Богородица на престоле значение. Иконы Богородицы

> икона Божией Матери на троне

Икона Богоматерь на троне

Икона «Богоматерь на троне» (еще одно название - «Богородица на престоле») – может рисоваться в любом из иконографических стилей – будь то Панахранта либо Умиление, либо Знамение, либо в другом стиле. Данный тип икон изображает Божию Матерь на престоле с Младенцем на коленях. Символизм заключается в том, что Богоматерь и Младенец изображают идеальную Церковь, совершающую Святое Причастие, Таинство Евхаристии. Богородица с покрытой головой, в величественной позе держит богомладенца, вся Ее поза показывает строгость, выдержанность и самообладание. Трон в данном типе икон как нельзя лучше символизирует царственное величие Божией Матери.
Происхождение основных типов образов Богоматери, которая ровно восседает на троне и держит Младенца на коленях, относятся еще к III-IV векам. Это первый тип моленного образа Богоматери. Он появился в катакомбах Присцилы, где изображена сидя женщина, держащая голого младенцем на руках. Данное изображение и интерпретируется как образ Богородицы. Первый раз в христианском искусстве в церкви Санта-Мария Маджоре, что находится в Риме, это изображение появилось в алтарной части храма.
Русские иконописцы и мастера церковной росписи переняли тип иконы Богоматери с Младенцем на престоле и стали изображать их в окружении святых или ангелов. Однако, данный тип не сильно прижился в России и встретить его можно было не стихийно, а местами, эпизодически.
В церковном искусстве наоборот, - традиционным считалось изображение Богоматери на престоле в аспиде храма. Дионисий использовал данный мотив для украшения храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Связывают это в духом времени, когда Великого князя московского провозгласили Государем и Самодержавцем всея Руси.
Второй виток в своем развитии образ Богородицы на престоле получил во время правления императриц в России, во время эпохи русского барокко. Скипетр и держава, как символ земной царской власти, появились на иконе, но исчезли предстоящие (ангелы и святые). Начали появляться иконографические признаки той иконы, которая спустя сто лет получила название «Державной» и считается одной из самых известных икон данного типа.
Другая, не менее известная икона – «Всецарица». Она была написана в 12 веке, почти 200 лет хранилась на Афоне, в Ватопедском монастыре. Христиане стали замечать, что после молитвы перед этой иконой, случаются исцеления от онкологических заболеваний, поэтому данная икона считается чудотворной.
Существует предание – перед иконой Богородице «Всецарица» появился молодой человек и стал что-то непонятное бормотать. Лицо Богородицы в какой-то миг лицо Богоматери блеснуло, на подобии молнии, и молодой человек отлетел от иконы и пал на землю. Когда он пришел в себя, то исповедался и рассказал, что занимался магией, был далек от церкви и Бога, а в монастырь пришел, чтобы испытать свою силы на иконах. Произосшедший с ним случай, убедил парня измениться, поменять всю свою жизнь – он остался на Святой Горе и постригся в монахи. Это было первое проявление иконой своей силы.
Впоследствии стали замечать, что икона исцеляет от злокачественных опухолей, поэтому к ней ходят с просьбами и мольбами об исцелении.

Считается, что икона Богоматерь на троне помогает при болезнях и в делах укрепления веры.

Происхождение не установлено. Поступила в музей до 1951 г.
Реставрировалась в 2002 г. Л. Д. Рыбцевой.

Изображение Богоматери, окруженной клеймами с иллюстрациями Молитвословия Пресвятой Богородице, можно рассматривать как один из вариантов композиции «Похвала Богоматери» .

Все части иконы объединены надписями, цитирующими Богородичный тропарь: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою» (вверху: «Богородице Дево радуйся, благодатная Марие»; в среднике: «Благодатная Марие, Господь с тобою»). В центре иконы, на облаках, в окружении ангелов, представлена Богоматерь с Младенцем на престоле. Младенец Христос в золотом облачении восседает на левой руке Богоматери, ногами опираясь на ее колени. В его левой руке свиток, правая высоко поднята в благословляющем жесте. Подобный образ Христа Эммануила традиционно воспринимался как символ Боговоплощения и искупительной жертвы. Христос предстает как владыка и Спаситель мира, освящающий истинный храм своей плоти - Богородицу.

Восседающая на престоле Богоматерь уподобляется дому Божественной Премудрости и престолу жертвенного Агнца. Она облачена в красные с золотым узором одежды и покрывающий голову белый плат цельной формы, без спадающих на плечи концов. В правой руке Богоматерь держит скипетр, а ангелы увенчивают ее короной. Эти атрибуты указывают не только на царственность, но и на приснодевство Богоматери: корона символизирует «венец воздержания», а скипетр напоминает ветхозаветный прообраз Богоматери - жезл Ааронов и восходящие к нему гимнографические символы - «лозу истинную» и «отрасли неувядаемой розгу». Таким образом, Богоматерь прославляется как сокровище чистоты и непорочности.

Литературным источником для композиций в клеймах послужил рассказ из сборника украинского богослова Иоанникия Голятовского «Небо Новое», популярного в ярославском искусстве, начиная с последних десятилетий XVII века. Чудо седьмое в разделе «Чудеса Пресвятой Богородицы над молящимися ей» повествует о Фоме, епископе Кантуарийском, который имел обычай ежедневно прославлять Пречистую, припоминая ее земные «утехи». Явившаяся епископу Богоматерь сказала, что хотела бы слышать от него и прославление той радости, которую она испытывает на небе. Епископ исполнил желание Пречистой, сочинив славословие в ее честь. Иконографические источники клейм следует искать среди западноевропейских гравюр или их повторений в украинской книжной графике.

Восьмиугольные клейма в пышных золотых обрамлениях располагаются вокруг средника иконы. Их цикл начинается на верхнем поле и развивается по кругу. В первых семи клеймах изображены события из жизни Богоматери, свидетельствующие об исполнении предвечного замысла Творца и о воплощении Спасителя от Девы Марии. В последующих клеймах Богоматерь воспевается как Божия избранница, непорочная дщерь человеческая, через которую получает освящение человеческий род. Кроме того, она прославляется как Пренепорочная Дева, чистотой равная небесным силам, покровительница всех скорбящих, Царица Небесная, которой подвластны ангельские чины, заступница за человечество перед Христом, богоравная, удостоенная небесного престола.

В нижних углах иконы находятся еще два клейма. Слева изображено явление Богоматери молящемуся перед ее иконой Фоме Кантуарийскому, а справа, в картуше, помещен текст молитвословия, сочиненного Фомой: «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, яко зачала еси плотию сына [Божия] ...». Заканчивается текст словами: «Сия похвала Пресвятой Богородице напечатана в книге Новаго Неба Чудо [Пресвятой Богородицы] Фоме архиепископу Кантуарийскому и научи его хвалу... дни глаголати...». На полях иконы изображены преподобный Иоанн Пещерник (слева) и мученица Улиания (справа) - видимо, святые, соименные заказчикам иконы.

Своеобразный «перевод» прозаического панегирика Иоанникия Голятовского в молитву, иллюстрации которой получили распространение в изобразительном искусстве, возник после 1700 года. Не исключено, что это произошло именно в Ярославле. Впервые эта молитва и соответствующая ей композиция появились на южной паперти ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (1703–1704). Представленная на выставке икона является точным повторением толчковской фрески. Известна и еще одна икона на этот сюжет, несколько отличающаяся от публикуемой, - «Благовещение с десятью клеймами» середины XVIII века из ярославской церкви Спаса на городу (ЯХМ). Сохранился также рукописный вариант молитвы местного происхождения, датируемый временем около 1798 года.

Колорит иконы, строящийся на контрасте черно-зеленых полей, темно-зеленого фона, ало-красных небес и золотых обрамлений, придает ей вид триумфальной композиции в духе барокко.

Богородица с Младенцем, ангелами и святыми

Константинопольский мастер (?), VI век (?).
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска, 68,5 × 49,7 см.

Богородица восседает на украшенном жемчугом и драгоценными камнями троне, в центре ниши-экседры. На ней туника, мафорий из синего пурпура и красные туфли. На руках она держит Младенца, облаченного в тунику и плащ цвета светлой охры с золотым ассистом. Правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток. По сторонам от Богородицы стоят двое святых в туниках с пурпурной каймой, хламидах и таблионах. Их ноги, в белых чулках и черной обуви, отбрасывают на землю тень. У каждого в правой руке - крест как знак мученичества. В стоящем слева святом, с остроконечной бородой, видят Феодора Стратилата, в стоящем справа - скорее всего св. Георгия. За троном, облаченные в белое, ангелы созерцают десницу Божию, изливающую на Богородицу свет.

Доски иконы со временем сильно выгнулись, и образовалась вертикальная трещина. Однако живописный слой в целом хорошо сохранился, за исключением некоторых осыпавшихся фрагментов (нога и волосы святого справа, переписанные в Новое время).

Высочайшего качества икона приписывается константинопольскому мастеру VI века.

Чтобы изобразить различные уровни реальности художник воспользовался специфическими стилистическими приемами. Естественность движений и пронизанная светом легкость письма, особенно заметная в ликах ангелов, передает бестелесность, неуловимость, светоносность и воздушность божественных посланников. Богородица и Спаситель также изображены с большой свободой. Колени Девы Марии слегка повернуты влево, а взгляд - вправо, мимо зрителя, что подчеркивает отдаленность ее от земного пространства. У Младенца типично по-детски сложены ножки. Образы святых, которые по идее должны быть ближе к человеческой реальности, характеризует отрешенность: строго фронтально, неподвижно, словно колонны, они стоят справа и слева от Девы Марии, их лики не выражают никаких эмоций, фигуры, исполненные Духа Святого, абсолютно бестелесны. Но именно они обращаются к зрителю магнетическим взгядом огромных, широко раскрытых глаз. Они - врата, распахнутые в небеса, передающие Христу и Богоматери молитву верующих. Младенец тоже смотрит на зрителя. Его фигура - композиционный и смысловой центр иконы, являющий собой истину Боговоплощения.

Иконография Пресвятой Богородицы

Одигитрия

Одним из самых распространенных является образ Богородицы Одигитрии , названный так по имени константинопольского храма, в котором находилась эта почитаемая икона. По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима имп. Евдокией . Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы . На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к Нему в молитвенном обращении.

Нерукотворный образ Богородицы

В период иконоборческих гонений широкую известность получил нерукотворный образ Богородицы , по преданию возникший еще при жизни Пресвятой Девы на столпе храма, построенного апостолами в г. Лидде . Список с нерукотворного образа, привезенный из Палестины Патриархом Германом, почитается как чудотворная Лиддская (Римская) икона Божией Матери (изображение Одигитрии с Младенцем на правой руке).

Никопея

Особым почитанием пользовался в Константинополе образ Богородицы Никопеи , держащей обеими руками, подобно щиту, медальон с изображением Младенца Христа. Этот образ впервые встречается на печатях имп. Маврикия (582–602), кототрого, по преданию, икона сопровождала в войнах. С императором Маврикием связывают также установление праздника Успения Богородицы . Изображения Божией Матери с овальной иконой Христа в руках известны в росписях монастыря прп. Аполлония в Бауите и церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VIII в.). На Востоке в этот период был распространен образ Богородицы Млекопитательницы (фрески монастырей св. Иеремии в Саккаре ( в.) и прп. Аполлония в Бауите), подчеркивающий тему материнства и вочеловечения Бога.

Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Некоторые иконографические изводы сохранились почти без изменений, например образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии Константинопольской, ; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. в.; в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), – гг.; в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, , и др.).

Повторением древнего образца является изображение в алтаре церкви св. Софии в Охриде (30-е гг. в.) Божией Матери Никопеи , держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр. в церкви Успения Богородицы в Никее, (не сохр.); в Святой Софии Константинопольской, ; в соборе Гелатского монастыря, ок. ). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в нескольких вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта , Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с пророком Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись церкви Спаса на Нередице, (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в русской традиции известно как «Знамение », напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, около ; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, –). Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии , к которому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская , Тихвинская , Казанская и другие.

Послеиконоборческий период

В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия ( в.), Владимирская , Толгская , Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние » (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), – ; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной , представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей.

Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова ; икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.).

Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса », что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса » (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе - XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе - XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» ( в?, ЦАК МДА).

Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы « », находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, ; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет », «Блаженное Чрево », «Взыскание погибших », «Всех скорбящих Радость », «Споручница грешных », «Неопалимая Купина », «Гора нерукосечная », «Непроходимая Дверь » и др.

Богородичная иконография на основе литургических текстов

Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII –XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом которых является Божия Матерь, например стихира «Что Ти принесем, Христе» («Собор Богоматери» - фреска церкви Спасителя монастыря Жича (Сербия), XIII в.; фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, ; икона конца XIV - начала в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, ); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля), богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы», основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,- «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» ( в., ЦМиАР).

Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова).

Житийный цикл

В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова , Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» ( в., ГМИИ). В росписи церкви Кызылчукур (Каппадокия; –) сохранился самый ранний житийный цикл Богородицы, включающий 10 сцен от Благовестия Анне до Введения во храм Богородицы. Эти же сюжеты представлены в миниатюрах Минология Василия II и мозаиках церкви Успения Богородицы в Дафни (ок. ). В росписи собора Св. Софии Киевской (30-е гг. в.) протоевангельский цикл, завершающийся сценой «Встреча Марии и Елисаветы», представлен в южной апсиде, справа от центрального алтаря; в соборе Мирожского монастыря во Пскове (40-е гг. XII в.) цикл, располагающийся в юго-зап. компартименте, включал более 20 композиций (сохр. 16); в новгородских храмах Рождества Богородицы Антониева монастыря (), Благовещения в Аркажах (80-е гг. XII в.), Спаса на Нередице ( , фрески не сохр.), Георгия в Ст. Ладоге (2-я пол. XII в.) житийный цикл Богородицы находится в жертвеннике. Протоевангельский цикл может включать композиции: принесение даров праведными Иоакимом и Анной, отвержение даров, плач Иоакима и Анны, моление Анны, моление Иоакима, испытание писаний, благовестие Анне, благовестие Иоакиму, встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, Рождество Пресв. Богородицы, ласкание Марии, питание Марии, первые семь шагов Пресв. Богородицы, принесение к старейшинам, введение во храм, моление о жезлах, вручение Марии Иосифу, Иосиф ведет Марию в свой дом, Благовещение у колодца, встреча Марии и Елисаветы, упреки Иосифа, сон Иосифа, испытание водой обличения.

Молясь перед иконами, люди почитают не сам предмет, а то, что он символизирует: великих святых или значимые в религиозном отношении события. Удивительна в этом отношении Божья Матерь — иконы, все образы с ней весьма различны. Они отличаются настолько, словно речь идёт не об одной Богородице, а о многих, каждая из которых бесконечно любит людей и желает помочь им, но делает это по-своему по-особенному.

Среди огромного числа образов Богоматери особенно можно выделить несколько. Каждая из них наделена своей историей, и к ним обращаются с разными вопросами, но все они одинаково значимы для верующего человека.

Икона Божией Матери «Иверская»

Иверская икона Пресвятой Богородицы также называется Вратарницей или Привратницей, поскольку несколько раз она неизвестным образом оказывалась в киоте над входом в обитель, откуда её после уже не убирали. Позднее на месте её расположения был отстроен храм, где она теперь и находится.

Икона легко узнаваема, поскольку на ней правая щека Богоматери отмечена кровоточащей раной. В остальном сюжет более привычен: левой рукой она придерживает младенца, а правая ладонь при этом протянута к нему в молельном жесте.

Иверской Богородице принято молиться об избавлении от всех зол и утешении в беде, спасении от пожара, хорошем урожае.

Дни почитания Вратарницы – 25/12 февраля, 26/13 октября, второй день Пасхальной седмицы (недели).

Икона Божьей Матери «Владимирская»

По одному из преданий, автором иконы являлся апостол и евангелист Лука. По завершении работы он показал дело рук своих Богоматери и она сама благословила икону. Образ показывает Богородицу держащей младенца правой рукой, а её левая ладонь лишь слегка касается одеяний маленького Иисуса, который обнимает свою мать за шею. «Приметой» Владимирской иконы Божьей матери считают виднеющуюся «пяточку» (ступню) Спасителя.

Образ считается чудотворным. Он использовался во время постановления Российских митрополитов и Патриархов, и приобрёл статус главной отечественной святыни. Владимирскую молят о защите от нападений извне, о единстве и избавлении от лжеучений, примирении врагов.

Дни почитания – 3.06/21.05, 6.07/23.06 и 8.09/26.08.

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Согласно своему названию икона изображает Богородицу пронзённой семью стрелами. Считается, что крестьянин Кадниковского уезда, обнаружил её на церковной колокольне, где на неё ступали, считая, что это обыкновенная доска. Семистрельная Божья Матерь, иконы, все образы которой трудно сосчитать имеет более известную разновидность, именуемую «Умягчение Злых Сердец».

По некоторым источникам возраст Семистрельной составляет не менее 500 лет. В 1917 году она находилась в Иоанно-Богословской церкви, но была утеряна и на сегодняшний день её месторасположение неизвестно.

Этот образ иконы Божьей Матери молят об излечении холеры, избавлении от хромоты и расслабления, примирении врагов. День почитания – 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Державная»

Образ был обнаружен в одной из подмосковных церквей в 1917-м году, в тот день, когда Николай II отрёкся от престола. Все увидели в этом определённое знамения, хотя конкретная трактовка события могла сильно отличаться в зависимости от того, кто брался рассуждать об этом.

На иконе Богоматерь изображена как Небесная Царица: облачённая в красные одеяния, величественно восседающая на царском престоле, увенчанная короной и нимбом. В ладонях у неё покоятся держава и скипетр, а на коленях сидит младенец Иисус. На сегодняшний день икона находится в Коломенском, в храме «Казанской» иконы Божией Матери.

Основная тема молитв, посвящённых Державной Богородице – правда. Её просят о честности в словах, делах, любви и о сбережении России. День почитания – 2/15 марта.

Некоторые полагает, что Тихвинская была написана ещё при жизни самой Богоматери. Отличительным её признаком можно считать свиток, который младенец держит в одной руке. Пальцы другой руки Спасителя сложены в благословляющем жесте.

Сейчас образ размещён в московской Тихвинской церкви. Списки с него размещены во многих других церквях, монастырях и храмах.

Тихвинской молятся о возвращении зрения, изгнании бесов, излечении детей и избавлении от расслабленности суставов в случае паралича. День почитания – 26/9 июня.

Первое упоминание образа связано с 12-м веком. История гласит о том, что после наступления Батыя на Городецкий монастырь, всё обратилось в пепел, но икона осталась абсолютно невредима. Позднее Василий Костромской, узревший явление Богоматери, переправил образ в Кострому, в собор Феодора Страстилата. Это и дало ему известное ныне название.

На иконе Спаситель находится на правой руке Богоматери. Правой же ладонью Богородица поддерживает его ножку. Сам младенец прижимает к Матери лицо и левой рукой обнимает её за шею.

Молить Феодоровскую Богородицу нужно о благополучном разрешении трудных родов. Дни почитания: 27/14 марта и 29/16 августа.

Скоропослушница в чём-то напоминает Тихвинскую Божью Матерь (она тоже является образом типа Одигитрия – Путеводительница). Её относят к числу чудотворных икон. Место создания Скоропослушницы – святая гора Афон, а ныне она пребывает в стенах монастыря Дохиар.

История, связанная с этим образом, гласит о монахе из глупого интереса закоптившем лик Богородицы. За это он был лишён зрения. Продолжительными молитвами монах смог вернуть его и с тех пор икона «слышит» просьбы всех страждущих и помогает им.

Молиться Скоропослушнице нужно, прежде всего, об излечении от слепоты, хромоты и расслабления, а также об избавлении от плена и спасении людей попавших в кораблекрушении. День почитания – 9/22 ноября.