Система стандартов безопасности труда включает. Ссбт

Требования безопасности трудовой деятельности в нашем государстве стандартизированы. Система стандартов безопасности труда (принятое сокращение - ССБТ) служит основой для разработки соответствующей документации и действует в целях установления единообразия норм и правил безопасности работников.

Общие положения

Основные положения о ССБТ первоначально были закреплены в ГОСТ 12.0.001-82 , действовавшем до 01.06.2014. На смену ему пришел ГОСТ 12.0.001-2013 .

ССБТ - это комплекс стандартов, закрепляющих положения о безопасности трудовой деятельности, которые взаимосвязаны между собой.

Между нормами и правилами, утверждаемыми государственными органами, и ССБТ должна быть установлена взаимосвязь, они не могут противоречить друг другу.

В систему ССБТ входят стандарты:

  • государственные (ГОСТ);
  • отраслевые (ОСТ);
  • предприятий (СТП) и организаций (СТО).

Государственные стандарты

  • утверждаются Госстандартом России;
  • обязательны для применения всеми государственными органами и хозяйствующими субъектами;
  • разрабатываются в отношении требований безопасности, имеющих межотраслевое значение.

Стандарты предприятий и организаций

  • разрабатываются специалистами по охране труда предприятия (организации) на основании государственных и отраслевых стандартов, входящих в ССБТ;
  • устанавливают требования безопасности трудовой деятельности на конкретном предприятии с учетом специфики его деятельности, производимой продукции, условий труда;
  • обязателен для применения работниками предприятия.

Заключение

Надо отметить, что ССБТ действует с 1972 года, и все это время она постоянно совершенствовалась, обновлялась. Данная система позволяет поддерживать единообразие в регулировании вопросов, связанных с безопасностью труда, выявлять и устранять его недостатки, уменьшать воздействие на работников вредной производственной среды.

Система стандартов безпасности труда представляет собой комплекс взаимосвязанных нормативных документов, направленных на обеспечение и улучшение условий труда работающих на предприятиях и в организациях любой формы собственности.

ССБТ включает в себя организационно-методические стандарты, устанавливающие требования к организации работ по обеспечению безопасности, и организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда, а также стандарты на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, на требования безопасности к производственному оборудованию, к производственным процессам, на требования к средствам защиты работающих, на требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Задачами данных стандартов, в частности, являются:

Стандартизация требований безопасности труда;

Включение требований безопасности труда в стандарты и технические условия на конкретные объекты.

В ССБТ установлен единый порядок разработки стандартов, их рассмотрения, согласования, утверждения, издания, планового введения в действие; установлена система контроля и надзора за внедрением и соблюдением.

Нормы и требования ССБТ в обязательном порядке включаются во все виды документации - конструкторской, технологической, проектной, а также в инструкции по охране труда и другие документы.

Система стандартов безопасности труда состоит из подсистем, обозначенных кодами от 0 до 9.

Подсистема 0. Включает организационно-методические стандарты. Эти стандарты устанавливают цели, задачи, структуру ССБТ, терминологию в области охраны труда; дают классификацию опасных и вредных производственных факторов; указывают порядок информационного обеспечения ССБТ, методы оценки безопасности труда и др.

Подсистема 1. Содержит стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов. Стандарты устанавливают требования по видам факторов, определяют предельно допустимые значения параметров и характеристик, указывают требования к методам их измерения, определяют требования безопасности при работе с вредными и опасными веществами.

В подсистему 1 входят также два ГОСТа, важные для жизнеобеспечения и здоровья людей. Рассмотрим их.

ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам различного назначения в отраслях народного хозяйства. ГОСТ учитывают при разработке нормативных и нормативно-технических документов проектирования, реализации проектов и эксплуатации объектов.

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ устанавливает санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (температура, влажность, скорость движения воздуха и содержания вредных веществ).

Подсистема 2. Включает стандарты требований безопасности к производственному оборудованию. Стандарты устанавливают общие требования к оборудованию в целом и к отдельным группам оборудования, а также к методам контроля выполнения требований безопасности.

Пример. ГОСТ 12.2.049-80 ССБТ Оборудование производственное. Общие эргономические требования

Подсистема 3. Включает стандарты на требования безопасности к производственным процессам. Стандарты устанавливают общие требования как к производственным процессам в целом, так и к отдельным группам процессов, а также к методам контроля.

Стандарты на требования безопасности к производственным процессам построены следующим образом: содержат вводную часть и разделы.

Подсистема 4. Содержит требования к средствам защиты работающих. Дает классификацию средств защиты и указывает требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты, а также методы контроля и оценки.

Пример. ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ Средства защиты работающих. Общие требования и классификация.

Подсистема 5. Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям.

Подсистемы 6-9 - резервные, предназначенные для дальнейшего развития ССБТ.

Общее руководство по внедрению стандартов ССБТ на предприятиях осуществляет главный инженер предприятия или организации.

Требования государственных стандартов ССБТ с момента ввода их в действие являются обязательными для всех.

На основе стандартов ССБТ на предприятиях отраслей народного хозяйства разрабатываются стандарты по безопасности труда (СТП ССБТ), которые устанавливают порядок организации работ по обеспечению труда на предприятии, порядок внедрения и контроля за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ и другой нормативной документации по безопасности труда, порядок организации работ по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности и другие положения.

Трудовой договор. Заключение трудового договора.

Трудовой договор – это соглашение между работником и нанимателем (или нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям, соответствующей квалификации, согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику, обусловленному трудовым договором работу, обеспечивать условия труда предусмотренным законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

Содержание любого трудового договора образуют условия, которые определяют объем прав и обязанностей каждой из сторон трудового договора. Условия трудового договора содержатся в законодательстве «О труде», в частности ТК устанавливает дополнительно свои условия. В законодательстве предусмотрены условия трудового договора, которые распространяются на работника, в связи с поступлением его на определенную работу или должность на данном предприятии (рабочее время, время отдыха, заработная плата…).

В статье 19 ТК определяет обязательные условия трудового договора:

1 условие: данные работники и наниматели, заключивших трудовой договор (пишется Ф.И.О. работника, предприниматель, фирменное наименование, должностное лицо, выступающие от имени нанимателя).

2 условие: место работы, с указанием структурного подразделения, в который работник принимается на работу (местом работы называется предприятие, учреждение, структурное подразделение – отдел, кафедра).

3 условие: трудовая функция – это работа, по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации, в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями и должностной инструкцией (должны соответствовать квалификационным справочникам).

4 условие: основные права и обязанности работника и нанимателя

5 условие: срок трудового договора для срочных трудовых договоров

6 условие: режим труда и отдыха

7 условие: условие оплаты труда (зарплата регулируется коллективным договором (локальными НПА, прописывается в трудовом договоре)

Предварительные испытание не устанавливаются:

Для лиц, не достигших 18 лет

Для молодых рабочих по окончанию учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования

Для молодых специалистов по окончанию учреждения, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования

Для инвалидов

При переводе на работу на предприятие расположенное в другой местности

При переводе к другому нанимателю, т.е. на другое предприятие, иную должность

При приеме на работу по конкурсу или в результате выборов

На сезонную и временную работу

И т.д., предусмотренных законодательством

Срок трудового договора

Трудовые договоры заключаются на определенные или не определенные сроки.

Статья 17 устанавливает следующие виды срочных трудовых договоров:

Срочный трудовой договор, заключенный на определенный срок (5 лет)

На время выполнения определенной работы

На время выполнения обязанностей, временно отсутствующих работников (прекращает свое действие с момента выходы работника основного)

Выполнение сезонных работ

Контракт

Трудовой договор, в котором срок не указывается, является бессрочным.

Срочные договора заключаются на определенный срок и учитывается характер работы, интересы работников и иные особенности предусмотренные законодательством.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.006-2002
"Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 29 мая 2002 г. N 221-ст)

System of standards for labor safety. General requirements on occupational health and safety management in organization

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению работами по охране труда в организации.

Требования, содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, которая намерена:

Обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование ;

Проводить сертификацию системы управления охраной труда;

Проводить самооценку и самодекларацию соответствия требованиям охраны труда и настоящего стандарта.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для системы управления охраной труда организации.

3.5. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

3.6. Заинтересованная сторона - лицо или группа лиц, заинтересованных в результативности охраны труда или испытывающих ее влияние.

3.7. Компетентность - демонстрируемая способность применять знания и навыки.

3.8. Несоответствие - какое-либо отклонение от стандартов, технических регламентов, принятой практики и процедур выполнения работ и др., которые могут привести непосредственно или косвенно к несчастному случаю , материальному ущербу, ухудшению условий рабочего места или к различным сочетаниям этих факторов.

3.9. Происшествие - событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.

3.10. Несчастный случай - нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или заболеванию работника.

3.11. Организация работ по охране труда - система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.

3.12. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия .

3.13. Результативность - измеримые результаты функционирования системы управления охраной труда, относящиеся к контролю и управлению рисками для здоровья и безопасности персонала и основывающиеся на политике охраны труда организации, ее целях и задачах.

3.14. Риск для здоровья и безопасности персонала - вероятность и последствия реализации опасного для здоровья и безопасности персонала события.

Примечание. При использовании в настоящем стандарте термина "риск" под ним подразумевают риск для здоровья и безопасности персонала.

3.15. Сертификация работ по охране труда в организациях - деятельность органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, по подтверждению соответствия работ по охране труда в организации государственным нормативным требованиям охраны труда .

3.16. Система управления охраной труда - часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

Примечание. Система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.

3.17. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения .

3.18. Травмобезопасность - соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда .

3.20. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника .

4. Требования к системе управления охраной труда

4.1. Общие требования

4.1.1. Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда , должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

4.1.2. При создании системы управления охраной труда необходимо:

Определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;

Выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем, чтобы определить наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;

Определять политику организации в области охраны труда;

Определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

Разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

4.2.3. Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски , технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда должны иметь, по возможности, количественное выражение.

4.3. Планирование условий и охраны труда

4.3.1. Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей для здоровья и безопасности персонала, оценки и контроля рисков, связанных с ее деятельностью, продукцией и услугами (включая продукцию и услуги подрядчиков), которые организация может контролировать.

4.3.2. Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда , которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при определении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.

4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:

Требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда;

Важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности;

Ресурсные возможности;

Политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

4.3.4. Программа улучшения условий и охраны труда

4.3.4.1. Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

Подготовке программы улучшения условий и охраны труда;

Определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников ;

Разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда , а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;

Актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;

Выяснению перспективных требований к измерениям в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня, для своевременной их реализации;

Выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

4.3.4.2. Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать:

Распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;

Обеспеченность необходимыми ресурсами;

Средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Примечание. Указанная программа улучшения условий и охраны труда может содержать ссылки на соответствующие документированные методы, составляющие неотъемлемую часть.

5. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда

5.1. Структура работ и распределение ответственности

5.1.2. В организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для:

Организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом;

Обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

Инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий ;

Выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда ;

Проверки выполнения принятых решений;

Регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

Примечание. В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими, заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

5.1.3. Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

5.1.4. Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

Примечание. Под ресурсами подразумеваются кадры с их специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы.

5.1.5. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, для организации сотрудничества между руководством организации и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законодательством создают службы охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают обязанности по охране труда, а также создают комитеты (комиссии) по охране труда.

5.2. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Фактических или потенциальных последствий его деятельности на безопасность труда;

Понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям техники безопасности и системы управления охраной труда , включая действия работника в аварийных ситуациях;

Возможных последствий несоблюдения технологических инструкций.

5.3.4. В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны приниматься во внимание различные уровни ответственности, требуемой компетентности , риска (на рабочих местах).

5.3.5. Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

Ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;

Проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;

Вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

5.4. Идентификация опасностей, оценка, регулирование и контроль риска

5.4.1. Основные положения

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать установленные (документированные) процедуры, гарантирующие:

а) идентификацию опасностей;

б) оценку риска;

в) регулирование и контроль риска;

г) регулярную оценку потребности в действиях, перечисленных в пп. "а" - "в".

5.4.2. Идентификация опасностей

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:

а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;

б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой;

в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях .

Идентификация опасностей процессов должна включать рассмотрение:

а) организации работ, управления их выполнением;

б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;

в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);

г) приобретаемых товаров и услуг.

Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует оценивать и упорядочивать по приоритетам регулирования и контроля на основе оцененных уровней риска.

Следует оценивать как нормальные условия функционирования, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями , возможными аварийными ситуациями.

Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.

Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как база для разработки целей и задач в области охраны труда .

5.4.4. Регулирование и контроль риска

Все идентифицированные риски подлежат регулированию и контролю с учетом приоритетов применяемых мер.

В числе мер по регулированию и контролю риска используют:

Исключение опасной работы (процедуры);

Замену опасной процедуры;

Инженерные методы контроля (диагностики);

Административные методы контроля;

При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.

5.5. Подготовленность к аварийным ситуациям

5.5.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий .

5.5.2. Организация должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.

5.5.3. Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

5.6. Передача и обмен информацией

5.7. Документация системы управления охраной труда

5.7.1. Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии.

Примечания: 1. Документация может включать утвержденное руководством положение или другой нормативный документ по управлению охраной труда.

2. Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного использования.

5.7.2. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.

5.7.3. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем, чтобы:

Документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

Копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда ;

Отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;

Архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

5.8. Управление производственно-технологическими операциями

Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

Установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;

Выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;

Установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

Разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.

6. Контроль результативности охраны труда

6.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда

6.1.1. Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.

6.1.2. Организация должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда . Эти процессы должны касаться:

Проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

Измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

Регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

Обследования состояния здоровья работников.

Примечание. В случаях, определенных законодательством, должны быть обеспечены мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

6.1.3. Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

6.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия

6.2.1. Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы выявления и анализа несоответствий , принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.

6.2.2. Организация должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.

Обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

6.3.2. Организация должна регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.

6.4. Записи и управление записями

6.4.1. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда , включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством системы управления охраной труда .

6.4.2. Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения должны быть указаны на документах, содержащих записи.

6.4.3. Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда требованиям настоящего стандарта.

6.5. Внутренние аудиты системы управления охраной труда

6.5.1. Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда .

6.5.2. Внутренние аудиты системы управления охраной труда проводят для:

Определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда;

Определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

Рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних аудитов системы управления охраной труда;

Представления информации по результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда руководству организации.

6.5.3. План проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда.

Методы внутренних аудитов системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

6.5.4. По результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда составляют отчеты.

6.5.5. Внутренние аудиты системы управления охраной труда по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Примечание. Термин "независимый" не обязательно означает внешний по отношению к организации.

6.6. Государственный и общественный контроль за соблюдением требований охраны труда

6.6.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством .

6.6.2. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работники представительных органов .

7. Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда

7.1. Руководство организации (работодатель), несущее ответственность за охрану труда в организации, должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности , соответствия требованиям настоящего стандарта, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

7.2. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа системы следует документировать.

7.3. Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного улучшения системы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Система стандартов безопасности труда – это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила организационно-технического, метрологического, санитарно-гигиенического характера, направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Целью ССБТ является установление комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на проведение согласованной политики государств – участников Соглашения в области стандартизации безопасных условий труда.

ССБТ не исключает действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, в том числе и правил, утвержденных органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, нормы и правила, утвержденные органами исполнительной власти, и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.

Обозначение межгосударственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры – порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения (переиздания) стандарта.

Примеры: ГОСТ 12.0.001–82, ГОСТ 12.1.025, ГОСТ 12.2.046, ГОСТ 12.3.036, ГОСТ 12.4.031 и др.

В ССБТ входят следующие классификационные группировки:

0 – организационно-методические стандарты;

1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;

2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию;

3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам;

4 – стандарты требований к средствам защиты работающих.

Стандарты группы «0» устанавливают:

    организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структуру системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.);

    требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестацию персонала, методы оценки состояния безопасности труда, управление системой охраны труда и др.).

Стандарты группы «1» устанавливают:

    требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;

    методы контроля нормируемых параметров и характеристики опасных и вредных производственных факторов;

    методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы «2» устанавливают:

    общие требования безопасности к производственному оборудованию;

    требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;

Стандарты группы «3» устанавливают:

    общие требования безопасности к производственным процессам;

    требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;

    методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «4» устанавливают:

    требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;

    методы контроля и оценки средств защиты;

    классификацию средств защиты.

Стандарты ССБТ должны иметь групповой заголовок: «Система стандартов безопасности труда».

Стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4 являются межгосударственными стандартами. В необходимых случаях государства - участники Соглашения могут разрабатывать национальные стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4, развивающие и конкретизирующие положения межгосударственных стандартов ССБТ.

Национальные стандарты ССБТ должны быть гармонизированы с межгосударственными стандартами ССБТ и не должны нарушать их требования, а также правила и нормы безопасности, установленные органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Установлены следующие категории стандартов:

    межгосударственные стандарты (ГОСТ М);

    отраслевые стандарты (ОСТ);

    республиканские стандарты (РСТ);

    стандарты предприятий (СТП).

Работа на предприятии в области стандартизации по охране труда состоит из организации внедрения государственных, республиканских и отраслевых стандартов ССБТ и организации разработки п внедрения стандартов ССБТ предприятия (СТП ССБТ). Общее руководство этими работами осуществляет руководитель или главный инженер предприятия (объединения).

Как написать стандарт по системе управления охраной труда?

Исходным документом, на основе которого внедряются стандарты, является приказ по предприятию, содержащий перечень внедряемых стандартов, план организационно-технических мероприятий, определяющий порядок их внедрения, а также состав комиссии для проведения этой работы, включающий руководителей соответствующих структурных подразделений предприятия и возглавляемая главным инженером.

Стандарты ССБТ предприятия относятся к организационно-методическим и могут разрабатываться для стандартизации следующих вопросов:

  • порядок планирования работ по охране труда;
  • организация работы по охране труда на предприятии, обучения и инструктажа работающих по безопасности труда, контроля состояния безопасности труда; порядок надзора за работами повышенной опасности; аттестации персонала, обслуживающего объекты повышенной опасности;
  • методы оценки уровня безопасности труда, работы по обеспечению безопасности труда в подразделениях и службах;
  • порядок проведения анализа причин травматизма и профессиональной заболеваемости, внесения требований безопасности в конструкторскую и технологическую документацию предприятия;
  • организация работы по пожарной безопасности;
  • порядок проведения измерений для оценки безопасности труда;
  • организация контроля за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ;
  • порядок составления заявок на средства индивидуальной защиты (СИЗ); выдачи и списания СИЗ, приемки поступающих на предприятие СИЗ, оформления рекламаций на СИЗ;
  • требования к хранению СИЗ;
  • порядок проведения осмотров СИЗ, сдачи их в ремонт, стирку, чистку, а также приемки и испытания средств коллективной защиты н порядок их эксплуатации.

Внедрение стандартов ССБТ на многих пищевых предприятиях способствовало улучшению организации работы по охране труда, улучшению его условий, снижению травматизма и заболеваемости, включению и профилактическую работу по охране труда коллектива предприятия. Например, на Орской кондитерской фабрике в 1986 г. введено в действие 22 стандарта ССБТ, в том числе пять стандартов предприятия. Использование положений стандарта предприятия «Методы оценки работы по обеспечению безопасности труда в подразделениях и службах фабрики» при ежемесячном присвоении цехам и участкам призовых мест способствовало мобилизации работников фабрики на соблюдении требований охраны труда.

Полезная информация:

Документация является источником информации в системе. В ней содержится описание системы, подробные указания о том, какие действия следует предпринимать, каким образом, кто отвечает за этот процесс, и какую информацию при этом необходимо регистрировать.
Организация разрабатывает и обеспечивает ведение документации, которая должна:

  • фиксировать происходящее в сфере охраны труда и безопасности производства события;
  • описывать порядок функционирования существенных элементов системы управления и их взаимодействия;
  • направлять к смежной документации.

Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.
Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, с тем чтобы:

  • документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и при необходимости корректировались и утверждались уполномоченными лицами;
  • копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;
  • отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;
  • архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

В любой системе управления охраной труда существует иерархия документации. Возлагается ее Руководством (или Положением) по системе управления, в которой описаны основные элементы и взаимодействия различных частей системы. Степень его детальности может быть различной, но в любом случае ключевым моментом является обязательное наличие ссылок на документацию других уровней системы (процедуры, инструкции и т.п.) или смежную документацию организации. Описание элементов системы, их взаимодействие и определения необходимой соответствующей документации должны быть четкими. Руководство (или Положение) в чем-то может напоминать путеводитель, которым можно пользоваться для ориентации в системе.

Следующий уровень иерархии документации представлен процедурами (методиками), которые содержат письменно оформленные указания, определяющие как, каким образом и в какой последовательности должны выполняться те или иные действия в рамках СУОТ.
Третий уровень документации, инструкции, состоит из подробных инструкций по охране труда для работников, выполняющих конкретные задачи.

Цель руководства – проинформировать работников, а при необходимости и подрядчиков, потребителей, заказчиков или других заинтересованных лиц о том, как организация обеспечивает организацию работ по охране труда, выполнение государственных нормативных требований.

Цель процедур — установить порядок выполнения политики руководства организации по охране труда. Число процедур может быть различно, следует лишь следить за тем, чтобы все необходимые действия были описаны. Процедуры могут быть связаны с каждым требованием соответствующей статьи стандарта. Все вместе они четко показывают порядок действий организации по обеспечению охраны труда.
Цель инструкций – обеспечить детальное описание того, как какая-либо конкретная операция или деятельность должны выполняться.

Подборка Новых Положений о Системе Управления Охраной Труда 2018!

Нужно отметить, что эти документы необязательно разрабатываются внутри организации, они могут быть типовыми, но их применение в организации должно быть оформлено приказом руководителя организации.

Документы этих трех уровней и типов содержат описание и предписания, они говорят о том, что и как надо делать. Это документы собственно системы управления. Однако помимо них существуют еще и другие виды документации, называемой сопутствующей документацией, которые включают документы по фиксации тех или иных событий или результатов, например регистрацию результатов мониторинга условий труда, отчеты о техническом обслуживании или результаты проверок.

Цель учетных записей – продемонстрировать соответствие охраны труда определенным требованиям и, таком образом, доказать эффективную работу СУОТ. Документы этого уровня не имеют четко определенной структуры и являются дополнительным доказательством деятельности, которая выполняется на других уровнях. Требования ко многим их этих документов содержаться в тех или иных нормативных актах или нормативно-технической документации.

  1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения контроля в ООО «ИНСТАЛКОМ».
  2. Требования данного Положения распространяются на работы по контролю, выполняемые в ООО «ИНСТАЛКОМ»

— ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения.

— Градостроительный кодекс, ФЗ №190 от 29.12.2004г.

— Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

от 12.01. 2007г. №7 «Об утверждении и введении в действие порядка ведения общего и

(или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции,

капитальном ремонте объектов капитального строительства».

— Федеральный закон от 30.12.2009г. №384 «Технический регламент о безопасности

зданий и сооружений».

— Федеральный закон от 27.12.2002. №184 «О техническом регулировании» .

— Федеральный закон от 26.12.2008г. №294 «О защите прав юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

и муниципального контроля».

— ГОСТ 16504-81 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и

контроль качества продукции. Основные термины и определения».

— СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».

строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и

капитального ремонта объектов капитального строительства».

— РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации

при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального

строительства и требования, предъявляемые к актамосвидетельствования работ,

конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения».

— РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществления государственного

строительного надзора и выдачи заключений в соответствии построенных,

реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства

требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых

актов и проектной документации».

— ПР 50.2.006-94 порядок проведения проверки средств измерений.

— МДС 12-9.2001 «Положение о заказчике при строительстве объектов для

государственных нужд на территории Российской Федерации».

1. Общие положения.

1.1.Цель внедрения Положения о системе контроля качества СМР заключается в создании условий, гарантирующих выполнение строительно-монтажных работ организацией в полном соответствии с требованиями проектно-сметной документации и СниП, ГОСТ и действующего законодательства.

1.2. Задачи системы контроля качества строительных работ:

— определение соответствия показателей качествастроительных материалов и выполняемых работ установленным требованиям;

— повышение качества работ, снижение непроизводительных затрат на переделку, дефектов, брака, иных несоответствий;

— своевременное выявление, устранение и предупреждение дефектов, брака и нарушений правил производства работ, иных несоответствий, а так же причин их возникновения;

— повышение производственной и технологической дисциплины, ответственности работников за обеспечение качества строительно-монтажных работ.

1.3.Система контроля качества является многоступенчатой и предусматривает самоконтроль и контроль на всех этапах производственных процессов.

1.4.Строительный контроль осуществляется с требованиями Градостроительного кодекса РФ, ФЗ № 190 от 29.12.2004г. и иными нормативными документами. Строительный контроль качества работ в ООО «ИНСТАЛКОМ» включает:

— входной контроль проектной, рабочей документации, предоставленной Заказчиком;

— входной контроль применяемых материалов и оборудования;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершению операций;

— геодезический контроль качества;

— приемочный контроль качества;

— инспекционный контроль качества;

— лабораторный контроль качества СМР

1.4 Все ступени контроля качества выполненных работ организуются и проводятся с целью обеспечения своевременности и объективности их приемки внутри организации.

1.5 Данные результатов всех видов контроля фиксируются в соответствующих журналах

1.6 При выявлении фактов нарушения технологии работ, требований СНиП и других

нормативных документов, принимаются меры дисциплинарной ответственности.

1.7 Ответственным за организацию и внедрение системы контроля качества СМР

является генеральный директор Шик Сергей Александрович

Стандарты безопасности труда

Политика в области качества

2.1 Политика ООО«ИНСТАЛКОМ» в области контроля качества проведения работ по монтажу, ремонту, реконструкции и модернизации объектов тепловой энергетики и технологических трубопроводов заключается в строгом соблюдении правил, руководящих документов и предписаний Ростехнадзора РФ.

2.2.Директор ООО «ИНСТАЛКОМ» назначает персонал, ответственный за качество проведения работ в соответствии с его уровнем аттестации, отвечает за разработку, совершенствование и распространение руководства.

2.3.Директор ООО «ИНСТАЛКОМ» обязан оказывать всяческую поддержку работникам в успешном выполнении ими своих задач. Работникам предприятия дано чёткое понимание их ответственности, роли и обязательств.

2.4.Настоящее руководство создано для внутреннего пользования и находятся у заместителя директора. Оно может пересматриваться по решению заместителя директора.

3. Виды контроля. Должностные лица, ответственные за них.

3.1. Входной контроль

3.1.1 Входной контроль качества включает в себя контроль качества ПСД и контроль качества поступающих на объекты материалов и изделий.

3.1.2 Входной контроль качества проектно-сметной документации включает в себя проверку:

  • комплектации рабочих чертежей и смет;
  • наличие проекта организации строительства, согласованного с заинтересованными организациями;
  • наличие разрешения ГАСНа на строительство или реконструкцию.

3.1.3 Входной контроль качества ПСД осуществляет заместитель директора.

При входном контроле рабочей документации (проектов, чертежей, смет) производится проверка ее комплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ. При этом выполняется:

  • проверка нормативов, применяемых в ПСД;
  • контроль за повышением уровня технологичности проектных решений;
  • контроль качества и полноты разработки ПСД;
  • проверка структуры технико-экономических показателей;
  • проверка качества ПОС;
  • контроль за соблюдением утвержденных проектов при разработке документации;
  • контроль за соблюдением сметной стоимости строительства.
  • Проверка наличия разрешения ГАСНа производится на каждый новый объект строительства или реконструкцию, а также в начале года (на объекты переходящие).

3.1.4 Входной контроль качества поступающих на производственную базу материалов от производителей производится начальником производственной базы визуально на соответствие их ГОСТам.

3.1.5 Входной контроль качества поступающих на объекты материалов с производственной базы и от производителей производится мастерами участков (прорабами) визуально на соответствие их ГОСТам и ТУ.
требованиям рабочих чертежей, паспортам и другим сопровождающим документах,
подтверждающим качество их изготовления с записью в журнале входного контроля
качества.

3.1.6 Входной контроль оборудования и материалов выполняется с привлечением сотрудников специализированных строительных лабораторий, производится приемка по количеству, качеству и комплектности. Выполняется также контроль за соблюдением гарантий заводов-изготовителей.

3.1.7 Входной контроль строительных материалов, изделий и конструкций осуществляется по СниП 3.01.01-85** начальниками (прорабами) участков непосредственно на рабочем месте по ГОСТ 24297-87. При входном контроле материалов и оборудования проверяется внешним осмотром соответствие их требованиям стандартов или других нормативных документов, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов. При выбраковке материалов вызывается поставщик (а при необходимости: представители проектной организации и лаборатории) и составляется акт на дефектную продукцию. По данному акту принимается соответствующее решение, Результаты контроля записываются в журнал входного контроля.

В ходе строительства выполняется контроль за правильным складированием и хранением строительных материалов на строительной площадке.

3.2. Операционный контроль качества.

3.2.1.Операционный контроль качества осуществляется непосредственно на строительных площадках в период выполнения определенных операций и в период их завершения.

3.2.2.Основные задачи операционного контроля:

  • обеспечение соответствия выполняемых работ проект и требованиям нормативных документов;
  • своевременное выявление дефектов, причин их возникновения и принятие мер по их устранению;
  • выполнение последующих операций после устранения всех дефектов, допущенных в предыдущей операции;
  • повышение ответственности непосредственных исполнителей (рабочих звеньев бригад) за качество выполняемых работ.

3.2.3.Способы контроля выполняемых операций — визуально, контрольно-измерительными приборами и инструментами. Отдельные виды работ требуют геодезического контроля. Перечень работ, требующих геодезического контроля, который выполняется инженером по техническому надзору.

3.2.4.Пооперационный контроль осуществляется в ходе выполнения строительных процессов производственных операций и обеспечивает своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению. Проверяется соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных процессов, соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, СНиПам и ГОСТам.

Законченная операция принимается мастерами участка и делается соответствующая запись в журнале производства работ. Туда же записываются результат: проверки контролирующих лиц руководства организации, представителей проектной организации, Госархстройнадзора. Эти записи принимаются линейным персоналом к неукоснительному исполнению.

При оформлении законченной операции, которую закрывает в дальнейшем следующая операция, составляется, документ «Акт на скрытые работы», подписываемый представителями генподрядчика, проектной организации, ген.директором организации.

Основными документами при пооперационном контроле являются нормативные документы Части 3 СНиП, технологические карты и в их составе схемы операционного контроля.

3.3. Геодезический контроль качества.

3.3.1.Геодезический контроль качества заключается в следующих положениях:

  • геодезической (инструментальной) проверке соответствия положения элементов, конструкций и частей зданий и сооружений, а также инженерных сетей проектным требованиям в процессе их монтажа и временного закрепления (при операционном контроле);
  • исполнительной геодезической съемке планового и высотного положения элементов, конструкций и частей зданий и сооружений, постоянно закрепленных по окончанию монтажа, а также фактического положения инженерных сетей.

Исполнительная геодезическая съемка подземных инженерных сетей выполняется до засыпки траншей. Результаты геодезической проверки при операционном контроле фиксируются в общем журнале работ. По результатам геодезической съемки составляются исполнительные схемы.

3.4. Приемочный контроль качества.

3.4.1.Приемочный контроль качества работ осуществляют следующие лица и организации:

Инженерно-технический персонал подрядной организации;
.технический надзор Заказчика;
.государственный архитектурно-строительный надзор;
..государственный санитарный надзор;
.государственный пожарный надзор;
.общественный контроль эксплуатирующей организации;
.государственный экологический надзор.

3.4.2.Приемка, выполненных работ осуществляется с оформлением документа «Акт приемки законченного строительства зданий и сооружений (этапа работ)» СниП 3.01.04.-87. В комиссию привлекаются представители генподрядной, проектных и эксплуатирующих организаций. В комиссии также могут участвовать представители других заинтересованных организаций: санэпиднадзора, Госархстройнадзора. пожнадзора и т.д.

При приемке выполненных работ в организации руководствуются следующими строительными нормами и правилами:

  • «Организация строительного производства» СНиП 3.01.01-85;
  • «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» СНиП 3.01.04-87;
  • «Правила разработки процессов контроля» ГОСТ 14317-75 и др.

3.5. Инспекционный контроль качества

3.5.1 В процессе производства работ по строительству, реконструкции и расширению объектов проводятся инспекционные проверки Государственными инспекциями (ГАСН.Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор и др.).

3.5.2 При получении предписания контролирующего инспектора необходимо устранить замечания. Если это возможно, в известность ставятся зам. директора по производству подрядной организации. Разрабатываются мероприятия для устранения замечаний, устанавливаются ответственные за материальное обеспечение данных мероприятий, ответственные за их выполнение при полном материальном обеспечении, сроки устранения замечаний.

3.6 Лабораторный контроль качества СМР.

3.6.1.Лабораторный контроль качества и метрологическое обслуживание, при необходимости, осуществляется на договорной основе с лабораториями.

3.6.2.Метрологическое обеспечение СМР осуществляется в соответствии с ГОСТ 8.002-86 ГСИ «Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений Основные положения» и ГОСТ 8.513-84 ГСИ. «Проверка средств измерений Организация порядок проведения».

Организацию лабораторного контроля на предприятии осуществляет инженер производственно-технического отдела.

4. Требования к повышению квалификации, профессиональной переподготовке работников.

  1. Специалисты ООО «ИНСТАЛКОМ» проводящие строительный контроль, должны иметь высшее профессиональное образование.
  2. Специалисты обязаны раз в пять лет, с момента выдачи диплома, либо последнего удостоверения о повышении квалификации, повышать квалификацию.
  3. Контроль подготовки и квалификации (аттестации) персонала проводится раз в пять лет.
  4. При контроле подготовки и квалификации (аттестации) персонала проводится проверка:

— Соответствие имеющегося образования профилю занимаемой должности;

— Порядок проверки знаний норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству работ, у руководителей и специалистов

(включая соответствующих процедур), наличие у них аттестатов о проверке знаний, соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдение списков проверки знаний;

— порядок обучения и периодической аттестации сварщиков, контроллеров и рабочих других строительных профессий, ведение документации по учету их работы, личных клейм.

Управление документацией и записями по охране труда

Нормативно-правовое и информационное обеспечение охраны труда, документирование системы управления безопасностью являются необходимыми условиями трудоохранной деятельности. Процессы (субпроцессы) нормативно-правового и информационного обеспечения, управление документацией и записями направлены на формирование информационно-правового поля, в котором осуществляется управленческо-производственная и трудоохранная деятельность, на создание условий для реализации провозглашенной (принятой) политики в области охраны труда, эффективное функционирование системы управления, а также на получение управляющим органом (субъектом управления) оперативной, достоверной и достаточной информации о состоянии охраны труда, динамике травматизма в подразделениях и в целом на предприятии, с целью выработки управленческих решений, разработки профилактических мер и принятия корректирующих действий.

Это осуществляется путем:

  1. применения и выполнения в практической деятельности законодательных норм и требований, других нормативно-правовых актов (законов о труде и об охране труда, постановлений и решений директивных органов, стандартов системы безопасности труда и др.);
  2. формирования и обновления массива действующих нормативно-правовых актов;
  3. разработки и переработки регламентов, действующих в рамках предприятия;
  4. контроля за соблюдением нормоположений путем юридической экспертизы организационно-распорядительных документов;
  5. правового обучения работников всех категорий.

В соответствии с Законом об охране труда собственник обязан бесплатно обеспечить работников соответствующей нормативно-справочной, методической, информационной документацией.

Для этой цели на предприятии должны быть назначены лица, в должностные обязанности которых входит приобретение (получение), хранение, пополнение, распространение специальной литературы и других нормативно-регламентирующих документов.

По одному (контрольному) экземпляру этих документов должны храниться в библиотеке предприятия (или в другом подразделении, которому поручена эта функция) и в службе охраны труда. Распределение документов по другим службам (отделам) и подразделениям осуществляется по согласованию со службой ОТ.

Нормативные документы, действующие в рамках предприятия (стандарты, положения, инструкции, технологические карты и др.) должны разрабатываться в соответствии с установленным порядком и отвечать требованиям государственных, межотраслевых и отраслевых нормативных актов. Кроме этого, при их разработке должен учитываться предшествующий или заимствованный опыт других предприятий и смежных отраслей, данные анализов травматизма работающих (по типам оборудования, видам работы и т.п.) с целью определения всего комплекса опасных факторов, характера их проявления и условий возникновения опасных ситуаций.

Структура, построение, оформление и содержание внутренних нормативных актов должны соответствовать требованиям стандартов об оформлении документов, других НПА, включая типовые рекомендации по этим вопросам.

Документы должны храниться в систематизированном виде и снабжаться перечнем, который должен содержать наименование действующих документов, их регистрационный номер; даты утверждения; даты очередного пересмотра.

Проект разрабатываемого нормативного документа подлежит обязательному согласованию со службой охраны труда и юрслужбой. В случае необходимости он согласовывается также с другими заинтересованными службами, подразделениями и должностными лицами, перечень которых определяет служба охраны труда.

Утверждение и отмена нормативных актов предприятия осуществляется приказом по предприятию.

Все нормативные акты должны периодически пересматриваться. Срок пересмотра не может превышать сроков пересмотра государственного нормативного акта об охране труда или типового документа, на основании которого он разрабатывался, и не должен составлять более 10 лет, для инструкций по охране труда — 3 … 5 лет.

Внутренней организационно-методической, регламентирующей и правовой основой функционирования СУОТ может служить комплекс разработанных ранее стандартов предприятия (СТП) или вновь разрабатываемых стандартов организации (СОУ), других регламентирующих положений.

Необходимый перечень стандартов (положений) определяется службой охраны труда с учётом, с одной стороны, структуры управления производством, а с другой — специфики решаемых задач.

Информационное обеспечение достигается с помощью:

  1. системы информационного взаимодействия, формирования массива (банка) информационных, методических и справочных материалов, инструкций, изучения и использования передового зарубежного опыта, опыта смежных предприятий и т.д., своевременное ознакомление с ними персонала.
  2. экспресс-информирования всех работников предприятия по всем случаям травмоопасных и аварийных происшествий; по другим аспектам деятельности.
  3. пропаганды через печать, другие средства массовой информации о новых требованиях в области охраны труда, безопасных методах производства работ, путях и методах совершенствования этой работы и т.д.;
  4. применения более совершенных информационных средств и технологий.

Управление документацией и записями относится к числу наиболее сложных и важных направлений трудоохранной деятельности и включает документальное оформление процессов планирования, организации, контроля, регулирования и учёта документации системы управления профессиональной безопасностью. Документы и записи служат для осведомленности персонала о порядке функционирования системы и описания рабочих процессов и процедур. Осуществляется путем формирования информационной и нормативно-правовой базы, которая обеспечивает заданное функционирование системы в правовом поле; предусматривает широкое применение в этой связи внутрифирменных стандартов и положений.

В зависимости от выполняемой функции документация, регулирующая функционирование Системы управления охраной труда может быть двух видов:

  1. регламентная документация СУОТ, которая устанавливает нормативный порядок проведения трудоохранных мероприятий на предприятии (в Организации);
  2. учётная документация СУОТ, которая ведётся оперативно и предназначена для учёта выполнения реализуемых мероприятий и действий в рамках СУОТ.

К регламентной документации относятся:

  1. Руководство по Системе;
  2. Инструкции по охране труда и должностные инструкции;
  3. Различные положения;
  4. Руководящие документы и стандарты предприятия (организации);

Другие документы.

К учётной документации относятся:

  1. Журналы регистрации инструктажей по охране труда;
  2. Удостоверения по охране труда;
  3. Наряды-допуски на производство работ повышенной опасности и многие другие.

В связи с тем, что документация СУОТ относится к управленческой, она должна вводиться в действие распорядительными документами -приказами. Чтобы СУОТ была легитимной, необходимо, в первую очередь, разрабатывать регламентную документацию, устанавливающую порядок деятельности в области ОТ.

Организационные вопросы

В рамках регламентной документации утверждаются формы и порядок заполнения учётной документации.

Управление документом — это комплекс мер по работе с документом, включающий разработку, согласование, утверждение, изменение, периодическую проверку актуальности, издание, рассылку, актуализацию документа на рабочих местах, доведение до сведения персонала и обеспечение доступа к нему.

Документирование системы управления безопасностью труда определяет и закрепляет механизм функционирования СУОТ. Исходной базой для документирования могут служить требования и рекомендации международных стандартов ISO серий 9000, 14000, OHSAS 18000, а также национальные законодательные, нормативные и методические документы в области безопасности. Выходными документами являются разработанные и утвержденные собственником внутренние руководства, стандарты организации (предприятия), инструкции, методики, программы.

Характер документации, ее состав может быть представлен в любом, но в таком виде, который отвечает соответствующим требованиям, к числу которых относятся следующие:

1. Она должна быть комплексной, т.е. охватывать все аспекты деятельности, связанные с управлением безопасностью и отражать концепцию проводимой политики, а все процессы осуществления трудоохранной деятельности должны быть под контролем руководства предприятия и документированы.

2. Документация должна быть системной, т.е. строго взаимоувязанной, хорошо структурированной, функционально эффективной и распределенной по уровням управления. Она должна быть полной и давать четкое исчерпывающее и объективное представление как о состоянии системы в целом, так и об отдельных ее элементах, а также обо всех процессах и процедурах, реализуемых в СУБ (система управления безопасностью). Она должна оперативно отражать все изменения в функционировании системы.

3. Она должна соответствовать требованиям действующих национальных НПА, стандартов ИСО и рекомендациям МОТ.

4. Документация должна быть легко идентифицируемой, т.е. иметь соответствующие обозначения и номера, позволяющие установить принадлежность каждого документа к определенной части системы.

5. Документация должна быть адресной, т.е. каждый документ должен быть предназначен для конкретной области применения и для конкретных исполнителей.

6. Документация должна быть четкой, датированной и понятной ее пользователям и экспертам-аудиторам.

ВЫВОДЫ
Положение о СУОТ разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.

ОТВЕТ
Положение о СУОТ на предприятии - основа организации и функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - Типовое положение).
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ.
Определение СУОТ дано в статье 209 ТК РФ как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Типовое положение разработано для оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, то есть в помощь всем российским организациям в структурировании системы, разработки политики, целей и рабочих процедур в области охраны труда.
Создание СУОТ должно базироваться на соблюдении государственных нормативных требований охраны труда, учитывая при этом специфику собственной деятельности, достижения современной науки, наилучшую практику и другие национальные, международные, межгосударственные стандарты, рекомендации МОТ по СУОТ и безопасности производства. СУОТ должна быть совместима с другими системами управления, действующими у работодателя. Охрана труда подразумевает многоуровневое распределение обязанностей и ответственностей, поэтому интеграция СУОТ в общую систему играет очень важную практическую роль.
Положение разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.
Несмотря на то что положение является типовым, в нем в полной мере описывается структура системы, необходимые процедуры, распределение функций, управление документацией и т. д.
В положение о СУОТ с учетом специфики работодателя включаются указанные ниже разделы.
1. Политика работодателя в области охраны труда.
2. Цели работодателя в области охраны труда.
3. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя).
4. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (с подразделами).
5. Планирование мероприятий по реализации процедур.
6. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.
7. Планирование улучшений функционирования СУОТ.
8. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
9. Управление документами СУОТ.
Политика в области охраны труда должна быть публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Политика определяется на основании предварительного анализа состояния охраны труда на предприятии, ее доступность для всех работников является важным аспектом функционирования СУОТ в целом. Политикой определяются цели работодателя в сфере охраны труда, которые должны быть сформулированы исходя из специфики деятельности, текущего состояния охраны труда, перспектив развития и модернизации производства, оценки их достижимости.
Типовое положение достаточно подробно описывает наполнение всех разделов. Примером может служить раздел «Обеспечение функционирования СУОТ». В нем выделяются не только 6 уровней управления (от уровня производственной бригады до работодателя в целом), но и возможное распределение обязанностей в сфере охраны труда по должностям. Количество уровней управления и распределения обязанностей зависит от специфики деятельности конкретного работодателя, структуры общей системы управления, численности и т. д. Распределение обязанностей можно закрепить в указанном разделе СУОТ либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, трудовых договорах и должностных инструкциях. Организации с численностью менее 15 человек могут упростить СУОТ за счет сокращения уровней управления охраной труда, при этом обязательным условием является сохранение полного объема обязанностей.
Огромную роль в функционировании СУОТ играют процедуры, направленные на достижение целей в сфере охраны труда.

Система управления охраной труда на предприятии - образец 2018

Типовое положение предлагает работодателям следующие основные процедуры:
1) подготовка работников по охране труда;
2) оценки условий труда;
3) управление профессиональными рисками (включая в себя идентификацию опасностей; анализ, оценку и упорядочивания выявленных опасностей, меры снижения профессиональных рисков);
4) наблюдение за состоянием здоровья работников;
5) информирование работников об условиях труда;
6) обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
7) обеспечение работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами;
8) обеспечение работников молоком или лечебно-профилактическим питанием;
9) обеспечения безопасности при выполнении подрядных работ и снабжении.
Серьезное внимание должно уделяться оценке профессиональных рисков. При разработке собственного положения СУОТ работодателю придется особо проработать идентификацию опасностей, их упорядочивание и анализ. В положении приведены основные опасности, которые работодатель может рассматривать с учетом специфики собственной деятельности.
Исполнение процедур должно проводиться в соответствии с утвержденным планом мероприятий. В нем должны быть отражены результаты анализа состояния охраны труда, общий перечень мероприятий, ожидаемый результат, сроки реализации процедур, ответственные лица и источники финансирования.
В СУОТ должен быть обеспечен контроль реализации процедур и функционирования системы в целом. Типовым положением рекомендованы виды контроля, которыми может воспользоваться работодатель с учетом специфики своей деятельности.
Работодатель должен постоянно улучшать функционирование СУОТ. При планировании улучшений необходимо ориентироваться на оценку степени достижения целей, выполнение принятых обязательств и эффективности действий.
В положении о СУОТ рекомендуется включать раздел, регламентирующий работу с авариями, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями. В разделе должен быть установлен порядок выявления потенциальных аварий и порядок действий в случае их возникновения.
Внедрение СУОТ на предприятии потребует разработки новых и актуализацию действующих локальных нормативных актов. В положении необходимо установить порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ. В Типовом положении выделяются контрольно-учетные документы, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению. К ним относятся:
акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдения за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
результаты контроля функционирования СУОТ.
Управление охраной труда на основе СУОТ является эффективным инструментом, что подтверждается мировой практикой ее применения. Многие работодатели уже имеют действующие системы управления охраны труда, разработанные на основе государственных и межгосударственных стандартов, таких как: ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 или ГОСТ 12.0.230-2007. Для таких работодателей появляется не лишний повод провести анализ действующей СУОТ, а при необходимости организовать улучшение и актуализацию системы. Другим работодателям придется столкнуться с разработкой и внедрением СУОТ, что, безусловно, окажется непростой задачей, требующей значительных временных и финансовых затрат.
Повышение эффективности охраны труда, обеспечение безопасного труда, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний все это является основной задачей СУОТ. Результат будет зависеть от всеобщего понимания целей и исполнительной ответственности каждого работника организации.

Дмитрий Викторович СМИРНОВ ,
директор филиала в Новосибирске, направление «Охрана труда и Экология» группы компаний SRG