Краткое описание шинель. Н

«Шинель» Гоголь краткое содержание по главам следует лишь в том случае, если у вас не хватает времени прочитать повесть полностью. «Шинель» в сокращении не сможет донести все мелкие подробности из жизни героев, не погрузит вас в атмосферу того времени. «Шинель» краткое содержание по главам представлено ниже, и читается за 5 минут.

«Шинель» краткое содержание по главам

История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении и причудливом его именовании и переходит к повествованию о службе его в должности титулярного советника.

Многие молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему докуки, осыпают бумажками, толкают под руку, - и лишь когда вовсе невмоготу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - голосом, преклоняющим на жалость. Акакий Акакиевич, чья служба состоит в переписывании бумаг, исполняет ее с любовью и, даже придя из присутствия и наскоро похлебав щей своих, вынимает баночку с чернилами и переписывает бумаги, принесённые на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь документа с замысловатым адресом. Развлечений, услады приятельства для него не существует, «написавшись всласть, он ложился спать», с улыбкою предвкушая завтрашнее переписывание.

Однако таковую размеренность жизни нарушает непредвиденное происшествие. Однажды утром, после многократных внушений, сделанных петербургским морозом, Акакий Акакиевич, изучив свою шинель (настолько утратившую вид, что в департаменте давно именовали ее капотом), замечает, что на плечах и спине она совершенно сквозит. Он решает нести ее к портному Петровичу, чьи повадки и биография вкратце, но не без детальности изложена. Петрович осматривает капот и заявляет, что поправить ничего нельзя, а придётся делать новую шинель. Потрясённый названною Петровичем ценой, Акакий Акакиевич решает, что выбрал неудачное время, и приходит, когда, по расчётам, Петрович похмелен, а потому и более сговорчив. Но Петрович стоит на своём. Увидев, что без новой шинели не обойтись, Акакий Акакиевич приискивает, как достать те восемьдесят рублей, за которые, по его мнению, Петрович возьмётся за дело. Он решается уменьшить «обыкновенные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подмёток, реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, дома оставаться в одном халате.

Жизнь его меняется совершенно: мечта о шинели сопутствует ему, как приятная подруга жизни. Каждый месяц он наведывается к Петровичу поговорить о шинели. Ожидаемое награждение к празднику, против ожидания, оказывается большим на двадцать рублей, и однажды Акакий Акакиевич с Петровичем отправляется в лавки. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петровича - все оказывается выше всяких похвал, и, ввиду начавшихся морозов, Акакий Акакиевич однажды отправляется в департамент в новой шинели. Событие сие не остаётся незамеченным, все хвалят шинель и требуют от Акакия Акакиевича по такому случаю задать вечер, и только вмешательство некоего чиновника (как нарочно именинника), позвавшего всех на чай, спасает смущённого Акакия Акакиевича.

После дня, бывшего для него точно большой торжественный праздник, Акакий Акакиевич возвращается домой, весело обедает и, посибаритствовав без дел, направляется к чиновнику в дальнюю часть города. Снова все хвалят его шинель, но вскоре обращаются к висту, ужину, шампанскому. Принуждённый к тому же Акакий Акакиевич чувствует необычное веселье, но, памятуя о позднем часе, потихоньку уходит домой. Поначалу возбуждённый, он даже устремляется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения»), но потянувшиеся вскоре пустынные улицы внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его останавливают какие-то люди с усами и снимают с него шинель.

Начинаются злоключения Акакия Акакиевича. Он не находит помощи у частного пристава. В присутствии, куда приходит он спустя день в старом капоте своём, его жалеют и думают даже сделать складчину, но, собрав сущую безделицу, дают совет отправиться к значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели. Далее описываются приёмы и обычаи значительного лица, ставшего значительным лишь недавно, а потому озабоченным, как бы придать себе большей значительности: «Строгость, строгость и - строгость», - говаривал он обыкновенно. Желая поразить своего приятеля, с коим не виделся много лет, он жестоко распекает Акакия Акакиевича, который, по его мнению, обратился к нему не по форме. Не чуя ног, добирается тот до дома и сваливается с сильною горячкой. Несколько дней беспамятства и бреда - и Акакий Акакиевич умирает, о чем лишь на четвёртый после похорон день узнают в департаменте. Вскоре становится известно, что по ночам возле Калинкина моста показывается мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акакиевича. Предпринимаемые полицией усилия для поимки мертвеца пропадают втуне.

В то время одно значительное лицо, коему не чуждо сострадание, узнав, что Башмачкин скоропостижно умер, остаётся страшно этим потрясён и, чтобы сколько-нибудь развлечься, отправляется на приятельскую вечеринку, откуда едет не домой, а к знакомой даме Каролине Ивановне, и, среди страшной непогоды, вдруг чувствует, что кто-то ухватил его за воротник. В ужасе он узнает Акакия Акакиевича, коий торжествующе стаскивает с него шинель. Бледный и перепуганный, значительное лицо возвращается домой и впредь уже не распекает со строгостью своих подчинённых. Появление же чиновника-мертвеца с тех пор совершенно прекращается, а встретившееся несколько позже коломенскому будочнику привидение было уже значительно выше ростом и носило преогромные усы.

Входит в цикл «Петербургские повести».

В основе ее лежит анекдотичная история с одним чиновником, услышанная Гоголем однажды. Она и стала основой новой повести.

  • История маленького чиновника Башмачкина Акакия Акакиевича проста, но трагична;
  • сюжет гоголевской повести фантастичен;
  • Гоголь показал все мастерство детального описания;
  • комичность ситуации переплетается с событийной трагичностью человеческой жизни.

На первой странице повести читателю предстает главный герой - Акакий Акакиевич Башмачкин. Гоголь описывает историю происхождения имени своего героя. И дает комментарий его фамилии. Башмачкин был мелким чиновником. Однако, очень любил свою работу, которая заключалась лишь в переписывании каких-то бумаг.

В департаменте, где он нес службу, к нему относились без уважения и даже обижали. Но он продолжал с любовью работать, пока не случилось с ним странного события. Утром, идя на работу, Акакий Акакиевич почувствовал на себе всю силу петербуржского морозца. Шинель его требовала ремонта и служила общим посмешищем для сослуживцев.

Башмачкин оправился к портному Петровичу. «Худой гардероб!» - заключил Петрович и сообщил Акакию Акакиевичу о необходимости шить новую шинель. Первоначальная цена за пошив составила 150 рублей, но позже сошлись на восьмидесяти. Башмачкин ограничил себя во всем своем и так уже скромном существовании. Наконец, шинель в его руках.

Удовольствие не сходило с лица Акакия Акакиевича. В департаменте все сразу заметили его приобретение и стали поздравлять с покупкой. К тому же все просили устроить его вечер в честь «шинели», но один из чиновников взял «удар» на себя и пригласил всех к себе. И Акакий Акакиевич пошел на этот праздник вместе со всеми. Посидев немного, выпив шампанского, он повеселел и в двенадцать часов оправился домой.

Улицы становились все пустыннее, и Башмачкин стал нервничать. Вдруг перед ним возникли какие-то люди и отобрали у него шинель… Акакий Акакиевич опомнился, но грабителей уже не было и в помине. Ему посоветовали обратиться к частному, но успеха это не принесло. В департаменте отнеслись к нему с сочувствием и даже попытались собрать немного денег. Но некоторые только посмеялись над горем Башмачкина, не придав этому должного значения.

Акакий обратился к значительному лицу (курсив Гоголя), чем очень сильно разозлил его. Чиновник, обругав Башмачкина, отказал ему и выгнал. Не ожидав такого приема, Акакий Акакиевич вышел на улицу и побрел домой. Он долго шел навстречу ветру и вьюге. Сильно простудился и заболел. Через некоторое Акакий умирает. И никто в Петербурге не заметил его ухода.

В департаменте узнали о его смерти только на четвертый день после похорон. И через день на его рабочем месте уже сидел новый человек. Через некоторое время по городу пронеслись слухи, что по улицам Петербурга ходит мертвец, похожий на Акакия Акакиевича. Он пугает людей и снимает с них шинели. Чего он хотел, никто не знал и не понимал.

Значительное лицо, к которому обращался с просьбой Башмачкин, прониклось жалостью к бедному и чиновнику и решило все-таки помочь. Но он опоздал. И, узнав о смерти Акакия Акакиевича, даже расстроился и ругал себя за то, что отказался помочь человеку. Однажды, возвращавшись из гостей, большой чиновник встретил петербургского мертвеца… Тот потребовал его шинель. Значительное лицо так испугалось, что отдало шинель без разговора. После этого фантастического случая мертвец больше не появлялся.

Видимо, наказав «виновного», он восстановил справедливость по поводу своей украденной шинели.

Роль детали в повести

Гоголь дает детальное описание происхождения имени героя. Когда Башмачкин приходит к портному, мы узнаем о таких мелких деталях, как «изуродованный ноготь» на большом пальце Петровича, его «кривой глаз». Мы читаем подробнейшее описание бытовой жизни Акакия Акакиевича, чтобы понять, как накопил он «первую половину» денег на шинель. И сама шинель описана подробнейшим образом - от воротника до полы.

Вот Акакий Акакиевич в гостях у одного чиновника - перед нами детали места, яств, лиц, состояния души героя. Наконец, встреча Акакия Акакиевича со значительным лицом и его «послесмертные» похождения. Гоголь мастерски описывает детали происходящего. Это дает читателю понятие и о характере Акакия Акакиевича, и об обществе в целом, и месте маленького человека в этом обществе. А также у читателя есть время на размышления о важности человеческого бытия.

Эта повесть была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. В данной статье мы рассмотрим ее краткое содержание. "Шинель" автор начинает следующим образом.

Начало истории

Произошедшая с Башмачкиным Акакием Акакиевичем история открывается рассказом о том, как он родился и был причудливо назван, а затем переходит к описанию его службы в качестве титулярного советника.

Подсмеиваясь над героем, многие молодые коллеги докучают Акакию Акакиевичу, толкают под руку, осыпают бумажками, и лишь когда совсем становится невмоготу, он просит оставить его в покое преклоняющим на жалость голосом.

Башмачкин, чья служба заключается в переписывании бумаг, выполняет свои служебные обязанности с любовью и даже, придя домой с работы и поев наскоро щей, достает баночку с чернилами и снова переписывает принесенные с собой листы, а если таковых не оказывается, снимает нарочно для себя копию документа с каким-нибудь замысловатым адресом. Приятельства, услады, развлечений для этого человека не существует. Он ложился спать, всласть написавшись, предвкушая с улыбкой завтрашнее переписывание.

Неожиданный случай

Продолжается история, по которой мы составили краткое содержание. "Шинель" Гоголя описывает нам следующие произошедшие в жизни главного героя события. Это размеренное существование однажды нарушает неожиданный случай. Как-то утром, после многочисленных внушений, которые сделал мороз в Петербурге, Акакий Акакиевич, осмотрев свою шинель (которая уже настолько потеряла свой вид, что ее давно именовали капотом в департаменте) замечает, что на спине и плечах она совсем сквозит. Тогда Башмачкин решает отнести ее к Петровичу, портному, чья биография и повадки вкратце излагаются автором.

Этот человек осматривает шинель и заявляет, что невозможно ничего поправить, придется шить новую. Потрясенный ценой, которая была названа портным, Акакий Акакиевич решает, что для визита выбрал неудачное время, и в следующий раз является тогда, когда, по его расчетам, этот портной должен быть пьян и, следовательно, более сговорчив. Но Петрович не уступает.

Заветная мечта

Увидев, что никак не обойтись без новой шинели, Башмачкин думает, где достать 80 рублей, за которые портной, по его мнению, возьмется за дело. Акакий Акакиевич решает сократить "обыкновенные издержки" свои: не зажигать свечи, не пить по вечерам чаю, ходить на цыпочках, чтобы преждевременно не истереть подметок, реже отдавать белье прачке, а для того, чтобы оно не изнашивалось, оставаться дома в одном халате.

Осуществление мечты

Краткое содержание рассказа "Шинель" (Гоголь Н. В.) продолжается. Совершенно меняется жизнь главного героя: ей сопутствует мечта о шинели, как верная подруга. Ежемесячно Акакий Акакиевич приходит к Петровичу для того, чтобы поговорить о будущей шинели. Награждение к празднику оказывается против ожидания большим на целых двадцать рублей, и вот уже Башмачкин с портным отправляются в лавки для того, чтобы купить материал. И коленкор на подкладку, и сукно, и кошка на воротник, а также работа Петровича - все это оказывается на высоте, и, поскольку начались уже сильные морозы, Акакий Акакиевич в один прекрасный день отправляется в своей новой шинели в департамент. Это событие не остается незамеченным, все обсуждают и хвалят шинель, просят Акакия Акакиевича задать вечер по этому случаю, и лишь вмешательство одного чиновника (именинника, как нарочно), который всех позвал на чай, спасает смущенного Башмачкина.

Потеря шинели

Продолжим краткое содержание. "Шинель" составляют следующие дальнейшие драматические события. После окончания рабочего дня, который был для него как торжественный праздник, чиновник идет домой, обедает и, посидев без дел, отправляется в другой конец города к чиновнику. Вновь его шинель все хвалят, но вскоре обращаются к шампанскому, ужину, висту. Акакий Акакиевич, принужденный к тому же, чувствует веселье, но потихоньку уходит, вспомнив о позднем часе. Возбужденный поначалу, он даже отправляется за одной дамой (у которой, как пишет Гоголь, все части тела были исполнены движения), но пустынные улицы, потянувшиеся вскоре, внушают чиновнику невольный страх.

Его останавливают посреди пустынной огромной площади какие-то люди и снимают шинель.

Злоключения героя

Так начинаются злоключения нашего героя, которые мы опишем, составив их краткое содержание. "Шинель" по главам продолжается следующим образом. У частного пристава наш герой не находит поддержки и помощи. В присутствии, куда он является в своем старом капоте на следующий день, все жалеют Акакия Акакиевича, и даже подумывают о том, чтобы сделать складчину, но, насобирав лишь сущую безделицу, советуют обратиться к одному значительному лицу, которое может помочь в этом деле.

Продолжается краткое содержание повести "Шинель". Далее описываются обычаи и приемы этого человека, лишь недавно ставшего значительным, а потому озабоченного тем, как бы придать себе побольше строгости, желая поразить своего товарища, с которым он не встречался уже много лет. Но тот жестко распекает Башмачкина, который, по мнению этого человека, обратился не по форме к нему. Тот добирается до дома, не чуя ног, и сваливается в постель с сильной горячкой.

Смерть Акакия Акакиевича

Продолжаем описывать краткое содержание. "Шинель" по главам раскрывает нам следующие события. Проходят несколько дней бреда и беспамятства - и в конце концов чиновник умирает. Об этом узнают в департаменте лишь на четвертый день после того, как Акакия Акакиевича похоронили. Становится известно вскоре, что мертвец показывается ночами возле Калинкина моста и сдирает шинели со всех, не разбирая звания и чина. Кто-то узнает в нем главного героя повести. Усилия, предпринимаемые полицией для поимки этого мертвеца, оказываются напрасными.

Месть Башмачкина

Продолжается составленное нами краткое содержание. "Шинель" Гоголь завершает следующими событиями. Вышеупомянутое значительный человек, способный к состраданию, узнав, что скоропостижно скончался Башмачкин, остается этим страшно потрясен и отправляется на вечеринку, чтобы хоть как-то развлечься. После этого он идет не домой, а к Каролине Ивановне, знакомой даме, и вдруг чувствует среди ужасной непогоды, что кто-то хватает его за воротник.

Краткое содержание рассказа "Шинель" на этом заканчивается. Значительное лицо узнает в ужасе Акакия Акакиевича, который стаскивает торжествующе шинель с него. Перепуганный и бледный, чиновник возвращается домой и больше не распекает своих подчиненных строгостью. С тех пор мертвец-чиновник больше не гуляет по улицам города, а привидение, встретившееся немного позже одному коломенскому будочнику, было уже намного выше ростом и имело огромные усы.

Мы рассмотрели краткое содержание. "Шинель" на этом завершается. Это небольшое по объему произведение, поэтому не составит большого труда прочитать текст Николая Васильевича, в котором все эти события описываются намного интереснее и подробнее. Мы же постарались по возможности лаконично и емко описать краткое содержание. "Шинель" (Гоголь Н. В.) - произведение, с которым непременно стоит ознакомиться в оригинале.

История создания произведения Гоголя «Шинель»

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».
В середине 30-х гг. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.
Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 г. Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 гг. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники — «маленькие люди». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

Анализ произведения показывает, что в повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Гоголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и ГЛ. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и — жизнь после смерти.
Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название — повесть — оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» — это не просто обличительно-сатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика анализируемого произведения

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека — жертвы общественной системы — доведена до логического конца.
Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX в., фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея повести «Шинель»

«Зачем же изображать бедность... и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства? ...нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости», — писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.
«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести — Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая — произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

Основные герои повести «Шинель»

Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства — если он не родился дворянином) — и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.
Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий — смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа — только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.
Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть — это подготовлено всей повестью, тут — вся ее суть, все ее целое.
Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.
Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «Шинели » чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого... анекдота», — так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков.
Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмач-кин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.
Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия — походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог — фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.
Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом — сюжет у него всегда бедный, скорее — нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить не много, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», — писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Гоголя».
Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», — отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься вовсе тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз — аллегория гоголевского Петербурга.
Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования — все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».
Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Великий русский критик В.Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.В. Гоголь. По словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя». Герцен назвал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского): «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в московском «Современнике». На новой сценической площадке театра, получившей название «Другая сцена», предназначенной в первую очередь для постановки экспериментальных спектаклей, режиссером Валерием Фокиным была поставлена «Шинель».
«Поставить гоголевскую «Шинель» — это моя давняя мечта. Я вообще считаю, что есть три главных произведения у Николая Васильевича Гоголя — это «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», — сказал Фокин. — Первые два я уже поставил и мечтал о «Шинели», но никак не мог начать репетировать, поскольку не видел исполнителя главной роли... Мне казалось всегда, что Башмачкин — это необычное существо, не женского и не мужского рода, и кто-то здесь должен был такое играть необычный, и действительно актер или актриса», — рассказывает режиссер. Выбор Фокина пал на Марину Неелову. «В репетиции и в том, что происходило в процессе работы над спектаклем, я понял, что Неелова — это единственная актриса, которая вот смогла сделать то, что я задумаю», — говорит режиссер. Премьера спектакля состоялась 5 октября 2004 года. Сценография повести, исполнительское мастерство актрисы М. Нееловой были оценены зрителями и прессой очень высоко.
«И вот снова Гоголь. Снова «Современник». Когда-то давным-давно Марина Неелова сказала, что иногда представляет себя белым листом бумаги, на котором каждый режиссер волен изобразить все, что пожелает — хоть иероглиф, хоть рисунок, хоть долгую заковыристую фразу. Может, кто и кляксу сгоряча посадит. Зрителю, который заглянет на «Шинель», возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неелова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое, вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу».
(Газета, 6 октября 2004 года)

«В этом ряду открывшая новую сцену фокинская «Шинель» выглядит просто академической репертуарной строкой. Но только на первый взгляд. Отправляясь на спектакль, вы можете смело забыть о своих прежних представлениях. Для Валерия Фокина «Шинель» — это вовсе не то, откуда вышла вся гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку. Его «Шинель» принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий Акакиевич Башмачкин — это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик, не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина, а какое-то странное существо среднего рода. Дня создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане. Такого универсального актера, вернее актрису, режиссер нашел в Марине Нееловой. Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть какие-нибудь знакомые черты блестящей примы «Современника». Напрасно. Марины Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего героя. Сомнамбулические, осторожные и вместе с тем неловкие стариковские движения и тонкий, жалобный, дребезжащий голосок. Поскольку текста в спектакле почти нет (немногочисленные фразы Башмачкина, состоящие в основном из предлогов, наречий и других частиц, которые решительно не имеют никакого значения, служат скорее речевой или даже звуковой характеристикой персонажа), роль Марины Нееловой практически превращается в пантомиму. Но пантомиму поистине завораживающую. Ее Башмачкин уютно устроился в своей старой гигантской шинели, как в домике: копошится там с карманным фонариком, справляет нужду, устраивается на ночлег».
(Коммерсант, 6 октября 2004 года)

Это интересно

«В рамках Чеховского фестиваля на Малой сцене Театра имени Пушкина, где часто гастролируют кукольные постановки, а зрителей помещается всего человек 50, чилийский Театр чудес сыграл гоголевскую «Шинель». Нам ничего не известно про кукольный театр в Чили, так что можно было ждать чего-то весьма экзотического, но на поверку оказалось, что ничего специально иностранного в нем нет — это просто маленький хороший спектакль, сделанный искренне, с любовью и без особых амбиций. Вот разве что забавно было, что героев тут называют исключительно по отчеству и все эти «Буэнос диас, Акакиевич» и «Пор фавор, Петрович» звучали комично.
Театр «Милагрос» — дело компанейское. Его в 2005 году создала известная чилийская телеведущая Алина Куппернхейм вместе со своими однокашницами. Молодые женщины рассказывают, что «Шинель», не слишком известную в Чили (куда известнее там, оказывается, «Нос»), они полюбили еще во время учебы, причем все они учились на актрис драматического театра. Решив сделать кукольный театр, целых два года сочиняли все сообща, сами адаптировали повесть, придумывали сценографию, делали кукол.
Портал театра «Милагрос» — фанерный домик, где только-только помещаются четверо кукловодов, поставили посреди сцены Пушкинского и закрыли маленький занавес-экран. Сам спектакль играют в «черном кабинете» (одетые в черное кукловоды почти пропадают на фоне черного бархатного задника), но действие началось с видео на экране. Сначала идет белая силуэтная анимация — маленький Акакиевич растет, ему достаются все шишки, а он бредет — длинный, худой, носатый, все больше горбясь на фоне условного Петербурга. Анимация сменяется рваным видео — треск и шум офиса, по экрану летают стаи пишущих машинок (тут намеренно смешано несколько эпох). А потом сквозь экран в пятне света постепенно проявляется и сам рыжий, с глубокими залысинами, Акакиевич за столом с бумагами, которые ему все подносят и подносят.
В сущности, самое главное в чилийском спектакле — именно худющий Акакиевич с длинными и неловкими руками-ногами. Ведут его сразу несколько кукловодов, кто-то отвечает за руки, кто-то за ноги, но зрители этого не замечают, они просто видят, как кукла становится живой. Вот он почесывается, трет глаза, кряхтит, с наслаждением расправляет затекшие члены, разминая каждую косточку, вот внимательно рассматривает сеть дырочек на старой шинели, нахохлившись, топчется на холоде и потирает замерзшие ручки. Это большое искусство так слаженно работать с марионеткой, им мало кто владеет; совсем недавно на «Золотой маске» мы видели постановку одного из наших лучших кукольных режиссеров, знающих, как такие чудеса делаются, — Евгения Ибрагимова, поставившего в Таллине «Игроков» того же Гоголя.
В спектакле есть и другие персонажи: коллеги и начальство, выглядывающие из дверей и окошек сцены, маленький красноносый толстяк Петрович, седовласое Значительное лицо, восседающее за столом на возвышении, — все они тоже выразительны, но в сравнение с Акакиевичем не идут. С тем, как он униженно и робко жмется в доме у Петровича, как потом, получив свою брусничного цвета шинель, смущенно хихикает, крутит головой, называя себя красивым, как слон на параде. И чудится, что деревянная кукла даже улыбается. Этот переход от ликования к ужасному горю, что так трудно дается «живым» актерам, у куклы выходит очень естественно.
Во время праздничной вечеринки, что устроили коллеги, чтобы «спрыснуть» новую шинель героя, на сцене крутилась сверкающая карусель и маленькие плоские куколки из вырезанных старых фотографий вертелись в танце. Акакиевич, прежде волновавшийся, что не умеет танцевать, возвращается с вечеринки, полный счастливых впечатлений, будто с дискотеки, продолжая выделывать коленца и напевать: «бух-бух — туду-туду». Это длинный, смешной и трогательный эпизод. А потом уж неведомые руки бьют его и снимают шинель. Дальше еще многое будет происходить с беготней по инстанциям: чилийцы развернули несколько гоголевских строк в целый антибюрократический видеоэпизод со схемой города, на которой показывается, как чиновники гоняют от одного к другому бедного героя, пытающегося вернуть свою шинель.
Лишь звучат голоса Акакиевича и тех, кто пытается от него отделаться: «Вам по этому вопросу к Гомесу. — Будьте добры Гомеса. — Вам Педро или Пабло? — Мне Педро или Пабло? — Хулио! — Будьте добры Хулио Гомеса. — Вам в другое отделение».
Но как бы изобретательны ни были все эти сцены, смысл по-прежнему в рыжем печальном герое, который возвращается домой, ложится в кровать и, натянув одеяло, еще долго, больной и мучимый горестными мыслями, ворочается и пытается уютно угнездиться. Совсем живой и отчаянно одинокий».
(«Время новостей» 24.06.2009)

Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.
МаннЮ. Поэтика Гоголя. М., 1996.
Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., 1989.
Мочульский КВ. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1998.
Николаев Д. Сатира Гоголя. М., 1984.
Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.
Эйхенбаум БМ. О прозе. Л., 1969.

Повесть «Шинель» была впервые опубликована в 1843 году. Она рассказывает о жизни «маленького человека» в обществе. Он всем безразличен, но искренне любит свою маленькую должность. Лишь одно обстоятельство выдергивает его из привычного уклада жизни: покупка новой шинели.

По выражению Белинского, повесть «Шинель» стала «одним из глубочайших достижений Гоголя», в ней широко развернут общественно-нравственный мотив более ранних работ писателя.
Для детального ознакомления с сутью произведения предлагаем прочитать ниже нашу версию краткого содержания «Шинели» Гоголя.

Главные герои

Акакий Акакиевич Башмачкин – скромный, тихий, неприметный титулярный советник, старше 50 лет, небольшого роста, на вид немножко подслеповат, с лысиной на лбу и морщинами на щеках. Не женат и не имеет приятелей. Искренне любит свою работу.

Другие персонажи

Петрович – бывший крепостной Григорий, кривой на один глаз, рябой, любит выпить, верен дедовским обычаям. Женат. О жене ничего не известно.

«Значительное лицо» – недавно повышенное в должности «незначительное лицо», которое ведет себя напыщенно, «стараясь придать себе еще большую значительность» .

Акакию Акакиевичу Башмачкину не везло с самого рождения: даже «имени другого подобрать было невозможно» , рожденным в ночь на 23 марта (год не указывается), календарь предлагал странные имена Соссия или Хоздата. Мама младенца перевернула страницу календаря, надеясь найти хорошее имя, но и здесь выбор пал между Павсикахием и Вахтисием.

Ребенка назвали в честь отца – Акакием Акакиевичем, после крещения он скривился так, «будто предчувствовал, что будет титулярный советник» .

Жил герой на съемной квартирке в бедном районе Петербурга. Работал в одном из департаментов, по долгу службы – переписывал документы. Должность настолько мелкая и низкооплачиваемая, что в департаменте даже сторожа относятся к нему с пренебрежением, а чиновники молча подкладывают ему бумаги на переписку, часто не имея на то полномочий. При этом они посмеиваются над Акакием Акакиевичем. Но он не обращает на них внимания, только когда чиновники его под локоть толкают, тогда он просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» .

Свою работу Башмачкин искренне любит. Над отдельными буквами трудится дольше, выводя каждую закорючку, подмигивает им, улыбается. Часто берет работу на дом, где быстро ест щи, и садится что-то переписывать. Если такой надобности нет, он все равно что-то переписывает, просто для своего удовольствия, даже укладываясь в постель, он с удовольствием думает о завтрашней работе. Лишь однажды директор поручил ему дело важнее – самому исправить документ, изменить титульные буквы и некоторые глаголы, но Акакий Акакиевич оказался на это не способен, сильно вспотел, и попросил дать ему «что-то переписать» . Больше его не просили ничего исправлять.

Сокращенно он ведет тихую, размеренную жизнь, не имеет приятелей и семьи. Ему безразлично происходящее вокруг. Казалось, только «лошадь, положившая свою морду ему на плечо, могла вернуть его в реальность петербургской улицы с середины какой-то строчки» . Он носит вылинявший мундир и такую прохудившуюся шинель, что в департаменте ее называют капотом. Если бы не мороз, этот «маленький человек» не заметил бы изъянов в своей шинели. Но ему приходится отнести ее в починку к кривоглазому портному Петровичу. В прошлом – крепостному, Григорию, который умел «солидно пить» , и «удачно чинить чиновничьи панталоны и фраки» .

Портной заверяет, что шинель починить нельзя, а новая обойдется в 150 рублей. Это очень большая сумма, которой у Башмачкина нет, но он знает, что Петрович становится сговорчивее, когда выпьет, и решает придти к портному еще раз в «подходящий момент». В итоге шинель обходится ему в 80 рублей, сэкономить получается на дешевом воротнике из кошки. Около 40 рублей у него уже скоплены, благодаря привычке откладывать по грошу с каждой зарплаты. Остальные деньги нужно сэкономить: по вечерам Акакий Акакиевич отказывается от чая и свечей, реже стирает белье, дома носит халат на голое тело, «чтобы не изнашивать белья» , на улице старается ступать так аккуратно, чтобы «не истереть преждевременно подмёток» . Башмачкину трудно, но мечта о новой шинели окрыляет его, он часто заходит к Петровичу обсуждать детали.

Наконец он скопил нужную сумму и Григорий пошил новую шинель, счастливый Акакий Акакиевич идет в ней на службу. Самое грандиозное событие в жалкой жизни титулярного советника не остается незамеченным: его окружают сослуживцы и начальники, требуют по случаю обновки устроить вечер. Башмачкин очень смущен, он отдал все свои сбережения на новую шинель, но его выручает некий чиновник, который приглашает всех, в том числе и Акакия Акакиевича, к себе, по случаю именин. Дом чиновника находится в другой части города. Отобедав дома, герой отправляется туда пешком.
Чиновники, которые еще вчера подтрунивали над Акакием Акакиевичем, сегодня его осыпают комплиментами, в новой шинели он выглядит гораздо солиднее. Вскоре о нем забывают, переходят к танцам и шампанскому. Впервые в жизни Акакий Акакиевич позволяет себе расслабиться, но долго не засиживается, и уходит с ужина раньше других. Разгоряченный шампанским, он даже следует за какой-то дамой с хорошей фигурой. Но на пустынной площади его настигают неизвестные люди с усами, один из них заявляет, что шинель на плечах Акакия Акакиевича принадлежит ему, толкает его в снег, и отнимает ее.

Частный пристав вместо помощи, сконфузил Акакия Акакиевича окончательно расспросами о том, почему он так поздно оказался на улице, и не посещал ли какой-нибудь непристойный дом, он ушел, так и не поняв, будет ли делу дан ход. В департамент он снова вынужден придти в старой дырявой шинели, и снова над ним подшучивают, хотя находятся и те, кто его жалеет, и советует отправиться к «значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели» . Несчастный Акакий Акакиевич, вынужден терпеть незаслуженный выговор этого «значительного лица», которое «значительным стало лишь недавно, а потому озабоченно, как бы придать себе большей значительности» . Так и не добившись помощи, он, промерзший в стареньком капоте, возвращается к себе домой в сильной горячке.

На службе о нем спохватились только на четвертый день после его похорон.

На этом рассказ о жизни «маленького человека» заканчивается. Но повесть продолжается, описывая последовавшие странные события после похорон титулярного советника. Поговаривали, что по ночам возле Калинкина моста показывается покойник, который со всех сдирает шинели, не различая их владельцев по чину и рангу. Полиция была бессильна. Однажды, поздним вечером, бывший титулярный советник сорвал шинель и с того самого «значительного лица». С тех пор «значительное лицо» вело себя гораздо скромнее со своими подчиненными.

С тех пор приведения Акакия Акакиевича больше никто не видел, но на смену ему пришел другой призрак – большего роста и с усами.

Заключение

Образ «маленького человека» поднимался в литературе задолго до того, но Н.В.Гоголь, в отличие от прочих литераторов, увидел в своем персонаже не предмет насмешек, а человека, достойного сочувствия и понимания.

«Шинель» – это протест против общественных порядков, где вывод о человеке делается «заранее», исходя из его должности, оклада и внешнего вида. Даже названа повесть не в честь героя, безразличного обществу, и уничтоженного им, потому что материальные ценности это общество выводит на первый план.

Повесть занимает всего 30 страниц, поэтому после прочтения этого краткого пересказа «Шинели» Гоголя советуем ознакомиться и с её полным вариантом.

Тест по произведению

После изучения краткого содержания вы можете проверить свои знания, ответив на вопросы этого теста.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 8211.