норма право юридический лицо
В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются, прежде всего, на две большие группы - социальные и технические. Под техническими нормами в данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Но для краткости все их принято именовать техническими в контексте соотношения с социальными. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Юристы не занимаются техническими нормами - это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.
Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе Определяя должное либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей. Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.
Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка; норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства; норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.
Социальные нормы - это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе, нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.
В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.
Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное).
Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.
Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы действия. По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятельных выделить следующие виды социальных норм:
Эстетические (А. М. Айзенберг, М. Н. Кулажников);
Культуры (С. И. Вильнянский, И. Е. Фарбер);
Политические (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко);
Организационные (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло);
Нормы религиозных организаций (М. Н. Кулажников);
Нормы трудовых коллективов (А. М. Айзенберг);
Правила общежития (Ю. С. Ращупкин);
Нормы традиций и ритуалов (В. Н. Хропанюк).
Второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классификации социальных норм, - по содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, этические, эстетические нормы и т. п.
Есть и иные критерии классификации социальных норм:
по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).
Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования. ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему
общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на ихразвитие, но и преобразование.
Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».
Являются сложными и многогранными. Без надлежащего регулирования они быстро выйдут из-под контроля. Задача государства создать такие условия, в которых каждый мог бы беспрепятственно реализовывать свои права. Структура правовых отношений устроена непросто. В основе ее лежат правовые нормы, которые приняты для различных целей.
Что такое норма определенное правило, содержащееся в предписании компетентного органа. За невыполнение ее могут наступить санкции со стороны государства.
Виды юридических норм различны. Существует несколько оснований классификации.
Виды правовых норм
Их различают по В данном случае они могут исходить от самого государства либо же от гражданского общества. В первом случае их создают представители власти, во втором - обычные люди (например, жители сельского поселения на сходе или жители всей России на референдуме).
Виды правовых норм могут быть разграничены и на основании социального назначения, а также по той роли, которая им отведена в конкретной правовой системе. В данном случае они могут быть:
Регулятивными;
Учредительными;
Обеспечительными;
Дефинитивными;
Оперативными;
Коллизионными;
Охранительными.
Учредительные правовые нормы представляют собой исходные начала всего правового регулирования любых общественных отношений, пределов действия государства, правового положения людей. Они закрепляют основы социального, а также экономического устройства страны, выступают гарантом свобод и прав людей. Они закреплены в Конституции, законах и кодексах.
Охранительные виды правовых норм связаны с мерами государственного принуждения. Имеются в виду те, которые наступают вследствие нарушения каких-то запретов. Они не только устанавливают определенный порядок но и условия, а также порядок освобождения от него.
В обеспечительных нормах содержатся предписания, которые выступают своеобразным гарантом того, что в процессе правового регулирования будут учтены все субъективные обязанности и права. Их социальная ценность будет действительно велика только в том случае, если они используются правильно.
В входят предложения программного характера, которые определяют задачи и цели правового регулирования каких-либо отдельных видов общественных отношений. Они содержат нормативные объявления.
При помощи устраняются противоречия, которые периодически возникают между правовыми предписаниями. Все правовые нормы находятся в подчинении вышестоящим. Ничто не может противоречить нормам Конституции.
Оперативные связаны с датой вступления новых НПА в законную силу.
Существуют и другие виды правовых норм. Различают таковые, относящиеся к конституционному, уголовному, трудовому или иному праву. Все это нормы отраслей права. В свою очередь они могут делиться на процессуальные и материальные. Последние содержат определенные правила поведения, процессуальные - основа проведения процедуры применения данных правил.
Правовые нормы могут быть диспозитивными, рекомендательными или императивными. В данном случае деление основывается на методах правового регулирования. Характер императивных норм - сугубо властный, отклонения являются недопустимыми. Диспозитивные виды правовых норм автономны - они предоставляют определенный выбор. Рекомендательные же устанавливают правила желательного поведения.
Напоследок отметим, что нормы могут быть:
Общего действия:
Ограниченного действия;
Все нормы права можно поделить на две группы:
1) отправные (исходные, первичные, учредительные) - определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, методы; закрепляют правовые категории и понятия;
2) нормы - правила поведения - нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений.
Рассмотрим их подробнее.
Виды отправных норм права:
а) нормы-принципы - предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. К таковым относятся, например, нормы, содержащиеся в законах о Конституционном Суде или о Высшем Арбитражном Суде РФ, где закрепляются принципы независимости судей, подчинения их только закону;
б) нормы-определения (дефиниции) - предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий. Они могут как содержаться в различных статьях того или иного нормативного акта, так и составлять отдельную статью. Примером могут служить нормы- определения, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где закрепляются понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение» и др.;
в) нормы-цели. Они определяют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность как государственных органов, так и всего государства. Примером такой нормы можно считать ст. 1 Конституции РФ, указывающую на то, что наше государство является правовым;
г) нормы-расчеты. Они содержат определенные количественные показатели, расчеты. Примером таких норм может служить закон о бюджете, в котором содержатся статьи - показатели доходов и расходов, предельный размер дефицита бюджета и т.д.;
д) нормы-начала - конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства;
е) нормы-констатации. Они содержат определенные сведения о нормативно-правовом акте. К таковым можно отнести ч. 1 ст. 1 УК РФ, в которой говорится о предмете Кодекса. В некоторых случаях в статьях содержатся декларативные, программные, социально-политические, нравственные положения, призванные обосновать необходимость соответствующего нормативного правового акта.
Классификация норм - правил поведения может быть различной.
По назначению выделяют:
Нормы материального права, регулирующие экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения. С их помощью регулируются взаимоотношения граждан между собой и с государственными и общественными органами и организациями. Материальные нормы права регулируют деятельность государственных органов, политических партий и общественных объединений. К нормам материального права относятся, например, нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного права;
Процессуальные нормы права не регулируют материальных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. В целом процессуальные нормы носят процедурный характер и служат формой реализации норм материального права. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право.
Имеются они и в других отраслях права.В зависимости от методов правового реіулирования нормы права делятся:
На императивные (содержащие властные предписания);
Диспозитивные (содержащие свободу усмотрения). Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению;
Поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
В зависимости от характера содержащихся в нормах права предписаний (т.е. по характеру регулирования правил поведения) различают:
а) управомочивающие нормы права. Они предоставляют возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъектов. При изложении данных норм обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т.п. Управомочивающие нормы, например, пронизывают вторую главу Конституции РФ, посвященную правам и свободам человека и гражданина;
б) обязывающие нормы права. Они обязывают субъекта права совершить определенные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т.п.;
в) запрещающие нормы права. Они устанавливают обязанность не совершать определенные действия, запрещают определенные варианты поведения. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается». К запрещающим нормам относятся нормы уголовного права, значительная часть норм административного права.
Содержатся такие нормы и в других отраслях права. Так, в конституционном праве России имеются нормы, которые запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13 Конституции РФ).
В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права подразделяются на нормы: конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.
В зависимости от сферы действия:
Общефедеральные (действуют на территории всего государства);
Региональные (действуют на территории субъектов РФ или в пределах определенного региона, например на Крайнем Севере);
Нормы права местного самоуправления",
Локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации).
В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм права, они подразделяются:
На общие (охватывают всех лиц, проживающих на данной территории);
Специальные (регулятивное воздействие распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих).
В зависимости от функций нормы права бывают:
Регулятивные - направлены на урегулирование правомерного поведения (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства);
Охранительные - направлены на защиту нарушенных субъективных прав. Охранительные нормы предусматривают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение.