Алгоритм написания эссе по обществознанию. Примеры

Сдача Единого Государственного Экзамена – испытание, через которое проходят все выпускники. Различные экзамены предполагают выполнение разных заданий. Говоря об экзамене по обществознанию, важно отметить, что одной из самых сложных задач для сдающего – это написание эссе.

Эссе – это один из видов сочинения. Однако для эссе характерны несколько иные признаки:

  • Конкретная тема или вопрос.
  • Личностный характер.
  • Необходимость осмысления данной темы.
  • Небольшой объем.
  • Свободна композиция.
  • Непринужденность повествования.
  • Парадоксальность.
  • Внутреннее смысловое единство.
  • Открытость.

Говоря об оценивании данной части экзамена по обществознанию, нужно сказать, что многие школьники не берутся за написание эссе. Написание этой части необязательно, но именно за счет сочинения можно получить высокий балл. Но нельзя с первого раза написать хорошее эссе, которое будет высоко оценено в комиссии. Каждому ученику необходима подготовка, хорошие знания и много практики по составлению структуры.

Но, несмотря на все сложности, каждому сдающему предлагается самостоятельно выбрать одну из тем своего эссе. Обычно ученикам дается несколько высказываний известных личностей. Каждая цитата относится к определенной отрасли обществознания: психология, социология, экономика, правоведение, философия и т.д.

Для того, чтобы правильно выбрать тему, которую ученик сможет полностью раскрыть, необходимо учесть несколько важных моментов:

  1. Полное понимание главной темы высказывания.
  2. Учет всех тех знаний, которые имеет сдающий в данной науке.
  3. Умение выражения своего мнения.
  4. Владение обществоведческими терминами, которые будут необходимы для правильного раскрытия проблемы.
  5. Умение привести примеры, как и из науки, так и из личного опыта.

Как писать эссе по обществознанию?

В принципе, если понять весь процесс написания, то особенных сложностей написание сочинения не вызывает, ведь все сочинение пишется по определенному шаблону. Структура эссе по обществознанию состоит всего из трех частей, каждая из которых, в свою очередь, делится еще на несколько подпунктов.

Первая часть :

  • Описание проблемы, раскрытие главной темы.
  • Высказывание своего мнения и его обоснование.
  • Аргументация своего мнения.

Вторая часть :

  • Формулировка главной проблемы.
  • Актуальной данной темы на сегодняшний день.
  • Перефразирование выбранной цитаты.
  • Личное мнение о данном вопросе, обоснование своего мнения.

Третья часть :

  • 2-3 аргумента из теории.
  • 1 аргумент из личного опыта.
  • Общий вывод по всему эссе.

Есть множество фраз-клише, которые можно использовать для того, чтобы эссе выглядело грамотным.

  1. Например, для первой части отлично подойдут такие выражения, как «В данной цитате автор поднимает проблему…», «Автор утверждает, что…», «Автор придерживается мнения, что…» и т.д.
  2. Для описания проблемы подойдут такие клише, как «Данная проблема актуальна в условиях…», «Данная проблема неактуальна в наше время, поскольку…».
  3. Дальше необходимо описать свое мнение о том, согласен ли сдающий с автором или нет «Я поддерживаю мнение автора, потому как…», «Я абсолютно не согласен с автором, ведь…» и т.д.

Для успешного написания эссе необходимо дальше теоретически обосновать свою точку зрения. Очень приветствуется цитирование и других известных исторических личностей. Уже здесь можно привести несколько примеров из общественной жизни, чтобы поддержать свое мнение в сочинении.

Следующим этапом будет приведение конкретных аргументов, которые будут полностью поддерживать точку зрения сдающих. Аргументов должно быть не меньше двух из теоретической части и одного из личного опыта. Говоря об аргументах из теории, нужно сказать, что можно приводить примеры из разных наук. Ученики часто используют аргументы из истории, литературы, обществознания. Часто используются и элементы биографии какой-либо известной и значимой личности. Фразы-клише, которые можно использовать, должны придавать уверенность читающему в то, что автор эссе твердо придерживается своего мнения: «В качестве аргумента посмотрим на…», «Из личного опыта можно отметить…» и т.д.

Очень часто готовящиеся к ЕГЭ по обществознанию выпускники выбирают такую стратегию — пишут все цитаты по проблематике одной науки из пяти предлагающихся в . Это представляется не верным способом подготовки! Не работая регулярно с цитатами на другие темы, вы сужаете свой выбор на экзамене, не повторяете материал в форме эссе, рискуете тем, что на ЕГЭ Вам попадется цитата, которую Вы не сможете объяснить.

Более эффективным путем подготовки к написанию эссе по обществознанию — это сочетание знания нескольких шаблонов написания с регулярным выполнением большого числа заданий 29 на разную тематику. Мы уже представили Вам один из самых и Сегодня — пример шаблона полемического эссе.

Что такое полемическое эссе?

В большинстве случаев мы сразу соглашаемся с автором цитаты, подстраиваемся по его мысль и обосновываем ее аргументами. Большинство сдающих ЕГЭ по обществознанию считают это правильным хотя бы потому, что «боятся» спорить с мудрыми. Однако, порой мысль настолько всеохватывающая, что видится по другому. Приведем пример того, как писать полемическое эссе, выражая мысль, на соответствующую мысли автора. Возьмем следующую цитату:

29.2 Экономика.

Гэри Беккер — выдающийся американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года за фундаментальные исследования в области экономического поведения. Вполне логично из его уст звучит данная мысль.

Беккер Г. Лауреат Нобелевской премии по экономике.

Однако, сразу видится, что это мысль сводит все поведение человека к одному — удовлетворению материальных потребностей. А как же духовные? Вот и попытаемся поспорить!

Сразу выполняем К1 («смысл высказывания раскрыт, понят»).

Автор данного высказывания утверждает, что любое действие людей объясняется простой экономической целесообразностью. Но тогда как мы сможем рассказать нашим детям, что такое любовь, счастье, самопожертвование и патриотизм? Я в корне не согласен с мнением Беккера.

Тут же обозначаем свое мнение. Делаем это наиболее убедительным способом: «… нашим детям»! Продолжаем аргументировать, показываем интеллект и знание смежных наук — философия, история. Это критерий 3 (К3) .

Вспоминается знаменитая цитата великого русского писателя и философа Ф.М. Достоевского о том, что «все счастье человечества не стоит одной слезы одного ребенка». Именно к счастью и реваншу вел свой народ А. Гитлер, освобождая для немцев «жизненное пространство» на Востоке. К чему это привело, помнят все. Сто миллионов погибших и море пролитых слез живое тому подтверждение.

Эссе по обществознанию может выглядеть красиво и литературно. Применяем высказывания других известных людей, используем эффекты: «слеза одного ребенка», «море пролитых слез». Теперь нужно выполнить критерий 2 (К2) , применить термины, теоретические положения (цитата относится к науке экономика, напомню).

Период первоначального накопления капитала, как известно из курса экономики, предшествует формированию капитализма и рынка. Предприниматели стремятся любой ценой получить стартовый капитал для дальнейшего развития бизнеса. Однако, с точки зрения морали, гуманизма, и общечеловеческих ценностей эти периоды в истории выглядят «мрачными страницами». Это и ограбление колоний, и уничтожение целых народов (индейцев Северной Америки, например), и «криминальные девяностые» в России.

Применили термины капитал, первоначальное накопление, предпринимательство. Подтвердили примерами из социальной практики. Делаем вывод, формулируем собственную точку зрения (критикуешь — предлагай)! Показываем свой жизненный опыт, продолжаем применять термины.

Перефразируя автора, мы можем сказать, что «счастье в деньгах». Но, мне кажется, что оно — в улыбке родных, здоровье физическом и духовном, полезности обществу. Поэтому, я считаю, что любое человеческое поведение не обосновывается стремлением к материальным благам. Они важны, но не первостепенны!

Подведем итог, вот наше эссе:

29.2 Экономика.

Я пришел к убеждению, что экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению» (Г. Беккер)

Автор данного высказывания утверждает, что любое действие людей объясняется простой экономической целесообразностью. Но тогда как мы сможем рассказать нашим детям, что такое любовь, счастье, самопожертвование и патриотизм? Я в корне не согласен с мнением Беккера.

Вспоминается знаменитая цитата великого русского писателя и философа Ф.М. Достоевского о том, что «все счастье человечества не стоит одной слезы одного ребенка». Именно к счастью и реваншу вел свой народ А. Гитлер, освобождая для немцев «жизненное пространство» на Востоке. К чему это привело, помнят все. Сто миллионов погибших и море пролитых слез живое тому подтверждение.

Период первоначального накопления капитала, как известно из курса экономики, предшествует формированию капитализма и рынка. Предприниматели стремятся любой ценой получить стартовый капитал для дальнейшего развития бизнеса. Однако, с точки зрения морали, гуманизма, и общечеловеческих ценностей эти периоды в истории выглядят «мрачными страницами». Это и ограбление колоний, и уничтожение целых народов (индейцев Северной Америки, например), и «криминальные девяностые» в России.

Перефразируя автора, мы можем сказать, что «счастье в деньгах». Но, мне кажется, что оно — в улыбке родных, здоровье физическом и духовном, полезности обществу. Поэтому, я считаю, что любое человеческое поведение не обосновывается стремлением к материальным благам. Они важны, но не первостепенны!

Короткие правила написания эссе:

Мы продолжаем соблюдать написания эссе ЕГЭ по обществознанию в любом шаблоне:

1. Наше эссе максимально короткое и конкретное!

2. Мы сразу раскрываем смысл цитаты, выполняем К1.

3. Мы применяем термины той науки, к области которой относится цитата, выполняем К1!

4. Мы приводим факты других наук, показываем кругозор, выполняем К3.

5. Мы показываем интеллект, привязываем факты, выводы к теме.

6. Мы отстаиваем свою точку зрению корректно, но уверенно!

Удачи Вам, пишите эссе по обществознанию регулярно!

Вот Вам еще один пример для тренировки полемического эссе из ЕГЭ 2016 года, попробуйте написать его, обсудим в комментариях, а также в нашей группе

Обществознание – предмет для ЕГЭ не обязательный, хотя и входит в список тех дисциплин, которые школьники сдают в финальном экзамене. Как показывает статистика министерства образования, ЕГЭ по обществознанию 2017 выбирает почти половина всех выпускников – из-за того, что изучать общественную науку достаточно несложно.

Однако последние несколько лет показывают и более печальную статистику: примерно каждый пятый ученик (около 20% от общего числа сдававших) не набирает необходимое количество баллов на экзамене. Столь удручающие цифры были опубликованы в отчете Рособрнадзора за 2016 год. Сами ученики, педагоги, эксперты сетуют на усложнение заданий, говоря, что экзамен стал значительно сложнее. Ведомство назвало ЕГЭ по обществознанию самым сложным экзаменом для учащихся, однако при этом «отличников» и «хорошистов», набравших высокий балл, было порядка 30% от общего числа сдававших.

ЕГЭ по обществознанию 2017: изменения и новшества

Еще несколько лет назад министерство образования объявило о грядущих изменения в структуре и форме ЕГЭ. Было озвучено решение убрать из всех экзаменов тестовую часть, то есть раздел, где нужно было выбирать один правильный ответ из четырех предложенных. По мнению и представителей министерства, и самих педагогов, тестовые варианты ответов дают слишком большой простор для угадывания.

В число предметов, уже подвергшихся реформации, вошло и обществознание. Первую, тестовую часть заменили на раздел с краткими ответами. При этом из предложенных вариантов ответов правильными могут быть сразу несколько.

Однако эти изменения – в отношении тестовой части – прошли в 2015 году. Каких нововведений ждать в году 2017?

Согласно действующему законодательству, все возможные нововведения должны быть доведены до сведения заинтересованных лиц еще до начала учебного года. К первому сентября ФИПИ не опубликовало никаких серьезных новостей в отношении экзамена по обществознанию-2017. А потому по окончанию учебного года 2016-2017 никаких существенных изменений не будет, экзамен пройдет по привычной, опробованной в 2016 году схеме.

Структура ЕГЭ по обществознанию 2017

Экзамен по обществознанию в 2017 году будет разбит на две больших основных части.

Первая часть – на проверку общих знаний; включает в себя 20 заданий, на которые нужно дать краткий ответ. Выглядит это следующим образом:

  • номер задания;
  • текст задания;
  • варианты ответов, причем для одного вопроса можно будет выбрать сразу несколько вариантов ответа.

Вторая часть – на проверку углубленных знаний; состоит из 9 заданий, которые подразумевают развернутый, полный ответ. Выглядит часть так:

  • в начале второго раздела приводится тематический текст, освещающий одну из сторон общественной жизни;
  • номер задания;
  • текст задания – вопросы с 21 по 24 содержат задания по приведенному выше тексту;
  • задания 25-27 содержат вопросы, на которые требуется дать обширный ответ;
  • задания 28-29 содержат требования написать мини-сочинение или эссе.

Критерии оценки

Первая часть – с краткими ответами – может принести отвечающему по одному баллу за каждый правильный ответ. Оценки за вторую, развернутую, часть подчиняются более сложной системе:

  • Вопросы 21-22 оцениваются в 2 балла.
  • Вопросы 23-28 могут принести максимум 3 балла.
  • Вопрос 29 может добавить к общей оценке целых пять баллов – при условии верного ответа, разумеется.

Максимально возможное количество баллов – 62, пороговое значение – 19 баллов, то есть для того, чтобы получить отметку «сдано» по обществознанию, необходимо набрать хотя бы 19 баллов.

В переводе на привычную пятибалльную систему оценки выглядят следующим образом:

  • От 0 до 18 баллов – двойка
  • От 19 до 30 баллов – тройка
  • От 31 до 42 баллов – четверка
  • От 43 до 62 баллов – пятерка.

Расписание ЕГЭ по обществознанию

  • Досрочный этап – 24 марта (резервный день 5 апреля)
  • Основной этап – 5 июня (резервный день 20 июня и 30 июня резерв для всех предметов)

И для тех, кто по объективным причинам не сможет сдать экзамен в выделенное время, в сентябре ведомство выделяет еще один дополнительный день; точное число появится в окончательном варианте расписания ЕГЭ.

Кстати, о расписании: как показывает практика, предварительный проект практически ничем не отличается от финального варианта расписания. А потому сориентироваться, в какой день сдавать обществознание, можно уже сейчас. Ну и начинать подготовку, имея представление о дате сдачи, намного легче.

Как известно, в споре рождается истина! Поэтому, субъективная проверка экспертами ЕГЭ заданий части 2 ЕГЭ по обществознанию и ее результаты могут быть оспорены! Помните о своих правах, а мы расскажем Вам, как их отстоять и приведем пример!

Когда нужно апеллировать?

Итак, мы рассматриваем случай Вашего несогласия с выставленными баллами за выполнение Следует участь, что существует также так называемая техническая апелляция на результаты Однако, она фактически не может изменить ваш балл, здесь речь идет перепроверке правильности считывания компьютером ответов в вашем бланке ответов 1. Для интересующихся

Прежде всего, вместе с результатами ЕГЭ по предмету в своем личном кабинете портала субъекта РФ вы можете получить и отсканированные записи Ваших ответов Очень важно постараться сразу МАКСИМАЛЬНО ТОЧНО вспомнить формулировки тех вопросов, которые вызывают у Вас сомнения или по которым выставлен не максимальный балл.

К примеру, чтобы затем достаточно точно проанализировать выполнение вами заданий 21-24 к обществоведческому тексту нужно постараться найти сам текст, часто это возможно сделать на просторах сети интернет. Вот и облегчил себе и эксперту, помогавшему ему при подготовке апелляции, работу.

Как подать апелляцию: алгоритм действий!

Надеюсь, что данная инфографика Вам все объяснила достаточно подробно! При этом стоит помнить, что любые вопросы, связанные с данной процедурой, вам ОБЯЗАНЫ пояснить в Вашем учебном учреждении ответственные за проведение и организацию сдачи ЕГЭ завучи (методисты).

На что здесь стоит обратить внимание:

1. Апелляция это РИСК! Перепроверяется ВСЯ часть 2 и комиссия может как увеличить, так и УМЕНЬШИТЬ Ваш балл!

2. Никакие записи в черновике не учитываются при перепроверке. Вариант вроде: «Я не успел переписать, у меня же в черновике все написано…» НЕВОЗМОЖЕН!

3. За сам факт апелляции баллы НЕ УМЕНЬШАЮТСЯ и НЕ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ!

Таким образом, рассчитывать на увеличение Вашего балла за выполнение заданий части 2 стоит только в том случае, если вы достаточно подготовитесь и будете убедительны в аргументах по тем баллам, которые вам действительно недосчитали.

Конечно, для этого нужно заранее проконсультироваться с экспертом ЕГЭ, обладающим достаточным уровнем квалификации, часто школьный учитель не в состоянии дать верную оценку Вашего ответа.

При этом статистика говорит о том, что, к сожалению, шансы совсем невелики. Но… они ЕСТЬ!

Отметим, что даже повышение на апелляции результата на 1

Первичный балл ЕГЭ – сумма баллов за все выполненные задания ЕГЭ, установленные согласно демоверсии экзамена (на ЕГЭ по обществознанию максимальный первичный балл - 62). Подлежит переводу в 100-балльную шкалу согласно специальным формулам. См.

означает улучшение итогового (по 100-балльной шкале) на 2-3.

Вторичный балл ЕГЭ (тестовый) – установленный в 100-балльной шкале путем перевода из первичного балла по специальным формулам.

К примеру, с 82 до 85! Согласитесь, есть за что бороться? Учитывая бешеную конкуренцию в борьбе за бюджетные места в лучших ВУЗах страны.

Пример успешной борьбы за баллы ЕГЭ!

И, как всегда, «живой» пример подготовки анализа для эффективной апелляции от эксперта ЕГЭ. Итак, как анализировать часть 2 и что при этом стоит учитывать?

Для начала посмотрим на сами бланки ответов 2 выпускника:

Отметим, что почерк выпускника в целом читаемый, ответы на задания 21-29 даны все, кроме 28 (сложный план). Выполнены в произвольном порядке.

И комментарий выпускника по оценке выполненного:

Вот разбалловка: Часть с развернутым ответом: (0(2)2(2)0(3)2(3)1(3)2(3)2(3)0(3)1(1)0(2)1(2))

21,22,24 — они по тексту про политическую элиту. В 23 надо было функции политической элиты назвать. В 25 надо было написать, что такое познание и два предложения о видах познания и расписать один из способов чувственного познания. В 26 — 3 примера того, что можно сделать с собственностью для извлечения выгоды. 27 — два позитивных и два негативных фактора, связанных с конкуренцией за рабочее место, план не делал. Эссе также приложено.

Таким образом, необходимо проанализировать выполнение заданий: 21 — выставлен 0 (из 2х возможных); 23 — выставлен 0 (из 3х возможных); 24 — выставлено 2 балла (из 3х возможных); 25 — выставлен 1 балл (из 3х возможных); 26 — выставлено 2 балла (из 3х возможных); 27 — выставлено 2 балла (из 3х возможных).

За эссе (задание 29) выставлено за Критерий 1 — 1, за Критерий 2 (теория) — 0 (из 2х возможных) и за Критерий 3 (практическая аргументация) — 1 (из 2х возможных).

Сразу отметим, что выпускник не смог предоставить сам текст к заданиям 21-24, что существенно усложнило анализ к данным заданиям.

Для заданий был выбран данный текст:

Что можно было предположить по тексту? Что без конкретных вопросов к нему, по 21 заданию комментарий вообще было сложно дать. Может, быть, проверяющие не увидели ответ в самом конце после эссе? На это стоит обратить внимание при апелляции!

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ, ИМЕННО ЭТО И СРАБОТАЛО В ИТОГЕ!

  1. Опять же без текста… Обычно требуется выписать функцию из текста, самостоятельно назвать еще функции, и, так понял, что еще и дать пример (прокомментировать, в чем выражается функция).

Не засчитали тогда точно формулировку и отвечают за всю страны…». Очень слабая формулировка (а тогда что делает???). Это обычно сразу отметается, как «очень детское» представление о политике…

«Представление страны на мировой арене» — это , не Ошибка в теории, тоже не считается.

  1. Вот здесь можно попробовать оспорить 1 незасчитанный балл.

Явно верно указаны три важных для представителя элиты качества (по тексту).

Мне кажется, что при объяснении, могло вызвать вопрос объяснение 2) образованности. Формулировка «ведь от их решений зависит судьба государства» очень общая, не содержит минимальной конкретики.

Лучше бы звучало «знания и компетентность в политических процессах позволяют образованным представителям элиты верно принимать решения, от которых зависит будущее страны» (например).

Но, можно попробовать указать экспертам, что имелось ввиду (?)

  1. Вам засчитали только верное определение – 1 балл из 3 возможных.

Написаны не верно, пишете про формы и и еще зачем-то в этом предложении и комментируете. Налицо и фактическая и методическая ошибка.

Виды познания – Вы писали о формах, к сожалению (чувственное и рациональное).

Способы чувственного познания – это и Вы верно пишете, что результатом чувственного познания будет образ, но просили иное. Не за что зацепиться, к сожалению!

  1. Думается, что не зачли балл за второе объяснение. Тут просто напрямую не видно где выгода. «Решил продать одну из двух своих квартир…» ??? (сразу напрашивается вопрос и что???). Продал или нет, какую выгоду получил…

Ничего не отспорите, тут всегда лучше досконально выписывать, чтобы любому было очевидно, какая выгода получена. Хотя бы «… продал одну из двух своих квартир, и получил 2 млн. рублей».

К тому же, Вам обязательно укажут, что все примеры одноплановые (с квартирой), что выпускник не знает, что такое сторона вопроса, которую Вы затронули, ну никак не влияет на явно экономическую составляющую вопроса. Теоретически могут еще и отнять балл здесь.

Анализ эссе, написанного выпускником в данной работе, можно К сожалению, и не за что было «зацепиться» при его защите, балл 1-0-1 так и был оставлен на апелляции!

Экспертный вывод:

Можно пробовать апеллировать только на задание 24, и то, не думаю что что-то удастся. Вывод – в апелляции в целом СМЫСЛА НЕ ВИЖУ, можно даже потерять.

ЧТО В ИТОГЕ?

А в итоге — 1 балл на апелляции был получен как раз за то самое «незамеченное» за эссе экспертами при проверке задание 21. +1 балл!

Вывод: дерзайте, и Вам повезет! Audacia pro muro habetur — Смелость города берет! Удачи Вам на ЕГЭ по обществознанию.

Каждый выпускник, которого интересует подготовка к ЕГЭ по обществознанию, столкнется с задачей написания эссе. Из нескольких предложенных цитат ученик должен выбрать один тезис и написать сочинение. В 2018 году этого финального задания коснутся некоторые изменения. Теперь можно получить максимум 6 первичных баллов за правильно выполненное эссе (до 2018 г. максимально можно было набрать 5 первичных баллов). Слово “проблема” (которая поднимается автором) заменена на слово “идея”. Но это совсем непринципиально. Главное – ценность сочинения повысилась, значит, нужно удвоить старания, чтобы получить максимальный балл.

Итак, ценность мини-сочинения повысилась, поэтому нужно серьезно подойти к наиболее весомому заданию экзамена. Для начала следует изучить критерии оценивания эссе по обществознанию в 2018 г.

  1. Главный критерий: раскрытие смысла высказывания. Нужно верно определить идею, заложенную автором, и (или) выдвинуть тезис по теме, который будет обоснован с помощью аргументов. Если по этому пункту 0 баллов, вся работа не засчитывается.
  2. Отсутствие теоретического обоснования своей точки зрения. Необходимо объяснить значение приведенных в цитате понятий, используя теорию (определения и положения из учебников), рассуждение (причинно-следственное обоснование того, что вы думаете по этому поводу) и выводы (ваше мнение, подкрепленное аргументами). Если теоретического содержания нет, получится 0.
  3. Новый критерий! Фактическая ошибка: если (с точки зрения науки «обществознание») вы привели ошибочное положение, сделали неверный вывод, нелогичное рассуждение, перепутали термин и т.д., то вам грозит 0.
  4. Тематическая не сочетаемость примера или факта с темой, выводом и рассуждением. Зачтутся только те аргументы, которые соответствуют заявленной теме. Некорректно отображенные и неполные утверждения также засчитываться не будут. За этот пункт можно получить целых 2 балла, если оба примера подойдут. Факты нужно формулировать развернуто и точно, ведь ошибка может стоить потери баллов. Примеры можно приводить из личного опыта, других предметов (художественной литературы, истории, географии), СМИ (из журналов, газет, теле и радиопередач).

План сочинения

Для того чтобы написать эссе на максимальный балл по вышеприведенным критериям, в первую очередь, нужно строго соблюсти формат или структуру эссе. Итак, план сочинения на ЕГЭ по обществознанию таков:

  • Обозначение проблемы и ее интерпретация.
  • Согласие или несогласие с позицией автора (объяснить, почему)
  • Аргументация собственной позиции.
  • Вывод

Подробно каждый из этих пунктов мы разберем в следующем параграфе.

Структура и алгоритм написания

Обозначение проблемы

При обозначении проблемы выпускнику следует, в первую очередь, осмыслить предлагаемый автором тезис и выделить в нем какую-то проблему (идею). Чаще всего цитаты включают в себя множество проблем и их интерпретаций. Ученику лучше остановиться на какой-то одной и рассмотреть ее подробно, следуя далее пунктам структуры эссе. Можно выделить несколько проблем (идей), содержащихся в тезисе, и раскрывать их, но, на мой взгляд, временные рамки экзамена не позволят основательно раскрыть несколько идей сразу и привести к ним аргументы. Обозначить проблему можно с помощью фраз-клише, например, таких:

  • В своем высказывании автор хотел обратить внимание на проблему, связанную с…;
  • Основной идеей, сформулированной автором цитаты … , я вижу…;

Важно, чтобы в эссе прозвучали слова “проблема” и (или) “идея”, иначе за их отсутствие могут поставить 0 баллов. В процессе объяснения проблемы, поднимаемой автором, нужно использовать обществоведческие термины и давать им определения; включить материал, который входил в школьную программу курса.

Свое мнение

Во втором пункте следует писать о согласии или несогласии с автором по поводу проблемы. Одной фразы “согласен” или “не согласен” недостаточно. Здесь важно написать причину, на которую вы опираетесь. Эта причина может обобщать приводимые далее аргументы. Фразы-клише очевидны:

  • «Я полностью согласен/не согласен с мнением автора…»
  • «Трудно не согласиться с мнением автора…».

В этот пункт также можно включить теорию из курса обществознания. С ее помощью вы грамотно и аргументированно объясните, почему придерживаетесь озвученного мнения. Обратите внимание, что соглашаться легче, чем доказывать обратное, поэтому если вы в себе не уверены, не нарывайтесь на идеологическую полемику с невидимыми экзаменаторами, а делайте свое дело беспристрастно и отстраненно. Совсем не обязательно высказывать свои реальные воззрения на те или иные вопросы.

Аргументы

Следующий пункт — самая сложная и объёмная часть сочинения. Привести подходящие аргументы зачастую бывает непросто. Нужно привести как минимум 2 аргумента, ЯВНО иллюстрирующих данную проблему. Главное в этом пункте — конкретика. Примеры, содержащие «много воды», будут оцениваться 0 баллов. Вашими аргументами могут быть примеры из художественной и научной литературы (истории, химии, биологии и других дисциплин), биографии великих людей, ситуации из фильмов, сериалов, из жизни и личного опыта. Важно учитывать то, что эти высказывания должны быть из разных источников, например, из личного опыта и художественной литературы. За примеры, взятые из одной сферы, максимальный балл получить нельзя. Допустим, даже если оба аргумента, взятые из книг, будут идеально иллюстрировать проблему, Вы не сможете получить максимальный балл. Для каждого из аргументов следует выделять отдельный абзац. Фразы-клише:

  • «Для подтверждения моей точки зрения я приведу следующий аргумент…»
  • «Аргументом, способным подтвердить мою точку зрения является…»

Вывод

Последний пункт-это вывод. В выводе осуществляется обобщение размышлений, приведённых выше. Эта часть ничем не отличается от той, что приходится писать в сочинениях по русскому языку, литературе. Фразы-клише:

  • «Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что…»,
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

В выводе будет достаточно написать 2-3 предложения.

Пример сочинения

Специально для вас мы написали . Если Вас интересует конкретная тема, на которую вы затрудняетесь написать сочинение, пишите нам в