Фгос санпин средняя школа о добровольном посещении. Санпин для школ

IV. Требования к зданию

<...>

4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета:

Не менее 2,5 м 2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

Не менее - 3,5 м 2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м 2 .

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена.

4.10. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть оборудованы лаборантские.

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

4.12. Набор и площади помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

При размещении спортивного зала на 2-м этаже и выше должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия.

Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательной организации и его вместимости. Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м, 12,0 х 24,0 м, 18,0 х 30,0 м. Высота спортивного зала при проектировании должна составлять не менее 6,0 м.

4.14. При спортивных залах в существующих общеобразовательных организациях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. Рекомендуется оборудовать при спортивных залах раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов, площадью не менее 4,0 м 2 ; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные, площадью не менее 14,0 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые, площадью не менее 12 м 2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты, площадью не менее 8,0 м 2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

4.16. При устройстве бассейнов в общеобразовательных организациях планировочные решения и его эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.<...>

4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1–4 классов, и на высоте 0,7–0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5–11 классов.

Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца.<...>

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.<...>

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов – не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50–70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены – не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, – не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски–- не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом – 70–90;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели – не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II–III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. <...>

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20 °С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20–24 °С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22 °С, душевых – 25 °С. <...>

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 °С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °С проветривание в спортивном зале следует прекращать. <...>

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. <..>

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. <...>

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

7.2.3. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения. <...>

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах – 300–500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования – 500 лк, в кабинетах информатики на столах – 300–500 лк, на классной доске – 300–-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк, в рекреациях (на полу) – 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради jсвещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

<...>

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. <...>

10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся. <...>

10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. <...>

10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

  • физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
  • организованных подвижных игр на переменах;
  • спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
  • внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
  • самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. <...>

10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки. <...>

10.27. При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренными образовательной программой, связанными с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам. <...>

XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций

11.1. Во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся. <...>

11.7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации . <...>

В любом образовательном учреждении со временем происходят изменения в учебном процессе. Они включают в себя исправления прошлых ошибок, выявленных в процессе обучения, и современные требования к образовательному процессу. На основе накопленного опыта и новых тенденций разрабатываются документы, которые обеспечивают безопасность и корректность образовательного процесса. Таким изменениям в 2015 году подвергся и основополагающий документ СанПиН для школ 2.4.2.2821-10, который регулирует санитарные правила общеобразовательных организаций.

СанПиНы для школы в 2015–2016 году, подверглись изменениям по многочисленным направлениям. Больше всего изменений претерпели питание и температурный режим в школе.

Изменения СанПиН, школьное питание

Изменения в СанПиН для школ 2015–2016 коснулись и такой важной для любого ребенка и родителя темы как питание. В новый СанПиН включены разделы, касающиеся оборудования школьных помещений и организации школьного питания. Были добавлены следующие пункты, которых не было в основной редакции документа:

  • 5.19.14. В этом пункте указаны требования к производственным помещениям столовых в школах. Теперь производственные помещения столовых должны включать в себя цех обработки овощей, заготовочный и горячий цех, а также раздельные моечные для столовой и кухонной посуды;
  • 5.19.15. В данном пункте образовательным учреждениям прямо указывается на соответствие организации школьного питания с нормами СанПиН 2.4.5.2409-08, в котором прописаны все нормы и требования;
  • 5.19.16. Здесь идет речь об организации питания и питьевого режима, которые также предусмотрены в нормах СанПиН 2.4.5.2409-08. Также сказано о том, что график питания и его кратность обязаны учитывать время пребывания в школе.
  • Таким образом, изменения способствуют улучшению качества питания и соответствию со всеми необходимыми нормами.

    Температурный режим в школе СанПиН 2015–2016

    Многие из родителей помнят, что обучавшись в школах, они постоянно испытывали сильные температурные перепады. Невыносимая духота в кабинетах и распахнутые настежь окна нередко приводили к учащению простудных заболеваний. Новый СанПиН для школ 2015–2016 предусмотрел одну из ранее неотмеченных проблем с температурой в комнатах личной гигиены учащихся. В школьных кабинетах личной гигиены необходимо поддерживать температуру 19 – 21 градус по Цельсию. Теперь в любых школах не допускается использование надворных санитарных узлов. Таким образом, уже оборудованные туалетами школы обязаны предусмотреть вентиляцию, регулирующую температурный режим, а не оборудованным – предусмотреть данный пункт при постройке.

    Температура в школе по СанПиН

    СанПиНы для школы в 2015–2016 году предусматривают контроль температуры не только в учебных кабинетах, но и допустимые значения температур для занятий вне школы. Каждому родителю полезно знать, при каких температурах его ребенок может заниматься учебной деятельностью, а в каких случаях это будет недопустимо. Рассматривается три пункта, различающихся местонахождением учащихся:

    • температуры, при которых отменяются занятия в школах. Занятия в школах отменяются при экстремально низких температурах на улице, в значение принимается также и скорость ветра. В случае отмены занятий родители информируются через средства массовой информации. К тому же у многих школ появляются собственные системы внешнего мониторинга и их результаты публикуются на собственных сайтах;
    • температуры, при которых проводится обучение только внутри школьных помещений, отменяются занятия на свежем воздухе. Таблица поможет сориентироваться в допустимости таких занятий при минусовых температурах в градусах Цельсия:
    • температурный режим в школе по СанПиН предусматривает контроль в школьных помещениях. Нормы СанПиН в школе разделяются по сфере деятельности в школьных кабинетах. В учебных классах, столовой, библиотеке, актовом или музыкальном классе, рекреации и других помещениях должна поддерживаться температура от 18 до 24 градусов по Цельсию. В спортивных залах и мастерских этот показатель составляет от 17 до 20 градусов по Цельсию. График проветривания кабинетов в школе по СанПин не был изменен и все также зависит от температуры воздуха на улице.
    • В соответствии с СанПиН, школа 2015 – 2016 в РФ является безопасным и продуктивным для образовательной деятельности учреждениям. Новый СанПиН для школ 2015 – 2016 с изменениями дополняет и улучшает требования, предъявляемые к школам ранее. Изменения коснулись ранее не рассматриваемых или частично рассматриваемых моментов, которые напрямую влияют на качество учебного процесса. СанПиН по школам – новый стандарт, к которому обращаются руководители и контроллеры учебных заведений. А для родителей нормы СанПиН в школе – это документ, к которому можно обратиться в случае спорных ситуаций, возникающих при обучении.

    4.27. В помещениях начальных классов............ устанавливаются умывальные раковины.

    Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто- возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся

    5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

    Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

    Таблица 1

    Размеры мебели и ее маркировка

    Номера мебели по ГОСТам

    11015-93

    11016-93

    Группа роста

    (в мм)

    Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику по ГОСТу 11015-93 (в мм)

    Цвет маркировки

    Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

    1000 -1150

    Оранжевый

    1150 - 1300

    Фиолетовый

    1300 - 1450

    Желтый

    1450 - 1600

    Красный

    1600 - 1750

    Зеленый

    Свыше 1750

    Голубой

    Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

    5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

    5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду .

    Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

    В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

    5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

    Между рядами двухместных столов - не менее 60;

    Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

    Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

    От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

    От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

    От первой парты до учебной доски - не менее 240;

    Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

    Высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

    Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

    Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

    Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

    В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

    При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

    Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

    Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

    5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

    Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

    При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

    Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

    6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; ....

    Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

    6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

    Наружная температура С 0

    Длительность проветривания помещения (мин)

    В малые перемены

    В большие перемены и между сменами

    От + 10 до +6

    4-10

    25-35

    От +5 до 0

    20-30

    От 0 до -5

    15-25

    От -5 до -10

    10-15

    Ниже - 10

    1-1,5

    5-10

    VII. Требования к естественному и искусственному освещению

    7.1. Естественное освещение.

    7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

    7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

    Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

    7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

    7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

    Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

    В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

    7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

    Не закрашивать оконные стекла;

    Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

    Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

    Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

    2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);

    2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);

    1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).

    2. Искусственное освещение

    7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

    7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

    Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

    7.2.3. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

    7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

    При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

    7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

    7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

    7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

    7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

    Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

    7.2.9. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

    7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

    X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

    10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

    Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

    10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

    10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

    10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

    В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

    В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

    Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

    10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

    Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

    Таблица 3

    Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

    10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

    Для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

    Для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

    Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

    10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).

    10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.......

    Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.

    В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

    В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.

    10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

    Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.

    10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

    Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

    Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

    Для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

    Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

    Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

    10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

    10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

    Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

    10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

    10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут........

    Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

    Таблица 5

    Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

    Классы

    Непрерывния длительность (мин.) не более

    Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

    Просмотр телепередач

    Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

    Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

    Прослушиваемые аудиозаписи

    Прослушивание аудиозаписи в наушниках

    1 - 2

    3 - 4

    После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

    10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

    10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

    10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

    Физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);

    Организованных подвижных игр на переменах;

    Спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

    Внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

    Самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

    10.25. На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

    10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч.

    10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг....

    10.33. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

    В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

    Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

    При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

    Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

    Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

    При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

    В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

    Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

    Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

    Приложение 3

    Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

    Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся П и Ш ступени образования – на 2, 3, 4-х уроках.

    Неодинакова умственная работоспособность, обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

    Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

    Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

    При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 – 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

    При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

    Таблица 1.

    Шкала трудности предметов для 1-4 классов

    Общеобразовательные предметы

    Количество баллов (ранг трудности)

    Математика

    Русский (национальный иностранный язык)

    Природоведение, информатика

    Русская (национальная литература)

    История (4 классов)

    Рисование и музыка

    Труд

    Физическая культура

    Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10

    физкультурных минуток (ФМ)

    Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

    ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

    2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

    3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

    ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

    1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

    2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

    3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    ФМ для снятия утомления с туловища:

    1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

    2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

    3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

    ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

    Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:

    1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

    2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

    4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

    Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

    4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.

    5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.

    Внеурочная деятельность.

    Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п.

    Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3 классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8 классов.

    Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятель ности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

    Питание.

    Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед - в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник - в 16-17 часов.

    Климатическая зона

    Возраст обучающихся

    Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе

    Без ветра

    При скорости ветра 5 м/с

    При скорости ветра 6-10м/с

    При скорости ветра более 10 м/с

    Северная часть РФ (Красноярский край, Омская обл. и др.)

    До 12 лет

    10 -11 о С

    6 -7 о С

    3 -4 о С

    Занятия не проводятся


    Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

    Цель документа - обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

    Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

    Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

    Требования к помещениям и оборудованию

    СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

    • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся
    • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;

    школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;

    • кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
    • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
    • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых - не больше 25С;
    • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

    Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

    Требования к организации учебного процесса

    Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

    Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

    СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

    Допускается:

    • для учащихся первых классов - 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков - 1 день (за счет урока физкультуры);
    • для учащихся 2-4-х классов - 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков - 1 день (за счет урока физкультуры);
    • для учащихся 5-7-х классов - не более семи уроков ежедневно;
    • для учащихся 8-11-х классов - не более восьми уроков ежедневно.

    Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

    Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут - в 3-4-х классах, 30 минут - в 5-6 классах, 35 минут - в 7-11 классах.

    В начале 2018 года были внесены изменения в СанПин для школы

    Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:

    • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
    • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
    • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).

    Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:

    • свободный доступ к водоснабжению;
    • питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
    • работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.

    Специфика образовательного процесса:

    • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
    • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
    • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
    • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.

    Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.

    Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

    Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.

    Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

    Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

    Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

    При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

    При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

    Таблица 1

    Шкала трудности предметов для 1-4 классов

    Таблица 2

    Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

    Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
    5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
    Химия - - 13 10 12
    Геометрия - - 12 10 8
    Физика - - 8 9 13
    Алгебра - - 10 9 7
    Экономика - - - - 11
    Черчение - - - 5 4
    Мировая художественная культура (МХК) - - 8 5 5
    Биология 10 8 7 7 7
    Математика 10 13 - - -
    Иностранный язык 9 11 10 8 9
    Русский язык 8 12 11 7 6
    Краеведение 7 9 5 5 -
    Природоведение 7 8 - - -
    География - 7 6 6 5
    Граждановедение 6 9 9 5 -
    История 5 8 6 8 10
    Ритмика 4 4 - - -
    Труд 4 3 2 1 4
    Литература 4 6 4 4 7
    ИЗО 3 3 1 3 -
    Физическая культура 3 4 2 2 2
    Экология 3 3 3 6 1
    Музыка 2 1 1 1 -
    Информатика 4 10 4 7 7
    ОБЖ 1 2 3 3 3

    Таблица 3

    Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах

    1. Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели (Приложение 5).

    2. Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см.

    3. Расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной должно быть не менее 50 см.

    4. Расстояние между рядом парт и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, должно быть не менее 50 см.

    5. Расстояние от последних парт до стены (перегородки), противоположной классной доске, должно быть не менее 70 см и не менее 100 см, если данная стена является наружной.

    5. Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см.

    7. Расстояние от первой парты до учебной доски должно быть не менее 240 см.

    8. Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.

    9. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передней партой) должен быть не менее 45°.

    10. Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты независимо от их номера ставят первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Для профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год следует менять местами учащихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе.

    11. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья.

    12. В начальных классах для контроля соответствия роста учащихся функциональным размерам парт следует иметь цветную мерную линейку, на которую наносят соответственно группам мебели цветовые полосы шириной 15 см (фиолетовая - от 1151 до 1300 мм, желтая - от 1301 до 1450 мм, красная - от 1451 до 1600 мм). Линейку располагают вертикально в доступном для учащихся месте, чтобы они могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели.

    Требования к организации ученического рабочего места

    Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося:

    Голова держится прямо или слегка наклонена вперед;

    Корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);


    Руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

    Ноги согнуты под прямым или несколько большим (100 -110º) углом с опорой на пол или подножку парты;

    Расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными пальцами.

    Для оборудования учебных помещений ученической мебелью необходимо руководствоваться данными о распределении комплектов мебели в начальной школе, представленными в таблице 7.2.1

    Таблица 7.2.1

    Примерное распределение парт разных номеров в начальных классах, %

    В классной комнате, оборудованной партами, в конце каждого из 3 рядов устанавливают по 2 конторки. Кроме того, вдоль стены, противоположной светонесущей стене, вместо одноместных парт возможно размещение ряда конторок.

    Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1150-1300 мм составляет 750 мм, 1301-1450 мм - 850 мм и 1451-1600 мм - 950 мм. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками.

    Требования к учебным доскам

    Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

    Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80-90 см.

    Учебные доски оборудуют софитами, которые размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м - в сторону класса перед доской.

    ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

    В учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального образования, могут быть приняты дети, достигшие 6,5 лет к 1 сентября текущего года. Оптимальный возраст начала школьного обучения - 7 лет. Прием детей в первые классы осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья.

    Нормативы образовательной нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели (для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней) в соответствии с таблицей 8.1. Объем образовательной нагрузки равномерно распределяют в течение учебной недели.

    Таблица 8.1

    Обучение в начальных классах целесообразно организовать в первую смену. Для учащихся первых классов обучение в первую смену является обязательным. Учебные занятия следует начинать не ранее 8.30.

    В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре - октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, с ноября - четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать 20 часов.

    Продолжительность урока в 35 минут должна быть сохранена на протяжении всего учебного года.

    Продолжительность урока во 2- 4 классах составляет не более 45 минут.

    При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первом-втором уроках. Контрольные работы целесообразно проводить во вторник - четверг на втором-третьем уроках, но не более одной в день. Основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т. п.

    Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после второго урока) - 15-20 минут. На большой перемене организуют завтрак. После третьего урока - динамическую паузу (обязательную для учащихся первых классов), представляющую собой подвижные игры и спортивные развлечения на свежем воздухе (в случае плохой погоды в помещении) длительностью не менее 40 минут. В те дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры, проведение последующего динамического занятия рекомендуется строить таким образом: первые 20-25 минут самостоятельная двигательная деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в течение 10-15 минут организуют игры средней подвижности.

    Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при положительных результатах гигиенической экспертизы, которую необходимо проводить в установленном порядке в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Структура урока должна быть дробной - включать несколько видов деятельности, но не более шести. Оптимальная плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общей продолжительности урока в процентах) составляет не менее 60% и не более 80%.

    Общая продолжительность письма на уроке для учащихся в возрасте 7-8 лет - не более 10 минут.

    Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью в 1 классе составляет не более 4-5 минут; во 2-3 классах - не более 5-7 минут; в 4 классе - не более 10 минут. Продолжительность непрерывной работы с деревом, проволокой в начальных классах не должна превышать 4-5 минут.

    Занятия шитьем, вышиванием, вязанием в начальных классах не проводят.

    Не допускается работа детей с утилем, стеклом, легко воспламеняемыми материалами, горючими газами и жидкостями, за исключением горючих жидкостей, находящихся в отдельных герметически закрытых емкостях максимальной вместимостью 15 см 3 .

    Безопасность предметов для детского творчества должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

    Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на уроках для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 20 минут.

    Изображение на экране должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок.

    При использовании других аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе определяют в соответствии с таблицей 8.2.