Семейное образование обучение. Семейное образование

Большая часть детей в нашей стране учится в школе, являющейся базовой ступенью для получения систематизированных знаний и приобретения минимума практических и социальных навыков, необходимых в дальнейшем.

Посещение детьми школы с сентября по май воспринимается родителями как данность и непреложная обязанность каждого ребенка. И мало кто задумывается об альтернативном обучении. Тем не менее, получить общее образование на вполне законных основаниях можно не только в стенах традиционной школы. Есть и другие варианты и возможности.

Сегодня часто можно услышать такие фразы, как «домашнее образование», «семейная форма обучения», «индивидуальное обучение». И, как свидетельствуют факты, все больше родителей совместно с детьми выбирают семейное обучение на дому. Что же это за вид образования, как перейти на семейное обучение и как его организовать? Попробуем разобраться.

Причин перехода на индивидуальное обучение на дому немало. И чаще всего в основе желания получить домашнее образование без посещения ребенком школы лежит несовпадение интересов учеников и учебного заведения:

  • при проблемах со здоровьем (инвалидность, тяжелая болезнь) ребенок физически не может посещать школу и вынужден перейти на домашнее обучение по медицинским показаниям;
  • по желанию родителей в силу тех или иных семейных обстоятельств.

Вполне оправдана целесообразность перехода на домашнее обучение в следующих случаях:

  • профессиональные занятия музыкой, спортом, которые сложно совмещать с регулярным посещением школы из-за частых отлучек на соревнования, конкурсы, смотры;
  • ребенок успешно и с большим опережением осваивает школьную программу, и ему не интересно на уроках (это чревато утратой интереса к учебе вообще). Не всегда спасает в этой ситуации «перепрыгивание» через класс, так как по психическому и физическому развитию ребенок отстает от старших детей, с которыми ему предстоит учиться;
  • частые переезды родителей, из-за которых ребенок вынужден постоянно менять школы, друзей, учителей. В результате возможны психологические проблемы и снижение успеваемости;
  • убеждения, что в школе нельзя получить интересующие знания и навыки в нужном объеме;
  • конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, из-за которых ребенок категорически отказывается посещать образовательное учреждение ( , насмешки).

Во всех этих ситуациях спасением может стать семейное обучение. Но как перевести ребенка на домашнее обучение? И какие могут последствия такого шага? Какими законами регулируется домашнее обучение в России?

Варианты получения семейного образования в России

Если на семейном совете было принято решение, что обучение на дому – оптимальный вариант для вашего ребенка, то сразу возникает масса вопросов. Что делать дальше? Как оформить домашнее обучение и в чем его отличие от других форм образования? На какие документы ссылаться?

Читайте также: Особенности адаптации первоклассников к школе

Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года – основной документ, который поможет найти ответы на многие вопросы, связанные с образованием детей в нашей стране. Из него можно узнать, что, для того чтобы получить общее образование, не обязательно ходить в школу. Дети могут учиться и вне ее стен.

Статья 44 закона определяет преимущественное право родителей самим (учитывая мнение ребенка) выбирать для него ту или иную форму образования и обучения до окончания 9 класса (завершение основного общего образования). Далее же право выбора становится привилегией самого ребенка. Но, разумеется, без согласия родителей все равно не обойтись.

Родители, выбравшие домашнее обучение, могут дать детям в семье общее образование на всех его уровнях (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее). Но это решение в любой момент можно изменить. И ребенок, как и другие его сверстники, снова может посещать школу.

Процесс обучения детей вне школы предполагает домашнее обучение нескольких видов (не запрещается сочетать разные формы обучения и получения образования). Некоторые из них мы рассмотрим.

Семейное обучение

Семейное обучение происходит в форме семейного образования или самообразования.

Эта форма обучения предполагает непосредственное и самое активное участие родителей в организации учебного процесса в домашних условиях, которые могут сами выступать в роли педагогов либо приглашать для обучения детей преподавателей и репетиторов (услуги которых оплачиваются).

На время семейного обучения ребенок закрепляется за какой-либо школой, в которой он сдает экзамены. И это один из принципов организации домашнего образования.

В законе указано, что общее образование вне школы можно получить в форме семейного образования. А общее среднее образование – в форме самообразования (метод получения знаний, способствующий развитию мышления, вне стен учебного заведения и без участия преподавателей).

Такое разделение иногда вызывает путаницу и ошибочное предположение о том, что такая форма, как семейное образование, в принципе недоступно старшим детям, получающим общее среднее образование. На самом деле закон утверждает, что на любой ступени общего образования (начального, основного и среднего) может использоваться семейное образование.

Нюанс в том, что младшие дети при обучении вне школы могут обучаться только в форме семейного образования, в силу их возраста предполагающего обязательное родительское участие. На старшей ступени можно выбирать: самообразование, семейное образование или их сочетание (теоретически это тоже возможно), поскольку взрослые дети уже в состоянии самостоятельно обучаться без вмешательства родителей.

Как перейти на домашнее обучение?

И снова обратимся к закону. По заявлению родителей выбрать семейную форму обучения можно, находясь на любой ступени общего образования. Так же как и вернуться в школу, изъявив желание снова в ней учиться.

Выбрав семейное образование, родители несовершеннолетнего обязаны в письменной форме сообщить об этом в территориальное районное или окружное управление образования, где и ведется учет детей, пожелавших обучаться дома.

Взаимоотношения между школой и родителями детей, выбравших обучение на дому, в части организации учебного процесса регламентируются нормативными правовыми актами. Писать заявление с просьбой исключить ребенка из школы (как этого требуют некоторые общеобразовательные заведения) при оформлении обучения на дому не следует.

Читайте также: Домашние задания, секции, кружки... Как всё успеть после школы?

В заявлении указывается, что для ребенка выбрано семейное образование с указанием ссылок на соответствующие статьи закона (ст.17, 44, 63) и просьба зачислить его в качестве обучающегося для прохождения аттестации экстерном в школу (ст.17, 33, 34). На основании этого заявления ребенка зачисляют экстерном и включает его в число обучающихся, хотя он не является учащимся школы. Если ребенок ранее учился в этой школе, он выбывает автоматически из числа ее учащихся, но остается обучающимся-экстерном в ней.

В чем разница между статусом «обучающегося» и «учащегося» и имеют ли дети при семейной форме образование какое-либо отношение к школе? Ответ – да, но только в части, касающейся прохождения аттестации экстерном. Школа никак не может влиять на учебный процесс обучения на дому, контролировать его или корректировать. Функция образовательного учреждения ограничена проведением итоговых и промежуточных аттестаций.

Результат обучения по форме семейного образования подтверждается итоговой аттестацией, которая осуществляется бесплатно согласно 43 статье Конституции РФ.

Надомное обучение

Среди форм внешкольного обучения выделяется надомное обучение. Этот вариант обучения на дому по медицинским показаниям – мера вынужденная, и рассчитан он на детей не здоровых, которым трудно (или порой невозможно) посещать школу. Это дети-инвалиды и дети с затянувшимися хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения.

Обучение может происходить только дома, без посещения школы (преподаватели приходят к обучающемуся домой). Для ребенка составляется индивидуальное учебное расписание. Тетради, учебники и услуги педагогов предоставляются бесплатно.

Подобный вид домашнего обучения – это шанс изучить школьную программу, предусмотренную образовательным учреждением, в котором ученик зарегистрирован, и получить аттестат зрелости. Сдача экзаменов и контрольных работ осуществляется также на дому.

Обучаться по такой форме, не покидая дома, возможно при выполнении ряда условий. Необходимо:

  • предоставить справку от медицинской контрольно-экспертной комиссии;
  • написать на имя директора заявление в образовательное учреждение;
  • выбрать соответствующую состоянию здоровья ребенка программу обучения: общую, при которой обучение проходит по той же системе, что и у сверстников в школе, но уроки могут быть большей или меньшей продолжительности, расписание уроков не таким строгим, как в школе, количество изучаемых предметов в день сокращено, или вспомогательную, которая разрабатывается индивидуально под ребенка.

После завершения обучения по вспомогательной программе ребенок получает аттестат с указанием конкретной программы, которую он осилил. Обучающийся по общей программе получит обычный аттестат.

После того, как все формальности выполнены и документы поданы, издается приказ об организации надомного обучения, согласно которому утверждается расписание занятий, учебный план, назначаются преподаватели, место проведения занятий, периодичность аттестации. И в целом организуется процесс индивидуального обучения, который регламентируется правилами школы, учеником которой значится обучающийся.

При этом интенсивность учебного процесса зависит от физических и психических возможностей ученика, его способности усваивать материал. Для учета проведенных занятий и отметок об успеваемости ребенка заводится специальный журнал, который родители в конце учебного года сдают в школу.

Получение качественного образования — один из важнейших этапов в жизни любого человека. Это - база для дальнейшего развития, получения хорошей и стабильной работы, а также других ценных возможностей. Знания, полученные в детстве и юности, являются фундаментом дальнейших жизненных успехов, вот почему образование на этом этапе является таким важным. Сейчас существуют разные подходы к обучению, но есть те, которым следует уделить отдельное внимания. Проект сайт, созданный в 2010 году, продемонстрировал все преимущества концепции дистанционного образования в школьном обучении. сайт - частная инициатива, созданная коллективом энтузиастов под руководством предпринимателя Михаила Ивановича Лазарева. В работе проекта принимают участие многие специалисты: учителя, режиссеры, программисты, специалисты по компьютерной графике и другие профессионалы. Сайт - это настоящий кладезь полезной информации — на нем представлены видеоуроки, конспекты, интерактивные тесты и тренажеры по предметам школьной программы.

В 2014 году на базе портала был создан подпроект Это - система, которая позволяет дистанционно пройти весь курс школьного обучения вместе с преподавателями либо полностью самостоятельно. На примере этих решений видно, что дистанционное семейное образование является эффективным вариантом для обучения в самых разных ситуациях.

Что такое семейная форма образования?

Эта форма учебы предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы, дома. Суть - изучение дисциплин программы в домашних условиях, но, как правило, экзамены и аттестации ребенок проходит в том учреждении, куда он официально зачислен на семейную форму получения образования. Такой вид обучения выбирается в том случае, когда учеба вне стен школы по разным причинам является более целесообразной, нежели посещение очного учебного заведения.

Какие формы семейного обучения бывают?

Выделяют несколько видов обучения без посещения уроков в очной школе. Они различаются по двум особенностям: нюансами организации учебного процесса, и причинами, по которым произошел переход на эту форму обучения.

Можно условно выделить четыре типа домашнего обучения:

Надомное обучение. Этот вид обучения разработан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Список заболеваний, при которых возможен перевод на такое обучение, установлен законодательно. Последняя его редакция за 2016 год содержит 60 пунктов с пояснением относительно каждого из них (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н) . В этом случае ребенка обязаны обучать на дому преподаватели школы, к которой он прикреплен, хотя можно договориться с образовательным учреждением и о самостоятельном обучении. Школа предоставляет родителям всю учебную и методическую литературу а также специальный журнал для контроля обучения. Получить разрешение на подобную форму образования можно только при заключении медицинской комиссии.

Семейное обучение. Это вариант, при котором ученик может на общих основаниях посещать учебное заведение, однако родители и ребенок сами решили, что учиться вне обычной школы будет лучше. Причины могут быть разными, но обычно они сводятся к тому, что получать знания дома будут намного удобнее и эффективнее, нежели в учебном заведении.

Экстернат. Данный тип обучения предполагает самостоятельную работу ученика, который имеет выдающиеся способности и возможность учиться на хорошем уровне. Часто такие дети сдают экзамены досрочно: современное законодательство позволяет сдавать экзамены в форме экстерна на три года вперед. Оформить экстернат можно для ребенка любого возраста.

Дистанционное образование детей. Сегодня этот формат учебы может быть как частичным дополнением к посещению обычной школы, так и полноценной возможностью изучить всю программу вне рамок обычного учебного учреждения. Этот вариант обучения предполагает, что ребенок изучает информационные материалы, размещенные в специализированной онлайн-системе. Они могут быть представлены разными форматами: это и наглядные видеоуроки, текстовые конспекты с иллюстрациями, интерактивные тесты для проверки знаний. Важным моментом является то, что дистанционное семейное обучение не лишает ребенка общения с учителями. Благодаря современным средствам голосовой и видеосвязи преподаватели могут «присутствовать» в доме ребенка, при этом фактически находясь на удалении в тысячи километров от него. Таким образом, в рамках данного формата ребенок получает абсолютно все, что ему требуется для всестороннего развития и обучения.

Семейное образование в России: история и современность

Семейное образование в России имеет давнюю историю. Очень распространённым оно было в XVIII-XIX столетиях. Приглашаемыми на дом преподавателями обычно являлись священнослужители и семинаристы, студенты и сотрудники университетов. Богатые дворянские семьи могли позволить себе воспользоваться услугами репетиторов-иностранцев.

Перерыв в традициях семейного образования произошел в 1917 году, когда произошла революция. В эпоху СССР семейное обучение было упразднено, все дети были обязаны посещать общеобразовательную школу. Исключение могло быть сделано только для ребят, которые не могли посещать учебное заведение по состоянию здоровья. Как и сейчас, в советский период учащиеся активно пользовались услугами репетиторов, хотя они оказывались вне рамок официально разрешенной трудовой деятельности.

Но период новейшей истории России можно считать ренессансом традиций семейного домашнего обручения. В начале 90-х годов прошлого века такие виды образования, как семейное, экстернат и репетиторство получили новую жизнь. Дети и их родители получили гораздо больше возможностей для выбора вида обучения и создания комфортных условий для занятий. Интерес к внешкольным формам учебы значительно возрос.

Сегодня семейное образование доступно каждому!

Сегодня в России семейное образование доступно каждой семье и каждому ребенку. Законом установлено, что родителям предоставляется право независимого выбора школы и способа получения образования их детьми. Все чаще семьи делают выбор в пользу удаленного обучения при помощи современных онлайн-систем. В соответствии с законами РФ не требуется каких-либо специфических условий для перевода на внешкольное образование. Для учебы вне уроков в очном формате достаточно только согласия ученика и его родителей (или законных представителей). Конечно же, для перевода на семейное обучение необходимо осуществить определенные административные процедуры.

Чем больше возможностей и вариантов выбора, тем лучше результат. Сейчас в России все больше семей готовы перевести ребенка на домашнее обучение, даже если у него есть все возможности посещать обычные очные уроки. Более того, все чаще обычное школьное образование частично дополняется домашним. Ребенку могут помогать репетиторы, также он может учиться в различных онлайн-школах.

В чем преимущества такого подхода к обучению и в каком случае он будет оптимальным вариантом?

Нередко считают, что на семейное обучение переводят только тех деток, которые имеют проблемы со здоровьем. Но на данный момент все больше детей и родителей выбирают домашний способ обучения исходя из его преимуществ, а не под давлением обстоятельств.

Среди преимуществ семейной формы обучения можно отметить следующие:

  • Ученик лучше справляется с программой образовательного курса. Это становится возможным благодаря тому, что в таком варианте получения знания обеспечивается индивидуальный подход с учетом особенностей и способностей конкретного ученика. В то же время в больших классах обычных школ у учителей просто нет возможности уделить много времени каждому ребенку;
  • ребенок меньше отвлекается на то, что ему не нужно или не интересно. Не во всех учебных заведениях преподавание ведется на высоком уровне, бывает так, что детям не интересно учиться в конкретном классе и в конкретной школе. Регулярное посещение места, которое не нравится, может обернуться негативными эмоциями и снижением успеваемости. Учеба на дому — это способ избавиться от всех неприятных обстоятельств. Ребенок будет получать знания в комфортной обстановке, где ничто не помешает учебе;
  • дети на семейном обучении имеют больше возможностей для всестороннего развития. При такой форме обучения можно изучать интересные ребенку предметы углублённо. Также в образовательный курс можно включить ту информацию, которая отсутствует в школьной программе.
  • ребенок тратит меньше времени и меньше устает. Часто бывает так, что учащийся живет в удаленном населенном пункте и дорога до школы отнимают немало времени. Находясь на семейном обучении, ребенок может потратить сэкономленное время с большей пользой. Его можно потратить на дела, связанные как развлечениями, так и с развитием ребенка.
  • исключаются возможности конфликтов с негативно настроенными сверстниками и старшеклассниками. Семейное обучение может быть оптимальным вариантом для детей, которые в силу особенностей характера испытывают трудности с адаптацией в коллективе;
  • возможность составления гибкого графика занятий с учетом биологических ритмов учащегося. Это позитивно отражается на здоровье, самочувствии и работоспособности ребенка;
  • развитие интеллекта и креативных качеств мышления. Исключается стереотипный и шаблонный подход, препятствующий формированию индивидуальности;
  • развитие навыков самостоятельности, ответственности и организованности. Ребята, которые обучаются дистанционно при помощи современных онлайн-систем, сами контролируют свое расписание. Ребенок несет полную ответственность за свои результаты: у него нет возможности списать домашнее задание или подсмотреть результаты контрольной работы. Такой подход способствует формированию у ребенка навыков самостоятельности, дисциплинированности, умения планировать свое время. Вряд ли кто-либо будет сомневаться в том, что все эти качества понадобятся и во взрослой жизни - дальнейшей учебе и работе.

Как видно, причины перехода на семейное образование могут быть самыми разными. У каждой семьи есть для этого свои основания. Важно лишь то, что современное законодательство разработано таким образом, чтобы выбор формы обучения не был принудительным и каждый нашел оптимальное решение.

Известно, что большая часть ребят соответствующего возраста посещают обычные школы. Но очень часто обучение в рамках стандартной концепции может быть неудобным.

Нередко обучение в домашних условиях выбирают для тех деток, которые не могут ходить в школу в силу проблем со здоровьем. Очень часто для таких ребят данный вариант обучения - единственная возможность получить аттестат. Государственные учреждения и частные организации заботятся о таких детях, благодаря чему они наравне со своими здоровыми сверстниками изучают школьный курс. В дальнейшем эти ребята могут поступить в престижный вуз, многие из которых предлагают возможность дистанционного обучения.

Но спектр причин, по которым многие семьи делают выбор в пользу семейного образования, не ограничивается медицинскими показаниями. Во многих случаях домашнее обучение выбирают для одаренных детей. Такие ребята хотят изучать важные для них дисциплины углубленно. Нередко они осваивают программу, опережая своих сверстников, а на уроках эти дети просто скучают. Близкие таких ребят обычно хотят, чтобы дети учились у преподавателей - мастеров своей профессии. Уровень преподавания в школе по месту жительства может их не устраивать. В этом случае семейная форма образования будет самым подходящим вариантом. Даже если семья живет в маленькой деревне или селе, где нет значительных образовательных возможностей, всегда можно воспользоваться преимуществами дистанционного обучения. В этом случае ребенок сможет учиться у лучших преподавателей и получить самый качественный багаж знаний.

Часто обучение в форме семейного образования выбирают и для ребят, которым сложно дается учеба или если ребенок плохо воспринимает объяснения учителя в школе. Увы, не в каждом учреждении работают хорошие педагоги, которые смогут понятно объяснить непростые аспекты и заинтересовать детей предметом. Причиной может быть и то, что у ребенка возникают конфликты с преподавателями и другими учениками в школе. В данном случае обучение в форме семейного образования также может стать оптимальным решением, которое убережет ребенка от возможных проблем такого типа. В итоге ребенок сможет избежать негативных обстоятельств и изучить школьный курс с хорошими отметками, с отличным результатом пройти выпускные испытания.

Трудности с посещением занятий в очной школе часто возникают и у ребят, которые на серьёзном уровне занимаются спортом или творчеством - пением, музыкой или другими видами искусства. Эти дети тратят много времени на тренировки и дополнительные занятия, ездят на состязания и конкурсы. Посещать занятия по фиксированному графику им может быть трудно, и семейное обучение в таком случае будет оптимальным решением. При таком подходе можно составить гибкий график уроков, и у ребенка будет возможность уделить нужное время любимому занятию и не допустить снижения оценок по школьному курсу.

Обучение на дому - отличный вариант и для семей, которым в силу профессиональной деятельности приходится время от времени переезжать. В такой ситуации лучшим вариантом будет образование с использованием средств дистанционного обучения. Благодаря такому решению удастся исключить проблемы, вызванные необходимостью поиска новых школ или репетиторов при очередном переезде. Кроме того, ребенку не придется каждый раз сталкиваться с проблемами, связанными с привыканием к коллективу в новой школе.

Семейная форма обучения подходит абсолютно всем семьям с прогрессивным взглядом на образование. Сейчас многие организации готовы помочь родителям при реализации данной концепции получения знаний. Правильный выбор центра семейного образования станет первой ступенькой к успешному обучению.

Подходы к организации семейного обучения

В некоторых случаях при переводе ребенка на семейную форму обучения родители сами преподают ему весь школьный курс. Разумеется, они как никто другой будут стремиться дать своим детям все самое лучшее из того, что есть в учебной программе. При этом родителям может быть непросто разобраться в аспектах всех разнообразных школьных дисциплин по причине отсутствия специального или педагогического образования. Кончено, можно воспользоваться помощью частных репетиторов. Но почасовая оплата их услуг может стать проблемой для семейного бюджета. Более того, поиск учителей может быть непростым, особенно в маленьком населенном пункте. Важно отметить и то, что вы сможете удостовериться в качестве услуг преподавателя только после нескольких уроков.

Но многих родителей, которые сделали выбор в пользу семейного обучения, порадует то обстоятельство, что им не потребуется заниматься поиском репетиторов или вникать в тонкости разделов алгебры, физики и других сложных предметов. Достаточно воспользоваться всеми преимуществами современных систем онлайн-обучения.

Семейное образование с Домашней школой сайт: все возможности для покорения вершин знаний

Проект сайт c 2008 года является лидером среди видеуроков по школьному курсу и заслужил многие положительные отзывы. Специально для детей и родителей, выбравших семейную форму обучения, был разработан сервис , при помощи которого можно пройти всю школьную программу в режиме онлайн. Что необходимо для начала учебы? - просто создайте свою учетную запись на сайте! Для того, чтоб у вас была возможность рассмотреть все преимущества нашего дистанционного центра семейного образования, первая неделя обучения доступна без оплаты. В Домашней школе можно изучать как отдельные предметы в дополнение к обычной школе, так и полностью перейти на удаленное обучение.

Как проходит учебный курс в Домашней школе?

Учебный процесс предусматривает несколько компонентов. Ребята изучают видеоуроки по каждому разделу школьного курса. Они созданы в соответствии с образовательными стандартами, но все аспекты предмета представлены в самой понятной форме. Благодаря современной анимации физические закономерности, свойства геометрических фигур и другие составляющие программы представлены в самом понятном виде.

Видеоматериалы дополнены иллюстрированными текстовыми конспектами и интерактивными возможностями для контроля усвоения темы. Тесты и тренировочные программы помогут понять, какую информацию ученик усвоил хорошо, а где пока есть пробелы в знаниях. Разнообразие форм подачи информации не даст детям заскучать, делает процесс обучения эффективным и интересным. Благодаря этому общеобразовательная программа намного проще усваивается даже теми детьми, которым тяжело дается учеба.

Как и в стандартной школе, ребята выполняют контрольные и домашние работы, за них выставляются отметки, которые заносятся в удобный онлайн-журнал. А благодаря удобной рассылке о наиболее значимых событиях близкие всегда будут в курсе успехов ребенка.

При помощи средств текстовой, голосовой и видеосвязи наши преподаватели консультируют учащихся, подробно разъясняют сложные нюансы в каждой теме. В основе работы - индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся на семейном обучении. В работают учителя высокой квалификации - многие из них имеют ученую степень и являются лауреатами конкурсов профессионального мастерства.

Сколько стоит семейное обучение в Домашней школе сайт?

Стоимость учебы в нашей онлайн-школе определяется форматом обучения и периодом оплаты. В любом случае благодаря доступным ценам такой вариант более выгоден, чем почасовая оплата недешевых уроков наемных репетиторов.

Доступна возможность выбора из двух форматов:

  • Формат «Самостоятельный» - в данном варианте учащемуся будут доступны все информационные материалы (видеолекции, тесты и тренажеры для контроля знаний) для самостоятельного изучения. Рациональный выбор для детей, которые посещают обычное очное образовательное учреждение, но хотят изучать избранные дисциплины школьного курса дополнительно;
  • Формат «С учителем» - все возможности первого варианта, но также предполагается взаимодействие с преподавателем: проверка домашних заданий, консультации, ответы на вопросы. Этот вариант имеет большую стоимость, но при этом обеспечивается более качественное изучение предмета. Отлично подходит для детей на семейном обучении.

Дистанционное обучение: большие возможности для большого будущего!

Хорошие родители стремятся дать своим детям все самое лучшее. На сегодняшний день все больше семей делают выбор в пользу домашней формы обучения, осознаваем её множественные преимущества. Современные технологии и образовательные методики обладают значительным потенциалом. Используйте все возможности современного мира, чтобы подарить ребенку успешное будущее. Выберите ли вы занятия в дополнение к посещению обычной школы или семейную форму образования - станет для вас надежным помощником!

Часто у родителей возникают вопросы о документах, которые необходимы для урегулирования перехода детей на семейную форму обучения. Я постаралась собрать все свои знания в этом вопросе и руководствовалась мнением и опытом людей, дети которых уже учатся по этой форме.

Заявление для перехода на семейную форму обучения

Для перехода на семейную форму обучения потребуется составить заявление на имя директора, в котором вы от лица одного или обоих родителей уведомляете директора о решении перехода на семейную форму образования вашего ребенка.

Заявление это носит не просительный, а уведомительный характер. Со дня подачи заявления ребенок считается обучающимся по семейной форме и школу не посещает.

В заявлении можно указать какой тип аттестации для ребенка предпочтительнее. Как правило, в старших классах, где предметов много, проще сдавать аттестацию в форме экстерната. Это предусмотрено законом и количество аттестаций в год будет не более 12, на основании положения о Экстернате (Закон РФ "Об образовании" ст. 50). Младших школьников может устраивать и большее количество аттестаций. Например, по четвертям по основным или всем предметам. Тогда все аттестации прописываются в график, приложением к договору.

Договор со школой

Администрация школы в лице директора не позднее месяца с момента подачи заявления, должна подписать с родителями договор.

Договор подразумевает, что все пункты будут устраивать обе стороны. Договор не подписывается до тех пор, пока компромисс между директором и родителями не найден. В любое время договор может быть изменен или дополнен.

Приложения к договору

Составленный договор не действителен без Приложений , включающих документы, утвержденные директором Учреждения и скрепленные печатью:

Приложение 1. Порядок, форма и сроки промежуточной аттестации Обучающегося за курс #класса (например в форме экстерната) на форме обучения «семейное образование».

Приложение 2. Сроки проведения лабораторных и практических работ, составленных педагогами Учреждения с учетом интересов Обучающегося, и утвержденные директором Учреждения.

Приложение 3. Сроки и порядок проведения консультаций, составленный педагогами Учреждения с учетом интересов Обучающегося и утвержденный директором Учреждения.

Приложение 4. билеты к устным экзаменам утвержденные для промежуточной аттестации в форме экстерната на форме обучения «семейное образование» за курс выпускного класса и вопросы для подготовки к промежуточной аттестации в форме экстерната за курс выпускного класса на форме обучения «семейное образование», по заявлению Представителя.

Приложение 5. Билеты и вопросы к государственной итоговой аттестации по двум обязательным для государственной аттестации предметам учебного плана и двум выбранным предметам учебного плана за курс основного общего образования по заявлению Представителя.



Семейное образование
(или homeschooling) - форма получения образования, предусмотренная законодательством Российской Федерации, предполагающая изучение общеобразовательной программы вне школы.

При семейном обучении право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

Оставляет право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации.

Обучающийся в рамках семейного образования во время обучения также имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Альтернатива школе

Согласно Конституции РФ, основное общее образование обязательно и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие.

В РФ образование может быть получено:

  1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  2. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования или самообразования.

Допускается также сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Российская Федерация поддерживает различные формы образования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Современные родители больше не хотят быть пассивными потребителями образовательных услуг, они все чаще выбирают для себя роль активных участников процесса, которые воздействуют на рынок.

Как следствие, появился выбор, что делать родителям, которые не хотят в силу разных причин, водить ребенка в общеобразовательную школу.

Вот несколько вариантов:

1. Найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие)

2. Перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе.

3. Перейти на семейное образование.

Кому подходит семейное обучение

К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то обстоятельств.

Вот несколько мотивов родителей, выбирающих семейное образование:

  • нежелание вписывать ребенка в рамки системы;
  • желание обеспечения лучшего образования для ребенка;
  • желание обеспечения более гармоничного развития ребенка;
  • необходимость укрепления здоровья ребенка;
  • желание нести личную ответственность за образование своего ребенка;
  • выбор в пользу особенностей личности своего ребенка;
  • желание поиска индивидуального пути ребенка;
  • нежелание давать ребенку негативный пример поведения от ровесников.

Что меняется в жизни ребенка, практикующего семейное образование

Окружение

Изначально ребенок не запирается в узких рамках возрастной группы, никто не диктует ему, какого возраста должны быть его друзья.

Он с самого начала не причисляет себя к группе ровесников, что исключает возникновение однотипных стремлений и ярлыков текущего возраста.

В его окружении могут быть дети как младше, так и намного старше.

Ребенку не подаются друзья "на блюдечке", как в школе. Он выбирает их сам, исходя из своих интересов и увлечений, а также особенностей характера и потребности в общении.

Иногда друзей приходится искать и это прекрасный навык для будущей взрослой жизни.

Кто-то считает, что хоумскулинг лишает детей социализации, а кто-то наоборот.

Человек, который научился искать подходящих ему друзей в 10 и 15 лет - не останется один или в окружении случайных людей в 25 и 40.

Учителя и уроки

В каждом из нас живет неискоренимая любознательность. Каждый помнит наслаждение от того, что узнал, сумел, изобрел и получил. Именно это чувство - лучший двигатель учебы.

Выбрав такую форму обучения родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям.

У нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и т. д.

Именно сегодня информации, отвечающей потребностям каждого ребенка так много, как никогда за весь период истории человечества.

Время, режим, питание

Простые радости жизни в виде зоопарка, бассейна, музея, заповедника становятся доступны в любое время года и дня.

У домашнего ребенка гораздо больше возможностей быть на свежем воздухе.

А также в разных интересных местах, будь то мамина работа или папин гараж, аквапарк или поездка к бабушкиному другу археологу. Ребенок может больше находиться среди близких и интересных ему людей.

Режим - дело гибкое. Если у ребенка скачок роста, он переутомился или слегка простыл, самое правильное - дать ему поспать, это может предотвратить множество болезней.

При семейной форме образования ребенка торопят только собственные же планы.

Ответственность родителей

Когда ребенок находится на домашнем обучении, очень помогает понимание того, что начинать любые воспитательные процессы придется, так или иначе, именно с себя.

Родителю, практикующему семейное образование не на кого сваливать возникшие проблемы, даже если у ребенка сложный характер, отсутствие желания учиться, чрезмерная вялость или активность и т. д.

И только родители могут действительно понять - проблема ли это, с которой нужно работать или временное поведение ребенка в заданной ситуации.

Оценки

Практически любые виды проверок, вопросов и тестирования могут создавать риск разрушения мотивации к обучению.

Уровень гормонов стресса возрастает у ребенка в ответ практически на любое экзаменирование.

Главное правило оценки при обучении на семейном образовании - сравнивать себя можно только с собой вчерашним.

Ребенку не приходится ждать чужой оценки своих способностей и как-либо зависеть от нее.

Личные качества

Часто ребенок, оказавшийся вне рамок подавляющей его системы, словно "расцветает", он расслабляется, становится собой и начинает осознавать собственные потребности в получении знаний.

Поведение ребенка более не связано общественными ярлыками - "драчун", "непоседа", "тихоня". Оно не состоит из чужих фраз и особенностей, принятого в компании поведения.

Таким образом, постепенно ребенок учится оставаться собой, получая при этом правильные результаты.

Ответственность ребенка

Многие родители переживают, что выбирая семейное образование, они создают ребенку некий искусственный мир, где все нацелено на создание комфорта, подачу ему удобных решений и т. д. А во взрослой жизни ведь всякое бывает.

Но если задуматься чего родители вообще хотят достичь своим воспитанием, какими хотят видеть своих детей в будущем и просуммировать разнообразие ответов, скорее всего большинство родителей скажут: мы хотим, чтобы дети выросли счастливыми и самостоятельными людьми.

Семья - это своего рода тренажер, который готовит ребенка к взрослой, самостоятельной жизни. Есть ряд навыков, которым на семейном образовании ребенок автоматически обучается с самого юного возраста.

К таким навыкам относятся:

  • умение найти себе занятие, дело, применение;
  • возможность видеть свою цель не как "закончить четверть без троек", а как "хочу узнать, попробовать, добиться чего-то";
  • умение получать радость от процесса и результата.

Система изначально забирает у ребенка вожжи, которыми он управляет своей жизнью. Семейное образование действует в этом случае мягко - не забирая инициативу, позволяя проявлять себя тогда, когда ребенку самому это необходимо.

Ребенок может действовать самостоятельно:

  • сам нашел учителя и сам договорился;
  • сам заработал и сам оплатил свой спортивный семинар;
  • сам поставил себе задачу и сам нашел решение, через пробы и ошибки, ругаясь, когда не выходит, отчаиваясь и снова вдохновляясь;
  • сам "добывает" из мира информацию, испытывая восторг от новых решений и гордясь собой по праву.

И никто не торопит, не оценивает, не сравнивает и не критикует.

Плюсы семейного образования

1. Индивидуальный темп обучения. Родители могут самостоятельно устанавливать расписание ребенку. Если он плохо усваивает информацию, подбирать методику преподавания предметов так, чтобы он понял все до мелочей.

2. Исключается насилие со стороны педагогов и сверстников.

3. Ребенок может жить по естественным биологическим часам - просыпаться тогда, когда хочет, учиться в определенное время, когда это получается лучше всего.

4. Кто как не родители способны учесть все индивидуальные особенности своего ребенка и направить его развитие и обучение по такому курсу, который пригодится ему в будущем.

5. У ребенка появляется возможность изучить редкие предметы, которые не преподают в школах - языки, архитектуру, искусство и т.д.

6. Домашнее обучение поможет ребенку в будущем справиться с трудным выбором профессии.

7. Обучение проходит в домашней обстановке, поэтому ребенку не придется следовать школьным правилам и ритуалам, что делает его жизнь свободнее и естественнее.

8. Исключается негативное влияние окружения на ребенка.

9. У родителей появляется возможность воспитать личность по специальной индивидуальной программе.

10. Появляется возможность распределить оставшееся время от учебы на хобби или секции.

11. Родители могут контролировать процесс развития ребенка.

12. Родители могут чутко следить за состоянием здоровья ребенка.

13. Родители могут определять ежедневное питание ребенка.

14. Такое обучение направлено на природный познавательный интерес ребенка, а не на получение высоких отметок.

15. Как показывает практика, кризис переходного возраста проходит значительно легче у детей, обучающихся дома.

Минусы семейного образования

1. Ребенок может чувствовать себя отчужденно. Возможно ему будет не хватать коллектива, общения со сверстниками, жизни в обществе. Может возникнуть шаблонный образ "белой вороны".

2. Возможно, из ребенка получится не тот человек с лидерскими качествами, которого родители хотели бы видеть.
Чтобы быть лидером, личностью нет необходимости сбегать от реальной жизни в обществе, напротив, следует проявлять себя, бороться с конкурентами, завоевывать популярность и уважение поступками.

3. Навыки коммуникации могут быть сведены к нулю.
Ребенок, обучающийся дома, не всегда имеет возможность ежедневно тренировать навык общения с ребятами разного возраста и разных социальных групп.

4. Возможен побочный эффект в виде проявления эгоизма у ребенка в будущем.
У человека, который привык к избранному отношению, в коллективе могут возникнуть сложности в ситуации, где он оказывается на равных условиях с другими.

5. Неправильно организованное семейное обучение может привести к отсутствию или частичному нарушению дисциплины у ребенка.

6. За детьми требуется постоянный контроль.
Родители, выбирающие такую форму обучения должны быть готовы и иметь возможность тратить свое время на детей.

7. Есть риск возникновения дальнейших трудностей с обучением в ВУЗах, колледжах, техникумах, если родители не сумели дать должное образование.

8. Чрезмерная опека может привести к инфантилизму ребенка.
Если у ребенка совершенно не будет опыта, необходимого для самостоятельной жизни, это может наложить негативный отпечаток на его личностные качества.

9. Ребенок должен стать обязательным участником выбора семейного формата обучения, в противном случае это будет очередное навязывание родителями уставов, ограничивающих ребенка, что лишает данный вид образования основного преимущества перед школой.

10. Родителям нужно быть готовыми к тому что хорошее образование может обойтись серьезными затратами денежных средств.

11. Родителям необходимо быть очень организованными людьми, чтобы правильно построить для ребенка процесс обучения дома, пользуясь всеми преимуществами данной формы обучения и исключая возможные недостатки.

12. Родителям может не хватать педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики для обучения ребенка.

С какими трудностями могут столкнуться родители, выбирающие семейное обучение

Почти все родители, так или иначе, сталкиваются с похожими трудностями в этой сфере. Вот некоторые из них:

  • поиск подходящей школы для прохождения аттестаций;
  • отсутствие видения решения проблемы дисциплины;
  • проблема выбора образовательной программы и методик;
  • сложности в диалоге с администрацией школы, желающей избежать лишних проблем, связанных с переводом ребенка на другую форму образования;
  • отсутствие навыка родителей работать с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями, чтобы наиболее эффективно реализовывать обучение.



Как перевести ребенка на семейную форму обучения

Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение нужно сделать всего 2 вещи:

1.Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования.

2. Проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования.

Советы опытных родителей как это сделать

1. Не надо ни о чём спрашивать в школе, пишите заявление.

Главный интерес администрации школы - не соблюдение ваших законных прав, не выполнение законов и даже не интересы ребёнка, а наименьшее количество проблем.

Поэтому, желая перевести ребенка на семейную форму обучения вы можете услышать от директора школы такие фразы как: "Такой формы обучения вообще нет", "Вы же без педагогического образования, вам нельзя", "У нас нет в уставе, идите в другую школу" и т. д.

Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, ситуация скорее всего поменяется.

Школа - это государственное учреждение, поэтому, согласно № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обязана принять ваше заявление и меры по его обработке.

В заявлении можно использовать оборот "в соответствии со статьей 17 закона "Об образовании в РФ" прошу…" - так будет понятнее, что закон вы уже читали и препираться по этому поводу бессмысленно.

Чтобы сохранить тёплые отношения с руководством школы, скажите, что полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

2. Делайте два экземпляра заявления для подписи.

Сделайте один дополнительный экземпляр заявления для себя. На вашей копии документа также необходимо поставить отметку о приёме заявления (печать, подпись, дата). Это нужно для того чтобы исключить "случайную" потерю документа руководством школы.

3. Обращайтесь за разъяснениями в вышестоящие инстанции.

Если школа даёт вам письменный отказ, не даёт никакого ответа, отказывается принимать заявление или выставляет неправомерные условия, необходимо обратиться в другие вышестоящие инстанции.

Например, в РОНО (районный отдел образования), в городской комитет по образованию, к уполномоченному по правам ребёнка в Министерстве образования. В особых случаях можно отправить письмо и в прокуратуру.

4. Не ждите быстрого решения.

Когда вам придёт ответ из госоргана, куда вы обращались, не спешите радоваться, сначала почитайте, что вам написали. С вероятностью 99% на конкретный вопрос вам ответили отпиской.

В этом случае необходимо написать следующее обращение, где следует указать что вы не получили ответа по существу на своё предыдущее обращение и просите дать конкретный ответ на свой вопрос, как это и должно происходить по закону.

После этого часто приходит нормальный ответ.

5. Сохраняйте спокойствие и улыбайтесь.

Вы значительно упростите себе жизнь, если не будете относиться к администрации школы и другим госслужащим как к личным врагам.

Помните, что это просто переговоры, которые как и любые другие, можно вести спокойно и вежливо.

По опыту, чем активнее вы заявляете о своих законных правах, тем меньше администрация школа хочет с вами конфликтовать и проявляет желание нормально договориться.

Что говорят о семейном образовании

Родители:

"Мой сын сам находит для себя информацию, он умеет учиться и это самое главное, чему я смогла его научить дома.

Главной трудностью оказалось разрешить сыну временами ничего не делать, а себе - спокойно смотреть на это. А главной проблемой - найти общий язык с учителями, которые считают невозможным самостоятельное обучение."

Ольга Молчанова, мать

"Я хорошо понимаю, зачем нужны экзамены. Но идея крайне искажена. Готовятся и учатся люди, чтобы сдать, а не чтобы знать. И вот в этом я вижу неудачу системы.
Поэтому мои дети не учатся для того, чтобы сдать школьный зачет. Они находят решение возникающих перед ними задач. Как только задачей станет сдача зачета, они будут искать ее решение. А я, конечно, помогу им, по мере сил."

Катя Азанова, мать

"Обычно наш день выглядит так: дети спокойно высыпаются, встают, кушают, во что-то играют, потом мы начинаем заниматься. Либо мы проводим один, два, три урока с небольшими перерывами, либо мы проведем один большой урок, потом погуляем, потом проведем еще урок. Но часто они занимаются самостоятельно по учебнику в своем ритме, как им удобно. То есть, дети просто знают, что им за неделю нужно пройти вот этот раздел, и они его читают. Если надо прочитать литературное произведение или написать сочинение, они делают это когда хотят, я не даю домашних заданий.

Я учу детей именно заниматься самостоятельно. То есть даешь человеку учебник по биологии и он его читает, а если что-то непонятно, то я вместе с ним по учебнику разбираюсь, поскольку я в биологии не специалист."

Алексей Карпов, многодетный отец

Специалисты:

"Поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным"

Алексей Семёнычев, консультант по вопросам семейного образования

"Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение.

Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников.

Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства."

Анна Девятка, семейный психолог, гештальт-терапевт

Литература на тему " Семейное обучение как система" Алексей Карпов

Отвечает на такие вопросы как:

В чем специфика индивидуального обучения?
- Как действовать, чтобы не создать дома аналог школы?
- Какие трудности могут вам встретиться?
- Как реагировать на неудачи?

"Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату" Павел Парфеньев

Книга предлагает родителям полное и доступное изложение всей юридической информации, необходимой для того, чтобы воспользоваться законным правом учить ребенка школьного возраста дома.

В ней рассмотрены различные нормы российского образовательного права, касающиеся семейного образования и экстерната, включая особенности регионального регулирования этих форм получения образования.

Популярные вопросы

Чем семейное образование отличается от экстерната?

Экстернат относится к самообразованию.

Общее для обеих форм: обязательность выполнения программ, самостоятельность в их освоении и последующая аттестация.

Различия: при семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе, используя все привилегии - бесплатные учебники, возможность пользоваться школьной библиотекой.

Экстернат - это самостоятельная, часто ускоренная, форма получения образования, при которой ребенок не является учеником той или иной школы.

Семейное образование доступно только в определенных школах?

Практически во всех учебных заведениях на сегодня предусмотрено семейное образование. Если в уставе школы форма семейного образования не обозначена, это повод для требования родителями внесения изменений по включению в устав школы данной формы обучения согласно законодательству.

Можно ли будет вернуться к обычному обучению?

Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей.

Кто в случае выбора семейного образования должен обеспечивать ребенка учебниками?

Обучающийся в рамках семейного образования, во время обучения, имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Как проходит аттестация при семейном образовании?

Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную (по желанию) и итоговую аттестацию (в обязательном порядке).

Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не "унесли корабль" далеко в сторону от ФГОСа.

Решение о сроках сдачи и количестве промежуточных аттестаций принимается по согласованию школой и родителями.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию.

Оценивает знания учеников специальная комиссия, в которую обычно входят учителя из разных школ района, города или даже региона. Таким образом, к ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

Обучение на дому и семейное образование одно и то же?

Достаточно часто семейное образование путают с обучением на дому, которое организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера.

Основанием для такого обучения является заключение врачей, подтверждающее его необходимость. В результате педагоги школы проводят занятия с ребенком на дому.

Таким образом, в отличие от семейной формы ответственность за результаты образования полностью возлагается на образовательную организацию.

Литература и источники

Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге, или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания "стоять над душой", а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике.

Как итог, хоумскулинг признается неэффективным, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный подход.

Хоумскулинг - это не проще. Это лучше

Не стоит забирать ребенка на домашнее обучение, если мама наивно полагает, что ей станет легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный "бонус" домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.

Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник прикажет вам каждый день совершенно бесплатно учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете.

Ответьте себе честно: сможете ли вы это делать? Сможет ли кто-то из коллег или родных замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет. И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить.

В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания.

Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.

А как же у других родителей получается?

Разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с семейным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.

Эти родители забирают ребенка из школы не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение - возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.

Думающие родители понимают, что школьная программа была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, и даже окна помыть можно с помощью автономной техники.

То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому - людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужда в мелких чиновниках и офисных клерках - рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Миллионы людей уже оказываются безработными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.

Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее обучение?

И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно? Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам.

Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу.

Второй вариант - когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом.

Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые могли бы эффективно передать ребенку.

Поговорим о тех родителях, которые успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.

Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. Поэтому к школе нужно отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей.

Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать с ним в конфликт.

Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором. Кому-то повезёт: ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.

При эффективном подходе к изучению обязательной программы на основную учебу в день уходит всего пара часов. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.

Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно - очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.

Как сделать домашнее обучение эффективным

Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться перед ребенком с учебником. Сначала позаботьтесь о том, чтобы у него появился важнейший навык - быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается учебный процесс дома. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах.

После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет.

Что касается занятий с репетиторами, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия. При этом ребенок всегда понимает: его оценки - не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками.

К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. "Семейники" по статистике числятся среди худших учеников, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов.


Мой личный опыт семейного обучения

Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся развить эти особенности. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.

У нее отлично получается фотографировать, и она уже ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.

Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.

При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника.

И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?

Моя средняя дочь - очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь - личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать.

И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).

А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.

Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.

Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным.

А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются и возвращают ребенка в школу.

Наша задача как родителей - думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем (поступить в какой-нибудь вуз), а о долгосрочной перспективе: кем будет работать ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и реализованной личностью?

Обсуждение

21.07.2018 17:02:23, m.rostovtseva

Пустая, хвастливая статья... а обсуждение вышло на удивление интересным и содержательным, есть о чем подумать!
Спасибо постоянным участницам конференции))

Семейное образование не подходит тому, кто не хочет этим заниматься, не настроен всерьез.
Кто хочет - найдет возможности, кто не хочет - тысячу аргументов против.
На мой взгляд семейное образование хорошо тем, что у него есть очень много всяких разных вариантов. От семейных и альтернативных школ и школы дома до анскулинга.
Кто хочет может заниматься высокими технологиями и наукой, кто хочет - рукоделием, творчеством и сельским хозяйством.

Если абстрагироваться от тона статьи - все очень резко и безаппеляционно, в жизни оттенков и полутонов бесчисленное множество, и столько же вариантов успешного образования - с одной идеей могу согласиться безоговорочно. Семейное образование не подходит категорически родителям, которые требуют от детей освоения всех нюансов школьной программы в установленные извне сроки (аттестация по классам). То есть попытка буквально воспроизвести школу дома, с почасовой отсидкой за уроками. Чаще всего быстро обе стороны бывают разочарованы, как минимум.

Во всех остальных случаях это может быть превосходно реализовано. Это может даже в школе происходить, если у ребёнка есть возможность следовать своим интересам, развивать сильные стороны и получить "отсрочку" в отношении слабых в ожидании доразвития определённых зон мозга, перерастания поведенческих проблем и пр. Именно это наблюдаю сейчас у младшего ребёнка - способного, но изначально очень проблемного в плане учебы. Просто нарадоваться не могу, что нашли школу с семейным типом обучения.

Вот интересно, предлагается родителям решить вопрос обработки информации. Скорочтение, развитие памяти, логика. Но... забавно, но при наличии этих навыков школьная программа осваивается вообще на счет раз))) Особенно понравилось что "легко не будет" и ошибочно думать что ребенок сам захочет, местные фанаты со как раз обратное доказывают))
И да, я 20 лет работаю в ИТ. Одного ребенка уже вырастила до взрослого совершенно самостоятельного состояния. И сегодня надела именно фартук, который меня учили шить 30 лет назад. Десятилетия прошли, а роботов не наблюдаю, фартук так и остался единственным способом защитить одежду от брызг при приготовлении еды)))

Оооо, опять! После фразы "наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы" понятно, что читать статью - бессмысленная трата времени. Вольный перевод. Дети, которые не могут осилить элементарную, в сущности, школьную программу, получают двойки и тройки, а мамы, вспоминая свою неспособность учиться и свои двойки и тройки, жалеют бедных деточек и поливают по-всячески школу и учителей. И пытаются доказать мамам способных детей, что они умнее и успешнее, а еще состоятельнее:))))

Прочитав такую статейку, я бы точно не стала адептом со. Предвзято и глупо.

Есть и вполне реальные наблюдения:) Только трактовка страдает.
"ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов."
Естественно, сам, как правило, не мотивирует. Вообще насаждения тяги к знаниям и заинтересованность в _процессе_ обучения (а не только в результате) - дело семьи. Что при школьном обучении, что вне его. Когда есть школа - еще и там некая мотивация привносится, ну и просто тяга "за коллективом" срабатывает, наверное.

"Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий."
Глупо и наивно противопоставлять совершенно разные вещи, кмк. Никак умение управляться с иголкой и ниткой и понимание, как происходит создание вещей не мешает изучать компьютерные технологии. Вообще никак.

То, что школу, фактически, пытаются заменить не только мамой, но и "специализированными курсами" и репетиторами, я уж умолчу:))) "В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия.", "Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах." - прелестно же! Это то, что среднестатистический (обычный) ребенок вполне естественно получает в семье и школе.

А вот это "При этом ребенок всегда понимает: его оценки - не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками." отлично работает и при обучении в школе.

Но вообще, из статьи следует, что "успешная мама" - это неработающая мама, в первую очередь. Которая, видимо, сама 10+5 лет училась, чтобы стать заменителем учителя для одного ученика. Ну, может быть, кому-то такая жизненная схема кажется реальным успехом, не знаю.

в школе, оказывается, "Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания". почему я никак с ними не столкнусь, с этими механизмами? и почему же тогда дома достаточно понимания, что "Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, ...отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей". почему точно такое же понимание не может быть у ходящего в школу? не пойму

Ааа, вот она, "библия")))), откуда нам транслируется и транслируется, практически дословно.

Всплакнула: "В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания".
Бедные, бедные дети...