Все монотеистические религии имеют свои. Архаичные верования

В процессе эволюции человечество прошло несколько этапов развития массового сознания, каждый из которых характеризуется определенным отношением человека к миру, социуму, к себе; формами поведения и мифологической системой. Пройденные этапы не исчезают бесследно, а остаются в коллективном бессознательном. Эта информация передается в ходе воспитания и обучения каждому ребенку в форме произведений, построенных на классических мифологемах, корни которых уходят к более глубоким пластам культуры. Таким образом, мифы составляют основной материал, из которого строится массовое сознание.

Сохранение информации о пройденных этапах (пластах) часто приводит к тому, что при определенных условиях возможна регрессия человека до уровня одного из этих этапов, с характерными изменениями мышления, поведения, видения мира. Данный эффект проявляется в целом ряде явлений:

Криминальная субкультура. «В зоне ряд экзотических явлений характеризует первобытное общество. Обряды инициаций в «паханы; жестокая кара за нарушения «табу»; наколки как символ принадлежности. Несколько бранных слов могут выражать сотни понятий, состояний и надобностей», Л. Самойлов, «Путешествие в перевернутый мир».

Массовые психозы, приводящие к беспорядкам, войнам и революциям.

Возможность реагирования на определенные символы в соответствии с архаичными сценариями поведения: подсознательное отождествление себя или значимых людей с животными-тотемами, вовлеченность в стандартные мифологические сетки, использование архаических образов при описании мира.

Предпосылками для возникновения такого эффекта могут являться фрустрация основных потребностей личности, эмоциональное вовлечение в уже сформированную субкультуру, а также непосредственная рестимуляция архаичных пластов психики образами и символами, связанными с данными культурными уровнями.

Рестимуляция соответствующих пластов может проявляться в виде неосознаваемой религиозности, под которой понимается выполнение человеком каких-либо архаических религиозных ритуалов без осознания их религиозной сути и смысла совершаемых действий. Строительство своего мировоззрения на системе религиозных мифов без осознания мифологической природы своих представлений.

Иерархию мифов можно выстроить как в массовом сознании, так и в бессознательном отдельного человека. В общем виде можно выделить следующие пласты коллективного бессознательного: тотемический, фетишистский, анимический, первобытно-магический и мифологический.

С ними соотносятся несколько устойчивых религиозных форм. Наиболее архаичной из известных на сегодняшний день религиозных систем, является тотемизм.

Тотемизм представляет собой отождествление себя или группы людей с каким-либо животным (реже - растением), именуемым тотемом. Характерные черты тотемических культов:

  • 1. Табу (запрет) на убийство животного-тотема, за исключением особых ритуальных случаев (совместного поедания тотема)
  • 2. Ритуальное подражание тотему
  • 3. Использование частей животного-тотема (когтей, зубов, шкуры), убитого в культовых целях, появление тотемических фетишей
  • 4. Существование тотемического мифа, описывающего возникновение данной тотемической общности
  • 5. Экзогамность тотемической группы
  • 6. Наличие ритуала тотемической инициации

Ритуал тотемической инициации считается самым древним и архаичным, именно он является прообразом всех сегодняшних ритуалов инициаций как в религиозной, так и в светской жизни.

По достижении половой зрелости мальчиков (реже - девочек) выделяли в отдельную группу и налагали на них ряд ритуальных ограничений. Параллельно юношу обучали охотничьим навыкам, посвящали в мифы и предания племени, где важную роль играл миф о чудовище, поедающем мальчиков, а затем оживляющем их в качестве взрослых членов племени. По завершении подготовки кандидатам предлагался свободный и сознательный выбор - пойти на инициацию, то есть на съедение. Если юноша отказывался, он оставался в племени, но не пользовался правами взрослого члена. Согласившихся отводили в место обитания злого чудовища, где их подвергали на выносливость к боли и терпению. Символическое поедание - прохождение через обруч с воткнутыми в него зубами - кульминационный момент. В знак умирания и воскрешения бедолаге наносились раны. Распространенной была процедура обрезания. В племенах с фантазией кандидату могли выбить зуб, выщипать волосы. После этого горемыке объясняли эзотерический миф инициации, повествовавший о добром духе-покровителе. Сообщали, что никакого чудовища, поедающего мальчиков нет, брали подписку о неразглашении, и он становился равноправным субъектом деятельности.

С психологической точки зрения тотемизм интересен как первый шаг к осознанию человеком себя, своей сущности, своего вида и роли в окружающем мире. Фактически тотем был первым самоназванием человека как вида. Показательно, что развитие тотемизма шло от группового к индивидуальному (нагуализм), что наглядно демонстрировало индивидуализацию сознания на этом этапе. С социальной точки зрения тотемизм интересен как первый шаг к социальной структурированности человеческого сообщества.

Современная культура ничуть не меньше изобилует проявлениями этой религиозной формы. Следы тотемизма прослеживаются на государственных символах, гербах городов. Животная символика присутствует и в спортивной субкультуре, причем не просто в названии команд, но и в ритуалах тотемического характера, использующихся для повышения уровня агрессивности и ощущения группового единства. В ход идет даже «боевая раскраска» под оного животного. В религиозных системах тотем вовсю замещает многие религиозные образы: Святой дух предстает в виде голубя, Сатана в виде змея, чтеырех Евангелистов часто сопровождают их животные-символы: орел, бык, лев.

Наряду с тотемизмом у первобытных народов существовала и другая религиозная форма - фетишизм. Хотя его трудно назвать самостоятельной религиозной системой, он крайне интересен для рассмотрения.

Фетишизм - система представлений, основанная на признании за некоторыми предметами (фетишами) - способности влиять на жизнь человека. Первыми фетишами были части животного-тотема. В дальнейшем перечень предметов, которые обладают дивными свойствами, стал расширяться. Если первобытный человек маршировал на охоту, да споткнулся о камень, да охота при этом оказывалась удачной, то чудо-камень становился фетишем. И к нему норовили прикоснуться всякий раз, когда нужно было идти на охоту. Этот же принцип явился зачаточной формой гомеопатического закона магии. В более развитых формах фетишизма к фетшиу могли обратиться с просьбой, могли сделать жертвоприношение («кормление фетиша»), а могли и просто выпороть. Логика проста - испытав боль, фетиш лучше запомнит, о чем его просили (как человека).

Психологическая сущность фетишизма крылась (да и сейчас кроется) в свойстве человеческой психики - опредмечивать переживания, то есть переносить на внешний объект комплекс эмоциональных состояний. Такое опредмечивание является разновидностью интроекции, то есть выведения наружу психологических напряжений.

Фетишизм несмотря на свои древние корни является одной из наиболее устойчивых религиозных форм и присущ не только всем позднейшим религиям, но и современной культуре. Государственные фетиши: флаги, гербы, символы, значки. Изобилует ими студенческая субкультура. Человек окружает себя индивидуальными фетишами: амулетами, талисманами, камнями, «счастливыми» предметами, предметами «на память».

Под анимизмом понимают первобытное мировоззрение, основанное на приписывании предметам окружающего мира индивидуальной жизненной силы, а в клинически-критических ситуациях и личных черт. Предположительно, что человечество, пришло к такому открытию, распространив способности фетишей влиять на жизнь людей, на все окружающие предметы. В «развитом» анимизме возникает представление о возможности отделения нематериальной субстанции от материальной составляющей, то есть о духах. На этом этапе сознания возникает культура сновидений, погребальных культов и система ритуалов, регламентирующих отношения с природой.

Основные представления анимизма были незатейливы и сводились к следующему. Болезнь вызывалась одним из двух факторов: вторжением в человека и в его жизнь постороннего духа. Такой казус мог произойти вследствие нарушения человеком правил и запретов, связанных с миром духов (нанесение обиды этому духу, разрушение его физического жилья, например, срубание дерева, убийство животного или врага). Чтобы предотвратить заболевание (в качестве профилактики) - исполнялись ритуалы по задабриванию такого пострадавшего духа. Соблюдался траур по убиенному, менялась внешность (чтобы дух не узнал). Отсюда небезызвестный обычай боевой раскраски у индейцев. Лечили заболевания особые люди и до гениального просто - с помощью угроз или уговоров заставляли духа покинуть тело больного.

Второй фактор болезни - это утеря человеком своего собственного духа или нанесение ему вреда. Это связывалось с восприятием сна как результата отделения духа человека от его оболочки и блуждание в мире духов. В результате таких блужданий дух мог заблудиться, мог быть насильственно задержан другими духами и даже (какое коварство!) - быть уничтоженным! Для предотвращения такой вопиющей ситуации были известны «надежные методы»: укрывание во сне, завязывание перед сном рта, обматывание себя веревками. Лечили «похищение духа» весьма способные люди, которые могли находясь в измененном состоянии сознания (трансе), найти утраченный дух и вернуть его законному владельцу. Наиболее широко и полно эта методика разработалась и применялась в шаманизме.

Анимистическая теория происхождения религий (Э.Тайлор) рассматривает анимизм как исходную точку возникновения всех более поздних религий.

Переход анимизма в политеизм произошел вследствие развития представления о духах, и их трансформацию в образы богов. Подобные тенденции Э.Тайлор связывает с развитием абстрактного мышления у первобытного человека, которое двигалось в двух направлениях:

  • 1. Более абстрактное понимание мира
  • 2. Абстрагирование в понимании духа с точки зрения его взаимосвязи с материей

Психологическая теория сущности анимизма:

Вопрос о том, существуют ли духи, занимает мыслящее человечество с давних времен. В ходе его решений «мнения депутатов разделились». Причем диаметрально противоположно.

Попыткой объединить две известные концепции, две непримиримые точки зрения на этот вопрос, является психологическая трактовка религиозных представлений, предложенная выдающимся психологом и философом К.Г. Юнгом.

Эта трактовка базируется на психоаналитической концепции бессознательной составляющей человеческой психики, а также в введенном самим Юнгом понятии «автономный бессознательный комплекс» (АБК). Согласно вице-апостолу - это взаимосвязанная группа переживаний человека, вытесненная в бессознательное и продолжающая жить там как целостное автономное образование, косвенно влияющая на психологическое состояние человека, а также через психосоматику на его здоровье. Поскольку сознание пытается защититься от его беспардонного влияния, в психике возникает мощный интерпсихический конфликт, приводящий к высокой напряженности, избавиться от которой помогают включающиеся в действие защитные механизмы психики. Одним из них является механизм проекции. Суть этого механизма в проецировании внутренних тревожащих факторов во вне.

Ярким примером действия такого механизма является тест Роршаха или его бытовой аналог: при долгом разглядывании хаотического рисунка на обоях или чернильного пятна начинают проступать конкретные узнаваемые образы. Они могут быть эмоционально окрашенными - например, тревожащими, предостерегающими. Эти образы не случайны. Анализируя их, можно определить состояние психики человека, раскрыть ее эмоциональную наполненость до таких глубин, которые человек даже не может осознать. Современный человек отторгает эти образы, не обращает на них внимание, считает их детской забавой, однако правильно их используя, он мог бы не только исследовать состояние своего бессознательного, но и влиять на него.

Именно так и поступал первобытный человек, взаимодействуя с духами, которые являлись (согласно этой теории) ничем иным как проекцией его бессознательных комплексов.

Исходя из вышесказанного - ритуалы анимизма, как и ритуалы более поздних религиозных систем, можно интерпретировать как рычаги управления собственными бессознательными напряжениями.

Проиллюстрируем это на примере одного из ритуалов анимизма.

«Ритуал задабривания убитого на охоте врага»

Дух убитого в данном примере символизирует чувство вины, которое испытывает человек, лишивший жизни другое существо, а ритуал - это символическая компенсация вины. По убитому врагу носили траур, который вместе с большим количеством запретов представлялся символическим наказанием, избавляющим от чувства вины.

Аналогично интерпретируется и жертвоприношение, которое, по сути, является отказом от части какого-либо имущества, то есть является самонаказанием.

Первобытная магия

В основе магии лежит представление о существовании тонкой взаимосвязи между всеми явлениями окружающего мира. Повлияв на одно явление, мы чудесным образом можем изменить другое.

Выделяют два закона причинно-следственной взаимосвязи феноменов окружающего мира, используемых в культуре первобытной магии: гомеопатический и симпатический.

Гомеопатический закон гласит, что подобное порождает подобное. То есть следствие похоже на свою причину. Яркой иллюстрацией этого закона является представление о том, что если нанести вред изображению человека, то человек может заболеть и даже умереть.

Согласно симпатическому закону (или закону заражения): предмет, находившиеся какое-то время в контакте, соприкосновении, остаются связанными друг с другом. Повлияв на один из таких предметов, можно повлиять и на другой. Этот удивительно тонкий закон лежит в основе представления о том, что человеку можно нанести вред, воздействуя на остатки его пищи, кусочки волос, ногтей, и т.п.

Как видим, магические представления о мире коренным образом отличались от анимистических.

Природа в системе магических представлений не является мыслящим, наделенным свободой выбора объектом. Наоборот, все происходящее жестко регламентировано причинно-следственными законами. Любое событие вызвано правильно совершенными ритуалами. Тогда как в анимистическом мире всем управляют духи, причем по своему усмотрению. И могут как удовлетворять просьбы людей, так и «иметь их в виду».

Шаманизм

Шаман - посредник во взаимоотношениях мира людей и мира духов.

Космогония шаманизма предполагает наличие трех миров: верхнего - неба, среднего - мира людей и нижнего - подземного.

Шаман по выбору духов. Когда человек заболевал так называемой шаманской болезнью и его начинали посещать видения, галюны, поведение становилось странным и неупорядоченным, случались припадки, похожие на эпилептические. В видениях являлись духи и предлагали ему стать шаманом. Если претендент пытался отказаться от почетной миссии, духи угрожали убить его, и болезнь обострялась. Если выбранный духами человек соглашался на сотрудничество, он излечивался, однако у него оставалась способность по своему желанию вызывать шаманский транс. Новопосвященный шаман начинал осваивать свое ремесло.

Шаман по обучению. Характерная профессиональная прослойка для более развитых культур. Чтобы стать таким шаманом, человек проходил подготовительный курс у уже признанного шамана, часто у старшего родственника. Затем запрашивалась санкция у духов, и после получения таковой человек становился шаманом.

Шаман по передаче получал духов-помощников и статус шамана от другого шамана, чаще всего по наследству. Известны случаи продажи духов-помощников.

Следует отметить, что профессия шамана была достаточно трудной, и даже опасной (известны случаи, когда могли и порешить болезного, если тот не смог вызвать дождя или еще чего).

Вершиной шаманского культа являлось шаманское путешествие, во время которого шаман в состоянии транса мог отделять свой дух от тела и перемещаться в мир духов. Там улаживались всяческие дела, передавались просьбы, отыскивались заблудшие души и возвращались законному владельцу.

В зависимости от направления путешествия шаманы делились на белых (путешествующих в верхний мир) и черных (в нижний мир). Подобное разделение не связано с добрыми и злыми деяниями, так как с помощью духов верхнего и нижнего мира можно было как делать добро, так и пакостить. Шаманы высокого уровня могли путешествовать без виз и авиабилетов во всех трех мирах.

В особо сложных случаях группа шаманов могла предпринять совместное путешествие - камлание. Подобные камлания могли продолжаться по несколько суток подряд.

Достаточно долгое время (даже в серьезных трудах по религиоведению) бытовало мнение, что шаманизм - примитивное суеверие первобытных народов, а шаманы - обманщики и шарлатаны. Однако исследования последних трех десятилетий в области трансперсональной психологии коренным образом изменили взгляд на феномен шаманизма. Это исследования, посвященные измененным состояниям сознания (ИСС), которые впервые были обнаружены как результат воздействия на человека психоделических препаратов. В дальнейшем были выявлены и другие, немедикаментозные методы вхождения в ИСС (холотропное дыхание, ребефинг, медитативные техники).

Исследования С. Гроффа людей, находящихся в разных формах ИСС, выявили поразительное сходство между собой, а также с известными в этнографии описаниями шаманских путешествий.

Использование шаманского опыта, обогащенного различными интерпретациями западной психологии, позволило разработать ряд эффективных психотехник, направленных на лечение психологических и психосоматических расстройств. Успехи последних десятилетий в психосоматической медицине также дали возможность по-новому взглянуть на терапевтические процедуры, используемые шаманами.

Что же представляет собой шаманское путешествие с точки зрения психологии? Принимая положение о человеческой психике как результате взаимодействия трех составляющих: подсознания, сверхсознания и сознания (а сознание обычного человека надежно отделено от подсознания и сверхсознания), констатируем, что шаман (он же человек, пребывающий в ИСС) приоткрывает свое сознание бессознательным образом, и беспрепятственно путешествует в нижний мир - подсознание, или в верхний - сверхсознание. Кому что больше нравится…

Исторические формы религии.

Религии могут быть
монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);
родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);
народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);
мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Архаичные формы религиозных верований
Одной из общепризнанных форм древних религиозных верований является фетишизм – придание сверхъестественных (магических) свойств каким-либо предметам действительности. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека формой или свойствами. Если фетиш помогал, то его почитали, если нет – заменяли другим или «наказывали». Другой ранней формой религии считают тотемизм – веру в существование магических связей между группой людей и определённым видом животных (растений). Этнографы считают, что тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью человека присваивающей культуры (собирательство, охота). Вид растений, животных, играющих особую роль в жизнедеятельности первобытного человека, становился тотемом, что отражалось в мифах о происхождении человека и мира. Тотемизм мог включать и ритуальное употребление тотемных животных, растений. Есть предположение, что в рамках тотемизма возникла целая система табу (запрет), своеобразный механизм регулирования социокультурного бытия древнего человека. Распространённой формой древнейших верований была магия (колдовство) – совокупность представлений и действий, в основе которых уверенность в возможности влияния на действительность искусством использования таинственных сил. Магия и сегодня сохраняется в тех сферах деятельности человека, где он не уверен в эффективности своей обычной практики. Современные этнографы предлагают классификацию магии по различным основаниям. Например, по целям воздействия магию делят на виды: любовную, лечебную, вредоносную, военную, хозяйственную. Профессиональные маги – шаманы, колдуны, бахсы (у казахов) – выполняли функцию духовных лидеров и занимали соответствующее место в социокультурной системе. Среди древних форм религиозных верований называют и анимизм (душа) - веру в существование душ и духов. Согласно концепции видного исследователя анимизма антрополога Э. Тайлора, верования развивались из двух источников: осмысление психических состояний (сон, галлюцинация, болезнь) и стремление к олицетворению и одухотворению окружающей действительности.
Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Виды религий
Политеи;зм (от греч. ;;;;;, «многочисленный, много» + греч. ;;;;, «Бог, божество» - «многобожие») - религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния. Среди существенных изменений в характере религиозных верований периода перехода от общинной к государственной организации является замена иерархии духов иерархией богов, получившей наименование политеизма (многобожие). Боги связаны с природными стихиями и социокультурными силами. Меняется религиозная деятельность; она становится регламентированной. Появляются социальный слой профессиональных служителей культа, зачастую сочетающих религиозную деятельность с иной духовной, а также постоянные святилища, становящиеся центром религиозной жизни. Таким образом, религия начинает оформляться как самостоятельная сфера жизни общества, социокультурная подсистема государственно-организованных сообществ.
Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие - политеизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Пантеизм - учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) - вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм

МОНОТЕИЗМ (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего для религий авраамовского круга (иудаизма, христианства, ислама).
Хотя религии авраамовского круга исходили из положения, что единобожие являлось первоначальной религией человечества, с течением времен искаженной людьми и превращенной ими в многобожие, в действительности оно возникло значительно позже политеизма. Самая ранняя монотеистическая религия – иудаизм – первоначально носила политеистический характер и освободилась от него только в 7 в. до н.э. Однако монотеистический культ имел гораздо более давнюю историю, чем монотеистическая вера. В некоторых культурах признание многобожия не означало почитания многих богов (генотеизм): верующий часто поклонялся только верховному богу пантеона (культ Атона в Древнем Египте). Кроме того, еще в древности появилась тенденция рассматривать остальных богов как различные ипостаси одного главного божества, наиболее ярко выразившаяся в индуизме, где все боги (Вишну, Шива и др.) считаются воплощениями исходного божественного абсолюта – брахмана.
При этом некоторые признанные монотеистические религии до сих пор обладают некоторыми политеистическими чертами. Так, наиболее влиятельные направления христианства (католицизм, православие, лютеранство) разделяют идею троичного божества: одного единого бога в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух). Эта идея воспринималась и воспринимается строгими монотеистами и вне (иудеи, мусульмане), и внутри христианства (ариане) как отступление от единобожия.
Монотеизм неоднороден и имеет ряд теологических и философских разновидностей. Наиболее распространенные – теизм, пантеизм, панентеизм и деизм.
Теизм – вера в бога как абсолютную бесконечную личность, стоящую над миром и в то же время причастную к жизни природы и общества. Характерен для большинства монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама, сикхизма.
Пантеизм – представление о тождестве бога и природы. В противоположность теизму, не рассматривает бога и мир (творца и творение) как нечто различное. В древности был свойственен индийской философии Веданты, считавшей мир эманацией Брахмы, греческой элейской школе (бог – «единое все»), неоплатоникам, соединившим восточное учение об эманации с платоновской теорией идей, а также классическому буддизму и одному из его главных направлений – хинаяне (высшее духовное начало распылено по всему миру).
Панетеизм (термин, введенный немецким философом Х.Ф.Краузе в 1828) – представление о том, что мир заключен в боге, но не тождественен ему. Свойственен индуизму, согласно которому творец Брахма содержит в себе всю вселенную.
Деизм – учение, считающее бога безличной первопричиной, мировым разумом, породившим мир, но не слитым с ним и не участвующим в жизни природы и общества; познать его можно лишь с помощью разума, а не откровения. Возник в 17 в., получил распространение в европейской философии раннего Нового времени (Э.Херберт, А.Э.Шефтсбери, французские энциклопедисты).

Как религиозная форма монотеизм делится на инклюзивный (включающий) и эксклюзивный (исключающий). Первый утверждает, что боги, почитаемые другими религиями, на самом деле лишь иные имена одного единого бога (индуизм, мормоны); с точки зрения второго, они – или сверхъестественные существа второго ранга (демоны), или некогда обожествленные люди (правители, герои, предсказатели, целители, искусные мастера), или просто плоды человеческой фантазии.
К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство, ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

Политеизм противостоит монотеизму - вере в единого Бога, и атеизму - отрицающему существование Бога или богов. Происхождение и связь политеизма с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отождествляется с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле легально существовали священные горы и священные рощи, в которых совершалось поклонение языческим богам: Ваалу, Дагону, Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье и Передней Азии.
В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон - бог водной стихии, Гея - богиня земли; в социальной сфере - Гермес - бог торговли, славянский Велес - бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.
Выделяют различные виды политеизма: анимизм, считающий все явления природы одушевленными, источником которых служит вмешательство духов и демонов; фетишизм - почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами; тотемизм - вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы - с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.
Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала - это магизм. Политеизм магичен по своей сути.
Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как индуизм, синтоизм, африканские культы и других. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы - мифы о происхождении богов и космогонические - мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф - это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нём.

Пантеизм - учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: ;;; (пан) - «всё, всякий» и;;;; (теос) - «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы.
Термин «пантеист», от которого впоследствии произошло слово «пантеизм», впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.
Среди них досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр. Стоики были пантеистами, начиная с Зенона Китийского и в развитии позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия. В дохристианской Римской Империи стоицизм был одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом. Ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен.

На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь (например, амальрикане). К числу выдающихся христианских богословов этого периода с воззрениями близкими к пантеизму относятся: Иоанн Скот Эриугена, Мейстер Экхарт, Николай Кузанский. Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения у Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году). «Этика» Бенедикта Спинозы, оконченная в 1675 году, стала главным источником через который пантеизм получил распространение в Европе (хотя Спиноза сам не использовал термин «пантеизм»). Джон Толанд находился под влиянием как Спинозы, так и Бруно. В 1720 году он написал «Пантеистикон: или способ празднования общества Сократа» на латинском языке.
В 1785 году открытый диспут между критиком пантеизма Фридрихом Якоби и сторонником Мозесом Мендельсоном способствовал дальнейшему распространению знания о пантеизме среди немецких мыслителей конца XVI - начала XIX веков. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.
В течение XIX века в Европе пантеизм многими расценивался как религия будущего, привлек внимание таких мыслителей, как Вордсворд и Кольридж в Англии, Фихте, Шеллинг и Гегель в Германии, Уолт Уитмен, Ральф Эмерсон и Генри Дэвид Торо в США, Лев Толстой в России. В дальнейшем пантеистические мотивы проявляются всюду, где философия начинает тяготеть к теологии. Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в «Syllabus Errorum» назвал пантеизм среди «важнейших заблуждений нашего времени».
В XX веке пантеизм был оттеснен политическими идеологиями коммунизма и фашизма, последствиями двух мировых войн, и релятивистскими философиями экзистенциализма и постмодернизма. К числу известных пантеистов XX века можно отнести английского писателя Лоуренса, американского поэта Джефферса, учёного Альберта Эйнштейна, архитектора Фрэнка Ллойда Райта, историка Арнольда Тойнби.
Современное развитие
В конце XX века пантеизм начал заново возрождаться. Пантеисты настаивают на необходимости экологического сознания в обществе и СМИ. Часто говорится о том, что пантеизм лежит в основе теологии язычества. В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество», однако его численность остаётся небольшой. В 1999 году было создано «Мировое пантеистическое движение», которое имеет множество сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям.
В преддверии глобального экологического кризиса меняется отношение к природе, популярность и значимость пантеизма растет с начала 21 века. Ричард Докинз в «Бог как иллюзия» описывает натуралистический пантеизм как приукрашенный атеизм.
Ватикан продолжает выступления против пантеизма в папской энциклике от 2009 года и в послании 1 января 2010 года , в котором раскритиковал пантеизм за отрицание превосходства людей над природой и «видение источника спасения человека в природе». Фильм «Аватар», снятый Джеймсом Кэмероном в 2009 году, по общественной оценке представляет пантеистическое внимание и отношение к природе. The New York Times характеризует фильм как «продолжительную апологию пантеизма… выбор Голливуда религии для современного поколения».

Вопросы для изучения Исторические формы религий. Политеизм и монотеизм в религиях. Ранние религии (архаичные верования): Магия; Тотемизм; Фетишизм; Анимизм. Поздние религии: Национальные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм); Мировые религии (христианство, ислам, буддизм). Мировое распространение религий.














ПОЗДНИЕ РЕЛИГИИ Поздние религии – это религиозные учения, возникшие в период зарождения империй и государственности. Национальные (этнические) религии – исповедуются преимущественно людьми одной национальности и распространены, как правило, в одной стране. Мировые религии – исповедуются людьми многих национальностей и распространены в разных странах.




Христианство Христианство (от греч. «помазанник», «мессия») - мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христианство возникло в I веке в Палестине. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году, на Руси христианство стало государственной религией в 911 г. Христианство возникло в I веке в Палестине. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году, на Руси христианство стало государственной религией в 911 г. Христианство крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд. человек, так и по географической распространенности - почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.


Ислам Ислам - монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). Приверженцев ислама называют мусульманами. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке. С точки зрения большинства мусульман, ко всем народам отправлялись пророки, которые вели их по пути к Аллаху, но со временем люди отходили в сторону заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю пророк Мухаммед, считается последним, после которого не будет других пророков. С точки зрения большинства мусульман, ко всем народам отправлялись пророки, которые вели их по пути к Аллаху, но со временем люди отходили в сторону заблуждений, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. В череде всех пророков, посланных на Землю пророк Мухаммед, считается последним, после которого не будет других пророков. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. Только 18 % мусульман живут в арабских странах.


Буддизм Буддизм («Учение Просветлённого») - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. Количество последователей буддизма во всём мире млн. человек.


Национальные (этнические) религии Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества. Индуизм - религия, возникшая на индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите - сана́тана-дха́рма что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».


Национальные (этнические) религии Синтоизм - традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма. Конфуцианство - китайское этико- политическое учение, связываемое с именем Конфуция (до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа ученых».

АРХАИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Архаичные верования выступают составной частью двух культурных ком­плексов - мифологии и народной культуры. Хотя между ними наблюдает­ся тесное родство и пересечение, полностью совпадающими их назвать нельзя. Мифология носит скорее религиозный характер, а народная куль­тура - светский. Определения «религиозный» и «светский» имеют здесь условный смысл, так как мифология в строгом смысле не является религи­ей, а категория «светский» обычно относится к аристократии, а не к наро­ду. Можно выразиться иначе: народная культура придает верованиям при-земленно-бытовой характер, а мифология - возвышенно-духовный. Посе­му вопрос о верованиях освещается в двух разделах - религии и народной культуры, но под разными углами.

Архаичные верования выступают ранней формой современной религиоз­ной веры. Потому они и называются верованиями, а не верой.

Верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Древние люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблуждением или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. На веровани­ях основаны мифы. Верования - это взгляды, которые должны материали­зоваться, превратиться в нечто конкретное. Универсальное верование в бога у христиан конкретизируется одним образом, у мусульман, язычников или буддистов - другими.

Сложный симбиоз мифологических пережитков, разного рода примет и поверий представляли собой верования славян, в частности если речь шла об устройстве Вселенной. Согласно народным представлениям, удивительным образом наслоивших в себе дохристианские и христианские символы, в цент­ре Вселенной находилась земля, а в ее недрах помещался ад, где горел страш­ный огонь. Небо воспринималось как свод из твердого вещества. Причем небо было не одно, а целых семь. На нижнем помещались дожди, снега, роса и прочие метеоявления, управляемые ангелами. Солнце, луна и звезды на­ходятся на четвертом небе. Седьмое небо - рай (отсюда поговорка: «почув­ствовать себя на седьмом небе от счастья»). Земля выглядела плоской и пла­вала в океане-море на трех больших китах. Светила представлялись живы­ми существами, к ним обращались с просьбами. Звезды в народном

представлении были душами людей и умерших крещеных детей, души пра­ведников светят ярко, а грешников - тускло.

Такое верование или система верований представлялась слушающим аб­солютно достоверной картиной мира. Разубедить их в обратном было не­возможно. Даже более просвещенным европейцам потребовалось почти два тысячелетия для того, чтобы отказаться от птолемеевой картины мира и принять коперниканскую.

В числе религиозных верований С.А. Токарев называет тотемизм, ведов­ство, знахарство, эротические обряды и культы, погребальный культ, ран-

неплеменной культ (инициации), про­мысловый культ, материнско-родовой культ святынь и покровителей, патри­архальный семейно-родовой культ пред­ков, шаманизм, нагуализм, культ тай­ных союзов, культ вождей, культ пле­менного бога, аграрные культы, магию, анимизм 3 . Если подробно рассмотреть каждое из верований, можно заметить, что все они основаны на магических представлениях о возможности дости­жения необходимых целей магическим путем и соответствующих магических действий (обрезание, охота за голо­вами, заклинания и пр.) или бездействий (те или иные виды табу на пищу, сексуальную жизнь и т.п.) 4 . Сказанное касается того, что называется анимиз­мом, тотемизмом, шаманизмом и пр. Магические представления и действия лежат также в основе любой религии, включая мировые.

Архаичные религии кроме верований, мифов и мифологии включали также особые обряды и ритуалы. Комбинация тех и других дает три разных типа древней религии - тотемизм, фетишизм и анимизм. Их можно считать самыми древними культурными комплексами.

Культурные функции древних богов были очень обширными. Они защи­щали племя перед многочисленными опасностями потустороннего и при­родного мира, поэтому им поклонялись, приносили жертвы и молились им. Божества, каждый по своей специализации (бог ремесел, медицины, земле­делия и т.д.), приносили удачу в бизнесе. Их фигурки стояли в каждом доме, а не только в общегосударственном или племенном храме. Наконец, боги были тем же, чем позже стал флаг страны - символом всего народа, госу­дарства. Его нельзя попирать, отдавать врагу, сжигать. В то и дело возникав­ших межплеменных конфликтах и войнах уничтожение вражеского идола означало полную победу, а своего - поражение. Поэтому изображения бо­жеств хранили пуще глаза.

Боги подчиненного племени проходили унизительную процедуру: их включали в низшие уровни пантеона победителей. Больше того, теперь они могли вовсе изменить культурный статус, превратившись из позитивных в негативные божества - злых демонов. Ими пугали детишек, их вспомина­ли при неудаче всуе.

3 Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 621.

4 Марков Г.Е. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история (www.ethnonet.ru ).

Тотемизм

Тотемизм представляет собой комплекс верований и обрядов первобыт­ного общества (раннеродового строя), связанных с представлением о род­стве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотема­ми (на языке оджибве «ототем» - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотемизм основан на вере в сверхъестественную связь и кровную близость данного рода с каким-либо тотемом, который считался не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Первым объектом верования выступало животное. Наши предки ощуща­ли с избранным в качестве тотема (родового символа) животным, скажем, медведем или волком, такое же кровное родство, как с самыми близкими людьми. Члены группы, тотемом которой был, например, медведь, считали себя медведями и всех медведей членами своей группы. Тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего то­тема и что, следовательно, каждое животное - умерший родственник. То­тему поклонялись, его умилостивляли, к нему приобщались.

Доказано, что вера в оборотней напрямую связана с животным-тотемом. Если во время ритуальных танцев африканский охотник ведет себя, подоб­но леопарду или крокодилу, то считается, что в него вселился дух тотема. Происходившие в таком состоянии ритуальные убийства с оставлением сле­дов «леопарда» или «крокодила» приписывались оборотням.



На побережье Австралии аборигены поклонялись различным акулам и бо­гам-акулам; наиболее широко этот вид тотемизма был распространен на севе­ре материка, на побережье залива Карпентария. Жители островов Фиджи (ар­хипелаг объединяет более 200 островов, из которых примерно 150 обитаемые) имели богов-акул. Боги-акулы широко «представлены» в мифологии островов Индонезии и Филиппин. В Юго-Восточной Азии культ священных акул рас­пространен в Южном Китае и Вьетнаме. В Японии жители (особенно южных островов архипелага) в своей мифологии также довольно часто обращаются к акулам и скатам, например к морскому дьяволу - манте. У японских рыбаков промысел многих видов акул сопровождался ритуальными действиями и пес­нями. Есть отрывочные данные, позволяющие говорить, что следы акульего тотемизма прослеживаются и севернее, у коренных жителей Сахалина и Кам­чатки. Повсеместно существовали колдуны и шаманы, которые могли, а кое-где и сегодня могут «разговаривать» с акулами; заклинатели акул, весьма схо­жие с заклинателями змей, известны в Индии, на Шри-Ланке. Эти люди сопро­вождали ныряльщиков и сборщиков моллюсков. В ряде мест акулам не только поклонялись, но и приносили жертвы; чаще всего это были куски мяса, рыбы, плоды, животные, а в отдельных случаях и захваченные в бою враги и даже со­племенники. Еще в прошлом веке раз в год жители некоторых африканских племен приносили в жертву акулам ребенка. Человек становился жертвой акул при религиозных церемониях на Гавайских островах 5 .

Тотем тщательно оберегали от врагов и своих общинников, не посвящен­ных в исполнение обрядов. Все важнейшие этапы жизненного цикла чело-Мифы, легенды и... сенсации (http://aculyaca.narod.ru ).

века: рождение, переход из юношей во взрослые, смерть, - проходили че­рез специальные обряды посвящения. В процессе этой обрядности осуще­ствлялась социализация индивида, освоение обычаев, традиций и ценнос­тей общины.

Важнейшая роль веры в тотемических предков заключается в том, что в них как бы олицетворена связь родовой общины с территорией. Тотемизм освящает традиционное право данного рода на его землю и угодья. Тотем - это видимый знак единства и солидарности первобытного рода. Через то­тем почитается не только животное, но и данный род. Таким образом, тоте­мизм - самая ранняя и самая сильная форма идентификации группы.

Фетишизм

Фетишизм представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам. Фетиш [фр. fetiche, португ. feitico - амулет; волшеб­ство] - неодушевленный предмет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религи­озного поклонения. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо пора­зивший воображение человека: камень необыкновенной формы или рас­цветки, зуб животного, кусок дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет превратился в фетиш, должна проявиться его чудодейственная сила. У пер­вобытного человека фетиши встречались везде - на тропинке, у брода, на двери, на шее. Они предохраняли от болезни, приносили удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали ловить и наказывать разбойников, придавали храбрости, приводили в смятение неприятеля.

Фетишизм пережил свою историческую эпоху, стал элементом более поздней культуры. Рыцарь брал в крестовый поход платок или изображение дамы сердца, студент прячет в карман перед экзаменом какой-то «счастли­вый» предмет, бизнесмен или автогонщик пользуется более дорогими релик­виями. Отголоски фетишизма можно найти в уважении знамени полка, го­сударственного флага, символа клуба, чести мундира. Современные амуле­ты, которые берут с собой на соревнование спортсмены, являются пережитком фетишизма.

Разновидностью фетишизма считают идолопоклонство. Идол (от греч. eidolon, букв. - образ, подобие) имеет два значения: а) материальный пред­мет, которому придана форма человека или животного; б) изображение боже­ства или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле идол - предмет слепого поклонения. Поклонение иконам и святым мощам, существующие в современных религиях, - это пережиток одновре­менно фетишизма и идолопоклонства.

Анимизм

Третьей формой архаических верований является анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в существование духов и души. Его суть состоит в признании духовной силы, которая способна существовать отдельно от человека, животных или растений. Она переходит от одного места обитания в другое, вселяется в человека или животное и покидает его. Эта духовная сила может выглядеть как бесконечная субстанция, поглощающая вселен-

ную, или как конкретный человек, но нематериальный, а именно умерший предок. В Полинезии обитают племена, верящие в духов.

Человек в примитивном обществе был уверен, что добрые и злые силы, влияющие на его жизнь, исходят от духов. Существуют духи болезни, равно как и духи техники, например, автомобиля. К таким фигуркам, например, духа оспы обращаются для защиты от той или иной болезни или при лече­нии ее.

В сохранившихся до сих пор первобытных обществах верят, что болезнь насылают как живые, так и мертвые. Духи предков могут наказывать за не­уважение к ним. Живые, если их ос­корбили, способны навести порчу. Це­лители лечат больных силой духа и сна­ добьями. В честь духов устраивались праздники, им посвящались обряды и танцы, песни и ритуальные представления. Так, во время зимнего праздни­ка люди в Белла-Кула (Западная Канада) исполняли танцы, изображавшие основные моменты мифической истории их народа. Для этого надевались особые маски, изображавшие небесных духов.

У первобытных народов Океании бытует вера в то, что все живое прони­зывает некая сверхъестественная сила (мана), проводниками которой выс­тупают духи, некоторые люди и магические предметы. Островитяне выре­зали из дерева фигурки богов, духов природы и душ предков, чтобы создать оболочку - материальный «дом» для своего ману.

До сих пор многие интеллигентные люди подобно полинезийцам зани­маются вызыванием духов. В конце XX в. миллионы людей все еще верят в спиритизм, общение духов, переселение душ и т.п. Видимо, анимизм отра­жает какую-то глубинную потребность человека.

Высшей формой развития анимизма является вера в самостоятельное существование души. Душа может переселяться в других людей, животных, в растения. Вселяясь в мертвое тело, душа оживляет его. Когда человек уми­рает, душа отлетает от тела. Без души он вовсе не человек. В дальнейшем люди стали мыслить душу как двойника конкретного человека, его второе «Я». В современной литературе мы часто наблюдаем, как у злого человека его душа, оставаясь неиспорченной, выполняет роль внутренней совести, призывающей его одуматься и заняться добрыми делами.

История

Монотеизм в Древнем Египте

Ряд египтологов утверждает, что в Древнем Египте издавна существовал монотеизм. По этому вопросу выделяют три позиции:

  • традиция монотеизма существовала в течение всей истории Древнего Египта и была главенствующей (Вире, Дриотоп, Моренц, Вергот, Бадж);
  • первоначальная монотеисическая традиция в течение времени исказилась в политеистическую (Пьерре);
  • монотеизм в Древнем Египте был открыт только для жречества, а политеизм был уделом простолюдинов (Море).

Египтология признаёт, что монотеизм являлся исконной египетской религиозной традицией. «Для египтян различные боги с их особенными именами были всего лишь ипостасями или проявлениями Единого…», писал Вергот. Монотеистические воззрения египтян дошли до нас в «Мемфиском трактате», в котором Птах провозглашается Единым Творцом и Судьёй Вселенной, и в поучениях Гераклеопольского царя царевичу Мерикара, в которых затрагиваются религиозные верования египтян III тысяелетия до н. э.

Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в XIV веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.

Монотеистические религии

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм - первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство , лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки - племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.

Я и Отец - одно. Иоанн. 10:30

Это несомненно монотеистическая система представлений о высших силах.

Человек многие века жил в надежде об избавлении от страданий этого мира. Подавляющее большинство древней духовной литературы говорит о реальности этого избавления через некоего мессию (машиах ивр. ). Ученики Иисуса называют его Христом (Христос греч. - мессия). Христианство сегодня имеет огромное число последователей, образовавших множество конфессий. Основные христианские конфессии: католицизм, православие, протестантизм.

Критика христианства

Критика христианства не менее популярна чем само христианство. Наибольшее количество исторических конфликтов в истории последних двух тысячелетий связаны именно с христианством. Критике подвергаются как отдельные доктринальные положения христианства, так и вся система вероучения в целом.

В связи с неприятием христианского догмата о Троице , монотеистичность христианства оспаривается:

См. Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса .
  • антитринитариями и т. д.

Ширк - многобожие , заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является самым страшным грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк - это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк - это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды.

Согласно учению ислама , чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки - от Адама до Мухаммада . Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада , возрождает Таухид Ибрахима (библейского Авраама), который называется Ханиф. С исторической точки зрения ислам является самой молодой авраамической религией со строгим принципом единобожия в своей основе.

Примечания

Ссылки

  • Статья «Монотеизм » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья «Монотеизм » в Энциклопедии современной эзотерики
  • Статья «Монотеизм » в энциклопедии Кругосвет