Как уберечь подростка от привычки лгать и пить. Как оградить подростка от дурного влияния

Склонность подростка лгать родителям повышает для него вероятность раннего употребления алкоголя. Не обладая необходимой информацией, взрослые не могут предотвратить пагубную практику. Но чрезмерный контроль в этой ситуации - не выход, он лишь усугубляет проблему. Открытость ребенка и, как следствие, меньший риск приобрести привычку к алкоголю - это результат хороших доверительных отношений с родителями, подтвердили результаты совместного исследования ученых из Нью-Йоркского университета и Высшей школы экономики.

Порочный круг: недоверие - ложь - алкоголь

Привычка подростка лгать взрослым связана с риском употребления алкогольных напитков. Если ребенок систематически вводит родителей в заблуждение относительно того, что он делает за пределами дома, то не исключено, что он приобретет привычку выпивать. Родители при этом могут оказаться неспособными изменить ситуацию, поскольку ребенок уже овладел мастерством лжи и научился скрывать от взрослых «нежелательную» информацию.

О чем говорит подростковая «секретность»

В научной литературе описано несколько подростковых стратегий информирования родителей:

  • полное раскрытие информации;
  • частичное раскрытие;
  • раскрытие только после того, как задан вопрос;
  • сокрытие информации;
  • ложь.

Исследователи разделяют эти стратегии на две большие группы: стратегии раскрытия информации и стратегии секретов и утаивания. Первая группа связана с позитивными аспектами детско-родительских отношений - таких как доверие и чувство связанности, а вторая с негативным восприятием родительского контроля. При этом, и низкий уровень раскрытия информации, и высокий уровень «секретности», согласно научным данным, могут «сигнализировать» о вероятности антисоциального поведения подростка.

Прямую связь между подростковой ложью и ранним приобщением к алкоголю показали результаты лонгитюдного исследования американских и российских ученых. В ходе исследования использовалась американская выборка - свыше 4 тысяч школьников в возрасте 16-17 лет, а также их матерей. Респондентам гарантировалась полная анонимность. Ответы дети записывали сами, прослушивав вопросы в аудиозаписи. Ученые фиксировали социодемогарфические параметры, характер детско-родительских отношений (насколько в них присутствует открытость, тепло и доверие), а также практики лжи и сокрытия информации, если таковые имелись. Отдельный блок вопросов для подростков был посвящен теме приема алкогольных напитков. Те подростки, которые признали, что лгали взрослым, чаще имели привычку выпивать или риск пристраститься к алкоголю в будущем, чем те, которые были честны с родителями.

Непосредственно подростковая склонность ко лжи в среднем на 16% снижала информированность родителей о происходящем в жизни их детей. Эта информированность в свою очередь на 16% уменьшала вероятность употребления спиртных напитков старшеклассниками. Кроме того, враньё дополнительно увеличивало будущую склонность употреблять спиртное еще на 5%, независимо от родительской информированности.

Исследования показывают, что алкогольные практики родителей оказывают значительное влияние на формирование соответствующих привычек подростков. Социальный, образовательный и финансовый статус семьи по-разному воздействует на алкоголизацию молодежи. Так во многих странах Европы менее образованные слои населения, например, не имеющие высшего образования, более склонны к проблемной алкоголизации, а значит - и к передаче такой практики детям. В данном исследовании уровень образования и семейный доход не оказали существенного влияния на алкогольные тенденции подростков.

Обратный эффект сверхконтроля

Это первая работа, в ходе которой исследовался характер взаимосвязи подростковой лжи и привычки употреблять спиртное. В предыдущих работах больше внимания уделялось роли родительского контроля в профилактике детского алкоголизма. Результаты также подтвердили, что и подростковая тенденция лгать взрослым, и риск употребления алкоголя меньше, если в семье теплые и доверительные детско-родительские отношения.

Подростки рассказывают больше тем родителям, которых они воспринимают как любящих и поддерживающих. Удовлетворенность ребенка отношениями в семье снижает как вероятность лжи, так и вероятность появления привычки выпивать.

Если в компании подростка есть друзья, которые употребляют алкоголь, это также повышает вероятность лжи родителям. Однако такой эффект характерен в большей степени для мальчиков.

А вот родительский сверхконтроль малоэффективен в профилактике вредных привычек у детей подросткового возраста, и, более того, может иметь обратное действие. Молодые люди склонны лгать чрезмерно контролирующим родителям. Подростковый возраст - это возраст, в котором в наших обществах ребенку приходится активно формировать у себя навыки автономии, отмечает Виктор Каплун. При отсутствии доверительных отношений между родителями и подростком ложь может быть способом добиться автономии от взрослых. И, собственно, употребление алкоголя также может выражать стремление к автономии и «взрослости».

Ученые указывают, что результаты исследования могут быть полезны для профилактики употребления спиртных напитков молодежью.

Экология жизни. Дети: Период адаптации ребенка в новом коллективе – это экзамен для всей семьи. Это тест на правильность и эффективность избранной модели воспитания...

Многие родители, переезжая на новое место жительства, отдавая ребенка в школу, переживают – не окажут ли на него плохое влияние чужие дети. Ведь, чтобы стать частью группы, ему необходимо приспособиться к правилам и нормам существования этого небольшого сообщества.

В подростковом возрасте мнение сверстников становится очень важным, соперничая с авторитетным родительским или даже отодвигая его на второй план.

Добиваясь одобрения приятелей, ребенок может позволить себе ослушаться близких, а в отдельных случаях – и надерзить. Так он пробует себя в роли самостоятельного и независимого. Эти эксперименты со свободой опасны тем, что подросток может поддаться на уговоры сделать что-то такое, что раньше он сознательно осуждал: выкурить сигарету, выпить алкогольный напиток, попробовать наркотики, совершить кражу, разбойное нападение.

Такая беда не является неотвратимой. Если у ребенка к этому времени сформировались достаточно стойкие убеждения по поводу того, «что такое хорошо и что такое плохо», он найдет способы противостоять даже очень сильному давлению со стороны сверстников, сумеет соблюдать дистанцию и держаться подальше от тех, кто пытается втянуть его в серьезные неприятности.

В зоне риска оказываются те дети, которые ощущали себя изгоями в прежней компании и даже в родительском доме.

Если ребенка наказывают физическим насилием, оскорблением, унижением, не считаются с его мнением, не дают возможности самостоятельно принимать решения, он чувствует себя человеком третьего сорта. Он привыкает быть ведомым. Поэтому легко поддается как хорошему, так и дурному влиянию. В уличной компании ему уготована роль «шестерки», им манипулируют в своих интересах заводилы. Но зато здесь не критикуют, принимают таким, каков он есть.

Родители не в состоянии контролировать каждый шаг своего взрослеющего ребенка. Это невозможно ни физически, ни психологически. Выход один – к 10-11 годам надо успеть сформировать у него понятия правильного и неправильного, воспитать способность устанавливать личные границы и удерживать их. В таком случае подросток приобретает привычку вырабатывать собственное мнение и доверять ему, принимать самостоятельно важные решения и не поддаваться соблазнам. Становясь самодостаточным, он не побоится противопоставить себя гоп-компании, оставшись в стороне.

Если вашего ребенка игнорируют – бесследно это не проходит. Он переживает, потому что в подростковом возрасте общение со сверстниками очень важно.

Разумно совместить при этом рекомендации психолога и наглядные примеры из художественной литературы, кино- и телефильмов. А уж собственный опыт может оказаться бесценным. Главное избежать сентенций типа «Я бы на твоем месте…».

Следует найти золотую середину между неосуждающим воспитанием и авторитарным руководством. Авторитет родителей, бесспорно, имеет место быть. Но, давящий и безапелляционный, он ограничивает свободу личности, а базирующийся на взаимоуважении, взаимопризнании естественной субординации, наоборот, формирует правильное представление о свободе и самоограничении в случае опасности.

Поэтому, даже зная правильный ответ на решение проблемы, не стоит с ним торопиться. Не стоит рисковать быть неправильно понятым в своем беспокойстве. Надо хорошенько взвесить остроту момента и ответственность за последующие действия, прежде чем ребенок услышит ваши слова.

Период адаптации ребенка в новом коллективе – это экзамен для всей семьи. Это тест на правильность и эффективность избранной модели воспитания, действенности шкалы моральных ценностей, принятых в вашей семье. опубликовано

Вредные привычки, приобретенные в подростковом возрасте, часто приходится искоренять в течение всей взрослой жизни. Какие профилактические меры могут принять родители, которые хотят защитить своих детей от зависимости? И как помочь тем, кто уже поддался искушению?

Практика показывает, что большинство вредных привычек, от которых сложно избавиться долгие годы, мы приобретаем в подростковом возрасте. Редакция Рамблер.Семьи обратилась к экспертам с вопросами: почему подростки начинают употреблять алкоголь и курить сигареты, как уберечь сына или дочь от знакомства с запрещенными веществами и можно ли бороться с уже существующей зависимостью?

Почему они это делают

Подростки - бесстрашные экспериментаторы. Жажда пробовать новое обусловлена юным возрастом, когда все интересно и хочется «дегустировать» окружающий мир, открывая новые горизонты. Сегодня ваш отпрыск с увлечением учится кататься на скутере, завтра записывается на курсы кройки и шитья, а в перерывах между этими хорошими занятиями пробует плохие - выпивает первый бокал мартини или выкуривает сигарету.

«Подростковый возраст - один из наиболее сложных этапов в жизни человека, который, согласно исследованиям психологов, длится приблизительно с 11 лет до 21 года (девочки обычно взрослеют раньше, чем мальчики). Ребенок начинает сепарироваться от родителей, учится принимать собственные решения, которые могут противоречить маминым и папиным, пытается себя чувствовать самостоятельным. В этом возрасте тинейджеры оказываются наиболее подверженными влиянию сверстников и стремятся показать миру свою независимость», - комментирует психолог Клинического госпиталя на Яузе Ольга Кузнецова.

По словам эксперта, курить и употреблять спиртные напитки подростки начинают по разным причинам: одни таким образом пытаются доказать родителям, что они уже взрослые, другие с помощью «взрослых» атрибутов решают проблему неуверенности в себе, а третьи начинают это делать за компанию, чтобы казаться «крутыми» в своем кругу. Однако в любом случае, вредные привычки подростков - это первый сознательный бунт детей против взрослых и против системы, в которой им приходится существовать.

Врач-психотерапевт клиники «К+31» Юлия Плюхина считает, что все подростки в той или иной степени рискуют приобрести вредную привычку.

«В первую очередь этому подвержены дети из неблагополучных семей. Во-вторых, это дети, склонные к лидерству, активные, но с неустойчивой психикой. В-третьих, это дети, которые зависят от чужого мнения. И еще один тип детей, подверженных вредным привычкам, это замкнутые подростки, склонные к философствованию, которые много читают. Они, как правило, пробуют наркотики из любознательности, им интересны новые ощущения», - подчеркивает Юлия Плюхина.

Профилактические меры

Болезнь легче предупредить, чем лечить. Этим принципом руководствуются бдительные родители, которые устраивают за подростком настоящую слежку: собирают сумку в школу, мониторят переписку в социальных сетях, встречают после уроков, звонят на мобильный. Такой контроль не приводит ни к чему хорошему. Зачастую, желая насолить надоевшим взрослым, подросток пытается уколоть их в самое больное место, прыгнуть в терновый куст, от которого мама и папа так настойчиво пытались отвлечь внимание. Как же тогда предотвратить беду?

«На мой взгляд, никаких профилактических мер не существует. Сигареты и алкоголь - это не первопричины, а скорее следствие проблем, с которыми ребенок не может справиться. Я бы посоветовала родителям курящих и пьющих детей подумать о том, что происходит внутри семьи.

Задайте себе вопросы: почему у подростка возникает желание показать родителям, что он независим от них, и вырасти раньше времени; почему он не чувствует себя уверенным и зачем ему «допинг» для принятия себя?» - советует психолог Ольга Кузнецова.

Врач-психотерапевт Юлия Плюхина считает, что уберечь подростка от пагубных соблазнов все же можно. Постарайтесь, чтобы у сына или дочери было как можно меньше свободного времени, которое бы он проводил во дворе или у компьютера.

«У ребенка должен быть занят досуг - спорт, музыка, художественная школа. К примеру, занятия спортом очень хорошо помогают развить мотивацию. Главное, чтобы подростку было интересно. Также нужно выстроить с ребенком доверительные отношения.

Ребенок станет к вам прислушиваться только в том случае, если будет вам верить. Дети любят подслушивать, и взрослым можно пользоваться этим приемом, обсуждая между собой, как наркотики могут разрушить жизнь человека.

Нужно рассказывать, как много достойных известных людей лишились жизни только потому, что употребляли наркотики, - говорит эксперт. – Но не делайте упор на запреты, ведь это может вызвать обратный эффект и у ребенка появится навязчивое желание.

Если же говорить об алкоголизме и курении, то здесь очень важен собственный пример. В семье должна быть культура употребления алкоголя. Можно даже сделать так, чтобы впервые ребенок попробовал алкоголь дома. Для этих целей выберите что-то кислое и невкусное».

Как спасти утопающего

Если уберечь подростка от пробы запретного плода все же не удалось, не отчаивайтесь и ни в коем случае не обвиняйте себя в случившемся. В данном случае важно принимать решение, что называется, с холодной головой. Подросток, видя вашу уверенность, с большей вероятностью прислушается к вашим доводам.

Что в поведении сына или дочери должно насторожить родителей:

  • Периодами подросток сонлив или, наоборот, чрезвычайно активен (такое поведение может свидетельствовать об употреблении наркотиков);
  • Наблюдаются нарушение сна, резкие перепады настроения, раздражительность, вплоть до немотивированной агрессии;
  • Расширенные зрачки;
  • При курении и употреблении алкоголя от подростка исходит характерный запах;
  • Вялость, шаткость походки, рвота (симптомы характерны для алкогольного опьянения).

«Если вы узнали о том, что ваш ребенок начал пить или курить, ни в коем случае не ругайте его, не кричите, не запугивайте и не заставляйте раскаиваться в содеянном, потому что кроме агрессии и страха с его стороны это не вызовет ничего и только усугубит ситуацию. Поговорите с ним и постарайтесь понять причину, которая его подталкивает к покупке очередной пачки сигарет.

Возможно, ребенок таким образом пытается донести до вас важную информацию, но не может ее грамотно сформулировать. Взрослая жизнь одновременно манит и отпугивает подростка, а ваша задача как родителя помочь ему преодолеть этот страх и вырасти сознательным, психологически устойчивым и счастливым человеком», - советует психолог Ольга Кузнецова.

Главное - дать ребенку понять, что вы готовы ему помочь и пройти с ним этот нелегкий путь. Но если ситуация повторится, то вы к этому отнесетесь как к осознанному выбору и больше помогать не сможете, говорит врач-психотерапевт Юлия Плюхина.

«В Англии человека в первый раз лечат от наркомании или алкоголизма, но он понимает, что если начнет употреблять наркотики снова, то близкие второго шанса ему не дадут. Поэтому у них всего три нарколога на всю страну.

У нас же в стране зависимость становится заболеванием всей семьи, близкие часто посвящают борьбе всю свою жизнь, не понимая, что это только усиливает зависимость и мотивирует и дальше употреблять алкоголь и наркотики, так как пациент уверен, что ему помогут близкие, он не испытывает страха за свое здоровье, не задумывается о будущем.

Но нужно понимать, что каждое последующее лечение становится менее эффективным. И чтобы полностью осознать свою проблему, следует остаться с ней один на один, понять, что твоя жизнь зависит только от тебя», - резюмирует Юлия Плюхина.

Низкая самооценка - если ребенок считает себя некрасивым, глупым и т.д., то он может связаться с плохой компанией, так как будет считать, что в другую его не возьмут. К тому же в подобной компании другие дети будет относиться к нему со страхом и почтением, а значит, самооценка будет повышаться;

Подросток выражает протест - если взрослые не хотят принимать во внимание мнение ребенка, принимают несправедливое решение (по мнению подростка), он так выражает протест - связываясь с плохой компанией;

Восхищение подобными компаниями - плохие компании зачастую выглядят привлекательно в глазах других детей и являются неформальными лидерами. Подросток может восхищаться такими ребятами и стремиться попасть к ним в компанию, тогда создается иллюзия своей причастности к чему-то важному;

Чрезмерная опека - если ребенок и шага не может ступить без родительского одобрения, это приводит к тому, что подросток стремится вырваться из такой опеки. В результате, он может попасть в плохую компанию.

Итак, сначала надо выяснить причины, по которым ребенок попал или может попасть в плохую компанию. А потом уже действовать.

Как родители могут справиться с ситуацией?

Естественно, важно действовать в соответствии с причинами, которые побудили подростка вести себя подобным образом. То есть, если ребенку не хватает внимания, больше с ним общаться и совместно проводить время.

Если родители поняли, что обычно не прислушиваются к мнению ребенка, изменить свое поведение. А если взрослые узнали себя в чрезмерно заботливых родителях, стоит предоставить ребенку больше свободы и самостоятельности.

Уберечь ребенка от плохой компании можно, если с ним много общаться, вместе проводить время, делиться переживаниями, слушать его мнение и доверять ему.

А вот еще несколько полезных советов:

Важно быть примером для ребенка - не только в том, как правильно себя вести, но и как веселиться, как общаться;

Найти подростку побольше интересных занятий - спортивные секции, разные кружки, творческие мастер-классы позволят не только научиться чему-то интересному, но и найти новых друзей;

Проводить досуг всей семьей - необязательно делать это каждый день или каждые выходные. Однако хотя бы пару раз в месяц можно всем вместе отправиться в поход, на пикник, на лыжную прогулку, поиграть в волейбол или снежки;

Давать ребенку больше свободы - подростку важно личное пространство. Поэтому не стоит постоянно вмешиваться в его жизнь;

Читать еще

Повысить самооценку - если у подростка есть проблемы с самооценкой, необходимо ее повысить. Например, найти то, в чем он преуспевает или может преуспеть и помочь ребенку или направить его. Кроме того, чаще хвалить подростка и давать ему поручения, которые он может выполнить, и которые действительно важные и не слишком легкие. Это поможет ребенку стать увереннее в себе;

Доверие - в отношениях очень важно доверие. Если ребенок с детства привык делиться с родителями своими мыслями и чувствами, а родители всегда внимательно слушали его, то вряд ли возникнет проблема с влиянием дурной компании;

Если ребенок уже связался с плохой компанией - не стоит постоянно ругать и обвинять его. Лучше мягко и аккуратно донести до подростка, почему лучше не общаться с такими ребятами, причем, ребенок должен думать, что он дошел до этой мысли самостоятельно.

Любой ребенок, а особенно подросток, как губка впитывает все, что его окружает. До младшего школьного возраста ребенку в основном хватает семейного общения. В подростковом возрасте границы общения расширяются – подрастающему человеку уже мало семьи, его интересуют сверстники и сферы жизни, которые раньше ему не были доступны.

Подросток будет стремиться узнать новое любыми путями – посредством общения со странными приятелями («чем человек необычней, тем интереснее»), с помощью общения в виртуальных сетях, где можно познакомиться с большим количеством людей, не выходя из дома, посредством просмотра стрессовых телепередач, роликов и сайтов в Интернете. Все это меняет личность подростка.

В лучшем случае он обретает уверенность в межличностном общении, учится отстаивать свое мнение, развивать лидерские качества , решать конфликты , не обращать внимания на провокации, различать черное и белое. А в худшем случае он впитает в себя все зло, которое примет как норму общества.

сайт разбирался в том, стоит ли ограждать подростка от дурного влияния общества, и если да, то как.

Нужно ли ограждать ребенка от подобного дурного влияния?

Говорят, шила в мешке не утаишь, а потому, чтобы оно не укололо, нужно учить ребенка правильно общаться. Психологи считают, что дурному влиянию подвержены дети, чьи родители:

  • постоянно руководили ребенком, не давали решать вопросы самостоятельно;
  • не учитывали мнение ребенка;
  • увлекались гиперопекой, в связи с чем добились полной изоляции ребенка от общества;
  • не проводили с детьми бесед «по душам»;
  • фактически не обращали внимания на ребенка.

Когда пора спасать подростка, и как лучше это сделать?

Рассмотрим влияние реального общения (влияние улицы, школы, сомнительных «друзей») и виртуального (Интернет, ТВ) отдельно.

Реальное общение

  • он стал скрытным, не хочет рассказывать вам о том, чем он сегодня занимался,
  • при звонке друзей выходит в другую комнату или просит выйти вас,
  • вы нашли у него чужие вещи,
  • подросток стал просить у вас большие суммы на карманные расходы. Куда уходят деньги, он не может объяснить,
  • подросток стал очень нервным , часто плачет (характерно для девочек),
  • подросток пришел домой пьяным, избитым, у него появились проблемы со здоровьем,
  • подросток перестал ночевать дома.

Три ошибочных варианта поведения родителей

Полная изоляция
Многие родители, желая уберечь ребенка от дурного влияния и душевных травм, решают поступить кардинально – просто закрывают его дома, разрешая посещать только школу и выходить на улицу по делам. Полная изоляция наносит ребенку непоправимый вред: подросток замыкается, уходит в виртуальный мир или свои фантазии. В результате он становится отчужденным, не умеющим общаться и решать вопросы . Окружающим такой человек кажется странным и непонятным, его поведение отпугивает.

Как оградить подростка от дурного влияния

Физическое наказание
Вроде бы и помогает справиться с шалостями и непослушаниями, но становится причиной того, что подросток вырастает озлобленным и хитрым. Трудно воспитать целостную личность, если в семье царит насилие и нежелание объяснять все мирным путем.

Игнорирование
Многие родители ошибочно считают, что уже воспитали ребенка и больше с ним ничего делать не надо. А потому в подростковом возрасте они дают ему полную свободу: «Делай, что хочешь». Выброшенный в большой мир ребенок разочаровывается в любви и становится добычей социально опасных людей.

Как оградить подростка от дурного влияния общества?

  1. Не запрещайте подростку общаться со сверстниками, и сами больше общайтесь с ним. Относитесь к нему как к взрослому, спрашивайте его мнение по различным вопросам. Чтобы подросток не шел на поводу у других, личным примером показывайте, как вы решаете спорные вопросы.

Например, разговаривайте при ребенке по телефону, разговаривайте с супругом, соседями, продавцами, партнерами по бизнесу. В конфликтах никогда не кричите, будьте вежливы, обходительны и терпеливы, сотрудничайте, спокойно отстаивайте свою точку зрения. Этот опыт будет для него бесценным.

  1. Обеспечьте занятость подростка дома. Давайте ему такие задания, с которыми он точно справится. Не заставляйте выполнять обязанности насильно, применяйте технологию «Без тебя никак»:

Как оградить подростка от дурного влияния

  • «Проверь уроки у младшей сестры. Ты из всех нас лучше знаешь математику»
  • «Сходи к бабушке, она очень скучает по тебе»
  • «Найди в Интернете новое блюдо к празднику. На твой вкус»
  • «Найди, пожалуйста, папе фильм, у него никак не получается»
  1. Интересуйтесь, с кем общается ваш подросток: с кем больше, с кем меньше, и почему. Приглашайте к себе его друзей. Оценивайте, как они общаются, на какие темы разговаривают, как относятся друг к другу. Если все же ваш сын/дочь попали под влияние плохой компании, объясните, что друзья помогают друг другу, а не используют в корыстных целях. Если вы заметили у него чужие вещи, деньги, алкоголь, наркотики, спросите обо всем прямо. Поясните, что сподвигло вас так думать. Обязательно отметьте, что если что-то случилось, вы никогда не осудите, поймете и постараетесь помочь. Может быть, он расскажет вам то, что боялся рассказать.

Виртуальное общение

Психологи проводили опрос подростков и выяснили, что Интернет для них – это, прежде всего, источник общения, а уж потом – помощник в учебе. А телевизор нужен, чтобы убить время и чем-то заняться.

Как оградить подростка от дурного влияния

Подростка нужно спасать, когда:

  1. время, проводимое за компьютером и перед телевизором, увеличивается с каждым днем;
  2. подростка нельзя оторвать от монитора/экрана. А если вы это сделали, он психует, ведет себя агрессивно;
  3. подросток испытывает эйфорию, сидя за компьютером;
  4. забывает о семье и друзьях, предпочитает реальному общению виртуальное;
  5. без компьютера и Интернета испытывает раздражение, чувствует себя «не в своей тарелке», пребывает в подавленном настроении, не знает, чем заняться дома;
  6. обманывает родителей («Я сегодня не включал ничего, а уроки не выучил, потому что голова болела»);
  7. постоянно проверяет электронную почту;
  8. постоянно меняет статусы в соцсетях : «Поел», «Помыл голову», «Пошел на учебу», «Сижу на уроке, скучно»;
  9. стал плохо учиться.

Как оградить подростка от влияния Интернет и ТВ?

    В Интернете и на телевидении встречается много жестокости, которая дезориентирует подростка, навязывая определенные вкусы и интересы. С самого детства приучайте ребенка к самостоятельности и ответственности, формируйте способность к сочувствию и эмпатии. Личным примером прививайте ребенку моральные ценности.

    Ограничьте подростку время просмотра ТВ и его пребывания в Интернете. Важно воздействовать не приказами и криками, а привлечением к делам (технологию «Без тебя никак» см. выше). Чтобы подросток поменьше сидел в четырех стенах, давайте ему задания на свежем воздухе – помочь папе установить теплицу, сходить в магазин и т.д. Помимо заданий найдите подростку любимое занятие. Он сможет реализоваться и достичь определенных результатов.

    Договоритесь с подростком, что будете включать компьютер или телевизор, чтобы сделать/посмотреть что-то конкретное – сделать домашнее задание , отправить файл по почте, посмотреть определенный фильм.

    Чаще беседуйте с подростком. Спрашивайте его мнение о различных жизненных ситуациях; о поведении людей; поинтересуйтесь, какие у него ценности, чего хочет достичь, что, по его мнению, означает слово «друг», есть ли у него реальный друг, если есть, то какой и т.д. Обсуждайте с ним кино, поэзию, прозу, дарите книги, приглашайте в театр. Заполните его культурный вакуум.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Таланты вашего ребенка