Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителя. Предрейсовый медицинский осмотр водителей Нормативная база, регулирующая предрейсовые медосмотры водителей

Помимо предварительных и периодических медосмотров, водители обязаны проходить предрейсовое медицинское освидетельствование каждый день.


Обратите внимание

Время медицинского осмотра перед выездом относится к рабочему времени водителя (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15) и оплачивается в рамках существующей системы оплаты труда.


Организовать медицинские осмотры водителей можно тремя способами, согласно письму Минздрава России от 21 августа 2003 года № 2510/9468-03-32.

Медработник в штате

Первый способ - это проведение медицинского освидетельствования силами штатного медицинского работника (состоящего с предприятием в трудовых отношениях).

У него должен быть действующий сертификат, выданный региональным наркологическим диспансером или больницей, подтверждающий подготовку по программе проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение 8 к приказу Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»).

Лицензия штатному медицинскому работнику, обслуживающему только работников компании, не нужна (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2009 г. № Ф04-1311/2009(1741-А45-43)).


Обратите внимание

Не следует оформлять медработника по гражданско-правовому договору, поскольку в таком случае это будет предпринимательская деятельность, которую без лицензии вести нельзя, и проводимые медосмотры будут незаконными.

Заключаем договор с медучреждением

Второй способ - это следить за здоровьем водителей при помощи медицинского персонала по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию именно на такой вид медицинской деятельности, как проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Эта деятельность лицензируется (ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291).


Обратите внимание

Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, работы по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством лицензируются отдельно и к предрейсовым и послерейсовым медосмотрам не относятся.


Реквизиты лицензии хорошо указать в тексте договора, а копию лицензии - приложить.

Собственная лицензия

Третий способ - иметь собственную лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Это будет ваш единственный вид медицинской деятельности, а для этого не нужно быть медицинским учреждением.

Такие лицензии, как правило, целесообразно и под силу иметь крупным автотранспортным предприятиям. Это позволяет им проводить круглосуточный контроль состояния здоровья своих водителей, и на базе хорошо оснащенного медицинского кабинета (он необходим для получения лицензии) зарабатывать деньги по договорам на оказание услуг другим организациям и предприятиям, занимающимся перевозками.

Как проходит предрейсовый медосмотр

При предрейсовом медицинском осмотре медицинский работник:

  • собирает анамнез - опрашивает водителя о самочувствии, жалобах, проверяет состояние кожных покровов (изменения цвета, следы от инъекций), при необходимости измеряет температуру тела;
  • определяет артериальное давление и пульс;
  • проверяет реакцию зрачков на свет как показатель возможного опьянения;
  • определяет наличие алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;
  • при наличии показаний проводит любые другие разрешенные медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе.
  • Водители не допускаются к управлению автомобилем, если:
  • выявлены признаки временной нетрудоспособности;
  • проба на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах положительная;
  • выявлены признаки воздействия наркотических веществ;
  • выявлены признаки воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность.

Водитель приходит на осмотр с путевым листом, оформленным на текущий день. Если работник допускается к работе, то в путевом листе медработник ставит штамп, в котором указывает дату и время прохождения медицинского осмотра, свои фамилию и инициалы и ставит свою подпись. Такой штамп является обязательным реквизитом путевого листа.

Обычно медосмотры водителей проводят утром. Однако целесообразнее это делать непосредственно перед выездом.

Если у водителя общее неудовлетворительное состояние здоровья, медработник выдает ему справку, в которой указывает время отстранения от работы и описывает признаки недомогания. Водитель с этой справкой идет в поликлинику, где ему могут выдать больничный лист, и в дальнейшем он получит пособие по временной нетрудоспособности.

Если же врач в поликлинике больничный не выдал и работник вернулся на работу, время его отсутствия оформляют как простой по не зависящим от сторон причинам. Оно подлежит оплате в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) (ст. 157 ГК РФ).

При выявлении признаков алкогольного либо наркотического опьянения медицинский работник, отстраняя водителя от работы, составляет протокол контроля трезвости и:

· составляет акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии - если это состояние подтверждается проведенными исследованиями;

· направляет водителя на врачебное медицинское освидетельствование, если по результатам анализов не удалось точно определить состояние опьянения. Если это состояние не подтвердится, работник должен быть допущен к работе.

В случае отстранения водителя от работы по причине опьянения заработную плату за этот период не начисляют (ст. 76 ТК РФ). Кроме того, к работнику может быть применена дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения. Основание - подпункт «б» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса.

Граждане, работа которых связана с управлением автотранспорта, обязаны проходить после возращения из рейса послерейсовое обследования. Но кого законодательство обязывает проходить настоящую процедуру? Из каких этапов она состоит? Как заполняются журналы послерейсовых медосмотров. Кроме того, обратим внимание на изменения в послерейсовом медицинском осмотре водителей 2017.

Управление любым транспортным средством требует от водителя готовности к психологическим и физическим нагрузкам, а также усиленного внимания. Именно поэтому законодательство требует от водителей прохождения не только послерейсовых, но также предрейсовые, предсменные и послесменные обследования.

Но послерейсовый медосмотр водителей обязателен лишь для специалистов, которые занимаются транспортировкой других людей или грузов.

Кроме того, п. 3 Приказа №835н гласит о том, что проходить этот вид обследования обязаны предприниматели, задействованные при управлении автотранспортом.

Кто должен организовывать осмотры?

Ответственность за организацию медицинских обследований лежит на работодателях. Выполнять свою обязанность руководители компаний могут следующими способами:

  1. принять на работу медицинского сотрудника;
  2. найти медицинское учреждение, которое получило лицензию на медосмотр, и заключить с ним договор.

Работодатель обязан не только организовать послерейсовый медосмотр, но также оплатить своим подчиненным дни, которые были потрачены на прохождение обследования в размере среднего заработка.

Как проходит послерейсовый осмотр?

Послерейсовое медицинское обследование включает в себя следующие этапы:

  1. осуществляется сбор анамнеза – проходит проверка состояния здоровья на текущий момент, собирается информация о жалобах, самочувствии, а также недомоганиях. С этой целью работнику измеряют температуру тела и осматривают кожный покров;
  2. измеряется артериальное давление – этому этапу уделяется особое внимание. Если показатели не совпадают с пределами нормы, давление измеряется повторно спустя 20 минут. В случае, когда и во второй раз показатель не соответствует норме, то водителю отказывают в выходе на работу;
  3. проверяется степень наркотического, алкогольного, а также токсикологического опьянения – во время проверки применяется инструментальная или/и лабораторная диагностика. В случае, когда были замечены признаки опьянения, а результат замера не подтвердил этого, то назначается исследование мочи.

После получения результатов осмотра медсотрудником выносится заключение об отсутствии/наличии противопоказаний, которые позволяют отстранить/допустить гражданина к выполнению его трудовых обязанностей.

Как заполняется журнал о послерейсовом медицинском обследовании?

Все результаты, полученные во время обследования, заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей, образец 2017 которого содержит следующую информацию:

  1. ФИО гражданина, который проходил послерейсовое обследование;
  2. дата рождения;
  3. результаты, полученные в ходе медицинских исследований;
  4. итоговое врачебное заключение;
  5. личная подпись медсотрудника, отвечающего за осмотр;
  6. личная подпись пациента.

Если работник прошел обследование успешно, то в путевом листке ставится обозначение, которое свидетельствует о допуске к работе. В противном случае специалисту предъявляется справка для консультации в медицинском учреждении.

Журнал может заполняться как в бумажном, так и электронном варианте. Если его решили вести в бумажном варианте, то все страницы нумеруются, прошиваются и заверяются печатью работодателя и его личной подписью. Образец журнала послерейсового медицинского осмотра водителей вы можете также скачать в электронном варианте. В таком случае документ необходимо заверять ЭЦП.

Изменения в 2017 в проведении послерейсового обследования

Согласно Приказу №835н послерейсовое обследование должны проходить специалисты, которые управляют автотранспортом. В то же время данная процедура является обязательной для граждан, которые самостоятельно эксплуатируют автомобили, в том числе ИП.

В 2017 году алгоритм проведения обследования не изменился. Но теперь отстранить от выполнения трудовых обязанностей может только медработник, имеющий высшее образование. Если осмотр проводит специалист, имеющий низший уровень образования, и обнаруживает признаки симптоматику заболевания или опьянения, что позволяет устранить гражданина от работы, то ему необходимо направить работника в больницу, где оформляется конечное заключение.

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед );
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона « «.

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Здравствуйте Максим. Я индивидуальный предприниматель. Оказываю образовательные услуги по обучению вождения автомобиля обучаюшимся автошколы, с которой работаю по сетевому договору. Мне нужно офрмлять путевой лист? И соответственно медосмотр?

Игорь , здравствуйте.

Насколько я понимаю, Вы не перевозите пассажиров или грузы. В этом случае путевой лист не требуется.

Удачи на дорогах!

евгений-177

если водитель прошел предрейсовый мед осмотр, но медработник не поставил дату и время проведения омотра, будет ли состав правонарушения в действиях д.л и (или) ю.л предусмотренный ч. 2 ст.12.31.1 КоАП РФ? Спасибо.

Водитель не проходил предрейсовый осмотр (хотя такая возможность в организации есть) и умер в рабочее время (диагноз-аневризмам грудной и брюшной аорты). Я являюсь должностным лицом, отвечающим за выпуск водителя в рейс. Какие последствия для меня могут быть?

Евгений , а результаты осмотра где-то зафиксированы?

Ирина , водитель не прошел медицинский осмотр только в этот день? Вы выпустили его в рейс в этот день? Какие документы при этом были оформлены? И каких именно последствий Вы опасаетесь? В результате гибели водителя возникли какие-то дополнительные негативные последствия (ДТП)?

P.S. С подобными случаями я пока что не сталкивался, однако попробую найти ответ на Ваш вопрос в законодательстве.

максим, договор с мед организацией заключён, но он вообще не проходил мед осмотр вообще. Умер он не за рулём,но в рабочее время. ДТП не было. Диагноз аневризма грудной и брюшной аорты.

Здравствуйте, у меня на работе, водители медика в глаза не видели, каждый четвертый выезжает на линию с трясущимися руками, механик выдает путевые листы уже проштампованные и подписанные якобы медиком на месяц вперед!!! Вопрос, куда пожаловаться на этот беспредел???

Ирина , к сожалению, я не настолько хорошо знаком с требованиями трудового законодательства, чтобы дать точный ответ на Ваш вопрос.

Насколько я понимаю, нарушений в области автомобильного законодательства не было, т.к. водитель не прошел медицинский осмотр, но и за руль транспортного средства не садился.

Удачи на дорогах!

Удачи на дорогах!

Сергей-509

Добрый день,скажите размер штрафа и на кого он будет возлагаться,если предрейсовый мед.осмотр пройден и дата указана но не указано время прохождения в путевом листе?

Сергей , здравствуйте.

Скорее всего сотрудники посчитают, что медицинский осмотр вообще не пройден и наложат штрафы за его отсутствие (их размеры перечислены выше, в тексте статьи).

Удачи на дорогах!

Евгений-203

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, может ли водитель, после прохождения послерейсового медицинского осмотра, доехать на служебном автомобиле, от места прохождения медосмотра до гаража(стоянки авто)? Спасибо!

Добрый день!

Подскажите, необходимо ли оформлять путевой лист и ставить отметку о прохождении медосмотра, если автомобиль оформлен на физическое лицо?

Водитель имеет ИП, и осуществляет перевозки, как ИП, но машина зарегистрирована на него, как на физическое лицо.

Евгения-44

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, как водитель должен добраться до мед. организации для предрейсового осмотра,(т.к. в штате нет медика).Может ли он доехать на служебном автомобиле один без пассажиров, пройти осмотр и вернуться в организацию с отметкой в путевом листе?

Дмитрий-349

Здравствуйте!!! А если путевой лист выдан на несколько дней, нужно ли проходить предрейсовый мед осмотр ежедневно?

Евгения , здравствуйте.

Предрейсовый медицинский осмотр должны проходить все лица, работающие в качестве водителей. При этом не имеет значения, перевозят они пассажиров или нет. Т.е. если водитель будет остановлен до того, как он доедет до медицинской организации, то будет наложено соответствующее наказание.

Добираться до медицинской организации можно, например, на общественном транспорте или личном автомобиле.

Удачи на дорогах!

Дмитрий , здравствуйте.

Действующее законодательство не дает точного ответа на вопрос, как связаны между собой понятия путевой лист и рейс. Единого бланка путевого листа также нет. Поэтому разные организации вкладывают в понятие "рейс" разный смысл. Например, некоторые фирмы составляют путевой лист таким образом, что в нем присутствуют несколько рейсов. Если у Вас такой путевой лист, то нужно проходить медосмотр перед каждым рейсом.

Если же один рейс длится несколько дней, то и предрейсовый осмотр нужно пройти только один раз.

P.S. Если у Вас возникнут разногласия с ГИБДД по данному вопросу, то прошу написать о них здесь.

Удачи на дорогах!

Сергей-535

Помогите обжаловать протокол. ИП мое, машина легковая на физика, работаю сам как торговый (доставляю на точки семечки) виды деятельности оптово розничная торговля. Грузоперевозок не осуществляю. Был выписан протокол на 30000

Сергей-562

Максим, здравствуйте! Вы в своём сообщении указываете на то, что если Водитель, будет двигаться на служебном ТС, следовать до места проведения предрейсового медицинского осмотра, не осуществляя при этом перевозку пассажиров и багажа или грузов, без прохождения такового осмотра, в случаи его остановки уполномоченым ДЛ, он будет привлечён к административной ответственности.

С данным утверждением, я не согласен, так как, административная ответственность предусмотренная ч.2 ст.12.31.1 КОАП РФ, за нарушение правил о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей ТС, наступает при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом..., согласно доподлинному трактованию данной статьи.

Сергей-562

Но то, что это нарушение, и по идеи предрейсовый медицинский осмотр водителей ТС, должен проводится непосредственно перед выездом на линию (рейс), я полностью согласен. Пробел в законодательстве.

Если ошибаюсь, поправьте меня.

Да хрень тут получается полная. По-идее 196-ФЗ обязывает проводить предрейсовые осмотры. Но звучит как-то интересно...

КоАП РФ Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

А если организация не занимается деятельностью по перевозке пассажиров и багажа? Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ дает следующие определения:

груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Требования Устава в полной мере подтверждаются статьей 784 части 2 ГК РФ, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Следовательно, перевозка как процесс рассматривается в рамках правил дорожного движения (ПДД), а перевозку как деятельность рассматривается в рамках законов по обеспечению Безопасности Дорожного Движения (БДД).

Если следовать логике и читать с точки зрения законодательства, то 196-ФЗ требует, особенно в ст.23, проводить предрейсовые осмотры, и требует Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н, а ответственность по 12.31.1 КоАП только у перевозчиков. И путёвки только перевозчикам. Хочешь удостовериться, проведён ли предрейсовый - езжай журнал смотреть.

Странно, но факт. Или опровергните.

Александр-624

"работающие по найму" что если я, являюсь собственником ТС как физ.лицо, но перевожу грузы сам за рулем по договору-заявке, как ИП. Я работаю по найму? если нет, то путевка не нужна.

Василий-72

Добрый вечер!В данной статье,речь идет о наемных водителях,т.е. если я собственник ТС газель также являюсь ее водителем,но я перевожу грузы по договору от ТК (Работаю по ИП).

Предрейсовый медицинский осмотр

Порядок проведения медицинских осмотров регламентируется Статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Рассмотрим пункт 3 статьи 23:

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Т.е. все водители, работающие по найму, должны проходить предрейсовые медицинские осмотры. Единственное исключение - водители экстренных оперативных служб, выезжающие по вызову.

Вячеслав-77

Георгий-23

Добрый день.

Сергей-580

Доброго времени суток

Я сдал в аренду а/м, по договору аренды, арендатора остановили, за отсутствия мед освидетельствования меня оштрафовали на 60 тысяч

Разве арендодатель обязан арендатора освидедельствовать?

Здравствуйте, у меня вопрос родители ИП торгуют на рынке, товар возят на обычном легковом автомобиле, все в соответствии с правилами, за габарит авто груз не выступает, прицепа нет, в настоящее время ИП закрыли, распродают остатки, на днях остановили сотрудники ГИБДД увидели груз в машине и потребовали путевой лист с отметками врача и механика, грозили штрафом как ИП, подскажите правомерно ли это?

В протоколе указываете, что не согласны, т.к. вы не являетесь предпринимателем. При рассмотрении говорите то же самое. Если сдуру оштрафуют - то в суд.

Добрый день.

Подскажите если водитель в статусе ИП работает на компанию по договору не найма, а по договору перевозки. нужен ли ему тогда вообще путевой лист, если ему дает заказ компания?

Не совсем понятна формулировка. Как я понял, ИП по своему роду деятельности оказывает услуги автомобильным транспортом. И заключил договор на оказание услуги по перевозке груза на транспорте, принадлежащем другой организации. Тогда он будет являться перевозчиком и оформлять все положенные документы и выполнять все требования, как перевозчик.

Второй вариант. Если ИП Пупкин заключил договор на управление автомобилем организации, которая перевозит (как модно выражаться - перемещает) грузы для собственных нужд, т.е. не осуществляет деятельности в соответствии с Уставом автомобильного транспорта, - то и 152-й приказ Минтранса не распространяется, путевой лист не нужен. Путёвка как документ для списания ГСМ - отдельная тема.

В условиях ежедневно увеличивающегося количества автомобилей и как следствие, повышения аварийной опасности на дорогах, особое внимание уделяется состоянию здоровья водителей. Нахождение за рулем ТС водителя в алкогольном опьянении – одна из частых причин дорожно-транспортных происшествий. Проведение медицинского осмотра водителей – одна из самых эффективных предупредительных мер по предотвращению ДТП. Как организовывается процедура проведения осмотра, кто может осуществлять проверку водителей, кому необходимо проходить такой осмотр?

Периодичность и особенности проведения медицинских осмотров

Предрейсовый осмотр каждого водителя обязаны проводить все индивидуальные предприниматели и юридические организации, в штате у которых есть водители (или если они сами являются ими). Предрейсовые медицинские осмотры следует осуществлять до начала рабочей смены водителей в течение всего периода их работы.

Послерейсовые осмотры проводятся также на протяжении всего времени трудовой деятельности водителей, если они занимаются перевозками опасных грузов или пассажирскими перевозками. В обоих случаях время осмотра включается в рабочее время водителя .

Результаты медицинского осмотра требуется заносить в специально оформленный журнал. Рекомендуемая Миндзравом форма учета медосмотров не является обязательной, поэтому работодатель вправе на своей организации утвердить собственную форму документа.

Подтверждение прохождения водителем медосмотра служат отметки в путевом листе , содержащем данные о водителе – ф.и.о. и дата и время осмотра. Путевые листы регистрируются в журнале, и в течение пяти лет эти данные хранятся в организации.

Требования к месту проведения послерейсового и предрейсового медицинского осмотра

Для проведения медицинского осмотра организации необходимо выделить помещение, состоящее как минимум из двух комнат и оснастить их специальным оборудованием. Первая комната нужна для проведения самого осмотра, вторая для исследования биологических сред.

В помещении должны быть:

  • чемоданчик врача для оказания неотложной медицинской помощи;
  • кушетка медицинская;
  • стулья (минимум 2), письменный стол, шкаф для одежды, лампа настольная, сейф;
  • алкотестер, экспресс-тесты на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • термометр, устройство для измерения давления;
  • шпатели медицинские;
  • стол для медицинских приборов.

Исправность систем водоснабжения, отопления, освещение – также обязательное условие.

Процедура прохождения медицинского осмотра

В процессе осмотра водителя медицинский работник выясняет его общее самочувствие.

Действия медработника:

  • оценивает реакцию зрачков на свет;
  • обращает внимание на походку;
  • осматривает состояние кожи на наличие следов от инъекций, расчесов;
  • измеряет давление и пульс;
  • обращает внимание на преобладающий фон настроения (апатия, тревога, раздражительность) и в случае значительной выраженности того или иного состояния указывает это в журнале;
  • наблюдает за характером речи водителя.

Во время осмотра имеют значение такие факторы, как возраст водителя, принадлежность к одной из групп риска, условия и характер работы, стаж.

Если в ходе осмотра у специалиста появилось подозрение на наличие алкоголя в крови водителя , он обязан провести тест на трезвость одним из разрешенных способов и в обязательном порядке составить протокол обследования.

Полученные данные служат основание для вынесения одного из следующих заключений:

  • трезв (признаков употребления не выявлено);
  • состояние одурманивания (имеются отклонения в состоянии водителя при отсутствии или сомнительности лабораторного подтверждения);
  • алкогольное опьянение (лабораторное подтверждение);
  • факт употребления алкоголя (запах перегара или алкоголя изо рта водителя, положительный результат теста).

В случае подтверждения подозрений медицинского работника и выявления признаков воздействия лекарственных веществ или иных препаратов, отрицательно сказывающихся на работоспособности, признаков временной нетрудоспособности, проба на наркотики, алкоголь или психотропные вещества дала положительный результат, то водитель не допускается управлению транспортным средством .

При отсутствии признаков заболеваний, жалоб, нарушений режима отдыха и труда, доказательств употребления алкогольных, наркотических или психотропных веществ, водитель имеет право отправляться в рейс. О прохождении медосмотра ставится отметка в путевом листе, указывается точное время и дата, данные и подпись медицинского работника.

Основания для отстранения от работы водителя

Отклонения в состоянии здоровья водителя, являющиеся причинами для отстранения от работы:

  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • нехарактерное для осматриваемого водителя изменение давления;
  • наличие симптомов острого заболевания;
  • уменьшение или повышение частоты сердечных сокращений;
  • обострение хронического заболевания;
  • нахождение под действием психотропных препаратов.

Кто может проводить медицинский осмотр водителей?

Контроль организации медицинского осмотра, осуществляет руководство компании на основе методического руководство территориального лечебно-профилактического учреждения.

ИП или юридические лица могут принять на работу медицинского работника. Проводить подобные осмотры может не каждый врач, а лишь тот, кто получил специальное удостоверение и прошел необходимое обучение. Кроме этого, потребуется организовать медпункт и оборудовать его согласно требованиям.

Если нет возможности взять в штат специалиста, необходимо заключить договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию, разрешающую заниматься такой деятельностью. В этом случае медицинский работник сам будет выезжать в определенное время к месту работы водителей либо водители должны будут проходить осмотр на территории медицинского учреждения.

Дисциплинарную ответственность за качество проведенного медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске к управлению ТС несет медицинский работник.

Правила прохождения медицинских осмотров для водителей установлены Федеральным законом N 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Кто должен проходить периодический медосмотр?

Предрейсовый осмотр обязаны проходить лица, работающими водителями также ИП, управляющие самостоятельно транспортным средством, на котором организовываются перевозки. Под данное требование не попадают водители экстренных служб, выезжающие по вызовам.

Ответственность за неисполнение требований по обязательному медосмотру водителей

Поскольку предрейсовый осмотр – не просто формальность – это важная и необходимая процедура, обеспечивающая безопасность на дороге, за уклонение от проведения предусмотрены серьезные наказания вплоть до привлечения к уголовной ответственности .

Штрафы за нарушение:

  • юридические лица обязуются заплатить до ста тысяч рублей;
  • должностные лица, ответственные за состояние ТС – от двадцати тысяч рублей.

Если в результате серьезной аварии был нанесен вред жизни или здоровью людей, а в ходе проверки выяснится, что водитель не прошел предрейсовый осмотр, тогда виновные лица будут привлечены к уголовной ответственности.

Предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей обеспечивают безопасность движения на дороге и относятся к мероприятиям по охране труда. Обязанность в проведении подобных процедур возложена на работодателя. Для медосмотра организация должна оборудовать специальный кабинет либо обратиться к помощи учреждений, имеющих лицензию, разрешающую заниматься подобной деятельностью. В случае игнорирования подобных требований, администрация организации будет привлечена к уголовной ответственности.