Какие жалобы рассматривает прокуратура. Срок рассмотрения заявления в прокуратуре

Геннадий Тихонов

Написано статей

Во всех отделениях прокуратуры РФ существует единый, установленный законом, порядок рассмотрения любых обращений, как от простых граждан, так и от юридических лиц. А также определен срок, в течение которого проводится проверка.

Обратиться в надзорные органы страны может любой человек, если считает, что его права были нарушены или могут пострадать в результате деятельности других лиц. Прокуратура РФ обязана следить за соблюдением законности и устранять нарушения, которые могут привести к нарушению закона.


При составлении заявления следует проконсультироваться с юристом. Это может обеспечить скорейшее изучение обстоятельств дела и разрешения сложившейся ситуации. Чтобы получить бесплатную профессиональную помощь юриста, заполните форму на нашем сайте.

Срок, который установлен для рассмотрения обращений, отсчитывается от момента регистрации заявления. После подачи заявления в соответствующие органы, оно регистрируется в трехдневный срок.

  • была внесена соответствующая запись в книгу учета;
  • письмо было вручено почтальоном, а заявителю направлено уведомление о вручении с датой;
  • заявление зарегистрировано на официальном сайте прокуратуры.
Установленный порядок предполагает, что прокурору на рассмотрение обращений от граждан может понадобиться 30 дней. Однако заявления, не требующие проведения сложных мероприятий. А также изучения дополнительных материалов и истребования документов, рассматриваются в органах прокуратуры в более сжатые сроки, то есть в течение 15 дней.

Часто для проведения проверки необходимо получить дополнительные материалы, ожидание которых может повлиять на длительность проверки. Если возникнет такая необходимость, то срок разбирательства в надзорных органах может быть увеличен решением прокурора, но не более чем на 30 дней. Порядок продления сроков проверки также установлен законодательно. Для этого составляется ходатайство, в котором объясняется, почему увеличивается срок, и мотивируется принятие такого решения.

Все жалобы, от лиц, являющихся участниками уголовного производства, в органах прокуратуры рассматриваются в течение 3-х дней, этот срок не может быть продлен больше чем на 10 дней.
Для того чтобы ваше заявление или жалоба были скорее рассмотрены, необходимо сделать их максимально информативными. А также приложить все имеющиеся у вас доказательства и другие материалы, способные облегчить прокурору работу и сократить срок проведения разбирательства.

Обязательно укажите свои паспортные данные и адрес, поскольку анонимные письма к рассмотрению не принимаются.

Прежде чем написать жалобу в прокуратуру, проконсультируйтесь с юристом нашего сайта. Он поможет грамотно составить текст письма и бесплатно проконсультирует по всем вопросам, связанным с этим обращением. А также разъяснит порядок приема и рассмотрения прокурором заявлений.

Какие обращения граждан не получают рассмотрения

Рассмотрению подлежат буквально все письма граждан в прокуратуру. После первичного ознакомления, прокурором принимается решение о принятии обращений к дальнейшему разбирательству, в установленный законом срок. Однако некоторые заявления могут быть:

  • не приняты к рассмотрению вследствие объективных причин;
  • переданы в нижестоящие органы прокуратуры;
  • перенаправлены для проведения проверки в правоохранительных органах или органах местного самоуправления;
  • возвращены заявителю с указанием причин.
Чтобы избежать переадресации вашего письма в другие органы, необходимо сначала самостоятельно обратиться к руководству организации, чья деятельность стала поводом для жалобы. Обращаться к прокурору следует после того, как вам было отказано в решении вопроса на месте.

Без должного ответа из прокуратуры могут остаться обращения от граждан, в которых:

  • не указывается фамилия и адрес заявителя. На анонимные письма прокуратура ответ не дает. Однако если анонимные заявления содержат информацию о совершенном или готовящемся преступлении, то они все же могут быть перепроверены для расследования обстоятельств в правоохранительных органах;
  • нет достаточных сведений для разрешения вопроса, текст нельзя понять, или невозможно прочитать. В этом случае заявителю в семидневный срок прокуратура направляет письменный ответ с просьбой разъяснить свое обращение, дополнить его фактами и обратиться повторно;
  • имеется прямое вмешательство граждан в компетенцию надзорных органов. Автору письма в течение семи дней направляется ответ с разъяснениями;
  • текст содержит нецензурную лексику, угрозы жизни сотрудникам органов прокуратуры или другим лицам. В этом случае заявителю направляется предупреждение о недопустимости злоупотребления правом обращаться в надзорные органы. В особых случаях, адресат может быть привлечен к ответственности;
  • нет смысла и логики, а заявитель признан в установленном порядке недееспособным.

В прокуратуру могут обращаться с самыми различными заявлениями. Каждый гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства, должностное лицо, юридическое лицо – все имеют право обратиться в прокуратуру за справедливым решением в случае нарушения их прав. Прокуратура рассматривает так же и все заявления, на которые не был дан ответ нижестоящими организациями, помогает находить решение в возникших конфликтах.

Прокуратура действительно занимается вопросами любого рода, от конфликтов с руководителями и решения спорных ситуаций между организациями до уголовно наказуемых дел. Любое обращение подлежит предварительному рассмотрению. Но что именно происходит после того как Вы подали жалобу в прокуратуру и как долго придется ждать ответа? Именно об этом, а так же о выносимых решениях мы и поговорим в нашей статье.

Предварительное рассмотрение

Когда Вы подаёте жалобу в прокуратуру она в первую очередь фиксируется, а далее по ней должно быть вынесено предварительное решение. Конечно же, заявитель уведомляется о данном результате письменно. Производится уведомление по почте вне зависимости от того, юридическое лицо обращалось или физическое. Высылается данное письмо по указанному заявителем адресу.

Если заявление или жалоба в прокуратуру были составлены некорректно, не содержат требуемых данных для рассмотрения и проведения проверки, то их могут оставить без рассмотрения. Так же без должной информации или аргументированного описания ситуации заявление может быть возвращено заявителю или оставлено сотрудниками прокуратуры без внимания. Если же жалоба в прокуратуру была составлено корректно, то по ней выносится соответствующее решение на дальнейшую работу и проведение проверки. Помимо этого, заявление могут передать в подведомственные органы прокуратуры или же направить в другие государственные службы, в зависимости от содержания самого заявления.

Когда обращение подаётся повторно или же являет собой некое дополнение к уже имеющимся заявлениям, то его могут приобщить к более ранним, выступающим основными.

Инфо

Срок рассмотрения в данном случае составляет 3 дня с того момента, когда жалоба в прокуратуре была зарегистрирована и внесена в специальную книгу учёта. Именно в течение этих трёх дней производится предварительное решение.

Дальнейший порядок рассмотрения обращений

После того, как заявление будет принято и рассмотрено на предварительном этапе, начнется основная проверка. В обязательном порядке каждое дальнейшее решение должно быть предоставлено в виде уведомления заявителю. Итак, обращение может быть:

  • Частично или полностью удовлетворено. Это касается части защиты прав и интересов заявителя или требований о компенсации;
  • Направлено для рассмотрения в нижестоящий орган прокуратуры;
  • Разъяснено заявителю по предоставленным требованиям;
  • Отклонено. Такое решение выносится в случаях, когда требования в заявлении не обоснованны, а в результате проверки нарушений обнаружено не было.

Внимание

Согласно данному порядку сроки рассмотрения могут варьироваться в зависимости от содержания обращения.

Срок рассмотрения

Существуют два типа срока рассмотрения жалоб и заявлений:

  1. Общий. Согласно установленному порядку на рассмотрение заявления у прокуратуры имеется не более чем 30 дней . Данный срок в первую очередь необходим для проведения требуемых проверок, которые указывались в изначальной жалобе в прокуратуру. Для того чтобы проверки были проведены, а нарушения выявлены, потребуется время. Точно так же как и на запрос дополнительных документов, которые могут потребоваться для выяснения обстоятельств происшествия. Если в связи с запросом документов срок будет значительно увеличен, то об этом заявителя должны будут уведомить отдельно. Первоначально срок рассмотрения назначается меньше указанных 30 дней , но может быть продлён в связи с особенностями дела. Для продления срока рассмотрения составляется ходатайство, в котором подробно излагаются причины и мотивы для продления срока. О самом факте продления срока заявителя так же должны уведомить письменно.
  2. Сокращенные. К данным срокам рассмотрения относятся те жалобы в прокуратуру, которые не требует дополнительных материалов и проверок. Такие обращения рассматриваются в течение 15 дней. Истребование дополнительных документов по данным обращениям не требуются, сами требования не предусматривают долгосрочных и трудоемких мероприятий, что и обеспечивает высокую скорость проведения разбирательства.

Важно

Существуют так же жалобы от лиц, которые являются участниками уголовного производства. Данные жалобы обязаны быть рассмотрены в течение трех дней, а если требуется увеличение срока, то он не должен превышать 10 дней.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

  • Сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора
    • Сущность прокурорского надзора
    • Основные понятия прокурорского надзора
    • Цели и задачи прокурорского надзора
    • Принципы организации и деятельности прокуратуры
    • Основные направления (отрасли) прокурорского надзора
      • Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
      • Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
  • Правовое регулирование прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Учреждение прокуратуры в России и правовое регулирование ее деятельности
    • Правовое регулирование прокурорского надзора в советский период
    • Правовое регулирование прокурорского надзора в Российской Федерации в современный период
  • Прохождение службы и кадровое обеспечение в органах прокуратуры
    • Особенности службы в органах прокуратуры
    • Управление кадрами в органах прокуратуры
    • Основные виды кадровой работы в органах прокуратуры
  • Организация работы и управления в органах прокуратуры
    • Система, структура и организация органов прокуратуры
    • Понятие организации работы и управления в органах прокуратуры
    • Информационно-аналитическая работа и планирование в органах прокуратуры
    • Взаимодействие прокуроров с органами представительной (законодательной) и исполнительной власти, местного самоуправления, контролирующими и другими органами
    • Делопроизводство, учет и отчетность в органах прокуратуры
  • Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
    • Сущность, цели и участники координационной деятельности
    • Формы координации и взаимодействия правоохранительных органов
    • Состояние и совершенствование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  • Тактика и методика прокурорского надзора
    • Понятие тактики прокурорского надзора
    • Понятие методики прокурорского надзора
    • Методическое обеспечение прокурорского надзора
  • Прокурорский надзор заисполнением законов
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
    • Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов
    • Организация работы по надзору за исполнением законов
    • Проведение прокурором проверок исполнения законов
    • Проведение прокурором проверок законности издаваемых правовых актов
    • Особенности проведения прокурором проверок исполнения экологического законодательства
    • Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения
      • Опротестование правовых актов, противоречащих закону
      • Внесение представлений об устранении нарушений закона
      • Вынесение прокурором постановлений
      • Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона
  • Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Работа прокурора с обращениями граждан
    • Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • Прокурорский надзор заисполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно- розыскной деятельности
      • Порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий как предмет прокурорского надзора
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Организация работы по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
    • Особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
  • Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
    • Организация работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
    • Особенности надзора за исполнением законов в досудебном производстве
  • Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы
    • Особенности надзора за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
    • Особенности надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
  • Участие прокурора в рассмотрении дел судами
    • Задачи и основные направления деятельности прокурора в суде
    • Особенности участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
      • Участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
      • Оспаривание приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу
    • Особенности участия прокурора в суде присяжных
    • Особенности участия прокурора в рассмотрении дел мировым судьей и апелляционной инстанции
    • Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
    • Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами
    • Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
  • Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами
    • Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
    • Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
    • Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами
    • Проведение проверок исполнения законов судебными приставами
  • Другие направления деятельности прокуратуры
    • Расследование преступлений органами прокуратуры
    • Участие прокуроров в правотворческой деятельности
      • Проведение прокурорами правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных актов
    • Международное сотрудничество органов прокуратуры
    • Участие следователей и прокуроров в предупредительно-профилактической работе
      • Первоочередные задачи прокурора в борьбе с преступностью
  • Повышение эффективности прокурорского надзора
    • Понятие эффективности прокурорского надзора
    • Методика определения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
    • Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
    • Концептуальные положения развития прокуратуры Российской Федерации

Работа прокурора с обращениями граждан

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры, в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999-2001 гг. в органы прокуратуры поступило почти 4 млн. обращений (в 1999 г. - 1 251 509, в 2000 г. - 1 281 074, в 2001 г. - 1 418 344).

Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, торжества добра над злом.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию :

  • о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
  • о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
  • об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
  • об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры, в частности:

  • о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
  • о несогласии с ранее принятыми органами прокуратуры решениями по жалобам и обращениям;
  • о недостойном, по мнению граждан, поведении работников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса.

Генеральный прокурор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организует и контролирует прокурор - руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению.

Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.

В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ - отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан.

На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях.

В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обращений и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца , а не требующие изучения и проверки - 75 дней , если иной срок не предусмотрен законом.

Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры - не позднее 7 дней со дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а также обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины продления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению.

О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении - о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

После этого заявление или жалоба считаются разрешенными. Например, в 2000 г. органами прокуратуры разрешено 344 774 обращений, из которых признано обоснованными 80 682 (23,4%), в 2001 г. - соответственно 371 642 и 84 855 (22,8%).

По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполнитель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

Прокуратура нередко служит последней инстанцией, в которую граждане обращаются с целью добиться справедливого решения в спорных ситуациях. Многие, как правило, пытаются урегулировать конфликты мирным путем на уровне местных инстанций, не доводя разбирательство до высших структур.

Кто может подать жалобу или заявление в прокуратуру?

Все российские граждане и иностранцы, проживающие или пребывающие на территории РФ, имеют возможность обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Но, к сожалению, мало кому известно о сроках рассмотрения жалоб в прокуратуре. Что же происходит после прямого обращения к правоохранителям и как долго гражданам ждать ответа?

Представители органов прокуратуры несут обязательства по контролю и надзором за правопорядком и соблюдением законности. О том, на какой срок рассмотрения поданного заявления следует рассчитывать в том или ином случае, можно узнать в законодательных актах соответствующей отрасли процессуального права и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Период ожидания официального решения по обращению может разниться в зависимости от специфики дела, выяснения обстоятельств по данному вопросу и других факторов.

Что нужно обязательно указывать в письменном обращении?

Жалоба в прокуратуру подается в письменном виде или отправляется по электронной почте. Прежде чем заявление гражданина дойдет до компетентного должностного лица, его суть и форма изучается предварительно работниками прокуратуры.

В письменном обращении обязательно нужно излагать его суть, завизировать личной подписью и поставить дату, а также указать:

  • полное наименование территориального органа прокуратуры;
  • данные о заявителе;
  • почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • контактный телефон.

Для подтверждения собственных доводов обратившемуся гражданину следует приложить к письменному обращению документальные источники, дополнительные сведения либо их копии. Ответ на жалобу или заявление, в том числе поступившее в электронном виде, направляется по почтовому или электронному адресу в установленные для рассмотрения жалобы в прокуратуре РФ сроки.

От чего зависят сроки рассмотрения заявлений?

При соответствии установленным требованиям происходит передача жалобы или заявления для рассмотрения в прокуратуре. В какие сроки будет вынесено решение, во многом зависит от следующих условий:

  • необходимости подведомственного изучения дела нижестоящими правоохранительными структурами;
  • полного или частичного удовлетворения интересов обратившегося гражданина, восстановления его нарушенных прав;
  • необходимости проведения разъяснительной работы по требованиям, указанным в жалобе.

Кроме того, обращение может быть отклонено, если в результате проверки правоохранителями выяснится, что указанные в нем требования оказались необоснованными. При опровержении фактов какого-либо нарушения обращение:

  • возвращают заявителю;
  • приобщают к предыдущим материалам, поступившим от того же лица, и отправляют в архив;
  • оставляют без рассмотрения и разрешения;
  • направляют в подведомственные структуры.

Общие и сокращенные сроки на ознакомление с деталями дела

Сроки рассмотрения жалоб в прокуратуре разделяют на две основные категории: общие и сокращенные. «Стандартный» период ожидания для граждан составляет 30 календарных дней. Как правило, большинство подобных обращений не нуждаются в срочном ответе, а потому у правоохранителей есть достаточно времени для того, чтобы сделать необходимые запросы и получить ответы на них, проверить достоверность указанных в обращении фактов, выяснить дополнительные сведения, способствующие успешному разрешению вопроса.

В некоторых случаях до 15 дней сокращается срок рассмотрения обращений (заявлений, жалоб) прокуратурой. На каких основаниях можно получить ответ быстрее, сказано в ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» от 02.05.2006 года:

  • если поступившее обращение не нуждается в дополнительной проверке;
  • если с заявлением или жалобой обращаются представители корпуса уполномоченных по правам человека;
  • если требуется дать ответ на парламентский или депутатский запрос.

Безотлагательное рассмотрение обращения гражданина

Незамедлительно принимаются к рассмотрению обращения, решения по которым выносятся в течение трех дней. По ходатайству прокурора указанные сроки рассмотрения прокуратурой жалоб, заявлений могут быть продлены, но не более чем на 10-дневный период. Чаще всего к данной категории относят жалобы, возникающие в уголовно-процессуальном производстве. Если контрольный срок рассмотрения жалобы в прокуратуре выпадает на праздничный или общевыходной день, то датой принятия решения по нему станет ближайший рабочий день.

К отдельной категории обращений можно отнести заявления и жалобы, взятые под особый контроль правоохранителей и Генеральной прокуратуры в частности. ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан» в данном случае не применяется, сроки регламентируются в индивидуальном порядке.

Обращение считается принятым с момента регистрации входящего обращения в соответствующем журнале учета. Порядок рассмотрения жалоб органами прокуратуры не уточняет вариант подачи документа. Однако на практике лучшим и проверенным способом является запись на личный прием к компетентному должностному лицу. В этом случае обращение зарегистрируют в этот же день.

При отправке жалобы почтой сроки могут существенно затянуться. Кроме того, подавая заявление в прокуратуру, стоит учесть несколько важных рекомендаций:

  • Правоохранители обязаны уведомлять обратившегося гражданина и возникающих в процессе рассмотрения задержках и их причинах.
  • Обращение может быть составлено как в письменном виде (от руки), так и набрано на компьютере. Главное, чтобы текст читался разборчиво, в нем отсутствовали грамматические и лексические ошибки.
  • В прокуратуре не будут рассматривать заявления, присланные анонимно или повторно, а также те, по факту которых проводились неоднократные проверки.
  • Для уточнения результата рассмотрения обращения или необходимости устного пояснения его сути заявитель вправе записаться на прием к компетентному лицу.

Почему нарушаются сроки рассмотрения дела в прокуратуре?

Как правило, процесс принятия решения по своей продолжительности не выходит за рамки установленного срока рассмотрения жалобы в прокуратуре. Каким бы ни был результат, ответ заявитель должен получить в обязательном порядке. Если же сроки рассмотрения затягиваются, или о результатах проверки обратившегося не сообщается, вероятно, документ не был принят. В большинстве случаев неправильно оформленные обращения возвращают заявителям в недельный срок. В рассмотрение жалобы прокуратурой может быть отказано из-за необходимости разъяснения, и в этом случае правоохранители отправляют гражданину ответ с просьбой дополнить обращение фактами, детализацией изложенных сведений и т. д.

В течение семи дней заявитель получит ответное письмо из прокуратуры, если:

  • его обращение посчитали прямым вмешательством в работу надзорных структур;
  • жалоба или заявление содержит в себе угрозу жизни сотрудникам или третьим лицам;
  • в тексте присутствует нецензурная лексика, бранные оскорбительные слова.

Какие жалобы в прокуратуре не буду рассматривать?

Ответ правоохранителей будет дополнен предупреждением о невозможности и недопустимости впредь подобного обращения в органы государственного надзора. В некоторых случаях недобросовестному адресату может угрожать привлечение к административной ответственности. Сроки рассмотрения жалоб граждан прокуратурой не учитываются при нелогичном и бессмысленном содержании обращения. Если заявитель не согласен с принятым решением по своему обращению, правоохранители укажут ему на возможность обжалования соответствующего решения в вышестоящей или судебной инстанции.

Если направленное заявление гражданина не относится к компетенции органа надзора, такое обращение перенаправляется для рассмотрения в соответствующую структуру. В недельный срок сотрудники прокуратуры обязаны об этом уведомить заявителя.

Особенности подачи обращения в органы госнадзора

При первичном обращении гражданина заявление отправляют в нижестоящий правоохранительный орган в том случае, если ранее проверка по данному вопросу не проводилась. При содержании в тексте информации о совершении уголовного преступления обращение отправляют для начала уголовного производства в полицейское отделение. Перед тем как писать жалобу в прокуратуру, следует сначала уточнить, будет ли разбирательство по данному вопросу относиться к компетенции прокурора, а потому рациональным решением станет получение предварительной консультации у юриста. Специалист, разбирающейся в соответствующей юридической сфере, даст не только ценные советы по дальнейшим действиям, но и сориентирует заявителя в сроках рассмотрения прокуратурой жалоб, заявлений.

Как уже было отмечено, прокуратура не оставляет обращения граждан без ответа. Исключением являются анонимные и прочие составленные неверно документы. После проведения всесторонней проверки по делу заявителю направляется ответ - решение по делу, завизированное прокурором. Рассмотрение жалобы считают завершенным только в том случае, если правоохранители устранили все нарушения, которые были указаны в обращении, или отдали указания по их устранению.

Как и когда можно ознакомиться с прокурорским решением?

При вынесении прокурорского представления заявителю разъясняют, где и в какие сроки он может ознакомиться с результатами исполнения прокурорского решения. При коллективном обращении ответное письмо отсылают либо всем, чьи подписи присутствуют под заявлением, либо тому, чья фамилия указана первой. На этого гражданина и возлагается обязанность оповестить остальных участников обращения о результатах проверки.

Срок рассмотрения жалоб в прокуратуре составляет от 3 до 30 дней, но в случае ходатайства прокурора он может быть продлен на период от 10 до 30 дней. Но обратить внимание стоит также и на другие временные ограничения. К примеру, сроки на обжалование принятых должностными лицами или судом решений в сфере уголовного производства, как правило, не превышают десяти дней. Если заявитель обратился с жалобой в несоответствующее учреждение, то на принимающую инстанцию ложится обязательство направить обращение по предназначению, известив об этом гражданина в семидневный срок и дав ему необходимые разъяснения по поводу совершения последующих юридически грамотных шагов.

Завершение рассмотрения жалобы и официальной переписки

В соответствии с федеральным законом, ни жалоба, ни заявление, поступившие в органы государственного надзора и оформленные в должной форме, не могут остаться без внимания. Однако для прекращения переписки между заявителем и органами прокуратуры необходимо соблюдение следующих условий:

  • Проверяются все доводы, полнота раскрытия поставленных вопросов.
  • Заявитель в течение 7 дней должен получить мотивированное заключение от прокурорского исполнителя том, что дальнейшее ведение переписки нецелесообразно.
  • По завершении переписки поступление новых обращений, не имеющих под собой дополнительных доводов, не служат поводами к ее возобновлению.