских источников обрабатывались и формально-логически: общие принципы извлекались из них и размещались в стройном порядке. Переработка эта была исторически неизбежным процессом, поскольку римское право следовало приспособить к новым производственным отношениям. Однако со временем новые законы все больше отходили от него.

Тексты римского права - основа, на которой в 18-19 вв. развивалась теория права буржуазного. На них базируются многие теории волеизъявления и сделки, вины, договора, защиты и понятия владения и прочее. Однако в римском праве самих этих теорий не было.

Рецепция римского права в России

Перейдем теперь к рассмотрению ситуации, сложившейся в русском государстве. Рецепция римского частного права в России началась в западноевропейском варианте только в 18 веке, во время преобразований Петра I. Но реальное значение для законотворчества и правоведения она приобрела несколько позже, в 19 веке.

И в нашей стране выделяются этапы рецепции римского права, которые, однако, не совпадают по времени с европейскими. Опишем их вкратце. Еще в 10 веке на Руси началась первичная рецепция римского права, которая осуществлялась через посредничество Византийского государства и, в частности, его православной церкви. Однако в древней Руси традиционно именно публичному праву уделялось большое внимание. Частное же, которое понимается как ограничение законом вмешательства государства в частную жизнь, прежде всего в экономическую, возникло во 2 половине 18 века. Начало ему положило правление Екатерины II, которая сильно увлекалась идеями французских просветителей.

Ее указами в это время устанавливается само понятие частной собственности, однако оно являлось привилегией только дворянского сословия.

Александр II провел ряд реформ в 60-е годы 19 века. Было отменено крепостное право, а частное право и частная собственность окончательно были признаны теперь уже для всего населения. Однако в 1922 году, при разработке Гражданского кодекса, первого в истории нашей страны, В. И. Ленин отметил, что принцип частной собственности отменяется.

Особенности существования римского права в России

Таким образом, всего около 50 лет продолжался период существования в русском государстве частного права, распространяющегося на всех, а не на отдельные сословия. Поэтому публичная власть в нашей стране почти никогда не имела ограничений для произвольного вмешательства в жизнь своих граждан или подданных. Возрождение идеи частного права в России, закрепленное законодательно в 1994 году, после принятия нового Гражданского кодекса, привело к необходимости обращения к его истокам, то есть вновь началась рецепция римского права. Это событие имело большое значение для России. Без опоры на достижения римлян нам трудно построить собственную систему. Для нашей страны особенно важна идея частного права, так как в России практически не было возможности для создания важнейшей правовой основы общества, которая была бы независима от государства.

В заключение

Подводя итоги, отметим, что римское частное право все еще остается частью культурного наследия мира. Его подходы являются и в наши дни образцом для создания законов. Прямо или косвенно во многих гражданско-правовых институтах можно найти следы влияния подходов и конструкций римского права. Это основа, на которой базируется законодательство многих стран мира. Значение и рецепция римского права - актуальные темы, поскольку его заимствование происходит и в наши дни.