Для чего служит ключ марка. Назначение бирочной системы


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15



стр. 16

Группа Т 58

ОРД 14-19.20-91 Взамен ОСТ 14-55-79 ОСТ 48 279-86

ОТРАСЛЕВОЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

Бирочная система на предприятиях и в организациях металлургической промышленности.

Порядок применения.

Дата введения *_".

Настоящий документ устанавливает порядок применения бирочной системы и распространяется на работы, связанные с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования и механизмов с электроприводом, гидроприводом и пневмоприводом.

Документ регламентирует технические средства, организации и последовательность операций, необходимых при применении бирочной система.

Документ не распространяется на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт электроинструмента, пневмоинструмента и ручных электрических машин.

X. Общие положения

IЛ, Бирочная система - это система допуска к работам, напра: ленная на обеспечение безопасной организации труда и установление правильных производственных взаимоотношений между лицами, выполняв Щими эти работы.

1.2. Бирочная система применяется при проведении работ, выполняемых как без нарядов-допусков, так и по нарядам-допускам, когда безопасность работ обеспечивается выполнением требований бировной системы и наряда-допуска.

1.3. Ответственность за организацию бирочной системы и контроль за соблюдением требований возлагается на руководителя предприятия, а в подразделениях - на руководителей подразделений (цехов, участков и т.п.).

1.4. Лицами, ответственными за соблюдение бирочной системы и безопасное проведение работ с применением бирочной системы являются:

лицо, выдающее наряд или распоряжение;

допускающий к работе;

электромонтер по обслуживанию или слесарь по ремонту и обсл\ и анию (далее слесарь);

лицо из технологического персонала, управляющее механизмом (далее оператор механизма);

производитель работ;

члены бригады.

1.5. Допускающими к работе могут быть: помощник (заместитель) начальника цеха, начальник участка (передела, смены), старший мастер (мастер), механик, электрик, энергетик.

Перечень лиц, назначаемых допускающими, утверждается начальником цеха.

Примечание: С разрешения начальника цеха при небольшом объеме работ обязанности допускающего могут выполнять оператор механизма, электромонтер или слесарь по обслуживанию * случаях. указанных в пп. ?. .14 и 8.15.

1.6. Бирочная система предусматривает применение двух типов бирок: жетон-бирки и ключ-бирки (Приложения 1,2,3,4)_.

I.?. Клтачбирка (ключ с навешенной биркой) предназначена для подготовки цепей управления электроприводов механизмов к включению или отключению с помощью замка-выключателя (Приложение 5), устанавливаемого на п ультах-управления механизмами, а также цепей управления с помощью электромагнитов гидро-пневмораспределителей.

Примечание: Отключение цепей управления с помощью ключ-бирки не является достаточным условием безопасности для допуска к работам.

1.8. Замок-выключатель - это контактная система (замыкания

и размыкания), приводимая в действие ключом, работает по принципу:

электрическая цепь замкнута при вставленном и повернутом в скважине замка-выключателя ключе;

электрическая цепь разомкнута при отсутствии ключа в замке-выклгочателе.

1.9. При собранных электрических схемах, во время эксплуатации

механизмов, ключ-бирки должны находиться в замках-выкл-оиателях, а жетон-биоки на местах их навешивания в соответствии о п.2.5.

При отсутствии ш»то1Г ||, бирни~ на месте навешивания и ключ-бирки у оператора, запрещается собирать электросхему электромонтеру, открывать вентиль или задвижку гидропривода, пневмопривода слесаря.

При отсутствии ключ-бирки у оператора запрещается опробовать механизм.

Приложение I Рекомендуемое

Кетон-бирка для механизмов с электроприводом

Окраска - зеленая.

Бирка долина изготовляться из изоляционного материала (допускается металл),

На б крку наносится порядковый номер агрегата, электропривода, панели, к которым откосится тзтсш-^ирка, сокращенное :о;"* д оно, гзнче участка, цеха.

Окраска - белая.

Бирка должна изготовляться из изоляционного наторил."!", (попускается металл).

На биоку наносится порядковый номер лгрсгат-э н.-.л токпнпйма, сокращенное наименование учаоака цока.



Жетон-бирка для механизмов с гидроприводом





Окраска - белая.

Кирка должна изготовляться из изоляционного материяля (попускаете

На бирку наносится порядковый номер агрегата, гидропривода, пакет к которым относится жетон-бирка, сокращенное наименование участка, цеха.


Метон-бирка для механизмов с пневмоприводом

Окраска " белая(оседлая).

Пирке должно иг?потопляться из изоляционного матопизла (гonveкается

* - Л Г! 1 *> ! «| J

Но бнпку наносится порядковый помор агрегата или, мскон"-зма, сокращенное наименование нпл^оь-р цех.* 1 .

Приложение 5 Обязательное

Требования к замку-выключателю с ключ-биркой

1. Замок-выключатель представляет собой стационарное электротехническое устройство, служащее для подготовки цепей управления электроприводами механизмов или группы механизмов к включению с помощью ключ-бирки.

Ключ-бирка состоит из ключа и бирки.

2. Технические требования к замку-выключателю с кюоч-биокой.

2.1. Номинальное напряжение - переменного тонн частотой 50 Го 380 В, постоянного тока 220 !:.

8.2. Контакты замка-выклоче тел я водник ппмцксИ" ыул гт.дл при нахождении ключа в замке и повороте его не 20°,

2.3. Ключ может быть изъят из замка только в отключенном положении при разомкнутых контакнтех замка-выключателя.

2.4. Конструкция замка должна исключать самопроизвольное выпадание ключа из замка,

3. Количество вариантов ключей должно исключать возможность включения механизма ключ-биркой от замка-выключателя другого механизма и должно быть не менее 50.

4. Замок-выключатель поста управления должен обеспечивать сво бодное и надежное запирание и отпирание пускового устройства обору довянкя к располагаться в удобном для обслуживания месте.

5. Конструкции замка-выклюиатедя и глюча к дому г л л *.**» i быть надежны, исключать счмовключение или отключение запирающего «ли блокирующего устройства о? действия вибрации и уд.э^чьр" ! гл гоугок, возможность поражения персонала электротоком и включение посторонними предметами или другими ключами.

Журнал видачи-яриеиа бирс е

Наименование

РОСПИСЬ пои

выдаче бирок

Фамилия, роспись пои приема бирок

агрегата

(механизма)

выдал заявку на работу к выдачу бирок

разобрал электросхе-му, выдал жетонубир-ку (электромонтер по обслуживанию)

(допускающий)

бипки после проведения работы (допускающий)

привял ключ-бирки (оператор)

принял - жетон-бирки (электро-монтвр по обслуживанию)

1.10. Проектным технологическим и научно-исследовательским институтам при подготовке новых проектов, я также заводам-изготови-телям нового оборудования следует предусматривать установку на механизмы замков-выключателей с ключ-бирками.

1.11. Изменения в электрической схеме действующего оборудована при введении бирочной системы должны быть сделаны по проекту и письменно согласованы со службой главного энергетика предприятия.

1.12. На основе и в развитии настоящего руководящего документ* на предприятиях может быть разработан стандарт предприятия (СТП ССБ Г на порядок применения бирочной системы с учетом специфики эксплуатируемого оборудования е электроприводом, гидроприводом или пневмоприводом.

2. Условия применения жетон бирок- и ключ-бирок

2.1. На предприятии, в каждом подразделении, должны быть составлены согласованные с руководителями электрослужбы и механо-службы предприятия и утверждены главным инженером, главным специалистом перечни оборудования и механизмов, подлежащих укомплектованию ключ-бирками и жетон-бирками с указанием Типов бирок.

В перечне следует включать:

основное технологическое оборудование (металлургическое, обогатительное,v металлообрабатывающее, кузнечно-прессовое, горнодобывающее и др.);

грузоподъемное оборудование;

оборудование заводсаого и цехового транспорта и другое специальное оборудование индивидуального обслуживания и оборудование, за которым затруднен постоянный надзор при эксплуатации и ремонте.

Установка замков-выключателей с клгоч-бирками обязательна на всех грузоподъемных и транспортных механизмах: кранах, электрокарах, передаточных тележках, толкателях и т.п.

2.2. В каждом цехе должны быть выполнены следующие мероприяти?

укомплектованы ключ-бирками пульты управления механизмами,

а панели управления жетон-бирками в соответствии г перечнем;

определены иоборудованы места хранения ключ-биоок и«.-жеФон-ф*рсщ^(контрольные щиты) от неработающих механизмов;

назначены лица, ответственные за сохранность жетон-бирок и ключ-бирок;

внесены необходимые изменения в технологическую документацию (чертежи, электросхемы и т.п.) электроприводов рлеханизмов и цепей управления с помощью электромагнитов гидро, пневмораспределителей, на которых установлены замки-выключатели с ключ-бирками.

Йт8": “Кетон-бирка применяется на всех механизмах с электроприводом ирлужит для допуска к работам)техническое обслуживание и ремонт), выполняемым с разборкой силовых цепей и цепей управления электроприводами.

v ■■flnrtT Жетон-бирка должна навешиваться на пенили управления электроприводом (на щите, в шкафу). Места навешивания жетон-бирок не панелях управления должны быть хорошо витга и недостутпш для постооонних лиц.

H’frr С целью сигнализации о запрете сборки электрической схемы места навешивания жетон-бирок обозначают красной контурной линией» которая должна быть хорошо видна при отсутствии жетон-бирки на меоте и закрыта жетон-биркой при ее навешивании.

■ 8твг Жетон-бирка применяется также на механизмах с гидроприводом и служит для допуска к работам (технологическое обслуживание и ремонт), выполняемым с отключением гидропривода и пневмопривода.

SW4* Яетон-бирки, применяемые на гидро-пневащоприводах, к запорной арматуре которых возможен свободный доступ посторонних лиц, хранятся в комнате слесаря по ремонту и обслуживанию гидравлических и пневматических систем, в недоступном для посторонних лиц месте в специальном, закрываемом на замок ящике.

■ф?#: Жетон-бирка, применяемые на отдельно стоящих механизмах с электроприводом, к силовой пуско-регулирующей аппаратуре которых возможен доступ посторонних лиц) Например, вентиляторы, аэраторы и т.п.), хранятся в комнате электромонтера по обслуживанию в недоступном для посторонних лиц месте в специальном, закрываемом на замок ящике.

Ятф* Если от одной группы предохранителей иди одного автомата, или запорного устройства, имеющих одну жетон-бирку, питается несколько механизмов, то в случае проведения работ на любом из механизмов, разбирается общая электросхема или отключается общая сеть ня вс® группу данных механизмов и жетон-бирка передастся г порядке изложенном в п.3.3.

При длительном ремонте одного ив таких механизмов и необходимости включения в работу остальных, от электропривода ремонтируемого механизма отсоединяется силовой электрический кабель-, конце кабеля закорачиваются и заземляются; в пневмо- гидросистемах устанавливаются заглушки на питающем трубопроводе и системе управления гидро или пневмоприводом механизма.

После отметки в журнале о выдаче и ремонте одного из механизмов жетон-бирка вывешивается на свое место и общая схема группы механизмов может быть собрана и запущена в работу.

JfKTfffr Ответственность за сохранность жетвн-бирок во время эксплуатации механизма возлагается на электромонтера или слесаря но обслуживанию,

2.ТТ. механизмы С РЛСКТРОПРИВС.домКО^.^"ТОПИОЩДСГТ лнпа^ятугуп которых находится в машинных ослах (»лект г н"с г еош":х ломо"*’Ц”""Л", запираемых шкафах), а п удътч управления рдсоплсгготся в постах управления или к пультам управления возможен свободный доступ посторонних лиц, оборудуются н-кетои-биркой И КЛЮч-бИРКОЙ.

2,12. Ключ-бирка служит для допуска ж управлению механизмами.

2.ТВ. Замки-выключатели механизма, управляемого с нескольких постов одним оператором, цштчшы иметь одну ключ-бирку. Если замки выключатели на пультах управления имеют разные ключи, то они должн быть с(фепдены, иметь одну бирку и рассматриваться как одна ключ-бирка.

2.14. На пуяьтах управления, с которого осуществляется управление несколькими механизмами, связанными в технологическую линию, попускается устанавливать один замок-выключатель, обеспечивающий отключение цепей управления электроприводов всех моханивнов с помощью одной кл-оч-бирки.

2.Г2. На механизмах, разборка силовых цепей м цепей утеплен! которых воэ^лоденэ. на оператора, имеющего соответствующую (не ниже п) группу по одектроб я зопасности, используетсе ключ и навешен ной жетонбиокой, который одновременно выпедчпет ^ункпин ключа-биту в соответствии с п,2.12 и жстон-бипки п соответствии с п.2..

Пои этом жетон-бирка во время работы механиома находится не на панели управления, а вместе с ключом на пульте управления мехэиия

2.16. Замки-выключатели могут не применяться на механизмах, посты управления которых оборудованы запорами или находятся в запираемых помещениях. В этом сличав допуск к управлению механизмами может осуществляться с помощью ключей от таких помещений с навешенной прямоугольной биркой, подлежащих учету.

2.1?. Ключ-бирки на механизмах технологических линий, работающих в автоматическом режиме, должны находиться на пульте управления, при этом в отсутствие оператора пост должен закрываться на замок.

2.18. Ответственность за сохранность ключ-бирки во время эксплуатации несет оператор механизма.

8. Порядок передачи жетон-бирок и ключ-бирок.

2Л. Ницаки, участвующими в приеме и передаче: бирок являются:

электромонтер по обслуживанию или слесарь но ремонту и обслуживанию;

оператор механизма;

допускающий к работе;

производитель работ.

3.2. При эксплуатации оборудования ключ-бирки должны передаваться по смене операторами, жетон-бирки - электромонтерами или слесарями по обслуживанию или через сменных руководителей под роспись в оперативном журнале.

3.3. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту необходимо соблюдать следующий порядок передачи ключ-бирки и метои-бирхи:

электромонтер или слесарь по обслуживание передает оператору жетон-бирки;

оператор механизма передает допускающему жетон-бирки и свою ключ-бирку.

После проведения работ порядок передачи жетон-биоок и ключ-бирок обратный.

3.4. Допускающий к работе, перед допуском ■< работе обппзн;

дать распоряжение с записью в журнале элоктоочрнтеоу или слесарю на производство необходимых отключений электэоппивопов, гидроприводов, пневмоприводов, конРоолиоовать правильность заполнения журнала;

проверить выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ {

ограждений рабочего места, .упоров, заглушен и т.д., вывешивание предупредительных плакатов, организация надзора);

при наличии опасности для работающих со стороны рядом работающих механизмов, связанных в технологическую линию и управляемых со смежного рабочего места, предусмотреть их отключение с изъятием ключ-бирок и жетон-бирок.

3.5. При передаче жетон-бирок и ключ-бирок каждому из участников необходимо выполнить следующие операции, обеспечивающие безопасность оабот;

электромонтер по обслуживанию по распоряжению гспуоклюиего производит отключение силовых цепей и цепей упрагмопия олектронриво дом; принимает меры» исключающие подачу напряжения на электрические цепи;

слесарь по ремонту и обслуживанию гидро-пневмосистем закрывает вентиль подвода сжатого воздуха на пневмопривод и сбрасывает давление воздуха до атмосферного, принимает меры по предотвращению попадания сжатого воздуха в пневмопривод, для гидроприводов - закрывает

задвижку на трубопроводе подачи рабочей жидкости в систему, принимает мери по предотвращению попадания рабочей жидкости в гидооприво

вывешивает предупредительные плакаты: "Не включать - работают люди!";

оператор механизма в присутствии допускающего и электромонтера {слесаря) путем пробных включений меаяиипмп убеждается в его отключении;

допускающий перед допуском к работе производителя работ и членов бригады получает от оператора жетон-бирки и и*л w-биэки, про** веоеяот выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ* производит допуск к работе.

3.3. При ремонтных работ**", *уголняек,< х бригадой по наряду-допуску, КЛЮЧ-бИОКИ И ИвТОН-бИОКЧ находятся У ГОЛУСКЯЩЩСГО, который несет ответственность з* и* оо^аиностъ.

Пли работах, длящихся более одной смены, кг о»»-.4* о ни и жетон-бирки вместе с нарядом-допуском передаются попусктыссы т.ч.оте по сиене с указанием этого в журнале сдани-приемки смены.

Примечание: При техническом обслуживании и ремонтных работах небольшого объема, не требующих оформления наряда-допуска, ключ-бирки и жетон-бирки хранятся у производителя работ, который несет ответственность за их сохранность.

3.7. При необходимости опробования механизма и по окончании работ допускающий совместно с производителем работ обязан вывести людей из рабочей зоны, сделать необходимые распоряжения по подготов" не механизма к включению, передать ключ-бирки и жетон-бирки (при работе по наряду-допуску сделать требуемые отметки в наряде-допуске об окончании работ). Сборка электрических схем, гидро-пневмосхем

и уличение (опробование) м«?|гянизмя пооисгоя.ятсп только после паттол-ifx/онала «мдачи-гтриема биоок по распоряжению допускающего.

3.8. Попускающий к работе поест ответ пт по.^пить от ош-нчипанши и обеспечение безопасного производства работ.

3.9. Электромонтер по обслуживанию несет ответственность за полноту необходимых отключений силовых цепей и цепей управления электроприводов и принятие мер, препятствующих подаче напряжения на электрические цепи электроприводов.

ЗЛО. Слесарь несет ответственность за полноту и правильность отключения привода (отсутствие давления о гидросистеме и в пневмо-системо) .

3 Лт. Оператор механизма с гидроприводом или пневмоприводом несет ответственность за полноту операций по фиксированию рабочих частей

з Л2. Оператор механизмов с олгктролппоодо"" и сорт огпотствен-ногтт.» па полноту операций по приведению ком пндоапларатов механизма в исходное (нулевое) положеш-те, исключающее включение в работу механизма.

3.13. Производитель работ носат ответственность оа выполнение тоебопани г безопасности на рабочем место.

3.14. При производстве работ чобом.кггс обг-ечч, гччоу"пяемнх

п порядке текущем эксплуатации, допускается "опмос.е.г;и обязанностей оператора механизма с обязанностями полусне-плане. Пси стой оператор перелает 1гл‘.)и-бирки и жетон-биоки, по" : ус::;пг.!е от эпоктпоаентера или слесаря по обслуживанию, производителю тбел".

3.15. Если на механизм не распространяется требование установки ключ-бирки, то при производстве работ небольшого объема, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, допускается совмещение обязанностей электромонтера (с группой не ниже Ш) или слесаря по обслуживанию

с обязанностями допускающего. В этом случае жетон-бирка находится у производителя работ.

3.16. Передача (выдача, прием) клгач-бирок и жетон-бирок, связан ная с разборкой гидро-пневмосистемы, силовой цепи и цепей управлении электропривода, оформляется в журнале выдачи-приема бирок под роспис лип, участвующих в выдаче-приеме бирок. Рекомендуемая форма журнала поивапяна в Приложении 6.

При работах по наряду-допуску алектоомонтер по обслуживанию и допускающий делают необходимые отметки в наряде-допуске.

П.1?. Распоряжением начальника цеха назначаются отпятственные за сохранность и правильное оформление куриалов выдачи-приема бирок в подразделениях цеха (участка, смены и т.п.).

Журнал выдачи-приема бирок должен храниться у лиц, имеющих право выдать наряд, распоряжение или быть допускающим к работе.

4. Организация хранения и восстановления жетон-бирок и ключ-бирок.

4Л. Ответственность за изготовление жетон-бирок и бирок к ключам и их дубликатов, обеспечение ими производственных подразделе ний ггоеяпоиятия следует возлагать на руководителей механической службы и службы матеоиалъно-техяического снабжения предприятия.

АЛ, От^стптленчость за оборудование мест нанетизеиия жетон-б^ рок и установку замков-выключателей с ключ-бирками возлагается на руководителей электротехнической службы предприятия (цехе, участка и т. п.) .

«*. 3. Ответственность за обслуживание и ремонт замков-выключат* лей, ч?л:*, о хранение ключ-бирок, жетон-биоок и их дубликатов от неработающих мохаиизмов возтягпется на руководителей ол^ктоотехнич!

кой службы.

4.4. В случае утери жетом-биоки или ключ-би^ки р*оотэ на механизм» должна быть немедленно ппекоагсена по выяглочия ^»ичии утери, а производитель пабот и члены бригады выведены допускающим из раб о

Т1АТЙ *ЧПИМ,

Лицо* потерявшее жетон-бирку или ключ-бирку, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

4.5. Работы на механизме могут быть продолжены после получения дубликата бирки и проверки отключения гидропривода, пневмопривода, электрических цепей. Выдача дубликата бирки производится по распоряжению начальника цеха.

4.6. При невозможности оперативной выдачи дубликатов жетон-бирки и ключ-бирки работа на механизме может быть продолжена по распоряжению начальника цеха после оповещения под роспись в оперативном журнале или журнале выдачи-приема бирок всех лип, ответственных ой безопасное производство работ, по п.ТУ,.

ло течение 24 «асов о w o* /f ; v ir:a утери ключ-бирку или жетон-бирка должны быть восстановлены (макетов теки) г соответствии с требованиями Приложений I,2,3,4.

4.8. При обнаружении утерянных ключ-бирок или жетон-биоок должны быть приняты меры по исключению их дальнейшего использования.

Бирочная система на комбинате вводится с целью:

Не допускать на агрегатах и механизмах выполнения работ без ведома лиц, управляющих ими.

Воспрепятствовать лицам, управляющими механизмами, агрегатами, самостоятельно пускать их в работу.

Обеспечение безопасности организации труда и правильных производственных взаимодействий между лицами, выполняющими эти работы.

Бирочная система предусматривает применение двух типов бирок: ключ-бирку и жетон – бирку.

Ключ-бирка служит для допуска к управлению механизмом лиц, имеющих на это право.

Жетон-бирка служит для пропуска к работам: ремонту, осмотру, чистке, наладке, проверке надежности крепления, устранения неполадок, требующих остановки и разборки силовых и оперативных цепей электропривода.

На каждом участке должен быть составлен и утвержден руководителями перечень механизмов, соответствующие надписям на обрамлениях электрических шкафов, щитов, панелей управления электроприводом. Перечень должен находится на рабочем месте оперативного электротехнического персонала и в журнал учета работ с применением бирочной системы.

Жетон-бирка навешивается на панелях управления электроприводом механизма, в запирающихся распределительных шкафах-щитах, в месте расположения коммутационной аппаратуры, с помощью которого производится отключение силовых и оперативных цепей электропривода, куда имеет доступ только дежурный электрик и не допускается посторонние лица, в том числе управляющие механизмами. Наличие жетон - бирки на месте ее навешивания означает, что механизм и его электропривод подготовлены к работе. Место навешивания жетон – бирки обозначается красным треугольником. При отсутствии жетон – бирки красный цвет сигнализирует о том, что механизм и его электропривод находятся в нерабочем состоянии.

Все случаи передачи жетон – бирки, связанные с разборкой и сборкой электропривода следует фиксировать в журнале.

Ключ – бирка с замком – выключателем представляет собой устройство, служащее для подготовки цепей управления механизмов к включению. Требования к функциональной работе этого устройства, к бирке – ключу:

Замок выключатель должен представлять собой контактную систему, приводимую в действие ключом и работать по принципу: при наличии ключа в скважине замка–выключателя – электрическая цепь замкнута, при отсутствии - разомкнута.

Конструкция ключа – бирки должна быть надежной, исключить: самовключения, отключения контактов от действия вибрации и ударных нагрузок; возможность поражения обслуживающего персонала электрическим током и включения замка выключателя посторонними предметами или ключами от других замков-выключателей.

Назначение: бирочная система – система допуска к работам, обеспеч-ивающая безопасную организацию труда, и устанавливающая соответ-ствующие требования безопасности, производственные взаимоотношения между лицами, выполняющими эти работы.

В основу бирочной системы положен принцип: «только этот работник может управлять механизмом или выполнять на нём работы, у кого в данный момент находится на руках бирка ».

Замок выключатель (электромеханический замок) – это контактная система (замыкания и размыкания), которая работает по принципу – «электрическая цепь замкнута при вставленном, повернутом в скважине замка выключателя в ключе».

Электрическая цепь разомкнута при отсутствии ключа в замке выключателя.

Ключ-бирка – металлический диск, на котором выбито наименование цеха и номер крана, и отверстие для ключа. Выдается в единственном экземпляре НА КРАН. При утере бирки, на основании чего выдается дубликат – виновного привлекают к ответственности.

Билет 18

Вопрос 4

Назначение системы предупредительно плановых работ (ППР)

Система ППР предусматривает проведение ремонтов 2-ух видов : текущего и капитального.

При текущем ремонте кранов осуществляют замену отдельных быстроизнашивающихся деталей и узлов: замена ходовых колёс, разборка и сборка редуктора, и замена масла, проверка креплений и других мелких дефектов.

При капитальном ремонте проводят полную разборку, очистку, промывку всех механизмов, частичную замену их, устраняют все дефекты, выявленные в процессе эксплуатации (на основании вахтенного журнала и дефектной ведомости мастера по кранам) и обнаруженные при проведении ремонта, а также могут увеличить грузоподъемность крана и т.д.

Планы текущих и капитальных ремонтов работ оформляют в виде годовых и месячных графиков.

Билет 18

Вопрос 5

Назначение и устройство блочной подвески башенного крана

Крюковая подвеска представляет собой грузозахватный орган, оборудованный крюком и подвешенный на грузовых канатах к тележке или к главным блокам стрелы.



Подвеска состоит: из двух щёк (1) (литых или из листового металла), между которыми на осях вращаются канатные блоки (2). В нижней части щёк установлена траверса, в которой на упорном подшипнике закреплен грузовой крюк.

По количеству блоков подвески бывают: безблочные., одно-двух и трёх блочные.

Безблочные подвески применяют на кранах с малой грузоподъем-ностью (2-3т.) при подвеске груза на одном канате без полиспаста (КБ-402).

Одноблочная подвеска используется на кранах с небольшой высотой подъема (20-25м.), где отсутствует опасность закручивания грузового полиспаста.

Двухблочные подвески используются на кранах с большой высотой подъема подвеса (более 25м.). чтобы не закручивался полиспаст блоки широко разведены друг от друга.

Трёхблочные подвески – на кранах с переменной кратностью грузового полиспаста.

На кранах с большой грузоподъемностью (более 25т.) применяют крановые подвески с большим числом блоков.

На башенных кранах наиболее распространены двух-, и трехблочные крюковые подвески.

Двухблочная крюковая подвеска состоит: из 2-ух листовых щёк, двух осей, на которых на шариковых подшипниках установлены блоки, траверсы и пропущен через неё крюк. Щеки стянуты между собой пятью болтами с распорными трубами. Крюк опирается на траверсу через упорный шарикоподшипник и может легко вращаться относительно крюковой подвески. Такое крепление крюка позволяет разворачивать поднятый груз вокруг вертикальной оси подвески. Подшипник крюка закрыт от грязи и влаги крышкой и резиновыми уплотнителями. На кране имеется предохранительный замок, который препятствует произвольному выходу серьги съемного грузозахватного приспособления из зева крюка. Трехблочную подвеску имеет кран КБ-674.

Массу крюковых подвесок при проектировании подбирают так, чтобы они опускались без груза на крюке под действием собственной силы тяжести, протягивая грузовой канат, на котором они подвешены. Иногда, при недостаточной массе подвески на щеки навешивают дополнительные грузы (КБ-674).

На ряде кранов-погрузчиков (КБ-572А), оборудованных грейфером, подвешенным к крюку на крюковой подвеске, размещают механизм поворота грейфера, управляемый машинистом крана.

9. Траверса

Билет 19

Вопрос 1

Устройство и назначение тормоза ТКГТ-300 (400)

Т – тормоз, К – колодочный, Г – гидравлический, Т – переменного тока, 300 (400) – диаметр шкива.

Тормоза предназначены в грузоподъемных кранах для полной остановки хода передвижения моста и тележки на заданном отрезке пути и для полной остановки механизма подъема и удержания груза на весу.

Устройство: рис

1. Основание

2. Болтовые крепежи

5. Вилка ригельная

К рычагам пальцами

крепятся чугунные

колодки с подкладками

(лента, феррадон).

6. Колодка

7. Лента феррадон

9.Шкив полумуфт

Через отверстие рычага

проходит тяга, упира-

ется в палец и проходит

через него. Палец укреп-

ляется коромыслом.

11. Коромысло

12. Регулировочные гайки.

Коромысло крепится к рабочей стойке пальцами. К коромыслу крепится пальцем шток главной пружины.

13. Главная пружина.

14. Приваривается пластина

На пальце крепится гидротолкатель, который состоит из гидравлической ванны и короткозамкнутого двигателя. Стойки крепятся регулировочным болтом.

15. Гидротолкатель

16. Гидравлическая ванна

17. Короткозамкнутый двигатель.

Билет 19

Вопрос 2

Назначение, устройство кранового заземления

Все части электрооборудования (корпуса, электродвигатели и аппараты), не находящихся под напряжением, могут оказаться вследствие плохой изоляции или короткого замыкания, должны быть заземлены. Для этого корпуса надежно присоединяют заземляющим (устройством) к колоннам, которые имеют соединение с землей.

На кране защитное заземление нужно для того. Чтобы спасти крановщика, электромонтера от поражения электрического тока.

Заземляющее устройство – это преднамеренное устройство, состоящее из медного провода, сплетенного между собой с клеймами, где одну сторону заземляющего устройства надежно закрепляют к корпусу, а вторую часть к месту установки.

В кабине моста крана вся электроаппаратура заземляется к кабине, кабина – к главным балкам моста. На галерее моста заземляется корпус двигателя, магнитные катушки тормозов, сопротивление, контакторные панели, концевые выключатели передвижения тележки.

На тележке электроустановка заземляется к настилу тележки и через ходовые колеса на надтележечные рельсы к главным балкам моста.

Мост, через х.колеса на подкрановые пути, которые соединяются перемычкой в местах стыка. Подкрановые пути к балкам крана, балки – через болтовые соединения к колоннам здания, колонны здания вместе с нулевым (линейным) проводом в землю до почвы промерзания.

В почве устанавливаются три стержня, окрашенные кузбасс лаком (гудроном), между собой соединены сваркой и выведены к соединению колонны. Сопротивляемость соединения должна быть 4 Ома, если меньше, то рядом выстраивается ещё одно сооружение.

Билет 19

Вопрос 3

На что нужно обратить внимание при осмотре крюковой подвески

1. На крепление щековин и их деформацию;

2. Исключить трещины, ослабление болтовых соединений на ригельной планке, которая стопорит ось блоков и ось траверсы крюка;

3. Крепление хвостовика крюка в оси траверсы, т.е. осмотреть гайку, ригельную планку и болты, стопорящие от самораскручивания гайки с хвостовика крюка;

4. Вращение крюка в оси траверсы вокруг своей оси на 360°, кроме магнитных кранов;

5. На крюке должен быть замок, клеймо, где указан номер завода-изготовителя, грузоподъемность и дата изготовления;

6. Исключить на крюке в зеве крюка в опасном месте сечения не более 140% от первоначальной его толщины, а также облом рога крюка;

7. Деформация крюка, т.е. отгиб рога крюка, а также облом рога крюка;

8. Не допускать износ ручья блока более 40% от первоначального его радиуса, а также облом реборды блока, его деформации.

Билет 19

Вопрос 4

Порядок допуска крановщиков к самостоятельной работе

Лицо, не моложе 18 лет, прошедшее медицинское обследование и признанное годным, и прошедший полный курс теоретического и практического обучения, сдавший успешно экзамен квалификационной комиссии с участием инспектора Ростехнадзора.

Билет 19

14 ..

БИЛЕТ № 14

1. Порядок применения марочной системы при управлении кранами и ПС

Администрация предприятия (цеха) обязана:

2) установить порядок приема и выдачи переносного пульта и ключа-марки к нему в соответствии с положением о порядке применения марочной системы на предприятии.

Крановщику-оператору, сдающему смену, не разрешается передавать переносной пульт и ключ-марку от него, если приемка крана сменщиком не проводилась или проводилась с нарушением производственной инструкции.

Для подготовки крана и системы дистанционного управления к работе крановщик-оператор должен:

1) включить пульт ключом-маркой и проконтролировать включение индикатора на пульте и контрольной лампы на кране. Если индикатор не включился, следует заменить аккумуляторную батарею; если не включилась контрольная лампа на кране, необходимо прекратить работу до выявления и устранения неисправности;

…………….

При работе с краном, оснащенным ключ-маркой, крановщик-оператор должен:

4) в случае "залипания" кнопок командоаппаратов на пульте немедленно отключить кран нажатием аварийной кнопки; если при этом система не отключается, выключить ее ключом-маркой;

7) при перерыве в работе убирать переносной пульт в установленное место, оставив у себя ключ-марку;

9) отключить пульт ключом-маркой при внезапном обесточивании крана. Если в этом случае груз остался в поднятом состоянии, следует вызвать (через стропальщиков или других рабочих) инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры к недопущению прохода людей под поднятым грузом;

10) бережно относиться к пульту и ключ-марке, следить за их чистотой.

3.4. При работе с краном, оснащенным ключ-маркой, крановщику-оператору запрещается:

1) передавать ключ-марку посторонним лицам;

2) во время кратковременного перерыва в работе оставлять пульт включенным ключом-маркой и без присмотра;

…………

2.Порядок строповки и складирования труб.

При обвязке и зацепке труб стропальщик должен:

1) производить обвязку и зацепку труб в соответствии со схемами строповки;

2) проверить массу груза по списку масс грузов (если стропальщик не может определить массу груза, он должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемными сооружениями);

3) канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;

4) обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей (доски, бревна, прутки, трубы и т.п.) и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах.

5) перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен проверить, нет ли на трубах незакрепленных деталей и инструментов, перед подъемом труб большого диаметра следует проверить, чтобы в них не было земли, льда или предметов, которые могут выпасть при подъеме;

6) убедиться в том, что вовремя подъема груз не может ни за что зацепиться;

7) убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом груза стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле крана, на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем выйти из опасной зоны.

Согласно «Инструкции по складированию и хранению материалов, оборудования и запасных частей на складах баз производственно-технического обслуживания и комплектации, предприятий и организаций Министерства нефтяной промышленности. РД 39-7-904-83» при хранении труб необходимо соблюдать следующий порядок:

2.2. На открытых площадках материальных складов, которые должны быть забетонированы или заасфальтированы с уклоном 2 - 3 градуса для стока воды, хранится …., трубы стальные (кроме газовых и тонкостенных), трубы чугунные и фасонные части к ним.

2.3. Под навесами хранят: …. трубы мелких диаметров.

2.7. Порядок укладки на местах хранения труб, …….., техника их хранения зависит от их габаритных размеров, способа упаковки, поступающего количества и других условий.

2.8. Трубы стальные: обсадные, бурильные, нефтепроводные, насосно-компрессорные должны храниться в стоечных стеллажах на открытых площадках.

2.9. Перед укладкой труб на хранение проверяется правильность маркировки и наличие предохранительных элементов (колец, колпаков) на резьбовых соединениях.

2.10. Укладываются трубы раздельно по размерам.

2.11. На одном стеллаже укладываются трубы, имеющие одни и те же параметры: тип, условный диаметр, толщина стенки, группа прочности, тип и класс резьбы.

2.12.Требования, предъявляемые к стеллажам и укладке труб в штабели, следующие:

2.12.1. Рабочая (опорная) поверхность стеллажей должна быть горизонтальной с целью предотвращения самопроизвольного перекатывания труб.

2.12.2. Высота стеллажей от земли должна быть не менее 300 мм.

2.12.3. Высота штабеля труб на стеллажах не должна превышатьтрех метров .

2.13. При укладке труб рядами диаметромдо 300 мм в штабель высотой до 3 метров, между рядами должно быть проложено не менее 3-х прокладок: для насосно-компрессорных труб - 30 мм ; для обсадных, бурильных и нефтепроводных - 40 мм - для удобства застройки. Трубы диаметромсвыше 300 мм укладываются в штабель высотой до 3 метров без прокладок, в седло (или «пирамидой»).

2.14. Каждый стеллаж должен быть снабжен табличкой, содержащей основную техническую характеристику размещенных на данном стеллаже труб.

2.15. Наличие смазки на трубах с нарезкой и на муфтах проверяется и при необходимости восстанавливается.

………………

2.18. Во избежание скатывания труб, ….. со стеллажей запрещается переполнять ячейки стеллажей с образованием "шапок". Стеллажи должны иметь противораскатные стойки.

……………….

2.23. Расстояние между рядами штабелей (стеллажей) должно быть не менее 1 метра.

……………….

2.25. Габариты приближения штабелей к железнодорожному пути должны быть не менее 2,25 м от рельса.

2.26. Концы проката выравниваются при помощи торцевателей.

Особенности строповки труб:

Строповка длинномерных грузов – стропы должны накладываться от края груза на расстоянии1/4 его длины.

Строповка труб – необходимо применять стропы со специальными захватами или на «удавку», траверсы. Недопустимо применять стропы с крюками, вставленными внутрь тела трубы, т.к. крюки не предназначены для работы на разгибание.

Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте.

Строповка труб с тепло- или гидроизоляцией – необходимо использовать текстильные ленточные стропы.

Порядок допуска персонала на крановые пути и галереи мостовых кранов

Марочная система эксплуатации мостовых кранов

При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться марочная система, при ко­торой управление краном разрешается лишь крановщи­ку, получившему в установленном владельцем порядке ключ-марку. Марочная система обеспечивает безопасность эксплуатации кранов и регламентирует взаимоотношения между эксплуатирующим и ремонтным персоналом.

Марка представляет собой металлический диск или пря­моугольник с выбитым на нем регистрационным номером крана. Марка закрепляется на ключ контактного замка ввод­ного устройства крана. Ключи-марки должны храниться в специальном настенном ящике с застекленной дверцей. На предприятии (в цехе) приказом должны быть назначены лица, ответственные за выдачу ключей-марок.

Прием смены производится крановщиком после получе­ния ключа-марки под расписку. При сдаче смены он пере­дает ключ-марку сменщику или возвращает ее ответствен­ному за выдачу. При осмотре, обслуживании или ремонте крана ключ-марка передается лицу, ответственному за про­ведение работ. До получения ключа-марки ремонтному персоналу запрещается вести работы на кране.

1. Выходы на крановые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты на замок.

2. Допуск персонала, обслуживающего краны, а также других рабочих на крановые пути и проходные галереи действующих мостовых и передвижных консольных кра­нов для производства ремонтных или каких-либо других работ должен производиться по наряду-допуску, определя­ющему условия безопасного производства работ.

3. В наряде-допуске должны быть указаны меры по со­зданию безопасных условий выполнения работ, в частнос­ти меры по предупреждению поражения ремонтного пер­сонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крано­вые пути работающих кранов.

4. Порядок выдачи наряда-допуска и инструктажа рабо­чих определяется владельцем крана. О предстоящей работе должны быть уведомлены записью в вахтенном журнале кра­новщики всех смен пролета, цеха, где производится работа, а при необходимости - и крановщики смежных пролетов.

ВНИМАНИЕ! Использование крана для работы во вре­мя его ремонта не разрешается. Без наряда-допуска можно производить осмотр и тех­ническое обслуживание крана, а также устранение неис­правностей по вызову крановщика.

Мостовые краны по решению владельца могут исполь­зоваться для производства строительных, малярных и дру­гих работ с имеющихся на кране площадок. Такие работы должны выполняться по наряду-допуску, определяющему меры безопасности по предупреждению:

Падения людей с крана;

Поражения электрическим током;

Выхода на крановые пути;

Столкновение кранов;

Перемещения крана и его тележки. Использование крана для перемещения грузов при вы­полнении с его моста указанных работ не допускается.