Первичный инструктаж на рабочем месте для тракториста. Требования безопасности перед началом работы

ДЛЯ ТРАКТОРИСТА

1. Общие требования охраны труда

1.1. К самостоятельной работе трактористом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований и имеющие удостоверение на право управления трактором.

1.2. Тракторист должен в течение первого месяца со дня поступления на работу пройти обучение, стажировку и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности и оказанию первой доврачебной помощи при несчастном случае на производстве.

1.3. Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего лица. Допуск к стажировке оформляется распоряжением начальника подразделения. Продолжительность стажировки составляет от 2 до 14 рабочих смен. По окончании стажировки тракторист проходит проверку знаний требований охраны труда и пожарной безопасности, а также II группу по электробезопасности

1.4. Допуск тракториста к самостоятельной работе оформляется распорядительным документом по подразделению после успешной проверки знаний.

1.5. Тракторист проходит :

— вводный — при поступлении на работу;

— первичный на рабочем месте непосредственно в подразделении — при поступлении на работу;

— повторный — не реже одного раза в полугодие по программе проведения первичного инструктажа для тракториста;

— внеплановый – при принятии новых нормативных правовых актов содержащих требования по охране труда, или внесении изменений и дополнений к ним, при нарушении нормативных правовых актов содержащих требования по охране труда, при перерывах в работе по профессии более двух месяцев, при поступлении информации о происшествиях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях, по требованию работодателя или должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда;

— целевой – при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (уборка территории и другие).

1.6. Тракторист обязан:

1.6.1. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.

1.6.2. Выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией.

1.6.3. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предприятия.

1.6.4. Применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

1.6.5. Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

1.6.6. Знать приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при воздействии вредных и опасных производственных факторов в условиях строительства.

1.6.7. Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

1.6.8. Уметь применять первичные средства пожаротушения.

1.6.9. Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

1.7. При выполнении работ на тракториста возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:

— продукты сгорания при работе двигателя;

— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

— повышенная влажность воздуха;

— производственный шум;

— производственная вибрация;

— физические перегрузки.

1.8. Тракторист должен знать:

— инструкцию по охране труда для тракториста;

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Настоящая инструкция предназначена для трактористов - машинистов, выполняющих подготовку тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин к работе, запуск двигателя, агрегатирование (сцепка, расцепка), переезд к месту работы и другие операции, которые являются общими для всех видов работ с использованием тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин (в дальнейшем - машины).

Требования безопасности к работам, выполняемым машинно-тракторными агрегатами, помещены в Типовых отраслевых инструкциях на соответствующие виды работ

12 -1 5. Включите п.п. 1.2.-1 5 инструкции №300.

1.6. К работе на машинах допускаются лица мужского пола не моложе 17 лет, имеющие удостоверение тракториста-машиниста.

1.7. К работе на энергонасыщенных тракторах (Т-150, Т-150К, К-700, К-701, ДТ-175 С и др.) допускаются трактористы, окончившие специальные курсы и получившие удостоверение на право управления ими.

1.8. К выполнению механизированных работ на склонах более 9° (16%) допускаются трактористы 1 или 2 класса с непрерывным стажем работы по этой специальности не менее трех лет.

1 9. Выпускники СПТУ (курсов), а также трактористы, имеющие перерыв в работе более одного года, должны пройти стажировку в течение пяти смен под руководством бригадира (помощника бригадира).

1.10 -1 20 Включите п.п.1.6. -1 16. инструкции №300.

1.21. Опасные состояния:

отсутствие на тракторах защитных кабин (защитных каркасов);

неисправность или отсутствие блокировочного устройства запуска пускового двигателя,

неисправность тормозной системы;

неисправность муфты сцепления;

неисправность гидронавесной системы;

засорение технологическим продуктом, отходами, пылью теплообменных элементов радиаторов системы охлаждения двигателя;

Неисправность или отсутствие осветительных приборов;

скопление технологического продукта, отходов, пыли на элементах выпускной системы выхлопных газов двигателя;

подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости;

Отсутствие, неисправность, загрязненность средств доступа на рабочее место и к местам обслуживания.

1.22. Опасные действия:

работа на машинах общего назначения на полях с уклоном более 9° (16%);

переключение передачи при движении на подъем на машинах, у которых конструкцией не предусмотрены синхронизаторы;

проезд машин по временным, не приспособленным для этих целей, искусственным сооружениям (дамбам, плотинам, гатям и т. п.);

неподключение тормозной системы прицепных машин к энергетическим средствам;

Устранение технических и технологических отказов при работающем двигателе машины, агрегата, оборудования,

Использование случайных предметов в качестве опор и подставок за время работы или ремонта машин и оборудования;

перевозка пассажиров в кабинах машин, не оборудованных дополнительным сиденьем;

управление машинойв состоянииалкогольногоилинаркотического опьянений.

1.23.Работайтевсредствахиндивидуальнойзащитыкостюм(ГОСТ 12.4 109), при необходимости используйте защитные рукавицы (ГОСТ12 4 010 и защитные очки (ГОСТ 12.4.013).

В зимний период времени работайте в утепленном костюме (ТУ 17 PCOCF 7426) и сапогах валяных с резиновым низом (ОСТ 17 - 337).

1.24.Перед заправкой расположите трактор на ровной площадке (в конце поля или гона) и заглушите двигатель.

1.25.Заправку осуществляйте механизированным способом, преимущественно в светлое время суток.

При заправке трактора в темное время суток не применяйте для освещения топливного бака открытый огонь. Пользуйтесь светом фар другой машины, которая должна быть расположена на расстоянии не менее 10 м от места заправки, переносной лампой, питающейся от бортовой сети, или электрическим фонарем.

Не допускайте пролива горюче-смазочных материалов.

Не допускается:

Использовать топливо для заправки системы охлаждения двигателя;

Применять открытый огонь при прогреве двигателя, проверке уровня электролита в аккумуляторных батареях, очистке радиаторов двигателей;

Перевозить в кабине машин емкости с горюче-смазочными материалами 1.28.-1.33 Включите п.п. 1.17.-1.22. инструкции №300.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1.-2.3. Включите п. п. 2.1 -2.3. инструкции №300.

Проверьте наличие, исправность и комплектность инструмента и приспособлений на тракторе, наличие и укомплектованность медицинской аптечки, бачка или термоса для питьевой воды и средств пожаротушения (огнетушитель и лопата).

Трактор, предназначенный для работы на склонах полей более 9° (16%), укомплектуйте двумя противооткатными упорами (башмаками).

Убедитесь -в наличии, исправности, надежности крепления и фиксации

защитных ограждений вращающихся и движущихся узлов и механизмов.

2.7. Убедитесь, что на защитных ограждениях, а также около узлов машин, опасныхдляобслуживания,имеютсянадписи,предупреждающиеобслуживающий персонал об опасности.

2.8.Проверьте исправность двигателя:

отсутствие подтекания топлива, масла и воды;

легкость и надежность переключения рычагов механизмов системы пуска;

исправность механизма блокировки, исключающего запуск двигателя при включенной передаче. Запрещается эксплуатировать машины с неисправным механизмом блокировки запуска двигателя.

2.9.Проверьте исправность оборудования кабины:

Стекла кабины не должны иметь трещин и других повреждений, ухудшающих видимость. Устанавливать непрозрачные материалы вместо стекол и нестандартные стекла запрещается;

Замки дверей кабины должныисключать возможность их самопроизвольного открывания;

Пол кабины должен быть закрыт рифленым ковриком из маслобензиностойкого материала, а в местах прохождения рычагов и педалей должны быть установлены уплотнители, предотвращающие проникновение пыли и шума в кабину;

Рычаги и педали управления рабочими органами машин и орудий должны легко перемещаться и автоматически возвращаться в исходное положение, или надежно фиксироваться;

Опоры (подножки и лестницы) и поручни (перила и ручки) должны быть в исправном и чистом состоянии.

2.10.Проверьте исправность тормозной системы:

Тормоза должны быть отрегулированы на одновременное торможение колес при сблокированных педалях. При этом педали правого и левого тормозов должны иметь одинаковую величину хода; которая должна отвечать требованиям инструкции по эксплуатации машин;

манометр системы пневматических тормозов должен быть в исправном состоянии;

в механическом приводе тормозов не допустимо заедание рычагов и колодок, расшплинтовка соединений и наличие трещин, а в гидравлическом приводе тормозов - подтекание тормозной жидкости в тормозных цилиндрах, шлангах, трубках и соединениях;

при отпущенной педали тормоза колеса должны полностью растормаживаться.

2.11.Проверьте исправность рулевого управления. Оно должно обеспечивать легкость, надежность и безопасность управления машиной В системе рулевого управления машин не допускаются:

подтекание масла в местах соединения маслопроводов;

люфт рулевого колеса машины свыше 25° при работающем двигателе или свыше норм, установленных инструкциями заводов-изготовителей;

установка деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами, а также использование деталей и рабочих жидкостей, не предусмотренных для данной марки машины или не соответствующих требованиям завода-изготовителя машины;

шплинтовка соединительных пальцев рулевых тяг нестандартными или бывшими в употреблении шплинтами;

Неполное торможение барабана механизмом управления тормозами планетарного механизма поворота при полном перемещении рычагов управления на себя.

2.12.Проверьте исправность ходовой части:

шины не должны иметь повреждений (порезы, разрывы и т.п.), обнажающих корд, расслоения каркаса, а также полного износа рисунка протектора,

колеса должны надежно крепиться к ступице, отсутствие на ступице хотя бы одной гайки для крепления колеса не допускается;

Звенья гусеничной цепи с поломанными проушинами следует заменять, пальцы гусениц шплинтовать заводскими или изготовленными" по образцу шплинтами,

отсутствие крыльев над колесами и щитов над гусеницами тракторов не допускается.

2.13. Проверьте исправность силовой передачи:

муфта сцепления должна плавно включаться, передавая полный крутящий момент, и выключаться, "пробуксовка" муфты в выключенном положении не допускается;

в гидравлическом приводе муфты сцепления не допускается подтекание жидкости из магистрали;

передачи КПП должны включаться легко, без скрежета, и не должны самопроизвольно выключаться.

2 14. Проверьте уровень масла в гидросистеме коробки перемены передач, т. к. недостаточное его количество при движении на склонах может привести к отключению гидроподжимных муфт и к аварии.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда

для машиниста трактора

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда и предназначена для тракториста, при выполнении им работы согласно профессии и квалификации.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Тракторист управляет трактором и его механизма­ми; производит техническое обслуживание и текущий ремонт маши­ны, зарядку аккумуляторов, заправку топливом; определяет неис­правности и устраняет их; участвует в проведении планово-пре­дупредительного ремонта машины; в работе использует инстру­мент, средства защиты, приспособления.

Тракторы используются для выполнения транспортных работ. Установка навесного, полунавесного прицепного оборудования позволяет использовать трактор как специальную технику для до­рожно-строительных работ.

1.2. При работе тракториста опасными и вредными про­изводственными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:

– возможность дорожно-транспортного происшествия (столкно­вение, наезд, опрокидывание) при нарушении правил дорожного движения, технической неисправности машины, нарушении скорост­ного режима без учета состояния, покрытия и рельефа местности;

– возможность травмирований: рабочими органами специально­го оборудования; острыми кромками, заусенцами, шероховатостями на поверхности инструмента, приспособлений;

– повышенный уровень вибрации и шума;

– возможность ожогов: горячей водой или маслом при сливе из системы охлаждения и смазки; от прикосновения к выпускному трубопроводу при обслуживании двигателя; раствором кислоты при обслуживании аккумуляторной батареи;

– возможность отравления: антифризом при обслуживании сис­темы охлаждения; угарным газом при запуске пускового двигателя в закрытом помещении.

1.3. К работе трактористом допускаются лица не моло­же 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специ­альное обучение безопасности труда и безопасным методам рабо­ты, сдавшие экзамен с выдачей удостоверения на право управле­ния трактором, прошедшие стажировку на рабочем месте в течение 2-14 рабочих смен под руководством опытного работника, проинс­труктированные по охране труда, пожарной безопасности и оформ­ленные приказом по предприятию.

Запрещается допускать к эксплуатации тракторов лиц после длительного перерыва в работе без соответствующего инструкта­жа.

К выполнению механизированных работ на склонах более 9 градусов (16 %) допускаются трактористы 1 и 2 класса с непре­рывным стажем работы по этой специальности не менее трех лет.

Трактористы, имеющие перерыв в работе более одного года, должны пройти стажировку в течение пяти смен под руководством бригадира (помощника бригадира).

Данное транспортное средство должно быть закреплено за трактористом приказом по предприятию.

1.4. Трактористу полагаются по Нормам следующие средства индивидуальной защиты:

При управлении трактором с отапливаемой кабиной:

– комбинезон х/б, ГОСТ 12.4.О38-78;

– рукавицы комбин. двупалые, ГОСТ 12.4.О1О-75, ТО 1-124-86; При управлении тракторами со всеми видами прицепных механизмов без кабин и с неотапливаемыми кабинами:

– комбинезон х/б;

– рукавицы комб.двупалые;

На наружных работах зимой дополнительно:

– куртка х/б на утепляющей прокладке,

ГОСТ 12.4.О84-8О,тип А (Б);

– брюки х/б на утепляющей прокладке.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Все изменения в инструкцию вносятся на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.7. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности, в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность труда в значительной мере зависит от самого работника. Следует знать и соблюдать требования данной инс­трукции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва в рабо­те (болезни, отпуска) или получении работы, не входящей в круг обязанностей тракториста, необходимо получить от руководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Правильно надеть полагающуюся по Нормам чистую и исп­равную спецодежду, застегнуть обшлага рукавов, заправить одеж­ду так, чтобы не было свисающих концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор, не держать в карманах одежды металлические предметы с острыми концами.

Тракторист не допускается к работе без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в не­исправной, неотремонтированной, загрязненной специальной одеж­де, а также с другими неисправными средствами индивидуальной защиты.

2.3. Получить задание на выполнение работы от руководителя работ (мастера).

Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.

2.4. Проверить:

– наличие и исправность ручного инструмента, приспособле­ний и специальных устройств;

– внешним осмотром комплектность машины, наличие топлива, масел, эксплуатационных материалов;

– уровень электролита в банках аккумулятора.

Не пользоваться открытым огнем при проверке уровня топли­ва, уровня электролита в банках аккумулятора и заправке топ­ливных баков. Не курить при заправке трактора;

– исправность работы двигателя и исполнительных механизмов на холостом ходу. Особое внимание обратить на исправность тор­мозов, фрикционов, приборов безопасности, освещения, сигнали­зации.

2.5. Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение перед пуском двигателя.

При запуске пускового двигателя шнуром не наматывать шнур на руку.

Пуск пускового двигателя рукояткой, предназначенной для проворачивания коленчатого вала, запрещается.

В случае вынужденного чрезвычайными обстоятельствами пуска рукояткой принять следующие меры безопасности:

– рычаги переключения передач и диапазонов коробки передач установить в нейтральное положение;

– рычаги механизма включения и муфты сцепления пускового двигателя установить в положение “Выключено”;

– установить рычаг управления подачей топлива в крайнее нижнее положение (подача топлива выключена);

– установить рычаг декомпрессора в положение “Открыто”;

– затормозить трактор, установив рычаг управления поворо­том на защелку горного тормоза;

– выключить муфту сцепления трактора, зафиксировав педаль муфты сцепления в нажатом положении стопором:

– занять устойчивое положение, держась левой рукой за по­ручень на крышке капота;

– при проворачивании коленчатого вала рукоятку держать правой рукой так, чтобы все пальцы были с одной стороны руко­ятки;

– после запуска пускового двигателя все последующие мани­пуляции по управлению им и пуску дизеля выполнять из кабины трактора.

Во время пуска не допускается присутствие на тракторе и возле него посторонних лиц.

2.6. Перед троганием с места обязательно предупредить об этом сигналом окружающих и работающих на прицепных и навесных орудиях.

В случае вынужденного работ с навесными орудиями проверить работу механизмов подъема и опускания.

2.7. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования доложить руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

2.8. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара

и уметь пользоваться в случае необходимости.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Выполнять только ту работу, которую поручил руководи­тель работ, осторожно, безопасными приемами.

Тракторист обязан пользоваться выданными ему средствами индивидуальной защиты, бережно относиться к выданным средствам защиты и правильно применять их, своевременно ставить в из­вестность руководителя работ о необходимости химчистки, стир­ки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуаль­ной защиты.

3.2. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАКТОРА НА ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТАХ ТРАКТОРИСТ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОС­ТИ:

3.2.1. Перед транспортными переездами укоротить ограничи­тельные цепи механизма навески для исключения раскачивания ма­шины и зафиксировать навесное оборудование в транспортном положении.

3.2.2. Быть внимательным к дорожным знакам, дорожной раз­метке, сигналам светофора и регулировщика.

Скорость движения поддерживать с учетом дорожных условий, состояния покрытия, транспортного средства и груза. Максималь­ная скорость движения тракторного прицепа на дорогах с сухим твердым покрытием – не выше 3О км/ч.

Особую осторожность соблюдать на заснеженных и обледенелых дорогах, на уклонах, косогорах, крутых поворотах. На таких до­рогах не допускать резких торможений, поворотов.

На ровном сухом асфальте при торможении с начальной ско­ростью 2О км/ч тормозной путь трактора не должен превышать 7,5 м, а тракторного проезда 9-12 м.

3.2.3. С горы и крутых склонов спускаться на первой переда­че. Во избежание опрокидывания запрещаются холостые переезды и работа трактора поперек крутых склонов крутизной более 15 гра­дусов.

Через канавы, бугры и препятствия переезжать осторожно, на малой скорости, не допуская резких наклонов трактора.

3.2.4. Не допускать резких поворотов трактора с навешенны­ми орудиями при ослабленных цепях растяжек.

При транспортных переездах снижать скорость перед поворо­том трактора.

3.2.5. При движении с прицепом (особенно на спусках) не включать муфту сцепления или коробку передач. Запрещается ис­пользовать накат.

3.2.6. Подъезжать на тракторе к машинам, орудиям или при­цепам следует на самой минимальной скорости с неполностью вы­жатой педалью сцепления.

3.2.7. При длительной остановке не оставлять навесное обо­рудование в поднятом положении. Запрещается находиться под поднятым орудием.

Не оставлять трактор в незаторможенном положении.

3.2.8. Не садиться на трактор и не сходить с него во время движения.

3.2.9. Перед тем как сойти с трактора, выключить главную муфту сцепления, поставить рычаг переключения передач в нейт­ральное положение и снова включить главную муфту сцепления.

3.2.1О. Перед подъемом и опусканием навесного оборудова­ния, при поворотах трактора убедиться, что нет опасности ко­го-либо задеть или зацепиться за какое-либо препятствие.

3.3. ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РЕМОНТНЫХ РАБОТ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУ­ЖИВАНИИ ТРАКТОРИСТ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕ­ЗОПАСНОСТИ:

3.3.1. Работы, связанные с техническим обслуживанием и устранением неисправностей, выполнять только при неработающем дизеле и опущенном механизме навески. Затянуть стояночный тор­моз, рычаг переключения передач установить в нейтральное поло­жение, выключить включатель “массы”.

3.3.2. Не стоять между тягами при регулировке механизма навески, перестановке упора на штоке цилиндра, навешивании орудий.

3.3.3. При работающем пусковом двигателе не стоять против его маховика.

3.3.4. Регулярно проверять крепление передних и задних ко­лес.

3.3.5. При проверке уровня масла в конечной передаче осте­регаться выброса горячего масла, который может произойти из-за повышения давления в картере при засорении отверстия в сапуне.

3.3.6. При заполнении системы охлаждения антифризом стано­виться так, чтобы пары и брызги относились ветром в сторону.

Запрещается засасывать антифриз ртом. При переливании его пользоваться шлангом.

После работы с антифризом вымыть руки. Антифриз ядовит и попадание даже небольшого количества в организм может вызвать тяжелое отравление.

3.3.7. Шланги гидросистемы крепить хомутиками, не исполь­зовать для этой цели вязальную проволоку.

3.3.8. Очистку и обмывку деталей и узлов производить скребком, ветошью или щеткой.

3.3.9. Остерегаться вращающихся лопастей вентилятора дизе­ля при проверке показаний счетчика моточасов.

3.3.1О. Проверку натяжения ремня вентилятора производить только при неработающем дизеле.

3.3.11. Если при проведении технического обслуживания или ремонта требуется поднять трактор, пользоваться домкратом гру­зоподъемностью не менее 5 тонн.

Домкрат устанавливать в следующих точках:

– под левый или правый лонжерон рамы трактора на расстоя­нии 15О-2ОО мм от буксирного крюка, или между передним и зад­ним поперечными брусьями;

– под передний или задний поперечные брусья против левого или правого лонжерона рамы.

3.3.12. При съеме дизеля с трактора строповку тросами про­изводить только за рым-кронштейны, имеющиеся на дизеле.

3.3.13. Соблюдать осторожность при снятии заливной пробки с радиатора горячего двигателя; во избежание ожога рук снимать пробку, прикрыв ее плотной тряпкой.

3.3.14. Остерегаться сбегающей ветви гусеничной ленты при ее разъединении.

3.3.15. Осматривать и обслуживать аккумулятор осторожно, избегать попадания электролита на кожу.

При приготовлении электролита наливать в посуду сперва во­ду, а затем доливать кислоту. Обратный порядок не допускается.

При обслуживании аккумуляторов выполнять требования мер безопасности, изложенных в инструкции N__.

3.3.16. При демонтаже и монтаже деталей вблизи горячего выхлопного коллектора опасаться прикосновения к нему во избе­жание ожогов.

3.3.17. Для перекачки топлива пользоваться насосом, не за­сасывать топливо ртом.

3.4. При использовании трактора для работы с прицепным оборудованием применять жесткую сцепку, не позволяющую машинам набегать на трактор.

3.5. При работе трактора с орудиями, приводимыми от вала отбора мощности, кардан привода должен быть огражден защитным кожухом.

3.6. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЖАРОВ НА ТРАКТОРЕ ТРАКТОРИСТ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.6.2. Заправку трактора производить механизированным спо­собом при отключенном двигателе. Запрещается заправка топлив­ных баков с помощью ведер; не курить во время заправки.

При заправке следить, чтобы горючее не переливалось через топливный бак.

3.6.3. Не допускать:

– загрязнения коллектора и глушителя пылью, топливом;

– работу трактора в пожароопасных местах при снятом капо­те, использование открытого огня для подогрева масла в поддоне дизеля, при заправке топливного бака;

– скопления на тракторе легко воспламеняющихся продуктов, тряпок, материалов;

3.6.4. Следить, чтобы:

– вблизи работающего дизеля и глушителя не было легковосп­ламеняющихся веществ и материалов;

– в топливных баках не было течи, при обнаружении ее нужно немедленно устранить.

3.6.5. Не подогревать открытым огнем в холодное время года поддон дизеля, топливный бак и топливопроводы.

3.6.6. Проверять периодически исправность контактов и изо­ляции проводов, следить за их исправностью, не применять плав­кие вставки предохранителей неустановленного номинала.

3.6.7. При использовании в холодное время года предпуско­вого подогревателя:

– не производить запуск подогревателя или повторный пуск его после обрыва факела без предварительной продувки котла;

– не оставлять предпусковой подогреватель без присмотра.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.7. Прекратить работу с навесным оборудованием, если в гидросистеме произошла утечка жидкости.

3.8. Немедленно приостановить все работы на тракторе, ос­тановить трактор в следующих случаях:

а) при несчастных случаях с людьми;

б) обнаружении неисправности. В последнем случае необходи­мо устранить неисправность.

Не допускать дымления дизеля и значительного падения час­тоты вращения от перегрузки.

При аварии или чрезмерном увеличении частоты вращения ко­ленчатого вала дизеля немедленно выключить подачу топлива и потянуть на себя кнопку аварийной остановки дизеля.

3.9. При дорожно-транспортном происшествии остановить трактор, включить аварийную сигнализацию, оказать помощь пост­радавшим (если они есть), зафиксировать положение трактора на месте ДТП, записать фамилию свидетелей, сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД, руководителю предприятия.

3.1О. Тракторист, оказавшийся очевидцем возникновения по­жара, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, газопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.11. При возникновении пожара на тракторе немедленно отк­лючить аккумуляторную батарею. Не гасить горящее топливо во­дой, воспламенившееся горючее засыпать песком, землей или нак­рыть брезентом, войлоком. О пожаре сообщить руководителю ра­бот.

3.12. Оказать медицинскую доврачебную помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N2.

3.13. О несчастном случае, по возможности, доложить руко­водителю работ (мастеру) и обратиться в медицинское учрежде­ние.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. Поставить трактор на место стоянки. Опустить навесное оборудование на землю, осмотреть, очистить машину.

Затормозить трактор стояночно–запасным тормозом при сбло­кированных педалях тормозов, подложить башмаки.

Во избежание отравления угарным газом не запускать пуско­вой двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией.

4.2. Слить воду из системы охлаждения дизеля при темпера­туре – 5 градусов С.

4.3. Сообщить руководителю работ о всех выявленных непо­ладках в работе оборудования, приспособлений и принятых мерах по их устранению.

4.4. Снять спецодежду, убрать в отведенное место. Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за

пределы предприятия.

4.5. Вымыть руки с мылом или принять душ, если возможно. После работы с этилированным бензином обмыть руки обычным

бензином или керосином, а затем вымыть водой с мылом.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению трактором допускаются лица, возраст которых соответствует установленному законодательству, прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению данного вида работ, прошедшие обучение по программе подготовки трактористов, аттестованные квалификационной комиссией и получившие удостоверение установленной формы.

Перед допуском к самостоятельной работе тракторист должен пройти стажировку в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством опытного тракториста, назначаемого приказом по предприятию (подразделению).

2. Периодическое медицинское освидетельствование тракторист проходит в порядке, установленном Минздравом. В отдельных случаях при наличии медицинских показаний, а также при индивидуальном подходе к допуску срок переосвидетельствования может быть сокращен, но не менее чем до одного года.

3. Повторную проверку знаний безопасных методов работ тракторист должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

Внеочередную проверку знаний тракторист проходит в следующих случаях:

при перерыве в работе по специальности более одного года;

по требованию вышестоящей организации, ответственных лиц предприятия;

при переходе с одного предприятия на другое;

4. Тракторист должен пройти инструктажи по безопасности труда:

при приеме на работу – вводный и первичный на рабочем месте;

в процессе работы не реже одного раза в б месяцев – повторный;

при введении в действие новых или переработанных правил, инструкций по охране труда, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, нарушении требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме или аварии, перерывах в работе более чем 30 календарных дней – внеплановый;

перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск – целевой.

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

5. Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшения своего здоровья.

6. Тракторист должен:

знать требования, изложенные в «Правилах дорожного движения», технологических картах, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда;

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ, основные вредные и опасные производственные факторы: движущиеся средства, повышенная загазованность воздуха рабочей зоны, химические опасные и вредные производственные факторы, пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте, недостаточная освещенность рабочей зоны, эмоциональные перегрузки, монотонность труда.

знать требования пожаро- и электробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами, бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

комбинезон х/б (костюм х/б) Ми – 12 мес.;

кепи – 12 мес.;

ботинки кожаные (сапоги кирзовые) Ми – 12 мес.;

рукавицы комбинированные Ми – до износа.

зимой дополнительно:

куртка х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

брюки х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

сапоги кирзовые утеплённые Тн20 – 24 мес.

уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

7. Тракторист не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.

8. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец немедленно должен сообщить непосредственному руководителю работ, который обязан:

организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медицинский пункт;

сообщить о случившемся руководителю подразделения;

сохранить до начала работы комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким они были на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.

9. Обо всех замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, приборов и инструмента тракторист должен сообщить непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

10. Тракторист несет ответственность за:

выполнение требований технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда, правил пожаро- и электробезопасности;

соблюдение установленного порядка производства работ;

соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

соблюдение «Правил дорожного движения»;

исправность и сохранность закрепленного за ним трактора;

аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия тракториста, нарушающего требования технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда.

11. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативно-технических документов по охране труда тракторист привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

12. Тракторист, появившийся на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, не допускается в этот день к работе.

13. Тракторист обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

14. Организация рабочего места тракториста должна обеспечивать безопасность выполнения работ.

Рабочее место тракториста не должно загромождаться посторонними предметами. Рычаги и место управления необходимо содержать в чистоте. Запрещается складировать на полу кабины инструмент, спецодежду, обтирочные материалы и другие предметы.

15. Перед началом работы тракторист обязан:

привести в порядок и надеть спецодежду;

проверить наличие документа на право управления трактором;

ознакомиться с записями в журнале приемки и сдачи смены;

проверить техническое состояние трактора ;

проверить наличие средств пожаротушения, медицинской аптечки, термоса с питьевой водой;

убедиться в наличии набора исправного инструмента и необходимых приспособлений;

ознакомиться с условиями производства и характером работ и получить разрешение непосредственного руководителя работ на производство работ.

16. При проверке технического состояния трактора тракторист должен произвести его тщательный осмотр при неработающем двигателе, при этом особое внимание обратить на:

состояние тормозов;

надежность действия всех механизмов управления;

состояние ходовой части – крепление колес, катков и ленты гусеничного хода;

уровень масла, топлива и наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения (при необходимости – долить);

отсутствие течи масла и топлива из системы смазки и топливопроводов;

состояние осветительных приборов, средств сигнализации;

наличие и исправность ограждений движущихся, вращающихся частей;

изоляцию электропроводов и надежность контактов – во избежание важного пожара от искрения неисправных контактов;

отсутствие на вращающихся частях посторонних предметов;

надежность крепления всех узлов трактора;

состояние тягово-сцепных устройств;

исправность навесного оборудования (при его наличии).

17. Работа двигателя и всех механизмов трактора должна быть проверена на холостом ходу.

18. Если при осмотре и опробовании трактора не было обнаружено неисправностей или они были устранены трактористом, трактор может быть пущен в работу.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

19. Приступая к работе, тракторист должен:

убедиться, что все рычаги управления находятся в нейтральном положении;

осмотреть место работы и убедиться в отсутствии в зоне работ открытых траншей подземных коммуникаций (газопроводы электрокабель, кабели связи и др.), наземных постоянных и временных сетей электропередач;

убедиться в отсутствии людей в непосредственной близости от трактора;

подать звуковой сигнал и, выдержав паузу не менее 30 с, пустить трактор в работу.

20. При пуске двигателя необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

в случае ручного пуска пускового двигателя завести узел пускового шнура в паз на маховике пускового двигателя и намотать шнурка канавку маховика по направлению часовой стрелки, затем резким рынком потянуть на себя конец шнура за ручку, взяв ее пальцами руки с одной стороны без обхвата. Запрещается: наматывать шнур на руку, так как при обратном вращении маховика шнуром может повредить руку; стоять в плоскости вращения маховика при работе пускового двигателя;

при запуске пускового двигателя пусковой рукояткой держать ее так, чтобы все пальцы были с одной стороны рукоятки. При удержании рукоятки в обхват можно получить травму.

21. Во время работы трактора тракторист должен:

при подъезде к прицепному оборудованию следить за тем, чтобы между ним и трактором никого не было;

подъезжать на тракторе к прицепному оборудованию (транспортным средствам) для их прицепки плавно на возможно малой скорости;

сцепку выполнять без посторонней помощи, используя инвентарную подставку;

прицепку (отцепку) прицепного оборудования к трактору производить только при заглушенном двигателе;

следить за состоянием трактора, навесного или прицепного оборудования. При возникновении перебоев в работе двигателя, шума или стука, обнаружении других неисправностей необходимо заглушить двигатель, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение и принять меры к устранению неисправностей;

не допускать нагрузок, опасных для прочности узлов и устойчивости трактора;

при работе на склонах проявлять особую осторожность. Уклоны на подъемах и спусках не должны превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации;

не производить изменение колеи трактора на спусках и подъемах, а также в глубокой колее;

ослаблять зимой во время работы натяжение гусеничных лент трактора;

при продольном движении трактора по свеженасыпанному грунту во избежание сползания под откос не приближаться к бровке ближе, чем на 1 м;

приступать к работе, не связанной непосредственно с работой экскаватора или крана, только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела крана повернута в противоположную сторону по отношению к участку, на котором должна выполняться работа.

22. При кратковременной остановке трактора следует перевести двигатель на малые обороты, рычаг переключения передач – в нейтральное положение.

23. При длительных стоянках и технических перерывах навесное оборудование необходимо опускать на землю.

24. Трактористу запрещается:

передавать управление трактором другим лицам;

оставлять без присмотра трактор с работающим двигателем; перевозить в кабине трактора посторонних лиц (если это запрещено заводом-изготовителем) и использовать навесное оборудование для перевозки людей и грузов;

выходить из кабины во время его движения; находиться во время грозы в кабине трактора, под трактором, прицепным или навесным оборудованием, а также прислоняться к ним.

25. При буксировании необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

буксировать и вытаскивать трактором застрявшие машины и механизмы с помощью жесткого буксира длиной 4 м., без рывков и под руководством руководителя работ или мастера. Если вместо жесткого буксира применяется стальной канат длиной 4-6 метров, то заднее стекло кабины трактора необходимо защитить решеткой;

буксировку тракторов производить с помощью тракторов, мощностью равной или превышающей мощность буксируемой машины;

при совместной работе двух и более тракторов расстояние между тракторами должно быть не менее 2 метров.

26. При использовании трактора на транспортных работах необходимо:

установить колеса трактора на максимальную ширину колеи;

определить количество прицепов в тракторном поезде исходя из тяговой мощности трактора и дорожных условий;

убедиться в исправности тракторного прицепа. Платформа прицепа не должна иметь поломанных брусьев и досок; состояние бортов должно исключать возможность выпадения груза при движении; боковые и задние борта должны быть на прочных петлях и иметь запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания;

транспортные прицепы надежно сцепить с буксирным устройством трактора и, кроме того, соединить страхующих тросом;

сблокировать педали тормозов и при необходимости отрегулировать тормоза на одновременность действия;

проверить затяжку гаек крепления дисков передних и задних колес;

убедиться в наличии и исправности стоп-сигнала, указателя поворота номерных знаков на тракторе и прицепе;

убедиться в исправности тормозов прицепа . Тракторные прицепы должны иметь тормоза, управляемые из кабины трактора и обеспечивающие: торможение прицепа на ходу; включение тормоза при отрыве прицепа от трактора; удержание прицепа во время стоянки на склонах и предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изменении скорости движения или движения под уклон;

проверить работу тормозов тракторного поезда в движении.

27.. Перед выездом тракторного поезда тракторист должен ознакомиться с особенностями маршрута, связанными с дорожными и погодными условиями.

28.Во время погрузочно-разгрузочных работ трактористу запрещается:

находиться в кабине трактора, на прицепе при погрузке груза механизированным способом;

находиться в зоне возможного падения груза.

29. Грузы, перевозимые на тракторных прицепах, должны быть надежно укреплены во избежание их смещения и возможного падения при перевозке.

Навалочный груз не должен возвышаться над бортами тракторного прицепа (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади прицепа.

30. Перевозку труб и секций тракторным поездом следует осуществлять с соблюдением следующих требований:

трубы и секции должны быть надежно укреплены на тракторном поезде;

передние и задние концы секций должны быть закреплены ограничителями против продольного смещения и закрыты пробками от засорения труб грязью или снегом;

передние подсанки должны быть соединены с трактором жесткой тягой (дышлом); передние и задние подсанки разрешается соединять между собой как жесткой, так и гибкой тягой;

трубы или секции при развозке вдоль трассы следует укладывать на расстоянии не менее 1,5 м от бровки траншеи;

люди не должны приближаться к движущемуся тракторному поезду ближе, чем на 2 м;

при движении трактора в пределах трассы с высокой травой, кустарником и другой растительностью во избежание наезда на людей необходимо подавать сигнал.

31. Скорость и порядок движения тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются администрацией предприятия с учётом местных условий, качества дорог и состояния транспортных средств. Работая в карьере, обязаны соблюдать установленную скорость и порядок движения, согласно разработанной и вывешенной на видном месте схеме:

при погрузке тракторов экскаваторами должны выполняться следующие условия: ожидающий погрузки трактор должен находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша плюс 5м и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

находящийся под погрузкой трактор должен быть заторможен и поставлен на ручной тормоз с включенной скоростью;

погрузка в кузов должна производиться только сбоку и сзади;

перенос экскаваторного ковша над кабиной трактора запрещается;

находящийся под погрузкой трактор должен быть в пределах видимости машиниста;

нагруженный трактор должен начинать движение только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

при погрузке в подвижной состав машинистом экскаватора должны подаваться сигналы:

«стоп» — один короткий;

разрешающий подачу транспортного средства под погрузку, начало погрузки – два коротких;

об окончании погрузки и разрешение отъезда транспортного средства – один продолжительный.

Таблица должна быть вывешена на платформе,

32. При использовании трактора на транспортных работах запрещается:

перевозить людей на прицепах и полуприцепах;

езда накатом на тракторе с прицепом (выключение муфты сцепления или коробки передач), особенно при спусках;

работа с прицепами, необорудованными автономными тормозами. Если конструкцией прицепа не предусмотрены тормоза, то прицеп должен быть обеспечен тормозными башмаками. Агрегатировать такой прицеп разрешается только с гусеничным трактором;

производить расцепку-сцепку при движении трактора;

при движении трактора переходить на прицеп и обратно.

33. Передвижение трактора на производственной территории должно осуществляться согласно установленным на видных местах схемам движения.

34. При движении трактора в населенных пунктах и по автомобильным дорогам тракторист должен соблюдать “Правила дорожного движения”.

Запрещается движение на машинах на гусеничном ходу или с металлическими шипами по автомобильным дорогам общего пользования с усовершенствован покрытием.

35. Переезд трактора через железнодорожные пути должен производиться по специально построенным переездам, исключающим возможность повреждения железнодорожного полотна. После проезда неохраняемого переезда тракторист обязан остановить трактор и убедиться в исправном состоянии железнодорожного пути на переезде в отсутствии на рельсах посторонних предметов, торфа или грязи.

36. При проезде по обочинам дорог и оврагов тракторист не должен наезжать на кустарники, копны сена во избежание наезда на случайно оказавшихся там людей.

37. Канавы, бугры и другие препятствия необходимо преодолевать под углом, на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов трактора (особенно с навесным оборудованием).

38. Переезжать реку вброд разрешается только в местах с каменным песчаным дном и в том случае, если уровень воды в месте переезда не превышает верхнего полотна гусеницы или оси задних колес колесного трактора.

Движение необходимо производить на первой скорости без остановок и поворотов.

39. При проездах на тракторе вдоль осушительной сети и выработанных карьеров запрещается приближаться на расстояние от края гусеницы менее 1 м к картовому каналу и менее 2 м к валовому или коллекторному каналам, и выработанному карьеру.

40. Переезд трактора через каналы разрешается только по мостам, ширина и грузоподъемность которых равна или больше соответственно ширины и массы трактора и навесного оборудования.

41. Передвигаться по заснеженной дороге в зимнее время следует на 1 или 2 скорости, что увеличивает сцепление с дорогой.

42. Передвижение трактора по автомобильным дорогам под действующими линиями электропередачи допускается при условии, если расстояние по вертикали между нижними проводами и самой верхней частью трактора (прицепа с грузом) будет не менее указанных:

Напряжение воздушной линии, кВ до 20 35-110 150 220 330 500

Наименьшее расстояние, м 2,5 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5

Передвижение трактора вне дорог под действующими линиями электропередачи разрешается, если габариты трактора или тракторного поезда с грузом имеют высоту от отметки земли не более 3,5 м.

43. При переезде трактора с одного объекта (участка) на другой тракторист должен следовать по маршруту, указанному непосредственным руководителем работ.

Навесное оборудование должно быть поднято в транспортное положение и надежно зафиксировано.

44. Техническое обслуживание трактора необходимо проводить на специально отведенной ровной горизонтальной площадке, свободной от посторонних предметов.

45. При проведении технического обслуживания тракторист должен соблюдать следующие требования безопасности:

техническое обслуживание проводить при неработающем двигателе, кроме случаев, которые предусмотрены инструкцией завода-изготовителя;

не допускать нахождения посторонних лиц на тракторе и возле него;

применять исправный ручной инструмент и приспособления;

во время работы не оставлять инструмент на гусеницах;

при мойке и очистке трактора не допускать слива отработанного масла, рабочих жидкостей и других нефтепродуктов на площадку (землю);

производить смазку механизмов трактора согласно указаниям инструкции завода-изготовителя;

при замене или доливке масел и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки отвертывать и завертывать только предназначенным для этой цели инструментом;

применять гаечные ключи, соответствующие размеру гаек. Запрещается отворачивать гайки с помощью зубила и молотка;

во избежание ожогов рук и лица горячей водой и паром открывать пробку радиатора на горячем двигателе осторожно, после некоторого охлаждения жидкости в радиаторе, надев рукавицы или накрыв тряпкой (ветошь), и держать лицо сбоку от направления ветра;

осмотр аккумуляторных батарей производить осторожно, так как электролит, попадая на кожу, вызывает ожоги.

46. При применении этилированного бензина необходимо соблюдать особую осторожность, так как несоблюдение правил обращения с ним приводит к острому и хроническому отравлению организма. Нельзя допускать засасывания этилированного бензина через шланг ртом. При заправке следует применять заправочные средства, исключающие протекание и проливание бензина, при этом надо пользоваться резиновыми перчатками и находиться с наветренной стороны во избежание попадания паров бензина в дыхательные органы.

47. При использовании в качестве охлаждающей жидкости антифриза необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

необходимо проверить, нет ли в системе охлаждения течи, и при наличии – устранить ее;

заправку системы охлаждения двигателя антифризом следует производить только при помощи специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачки, воронки);

на таре из-под антифриза, заполненной или порожней, должна быть нанесена надпись “ЯД”;

при заправке антифризом необходимо применять меры, исключающие попадание в. него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), так как они во время работы приводят к вспениванию антифриза;

при заливке антифриза необходимо становиться так, чтобы пары и брызги относились в сторону;

во избежание отравления запрещается перелив антифриза через шланг путем засасывания антифриза ртом;

после каждой операции с антифризом необходимо тщательно мыть руки водой с мылом;

запрещается применять тару из-под антифриза для перевозки и хранения пищевых продуктов.

48. Трактористу запрещается:

эксплуатировать трактор при наличии течи в топливных и масляных системах. При обнаружении течи следует немедленно остановить двигатель, устранить подтекание топлива и только после этого продолжать работу;

производить смазку, подтягивать резьбовые соединения, регулировать агрегаты, узлы и механизмы, навешивание оборудования при работающем двигателе;

регулировать подъем и опускание рабочих элементов при включенном вале отбора мощности;

пользоваться открытым огнем при осмотре топливных баков, проверке уровня электролита в банках аккумуляторов;

заправлять трактор горючим при нагретом двигателе до его охлаждения;

во время заправки трактора горючим курить и пользоваться открытым огнем;

оставлять в кабине загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и т.п.).

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

49. По окончании работы тракторист обязан:

поставить трактор в отведенное для стоянки место;

выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

очистить трактор от грязи, вытекшей смазки и осмотреть все механизмы трактора;

сообщить непосредственному руководителю работ или лицу, ответственному за исправное состояние трактора, обо всех неполадках, выявленных при проведении работ;

привести в порядок рабочее место. Использованные обтирочные материалы отнести в отведенное для хранения место;

снять спецодежду в специально отведенном месте.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

50. При возникновении пожара вблизи места производства работ тракторист обязан:

вывести трактор в безопасное место (при необходимости);

остановить трактор, выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

поставить рычаги управления в нейтральное положение;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Воспламенившиеся горюче-смазочные материалы следует тушить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать войлоком (брезентом и т.п.). Запрещается тушить горящее топливо водой. При воспламенении электропроводов тракторист должен принять меры к отключению их от источника тока и применить углекислотные или порошковые огнетушители;

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

если невозможно устранить пожар собственными силами, сообщить непосредственному руководителю работ и вызвать пожарную охрану.

51. При разрушении металлоконструкций, опрокидывании трактора тракторист обязан немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и обеспечить сохранность обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья окружающих.

52. В случае ДТП тракторист обязан действовать в соответствии с «Правилами дорожного движения».

53. При несчастном случае (травмирование, ожог, отравление, внезапное заболевание ) тракторист обязан оказать доврачебную помощь пострадавшему.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Инструкция по охране труда
для тракториста

1. Общие требования охраны труда


1.1 К самостоятельной работе трактористом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие ме¬дицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, аттеста¬цию на знание практических навыков безопасного производства работ, правил дорожного движения и имеющие удостоверение на право управления трактором, имеющие группу по электробезопасности не ниже II и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника.
1.2 Тракторист обязан:
1.2.1 Выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией.
1.2.2 Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
1.2.3 Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
1.2.4 Соблюдать требования охраны труда.
1.2.5 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания(отравления).
1.2.6 Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.
1.2.7 Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
1.2.8 Уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при воз¬действии вредных и опасных производственных факторов в условиях строительства.
1.2.9 Уметь применять первичные средства пожаротушения.
1.3 При выполнении работ на тракториста возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:
-продукты сгорания при работе двигателя;
-повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
-повышенная влажность воздуха;
-производственный шум;
-производственная вибрация;
-физические перегрузки;
1.4 Применение дизтоплива бензина и низкозамерзающих жидкостей в системе охлаждения трактора также вредно влияет на санитарно - гигиенические условия работы трактористов.
1.5 Тракторист должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и Коллективным договором.
1.6 Тракторист должен соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте. Инвентарь и инструмент следует хранить в специально отведенном месте. Посторонние предметы хранить в кабине трактора запрещается. .
1.7 Заправка топливом и маслом трактора должны осуществляться с помощью заправщиков при выключенном двигателе. Как исключение, в условиях строительной площадки за¬правка топливом допускается с применением специального инвентаря и приспособлений.
1.8 О всех неисправностях механизмов и приспособлений тракторист обязан немедленно сооб¬щать механику или непосредственному руководителю работ.
1.9 В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.
1.10 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.


2. Требования охраны труда перед началом работы


2.1 Тракторист обязан:
-надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
-тщательно осмотреть внешний вид трактора, узлы и агрегаты машины;
-проверить систему тормозов и рукояток управления, звуковую и световую сигнализацию, заправку водой, топливом и смазкой, наружное освещение.
2.3 После осмотра трактора и устранения неисправностей запустить двигатель вхолостую на 3-5 минут, а затем проверить работоспособность систем и узлов трактора.
2.4 Перед запуском двигателя тракторист обязан убедиться:
-в том, что рычаги управления коробкой перемены передач, гидросистемой, валом отбора мощно¬сти и рабочими органами находятся в нейтральном или выключенном положении;
-в отсутствии людей в зоне возможного движения машины или агрегата, а также под трактором и под агрегатируемой с ним машины;
-в надежности соединения пускового шнура с маховиком, а также в том, что для движения руки имеется достаточно свободного места (при отсутствии стартера с аккумулятором).
2.5 При запуске пускового двигателя запрещается:
2.5.1 Ставить ногу на опорный каток, гусеничный ход и находиться у заднего колеса;
2.5.2 Наматывать пусковой шнур на руку;
2.5.3 Стоять в плоскости вращения маховика пускового двигателя.
2.6 Запрещается запускать двигатель:
-при наличии течи горючего в системе питания запрещается запускать двигатель;
-при помощи буксировки.
2.7 Запускать двигатель трактора, находящегося в закрытом помещении, разрешается только при включенной вытяжной вентиляции.
Длительная работа двигателя в закрытом помещении допускается - только с выводом выхлопных газов за пределы помещения.
2.8 В зимнее время для заправки системы охлаждения трактора должны применяться низкозамерзающие жидкости или вода. Применять для заправки системы охлаждения дизельное топливо или другие жидкости не допускается.
2.9 В зимнее время при запуске двигателя в радиатор необходимо заливать горячую воду, а в картер - подогретое масло.
2.10 Подогревать двигатель паяльной лампой, горящим факелом и другими источниками откры¬того пламени запрещается.
2.11 Учитывая, что низкозамерзающие жидкости ядовиты, заливка и переливание их должно производиться механизированным способом с применением индивидуальных средств защиты.
2.12 Применение низкозамерзающих жидкостей допускается только после инструктажа трактори¬ста по правилам безопасного обращения с ними.
2.13 Перед выездом с базы механизации или с объекта механик обязан проверить техническое состояние трактора и сделать соответствующую запись в сменном журнале учета работы. К работе допускаются трактора в технически исправном состоянии. Перечень неисправностей и предельных состояний узлов и систем, при которых запрещается работа трактора, указан в эксплуатационной до¬кументации (паспорте) завода - изготовителя.
2.14 Въезд на территорию строительной площадки трактора, принадлежащего специализированной организации, допускается с разрешения администрации стройплощадки (мастера или прораба) и после получения инструктажа трактористом по безопасной работе трактора на стройплощадке.
2.15 По прибытию на место работы тракторист обязан ознакомиться под роспись с технологиче¬ской картой или схемой, поручаемой руководителем работы. При наличии источников повышенной опасности к работе можно приступать только при наличии наряда - допуска и после получения целево¬го инструктажа, при котором руководитель работ обязан указать характер опасного или вредного про¬изводственного фактора, границы опасной зоны и конкретные меры по безопасности выполняемой работы.
Проведение целевого инструктажа регистрируется в наряде - допуске на производство работ.


3. Требования охраны труда во время работы


3.1 Порученную работу тракторист обязан выполнять в строгом соответствии с технологической картой, схемой или устным указанием непосредственного руководителя работ (мастера или прораба).
3.2 Во время работы на территории строительной площадки перемещение трактора должно осу¬ществляться по схеме, указанной у въезда на стройплощадку и обозначенной дорожными знаками. Скорость движения трактора вблизи места производства работ не должна превышать 10 км/ч на пря¬мых участках и 5 км/ч на поворотах.
3.3 Работа трактора вблизи ЛЭП и других источников повышенной опасности должна произво¬диться в строгом соответствии с требованиями безопасности, изложенными в наряде - допуске.
3.4 Передвижение трактора через естественные, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в паспорте машины.
3.5 Перемещение трактора по льду допускается только в том случае, если оборудована ледовая переправа согласно соответствующим требованиям безопасности.
3.6 При значительной толщине снежного покрова тракторист должен вести машину с равномер¬ной скоростью на пониженной передаче, стараясь по возможности не делать переключения передач и резких поворотов.
3.7 В гололед трактор должен быть снабжен противоскользящими цепями или быстросъемными ледовыми шипами.
3.8 Работа трактора на откосах и косогорах, крутизна которых превышает допустимую по техни¬ческому паспорту машины, не разрешается.
3.9 Спуск со склона необходимо производить на первой передаче. При этом запрещается выклю¬чать сцепление, двигаться накатом, использовать увеличение крутящего момента, переключать пе¬редачи, производить резкое торможение, останавливать трактор на крутых склонах или ездить попе¬рек них.
3.10 Во время перерывов в работе трактор необходимо установить на ровной площадке, затор¬мозить, рычаги органов управления поставить в нейтральное положение, перевести двигатель на ма¬лые обороты.
3.11 Оставлять без надзора трактор с работающим двигателем запрещается.
3.12 Перемещение, установка и работа трактора вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т. п.) разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном про¬ектом производства работ.
При отсутствии указанных расстояний в проекте производства работ допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до колес или гусеницы трактора следует принимать по таблице:

Глубина выемки , м

Грунт

песчаный

супесчаный

суглинистый

глинистый

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей машины

1,25

2,40

3,25

1,75

4,75


3.13 Запрещается передвижение трактора в опасных зонах, создаваемых другими опасными производственными факторами (грузоподъемные краны, строящиеся здания, ЛЭП и др.). Эти зоны на стройплощадке ограждаются сигнальными ограждениями и обозначаются надписями и знаками.
При отсутствии ограждений и знаков, определяющих границы опасных зон, тракторист обязан уточнить их у непосредственного руководителя работ.
3.14 Нахождение в кабине трактора, а также на участке производства работ лиц, не связанных с выполнением технологического процесса, не допускается.
3.15 Количество людей, перевозимых на тракторе, определяется количеством мест в кабине.
3.16 Буксировать и вытаскивать трактором автомашины и другие агрегаты допускается с помо¬щью жесткого буксира и под руководством мастера или прораба.
Допускается при буксировке применять стальной канат при наличии решетки на заднем стекле кабины трактора и отсутствии людей в зоне трактора и буксируемого механизма.
3.17 Крышку радиатора на перегретом двигателе во избежание ожога необходимо открывать в рукавицах плавно для постепенного стравливания пара. При этом лицо тракториста должно быть по¬вернуто в сторону от радиатора.
3.18 В темное время суток трактор должен работать со всеми источниками света, предусмотрен¬ными конструкцией машины.
3.19 Выходить из кабины управления и входить в нее, регулировать двигатель, смазывать и кре¬пить узлы во время движения трактора запрещается. Смазку, крепление и регулировку узлов и сис¬тем трактора следует производить при выключенном двигателе.
3.20 Перед началом движения трактора к прицепным агрегатам (машине) тракторист должен дать звуковой сигнал, убедиться в отсутствии людей между трактором и агрегатом и только после этого начать движение. Подъезжать к агрегату следует задним ходом на низшей передаче, плавно и без рывков. При этом тракторист обязан наблюдать за командами прицепщика, ноги держать на педали муфты сцепления и тормоза, чтобы в случае необходимости обеспечить экстренную остановку трак¬тора.
3.21 В момент движения трактора к прицепному агрегату (машине) прицепщик не должен нахо¬диться на пути его движения. Соединять или расцеплять прицепное устройство разрешается только при полной остановке трактора по команде тракториста.
3.22 Во время соединения или расцепления машины тракторист обязан установить рычаг пере¬ключения коробки перемены передач в нейтральное положение, а ногу держать на тормозе.
3.23 Тормозная система прицепной машины должна быть подключена к трактору. Транспортное средство должно дополнительно соединяться с трактором страховочной цепью (канатом).
3.24 На машинах, работающих от вала отбора мощности трактора, защитный кожух карданного вала должен быть зафиксирован от вращения, а на тракторе и машине должны быть установлены защитные ограждения, перекрывающие воронки защитного кожуха на величину не менее 50 мм.


4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях


4.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:
4.1.1 Немедленно прекратить работы и известить руководителя работ.
4.1.2 Под руководством ответственного за производство работ опера¬тивно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.
4.2 При возникновении загорания необходимо остановить трактор и с помощью огнетушителя, имеющегося в кабине, незамедлительно приступить к тушению.
4.3 В качестве огнегасительных средств можно также использовать песок или другой негорючий сыпучий материал, кошму или другие покрывала, с помощью которых необходимо очаг горения изо¬лировать от доступа воздуха.
4.4 Для быстрой остановки двигателя трактора в аварийной ситуации необходимо включить муф¬ту сцепления и нажать на тормозную педаль или остановить двигатель включением декомпрессионного устройства.
4.5 При работе с этилированным бензином необходимо помнить, что он ядовит. Поэтому запре¬щается использовать этилированный бензин для мытья рук и деталей, стирки одежды, засасывать ртом топливо через шланг. При попадании этилированного бензина на кожу необходимо зараженный участок тела промыть керосином, а затем водой с мылом.
4.6 В случае отказа тормозной системы необходимо остановить трактор на ровной площадке и приступить к устранению неисправности.
пострадавшему и вызвать скорую медицинскую помощь или доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.
4.7 При несчастных случаях:
4.7.1 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
4.7.2 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
4.7.3 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия);
4.8 В случае возникновения пожара:
4.8.1 Оповестить работающих в производственном помещении и принять меры к тушению очага пожара. Горящие части электроустановок и электропроводку, находящиеся под напряжением, тушить углекислотным огнетушителем.
4.8.2 Принять меры к вызову на место пожара непосредственного руководителя или других должностных лиц.


5. Требования охраны труда по окончании работы


5.1 Поставить трактор в отведенное место, выключить муфту сцепления, рычаг переключения скоростей перевести в нейтральное положение, выключить двигатель, включить стояночный тормоз и прекратить подачу топлива.
5.2 Очистить трактор от грязи, пыли, вытекающей смазки и осмотреть состояние его механизмов.
5.3 Устранить обнаруженные неисправности и отрегулировать при необходимости механизмы управления муфты и тормоза.
5.4 Смазать механизмы трактора согласно инструкции завода - изготовителя.
5.5 О всех обнаруженных неисправностях сообщить механику или другому лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию трактора.
5.6 В холодное время года слить воду из радиатора и трубопровода. Это достигается работой двигателя в течение нескольких минут после слива воды.
5.7 О всех неисправностях и перебоях в работе записать в сменный журнал.
5.8 При двух - и трехсменной работе тракторист, принимающий смену, должен получить сведения о техническом состоянии, об имевших место неисправностях, повреждениях и принять меры к их уст¬ранению.
5.9 Вымыть лицо, руки или принять душ.