Кто такие аутисты и как они живут в россии. Как объяснить людям, что такое аутизм

В последнее время в сети набирает популярность термин аутист, которым принято оскорблять собеседников, замечая за ними определенные склонности в разговоре при переписке. На самом деле это достаточно серьезное отклонение от нормы, и множество больных людей являются аутистами. Так кто такой аутист, каковы признаки этого заболевания?

Считается, что аутистом является тот человек, который не может влиться в общество на социальном, эмоциональном и прочих уровнях.

С возрастом синдром аутизма не дает абстрагироваться даже в простой разговор, а человек практически полностью замыкается в своем внутреннем мире. При этом различают множество проявлений аутизма, каждое из которых свидетельствует об определенном психопатическом состоянии.

Распространен ли аутизм и насколько сильным является это отклонение?

Аутизм является достаточно сильным отклонением от нормы, но явление это на самом деле мало распространено. Считается, что наиболее подвержен этому заболеванию мужской пол, но на самом деле оно обоюдно и среди женского пола также распространено, но менее выражено (женщины по природе своей более скрыты эмоционально).

Какие особенности имеет аутизм

  • Считается, что есть несколько стадий аутизма. Причем при самой легкой определить в человеке аутиста сложно - отклонение незначительное и поведение его будет скорее своеобразным, чем сильно отличающимся от нормы.
  • Аутизм не считается отклонением в умственном плане - множество людей, подверженных этому расстройству психики, имеют хороший ум и могут представлять собой достаточно неординарные, но талантливые личности.

  • Если же у человека зафиксирована тяжелая степень аутизма, то это является уже серьезным отклонением, которое раньше квалифицировалось психиатрами не иначе, как шизофрения или даже психопатия. Теперь же есть более корректное объяснение такому поведению, но лечения оно требует в любом случае.

Что именно делает человека аутистом? Сложно сказать, так как спровоцировать такое поведение могут различные факторы. Как правило, за это отвечает непосредственно мозг, поэтому в какой-то степени заболевание это физиологическое.

Повлиять на него можно специально подобранными медикаментами, но далеко не во всех случаях это будет работать.

Современная медицина сходится во мнении, что аутизм передается генетическим путем, поэтому является наследственным, но вот будет он проявлен в ребенке или нет - зависит только от его воспитания и социализации. Если с этим на всех этапах взросления был порядок, то беспокоиться в принципе не о чем. Кроме того, важную роль в этом вопросе играют и психологические отклонения, которые важно зафиксировать еще в самом раннем возрасте и постараться скорректировать.

Признаки аутизма у взрослых известны каждому человеку, кто смотрел великий фильм «Человек дождя». Невероятная игра Дастина Хоффмана, перерождение Тома Круза, 4 премии «Оскар»…

Но на самом деле таких аутистов-гениев, как главный герой картины, за весь XX век родилось всего около сотни. Большинство взрослых с этим диагнозом – просто больные люди, которым сложно во всем – в учебе, в работе, в общении, в любви. Им необходима постоянная помощь, за ними нужно всегда приглядывать, и самое главное в этой ситуации – как можно раньше начать терапию.

Как разглядеть болезнь у ребенка

Всемирный день распространения информации об аутизме отмечается с 2007 года, но и по сей день информации этой крайне мало. В одном сходятся специалисты – чем раньше у малыша диагностируют это нарушение мозга, тем больше шансов, что он сможет подружиться с миром и прожить полноценную жизнь.

Так как распознать аутизм в раннем возрасте? Самый благоприятный вариант развития событий – поставить диагноз в 1-2 года, потом уже может быть поздно. Нередко зацикленность на себе, нежелание говорить и общаться, патологическую любовь к порядку родители воспринимают просто как особенность характера и развития – мол, с возрастом все исправится.

Однако могут быть самыми разными, и есть опасные сигналы, когда нужно незамедлительно бежать к неврологу и педиатру:

  • если малыш не смотрит в глаза и не отзывается на родительский голос;
  • говорит о себе только в третьем лице и не произносит свое имя и возраст;
  • часами раскачивается на стуле, размахивает руками, открывает-закрывает дверь;
  • разглядывает одну и ту же картинку, прокручивает один и тот же мультик;
  • постоянно выстраивает свои игрушки по цвету, по форме и т.д.

Разновидности заболевания

В мире не бывает двух одинаковых аутистов – об этой специфике недуга известно уже давно. Симптомы аутизма у взрослых, как и у ребятишек, очень индивидуальны, и во многом они зависят от разновидности болезни. Эти разновидности именуют расстройствами аутистического спектра.

  1. Синдром Каннера

Это самая тяжелая форма, которая практически не поддается коррекции. Человек с синдромом Каннера живет в собственном мире, который он выстраивал долгие годы. Здесь его правила и законы, и любую попытку вторгнуться или вытащить его из своей скорлупы больной воспринимает как страшную угрозу.

  1. Синдром Аспергера

Это легкая форма недуга – такие люди поддаются лечению, у них прекрасный интеллект, они хорошо вписываются в социум. Но некоторые проблемы с социализацией остаются навсегда. Кто-то не умеет считывать чужие эмоции, настроение, не способен слушать и слышать, кто-то заводит только одного друга и всю жизнь сторонится других людей…

  1. Синдром Ретта

Это исключительно женский вариант – заболевают им девочки в возрасте примерно одного года, и дальше ситуация лишь ухудшается. Взрослых «Реттов» почти не встретишь – такие пациентки умирают в 25-30 лет.

  1. Атипичный аутизм

Симптомы заболевания у взрослых

Почему рождаются дети с , ДЦП, аутистические расстройства, с другими неизлечимыми недугами? Эти вопросы задают и ученые, и родители особенных детишек.

Причины нарушений аутистического спектра называют самые разные – от плохой экологии до случайного генетического сбоя. Но насколько серьезными окажутся симптомы у взрослых аутистов, зависит в первую очередь от того, как рано обнаружили патологию и начали лечение.

Поставить точный диагноз можно, если у человека сочетаются 3 основных симптома – проблемы с социализацией, нежелание общаться и стремление к ритуалам и однообразным действиям. А конкретные признаки могут быть самыми разными:

  • очень скупая мимика и жесты (за исключением повторяющихся движений);
  • ритуальные действия (ест одни и те же блюда, гуляет по одному и тому же маршруту, раскладывает вещи в четком порядке);
  • неспособность (и нежелание) понимать эмоции и чувства окружающих;
  • монотонная, безэмоциональная речь (как у робота);
  • маленький словарный запас и невысокий интеллект;
  • агрессивность при малейших изменениях в распорядке дня и др.

Лечение расстройств аутистического спектра у взрослых

Избавиться от болезни невозможно, врачи говорят это всем родителям, столкнувшимся с такой бедой. Но можно скорректировать и сгладить симптомы, а для этого нужно непрерывное и тщательное лечение. Очень важна здесь и дифференциальная диагностика – иногда специалисты путают диагноз шизофрения, ДЦП и аутизм.

Терапия заболеваний аутистического спектра необходима комплексная. Сегодня в России и во всем мире используются самые разные методики. И важно попробовать как можно больше, чтобы понять, какое лечение помогает именно вашему ребенку, другу, близкому человеку:

  • медицинские препараты (для лечения сопутствующих синдромов – депрессии, приступов агрессии, судорог);
  • общение с психотерапевтом;
  • трудотерапия;
  • поведенческие методики для развития коммуникативных навыков;
  • занятия с логопедом;
  • специальные методики (массаж, общение с животными, гипноз).

Но самое главное – это непрерывное внимание близких, попытки пробиться сквозь стену, которую выстраивает вокруг себя аутист, показать ему мир, научить общению.

Известные люди с аутистическими расстройствами

Статистика Всемирной организации здравоохранения сурово заявляет – каждый год количество деток, живущих «в себе» (именно так переводится недуг) вырастает на 13% , но известные люди с аутизмом творили историю годы, десятилетия и даже века назад – историки, биографы и искусствоведы готовы назвать множество легендарных имен.

Аутистические симптомы ученые находили у:

  • композитора Вольфганга Амадея Моцарта;
  • писательницы Вирджинии Вульф;
  • поэтессы Эмили Дикинсон;
  • ученой Марии Кюри;
  • художника Винсента Ван Гога;
  • физика Альберта Эйнштейна.

Ныне живущие известные аутисты мира – это создатель легендарного мультика «Покемон» Сатоси Тадзири, придумавший «Охотников за привидениями» и сыгравший в них Дэн Эйкройд, доктор философии и писательница Темпл Гранден, футболист Лионель Месси.

Аутисты известные личности привлекают к себе наибольшее внимание, но важно понимать, большинство из них – не обычные «больные». А саванты – гении с расстройствами аутистического спектра, которых в мире – единицы.

Особенные детки известных людей

В Европе и США статистику ребятишек-аутистов ведут очень тщательно – сегодня в развитых странах на 80-90 детей приходится один малыш «в себе». В России нет никаких официальных данных на этот счет, и о количестве больных – и взрослых, и детей – можно только догадываться.

Однако от этой беды не застрахован никто, в том числе и известные люди – певцы, артисты, ведущие. Дети аутисты у знаменитостей России не скрыты от общественных глаз – звездные мамы и папы борются за их здоровье как могут и гордятся успехами своих особенных ребятишек:

  • Валера, 10 лет, сын композитора Константина Меладзе.
  • Ева, 14 лет, дочь певицы Лолиты Милявской.
  • Тьяго, 8 лет, сын оперной певицы Анны Нетребко.
  • Саша, 6 лет, дочь телеведущей Светланы Зейналовой.

Зарубежные звезды тоже не понаслышке знают о таких проблемах – деток «в себе» воспитывают певица Тони Брэкстон, актер Сильвестр Сталлоне, актриса Дженни Маккарти.

Фильмы с необычными героями

Знают все, но об аутистических расстройствах известно намного меньше. Мировой кинематограф решает эту проблему по-своему – количество картин с особенными героями постоянно растет с 1988 года – с тех пор, как вышел знаменитый «Человек дождя». Фильмы про аутистов удивительны по силе и искренности чувств, а главное – они заставляют нас стать чуточку ближе к этим людям.

  1. «Человек дождя» (Дастин Хоффман), 1988 г.
  2. «Снежный пирог» (Сигурни Уивер), 2006 г.
  3. «Без ума от любви» (Джош Хартнетт), 2006 г.
  4. «Бен X» (Грег Тиммерманс), 2007 г.
  5. «Мэри и Макс», анимационный фильм, 2009 г.
  6. «Рай океана» (Вэнь Чжан), 2010 г.
  7. «Антон тут рядом», документальный фильм, 2012 г.

Признаки аутизма у взрослых сложно перепутать с другими расстройствами – у этой болезни слишком заметный почерк. Недуг может проявиться уже в 1-2 годика, а может – в начальной школе или даже в подростковом возрасте. Скорректировать заболевание реально, главное – вовремя начать терапию и всеми силами пытаться вывести человека в такой пугающий для него, но такой интересный мир.

Статью для сайта подготовила Надежда Жукова.

В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается не само заболевание, а предрасположенность нему. Речь пойдет об аутизме.

Понятие аутизма

Аутизм - это особое расстройство психики, которое возникает, вероятнее всего, из-за нарушений в головном мозге и выражается в остром дефиците внимания и общения. Аутист ребенок социально плохо адаптируется, практически не идет на контакт.

Это заболевание связано с нарушениями в генах. В некоторых случаях такое состояние связано с одним геном или В любом случае ребенок появляется на свет с уже имеющейся патологией в психическом развитии.

Причины развития аутизма

Если рассматривать генетические аспекты данного заболевания, то они настолько сложные, что порой совсем не понятно, вызвано оно взаимодействием нескольких генов или это мутация в одном гене.

Все-таки ученые-генетики выделяют некоторые провоцирующие факторы, которые могут привести к тому, что на свет появляется аутист ребенок:

  1. Пожилой возраст отца.
  2. Страна, в которой родился малыш.
  3. Маленький вес при рождении.
  4. Недостаток кислорода во время родов.
  5. Недоношенность.
  6. Некоторые родители считают, что на развитие заболевания могут повлиять прививки, но этот факт не доказан. Возможно, просто совпадение сроков вакцинации и проявления заболевания.
  7. Считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания.
  8. Влияние веществ, которые вызывают врожденные патологии, которые часто связывают с аутизмом.
  9. Отягощающее воздействие могут оказывать: растворители, тяжелые металлы, фенолы, пестициды.
  10. Перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма.
  11. Курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее, что ведет к повреждению половых гамет.

Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как видно, их огромное множество. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это со 100% уверенностью, никто не знает.

Формы проявления аутизма

Несмотря на то, что большинство детей с таким диагнозом имеют много общего, но аутизм может проявляться по-разному. Эти дети различным способом контактируют с внешним миром. В зависимости от этого выделяют следующие формы аутизма:

Большинство врачей считают, что самые тяжелые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям с ними достаточно времени, то развитие ребенка аутиста будет максимально приближено к сверстникам.

Проявления заболевания

Признаки заболевания проявляются тогда, когда начинаются изменения в участках мозга. Когда и как это происходит - до сих пор не ясно, но большинство родителей замечают, если у них есть дети аутисты, признаки уже в самом раннем детстве. Если при их проявлении принять срочные меры, то вполне возможно привить малышу навыки общения и самопомощи.

В настоящее время еще не найдены методы полного излечения от этого заболевания. Малая часть детей вступает во взрослую жизнь самостоятельно, хотя некоторые из них добиваются даже определенных успехов.

Даже врачи разделились на две категории: одни считают, что надо продолжать поиски адекватного и эффективного лечения, а вторые убеждены, что аутизм - это намного шире и больше, чем простое заболевание.

Опросы родителей показали, что у таких детей часто можно наблюдать:


Эти качества чаще всего проявляли старшие дети аутисты. Признаки, которые еще часто встречаются у таких детей - это определенные формы повторяющегося поведения, которое врачи делят на несколько категорий:

  • Стереотипия. Проявляется в раскачивании туловища, вращении головой, постоянном покачивании всем телом.
  • Сильная потребность в однообразии. Такие дети обычно начинают протестовать даже в том случае, когда родители решают переставить мебель в их комнате.
  • Компульсивное поведение. Примером является вкладывание объектов и предметов определенным образом.
  • Аутоагрессия. Такие проявления направлены на самого себя и могут приводить к различным травмам.
  • Ритуальное поведение. Для таких детей все действия как ритуал, постоянный и каждодневный.
  • Ограниченное поведение. например, направлен только на одну книжку или одну игрушку, а другие он не воспринимает.

Еще одним проявлением аутизма является избегание зрительного контакта, они никогда не смотрят в глаза собеседнику.

Симптомы аутизма

Данное расстройство затрагивает нервную систему, поэтому проявляется, прежде всего, отклонениями в развитии. Обычно они заметны уже в раннем возрасте. Физиологически аутизм может никак не проявляться, внешне такие детки вполне нормально выглядят, имеют такое же телосложение, как и их сверстники, но при внимательном их изучении можно увидеть отклонения в психическом развитии и поведении.

К основным симптомам можно отнести:

  • Недостаточная обучаемость, хотя при этом интеллект может быть вполне нормальным.
  • Припадки, которые чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте.
  • Неумение концентрировать свое внимание.
  • Гиперактивность, которая может проявляться, когда родитель или воспитатель пытается дать определенное задание.
  • Гнев, особенно в тех случаях, когда аутист ребенок не может сформулировать, что он хочет, или посторонние вмешиваются в его ритуальные действия и нарушают привычный распорядок.
  • В редких случаях синдром Саванта, когда ребенок обладает некими феноменальными способностями, например, отличная память, музыкальная одаренность, способность к рисованию и другие. Таких детей встречается очень маленький процент.

Портрет аутичного ребенка

Если родители внимательно наблюдают за своим малышом, то они сразу заметят отклонения в его развитии. Они может и не смогут объяснить, что их тревожит, но то, что их ребенок отличается от других детей, они скажут с большой точностью.

От обычных и здоровых детей существенно отличаются дети аутисты. Фото это ясно демонстрируют. Уже в синдром оживления нарушается, они слабо реагируют на любые раздражители, например на звук погремушки.

Даже самого родного человека - маму такие дети начинают узнавать гораздо позже своих сверстников. Даже узнавая, они никогда не тянут свои ручки, не улыбаются и никак не реагируют на все ее попытки пообщаться с ними.

Такие дети часами могут лежать и смотреть на игрушку или картину на стене, а могут неожиданно испугаться собственных рук. Если посмотреть на то, как ведут себя дети аутисты, то можно заметить их частые раскачивания в коляске или кроватке, однообразные движения руками.

Становясь старше, такие дети не выглядят более живыми, они, наоборот, резко отличаются от сверстников своей отрешенностью, безразличием ко всему, происходящему вокруг. Чаще всего они при общении не смотрят в глаза, а если и смотрят на человека, то разглядывают одежду или черты лица.

Играть в коллективные игры они не умеют и предпочитают одиночество. Может наблюдаться заинтересованность в течение длительного времени одной игрушкой или действиями.

Характеристика ребенка аутиста может выглядеть таким образом:

  1. Замкнутые.
  2. Отрешенные.
  3. Необщительные.
  4. Отстраненные.
  5. Безразличные.
  6. Не умеющие идти на контакт с окружающими.
  7. Постоянно совершающие стереотипные механические движения.
  8. Бедный словарный запас. В речи никогда не употребляют местоимение «Я». О себе они всегда говорят во втором или третьем лице.

В детском коллективе от обычных детей сильно отличаются дети аутисты, фото это только подтверждают.

Мир глазами аутиста

Если больные данным заболеванием дети обладают навыками речи и построения предложений, то они рассказывают, что мир для них - это сплошной хаос из людей и событий, который им совершенно непонятен. Это связано не только с психическими отклонениями, но и восприятия.

Те раздражители внешнего мира, которые для нас вполне привычны, аутист ребенок воспринимает негативно. Так как им трудно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, то это вызывает у них повышенную тревожность.

Когда родителям надо насторожиться?

От природы все дети разные, даже вполне здоровые отличаются своей общительностью, темпами развития, способностью воспринимать новую информацию. Но есть некоторые моменты, которые должны вас насторожить:


Если вы заметили у своего ребенка хотя бы некоторые признаки из перечисленных, то стоит показать его врачу. Психолог даст правильные рекомендации по общению и занятиям с малышом. Поможет определить, насколько сильно проявляются симптомы аутизма.

Лечение аутизма

Практически полностью избавиться от симптомов заболевания не получится, но, если приложить максимум усилий родителям и психологам, то вполне возможно, что приобретут навыки общения и самопомощи дети аутисты. Лечение должно быть своевременным и всесторонним.

Главной его целью должно быть:

  • Снизить напряжение в семье.
  • Повысить функциональную независимость.
  • Улучшить качество жизни.

Любая терапия подбирается для каждого ребенка индивидуально. Те методы, которые дают отличные результаты с одним ребенком, могут совершенно не работать с другим. После использования методик психосоциальной помощи наблюдаются улучшения, это говорит о том, что любое лечение лучше, чем его отсутствие.

Имеются специальные программы, которые помогают малышу осваивать навыки общения, самопомощи, обретать рабочие навыки, уменьшают проявления симптомов заболевания. В лечении могут использоваться следующие методы:


Кроме таких программ используют обычно и медикаментозное лечение. Назначают препараты, снижающие тревожность, например антидепрессанты, психотропы и другие. Нельзя использовать такие лекарства без назначения врача.

Изменениям должен подвергнуться и рацион ребенка, необходимо исключить продукты, возбуждающе воздействующие на нервную систему. В организм должно поступать достаточное количество витаминов и минералов.

Шпаргалка для родителей аутистов

При общении родители обязательно должны учитывать особенности детей аутистов. Можно дать краткие рекомендации, которые помогут вам наладить контакт со своим ребенком:

  1. Вы должны любить своего малыша таким, какой он есть.
  2. Всегда учитывайте интересы ребенка.
  3. Строго соблюдайте и ритм жизни.
  4. Старайтесь выработать и соблюдать определенные ритуалы, которые будут повторяться каждый день.
  5. Чаще посещайте группу или класс, где обучается ваш ребенок.
  6. Разговаривайте с малышом, даже, если он вам не отвечает.
  7. Старайтесь создавать комфортную обстановку для игр и обучения.
  8. Всегда терпеливо объясняйте малышу этапы деятельности, желательно подкрепляя это картинками.
  9. Не допускайте переутомления.

Если вашему малышу поставили такой диагноз, как аутизм, то не стоит отчаиваться. Главное любить его и принимать таким, какой он есть, а также постоянно заниматься, посещать психолога. Кто знает, может у вас растет будущий гений.

Online Тесты

  • Ваш ребенок: звезда или лидер? (вопросов: 6)

    Данный тест предназначен для детей в возрасте 10-12 лет. Он позволяет определить, какое место ваш ребенок занимает в коллективе сверстников. Чтобы правильно оценить результаты и получить самые точные ответы, не стоит давать много времени на раздумье, попросите ребенка отвечать то, что первым придет ему в голову...


Что такое Аутизм у детей -

Аутизм у детей известен также как инфантильный аутизм , это расстройство из группы аутистического спектра или устойчивых расстройств развития. Аутизм начинается в детстве, часто продолжаясь после взросления ребенка.

Эпидемиология. Согласно разным данным, частота - от 2 до 6 детей на 1 тыс.

«Классический» аутизм насчитывает от ¼ до ½ от всех аутистических расстройств. Соотношение мужского и женского пола среди аутистов примерно 3:1. Не найдена отчетливая связь расстройства с социально-экономическим положением, как было предположено ранее.

Что провоцирует / Причины Аутизма у детей:

Примерно у 10-15% аутичных детей имеются идентифицируемые соматические заболевания. Есть больший шанс найти причину аутизма, если у ребенка тяжелая или глубокая генерализованная недостаточная обучаемость. Аутистические расстройства у детей часто возникают при некоторых болезнях, что обычно приводят к генерализованной недостаточной обучаемости. Это, например, с припадками.

Ученые предполагают, что в развитии классического аутизма играют роль наследственные (генетические) причины. Роль играет не один ген, а множество взаимодействующих. Предполагается, что генетические факторы играют меньшую роль в развитии аутизма, сопутствующего тяжелой и глубокой генерализованной недостаточной обучаемости. Эти признаки могут быть в основном объяснены распространенным повреждением мозга.

Неблагополучные роды как причина аутизма мало вероятны. Нет доказательств, что в этиологии аутизма играет какую-либо роль психосоциальное неблагополучие. Также не доказана связь данного расстройства с ранним травмирующим событием, нечувствительностью родителей или их недостаточной отзывчивостью по отношению к своему ребенку. Но некоторые ученые всё же придерживаются обратного мнения.

Патогенез (что происходит?) во время Аутизма у детей:

Многие исследователи считают, что причиной аутизма является первичный дефект в одной неврологической системе или одной психологической функции. Но также есть мнение, что аутизм возникает по причине специфического сочетания структурных или функциональных аномалий.

Нейробиологические исследования не показали очагового дефицита - практические все части мозга были вовлечены, ни одна локализация не была систематически подтверждена.

У части детей с аутизмом аномальная большая окружность головы и большой мозг, потому предполагается, что важны распространенные аномалии неврологического развития - более чем очаговые.

Предполагалось, что причина аутизма у детей кроется в первичном психологическом дефиците, но попытки доказать это оказались мало успешными. Признание получили две теории. Первая считает, что первичный дефицит при аутизме - в «Теории Разума», т.е. в способности приписывать себе и другим независимые психические состояния для того, чтобы предсказывать и объяснять действия. Потому аутистам сложно представлять точку зрения другого человека (со всеми вытекающими моделями поведения и последствиями). Но им легко осваивать умения, для которых требуется механическое или поведенческое понимание предметов и людей.

Другая теория гласит, что первичный дефицит при аутизме - в исполнительной функции и такого рода проблемами с планированием и организационными навыками, которые приводят к низкой результативности в тестах «фронтальной доли».

Другие исследователи, которые разбирались в теме первичного психологического дефицита при аутизме, говорят о врожденном нарушении способности эмоционально подстраиваться к другим и нарушенной способности синтезировать разную информацию, делая из нее выводы и продуцируя свои идеи.

Но ни одна из названных теорий не объясняет повторяющееся и стереотипное поведение детей с аутизмом, а также низкий , который характерен для большинства таких детей.

Симптомы Аутизма у детей:

Социальные нарушения касаются взаимодействий с окружающими. Дети с аутизмом отчуждены, плохо держат зрительный контакт, проявляют отсутствие интереса к человеку как к человеку (могут относиться к людям как к автоматам для раздачи сладостей, источнику развлечений и т. д.). Аутист не ищет утешения у других людей, если ему больно.

У половины аутичных деток социальные интересы (заинтересованность в других людях) развиваются со временем, всё же остаются проблемы с взаимностью, социальной отзывчивостью, способностью к сочувствию. Таким детям трудно отрегулировать свое поведение в зависимости от социального контекста. Под социальным контекстом подразумевают назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками.

Аутисты плохо распознают чувства других людей, потому плохо на них реагируют или не реагируют совсем. Чаще всего дети с аутизмом привязаны к родителям, могут быть ласковыми, даже очень ласковыми. Но более вероятно, что ребенок-аутист будет сам обнимать родителей, подходить к ним, чем принимать объятия и попытки коммуникации от мамы, папы и других, кто ему близок.

Коммуницирует аутичный ребенок с другими по своим правилам, что может совершенно не нравиться детям его возраста. Потому, как правило, взаимодействия со сверстниками очень ограничены.

Если аутист начинает говорить (не в конкретном случаев, а в принципе), то речь его обычно не только задержанная, но и аномальная. Среди возможных отклонений: «попугайничание» - повторение слов или фраз (), которая происходит сразу или с отсрочкой; инверсия местоимений (например, «ты» вместо «я»), употребление выдуманных им самим фраз и слов, опора на клише и повторные вопросы.

Некоторые дети-аутисты говорят только тогда, когда хотят потребовать что-либо от окружающих, не склонны вступать в диалог. Некоторые дети с аутичными отклонениями могут подробно до мелочей рассказывать о своих увлечениях или текущих занятиях, не обращая внимания на то, интересен ли разговор собеседнику (не распознают соответствующие социальные сигналы). Речь часто отличается от речи нормального человека по тону или интонации. Часто она монотонна, ребенок «бубнит». Жесты тоже аномальные.

Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы ребенка-аутиста включают:

Сопротивление изменениям (например, небольшая перестановка мебели вызывает тяжелую ),

Настойчивое требование соблюдать установленные порядки и ритуалы,

Изворачивание,

Махание руками,

Игру с упорядочиванием (выстраивают по своей системе предметы), привязанность к необычным предметам (например, к пеналу или подпорке для комнатных растений),

Притягательность необычных аспектов мира (например, ощущения от прикосновения к застежкам-молниям или волосам людей),

Всепоглощающую увлеченность ограниченными темами (например, ценами на бензин, расписанием телевизионных программ).

Игра-фантазия при аутизме у детей , как правило, отсутствует (исключение составляют подростки). При наличии символической игры она часто ограничена простым повторяющимся разыгрыванием всего лишь одного или двух эпизодов из любимой истории или телевизионной программы.

Раннее начало как признак аутизма у ребенка

На первом году жизни данное расстройство выявляется редко. Но то, что в младенчестве считается особенностью ребенка, оказываются признаками ненормального развития. Например, если никогда не любил, чтобы с ним обнимались, даже в младенчестве, или развитие речи было значительно задержано.

Но примерно в трети случаев на 2-м или 3-м году жизни после некоторого периода нормального или почти нормального развития эти дети проходят стадию регресса, теряя ранее приобретенные навыки социального взаимодействия, общения и игры.

Некоторым детям ставят диагноз «атипичный » или неуточненное устойчивое расстройство развития, если они соответствуют не всем критериям аутизма.

Сопутствующие признаки

Генерализованная недостаточная обучаемость

Имеется у большинства. У детей с самыми тяжелыми формами аутизма распределение по IQ такое: у 50% IQ ниже 50, у 70% IQ ниже 70, и почти у 100% IQ ниже 100.

Более легкие аутистические расстройства, такие как синдром Аспергера, все чаще выявляют у малышей с нормальным и высоким интеллектом, и они часто сопровождаются генерализованной недостаточной обучаемостью.

IQ аутистов удобнее всего измерять невербальными текстами. При тяжелой форме аутизма вербальный IQ почти всегда ниже, чем невербальный по причине сопутствующих проблем с речью. При синдроме Аспергера и аутизме с высоким уровнем функционирования часто невербальный IQ ниже, чем вербальный.

Припадки

Бывают у ¼ аутистов с генерализованной недостаточной обучаемостью и примерно у детей-аутистов с нормальным IQ. Часто припадки начинаются в подростковом возрасте. Если же припадки появляются у детей с генерализованной недостаточной обучаемостью, но без аутистических проблем, то они зачастую имеют начало не в подростковом возрасте, а в раннем детстве.

Другие психиатрические проблемы

Помимо уже описанных типичных признаков, у многих детей с аутичными расстройствами есть дополнительные проблемы с гиперактивностью, поведением и эмоциями. От воспитателей, учителей и родителей поступают жалобы на плохую концентрацию внимания и излишнюю активность ребенка. По тщательно собранному анамнезу можно понять, что является немедленным ответом на задания, навязанные взрослыми. Это касается в том числе школьных занятий. Но ребенок при этом хорошо сосредотачивается на задачах, которые поставил себе сам, которые ему интересны - например, выстраивание в ряд предметов. В других случаях у маленького аутиста внимание сконцентрировано плохо абсолютно при любом виде деятельности.

Для детей с рассматриваемым диагнозом типичны тяжелые и частые вспышки гнева. Их вызывает то, что сам ребенок не может донести мысль взрослым о своих потребностях или же тем, что кто-то нарушает привычный их порядок и ритуалы. Вмешательство других может стать причиной агрессивных выпадов.

Аутисты с генерализованной недостаточной обучаемостью подвержены самоповреждающему поведению. Они расковыривают глаза, кусают руки, могут биться головой о стены. Среди ритуалов, которым они подвержены, также чрезмерные причуды в пищевых привычках.

Интенсивные страхи могут стать причиной фобического избегания. Причем страхи могут быть таковыми, что присущи обычным детям, так и идеосинкразическими - к примеру, страх автомобильных заправок. Аутизм не является причиной и бреда.

Классификация

Синдром Аспергера некоторые ученые рассматривают как легкий вариант аутизма. От классического аутизма отличается тем, что:

  1. Задержка развития словарного запаса и грамматики очень небольшая или отсутствует, но в других аспектах языка наблюдаются аномалии, как и при аутизме. Часто речь педантичная и высокопарная, интонации ненормальны. Жестикуляция может быть ограниченной или чрезмерной. Ребенок легко начинает монологи на любые темы, которые очень сложно остановить.
  2. Ранняя отчужденность менее характерна, чем при аутизме. Ребенок с синдромом Аспергера часто интересуется другими людьми. Но взаимодействия с другими людьми неуклюжи.
  3. Ограниченное и повторяющееся поведение больше всего проявляется в увлечениях или ограниченных интересах. Например, парковка игрушечного автомобиля.
  4. Выраженная неуклюжесть, предположительно, чаще наблюдается при , чем при аутизме.

Генерализованная недостаточная обучаемость без признаков аутизма . Речь отсутствует, как и символическая игра, если умственный возраст ребенка менее 12 месяцев. Социальная отзывчивость у таких детей на довольно высоком уровне, соответствующем умственному возрасту.

Генерализованная недостаточная обучаемость с признаками аутизма. У многих детей с диагнозом «генерализированная недостаточная обучаемость» имеются нарушения, затрагивающие общение, социальные взаимодействия и игру. Также у них в разной степени выражено повторяющееся и ограниченное поведение. Лишь малая часть таких детей имеют все основания для диагностики детского аутизма. Но у большинства можно диагностировать атипичный аутизм.

Синдром Ретта - это доминантное расстройство, сцепленное с Х-хромосомой, почти исключительно встречается у девочек и очень похоже на аутизм. Приблизительно в возрасте 1 год у ребенка случается глобальный регресс развития. Он теряет приобретенные до этого способности, замедляется рост головы, появляются характерные стереотипии в виде «мытья рук» и ограничение возможности пользоваться руками. У детей также наблюдаются эпизодические глубокие вздохи и смех без причины. Нарушения подвижности прогрессируют.

Большинство детей, которым диагностировали синдром Ретта, имеют достаточный уровень социальной отзывчивости, учитывая их низкий умственный возраст и физические ограничения.

(+38 044) 206-20-00

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача , чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе . Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab , чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие заболевания из группы Болезни ребенка (педиатрия):

Bacillus cereus у детей
Аденовирусная инфекция у детей
Алиментарная диспепсия
Аллергический диатез у детей
Аллергический конъюнктивит у детей
Аллергический ринит у детей
Ангина у детей
Аневризма межпредсердной перегородки
Аневризма у детей
Анемии у детей
Аритмия у детей
Артериальная гипертензия у детей
Аскаридоз у детей
Асфиксия новорожденных
Атопический дерматит у детей
Бешенство у детей
Блефарит у детей
Блокады сердца у детей
Боковая киста шеи у детей
Болезнь (синдром) Марфана
Болезнь Гиршпрунга у детей
Болезнь Лайма (клещевой боррелиоз) у детей
Болезнь легионеров у детей
Болезнь Меньера у детей
Ботулизм у детей
Бронхиальная астма у детей
Бронхолегочная дисплазия
Бруцеллез у детей
Брюшной тиф у детей
Весенний катар у детей
Ветряная оспа у детей
Вирусный конъюнктивит у детей
Височная эпилепсия у детей
Висцеральный лейшманиоз у детей
ВИЧ-инфекция у детей
Внутричерепная родовая травма
Воспаление кишечника у ребенка
Врожденные пороки сердца (ВПС) у детей
Геморрагическая болезнь новорожденных
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) у детей
Геморрагический васкулит у детей
Гемофилия у детей
Гемофильная инфекция у детей
Генерализованая недостаточная обучаемость у детей
Генерализованное тревожное расстройство у детей
Географический язык у ребенка
Гепатит G у детей
Гепатит А у детей
Гепатит В у детей
Гепатит Д у детей
Гепатит Е у детей
Гепатит С у детей
Герпес у детей
Герпес у новорожденных
Гидроцефальный синдром у детей
Гиперактивность у детей
Гипервитаминоз у детей
Гипервозбудимость у детей
Гиповитаминоз у детей
Гипоксия плода
Гипотония у детей
Гипотрофия у ребенка
Гистиоцитоз у детей
Глаукома у детей
Глухота (глухонемота)
Гонобленнорея у детей
Грипп у детей
Дакриоаденит у детей
Дакриоцистит у детей
Депрессия у детей
Дизентерия (шигеллез) у детей
Дисбактериоз у детей
Дисметаболическая нефропатия у детей
Дифтерия у детей
Доброкачественный лимфоретикулез у детей
Железодефицитная анемия у ребенка
Желтая лихорадка у детей
Затылочная эпилепсия у детей
Изжога (ГЭРБ) у детей
Иммунодефицит у детей
Импетиго у детей
Инвагинация кишечника
Инфекционный мононуклеоз у детей
Искривление носовой перегородки у детей
Ишемическая нейропатия у детей
Кампилобактериоз у детей
Каналикулит у детей
Кандидоз (молочница) у детей
Каротидно-кавернозное соустье у детей
Кератит у детей
Клебсиелла у детей
Клещевой тиф у детей
Клещевой энцефалит у детей
Клостридиозы у детей
Коарктация аорты у детей
Кожный лейшманиоз у детей
Коклюш у детей
Коксаки- и ECHO инфекция у детей
Конъюнктивит у детей
Коронавирусная инфекция у детей
Корь у детей
Косорукость
Краниосиностоз
Крапивница у детей
Краснуха у детей
Крипторхизм у детей
Круп у ребенка
Крупозная пневмония у детей
Крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ) у детей
Ку-лихорадка у детей
Лабиринтит у детей
Лактазная недостаточность у детей
Ларингит (острый)
Легочная гипертензия новорожденных
Лейкоз у детей
Лекарственная аллергия у детей
Лептоспироз у детей
Летаргический энцефалит у детей
Лимфогранулематоз у детей
Лимфома у детей
Листериоз у детей
Лихорадка Эбола у детей
Лобная эпилепсия у детей
Мальабсорбция у детей
Малярия у детей
МАРС у детей
Мастоидит у детей
Менингиты у детей
Менингококковая инфекция у детей
Менингококковый менингит у детей
Метаболический синдром у детей и подростков
Миастения у детей
Мигрень у детей
Микоплазмоз у детей
Миокардиодистрофия у детей
Миокардит у детей
Миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста
Митральный стеноз
Мочекаменная болезнь (МКБ) у детей
Муковисцидоз у детей
Наружный отит у детей
Нарушения речи у детей
Неврозы у детей
Недостаточность митрального клапана
Незавершенный поворот кишечника
Нейросенсорная тугоухость у детей
Нейрофиброматоз у детей
Несахарный диабет у детей
Нефротический синдром у детей
Носовое кровотечение у детей
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей
Обструктивный бронхит у детей
Ожирение у детей
Омская геморрагическая лихорадка (ОГЛ) у детей
Описторхоз у детей
Опоясывающий герпес у детей
Опухоли головного мозга у детей
Опухоли спинного мозга и позвоночника у детей
Опухоль уха
Орнитоз у детей
Осповидный риккетсиоз у детей
Острая почечная недостаточность у детей
Острицы у детей
Острый гайморит
Острый герпетический стоматит у детей
Острый панкреатит у детей
Острый пиелонефрит у детей
Отек Квинке у детей
Отит среднего уха у детей (хронический)
Отомикоз у детей
Отосклероз у детей
Очаговая пневмония у детей
Парагрипп у детей
Паракоклюш у детей
Паратрофия у детей
Пароксизмальная тахикардия у детей
Паротит у детей
Перикардит у детей
Пилоростеноз у детей
Пищевая аллергия ребенка
Плеврит у детей
Пневмококковая инфекция у детей
Пневмония у детей
Пневмоторакс у детей

Если кто-то из ваших близких людей или вы сами страдаете аутизмом, то время от времени может потребоваться объяснять людям суть проблемы. Следует как можно лучше изучить вопрос, чтобы правильно объяснять характер расстройства. Узнайте, как аутизм влияет на поступки, социальные навыки и способность сопереживать.

Шаги

Как разобраться в вопросе

    Узнайте общее определение аутизма. Аутизм - это расстройство развития, при котором обычно возникают отличия в характере общения и социальных навыках. Такие неврологические отличия могут создавать трудности, но иметь свои преимущества.

    Узнайте, что говорят об аутизме люди с таким расстройством. Лица с аутизмом ежедневно имеют дело с такими различиями и потребностями, поэтому они могут значительно расширить ваши представления об аутизме. Их взгляд позволит получить сведения “из первых рук” по сравнению с информацией родительских организаций.

    • Не используйте сведения различных сомнительных организаций.
  1. Каждый человек с аутизмом уникален. Такие люди невероятно разные, поэтому два человека с аутизмом могут в корне отличаться друг от друга. У одного могут быть значительные проблемы с чувственными ощущениями, но развитые навыки общения и самоорганизации, тогда как другой не будет иметь сенсорных трудностей, но слабо развитые навыки социального взаимодействия. Не нужно строить обобщенных предположений.

    • Учитывайте этот факт, когда будете объяснять суть расстройства. Важно донести до человека, что не все люди с аутизмом ведут себя одинаково, как и обычные люди без расстройств.
    • Среди отличительных особенностей следует подчеркнуть уникальные потребности, достоинства и различия.
  2. Отличия в общении. Некоторым людям с аутизмом сложно общаться с другими. Так, некоторые трудности легко заметить, но иногда они не столь явные. Примеры:

    • монотонный и невыразительный голос, необычные ритмы и колебания высоты речи;
    • необходимость повторять вопросы или фразы (эхолалия);
    • сложности при попытке выразить свои потребности и желания;
    • потребность дольше обдумывать устную речь, долгая реакция на указания, замешательство при большом количестве слов и быстрой речи собеседника.
    • буквальное восприятие слов (неспособность различать сарказм, иронию и фигуры речи).
  3. Отличия при взаимодействии с окружающим миром. При обращении к человеку с аутизмом вам может показаться, что он не обращает на вас внимания или ему нет дела до ваших слов. Не нужно беспокоиться. Следует помнить:

    • Иногда кажется, что человек "потерялся в собственном мире", когда он занят своими мыслями.
    • Люди с аутизмом могут слушать иначе. Совершенно нормально, если они избегают зрительного контакта и суетятся. Это помогает им сосредоточиться. Внешняя невнимательность на самом деле нужна для того, чтобы приспособиться и внимательно слушать.
    • При разговоре человек может быстро утомиться и выглядеть растерянным. Возможно, он просто отвлекается или беседа происходит слишком быстро. Предложите перейти в более спокойное место и разделяйте свои фразы паузами, чтобы у него было время подумать.
    • Детям с аутизмом нередко трудно играть с другими из-за необходимости соблюдать сложные социальные правила и утомительного чувственного опыта. Часто им проще в одиночестве.
  4. Большинство людей с аутизмом любят порядок. Они способны создавать высокоорганизованный порядок действий на день. Человека с аутизмом легко встревожить неизвестным раздражителем, а точный порядок дарит им чувство комфорта. Люди с аутизмом:

    • следуют строгому распорядку;
    • тревожатся в случае непредвиденных изменений (например, обстановка в школе);
    • используют особые предметы, чтобы справиться со стрессом;
    • приводят вещи в строгий порядок (например, раскладывают игрушки по цвету и размеру).
    • Чтобы объяснить характер аутизма вашего ребенка другу, расскажите о том, как дети обычно собираются в школу. Существует примерный порядок: позавтракать, почистить зубы, одеться и сложить рюкзак. Набор действий всегда одинаков, но порядок выполнения может меняться. Так, нейротипичный ребенок без проблем может одеться до завтрака, что не соответствует принятому порядку. Ребенка с аутизмом такие изменения сильно сбивают с толку. Если он привык к четкому порядку, то лучше неукоснительно соблюдать последовательность.

    Социальные отличия

    1. Люди с аутизмом могут вести себя немного иначе , что совершенно нормально. Они имеют дело с преградами и факторами стресса, которые незнакомы нейротипичным людям, поэтому их поступки могут казаться необычными или странными. Все зависит от личных потребностей и особенностей.

      • Лица с развитыми навыками общения просто кажутся слегка неуклюжими и робкими. Им нередко трудно понять, чего от них ждут. Этим и обусловлены неожиданные для собеседника поступки.
      • Некоторые люди с аутизмом испытывают невероятные трудности при общении и не в состоянии поддерживать обычную беседу.
    2. Люди с аутизмом часто не любят зрительный контакт. Зрительный контакт невероятно пугает и утомляет, поэтому они не могут смотреть в глаза и слушать одновременно. Объясните, что люди с аутизмом смотрят в сторону не потому, что они невнимательны.

    3. Люди с аутизмом просто другие, но необязательно безразличные. Объясните, что человеку с аутизмом иногда требуется суетиться или уйти от зрительного контакта, чтобы сосредоточиться. Такой человек может смотреть на рот, руки, ноги собеседника или даже в сторону. Старайтесь не злиться, иначе он просто будет вас избегать.

      • Людям с аутизмом нередко сложно сосредоточиться на разговоре из-за различий в чувственном восприятии и особенностей внимания. Скорее всего, они пытаются включиться в беседу, а вовсе не игнорируют собеседника.
      • Объясните человеку, что нужно четко проявить свои намерения вступить в беседу. Необходимо подойти к собеседнику, назвать человека с аутизмом по имени и желательно находиться на линии взгляда. Если при обращении реакции не последовало, то попробуйте снова, так как он мог вас не заметить.
    4. Объясните, что некоторые люди с аутизмом не разговаривают. Они могут общаться посредством жестов, картинок, письменной речи, языка тела или поступков. Если человек не говорит, это вовсе не значит, что он не понимает речь или ему нечего сказать.

      • Иногда люди так отзываются о молчащем человеке с аутизмом, будто его нет в комнате, однако он почти наверняка слушает вас и запомнит все услышанное.
      • Напомните, что говорить о других свысока некрасиво. Относитесь к неразговаривающим людям с аутизмом как ко всем остальным ровесникам.
      • Познакомьте человека с известными работами молчаливых людей вроде Эми Секвензии, Идо Кедара и Эммы Зурчер-Лонг.
    5. Подчеркните, что люди с аутизмом могут не различать сарказма, юмора и тона речи. Им достаточно трудно уловить тон речи, особенно когда мимика собеседника идет вразрез со словами.

      • Сравните такую особенность с использованием смайликов в тексте. Если человек напишет вам “Это замечательно”, то можно считать такие слова искренними, но если добавить к тексту смайлик “:-P” (высунутый язык), то фраза получит оттенок сарказма.
      • Люди с аутизмом могут научиться понимать фигуры речи. Некоторые из них достаточно хорошо различают сарказм и юмор.

    Отличия в общении

    1. Помогите человеку понять, что лица с аутизмом могут выражать сочувствие иначе. Это не значит, что они лишены сочувствия или доброжелательности. Обычно люди с аутизмом очень заботливы, но им трудно угадывать мысли других. Объясните, что они часто выражают сочувствие иначе, из-за чего могут казаться равнодушными, когда в действительности они просто не могут понять ваши эмоции.

      • Объясните, что лучше выражать свои чувства прямо. Например, человек с аутизмом может не понимать, почему вы потупили взор, но если сказать, что вам грустно из-за ссоры с отцом, то он лучше поймет, что нужно ответить.
    2. Расскажите о сильном энтузиазме людей с аутизмом. Многие из них сильно увлекаются рядом тем и способны часами обсуждать предмет своего увлечения.

      • Разговор об интересах человека с аутизмом поможет вам найти общий язык.
      • Кому-то это может показаться грубым, однако людям с аутизмом трудно предугадывать чужие мысли, поэтому они могут не понимать, что человеку скучно.
      • Некоторые люди с аутизмом опасаются рассказывать о своих интересах, чтобы не показаться грубыми и навязчивыми. В таком случае следует заверить, что время от времени рассказывать о своих интересах вполне нормально, особенно при встречных вопросах собеседника.
    3. Объясните, что люди с аутизмом не всегда замечают отсутствие интереса у собеседника. Если вы хотите сменить тему или завершить разговор, то человек может не понимать ваших намеков. Лучше сказать об этом прямо.

      • Совершенно нормально сказать: "Я устал от разговора о режимах погоды. Давай лучше обсудим ____", - или: "Мне пора уходить. Увидимся позже!"
      • Если человек настойчив, то попробуйте назвать четкую причину для ухода вроде: "Мне нужно уходить, чтобы не опоздать на автобус", - или: "Я устала и хочу отдохнуть" (ваши слова должны быть понятными человеку с аутизмом).
    4. Помогите человеку понять, что люди с аутизмом испытывают всем знакомые чувства. Следует понимать, что люди с аутизмом способны любить, радоваться и чувствовать боль. Периодическая внешняя отрешенность не значит, что они лишены чувств. На самом деле многие люди с аутизмом испытывают глубокие эмоции.

      • Если человеку сложно понять неожиданные или плохие новости, то постарайтесь сообщить их мягко, а затем утешить его подходящим способом.

    Физические действия

    1. Некоторые люди с аутизмом не любят, когда к ним прикасаются. Это также вызвано сенсорными проблемами. У каждого разный уровень чувствительности. Лучше всегда спрашивать, чтобы не расстроить человека.

      • Некоторым из них нравятся физические прикосновения. Они с удовольствием обнимают близких друзей и родных.
      • В случае сомнений всегда спрашивайте. Спросите: "Можно тебя обнять?" - или всегда двигайтесь медленно, чтобы человек с аутизмом мог видеть вас и имел возможность пресечь нежелательное действие. Никогда не подходите сзади, иначе можно спровоцировать панику.
      • Не стоит считать, что их чувства остаются неизменными. Например, в хорошем настроении ваш друг с радостью обнимается, но не любит прикосновений, когда он занят или устал. Спрашивайте.
    2. Многие люди с аутизмом страдают от сильной сенсорной чувствительности, которая может даже причинять боль. Яркий свет может спровоцировать головную боль. Человек может вдруг начать прыгать и плакать, если на пол упадет тарелка. Важно всегда помнить о чувствительности, чтобы не причинять боли.

      • Объясните, что человека с аутизмом необходимо спрашивать о потребностях, чтобы иметь возможность приспособиться. Например: "Здесь слишком шумно? Может пойти в другую комнату?"
      • Никогда не нужно дразнить человека с острой чувствительностью (например, громко хлопать дверьми, чтобы он подпрыгнул). Такое поведение провоцирует сильную боль , страх или даже приступы паники и считается травлей.
    3. Объясните, что человеку с аутизмом проще справиться с раздражителем, если его предупредить об этом. Как правило, люди с аутизмом способны лучше справиться с ситуацией, если она в достаточной мере предсказуема, поэтом их лучше предупреждать о своих действиях, которые могут стать причиной испуга.

      • Например: "Сейчас я закрою дверь в гараж. Можешь отойти или закрыть уши".