Основы организации тушения пожара подразделениями пожарной охраны. Основы организации тушения пожара подразделениями пожарной охраны Тема 2.1 основы организации тушения пожаров

  • 5. Содержание курса подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс мчс России.
  • 5.2. Тематика (примерная) и методические указания по учебным предметам.
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср
  • Тема 1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения аср».
  • Тема 3. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества.
  • Тема 4. Классификация чс природного и техногенного характера. Последствия воздействия чс на среду обитания человека.
  • Тема 5. Тактические возможности подразделений гпс по тушению пожаров и ликвидации чс.
  • Тема 6. Основные (главные) действия подразделений по тушению пожаров и проведению аср.
  • Тема 7. Организация управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведении аср.
  • Тема 8. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара.
  • Тема 9. Работы по тушению пожаров и ликвидации чс в непригодной для дыхания среде.
  • Тема 10. Тушение пожаров и ликвидация чс в неблагоприятных климатических условиях.
  • Тема 11. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс при недостатке воды.
  • Тема 12. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс в условиях особой опасности для личного состава.
  • Тема 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте.
  • Тема 14. Тактика тушения пожаров и проведения спасательных работ в поврежденных зданиях и сооружениях.
  • Тема 15. Действия специализированных подразделений и формирований при выдвижении к местам тушения крупных пожаров и проведения аср в зоне обслуживания.
  • Тема 16. Проведение первоочередных аср при дтп.
  • Тема 17. Первоочередные аварийно-спасательные работы (паср).
  • Тема 18. О-т изучение района выезда, объектов (участков).
  • Перечень объектов тушения пожаров, рекомендуемый для использования в процессе занятий с пожарным расчетом и дежурной сменой по решению птз на местности.
  • Тема 1. Организация гпн.
  • Тема 2. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре.
  • Тема 3. Обеспечение безопасности людей при пожаре.
  • Тема 4. Основы анализа взрывопожароопасности технологических процессов.
  • Тема 5. Противопожарный режим при эксплуатации газовых нагревательных приборов.
  • Тема 6. Порядок проверки противопожарного состояния жилого сектора.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование».
  • Тема 2. Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
  • Тема 3. Пожарные насосы.
  • Тема 4. Основные пожарные и аварийно спасательные автомобили общего применения.
  • Тема 5. Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили целевого применения.
  • Тема 6. Специальные пожарные автомобили.
  • Тема 7. Автоматические стационарные установки пожаротушения.
  • Тема 8. Средства связи и автоматические установки пожарной сигнализации.
  • Тема 9. Специальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент.
  • Тема 10. Противопожарное водоснабжение.
  • Рекомендуемый перечень тем для самостоятельного изучения.
  • Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».
  • Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.
  • Тема 3. Подготовка личного состава работе в сизод.
  • Тема 4. Ппс.
  • Рекомендуемый перечень упражнений по пожарно-строевой подготовке.
  • Тема 1. Организационная структура го республики (края, области, города).
  • Тема 2. Сигналы оповещения го и действия личного состава при получении сигналов.
  • Тема 3. Поражающие факторы современных средств нападения и их влияние на пожарную обстановку в очаге поражения.
  • Тема 4. Защитные сооружения го и их оборудование.
  • Тема 5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
  • Тема 6. Противопожарное обеспечение мероприятий го.
  • Тема 7. Организация пожарной разведки в очагах поражения.
  • Тема 8. Санитарная обработка личного состава службы. Дегазация, дезактивация и дезинфекция вооружения и техники.
  • Тема 9. Анатомия и физиология человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях.
  • Тема 10. Общие требования к оказанию первой медицинской помощи.
  • Тема 11. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок.
  • Тема 12. Первая медицинская помощь при повреждении головы и позвоночника.
  • Тема 13. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.
  • Тема 14. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.
  • Тема 15. Первая медицинская помощь при поражениях отравляющими и опасными химическими веществами.
  • 5.2.8. Охрана труда.
  • Тема 1. Основные требования законодательства рф о труде и охране труда.
  • Приложение 2
  • П л а н профессиональной подготовки _____________________________ на 200 __ г.
  • План-график
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения радиотелефонистов (диспетчеров) подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения водительского состава подразделений гпс
  • Тематический план (т и п о в о й) индивидуального обучения старших мастеров (мастеров) гдзс подразделений гпс
  • Журнал учета занятий, посещаемости и успеваемости личного состава, проходящего индивидуальное обучение
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости (теоретический курс)
  • 2. Результаты стажировки (практический курс)
  • 3. Учет результатов контроля занятий (проведения стажировки)
  • Годовой план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения в системе подготовки личного состава дежурных смен подразделений гпс
  • 1. Учет посещаемости и успеваемости __________________________________________
  • 2. Учет выполнения индивидуальных заданий
  • 3. Учет результатов обучения за ______ учебный год __________________________
  • 4. Учет результатов контроля занятий
  • Примерный расчет часов по разделам служебной подготовки на учебный год
  • Тематический план занятий по служебной подготовке
  • Справка
  • 5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аср

    Задачи обучения:

    приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;

    подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;

    совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

    Методические указания.

    Программа основ организации тушения пожаров и проведения АСР включает в себя основы тактики тушения пожаров и проведения АСР, а также рекомендуемый перечень занятий по решению ПТЗ.

    При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.

    При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи ГО, задачи по ПЛЧС субъекта РФ, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.

    Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий не менее двух учебных часов. Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли РТП на практических занятиях выступают:

    Начальник дежурной смены;

    начальник ОП и начальник пожарного расчета (для ОП), если иное не установлено настоящей Программой.

    В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.

    Тактико-специальные занятия для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров организуются и проводятся исходя из целей и задач, стоящих перед подразделениями, с учетом их технической оснащенности и в соответствии с Указаниями по тактической подготовке и настоящей Программой.

    Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику дежурной смены .

    С личным составом ОП занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.

    Перечень объектов, подлежащих изучению в О-Т отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС). Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.

    Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для пожарной охраны муниципального образования, на территории которого имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.

    Темы 12, 14, 15 являются обязательными для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров.

    В объектовых подразделениях ГПС, имеющих выездную пожарную технику, тематический план должен предусматривать не менее 80 % практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, остальные - на объектах города (населенного пункта, подрайона выезда), предусмотренных расписанием выезда подразделений пожарной охраны муниципального образования или планом привлечения сил и средств к тушение пожаров и проведению АСР.

    Рекомендации по выбору объектов, на которых необходимо проводить занятия по решению ПТЗ, разрабатывает начальник пожарной охраны субъекта РФ (начальник пожарной охраны муниципального образования) с учетом О-Т особенностей охраняемой пожарной охраной территории и доводят их до подразделений ГПС в сроки, обеспечивающие своевременную разработку документов по планированию основной подготовки.

    проведение инструктажа по ПОТ и производственной санитарии;

    изучение О-Т характеристики объекта и особенностей развития пожара;

    решение пожарно-тактической задачи;

    разбор и подведение итогов занятия.

    Порядок организации и проведения занятий по решению ПТЗ регулируется Указаниями по тактической подготовке.

    Обязательными требованиями подготовки к занятиям являются:

    подбор и изучение необходимых руководств, пособий, а также оперативно - тактических особенностей объекта;

    определение целей и задач занятия, а также тактического замысла;

    подготовка содержания учебного материала (определение объема учебного материала, расчет учебного времени и материально-технических средств, установка связи содержания занятия с ранее изученным материалом, другими предметами обучения, определение порядка и перечня учебных вопросов и др.;

    выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения, элементов обстановки пожара и вводных на ведение основных (главных) действий по тушению пожара и проведения АСР;

    определение структуры занятия;

    расчет сил и средств;

    разработка плана занятия и составление конспекта его проведения.

    Занятия на объектах, где в условиях пожара возможно значительное задымление, выделение едких или токсичных паров и газов, следует совмещать с тренировками газодымозащитников . При наличии радиоактивных, сильно действующих ядовитых и химически опасных веществ необходимо применять специальные средства защиты.

    Порядок использования звеньев ГДЗС, приборов и специальных средств защиты отражается в плане и конспекте проведения занятия.

    При проведении занятий на объектах необходимо учитывать отраслевые правила охраны труда и производственной санитарии, планы ликвидации аварийных ситуаций и аварий.

    К участию в занятиях необходимо привлекать аварийные службы и администрацию объекта, ведомственные пожарные команды и пожарные дружины. Привлечение на занятия указанных подразделений (формирований) в каждом конкретном случае согласовывается с руководителями объектов.

    При проведении практических занятий необходимо обращать внимание на противопожарное состояние объекта, принимать меры к устранению выявленных недочетов или информировать о них соответствующие структуры исполнительной власти области (города).

    Во время решения ПТЗ руководитель занятия обязан обеспечивать оперативно-диспетчерскую связь и связь на пожаре.

    "

    Основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС

    Развитие науки и техники, производств с применением новых синтетически-композитных материалов, усиленное развитие химической, нефтяной и газовой отраслей, сфер экономики, в технологических процессах которых используется большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ, тенденция увеличения этажности и площадей общественных и жилых зданий, происходящие на фоне резкого ограничения контрольных полномочий государственного пожарного надзора, требуют постоянного внимания к мерам предупреждения и тушения пожаров.

    Из сказанного следует:

    – число опасностей не снижается и роль специально выделенной службы (пожарной охраны) в жизни общества и обеспечении безопасности жизнедеятельности человека велика;

    – для снижения пожарной опасности любого объекта следует принимать максимум профилактических, конструктивно-технологических, организационных, правовых и других мер, направленных на недопущение возникновения пожара;

    – необходимо предусматривать конструктивно-планировочные и технологические решения, снижающие интенсивность развития возможного пожара, способствующие локализации зоны горения и задымления; уменьшающие ущерб и создающие безопасные и оптимальные условия для прибывающих сил экстренного реагирования;

    – необходимо предусматривать комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на активную локализацию и тушение пожара специальными технологическими приемами, автоматическими системами пожаротушения дистанционно или путем привлечения сил и средств пожарной охраны за минимальное время.

    Совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре, называется пожарной тактикой .

    Пожарная тактика включает в себя теорию и практику подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.

    Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению и непосредственно тушение пожаров различными силами и средствами.

    Цели пожарной тактики :

    • познавать закономерности развития пожара;
    • разрабатывать способы и приемы спасения людей и тушения пожаров;
    • разрабатывать способы ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров;
    • разрабатывать организационную структуру;
    • подразделений, изучать их тактические возможности и методы подготовки.

    К задачам пожарной тактики относят :

    1. изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а также установление действующих в этих процессах закономерностей;
    2. исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны;
    3. разработку способов действий подразделений;
    4. организацию тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении;
    5. организацию тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава.


    Основы тушения пожаров

    Основные исходные положения пожарной тактики содержатся в Приказе МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

    Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров осуществляется в соответствии Боевым уставом с учетом специфики зданий (сооружений), в которых произошел пожар.

    Боевые действия по тушению пожаров включают следующие этапы :

    а ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

    • прием и обработка сообщения о пожаре;
    • выезд и следование к месту пожара;

    б ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:

    • прибытие к месту пожара;
    • управление силами и средствами на месте пожара;
    • разведка пожара;
    • спасение людей;
    • боевое развертывание сил и средств;
    • ликвидация горения;
    • проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;

    в ) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:


    Основы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС

    Проведение АСР, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

    К действиям по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, привлекается личный состав и подразделения пожарной охраны, аттестованные на право ведения АСР в установленном порядке.

    Подразделения пожарной охраны привлекаются к проведению АСР и других неотложных работ при ликвидации ЧС, связанных с :

    • прохождением комплекса неблагоприятных метеорологических явлений;
    • наводнениями (паводками);
    • химическим, бактериологическим, радиационным заражением местности;
    • обнаружением взрывоопасных предметов;
    • транспортными происшествиями;
    • обрушениями зданий и сооружений (землетрясениями);
    • природными пожарами (при угрозе населенным пунктам);
    • крупными техногенными пожарами.

    Действия по проведению АСР включают следующие этапы :

    а ) действия, проводимые до прибытия к месту ЧС:

    • прием и обработка сообщения о ЧС;
    • выезд и следование к месту ЧС;

    б ) действия, проводимые на месте ЧС:

    • прибытие к месту ЧС;
    • управление силами и средствами на месте ЧС;
    • разведка ЧС;
    • спасение людей;
    • проведение АСР и других неотложных работ;

    в ) действия, проводимые после ликвидации ЧС:

    • сбор и следование в место постоянной дислокации;
    • восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.
    Литература :
    1. Приказ МЧС от 16.10.2017 № 444;
    2. Учебное пособие "Пожарная тактика" В.В. Теребнев, А.В. Подгрушный 2012 г.;
    3. Курс лекций «Пожарная тактика» Н.Ю. Клименти 2013 г.
    Время от начала развития пожара мин. Возможная обстановка пожара Q тр л/с Введено приборов на тушение и защиту Q ф л/с Рекомендации РТП
    ИТС-50-8 DF ПЛС ГПС СВП
    11мин Прибытие 1-го подразделения пожарной охраны, S п = 28,26 м 2 , происходит горение припаркованных автомобилей на парковке, высокая температура и сильное задымление по всей площади парковки. Необходимость первоочередных действий- спасение, эвакуация людей с парковки, защита путей эвакуации. 2,82 1. Решающее направление – спасание, эвакуацию людей и защита путей эвакуации. 2. По прибытию: подтвердить ранг пожара №2, организовать разведку пожара. 3. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на парковке. 4. Установить: число людей находящихся на момент пожара на парковке, вести их учет при эвакуации (назначить ответственного из числа нач.состава) 5. Обеспечить полное или частичное отключение от всех имеющихся энергетических ресурсов. 6. Получить наряд-допуск после отключения электроэнергии. 7. Вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД. 8. Установить АЦ на ПГ, проложить магистральную линию 9. На всех участках работ организовать тщательное наблюдение за состоянием строительных конструкций. 10. При тушении пожара использовать звенья ГДЗС, организовать посты безопасности. 11. Организовать взаимодействие с руководством парковки по эвакуации транспортных средств. 12. Проверить лифты на наличие людей. 13. Задействовать систему дымоудаления дома, в случае её полного отказа использовать турбовентиляторы СПСЧ и вызватьАД-90 29-ПСЧ для удаления дыма и ли подпора воздуха на уровнях стоянки. 14. В случае полного отключения дома от электроэнергии насосы-повысители внутреннего противопожарного водоснабжения также будут отключены.
    19 мин Прибытие последнего подразделения по №2. Локализация S п = 78,5 м 2 7,85 35,24 15. Создать 2 участка тушения пожара (УТП): 1 й – спасение, эвакуация людей, эвакуация транспортных средств, проверка уровней парковки 2 й - тушение пожара, защита соседних автомобилей, защита перекрытий 16. Установить отделение 32-ПСЧ на ПГ, проложить магистральную линию. 17. Установить отделение 27-ПСЧ на ПГ, проложить 2 магистральную линию. 18. Организовать тушение пожара: звеньями ГДЗС подать 5 стволов ГПС-600 на пути распространения огня. 19. На защиту автотранспортных средств - 2ствола «Б». 20. На защиту перекрытий - 1ствол «Б». 21. Для удаления дыма парковки установить турбовентиляторы СПСЧ.
    25 мин Ликвидация 7,85 35,24

    Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара

    Вариант тушения Прогноз развития пожа­ра (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распростране­ния, площадь тушения, объем тушения и т.п.) Требуемый расход огнетушащих веществ, л/с м 2 Количество приборов подачи огне­тушащих веществ, шт. Необходимый запас ог­нетушащих веществ, л/с Количество пожарных машин, основ­ных/специальных, шт. Предельные расстояния для подачи воды, м Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт.
    S п =78,5 м. 2 V л = 1 м/мин I т тр = 0,1 л/м 2 *сек 7,85 2 ГПС-600 3«ИТС-50-8» W по =1296 W воды т=63432 Q ф 35,24л/с < Q п/п вод 110 л/с 8 осн. 9 спец. 70-150 70 чел., 9 звеньев ГДЗС-36чел.

    1. В пути следования передать характеристику объекта.

    2. По прибытии на пожар: подтвердить ранг пожара №2, вызвать к месту пожара 03, ГОРЭНЕРГО, полицию, ГИБДД.

    4. Оказать помощь пострадавшим и организовать отправку пострадавших в больницы на машинах скорой помощи.

    5. Необходимо немедленно установить связь с руководством объекта.

    6. Уточнить, какие меры уже приняты по эвакуации людей и имущества (автотранспортных средств).

    7. При проведении спасания людей использовать эвакуационные выходы, вести учет эвакуированных людей.

    8. Отключение электроэнергии согласовать с руководством объекта, получить допуск на тушение пожара.

    9. Разведку имеющегося пожара проводить по всем направлениям возможным для движения на этажах, все работы производить в СИЗОД.

    10. Проверить лифты на наличие людей.

    11. Определить приборы и способы подачи огнетушащих средств.

    12. Организовать штаб пожаротушения (разместить у дома), включить в него представителей объекта.

    13. Назначить ответственного за ОТ и начальников УТП, обеспечив расстановку сил и средств на позициях

    14. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах ул. Горная д. 2а и ул. Горная д. 6.

    15. При тушении парковки для защиты личного состава применять теплоотражательные костюмы.

    16. Для удаления дыма установить турбовентиляторы СПСЧ.

    17. При возможности и необходимости использовать сухотрубы и ВПК, учесть что в ПК установлена полугайка на 66 мм.

    1. Оперативный штаб расположить перед парковкой.

    2. Для организации связи на пожаре использовать АСО.

    3. Работающим переносным радиостанциям на пожаре перейти на 18 канал. Для оповещения людей на пожаре использовать громкоговорители АСО СПСЧ, мегафоны и СГУ пожарных автомобилей.

    4. В состав оперативного штаба включить руководство объекта. При необходимости через ДДС-01 г. Н.Новгорода вызвать аварийную бригаду Нагорного водопроводного участка водоканала, аварийную бригаду электросетей (Горэнерго), экипажи ГИБДД, полицию, скорую помощь.

    5. Готовить и своевременно вносить РТП предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств.

    6. Доводить указания РТП до участников тушения пожара.

    7. Своевременно докладывать РТП и старшему диспетчеру гарнизона оперативную обстановку на пожаре.

    8. В холодное время эвакуированных людей разместить в соседних жилых домах по ул. Горная.

    1. Провести разведку водоисточников, находящихся рядом, обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих средств к месту пожара.

    Технологические процессы усложняются, растет площадь застройки объектов народного хозяйства. А вместе с этим - их пожарная опасность. Поэтому, большое внимание приходится уделять совершенствованию профессиональных навыков, повышающих уровень готовности личного состава. Все это позволяет обеспечить лучшую защиту для имущества и собственности людей.

    Вводная информация

    Всеми вопросами занимается Она включает теорию и практику подготовки и ведения действий подразделениями при выполнении обязанностей. Изучая ее, можно понять основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, согласно которым действуют профессионалы. Базовым предметом изучения здесь является подготовка к ликвидации возгораний с использованием различных сил и средств. Это делается благодаря:

    1. Определению структуры пожарной охраны.
    2. Разработке и корректировке оперативных документов.
    3. Обоснованию численности и мест дислокации подразделений.
    4. Планированию тактической и психологической подготовки подразделения.
    5. Разработка мероприятий, обеспечивающих нужные условия для успешного осуществления деятельности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

    Но этим дело не ограничивается

    Пожарная тактика еще и является совокупностью способов и приемов, что применяются с учетом существующих возможностей и конкретной обстановки. Необходимые средства - техника, специальный инструментарий, а также люди, использующие их - формируют материальные основы организации тушения пожаров. Общие требования, выдвигаемые в данной деятельности, относятся к техническим данным, свойствам используемых орудий, правилам их применения, а также способам, позволяющими обеспечить прекращение горения.

    Важные моменты деятельности

    Когда рассматриваются основы организации тушения пожаров, то порядок подготовки и действий при чрезвычайной ситуации играет решающую роль. Сюда же относится и план деятельности. Как негативный пример неудовлетворительной подготовки, можно привести недавно нашумевшие события в Кемерово, когда пожарные при организации своей деятельности больше озаботились о том, чтобы повесить портреты Путина и Медведева вместо того, чтобы спасать людей. Хотя это и мелочные действия, но они показывают общий уровень. И сколько таких моментов осталось сокрыто от наших взглядов! Но возвращаясь к основной теме - внимание уделяется и выполняемым действиям в процессе тушения, а также недопущению возгораний.

    Какие задачи выполняются?

    Говоря про основы организации тушения пожаров и ликвидации ЧС, нельзя обойти вниманием преследуемые цели. Следует отметить, что это дело в последние десятилетия эволюционирует из описательной дисциплины в научную. Она все больше концентрируется на исследованиях и выявлении закономерностей, как в деле недопущения возгораний, так и их тушения. Это оказывает существенное влияние на выполняемые пожарной тактикой задачи:

    1. Изучается сущность процессов развития и последующего тушения возгораний. Устанавливаются действующие для них закономерности.
    2. Исследуются тактические возможности, доступные подразделениям пожарной охраны.
    3. Разрабатываются способы действий личного состава.
    4. Организация тактической подготовки для выработки определенных моральных и боевых качеств личного состава.
    5. Руководство тушением пожаров и действиями при них.

    Что влияет на обучение и последующее качество работы?

    Если перечислять все факторы, которые влияют на выполнение поставленной задачи, то очень скоро окажется, что их очень много. Но если их объединить, то заметно, что выделяется два основных подхода к их обработке и изучению:

    1. Тщательный научный анализ и исследование процессов тушения пожаров. Предполагает изучение постоянно меняющихся условий, в которых приходится работать. Также обеспечивает осуществление учета всех изменений в используемых технических средствах. На этой основе устанавливаются общие положения, которые и раскрывают сущность процесса тушения.
    2. Проведение экспериментальных работ. Предполагает изучение процесса горения разных веществ в условиях пожара, как это происходит в сооружениях и зданиях, и как лучше всего их тушить.

    Совершенствование применяемой тактики

    Как уже ранее говорилось, мир постоянно усложняется. Поэтому, приходится изобретать что-то новое. Особенно это актуально, если проводятся аварийно-спасательные работы (АСР) в опасных условиях, причем не только для оказавшихся в незавидной ситуации людей, но и для пожарников. Наука переработала весь накопленный человечеством опыт и вобрала в себя самое лучшее. Она прошла большой путь в развитии, но этот процесс продолжается и по сей день. Наука про основы организации тушения пожаров и проведения АСР формировалась постепенно, обогащая себя, совершенствуя используемые технические средства и возможности. Например, ранее, когда населенные пункты в основном состояли из деревянных домов, укрываемых щепой и соломой, то возгорание, возникшее внутри помещения, быстро становилось наружным. Тактика поведения в этом случае сводилась исключительно к поливанию горящего строения водой из ведер.

    Не очень эффективно. Как это исправить?

    Поэтому часто использовалась тактика разбора горящего помещения, после чего отдельные конструкции поливали водой и тушили. Когда в семнадцатом веке приобрели популярность ручные насосы, то это существенно не повлияло на процесс. Это было связано с недостаточной эффективностью используемого инструментария и его ограниченным числом. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в связи с увеличением размеров зданий, а также применения несгораемых материалов характер пожаров претерпел изменения. Все чаще они возникали именно внутри помещения и достигали огромного размера. Для борьбы со стихией необходимо было использовать новые средства и методы. Дополнительно, во второй половине девятнадцатого века в Российской империи развивается нефтедобывающая промышленность, а также другие сферы производства, которые предполагают работу с огнеопасными веществами. Возникающие на них пожары принимали поистине угрожающие размеры. Перед человечеством стояли вызовы поиска новых способов и средств борьбы с ними.

    Результаты опыта и практики

    Развивались основы организации тушения пожаров и их способы реализации. Благо, опираясь на новейшие достижения науки и технической мысли, располагая квалифицированными и грамотными кадрами, охрана общественной собственности и личного имущества от возгораний выполняется успешно. Причем изменения произошли как в методологических, так и технических аспектах. Пожарное дело превратилось в полноценную отрасль. И это не просто так. Опасные условия, в которых приходится действовать, требуют наличия существенных практических и теоретических знаний. Да и при активных действиях в реальных условиях персонал действует не абы как, а так, как велит принятая тактика. Чтобы освоить ее, создается обучающий методический план. Основы организации тушения пожаров требуют, чтобы каждый задействованный человек четко знал порядок действий, правила безопасности тушения и спасения людей и материальных ценностей. Если эти вопросы не изучить, то плата за такое пренебрежение - жизнь. Самые обобщающие основы изучаются в училищах. Но все нюансы, профессиональное мастерство, инициатива, способность выдерживать высокие физические нагрузки, моральные качества - все это можно проявить только в реальных условиях.

    О нормативно-правовой документации

    Основные исходные положения деятельности содержаться в Приказе МЧС РФ №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений тушения пожаров. Также там имеются отдельные положения, принципы, правила, что выведены на основе глубокого анализа имеющихся данных и всесторонней теоретической разработки возможных ситуаций. Так, в Приказе №156 есть руководящие указания по организации тушения, обеспечению общности взглядов начальствующего состава и много чего другого. Такая ситуация позволяет облегчить работу руководителю и способствует процессу выработки решений. Но здесь есть один важный момент! Его следует рассматривать только как руководство. Имеющиеся в нем положения не объясняют сути явлений, которые происходят в процессе тушения. В приказе есть только готовые выводы и обобщения, тогда как предпосылки не указываются. Но поскольку обстановка на пожаре может сложиться по-разному, то необходимо знать не только положения устава и применять его на практике, но и уметь думать головой и использовать обдуманные решения.

    Что же нужно для успешного руководства тушением пожара?

    Давайте взглянем на это с позиции начальствующего состава. Для успешного руководства следует знать не только положения устава, но и понимать сущность происходящих явлений. Для этого требуется качественная теоретическая подготовка. Ее получение связано с изучением информативных трудов, учебников, пособий и периодической литературы. Пожарно-тактическая подготовка и основы организации тушения пожаров требуют значительного выхода за рамки, установленные государственной бюрократией. Ну, и, конечно, опыт. Без него никуда.

    Немного о практике деятельности и организационных изменениях

    Несмотря на ограниченность, которую имеет Приказ №156, его выполнение является обязательным. Данное требование относится ко всему личному составу пожарной охраны, а также иных привлеченных сил. Но не об этом сейчас пойдет разговор. Во второй половине двадцатого века во многих странах создавались государственные службы спасения. Они были призваны оказывать помощь людям, что пострадали из-за стихийного бедствия. В качестве примера можно привести разрушительное землетрясение, произошедшее в Армении в 1988 году. Тогда стало очевидно, что Советский Союз не обладает службой, которая могла бы эффективно и оперативно оказывать помощь людям. А вот спасатели Швейцарии, Франции и ряда других стран смогли продемонстрировать профессионализм, способность разворачивать деятельность в зоне бедствия в автономном режиме и высокий уровень технической оснащенности. Поэтому, было принято решение про образование Российского корпуса спасателей в декабре 1990 года. В его задачи входило обеспечивать безопасность населения во время стихийных бедствий и различных техногенных катастроф. В 1994 году оно было преобразовано в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все эти моменты находятся под его ведомством. Но для простоты, сокращенно оно называется просто МЧС - министерство чрезвычайных ситуаций.

    Деятельность в специфических условиях

    А что же представляют собой основы организации тушения пожаров в городах? Или в сельских поселениях? Если говорить о городских условиях, то очень часто здесь оказывается, что есть заблокированные люди, путь на улицу для которых отрезан. И возникает потребность в их эвакуации. Но вот только как? С помощью пожарной лестницы! Поэтому спецмашины, которые действуют в городских условиях, оснащаются длительными лестницами. А вот благодаря использованию бетона и кирпичей огонь распространяется не очень быстро (хотя утеплители, все более часто используемые в последнее время, могут ему поспособствовать). А вот на территории частной застройки более актуальным является использование машин с большим запасом гасящего вещества. Почему? Если сравнивать с городскими условиями, то там источник воды очень часто под рукой, да и условия для распространения огня не самые лучшие. Тогда как в небольших поселениях и деревушках с этим могут быть проблемы. Хорошо, если речушка в полусотни метров есть. Но, согласитесь, такое бывает редко. Да, и колодцы, и централизованное водоснабжение не слишком уж часто встречаются. А если еще вспомнить, что очень часто жилые здания строят из дерева, а если и нет, то вспомогательные постройки точно из него. Вот, и выходит, что необходимо много воды, а взять ее неоткуда.

    Заключение

    Вот, и рассмотрены основы тушения пожара. Следует помнить, что с огнем необходимо быть осторожным - он очень быстро поглощает человеческие постройки. Если где-то возникло возгорание, а его не удалось потушить в первые несколько (десятков) секунд, то необходимо срочно вызывать пожарных и продолжать проводить ликвидацию огня собственными силами. Но помните об чадном газе и опасности получения ожогов, особенно, если есть сильный ветер. Ведь знать, что собой являют основы организации тушения пожаров, порядок действий при возгораниях и умение бороться с огнем в реальности - это разные вещи.

    Задачи обучения:

    приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;

    подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;

    совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

    Методические указания.

    Программа основ организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ включает в себя основы тактики тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также рекомендуемый перечень занятий по решению пожарно-тактических задач.

    При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.

    При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.

    Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий неменее двух учебных часов . Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли руководителя тушения пожара на практических занятиях выступают:

    Начальник дежурной смены;

    начальник отдельного поста и начальник пожарного расчета (для отдельных постов), если иное не установлено настоящей Программой.

    В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.

    Тактико-специальные занятия для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров организуются и проводятся исходя из целей и задач, стоящих перед подразделениями, с учетом их технической оснащенности и в соответствии с Указаниями по тактической подготовке и настоящей Программой.

    Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику дежурной смены.

    С личным составом отдельного поста занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.

    Перечень объектов, подлежащих изучению в оперативно-тактическом отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта Российской Федерации (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС. Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.

    Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для пожарной охраны муниципального образования, на территории которого имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.