Инструкция по контролю за работой водителя на линии, учету и оценке троллейбусных рейсов. О контроле работы водителей на линии Дорожно транспортная инспекция штрафы как узнать

Утверждаю

Заместитель Министра

автомобильного

транспорта РСФСР

А.С.ПАНТЕЛЕЕВ

Введен впервые

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ИНСТРУКЦИЯ

О КОНТРОЛЕ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ НА ЛИНИИ

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

РД-200-РСФСР-12-0071-86-04

Разработан: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ).

Настоящий руководящий документ разработан на основе типовых положений о контроле на линии по безопасности движения территориальных объединений автомобильного транспорта: Свердловскавтотранс , Кемеровоавтотранс , Удмуртавтотранс , Кавминводавтотранс .

Работа выполнена в соответствии с Комплексным планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса на 1985 г.

1. Общие положения

1.1. Контролю на линии подлежат все водители предприятий и организаций министерства.

1.2. Организация и проведение контроля на линии возлагается на службу эксплуатации предприятия.

1.3. Ответственность за организацию контроля на линии несет руководитель предприятия.

1.4. Проводить контроль на линии обязаны: руководитель предприятия, его заместители, начальники отделов и служб, инженерно-технические работники, связанные с эксплуатацией транспортных средств, члены комиссии общественного контроля за безопасностью движения.

2. Цель и задачи контроля на линии

2.1. Целью контроля на линии по безопасности движения является организация и проведение комплекса мероприятий для водителей по профилактике нарушений Правил дорожного движения, контроль за состоянием обустройства и содержанием автомобильных дорог в зоне работы подвижного состава предприятия для повышения безопасности перевозок грузов и пассажиров.

2.2. Задачами контроля на линии являются:

контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации и техническим состоянием подвижного состава;

контроль за использованием автобусов, таксомоторов, легковых и грузовых автомобилей в соответствии с заданием и выданными на основании задания путевыми документами;

контроль за соблюдением норм вместимости пассажиров автобусов и регулярностью движения автобусов;

контроль за соответствием загрузки автомобиля нормам его грузоподъемности; контроль правильности закрепления грузов;

контроль за соблюдением Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей;

контроль за соблюдением водителями таксомоторов порядка выезда за пределы 50-километровой зоны;

контроль за полнотой выручки водителями автобусов и таксомоторов при наличии в составе контролирующей группы работника контрольно-ревизорской службы.

3. Права и обязанности работников при проведении

контроля на линии

3.1. Работники при проведении контроля на линии по безопасности движения имеют следующие права и обязанности.

3.1.1. В установленном порядке отстранять от работы водителей автомобилей, состояние которых угрожает безопасности движения, или не имеющих прав управления соответствующей категорией транспортного средства.

3.1.2. Отбирать у водителей удостоверения на право управления автомобилем вместе с вкладным талоном при задержке на линии в нетрезвом состоянии или совершении ими дорожно-транспортного происшествия.

До прибытия работников милиции оставаться на месте происшествия, принять меры к сохранению обстановки дорожно-транспортного происшествия, в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь, а если это невозможно - отправить пострадавшего на попутном транспорте или отвезти на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства, после чего возвратиться к месту происшествия.

3.1.3. В установленном порядке принимать меры к водителям, действия которых нарушают требования Правил дорожного движения, других нормативных документов.

3.1.4. Задерживать автомобили, следующие не по заданному маршруту, в необходимых случаях возвращать их в предприятие.

3.1.5. Снимать автомобили с техническими неисправностями с линии, в случае если технические неисправности угрожают безопасности движения.

3.1.6. Принять меры к запрещению движения транспортных средств, машин и механизмов, движение которых запрещается в соответствии с Правилами дорожного движения.

3.1.7. Работники, осуществляющие контроль на линии, обязаны принимать необходимые меры к предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

4. Порядок проведения контроля на линии

4.1. Основные этапы проведения контроля на линии по безопасности движения:

планирование контроля на линии;

проведение контроля на линии;

регистрация и хранение информации;

принятие мер по результатам контроля на линии;

проведение мероприятий по профилактике нарушений Правил дорожного движения;

оценка контроля на линии.

4.2. Планирование проверок на линии производится на основе анализа отчетных и неотчетных происшествий с участием водителей предприятия. При этом выявляются: участки концентрации происшествий, "пики" происшествий по времени суток и дням недели.

4.3. С учетом результатов анализа и выявленных участков концентрации происшествий составляется перечень зон контроля с обозначением времени возникновения и характера опасных нарушений Правил дорожного движения.

4.4. График проверок на линии составляется службой эксплуатации совместно со службой безопасности движения.

4.5. График проведения контроля на линии на месяц должен быть доведен до исполнителей под расписку не менее чем за трое суток до начала месяца.

4.6. По окончании проверки на линии старший группы составляет отчет по формам, представленным в Приложениях 2, 3.

4.7. Проверяющий должен останавливать транспортное средство путем подачи сигнала жезлом, не создавая при этом помех движению.

4.8. В случае если водитель не остановился по требованию проверяющего , составляется акт, в котором расписывается проверяющий.

4.9. При остановке нарушителя старший группы должен предъявить водителю свое удостоверение и записать в отчет из путевого листа фамилию водителя и заполнить другие графы отчета.

4.10. При выполнении проверки проверяющий должен записать в путевом листе водителя дату проверки, время и место проверки, краткое содержание выявленного нарушения, проставить номер своего удостоверения, фамилию, инициалы.

4.11. Проверяющий должен запретить дальнейшую эксплуатацию транспортного средства в случае, если дальнейшее его движение угрожает безопасности движения.

4.12. По окончании проверки заполненный бланк отчета о результатах проверки передается в службу безопасности движения предприятия.

4.13. На основе бланка отчета производится запись результатов контроля каждой группы в журнал учета нарушений Правил дорожного движения.

4.14. На основании данных учета ежеквартально представляется информация о результатах проверок на линии в отдел ревизора по безопасности движения территориального объединения (Приложение 4).

4.15. По фактам выявленных при контроле на линии нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями предприятия, проводится их разбор и принятие соответствующих мер.

4.16. Разбор нарушений, выявленных при контроле на линии, проводит комиссия общественного контроля за безопасностью движения предприятия.

4.17. О выявленных фактах неудовлетворительного состояния дорог и дорожных сооружений необходимо информировать Госавтоинспекцию и соответствующие дорожные и коммунальные организации и в установленном порядке добиваться устранения выявленных недостатков.

4.18. Руководитель службы безопасности движения ежедневно проверяет качество проверок на линии и ежемесячно анализирует эффективность проверок.

4.19. На основании данных о контроле на линии начальник предприятия проводит разбор состояния трудовой дисциплины в предприятии.

4.20. Оценка проверок на линии проводится ежеквартально начальником отдела ревизора по безопасности движения территориального объединения, при этом учитывается:

количество проверенных транспортных средств;

количество выявленных нарушений;

количество срывов проверок;

качество ведения документации;

количество часов, отработанных на линии работниками предприятий.

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель _____________

(предприятия)

__________________________

(подпись)

__________________________

выезда должностных лиц для контроля на линии

на _____________ 19__ г.

┌───┬──────────────────────────┬──────────────────────┬───────────────────┐

│ N │Фамилия, И.О.│ДНИ КОНТРОЛЯ│Роспись│

│п /п│├───┬───┬───┬─────┬────┤│

│││ 1 │ 2 │ 3 │ ... │ 31 ││

├───┼──────────────────────────┼───┼───┼───┼─────┼────┼───────────────────┤

│1. ││││││││

│2. ││││││││

│...││││││││

├───┴──────────────────────────┴───┴───┴───┴─────┴────┴───────────────────┤

│N автомобиля, на │

│котором проводился│

│контроль│

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Руководитель службы безопасности

движения предприятия_______________

(подпись)

Приложение 2

на проведение контроля за дисциплиной водителей на линии

"__" _________ 19__ г.

Состав группы: _______________________ (старший)

_______________________

_______________________

Автомобиль, марка _______________ гос. N _____________ водитель ___________

Участок контроля __________________________________________________________

Время контроля с ___________________________ до ___________________________

Задачи ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Приложение 3

ОТЧЕТ

о проделанной работе группы по контролю

за работой водителей на линии

Время
контроля

Марка и
гос. N а-ля

Фамилия
водителя

Характер и место
нарушения

Принятые меры

...
...
...

Проверено а-лей всего _______________

Выявлено нарушений всего ____________

в том числе:

1.Управление транспортом в состоянии опьянения___________________

2.Нарушение правил обгона, маневрирования

и рядности движения___________________

3.Превышение скорости в опасных условиях___________________

4.Нарушение правил проезда перекрестков

и железнодорожных переездов___________________

5.Нарушение правил остановки и стоянки тр -та___________________

6.Нарушение правил перевозки людей___________________

7.Управление технически неисправным а-лем ___________________

8.Эксплуатация транспорта без номерных знаков,

водительских и путевых документов___________________

9.Нарушение правил пользования осветительными

приборами, ослепление светом фар водителей

встречного транспорта___________________

10. Несоблюдение требований дорожных знаков___________________

11. Нарушение графика движения___________________

12. Другие нарушения___________________

Замечания по состоянию проезжей части

и освещенности улиц и дорог _______________________________________________

Приложение 4

Квартальный отчет

о проведенных проверках на линии работниками предприятия

За период _________________ 19__ г.

┌───┬─────────────────────────────────────────────────┬──────────┐

│ N │Показатели│Количество│

│п /п│││

├───┼─────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│1. │Запланировано выездов на линию для контроля│ │

│2. │Сорвано выездов на линию, в том числе:││

││по вине ИТР││

││из-за отсутствия транспорта││

││по вине отдела организации перевозок ││

│3. │Участвовало в дежурстве (человек)││

│4. │Проверено автомобилей на линии││

│5. │Выявлено нарушений всего, в том числе:││

││- управление транспортом в состоянии опьянения││

││- нарушение правил обгона, маневрирования и││

││рядности движения││

││- превышение скорости в опасных условиях││

││- нарушение правил проезда перекрестков и││

││железнодорожных переездов││

││- нарушение правил остановки и стоянки││

││- нарушение правил перевозки людей││

││- управление технически неисправным транспортным ││

││средством││

││- эксплуатация транспортного средства без ││

││номерных знаков, водительских и путевых││

││документов││

││- нарушение правил пользования осветительными ││

││приборами, ослепление светом фар водителей││

││встречного транспорта││

││- несоблюдение требований дорожных знаков││

││нарушение графика движения││

│6. │Принятые меры к нарушителям всего, в том числе:││

││- устное предупреждение││

││- запись в путевом листе││

││- разобрано на комиссии общественного контроля││

││- объявлено дисциплинарное взыскание││

└───┴─────────────────────────────────────────────────┴──────────┘

Начальник предприятия(подпись)

О ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЗА РАБОТОЙ ВОДИТЕЛЕЙ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ЛИНИИ

1. Общие положения

1.1. Контролю за соблюдением Правил дорожного движения (ПДД) подлежат все водители и механизаторы объединений, организаций, предприятий и хозяйств Минсельхозпрода Республики Беларусь.

1.2. Организация проведения контроля за соблюдением водителями и механизаторами ПДД возлагается на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств.

1.3. Ответственность за организацию контроля несет руководитель предприятия, хозяйства.

1.4. Контроль за соблюдением водителями и механизаторами ПДД должны проводить: руководитель предприятия, хозяйства, его заместители, главный инженер, инженерно-технические работники, связанные с эксплуатацией транспортных средств, члены комиссии по обеспечению , водители-наставники, медицинские работники.

2. Цель и задачи контроля

2.1. Целью контроля на линии является организация и проведение комплекса мероприятий по профилактике нарушений Правил дорожного движения, контроль за состоянием обустройства и содержанием автомобильных дорог в зоне работы подвижного состава предприятия, автохозяйства для повышения безопасности перевозок грузов и пассажиров.

2.2. Задачами контроля на линии является контроль:

за соблюдением водителями и механизаторами Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации, транспортной дисциплины, техническим состоянием подвижного состава;

использованием транспортных средств в соответствии с заданием и выданными на основании задания путевыми документами;

соблюдением норм вместимости пассажиров автобусов и специально оборудованных грузовых автомобилей;

состоянием загрузки автомобиля нормам его грузоподъемности;

за правильностью закрепления грузов;

за соблюдением Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей и механизаторов.

3. Права и обязанности работников при проведении

контроля на линии

3.1. При проведении контроля на линии по безопасности движения работники имеют следующие права и обязанности:

3.1.1. В установленном порядке отстранять от работы водителей и механизаторов, состояние которых угрожает безопасности движения, или не имеющих прав управления соответствующей категорией транспортного средства.

3.1.2. Изымать у водителей и механизаторов удостоверения на право управления транспортным средством вместе с талоном предупреждения при задержании на линии в нетрезвом состоянии или совершении ими дорожно-транспортного происшествия. В случае необходимости оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, а если это невозможно – отправить на попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства, после чего возвратиться к месту происшествия.

3.1.3. В установленном порядке принимать меры к водителям и механизаторам, действия которых противоречат Правилам дорожного движения, других нормативных документов.

3.1.4. Задерживать транспортные средства, следующие не по заданному маршруту, в необходимых случаях возвращать их на предприятие, в хозяйство.

3.1.5. Снимать транспортные средства с техническими неисправностями с линии, если они угрожают безопасности движения.

3.1.6. Работники, осуществляющие контроль на линии, обязаны принимать необходимые меры к предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

4. Порядок проведения контроля

4.1. Основные этапы проведения контроля на линии по безопасности движения:

планирование контроля;

проведение контроля;

регистрация и хранение информации;

принятие мер по результатам контроля;

проведение мероприятий по профилактике нарушений Правил дорожного движения.

4.2. Планирование проверок на линии производится на основе анализа отчетных и неотчетных происшествий с участием водителей и механизаторов предприятия, хозяйства. При этом выявляются участки концентрации происшествий, “пики” происшествий по времени суток и дням недели.

4.3. С учетом результатов анализа и выявленных участков концентрации происшествий составляется перечень зон контроля с обозначением времени возникновения и характера опасности нарушений Правил дорожного движения.

4.4. График проверок на линии составляется службой эксплуатации совместно со службой безопасности движения, форма графика приведена в приложении 1.

4.5. График проведения контроля на линии на месяц должен быть доведен до исполнителей под расписку не менее чем за трое суток до начала месяца.

4.6. На контроль направляется группа в составе двух-трех сотрудников предприятия, хозяйства.

4.7. Контроль за работой водителей и механизаторов на линии осуществляется с использованием спецавтомобилей, а также без них в местах, указанных в наряде-задании.

4.8. Перед выходом на контроль старший группы получает наряд-задание по форме, представленной в приложении 2.

4.9. Проверяющий должен останавливать транспортное средство путем подачи сигнала жезлом, не создавая при этом помех движению.

4.10. В случае, если водитель, механизатор не остановился по требованию проверяющего, составляется акт.

4.11. При остановке транспортного средства старший группы должен предъявить водителю, механизатору свое удостоверение, выписать из путевого листа (наряда на работу) в наряд-задание фамилию водителя, механизатора и заполнить остальные графы.

4.12. В путевом листе (наряде на работу) проверяющий должен записать дату проверки, время и место проверки, краткое содержание выявленного нарушения, проставить номер своего удостоверения, фамилию, инициалы.

4.13. Проверяющий должен запретить дальнейшую эксплуатацию транспортного средства в случае, если дальнейшее его движение угрожает безопасности движения.

4.14. По окончании проверки заполненный бланк наряд-задания о результатах проверки передается в службу безопасности движения предприятия, хозяйства.

4.15. На основе данных нарядов-заданий производится запись результатов контроля каждой группы в журнал учета нарушений Правил дорожного движения.

4.16. По фактам выявленных при контроле на линии нарушений ПДД, совершенных водителями и механизаторами предприятия, хозяйства, проводится их разбор и принятие соответствующих мер.

4.17. Разбор нарушений, выявленных при контроле на линии проводит комиссия по обеспечению безопасности движения.

4.18. О выявленных фактах неудовлетворительного состояния дорог и дорожных сооружений необходимо информировать Госавтоинспекцию и соответствующие дорожные и коммунальные организации и в установленном порядке добиваться устранения выявленных недостатков.

4.19. Должностное лицо, ответственное за проведение работы по безопасности движения, ежедневно анализирует качество проверок на линии и ежемесячно – их эффективность.

4.20. На основании данных о контроле на линии руководитель предприятия, хозяйства проводит разбор состояния овой дисциплины на предприятии, в хозяйстве.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель _____________

(предприятия)

__________________________

(подпись)

__________________________

выезда должностных лиц для контроля за соблюдением водителями

и механизаторами ПДД на _________________ 19 ______ г.

N
п/п
Фамилия,
имя, от-
чество,
должность
Дни контроля Рос-
пись
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Руководитель службы БД _______________________

(подпись)

Приложение 2

НАРЯД-ЗАДАНИЕ N ________

на контроль по безопасности движения т.т. ________________

Вам поручается ________ 19 ___ г. с ____ по ____ провести

контроль выполнения водителями (механизаторами) Правил

дорожного движения

на маршруте ___________________________________________________

при участке дороги ____________________________________________

Учет результатов контроля

N
п/п
Принад-
лежность
транс-
портного
средства
Мар-
шрут
следо-
вания
Транс-
портное
сред-
ство,
марка,
гос. N
Фамилия
водите-
ля, ме-
ханиза-
тора
Место
про-
верки
Время
провер-
ки
Номер
путевого
листа
(наряда
на
работу)
Резуль-
тат
контро-
ля
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Проверено транспортных средств, всего __________ в т.ч. грузовых

авт. ________ автобусов __________ легковых авт. _______________,

механических транспортных средств _________________________________

выявлено нарушений Правил дорожного движения, всего _________ в т.ч.

1. Управление транспортом в состоянии опьянения ____________________

2. Превышение скорости движения ____________________________________

3. Нарушение правил обгона, маневрирования и рядности ______________

4. Нарушение правил проезда перекрестков ___________________________

5. Управление транспортным средством с неисправностями,

угрожающими безопасности движения _______________________________

6. Нарушение правил пользования осветительными приборами ___________

7. Нарушение правил проезда железнодорожных переездов ______________

8. Другие нарушения ________________________________________________

9. Замечания по состоянию проезжей части и освещенности улиц и дорог

_________________________________________________________________

Подпись лиц, осуществляющих контроль

“____” _____________ 19 ___ г.

Обеспечение БДД в значительной мере зависит от квалификации, сознательности и дисциплинированности водителей.

К организации контроля за работой водителей на линии предъявляется ряд требований. В частности требуется, чтобы контроль был оперативным и маневренным, осуществлялся в "опасных местах" и в "опасное время". Необходимо отметить, что контроль на линии все еще остается одним из слабых мест в организации профилактической работы в области БДД. Существуют две основные формы проведения контроля за работой водителя на линии: патрулирование определенного участка маршрута движения основной массы подведомственных транспортных средств и организация стационарных постов наблюдения.

Во время дежурства работники служб безопасности движения автотранспортного предприятия должны оценить дорожные условия, выявить имеющиеся неисправности или недостатки в обустройстве дороги или дорожных покрытий. Действия дежурных сотрудников автотранспортных предприятий по контролю за работой водителя на линии заключается в выявлении:

водителей, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии;

участков и отдельных мест на улицах и дорогах, где необходима установка дополнительных дорожных знаков, а также мест, где имеющиеся дорожные знаки утратили свое значение;

наиболее типичных случаев нарушения Правил дорожного движения (при съемках на кино- и фотопленку).

Цели, формы, методы контроля многообразны. Контроль водителя по целям может быть: дисциплинирующим, обеспечивающим выполнение Правил дорожного движения, дисциплину его участников; диагностирующим работоспособность водителей; прогнозирующим состояние водителей, например, в конце рабочего дня по данным, получаемым в его начале.

По времени проведения контроль можно классифицировать на предрейсовый, послерейсовый, если проверяется работоспособность водителя, или текущий для проверки соблюдения Правил дорожного движения.

Предрейсовый контроль дает непосредственную оценку профессиональной работоспособности водителя (восстанавливаемости), состояния его здоровья, отсутствия нетрезвого состояния; послерейсовый контроль позволяет проверить безотказность водителя, подтверждает прогностические оценки. Обе формы контроля имеют сильное дисциплинирующее воздействие на водителей.

Организация работы по обеспечению безопасности движения дорожно-эксплуатационными органами

Данные статистики о ДТП в разных странах мира свидетельствуют, что из-за дорожного фактора происходит от 20 до 35% всех ДТП. В то же время есть все основания полагать, что эти цифры значительно занижены, так как обычно к дорожным факторам относят лишь происшествия, связанные с очевидной неисправностью дороги или дорожных сооружений, скользкостью покрытия, отсутствием ограждения, плохим состоянием обочин.

Среди функций, выполняемых дорожно-эксплуатационными органами по обеспечению БДД, можно выделить:

надзор и контроль за содержанием дорог, безопасности и бесперебойностью движения транспортных средств, техническим состоянием обслуживаемых участков дорог;

обследование дорог с замерами транспортно-эксплуатационных характеристик самих дорог и дорожного движения, учет состава и интенсивности движения, учет ДТП, ограничений и перерывов в движении;

информацию участников движения и заинтересованных организации о дорожных условиях и типичных дорожно-транспортных ситуациях на обслуживаемой сети дорог, разработку мероприятий, направленных на предупреждение ДТП и улучшение условий движения транспортных средств на обслуживаемой сети дорог;

оценку эффективности мероприятий, направленных на повышение БДД, составление прогнозов роста интенсивности движения транспортных средств;

организацию дорожно-ремонтных работ с точки зрения безопасности движения на ремонтируемых участках дороги, организации движения транспортных средств в объезд и др;

надзор за соблюдением требований "Положения о порядке пользования автомобильными дорогами" и "Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений" всеми организациями, предприятиями и отдельными гражданами.

Мероприятия, выполняемые сотрудниками дорожно-эксплуатационных подразделений, можно разделить на три группы:

по повышению безопасности движения;

по повышению пропускной способности дороги;

по совершенствованию системы обслуживания автомобилей.

ПЕРВАЯ группа мероприятий базируется на выявлении опасных участков на дороге, т.е. таких участков, на которых происходит резкий перепад скоростей движения или возникают постоянные задержки в движении транспортных потоков. Для выявления таких участков используют два метода:

1) основанный на анализе данных статистического учета ДТП при помощи коэффициентов аварийности;

2) основанный на анализе графика скоростей движения транспортных средств при помощи коэффициентов безопасности.

ВТОРАЯ группа мероприятий основана на оценке пропускной способности дорог. Эта оценка необходима не только для выявления участков дороги, требующих улучшения условий движения, но и для оценки экономичности и удобства движения всего транспортного потока по маршруту.

ТРЕТЬЯ группа мероприятий разрабатывается на основе анализа фактической схемы размещения на дороге таких объектов автосервиса, как мотели, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, магазины, автовокзалы, медицинские учреждения, отделения связи, степени их загрузки и использования.

Важным направлением работы дорожно-эксплуатационных органов по обеспечению безопасности движения является регулирование режимов движения транспортных средств. При высоком уровне загрузки многих дорог это направление приобретает большое значение. Работа должна проводиться сотрудниками линейных подразделений службы эксплуатации автомобильных дорог, работающих в составе дорожных ремонтно-строительных управлений или участков. Режим движения по дороге необходимо регулировать с учетом погодно-климатических факторов и вызываемых ими изменений транспортно-эксплуатационных характеристик дорог.

Работники службы эксплуатации дорог должны разрабатывать требования к содержанию конкретных участков дороги в различное время года, чтобы обеспечить нормальные условия для движения транспорта. При резком ухудшении транспортно-эксплуатационных качеств дорожного покрытия, сотрудники подразделений службы эксплуатации автомобильных дорог, отвечающие за обеспечение БДД, должны своевременно информировать водителя о сложившейся на дороге ситуации, при помощи дорожных знаков, информационных табло и других технических средств, имеющих временное действие. Если в районе, где проходит дорога, произошло стихийное бедствие или ухудшились погодные условия, работники службы эксплуатации дорог по согласованию с территориальным ГИБДД имеют право запрещать или ограничивать движение на отдельных участках дороги, если это движение связано с опасностью.

Среди других работ, которые должны проводиться сотрудниками дорожных органов, можно отметить:

подготовку проектов договоров на гидрометеообслуживание;

мероприятия по предупреждению схода лавин, селевых потоков;

постоянное наблюдение за дорожными условиями, накопление статистической информации;

выезд на место ДТП, подготовку докладов руководству службы эксплуатации дорог всех ДТП, случившихся на обслуживаемой сети дорог;

составление заявки на дорожные знаки и элементы обстановки пути;

проведение агитационно-пропагандистских мероприятий по безопасности движения в дорожно-строительных и дорожно-эксплуатационных организациях.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя "правильный" режим работы за рулем. В этой статье будет рассмотрено , которое содержит информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:

Приступим.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы .

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени . Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени . Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.

Рабочее время водителя

Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя :

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание, здесь перечислены 10 различных пунктов. Это свидетельствует о том, что водитель не должен управлять автомобилем в течение всего рабочего времени .

Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, то в эти 8 часов должно войти также время на , время перерывов для отдыха, время, когда автомобилем управляет второй водитель и т.д.

Обратите внимание, некоторые организации могут предложить водителю делать перерывы для отдыха за счет уменьшения времени обеденного перерыва. Это неправильно.

Еще одно важное замечание. Время охраны груза может засчитываться в рабочее время не полностью (однако засчитываться должны не менее 30 процентов).

Например, пусть водитель имеет стандартный 8-часовой рабочий день. В середине дня водитель в течение 3-х часов охраняет автомобиль и груз на стоянке. Время охраны может быть зачтено как полностью, так и на 30 процентов. Если время будет зачтено на 30 процентов, то из 3-х часов фактической охраны в рабочее время войдет только один час. В этом случае общая продолжительность рабочего дня составит 10 часов.

Обратите внимание, использование времени охраны груза позволяет вполне законно увеличить фактическую продолжительность стандартного рабочего времени. Эту информацию можно использовать, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха. Однако позаботиться об этом нужно заранее, т.к. время охраны груза должно быть внесено в график работы водителя.

То же самое касается и времени присутствия водителя на рабочем месте , когда он не управляет автомобилем (если в рейс отправляются одновременно 2 водителя). Это время засчитывается в рабочее, причем не менее 50 процентов.

Ежедневный учет рабочего времени

При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе. При этом если у него 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна превышать 8 часов. Если у водителя 6 рабочих дней, то каждый из них должен быть не длиннее 7 часов.

Еще раз напомню, что в это время входит не только время управления автомобилем.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени - более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца. В некоторых случаях общее рабочее время может рассчитываться в течение сезона:

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов .

Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов :

  • При осуществлении междугородной перевозки, чтобы дать водителю возможность доехать до места отдыха.
  • Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
  • Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях.

Разделение рабочего времени для водителей автобусов

Существует возможность разделения рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах на 2 части. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более трех часов.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя городского автобуса:

Данная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Ненормированный рабочий день

Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.

Время управления автомобилем

Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.

Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов .

Кроме того, при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов максимальное время управления автомобилем не должно превышать 8 часов .

Также есть 2 ситуации, в которых время управления автомобилем может быть увеличено :

  • До 10 часов при суммированном учете рабочего времени не более 2-х раз в неделю. При этом за календарную неделю у водителя должно быть не более 56 часов управления автомобилем, а за 2 недели - не более 90 часов.
  • При управлении городскими и пригородными автобусами допускается ведение суммированного учета времени управления автобусом.

Таким образом, у водителей городских и пригородных автобусов могут быть самые загруженные рабочие дни, т.к. верхнего предела по времени управления автобусом для них не установлено.

Например, при продолжительности рабочего дня 12 часов, время управления автобусом может составлять 11 часов.

Специальные перерывы, включающиеся во время работы

Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются всем водителям .

Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:

Исключения для водителей

Существуют несколько категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Речь идет о водителях:

  • пожарных автомобилей;
  • аварийно-спасательных автомобилей;
  • занятых на международных перевозках;
  • работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Удачи на дорогах!

Удачи на дорогах!

Водитель работает на топливозаправщике в аэропорту. Рабочая неделя составляет 36 часов (пятидневка). Работать иногда приходится и в выходные оба дня (за двойную оплату).Т.е получается: водитель работает 5 дней, потом работает 2 выходных, потом работает 5 дней и отдыхает 2 дня. При это водитель не каждый день выезжает на машине, т.е он может два дня ездить, а два дня быть на базе невыездным. Является такой график нарушением? Как быть если невозможно установить конкретные промежутки работы и перерывов на отдых и питание, т.к. заправка воздушных судов может потребоваться в любой момент?

Юрий :

1. Выбран ежедневный или суммированный учет рабочего времени?

2. В плане обеда важны не теоретические графики, а фактическое предоставление перерыва. Мало кто из водителей может остановиться ровно в 13:00 и ровно до 14:00 обедать. Главное - чтобы по факту обеденные перерывы были в каждый рабочий день, имели необходимую продолжительность и были внесены в тахограф.

положения и работа в выходные дни допускается.

В случае необходимости Вы можете составить график с суммированным учетом рабочего времени.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

То есть, если в месяце 4 недели, то за месяц должно быть 4 выходных дня или больше.

Удачи на дорогах!

Евгений-319

Добрый день!!! У меня вопрос такой. Какой должен быть график если водитель выходит на смену в 6.00 и после этого на протяжении делает 4 рейса по 2,5 часа в каждую сторону без перерыва на обед,то есть с разворотом и так каждый день на протяжении 8 дней,а ему дают только 2 выходных. Какой должен быть в целом график труда и отдыха при таком движение!?! Общий ежедневный пробег 760-780 км.в день

Александр-849

Все это расходится с реальностью. Пример: гружусь в Астраханской области помидорами, для того что бы пройти Волгоград под знаки не нарушая ПДД должен простоять непонятно где до 22:00 то есть на сороконоадусной жаре, естественно спать или отдыхать никак не получиться, в КАМАЗе стоять на солнцепёке то ещё удовольствие, дальше приходиться выходить в рейс ночью, и пилить всю ночь. Затем нужно делать остановки что бы соблюсти режим труда и отдыха. И может быть через три дня я приведу фуру с помидорами в Москву.... Точнее гнилой вонючий томат. Вопрос тот который пропихивал этот закон вообще понимает что такое грузоперевозки????? Как можно законодательно поставить в КамАЗ 1991 выпуска тахограф????? Выдержит проводка????? Это согласовано с конструкторской группой этого автомобиля??? Почему я, человек со средним специальным образованием и работающий всю свою жизнь на грузовых машинах это понимаю, а сидящие в Госдуме с тремя высшими этого не понимают?? Вывод,все это устроено что бы плодить коррупцию... Каким пунктом ПДД регламентировано что сотрудник ГИБДД имеет право проверить у меня тахограф??? А каждый второй с умным видом спрашивает у меня наличие тахографа... Хотя он тахограф от старой магнитолы не отличает.

Добрый день! Подскажите, если я нанимаю автомобиль у сторонней организации для доставки сотрудников в командировку, и мой сотрудник должен вернуться этими же сутками, а расстояние составляет от 900 до 1200 км. в обе стороны, то как должен отдыхать водитель? Я так понимаю, что я считаю его рабочий день с момента предоставления мне услуги? А если он до этого времени еще какое то время ездил?

Андрей-277

Здравствуйте Максим! Возник вопрос по 15 приказу а именно пункт 25 "Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха." Какой именно недели календарной или рабочей, которая отличается от календарной, тем что может начинаться в любой день недели и только после еженедельного отдыха.

Инна , здравствуйте.

1. Нормативные документы не накладывают запреты на работу водителей ночью.

2. Предоставленной Вами информации не достаточно, чтобы сказать, правомерен ли такой график.

Например, если Ваша организация почта, то 11 часовой рабочий день допустим. Если водитель работает по суммированному учету рабочего времени и у него 1 день рабочий, а потом 2 выходных, то и в пределах недели/двух недель все требования законодательства выполняются.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария

Напоминаем, что 25.12.2017 года вступает в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств". Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств. Это необходимо для того, чтобы исключить выпуск на линию неисправных автотранспортных средств. За нарушение данного законодательства водителям и организациям грозит серьезная ответственность.

Кстати, новый порядок предрейсовых осмотров транспортных средств теперь предусматривает ответственность не только организаций, которые выпустили на линию неисправные автотранспортные средства. Например, если вдруг произойдет авария, именно из-за неисправности самого транспортного средства выпущеного на линию после предрейсового осмотра, то за аварию будут отвечать не только сам водитель и организация, а также и автомеханик, т.е. то лицо, которое выпустило на линию данное транспортное средство после его предрейсового осмотра. Так что у автомехаников, как мы видим, теперь будет личная ответственность за выпуск автомобилей на линию.

Мы проанализировали новый приказ Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 , чтобы ответить на все возникающие по этому закону вопросы, как у самих водителей занимающихся коммерческими перевозками, так и у владельцев коммерческого автотранспорта. Кстати, данный приказ, как многие думают и ошибаются, касается не только водителей и владельцев автобусов, грузовых автомобилей и т.п. автотранспортных средств. Он касается и водителей такси, индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц занимающихся данными легковыми перевозками такси.

Обязаны ли индивидуальные предприниматели проводить предрейсовые осмотры автомобилей?


Да обязаны. Согласно приказа Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 года новый порядок проведения предрейсовых осмотров транспортных средств обязателен к исполнению не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют свои перевозки автомобильным и электрическим автотранспортом.

Кто должен проводить предрейсовый осмотр?

Согласно приказа Минтранса РФ № 141 предрейсовый технический осмотр должен проводить контролер, который соответствует квалификационным и профессиональным требованиям в соответствии с приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года.

Что должно проверяться на предрейсовом осмотре?


При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства влияющих на безопасность дорожного движения (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности транспортных средств" и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 года "О правилах дорожного движения").

Вот перечень, установленный в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141, что должно быть проверено в автомобиле, в автобусе и в других подобных транспортных средствах перед выпуском на линию:

- исправность тормозной системы

- исправность рулевого управления

- работоспособность стеклоочистителей

- состояние колес и шин

- исправность клаксона

- работоспособность тахографа (при наличии)

- исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)

- исправность замков дверей и кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн

- проверка исправности фиксации подушки и спинки водительского сиденья

- проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол

- проверка состояния тягово-сцепного устройства и страховочных тросов

- проверка состояния держателя запасного колеса

- проверка положения опор полуприцепов

Автомеханик-контролер осуществляющий предрейсовый осмотр также обязан, перед выпуском на линию транспортного средства проверить следующее:

- осмотр приборной панели на наличие предупреждающих значков, говорящих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения

- проверка обзорности с места водителя

- проверка видимости обзора в зеркалах заднего вида

- проверка заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков

- проверка ремней безопасности и подголовников

- проверка работоспособности световых приборов

- проверка герметичности узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработанных газов. Также проверяется герметичность дополнительно установленной гидравлики

- проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами

- проверка отсутствия внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства. Например, проверка на установку незаконного газового оборудования

Что должен или обязан сделать контролер после проведения им успешного предрейсового осмотра?


Какая ответственность грозит за выезд автомобиля на линию без предрейсового осмотра?


Согласно действующего законодательства за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. Вот выдержка из КоАП РФ:

Статья 12.31.1 КоАП РФ

КоАП РФ Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств -

Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц - 5 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 2 500 рублей; на должностных лиц - 20 000 рублей; на юридических лиц - 100 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей; на юридических лиц - 30 000 рублей.

Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере 1 500 рублей; на должностных лиц - 10 000 рублей; на юридических лиц - 25 000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как юридические лица.

Когда вступает в силу новый порядок проведения предрейсовых осмотров?

Новый приказ Минтранса №141 вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования. По данным Российской газеты документ, т.е. закон вступает в силу 25 декабря 2017 года.