Правила технической эксплуатации троллейбуса министерство транспорта. Смена водителей и приемка троллейбуса на линии

Правила технической эксплуатации (ПТЭ) устанавливают основные положения, относящиеся к эксплуатации и порядку работы троллейбусного транспорта, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава, а также требования к ним. Кроме того, в ПТЭ приведены нормы износа основных элементов оборудования троллейбуса, влияющих на безопасность движения и пассажиров, характерные неисправности, при наличии которых недопустима эксплуатация троллейбусов. Также ПТЭ содержат основные требования по организации движения троллейбусов на линии.

Руководители и специалисты троллейбусного транспорта, связанные с организацией и проведением работ непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, проходят проверку знаний ПТЭ троллейбуса и Правил безопасного труда на городском электротранспорте не реже одного раза в три года, а водители и ремонтный персонал -- не реже одного раза в год.

Все инструкции и руководящие указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительству сооружений и подвижного состава, должны соответствовать ПТЭ и, во всяком случае, не вступать с ними в противоречие.

ПТЭ троллейбуса регламентируют всю производственную деятельность троллейбусного транспорта и обеспечивают слаженность в работе всех звеньев этого многоотраслевого хозяйства.

Обязанности работников городского электротранспорта. Основной обязанностью каждого работника городского электрического транспорта (ГЭТ) является предоставление качественных транспортных услуг населению города с обязательным обеспечением безопасности пассажиров и обслуживающего персонала.

Троллейбусный транспорт является источником повышенной опасности. В связи с этим к водителю предъявляются особые требования. Водитель должен соответствовать медицинским нормам, установленным Министерством здравоохранения РК и предъявляемым к водителям транспортных средств, а также проходить предрейсовые медицинские осмотры.

Водитель троллейбуса обязан периодически подтверждать знания ПТЭ, правил безопасного труда, должностной инструкции водителя, правил внутреннего распорядка организации. Водитель обязан содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, иметь опрятный вид, быть вежливым и предупредительным с пассажирами, обеспечивать их культурное обслуживание и одновременно требовать от пассажиров точного выполнения Правил пользования троллейбусом.

Общие требования к троллейбусам. Вводимые в эксплуатацию новые троллейбусы должны соответствовать техническим условиям на троллейбус и иметь комплект документации, в том числе:

  • *копию "Одобрения типа транспортного средства";
  • *формуляр;
  • *паспорт;
  • *каталог деталей и сборочных единиц;
  • *ведомость ЗИП.

Троллейбусы должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу, безопасность движения и перевозки пассажиров. Поддержание троллейбусов в технически исправном состоянии возлагается на собственника организации ГЭТ в соответствии с Законом РК "О безопасности дорожного движения".

Внесение в конструкцию троллейбусов изменений, влияющих на безопасность движения и пассажиров, не допускается без согласования с разработчиком (заводом-изготовителем). Троллейбус, непригодный к эксплуатации вследствие физического износа, а также в случае нецелесообразности его восстановления после дорожно-транспортного происшествия, подлежит списанию. Списание троллейбусов производится в порядке, установленном собственником организации ГЭТ с учетом норм амортизации. Эксплуатация троллейбусов за пределами срока амортизации допускается при условии выполнения капитально-восстановительного ремонта в соответствии с порядком, утвержденным Минтрансом РК.

Неисправности, с которыми запрещается выпуск троллейбусов на линию. В ПТЭ представлен подробный перечень неисправностей по всем видам оборудования, при обнаружении которых запрещается выпуск троллейбусов на линию. Дорожно-транспортные происшествия по причине технической неисправности троллейбусов происходят довольно редко, но сопровождаются серьезными последствиями. Поэтому к техническому состоянию троллейбусов, подготовленных для работы на линии, предъявляются весьма жесткие требования. Особое внимание при этом обращается на механизмы, оборудование и узлы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию троллейбусов. Это рулевое управление и тормозные системы, ходовая часть троллейбуса (крепление колес и состояние шин), дверной привод и т.п.

Перед выездом на линию водитель должен принять троллейбус в строгом соответствии с ПТЭ и должностной инструкцией водителя. Водитель, принимая троллейбус, проверяет его соответствие техническим требованиям, изложенным в ПТЭ, а также выполнение заявки на устранение неисправностей, записанных в книге поезда после предыдущей смены. Принявший троллейбус водитель, следуя нулевым рейсом, проверяет техническое состояние троллейбуса на ходу. При этом он следит за работой токоприемников, проверяет работоспособность тормозных систем, рулевого управления, генератора, плавность набора скорости; убеждается в отсутствии посторонних шумов и стуков. В случае обнаружения неисправности водитель обязан прекратить движение, высадить пассажиров, затормозить троллейбус стояночным тормозом, при необходимости поставить противооткатные упоры, завести токоприемники под лиры, сообщить о неисправности линейному работнику службы движения или депо и действовать по их указанию. При движении нулевым рейсом водитель обязан останавливать троллейбус на всех остановках для посадки и высадки пассажиров. В случае отсутствия претензий к техническому состоянию троллейбуса водитель на конечной станции подписывает путевой лист, после чего троллейбус считается им принятым. Троллейбус, прибывший нулевым рейсом на конечную станцию и сделавший один оборотный рейс, считается выпущенным из депо на линию.

При работе на линии водитель обязан строго соблюдать Правила дорожного движения РК, а также требования ПТЭ и должностной инструкции водителя троллейбуса.

По проверке теоретических знаний, знаний ПТЭ и устройства троллейбуса для участников XV II Всероссийского

открытого конкурса водителей троллейбуса.

г. Санкт-Петербург

Билет № 1

2. Принцип действия двухсекционного тормозного крана.

3. Назначение передней рессоры, ее составные части.

4. Какие сведения должен сообщать водитель сменяющему его водителю.

5. Ваши действия, направленные на предотвращение террористических актов.

2. Принцип действия регулятора давления.

3. Назначение и составные части бортового (колесного) редуктора .

4. Что должен учитывать водитель при работе на линии в условиях гололеда или скользкой дороги.

Билет № 8

1. Основные составные части и технические характеристики токоприемников.

2. Принцип действия тормозной камеры.

3. Как работает система отопления салона.

4. Действия водителя по прибытии на конечную станцию после следования нулевым рейсом.

5. Действия водителя при получении информации о наличии посторонних предметов в салоне.

6. Виды времени отдыха.

Билет № 9

1. Назначение и основные составные части контактной головки токоприемника.

2. Принцип действия пневматического привода управления дверями.

4. С какими неисправностями внешних световых приборов запрещается эксплуатация троллейбуса на линии:

5. Действия водителя при сходе токоприемников с контактных проводов.

6. Допустимое количество часов сверхурочных работ.

Билет № 10

1. Назначение и основные части радиореакторов.

2. Принцип действия регулятора уровня пола.

Билет № 11

1. Назначение и составные части пуско-тормозных реостатов.

2. Назначение регулятора давления. Составные части АК-11Б.

3. Назначение и устройство ограничения подъема и опускания штанг.

4. С какими неисправностями кузова запрещается эксплуатация троллейбуса на линии.

6. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени.

Билет № 12

1. Назначение и составные части шунтового регулировочного реостата.


2. Назначение пневмоэлементов подвески мостов. Составные части.

3. Принцип действия рулевого управления.

4. Величина тормозного пути троллейбуса при экстренном торможении.

6. Начисляется ли работнику заработная плата за период отстранения от работы (недопущения к работе).

Билет № 13

1. Назначение и основные составные части контакторов.

2. Назначение регулятора уровня пола, его составные части, место установки.

3. Назначение и составные части насоса гидроусилителя руля.

4. С какими неисправностями рулевого управления запрещается эксплуатация троллейбуса на линии.

5. Что такое вредный производственный фактор?

6. Что собой представляет трудовой договор, стороны трудового договора.

Билет № 15

1. Назначение контактора КПД-110Е.

2. Назначение тормозных камер. Составные части.

3. Назначение и составные части гидравлического усилителя руля.

4. С какими неисправностями колёс и шин запрещается эксплуатация троллейбуса на линии.

5. Действия водителя в случае его внезапного заболевания в пути следования.

6. Как оформляется прием на работу.

Билет № 16

3. Принцип действия барабанно-колодочного тормоза заднего моста и его составные части.

4. В каких случаях необходимо буксировать неисправный троллейбус.

5. Требования техники безопасности при протирке ветровых стекол кабины водителя.

6. Порядок применения дисциплинарных взысканий.

Билет № 17

1. Назначение и основные части группового реостатного контроллера.

2.Назначение предохранительного клапана, место установки, составные части.
3. Назначение и составные части центрального редуктора.

4. Действия водителя при появлении сигнала о наличии тока утечки.

5. Требования техники безопасности при подаче троллейбуса задним ходом.

6. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств.

Билет № 18

1. Принцип действия группового реостатного контроллера.

2. Принцип действия влагомаслоотделителя.

3. Как осуществляется вентиляция салона.

4. Обязанности водителя во время работы на линии.

5. Действия водителя при обрыве контактного провода.

6 . Что является сверхурочной работой

Билет № 19

1. Аппараты зашиты в электрических цепях троллейбуса.

2. Принцип действия клапана одинарного защитного (редуктора давления) .

4. В каких ситуациях должно быть прекращено движение троллейбуса.

6. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Билет № 20

1. Назначение и основные части автоматического выключателя АВ.

2. Назначение обратного клапана тормозного резервуара, составные части.

3.Назначение и составные части переднего моста.
4. За чем обязан следить водитель на остановочных пунктах.

5. Виды и периодичность проведения инструктажей по технике безопасности
6. Способы защиты трудовых прав работников.

Билет № 21

1. Принцип действия АВ.

3. Назначение и составные части пневморессорной подвески заднего моста.

4. Действия водителя перед отправлением с остановочного пункта.

5. Требования Правил техники безопасности при нахождении на территории парка.

6. Какие праздничные нерабочие дни в Российской Федерации.

Билет № 22

1. Назначение и основные части реле перегрузки (тока) PT.

2. Назначение редуктора давления. Составные части.

3. Как осуществляется отопление салона троллейбуса.

4. С какими неисправностями центрального и колёсного редуктора запрещается эксплуатация троллейбуса на линии.

6. На какой срок отстраняет работодатель от работы (не допускает к работе) работника.

Билет № 23

1. Назначение и основные части реле минимального тока (РМТ).

2 Назначение и составные части противозамораживателя.

3. Назначение ручного тормоза троллейбуса.

5. Требования техники безопасности при проверке крепления колес троллейбуса.

6. Что такое сменная работа.

Билет № 24

1. Назначение и основные части реле напряжения (нулевого реле).

2. Назначение компрессора, тип и производительность.

3. Принцип действия дифференциального механизма.

4. Что запрещается водителю во время движения.

6. Продолжительность работы накануне праздничных нерабочих дней.

Билет № 25

1. Назначение и принцип действия реле времени.

2. Принцип действия обратного клапана компрессора.

5. Когда проводятся инструктажи по особенностям режима вождения.

6. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию).

Билет № 26

1. Назначение реле ускорения.

2. Составные части компрессора

3. Назначение и составные части рулевого механизма и рулевой колонки.

4. С какими неисправностями карданной передачи запрещается эксплуатация троллейбуса на линии.

5. Действия водителя при перестановке токоприемников на контактные провода другого направления.

6. Какие применяются дисциплинарные взыскания.

Билет № 27

1. Назначение и основные части реле перегрузки (токовое реле) PT.

2. Назначение влагомаслоотделителя, его составные части.

3. Как осуществляется отопление кабины водителя.

4. Порядок выдачи книжки водителя.

5. В каком случае прекращается движение троллейбуса, если участок дороги покрыт водой или мокрым снегом.

6. Основные права работника:

Билет № 28

1. Назначение контактора КПП-113.

2. Назначение предохранительного клапана, место установки, составные части.
3. Назначение карданной передачи и ее составные части.

4. Действия водителя при приёмке троллейбуса перед выездом на линию.

5. Требования техники безопасности при постановке троллейбуса для производства ремонта на конечных станциях.

6. Какие цели трудового законодательства.

Билет № 29

1. Назначение и составные части привода дверей.

2. Назначение сливного крана. Составные части.

3. Как осуществляется отопление кабины водителя.

4. Допустимая скорость движения троллейбуса на спусках:

5. Когда проводятся инструктажи по особенностям режима вождения.

6. В каких случаях производится привлечение к сверхурочной работе.

Билет № 30

1. Назначение генератора, составные части.

2. Назначения буксирного клапана, место установки, его составные части.

3. Назначение и составные части гидравлического амортизатора.

4. С какими неисправностями электрического оборудования запрещается эксплуатация троллейбуса на линии.

5. Что такое опасный производственный фактор.

6. Какие задачи трудового законодательства.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Предварительный, при поступлении на работу, меди­цинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья;

Обучение в специальном учебном заведении;

Проверку знаний правил работы в электроустановках и имеющие допуск к самостоятельной работе в электроустановках напряжением до 1000В (III группа по электробезопасности, удостоверение установленного образца);

Вводный инструктаж;

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

Стажировку в течение 2 – 14 смен.

Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по ОСП.

Повторный инструктаж по охране труда водители проходят не реже одного раза в три месяца.

1.2. Водитель обязан проходить периодические медицинские осмотры в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

1.3. Водитель обязан проходить ежегодное обучение по охране труда по утвержденной программе обучения безопасным методам и приемам труда, проверку знаний требований охраны труда, Правил технической эксплуатации трамвая, Правил техники безопасности на городском электротранспорте, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, Правил дорожного движения, Должностной инструкции, Инструкции по производству маневровых работ на территории парка, Инструкции по сцепке и буксировке троллейбусов, Межотраслевой инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, настоящей инструкции.

1.4. С водителем проводится внеплановый инструктаж по охране труда на рабочем месте:

При изменении требований охраны труда;

При внесении изменений или дополнений в инструкцию по охране труда;

При несоблюдении водителем требований охраны труда, что могло привести или привело к несчастному случаю или другой чрезвычайной ситуации;

По требованию представителей органов государственного надзора и контроля;

После перерыва в работе более 30 календарных дней;

При вводе в эксплуатацию новых типов подвижного состава и оборудования.

1.5. Водитель обязан соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха, требования настоящей инструкции.

1.6. На территории предприятия или в ином месте работы водителю запрещается:


1.6.1. Употреблять спиртные напитки, принимать наркотические или иные токсические вещества;

1.6.2. Находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

1.6.3. Курить и пользоваться открытым огнем на рабочем месте (курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах).

1.7. Водитель обязан иметь и выполнять работу в соответствующих средствах индивидуальной защиты:

Хлопчатобумажные рукавицы или перчатки с полимерным покрытием (срок носки 2 месяца);

Перчатки диэлектрические – дежурные;

Галоши диэлектрические – дежурные;

Жилет сигнальный (срок носки 12 месяцев).

1.7.1. При выполнении других работ, связанных с выходом на проезжую часть дороги, водитель обязан надеть сигнальный жилет.

1.7.2. Во избежание поражения электрическим током при обслуживании действующих электроустановок водитель обязан пользоваться диэлектрическими перчатками.

1.7.3. Диэлектрические перчатки должны храниться отдельно от инструмента.

1.7.4. При получении в инструментальной кладовой закрепленных за троллейбусом инструментов и документов, а также перед каждым применением водитель обязан проверить наличие диэлектрических перчаток, произвести их осмотр на отсутствие внешних повреждений, проколов путем скручивания их в сторону пальцев, срок их применения. Пользоваться неисправными средствами защиты, или средствами защиты, срок годности которых истек, запрещается. При работе в диэлектрических перчатках их края надеваются поверх рукавов верхней одежды.

1.8. Опасные и вредные производственные факторы:

Движущийся транспорт;

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

Повышенный уровень шума на рабочем месте;

Повышенный уровень локальной и общей вибрации;

Возможность поражения электрическим током;

Световая среда;

Сенсорные нагрузки;

Монотонность нагрузок;

Режим работы.

1.9. Водитель обязан знать приемы и уметь оказывать пострадавшему при несчастном случае первую помощь.

1.10. Водитель обязан:

Немедленно известить старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения, непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья (проявление признаков острого заболевания, отравления, а также профессионального заболевания), дорожно-транспортном происшествии и технических неисправностях подвижного состава;

Поддерживать порядок в салоне и в кабине водителя;

Соблюдать правила личной гигиены: мыть руки с мылом перед приемом пищи, пищу


принимать в установленных для этого местах (конечная станция, столовая парка и т.п.).

1.11. Лица, нарушающие требования настоящей инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Водитель обязан:

Прибыть на работу в форменной одежде и удобной обуви. Обувь должна быть закрытой, на устойчивым каблуке высотой не более 4 см. Запрещается работать в легкой обуви - в тапочках, босоножках и т.д.;

Пройти предрейсовый медицинский осмотр;

Предъявить диспетчеру: путевой лист с личной подписью о готовности к работе и отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра, водительское удостоверение, книжку водителя, удостоверение на право работы в электроустановках до 1000В. После получения у диспетчера допуска к работе, разрешения от мастера (штамп и подпись в книге трамвая), приступить к приемке троллейбуса.

2.2. Приемку и подготовку троллейбуса к работе в парке и при смене на линии водитель должен производить согласно Должностной инструкции водителя троллейбуса Санкт–Петербурга и Правилам технической эксплуатации троллейбуса с соблюдением требований охраны труда.

2.2.1. Водитель должен произвести осмотр и опробование механизмов троллейбуса, убедиться в готовности к работе, а также в отсутствии неисправностей троллейбуса, в наличии сигнального жилета, пригодных к применению диэлектрических перчаток, хлопчатобумажных рукавиц, огнетушителей, противооткатных упоров, знака аварийной остановки, аптечки первой помощи.

2.2.2. При нахождении на территории депо и приемке троллейбуса водитель должен соблюдать требования охраны труда, следить за движением проходящих вблизи троллейбусов и техники.

2.2.3. При движении троллейбуса через ворота в депо, а также в других негабаритных местах, запрещается находиться в их проёмах.

2.2.4. Перед постановкой токоприемников на контактные провода и выездом со смотровой канавы, водитель должен убедиться:

В отсутствии запрещающих плакатов на подвижном составе;

В том, что кожухи (ограждения) электрооборудования троллейбуса находятся в «закрытом» состоянии;

В том, что высоковольтные цепи отключены;

В отсутствии посторонних предметов вблизи троллейбуса;

В отсутствии людей на крыше, в салоне, под троллейбусом и перед ним.

При наличии на троллейбусе запрещающих плакатов (даже при отсутствии рабочих) или рабочих, производящих работу, водителю запрещается начинать приемку троллейбуса. В этом случае водитель должен обратиться к мастеру.

2.2.5. Перед началом движения троллейбуса по территории парка или в депо водитель обязан:

Убедиться в отсутствии запрещающих плакатов на подвижном составе;


Убедиться в отсутствии ремонтных рабочих (в салоне, в осмотровой канаве, на крыше троллейбуса);

Убедиться в отсутствии на пути движения или на близком от него расстоянии посторонних предметов;

Проверить, закрыты ли люки в салоне и откидные борта троллейбуса;

При наличии блокировки контактного провода в депо, убедится в наличии разрешающего сигнала;

Убедиться, что все цепи выключены, реверсивный вал контроллера находится в положении «СТОП» и троллейбус заторможен ручным (стояночным) тормозом, отключены все высоковольтные цепи и цепи управления;

Прежде, чем приступить к установке токоприёмников на контактные провода громко сделать следующее объявление: «Троллейбус № ___ путь № ___ ставлю токоприёмники». Установка токоприёмников производится поочерёдно по одному токоприёмнику: первым на провод устанавливается правый токоприёмник «-» на провод отрицательной полярности, вторым левый «+» на провод положительной полярности (снятие токоприёмников производится в обратном порядке), необходимо убедиться, что провода попали в скользуны головок;

Убедиться в полной безопасности до входа в кабину, громко предупредить «Троллейбус № ___, с пути № ____ трогается», подать предупредительный звуковой сигнал, после чего включить контроллер на «ХОД» и сразу же выключить его,

Закрыть двери и, убедившись в отсутствии помех, обеспечивая безопасность движения, выехать с территории депо или отстойных путей (при движении троллейбуса должна быть открыта первая дверь);

Производить движение по территории депо со скоростью 5 км/час, в негабаритных местах, проемах ворот - 3 км/час;

Убедиться перед выездом из депо, что ворота полностью открыты, зафиксированы в открытом состоянии, людей в проёме ворот и на пути следования нет;

При подъезде к воротам депо и проезде их подавать звуковой сигнал.

2.3. При работе на торцевых частях троллейбуса (протирка лобового стекла, регулировка зеркала бокового вида или стеклоочистителя) необходимо пользоваться подставками. Разрешается производить указанные работы без подставки при наличии подножки на торцевой части троллейбуса.

Запрещается производить:

2.3.1. Работы на торцевых частях троллейбуса, стоящего на смотровой канаве, без перекрытия канавы надежным переходным мостиком.

2.3.2. Протирку разбитых или лопнувших стекол. Разбитое стекло следует удалять в рукавицах, при этом необходимо вынуть сначала верхнюю часть стекла, затем нижнюю.

2.4. При подметании подножек троллейбуса необходимо соблюдать осторожность, чтобы мусор не попал на находящихся вблизи троллейбуса людей.

2.5. При открытии или закрытии форточек в салоне троллейбуса запрещается упираться о край стекла ладонью или кистью руки.

2.6. При необходимости замены экипировки троллейбуса переносить и устанавливать маршрутные указатели только в рукавицах.

2.8. Все работы, связанные с осмотром или устранением неисправностей электрооборудования, должны производиться при оттянутых токоприемниках и выключенных автоматических выключателях на троллейбусе.


2.10. При обнаружении неисправностей, с которыми запрещается эксплуатация троллейбуса на линии (ПТЭ п. 3.3.2, 2001г.) водитель обязан сообщить об этом ответственному по выпуску и сделать записать в книге троллейбуса.

2.11. Для обеспечения безопасности при нахождении на территории парка водитель должен знать и соблюдать общие правила безопасности.

2.12. При нахождении на территории парка запрещается:

Стоять или проходить в проеме ворот, когда в нем стоит или движется троллейбус;

Входить или выходить из троллейбуса на ходу или находиться на подножке во время движения;

Находиться на крыше троллейбуса, прыгать с крыши одного троллейбуса на крышу другого;

Прыгать через смотровую канаву или переходить по случайно положенным доскам, прыгать в смотровую канаву;

Спускаться в смотровую канаву, находиться в ней или выходить из неё во время движения по ней троллейбуса, ходить по краю смотровой канавы во избежание падения;

Зажигать огонь и курить в непредназначенных для курения местах, подходить с открытым огнем к таре из-под горюче-смазочных материалов;

Включать станки, механизмы, агрегаты, находящиеся в депо, и работать на них.

2.13. Необходимо ходить по территории парка и депо только по пешеходным проходам, согласно установленным знакам и разметке.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Водитель обязан выполнять только ту работу, которая поручена руководителем, входит в круг его профессиональных обязанностей, с безопасными методами проведения которой он ознакомлен.

3.1. При работе на линии и во всех ситуациях, угрожающих безопасности пассажиров, пешеходов, троллейбусу или лично водителю, необходимо выполнять требования должностной инструкции водителя троллейбуса, относящиеся к безопасности движения, требованиям охраны труда, правилам работы на линии.

3.2. Сообщать о дорожно-транспортных происшествиях и аварийных ситуациях старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.

3.3. Вести троллейбус со скоростью, не превышающей установленных Правилами технической эксплуатации троллейбуса и Правилами дорожного движения ограничений, с учетом дорожного покрытия, особенностей контактной сети, атмосферных условий, интенсивности движения транспорта, выбирая, применительно к указанным обстоятельствам, такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства.

Запрещается:

3.3.1. Следовать за впереди идущим троллейбусом на расстоянии менее 30 метров при скорости движения до 20 км/час и менее 60 метров при скорости движения более 20 км/час, на спусках дистанция выбирается в зависимости от скорости и дорожных условий, но не менее 60 метров;

3.3.2. Приближаться к впереди стоящему троллейбусу на расстояние менее 3 метров на прямом участке и менее 5 метров - на спусках;


3.3.3. Осуществлять движение на трассе, где величина снежного покрова превышает 150 мм под проводами и на максимальном отклонении от оси проводов,

3.3.4. Осуществлять движение на трассе, где уровень воды превышает 80 мм под проводами и на максимальном отклонении от оси проводов.

3.4. В густом тумане, в метель, при плохой видимости в темное время суток, водитель обязан:

Выбирать оптимальный режим движения, обеспечивающий безопасность движения и сохранность подвижного состава;

Включить все наружные и габаритные огни, все освещение салона, противотуманные фары (при наличии) и задний противотуманный фонарь (если предусмотрено конструкцией) и все группы освещения поезда;

При видимости менее 30м двигаться со скоростью не более 5 км/час.

3.5. Водитель обязан, остановить троллейбус немедленно в следующих случаях:

При наличии препятствия движению;

При внезапном стуке, толчке, тревожных криках людей;

При признаках возгорания, задымлении троллейбуса;

При появлении сигнала бортового устройства контроля тока утечки;

При появлении сигнала отрыва токоприемника от сети;

При 2-х кратном срабатывании защиты;

При опасности наезда на пешехода или столкновения;

При неясном сигнале светофора;

При обрыве или резком колебании контактной сети, отключении напряжения.

3.6. Если водителю необходимо оставить троллейбус даже на короткий срок, он обязан:

Затормозить его ручным (стояночным) тормозом;

Отключить силовую цепь и цепь управления;

Убедиться, что троллейбус надежно удерживается на месте;

Поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в положение «0» и взять ее с собой, если предусмотрено конструкцией;

Закрыть кабину;

Надеть сигнальный жилет;

Повернуться лицом в сторону движения, сойти на землю в момент, когда нет угрозы от движущихся транспортных средств;

Спускаться по ступенькам, соблюдая осторожность и держась за поручни. Обходить стоящий троллейбус только сзади.

Водителю запрещается оставлять троллейбус на подъемах и спусках.

3.7. При вынужденной длительной остановке троллейбуса (неисправности, ремонте, сцепке) водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, при остановке на уклоне - установить противооткатные упоры.

3.8. При осмотре токоприёмников и смене контактных вставок завести токоприёмники под лиры, предварительно отключив высоковольтную (силовую) цепь, цепи управления и цепи статического преобразователя. Осмотр токоприемников и смену контактных вставок производить стоя на откидной площадке лестницы, спиной к корпусу троллейбуса, надёжно зафиксировав токоприёмники «восьмёркой» штанговыми верёвками (фалами) перед собой. Снятие и постановку токоприёмников на контактную сеть производить в диэлектрических перчатках.


3.9. При сходе токоприёмников троллейбуса с контактных проводов (или необходимости их перестановки на провода другого направления) - убедиться в полной безопасности производства работ, установить токоприёмники на провода. Работу производить в диэлектрических перчатках (при сырой погоде следует остерегаться попадания дождевых капель с контактного провода в глаза) и сигнальном жилете.

3.10 При обрыве контактного провода оградить место обрыва и не допускать посторонних лиц на поврежденный участок. О повреждениях сообщить старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения.

3.11 Если токоприёмники зацепились за провода, спецчасти контактной сети или провода сторонних организаций, то, во избежание обрыва проводов, до прибытия бригады скорой технической помощи принимать какие-либо меры по его высвобождению запрещается.

3.12 При смене предохранителей в низковольтном щитке или устранении неисправностей аппаратов низковольтных цепей необходимо надеть диэлектрические перчатки, оттянуть токоприемники, завести их под лиры, отключить аккумуляторную батарею и мотор-генератор.

3.13 Работа по замене предохранителей в высоковольтном шкафу должна производиться в диэлектрических перчатках, при оттянутых и заведенных под лиры токоприёмниках, выключенных автоматах АВ-1 и АВ-2.

3.14 Устанавливать токоприемники на контактные провода и включать электрические цепи после смены предохранителей или ремонта разрешается, предварительно закрыв крышки шкафа или щитка.

3.15. Водителю запрещается:

3.15.1. приступать к работе, если не обеспечены безопасные условия труда;

3.15.2. выполнять какие–либо работы, не предусмотренные Должностной инструкцией водителя троллейбуса;

3.15.3. выезжать на неисправном или недоукомплектованном троллейбусе;

3.15.4. начинать движение с открытыми дверьми вагона и кабины водителя, высовываться из окна;

3.15.5. снимать, открывать ограждения (кожухи) электроаппаратов, работать без ограждений;

3.15.6. включать не огражденные или имеющие неисправные, незакрепленные ограждения электроотопительные устройства салона и кабины;

3.15.7. производить замену высоковольтных предохранителей без диэлектрических перчаток, при незакрепленных в оттянутом положении токоприемниках.

3.16. Во время технической стоянки при проверке баллонным ключом затяжки всех гаек крепления колес (в рукавицах комбинированных):

3.16.1. проверить исправность инструмента;

3.16.2. занять устойчивое положение;

3.16.3. надежно установить ключ на грани гайки крепления колес;

нажатием правой руки надавить сверху вниз на рычаг баллонного ключа по часовой стрелке, 3.16.4. одновременно левой рукой придерживая баллонный ключ;

3.16.5. проверить затяжку гаек по диагонали.

3.17. Водителю запрещается:

3.17.1. наращивать баллонные ключи трубой или другими посторонними предметами;

3.17.2. отворачивать или заворачивать гайки рывком;

3.17.3. затягивать гайки, прилагая усилие на рычаг баллонного ключа снизу вверх;

3.17.4. вставать ногами на рычаг ключа.


ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, водитель должен немедленно поставить в известность старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения.

4.2. В аварийных ситуациях, когда водитель вынужден произвести высадку пассажиров вне зоны обязательной остановки, он должен приять меры к обеспечению безопасности выхода пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе.

4.3. Передвижение троллейбусов, не имеющих собственного хода, с неисправностями тормозной системы или другими неисправностями, не обеспечивающими безопасность движения, должно производиться буксировкой. При сцепке и буксировке водитель должен выполнять требования Инструкции по сцепке и буксировке троллейбуса. Буксировка неисправного троллейбуса должна производиться на жёстком сцепном устройстве машиной скорой технической помощи, со скоростью движения не более 20 км/час.

4.4. При возникновении возгорания в троллейбусе водитель должен:

Остановить троллейбус;

Открыть двери для высадки пассажиров;

Отключить все высоковольтные и низковольтные электрические цепи;

Опустить токоприемники и завести под лиры;

При необходимости вызвать пожарную команду через старшего диспетчера диспетчерского отдела Службы движения;

Приступить к тушению пожара (при применении углекислотного огнетушителя пользоваться хлопчатобумажными рукавицами).

4.5. При неисправности контактной сети водитель обязан остановить троллейбус за 30 метров до неисправного участка, оценить характер повреждения:

При обрыве контактного провода и падении его на землю или крышу троллейбуса - оградить место падения провода и, до прибытия бригады скорой технической помощи, не допускать в опасную зону на расстоянии менее 5 метров посторонних лиц, предупреждать водителей проходящего транспорта об опасности.

4.6. При обнаружении утечки тока на корпусе троллейбуса водитель обязан:

Остановить троллейбус, отключить высоковольтное и низковольтное оборудование;

Уточнить у пассажиров, где и при каких обстоятельствах «бьет током»;

Высадить пассажиров при соблюдении безопасности движения;

Сообщить о случившемся Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, линейному работнику;

Произвести сцепку жёстким сцепным устройством с машиной скорой технической помощи (Инструкция по сцепке и буксировке троллейбусов), следовать до троллейбусного парка.

4.7. Если во время работы произошел несчастный случай, водитель обязан немедленно оказать пострадавшему первую помощь, вызвать скорую помощь или принять меры по доставке пострадавшего в лечебное учреждение, доложить о случившемся Старшему диспетчеру диспетчерского отдела Службы движения, руководителю отдела эксплуатации парка. Сохранять, по возможности, обстановку, при которой произошел несчастный случай (если это не сопряжено с опасностью для здоровья людей или длительной задержкой движения), до прибытия должностных лиц, проводящих расследование.


4.8. Последовательность оказания первой помощи:

Устранить воздействие на организм факторов, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду и т.д.), оценить состояние пострадавшего;

Определить характер и тяжесть травмы, представляющей наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность действий по его спасению;

Выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение, зафиксировать место перелома, наложить повязку и т.п.);

Поддерживать жизненные основные функции пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Привести в порядок кабину водителя. При смене на конечной станции или на линии передать троллейбус водителю второй смены, руководствуясь требованиями Должностной инструкцией водителя троллейбуса Санкт-Петербурга.

5.2. На последней, обязательной остановке перед въездом на территорию парка, высадить пассажиров, убедиться, что в салоне нет людей и посторонних предметов, закрыть двери и окна.

5.3. Следить внимательно при въезде в депо за положением и маневрирующими троллейбусами, секционные изоляторы проходить в режиме выбега.

5.4. Предъявить троллейбус приемщику подвижного состава, при постановке на отстой выключить автоматические выключатели и высоковольтные и низковольтные электрические цепи, затормозить троллейбус ручным (стояночным) тормозом, спустить конденсат из пневмосистемы, опустить токоприемники и завести их за лиры.

5.5. Сдать приборы управления, средства индивидуальной защиты, съемный экипировочный инвентарь.

5.6. Пройти послерейсовый медицинский осмотр, сдать путевой лист диспетчеру парка.

Инструкцию разработал:

Начальник ОСП «Служба движения» И.А. Поняева

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела охраны труда

СПб ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» Н.А. Разоренова


3.1.5.Основное удельное сопротивление движению эксплуатируемых троллейбусов должно соответствовать нормам, утвержденным организацией ГЭТ. Результаты замеров должны заноситься в книгу учета.

3.1.6. Запрещается вносить изменения в конструкцию троллейбусов, влияющие на безопасность движения и пассажиров, без согласования с разработчиком (заводом-изготовителем) троллейбусов.

3.1.7. Троллейбус, непригодный к эксплуатации вследствие физического износа, а также в случае нецелесообразности его восстановления после дорожно-трапспортного происшествия, подлежит списанию. Списание троллейбуса должно производиться в порядке, установленном собственником организации ГЭТ с учетом норм амортизации .

3.1.8. Эксплуатация троллейбусов за пределами срока амортизации допускается при условии выполнения капитально-восстановительного ремонта в соответствии с порядком, утвержденным Минтрансом РФ .

3.2. Техническое обслуживание и ремонт троллейбусов.

3.2.1. Основная цель технического обслуживания и ремонта состоит в поддержании троллейбусов в технически исправном состоянии, т. е. в способности выполнять перевозку пассажиров при условии, что все параметры, характеризующие их безопасность, особенно электробезопасность и пожаробезопасность, соответствуют требованиям нормативно-технической документации и обеспечивают безопасность дорожного движения и перевозки пассажиров.

3.2.2. Техническое обслуживание и ремонт троллейбусов должны проводиться в соответствии с действующей системой и эксплуатационно-ремонтной документацией, утвержденной в установленном порядке .

3.2.3. Нормы, правила, процедуры технического обслуживания и ремонта, установленные заводами-изготовителями троллейбусов, могут корректироваться организациями ГЭТ по согласованию с изготовителем.

3.3. Требования к троллейбусу, выпускаемому на линию.

3.3.1. Троллейбус, подготовленный для работы на линии, должен быть экипирован в соответствии с перечнем, утвержденным организацией ГЭТ с учетом типа (модели) троллейбуса и местных условий, в том числе }