Почему Иуда предал Христа? Предательство Иуды Искариота. Церковный взгляд и апостасийные попытки реабилитации предателя

Как гласит Евангельская история, после предательства Христа, Иуда раскаялся: вернул злосчастные 30 серебряников и даже лишил себя жизни, не в силах переносить тяжесть своего греха. Таким образом, возникает вопрос: если раскаяние Иуды было настолько сильным, простил ли его Господь? Поступок Иуды определил ход и течение истории христианской религии: распятие, воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом, мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства не случилось бы, значит ли это, что не было бы религии Христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный момент? Сюжет "Моления о чаше" подтверждает мысль о предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды? Он исполнитель воли Божьей?

Отвечает игумен Феодор Прокопов, настоятель Прихода храма Спаса Нерукотворного с. Каргасок, благочинный Северного Округа: Спасибо за глубокий и важный вопрос. Однако, в этом вопросе содержится два отдельных и достаточно серьезных вопроса. Поэтому и разбирать их будем раздельно.

1. "Если раскаяние Иуды было настолько сильным, простил ли его Господь?"

Все дело в том, что, по мысли всех святых толкователей Священного Писания, раскаяние Иуды не было соединено с надеждой на милосердие Божие. Такое раскаяние есть не что иное, как страшное угрызение совести, начало того адского мучения, о котором нас предупреждает Слово Божие. Сопоставим два евангельских рассказа - рассказ об Иуде и об отречении Петра. Оба эти события имеют нечто общее: и предательство и отречение - грехи, в общем-то, одного порядка. Оба персонажа раскаялись. Но огромная разница в том, что Петр поверил в возможность своего прощения, а Иуда - нет. Каждому и было дано "по его вере". Существует такой апокриф, что будто бы при Своем сошествии во ад, Христос, выводя из ада раскаявшихся грешников, протянул руку и Иуде. Но Иуда отверг и эту возможность. Хотя апокрифические повествования Церковь не рассматривает, как заслуживающие доверия, но в этом апокрифе заложена некая важная идея. Представим ситуацию, что человек смертельно оскорбил своего величайшего благодетеля. Легко ли такому человеку оказаться рядом с тем, кого он обидел. Возможно, в таком совместном пребывании заключается даже еще большее мучение, чем угрызение совести вдали от оскорбленного лица. Если человек не смог открыть своего сердца для прощения, для него не будет просто существовать возможности блаженства, то есть спасения. Без сомнения, Господь простил бы Иуду, если бы тот сам не отверг этого прощения. Отсюда делается очень важный для нас вывод: мало одного только покаяния, требуется покаяние, растворенное верой и надеждой на милосердие Божие. Именно таких грешников пришел спасти Христос.

Альбрехт Дюрер. Предательство Иуды. Гравюра

2. "Поступок Иуды определил ход и течение истории христианской религии:распятие, воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом, мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства не случилось бы, значит ли это, что не было бы христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный момент? Сюжет "Моления о чаше" подтверждает мысль о предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды? Он исполнитель воли Божьей?"

Нет, поступок Иуды не был предопределен. Иначе, Иуда не мог бы нести за него никакой нравственной ответственности. Очень важно понять значение двух терминов: предопределение и предведение. Пример: Я вижу, что человек с закрытыми глазами бежит по направлению к яме. Когда я говорю, что он в эту яму упадет, я этим не предопределяю его падение, но я его предвижу, исходя из тех данных, которые я вижу. Примерно так следует рассуждать и о Божием предведении. Господь, по Своему всезнанию, видит бесконечно больше нас, поэтому Он и может сказать через пророков, что совершится то-то и то-то. Но Он этим не предопределяет, а только предсказывает. В этом смысле поступок Иуды был предсказан пророками. "Сын человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается" (Мф. 26:24). Именно поэтому же большинство пророчеств носят условный характер: если услышите и сделаете то-то и то-то, то будет так-то и так-то; а если нет, то так-то и так-то... Сказать, что было бы, если бы Иуда не совершил своего предательства, невозможно. История не знает сослагательного наклонения. Случилось то, что случилось.

***

Примечание МС. Что было бы, если бы Иуда не предал Христа? Все тоже самое, только предал бы его другой человек. Увы, тогда в очередь предать и убить Господа "выстроились" десятки, если не сотни людей. Не предал бы Иуда, предал бы кто иной, а если этот второй передумал или не смог – сделал бы третий и т.д.

***

В Православии есть понятие Промысла Божьего. Промыслом Божиим называется такое действие Бога в мире, которое проявляется в сохранении тварей, в содействии или попущении тварям и в управлении миром и тварями. Но Промысл Божий не ограничивает Богодарованную свободу человека, хотя и направляет к добру злые и греховные деяния людей. Пример из Слова Божия: история патриарха Иосифа. Он был продан братьями по злобе и зависти - разумеется, дело безусловно греховное и бесчестное. Но впоследствии, когда Иосиф прошел множество испытаний: рабством, темницей и пр., он был вознесен Промыслом Божиим до того, что стал начальствовать над всей землей Египетской и смог спасти все свое семейство от голода. Таким образом, само по себе деяние нравственно чрезвычайно низкое, благодаря Промыслу Божиему, имело важнейшие последствия для истории домостроительства нашего спасения. Так же нужно рассуждать и о предательстве Иуды. Это, безусловно, тягчайший грех, обусловленный свободным выбором Иуды, но Промысл Божий использовал это черное дело для самых важных событий в истории мира и человечества.

Однако, настолько ли верно люди определяют смысл предательства Иуды, может всё было иначе?

Ученик Иисуса Христа был самым обычным казначеем, ровно до того момента, пока не услышал реплику своего учителя: «Что делаешь, делай скорее». Далее читатель библии дословно видит описанные действия Иуды, он просто идёт и продаёт учителя за 30 серебряников.

Историки Египта нашла записи, где упоминается предсказание, что Иисус будет предан родом человеческим, но никак не Дьяволом.

Почему Иуда Искариот предал Христа?

Делая акцент на предательстве за деньги, библейские летописцы даже не пытаются понять, почему он это сделал. Если Иисус был всеведущ и мог предсказать свою смерть, то почему он не попытался оградить себя от Иуды?

Некоторые источники стараются рассказать о том каким был Иуда. Даже сам Булгаков писал о том, что при предании Иисуса римлянам, он просил их быть с ним бережнее. Это малая часть доказательства присутствия человечности у Иуды. Возможен и другой вариант развития событий.

Накануне последней трапезы Иисус сам попросил его предать римлянам. Может это и звучит абсурдно, но возможно ему нужно было раньше назначенного времени попасть домой. И как известно по библейским преданиям, человек почивший жертвой человеческого насилия попадёт в рай.

Историки по сей день спорят по поводу этого вопроса, выдвигают новые гипотезы. Поэтому даже здесь из Иуды делают козла отпущения и каждый в праве сам решать почему он предал Иисуса. Конечно, знать правду не помешает, но так как все свидетели мертвы, правды никто не узнает.

Как Иуда предал Христа?

В Новом Завете история предания Иисуса Иудой довольно-таки проста. В ночь последней трапезы, а вернее после неё, Иуда указал на Иисуса поцелуем, и тогда первосвященники захватили его.

Когда же он понял масштабы совершенной катастрофы, то не вынес гнёта совести и удавился. Получив за предательство тридцать серебряников, а в то время это были немалые деньги, он удаляется со сцены.

О. Сергий писал о том, что Иуда раскаялся в содеянном и хотел вернуть эти деньги владельцам, но те посчитали, что это не их проблемы и отказались от них. Поэтому на вопрос «как?», многие могут ответить, что, только переступив свою человечность Иуда предал своего учителя.

Что случилось с Иудой Искариотом после предательства?

Библия утверждает, что Иуда после содеянного повесился, но так ли это? Действительно, после предательства Иисуса он прожил весьма недолго.

Матфей писал, что он точно удавился, когда Деяния апостолов рассказывают другую версию смерти, мол не удавился Иуда, а был убит, и убит жестоко. Мысль об убийстве Иуды соблазняет многих историков, и в силу своих возможностей, некоторые берутся переписывать историю с новыми подробностями.

В целом, никого не волнует, что стало с Иудой. Большинству людей нравится читать о его муках совести.

Но стоит взглянуть на писания Петра, который точно указал что стало с Иудой после предательства Христа. Иуда купил землю. Да, огромный участок с глиняным илом. Эта земля стала носить звание земли горшечников. Помимо этого, можно заметить, что Пётр всеми силами пытается выставить Иуду в не лучшем виде.

Также он писал о том, что раскаяние Иуды вылилось в развезшееся чрево, от угрызений совести. Если судить объективно и по фактам, то Иуда был весьма скуп, и с точки зрения психологии он бы берёг себя как зеницу ока, в петлю бы точно не полез, не то что с обрыва прыгал. Поэтому снова возникают сомнения, которые искателю истины опять-таки никто не развеет.

За сколько Иуда предал Христа?

Ответ на данный вопрос прост, за тридцать серебряников. Только вот какой они были валюты нигде ничего не рассказано. Это вполне могли бы быть и драхмы, или динарии, или даже квинарии.

Важно лишь то, что Иуда сделал с этими деньгами. По одним источникам, он пытался их вернуть, по другим вообще вышвырнул на ветер, а третьи утверждают, что купил землю. Впоследствии на которой стали воздвигать кладбище самоубийц, воров и просто казнённых преступников.

Значение предательства

Что должен был такого сделать Иисус, чтобы его предал Иуда? Перестать его любить как ученика, осуждать его деяния, не оправдывать ожидания Иуды? Что является необходимым достаточным условием для предательства Иисуса?

А может предательства не было вовсе, и это была помощь со стороны ученика своему учителю? Предательство считается изменой, если Иуда перестал боготворить своего учителя будучи первоначально являясь скупым человеком, зачем тогда Иисус держал рядом с собой такого человека?

Возможно, зная природу людей, Иисус продолжал верить в то что их возможно изменить. По библейским источникам, он в этом ошибся и его предали. Если в Иуду по преданиям вселился Сатана, то по логическим заключениям видно, что Иуда уже не контролировал свой разум, а значит, его просто использовали.

Если Сатана вселился в него, совершил деяние и исчез обратно в Ад, а Иуда увидел ситуацию и под гнётом произошедшего не вынес силу давления совести, то вполне понятно, почему он повесился.

В Великую Среду в последний раз совершается и в последний же раз читается с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).

В богослужебных текстах Великой Среды бескорыстие женщины-грешницы, возлившей на главу Господа драгоценное миро, противопоставляется сребролюбию Иуды, продающего Христа первосвященникам. Это подчеркивается, например, в стихире самогласной:

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

(Когда грешница приносила миро, ученик договаривался с беззаконными. Она радовалась, тратя многоценное миро, он же желал продать Бесценного. Она познавала Владыку, он отлучался от Владыки. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врагу. Сильна леность, велико покаяние: его даруй мне, Спасе, пострадавший за нас, и спаси нас.)

Эти события вспоминаются в Великую Среду.

Преподобная Кассия

Самая известная стихира этого дня написана .

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость.

(Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.)

В Великую Среду в последний раз поется тропарь « » и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».

Се, Жених грядет в полуночи

(Хор Валаамского монастыря)

(Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”)

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

_____________________________________

Чертог Твой вижду, Спасе

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.

Проповеди Великой Среды

Мы собрали запоминающиеся проповеди Великой Среды, которые помогут нам осознать трудное время Страстной седмицы.

Проповедь Патриарха Кирилла в Великую Среду

Митрополит Антоний Сурожский – Великая Среда

Митрополит Антоний Сурожский

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, – но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много…

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со . Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас.

Феофан Затворник – Великая Среда

Святитель Феофан Затворник

Я предполагал изобразить пред вами черноту Иудина предательства. А теперь говорю: оставим Иуду. Пересмотрим лучше свои дела, чтоб вычистить из жизни своей все, что носит какую-либо черту характера Иудина, и тем избежать падшей на него кары небесной.

Что особенно поразительно в Иуде – это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь-в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия, и может быть, творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем под конец, видите, что вышло?

Откуда же этот плод? Конечно, изнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во все время не было никаких признаков снаружи. Знал ли даже сам Иуда, что у сердца своего он лелеял такую змею, которая сгубит его наконец?

По обычаю скрывать узы, коими опутывает он грешника, главную страсть всегда закрывает он разными сторонними благовидностями от сознания и даже совести, и только тогда, как рассчитывает на верную погибель человека, выпускает ее – напасть – на него со всею неудержимою яростию. Можно, судя по сему, думать, что Иуда не видел всего безобразия своей страсти и сам себя сознавал не худшим среди других Апостолов. И пал, как бы не предвидя того.

Так носил он занозу в сердце своем. Представился случай, страсть закипела. Враг взял его бедного за сию страсть, отуманил его ум и совесть, и повел как слепого или связанного невольника, сначала на злодеяние, а потом и в пагубу отчаяния.

А ведь этого не было бы, если б он Господу открыл свою страсть. Врач душ тотчас бы уврачевал болезнь души его. И Иуда был бы спасен. То же и с нами будет, если не откроем духовному отцу своей страсти. Теперь она притихнет; но после, лишь только случай, – падение. Если же откроемся, сокрушимся, положим намерение не поддаваться и попросим у Господа помощи на то, тогда верно устоим: ибо болий есть Иже в нас, нежели иже в мире (1 Иоан. 4, 4). Господь благодатию Своею, в час разрешения, убьет страсть. И положит семя противоположной ей добродетели.

Приложи только труд небольшой, и, при помощи Божией, не будешь уже более валяться в страстях бесчестия, и открытым лицем начнешь взирать и ко Господу, и ко Святым, и ко всем христианам.

– Великая Среда

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Хочу, чтобы запомнили вы навсегда несчастную блудницу, всеми презираемую.

Не все ли мы гнушаемся блудниц? Не все ли осуждаем их?

А Господь наш не только простил нечистой женщине грехи ее, но и прославил ее во всех народах и во все времена, ибо так сказал Он: “Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала”.

За что же такая неслыханная честь и слава? За что так превознесена несчастная блудница, не сотворившая ни единого из дел, которые прославляются людьми мира сего? За что? Только за пламенную любовь ее к Сыну Божьему и за потоки покаянных слез.

Итак, выше всего на свете любовь, чистая любовь ко всему святому. А много ли любви в сердцах наших? Спрошу вас, честные и непорочные жены своих мужей, спрошу даже вас, девственницы; спрошу и самого себя, имеем ли мы нравственное право презирать несчастных блудниц и клеймить их позором? Мы, кичащиеся своей беспорочностью, нередко сомнительной, как посмеем бросить камни осуждения в этих несчастных? Одному Сердцеведу Богу известно, что у иных из них немало любви в сердцах при всей нечистоте их.

А если мы, непорочные телом, осуждаем, уязвляем злыми словами ближних наших, то любовь ли этим изливаем из сердец своих? Если клевещем и сквернословим, уязвляем близких острым и злым языком своим, то получим ли от Бога награду любви?

Поймем же, поймем слова Христовы: “Милости хочу, а не жертвы”. Запомним навсегда, что любовь есть исполнение всего закона. Будем часто прочитывать великий гимн любви в 13-й главе I Послания Коринфянам апостола Павла. Не забудем никогда о блуднице, сердце которой пламенело горячей любовью к Господу Иисусу Христу. Возлюбим же и мы Его, Спасителя нашего, всем сердцем своим, всей душой своей, всем помышлением своим и ближних своих, как самих себя!

Святитель Николай Сербский – Великая Среда

Свт. Николай Сербский

Жена-грешница, известная в городе блудница, особенно между фарисеями, должна была почувствовать отвращение к самой себе, впервые увидев лицо Иисусово. Нечто зазеленело в помойной яме ее души, стало прорастать и уже не давало ей покоя: в лице Иисусовом узнала она свое подлинное существо. С тех пор что-то стеснилось в ее душе, что-то стало бороться: мусор - с тем, что зазеленело, что запало в душу, как сияющее семя, от этого Божественного лица.

В конце концов пересилило в ней новое, чистое и святое, и, взяв свои деньги, грехом заработанные, она купила самый драгоценный нардовый аромат, пошла к Иисусу и излила на Него этот аромат вместе со слезами своими. Слепые фарисеи только соблазнились этой сценой. Если бы, сказали они, Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница (Лк. 7, 39).

Воистину Господь знал то, что знали они, но они не знали того, что Он знал: они знали только ее грех и ничего больше, а Он знал и нечто иное - то, что в помойной яме ее души росло и в куче мусора блестело. Они были как луна, под чьим бледным светом и хрусталь кажется темным, без отблеска, как простой песок. А Он – пламенеющее Солнце Правды, Которое разделяет и различает, вызывает сияние светом лица Своего на искривленном осколочке хрусталя души жены-грешницы. Потому Он укорил фарисеев, эти бледные луны, а жене сказал: прощаются тебе грехи (то есть мусор твой Я изметаю из тебя); вера твоя спасла тебя, иди с миром (ср.: Лк. 7, 48, 50).

Протоиерей Георгий Дебольский – Великая Среда

Исполнилось то, что Христос предсказал о жене-грешнице. Куда ни пойдешь во вселенной, везде слышишь, что возвещают об этой жене; хотя она не знаменита и не имела многих свидетелей. Кто же это возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал сие. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и персы, и индейцы, и скифы, и фракиане, и сарматы, и поколение мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена-грешница тайно в доме.

Услышьте все сребролюбцы, страждущие Иудиною болезнию, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Если тот, кто находился с Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в толикую бездну от того, что не был свободен от этой болезни: то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прикрепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения.

Как же Иуда сделался предателем, спросишь ты, когда он призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми: ежели же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает! Господь избрал Иуду в лик апостолов, потому что он первоначально был достоин этого избрания.

Предательство Иуды

Все знают, что Иуда предал Иисуса Христа. Имя «Иуда» даже стало синонимом слова «предатель». Поэтому, когда о ком-нибудь хотят сказать, что он - предатель, его вполне могут назвать «Иудой». О предательстве Иуды говорится во всех четырех Евангелиях. Например, у Марка (Мк. 14:10,43–46) написано так: «И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. … (И через некоторое время - В.К.) приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно. И пришед тотчас по дошел к Нему и говорит: Равви! Равви! И поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его».

Существуют, однако, толкования этого события, в которых предпринимаются попытки «реабилитировать» Иуду, представить его не таким уж закоренелым злодеем. В качестве примера подобного толкования можно привести повесть русского писателя Леонида Андреева «Иуда Искариот».

В этой повести Иуда представлен как патриот еврейского народа, который верил, что Иисус, действительно, является мессией, но мессией в старом, еврейском ветхозаветном понимании, то есть вождем, первосвященником и пророком только еврейского народа, который должен избавить свой народ от угнетения чужеземцев и обеспечить ему процветание здесь, на этой земле. Кстати, из текста евангелий ясно видно, что и все другие апостолы вплоть до воскресения Иисуса Христа думали точно так же, то есть считали Иисуса мессией в традиционном, ветхозаветном смысле. Иуда у Леонида Андреева был горяч и нетерпелив, он искренне недоумевал, почему Иисус медлит с выступлением против римских оккупантов, особенно после Его триумфального въезда в Иерусалим, когда «множество … народа постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:8–9). «Как можно медлить с восстанием против римлян в ситуации, столь благоприятной для того, чтобы поднять народ на восстание? Сейчас народ готов на все ради Него. Но положение дел может измениться, и момент, благоприятный для восстания, для освобождения родины от ненавистных оккупантов, может быть безвозвратно упущен. Если Иисус - настоящий патриот, то Он должен выступить сейчас, пока не поздно! Но Он неоправданно медлит. И вообще, какое Он имеет право на колебания?! Интересы народа - прежде всего!» - примерно такими мыслями Леонид Андреев наделяет своего героя - Иуду Искариота. Иуда делает вывод: «Нужно спровоцировать Иисуса на выступление против римлян, нужно подтолкнуть Его на то, чтобы Он проявил всю Свою мессианскую мощь, чтобы Он призвал народ к восстанию. Но как спровоцировать? Что сделать, чтобы Иисус прекратил колебаться и решительно встал во главе народного восстания? А вот что: предать Его в руки беззаконных, то есть в руки римлян. Когда они возьмут Его под стражу, Он вынужден будет проявить решительность».

Примерно таким же образом истолковал предательство Иуды известный русский православный философ, богослов и священник о. Сергий (Булгаков). Особенное внимание он обращает на слова Иуды, адресованные вооруженным людям, которые должны были взять Иисуса под стражу. Он просит, чтобы они, арестовав Иисуса, «вели» Его «осторожно», то есть, согласно Булгакову, бережно. В этих словах о. Сергий усмотрел заботливость Иуды об Иисусе, стремление не нанести Ему вреда.

Как нам относиться к подобным толкованиям предательств Иуды, к подобным попыткам его «реабилитации», «оправдания»? Я думаю, что к ним нужно относиться в высшей степени настороженно, тем более, что Сам Иисус вполне однозначно назвал Иуду предателем: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе Тиму человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Итак, Иисус говорит, что Иуде лучше было бы не родиться, чем совершить свое предательство. Таким образом, мы видим, что Сам Иисус, в отличие от Андреева И Булгакова, совершенно не склонен «реабилитировать» Иуду.

Зададимся вот каким вопросом: каково необходимое и достаточное условие совершения предательства? При каких обстоятельствах некий А предает некоего В? Я думаю, что необходимым и достаточным условием предательства является прекращение любви со стороны А к данному родному, еще раз подчеркиваю, - родному В. Когда, человек становится, например, предателем своих родителей, своей Родины, своей Церкви, предателем Бога? Он предает их тогда, когда перестает любить их, когда он нарушает естественный закон любви, естественный закон родства. Предают лишь родное, предают лишь родню. И, повторяю, необходимое и достаточное условие предательства - это прекращение любви, противоестественное прерывание глубокой, органичной, родственной связи, родственной солидарности.

А что может быть для нас более родным и близким, чем наш Творец, чем Иисус Христос? «Бог есть любовь, - сказал апостол Иоанн, - и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Таким образом, отказываясь от любви, мы отказываемся от Бога, предаем нашего Творца. Я убежден, что любое, так сказать, «частное» предательство, например предательство матери или отца, жены или мужа, предательство друга, Родины и т. д., - это, в конечном счете, предательство Бога, предательство Иисуса Христа.

Подлинно любящий неспособен на предательство. Он примет любое испытание, вплоть до смерти, но не отступит от любимого, не предаст его. Чтобы предать, нужно отвернуться от прежде любимого, нужно разлюбить его. Не любивший кого-то в принципе неспособен его предать. Поэтому, если, скажем, некто убивает кого-то, кого он заведомо считал своим смертельным врагом, он не предает его, ведь чтобы предать, нужно сначала любить, а потом разлюбить.

Предательство - это всегда измена. Иуда - предатель. Следовательно, он некоторое время подлинно любил Иисуса, а потом разлюбил Его: место Иисуса в его сердце занял сатана. Об этом написано в Евангелии от Луки такими словами: «Вошел же сатана в Иуду… И он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» (Лк. 2:3–4). А Иоанн пишет, что сатана вошел и Иуду после того, как Иисус дал ему хлеб на тайной 11 вечере (Ин. 13:26–27). Я думаю, что сказанное Иоанном вполне можно понимать как символическое выражение: Иисус накормил Иуду Хлебом Жизни, то есть Собой, а тот исторг этот Хлеб из себя - отказался от Него, продал Его. Иуда изгнал из своего сердца Иисуса, и опустевший трон сердца Иуды моментально занял сатана. Сатана стал «наместником Бога» в сердце Иуды предательство свершилось! Выбор в пользу предательства всегда совершается в глубине сердца человека! Поэтому предателям нет оправдания ни «внешнего», ни «внутреннего».

Из книги Открытая книга мудрости автора Ray X

Что такое предательство и измена? Здесь все очень и очень просто. Вот настоящее и правильное определение этого.ПРЕДАТЕЛЬСТВО - это факт изменения человеком своих Действительных Намерений.Думаете, бросить пить - не предательство? А вот для друзей-собутыльников это самое

Из книги Книга Мудрости от Ray. 3-е издание автора Ray X

Что такое предательство и измена? Здесь вполне достаточным будет ОДНО определение Объективного предательства (Объективной измены) – исходя из определения термина «Действительный друг».Объективное предательство (Объективная измена) – ПРЕКРАЩЕНИЕ либо ОТСУТСТВИЕ

Из книги Том 8 автора Энгельс Фридрих

XII ШТУРМ ВЕНЫ. ПРЕДАТЕЛЬСТВО, СОВЕРШЕННОЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЕНЕ Когда, наконец, армия Виндишгреца, сконцентрировавшись, начала наступление на Вену, силы, которые могли быть выставлены для обороны, оказались совершенно недостаточными для этой цели. Только некоторую часть

Из книги Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности автора Бедненко Галина Борисовна

ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО Важными понятиями в мировосприятии мужчин-Аресов оказываются «верность» и «предательство». Верность своему лидеру и группе в целом, верность установленным правилам и, наконец, тем, кого необходимо защищать. Преданность кому-либо - несомненное

Из книги Возвращённые метафизики: жизнеописания, эссе, стихотворения в прозе автора Зорин Иван Васильевич

Метемпсихоза как предательство Был осенний день семьдесят девятого. От кипевшего чайника запотели стёкла, и мать, привстав с табурета, открыла форточку.Отец вдруг сказал: «А ведь ты увидишь третье тысячелетие...»Я стоял у окна, ковыряя в цветнике сухой чернозём, и думал,

Из книги Этика. Очерк о сознании Зла автора Бадью Ален

2. Предательство Предыдущая глава оказалась у нас довольно развернутым вступлением к этой теме. Как мы уже говорили, вопрос: возьмет ли незаинтересованная заинтересованность, вдохновляющая становление субъектом человеческого животного, верх над его простыми

Из книги Предательство интеллектуалов автора Бенда Жюльен

Предательство интеллектуалов Предисловие к первому изданию Толстой рассказывает, что, когда он в бытность свою офицером увидел на маршировке, как один из его товарищей ударил солдата, выбившегося из строя, он стал пенять ему: «Не стыдно ли вам так обращаться с одним из

Из книги Романтический манифест автора Рэнд Айн

III. Интеллектуалы. Предательство интеллектуалов Я создал его, дабы он был духовным во плоти своей; а ныне он стал плотским и в самом духе. Боссюэ. Благочестивые размышления о таинствах, VII, 3 В предыдущих разделах моей книги речь шла только о массах, буржуазных или народных,

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

III. Интеллектуалы. Предательство интеллектуалов Персий. Сатиры, II, 61 (пер. Ф. Петровского).Ин. 18, 36.…содержат его буланжистскую пропаганду… - Буланжизмом называли французское общественное движение конца 1880-х годов под лозунгами реваншистской войны против Германии,

Из книги автора

9. Искусство и нравственное предательство Когда я впервые увидела мистера X, то подумала, что у него - самое трагическое лицо, какое мне когда-либо встречалось. Оно несло на себе не отпечаток какой-то конкретной трагедии или глубокого горя, а выражение столь полной

Из книги автора

1. Предательство экзистенции ради субъективности (изолирующееся своеволие). - Субъект как единичное существование, недовольный объективностями мировой действительности, встречающимися ему людьми и теми целями, в исполнении которых он должен участвовать там, где желает

Из книги автора

2. Предательство экзистенции ради объективности (изолирующаяся вещь). - Экзистенция видит себя в существовании, как субъективность, противостоящей независимым объективностям (налично существующей природе, убедительно значимой истине, преднайденным ею институтам в

О предательстве Иуды Искариота архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор КДА.

Идет Страстная седмица. Каждый день вспоминается какое-либо евангельское событие. В Великий Четверг читается Евангелие, в котором повествуется и о прощальной беседе, и о Тайной Вечере, и о предательстве Иуды…

Иуда. Апостол и предатель. Фигура, вызывающая глубокое негодование, даже отвращение, и при этом трагическая.

В Писании ничего не сказано о призвании Иуды. Апостол, так сказать, без предыстории… Говорится, что «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6).
В основном имя Иуды упоминается в повествовании о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда: вор, лицемер, предатель. И все же он был с Господом все 3,5 года и состоял в числе 12… Чего он ждал от Христа? Чего хотел от Него? Зачем следовал за Ним?

Мы не поймем этого, если будем рассматривать Иуду отдельно от 12 апостолов. Посмею предположить, что его чаяния были такими же, как и остальных апостолов. Я имею в виду ожидание славы и торжества. Согласно Евангелию, эти ожидания двенадцати, споры о первенстве, о своем положении, о желании сесть по правую и по левую сторону не оставляют апостолов вплоть до последних дней жизни Христа. Иисус уже «грядет на вольную смерть», а у апостолов нет-нет да и вспыхнут споры о чести, о месте, о первенстве.

И в этом смысле Иуда, хотя Писание не говорит о его участии в этих спорах, переживает о том же: о славе, о месте, о вознаграждении… Иоанн Богослов говорит, что Иуда был вор (Ин. 12:6). Видимо, как хранитель ковчежца с деньгами, Иуда временами награждал сам себя. Свт. Иннокентий Херсонский с соответственным ему красноречием писал, что этот ковчежец стал для Иуды своеобразным ковчегом завета. Только не с Богом, а с диаволом, так как ковчежец с монетами символизировал все, чего на самом деле хотел Иуда.

Три с половиной года – немалый срок. Учитывая постоянное странствование и связанные с этим лишения, эти годы переносились с трудом, а ожидаемое торжество так и не наступало... Если попытаться понять психологию поступка Иуды, то, прежде всего, следует ответить на вопрос, веровал ли он в мессианство Христа? И ответ будет положительным. В противном случае и следование за Иисусом, и вхождение в число избранных теряет смысл. Если бы Иуда не верил в мессианство Христа, он бы за Ним не пошел.

У некоторых персонажей есть такая черта характера: «получить все и сразу». В противном случае постигают сомнение, разочарование, озлобление. Иуда был из таковых… Поэтому хотя он последовал за Христом и провел с Ним три с половиной года, но, в конце концов, начал сомневаться. Сомнение, отсутствие ожидаемого – вот основной лейтмотив действий Иуды.

Богословами и библеистами разных конфессий высказывались всевозможные точки зрения на мотивацию Иуды. Условно можно выделить два основных ответа:

1. Иуда, сначала поверив в Христа, потом разочаровывается, перестает верить. И им движет ненависть к Иисусу, желание получить удовлетворение за потраченные годы, силы, за неисполненные ожидания и мечты. То есть по сути Иуда банально хочет отомстить Тому, с Кем он связывает крушение своих надежд. И получение 30 серебряников в этой страшной схеме предательства далеко не главное (это не такая уж и большая сумма). 30 серебряников – лишь небольшая компенсация за 3,5 года… Но важнее отомстить ненавидимому.

2. Иуда не оставляет надежды на воцарение Христа. Он продолжает верить, что Иисус может победить всех врагов. Ведь Он творил чудеса, свидетелем которых был Иуда. Поэтому апостол ищет возможности спровоцировать Христа на явление Себя в силе и славе. То есть Иуда создает провокативную ситуацию, в которой, как он ожидал, Христос вынужден будет явить всю Свою силу, и, таким образом, произойдет торжество Христа и его учеников. Следовательно, Иуда стремился получить чаемое при помощи своеобразного марш-броска. Такой точки зрения на мотивацию Иуды придерживался известный дореволюционный публицист прот. Павел Алфеев. Также упоминает это мнение в своей книге «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» свт. Иннокентий Херсонский.

Иуда и предатель, и лицемер. Он принял решение предать Христа, но при этом присутствует как ни в чем не бывало на Тайной Вечере. И когда Христос говорит ученикам, что один из них предаст Его, вместе с другими взволнованными апостолами Иуда вопрошает: «Не я ли, Господи?»

Возникает вопрос: зачем врагам Христовым понадобился Иуда? Неужели они не могли найти и арестовать Его сами? Вспомним Вход Господень в Иерусалим. Христа встречают толпы. День Тайной Вечери и последующие дни – период приготовлений и сам праздник ветхозаветной Пасхи, то есть то время, когда Иерусалим переполнен приезжими, многие из которых видели и слышали Христа в других местах Палестины. Иными словами, первосвященники и их сторонники боялись общественных беспорядков, в случае если они решатся арестовать Христа перед народом. Поэтому им нужно было удобное время и удобное место. Иуда указал им и то, и другое.

Однако зачем Иуда пошел сам с врагами Христовыми? Неужели они не знали, как выглядит Иисус, и не смогли бы Его арестовать? Иуда вполне мог обойтись, так сказать, наводкой: Он там-то в такое-то время будет одет в то-то...

Ведь преступники, как правило, предпочитают не светиться. Иуда мог бы взять свои 30 серебряников и уйти восвояси. Но нет… Думаю, ответ на эти недоумения нужно искать в своеобразной психологии тех, кто испытывает к кому-то сильную ненависть и желание навредить. Тут ключевым моментом является даже не сам наносимый вред, а своеобразное торжество! Мол, вот посмотри и пойми, кто Тебе это сделал! Знай, кто источник Твоей беды! Именно ради этого сиюминутного ликования над уничижаемым и желает Иуда лично предать (в смысле передать) Иисуса врагам.

Иуда раскаялся. И повесился. Почему так? Он раскаялся, но не покаялся… То есть понял, что погубил невинного, но при этом апостол не исправляет образ мыслей (покаяние). Можно сказать, что Иуда поступает как атеист. Он может признать свою неправоту, свое преступление, но не в силе покаяться, так как не верит в Бога милующего, в Бога прощающего, в Бога восстанавливающего. Для него за раскаянием следует отчаяние, выхода из которого нет. Можно предположить, что Иуда не ожидал раскаяния. Он был уверен, что ничего с ним не случится.

Для иллюстрации этой мысли можно воспользоваться образом Смердякова из «Братьев Карамазовых». Достоевский отлично показал действие этого неожиданного эффекта на убийцу. Смердяков в Бога не верил. Как и в совесть. Он думал, что убьет старика Карамазова, но никаких мучений не будет (как может мучать то, чего нет?). Оказалось же, что-то его грызет, мучает. Смердяков все равно в Бога не уверовал. Так что избавление от мучений только одно – повеситься. И Иуда, и Смердяков так и сделали.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)