Индийцы сикхи. Сикхизм религия

Сикх – высокопоставленный чиновник

В Дели, куда первым делом попадают прилетающие в Индию казахстанцы, часто можно встретить мужчин в костюмах и обуви европейского или полу-европейского фасона, с окладистыми пышными бородами, иногда заправленными в сетки и подвязанными к подбородку. У них длинные нестриженые волосы, собранные в пучок, поверх которого красуется цветной тюрбан. На запястье правой руку у них стальной браслет. Или женщин, которые вместо сари носят своеобразные брючные костюмы (паджам) с длинными шарфами (камаз), перекинутыми за спину. Это сикхи – последователи сикхизма, одной из религий, зародившихся в Индии в XV в. Место рождения сикхизма – северо-запад страны, Пенджаб. Эта территория является в Индии самой многострадальной. Все чужеземные завоеватели, рвущиеся в Индию, первый удар наносили по Пенджабу, поскольку с других сторон страна защищена либо высокими, труднодоступными горами, либо водами океана. Постоянные нашествия чужеземцев сформировали у населения Пенджаба готовность в любой момент взяться за оружие и пожертвовать своей жизнью.


Чужеземные завоеватели приносили и свои вероучения. Пенджаб стал первой индийской территорией, где начал утверждаться ислам. И изгнанные из Ирана и других мусульманских стран суфии – последователи одного из течений в исламе, находили здесь прибежище. Суфии полагали, что конечная цель человека – общение и слияние с Богом, и достичь этого можно, если отречься от мира, вести аскетический образ жизни, погружаться в размышления о божестве, петь молитвы, повторяя в них имя Бога. Они считали необходимым самоотречение под руководством духовных наставников – шейхов. Бедность в суфизме расценивалась как один из праведных путей в противовес богатству и роскоши.


И в рамках основной религии Индии, индуизма, возникло реформаторское движение бхакти, получившее особое распространение на севере страны. Последователи этого движения бхакты не признавали никаких посредников при общении с Богом, отрицали роль брахманов – высшей индуистской касты, отвергали обряды и церемонии индуизма. Фактически суфии и бхакты проповедовали одни и те же идеи – необходимость всеобщей любви и братства между людьми разного происхождения и достатка. Идеи суфизма и бхакти не могли не найти отклика в душах населения Пенджаба, который к середине XV столетия представлял собой бурлящий котел религиозных идей, был раздираем кастовыми противоречиями. Отсутствие единства являлось сильным тормозом в единении пенджабцев, которое было столь необходимо при отражении любой внешней агрессии. В этих условиях в Пенджабе возникает новое религиозное течение – сикхизм, вобравшее многие черты как бхакти, так и суфизма. Основателем сикхизма и первым сикхским гуру был Нанак (1469–1539), бывший по происхождению индуистом кхатрийской касты беди. Нанак провозгласил равенство всех людей независимо от религии, касты, пола, как созданий единого Бога. При этом отрицал аскетическое служение Богу (в этом он расходился с суфистами), проповедовал благочестивую мирскую жизнь. Нанак ввел в обычай и совместные трапезы из общей посуды представителей разных каст, что до этого было немыслимо для индуистов. У Нанака в Пенджабе появилось много последователей, сикхов (в переводе – «ученик»).


Золотой храм в Амритсаре

В дальнейшем у сикхов было еще девять гуру, почти каждый из которых внес свой вклад в развитие исходных идей Нанака, ввел какие-то новые элементы в религиозную практику сикхов, в их повседневную жизнь.


При третьем гуру Амар Дасе сикхская община стала более консолидированной. Он установил, что дважды в год – весной в месяце Байсакхи (апрель–май) и осенью на Дивали – все сикхи собираются возле гуру. Амар Дас сделал совместное принятие пищи, введенное Нанаком, ритуалом, символизирующим равенство и братство сикхов, независимо от кастового и общественного положения. Третий гуру призывал к межкастовым бракам, стал выступать против затворничества женщин и против многоженства, к бракам вдов (это неслыханное дело для индуистов), также запретил сати – издавна распространенный в Индии обычай самосожжения вдов.


Четвертый гypy Рам Дас вошел в сикхскую историю как создатель священного города Амритсар. В 1577 г. он купил участок земли и заложил город Гуру Чакк. В нем был вырыт священный пруд Амритсар, что в переводе означает «Океан амриты». Амрита – в архаической мифологии индоариев напиток, которым боги подкрепляют силы, поддерживают свое существование. Название пруда стало названием города. При пятом гуру, Арджуне, в центре этого пруда в 1588 г. был заложен Харимандир – главный сикхский храм. Строили храм десять лет. Для этого пригласили лучшего архитектора Индии, правда, мусульманина. Однако что из этого, сикхи верят в единого Бога. Храм был разрушен моголами и восстановлен в начале XIX в. в мраморе. Тогда же его покрыли медными позолоченными пластинками. Отсюда название, данное европейцами, – Золотой храм. Это сооружение является замечательным образцом индийской архитектуры. Золотой храм представляет собой комплекс зданий, в том числе и Акал Тахт, который находится на западной стороне священного пруда. По традиции в Акал Тахт на ночь переносят священную книгу Ади Грантх из Золотого храма, которую каждое утро торжественно переносят обратно. В Акал Тахте хранятся также драгоценные для сикхов предметы, например, оружие гуру.


7 октября 1708 г. гуру Гобинд Сингх умер от последствия ранения, нанесенного двумя фанатиками-мусульманами. Но перед смертью он успел созвать сикхов, велел принести Ади Грантх и сказал такие слова: «Имейте Ади Грантх вместо меня». С тех пор сикхи верят, что Гобинд Сингх – их вечный гуру и прекратилась традиция иметь живого гуру.


Сикх на посту около вечного огня под Воротами Индии в Дели

В конце XVIII в. на историческую арену вышел новый вождь сикхов – Ранджит Сингх (1780–1839), создавший независимое сикхское государство. Это было сильное государство с хорошо оснащенной и организованной армией, одержавшей немало славных побед. Тот период в сикхской идеологии воспринимается как «золотой век» в истории Пенджаба, а жизнь Ранджита Сингха, протекавшая в непрерывных войнах, до сих пор воспевается пенджабцами. Его богатства были сказочны. Даже легендарный бриллиант Кохинур попал в его руки. Этот алмаз, найденный согласно легенде около 5000 лет в Индии, принадлежал многим правителям. Сначала раджам из династии государства Малвы. Затем делийскому султану, Великим Моголам, правителю Ирана Надир-Шаху, афганскому правителю Ахмед-паше Абдали. Сын последнего по имени Шуджа, завладевший Кохинуром, в результате борьбы за престол был заточен в тюрьму в Кашмире. О том, как алмаз попал в руки Ранджита Сингха, известны по крайней мере две версии. По одной из них, жена Шуджи обратилась за помощью к Ранджиту Сингху, обещав за спасение мужа Кохинур. Ранджит захватил тюрьму, где находился Шуджа, вывез его в Пенджаб и в 1813 г. стал владельцем бриллианта, за который все же отдал жене Шуджи 300 тысяч рупий. По другой версии, Шуджа бежал из тюрьмы без помощи Ранджита, прихватив с собой драгоценности и Кохинур. Вместе с семьей он нашел убежище в Лахоре, у Ранджит Сингха. Когда последний узнал об алмазе, то решил под пытками выведать его местонахождение, причем пытки применил не к слепому Шудже, а к его жене. Женщина не выдержала и решила отдать алмаз, но с рядом условий: освобождение пленников, гарантия их безопасности и пожизненная пенсия. Ранджит согласился. Он выплатил Шудже 125 тысяч рупий и дал ему пожизненную пенсию в 60 тысяч рупий в год. После аннексии Пенджаба англичанами Кохинур перешел к Ост-Индской компании, которая преподнексла его в дар королеве Виктории. Позже его вмонтировали в английскую корону. Но перед этим алмаз подвергли переогранке, в результате которой он приобрел плоскую форму и потерял 57% своей драгоценной массы. Ныне Кохинур хранится в Тауэре. На него претендуют Индия, движение «Талибан», Пакистан и Иран.


Сикх – торговец

После смерти Ранджита Сингха сикхское независимое государство просуществовало недолго. Мать шестилетнего правителя, сына Ранджита, ставшая регентшей, и ее советники решили сдать Пенджаб англичанам. И в 1849 он был присоединен (последним в Индии) к территории Ост-Индской компании.


Сикхизм, как и все другие религии, так и не смог в полной мере воплотить в жизнь те идеалы, которые проповедовали гуру. Так, не были изжиты касты среди сикхов. С одной стороны, сикхи считают, что путь к спасению открыт для представителей любой касты и отвергают идею ритуального осквернения при общении с представителями низших каст. Между тем при выборе брачного партнера обычно соблюдают кастовые предписания. Не смог сикхизм и объединить всех пенджабцев. Даже в самой этой религии появились секты. Например, намдхари. Ее представители верят в живого гуру. Или упомянутые выше саханджхари – те сикхи, которые не принимают новаций десятого гуру Гобинда, т. е. не становятся членами хальсы.


Перейти в сикхизм может любой. В настоящее время сикхами становятся и жители других стран. Так, в Москве есть сикхская община из числа неиндийцев, которая собирается возвести в первопрестольной гурдвару.


Сикхcкая гурдвара в Дели

Сикхи приветливо и гостеприимно относятся к последователям других религий. Вход в их храмы – гурдвары («дверь гуру») открыт и для иноверцев. Гурдвару можно узнать издалека. Это белокаменные сооружения с позолоченными куполами. Обязательным атрибутом является высокий флагшток, на котором развевается ярко-желтый треугольный флаг с черным символом. В храм полагается входить без обуви, босиком. Более того, следует омыть ступни ног в специальной канавке, выложенной плиткой, с проточной водой. То же самое посетители делают и при выходе из храма. Обувь и другие вещи можно сдать в камеру хранения. Внутри храма нельзя курить и снимать головной убор. Поскольку в гурдваре бывают и иноверцы, им полагается взять из большого мешка платок и повязать им голову. Обязательным атрибутом гурдвары является общественная трапезная – лангар, символизирующая равенство и братство сикхов. Продукты жертвуют сами же сикхи. Участие в приготовлении пищи и любых работах в лангаре рассматривается как богоугодное дело, и благочестивые сикхи должны принимать в этом активное участие. Сикхи твердо придерживаются правила «путь к душе лежит через желудок», поэтому любой прихожанин и иноверец всегда здесь может бесплатно поесть. Многие сикхи не едят дома, а ходят в гурдвару, где они могут отдохнуть, поговорить с друзьями и приятно провести время. Времени на посещение лангара, чтобы узнать самому, чем там кормят, у меня совсем не было. Да и, откровенно говоря, на момент посещения ближайшей к отелю гурдвары мои знания о сикхах и сикхизме были минимальными, о существовании общественной столовой даже не знал. Подсказать также было некому, поскольку это была одиночная экскурсия, без коллег, без переводчика, в последний день пребывания в Индии, буквально за пару часов до отъезда в аэропорт. Поэтому остается поверить рассказам других туристов: еда там простая, но сытная. Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние. Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. В знак благодарности можно чуть поклониться, сложив ладони вместе вертикально.


Священный пруд при сикхcкой гурдваре в Дели

При гурдварах есть и бесплатные гостиницы для паломников. Например, при Золотом храме почетным сикхским делегациям выделяются отдельные комнаты, а все остальные могут разместиться на циновках во дворе. Для иностранцев выделено отдельное помещение, которое охраняет бдительная стража. Она здесь не бесполезна. Возле входа висит щит с фотографиями воров, пойманных в гостинице. Ни у одного из воров нет чалмы и бороды, все они были здесь случайными людьми. Сикхи не воруют.


Так что, если вы, находясь в Индии, по тем или иным причинам оказались без средств к существованию, смело можете идти в ближайшую гурдвару. И накормят, и разместят. Внутри гурдвары сидят музыканты и исполняют гимны. Посетители входят, совершают поклон Ади Гратхи (Священной книге), которая хранится под балдахином в центре гурдвары, и медитируют, сидя на ковре и слушая пение.


При гурдварах есть священный пруд, который полагается постепенно обходить по часовой стрелке под медитативную музыку. Считается, что омовение в пруду приносит удачу и здоровье. Поэтому здесь плавают десятки паломников. Мне приходилось слышать о гурдваре, построенной высоко в горах. Вода в пруду там необычайно холодная, но и это не останавливает паломников.


В Индии сикхов насчитывается 2%. Однако в ряде сфер их представительство более значительно. История родины сикхизма Пенджаба, проходившая в почти беспрерывных войнах, способствовала тому, чтобы сикхи становились воинственными, храбрыми. Поэтому из них получаются хорошие военные, пожарные, спасатели, телохранители. Среди людей этих профессий процент сикхов заметно выше, чем в среднем по Индии. Впрочем, воинственность сикхов создает индийскому обществу и определенные проблемы, поскольку среди них встречаются и крайне радикалы, объединяющиеся в экстремистские организации, действия которых активизировались на рубеже1970–80-х гг. Происходили покушения на индуистов, членов сикхской секты ниранкари (объявленной до этого вне сикхизма), на полицейских, на «сикхов-предателей». В целом террор 1980–83 преследовал цель вызвать отток индусов из Пенджаба, тем самым закрепить мононациональный статус штата, чтобы в конечном итоге облегчить установление самостоятельного сикхского государства. В августе 1982 лидеры сикхских радикалов перенесли свою резиденцию в Золотой храм в Амритсаре, который превратили в крепость, и оттуда предпринимали вооруженные вылазки. Это вынудило правительство Индии 3 июня 1984 г. отдать приказ о штурме храма. Бои шли четыре дня с применением артиллерии и танков. В результате большинство боевиков было убито, но погибли также до 100 солдат и сотни находившихся в храме паломников. Золотой храм получил сильные разрушения, правда, позже был полностью восстановлен. В то время премьер-министром страны была Индира Ганди. И за приказ о штурме Золотого храма поплатилась жизнью: 31 октября 1984 г. она была убита двумя охранниками-сикхами. Сикхские террористы, значительно снизив активность, действуют до настоящего времени. Но в целом сикхи – миролюбивы, гостеприимны, трудолюбивы.


Омовение ног перед входом в сикхcкую гурдвару в Дели

Нынешний премьер-министр Индии Манмохан Сингх также является сикхом. Это самый высокий пост, который когда-либо занимал сикх за всю историю независимой Индии.


В предместье Нью-Дели есть место Гобинд Садан (Дом Бога), известное во всем мире. Оно основано святым человеком по имени Баба Вирса Сингх, или, как его называют, Махараджи, Бабаджи. Своими учителями Махараджи считает десятого гуру Гобинд Сингха и Иисуса Христа. Он не только лидер сикхов, но и один из духовных учителей Индии, авторитетнейший человек, святость которого чтут и на государственном уровне, и среди простых людей. Широко известен и за пределами Индии, совершает поездки в другие страны. В 1988 г. был даже в качестве личного гостя Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. К Бабаджи едут люди разных религий со всего мира, чтобы получить благословение, среди них и известные личности. Также ему приписывают способность исцелять больных и даже воскрешать умерших. Философия Махараджи основана на идеях добра, человеколюбия, веротерпимости, единого Бога. Поэтому в Гобинд Садане отмечают праздники всех религий мира.



В начале XVI в. как одна из религиозных сект бхакти (санскр. "преданность", "любовь к Богу"). Последователи бхакти считали, что для личного спасения человеку достаточно иметь лишь беспредельную любовь к Богу и отвергали почитание жрецов и выполнение обрядов. Главным в учении бхагти было то, что оно провозглашало равенство перед Богом всех людей и отрицало кастовое деление.

Территория Пенджаба, особенно во время возникновения там сикхизма, была ареной напряженной междоусобной борьбы, где непрерывно велись ожесточенные и кровопролитные войны. Постоянная необходимость вести борьбу с врагом оказала огромное влияние на весь образ жизни и мысли сикхов, превращая их почти поголовно в солдат.

Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469-1539 гг.). Нанак соединил отдельные положения индуизма с идеями бхакти и ислама, но при этом он никогда не разделял до конца воззрения тех религий, откуда черпал свои идеи. Это позволило учению Нанака в скором времени выделиться в самостоятельную религиозную систему.

Сикхизм провозгласил равенство всех людей перед богом, независимо от их касты и социального положения, а также отверг культовую обрядность и внешние формы почитания божества. Демократические принципы, которые утверждал сикхизм, обеспечили ему популярность среди самых широких слоев населения.

Характерной особенностью сикхизма является то, что в нем практически отсутствует развернутая религиозно-философская система. В основе сикхизма лежит идея единого бога (или, скорее, божественного начала), выражающего себя во всей природе и в человеке. Сикхам было одинаково чуждо как обожествление животных и поклонение статуям, как это принято в индуизме, так и образ Всевышнего, сотворившего мир, как учит ислам. В духовной поэзии сикхов безличный бог предстает в образе гигантского огня, искры которого разлетаются далеко вокруг. Эти искры и есть человеческие души. Души, заброшенные в мир, обрекаются на скитания из одной телесной оболочки в другую, подчиняясь закону кармы. И прекратить это мучительное странствие души не помогут ни жертвоприношения, не аскеза или отшельничество, ни далекие паломничества - т. е. ничто из того, к чему прибегают в своей практике индусы и мусульмане. Единственное, что приводит к желанной цели обретения спасения - это добрые дела, которыми очищается душа, преданная богу. Средством освобождения от кармы становится следование законам общины, и дисциплина воина начинает приобретать черты религиозного культа.

Культовые обряды у сикхов существует, но их совершают не жрецы, а сикхи-воины, равные друг другу перед лицом безличного божества. Отсутствие профессиональных священнослужителей до сих пор резко отличает сикхов от всех остальных индийских общин.

И все же, отвергнув касты, сикхи фактически сами образовали гигантскую касту воинов. Многие сикхи и в наши дни остаются верными своему традиционному занятию - воинской профессии. Поэтому процент сикхов в индийском офицерском корпусе очень высок.

При преемниках Нанака сикхизм получил организационое оформление. 3-й гуру Амар Дас (1552-1574 гг.) превратил власть гуру в наследственную и стал основателем династии сикхских духовных правителей. Его преемник, 4-й гуру Рам Дас основал столицу сикхов - город Амритсар, в котором был построен знаменитый Золотой Храм. 5-й гуру Арджуна (1581-1606 гг.) составил священную книгу сикхов Адигрантх ("Изначальная Книга"), хранящуюся в Золотом храме. Во время праздников огромный фолиант этой книги выносят из храма и в торжественной процессии проносят по улицам города.

При 10-м (и последнем) гуру Говинд Сингхе (1675-1708 гг.) были проведены серьезные реформы внутри общины сикхов, в результате которых община окончательно превратилась в сплоченное военизированное объединение. В 1699 г. Говинд Сингх собрал общий съезд сикхов, на котором объявил их общиной равных (хальсой), а общее собрание - высшим органом сикхов. Наследственная власть гуру была отменена. В это же время были установлены и некоторые внешние знаки, которые отличали сикхов от остального населения Пенджаба. Был введен особый обряд посвящения в члены общины - пахул, обязательный для каждого сикха. Все сикхи были обязаны носить тюрбан, узкие штаны до колен, длинные волосы и бороду и постоянно иметь при себе три стальных предмета: меч, гребень и браслет. Каждому сигху присваивался благородный титул "сингх" (лев).

В начале ХVIII в. хальса сикхов возглавила борьбу народов Пенджаба против империи Великих Моголов, в результате которой в 1765 г. на территории Пенджаба было создано независимое государство сикхов. В 1849 г. англичане после двух ожесточенных войн захватили это государство.

В настоящее время число последователей сикхизма составляет около 6 миллионов человек. Сикхи в основном проживают в штате Пенджаб.

(духовным учителем) Нанаком ( -).

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек , 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна . Это девятая по численности последователей религия в мире .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак , родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб , округ Лахор , Пакистанский Пенджаб).

    Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

    После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию , гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе , где и сформировалась сикхская община . Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

    Морально-этические нормы сикхизма

    Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

    Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом - веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами - можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и люди не могут выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними - это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи - и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен жить в оптимизме, радости и надежде.

    Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех - манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие - это отвратительное проявление эгоизма .

    Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

    В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке - но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

    Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

    Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

    Сикхизм о душе и реинкарнациях

    Человек не начинает свою жизнь с пустого места - он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несёт ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать всё своё прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

    Сознавание своего «Я» - это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом - до уровня Природы, и дальше - до уровня Бога. Сикхи - не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

    Учителя сикхов

    С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать - это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

    Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. ) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью, Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.

    Ритуалы

    Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов , который обозначился к началу XVIII века . Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

    • Провинцию Пенджаб , современный Пакистан
    • Штат Пенджаб , современная Индия
    • Союзную территорию Чандигарха , Индия
    • Штат Харьяна , Индия
    • Штат Химачал-Прадеш , Индия
    • Бывшее «туземное государство» Джамму , Индия
    • Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
    • Зону племён, Пакистан
    • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
    • Части северо-восточного Афганистана

    После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично - «туземных государств», частично - территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор .

    Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) - Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

    С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в , конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета , с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

    После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

    Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556-1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха , власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам , и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

    С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов ; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди - в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан . Решение

    Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в Талванди (округ Лахор). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали четко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, и вождями.

    Хармандир Сахиб (Золотой храм) - святыня сикховДесятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине - хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

    Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX века, глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 г. сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх, (с 1843 до 1849) был смещен ими с престола и далее получал пенсию

    Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

    Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

    Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего - ни рая, ни ада, ни трёх миров - только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

    Форма поклонения Богу в сикхизме - медитация. Никакие другие божества, демоны , духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

    Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учения о воздаяниях в следующей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и «благих деяниях» - всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими . Посты и обязательства не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

    Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

    Что следует делать правоверным сикхам? В первую очередь - быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом - Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами - можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними - это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи - и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.

    Хотя многое в сикхской религии похоже на еврейскую, сикхи отказываются признать свое «родство» с иудаизмом. Бог сикхов не связан с «избранным народом» и не провозглашает национального или кастового неравенства, никого не ведёт и никого не наказывает. Бог не проявляет себя в виде «голосов с неба», знамений и требований. Бог никого не призывает к священной войне и не накладывает на людей такое множество ежедневных обязанностей, как в еврейской традиции. Бог не призывает народ изолировать себя от других - наоборот, сикхи относятся к другим народам как к своим братьям.

    Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех - манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие - это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючок страха перед смертью, предлагая «спасение», рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех - никто не знает куда ты попадешь и не имеет право об этом рассуждать, чтобы принудить тебя.

    Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

    В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке - но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

    Все люди одинаковы - у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

    Сикхизм о душе и реинкарнациях
    Человек не начинает свою жизнь с пустого места - он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля , и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

    Внутри нас - беспредельная глубина, и мы сами способны увидеть собственные грехи и собственное невежество в том свете, который мы находим внутри себя.

    Сознавание своего «Я» - это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя свое сознание, мы воспринимаем других как часть самого себя. Мы поднимаемся от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом - до уровня Природы, и дальше - до уровня Бога. Сикхи - не подвижники, и не материалисты, они выбирают серединный путь.

    Как не следует манипулировать людьми, так не следует манипулировать и природой, и природными силами. Чрезвычайно увлекаясь этим, учёные создают иллюзии . Что является лекарством от болезней? Только то, что повышает иммунитет, повышает внутреннюю сопротивляемость и волю больного.

    Ритуалы
    Каждый сикх проходит процедуру Амрит (аналог христианского крещения). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К) - кеш (англ. Kesha) (нетронутые волосы, спрятанные под чалму (Keski)),

    Kangsha- гребень, поддерживающий волосы, Kara - стальной браслет, Kachla -нижнее белье, Kirpan - меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

    Погребальная церемония сикхов - кремация. После кремации пепел умершего бросают в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

    Хотя сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они их считают важным для объединения людей между собой и сплочении их друг с другом, для изучения традиции и писания, для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Формы и ритуалы помогают придать идеалу реальную форму, почувствовать его и сделать более осязаемым для себя и других, хотя в них нет абсолютной необходимости. Главное - чтобы формальности и ритуалы не привязывали к ограниченным местным традициям и не убивали духовности. Каждая душа неповторимо индивидуальна, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

    Священная книга сикхов

    Основы вероучения сикхизма изложены в книге «Ади грантх» (букв. «Изначальная книга», другие названия - «Гуру Грантх», «Гуру Сахиб», «Грантх Сахиб»). Она содержит сочинения сикхских гуру Нанака, Ангада, Амар Даса и др. «Ади Грантх» считается символическим представителем всех гуру, средоточием их учения и божественной мудрости, что придает ей в глазах верующего сикха статус «Книги книг». «Ади Грантх» - главный объект религиозного почитания. Книга содержит более 6 тыс. стихов; гимны расположены в соответствии с рагами индийской классической музыки, так как все они были предназначены для чтения нараспев в классическом стиле.

    Также сикхи живут в странах Юго-Восточной Азии , Африки , на острове Фиджи , Великобритании , преимущественно в крупных городах. Общая численность народа достигает более чем 20 млн человек . Говорят на языке пенджаби индоарийской группы индоевропейской семьи. Религия сикхов - сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама , но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

    История

    Сикхи вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII - нач. XVIII вв.) и создали своё государство в Пенджабе (1765-1849 гг), где возник сикхизм - дхармическая религия, как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов. Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая при взаимовлиянии индуизма и ислама. Завоевав Индию , мусульмане не смогли одолеть многовековые традиции индуизма и довольствовались сосуществованием с ним. Некоторые мыслители призывали к объединению мусульман и индусов на основе нового учения. Основателем сикхизма стал гуру (учитель) Нанак (1469-1539 гг). Он много путешествовал, побывал даже в Мекке , а в начале XVI в. поселился в Пенджабе и стал проповедовать новое учение. Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504-1552 гг), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас (1479-1574 гг), который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества, сложил ряд гимнов. Четвёртым гуру стал зять Амар Даса - Рам Дас (1534-1581 гг), прославившийся как знаток и толкователь гимнов. Он заложил город Амритсар («Пруд бессмертия»), который превратился в крупнейший духовный центр сикхизма, равно как и в торговый центр северной Индии. Сан наставника-гуру сделался наследственным при сыне Рам Даса - Арджуне (1563-1606 гг). Арджун составил «Ади Грантх» - сикхский канон . Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей. Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (1675-1708 гг) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине - хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда , но в 1716 г. он был казнен в Дели . После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов). Сикхи вели длительные войны против Моголов и афганцев , закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 20-м годам XIX в. глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх (1780-1839 гг) объединил сикхские конфедерации и распространил власть сикхов до Кашмира и Хайберского перевала . После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами , которые укрепились на другом берегу реки Сатледж . В 1846 г. англичане нанесли сикхам серьезное поражение, а после второго поражения в 1849 г. Пенджаб был присоединен к Британской Индии . Последний сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх (1843-1849 гг) был смещен с престола и до конца жизни получал пенсию от английского правительства .

    Расселение и численность

    В основном сикхи живут в штате Пенджаб, отдельные группы есть и в других районах Индии, в странах Юго-Восточной Азии, Африки, на острове Фиджи, Великобритании и др. Общая численность свыше 20 млн человек. По данным на 2008 год в Индии проживают 19,215,730 человек , в Великобритании - 389,000 , на островах Фиджи - 4,674 . Этническая основа сикхов - пенджабцы .

    Социальная структура

    Семьи народа в основном малые, большинство семей моногамные, патрилинейные .

    Учения сикхов

    Сикх означает «ученик». Сикхи являются учениками универсального религиозного учения. Это учение было передано в Индии десятью духовными учителями, которых называли Гуру . Первым из них был Гуру Нанак , который родился в Северной Индии в пятнадцатом веке, когда люди были очень угнетены, но зато процветали невежество, преступления, неуважение и мошенничество. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и, что нам нужно любить Бога , что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без Его приказа . Бог - всемогущий и всепронизывающий Творец, непостижимый и недосягаемый. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа - он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через Имя, и таким образом появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме - он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его Именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения. Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии - это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в Природе и возвращается к Творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

    Священная книга сикхов

    Морально-этические нормы сикхизма

    Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям на Земле независимо от их происхождения, однако готовы защищать с оружием в руках свою свободу. Сикхам предписывается искать и проявлять в себе данные Богом веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто никого не принуждает к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или последующей жизни. Искренние добрые деяния возникают естественно, как дар от Бога, который можно открыть внутри себя. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - противоестественны и невыгодны: поступая так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи. Страшным грехом считается манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие.

    Ритуалы сикхов

    Каждый сикх проходит ритуальное посвятительное омовение (амрит). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (правило пяти «К»):

    • Кеш (Kes) - нетронутые волосы, спрятанные под обязательную чалму
    • Кангха (Kangha) - гребень, поддерживающий волосы
    • Кара (Kara) - стальной браслет
    • Качх (Kaccha) - короткие штаны в качестве нижнего белья
    • Kирпан (Kirpan) - меч или кинжал, спрятанный под одеждой

    Это обязательные правила. При этом меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

    В дополнение к крещению, другими основными обрядами в жизни сикхов являются церемония присвоения имен вскоре после рождения, брака и ритуалы, окружающие смерть и кремацию . После совершения погребальной церемонии пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним. Хотя сикхи не придают принципиального значения обрядам и церемониям, они считают их важными для сплочения людей, изучения традиции и писания, для взаимопомощи в раскрытии внутренней любви. Обряды и ритуалы помогают придать идеалу осязаемую форму. Каждая душа индивидуально неповторима, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

    Сикхи и сикхизм в современной Индии

    С разделом бывшей Британской Индии в 1947 г. на Индию и Пакистан между мусульманами и сикхами разгорелись конфликты, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 г. территория штата Пенджаб уменьшилась за счёт выделения нового штата - Харьяны . Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 70-х гг. ХХ в.: сикхи обвинили индуистское большинство в дискриминации. Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан . В начале 80-х гг. ХХ в. особое влияние приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством главная святыня сикхов - Золотой храм в Амритсаре - была превращена в укрепленную крепость. В июне 1984 г. индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс; Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди , премьер-министр Индии, была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая унесла жизни тысяч сикхов. Гражданская война в Пенджабе длилась более десяти лет, привела к гибели более 20 тысяч человек .

    В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии традиционно воинственные сикхи занимают 20 % всех должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение - например, при выборе брачных партнеров. Многие сикхи занимаются сельским хозяйством и являются успешными фермерами .

    Одежда

    Одежда сикхов достаточно своеобразна, особенно это своеобразие проявляется в мужской одежде. Мужчины носят лунги и штаны, рубахи, жилеты, тюрбан (пагри). Они не стригут волос и не бреют бороды, которую подвязывают особым образом к подбородку. Женщины носят, как правило, юбки и обязательно покрывают голову .

    Напишите отзыв о статье "Сикхи (народ)"

    Примечания

    Ссылки

    Литература

    • Альбедиль М. Ф. Сикхи // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / М. Ф. Альбедиль. - М., 1996. - С. 161-164.
    • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии / А. Володин // Народы Африки и Азии. - 1989. - № 1. - С. 214.
    • Захарьин Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV - первой половине ХIХ вв / Б. А. Захарьин. - М., 2000, С. 40.
    • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей . Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001. - С. 371
    • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - С. 482.
    • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи - великие воины Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 474 с.
    • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. - 2009. - P. 96.
    • Cheema I. K. Sikh Communal Consciousness and State Violence in India // Pakistan Horizon, Vol. 59, No. 3 (July 2006), pp. 67-82.
    • Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), pp. 108-116.
    • Murphy A. History in the Sikh Past // History and Theory, Vol. 46, No. 3 (Oct., 2007), pp. 345-365.
    • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. - New York, 1995. - P.105.

    Отрывок, характеризующий Сикхи (народ)

    После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
    – Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
    «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
    – De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
    – Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
    Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился.
    – Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения.
    Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора.

    Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам.
    Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе.
    Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию.
    Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия.
    Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения.
    Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:
    «С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
    В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
    24 орудия гвардейской артиллерии,
    30 орудий дивизии Компана
    и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
    Всего – 62 орудия.
    Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
    Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
    В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
    Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
    По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
    Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
    Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
    Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
    В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
    Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
    В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
    Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
    Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
    Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
    Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
    Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

    Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
    Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
    Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
    В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
    Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu"il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
    Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l"Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l"Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l"Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l"Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
    И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.
    Тем более 26 го августа насморк Наполеона не имел значения, что показания писателей о том, будто вследствие насморка Наполеона его диспозиция и распоряжения во время сражения были не так хороши, как прежние, – совершенно несправедливы.
    Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение.
    Диспозиция, составленная Вейротером в Аустерлицком сражении, была образец совершенства в сочинениях этого рода, но ее все таки осудили, осудили за ее совершенство, за слишком большую подробность.
    Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.